Содержание

Русский язык. 4 класс. Правила. Однородные члены предложения.

 

 

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые:

  • отвечают на один и тот же вопрос,
  • относятся к одному и тому же слову,
  • являются одним и тем же членом предложения.

 Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Несколько подлежащих при одном сказуемом — это однородные члены предложения.

Несколько сказуемых при одном подлежащем – это однородные члены предложения.

Несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова, — это однородные члены предложения.

 

Как произносятся однородные члены?

Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.

Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова:

Однородные члены предложения.

Члены предложения.

Вопросы.

Примеры предложений.

Однородные подлежащие.

кто? что?

Река, берега и деревья
залиты розовым светом.

И. Никитин

Однородные сказуемые.

что делает?

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

К. Паустовский

Однородные второстепенные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова)

какие? где? к а к?

определения Холодные, тяжёлые тучи неслись над землёй.

А. Чехов

обстоятельства В поле, в кустах жили серые куропатки.

В. Бианки

обстоятельства Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.

 

 

Какие знаки ставятся между однородными членами?

Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами 

и, а, но.

 

Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.

О, О, О.

Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки.

Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

О и О.

Тихая и тёплая заря занималась над землёй.

Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.

О, а О.

О, но О.

Дом был не большой, а меленький.

На улице было

холодно, но солнечно.

 

 

 

Однородные члены предложения. Общее понятие

Здравствуйте, здравствуйте, друзья мои! Вы меня узнали? Я профессор Грамматейкин.

Я буду помогать вам в изучении русского языка в течение этого учебного года. И сегодня я хочу рассказать вам об особенных предложениях. Что это за предложения? Я надеюсь, вы догадаетесь сами. Но… Минуточку терпения. Сейчас я прочитаю вам несколько предложений. Слушайте…

За горами жил старик. За лесами жил старик. За широкими морями жил старик. Против неба жил старик. На земле жил старик. В одном селе жил старик.

Вам не надоели повторения одних и тех же слов? Так долго и нудно рассказывается о том, где жил старик.

А теперь послушайте, как ту же самую информацию преподнёс Пётр Павлович Ершов в своей сказке «Конёк-Горбунок»:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

Чудесные строки, как будто взятые из русской народной сказки… А ведь здесь почти слово в слово повторяется то, что мы прочитали раньше. Просто все слова, которые обозначают, где жил старик, собраны в одно предложение и относятся к одному и тому же слову – «жил». Жил где? За горами, за лесами, за широкими морями, против неба – на земле, в одном селе.

Вот такие предложения, в которых несколько слов отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются предложениями с однородными членами. В этом предложении однородными являются второстепенные члены предложения, выраженные именами существительными: за горами, за лесами, за морями, против неба, на земле, в селе. К каждому из них можно поставить вопрос где? от глагола «жил».

Возьмём ещё один отрывок из сказки «Конёк-Горбунок»:

Городничий выезжает

В туфлях, в шапке меховой,

С сотней стражи городской.

Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый…

В первых трёх строчках от глагола «выезжает» ставим вопрос в чём? В туфлях, в шапке. Как видите, от одного и того же глагола ставится один и тот же вопрос к двум разным именам существительным. Значит, они являются однородными членами предложения. И в данном случае это второстепенные члены.

А только ли имена существительные могут быть второстепенными членами предложения? Другие части речи могут быть однородными членами предложения?

Сейчас мы разберём следующее предложение из взятого нами отрывка.

Но прежде я объясню вам значение слова «глашатый». Обычно это слово пишется немного по-другому – «глашатай». Но в сказке написано именно так, поэтому оставляем авторское написание.

В старину, когда не было радио, телевидения, телефонов и компьютеров, указы, распоряжения и повеления царя на площади объявлял человек с громким голосом. Вот его-то и называли «глашатай» или «глашатый».

Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый.

Глашатый какой? Длинноусый, бородатый. Как видите, в этом предложении однородными второстепенными членами являются имена прилагательные.

Пока нам встречались только второстепенные однородные члены предложения. А могут ли главные члены предложения быть однородными? Прочитаем ещё один отрывок из той же сказки Ершова.

Лишь игрушка-горбунок

У его вертелся ног,

Хлопал с радости ушами

Да приплясывал ногами.

Игрушка-горбунок что делал? Вертелся, хлопал ушами, приплясывал ногами.

В этом предложении однородные члены выражены глаголами. Здесь они являются сказуемыми.

А встречаются ли однородные подлежащие?

На этот раз я предлагаю вам строчки из басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет»:

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись….

В этом предложении три подлежащих. Все они отвечают на вопрос кто? и связаны со сказуемым «взялись везти». Кстати, сказуемое здесь одно, просто оно сложное, состоит из двух глаголов.

Взялись везти кто? Лебедь, кто? Рак, кто? Щука.

В данном предложении

однородными являются подлежащие.

Как видите, однородными могут быть и главные члены предложения – несколько подлежащих при одном сказуемом или несколько сказуемых при одном подлежащем.

Чем ещё интересны предложения с однородными членами?

Давайте ещё раз перечитаем некоторые строчки, а вы обратите внимание на интонацию, с которой произносятся эти однородные члены.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись.

Вы заметили? Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.

Хочется даже начать счёт на пальцах.

Воз взялись везти кто? Лебедь, Рак да Щука.

Или в этих строках:

Лишь игрушка-горбунок

У его вертелся ног,

Хлопал с радости ушами

Да приплясывал ногами.

Я уверен, вы все заметили, что при этом между однородными членами предложения слышны небольшие паузы, остановочки. А на письме они обозначаются запятыми.

Изобразим это в виде схемы, где однородные члены предложения обозначены прямоугольниками.

Хотя обычно на схемах однородные члены предложения обозначают кружочками. Вот так:

Ведь они так похожи на букву «о», с которой начинается слово «однородные».

На что ещё я хотел обратить ваше внимание? Посмотрите, у однородных членов предложения могут быть зависимые слова.

Вертелся (у чего?) у ног, хлопал (с чего?) с радости, хлопал (чем?) ушами, приплясывал (чем?) ногами.

Друзья мои, вы заметили, что в предложении чаще всего однородные члены выражены одними и теми же частями речи. В предложении о Коньке-Горбунке это были глаголы. В предложении о Лебеде, Раке и Щуке – имена существительные. В предложении о глашатае – имена прилагательные.

