Содержание

Крымские караимы: Мы исчезаем с лица земли

В Крыму живет один из самых малочисленных народов России — караимы. В нашей стране официально насчитывается 535 представителей этого этноса. В начале ХХ века караимы были представлены в Государственной Думе Российской империи, однако спустя сто лет они вынуждены бороться за сохранение своего языка. Корреспондент «Парламентской газеты» изучил жизнь караимов, узнал, где они молятся и выяснил, почему им приходится доказывать свое право на особый статус.

«Народец с пригоршню»

Крымские караимы — тюркский народ, сложившийся как этнос в Крыму. Их язык принадлежит к тюркской языковой семье, религия — караимизм — признаёт только Ветхий Завет, чем отличается от христианства (Ветхий Завет и Новый Завет), иудаизма (Ветхий Завет и Талмуд) и ислама (Ветхий Завет и Коран).

«Мы как народ, или теперь “народец с пригоршню (бир авуч миллет)”, под ударами политических катаклизмов нашего времени исчезаем с лица земли», — писал в середине ХХ века врач, генерал и историк Яков Кефели.

В «золотые» дореволюционные времена на полуострове жило около 16 тысяч караимов. И среди них — Соломон Крым. Да-да, Крым — это не только название нашего полуострова, но и фамилия известного политика, депутата Государственной Думы Российской империи, председателя Крымского краевого правительства 1918 года, одного из создателей Таврического университета Соломона Самойловича Крыма.

Среди других знаменитых караимов — городской голова Евпатории Семён Дуван, до сих пор считающийся едва ли не лучшим руководителем этого города всех времён, педагог и поэт Илья Казас, врач-офтальмолог Семён Кальфа, писатель, историк и археолог Авраам Фиркович, композитор Самуил Майкапар и многие другие.

Как сохранить язык?

535 караимов проживало в Крыму в 2014 году, согласно переписи населения

По данным переписи 2014 года, сегодня в Крыму проживают 535 караимов (500 в Республике Крым и ещё 35 в Севастополе). Руководитель региональной национально-культурной автономии Илья Кальфа — потомок упоминавшегося выше врача Семёна Кальфа — говорит, что на самом деле их немного больше — около 800.
А в мире в целом — около двух тысяч. Кроме Крыма, крохотные общины караимов живут в Западной Украине и Литве.

Тех, кто знает родной язык, и вовсе можно пересчитать на пальцах двух рук. Причём, как правило, это старики. Исключение — филолог Наталья Кропотова.

«Мы хотим создать школу караимского языка, — говорит учёный-историк, член научного совета национально-культурной автономии крымских караимов Анна Полканова. — Слава богу, у нас есть несколько словарей, разговорники. Учебника, к сожалению, нет, но у Натальи Кропотовой есть хорошие методические наработки».

Караимов слишком мало для того, чтобы как в старину хранить «чистоту крови». Большинство браков — смешанные. У Ильи Кальфы отец — крымский караим, а мать — русская.

Нам нужен статус коренного малочисленного народа России.

«Когда вы почувствовали себя караимом?» — спрашиваю я у него. «Наверное, когда пошёл в школу, это было в 1995 году, — отвечает Илья. — Со мной учились русские, украинцы, крымские татары, и тут я — единственный караим в классе».

«Нам нужен статус коренного малочисленного народа России», — говорит Анна Полканова. Этот статус, надеется Анна, позволит караимам выжить, не исчезнуть, не раствориться среди гораздо более многочисленных соседей — русских, украинцев, татар.

Что касается официального признания крымских караимов коренным малочисленным народом России, то загвоздка здесь в том, что такими народами считаются особые группы населения, проживающие на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

К караимам трудно отнести последнюю часть этого определения — «…сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы». Они в целом ведут такой же образ жизни, как большинство россиян, — иначе говоря, не пасут оленей и, скажем, не охотятся на китов, однако, это не значит, что им не грозит исчезновение.

Руслан Бальбек готов быть и караимом, и крымчаком

Я слушаю Илью и вспоминаю, что сам узнал о существовании этого народа по кулинарным причинам, когда в советском детстве уплетал вкусные караимские пирожки с мясом, которые продавались по 15 копеек за штуку. А далёким от истории жителям крымской столицы об этом народе напоминает улица Караимская — одна из самых оживлённых в городе. Здесь находится кенаса — храм караимов — памятник архитектуры конца XIX века. В безбожные советские годы в нём располагалась редакция радиовещания Государственной телерадиокомпании «Крым».

