Содержание

Официальный сайт МОУ СОШ №6, г. Надым

Михаил Васильевич Ломоносов

             19 ноября 2021 года исполняется 310 лет со дня рождения величайшего русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Гениальный ум, блестяще сочетавшейся с исключительной глубиной мысли, дал Ломоносову возможность не только широко охватить и разработать все достижения науки своего времени, но и далеко предвосхитить их дальнейшее развитие.

           Ломоносов был одновременно физиком, химиком, астрономом, географом, метеорологом, минералогом, металлургом, филологом, историком, философом, педагогом, поэтом, художником, экспериментатором и изобретателем. Во всех областях науки он оставил богатое наследство.

          Ломоносовым был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы. В истории закона сохранения энергии и массы Ломоносову по праву принадлежит первое место.

        Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д.

Бернулли.

      Ломоносов высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.

      Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

       Ломоносов сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора.

         Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан. Ломоносов определил природу комет, высказав  смелую мысль о том, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца.

       Важное  значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней, разработал в литературе теорию «трёх штилей». Значительна роль Ломоносова в создании русского научного языка.

     Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы.

         И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. 

 

 

https://kratkoe.com/glavnyie-otkryitiya-lomono

https://studwood.ru/942344/istoriya/osnovnye_dostizheniya_lomonosova

http://мегафакты.рф/интересные-факты-о-ломоносове/

к 310-летию ученого Добролюбовка подготовила свою программу · Новости Архангельска и Архангельской области. Сетевое издание DVINANEWS

Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский академик, основатель Московского университета, человек энциклопедических знаний, чье имя прославило Архангельский Север на века.  В 2021 году исполняется 310 лет со дня его рождения.

Отмечать в стенах АОНБ им. Н.А. Добролюбова это событие становится доброй традицией. Библиотека, в истории которой был период присвоения ей имени М.В. Ломоносова, много лет занимается популяризацией творческого наследия прославленного северянина.

Добролюбовка обладает большим количеством печатных и электронных материалов, посвященных разным этапам жизненного пути, научной и творческой деятельности Михаила Ломоносова. Библиотека открыла доступ к наиболее ценным и уникальным из этих документов с помощью коллекции в электронной краеведческой библиотеке. К 300-летнему юбилею Ломоносова был создан сайт «Ломоносов – великий сын Поморья» и подготовлен библиографический указатель «Ломоносов и Север». Приглашаем посетить эти ресурсы.

К 310-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова Добролюбовка также подготовила программу мероприятий, посвященных жизни и творчеству великого ученого, просветителя и реформатора.

19 ноября состоится онлайн-лекция «Труды М.В. Ломоносова XVIII – первой трети XIX века в государственных учреждениях Архангельской области». Трансляция пройдет в 14:00 на портале «Культура.РФ».

20 ноября в 16:00 знатоки жизни и творчества ученого смогут проверить свои знания в командной игре «Ломоносов ближе, чем кажется».

21 ноября в 14:00 на лекции «Безвестные предки, именитые потомки Михаила Васильевича Ломоносова» слушатели узнают, откуда пошел род Ломоносовых, о повседневной жизни ученого, а также о судьбе его внуков и правнуков.

С 15 по 30 ноября увидеть ценные издания Ломоносова XVIII века из фонда библиотеки и узнать о деятельности их автора читатели смогут в рамках обзорной экскурсии по выставке «На пользу и славу Отечества». 

Мероприятие состоится с учетом всех санитарных требований, с ограниченным числом посетителей и предварительной регистрацией.

Посещение возможно только при наличии QR-кода о прохождении вакцинации. Заменить его могут либо QR-код о перенесенной в течение последних шести месяцев новой коронавирусной инфекции, либо результат отрицательного ПЦР-теста (сделанного за три дня до предъявления), либо справка медицинской организации о наличии противопоказаний к профилактической прививке против COVID-19.

(12+)

Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова

Выдающийся российский ученый-изобретатель Михаил Васильевич Ломоносов

Пушкин сказал о нем замечательно, точнее всех:

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Можно долго перечислять все звания знаменитого ученого Михаила Васильевича Ломоносова, который охватил множество научных сфер. Он являлся и физиком, и химиком, и деятелем культуры, а еще он – гениальный изобретатель и рационализатор.

Механика

Прежде всего нужно отметить, что М. Ломоносов стремился не столько изобретать новое, сколько исследовать природу не изученных в тот период явлений. Как ни крути, он – научный муж, о чем и сам неоднократно писал в своих письмах. Ломоносов создал вискозиметр – прибор, который мог определить уровень вязкости жидкости, с его помощью стали правильно подбирать смазочные материалы для машиностроения.

Также он первым понял, что если применить хрусталь и стекло в часовых механизмах, то можно снизить уровень трения в приборах такого рода.

Астрономия

Пожалуй, главным открытием для такой науки как астрономия служит разработанная Ломоносовым «ночезрительная труба» или просто прибор для ночного видения с телескопическим эффектом. В его разработке телескоп имел одно вогнутое стекло под углом в 4 градуса к телескопической оси. Солнечные лучи отражались в этом стекле и попадали в боковой окуляр. Свою разработку телескопа Ломоносов представлял ученым Академии наук.

В дальнейшем такие трубы для ночного видения были усовершенствованы, понимал необходимость доработок и сам Михаил Васильевич, а потому на протяжении жизни оттачивал на имеющихся телескопах свое мастерство наблюдения и исчисления звезд.

Оптика

Особенно стоит отметить вклад М. В. Ломоносова в науку о стекле, его эксперименты со стеклом измеряются тысячами.

В области оптики его изобретениями являются: ботоскоп и горизонтоскоп. Благодаря ботоскопу можно было отлично видеть глубину и изучать подводный мир, а горизонтоскоп позволял в горизонтальной плоскости рассматривать окружающую местность.

Выделяется несколько этапов в его работе со стеклом, которые раскрыли следующие темы: ассортимент исходных материалов, минеральные красители для стекла и изучение взаимодействия красителя и стекла.

Отличительной чертой методов работы со стеклом являлась отмеренная методика, ведь Ломоносов строго соблюдал количество компонентов, их взвешивание, плюс ко всему он хранил все свои образцы, которые были приближены к совершенству в его понимании, а их было более тысячи.

Элементы, с помощью которых Ломоносов добивался окраски стекол, имели следующий состав: свинец, олов, медь и сурьма. При использовании меди в различных химических соединениях он получал красные, зеленые и бирюзовые оттенки, до сих пор многие удивляются, как он получил такую богатую и красочную палитру.

310 лет назад родился Михаил Ломоносов

Михаил Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская Архангелогородской губернии, на Русском Севере. В это время Петр I сражался против Османской империи и два года как закончилась та самая Полтавская битва, которую Михаил Васильевич изобразит позже в своей знаменитой мозаике, размещенной в здании Академии наук Санкт-Петербурга. Его детство прошло в петровское время и, безусловно, он восхищался первым российским императором, живя в Российской империи, получившей мощнейший импульс европейского обновления и унаследовавшей от Петра идею о необходимости привлечения к государственной и научной деятельности людей из низших слоев общества, обладавших необходимой энергией и талантами. Тем не менее сам Ломоносов не имел никаких шансов быть затронутым в то время этим мощным восходящим потоком и пробивался к вершинам науки и административным академическим высотам самостоятельно, своими силами. Это он делал вопреки всей логике своего крестьянского бытия, диктующего максимум безбедную зажиточную жизнь продолжателя дела своего разбогатевшего на рыбном промысле и доставке товаров в город родителя.

