Содержание

Последние годы жизни Толстого | Сочинение и анализ произведений, биографии, образ героев

Скорбь о потери мирового классика

В голодные 1891, 1893 и 1898 годы писатель открывал бесплатные столовые, помогал голодающим, писал статьи о голоде, охватившие центральные губернии России, где упрекал власти в бездействии, равнодушии к судьбе голодающих. После выхода в печати романа «Воскресение» и ряд публицистических статей, критиковавших государство и церковь, Толстой был отлучен от церкви в 1901 году. В этом же году переболев тяжелой болезнью, писатель приезжает в Крым, где знакомится с А. Чеховым и М. Горьким.

Несмотря на мучительное переживание ненужности искусства, классик продолжает писать. В последних произведениях Толстой соединил черты разных периодов своего творчества. Историческая повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904), драма «Живой труп» (1900), рассказ «После бала» (1903) имеют предельно строгую художественную форму, краткие описания, четкую обрисовку характеров, основаны на динамичном, драматическом развитии сюжета.
Вместо подчеркнуто обыкновенных людей их героями, как и в раннем творчестве писателя, становятся незаурядные натуры вроде горца Хаджи-Мурата.

Писатель не принял революцию 1905-1907 годов, но выступил с протестом против массовых смертных казней, последовавших за ней, написав статью «Не могу молчать» (1908)

В последние годы жизни в отношениях с женой наступил тяжелейший кризис: она, заботясь о будущем детей, опасаясь непредвиденных поступков мужа, внимательно наблюдает за каждым его шагом. Толстой вынужден начать новый дневник, который вел тайно ото всех и прятал. Стараясь подвести свой образ жизни в соответствие со своими убеждениями, писатель в ночь на 28 октября 1910 года тайно покидает Ясную Поляну. Вместе с дочерью Александрой и доктором Душаном Маковицким он собирался переехать в южные губернии и жить вместе с крестьянами. По дороге Толстой заболел и скончался от воспаления легких 7 (20) ноября на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Перед смертью он простил жену, а последними словами писателя были: «Истина.
.. Я люблю много… как они…» Толстого похоронили в Ясной Поляне, в том месте, где, по семейному преданию, была спрятана «зеленая палочка», которую писатель искал всю жизнь, чтобы сделать человечество счастливым.

О смерти великого классика писали абсолютно все: газеты всего мира поместили на первых страницах пространные некрологи, каждый из современников или знакомых счел нужным высказаться умершим. В. Чертков говорил о кончине своего друга: «Лев Николаевич умер без чувствительных фраз на устах и приподнятой сентиментальности, без красных жестов и громких слов умер, ушел как жил, искренно – просто и правдиво».

Значение творчества Толстого для русской и мировой культуры необычайно велико. Это не только писатель, но и философ, создавший оригинальную концепцию мировосприятия и попытавшийся воплотить ее в жизнь. Его жизненным кредо были слова: «Чтобы честно жить, надо путаться, ошибаться, биться, и постоянно бросать и опять все заново начинать и вечно лишаться и бороться». Так жили его любимые литературные герои, так жил и он сам, стремясь сделать так, чтобы мир стал лучше.

Имя графа Толстого было широко известно и за границей, о чем свидетельствуют воспоминания, письма Ж. Санд, П. Мериме, О. де Бальзака и др. У него учились писатели всех стран, современники и потомки: Г. де Мопассан, Т. Драйзер, Т. Манн, М. Горький, М. Булгаков и др. Почти все, что написано о войне в ХХ веке, несет на себе влияние Толстого. Это романы А. Барбюса, Э. Хемингуэя, М. Шолохова, А. Фадеева, К. Симонова, А. Солженицына, В. Быкова и др.

Толстой вел обширную переписку с людьми разных сословий и наций: крестьянами, ремесленниками, учителями, гимназистами. Ему присылали свои первые литературные сочинения, у него просили совета. Например, ныне малоизвестная белорусская писательница и фольклористка Мария Косич в одном из писем Толстому обратилась за разрешением перевести на белорусский язык его пьесу «Первый винокур» и получила согласие. Знаменитый французский писатель Р. Роллан, не зная, чему отдать в своей жизни предпочтение: преподаванию истории или писательскому поприщу, — написал в Ясную Поляну.

Именно совет русского классика решил судьбу Р. Роллана.

Творчество Толстого считают апогеем и завершением русского критического реализма. Писатель М. Алданов даже считал, что «русская великая литература кончилась на герои повести Хаджи-Мурате». Толстой создал уникальный жанр романа-эпопеи, неповторимые женские образы Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Анны Карениной, Катерины Масловой, сумел показать истоки русского патриотизма и красоту человеческих отношений в семье.

Тематика произведений классика неисчерпаема. Подчеркивая это, М. Горький отмечал, что Толстой поведал нам тайны русской жизни почти вровень с остальной нашей литературой. Он сумел глубоко проникнуть в суть человеческой психики, показать людей не только в самые трудные, но и самые обычные моменты жизни и смерти. Критик А. Суворин писал: «Лев Николаевич России дал очень много. Он ее прославлял, как не прославили ее победы. Он дал за границей русскому имени особое значение и почет. Мнения его принимали за народную русскую душу. Его гений – гений народный». За рубежом до сих пор всем, кто хочет познать русский характер, разгадать тайну русской души, рекомендуют прочитать и осмыслить произведения Толстого. Хотя сам писатель и не рассчитывал на подобное долгожительство. Возможно, несколько лукавя перед собой, он расценивал как большую удачу, если его произведения «теперешние дети будут читать лет через двадцать».

Л.Н.Толстой. Биография. Воспоминания. Критика — Тихоокеанский государственный университет

(из фонда абонемента)

Ш 5(2)
А 37

Айхенвальд Юлий Исаевич. Силуэты русских писателей. В 2т. Т.1 / Айхенвальд Юлий Исаевич. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб: Республика, 1998. — 304с.: ил.

Ш 5(2)
А 685

Аннинский Лев Александрович. Лев Толстой и кинематограф / Аннинский Лев Александрович. — М.: Искусство, 1980. — 288с.: ил.

Ш 33(2)
А 697

Аношкина-Касаткина Вера Николаевна. Православные основы русской литературы 19 века / Аношкина-Касаткина Вера Николаевна. — Москва: Пашков дом, 2011. — 384с., [1] л. цв. порт.: ил.

Ш 5(2)
Б 269

Барыкин Владимир Егорович. Эстетика Льва Толстого / Барыкин Владимир Егорович. — М.: Знание, 1978. — 64с. — (Эстетика, №8).

Ш 5(2)
Б 307

Бахтин Михаил Михайлович. Собрание сочинений. В 7т. Т.2 : Проблемы творчества Достоевского,1929.Статьи о Л.Н.Толстом,1929.Записи курса лекций по истории русской литературы,1922-1927 / Бахтин Михаил Михайлович. — М.: Рус. словари, 2000. — 800с.

Я 19:Ш 5
Б 593

Библиография литературы о Л. H. Толстом. 1968-1973. — М.: Книга, 1978. — 231с.

Я 19:Ш 5
Б 594

Библиотека Льва Hиколаевича Толстого в Ясной Поляне. Библиогр. описание. Т.1 Ч.II. — М.: Книга, 1975. — 520с. — (Музей — усадьба «Ясная поляна»).

Ш 5(2)
Б 865

Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир» / С. Г. Бочаров. — 3-е изд. — М.: Худож.лит., 1978. — 103с. — (Массовая ист. -лит.б-ка).

Ш 5(2)
Б 865

Бочаров Сергей Георгиевич. Сюжеты русской литературы / Бочаров Сергей Георгиевич. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 632с. — (Язык.Семиотика.Культура).

Ш 6(2=Р)1
Б 907

Булгаков Валентин Федорович. Л.Н. Толстой в последний год его жизни / Булгаков Валентин Федорович. — М.: Худож.лит., 1960. — 512с.

Ш 5(2)
В 117

В мире Толстого: сборник ст. / сост. С. Машинский. — Москва: Советский писатель, 1978. — 528с.

Т 3(2)
В 273

Великие русские люди: сборник. — Москва: Молодая гвардия, 1984. — 416с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий, Вып.6(646)).

Ш 5(2)
В 491

Виноградов Игорь Иванович. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н. Толстого / Виноградов Игорь Иванович. — М.: Знание, 1981. — 64с.

Ш 5(2)
В 659

Война из-за «Войны и мира»: роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в рус. критике и литературоведении. — СПб.: Азбука-классика, 2002. — 480с.: [16c.]фот. — (Круг чтения. Русская литература).

Ш 6(2=Р)1
В 774

Воспоминания крестьян-толстовцев 1910-1930-е годы / Сост.А.Б.Рогинский. — М.: Книга, 1989. — 480с.: ил


Г 71

Горький Максим. Литературные портреты / Горький Максим. — Москва: Молодая гвардия, 1963. — 572с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий, Вып.1 (358)).

