Чередующиеся гласные в корне слова: правило, примеры

-зар-
-зор-

Ударная гласная в корне пишется в зависимости от произношения. Если гласная в корне безударная, то пишется а.

Зо́ри, за́рево.
Заря́, зарни́ца.
Исключение: зорева́ть.

-гар-
-гор-

Если гласная в корне ударная, то пишется а, если безударная, то пишется о.

Уга́рный, перега́р.
Загоре́лый, пригора́ет.
Исключения: вы́гарки,
и́згарь, при́гарь (специальные и диалектные слова).

-кас-
-кос-

В корне пишется а, если после корня стоит суффикс -а-, в остальных случаях в корне пишется о.

Касается, прикасание.
Прикоснулся,
коснешься.

-клан-
-клон-

Если ударение падает на гласную в корне, то пишется то, что слышится. Если гласная в корне безударная, то пишется о.

Накло́н, кла́няешься.
Поклони́лись,
уклоня́ется.

-твар-
-твор-

Если ударение падает на гласную в корне, то пишется то, что слышится.

Если гласная в корне безударная, то пишется о.

Тва́рь, тво́рческий.
Вытворя́ть, натвори́л.
Исключение: у́тварь

-мак-
-мок-

В корне со значением «погружать в жидкость» пишется гласная а. В корне со значением «пропускать, впитывать жидкость» пишется гласная о.

Макнуть, макает.
Намочить, мокрый.

-раст-
-ращ-
-рос-

В корне перед согласными ст и щ пишется гласная а, а перед согласной с пишется гласная о.

Растение,
выращивать.
Подрос, заросль.
Исключения: отрасль,
росток, выросток,
ростовщик, Ростов и др.

-скак-
-скоч-

Если гласная в корне безударная, то перед к пишется а, а перед ч — о.

Прискака́л.
Вы́скочка.
Исключения: скачо́к,
скачу́.

-лаг-
-лож-

В корне перед г пишется а, а перед ж — о.

Предпола

гать,
прилагательное.
Предложение,
обложить.
Исключение: по́лог

-плав-
-плов-

В корне всегда пишется гласная а за исключением двух слов.

Плавательный,
плавание, поплавок.
Пловец, пловчиха.

-равн-
-ровн-

В корне со значением «одинаковый, равный, сходный» пишется гласная а. В корне со значением «ровный, прямой» пишется гласная о.

Сравнивать, уравнение,
приравненный.
Выровнять, ровно,
подровнять.

примеры. Корни с чередующимися гласными

Правописание гласных в корне слова только на первый взгляд кажется элементарной темой. На самом деле здесь есть множество своих нюансов, без знания которых писать грамотно практически невозможно.

С безударными гласными всё легко: просто подбирается однокоренное слово, в котором нужный звук будет под ударением, – и вставляется по аналогии (мячи – мяч, волна — волны). Но другой вопрос – чередующиеся гласные в корне. Примеры этого правила встречаются нам постоянно: вытер — вытирай, загар – сгореть, заря – зори – эти слова встречаются ежедневно, и интуиция не всегда подскажет, какую же букву вставить на месте пропуска. Гадать или не гадать – вот в чём вопрос. Лучше, наверное, разобраться и чувствовать себя уверенно.

Закорневой суффикс – первый случай

В принципе примеры чередования гласных в корне слова условно можно разделить на пять частей. Самая маленькая из них – чередование о//а, зависящее от наличия закорневого суффикса.

Единственным корнем, подходящим под это правило, называют кас//кос. Если после него есть суффикс «а» – нужно писать «кас» (касание), в противном случае пишется «о» (прикосновение).

Закрепляем первые корни с чередующимися гласными практикой. Нужно расставить буквы на месте пропусков:

К…саться, к…снуться, к…сой, к…сательная, к…сный (ум), зак…тать (рукава), кас…ание, неприк…сновенный, к…сательно, соприк…сновение.

Закорневые согласные

Другая небольшая группа – корни с чередующимися гласными, правописание которых зависит от следующей после корня согласной. К ним относятся раст//ращ//рос, скак//скоч и лаг//лог.

В первом случае гласная «о» пишется только перед «с» (вырос), иначе нужно вставлять «а» (растение, выращенный) – всего три сочетания букв, влияющих на чередующиеся гласные в корне. Примеры и одновременное закрепление: выр…стить, возр…сли, отр…щивать, прир…сли, отр…стить, взр…щивать. Кстати, ещё одно важное уточнение: в этом правиле есть слова-исключения, написание которых нужно запомнить: отрАсль, РОстов, рОстовщик. РОстислав, рОсток.

Далее идёт корень скак//скоч, где перед «к» нужно писать «а», а перед «ч» – «о». Правда, и тут есть свои исключения: скАчу, скАчок и все производные от них. Практикуем этот пункт правила: ск…кать, выск…чить, вск…кивать, вск…чить, выск…кивать, ск…чет.