Петр I умер, когда Михаилу было всего 14 лет, и началась эпоха дворцовых переворотов, когда власть в значительной мере утратила интерес к развитию наук и привлечению к государственной деятельности талантов с окраин.

Действие некоторых «социальных лифтов», предполагавших, в частности, необходимость посылать талантливых учеников на учебу за границу, продолжалось разве что по инерции. Идея привлечения к работе в России выдающихся иностранцев также постепенно извратилась, и уже в зрелом возрасте Ломоносов в полной мере поучаствовал в борьбе между набиравшими силу учеными русского происхождения и основной частью Академии, состоящей из иностранцев.

Русский историк Владимир Ламанский к столетию со дня смерти Ломоносова в 1863 году издал биографию великого ученого, в которой впервые отнес его к поморам, этот миф жив до сих пор, но сам Ломоносов, его предки и ближайшие потомки поморами себя никогда не называли, они были лишь «крестьянами Куроостровской волости», «двинянами», «холмогорцами». Во время учебы в Славяно-греко-латинской академии Ломоносов пытался приписать себя к духовному сословию и даже готовился к работе на этом поприще, однако обман быстро раскрылся, и ему еще сильно повезло, что начальство не стало сильно наказывать талантливого ученика. Впрочем, некоторые основания относить себя к духовенству у Ломоносова все же имелись: его мать, которая умерла очень рано, когда Михаилу было всего девять лет, вроде бы была дочерью дьякона.

Главной страстью Ломоносова с молодых лет были книги, образование и науки. Несомненно, его всегда притягивало естествознание, однако почти в равной мере он интересовался и историей, филологией, философией, даже богословием — был едва ли не абсолютным универсалом, которому рано или поздно давалось все, чем бы он ни занимался.

Его отец, по отзывам самого Михаила Васильевича, был по натуре человеком добрым, но «в крайнем невежестве воспитанный»: стремление сына к учености он не особо поощрял, а еще хуже относилась к увлечению подростка книгами его мачеха. До 19 лет Михаил продолжал жить в доме отца, и перелом наступил тогда, когда отец решил его женить вопреки воле самого будущего ученого. Предполагалось, что молодой человек, наконец, остепенится и не будет мечтать о несбыточном. Сказавшись больным и отложив женитьбу, Ломоносов совершил свой знаменитый побег в декабре 1730 года, покинув дом ночью, тайно, ни с кем не простившись, пробираясь некоторое время по полям в одиночестве и далеко не сразу присоединившись к обозу со знакомыми рыбаками, упросив их разрешить ему идти вместе с ними. Какое-то время после этого его считали беглым, а для того, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову и вовсе пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина». И таких эпизодов в его дальнейшей жизни случалось немало.

Буйный нрав будущего академика в полной мере проявился, когда его в числе нескольких самых талантливых учеников отправили обучаться за границу горному делу и металлургии. Оказавшись в германском Марбурге в возрасте 25 лет, Ломоносов со всей страстью окунулся в вольную студенческую жизнь. Профессор математики и философии Христиан фон Вольф, курировавший учебу русских студентов, так докладывал о Ломоносове в Петербург: «Он через меру предавался разгульной жизни. Пока он сам был еще здесь налицо, всякий боялся сказать про него что-нибудь, потому что он угрозами своими держал всех в страхе». Ему вторил другой наставник, Иоганн Генкель, который учил Ломоносова уже во Фрайберге и с которым у того вышел серьезный разлад, закончившийся возвращением в Россию: «Он колотил людей, участвовал в драках в винном погребке, братался со здешними молокососами, с самого начала слишком пьянствовал, поддерживал подозрительную переписку с какой-то марбургской девушкой — одним словом, вел себя непристойно».

Учеба в Германии кончилась тем, что Ломоносов самовольно ушел из Фрайберга, а перед тем, как рассказывал Генкель, он в ярости «изрубил и изорвал на мелкие кусочки изданные мною книги, хотя они составляли его собственность» и при этом так бушевал, что привел «все строение в сотрясение». Эти факты приводятся в фундаментальном труде Александра Морозова «Михаил Васильевич Ломоносов», который был опубликован в 1950 году «Молодой гвардией», а в марте 1952 года удостоен Сталинской премии. Самовольное оставление места учебы, а значит, и службы, грозило даже не каторжными работами, а неминуемой смертной казнью. Ломоносов пешком и без денег отправился по Германии с одними лишь пробирными весами и гирьками в кармане, надеясь где-нибудь подработать в качестве горного мастера. В кабаке он попадает в сети вербовщиков и вступает в прусскую армию, из которой ему удается дезертировать спустя несколько недель.

Возвратившись после долгих мытарств в 1741 году Россию, Ломоносов был все же прощен и через некоторое время устроен на работу в Петербургскую академию наук. Однако и там не обходилось, конечно, без скандалов. К тому же в Марбурге Ломоносов оставил жену, о которой он никому не рассказывал и почти два года не давал ей о себе знать, пока она не нашла его наконец через российское посольство. После этого Ломоносов уже не отрицал факта женитьбы, и в 1743 году Елизавета-Христина Ломоносова, в девичестве Цильх с дочерью Екатериной-Елизаветой и своим братом Иоганном Цильхом приехала в Санкт-Петербург.

В то же время за дерзкое поведение при академических распрях между «русской» и «немецкой» партиями в апреле 1743 года Ломоносов был заключен на несколько месяцев под стражу. Согласно приводимому известным русским историком Сергеем Соловьевым тексту жалобы, Ломоносов, явившись в Академию наук, «поносил профессора Винсгейма и всех прочих профессоров многими бранными и ругательными словами, называя их плутами и другими скверными словами… грозил он профессору Винсгейму, ругая его всякою скверною бранью, что он ему зубы поправит».

Тем временем на престол 25 ноября 1741 года вступила дочь Петра Елизавета. Елизавета Петровна и Михаил Васильевич были почти ровесниками, у них, как ни странно, имелось много общего, в том числе и нелюбовь к засилию иноземцев — доминированию иностранцев — в основном немцев со времен «бироновщины» — в российском государственном аппарате, науке и образовании. И в Ломоносове внезапно просыпается талант царедворца, помноженный на его явную искренность и риторические таланты. Он подает прошения, составляет разного рода прожекты и, главное, специализируется на произнесении похвальных слов императрице, даже на сочинении од в ее честь. Причем делает это как всегда талантливо. Более того, Ломоносову удается быстро сблизиться с любимцем Елизаветы Иваном Шуваловым, что позволило ему в дальнейшем немало всего сделать на пользу российской науки, в том числе и составить проект Московского университета, который был открыт в 1755 году и являлся во многом детищем самого Ломоносова, основывавшемся на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. Среди прочего, Ломоносов неизменно все время отстаивает права на образование талантливых самородков из самых низов, вспоминая свою собственную нелегкую судьбу.