8Р1
Г 962

Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1881 по 1885 год / Н. Н. Гусев. — М.: Наука, 1970. — 559с.

Ш 5(2)
Д 542

Днепров Владимир Давыдович. С единой точки зрения: литературно-эстетические очерки / Днепров Владимир Давыдович. — Ленинград: Советский писатель, 1989.

8Р1
Ж 422

Жданов В.А. Последние книги Л. H. Толстого. Замыслы и свершения / В. А. Жданов. — М.: Книга, 1971. — 256с.

Ш 5(2)
И 732

Интервью и беседы с Львом Толстым / Сост.

В. Лакшин. — М.: Современник, 1987. — 525с.: ил. — (Любителям российской словесности).

8Р1
К 192

Кандиев Богдан Иванович. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: комментарий / Кандиев Богдан Иванович. — М.: Просвещение, 1967. — 400с.

Ш 5(2)
К 48

Кузминская Татьяна Андреевна. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне / Кузминская Татьяна Андреевна. — М.: Правда, 1986. — 560с.

Ш 5(2)
К 893

Кузьмина Людмила Ивановна. Лев Толстой в Петербурге / Кузьмина Людмила Ивановна. — Л.: Лениздат, 1986. — 224с. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петерберге-Петрограде-Ленинграде)

8Р1
К 924

Купреянова Елена Николаевна. Эстетика Л.Н. Толстого / Купреянова Елена Николаевна. — М.-Л.: Наука, 1966.

Ш 5(2)
Л 135

Лаврин Янко. Лев Толстой сам свидетельствующий о себе и своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций) = Lev Tolstoy: Пер.с нем.

/ Лаврин Янко. — Челябинск: Урал LDB, 1999. — 464с.: ил. — (Биографические ландшафты).

26. Ш 5(2)
Л 199

Лакшин Владимир Яковлевич. Пять великих имен / Лакшин Владимир Яковлевич. — М.: Современник, 1988. — 460с.

27. Ш 5(2)
Л 199

Лакшин Владимир Яковлевич. Толстой и Чехов / Лакшин Владимир Яковлевич. — 2-е изд., испр. — Москва: Советский писатель, 1975. — 455с.

28.Ш 5(2)
Л 512

Лесскис Георгий. Лев Толстой (1852-1869): Вторая кн.цикла «Пушкинский путь в русской литературе» / Лесскис Георгий. — М.: ОГИ, 2000. — 640с.

Ш 5(2)
Л 593

Линков Владимир Яковлевич. Лев Толстой. Жизнь и творчество: Книга для чтения с коммент. на англ.яз. / Линков Владимир Яковлевич, Саакянц Анна Александровна. — М.: Русский язык, 1979. — 272с.: ил.

Ш 33(2)
Л 659

Лица. Характеры. Судьбы: Произведения русских писателей-классиков с комментариями и заданиями: учебное пособие [для вузов] / Е. Я. Загорская, Т. В. Такташова, Е. В. Такташов и др. — Москва: Флинта: Наука, 2013. — 184с. — (Русский язык как иностранный).

Ш 5(2)
Л 757

Ломунов Константин Николаевич. Жизнь Льва Толстого / Ломунов Константин Николаевич. — М.: Худож.лит., 1981. — 256с.

Ш 5(2)
Л 757

Ломунов Константин Николаевич. Над страницами «Воскресения»: История создания романа Л.Н.Толстого; Проблемы, образы, характеры; Первые отклики; Наши современники о романе / Ломунов Константин Николаевич. — М.: Современник, 1979. — 382с.

Ш 5(2)
М 145

Маймин Евгений Александрович. Лев Толстой: Путь писателя / Маймин Евгений Александрович; Отв.ред. Д.С.Лихачёв; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1978. — 192с. — (Из истории мировой культуры).

Ш 5(2)
М 454

Мейлах Борис Соломонович. Уход и смерть Льва Толстого / Мейлах Борис Соломонович. — Л.: Худож.лит., 1960. — 406с.: ил.

Ш 5(4/8)
М 806

Моруа Андре. Шестьдесят лет моей литературной жизни: сборник ст.: пер. с фр. / Моруа Андре. — М.: Прогресс, 1977. — 294с.

Ш 5(2)
Н 624

Никитина Нина Алексеевна. Ясная Поляна: Путеводитель по заповеднику / Никитина Нина Алексеевна. — 2-е изд. — Тула: Приок.кн.изд-во, 1989. — 158с.

Ш 6(2=Р)7
Н 632

Николаев Георгий Ильич. Астапово: роман / Николаев Георгий Ильич. — Москва: Советский писатель, 1990. — 408с.

Ш 5(2)
О-423

Одиноков Виктор Георгиевич. Поэтика романов Л.Н.Толстого / Одиноков Виктор Георгиевич; Отв.ред. А.И.Фёдоров; Сибирское отд-ние Академии наук СССР. — Новосибирск: Наука, 1978. — 160с. — (Из истории мировой культуры).

Ш 5(2)
О-628

Опульская Лидия Дмитриевна. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»: кн. для учителя / Опульская Лидия Дмитриевна. — М.: Просвещение, 1987. — 176с.

Ш 5(2)
Б 269

Петров Георгий Иванович. Отлучение Льва Толстого от церкви / Петров Георгий Иванович. — М.: Знание, 1978. — 112с.

Ш 5(2)
П 47

Позойский Семен Иосифович. К истории отлучения Льва Толстого от церкви / Позойский Семен Иосифович. — Москва: Советская Россия, 1979. — 176с.

Ш 5(2)
С 221

Сахарова Евгения Михайловна.  …Я посетил тот уголок земли… / Сахарова Евгения Михайловна, Кунина Ася Абрамовна, Петрова Галина Александровна. — М.: Книга, 1976. — 77с.: ил.

Ш 5(2)
С 689

Сохряков Юрий Иванович. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы: кн. для учителя / Сохряков Юрий Иванович. — М.: Просвещение, 1990. — 208с.

Ш 5(2)
С 914

Сухотина-Толстая Татьяна Львовна. Дневник / Сухотина-Толстая Татьяна Львовна. — М.: Современник, 1984. — 559с.

Ш 5(2)
Т 52

Толстая Александра Львовна. Отец. Жизнь Льва Толстого / Толстая Александра Львовна. — М.: Книга , 1989. — 503с.

46. Ш 5(2)
Т 53

Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2т. Т.1 / Под ред. С.Н. Голубовой. — 2-е изд.,испр.и доп. — М.: Худож.лит., 1960. — 615с.

47. Ш 5(2)
Т 53

Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2т. Т.2 / Под ред. С.Н. Голубовой. — 2-е изд.,испр.и доп. — М.: Худож.лит., 1960. — 559с.

Ш 5(2)
Т 53

Толстой в Москве: Фотоальбом / Авт.-сост. Н.И. Азарова. — 2-е изд. — М.: Планета, 1985. — 320с.: ил.

Ш 5(2)
Т 53

Толстой Л.Н. в русской критике: сборник ст. / под ред. Н.Ц. Степанян. — Москва: Советская Россия, 1978. — 265с. — (Школьная библиотека).

Ш 5(2)
Т 53

Л.Н. Толстой и его близкие / Сост. Н.В. Волкова. — М.: Современник, 1986. — 375с.

Ш 5(2)
Т 53

Толстой и наше время / Отв.ред. К.Н. Ломунов. — М.: Наука, 1978. — 366с.

Ш 5(2)
Т 53

Л.H.Толстой: Pro et contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей: антология / отв. ред. Д.К. Бурлака. — Санкт-Петербюург: РХГИ, 2000. — 984с. — (Русский путь).

Ш 5(2)
Т 53

Толстой Илья Львович. Мои воспоминания / Толстой Илья Львович. — М.: Худож.лит., 1969. — 455с.

Ш 6(4А)
Ц 261

Цвейг Стефан. Три певца своей жизни: Казанова,Стендаль,Толстой: пер. с нем. / Цвейг Стефан . — М.: Республика, 1992. — 368с.

Ш 5(2)
Ч-503

Чертков Владимир Григорьевич. О последних днях Л.Н. Толстого / Чертков Владимир Григорьевич. — М.: Книголюб, 1990. — 31с.

8Р1
Ш 481

Шепелева Зинаида Сергеевна. Лев Николаевич Толстой: Краткий очерк жизни и творчества / Шепелева Зинаида Сергеевна. — Москва: Московский рабочий, 1960. — 279с.

Ш 5(2)
Ш 65

Шифман Александр Иосифович. Страницы жизни Льва Толстого / Шифман Александр Иосифович. — Москва: Советская Россия, 1983. — 336с.

8Р1
Ш 668

Шкловский Виктор Борисович. Лев Толстой / Шкловский Виктор Борисович. — Москва: Молодая гвардия, 1963. — 864с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий).

Ш 5(2)
Щ 612

Щербаков Борис Валентинович. Здесь жил и работал Лев Толстой: Альбом / Щербаков Борис Валентинович. — М.: Изобраз.искусство, 1978. — 128с.: ил.