И последний корень этого правила – лаг//лож, здесь тоже всё предельно ясно: перед «г» — «а» и перед «ж» — «о». Слова с чередующимися гласными в корне-примеры этого правила для закрепления: пол…жить, прил…гательное, изл…жение, изл…гать, л…жка, предл…гать. Но и тут есть своё исключение: полОг.

Смысл

Третья, отнюдь не большая группка, – чередующиеся гласные в корне, примеры написания которых зависят от смысла. Это, кстати, один из самых запутанных пунктов правила, несмотря на то, что корней в нём только два: мак//мок и равн//ровн.

Если подразумевается полное погружение в жидкость, то пишется корень «мак», если же способность пропускать воду – «мок». Попробуем разобраться с примерами: м…кать в чай, непром…каемый, обм…кнуть в чернила, пром…кнуть написанное пром…кательной бумагой.

С корнем равн//ровн всё немного сложнее. Если говорится о том, что что-то равно чему-то, «одинаковости» – нужно писать корень «равн», если же о гладкой поверхности – «ровн». Запоминать этот пункт, кстати, можно с ассоциациями: равенство – «равн», ровный – «ровн». Но и тут есть свои исключения: рАвнина, рАвняйсь, рАвнение, рАвняться. Закрепляем: выр…внять, ур…внять, ур…вень, ср…внение, зар…внять, р…внина.

Ударение

Идём дальше. Чередующиеся гласные в корне, примеры которых мы уже разбирали выше, совершенно не касались ударения. Но существует ряд корней, постановка ударения в которых влияет на пишущуюся в них букву.

Корни зар//зор, плав//плов//плыв, пай//пой – без ударения пишется «а», под ударением – «о». Сразу же запоминаем исключения: плОвец, плОвчиха, плЫвун и зОревать (с последним словом вопрос спорный – в некоторых пособиях оно даётся как исключение, но в других не указывается вообще). Закрепляем: з..ри, п…яльник, з…рька, пл…вать, прип…й, з…ря.

В корнях гар//гор, твар//твор и клан//клон всё с точностью до наоборот: под ударением пишется «а», а без ударения – «о». Исключений, правда, чуть больше: пригАрь, изгАрь, выгАрки, утвАрь. Запоминаем: покл…нение, г…реть, кл…няться, заг…р.

Закорневой суффикс – второй случай

И самая масштабная группа, аналогичные примеры чередования гласных в корне слова которой уже разбирались выше, – зависящее от суффиксов правописание е//и в ряде слов. Плюс в том, что, несмотря на большое количество корней, подходящих под это правило, исключений практически нет, да и запоминать можно по мнемонической фразе. Вот она: «Ноги вытЕр? — ВытИрай!».

Уже догадались? Да, чередование гласной в этом случае зависит от наличия суффикса «а», как в кас//кос. Этому правилу подчиняются корни бир//бер, тир//тер, мир//мер, дир//дер, пир//пер, стил//стел, блист//блест, жиг//жег, чит//чет. И на всё это огромное количество корней всего два исключения: сочЕтание и сочЕтать. Некоторые, правда, относят сюда ещё слова задИра и протИрка, но здесь гласная находится под ударением, поэтому написать её с ошибкой очень проблематично.

Закрепляем самую масштабную группу: бл…снуть, заб…рать, прот…р, зам…рать, уд…ру, расст…лить, разж…г, проч…тать, отп…рать, соч…тать.

Обобщение и повторение

Вспомнить всё вышенаписанное поможет таблица «Чередующиеся гласные в корне».

Группа

Корни

Правило

Исключения

По смыслу

мак//мок

равн//ровн

Погружать в жидкость//пропускать воду

Делать равным//делать ровным

рАвнина

рАвняйсь

рАвнение

рАвняться

От закорневого суффикса

кас//кос

Суффикс «а»//нет суффикса «а»

От закорневого суффикса

бир//бер

тир//тер

мир//мер

дир//дер

пир//пер

стил//стел блист//блест

жиг//жег

чит//чет

Суффикс «а»//нет суффикса «а»

сочЕтание

сочЕтать

От сочетания согласных

раст//ращ//рос

скак//скоч

лаг//лож

перед «ст» и «щ»//перед «с»

перед «к»//перед «ч»

перед «г»//перед «ж»

рОсток,

отрАсль

рОстовщик

РОстов

скАчок

скАчу

полОг

От ударения

зар//зор

плав//плов//плыв

пай//пой

без ударения//под ударением

зОревать

плОвец

плОвчиха

гар//гор

твар//твор

клан//клон

под ударением//без ударения

изгАрь

пригАрь

выгАрки

утвАрь

Как видно из таблицы, всё длинное правило умещается в несколько ячеек. В принципе, достаточно запомнить несколько примеров из каждой категории, чтобы писать грамотно, правда, об исключениях забывать нельзя ни в коем случае. Со временем чередующиеся гласные в корне, примеры которых встречаются повсеместно, совсем перестанут вызывать трудности.