Благодаря высшему покровительству, Ломоносову удается выйти невредимым из всех спровоцированных им конфликтов, которые грозили по меньшей мере увольнением и отправкой в солдаты. Одновременно поднявшийся по карьерной лестнице Ломоносов плодит вокруг себя массу завистников, которых долгое время возглавлял советник академической канцелярии Иван (Иоганн) Шумахер, родившийся во французском Эльзаце и поступивший на службу к Петру I в 1714 году. Шумахер отличился в свое время тем, что привлек на службу в Россию многих иностранцев и продолжал поддерживать связи с зарубежными учеными. Ломоносов и его единомышленники безуспешно обвиняли Шумахера в растрате; навет был признан ложным, но разного рода конфликты с тех пор не прекращались. Но талант Ломоносова пробивался, несмотря на все жизненные сложности, противоречивость его собственной натуры, низкое происхождение и отсутствие настоящей поддержки в молодые годы.

Всем известны вполне справедливые слова Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Нечасто, впрочем, цитируется продолжение: «…Но в сем университете профессор поэзии и элоквенции не что иное, как исправный чиновник, а не поэт, вдохновенный свыше, не оратор, мощно увлекающий. Однообразные и стеснительные формы, в кои отливал он свои мысли, дают его прозе ход утомительный и тяжелый. Эта схоластическая величавость, полуславенская, полулатинская, сделалась было необходимостию: к счастию, Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова. В Ломоносове нет ни чувства, ни воображения. Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности — вот следы, оставленные Ломоносовым. Ломоносов сам не дорожил своею поэзиею и гораздо более заботился о своих химических опытах, нежели о должностных одах на высокоторжественный день тезоименитства и проч. С каким презрением говорит он о Сумарокове, страстном к своему искусству, об этом человеке, который ни о чем, кроме как о бедном своем рифмичестве, не думает!.. Зато с каким жаром говорит он о науках, о просвещении! Смотрите письма его к Шувалову, к Воронцову и пр.».

Когда заговаривают о собственно научном наследии Ломоносова, то приводят в первую очередь два, безусловно общепризнанных его достижения: открытие атмосферы у планеты Венеры во время наблюдений ее прохождения по солнечному диску 26 мая 1761 года и формулировку некоего подобия законов сохранения материи и энергии, которую он в разных вариациях упоминал в своих устных лекциях и изложил также в письме Леонарду Эйлеру 16 июля 1748 года: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

Абсолютно верная интерпретация наблюдений Венеры, которую Ломоносов изложил в письмах, разосланных затем зарубежным естествоиспытателям, не была должным образом осмыслена научным сообществом его времени. Позже атмосферу Венеры переоткрыли при следующих ее прохождениях по солнечному диску. Приоритет Ломоносова был восстановлен советскими учеными, однако на ход самой европейской науки его прозрение фактически не повлияло.

Формулировки же законов сохранения Ломоносовым кажутся интуитивно верными, но сформулированными еще в рамках натурфилософского дискурса, который даже в его времена казался уже архаичным, когда появились общедоступные труды Декарта, Ньютона и Лейбница.

В своей научной деятельности Ломоносов воевал также с трудами Герхарда Фридриха Миллера, создавшего первые наметки теории скандинавского происхождения основателей русского государства, так называемой норманской теории. Так, Ломоносов утверждал, что Миллер намеренно принижает достоинство славян, не способных создать свое собственное государство, и что варяги во главе с Рюриком, согласно «Повести временных лет» «приглашенные» на княжение, были не скандинавами, а балтийскими варягами славянского происхождения. Ломоносов доходил даже до того, что утверждал, будто славяне участвовали в Троянской войне, а затем заселили область Венето.

Не менее сомнительными с современной точки зрения были и нападки Ломоносова на теории Ньютона — теорию всемирного тяготения и теорию о природе света. Несмотря на все уважение, высказанное к своему старшему современнику в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» 1747 году, — его знаменитое «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать», — Ломоносов все же не допускал не поддержанного никакой видимой материальной сущностью действия на расстоянии, и в 1760 году в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» заявлял, что «подлинная и бесподозрительная притягательная сила в натуре места не имеет». Еще категоричнее он выступал против корпускулярной теории света, построенной в XVII веке Пьером Гассенди и Исааком Ньютоном. В «Слове о происхождении света» Ломоносов утверждал, что «притяжение» в его чистом виде не что иное, как «потаенное качество из старой Аристотелевой школы, к помешательству здравого учения возобновленное». Таким образом, в теориях Ньютона Ломоносов видел в первую очередь «подновленную схоластику», уже отброшенную предыдущим поколением естествоиспытателей, взявших на вооружение эмпирические методы.

Разумеется, Ломоносов оставался жителем своей эпохи, со всеми ее противоречиями и парадоксами, ему удалось невероятно много во всех сферах науки и организаторской деятельности, и пусть многие начинания Ломоносова с его смертью в апреле 1765 года пришли в расстройство — как тот же Московский университет на какое-то время, — все же это была не просто незаурядная личность, а тот человек, который во многом олицетворяет всю эпоху — с культурными и цивилизационными сражениями, тягой к знаниям и всеобщему просвещению, недопониманием между разными современниками, творящими одно великое общее дело и, наконец, вырывающимися из-под спуда человеческими страстями.

Жизнь как торжественная ода — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

Портрет М.В.Ломоносова. Л.С.Миропольский, 1787 год
Ломоносов в химической лаборатории за проверкой опытов Р.Бойля. Литография. Н.Г.Наговицын, 1957 год
Памятник Тысячелетию России. М.В.Ломоносов. Великий Новгород, 1862 год
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова собирает в своих стенах самых талантливых студентов России и ближнего зарубежья

Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский ученый с мировым именем, выдающийся реформатор науки и образования, человек энциклопедических знаний, основатель Московского университета и родоначальник русской поэзии. Гений, живший в нужное время в нужном месте.

Когда-то Ломоносова называли талантливым самородком и «русским Леонардо да Винчи», а сегодня его можно смело назвать ярчайшим примером self-made man —­ человека, выбившегося из низов и сделавшего головокружительную карьеру в обществе, где социальная мобильность жестко ограничивалась сословными рамками.

Михаил (Михайло) Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в зажиточной крестьянской семье и с детства помогал отцу, который владел собственной рыболовецкой артелью в Архангелогородской губернии — это была чуть ли не единственная область России, где в то время отсутствовало крепостное право. Грамоте Ломоносов обучался у церковного дьяка в родной деревне Мишанинской, поздно — в 12–14 лет — научился читать и страдал от недостатка книг. Мать Михаила умерла, когда мальчику было всего 9 лет. Кроме нее никто — ни отец, добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный», ни мачехи (Василий Дорофеевич после смерти первой супруги женился еще дважды) — не поддерживали страсть сына к чтению. Особенно трудно юноше было наладить отношения со второй мачехой, «злой и завистливой», которая высмеивала его увлечения и считала «ученость» откровенной глупостью. Отец встал на ее сторону и, дабы поскорее выбить из головы сына книжную «дурь», задумал его женить.

Понимая, что женитьба окончательно похоронит его мечты о науке и образовании, Ломоносов притворился больным в наде­жде отложить свадьбу. А дальше случилось знаменитое бегство в Москву — решение, навсегда изменив­шее жизнь 19-летнего деревенского «бол­вана». Улучив подходящий момент, он, никому ничего не сказав, догнал рыбный обоз, следующий в Москву, и упросил взять его в попутчики. Из вещей он прихватил лишь кое-что из одежды и книги, которые позже назвал «вратами своей учености» — «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого.