8Р1
Э 349

Эйхенбаум Борис Михайлович. Лев Толстой, семидесятые годы.: монография / Эйхенбаум Борис Михайлович. — Л.: Худож.лит., 1974. — 360с.

Почему Лев Толстой ушёл из дома? | ВОПРОС-ОТВЕТ

По мнению исследователей, Лев Николаевич собирался прожить последние годы соответственно своим взглядам: всепрощению, нравственному самосовершенствованию и опрощению. Рано утром 10 ноября он покинул дом в сопровождении лишь своего врача, словацкого писателя, Душана Петровича Маковицкого. При этом известно, что у Толстого не было конкретного плана действий.

Перед отъездом из Ясной Поляны Толстой оставил жене письмо: «Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни. Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твое и мое положение, но не изменит моего решения. Благодарю тебя за твою честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всем, чем я был виноват перед тобой, так же, как и я от всей души прощаю тебя во всем том, чем ты могла быть виновата передо мной. Советую тебе помириться с тем новым положением, в которое ставит тебя мой отъезд, и не иметь против меня недоброго чувства. Если захочешь что сообщить мне, передай Саше, она будет знать, где я, и перешлет мне, что нужно; сказать же о том, где я, она не может, потому что я взял с нее обещание не говорить этого никому».

Отправной точной писателя стала станция в Щёкино, откуда он направился в Белёв, а затем в Оптину Пустынь. Лев Николаевич дважды подходил к воротам скита, но так и не решился войти в него. После он уехал в Шамординский монастырь, где встретился с сестрой Марией Николаевной, а позже – с дочерью Александрой.

13 ноября писатель отправился в Козельск, оттуда в Белёв, где купил билеты до станции Волово. Лев Николаевич собирался пересесть на какой-нибудь поезд, идущий в южном направлении.

В итоге он решил поехать к племяннице в Новочеркасск, оттуда в Болгарию или на Кавказ. Однако в дороге писатель чувствовал себя плохо — у него развивалось воспаление лёгких.

Путешествие было прервано. Толстой сошёл на станции Астапово в Липецкой области. Маковицкий договорился разместить писателя в доме начальника станции И. И. Озолина.

Умирающего Льва Николаевича пытались спасти шесть врачей, но он лишь промолвил: «Бог всё устроит». Когда же его спросили, чего ему самому хочется, он сказал: «Мне хочется, чтобы мне никто не надоедал». Последними осмысленными словами, которые он произнёс за несколько часов до смерти старшему сыну, слышал врач Маковицкий: «Серёжа… истину… я люблю много, я люблю всех…».

Четвертая заповедь Блаженства гласит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Матф.5:6). Возможно, Лев Николаевич отправился искать высшую правду, которую не мог обрести дома.

Смотрите также:

Жизнь Льва Толстого — презентация онлайн

1. Жизнь Льва Толстого

Колегов Павел Павлович ученик 8г класса
МАОУ сош 43
Жизнь Льва
Толстого

2. Жизнь Л.Н.Толстого

• Лев Николаевич был представителем
большой дворянской семьи, четвертым
ребенком в ней. Мать его, княжна
Волконская, рано умерла. В это время
Толстому не исполнилось еще и двух лет,
но он составил представление о своей
родительнице по рассказам различных
членов семьи. В романе «Война и мир»
образ матери представляет княжна Марья
Николаевна Болконская.
• Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной
смертью. Из-за нее мальчик остался сиротой. Отец Льва
Толстого, участник войны 1812 года, как и мать, рано умер.
Это произошло в 1837 году. В то время мальчику было всего
девять лет. Братья Льва Толстого, сам он и его сестра были
переданы на воспитание Т. А. Ергольской, дальней
родственнице, имевшей на будущего писателя огромное
влияние. Воспоминания детства всегда были для Льва
Николаевича самыми счастливыми: семейные предания и
впечатления от жизни в усадьбе стали для его произведений
богатым материалом, отразившись, в частности, в
автобиографической повести «Детство».

4. Годы юношества

• Осенью 1847 года Толстой уезжает в Москву, а затем в
Петербург для того, чтобы выдержать в университете
кандидатские экзамены. В этот период его образ жизни
часто менялся: он то целыми днями учил различные
предметы, то отдавался музыке, но хотел начать карьеру
чиновника, то мечтал поступить юнкером в полк.
Доходившие до аскетизма религиозные настроения
чередовались с картами, кутежами, поездками к цыганам.
Биография Льва Толстого в годы юношества окрашена
борьбой с собой и самоанализом, отраженным в дневнике,
который писатель вел в течение всей жизни. В этот же
период зародился интерес к литературе, появились первые
художественные наброски.

5. Участие в войне

• В 1851 году Николай, старший брат Льва Николаевича, офицер,
уговорил Толстого отправиться на Кавказ вместе с ним. Лев
Николаевич прожил почти три года на берегу Терека, в казачьей
станице, выезжая во Владикавказ, в Тифлис, в Кизляр, участвуя в
военных действиях (в качестве добровольца, а затем был принят
на службу). Патриархальная простота жизни казаков и
кавказская природа поразили писателя своим контрастом с
мучительной рефлексией представителей образованного
общества и бытом дворянского круга, дали обширный материал
для повести «Казаки», написанной в период с 1852 по 1863 годы
на автобиографическом материале. В рассказах «Набег» (1853
год) и «Рубка леса» (1855 год) также отразились его кавказские
впечатления. Они оставили след и в его повести «Хаджи-Мурат»,
написанной в период с 1896 по 1904 годы, опубликованной в
1912.

6. Открытие народной школы

• Толстой Лев Николаевич в ноябре 1855 года приехал
в Петербург и сразу же стал членом кружка
«Современник» (куда входили Н. А. Некрасов, А. Н.
Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие).
Он принимал участие в создании в то время
Литературного фонда, и вместе с тем оказался
вовлеченным в конфликты и споры писателей, но
чувствовал себя в этой среде чужим, что передал в
«Исповеди» (1879-1882 годы). Выйдя в отставку,
осенью 1856 года писатель уехал в Ясную Поляну, а
затем, в начале следующего, 1857, отправился за
границу, побывав в Италии, во Франции, в
Швейцарии (впечатления от посещения этой страны
описываются в рассказе «Люцерн»), а также посетил
Германию. В этом же году осенью Толстой Лев
Николаевич вернулся сначала в Москву, а затем и в
Ясную Поляну.

7. «Война и мир»

«Война и мир»
Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился на Софье
Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же
после венчания отправился из Москвы в Ясную Поляну,
где всецело отдался хозяйственным заботам и семейной
жизни. Однако уже в 1863 году он вновь захвачен
литературным замыслом, на этот раз создания романа о
войне, в котором должна была отразиться русская
история. Льва Толстого интересовал период борьбы нашей
страны с Наполеоном в начале 19 века. В 1865 году в
«Русском вестнике» была напечатана первая часть
произведения «Война и мир». Роман сразу же вызвал
множество откликов. Последующие части спровоцировали
горячие споры, в частности, развиваемая Толстым
фаталистическая философия истории.

8. Роман «Воскресенье»

Роман «Воскресенье»
• Свой последний роман Толстой писал в период с 1889
по 1899 годы. В нем воплощен весь спектр волновавших
в годы духовного перелома писателя проблем. Дмитрий
Нехлюдов, главный герой, — это внутренне близкий
Толстому человек, который проходит в произведении
путь нравственного очищения, в итоге приводящий его к
осмыслению необходимости деятельного добра. Роман
строится на системе оценочных противопоставлений,
которые открывают неразумность устройства общества
(лживость социального мира и красота природы,
фальшь образованного населения и правда мужицкого
мира).

9. Последние годы жизни


Жизнь Льва Николаевича Толстого в последние годы была
непростой. Духовный перелом обернулся разрывом со своей
средой и семейным разладом. Отказ от обладания частной
собственностью, например, вызывал недовольство членов семьи
писателя, прежде всего его супруги. Личная драма, пережитая
Львом Николаевичем, отразилась в дневниковых записях.
Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летний Лев Толстой,
даты жизни которого были представлены в данной статье,
сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П.
Маковицким, покинул имение. Путь оказался непосильным для
него: в дороге писатель заболел и вынужден был высадиться на
ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ее начальнику,
Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За
сообщениями о его здоровье в то время следила вся страна.
Похоронен Толстой в Ясной Поляне, его смерть вызвала
огромный общественный резонанс.Многие современники
прибыли, чтобы проститься с этим великим русским писателем.

10. Интересные факты из жизни Толстого

• .Самое популярное свое
произведение «Война и
мир» Лев Толстой не любил.
• Лев Николаевич Толстой был
азартной личностью.
• Он хорошо знал английский,
немецкий и французский
языки.
• В первую брачную ночь Лев
Толстой заставлял молодую
супругу читать его дневник.
Интересные факты из
жизни Толстого
• Его хоронили без икон,
свечей, молитв и
священников.

