Содержание

Образ и характеристика Тараса Бульбы из повести Тарас Бульба с цитатами

Запорожский казак Тарас Бульба – полковник преклонных лет. Герой повести Н.В.Гоголя поможет пережить сложные события прошлых веков, ощутить себя участником битв и побед настоящих мужчин.

Образ и характеристика Тараса Бульбы легче воспринимается в виде краткой схемы, картины битв и сцены переживаний создают восприятие присутствия героя где-то рядом.



Внешность героя

Самая яркая черта внешности – могучая фигура. В нем все большое: рост, вес, части тела:

«Тарас был чрезвычайно тяжел и толст…».

Но его крупные черты не вызывают негатива. Он здоров, как настоящий богатырь. Когда герой в бою сходство становится еще более сильным:

«…тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам…».

Трудно даже представить, каким должен быть Тарас, чтобы удерживать напор 30 воинов.

На теле казака многочисленные шрамы и рубцы, они добавляют в образ что-то повелительное, властное. За каждым рубцом скрывается своя битва.

Другая черта внешности – седина. Предложений, в которых она украшает образ, много:

…поседевшая голова…;

…поник седою головою…»;

…исчерна белые брови, подобные кустам…»;

…потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою…».

Казацкие закрученные усы, веселый чуб – обязательные украшения внешности запорожца.

Тарас – семьянин

У Бульбы много званий: пан, дворянин и помещик. У казака есть слуги, среди них он выбирает будущих попутчиков:

«отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать…».

Зажиточный казак не принимает польских обычаев. Он живет просто и скромно, по-русски. Время и исторические события наложили свой отпечаток. Он оскорбляет и бьет жену. «Суровый прельститель…» держит женщину в страхе. Ласки были только из милости. Называет жену по разному, но у нее нет имени:
  • стара;
  • старуха.

Нет нежности даже во взгляде, все строго и четко соответствует в семье только его желаниям. Старый запорожец не представляет себя осевшим хозяином дома:

«гречкосеем, домоводом…».

Для него не возможен присмотр за животными, не его

« бабиться с женой…».

Он держит семью только для продолжения своего рода, для соблюдения традиций христианства.

Тарас – воин

Опытный воин провел в сражениях большую часть своей жизни. Казак редко был рядом с женой:

«Она видела мужа в год два-три дня…».

Затем как все женщины оставалась одна, жила только вестями о муже:

«…несколько лет о нем не бывало слуху…».

Сильный характер позволял Тарасу быть всегда впереди:
  • опыт и знания военного дела;
  • ненависть к любым врагам страны;
  • умение быть отличным стратегом;
  • уважение товарищей к нему и его к ним.

Запорожцу нет равных в доблести и стремлении победить. Бульба свиреп и беспощаден. Даже сына отец лишает жизни, он становится для него врагом, когда предает казачество и Отчизну. Жутко читать страницы гибели герои. Его сжигают на костре, а он как будто не замечает огня, смотрит вдаль, где спасаются друзья-запорожцы.

Тарас – отец

Как отец казак строг и неумолим. Он желает видеть в своих сыновьях продолжение себя, сильных полковников, защищающих Русь. Именно поэтому он не представляет «нежбу» для уставших и только что вернувшихся с учебы парней. Для него отдых – это конь и чистое поле. Нежность остается в стороне.

Другие характеристики отца:

Образованность. За внешним равнодушием и неприятием наук, Тарас скрывает знания и образованность. Остап замечает, что отец разбирается во всем:

«…все старый…. знает, а еще прикидывается…».

Упрямство. Переменить мнение запорожца невозможно. Если он что-то решил, никто не сдвинет его с места. «…Упрямство и досада…» иногда мешают ему, но он остается непреклонен.

Прямота и грубость. Как истинный казачий полковник, Тарас родился для драки, битв и войн. Грубый нрав прямолинеен, казак вставляет в речь слово, которое автор не может повторить, «…не употребляется в печати…».



Тарас — казак

Старый запорожец любит Сечь. Для него она духовное начало и место, где раскрывается смысл его жизни. Все принципы Запорожской Сечи прошли через характер героя. Он отлично разбирается в политике. Умеет различить обман и ложь. Понимание психологии друга и врага – удивительная способность Бульбы. Он как будто видит насквозь, проникая внутрь мыслей и слов. Тарас не прочь попьянствовать, но горилка не лишает дара мыслить. Казак предпочитает чистую крепкую горелку, без всяких изысков. «…гулять напропалую, пить и бражничать…» он может как русская душа.

