Содержание

Анализ 2 действия Горе от ума 🤓 [Есть ответ]

Во втором действии комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» все больше проявляется конфликт между старым и новым миром. Старый мир представляют Фамусов и Скалозуб, а новый мир – Чацкий.

Приехавший из-за границы Чацкий встречен Фамусовым с надеждой, так как Фамусову нужно выдать Софью замуж за перспективного и дальновидного человека, с чинами и деньгами. Ради того, чтобы определиться, Молчалин или Чацкий будет его зятем, Фамусов говорит с Чацким о жизни и службе.

Услышав, что Чацкий не желает служить и уж тем более выслуживать звание унижением и послушанием перед начальством («Служить бы рад, прислуживаться тошно»), Фамусов сразу же категорично делает вывод, что Чацкий не практичен и зятем его не станет.

Чацкий произносит свой монолог, размышляя об устаревшем веке Фамусова и нынешнем, прогрессивном веке. Старые взгляды непонятны ему – он хочет «служить делу, а не лицам».

Автор снова сталкивает два мира с помощью появления полковника Скалозуба.

Скалозуб и Фамусов разговаривают о племяннике Скалозуба, который вместо службы стал читать книги. В их разговоре видны нотки ненависти и презрения к людям, для которых служба – не главное в жизни. Чацкий, который тоже раскритикован за нежелание служить, произносит еще один диалог: «А судьи кто?».

Для Чацкого все, что происходит в фамусовской Москве – дико и противно. Он называет клоунами тех, кто падает перед императрицей, смешит ее, чтобы она дала звание. Да и вообще всех, кто гонится за статусом. Чацкий даже не просто не понимает их, скорее презирает.

По мнению Чацкого, мундир прикрывает необразованность общества Фамусова. Эти люди боятся всего нового, и особенно тех людей, которые занимаются науками и искусством. Ему неприятно нахождение в таком обществе.

Любовь Софьи к Молчалину становится очередным ударом для Чацкого, которой понимает, что даже эта девушка смотрит только на обертку человека, и ей совсем не важно, что у человека внутри. Молчалин (говорящая фамилия) только и может, что «прислуживаться», он – достойный преемник Фамусова.

Сталкивая Чацкого и Фамусова лицом к лицу, Грибоедов явно дает понять, что общество Фамусова должно быть уничтожено, а на смену ему должны прийти такие люди, как Чацкий.

Урок «Горе от ума» 2 действие

«Век нынешний и век минувший»

Анализ II действия комедии Грибоедова «Горе от ума»

Цели: познакомить со вторым действием комедии, формировать навык анализа драматического произведения.

Ход урока

Зачем сюда Бог Чацкого принес!

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

На прошлом уроке, мы пришли к выводу о том, что в пьесе назревают два типа конфликта- Общественный и любовный. Общественный конфликт тесно переплетается с личным, ведь Чацкий приезжает в Москву не сражаться с фамусовским обществом, а на свидание с любимой девушкой. Чацкий и фамусовское общество столкнулись случайно, но неизбежно.

Общественный конфликт заключается в противопоставлении взглядов представителей «века нынешнего» и «века минувшего» по основным проблемам, поднятым в комедии.

Запись числа и темы урока.

  1. Повторение пройденного на прошлом уроке.

-Расскажите о том, что происходило в I действии.

-Чем оно закончилось?

-Кто такой Фамусов, Лиза, София, Чацкий, Молчалин?

IV. Работа по теме урока.

-Перескажите основные события II действия.

Помимо того, что в ней полно выражений, ставших крылатыми, комедия Грибоедова славится еще и своими монологами.

-Что такое монолог?

Чтение монолога Фамусова. (II д. , 1 явл.)

-Каково настроение Фамусова в начале монолога?(Как чудесен свет, он рад, счастлив, доволен)

-Как меняется его настроение к концу речи?(прискорбное немного)

-Чем он обеспокоен? (Сколько дел)

— Что успокаивает героя? (воспоминание о прежней жизни, о Кузьме Петровиче)

Вывод.

Чтение диалога. Явл. 2. Ф. и Ч.

-Что такое диалог?