Чередующиеся гласные в корне слова

Корень

Правило

Примеры

Исключения

ар-

ор-

Под ударением пишется А, без ударения — О

загар, загорелый

ар-

ор-

Под ударением пишется О, без ударения — А

зори, заря

зоревать, зорянка

ас-

ос-

В корне перед Н пишется О, в остальных случаях — А

касаться, коснуться

аг-

ож-

Перед Г пишется А, перед Ж пишется О

предлагать, положит

полог

-клан-

-клон-

Без ударения пишется О, под ударением – как слышится

кланяться, поклон, поклониться

ак-

ок-

В словах со значением погружения в жидкость пишется А, в словах со значением пропускать, впитывать жидкость пишется О

обмакнуть, намокать

-плав-

-плов-

Всегда пишется А

поплавок, выплавлять

пловец, пловчиха

авн-

овн-

В словах со значением равный, одинаковый пишется А, со значением ровный, гладкий пишется О

сравнительный, заровнять

равнина

аст-

ащ-

ос-

Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О

расти, поросль

отрасль, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, подросток

-скак-

-скоч-

Перед К пишется А, перед Ч пишется О

скакать, выскочить

скачок

-твар-

-твор-

Без ударения пишется О, под ударением – как слышится

творит, тварь

утварь

чередующиеся гласные в корне слова

3. Вводная беседа (выявить уровень знаний студентов)

УЭ – 1                                                                            слайд №4                                           Цель: проверить степень усвоения изученного в 5-9 классах по теме «Гласные в корнях с чередованием»

— Вначале нам необходимо обобщить теоретический материал. Работаем по группам.

1.Обсудите и подготовьте ответы на вопросы:

–  От каких условий зависит выбор чередующихся гласных в корне слова?

-Когда гласная зависит от суффикса после корня? Приведите примеры.                                                                                                         -лага-, -лож- (прилагательное, положить)                                               Искл. Полог                                                                                                        -каса-, -кос- (касательная, коснуться)

-Когда гласная зависит от согласной в корне? Приведите примеры.                                                                                                   –раст-, -ращ-,-рос- (растение, выросли, выращенный)                                     Искл. росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, выросток, отрасль

— Когда гласная зависит от ударения? Приведите примеры.

–гар-, -гор- (загар, гореть) -зор-, -зар- (зори, заря)                          Искл. Зоревать. Без ударения – А

-Когда гласная зависит от значения слова? Приведите примеры.

-мак-,-мок- (обмакнуть –имеет значение «опускания чего-либо в жидкость», мочить- в значении «становиться мокрым»)

— Молодцы. Я убедилась, что вы знаете правила чередования гласных в корне слова.

 

4. Обобщение и систематизация материала по теме                          « Чередующиеся гласные в корне»

УЭ-2                                                                          слайд №5                             Цель: организовать деятельность студентов по обобщению и систематизации знаний о видах чередования, от чего зависит написание гласной в корне.

-Назовите  известные вам корни с чередующимися гласными и заполните таблицу.

-Проверьте, всё ли вы вспомнили, используя  теоретический материал учебника «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»  стр.64-68  под  редакцией Грекова В.Ф.

 

Условия написания гласных в корне

Корни с чередующимися гласными

Ударение в слове определяет написание гласных

 

Суффикс, стоящий за корнем, определяет написание гласных в корнях

 

 

Согласные в корне определяют написание гласных

 

 

Значение слова определяет написание гласных  в корнях

 

 

 

2. Обсудите результаты работы.

3.Оцените свою работу по пятибалльной шкале.

5.Закрепление знаний.

УЭ-3                                                                           слайд №7                             Цель: через разные задания закрепить материал о правописании чередующихся гласных в корне слова. Работать над развитием речи обучающихся.

1. Выполните письменную работу.

Письменная работа.

-Вставьте пропущенные буквы, графически обозначив свой выбор.

Приб…раю на б..лконе, перест…лаю  кровать, разж…гать костёр, проб…рается зар…стающей тропинкой, соб…рать коллекцию растений, туман  расст..лается, бл…стеть на солнце, отп…реть засов, заж…чь свечу, бл…стеть на солнце.

2. Поменяйтесь работами и проверьте их, пользуясь ключом.
3. По пятибалльной системе оцените работу друг друга, в доброжелательной форме укажите на недостатки в ответах.
4. Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-2).

— Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма: чередующиеся гласные в корне слова, теперь перейдем к тексту.

2. Выборочный диктант.                                                                                         -Перед вами панорама нашего любимого посёлка , это наша родина, наши исторические корни.

( просмотр видеофильма, звучит красивая музыка-  приложение №2)

-Я читаю текст, вы внимательно его слушаете.          Слайд 8,9

Над посёлком разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко блистая, прикоснулись к синим куполам церкви. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, когда подрастающие тополя поклонились солнцу . Белые башенки загорелись теплым светом. Поселок , озаренный солнцем, представлял собой удивительное сочетание красок.

— О чем этот текст? (О красоте нашего посёлка)

-Выпишете  только слова с чередующими гласными в корне слова.

 

  1. Проверьте работу, пользуясь ключом , оцените по пятибалльной системе .
  2. Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-3).