В Москву Ломоносов прибыл в начале января 1731 года. Ему удалось поступить в престижную Славяно-греко-латинскую академию, хотя для этого пришлось подделать документы, назвавшись сыном «холмогорского дворянина». Путь к знаниям оказался весьма тернист, ведь Михаил впервые сел за парту вместе «со школьниками, малыми ребятами», будучи здоровым почти 20-летним «лбом», и регулярно подвергался насмешкам с их стороны. Однако тяга к учебе и невероятное прилежание помогли преодолеть все неудобства, и за первый год Ломоносов закончил сразу три класса академии.

В 1734 году подлог с документами был раскрыт, однако Ломоносова не только не наказали, но даже поощрили за способности и трудолюбие, сначала отправив на обучение в Киево-Могилянскую академию, а спустя год, в 1735-м, зачислив в студенты университета при петербургской Академии наук. Еще через год, в 1736-м, Ломоносов в числе избранных отправляется на стажировку в Германию, для чего ему пришлось выучить немецкий язык с нуля всего за несколько месяцев. Проучившись там около четырех лет, 30-летний студент самовольно решает вернуться на родину. В очередной раз не понеся никакого наказания за свое сумасбродство, он смог защитить две диссертации — по химии и физике — и получить должность адъюнкта физического класса Академии наук. А уже в 34 года, в 1745-м, Ломоносов получает звание профессора химии и чиновничий титул, равный дворянскому.

Мозаики работы М.В.Ломоносова
«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764

Химия и физика — не единственные области, где проявил себя гений Михаила Васильевича. Александр Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом» неслучайно — жизнь и творчество Михаила Васильевича красноречиво свидетельствуют о том, насколько многогранной и неординарной личностью он был. Интересуясь как естественными, так и гуманитарными науками, он оставлял заметный след во всем, за что бы ни брался.

Создание проекта Московского университета, единственного на настоящий момент российского вуза, представленного практически во всех мировых рейтинговых системах, возрождение в России мозаичного искусства, реформа русского языка и новаторское использование ямба в стихосложении — это лишь малая часть огромного наследия Ломоносова. Именно он открыл атмосферу на Венере, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, создал ряд оптических приборов и заложил основы физической химии. Не менее известны его труды в области истории и географии.

За прошедшие 310 лет биография «русского Леонардо да Винчи» обросла немалым количеством легенд (некоторые из них придумал он сам), а оценка его деятельности и достижений варьировалась от панегирической до обличительной. Но одно можно сказать наверняка: с момента смерти Ломоносова в 1765 году Россия больше не видела личностей такого масштаба, а его вклад в просвещение и популяризацию знаний просто невозможно переоценить.

А.В.Рубанович

Ломоносов, Михаил Васильевич — кто такой, биография, достижения, открытия, заслуги, вклад, что сделал, вики — WikiWhat

Содержание (план)

Ми­хаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — это одна из самых ярких фигур в мире российской науки и литературы. Он первым из россиян получил звание академика.

М. В. Ломоносову принадлежит совершенно особое место в рус­ской культуре. «Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минера­лог, Художник и Стихотворец — он все испытал и все проник» — так говорил о нем А.С. Пушкин. Творчество Ломоносова приходится на век энцикло­педистов, но мало кто из них мог сопер­ничать с ним полнотой и глубиной зна­ний. Он сделал множество открытий в различных сферах. Выдвинул гипотезу о существовании на Венере атмосферы, изучал растворимость металлов в кисло­тах, предложил доказательства раститель­ного происхождения угля, нефти, торфа и янтаря. Ломоносов создал первую в Рос­сии химическую лабораторию, изобрёл громоотвод, ввёл в практику научных ис­следований микроскоп, сконструировал «ночезрительную трубу» — телескоп, воз­родил секрет мозаики (цветного стекла). Список его научных трудов, атласов, учеб­ников, поэтических и художественных произведений обширен, трудно поверить, что все это мог создать один человек. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Биография Ломоносова

М. В. Ломоносов родился в селе Денисовке Архангельской губернии, в семье поморского рыбака. Он рано научился читать, изучил «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого. В 19 лет тайком от отца, присоединившись к одному из рыбных обозов, он добирается до Москвы. Здесь, назвавшись дворянским сыном, в 1731 г. поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ломоносов упорно учился и за один год сумел прой­ти три класса. В 1735 г. в числе 12 лучших учеников его отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук, а оттуда — за границу обучаться химии и горному делу. За границей (в Германии и Гол­ландии) М. В. Ломоносов пробыл пять лет. В 1741 г. он возвращается в Пе­тербург и начинает работать в Академии наук. За свои научные труды М. В. Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской и Болонской академий наук, а также Российской Академии.

Картинки (фото, рисунки)

  • Л. С. Миропольский. Портрет М. В. Ломоносова

Подробная информация об ошибке IIS 10.0 — 404.11

Ошибка HTTP 404.11 — не найдено

Модуль фильтрации запросов настроен на отклонение запроса, содержащего двойную управляющую последовательность.

Наиболее вероятные причины:
  • Запрос содержал двойную escape-последовательность, а фильтрация запросов настроена на веб-сервере для отклонения двойных escape-последовательностей.
вещей, которые вы можете попробовать:
  • Проверьте конфигурацию/систему.webServer/security/[email protected] в файле applicationhost.config или web.confg.
Подробная информация об ошибке:
модуль RequestfilteringModule
Beadrequest
обработчик StaticFile
код ошибки 0x00000000
Запрошенный URL-адрес    http://search.ebscohost.com:80/login.aspx?direct=true&profile=ehost&scope=site&authtype=crawler&jrnl=14226944&an=92573769&h=dama4s3n6o0njm%2b3ex6y9gdqqo3j9rcis%2fxizwjtt7amvm0wytx5b1j7pylpkwrum2yvzrfpfdy%2f4d4swep9bq%3d%3d&crl=c
Физический путь C: \ WebApps \ аф-webauth \ login.aspx? прямой = истина & профиль = ehost & Объем = сайта & AuthType = гусеничного & Jrnl = 14226944 & ап = 92573769 & ч = dama4s3n6o0njm% 2b3ex6y9gdqqo3j9rcis% 2fxizwjtt7amvm0wytx5b1j7pylpkwrum2yvzrfpfdy% 2f4d4swep9bq% 3d% 3d & CRL = с
входа Метод пока не определено
Вход Пользователь    Еще не определено
Дополнительная информация:
Это функция безопасности. Не изменяйте эту функцию, пока полностью не поняты масштабы изменений. Перед изменением этого значения следует выполнить трассировку сети, чтобы убедиться, что запрос не является вредоносным. Если сервер разрешает двойные управляющие последовательности, измените параметр configuration/system.webServer/security/[email protected] Это может быть вызвано искаженным URL-адресом, отправленным на сервер злоумышленником.

Посмотреть дополнительную информацию »

Михаил Васильевич Ломоносов как борец за правду

В начале XVIII века в России в большом количестве появляются иностранцы, которые вскоре займут ключевые посты в государстве и, прежде всего, в науке, в частности, в истории.Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, Г.З. Байер и некоторые другие, будучи «творцами русской истории», впоследствии даже стали академиками. Нам расскажут о нормандской теории, о русской культуре, возникшей только после Крещения Руси, и многом другом. Не все российские ученые согласились с их изложением материала. Главным противником был Михаил Васильевич Ломоносов,

г.р. Портрет М. В. Ломоносова работы художника Л. С. Миропольского (1787)

Михаил Васильевич Ломоносов — русский гений, оставивший след почти во всех существующих науках и производствах.И в исторических исследованиях он был главным противником немецких «академиков», утверждая, что «что славянский народ был в нынешних российских границах еще до Рождества Христова, то это может быть несомненно доказано».

