Содержание

Творчество Державина Г.Р. (конспект лекции) — Державин Г.Р.

1. Характеристика творчества Державина

2. Черты реализма в творчестве Державина

3. Изображение личности в творчестве Державина

4. Произведения Державина

1. Характеристика творчества Державина

Творчество Гаврилы Романовича Державина сыграло огромную роль в развитии русской литературы конца XVIII в. — начала XIX в., так как способствовало ее освобождению от отжившего к тому времени классицизма и формированию нового прогрессивного литературного направления реализма. Творчество Державина тесно связано с общеевропейскими и русскими передовыми идеями и течениями конца XVIII в. Державин сделал для развития русской литературы следующее:

✓      первым усвоил тенденции литературного направления романтизма, которое активно развивалось в то время в Европе, и постепенно подготовил развитие этого направления в русской литературе;

✓      ярко выразил тенденции развития европейской и русской культуры своего времени;

✓      ввел в русскую поэзию элементы романтизма, фольклора;

✓      разрушил тенденции классицизма в русской поэзии и литературе в целом, создав почву для развития романтизма, а затем и реализма.

Поэзия Державина имеет следующую идейную характеристику:

✓      принятие самодержавия и действующей власти, но при этом критика недостойных правителей;

✓      культ служения русскому обществу, и в этом заключается задача поэта;

✓      создание и проповедование высокого гражданского идеала вельможи и даже царя как слуги общества, принесшего себя в жертву ради блага общества, и этот идеал является критерием оценки реальных людей и их деятельности на благо государства и общества;

✓      гражданственность поэзии Державина, что дало начало гражданской поэзии Рылеева, Пушкина;

✓      черты патриотизма в поэзии и воспевания величия Отечества, составляющие одну из главных особенностей творчества Державина;

✓      проповедование идеи спокойной, приятной, радостной жизни, что не идет у Державина в разрез с его высокими гражданскими идеалами и патриотизмом.

2. Черты реализма в творчестве Державина

Творчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления:

✓      постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере;

✓      воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе;

✓      изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта;

✓      открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы;

✓      игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина:

•        название любого стихотворного произведения Державина одой;

•        использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру;

•        сочетание в одном стихотворении разных размеров;

•        использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда — использование вольного стиха;

✓      новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности:

•        разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами;

•        стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни;

•        использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить:

—        выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически;

—        связь речи с фольклором;

—        отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи;

•        использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в «высоких» жанрах, например в оде.

3. Изображение личности в творчестве Державина

Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:

✓      способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его «безликим» героем, не имеющим своей индивидуальности;

✓      подготовила «рождение человека» в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.

Изображение личности у Державина имело следующие особенности:

✓      открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:

•        образах русской природы;

•        картинах русского быта;

•        описании идеала человека;

•        демократизме идеального героя;

•        особенностях поэтической речи;

✓      изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;

✓      создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;

✓      неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;

✓      создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.

4. Произведения Державина

Перу Державина принадлежит множество стихотворных и прозаических произведений и од. Творческое наследие Державина включает в себя следующие произведения:

✓      первые литературные опыты:

•        прозаический перевод с немецкого (1773), явившийся его первой литературной работой и вышедший анонимно;

•        сборник од «Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае», в который были включены как переводные, так и оригинальные произведения;

✓      первые значительные произведения (1779), в которых начинает формироваться его собственный индивидуальный литературный стиль, и к этим произведениям относятся:

•        ода «Ключ», в которой проявились яркие образы природы и конкретная словесная речь;

•        ода «На рождение порфирородного отрока»;

•        ода «На смерть кн. Мещерского», в которой был открыт для читателя лиризм индивидуальной человеческой души;

✓      ода «Бог» (1780-1784), ставшая одним из знаменитых произведений Державина, и в ней он, развивая идеи поэзии раннего английского романтизма, выступает против атеизма французских материалистов;

✓      похвальная ода «К Фелице» (1782), принесшая автору известность и признание в широких кругах, в том числе при дворе, и содержащая в себе новую систему стихосложения, которая имела следующие особенности:

•        похвала императрице;

•        живая речь и простое подлинное лирическое изложение;

•        насыщенность шутками, чертами быта, сатирическими образами, в том числе сатирой на придворных;

•        изображение действительности во всем ее многообразии;

•        переплетение высоких и низких, лирических и сатирических черт;

✓      множество од, насыщенных элементами сатиры, и од на гражданские темы, не имеющих той «высокой» напыщенности, которая была свойственна старому поэтическому стилю. Среди которых:

•        «Ода на взятие Измаила» (1790), не содержащая сатиры и выполненная в величественных тонах, что также явило собой новую творческую победу Державина;

•        ода «Вельможа» (1790-е гг.), содержащая в себе черты гражданско-сатирической оды с сатирой на пороки правящих кругов;

•        ода «Водопад» (1790-е гг.), являющаяся крупнейшим произведением автора;

✓      «Евгения. Жизнь Званская», явившаяся одним из величайших шедевров автора и дающая реалистичные и в то же время проникнутые глубоким лиризмом картины мира, жизни, быта со всеми их подробностями.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество

Гаврила Романович Державин (1743–1816) – русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель XVIII века при дворе Екатерины II.

Г.

Р. Державин. Портрет В. Боровиковского

Державин родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. Отец, армейский офицер, умер, когда Державину было десять лет. Мать осталась с тремя детьми на руках.

Учился вначале грамоте — у дьячка, арифметике — у отставного солдата, немецкому языку — у ссыльного немца. С 1759 Державин обучается в Казанской гимназии, где обнаруживает большие способности к рисованию.

В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу в Преображенский полк. Участвовал в дворцовом перевороте 1762 года, после которого на престол взошла Екатерина II.

В 1772 году Державин получил первый офицерский чин. В 1777 он поступает на государственную службу, занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. Он активно занимается улучшением экономики края, способствует формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

С 1791 года поэт служит тайным советником императрицы Екатерины II. В 1803 году Державин уходит в отставку. Он живет в своем имении Званка в Новгородской губернии, целиком посвящая себя литературной деятельности. В 1815 году Державин присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина.

Картина И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года»

Гавриил Романович Державин скончался в своем имении 8 июля (20 июля) 1816 года. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Творчество

Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились еще в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Старина и Новизна» с переводом отрывка «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавну» из трудов Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода на великость» и «Ода на знатность».