Лев Толстой и значение его произведений для русской истории и литературы

Гениальный автор «Войны и мира» и «Анны Карениной», известный на весь мир писатель – Лев Николаевич Толстой был не просто литератором, но властителем умов многих поколений. Его произведения переведены на 98 языков, изданы многомиллионными тиражами, а имя писателя неоднократно входило в список нобелевских номинантов.

Ранние годы

28 августа 1828 года в Тульской губернии, в имении Ясная Поляна, появился на свет четвертый ребенок – мальчик Лев. Его отец происходил из старинного дворянского рода, к тому времени уже порядком обедневшего. Мать писателя была урожденной княжной Волконской. Имение Ясная Поляна тоже принадлежало Волконским. Мать скончалась, когда Левушка (так его называли все семейные) был еще совсем ребенком (младше двух лет). А спустя семь лет умер и отец. Детей воспитывали родственники: тетушки по отцу и матери. В связи с этими событиями случился вынужденный переезд Толстого: сначала в столицу — Москву, а потом в Казань.

Учеба в университете и самообразование

В 1844 году Л.Н. Толстой начал учебу в престижном Казанском университете, избрав специальность «арабо-турецкая словесность». Но в следующем году сменил направление на юриспруденцию. А еще через два года им было принято решение оставить учебу и поселиться в Ясной Поляне, чтобы начать самообразование и позаботиться о судьбе крепостных крестьян. В итоге цели, поставленные в плане образования, были достигнуты весьма успешно. Толстой овладел несколькими языками (и с годами их количество только росло). Кроме того, он много читал и анализировал как свою личную жизнь, так и окружающую действительность. Результатом первых измышлений стал личный дневник, начатый Толстым еще в 1847 году. Этот дневник писатель продолжал вести вплоть до ноября 1910 года.

Л.Н. Толстой. 1849 год. Петербург. Переснимок с дегерротипа Шенфельдта

Поездка на Кавказ

В 1851 году молодой писатель отправился вслед за своим братом на Кавказ, где с 1817 года продолжались военные действия. Здесь Толстой провел почти три года волонтером. Он принимал участие в набегах, столкновениях с горцами, жил в казачьей станице. Впечатления тех лет нашли свое отражение в военных рассказах («Кавказский пленник») и повестях («Казаки», «Хаджи-Мурат»). В 1854 году Толстой отправился в Севастополь, где в числе русской армии принимал участие в обороне города, а спустя еще два года ушел в отставку и вернулся в Петербург.

В период своего пребывания на Кавказе Толстой написал свое первое литературное произведение – повесть «Детство». В 1852 году она была впервые опубликована на страницах журнала «Современник». Толстому к тому времени исполнилось всего лишь 24 года, и он был настолько не уверен в успехе, что даже решил не подписывать рукопись своим именем, оставив в конце лишь никому не известные инициалы «Л.Н.», а редактору отправил деньги на возврат текста. В дальнейшем были напечатаны «Юность» и «Отрочество», составившие трилогию, посвященную истории души ребенка, подростка и юноши. В этом новом направлении литературного творчества Толстой был первооткрывателем (в повествовании подробности душевной жизни вышли на первый план, отодвинув события на второй), что ведущий критик того времени Н.Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».

Педагогические опыты и семейная жизнь

В 1857 и в 1860-61 гг. Толстой путешествовал по Европе. Западные страны произвели на писателя двоякое впечатление: с одной стороны, он увидел свободу, с другой – жестокость наказаний, равнодушие и безразличие к человеческой судьбе (рассказ «Люцерн»). Во время второй поездки Толстой изучал вопросы народного образования, но остался не доволен тем, как эта проблема решалась в Европе. Вернувшись на Родину, он открыл сельскую школу в Ясной Поляне, а позднее начал издавать педагогический журнал.

В 1862 году состоялась женитьба Л.Н. Толстого на Софье Берс, 18-летней дочери врача Кремлевского дворцового ведомства. Семейная жизнь Толстых продолжалась 48 лет, насыщенных различными делами: заботы по хозяйству, воспитание детей (их в семье родилось 13, но пятеро умерли во младенчестве), учебные занятия с крестьянскими детьми, интенсивная литературная работа (жена копировала многочисленные исправленные рукописи мужа).

В 60-е годы, в пору счастливых лет семейной жизни, Толстой написал роман-эпопею «Война и мир». Работа длилась без малого семь лет и была закончена в 1869 году. Отраженные в романе масштабные исторические события и социальная жизнь общества, характерные для эпопеи, ставят роман Толстого в один ряд с «Одиссеей» и «Илиадой» Гомера. В «Войне и мире» нет главного героя, нет единой сюжетной линии, от начала и до конца на страницах романа появляются 559 персонажей. Повествование состоит из художественных глав и отступлений (исторических и философских). Новаторством Толстого стало и то, что он открыл подлинную сторону войны: все военные события представлены буднично и повседневно, но при этом они становятся испытанием душевных способностей человека, проверкой его личностных качеств.

Л.Н. и С.А.Толстые. 48-лет со дня свадьбы. 25 сентября 1910 года. Ясная Поляна. Снимок С.А. Толстой. Последний снимок Л.Н. Толстого

Перемены во взглядах

В 70-е годы Л.Н. Толстой одновременно работал над написанием «Анны Карениной» и «Азбуки». В своей «Азбуке» писатель не изобрел нового способа преподавания грамматики, но создал прекрасный цикл детских рассказов. Работа над «Анной Карениной» отнимала много сил. Толстой использовал свой метод «диалектики души», но с применением пушкинского принципа изображения жизни: движения души передавались в жесте, реплике, взгляде (внешние детали преобладали над внутренним диалогом и монологом).

В 70-80-е гг. пережив семейный разлад и духовный кризис, Толстой также пересмотрел и взгляды на жизнь: решил сократить потребности и расходы (в том числе на детей). Между тем, его супруга придерживалась другого мнения. Дочери нужно было выезжать в свет, младшим сыновьям учиться в гимназии, старшему поступать в университет. Семья в те годы на зиму переезжала в Москву, а летом жила в деревне. Вопросы и терзания, мучившие Толстого в ту пору, он отразил в своей «Исповеди» (1879-1881). Новым смыслом жизни стала вера, основанная на заповедях Христа, но подверженная критическому воззрению писателя. В это время семья Толстого жила не столько на доходы от имения, сколько на гонорары и средства, вырученные на издании книг. В 1883 году Л.Н. Толстой выдал жене доверенность на издание его литературных трудов, написанных до 1880 года. А новые вещи, по публичному заявлению писателя, могли перепечатывать все безвозмездно. Это заявление вызвало обострение семейного разлада и стало одной из причин, по которой Толстой покинул Ясную Поляну. Критическое направление его публицистических произведений вызывало недовольство властей и столкновение с цензурой. В частности, была запрещена новая пьеса «Власть тьмы». Правительство даже замышляло отправить Толстого в заграничную ссылку и заточить в Соловецком монастыре. А в 1901 году Святейший Синод отлучил графа Толстого от церкви. Писатель христианство называл истиной и говорил, что любит его больше церкви. А веру он понимал как христианскую любовь.

Л.Н. Толстой рядом со своим скульптурным портретом работы И.Е. Репина. 1891 год. Ясная Поляна. Фотография Е.С. Томашевича

Последние годы жизни

Л.Н. Толстой умер от воспаления легких в 1910 году, спустя десять дней после своего ухода из Ясной Поляны. За время своего последнего странствия он посетил Оптину пустынь и Шамординский монастырь, там жила его сестра Мария. В монастыре он не остался, потому что не хотел участвовать в обрядах. Ему нужно было просто уединение.

Похоронили Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Его могила находится на краю оврага, там, где, согласно давней легенде, закопана зеленая палочка, хранящая тайну всеобщего счастья на земле.

Л.Н. Толстой верхом. 1897 год. Ясная Поляна. Фотография художника Н.А. Касаткина

Монеты и медали, посвященные Л.Н. Толстому

В 1928 году к 100-летнему юбилею со дня рождения Л.Н. Толстого в Советском Союзе было подготовлено сразу три собрания сочинений писателя: в 12-ти, 15-ти томах и весь свод сочинений (включая дневники и письма) в 90 томах. 150-летие писателя праздновалось по всему миру еще более широко: в 1978 году в СССР также было издано новое собрание сочинений, почтовые марки, открытки, конверты и настольная медаль. Медаль диаметром 35 мм и весом 30 г изготовлена латуни. На её лицевой стороне представлен портрет писателя, на обороте – даты жизни и цитата из сочинений В.И. Ленина о значении творчества Толстого.

Настольная медаль «150 лет со дня рождения Л. Н. Толстого»

Настольная медаль «150 лет со дня рождения Л. Н. Толстого»

К 150-летию Л.Н. Толстого также была выпущена памятные 1000 лир 1978 года Сан-Марино. Монета из серебра 835-й пробы весит 14,6 г при диаметре 31,4 мм. Интересен портрет писателя, представленный на реверсе. Его автор – знаменитый итальянский художник Пьетро Аннигони (1910-1988), портретист и медалист, работавший в традициях ренессансной живописи, интерпретируя их на современный манер. Аннигони известен как автор портретов Елизаветы II, папы римского Джона XXIII, президента США Джона Кеннеди, британской принцессы Маргарет и иранского шаха Мохаммада Резы Пехлеви.