-В чем суть разговора?

-Кто является инициатором спора? О чем спор?(Ч. приехал жениться)

-Как Чацкого характеризует фраза …служить бы рад, прислуживаться тошно…?

-Перед нами люди одной эпохи или разных? Докажите.

Ч – век нынешний, Ф. – век минувший.

-Что важно для века минувшего? Зачитайте. Явл.5. «Вкус батюшка отличная манера…»

-Что важно для Чацкого? Зачитайте.

-В чем комизм этой сцены?

Вывод. Чацкий в пылу горячести углубляется в свои размышления, философствует не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами. «Ах, Боже мой! Он карбонар! Опасный человек!».Возникает комическая ситуация, получившее название «Кто про что!!!»

В разгар спора на сцене появляется Скалозуб.

-Кто такой Скалозуб?(Полковник)

— О чем он говорит? Проследите по тексту. (рассуждает о чинах)

-Какие слова употребляет в своей речи?

-Каковы его взгляды на жизнь? на карьеру?(Он охотник за чинами, ради них пойдет на все, его фамилия говорит о том, что он скалит зубы, всем улыбается, лицемер)

-К какому поколению по возрасту он принадлежит?(Чацкий)

-А по мировоззрению? (Фамусов)

После оды Фамусова «старой Москве» идет возмущенный, гневный монолог Чацкого «А судьи кто…»

Чтение монолога.

-Чем возмущен Чацкий?(обличает невежество, низкопоклонничество, угодничество)

-Почему Чацкий говорит о душевной нищите поколения Фамусовых? (у Фамусовых нет стремления к росту, Фамусов известный, отличный муж, но в нем нет ничего возвышенного, безнравственный, пристает к Лизе)

Далее в комедии вырисовывается любовный треугольник.

-Понимает ли Чацкий, что София влюблена в Молчалина?Как?

Входит София и Лиза. София видит в окно, что Молчалин упал с лошади и сама падает в обморок. Скалозуб называет Молчалина «жалким ездоком». Лиза и Чацкий приводят Софию в чувство, та обеспокоена состоянием Молчалина. Появляются Скалозуб и Молчалин. Последний невредим. По реакции Софии Чацкий понимает, что его догадки правильны и уходит.

София спрашивает Молчалина о здоровье, тот упрекает ее за излишнюю откровенность при посторонних. София говорит, что чужое мнение ее не интересует.

Молчалин заигрывает с Лизой, говоря, что Софию любит только по должности. Обещает Лизе подарки, приглашает к себе.

  1. Итог урока. Во II действии начинает развиваться общественный конфликт, представленный двумя позициями. Ф и Ч.

  2. Домашнее задание. Заполнить таблицу цитатами.

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

Грибоедов завершил свою работу над пьесой Горе от ума в далеком 1824 году, и она и по сей день не теряет своей актуальности и пользуется успехом у читателей. Эта комедия стала в один ряд с лучшими произведениями русской литературы, и пожалуй, была единственным творением автора, которое стало известно во всем мире. В школьной программе это произведение занимает не последнее место, поэтому придется поработать над анализом Грибоедовской комедии Горе от ума по эпизодам.

Конфликт и проблематика Горе от ума

Горе от ума — это яркое произведение, относящееся к русской классической литературе 19 века. Оно переносит читателей в дом Фамусова, где царит атмосфера лжи и притворства. И вот среди всего этого обмана появляется Чацкий, который еще три года назад убежал от скуки в поисках ума за границу. Вернуться назад его заставляет любовь к Софье и любовь к Родине. Вернувшись домой, Чацкий не заметил никаких изменений за время своего отсутствия, единственное, он теперь сильно отличается от фамусовского общества и уже не вписывается в него. Он теперь лишний, и Чацкого сумасшедшим.

Комедия горе от ума богата по своему содержанию, где каждый монолог и реплика имеет свое значение, помогая раскрывать поднятые конфликты и проблематику произведения.

Говоря о конфликте, то уже в названии комедии читатель видит противоречие. Ведь по сути, от ума не может быть горя, но не в 19 веке, не в фамусовском обществе. Если для просветителей вершителем судеб был ум, то для фамусовского общества это чума. И здесь Чацкий понимает, что от его ума будет только горе.