Ну что же, пожалуй, на сегодня достаточно. Пора подвести итоги нашего урока. Что же вам необходимо знать об однородных членах предложения?

В предложении несколько его членов могут отвечать на один и тот же вопрос и относиться к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными.

Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Однородные главные члены предложения:

* несколько подлежащих при одном сказуемом;

* несколько сказуемых при одном подлежащем.

Однородные второстепенные члены предложения – это несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова.

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления и отделяются друг от друга запятыми.

Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова.

Ну а теперь наше время истекает. Пришла пора прощаться. До новых встреч!

Русский язык Однородные члены предложения

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Однородные члены предложения».

Цели:

  1. создать условия для успешного усвоения темы каждым учеником;

  2. раскрыть понятие «однородные члены предложения»;

  3. учить узнавать однородные члены в предложениях;

  4. Учить учащихся делать выводы через наблюдение, развивать монологическую речь учеников;

Тип урока: уроки изучения нового

Планируемые результаты:

Предметные:

— понимает значение термина «однородные члены предложения»;

-находит однородные члены предложения;

— составляет предложения с однородными членами;

— безошибочно находит основу предложения;

— правильно выбирает графический знак для обозначения члена предложения;

— соблюдает интонацию;

— составляет предложения со словарными словами

Метапредметные:

-объективно оценивает свой уровень усвоения знаний

-умеет применять полученные теоретические знания для решения практических задач

Личностные:

-понимает значение умелого владения устной и письменной речью для целей общения;

-расширяет знания об окружающем мире.

Оборудование: карточки – модели, опорная схема

Ход урока.

I Организационный момент. Мотивация.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели,

На меня все посмотрели.

Я думаю у вас настроение радостное, приподнятое, и урок сегодня необычный . Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока. Я вам всем желаю добра и успеха в изучении новой темы.

Прочитайте название темы урока. Предположите, что вы узнаете на уроке, чему научитесь.

(что такое однородные члены предложения; научимся находить в предложении и обозначать их на схемах).

II. Актуализация знаний.

  1. Повторим словарные слова. Картинный диктант. Раскрыли тетради, пальчик от начала. Запишите названия предметов на картинках через запятую, малина, земляника, смородина, крыжовник, арбуз-ягода)

Проверьте себя.

— Кто не допустил ни одной ошибки, кто одну,…….

Что мы можем сделать с этими словами?( составить предложения)

Мозговой штурм.

Но прежде, чем составить предложения, давайте вспомним

.( Что такое предложение? Какие предложения бывают по цели высказывания, по интонации?

  • Назовите главные члены предложения.

  • Главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? – это…

  • Сказуемое отвечает на вопросы ….

  • Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

  • На какие вопросы отвечает обстоятельство?

  • Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чьи?, чьё? называется …

  • Как подчёркивается обстоятельство?

  • Как подчёркивается определение?

  • На какие вопросы отвечает дополнение? Как подчёркивается?

2. Составьте предложение со словом ягоды.

Летом созревают ягоды. Назовите главные члены, есть второстепенные, какие?

А теперь составим приложение, заменяя слово ягоды, на название ягод, используя наши словарные слова.

Спишите второе предложение.

Летом созревают смородина, земляника, крыжовник.

В первом предложении говорится о ягодах, а во втором ягоды называют (перечисляют).

-Что Вы заметили, что слова смородина, крыжовник, земляника мы произносим с интонацией перечисления.

(вывешивается табличка)


-Подчеркните грамматическую основу.

— Что вас удивило?

— Во втором предложении три подлежащих.

— Докажите свою точку зрения.

— В предложении говорится о смородине, землянике, крыжовнике. Ставлю вопрос: (что?) смородина, земляника, крыжовник. Это подлежащее.

— Вы согласны с этой мыслью?

(вывешивается табличка)


— С каким, словом связаны подлежащие?

(вывешивается табличка)

Со сказуемым: созревают

— Подумайте, как можно назвать такие члены предложения?

— Одинаковые, похожие и т. д.

А как они называются сейчас мы узнаем , когда откроем учебник на стр 117рубрику, тайны языка.

И тема нашего урока тоже однородные члены.

Какие задачи поставим перед собой?

– Читают определение, что такое однородные члены предложения.

– Определяют тему урока – однородные члены предложения.

– Читают цели урока (на доске):

– Узнать! Что такое однородные члены предложения?

– Узнать! Каким членом предложения могут быть однородные члены

предложения?

– Узнать! Как произносятся однородные члены предложения?

– Узнать! Как можно обозначить однородные члены предложения?

Чтобы ответить на второй вопрос, нужно выполнить упр.1, стр. 118

Чтобы ответить на третий вопрос, прочитайте рубрику “Внимание!” стр. 118.

(Подготовьте выразительное чтение упр. 2.)

Как можно обозначить однородные члены предложения, прочитайте рубрику

“Внимание!» стр. 119.

– Читают определение, что такое однородные члены предложения.

– Определяют тему урока – однородные члены предложения.

– Читают цели урока (на доске):

– Узнать! Что такое однородные члены предложения?

– Узнать! Каким членом предложения могут быть однородные члены

предложения?

– Узнать! Как произносятся однородные члены предложения?

– Узнать! Как можно обозначить однородные члены предложения?

Чтобы ответить на второй вопрос, нужно выполнить упр.1, стр. 118

Чтобы ответить на третий вопрос, прочитайте рубрику “Внимание!” стр. 118.

(Подготовьте выразительное чтение упр. 2.)

Как можно обозначить однородные члены предложения, прочитайте рубрику

“Внимание!» стр. 119.

– Читают определение, что такое однородные члены предложения.

– Определяют тему урока – однородные члены предложения.

– Читают цели урока (на доске):

– Узнать! Что такое однородные члены предложения?

– Узнать! Каким членом предложения могут быть однородные члены

предложения?

– Узнать! Как произносятся однородные члены предложения?

– Узнать! Как можно обозначить однородные члены предложения?

Чтобы ответить на второй вопрос, нужно выполнить упр. 1, стр. 118

Чтобы ответить на третий вопрос, прочитайте рубрику “Внимание!” стр. 118.

(Подготовьте выразительное чтение упр. 2.)

Как можно обозначить однородные члены предложения, прочитайте рубрику

“Внимание!» стр. 119.

— Сделайте вывод, какие члены предложения называются однородными?