 

3. Творческая работа.                                                  Слайд №10,11

-Перед вами Никольская гора, это самое уникальное, величественное место, сердце, душа, корень нашего посёлка. — Составьте отдельные предложения или связный текст (3-5 предложений) по фотографии, включая слова с чередующимися гласными о-а в корне.

1. По пятибалльной системе оцените работу друг друга.

2.Оценку поставьте в оценочный лист (графа УЭ-3).

5. Контроль и самоконтроль. Слайд №12 УЭ-4  Цель: определить уровень полученных знаний по теме «Чередующиеся гласные в корне слова». Проведение тестирования.

1.В каком слове пропущена  буква А?

1) прик.

.снуться                                                                                               2) заг..рающий                                                                                                        3) выр..щенный 4) предпол…жить

2.В каком слове пропущена буква О?

1)з….рница                                                                                                               2) произр…стать                                                                                                    3) заг…релый 4) предпол…гать

3. В каком слове пропущена буква И?

1) выт…реть                                                                                              2) заб…ру                                                                                                            3) ум…реть                                                                                                      

4) прот…рать

4. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) возл…гать, предл…жить, зар…сли                                                                  2) уб..рать, выт…рать, ум…реть                                                                          3) прик…снусь, выл…жу, пор..сль 4) отр…сту, выр…сли, заг…р

5.В каком ряду  во всех  словах пропущена чередующаяся гласная в корне?

1) оз…рён, к…снуться, предл…гаешь 2) дириж…р, беч….вка, ж…рдочка                                                                     3) трущ…ба, туш…нка, ж…луди                                                                        4) ус…ный, хлес…нуть. ровес…ник

Ключ к ответам: 1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-1 слайд №12

Проверьте работу и выставьте себе оценки в оценочный лист (графа УЭ-4)

6.Подведение итогов.                                                                               УЭ-5-оценка работы студентов на занятии.                                           Домашнее задание: написать миниатюру «Моя малая родина», включая слова с изученными корнями, или придумать отдельные предложения по данной теме.

Рефлексия слайд №13

УЭ-6                                                                                                          Цель: обдумать и проанализировать приобретённые знания и опыт                                                                                                           —Прочитайте цели урока  (УЭ-0) Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока? Как бы вы оценили результаты работы на уроке: А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому; Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь; В) для полного понимания мне нужно повторить тему; Г) я ничего не понял.  

В жизни по-разному можно жить,                         слайд №14 В горе можно и в радости.                                                                                              Вовремя есть. Вовремя пить.                                                                                                       Вовремя делать гадости.                                                                                              А можно и так: на рассвете встать                                                                                               И, помышляя о чуде,                                                                                                                     Рукой обожжённою солнце достать                                                                                                           И подарить его людям.                                                                                                   — Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.                                                                                                         — Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.                                                                                           Слайд №15

Урок по теме «Безударные и чередующиеся гласные в корне» 10 класс

Открытый урок

русский язык (10 класс)

Учитель: Лукина О. Н.

(МБОУ СОШ п. Соколье)

Тема: «Безударные и чередующиеся гласные в корне».

Цели урока:

— развитие навыков самообучения и самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;

— обобщение знаний по курсу орфографии и пунктуации; закрепление навыков написания безударных и чередующихся гласных в корне;

— развитие умения работать в группе, анализировать собственный уровень знаний;

— отработать навыки «узнавания орфограммы», условий её выбора, правильного её графического обозначения;

— закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.

Оборудование: раздаточный материал: таблица для обобщения знаний «Правописание корней с чередующимися гласными», диагностические карточки, карточки для самостоятельной дифференцированной работы и карточки-ключи, учебник Н. Г.Гольцовой, И. В. Шамшина «Русский язык 10-11 классы».

Ход урока

1. Запись темы, постановка задач урока. Составление прогноза своего успеха.

Прочитайте ещё раз тему, что вы можете сказать о ней:

— Я это всё знаю отлично.

-Я знаю это хорошо.

— Кажется, я помню не всё.

— Вспоминаю с трудом.

Сделайте предположение, на какую оценку вы сможете выполнить задания по этой теме. Запомните её, в конце урока проверите верность своего прогноза.

2. Проведем диагностическую работу и посмотрим, насколько хорошо вы усвоили материал, изученный в 5-9 классах. Каждый ученик получает карточку со словами и таблицей, которые нужно разнести по графам, решая орфографическую задачу, связанную с темой урока.

Д..лжностной, к..ричневый, обог..щать, прик..сновение, зап..х, б..гровый, д..кумент, д..рижировать, з..ря, безотл..гательный, пл..вцы, пром..кашка, д..лина, в..новатый, опт..мизм, ед..ница, эксп..римент,обл..денение, расф..совать, пол..жение, заб..рать.

Слова с непроверяе-

мыми безударными гласными

Слова с чередующимися гласными

После выполнения задания на каждую парту дается ключ для самопроверки

Слова с непроверяе-

мыми безударными гласными

Слова с чередующимися гласными

должностной

коричневый

прикосновение

обогащать

багровый

заря

запах

документ

безотлагательный

долина

дирижировать

пловцы

виноватый

оптимизм

промокашка

единица

эксперимент

положение

обледенение

расфасовать

забирать

Оцените свой первоначальный уровень знаний по данной теме: 0-1 ошибка-«5», 2-3 ошибки-«4», 4-5 ошибок-«3», более 5 ошибок- «2» . Поставьте себе оценку под таблицей.