Сан-Марино, 1000 лир 1978 года «150 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого»

Сан-Марино, 1000 лир 1978 года «150 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого»

Еще одна известная памятная монета с портретом Л. Н. Толстого (1 рубль) была отчеканена в 1988 году к 160-летию со дня рождения писателя. На реверсе использован тот же классический портрет, что и на памятной медали.

1 рубль 1988 года «160 лет со дня рождения Л.Н. Толстого»

1 рубль 1988 года «160 лет со дня рождения Л.Н. Толстого»

Лев Николаевич Толстой: биография | МРТ Эксперт

Противоречия как результат многогранности

Едва ли в литературе найдётся фигура более многогранная и противоречивая, чем граф Лев Николаевич Толстой. Его жизнь давно разобрана исследователями чуть ли не по дням и даже по часам. Однако в описании биографии Льва Толстого – особенно, если говорить о его последних годах, болезни и смерти – современник встретит немало разночтений. Возможно, причиной тому как раз эта его противоречивость.

Был ли Толстой верующим человеком? Несомненно. Но тогда почему случилось отлучение его от церкви, которое доставило ему столько духовных переживаний накануне смерти? Расхожая фраза: «Всю свою сознательную жизнь он искал истину». Но что это за истина? И нашёл ли он её?

Ни в коей мере не претендуя на то, что здесь, в столь короткой заметке, будут поставлены все точки над «i», автор всё же попытается найти ответы на эти непростые вопросы.

От «пустяшного малого» – к писательской славе

Родился будущий классик 9 сентября (по новому стилю) 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии, в именитой дворянской семье. Его предки по отцу служили ещё Ивану Грозному и Петру I, а родословная матери, урождённой принцессы Волконской, восходила к Рюрику. Родителей он потерял рано: мама умерла при родах дочери, когда Лёве не исполнилось ещё и двух лет, а через семь лет не стало отца. Его воспитанием занимались тётки.

 

Его предки по отцу служили ещё Ивану Грозному и Петру I,
а родословная матери, урождённой принцессы
Волконской, восходила к Рюрику

 

Учение в Казанском университете давалось ему с трудом: проучившись там некоторое время, Толстой бросает вуз и возвращается в родовое имение. Проведя здесь лето, он уезжает сначала в Москву, затем в Петербург. То решая вернуться в университет, то желая стать юнкером, вместе с друзьями он напропалую кутит, играет в карты, делает долги. От своих родных Лев получает прозвище «самого пустяшного малого».

В 1851 году Лев поддаётся уговорам брата-офицера Николая и вместе с ним уезжает на Кавказ. Здесь он начинает писать. Первые произведения Льва Толстого – это повести «Детство», «Отрочество» и «Юность», позже объединённые им в трилогию.

«Во времена жизни писателя в обществе существовала дискриминация в отношении людей с ВИЧ, поэтому, по совету докторов, он не афишировал свой диагноз». Цитата из материала «Я умру, упав лицом на клавиатуру пишущей машинки»

Писательская слава Толстого стремительно растёт. В 28 лет его уже именуют «великой надеждой русской литературы». Но главные романы – «Анна Каренина»», «Воскресение», «Война и мир» – были ещё впереди.

Духовный кризис Толстого

С годами, с приходом зрелости он всё чаще стал задаваться вопросами о смысле жизни, начал много думать о смерти, о её значении. Ответы попытался найти в Православной церкви. Однако выяснилось, что в его понимании понятия «вера» и «религия» отнюдь не тождественны.

Суть всех Евангелий виделась Толстому в Нагорной проповеди Христа. А отсюда и невозможность участвовать в войнах, поскольку Спасителем заповедовано «непротивление злу»; нельзя присягать властям – «не клянитесь вовсе»; вечная жизнь, по-Толстому, дана лишь Богу, человек же смертен (но не грешен при рождении), и его плотское воскресение невозможно.

 

В 28 лет его уже именуют «великой
надеждой русской литературы»

 

Оставайся граф наедине с этими своими мыслями и духовными поисками, до отлучения Льва Толстого от церкви, наверное, дело могло и не дойти. Но благодаря его выросшему к тому времени до огромных размеров авторитету, за ним, за его учением («толстовство») пошли многие и многие.

Увидев в воззрениях писателя явную угрозу для многовековых православно-христианских ценностей и устоев, церковь просто была вынуждена отлучить его от своего лона. Примечательно, что анафеме Толстой предан не был. Священничество до последнего ожидало его искреннего раскаяния, после чего церковь была готова и простить, и принять его обратно. Но…

В плену духовного одиночества

Последние годы жизни Льва Толстого оказались для него самыми трудными. Оказавшись вне церкви, он, к тому же, как никогда остро почувствовал отдаление от жены. Писательские компании, да и вообще активное общение с людьми тоже становились ему в тягость. Всё чаще его мучили острые приступы тоски, посещали мысли о скором конце: «Вот, приближаюсь к смерти и не без удовольствия». Великий мыслитель начал всё более ощущать себя пленником своего духовного одиночества.

Лев Николаевич Толстой в последние годы жизни

Развязку ускорила болезнь Толстого. Тайно уехав из дома, он отправился в Шамординский монастырь, к сестре. На обратном пути, в поезде, простыл, резко подскочила температура, писатель почувствовал себя плохо. Поездку пришлось прервать.

Последние дни он провёл на железнодорожной станции Астапово. По одним источникам, доктора пытались спасти его. По другим, умирающий Лев Толстой отказался от помощи врачей. Если верно последнее, то такое поведение искренне верующего графа выглядит странным. Ведь известно, что медицина, врачи – это именно от Бога, пренебрегать их помощью не просто неразумно, но и нельзя.

 

По одним источникам, доктора пытались
спасти его. По другим, умирающий Лев Толстой
отказался от помощи врачей

 

Не случайно родилась притча о человеке, отказавшемся от участия в его судьбе докторов – он надеялся только на молитву. И умер. Бог же потом сказал ему: «Что ж ты не спас свою жизнь? Я ведь, по твоим молитвам, посылал тебе врачей».

По просьбе Толстого из Оптиной Пустыни в Астапово срочно прибыл игумен монастыря о. Варсонофий. С инструкцией от Синода: если умирающий произнесёт хотя бы одно слово – «каюсь», его можно будет причастить. А значит – вернуть в лоно церкви. Но, как ни молил монах врачей, родных писателя допустить его к Толстому хотя бы на две-три минуты, ему было отказано в этом. Возможно, эти минуты оказались бы для Льва Николаевича наиважнейшими в жизни. Возможно…

Могила Толстого в Ясной Поляне

Писателя не стало 20 ноября 1910 года. Причиной смерти Льва Толстого стала пневмония.

Текст: Игорь Чичинов

Другие материалы по темам:

Что убило автора «Повелителя мух»? 

Жизнь под грифом «секретно»

Трагическая борьба автора «Саги о Форсайтах»

 

интересные факты из жизни Толстого

Граф и академик АН СССР Алексей Николаевич Толстой был чрезвычайно талантливым и разносторонним литератором, который писал в самых разных жанрах и направлениях. В его арсенале два сборника стихов, обработка сказок, сценарии, огромное количество пьес, публицистики и других статей. Но прежде всего он — великий прозаик и мастер увлекательных рассказов. Он бы удостоен Государственной премии СССР (в 1941 г., 1943 г. и уже посмертно в 1946 г.). Писательская биография содержит интересные факты из жизни Толстого. О них дальше и пойдет речь.

Толстой: жизнь и творчество

29 декабря 1882 года (по старому 10 января 1883) в Николаевске (Пугачевск) Саратовской губернии на свет родился Толстой Алексей Николаевич. Когда его мать была беременной, она оставила своего мужа Н. А. Толстого и переехала жить к земскому служащему А. А. Бострома.

Все свое детство Алеша провел в имении своего отчима в деревне Сосновка Самарской губернии. Это самые были счастливые годы для ребенка, который вырос очень сильным и жизнелюбивым. Потом Толстой закончил Петербургский технологический институт, но диплом так и не защитил (1907 г.).

С 1905 по 1908 год он начинает публиковать стихи и прозу. Известность к писателю пришла после рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911 гг.), романов «Чудаки» (1911 г.) и «Хромой барин» (1912 г. ). Здесь он описывал анекдотические и неординарные происшествия, происходившие с чудаковатыми помещиками его родной Самарской губернии.

Первая мировая

Интересные факты из жизни Толстого говорят о том, что в Первую мировую он работал военным корреспондентом. А дальше он с большим энтузиазмом отнесся к Февральской революции. Писатель в то время жил в Москве. В момент социалистической революции Временное правительство назначило Толстого комиссаром по регистрации печати. Начиная с 1917 по 1918 год вся творческая деятельность аполитичного писателя отображала подавленность и обеспокоенность.