(составляют ответ с опорой на вывешенные на доске таблички)

Ребята, однородные члены в предложении можно обозначать с помощью схемы. Давайте посмотрим на стр 119 и прочитаем рубрику Обрати внимание

Сколько однородных членов в нашем предложении? Сколько кружочков рисуем?

Каким членом предложения они являются? Поставить внутри кружка одну сплошную черточку.

Как разделены однородные члены на письме?

IV. Первичное закрепление.

  1. Проговаривание нового знания.

— Чему будем учиться дальше? (находить ОЧП)

ФИЗМИНУТКА

Физминутка пальчиковая.

Как живешь? Вот так! (дети показывают большой палец)

Как идешь? Вот так! (дети “шагают пальцами по ладошке)

Как даешь? Вот так! (дети показывают раскрытые ладошки)

Как берешь? Вот так! (дети сжимают ладошки)

Как бежишь? Вот так! (дети имитируют бег сидя)

Ночью спишь? Вот так! (дети показывают, как они спят)

Как молчишь? Вот так! (дети закрывают рот ладошками)

Как грозишь? Вот так! ( дети грозят соседу по парте указательным пальцем)

 Гимнастика для глаз.

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть, все дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.

  1. Включение в систему знаний.

Списывание. Упр.1

(Сначала списывают. Находят однородные члены с комментированием.)

Комментированное письмо

Читай первое предложение. Найди ОЧП.

— Однородные члены предложения принято обозначать при помощи кружков. Сколько однородных членов в нашем предложении?

— Три.

— Значит, кружков будет тоже три. Как разделены однородные члены предложения на письме?

— Запятыми.

— Верно, но так бывает не всегда. Подробно о знаках препинания при однородных членах мы узнаем позже на уроках правописания. А пока между кружками поставим те знаки, которые стоят в предложении – запятые.

— Как вы предлагаете обозначить на схеме что это однородные подлежащие?

— Поставить внутри кружка одну сплошную черточку.

1.

Второе и третье предложение сделайте самостоятельно, рядом запишите схемы.

— Я хочу рассказать вам одну историю. Жил да был в русской деревне юноша, его звали Михаилом. Выходил Михаил каждое утро на улицу, здоровался с солнышком, птицами, подставлял лицо свежему ветерку. И однажды понял, что ветер живой, в его голове родились такие строки (Читает хорошо читающий ученик), учитель заканчивает читать последнюю часть

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых.

И расправив бодро 
Молодые крылья, 
Полетел куда-то 
Вперегонку с пылью. (М.Исаковский)

— Какое слово вам показалось незнакомым?(пожурить)

 поругать; высказать кому- либо недовольство за что-либо 

— Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Кто главный герой стихотворения? Каким вы представили себе образ ветра? (Ветер, обычный ветер одушевлён. Он похож на юношу, которому не сидится дома в тепле и покое, ему нужно двигаться, играть молодыми силами)

-).

– Какой литературный приём использует автор (оживляет ветер- олицетворение)

 — А теперь взгляните на этот текст глазами человека, который изучает русский язык.

— Какие слова помогли поэту создать образ весёлого, подвижного, радостного ветра? (Глаголы – сказуемые, которые относятся к подлежащему ветер).

Я предлагаю вам обсудить это в парах. Давайте проверим. Правильно ли вы выполнили это задание.

Так сколько здесь предложений?

— Какую грамматическую основу предложения вы написали?

(Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил.)

— Посмотрите ещё раз на записанное предложение.

-Чего не хватает?

Как на письме показать интонацию перечисления (на доске показать).

— Сколько в этом предложении однородных членов? Сделайте схему.

V. Закрепление.

Работа в парах. ( повторение правил работы в парах)

Соотнесите предложения со схемами

VI. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Наш урок подошел к концу. Молодцы вы хорошо поработали.

Давайте подведём итоги.

-Скажите, понравился вам урок ?

Какая тема урока?

Какие члены предложения называют однородными?

Мы выполнили поставленную цель, как вы думаете?

Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…

Домашнее задание разноуровневое ( на красных листах сложное задание, на синих листах средней сложности)

Оценки

ПРИЛОЖЕНИЕ

Предложения для работы в группах

В сентябре улетают кулики, кряквы, чирки.

На поляне высыхает трава, листья, мох.

Ребята украсили класс красными, синими, жёлтыми шарами.

Мороз щипал уши, лицо, руки.

1. Запиши предложения, составь их схемы.

1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. 2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди.

  1. Составить предложения с однородными членами и сделать к ним схему. Упр 3 стр120

Карточка № 2(зеленого цвета) задание на оценку «4» средней сложности

Выделенные слова замените однородными членами.

Ребята посадили в саду фруктовые деревья.

Во дворе росли цветы.

Тест по теме «Однородные члены предложения» русский язык 3 класс

Чтобы правильно написать тест, повторим тему. Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения). Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые и второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства). Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами (но это уточнение не изучают в 3 классе).

Тест №1

Фамилия, имя ______________________________________________

1. Выбери правильные утверждения.

А) Однородные члены предложения относятся к одному члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним членом предложения.
Б) Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.
В) Однородными могут быть все члены предложения.
Г) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.

2. Подчеркните предложения с однородными членами.

А) Хороши, чисты русские снежные зимы.
Б) Сверкают на солнце снежные сугробы.
В) Скрылись подо льдом большие и малые реки.
Г) Под снежной шубой отдыхает земля.

3. Из пары предложений составьте и запишите одно предложение с однородными членами.

А) Журавли кричали тревожно. Журавли кричали тоскливо.
Б) Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам в трубах.
В) Осень раздевает лес. Осень студит землю.

4. Расставьте знаки препинания.

Шофёр улыбнулся влез в кабину завел мотор.
Собачка легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком.
Яблоки персики груши были крупные сочные вкусные.

 

Тест №2

1. Вставьте в правило пропущенные слова.

Однородные члены предложения относятся к _______________ слову в предложении и отвечают на __________________ вопрос.

2. Прочитайте предложение. Выберите и подчеркните одной чертой те слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

Зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер.

3. Выберите и отметьте значком «+» предложения с однородными членами.

а) В кабинете у доктора по- прежнему жили ёжики, зайцы и белки.
б) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала. □
в) Ветер весело шумит, судно весело бежит. □

4. Исправьте, где надо, ошибки в знаках препинания.

1) Кот переплыл реку, и выбрался на берег.
2) Несётся листок через лес через реку через деревню.
3) Человек сидел у окошка и смотрел на двор.
4) Дождик вымочит а солнце высушит.
5) Душный ветер пыль приносит , и глаза песком заносит.