С 1779 года Державин отходит от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым, работает над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II, которая принесла поэту широкую литературную известность. Вскоре появились другие знаменитые произведения Державина – «Вельможа», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и т.д.

Дополнительно:

Владимир Солоухин «Время собирать камни. Посещение Званки»


Конспект урока по литературе «Творчество Г.Р.Державина»

Конспект урока Гавриил Романович Державин

Цель: познакомить с творчеством Г.Р.Державина на примерах стихотворений «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».

Задачи: обучающие: показать утверждение необходимости свободы творчества в произведениях автора. Проанализировать размышления Г.Р. Державина о смысле жизни, о судьбе;

развивающие: развивать навыки анализа лирических произведений, развивать самостоятельность мышления учащихся, расширять кругозор;

воспитательные: воспитывать любовь к Родине и интерес к творчеству поэта.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание патриотизма, гражданской позиции, чувства ответ­ственности перед Отечеством; формирование нравственных чувств и нравствен­ного поведения, ответственного отношения к своим поступкам;

метапредметные: умение работать индивидуально и в парах, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

предметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста, умения доказывать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказыва­ниях.

Тип урока: открытия новых знаний

Ход урока

  1. Организационный этап

Проверка домашнего задания. К каким стилям относит Ломоносов следующие жанры: поэмы, оды, трагедии (высокий); драма, сатира (средний); эпиграммы (низкий). Чтение стихотворения М.В.Ломоносова.

  1. Постановка цели и задач урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжаем вести речь о литературе 18 века, эпохе классицизма в «Истории государства Российского» и лучших ее представителях. И сегодня мы познакомимся с крупнейшим поэтом второй половины 18 в. – Гавриилом Романовичем Державиным. Запишите тему урока.

По силе и самобытности таланта Г.Р. Державин был, конечно, одним из самых крупных представителей поэзии 18 века. Кроме того, он играл заметную роль в политической и общественной жизни; имя его тесно связано со многими важными историческими событиями.

Сегодня мы и будем говорить о Державине как о политическом деятеле, гражданине, поэте-философе.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя. Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Державин был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Державин-гражданин увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал на их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых! 
И их молению внемли: 
Приди, суди, карай лукавых, 
И будь един царем земли! 
(«Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.

  1. Первичная проверка понимания.

«Ум и серд­це че­ло­ве­чье были ге­ни­ем моим», – го­во­рит сам поэт. Твор­че­ство Дер­жа­ви­на стало об­раз­цом для по­сле­ду­ю­ще­го, пуш­кин­ско­го по­ко­ле­ния.  Стихи Державина красивы и философичны, и в этом вы сейчас сами убедитесь.

И начнём мы со стихотворения «Признание», которое было написано в 1807 году.

Чтение стихотворения «Признание» и частичный анализ.

Не умел я притворяться, 
На святого походить, 
Важным саном надуваться 
И философа брать вид; 
Я любил чистосердечье, 
Думал нравиться лишь им: 
Ум и сердце человечье 
Были гением моим. 
Если я блистал восторгом, 
С струн моих огонь летел, — 
Не собой блистал я, Богом: 
Вне себя я Бога пел. 
Если звуки посвящались 
Лиры моея царям, — 
Добродетельми казались 
Мне они равны богам. 
Если за победы громки 
Я венцы сплетал вождям, — 
Думал перелить в потомки 
Души их и их детям.  
Если где вельможам властным 
Смел я правду брякнуть вслух, — 
Мнил быть сердцем беспристрастным 
Им, царю, отчизне друг. 
Если ж я и суетою 
Сам был света обольщен, — 
Признаюся, красотою 
Был плененным, пел и жен. 
Словом: жег любви коль пламень, 
Падал я, вставал в мой век. — 
Брось, мудрец! на гроб мой камень, 
Если ты не человек.

— Какие стороны державинского мастерства отразились в «Признании»?

В чем признается Державин перед своими читателями? Какие пласты лексики соединяет поэт в своем стихотворении? Каково назначение подобного смешения? Найдите эту лексику.

(Г.Р. Державин сумел приблизить высокое, а потому и несколько элитарное искусство поэзии к живой разговорной, естественной речи.)

(В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит: Не умел я притворяться…

Как вы поняли заключительные строчки стихотворения? В чем же признается поэт?

(В жизни нет мудрецов, идеальных царей и поэтов. Есть люди, заблуждающиеся, но находящие в себе силы преодолеть заблуждения, чтобы снова искать истину.)

Найдите в стихотворении слова, выражающие нравственные ценности лирического героя Державина. («Чистосердечье», «ум и сердце человечье», «Бог», «правда», «отчизне друг».)

Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье». Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение и его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих: Если где вельможам властным/ Смел я правду брякнуть вслух,/ Мнил быть сердцем беспристрастным /Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

2. Чтение и частичный анализ стихотворения «На птичку».

Такое короткое стихотворение на самом деле имеет глубочайший смысл.

Поймали птичку голосисту 
И ну сжимать ее рукой. 
Пищит бедняжка вместо свисту, 
А ей твердят: Пой, птичка, пой!

Что роднит стихотворение с басней, с одной стороны, и политической сатирой — с другой?

О какой человеческой трагедии поэта свидетельствуют строчки этого маленького стих-я?

В стих-е речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила. В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.

3Чтение учителем стихотворения «Река времен…»

А это стихотворение было написано Державиным всего за несколько дней до смерти. О чём же размышлял поэт в последние дни своей жизни, что тревожило его, знал ли Державин, что это будет последнее его стихотворение? Об этом мы с вами попытаемся узнать, прочитав стихотворение «Река времён в своём стремленьи…»

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

  • О чем размышляет автор в I строфе? (Время стремительно в своем движении, оно уносит людей, их дела; все исчезает с лица земли и из памяти: народы, цари, царства. )

  • Кому же дано бессмертие? (Бессмертно то, что прошло «чрез звуки лиры» (лира – лирика – поэзия) и трубы». Бессмертно, по мысли Державина, творчество, музыка, если они созвучны мыслям и душе потомков.)