В пьесе мы видим два конфликтующих лагеря, поэтому вся комедия — это извечный конфликт, где у героев даже общечеловеческие ценности разные и разное отношение к народу и стране. Так, если для Чацкого смысл жизни служить своей Родине, то для противоположного лагеря государственные идеи не важны, им бы чин получить, да звания.

В своей пьесе Грибоедов поднимает проблемы жестокости, карьеризма, невежества и чинопочитания. А теперь давайте сделаем анализ комедии Горе от ума по действиям.

Анализ комедии Горе от ума по действиям

Рассматривая анализ отдельных эпизодов Горе от ума, мы сможем более подробно изучить пьесу Грибоедова с ее проблемами, актуальными темами, идеями, где налицо несовершенство государственного аппарата, проблема воспитания, несправедливость крепостного права. Комедия состоит из четырех действий, их мы и рассмотрим.

Анализ 1 действия

В первом действии комедии все события происходят в доме Фамусова и мы отправляемся в дом Павла Афанасьевича. Служанка Лиза прикрывает Софью, у которой свидание с Молчалиным. Мужчина должен был незаметно уйти, но его все же застает Фамусов, которому говорят, что тот оказался в доме проездом. Лиза с Софьей обсуждают Молчалина, и служанка говорит, что с этим человеком у нее нет будущего, так как отец девушки не одобрит брак. Лучшим выбором Софьи станет Скалозуб, у которого и чин, и деньги. А по мнению Фамусова этого достаточно для счастья дочери. Рассуждая об уме, Лиза вспомнила Чацкого и юную любовь барышни. В этот момент и появляется Чацкий, который спешил к Софье, и которого Софья встретила очень холодно. Чацкий подозревает, что девушка влюблена в кого-то еще.

В целом, здесь происходят первые знакомства читателя с героями, по разговорам которых мы начинаем понимать, что для кого важно и находится в приоритете.

Анализ 2 действия

Переходя к анализу 2 действия пьесы Грибоедова, мы наблюдаем первые конфликты, что возникают между героями. Еще вначале, когда Чацкий спрашивает Фамусова по поводу того, какой бы ответ он получил, если бы попросил руки Софьи, мы видим, что для Фамусова важен чин и положение будущего зятя. При этом все можно получить без заслуг, достаточно подслужиться, как это сделал в свое время его дядя, который за умение прислуживать императрице достиг высокого положения. Такое отношение было чуждо Чацкому, который обвиняет век минувший, то есть поколение Фамусова, в том, что они судят людей по размеру их кошелька и готовы быть шутами. Чацкий же предпочитал служить делу, а не отдельным личностям. Мы видим богатого Скалозуба, поставившего себе цель стать генералом, но это звание он хочет не заслужить, а достать. Вот Скалозуб был бы хорошей партией для Софьи. И здесь проявляется конфликт свободомыслия, где Фамусов начинает обвинять Чацкого за его смелые мысли и высказывания. А Чацкий не приемлет того, что в фамусовском обществе сторонятся людей науки, тех, кто занимается искусством и не гоняется за чинами.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума. Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось. Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома. Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи. Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть. На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина. Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства. Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица. Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения. Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным. Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

Может пригодиться для сочинений

Анализ монолога горе от ума 2 действие 5 явление

А.С. Грибоедов – замечательный писатель начала 19 века. Это был очень свободолюбивый, умный человек с прогрессивными взглядами. В бессмертной комедии «Горе от ума» Грибоедов выразил свое отношение к «законсервировавшемуся» обществу московской знати.

Основными темами комедии являются изображение жизни и нравов русского дворянского общества и передового человека того времени.

В пьесе Грибоедова были поставлены самые серьезные проблемы современности: проблема личности, положение русского народа, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, проблема самодержавной власти, национальной самобытности и другие.