С начала девяностых годов прошлого века караимская община тщетно добивалась возвращения здания. Это удалось сделать лишь вскоре после воссоединения полуострова с Россией — в июле 2014 года. Сегодня здесь полным ходом идёт реконструкция — средства на неё выделены в рамках Федеральной целевой программы развития Крыма. «Обещают закончить работы в 2019 году», — вступает в разговор караимский священник — газзан Александр Бабаджан.

Только все вместе — русские, украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки, греки, армяне, болгары — мы можем построить новый процветающий российский Крым.

В отличие от дореволюционных времён сегодня своего представителя в Государственной Думе у караимов нет, но заместитель председателя думского Комитета по делам национальностей, крымский татарин Руслан Бальбек, по его словам, готов быть «и караимом, и крымчаком, чтобы достойно представлять интересы народов Крыма в Федеральном Собрании Российской Федерации».

Кстати, именно в его бытность вице-премьером крымского правительства была, наконец, возвращена караимам симферопольская кенаса.

«Только все вместе — русские, украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки, греки, армяне, болгары — мы можем построить новый процветающий российский Крым, — говорит депутат. — По отношению же к караимам и крымчакам у нас есть ещё одна важная дополнительная задача: если они исчезнут, это будет на нашей совести».

Главная святыня караимского народа — средневековый город Чуфут-Кале (караимы называют его Джуфт Кале), имеющий статус памятника федерального значения и входящий в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. Свидетельством его значения может служить хотя бы тот факт, что здесь бывали практически все российские императоры — от Екатерины Великой до Николая II. У подножия крепости расположено древнее кладбище крымских караимов Балта Тиймэз, название которого в переводе на русский означает «Топор не тронет», потому что там растёт священная дубовая роща.

Рекорд России

Один из самых «караимских» городов Крыма — Евпатория. Здесь тоже есть улица Караимская, и на ней расположена кенаса. Точнее, две — Большая (Соборная) и Малая. Евпаторийским кенасам повезло больше, чем симферопольской. Их отреставрировали и открыли в конце прошлого — начале нынешнего века. Кроме того, в составе комплекса — небольшой музей, библиотека и кафе караимской кухни «Караман», в котором среди разных блюд можно попробовать мои любимые караимские пирожки.

Симферопольская кенаса — памятник архитектуры XIXстолетия © Алексей Васильев/ПГ

А ещё караимские кенасы входят в один из самых знаменитых крымских туристических маршрутов — «Малый Иерусалим». Так иногда называют Евпаторию за смешение культур, языков и народов. Идя по этому маршруту, туристы посещают кенасы, две синагоги, две мечети, армянскую церковь, мусульманский монастырь дервишей и православные храмы святого Николая и Ильи-пророка.

Буквально на днях, в конце прошлой недели, здесь был установлен новый российский рекорд — экскурсию по «Малому Иерусалиму», которую вёл министр курортов и туризма республики Сергей Стрельбицкий, одновременно посетили больше пяти тысяч человек.

Кстати Численность многих официально признанных коренных малочисленных народов России гораздо больше, чем численность караимов. Так, например, по официальным данным, абазин — 43 341 человек, манси — 12 269, долганов — 7885, вепсов — 5936.

Старинные традиционные жилища разных народов

Дом для каждого человека — это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Любые невзгоды и длительные путешествия всегда переносятся легче, когда знаешь, что в мире есть место, где можно укрыться и где тебя ждут и любят. Люди всегда стремились сделать свое жилище как можно более крепким и комфортным, даже в те времена, когда достигнуть этого было крайне сложно.

Сейчас старинные традиционные жилища того или иного народа кажутся ветхими и ненадежными, но в свое время они верой и правдой служили своим хозяевам, охраняя их покой и досуг.

Жилища народов севера

Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера.

Чум

Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги.