В 1815 году поэта пригласили почетным гостем на публичный экзамен в Царскосельский лицей. Ни одно важное событие культуры не обходилось без присутствия «старика Державина». Державин дремал, сидя за столом экзаменаторов и знатных гостей. И не сразу понял, откуда взялись великолепные строки стихов, звучащие в парадном зале. Кудрявый юноша читал их звонко и взволнованно.

О чем тогда подумал старый поэт? Что появился тот, кому не совестно передать свое первенство в русской поэзии? Что наконец-то можно спокойно оставить здешний свет?

«Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли».

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил…

  1. Домашнее задание.

Итак, мы познакомились с выдающимся поэтом 18 века – Г.Р.Державиным. Подготовьте выразительное чтение одного из его стихотворений. Прочитать поэму А. С. Пушкина «Полтава».

Гавриил Романович Державин (1743-1816). Творчество Г. Р. Державина

1. Творчество Г. Р. Державина

Новая эра русской поэзии
Творчество
Г. Р. Державина
Заслуги в гробе
созревают,
Герои в вечности
сияют.

2. Гавриил Романович Державин (1743-1816)

-русский поэт эпохи
Просвещения,
государственный
деятель Российской
империи, сенатор,
действительный
тайный советник.

3. Детство

Писатель родился
3 (14) июля 1743
года в Казанской
губернии в
обедневшей
дворянской семье.
Детство провел в
родовом имении в
селе Сокуры под
Казанью.

4. Образование и военная служба

В 1759 году был
отправлен на обучение в
одну из казанских гимназий.
За успехи в области
геометрии был зачислен в
Инженерный корпус в
Петербурге. Однако, по
случайно ошибке в 1762
году был вынужден пойти
служить солдатом в
Преображенский полк.
Особых успехов на новом
поприще не имел. Лишь в
1772 году был произведен в
прапорщики, а в 1777 году
был отправлен в отставку.

5. Государственная служба

С 1777 года Державин поступает на
государственную службу в Правительствующий
Сенат в чине статского советника.
В 1784 – 1788 годах занимает пост правителя
Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества.
В 1791 году Державина назначают кабинет-
секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит
тайным советником императрицы. В 1795 году
Державин получает должность президента
Коммерц-коллегии.
С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.

6. Памятники Г. Р. Державину

Казань
Петрозаводск

7. Своеобразие оды эпохи классицизма

8. Ода «Фелица».1782

мурза-название мелких татарских дворян;
перед налоем -высокий столик с покатым верхом, на
который в церкви кладут иконы или книги. Здесь
употреблено в смысле «столик», «конторка»;
химеры-в греческой мифологии чудовища с головой
и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи;
цуг — упряжка в четыре или шесть лошадей
попарно. Право езды цугом было привилегией
высшего дворянства;
в шинки- питейные дома, кабаки;
стезя-путь, дорога;
льзя-то же, что можно.

9. Ода «Фелица».1782

вежды-глазные веки;
свайка- русская забава с метанием
свайки в цель;
калиф-человек, наделенный или
завладевший властью на короткое
время;
десница-правая рука;
парнаский конь- крылатый конь,
любимец муз.
Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II. 1782

Творчество Г.Р. Державина. Традиции и новаторство. Основные этапы, жанровые доминанты. Темы и образы

 

 

 

 

Российский  Университет  Дружбы Народов

Филологический  факультет

Направление: Журналистика

 Реферат

 по дисциплине История  русской литературы

на тему: Творчество  Г. Р. Державина. Традиции и новаторство. Основные этапы, жанровые доминанты. Темы и образы.

                                                                      

 

Выполнил : студентка ФЖБ-14 Мошкина Ольга Викторовна

Принял : Чистяков Александр Валерианович .

 

 

 

 

 

 

Москва 2012.

 

 

 

 

 

 

 

  Содержание

 

 

 

1.Краткая биография поэта……………………………………………….. 3

2.Основные  этапы творчества, жанровые доминанты.

Традиции и новаторство…………………………………………………. ..3

3.Темы и образы……………………………………………………………5

4.Заключение……………………………………………………………….8

5.Список литературы………………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткая биография поэта 

      Гавриил  Романович Державин (1743-1816) – поэт  новатор, крупнейший художник XVIII века . Жизненный путь Державина – жизнь бескомпромиссного мужественного человека – необходимое дополнение и обрамление его поэзии, всегда таящей много «автобиографических штрихов».  Это рано осиротевший сын казанского дворянина , который учился только в местной гимназии , а затем всю жизнь занимался самообразованием. Детство и молодость Державина совершенно не давали возможности угадать в нем будущего гения и реформатора словесности. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными. Он прекрасно знал немецкий язык, но не владел французским. Много читал, но имел смутные представления о правилах стихосложения. Впрочем, быть может, именно этот факт в будущем дал возможность великому стихотворцу писать, не задумываясь о правилах и нарушая их в угоду своему вдохновению. Друзья-поэты часто пытались править державинские строки, однако он упорно отстаивал свое право писать так, как ему угодно, не обязательно следуя закостеневшим правилам. 

      Писать  стихи Державин начал еще в   гимназии, но его обучение было  неожиданно и до срока прервано. Из-за произошедшей канцелярской  ошибки молодой человек  был  в 1762 году призван в Петербург   на военную службу на год  раньше положенного срока и  к тому же записан, хотя и  в гвардейский Преображенский  полк, однако солдатом. В том же 1762 году в составе полка участвовал в дворцовом перевороте, который привел к воцарению  ЕкатериныII . Во время службы времени для поэтических занятий оставалось не так уж много, однако молодой человек сочинял шуточные стихи, пользовавшиеся популярностью среди его однополчан, и, уже ради собственного самообразования, штудировал Тредиаковского, Сумарокова и особенно Ломоносова, бывшего в то время его кумиром и примером для подражания. Впрочем, карьера стихотворца не казалась ему в тот момент главным делом жизни. После долгожданного производства в офицеры Державин пытался продвинуться по службе, надеясь таким образом поправить свои финансовые дела и послужить верой и правдой отечеству. Спустя много лет Державин – дважды губернатор (в Петрозаводске и Тамбове), сенатор, министр юстиции.

2. Основные  этапы творчества, жанровые  доминанты. Традиции и новаторство.

      Жизнь и  творчество Гавриила Романовича  можно  разделить на два  основных этапа. Первый этап  – это «Ученичество», длившийся  с 1743 по 1770-е годы. В этот период  входит учеба в Казанской гимназии, служба рядовым в Преображенском  полку, подражание              А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII века, «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому и первые собственные стихотворения.    