3. Работа в группах. Сформулируйте правила написания безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне, используя примеры из выполненного вами задания, назовите условия написания чередующихся гласных. (Для проверки выполненной работы выбирается одна группа, остальные сверяются со своими выводами, дополняют, исправляют).

( Учитель дополняет ответы учеников, если они были неполными)

1) Ещё раз остановимся на изученных правилах и закрепим их.

Правописание безударных гласных в корне можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: вечер-вечерний, нога-ноги. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в речи совпадают по звучанию: посвЕтиь ( фонарем)-посвЯтить ( жизнь науке).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Н-р, слово дОлина имеет общий корень со словом дол, а не даль; глагол благослОвить образован от сочетания благое слОво, а не благая слАва.)

2) В русском языке немало слов с непроверяемыми гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова. Правописание таких слов проверяются по орфографическому словарю.

3) В некоторых корнях наблюдается чередование гласных.

(От чего может зависеть написание чередующихся гласных в корне слова?)

Условия написания чередующихся гласных в корне:

— ударение;

— буква, следующая за гласной;

— суффикс — а -, следующий за корнем;

— лексическое значение слова.

4. Поработаем с учебником. Обобщение и систематизация материала по теме: « Чередующиеся гласные в корне».

Назовите известные вам корни с чередующимися гласными и заполните таблицу. Проверьте, всё ли вы вспомнили, используйте теоретический материал учебника, П. 20,стр. 96-101.

Вопросы, помогающие провести обобщение знаний по правописанию корней с чередующими гласными:

— Назовите гласные, которые могут чередоваться в корне.

— От каких условий зависит выбор нужных гласных?

— Назовите корни, правописание которых зависит от ударения (суффикса, буквы, следующей за гласной, значения слова)

5. Физкультминутка (А теперь немножко отвлечемся от нашего урока. Расслабьтесь. Ребята, так как текущий год является юбилейным годом П. И.Чайковского, прослушаем «Пьесу №6 Сентиментальный вальс» и выполним несколько упражнений для глаз.)

6. Закрепление знаний.

Спишите слова с чередованием, вставьте пропущенную букву, объясните условия выбора орфограммы.

Выг. .ревший, несг. .раемый, соб..ру, разд..ру, расст..лю, зам..реть, р..списка, зам..рать, раст..реть, раст..рать, заж. .гать, зап..рать, отп..реть, бл..стать, ув..дать, разд..раю, расст..лаю, заг..реть, изг..родь, заг. .рать, приг. .ревший; прир. .сти, прир..щённый, невыр..сший, прор..стающий, уск..рять, р..сток, р..стение, выр..с, Р..стов, прил..жить, прил..гать, прил..гаемый, прик..саться, прим..рение, прик..снуться, неприк..саемый.

Взаимопроверка: обменяйтесь карточками с выполненными заданиями и исправьте ошибки.

Все ли слова нужно было списывать? Сделайте вывод.

7. Составьте слово.

1. Возьмите от слова «присказка» приставку.

2. Выберите среди слов то, в котором есть орфограмма с чередующейся гласной в корне. Выделите в этом слове корень «удивлять, коснуться, задуматься, улыбаться»

3. Добавьте к выбранным морфемам глагольный суффикс от слова «прыгнуть».

4.Возьмите от глагола «увиделись» суффикс прошедшего времени.

5. Добавьте окончание от слова «орфограмма».

6. Прибавьте суффикс возвратности.

Какое слово у вас получилось?

Ключ к заданию

Прикоснулась

Найдите орфограмму в корне и объясните условия выбора гласной.

8. Выполним тестовые задания на данную тему, соответствующие заданиям на ЕГЭ.

1)В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?

А) Р..стовщик, предпол..жить, насл..ждение.

Б) Сотв..рить, пог..релец, предпол..жение.

В) Обж..мать, к..снуться, р..скошный.

Г) Изл..вчиться, заг..р, соч..нение.

В каком ряду есть слово с чередующейся гласной в корне?

А) К..нонада, раст..ять, сл..боватый.

Б) Сл..паться, подм..гнуть, отд..ление.

В) П..лисадник, разг..реться, ар..мат.

Г) Распр..гать, опт..мист, изм..нения..

Укажите пары слов, в которых О пишется в обоих случаях?

А) Прекрасный возр..ст; пром…кнуть написанное.

Б) Переск…чить через яму; опытная пл…вчиха.

В) Команда «р…вняйсь!»; бежал как уг…релый.

Г) Оз…риться светом; обл…жной дождь.

В каком ряду буква И пишется во всех случаях?

А) бл..стать, соб. .рательный, раст..рание

Б) выч..тать, раст..реть, заж..мать

В) подп..рая, бл..стела, выт..рать

Г) разд..рёшь, оп..раться, зам..реть

В каком ряду буква Е пишется во всех случаях?