После революции, с 1918 по 1923 год, жизнь Алексея Толстого прошла в эмиграции. В 1918 году он отправляется на Украину в литературное турне, а в 1919 году эвакуируется из Одессы в Стамбул.

Эмиграция

Возвращаясь к теме «Толстой: жизнь и творчество», нужно отметить, что пару лет он прожил в Париже, потом в 1921 году переехал в Берлин, где стал налаживать старые связи с писателями, оставшимися в России. В итоге, так и не прижившись за границей, в период НЭПа (1923 г.) он возвращается обратно на родину. Жизнь его за границей принесла свои плоды, и свет увидело его автобиографическое произведения «Детство Никиты» (1920-1922 гг.), «Хождение по мукам» — первая редакция (1921 г.), кстати, в 1922 году он объявил, что это будет трилогия. Со временем антибольшевистское направление романа было исправлено, писатель был склонен переделывать свои произведения, зачастую колеблясь меду полюсами из-за политической конъюнктуры СССР. Писатель никогда не забывал о своих «грехах» — дворянском происхождении и эмиграции, но понимал, что широкий круг читателей у него появился именно сейчас, в советское время.

Новый творческий период

По приезду в Россию был опубликован роман «Аэлита» (1922-1923 гг.) научно-фантастического жанра. В нем рассказывается, как боец Красной Армии устраивает революцию на Марсе, но все пошло не так, как хотелось. Чуть позже вышел второй роман этого же жанра «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926 гг. ), который автор много раз переделывал. В 1925 году появился фантастический рассказ «Союз пяти». Толстой, кстати, в этих своей научной фантастике предсказал многие технические чудеса, например, космически полеты, улавливание космических голосов, лазер, «парашютный тормоз», деление атомного ядра и т. д.

С 1924 по 1925 год Толстой Алексей Николаевич создает роман сатирического жанра «Похождение Невзорова, или Ибикус», где описываются приключения авантюриста. Очевидно, отсюда родился образ Остапа Бендера у Ильфа и Петрова.

Интересные факты из жизни Толстого

Уже в 1937 году Толстой по госзаказу пишет повесть о Сталине «Хлеб», где в описываемых событиях четко просматривается выдающаяся роль вождя пролетариата и Ворошилова.

Одной из лучших детских повестей в мировой литературе стала повесть А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935 г.). Писатель очень удачно и основательно переделал сказку «Пиноккио» итальянского писателя Карло Коллоди.

В период с 1930 по 1934 год Толстой создает две книги о Петре Первом и о его времени. Здесь писатель дает свою оценку той эпохе и концепции реформ царя. Свою третью книгу «Петр Первый» он писал, уже будучи смертельно больным.

Во время Великой Отечественной Алексей Николаевич пишет много публицистических статей и рассказов. В их числе «Русский характер», «Иван грозный» и т. д.

Противоречия

Личность писателя Алексея Толстого довольно противоречивая, как, в принципе, и его творчество. В Советском Союзе он был вторым по величине писателем после Максима Горького. Толстой был символом того, как настоящими советскими патриотами становились люди из высших дворянских сословий. Он особо никогда не жаловался на нужду и всегда жил как барин, потому как никогда не переставал работать на своей пишущей машинке и всегда был востребован.

Интересные факты из жизни Толстого включают и то, что он мог хлопотать об арестованных или опальных знакомых, однако мог и уклоняться от этого. Он был четыре раза женат. Н. В. Крандиевская, одна из его жен, в некотором роде послужила прототипом героинь романа «Хождение по мукам».

Патриот

Алексей Николаевич любил писать в реалистической манере с использованием подлинных фактов, но также великолепно создавал и фантастику. Его любили, он был душой любого общества, однако были и те, кто показывал презрительное отношение к писателю. К ним относились А. Ахматова, М. Булгаков, О. Мандельштам (от последнего Толстой даже получил пощечину).

Алексей Толстой был самым настоящим национальным русским писателем, патриотом и государственником, он чаще всего писал на зарубежном материале и при этом совершенно не желал учить иностранные языки для лучшего ощущения своего родного русского языка.

После смерти Горького с 1936 по 1938 год он возглавил Союз писателей СССР. После войны он был членом комиссии по расследованию преступлений фашистских оккупантов.

Нужно отметить, что годы жизни Толстого пришлись на период с 1883 по 1945 год. Он умер 23 февраля 1945 года от рака в возрасте 62 лет и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Тучные годы Чан Кунчунг

В теории перевода есть две основные фракции: «натурализаторы» и «иностранцы». написаны изначально на их языке. Иностранцы, с другой стороны, считают, что лучший способ почтить текст — это сделать перевод настолько близким к исходному языку, насколько это позволяет целевой язык. Другими словами, у первой группы английский будет звучать по-английски, а у второй английский будет звучать как по-китайски, насколько это возможно.

Тучные годы определенно является случаем иностранизации, и я думаю, что плохие отзывы об этой книге на самом деле не учитывают, что она была написана на китайском языке. Мало того, что странный ритм и звучание китайского перекликаются с английским, так еще и западные читатели, вероятно, не привыкли к иностранной структуре китайского текста.

Я мало знаю о структуре китайского повествования — все, что я знаю, это то, что она отличается, очень отличается от нашей западной концепции истории.Несмотря на определенное влияние Запада на этот роман (мистическое повествование, научная фантастика), роман кажется таким же чуждым, как, я ожидаю, от посещения Пекина.

Да, здесь много экспозиции и мало действия. Да, последняя часть романа, длинная речь Хэ Дуншэна, кажется, будет продолжаться вечно. Но есть удовольствие читать это — удовольствие каким-то образом слушать другой язык, другую культуру и слышать это на английском в своей голове.

Жирные годы — это история тайваньского писателя Ло Чена, который однажды встречает старую подругу, бывшего судью, а ныне профессионального активиста Маленького Си, который, кажется, не так счастлив, как он. является.Потому что все в Пекине очень счастливы. Она и еще один старый друг говорят ему, что в Китае пропал месяц: 28 дней 2011 года, которые исчезли из коллективной памяти, и лишь немногие из них могут вспомнить. Сомнения Чена пробуждаются, и он, кажется, теряет счастье, которое видит вокруг себя. Начинаются поиски пропавшего месяца среди политических интриг, элитных ультранационалистических студенческих махинаций, подпольных христианских церквей и, в конце концов, любви. Это конфликт между выбором жить «в поддельном раю или в настоящем аду». Какой из них вы бы выбрали?

Роман для интеллектуалов. Koonchung представляет много политического и экономического анализа — то ли для того, чтобы обучить западного читателя, либо для того, чтобы разбудить китайца, я не совсем уверен. Но, по словам переводчика, это не так уж и надумано, если не считать нескольких деталей. Если вы ничего не знаете о Китае, вы будете освещены. Если вы знаете немного или много, вы, вероятно, найдете эту точку зрения интересной.

Жирные годы задает множество трудных вопросов, с которыми приходится сталкиваться даже жителям Запада.Сколько у нас свободы на самом деле? Правительство действительно работает в наших интересах? Является ли демократия политической системой, обреченной на провал, потому что она не может добиться ничего «большого»?

Если вам нравится безостановочное действие, держитесь подальше от этой книги. Вам будет скучно. Однако, если вам нравится текст, который играет с высокими политическими ставками и не боится называть собаку собакой, я настоятельно рекомендую вам взять копию.

Аудиокнига недоступна | Audible.com

  • Эвви Дрейк начинает больше

  • Роман
  • К: Линда Холмс
  • Рассказал: Джулия Уилан, Линда Холмс
  • Продолжительность: 9 часов 6 минут
  • Полный

В сонном приморском городке штата Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом спустя почти год после гибели ее мужа в автокатастрофе. Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, и Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих самых страшных кошмарах, называют «улюлюканьем»: он больше не может бросать прямо и, что еще хуже, он не может понять почему.

  • 3 из 5 звезд
  • Что-то заставило меня продолжать слушать….

  • К Каролина Девушка на 10-12-19

The Fat Years Чан Кунчунг – обзор | Художественная литература

Проблема с написанием романов, действие которых происходит в ближайшем будущем, заключается в том, что время настигает вас. The Fat Years, , действие которого происходит в Китае 2011 года, появилось в Гонконге в 2009 году.На первый взгляд может показаться, что история обогнала книгу Чан Кунчунга, поскольку описываемые в ней ужасные события так и не произошли. Но на самом деле центральная тема книги остается такой же актуальной, как и тогда, когда ее писал Чан. Несмотря на то, что он был официально запрещен, роман получил значительную подпольную аудиторию в материковом Китае, и даже стал шикарным предметом для светских хозяек, чтобы раздавать их гостям, как отмечает Джулия Ловелл в своем поучительном предисловии.