 Принципиальные перемены  в жизни Державина произошли  в конце 70-х годов.  В этот  период времени начинается второй  этап его творчества, названный  литературоведами               «Особым путем». В эти годы Державин служил в Сенате, где пришёл к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды». В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Его друзья — Н.А. Львов, В.А. Капнист, И.И. Хемницер были высоко образованными и тонко чувствующими искусство людьми. Дружеское общение соединялось в их компании с глубокими рассуждениями о древней и новой литературе, — жизненно необходимыми для пополнения и углубления образования самого Державина. Литературное окружение помогло поэту лучше осознать свои цели и возможности. В этом-то и заключалась самая главная перемена. «Особый путь» Державина начал набирать обороты. Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество.

      С этого  момента и до 1791 основным жанром, в котором Державин работал  и добился наибольших успехов,  стала ода — торжественное  поэтическое произведение, чья звучная  и размеренная форма всегда  была близка представителям классицистской поэзии. Ода является жанровой доминантой Державина. Поэт, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Ю.Н. Тынянов писал о «революции Державина». Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило, прежде всего, не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры Державин ведет по разным направлениям. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.

      Говоря  о новаторстве Державина, нельзя  не упомянуть о «Забавном русском   слоге» — новой стилистической манере, введенной поэтом в русскую  литературу.  Два центральных  таких произведения – ода «Фелица» и «Бог», в которых подчеркнуты поэтическая искренность, отсутствие позы и «сердечная простота», а также гражданская смелость и правдолюбие. Державин не забыл прибавить, что истину царям он говорил «с улыбкой», смягчая резкость нравоучения шутливостью тона. Эта «улыбка» не должна никак смешиваться с требованием «улыбательной сатиры». Державин хорошо отличал слабости от пороков, и его сатира всегда носила общественный характер. Он ценил в своей поэзии служение на пользу общую. Древнеримский поэт Гораций, с которым издавна любили сравнивать Державина, говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин замечает это другим образом: «Я считаю себя достойный славы за то, что говорил правду и народу, и царям».

      Таким образом, отталкиваясь от мысли Горация, иногда пересказывая ее в стихах, Державин затем принимался писать о своем, о наболевшем, о том, что наиболее тревожило его в данное время. Державин только «заряжался» Горацием для того, чтобы с большей силой, подкрепленной авторитетом классического поэта, обрушиться на недостатки современного общества и отдельных его представителей. В формировании литературно-эстетических взглядов Державина определенную, и притом немалую, роль играло произведение Горация «Послание к Писонам», или «Наука поэзии». Гораций советовал настойчиво трудиться над выразительностью языка. Уроки «Послания к Писонам» были полезны Державину, сумевшему найти свой слог и установить его «Так, чтоб каждому легким вначале он мог показаться, /  Но чтоб над ним попотел подражатель иной…». Это вскоре хорошо поняли многочисленные подражатели Державина.

      Новые черты,  проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв. — дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

      Несмотря  на новаторский характер творчества  Державина, в конце жизни его   литературное окружение составляли  в основном сторонники сохранения  старинного русского языка и  противники того легкого и  изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала  Карамзин, а затем и Пушкин. С  1811 года Державин состоял в  литературном обществе «Беседа  любителей русской словесности», защищавшем архаический литературный  стиль.Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже — литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

3. Темы  и образы.

    Во  второй половине XVIII в. Россия прославила себя  громкими военными победами. Среди  них особенно примечательны покорение  турецкого флота в Чесменской бухте, взятие Измаила, знаменитый переход через Альпийские горы. Выдвигаются талантливые полководцы: А. Г. Орлов, Г. А. Потемкин, П. А. Румянцев, А. В. Суворов. Слава русского оружия нашла свое отражение в таких патриотических одах Державина, как «Осень во время осады Очакова», «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор». В них обычно два героя — полководец и русское воинство, описанное в образе богатыря Росса (русский). Образная система обильно насыщена мифологическими именами и аллегориями. Так, например, в оде «Осень во время осады Очакова» в одной строфе представлены и бог войны Марс, и российский герб. В оде «На взятие Измаила» Державин широко пользуется художественными средствами Ломоносова-одописца, в том числе нагнетанием гиперболизированных образов, создающих напряженную картину боя. Военные действия сравниваются с извержением вулкана, с бурей и даже с апокалипсическим концом мира.    

    Поэзия  Державина  представляет нам и  положительных  героев, к изображению  которых поэт подходит с большой ответственностью, желая как можно шире и точнее показать все их достоинства и превратить в пример для подражания. Такими героями для поэта были полководцы Румянцев и Суворов.

    О Румянцеве  поэт не раз с большой   похвалой говорит в стихах, подчеркивая  его превосходные качества как патриота, гражданина своего отечества, так и опытнейшего военачальника. Державин задается целью раскрыть читателю особенности военной тактики Румянцева и с большим мастерством решает эту задачу. В оде «Водопад» он такими стихами описывает боевые действия войск под командой Румянцева:

    Что огнедышущи за перстом

    Ограды  вслед  его идут;

    Что в поле  гладком, вкруг отверстом,

    По  слову одному  растут

    Полки его из  скрытых станов,

    Как холмы в  море из туманов;

    Что только  по траве росистой

    Ночные  знать  его шаги;

    Что утром пыль, под твердью чистой,

    Уж  поздно зрят  его враги;

    Что остротой  своих зениц 

    Блюдет  он их, как ястреб птиц.

    И вдруг решительным  умом

    На  тысячи бросает  гром. 

    Это образное  художественное описание полно  глубокого смысла, и все элементы  его заботливо взвешены поэтом. Известно, что Румянцев отказался  от линейной тактики, когда  войска располагались на поле  сражения в две линии, и стал  применять рассыпной строй и  тактику колонн. Румянцев создал  легкие егерские батальоны и  ввел атаки рассыпным строем  в сочетании с колоннами. Вслед  за Петром I он пришел к мысли  о необходимости тактического  резерва, который в его руках  оказывал решающее влияние на  ход боя, восстановил боевые  традиции русской армии. Именно  об этом и говорит Державин  в стихах своей оды. Он не  только создает внешний портрет  человека, но изображает и дело, которому тот служит, причем не стремится обойтись общими словами, а в поэтических образах раскрывает сущность всего, совершенного его героем.