А) соч..тание, соб..рётся, заж..гаю

Б) заст..лил, проч..тать, подп..рать

В) зап..реть, соч..тать, уд..рёт

Г) прот..реть, ум..реть, расст..лается

В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения?

А) Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.(К.Арсеньев)

Б) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.(И.Гончаров)

В) Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.(И.Тургенев)

В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения?

А) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. (И.Гончаров)
Б) Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза светились радостным блеском .

В) В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.(А.Пушкин)

Проверьте правильность выполненного задания

Ключ к тестовым заданиям

1 –Б

2 – В

3 – Б

4 – А

5 – В

6 – Б

7 – В

Оцените выполненное задание:

«5» — 0-1 ошибка

«4»-2 ошибки

«3»- 3-4 ошибки

«2»-5 и более.

9. Итоги урока.

Сложите баллы, набранные вами в начале урока и получившиеся за работу с тестами: наивысший балл -10 ( 5+5). Итак, если вы набрали 10-9б, поставьте себе «5», 8б-«4», 7-6 б-«3», 5 и менее-«2».

Беседа.

— Как вы думаете, удалось ли вам достичь поставленной цели? Насколько оправдались ваши прогнозы?

— Назовите гласные, которые могут чередоваться.

— Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.

— Назовите орфограммы, которые вызвали у вас затруднения ( запишите их в рабочую тетрадь) и сформулируйте для себя орфографические задачи, над решением которых вам надо поработать.

Общие итоги урока.

— Кто оценил свою работу на «5»? («4», «3»?)

— Есть ли неудовлетворительные оценки?

10. Домашнее задание: на каждый случай ошибочного написания подберите по 6-7 слов, предварительно повторив правило.

Апофония-Гласная градация

английский перевод Bruna Pogliano

Знание апофонии приобретает большое значение при изучении греческого языка. Апофония заключается в чередовании гласных, которое может иметь место как при образовании, так и при словоизменении слов и глаголов, происходящих от одного корня. Апофония встречается также в латинском и итальянском языках. Рассмотрим, например, спряжение латинских глаголов: многие глаголы имеют разные гласные в основах настоящего и совершенного вида. Вот несколько примеров:

Оригинальный шток Лексическая форма с исходной основой Перевод Апофонический стержень Лексическая форма от апофонической основы Перевод
факт- факс я делаю фек- фек-я я сделал
кэв- кэв-эо я забочусь кав- кав-и Я позаботился
fŏv- fŏv-eo я согреваю фото- фоу-и утеплил
вэн- вэн-ио я пришел vēn- вэн-и я пришел

Аналогичное явление можно наблюдать и в латинских составных глаголах, возникающих в результате преглагола, прикрепленного к исходной глагольной основе. В таблице ниже приведены некоторые примеры:

Преглагол Исходная основа глагола Составной глагол Перевод
от кэд- де-сид-о я падаю
диплом фэк- конфиц-йо я выполняю
диплом черт- осуждение осуждаю
диплом caed- кон-сид-о я вырезал

Можно отметить, что во многих случаях влияет только продолжительность гласных; в таких случаях краткая гласная становится длинной или наоборот.Это явление называется количественной градацией гласных ; тогда как качественная градация гласных относится ко всем случаям, когда исходная гласная заменена другой гласной или даже опущена.

В греческом языке количественная градация гласных встречается в основном при образовании некоторых времен глаголов. Например, глаголы с изъявительной основой настоящего времени, оканчивающейся на гласную, подвергаются удлинению гласной при образовании как сигматического будущего, так и сигматического аориста.

пр.τιμά-ω, чту, ᾰ настоящей изъявительной основы удлиняется до ᾱ при образовании сигматического будущего. Форма *τιμάσω с ᾱ затем становится τιμήσω из-за нечистой альфы, то есть: не предшествует ε, ι или ρ.

Прежде всего, овладение качественной градацией гласных позволяет нам распознавать один корень в родственных словах, даже если они кажутся непоследовательными. Эта способность поможет нам легче ориентироваться в богатстве греческого лексического наследия.

Большое количество корней показывает качественную градацию гласных при формировании лексической системы.Иногда корни появляются в двух апофонических степеней : слабая градация и сильная градация, , которые обычно содержат гласный звук e и гласный звук o соответственно. В следующей таблице показаны некоторые корни и их родственные слова, чтобы проиллюстрировать двухуровневую апофонию. Обратите внимание на чередование ε/ο в глаголах и существительных соответственно.