5. Разберите предложения по членам.

Ветер низко гнал тяжёлые серые тучи.
Тревожно шумели верхушки старых елей и сосен.
Птицы спешили на юг.

 

Тест №3

1. Однородными членами предложения могут быть и главные, и ___________________________ члены предложения.

Однородные члены предложения отделяются друг от друга ______________________ .

2. Составь предложения с однородными членами и союзами.

На озере цвели лилии. На озере цвели кувшинки.
___________________________________________________________________________
Лиса оглянулась. Лиса исчезла за деревьями.
___________________________________________________________________________

3. Расставь знаки препинания.

Стреляет редко да метко. Сначала думай а потом делай.
В гостях хорошо а дома лучше. Гуляй но дела не забывай.
Солнце светит но не греет. Не по словам судят а по делам.

4. Найди однородные члены предложения, подчеркни.

Олени живут на севере, в тундре.

Мороз щиплет и румянит щёки.

Лес окрасился в жёлтые, красные, золотые краски осени.

Деревья, поля, сады укутаны в снежные одеяла.

5. Из данных слов составь и запиши предложение с однородными членами.

Собачонка, а, кусает, пускает, не, лает, не, в, дом, не, маленькая.
__________________________________________________________________________

6. Составь предложение по схеме ______ , ______ , ______ ______ _ _ _ _ .
__________________________________________________________________________

7. Вставь пропущенные орфограммы и расставь знаки препинания.

Сухой лист тр_п_тал на в_тках д_рев_ев оп_дал кружился в воздухе.

Он покрыл землю пёстрым мя_ким шуршащим к_вром.

Тиш_ну нарушал и треск сухой ве_ки и шумный п_лёт птицы и с_рдитый крик в_роны.

 

Ответы к тестам 1 и 2

№1   1АВ 
2АВ
3 А)Журавли кричали тревожно и тоскливо. Б) Ветер срывает с деревьев листья, воет по ночам в трубах. В) Осень раздевает лес, студит землю.
4 Шофёр улыбнулся, влез в кабину, завел мотор. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Яблоки, персики, груши были крупные, сочные, вкусные.

№2  1 …одному и тому же        …один и тот же   
2 бурный, мокрый   
3АБ 
4 1) Кот переплыл реку и выбрался на берег.
2) Несётся листок через лес, через реку, через деревню.
3) Человек сидел у окошка и смотрел на двор.
4) Дождик вымочит, а солнце высушит.
5) Душный ветер пыль приносит и глаза песком заносит.
5 Ветер — подлежащее, гнал — сказуемое. Верхушки — подлежащее, шумели — сказуемое. Птицы — подлежащее, спешили — сказуемое.

Что такое однородное предложение в русском языке. Однородные члены предложения в русском языке

Когда вам необходимо охарактеризовать точнее какой-либо предмет или явление (или их свойства), описать их более конкретно и выразительно, доходчиво, чтоб собеседник полнее понял вашу мысль, к вам на помощь приходят однородные члены предложения. Без них ваша мысль утратит полноту и понятность.

Однородные члены ─ это такие характеристики, которые имеют отношение исключительно к одному объекту, в предложении они будут подчинены только одному слову. Они описывают разнообразные стороны одного и того же лица, действия или качества.

Я люблю хлеб, особенно пшеничный и ржаной.

В этом простом предложении с однородными членами ими являются прилагательные «ржаной» и «пшеничный». В другом примере:

На улице стало светлее от солнечного света и улыбок.

─ это имена существительные .

Но однородные члены могут оказаться любой частью речи: глаголом, существительным, наречием.

Мы трудились, надрывались и ударно вкалывали на этой стройке века.

Как выявить однородные группы слов предложения в простом предложении

Определить подобные члены предложения очень просто. Они подчинены только тому слову, которое характеризуют, к ним можно отнести один и тот же вопрос . При этом они независимы друг от друга.

Лена обожает танцы, ритмичную музыку и фитнес.

В данном случае, это слова, относящиеся к подлежащему «Лена» и отвечающие на вопрос, что именно ей нравится. Они являются именами существительными. Если убрать из примера то или другое дополнение, смысл предложения не поменяется, но мы меньше узнаем о вкусах Лены. При этом однородные члены могут быть главными в предложении или второстепенными .

Например:

Выделение однородных членов

В предложении однородные слова можно выделить с помощью:

Важно помнить, что запятые нужно ставить перед вторым союзом , когда вы пишете предложение в котором слова соединены таким образом!

Как подчеркивать однородные члены?

При анализе предложения в письменном тексте однородные члены подчеркиваются одинаково, в зависимости от того, какую функцию в предложении они несут. Сказуемые подчеркиваются как сказуемые (двойной сплошной чертой), определения подчеркиваются как определения (волнистой), и так далее.

Важно помнить, что в анализируемом тексте в одной фразе могут существовать сразу несколько групп однородных слов , при этом они вполне могут оказаться различными частями речи.

Гиацинты, крокусы и азалии в этом парке благоухали и дурманили мою голову своим запахом.

В этой несложной фразе быстро определяются две группы: три подлежащих и два сказуемых. Первую группу нужно подчеркивать, как подлежащие (имена существительные, названия цветов), вторую группу слов ─ как сказуемые, двумя сплошными.

Фразеологические обороты

С фразеологическими оборотами вас ждет более сложный случай в плане пунктуации. Запомните, что в устойчивых оборотах запятые никогда не ставятся . Их не так уж и много, вы можете их просто зазубрить:

  • И стар и млад.
  • Ни рыба ни мясо.
  • И так далее.

Вам нужно просто очень внимательно анализировать текст и потренировать собственную память на фразеологизмах. Не такое уж сложное дело!

Что такое ряды однородных членов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Помимо этого, мы поведаем вам о том, на какие виды подразделяются такие члены предложения, а также как их следует обособлять.

Общая информация

Ряды однородных членов — это те члены предложения, которые связываются с одной и той же словоформой, а также выполняют одну синтаксическую функцию. Как правило, такие слова произносятся с интонацией перечисления. Более того, в предложении они располагаются контактно (то есть один за другим), а также довольно часто допускают любую перестановку. Хотя она возможна далеко не всегда. Ведь первым в таком ряду обычно называется то, что представляет собой первичное с хронологической или логической точки зрения или же наиважнейшее для говорящего.