Сейчас модно говорить, что он не был профессиональным историком. Ну а история как наука тогда только складывалась. А Ломоносов уже тогда изучал дела минувших дней, применяя исторические методы исследования, в том числе периодизацию, опираясь на источники, принципы отбора которых он же и описал.Так что все это позволяет говорить о Михаиле Васильевиче как об ученом-историке.

На его глазах иностранцы, вопреки здравому смыслу, творили свою «русскую» историю, и Ломоносов с этим не мирился. Он раскритиковал их труды и сам начал заниматься вопросом, оставив для этого химический факультет.

Тем более, что образование пресловутых немцев вызывало в нем сомнения. Байер, например, придумавший «нормандскую теорию», был специалистом в области филологии: сначала он изучал «слова о кресте» Христа, а затем обратил свое внимание на Китай.Миллер так и не смог окончить университет, что не помешало ему специализироваться в области этнографии и экономики. Шлёцер учился на теологическом факультете, и его диссертация называлась «О жизни Бога». Позже он изучал медицину. При этом все они не очень хорошо говорили по-русски.

Так что же они могли сказать о русской истории? И то, что мы изучаем в школе по сей день. Увы!..

В отличие от этих «учёных», Ломоносов, кроме родного русского, свободно владел латынью, хорошо говорил по-немецки и читал по-гречески.Знание языков позволяло Михаилу Васильевичу досконально изучать как отечественные, так и зарубежные источники, в том числе Псковскую летопись, Киево-Печерский патерик и многие другие.

Результатом кропотливой работы стали работы «Краткий русский летописец с родословной» и «О сохранении и воспроизводстве русского народа».

Немецкие профессора были крайне недовольны исследованиями Ломоносова, и началась программа дискредитации ученого и его открытий.Сначала Елизавету, а затем и Екатерину тщательно обработали, назвав Михаила Васильевича «грубым невеждой, не знающим ничего, кроме своих летописей». Ну, он опирался на древние рукописные источники, но какие они? В целом результатом внешней политики в науке стало то, что, по подсчетам современных исследователей, за более чем сто лет в Российской академии наук было всего три русских академика — М.В. Ломоносов, Я.О. Ярцов, Н.Г. Устрялов.

И все это время нашу историю писали иностранцы, и все архивы и документы находились в их ведении, и как они распорядились ими, неизвестно.Ломоносов сокрушался по этому поводу: «Не о чем заботиться. Все открыто сумасшедшему Шлёцеру».

Российские специалисты пока молча наблюдали за засильем импорта. Изобретатель А.К. Нартов и написал жалобу в Сенат, его поддержали многие члены Академии наук. И что ты думаешь? Активистов посадили в тюрьму, одного расстреляли, остальных сослали в Сибирь, но заграничное руководство Академии наградило.

Ломоносов тоже попал под репрессии, хотя формально в этой заварушке участия не принимал: был арестован на семь месяцев, признан виновным, но освобожден от наказания.Еще при жизни ученого Шлёцер хотел забрать его архив, но тогда не получилось. Но умер только Михаил Васильевич, все документы, хранившиеся в его кабинете, исчезли. По приказу Екатерины II они были вывезены из его дома и неизвестно где поселились. Теперь у норманнской теории не было противников, и она прочно укоренилась в нашем сознании…

Кем был Михаил Васильевич Ломоносов?

Многие исследователи пытались выяснить, кто Ломоносов для русской науки.Кратко определить это довольно сложно, потому что этот ученый был универсальным специалистом. Его интересовали как точные науки, так и гуманитарные науки.

Происхождение

Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в станице Мишанинской. Это место находилось на окраине России — в далекой северной Архангельской губернии. Будущий ученый по национальности принадлежал к поморскому народу. Его отец Василий Дорофеевич был по местным меркам зажиточным купцом.Он ловил рыбу. Когда Майкл подрос, отец взял его с собой в путешествие.

Принадлежность к Крайнему Северу важна как один из главных признаков, определивших, кем был Ломоносов. Уже в зрелом возрасте Михаил Васильевич много своих научных трудов посвятил родному краю, а также особенностям местной природы, например, удивительному явлению северного сияния.

Образование

Ломоносов рос любознательным юношей, но на родине не было ни одного учебного заведения, где бы он мог получить образование.Даже читать и писать он научился только благодаря стараниям местного приказчика.

В 1730 году девятнадцатилетний мальчик бежал из дома и вместе с торговым караваном отправился в Москву. Он не сообщил отцу и мачехе о своих намерениях и долгое время считался пропавшим без вести. Кто был Ломоносов (искусственный помор) мог помешать ему поступить в Славяно-греко-римскую академию. Туда брали только детей из знатных семей. Но юноша больше всего на свете хотел научиться.А тот, поведав дворянскому сыну, все-таки был зачислен в академию.

Ломоносов быстро зарекомендовал себя как лучший ученик. Его отправили для продолжения образования сначала в Киев, а затем в Петербург. В это время Национальная академия наук только начала свою работу. Она выбирала лучших учеников и отправляла их за границу за казенный счет. Так Ломоносов попал в Марбургский университет в Германии. Там он познакомился с западной наукой, которая на несколько десятилетий опередила Россию.Государство пыталось развивать образование в молодой империи, но даже для этого приходилось нанимать иностранных специалистов. Вернувшись в 1741 г. на родину, Ломоносов был полон решимости привить отечеству западные нормы в отношении к науке.

В Академии наук

Чтобы понять, кем был Ломоносов, достаточно перечислить те места, где он успел поработать за свою долгую и яркую научную карьеру. В 40-е годы молодой специалист не покидал кабинеты Кунсткамеры, где погрузился в мир естествознания. Он успешно переводил западные научные тексты с латыни и немецкого языка на русский язык.

В 1745 году произошло событие, которого Ломоносов долго ждал. Профессорство было его заветной мечтой на протяжении всей юности. Его получил 35-летний ученый за диссертацию по химии на тему свойств металлов. Вместе со званием профессора Ломоносов получил и дворянский титул. С тех пор он неустанно работал в Московской Академии наук.

Полнота Ломоносова

За весь XVIII век в России не было более заметного ученого, чем Михаил Ломоносов.Какая наука его больше всего интересовала? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ломоносов в разное время посвятил себя истории, механике, химии и минералогии. Увлекался творчеством, в том числе рисованием и поэзией.

Как видный ученый, Ломоносов всегда был близок кверховной власти. Большая часть его творчества пришлась на царствование Елизаветы Петровны. При ней в 1754 году по проекту Ломоносова был основан Московский государственный университет. Михаил Васильевич как никто понимал важность популяризации образования в стране.

При подготовке проекта высшего учебного заведения Ломоносову помогал видный государственный деятель Иван Шувалов. Он также стал первым куратором важного университета. Даже после смерти Ломоносова университет получил его имя, которое он носит до сих пор.

естествоиспытатель

Самый известный российский ученый, известный как исследователь естественных наук. Им было посвящено множество произведений, автором которых был Ломоносов. Физик был сторонником атомистической теории строения материи.В XVIII веке она еще не была доказана, и у нее было много противников. Тем не менее, благодаря многолетним наблюдениям и экспериментам, Ломоносов пришел к выводу, что каждое вещество состоит из молекул, которые он назвал корпускулами.