В основе композиции и системы художественных образов лежит принцип противопоставления: консервативной, реакционной фамусовской России Грибоедов противопоставляет, в лице Чацкого и его немногих единомышленников, Россию прогрессивно настроенную, молодую, вольнолюбивую. Поэтому постоянные столкновения Чацкого с консерватором Фамусовым совершенно естественны. Их взгляды расходятся абсолютно во всем, герои не могут найти общий язык. Особенно ярко это можно заметить во 2 явлении 2 действия комедии.

В начале разговора Чацкий выказывает свою обеспокоенность состоянием Софьи Павловны:

В процессе разговора герой как бы намекает Фамусову, что хотел бы посвататься к его дочери, которую любит уже давно. На это Павел Афанасьевич говорит:

Чацкий отвечает всем известной фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусова во многом шокирует позиция героя. Он искренне возмущается поведением нового поколения и искренне восхищается «умом» и «ловкостью» поколения старшего:

Максим Петрович – сановник, находящийся в особой милости при дворе. Для того чтобы «выйти в люди», есть простой способ – угодничество. О том, как угодил Максим Петрович императрице, с восторгом вспоминает Фамусов, как бы делясь очень полезным и положительным опытом с молодым поколением. Убеждения Фамусова незыблемы, так как основаны на преемственности, на традиции: так жили наши отцы, так живем мы, так должны жить наши дети.

Чацкого возмущает, что служба перестала быть благородной, она превратилась в службу лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность. Так появляется монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший»:

Герой утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего только с помощью своих способностей и ума:

Фамусов напуган такими высказываниями, таким образом мыслей. Ему ничего не остается, кроме как заткнуть уши. И это позиция всего фамусовского общества: не слушать ничего нового, кардинально другого, лучше закрыться от всевозможных перемен и обезопасить себя стеной косности и консерватизма. Фамусова ужасает в Чацком то, что «Он вольность хочет проповедать!», «он властей не признает!», «Опасный человек!»

Таким образом, во 2 явлении 2 действия пьесы происходит первое серьезное столкновение двух мировоззрений. Этот эпизод является как бы началом войны, которая завязывается между Чацким и фамусовским обществом.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Мораль портрет дориана грея
Своеобразие любовной лирики пушкина сочинение

«Горе от ума» — конфликт, сюжет и композиция (кратко)

Конфликт в пьесе Грибоедова

Два конфликта лежат в основе сюжета комедии «Горе от ума». (Конфликт –  это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов, принципов, положенных в основу действия. )

В пьесе Грибоедова это:

  1. Любовный конфликт
  • интрига построена на любовном треугольнике (Чацкий – Софья — Молчалин)
  • в пьесе не один любовный треугольник (Чацкий- Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза – Фамусов, Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша)

2. Общественный конфликт

  • столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»
  • Чацкий и Фамусов – основные антагонисты общественного конфликта
  • столкновение двух веков выражено в отношении к:

а) службе

б) свободе суждений

в) богатству и чинам

г) протекции «родным людям»

д) раболепию и чинопочитанию

е) образованию

ж) крепостному праву

з) подражанию всему иностранному

и) московским нравам

Особенности разрешения конфликта

  • любовный конфликт специфически разрешен (Чацкий понимает, что не любим, но и Софья узнает о вероломном поведении Молчалина)
  • общественный конфликт не разрешен и не может быть разрешен. Это проблема времени и развития общества

Особенности сюжета комедии Грибоедова

Сюжет  – это ряд событий литературного произведения в той художественной последовательности, которая предусмотрена композицией художественного текста

1. Двойной конфликт «Горе от ума» связан с двумя переплетающимися сюжетными линиями:

  • любовная линия Чацкого, Софьи и Молчалина
  • общественно- политическая линия противостояния Чацкого и фамусовского общества

2. Сплетня о сумасшествии Чацкого как элемент связи сюжетных линий

Композиция «Горе от ума»

1. Композиционное решение пьесы — это четыре действия вместо традиционных трех или пяти (как в классицизме):

  • экспозиция (до появления Чацкого, действие I, явление 1-6)
  • завязка (приезд Чацкого, действие I, явление 7)
  • развитие действия (конец I действия, явления 8-10, II и III действия)
  • кульминация и развязка (IV действие)

Наша шпаргалка-алгоритм