Основные признаки

Ряды однородных членов предложения характеризуются следующими признаками:


Однородные члены: примеры в предложении

Чтобы вам стало более понятно, что представляют собой такие члены, приведем наглядный пример: «Внизу широко и мерно шумел морской прибой». В данном отрывке имеется 2 обстоятельства (широко и мерно). Они имеют (при помощи союза «и»), а также зависят от главного члена предложения (сказуемого) — шумел (то есть шумел «как?» широко и мерно).

В качестве чего выступают?

Однородные члены выступают в предложении и в качестве главных, и в виде второстепенных членов. Приведем несколько примеров:

  • «Потянулись по обоим берегам огороды, луга, рощи и поля». Такой ряд однородных членов выступает в качестве подлежащего.
  • «То тусклые, то яркие, фонари горят». Это
  • «Все стали наперебой хвалить ум, храбрость, великодушие Антона». Это однородные дополнения.
  • «Собака заскулила, легла, протянула передние лапки и положила на них свою мордочку». Это однородные сказуемые.
  • «Все резче, настойчивей и сильней ударял по бокам лодки ветер». Это однородные обстоятельства.

Виды однородных членов

Ряды однородных членов, примеры которых представлены в данной статье, в предложении могут быть как распространенными, так и нераспространенными. То есть такие выражения могут иметь при себе любые пояснительные слова. Приведем пример:


В качестве какой части речи могут выступать?

Ряд однородных членов в предложении может выражаться одной частью речи. Хотя далеко не всегда это правило является для него обязательным. Ведь один и тот же член нередко выступает и в виде разных частей речи. Это связано с тем, могут иметь совершенно разное морфологическое выражение. Приведем пример: «Лошадь двигалась неторопливо (в виде наречия), с достоинством (в виде имени существительного с предлогом), топая копытами (в виде деепричастного оборота)».

Одноплановость

Все используемые в предложении однородные члены должны обозначать одноплановые явления в каком-либо отношении. Если нарушить это правило, то текст будет восприниматься как аномалия. Хотя нередко такой метод намеренно используется некоторыми авторами в стилистических целях. Приведем в пример несколько предложений:

  • «Не спали только Миша, зима и отопление».
  • «Когда матушка и мороз позволяли высовывать нос из дома, Маша уходила бродить по двору одна».

Способ построения

Однородные члены нередко выстраиваются в предложении в такой ряд, который представляет собой единство по своему значению и строению. Приведем пример: «В огороде росли огурцы, помидоры, свекла, картофель и пр.».

Следует также отметить, что в одном предложении может присутствовать не один ряд однородных членов. Рассмотрим наглядный пример: «Мороз на улице крепчал и щипал лицо, уши, нос, руки». В этом предложении «крепчал и щипал» — это один ряд, а «лицо, уши, нос, руки» — это второй ряд.

«Исключения» из правил

Далеко не все перечисления в том или ином тексте являются однородными. Ведь в некоторых случаях такие сочетания выступают в качестве единого члена предложения. Чтобы разобраться с подобными исключениями, представим несколько наглядных примеров:

Однородные и неоднородные определения

Если члены предложения выступают в качестве определения, то они могут быть как неоднородными, так и однородными.

Однородные члены предложения — это такие выражения, которые относятся к какому-либо определяемому слову. То есть они соединяются между собой сочинительной связью. Кроме того, они произносятся с интонацией перечисления.

Однородные определения в том или ином предложении могут характеризовать явление или какой-либо предмет с одной и той же стороны (например, по свойствам, материалу, цвету и пр.). В этом случае между ними следует ставить запятые. Приведем наглядный пример: «Буйный, могучий, оглушительный дождь хлынул на город».

Что касается неоднородных определений, то они характеризуют какой-либо предмет с совершенно разных сторон. В таких ситуациях между словам нет никакой сочинительной связи. Именно поэтому они произносятся без интонации перечисления. Следует также отметить, что между неоднородными определениями запятые не ставятся. Приведем пример: «На большой поляне стояли высокие густые сосны».

Обобщающие слова

Однородные члены могут иметь при себе обобщающие слова, которые занимают следующие позиции:

  • Перед или после однородных членов. Приведем пример: «В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и лицо, и мысли, и душа», «В кустах, в траве дикого шиповника и кизила, на деревьях и в виноградниках — повсюду развилась тля».
  • После а точнее перед однородными членами могут находиться такие слова, как «а именно», «как-то», «например». Обычно они указывают на дальнейшее перечисление. Приведем пример: «К числу дичи охотников относятся не только одни птицы, но и другие животные, а именно: кабаны, медведи, дикие козы, олени, зайцы».
  • После однородных членов, а точнее перед обобщающими словами могут находиться выражения, которые имеют значение итога (например, «одним словом», «словом» и пр.).

В одном предложении может быть несколько подлежащих или сказуемых. Какие знаки препинания должны стоять в таких случаях? Предложение с однородными подлежащими — тема статьи.

Правила

В предложении, как правило, два главных члена. Один из них подлежащее. Второй — сказуемое. Но встречаются и такие, в которых два и более подлежащих. Либо несколько сказуемых.

Слова, связанные друг с другом по типу называются Важно знать, что при нескольких сказуемых может быть только одно подлежащее. При двух и более подлежащих — лишь одно сказуемое. В статье подробно будет рассмотрено предложение с однородными подлежащими. Примеры, в которых присутствует несколько сказуемых, тоже стоит привести:

  1. Он буянил и дрался для поддержания боевого духа.
  2. Они и кричали, и звали на помощь, и взывали к Богу.

Союзы

Предложение с однородными подлежащими может иметь соединение как союзное, так и бессоюзное.

  1. Дети, женщины, инвалиды, старики остались в деревне.
  2. И дети, и женщины, и старики, и инвалиды остались в деревне.
  3. Только дети, женщины, старики и инвалиды остались в деревне.
  4. Дети и женщины, старики и инвалиды остались в деревне.

Первый вариант характерен для повествовательной и спокойной речи. Он представляет собой своего рода незамкнутый круг. Второй вариант — незаконченное перечисление. Третье предложение с однородными подлежащими включает в себя замкнутое перечисление. И наконец четвертый имеет несколько видов:

  • парные слова близки по значению;
  • парные слова представляют собой лексические единицы, контрастные по значению;
  • попарные слова-понятия друг от друга логически далеки.