Тарас Бульба – личность разносторонняя и многогранная. Истинный верящий православный христианин живет любовью к Отчизне, не умеет быть ласковым и нежным. Бульба чтит традиции, славит казачество, умеет дружить. Запорожец силен духом и телом, он крепко держит в руках оружие, защищая идеалы, которые в нем воспитали.

Другие материалы по повести «Тарас Бульба»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Тараса Бульбы

Образ и характеристика Андрия Бульбы

Образ и характеристика Остапа Бульбы

Героическая смерть Тараса Бульбы

Смерть Андрия

Речь Тараса Бульбы о товариществе

Образ Запорожской Сечи в романе

Героическая смерть Тараса Бульбы в повести«Тарас Бульба»

Повесть Н. В.Гоголя – это поле битвы. Гибнут атаманы, автор восхищается их крепостью характеров, сравнивает с былинными богатырями.

Героическая смерть Тараса Бульбы – не так страшна, как казнь сына Остапа, но величественна, хотя бесчеловечна.

Символизм смерти


Тарас возвращается поднять люльку для табака, не хочет он, чтобы его вещь досталась ляхам. Верная спутница битв не может попасть в руки врагов, и атаман оказывается в плену. Есть доля трагизма в участи атамана, но в этом реальность жизни. Часто необдуманный поступок, нелепость приводят к трагедии.

Поляки стремятся сделать казнь ненавистного им атамана унизительной. Они надеются, что его смерть станет устрашающей для товарищей, но горько просчитываются. Сами того не осознавая, враги приравнивают Тараса к Христу. Ляхи распяли могучего Бульбу на дереве. В восприятии читателя возникает дуб, крепкое как казак дерево. Оно сопротивляется огню, как и сам герой. Схожесть с религией, за которую борется Тарас, неоспорима. Враги своими руками возводят атамана в ранг святых. Ведет себя казак как Христос. Спокойно стоит в огне. Он как будто не чувствует боли и проникновения пламени в тело. Ему мешает только дым, который не дает видеть, как далеко уплывают его товарищи, чтобы окрепнуть и вернуться отомстить за него. Пламя – символ страсти, вечности, порыва вверх к небу. Истинный русский богатырь не сломлен. Он подсказывает товарищам, как им спастись и избежать гибели и плена.

Мощь духа

Тарас сгорает на костре спокойно, красиво. Создается ощущение, что он счастлив. Враги упустили запорожцев, не смогли уничтожить Русь. Огонь очищает душу храброго казака, успокаивает ее. Крепкий атаман принимает смерть достойно. Он успевает сказать товарищам слова поддержки, а врагам передать весь свой гнев. Пророчество пугает поляков. Страх поселяется в сердцах тех, кто вершит суд над казаком.

Автор проводит параллель с другой смертью – братом панночки. Безрассудно бросается тот за казаками с обрыва, но не рассчитывает силы, разбивается о камни. Не такая смерть у Тараса, в ней — до последнего дыхания есть смысл и стремление помочь, проявить себя.

Покой и необычайный мир предстает после смерти Тараса. Природа, как и казачья душа, горда и красива: речное зеркало, крики лебедей, гордый гоголь, кулики и казаки несли вдаль славу об атамане.

Другие материалы по повести «Тарас Бульба»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Тараса Бульбы

Образ и характеристика Андрия Бульбы

Образ и характеристика Остапа Бульбы

Героическая смерть Тараса Бульбы

Смерть Андрия

Речь Тараса Бульбы о товариществе

Образ Запорожской Сечи в романе

Речь Тараса Бульбы о товариществе в повести Тарас Бульба

Тема героизма, мужества и великой силы русского патриотизма звучит в обращении атамана казаков к товарищам перед решающей и страшной битвой.

Речь Тараса Бульбы о товариществе – это призыв, проникающий глубоко в душу каждого слушателя.

Цитата:



— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество.

Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки.

Всё взяли бусурманы, всё пропало.

Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша!

Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество!

Нет уз святее товарищества!

Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.

Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.

Вам случалось не одному — помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!

Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а. .. …

— Нет, так любить никто не может!

Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их.

Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.

Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.

И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.

Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!

Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!..

Никому, никому!..

Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Речь Тараса Бульбы о товариществе — видео