    Но  самое видное  место в поэзии Державина   занимает Суворов.  Ему посвящено   несколько стихотворений, в которых   образ полководца освещается  и характеризуется с разных  сторон.     Личное  знакомство  Державина с Суворовым  относится  к 1774 году, когда они  встретились  в приволжских степях, участвуя в войне с Пугачевым. Новая встреча произошла лишь двадцать лет спустя, в 1795 году, во время приезда Суворова в Петербург по окончании войны с Польшей. Суворов поселился в Таврическом дворце, но не изменил своих солдатских привычек: спал на полу на охапке сена, рано вставал, и спартанский образ жизни его в роскошном дворце Державин отметил в особом стихотворении:

Когда увидит кто, что в  царском пышном доме

По звучном громе Марс почиет на соломе,

Что шлем и меч его хоть в лаврах зеленеют,

Но гордость с роскошью повержены у ног…

Державин кратко и выразительно воссоздает личный облик Суворова, индивидуальный портрет его. Это не просто полководец или герой вообще, это именно Суворов, со всеми особенностями его характера и поведения . Поэт говорит о характерных чертах личности Суворова, о его системе физической закалки, необходимой военному человеку, о бытовом укладе полководца, о выработанной Суворовым манере прикрывать свой ум и проницательность шутками, чудачествами и т. д. В своей характеристике Суворова Державин подчеркнул момент единения полководца с армией, стремление его довести боевую задачу до каждого солдата. Суворов всегда умел обеспечить сознательное выполнение своих приказаний. «Солдат должен знать свой маневр»,—любил говорить он. И эта замечательная черта военной педагогики Суворова была отражена Державиным в оде «На переход Альпийских гор» (1799):

Идет в веселии геройском

И тихим манием руки,

Повелевая сильным войском,

Сзывает вкруг себя полки.

«Друзья! — он говорит, —  известно,

Что Россам мужество совместно;

Что нет теперь надежды  вам,

Кто вере, чести друг неложно,

Умреть иль победить здесь должно». —

«Умрем!»—крик вторит по горам.

Упоминание о чести  имеет здесь особый смысл. В представлении  дворянского общества XVIII века понятие  чести было свойственно только ему. Крепостные крестьяне, из которых рекрутировалась  армия, якобы служили из страха, по обязанности, но честь мог защищать только офицер-дворянин. Мысль об этом содержится даже в рассуждениях Милона из «Недоросля».Державин был одним из немногих деятелей XVIII века, который, подобно Суворову, всегда помнил о солдате и уважал его.

4.Заключение.

«Державин был человек,  одаренный великими творческими  силами, — и он сделал все, что  можно было ему сделать в  то время. Не его вина, что  он явился в то, а не в  наше время; не его вина, что  поэзия не падает готовая прямо  с неба, а вырастает на земле,  проходя через все степени  развития, как все растущее»       В. Г. Белинский.

На поэзии Державина отразился  господствовавший у нас во все  продолжение XVIII в. взгляд на литературу и поэзию вообще — «нерешительность, неопределенность идеи поэзии», по выражению  Белинского. Державин то гордится званием  поэта, то смотрит на поэзию как на «летом вкусный лимонад». И  Державину, и его современникам  литературная деятельность еще не всегда представлялась делом серьезным, важным. Ценились, главным образом, «дела», а не «слова». Вот почему у  поэта, который «был горяч и  в правде черт», мы находим целый  ряд произведений, в которых, по сознанию самого автора, было много «мглистого  фимиаму», и вот почему Державин, так сильно хлопотавший всю жизнь  о «правде», не считал для себя предосудительным иногда «прибегать  к помощи своего таланта».Державин «закрыл» век XVIII и «открыл» век XIX. Как свежие выразительные силы использовал звук, цвет, вкус для создания образов. Положил начало развитию категории «лирического Я». Одним из первых осмелился расширить границы жанра и, как результат, получил новые эстетические возможности для творчества. Поддерживая молодых поэтов, «заметил» юного Пушкина, на творчество которого оказал значительное влияние. Был дитя своего века и гражданин, патриот своей страны.

Творчество Державина. Новаторство в творчестве Державина


Юные годы

В детстве Державину пришлось пережить смерть отца, что еще ухудшило материальное положение семьи. Мать вынуждена была идти на все, чтобы обеспечить своих двух сыновей и дать им хоть какое-то воспитание и образование. Хороших педагогов в провинции, где жила семья, было не так много, приходилось мириться с теми, кого удавалось нанять. Несмотря на трудное положение, плохое здоровье, неквалифицированных учителей, Державин, благодаря своим способностями и упорству, все же смог получить приличное образование.

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в Преображенский полк, в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом — игрой в карты.

Последние годы жизни

В 1803 году Державин уходит в отставку и поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 году Державин, биография которого даже в этот период была насыщена поездками, отправляется в Украину с визитом к В. В. Капнисту. В 1815 году присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина .

8 июля (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Державин и Пушкин

И. Репин «Державин на экзамене в Царскосельском лицее»

В 1815 г. на экзамене в Царскосельском лицее впервые произошла встреча Державина и Пушкина. Сохранились воспоминания Пушкина об этой встрече: «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и веселостию. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутна хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…

Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Творчество

Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились еще в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Старина и Новизна» с переводом отрывка «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавну» из трудов Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода на великость» и «Ода на знатность».

В 1776 году был выпущен первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».

С 1779 года Державин отходит от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым , работает над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II , которая принесла поэту широкую литературную известность. Вскоре появились другие знаменитые произведения Державина – «Вельможа», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и т. д.

В 1808 году вышел сборник сочинений Державина в четырех томах.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его годы. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары — разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них («Будь на троне человек») указывает на то, что и царь — человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

«Фелица»

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как частное лицо, чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные, человеческие качества.