Частицы

Предложение с однородными членами может включать предлоги. Эти служебные части речи выполняют связующую функцию между парными словами. Но если такими словами являются подлежащие, то перед ними стоять могут только союзы и частицы. Например:

  1. Не только дети, но и скептически настроенные взрослые замерли перед телевизором.
  2. Не только он, но и ты сможешь выполнить это задание вовремя.

Сказуемое

В примерах, приведенных выше, именно именами существительными выражены однородные члены предложения. Подлежащие, как известно, могут быть представлены и другой частью речи. Но в случаях, которые рассматриваются в этой статье, это всегда имена существительные. Сказуемое же может быть не только глаголом. Этот член предложения иногда выражается существительным. Например:

  1. Москва, Будапешт, Киев, Минск — все это столицы стран.
  2. И «Амок», и «Нетерпение сердца», и «Письмо незнакомки» — произведения Цвейга.
  3. Стихи и поэмы, рассказы и повести, драмы и комедии — все это литературные произведения.
  4. Красная площадь, Патриаршие пруды и Воробьевы горы — достопримечательности столицы.

В предложениях, в которых присутствует несколько подлежащих, сказуемое всегда во множественном числе.

Ошибки

Лексическое несоответствие одного из однородных подлежащих со сказуемым является причиной распространенных ошибок. Например:

Замечания и предложения были рассмотрены на совещании (предложения рассматривают, замечания вносят).

Встречаются и другие ошибки. Однородные члены могут скрещиваться по родовым и видовым понятиям. Например:

  1. Пирожные, кондитерские изделия, вина и фрукты входят в ассортимент магазина (следует вычеркнуть «пирожные», так как они относятся к категории кондитерских изделий).
  2. И алкогольные напитки, и табачные изделия, и вина скоро исчезнут с прилавков магазинов.

Негрубой, но все же ошибкой является неверный подбор парных слов. Примеры предложений с такими однородными подлежащими приведены выше.

Для того чтобы было проще донести до слушателя смысл сказанного, в русском языке используются однородные члены предложения. Сравните: «Тенистый лес зовет путника. Тенистый лес манит путника. Тенистый лес обещает прохладу». Или то же, но поданное в одном предложении: «Тенистый лес зовет, манит путника и обещает прохладу».

Предложение с однородными сказуемыми, примерыкоторого вы увидите в этой статье, помогает упростить смысловую нагрузку, исключая при этом необходимость нагромождать в тексте несколько синтаксических конструкций.

Особенности состава простых предложений

Вы, наверное, знаете, чем простые предложения отличаются от сложных. У первых есть только одна в которую, как правило, входят подлежащее и сказуемое (или один из этих членов). А у сложных предложений таких основ может быть и две, и более.

Но кроме вышеназванных способов выражения мысли в русском языке имеются еще и так называемые осложненные конструкции. То есть такие, в которые входят, например, однородные члены. А значит, простое предложение с однородными сказуемыми «Эта лекция интересна и познавательна» — не совсем простое. Оно в русской грамматике будет считаться осложненным.

Кстати, еще существует осложнение вводными словами или предложениями, а также обособлениями, обращениями и т. д. Мы же остановимся на первом варианте осложненных конструкций.

Основные признаки однородности для членов предложения

Но прежде чем начать обсуждать однородные подлежащие и сказуемые, давайте вспомним общие правила, относящиеся ко всем членам предложения.

Основным признаком однородности как для главных, так и для второстепенных членов любого предложения является то, что в этой конструкции они будут равноправными, выполняя одну синтаксическую функцию, относясь к одному члену в предложении и, соответственно, отвечая на один и тот же вопрос.

Между ними, независимо от части речи, существует или сочинительная, или бессоюзная синтаксическая связь, подчеркивающая их равноправие. Первая выражается, как правило, при помощи интонации перечисления и а бессоюзная связь выражается лишь интонационно.

Какие сказуемые могут быть однородными

И второстепенные члены, и в русском языке, становясь в ряд однородных, тем не менее могут иметь зависимые слова (впрочем, то же относится и к второстепенным членам). Например: «Девушка поглядывала в окно и вздыхала». В этом предложении есть два однородных сказуемых (поглядывала и вздыхала), но при этом первое их них распространено дополнением (в окно), а второе не имеет зависимых слов.

Чаще всего все однородные члены предложения — сказуемое, подлежащее или другие — относятся к одной части речи, но встречаются и такие конструкции, в которых они могут относиться к разным грамматическим классам, выражаться фразеологизмами или словосочетаниями.

Например, в предложении «Андрей шутил и смеялся до слез» сказуемые выражены глаголом (шутил) и (смеялся до слез), что не мешает им при этом быть однородными.

Как грамматически выстраивается ряд однородных членов

Для грамматического объединения однородных членов в предложении используется как перечислительная интонация, так и союзы. Последние могут быть соединительными (и, да), противительными (а, но), а также разделительными (или, либо). В примере «Она или говорит по телефону, или бежит к подругам» главный член предложения — сказуемое соединен разделительным союзом «или». А в примере: «Этот мальчик мал, но умен» их соединяет противительный союз «но».

Запятая между однородными подлежащими и сказуемыми

Главным пунктуационным правилом при написании однородных членов предложения является то, что при отсутствии союзов между ними ставится запятая. Не являются исключением и однородные сказуемые. Примеры «Дождь нашептывал, баюкал, навевал истому», «Под солнцем капли блестели, переливались и казались серебряными» подтверждают это.

Но обратите внимание, что во втором предложении между двумя из трех сказуемых стоит сочинительный союз «и», который исключает запятую. Правда, это возможно лишь в случае, если он не повторяется, иначе придется обращать внимание на тонкости.

Когда ставится запятая в предложениях с повторяющимися союзами

В конструкции «И его руки, и лицо, и одежда были покрыты густым слоем копоти» однородные подлежащие соединены повторяющимся союзом «и», а этот случай уже требует поставить между ними запятую.

В ситуации же, когда союз разбивает однородные члены на смысловые пары, каждая из них принимается за единую составляющую из однородного ряда: «Визг и крики, смех и топот ног были слышны сквозь растворенное окно и манили во двор».

Обратите внимание, что однородные подлежащие и сказуемые в этой конструкции соединены по-разному: подлежащие «визг и крики», «смех и топот» собраны в пары, и между ними стоит запятая. А между сказуемыми «были слышны» и «манили» есть сочинительный союз, поэтому запятая там не нужна.