Михаил Васильевич любил изучать химию с помощью физики и объяснять явления природы через эти науки. В этой области Ломоносов открыл закон сохранения массы. Он также впервые дал научное определение физической химии. Недаром это сделал Ломоносов. Физик изучил огромный пласт тогдашней западной естественнонаучной литературы. Он перевел на русский язык множество терминов, которых ранее не было в отечественном лексиконе.

Исследователь языка

Михаил Ломоносов, годы жизни которого прошли не в кабинете министров, а в основном в Академии наук, много публично выступал. Ему приходилось спорить со своими оппонентами, доказывать правильность своих решений на бумаге и т. д. Поэтому в 1950-е годы Ломоносов основательно занялся риторикой.

Его научный склад ума заставлял каждую мысль излагать на бумаге в виде теории. В частности, поэтому Михаил Васильевич написал и издал «Краткое руководство по риторике», которое тогда долгое время пользовалось популярностью в университетах.

Богатый и сложный русский язык был еще одним увлечением Ломоносова этой сферой. Область науки грамматики была тщательно изучена им. Он справедливо считал русский язык живой материей, которая постоянно изменялась. Особенно остро это проявилось в XVIII веке, когда Россия находилась под большим влиянием европейской и особенно немецкой культуры.

Конечно, Ломоносов не мог оставаться в стороне от этих процессов. Он написал «Русскую грамматику», в которой подробно изложил все правила употребления русского языка. В то время отечественная гуманитарная наука не знала столь подробных и точных исследований по этой теме.

Смерть

Михаил Ломоносов скончался 15 апреля 1765 года. Причиной смерти ученого стало воспаление легких. Светилу российской науки было всего 53 года. Уже при жизни его имя получило достойную известность.Это подтверждается тем, что незадолго до его смерти в Ломоносове побывала императрица Екатерина II. Она недавно появилась на престоле, но всегда ценила деятельность ученого, так как сама была чрезвычайно образованна.

Многие университеты Европы были счастливы сделать своим профессором такого плодотворного исследователя, как Ломоносов. Какой титул он получил, кроме этого? Например, в Болонской и Стокгольмской академиях наук он был избран почетным членом.

Михаил Ломоносов — художники, день рождения, детство

Личные детали Михаила Ломоносова

Михаил Ломоносов Был русский ученый, поэт, геолог и астронома

1
подробнее Detail
день рождения ноября 19 ноября 1711
погибли на апреля 15 апреля 1765
Национальность Russian
артисты, интеллектуалы и ученые, ученые, астрономы, геологи, поэты
супруги Elisabett Zilch (м.1740)
Детская Елена Ломоносова
Открытия / Изобретения
Место рождения Lomonossowo, Россия
Пол Мужской
ВС Зарегистрироваться Scorpio
рождения в Lomonossowo, Россия
Ученый, поэт, геолог, астроном
53

// Известные ученые

Juliane Koepcke

Juliane Koepcke немецко-перуанский биолог, единственный выживший среди 92 пассажиров и экипажа злополучного рейса 508 LANSA, потерпевшего крушение в тропических лесах Перу 24 декабря 1971 года. Узнайте больше о ее жизни в этой биографии.

Константин Циолковский

Константин Циолковский был русским ученым-ракетчиком и пионером космонавтики. Эта биография содержит подробную информацию о его детстве, семье, личной жизни, карьере, достижениях и т. д.

Генри Кавендиш

Генри Кавендиш был химиком-теоретиком и физиком, известным открытием водорода и вычислением массы Земли. Чтобы узнать больше о его детстве, профиле, хронологии и карьере, читайте на

фото Михаила Ломоносова

Кто такой Михаил Ломоносов?

Михаил Ломоносов был русским ученым, поэтом, геологом и астрономом, который, как полагают, также повлиял на формирование современного русского литературного языка.Его опыт в различных областях принес ему звание первого ученого-естествоиспытателя из России, получившего международное признание. Родившийся в крестьянской семье, он с юных лет был вынужден заниматься семейным бизнесом; однако его страсть к учебе привела его в Москву, Киев, а затем в Германию. По возвращении в Россию начал преподавательскую деятельность в Петербургской Академии наук. Наряду с этим он сделал несколько независимых открытий, таких как определение температуры замерзания ртути, определение закона сохранения массы, атмосферы вокруг планеты Венера, объяснение явления айсбергов и понимание гравитации с механической точки зрения.Он был сторонником прогресса в отечественном образовании и руководил созданием первой в России химической лаборатории в Петербургской Академии наук. Он также стал соучредителем Московского университета. Лингвист-реформатор, он, как известно, заложил основы русской литературы. Помимо написания стихов и книг, он также сочинял пьесы, которые были высоко оценены. Он был избран государственным секретарем в 1764 году; однако он смог проработать на этой должности только год.

// Известные астрономы

Джабир ибн Хайян

Джабир ибн Хайян был эрудитом средневековья.Ознакомьтесь с этой биографией, чтобы узнать о его жизни, работах и ​​достижениях.

Исаак Ньютон

Исаак Ньютон — английский ученый и математик, открывший гравитацию и ньютоновскую механику. Прочтите эту биографию, чтобы узнать больше о его жизни.

Джованни Доменико Кассини

Джованни Кассини был итальянским математиком, астрономом и астрологом 17 века. Эта биография Джованни Кассини содержит подробную информацию о его детстве, жизни, достижениях, работах и ​​хронологии.

Детство и молодость

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в Денисовке (позже переименованной в Ломоносово) в России в семье Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны Сивковой. Он принадлежал к семье поморских крестьян, называемых поморами.

В возрасте десяти лет он начал помогать отцу в его бизнесе по ловле трески и перевозке грузов. В этот период он также занимался изучением русской грамматики.

В течение 1720-х годов он побывал в нескольких портах Белого и Северного Ледовитого морей.Он получил возможность разбираться в морской метеорологии, ловле жемчуга, астрономии и навигации, а также знакомиться с культурой таких народов, как ненцы, финны и саамы.

Паспорт ему выдали в 1730 году, и для продолжения образования он в том же году поехал в Москву. Через некоторое время он был принят в Славяно-греко-латинскую академию.

Он был блестящим учеником и после трех лет обучения был направлен в Киев, чтобы провести год в Киево-Могилянской академии.Однако он был недоволен полученным в Киеве образованием и вскоре вернулся в Москву. Михаил Ломоносов закончил свой плановый двенадцатилетний курс за пять лет и был лучшим в своем классе.

В 1736 году он получил стипендию Петербургской академии и продолжил образование в Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. В следующем году он вместе с несколькими сокурсниками был выбран для учебы в Марбургском университете в Германии.

С 1739 по 1740 год он изучал химию, философию, металлургию и минералогию.Он внимательно читал произведения философа Роберта Бойля. Помимо этого, он также был увлечен немецкой литературой и освоил язык. Известно, что он увлекался произведениями немецкого поэта Иоганна Христиана Гюнтера.

В этот период он также начал сочинять собственные стихи, преимущественно оды. Он написал «Письмо о правилах сочинения русской поэзии», в котором подчеркивал, что силлабатонический лад является самой основной частью русского стихотворного сочинения.

Карьера

Михаил Ломоносов вернулся в Россию в 1741 году и начал исследовательскую работу под руководством профессора Аммана в Санкт-Петербургской академии наук.Петербургская академия наук. Вскоре он был назначен адъютантом кафедры физики на кафедре Академии.