«Фелица» и первый гимн России


Владимир Боровиковский. Портрет поэта Гавриила Держваина (фрагмент). 1811. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Державин публиковался, однако в литературных кругах он был не слишком известен. Все изменилось в 1783 году, когда поэт написал оду «Фелица» с посвящением Екатерине II. Название поэт взял из педагогического сочинения императрицы — «Сказки о царевиче Хлоре». В его стихотворении «царевна киргиз-кайсацкия орды» превратилась в идеал просвещенной правительницы, матери народа. За оду Державин был награжден усыпанной бриллиантами золотой табакеркой, в которой лежало 500 червонцев. А после громкого поэтического выступления поэту стали жаловать высокие должности. Однако принципиальный характер мешал Державину ладить с чиновниками, и его часто переводили с места на место.

«Чуть только коснется до его слуха какая несправедливость и оказанное кому притеснение или, напротив, какой-нибудь подвиг человеколюбия и доброе дело — тотчас колпак набекрень, оживится, глаза засверкают, и поэт превращается в оратора, поборника правды».

Степан Жихарев

В 1784 году его назначили олонецким губернатором в Петрозаводске, а в 1785 году перевели в Тамбов. Эта область тогда была одной из самых отсталых в стране. Державин построил в Тамбове училище, больницу, приют, открыл городской театр и первую в городе типографию.

Спустя шесть лет поэт перешел на службу лично к императрице: стал ее кабинет-секретарем. Но поскольку честный Державин докладывал больше «все роду неприятного, т. е. прошения на неправосудие, награды за заслуги и милости по бедности», Екатерина II старалась обращаться к своему помощнику как можно реже, а вскоре его вовсе перевели на службу в Сенат.

В 1791 году Державин создал первый гимн России, хоть и неофициальный. Шла война с Турцией, русские войска под предводительством Александра Суворова взяли крепость Измаил. Вдохновленный этой победой, Державин написал стихотворение «Гром победы, раздавайся!». Стихотворение положил на музыку композитор Осип Козловский. Только через 15 лет «Гром победы» сменился официальным гимном «Боже, Царя храни!».

После смерти первой жены поэт женился во второй раз — на Дарье Дьяковой. Детей у Державина не было ни в одном браке. Супруги взяли на попечение детей погибшего друга семьи — Петра Лазарева. Один из его сыновей, Михаил Лазарев, стал адмиралом, открывателем Антарктиды, губернатором Севастополя. Также в семье воспитывались племянницы Дарьи Дьяковой.

При Павле I Державин служил в Верховном совете, был президентом Коммерц-коллегии и государственным казначеем. При императоре Александре I — министром юстиции Российской империи. Все это время поэт продолжал писать. Он создал оды «Бог», «Вельможа», «Водопад». В 1803 году Гавриил Державин окончательно ушел с государственной службы.

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться, И философа брать вид… …Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.

Гавриил Державин

«На взятие Измаила»

В этой оде изображен величественный образ русского народа, покоряющего турецкую крепость. Сила его уподобляется силам природы: землетрясению, морской буре, извержению вулкана. Однако она не стихийна, а подчиняется воле русского государя, движима чувством преданности родине. Необыкновенная сила русского воина и в целом русского народа, его мощь и величие были изображены в этом произведении.

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Государственная служба

С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника. В 1784 – 1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. Даже в краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение «Памятник», наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

Доклад На тему: «Роль и значение Г.Р. Державина в формировании русского литературного языка»

Доклад

На тему: «Роль и значение Г.Р. Державина в формировании русского литературного языка»

Роль и значение Г.Р. Державина в формировании русского литературного языка не раз становились предметом глубокого и разностороннего изучения.

Державин – фигура самобытная, олицетворяющая собой самостоятельное явление в развитии литературы, литературного языка и стиля.

Традиционно в стиле Державина как одну из ярких черт выделяют наличие многочисленных оправданных, а так же неоправданных, инверсий, которые делают его язык трудно воспринимаемым. Так, С.Т. Аксаков в воспоминаниях о Державине замечает, что временами Державин «управлялся с языком без всякого уважения», в частности – «гнул на колено синтаксис». Об этом много писали историки русского литературного языка. (Ковалевская, Мещерский). Инверсии являются не столько архаической чертой стиля Державина, сколько особой характеристикой его творческой манеры. Инверсионный синтаксис Державина отражает особый, поэтически нелинейный, изгиб его мысли:

Не ты ли в страшной сей картине

Мне представляешься теперь?

Химер опутан в паутине,

Из человека лютый зверь!

(«Колесница»)

Однако еще Я.К. Грот замечал, что в связи с этим страницы его произведений наполнены стройной речью, запечатленной оригинальною простотой и характером чисто русского языка, близкого к народному.

Помимо этого, Державин считается стилистическим новатором – он создал так называемый «забавный русский слог», выглядящий весьма оригинально на фоне борьбы «старого» и «нового слога» в начале XIX века. По замечанию В.А. Западова, Державин называл свои оды, написанные этим слогом, «смешанными одами». Однако наиболее удачным названием стилистики Державина исследователь считает определение М.Н. Муравьева – «перепутаж».

Перепутаж включал смешение не только высокого и штилей, но также русского и иностранного, канцелярского и простонародного, общероссийского и диалектного и т.д.

Державин первым ввел в свои произведения широкие пласты русской фразеологии. Такое обогащение языка характерно не только его трагедиям, народным драмам, комическим операм, но и одам, лирическим стихотворениям, дружеским посланиям.

Например, выражение «Невзирая на лица» было взято из Библии, а популярно стало лишь после публикации стихотворения «Властителям и судиям».

В “Оде к Фелице” замечательно свободно обращение Державина к русской народной фразеологии. Он пишет: “Где старость по миру не бродит? Заслуга хлеб себе находит?”; “А в клоб не ступишь и ногой”; “как волк овец, людей не давишь” и т. п.

Одновременно в лексике стихотворений нередко отмечаются иноязычные заимствования, восходящие к живым европейским языкам: маскарад, клоб, лимонад, вафли, шампанское и др. Эти слова называют преимущественно предметы тогдашнего дворянского быта.

Нужно отметить, что отношение Державина с грамматикой языка были достаточно сложными. Современники удивлялись нелепостям отдельных форм и конструкций его речи, Пушкин сказал, что некоторые стихи Державина похожи на дурной перевод с хорошего оригинала.

Природу грамматики Державина лучше всего определил Я.К. Грот, считавший, что его произведения заслуживают изучения, представляя важный момент в истории литературной речи, то есть момент складывания нешаблонного, живого литературного языка, предвосхищающего возможность появления индивидуального художественного стиля отдельного писателя.