Запятая ставится и в предложениях, где однородные члены соединяются так называемыми двойными союзами (не только…, но и…; не столько…, сколько…; если не…, то… и т. п.).

Обратите внимание, что в предложении «Снег покрыл не только лужайку перед домом, но и повис на деревьях белым одеялом» и подобных ему запятая в двойном союзе ставится перед его второй частью.

Запятая в предложениях с несколькими рядами однородных членов

Предложение с однородными сказуемыми (примеры вы можете видеть в статье) в некоторых случаях имеет несколько рядов однородных членов. Их нужно отличать от конструкций, где есть лишь один такой ряд, а между однородными членами — повторяющиеся союзы.

В предложении «В этом доме мирно жили и не ссорились кошка и собака» имеется 2 ряда однородных членов (подлежащие — «кошка и собака», а также сказуемые — «жили и не ссорились»). Они объединены по парам соединительным союзом «и», а в данной конструкции не ставится.

Предложение с однородными сказуемыми: примеры двоеточия при главных членах предложения

Предложения, независимо от части речи, которой они выражены, может иметь при себе слова, обладающие обобщающим значением и одинаково относящиеся к каждой лексической единице из этого ряда. К примеру, в предложении «На прилавке яркими ворохами были насыпаны фрукты: яблоки, груши, сливы и персики» обобщающее слово «фрукты» несет в себе родовое понятие.

Если в простое предложение с однородными сказуемыми или другими членами предложения входит после него ставится двоеточие. При чтении, как правило, в этом месте делается пауза: «Мама успевала все: готовить обед, стирать, вытирать пыль и петь песни».

Между прочим, обобщающее слово всегда оказывается тем же членом предложения, что и находящиеся при нем однородные члены, так как синтаксическая функция у них одна.

Примеры тире при главных членах предложения

Если же однородный ряд заканчивается обобщающим словом, то оно отделяется тире: «И молоко, и ягоды, и грибы — все в деревне казалось особенно вкусным». «Ее тонкие руки, завитки у висков, даже цветы на платье — все вызывало восторг и казалось прекрасным» — однородные сказуемые здесь отделяются от однородных подлежащих тире, так как после них стоит обобщающее слово.

Вместе с обобщающим словом может употребляться еще и вводное (то есть, одним словом, а именно, как-то и т. п.), тогда между ними ставится запятая: «Ни мимолетные взгляды, ни внезапный румянец, ни вздохи — словом, ничто не ускользнуло от его внимательных глаз».

Некоторые случаи, когда ставится тире

Тире при однородных членах может стоять не только в случае перечисления. Так, если однородные сказуемые несут в себе резкое смысловое противопоставление одного по отношению к другому или внезапное присоединение, между ними ставится тире: «Я вышел в сад — и замер, увидев белку на крыше беседки». Тире в таких предложениях подчеркивает неожиданность, внезапность действия: «Принц встретил Золушку — и сразу же полюбил ее».

Кстати, если однородные члены не имеют между собой союзов, но при этом выражают противопоставление, они также разделяются тире: «Он свет — он тьма, он вера — он безверье».

Как распознать неоднородные и однородные сказуемые: примеры

Если в предложении употребляются слова, чтобы подчеркнуть множественность предметов, продолжительность действия или его повторяемость, такие члены предложения принадлежат к однородным.

Обратите внимание: «Мы плыли, плыли, плыли в густом непроглядном тумане». Сказуемое в русском языке в такой конструкции рассматривается в качестве единого члена предложения.

Не могут быть однородными членами и части составного сказуемого, которое выражается сочетанием глаголов (пойду отдохну, дай посмотрю, возьму и пожалуюсь и т. п.). Конструкция с ними не может рассматриваться как предложение с однородными сказуемыми.

Примеры предложений с фразеологическими оборотами (ни дать ни взять, ни рыба ни мясо, и смех и грех и т. п.) классифицируются по тем же критериям.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Как правильно расставить знаки препинания в следующих случаях?

Солнце поднялось выше_ и на пляже стало припекать.

Уже рассвело_ и в воздухе заметно потеплело.

Обратите внимание, что оба предложения являются сложными. Некоторые из простых предложений в их составе не имеют подлежащего, однако от этого сказуемые не становятся однородными. Запятые перед и в данных предложениях необходимы.

Солнце поднялось выше, и на пляже стало припекать.

Уже рассвело, и в воздухе заметно потеплело.

Все уже знали, что родилась девочка_ и что ее назвали Машей.

От влаги облупилась краска на стенах_ и разбухли рамы.

Одиночные союзы и, или, либо могут связывать два однородных придаточных предложения (эти придаточные предложения относятся к одной главной части и отвечают на один и тот же вопрос). Запятая между ними не ставится.

Все уже знали, что родилась девочка и что ее назвали Машей.

Одиночные союзы и, или, либо могут связывать два предложения, имеющих общий второстепенный член. Запятая между ними также не ставится.

От влаги облупилась краска на стенах и разбухли рамы (общий второстепенный член — обстоятельство причины от влаги).

Нужно ли ставить запятую перед и в следующих случаях?

Какая ясная улыбка_ и какие огромные глаза у этой девочки!

Одиночные союзы и, или, либо могут связывать два восклицательных либо два вопросительных предложения. Запятая между ними не ставится.

Кто он такой и что он здесь делает?

Какая ясная улыбка и какие огромные глаза у этой девочки!

Однородные члены предложения

Однородными называются такие члены предложения, которые:

1) играют в предложении одну и ту же синтаксическую роль;

2) связаны с одним и тем же главным словом посредством одного и того же вопроса;

3) соединены между собой сочинительной связью, что говорит об их смысловом равноправии в предложении;

4) часто бывают выражены одной и той же частью речи.

Разъясним сказанное схемой:

Она любила танцы, книги и романтические встречи.

Перед нами ряд однородных дополнений (танцы, книги, встречи), все они зависят от одного и того же сказуемого, отвечают на один и тот же вопрос и являются равноправными по смыслу.

Однородные члены предложения (ОЧП) могут быть связаны между собой как бессоюзной связью, так и с помощью сочинительных союзов:

Средства связи между ОЧП

Однородные члены связаны бессоюзной связью

Айболит по лесам, по болотам идет.

Однородные члены связаны соединительными союзами и, да (в значении и), ни — ни, не только — но и, как — так и, не столько — сколько и др.