Жирные годы остается в силе, потому что это не просто упражнение в футуризме «что может случиться».Его центральная идея — что коллективная амнезия охватывает всю страну — является всеобъемлющей метафорой надвигающейся сегодня сверхдержавы и вопросом, лежащим в основе ее материального возрождения с 1980-х годов, а именно, можно ли сдержать бурно развивающуюся экономику и все более свободное индивидуальное общество. в политической смирительной рубашке однопартийной системы, стремящейся сохранить за собой все рычаги власти.

Отправной точкой романа является то, что месяц пропал из официальных отчетов и народной памяти в Китае, который занимает лидирующие позиции в мире в экономическом плане, вплоть до владения Starbucks.Что-то ужасное произошло в течение исчезнувшего месяца, но режим гнусными средствами, которые раскрываются только в конце романа, сумел создать состояние почти полного забвения.

Главный герой, Старый Чен, намеревается выяснить, что произошло, и понять, почему все так необычайно счастливы, как и он сам в начале книги, живя в Деревне счастья номер два и довольствуясь осознанием того, что Китай переживает непрерывный рост и еще большую социальную гармонию, в то время как Запад увял после экономического цунами 2008 года.

Человек, который направляет его на этот квест, — старая любовь, которую он случайно встречает, Маленький Си, онлайн-диссидент с неприятным партийным сыном. Они присоединяются к другим, кто сомневается в эйфорическом состоянии страны. Они встречают персонажей, которые преуспели в материальном плане, и тех, кто пострадал: с одной стороны, магнат недвижимости, политический советник и дорогая проститутка; с другой — подпольный христианин и бывший раб. Чтобы завершить расследование, они похищают высокопоставленного чиновника, и он проболтается о том, что стоит за «тучными годами».

Тема потери коллективной памяти особенно актуальна в стране, где прошлым манипулируют власть предержащие и где не допускается публичное обсуждение официальной версии, скажем, событий 1989 года. Может ли нация развиваться, не сталкиваясь со своим прошлым, — это вопрос, который витает над страной, что еще раз придает роману актуальность.

Сидя на уютном западе, критики Китая легко осуждают то, как многие люди принимают стремление к накоплению богатства и закрывают глаза на политический послужной список режима и его нарушения прав человека.Но грубый факт заключается в том, что после ужасного века с четвертью до 1978 года, когда Китай пережил худший затяжной опыт любой страны в истории, нынешняя эпоха действительно может показаться «тучными годами».

Затронуть так много вопросов, прямо или косвенно, в таком убедительном повествовании — это триумф, которому способствует превосходный перевод Майкла Дьюка. Можно только надеяться, что Чан, родившийся в Шанхае и выросший в Гонконге, продолжит писать о современном Китае со своей нынешней точки зрения в Пекине.Это будет своего рода проверкой того, сбудутся ли предупреждения The Fat Years . Мы можем только надеяться, что нет.

Джонатан Фенби, автор книги «История пингвинов современного Китая», работает над книгой о современном Китае, которая будет опубликована в следующем апреле

Китайский дивный новый мир: NPR

Тучные годы

Чан Кунчунг, Майкл С. Дьюк и Джулия Ловелл

Ближе к концу классической книги Олдоса Хаксли 1932 года «, дивный новый мир, » персонаж Джон Дикарь пытается объяснить, почему он отвергает искусственную утопию, в которую превратился мир. Почти все на планете под кайфом, самодовольны и счастливы, но для Джона это проблема. «Мне не нужен комфорт, — говорит он. «Я хочу настоящей опасности, я хочу свободы… Я претендую на право быть несчастным».

Конечно, у Джона дела идут не очень хорошо. Хаксли был известен своей гуманистической философией, но он, казалось, скептически относился к тому, что большинство людей готовы пожертвовать своими земными удобствами и мелкими удовольствиями ради настоящей свободы. Это вопрос, который годами разделял философов и писателей.Как говорит Чан Кунчунг в своем умном, зажигательном новом романе «Жирные годы: » «Между хорошим адом и фальшивым раем что выберут люди?»

Жирные годы происходят в 2013 году, через два года после краха мировой экономики. Только Китай вышел из кризиса целым и невредимым, и его народ бесспорно счастлив, наполнен национальной гордостью, которой страна никогда раньше не видела. Писатель и журналист Лао Чен входит в число участников — он вполне доволен своим ежедневным чаем в (теперь принадлежащем китайцам) Starbucks, бесцельно прогуливаясь по улицам Пекина.

Когда двое друзей Лао рассказывают ему о пропаже целого месяца 2011 года, он не знает, что с этим делать. Хотя сначала ему трудно поверить, что 30 дней между международным экономическим коллапсом и началом нового китайского Золотого века были стерты из общественной памяти, он начинает находить доказательства, которые невозможно игнорировать. Он и его друзья отправляются на поиски пропавшего месяца, и то, что они узнают, ужасно и немыслимо — но, к сожалению, неоспоримо.

Чан Кунчунг — писатель, журналист и сценарист. Он опубликовал более дюжины книг на китайском языке и является основателем и бывшим главным редактором и издателем журнала City . Ю Ци скрыть заголовок

переключить заголовок Ю Ци

Чан Кунчунг — писатель, журналист и сценарист. Он опубликовал более дюжины книг на китайском языке и является основателем и бывшим главным редактором и издателем журнала City .

Ю Ци

Романы-антиутопии черпают свою силу из своей оригинальности и правдоподобия — никому не нужно читать еще одну цифровую перечитку Девятнадцать восемьдесят четыре , и если история совершенно невероятна, она теряет всякий смысл безотлагательности, который у нее мог быть. Хотя Тучные годы явно в долгу перед О дивный новый мир , персонажи Чана бесконечно более правдоподобны и нарисованы с настоящим чувством сочувствия и понимания — чего, как известно, не хватало архетипам Хаксли.

Что касается правдоподобия, то Тучные годы почти слишком правдоподобны — учитывая широко распространенную цензуру и тоталитаризм в современном Китае, в романе нет ничего, что могло бы напрячь доверчивость читателя. (Возможно, нет нужды говорить, что роман Чана был запрещен в Китае, хотя в сообщениях говорится, что его легко можно найти в подпольных издательствах и книготорговцах. )

Хотя Тучные годы могут быть восприняты западной аудиторией как не более чем циничная притча о современном китайском правительстве, это в значительной степени упустит суть.Книга Чана — это настоятельный призыв к людям в каждой стране ценить свою индивидуальность и отвергать лидеров, которые обещают временное счастье в обмен на полную свободу. Правительство в «О дивный новый мир » препятствовало эмоциям и самовыражению с лозунгом «Когда человек чувствует, общество шатается». Другими словами: улыбайтесь. За вами наблюдают.

Тучные годы Чан Кунчунг: 9780307742827

Похвала

«Необычный роман….С его необычной загадкой и занимательными персонажами… История Чана не только увлекательна сама по себе, но и проливает отраженный свет на слабости Запада». — The New York Times
  
«Умно, зажигательно. . . . Хотя Тучные годы явно в долгу перед О дивный новый мир , персонажи Чана бесконечно более правдоподобны и нарисованы с настоящим чувством сочувствия и понимания». —Майкл Шауб, NPR
 
«Хитрая карикатура на современный Китай.” — Los Angeles Times
 
«Неудивительно, что неуверенные в себе китайские власти запретили эту книгу в самом Китае. Он рассказывает ошеломляющие истины, которые эти авторитеты изо всех сил стараются держать в секрете, и рассказывает их с литературным чутьем, достойным Оруэлла». — Ричард Бернстайн, автор книги «Грядущий конфликт с Китаем». — The New Yorker
 
«Не очень завуалированная сатира на стремление китайского правительства к тому, чтобы такие даты, как резня на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года, практически исчезли из истории страны.” — Financial Times
 
«Изобретательно и очень актуально». — The Wall Street Journal
«Смелый взгляд на поддельный рай. . . . Этот роман не только обязателен к прочтению, он еще и срочный». — The Globe and Mail (Торонто)
«Чтобы затронуть так много вопросов. . . в таком убедительном повествовании есть триумф, которому способствует превосходный перевод Майкла Дьюка». The Guardian (Лондон)

«Заставляющий задуматься роман о завтрашнем дне Китая, раскрывающий правду о Китае сегодня.— Синьрань, автор книги «Хорошие женщины Китая»
 
« Жирные годы » представляет собой яркую, умную и тревожную картину зарождающейся мировой сверхдержавы». — Зритель
 
«Устрашающе пророческий. . . Захватывающий . . . трактат о подъеме Китая, настоящем и будущем». — Toronto Star

«Бодрящий, умный и интересный». — The Independent (Лондон)
 
«Вряд ли можно назвать триллером в обычном смысле этого слова, но гораздо страшнее большинства.— The Times (Лондон)

Жирные годы | CBC Books

В китайских записях пропал целый месяц. Никто не помнит об этом, и, похоже, никого это не волнует, кроме небольшого круга друзей, которые не остановятся ни перед чем, чтобы добраться до сути зловещей бодрости и амнезии, охвативших нацию. Когда они похищают высокопоставленного чиновника и заставляют его раскрыть все, то, что они узнают — не только о своих лидерах, но и о собственном народе, — ошеломляет их до глубины души.
 