Двухсортные корни
Слабый сорт Сильный сорт

Корень

Родственные

Корень

Родственные

λεγ λέγ-ω, я говорю λογ λόγ-ος, слово, речь, причина
λέξ-ις, речь, стиль διά-λογ-ος, диалог
διά-λεκ-τος, диалект, речь ἄ-λογ-ος, нелогичный, иррациональный

κλεπ

κλέπ-τω, краду

κλοπ

κλοπ-εύς, вор

κλέπ-της, вор

κλοπ-ή, кража

σπενδ

σπένδ-ω, делаю возлияние

σπονδ

σπονδ-ή, возлияние

ψεγ

ψέγ-ω, порицаю, порицаю

ψογ

ψόγ-ος, порицание, порицание

φλεγ

φλέγ-ω, горю

φλογ

φλόξ, горелка, пламя

Трехсортные корни еще чаще . Апофония выглядит как нулевого класса , слабого класса и сильного класса . Слабый grande и сильный градус демонстрируют такое же взаимообмен ε/ο, как и в корнях с двумя степенями, в то время как корни с нулевой градацией характеризуются отсутствием гласных . Во многих случаях носовые или жидкие согласные озвучивались до α, когда они были частью групп согласных, в противном случае они образовывали вторичную гласную.
См. примеры в таблице ниже.

Корни трех сортов
Нулевой класс Слабый сорт Сильный сорт

Корень

Родственные

Корень

Родственные

Корень

Родственные

γν

γί-γν-ομαι, я рожден, я рожден

γεν

γέν-ος, порода, поголовье

γον

γον-εύς, родитель

γν-ήσιος, законный, подлинный

εὐ-γεν-ής, благородный

πρό-γον-ος, праотец

ἰδ

ἰδ-έα, фигура, форма

εἰδ

εἶδ-ον, я видел

οἰδ

οἶδ-α, видел > знаю

δ-τορία > ἱστ-ορία, дознание, наблюдение

2 ἶδ-ος

λιπ

ἔ-λιπ-ον, я ушел

λειπ

λείπ-ω, оставляю, оставляю

λοιπ

λέ-λοιπ-α, я ушел

λιπ-οταξία, диссертация

ἔκ-λειψ-ις, затмение

λοιπ-ός, остальные, остальные

*πνθ > παθ

*πάθ-σκω > πά-σχω, страдаю

πενθ

πένθ-ος, печаль, траур

πονθ

πέ-πονθ-α, я пострадал

ἔ-παθ-ον, я пострадал

πενθ-έω, скорблю, скорблю

πιθ

*πίθ-τις > πίσ-τις, доверие

ειθ

πείθ-ω, уговариваю

номер

πέ-ποιθ-α, я полагался > доверяю

*πίθ-τεύω > πιστ-εύω, я доверяю

πειθ-ώ, убеждение

Внимательное изучение корней слов на странице даст ценную информацию об апофонических явлениях в формировании греческой лексической системы.


Алломорфия чередования длины гласных в голландском языке

Де Бельдер: Раздельный подход к выбору алломорфов Ст. 42, page 10 of 40

2.8 Предложения о разделении

Booij (1998) обсуждает случаи в голландской морфологии, когда фонологические принципы

явно регулируют распределение сильных и слабых алломорфов, но применение этих фонологических принципов не без исключения. Например, он обсуждает

уже хорошо известный факт, что два конкурирующих нидерландских аффикса множественного числа -s и -en

подчиняются слоговому правилу: -en предпочтительнее, если он превращает корень в хорею

(с правильным направлением).Следовательно, голландское множественное число от kat «кошка» — это katten, а множественное число от

dokter «доктор» — dokters. Несмотря на то, что эта тенденция, несомненно, присутствует в голландском языке, нетрудно найти контрпримеры и примеры региональной вариации. Например, как указывает Booij

, носители языка в Нидерландах предпочитают фонологически менее оптимальную форму множественного числа

test «tests» для существительного test, тогда как говорящие в Бельгии будут использовать фонологически ожидаемую форму

testen. Спикеры в Нидерландах просто условились с неожиданной формой.

Для учета таких примеров Booij (1998) предлагает маркировать основы и аффиксы

признаками подкатегории, которые могут быть любого рода (фонологические, синтаксические, …).

Эти функции регулируют конкатенацию морфем в морфологии. Конкатенация морфем

действует как генератор, генерирующий возможных кандидатов, которые затем отправляются в Фонологию

для оценки способом ОТ.Поскольку функции подкатегоризации предшествуют фонологическим

принципам в предложении, Booij может гарантировать, что фонология будет работать в пределах

морфологических границ языка, и он может удостовериться, что фонология — и ничего

, кроме фонологии — действительно имеет место в указанном модуле, а именно . Фонология.

Mutatis mutandis, предложение может быть принято в распределенной морфологии.

Функции подкатегоризации можно понимать как часть словарной вставки, как в

Paster (2006) и Harley (2014). Выходные данные Vocabulary Insertion, которые могут включать

различных кандидатов на расшифровку одного узла, затем отправляются в фонологию для дальнейшей оценки

. В следующем разделе станет ясно, что настоящее предложение

принимает именно эту идею.

Bye and Svenonius (2010; 2012) сформулировали предложение, которое демонстрирует схожие черты, но

отличается важным аспектом. Они предлагают разделить словарную вставку на две

разных операции, которые они называют Match и Insert.Соответствие предшествует вставке; Выход Match

является входом Insert.