Да здравствует мыло душистое , и полотенце пушистое , и зубной порошок! (К. Чуковский).

Ни страны , ни погоста не хочу выбирать! (И. Бродский).

Он не столько беден, сколько жаден.

Однородные члены связаны противительными союзами а, но, да (в значении но ), зато

Звезды падают им на плечи, а не в ладони.

Мал золотник , да дорог.

Блоха мала, зато зла.

Однородные члены связаны разделительными союзами или (иль), либо, то — то, не то — не то

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Там где-то есть город либо село с таким названием.

Сложносочиненные предложения. Основные типы сложносочиненных предложений

Сложносочинённые предложения — это такие сложные союзные предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

В дверь постучали, и все тут же затихли.

Пусть денег нет, зато совесть не болит.

По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на три типа.

Тип и основные союзы

Основные значения данного типа

Сложносочиненное предложение с соединительными союзами и, да (в значении и ), ни — ни, тоже, также.

Перечисление явлений, происходящих одновременно или последовательно.

Пробоину заделали, и помощник капитана уже проверял навигационные приборы.

Матрос молчал, юнга также не сказал ни слова.

Сложносочиненное предложение с разделительными союзами или (иль), или — или, либо, либо — либо, то — то, не то — не то.

Чередование явлений, возможность одного явления из нескольких.

Либо магазин был уже закрыт, либо Оська просто поленился купить хлеба.

Не то батарея не греет, не то морозу прибавилось.

Сложносочиненное предложение с противительными союзами а, но, да (в значении но ), однако, зато , c частицей же в функции союза.

Одно явление противопоставляется другому.

Ветер утих, однако волны еще высокие.

Андрей пришёл домой поздно, но дети ещё не спали.

Знаки препинания при однородных членах

Между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая.

Ветер носился во дворах, стучал в окна, зарывался в листья.

Ответы должны быть полными, четкими, краткими.

В некоторых предложениях для большей выразительности слова могут повторяться. Между ними также ставится запятая, однако они не считаются однородными членами.

Шла она, шла и наконец пришла.

И стало ему жалко, жалко своей уходящей жизни.

Для однородных членов, связанных сочинительными союзами, существуют следующие правила расстановки знаков препинания:

Случаи, когда однородные члены разделяются запятой

Случаи, когда однородные члены не разделяются запятой

При одиночных союзах а, но, зато, да (в значении но).

Мал золотник, да дорог.

При одиночных союзах и, или, либо, да (в значении и ).

Слышался шум леса_ да треск сучьев в костре.

Внутри групп однородных членов, соединенных попарно союзами и, или, либо, да (в значении и ).

Он так ходил летом и зимой, осенью и весной.

При повторяющихся союзах и — и, ни — ни, то — то, не то — не то, или — или, либо — либо, да — да.

Ни я, ни мой друг не устали.

При всех двойных союзах: как — так и, не только — но и, где — там и, настолько — насколько, хотя и — но и др.

Его уважали как друзья, так и враги.

Он был хотя и стар, но крепок.

Обратите внимание!

Повторяющийся союз может по-разному располагаться относительно ряда однородных членов. Обычно союз ставится перед каждым членом однородного ряда. В этом случае запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и после первого из них:

Работу он и знал, и любил, и умел ее делать.

Звезды то едва горели, то пропадали, то вдруг ярко вспыхивали на небе.

Иногда перед первым членом однородного ряда нет союза.

В подобных случаях запятая также ставится между всеми однородными членами, в том числе и после первого из них.

Оставил себе только саблю, да трубку, да ружьишко отцово.

Он тогда недовольно морщился, или хмурился, или поджимал губы.

В русском языке есть немало фразеологизмов, построенных на базе ряда однородных членов. В таких фразеологизмах запятые не ставятся. Запомните основные из них:

и то и сё;

ни то ни сё;

и так и сяк;

ни свет ни заря;

и туда и сюда;

ни рыба ни мясо;

ни днем ни ночью;

ни дать ни взять;

ни взад ни вперед и др.

Знаки препинания при одиночных союзах И, ИЛИ, ЛИБО в простом и сложном предложениях

  • В рамках простого предложения одиночные союзы и, или, либо соединяют однородные члены. В этом случае перед этими союзами запятая не ставится.

Он просто ошибся_ или не успел довести до конца расчеты.

  • Одиночные союзы и, или, либо могут связывать части сложного предложения. В этом случае перед ними ставится запятая.

Все подошли вовремя, и автобус тронулся с места.

  • Одиночные союзы и, или, либо могут связывать два однородных придаточных предложения (эти придаточные предложения относятся к одной главной части и отвечают на один и тот же вопрос). В этом случае запятая между ними не ставится.

Все уже знали, что родилась девочка_ и что ее назвали Машей.

  • Одиночные союзы и, или, либо могут связывать два предложения, имеющих общую часть либо общее придаточное предложение. В этом случае запятая между ними также не ставится.

От влаги облупилась краска на стенах_ и разбухли рамы.

Пока закипал чайник, Стас порезал колбасу_и мы приступили к ужину.

  • Одиночные союзы и, или, либо могут связывать два восклицательных либо два вопросительных предложения. В этом случае запятая между ними также не ставится.

Кто он такой_ и что он здесь делает?

Какая ясная улыбка_ и какие огромные глаза у этой девочки!

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны

Учитель Google

Мысли великих

Проверка слова

Проверка текста


Соответствие стилю


Календарь

Статистика

Способы связи однородных членов предложения

 

Здравствуйте, ребята!

 

На уроке вы вспомните информацию об однородных членах предложения.  «Иван, не помнящий родства» — так осуждающе характеризует народная мудрость того, кто живёт в отрыве от семьи, будто у него её и нет. Чего никак не скажешь об однородных членах предложения с союзами. Они, напротив, очень рады своим родственникам, и запятые им нипочём! 

 

На уроке вы узнаете

  • с помощью чего выражается однородность членов предложения;
  • какие существуют сочинительные союзы по значению;
  • какие существуют сочинительные союзы по составу;
  • какие союзы могут быть одиночными, повторяющимися;
  • правила расстановки знаков препинания между однородными членами, соединёнными сочинительными союзами.

Вы научитесь

  • расставлять пропущенные знаки препинания;
  • составлять схемы предложений с однородными членами;
  • определять, в каком предложении есть однородные главные и однородные второстепенные члены;
  • составлять схему (таблицу).

Вспоминаем