Державин обращается с языком самовластно: он не боялся ошибок в грамматике и синтаксисе, лишь бы воплотить свою идею в яркий образ, таким способом достигая своей цели вернее, чем, если бы гонялся за чистотой речи. Его язык, при всей видимости своего своенравия, есть язык выразительный, сильный и пластический, он ломал грамматику в угоду смысловой точности.

С той же целью Державин создает новые слова, не все из них привились, но некоторые вошли в русский язык. Так, в «Фелице» он употребил слово, образованное от имени героя романа Сервантеса «Дон Кихот»: «донкихотство», и оно прочно вошло в русский язык.

По замечанию А.В. Чичерина, именно Державин обогатил язык русских стихов широчайшей палитрой цветовых прилагательных. Особенно охотно Державин создает сложные имена прилагательные и сложные причастия, образуя их с помощью различных суффиксов: кораблегибельный позор, скоропостижный огонь, высоковыйное счастие, листомрачный верх, огнепернатый шлем, вкусноспелые плоды, веселорезвая Эрата, солнцеокий осётр и т. д. Особенно это касается, как указано выше, эпитетов, обозначающих цвет. Именно после Державина началась эпоха сложных прилагательных, особенно цветовых.

Сам Державин писал: «Я выдумываю нарочно новые и никому непонятные слова; а особливо ежели захочу простую мысль представить пышною, или правого сделать виноватым, то пишу вместо умедлить – упослеживать и пр. ». Индивидуально-авторская лексика Державина многочисленна. Практически все собственно «державинские» слова образованы словосложением: каменосечец, живописец-философ. Однако использовались и другие способы: глаголы чешуится океан (блестит, как чешуя), попрохладиться, совосплескать и существительные людскость («так разум, людскость, любопытство, и любомудрый тонкий взор коварно сердце пронизает»), совосклицанье.

Несколько слов, по мнению Я.К. Грота, Державин употребил взамен иноязычных: прямовидность (vs. горизонт), тихогром (vs. пианофорте / фортепиано), плетеница вм. гирлянда. Ироническим дублетом русского рудокопства стало державинское горорытство.

Державин играл выдающуюся роль в истории русского языка. На его достижения опирались многие поэты первых десятилетий XVIII века. Державин открывал широкую дорогу для развития русского литературного языка.

Сочинение на тему: «Творчество Державина» на Сёзнайке.ру

Один из величайших поэтов русской литературы Гавриил Романович Державин может по праву назваться «отцом русских поэтов». Его творчество и сейчас является с одной стороны исторически важным, а с другой – поэтически прекрасным. Им восхищались современники, о нем забывали на долгие годы, но возвратиться доступно лишь сильным и именно таким является творчество Державина.

По мнению Белинского, именно в произведениях Державина зарождалась настоящая поэзия, обладающая в некоторой степени художественностью. Однако в его работах оставалось место риторике, что свойственно Ломоносову, одному из примеров для Державина. Гавриил Романович является образцом позднего классицизма. Его произведения наполнены соответствующими этому стилю образами, но в тоже время Державину удалось пошатнуть некоторые принципы, он словно прорывает занавес, отделяющий русскую литературу от романтизма и реализма. Поэт не боролся с классицизмом и его признаками, он менял его, нарушая некоторые правила. Он не делал различий между жанрами и настроениями, он внес в стихотворения похвалу и осуждение и тем самым стер стену, возведенную между одами и сатирическими произведениями. В его стихах появлялись еще неуловимые веяния, которые подхватили поэты декабристы и продолжили хвалить и осуждать одним стихом. И теперь «ода» перестала быть хвалебной песней, гимном, которым была раньше и становится стихотворением.

Державин стал живописцем стихосложения. С помощью поэзии он умел очень точно передавать формы и цвета. Поистине – это был художник. В течение всего своего творческого пути он преодолевал аллегории классицизма и пробивался к реальности стихотворения. Разумеется, он не сделал революции, но это было не к чему. Напротив, резкие перемены сгубили бы его. Постепенно он добавлял в поэзию все новые факты, которые черпал из реального мира. Нужно отдать должное его работе – он стал началом, а такие великие имена, как Пушкин и Лермонтов уже продолжатели.

Еще одно нововведение, которым поэты обязаны Державину – русская поэзия получила новую тему. Первым о роли поэта и о биографических данных автора заговорил именно Державин. Это было новаторством, так как в то время, когда писал Державин, на первом месте была тема общества. На фоне проблемы государства поэт казался мелкой, нелепой фигурой и тот же Ломоносов или Сумароков вообще не говорят о поэтах того времени. В конце XVIII века общественное сдает свои позиции, и поэты постепенно начинают говорить о личном.

Сложно переоценить вклад Державина в русскую литературу. Если бы не его новаторство, произведения Пушкина могли быть совершенного иного уровня. По сути, Державин является «прародителем» романтизма и реализма – огромной составляющей всей русской литературы.

Какие стороны мастерства Державина нашли отражение в «Признании». Творчество Державина

Замечательный русский поэт Державин Гавриил Романович был прежде всего глубоко верующим человеком, всегда думавшим о своей родине и правде человеческой природы. Родители назвали его в честь архиепископа Гавриила. Это в значительной степени придавало ему не только духовные, но и физические силы, возлагало на него ответственность за свою гражданскую позицию и вдохновляло на самые смелые, честные и правдивые поступки как в жизни, так и в творчестве. В то время он был еще никому не известен, будущий гениальный поэт, а пока только юный лицеист Александр Пушкин.

Г. Державин «Признание»

Творчество такого всемирно известного поэта, как Державин (1743-1816), является вершиной русского классицизма. В начале своей плодотворной творческой деятельности он подражал главным корифеям и представителям этого стиля А. П. Сумарокову и М. В. Ломоносову. Со временем Державин стал отходить от этих классических канонов и стал искать свой художественный метод мышления.

Обратим внимание на стихотворение «Признание». Державин написал ее уже в 1807 году. Именно это великолепное произведение стало определенным итогом всего творческого периода жизни знаменитого поэта. И вот очень интересно узнать, какие стороны мастерства Державина нашли отражение в «Исповеди». Ведь это одно из лучших его лирических произведений.

Творчество Г. Державина

В конце 1770-х годов из-под пера Державина выходит «Ода на смерть князя Мещерского» (1779), именно благодаря ей начинается новый период творчества знаменитого поэта.