Match может видеть синтаксические особенности и синтаксическую структуру, такие как доминирование, движение

и фазовые границы, и сопоставляет лексические единицы с синтаксическим деревом. Как и в распределенной

морфологии, предполагается, что выбираются те лексические элементы, которые реализуют максимум

признаков, присутствующих в дереве. Домены для вставки не являются конечными узлами, как в Распределенной

Морфологии, а скорее доменами написания, т. е.е. фазы. Таким образом, лексическая единица может реализовать

диапазон терминальных узлов (см. Williams 2003)2. Такой диапазон понимается как сегмент

расширенной проекции. Например, маркировка существительного плюс число понимается как фаза

и, таким образом, может быть реализована как промежуток в расширенной проекции существительного, то есть DP.

В английской именной группе существительное будет включаться во множественное число из-за того факта, что

английское числовое обозначение является суффиксальным.Этот тип линеаризации является характеристикой

предложения: вся линеаризация, которая может быть выполнена в синтаксисе, будет выполнена в синтаксисе. Таким образом, суффиксальный характер

английского множественного числа не нужно оговаривать как свойство

суффикса, поскольку он уже получен в синтаксисе. Этот циклический домен отправляется в Match, где

морфема-портманто, такая как гуси и мыши, или несколько лексических единиц, таких как балерины-

s, могут реализовать этот диапазон. Такой форме, как мыши, будет отдаваться предпочтение перед такой формой, как

*мыши или мыши-, благодаря принципу, называемому Минимизация экспоненты: использование меньшего числа показателей степени для

2 В этом отношении подход отличается от распределенной морфологии, в которой предполагается расшифровка оконечных узлов

. Подходы, основанные на интервалах, могут быть переформулированы в подход терминальных узлов, полагаясь на слияние

и нулевые аффиксы, и, таким образом, могут быть совместимы с распределенной морфологией.

%PDF-1.4 % 846 0 объект > эндообъект внешняя ссылка 846 115 0000000016 00000 н 0000002652 00000 н 0000002873 00000 н 0000005706 00000 н 0000006653 00000 н 0000007123 00000 н 0000007865 00000 н 0000008156 00000 н 0000008453 00000 н 0000008476 00000 н 0000009566 00000 н 0000009959 00000 н 0000010249 00000 н 0000010475 00000 н 0000020627 00000 н 0000020649 00000 н 0000021652 00000 н 0000021674 00000 н 0000022700 00000 н 0000022991 00000 н 0000023188 00000 н 0000023374 00000 н 0000023664 00000 н 0000023861 00000 н 0000024058 00000 н 0000024255 00000 н 0000024452 00000 н 0000024649 00000 н 0000024940 00000 н 0000025135 00000 н 0000025426 00000 н 0000025623 00000 н 0000025914 00000 н 0000026205 00000 н 0000026402 00000 н 0000026642 00000 н 0000026933 00000 н 0000027224 00000 н 0000033319 00000 н 0000033621 00000 н 0000033923 00000 н 0000034120 00000 н 0000034306 00000 н 0000034597 00000 н 0000034794 00000 н 0000034980 00000 н 0000035183 00000 н 0000035485 00000 н 0000035682 00000 н 0000035915 00000 н 0000036110 00000 н 0000036401 00000 н 0000036423 00000 н 0000037409 00000 н 0000037606 00000 н 0000037790 00000 н 0000037976 00000 н 0000038173 00000 н 0000038464 00000 н 0000038713 00000 н 0000039004 00000 н 0000044954 00000 н 0000045244 00000 н 0000045548 00000 н 0000045755 00000 н 0000045941 00000 н 0000046138 00000 н 0000046335 00000 н 0000046625 00000 н 0000046931 00000 н 0000047234 00000 н 0000047534 00000 н 0000047825 00000 н 0000048116 00000 н 0000053733 00000 н 0000053930 00000 н 0000054127 00000 н 0000054324 00000 н 0000054626 00000 н 0000054648 00000 н 0000055439 00000 н 0000055636 00000 н 0000055658 00000 н 0000056529 00000 н 0000057382 00000 н 0000057936 00000 н 0000057958 00000 н 0000059008 00000 н 0000059030 00000 н 0000060049 00000 н 0000069469 00000 н 0000076866 00000 н 0000082895 00000 н 0000104512 00000 н 0000111771 00000 н 0000118009 00000 н 0000125043 00000 н 0000132299 00000 н 0000139346 00000 н 0000145644 00000 н 0000152762 00000 н 0000159773 00000 н 0000166304 00000 н 0000205054 00000 н 0000211515 00000 н 0000218082 00000 н 0000218109 00000 н 0000218136 00000 н 0000218163 00000 н 0000218289 00000 н 0000218316 00000 н 0000218343 00000 н 0000218370 00000 н 0000002944 00000 н 0000005683 00000 н трейлер ] >> startxref 0 %%EOF 847 0 объект > /Метаданные 845 0 R /Страницы 838 0 Р /OpenAction 848 0 Р /Тип /Каталог /PageLabels 836 0 R /Очертания 835 0 Р >> эндообъект 848 0 объект > эндообъект 959 0 объект > поток HU TSW7Ȟ&!E{%؊Ee (\ ZQDQAŊ»P+RZufәv3ss_;

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.