В 1745 г. он был зачислен в химию Петербургской Академии Наук штатным профессором. В том же году он опубликовал каталог из более чем 3000 минералов.

В 1748 году он опубликовал свой труд «Краткое руководство по риторике». Через несколько лет, в 1750 году, по приказу российской императрицы Елизаветы Петровны он написал для будущего национального театра трагедию в пяти действиях под названием «Тамира и Селим».Спектакль получил высокую оценку.

В 1751 году Петербургская академия издала дебютный сборник стихов Михаила Ломоносова.

В 1752 году он выпустил стихотворение «О пользе стекла» и сочинил вторую пьесу «Демофонт».

Он стремился улучшить качество образования в России и в 1755 году вместе с графом Иваном Ивановичем Шуваловым основал Московский университет.

В 1765 году Михаил Ломоносов изложил закон сохранения массы, согласно которому масса не может быть ни создана, ни уничтожена, хотя она может перемещаться в пространстве, или связанные с ней сущности могут изменяться по форме.

Он провел эксперименты, чтобы доказать закон сохранения массы. Это, в свою очередь, привело его к выводу, что теория флогистона, выдвинутая Иоганном Иоахимом Бехером, неверна.

В 1760 г. он был назначен директором Университета и гимназии Петербургской Академии наук. В том же году в результате своих исследований он объяснил развитие айсбергов.

Он был первым, кто зафиксировал температуру замерзания ртути. Другие его научные открытия включают разработку кинетической теории газов, волновой теории света и механическую интерпретацию гравитации. Он также рассматривал теплоту как форму движения.

В 1761 году он провел наблюдения за планетой Венера и ее орбитой вокруг Солнца из обсерватории недалеко от своего дома в Санкт-Петербурге. Его наблюдения привели к гипотезе о существовании атмосферы вокруг планеты.

Разработал модернизированную модель телескопа-рефлектора, которая позволяла зрителям беспрепятственно смотреть на изображение в окуляр. Он представил модель в Российской академии наук; однако тип телескопа был опубликован намного позже.

Он также был страстным любителем искусства мозаики. В 1763 году он основал стекольную фабрику, которая изготовила первые витражные мозаики за пределами Италии. В том же году он также опубликовал свой самый важный геологический литературный труд под названием «О слоях Земли».

В 1764 году он был назначен государственным секретарем. Однако он смог прослужить в этой должности только год.

Основные работы

Михаил Ломоносов был специалистом в различных областях, таких как геология, физика, литература, география и химия. Он придавал большое значение развитию системы образования в России и вместе с учреждением Московского университета основал первую в России химическую лабораторию в Петербургской Академии наук. В результате своих исследований он объяснил явление айсбергов, бросил вызов некоторым предыдущим научным теориям, таким как теория флогистона, а также опубликовал теории, такие как закон сохранения массы.

Награды и достижения

В 1761 году он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук.

Он был членом престижной Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь и наследие

Михаил Ломоносов встретил Элизабет Кристин Зильх во время учебы в Германии, и они поженились в 1740 году.

Он умер от гриппа 15 апреля 1765 года в своей резиденции в Санкт-Петербурге, Россия, в возрасте 53.

Общая информация

В его честь в 1940 году Московский государственный университет был переименован в Московский государственный университет имени М. В.

Академия наук СССР (впоследствии переименованная в Российскую академию наук) награждена Золотой медалью имени Ломоносова за достижения в области гуманитарных и естественных наук. Медаль названа в честь Михаила Ломоносова. С 1967 г. академия присуждает две медали: гражданину России и иностранному ученому.

Именем Михаила Ломоносова назван кратер на Луне, а также кратер на планете Марс.

// Известные интеллектуалы и ученые

Эмили Грин Балч

Эмили Грин Балч — американский экономист, социолог и пацифист, лауреат Нобелевской премии мира 1946 года.Эта биография Эмили Грин Балч содержит подробную информацию о ее детстве, жизни, достижениях, работе и графике.

Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда был американским писателем, написавшим «Учение Дан Хуана». Эта биография дает подробную информацию о его детстве, жизни, работах и ​​хронологии.

Карл Юнг

Карл Юнг был швейцарским психиатром, известным тем, что основал школу аналитической психологии. Эта биография Карла Юнга содержит подробную информацию о его детстве, жизни, достижениях, работах и ​​хронологии.

Михаил Васильевич Ломоносов биография timelines

  • // 19 ноября 1711

    Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в Денисовке (позже переименованной в Ломоносово) в России, в семье Василия Дорофеевича Ломоносова и Елены Ивановны Сивковой. Он принадлежал к семье поморских крестьян, называемых поморами.

  • // 1720

    В течение 1720-х годов он побывал в нескольких портах Белого и Северного Ледовитого морей. Он получил возможность разбираться в морской метеорологии, ловле жемчуга, астрономии и навигации, а также знакомиться с культурой таких народов, как ненцы, финны и саамы.

  • // 1730

    Паспорт ему выдали в 1730 году, и для продолжения образования он в том же году выехал в Москву. Через некоторое время он был принят в Славяно-греко-латинскую академию.

  • // 1736

    В 1736 году получил стипендию Петербургской академии и продолжил образование в Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. В следующем году он вместе с несколькими сокурсниками был выбран для учебы в Марбургском университете в Германии.

  • // 1739 До 1740

    С 1739 по 1740 год изучал химию, философию, металлургию и минералогию. Он внимательно читал произведения философа Роберта Бойля. Помимо этого, он также был увлечен немецкой литературой и освоил язык. Известно, что он увлекался произведениями немецкого поэта Иоганна Христиана Гюнтера.

  • // 1740

    Михаил Ломоносов познакомился с Елизаветой Кристиной Зильх во время учёбы в Германии, и они поженились в 1740 году.Петербургская академия наук. Вскоре он был назначен адъютантом кафедры физики на кафедре Академии.

  • // 1745

    В 1745 г. он был зачислен в химию Петербургской Академии Наук штатным профессором. В том же году он опубликовал каталог из более чем 3000 минералов.

  • // 1748 До 1750

    В 1748 году он опубликовал свой труд «Краткое руководство по риторике». Через несколько лет, в 1750 году, по приказу российской императрицы Елизаветы Петровны он написал для будущего национального театра трагедию в пяти действиях под названием «Тамира и Селим». Спектакль получил высокую оценку.

  • // 1751

    В 1751 году Петербургская академия издала дебютный сборник стихов Михаила Ломоносова.

  • // 1752

    В 1752 году он выпустил стихотворение «О пользе стекла» и сочинил свою вторую пьесу «Демофонт».

  • // 1755

    Он стремился улучшить качество образования в России и в 1755 году вместе с графом Иваном Ивановичем Шуваловым основал Московский университет.

  • // 1760

    Назначен директором Университета и гимназии Санкт-Петербурга.Петербургской академии наук в 1760 году. В том же году в результате своих исследований он объяснил развитие айсбергов.

  • // 1761

    В 1761 году он произвел наблюдение за планетой Венера и ее орбитой вокруг Солнца из обсерватории возле своего дома в Санкт-Петербурге. Его наблюдения привели к гипотезе о существовании атмосферы вокруг планеты.

  • // 1761

    Он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук в 1761 году.

  • // 1763

    Он также был страстным любителем искусства мозаики. В 1763 году он основал стекольную фабрику, которая изготовила первые витражные мозаики за пределами Италии. В том же году он также опубликовал свой самый важный геологический литературный труд под названием «О слоях Земли».