«Жирные годы» — это сложный роман идей, который слишком леденяще раскрывает махинации постмодернистского тоталитарного государства и резко подчеркивает важность памяти о прошлом для защиты будущего. ( From Anchor )

«Целый месяц отсутствует. Я имею в виду, что целый месяц 2011 исчез, его нет, его невозможно найти. Обычно февраль следует за январем, март следует за февралем, апрель следует за мартом, и так далее. Но теперь после января март или после февраля апрель… Вы понимаете, что я говорю — мы пропустили месяц!»

«Фан Цаоди, просто забудь об этом, — сказал я. — Не ищи его. Это того не стоит. Жизнь слишком коротка; просто позаботься о себе».

Каким бы умным я ни был, я никогда не смогу изменить Фан Цаоди. Опять же, если ты действительно хочешь найти пропавший месяц, Фан Цаоди будет тем, кто сделает это. В его жизни, он, вероятно, провел довольно много недостающих месяцев просто существуя, он всегда неожиданно появлялся в странных местах, как будто он исчез на миллион лет и возродился именно тогда, когда вы меньше всего его ждали.Может быть, кто-то вроде него действительно смог бы выполнить такую ​​политически немодную задачу, как восстановление пропавшего месяца.

Дело в том, что сначала я не особо заметил, что пропал целый месяц. Даже если другие люди говорили мне об этом, я не был готов им верить. Каждый день я читал газеты и проверял новостные сайты в Интернете; каждую ночь я смотрел кабельное телевидение и канал Феникс и общался с интеллигентными людьми. Я не думал, что какое-либо крупное событие ускользнуло от моего внимания. Я верил в себя — в свои знания, в свою мудрость и в свое независимое суждение.


Из The Fat Years Чан Кунчунг ©2013. Опубликовано Anchor.

В романе-антиутопии Чана Кунчунга «Жирные годы» рассказывается о созданной государством амнезии в Китае.

Подъем Китая за последние два десятилетия пленил воображение Чана Кунчунга.

В 2009 году, вынужденный исследовать господство и изменение взглядов, которые он наблюдал, житель Пекина написал противоречивый роман. Тучные годы — это проницательный взгляд на влияние китайской политики на повседневную жизнь, действие которого происходит в Пекине.Месяц исчез из официальных записей и почти всеми забыт. Но небольшая группа друзей выясняет, что стоит за зловещим весельем и коллективной амнезией, охватившей страну.

Широко известный роман является первой частью трилогии. За ним последовали Обнаженная жизнь в 2012 году и Второй год Цзяньфэна: альтернативная история Нового Китая в 2015 году.

Кунчунг родился в Шанхае в 1952 году и вырос в Гонконге.В середине 1970-х он основал влиятельный журнал City Magazine , став его редактором, а затем издателем на 23 года.

Элеонора Вахтель разговаривала с Чан Кунчунгом в Пекине в 2012 году. , но до 2008 года у меня было много фальстартов. Я хотел написать о Китае. Я чувствую разрыв в восприятии между многими моими друзьями и людьми за пределами Китая.Мы пытаемся найти способ адекватно описать Китай. Это было так сложно, что я решил написать роман. Я думаю, что роман, вероятно, может лучше вместить все эти двусмысленности и противоречия. У меня есть более раннее эссе, в котором говорилось: «Если мы не сможем вести себя как легендарная певица из династии Тан, которая может петь две песни одним ртом одновременно, мы не можем адекватно говорить о Китае».

«Очевидно, что у нас нет такого навыка. Но с романом, возможно, мы сможем позволить читателям чувствовать и видеть вещи со всех точек зрения.Но в то время я не был уверен, что люди увидят Китай так, как я. Я поместил фон в 2013 год, чтобы придумать несколько вымышленных событий, чтобы объяснить, что я тогда чувствовал. Поскольку речь идет о настоящем, я хотел, чтобы люди увидели в нем узнаваемую призму. Поэтому я установил его только через несколько лет, в не слишком отдаленном будущем». Китай становится богаче и сильнее, но режим не меняется.Преследование инакомыслящих не прекращалось. Она стала более уверенной в себе и поверила, что международное сообщество, вероятно, не может слишком много сделать против нее. Вот почему после 2008 года было принято решение относиться к диссидентам более жестко, чем раньше. Так что никто не пойдет по их следу, дайте им урок. В каком-то смысле этот процесс продолжается до сих пор. Он становится все жестче и жестче.

Жирные годы — поучительная история. — Чан Кунчунг

«Жирные годы » — поучительная история.Я имел это в виду, когда начал писать. Я знаю, что это не будет опубликовано в материковом Китае. Если бы я хотел, чтобы это было опубликовано, мне, вероятно, пришлось бы провести некоторую самоцензуру, и я решил этого не делать. Иногда мы склонны забывать — поскольку природа политической системы не изменилась — о том, что то, что происходило в прошлом, может повториться снова. Ужасные вещи могут произойти снова, если мы не создадим против этого надлежащие институциональные механизмы.

«Я что-то вроде главного героя, эмигранта, живущего в Пекине.Большинство экспатриантов, в том числе из Гонконга и Тайваня, вполне довольны тем, что происходит в Китае. Пока вы можете закрывать глаза на определенные вещи, у вас, вероятно, будет счастливая жизнь здесь, в Китае. Но если у вас открыты оба глаза, временами это может быть довольно болезненно». роман о будущем, который не был опубликован в Китае, я не чувствовал угрозы.Власти никогда не приходили ко мне. Я понятия не имею, какова реальная ситуация, но я стараюсь жить так, как жил до того, как написал книгу. Я не хочу менять свою жизнь из-за этого. В Китае быть диссидентом или нет, на самом деле не тебе решать. Это зависит от государства. Прежде чем государство начнет преследовать вас, вы – обычный человек, пытающийся делать то, что разрешено действующей конституцией Китая. Но если бы государство решило, что вас надо преследовать, то внешний мир, наверное, назвал бы вас диссидентом. Этого не случилось со мной. Я очень сдержанный писатель, живущий в Пекине.

Потому что в Китае, быть диссидентом или нет, на самом деле не тебе решать. Это зависит от государства. — Chan Koonchung

«Книга официально доступна только за пределами материкового Китая. Некоторое время некоторым местным частным книжным магазинам удавалось раздобыть экземпляры и продать ее одиноким покупателям. Затем местные газеты и новостные еженедельники сообщили о Они делают это все время Они называют это бегом на желтый свет.Прежде чем цензор зажжет красный свет, они сделают все, что смогут. Тогда цензура говорит нет, и они все останавливаются или будут наказаны. В случае с моей книгой они сообщили об этом и подробно рассмотрели ее. Это основные документы, которые, вероятно, вызвали большой интерес. Но книги не было в наличии. Затем кто-то либо отсканировал, либо напечатал его на материковом китайском языке и разместил в Интернете через китайский брандмауэр. Вот как люди получили доступ к моей книге — в виде бесплатного загружаемого контента из Интернета.»

Политика памяти

«Раньше не разрешалось сидеть на месте и наслаждаться моментом. Ты всегда должен был что-то делать. Всегда была кампания, движение или какие-то правительственные инструкции, которым нужно следовать. Внезапно вам разрешается делать что-то самостоятельно, у вас есть выбор потребителей, и у вас есть немного денег в кармане. Уже одно это приносит большое удовлетворение многим героям романа. Главный герой говорит: «Теперь у нас 90 процентов свободы.Чего еще мы хотим?

Государство хочет, чтобы люди помнили одно и забывали другое. Нас заставляют помнить некую искаженную историю. — Чан Кунчунг

«Действительно, большинству людей 90% вполне достаточно, по сравнению, скажем, с 20-летней давностью. Сейчас в Китае гораздо больше личной свободы, не говоря уже о гораздо большем потребительском выборе. жизни для многих людей.Некоторые предпочитают не вспоминать о зверствах и политических неудачах партии или лишениях.Они пытаются быть благодарными. Это очень по-китайски — принимать то, что происходит, и теперь они думают, что сейчас гораздо лучшее время. Но 90-процентная свобода разрешена государством. Это всегда позволяет государство. Это не ваши права. Так что это может быть взято от вас.

«Это факт жизни в Китае и везде, люди забывают о вещах. Не иногда, а все время, я думаю. Единственная разница в том, что в более свободных местах те, кто предпочитает не забывать, или те, кто хочет выкопать вещи может поднять шум, и, возможно, некоторые люди будут слушать.В Китае сложнее. Мы забываем. Что-то может исчезнуть из памяти и быть забыто, и вы все еще можете легко жить своей жизнью. Государство хочет, чтобы люди помнили одни вещи и забывали другие. Мы вынуждены помнить определенную искаженную историю.»

Комментарии Чан Кунчунга были отредактированы для увеличения длины и ясности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.