В 1783 году была создана ода «Фелица», которая прославила Державина как одного из великих поэтов России. Затем поэмы «Бог» (1784 г.), «Осень при осаде Очакова» (1788 г.), «Видение Мурзы» (1789 г.), «Водопад» (1794 г.), где Державин проявил себя как поэтический новатор, ибо, как и в в стандартные классические приемы письма он вводит некоторые параметры, связанные с использованием элегии и сатиры.

При Ломоносове сатира принадлежала к более «низкому» жанру по сравнению с «высокой» литературой.Все это привело к упрощению и нарушению традиций написания од, где стала использоваться простонародная лексика. В русской литературе Державин впервые применил прием образных знаков звукозаписи. Она помогала слушателю создавать в своем воображении определенные художественные образы. Далее попробуем понять, какие стороны мастерства Державина нашли отражение в «Исповеди».

Цель поэта

Для любого поэта естественно оглянуться на конец своей жизни и проанализировать свой творческий путь, чтобы понять, ради чего он жил, чего достиг в своем литературном творчестве и что его личность окончательно сформулирована и предопределена. Это тема стихотворения «Исповедь». Державин признается как исповедь, что он никогда не был святым и не умел притворяться, а также не любил быть серьезным и философствовать.

Великий Державин

Какие стороны мастерства Державина нашли отражение в «Исповеди»? Это произведение он написал уже в зрелом возрасте, поэтому его идеалистическое мировоззрение к тому времени уже сильно изменилось. На определенном этапе он понял, что часто люди ценят других не за их талант, правдивость и стремление к самосовершенствованию, а за положение, внешние данные и, конечно же, за финансовое благополучие.

Рассуждая о том, какие стороны мастерства Державина нашли отражение в «Исповеди», стоит отметить тот факт, что здесь он пытается отразить всю суть христианского понимания того, что человек создан по образу и подобию Божию. Поэт прославляет Бога за то, что он дал ему свой талант.

В конце стихотворения «Признание» писатель даже использует известное библейское высказывание о том, что безгрешных людей не бывает, а кто безгрешный, тот пусть бросит камень в его гроб.

Тотчас же Державин утверждает в своих поэтических строках, что он такой же, как все, и не хочет возвыситься ни над кем. Гавриил Романович пишет, что он, как и многие люди, был очарован суетой жизни и женской красотой, популярностью и славой.

Резюме

Как бы то ни было, но этому благороднейшему поэту в этом деле повезло. Ему удалось сделать политическую карьеру, он был популярным при дворе поэтом. Державин мог много говорить вслух, в отличие от других, которые предпочитали молчать и отсиживаться.Он открыто выражал свои политические взгляды и был приверженцем монархии.

Когда Европу захлестнула волна свободомыслия, Державин написал оды Великой императрице Екатерине, в которых она искренне восхваляла ее ум и предприимчивость. В нем глубоко сидел патриотизм, поэтому он всегда хотел сохранить в истории подвиги простых русских воинов. Он презирал роскошь и чванство, никогда не завидовал тем, кто имел власть и деньги, но не мог молчать, если люди использовали все это не на благо России, а в своих корыстных целях. Литературоведы неоднократно отмечали огромное влияние Державина на русскую литературу.

Анализ Державин Г.Р.

Творческая личность всегда стремится быть в гуще событий, касающихся судеб страны и народа. Многие поэты посвящают Родине стихи, восхваляют или упрекают власть, высказывают свое мнение о каких-либо событиях. В конце XVIII — начале XIX века власть в России совершенно перестала быть понятной народу, и такое отношение к людям не могло не отразиться на творчестве многих поэтов.Не мог остаться в стороне и фаворит императрицы Екатерины II Гавриил Державин. Поэт отличался пылким и справедливым характером, поэтому его возмущало беззаконие, творившееся вокруг него.

Вызов самодержавию и беззаконию

Анализ «Владыкам и судьям» показывает, насколько непривычным для того времени было спорить с властями, показывать свое неповиновение. С первых строчек произведения становится понятно, что так жить нельзя, даже Богу не глядеть на земных правителей.Автор считает, что короли должны помогать вдовам, сиротам и другим несчастным людям, но только выслушивают и защищают сильных. Родина потрясена зверствами, но чиновники этого не видят.

В разборе «Владыкам и судьям» сказано, что Гавриил Романович хотел выявить все изъяны власти. Для русского народа монархия, равнодушная к жизни простых людей, настоящая трагедия. Цари не похожи на богов ни своими поступками, ни своей жизнью.В конце поэмы поэт разуверился в том, что все можно исправить, сделав из них монархов, ибо понятия честь и совесть не знакомы правителям и судьям. Анализ стихотворения показывает: поэт убежден, что спасти Россию может только суд Божий.

Художественное своеобразие стиха

Анализ «Властителям и судьям» позволяет понять, каким новатором был Гавриил Державин. В его время большинство лириков писали стихи для определенных слоев общества.Для простых людей высокие и пафосные речи были непонятны, поэтому Гавриил Романович решил немного упростить язык и добавить к своим стихам разговорную речь, доступную для понимания большинства людей. Сам автор назвал произведение «Владыкам и судьям» гневной одой. За основу он взял библейский текст — Псалом 81-й.

Поэт создал торжественный стиль с помощью риторических восклицаний, обращений, вопросов, обилия славян. Анализ «Владык и судей» показывает, что автору удалось добиться ораторского звучания.В одежде поэт выражал горечь от порока современного мира, он старался пробудить в читателе не только гнев, но и желание очиститься и изменить жизнь к лучшему.

Смысл стихотворения «Владыкам и судьям»

Державин (анализ показывает, что автор не вложил в свое произведение революционного порыва), по своим убеждениям был монархистом и очень хорошо относился к императрице Екатерине II. Даже при написании оды «Владыкам и судьям» он не выступил против правительницы, ибо был убежден в ее добродетели.В царящем в стране беззаконии виноваты чиновники, окружавшие императрицу, — об этом хотел ее предостеречь Гавриил Романович. Несмотря на это, многие восприняли стихотворение как призыв к смене власти. Продолжение тенденции нашли в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов XIX века.

Г. Р. Державин описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Санкт-Петербург

Рейтинг: 7,6/10 (211 голосов)