  • // 1764

    В 1764 году он был назначен статс-секретарем. Однако он смог прослужить в этой должности только год.

  • // 1765

    В 1765 году Михаил Ломоносов изложил закон сохранения массы, согласно которому масса не может быть ни создана, ни уничтожена, хотя она может перемещаться в пространстве, или связанные с ней сущности могут изменяться по форме.

  • // 15 апреля 1765 г.

    Умер от гриппа 15 апреля 1765 г. в своей резиденции в Санкт-Петербурге, Россия, в возрасте 53 лет. был одной из самых влиятельных фигур в истории человечества. Пройдите эту биографию, чтобы получить подробную информацию о его жизни, профиле и хронологии.

    Роберт Баллард

    Доктор Роберт Баллард является основателем Центра исследования океана и специализируется на глубоководной археологии. Эта биография содержит информацию о его детстве, жизни, достижениях и хронологии.

    Инге Леманн

    Инге Леманн была датским сейсмологом, открывшим тот факт, что ядро ​​Земли твердое. Ознакомьтесь с этой биографией, чтобы узнать о ее детстве, жизни, достижениях, работах и ​​графике.

    Стивен Джей Гулд

    Стивен Джей Гулд был известным палеонтологом и одним из самых читаемых научных писателей своего времени. Эта биография содержит подробную информацию о его детстве, жизни, достижениях, работах и ​​хронологии.

    Дуглас Моусон

    Сэр Дуглас Моусон был австралийским исследователем, геологом и академиком. Ознакомьтесь с этой биографией, чтобы узнать о его детстве, жизни, достижениях, работах и ​​графике.

    Уильям Моррис Дэвис

    Уильям Моррис Дэвис был американским географом, геологом и метеорологом, основателем геоморфологии. Ознакомьтесь с этой биографией, чтобы узнать о его детстве, жизни, достижениях, работах и ​​графике.

    FAQ Михаила Ломоносова

    • День рождения Михаила Ломоносова?

      Михаил Ломоносов родился 19. 11.1711

    • Когда умер Михаил Ломоносов?

      Михаил Ломоносов умер 15.04.1765

    • В каком возрасте умер Михаил Ломоносов?

      Михаил Ломоносов умер в возрасте 53 лет

    • Где находится место рождения Михаила Ломоносова?

      Михаил Ломоносов родился в городе Ломоносово, Россия

    • Какой национальности Михаил Ломоносов?

      Национальность Михаила Ломоносова — русские

    • Кто супруги Михаила Ломоносова?

      Супруги Михаила Ломоносова — Елизавета Зильч (м.1740)

    • Кто такой Михаил Ломоносов детский?

      Дети Михаила Ломоносова — Елена Ломоносова

    • Какие изобретения/открытия Михаила Ломоносова?

      Коаксиальные роторы были изобретены (или открыты) Михаилом Ломоносовым

    • Какой солнечный знак у Михаила Ломоносова?

      Михаил Ломоносов — Скорпион

    • Насколько известен Михаил Ломоносов?

      Михаил Васильевич Ломоносов известен как Ученый, Поэт, Геолог, Астроном

    Михаил Васильевич Ломоносов | Российские ученые о здоровье и долголетии

    Великий русский ученый Михаил Ломоносов занимался многими научными проблемами, в частности фундаментальными вопросами физики, химии, астрономии. Его научный гений отмечен рядом замечательных открытий в этих областях знаний. Он обошел стороной и такие актуальные вопросы, как здоровье и долголетие человека.
    «Его замечательные исследования, — отмечает советский философ Г. С. Васецкий, — являются важной вехой в развитии научных знаний… Великая историческая ценность блестящего сына русского народа состоит в том, что он не только глубоко раскрыл лучшие черты своего народа, не только показал на какие великие дела способны подлинные представители, но и во многом способствовали процветанию любимой Родины.
    Первый ученый-энциклопедист России, он мужественно преодолевал противодействие фаворитов королевы (Елизаветы) и в ряде разрабатываемых проектов настойчиво добивался «действия» просветительских реформ, направленных на улучшение жизни людей, их здоровья и долголетия. Особое внимание Ломоносов уделял изучению вредных обычаев и предрассудков разных сторон жизни, питания и быта крепостных В письме «О размножении и сохранении русского народа» он доказывал, что здоровье поколений и долголетие люди причиняют боль семейным разногласиям, дракам и пьянству.
    Ломоносов понимал, что здоровье человека, продолжительность его жизни во многом зависят от социальных причин. Но о каком здоровье и долголетии может идти речь при крепостном праве, когда жизнь крестьянина ценится ниже стоимости породистых собак? Готовя письмо, Ломоносов надеялся, что хоть какие-то полезные мысли проникнутся государственной практикой. «Поэтому каждый год, — пишет Ломоносов, — будет рождаться полмиллиона, из которых через три года умрет половина, а то и по слепоте нашей и более, так что каждый год получает смерть в части по стю тысяч младенцев до трех лет.Разве труд и забота наша, хотя бы до десятой, или 10 тысяч, были легкими путями к спасению жизни?»
    Ломоносов требует, чтобы государственные мероприятия по организации здравоохранения были открыты «во всех городах, довольных числом врачей, врачей и аптек».
    Как отмечает известный исследователь жизни и творчества великого ученого А. А. Морозов, Ломоносов не отказывается от народной медицины, которая должна была на время осесть. «Правда, — писал Ломоносов о таких народных целителях, — есть много таких, которые действительно умеют лечить некоторые болезни, а особенно наружные, как Коновал и мануальные терапевты, так что иногда ученые и хирурги в некоторых случаях превосходят, однако лучше наладить (лечение) по правилам врачебной столпы науки.
    Одним из главных препятствий на пути увеличения населения была огромная детская смертность. И здесь Ломоносов впервые в России говорит о необходимости широких общественных мер по охране материнства и детства. Он предлагает уделить серьезное внимание искусству акушерских бабушек» и издать на русском языке специальное положение, собрав предварительно «дело мудрых ТВА» и спросив «каждого особенно и для всех, и для сего благо будет сделано, вместе судей». книга», объединив ее с руководством по лечению детских болезней.
    Книгу о екатерининском искусстве Ломоносов предлагает не только продавать по всему государству, но и разослать во все храмы, чтобы священники и грамотные люди могли пользоваться этим учением неграмотных». что она крестила детей только теплой водой, чтобы не простудиться. Ломоносов при этом гневно говорит, что не только в деревнях, но и в городе часто крестят младенцев зимой в холодной воде, иногда даже со льдом.
    Ломоносов требует настойчиво бороться с повитряни, как он русский называет эпидемию.Эти меры должны быть «отвращены приходом». Помимо болезней и эпидемий ученый обращает внимание на различные другие причины гибели населения, бытовые и социальные.
    Он не мирится с чертами отсталости, патриархальности, дикости феодальной страны и решительно осуждает проявления мрака и невежества, которые видны на каждом шагу. С раздражением он описывает церковные праздники: обжорство и запои во время «широкой масленицы», чрезмерные и изнурительные посты и безудержное пасхальное веселье, когда «рассыпаны разные куски мяса, разбита посуда, текут пролитые напитки»… лежать без памяти, отягченное пьянством и… недавними тяжелыми пастниеками».
    Ломоносов убежден, что все эти традиции «ущемляют здоровье человека», «охлаждают тело переменным током» вредят здоровью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.