Чум представляет собой конусообразную палатку, которая состоит из высоких шестов, накрываемых в летнее время мешковиной, а в зимнее — шкурами. Вход в жилище также завешивают мешковиной. Конусообразная форма чума позволяет снегу скользить по его поверхности и не накапливаться на строении, а, кроме того, делает его более устойчивым к ветру. В центре жилища располагается очаг, который служит для обогрева и приготовления пищи. Благодаря высокой температуре очага, осадки, просачивающиеся через верх конуса, быстро испаряются. Чтобы ветер и снег не попадали под нижний край чума, снаружи к его основанию подгребают снег. Температура внутри чума колеблется от +13 до +20°С.

К установке чума привлекается вся семья, в том числе дети. На пол жилища кладут шкуры и циновки, а для сна используют подушки, перины и спальные мешки из овечьей шкуры.

Балаган

В нем жили якуты в зимний период времени. Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. Строить его было довольно легко и быстро. Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Пол внутри балагана представлял собой утоптанный песок, даже в сильные морозы его температура не опускалась ниже -5°С.

Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом — последом теленка или слюдой. 

Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа (для мужчин) и слева (для женщин) от очага. 

Иглу

Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище.

Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков. Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор.

При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ. Кроме того, такое расположение входа позволяло максимально сохранять тепло.

Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки. Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Даже в сорокаградусный мороз в иглу температура составляла +20°С. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим.

Яранга

Жилища кочевников

Юрта

Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага. 

Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. 

Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах.

Жилища народов России

Землянка

Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России. 

Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей, а пол обмазывали глиной.

Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым. Однако, преимуществ у землянки было значительно больше. К ним можно отнести:

• Безопасность. Землянка не боится ураганов и пожаров.
• Постоянная температура. Она сохраняется как при сильных морозах, так и в жару.
• Не пропускает громкие звуки и шум.
• Практически не требует ремонта.
• Землянку можно построить даже на неровной местности.

Изба

Традиционная русская изба возводилась из бревен, при этом, основным инструментом был топор. С его помощью на конце каждого бревна делали небольшое углубление, в которое закрепляли следующее бревно. Таким образом, постепенно возводились стены. Крышу обычно делали двускатной, что позволяло экономить материал. Для того, чтобы в избе было тепло, между бревнами клали лесной мох. Он при оседании дома становился плотным и закрывал все щели. Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю.

Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя. Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века — через дымоход.

Жилища европейской части нашего континента

Самыми известными и исторически ценными жилищами европейской части нашего континента являются: мазанка, сакля, трулло, рондавель, пальясо. Многие из них существуют до сих пор.

Мазанка

Она является старинным традиционным жилищем Украины. Мазанка, в отличие от избы, была предназначена для областей с более мягким и теплым климатом, а особенности ее строения объяснялись небольшой площадью лесов.

Мазанку строили на деревянном каркасе, а стены состояли из тонких веток дерева, которые снаружи и внутри обмазывались белой глиной. Крыша обычно делалась из соломы или камыша. Пол был земляной или дощатый. Для утепления жилища, его стены изнутри обмазывали глиной, смешанной с камышом и соломой. Несмотря на то, что мазанки не имели фундамента и были плохо защищены от влаги, они могли простоять до 100 лет.

Сакля

Это каменное сооружение — традиционное жилище жителей Кавказа. Самые первые сакли были однокомнатными с земляным полом и не имели окон. Крыша была плоской и в ней находилось отверстие для выхода дыма. В горной местности сакли примыкают друг к другу в виде террас. При этом, крыша одного жилища является полом для другого. Такое построение было обусловлено не только удобством, но и служило дополнительной защитой от врагов.

Трулло

Этот тип жилища распространен в южной и центральной областях итальянской области Пулия. Трулло отличается тем, что его создавали по технологии сухой кладки, то есть камни клали друг на друга без использования цемента или глины. Это делалось для того, чтобы, вытащив одни камень, можно было разрушить весь дом. Дело в том, что в этой области Италии строить жилища было запрещено, поэтому если приезжал с проверкой чиновник, трулло быстро разрушалось. 

Стены дома делали очень толстыми, чтобы они защищали от сильной жары и спасали от холодов. Трулло чаще всего были однокомнатными и имели два окна. Крыша имела конусовидную форму. Иногда, на балки, расположенные в основании крыши, клали доски, и, таким образом, образовывался второй этаж.

Пальясо

Это распространенное жилище в испанской Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). Пальясо строили в горной части Испании, поэтому основным строительным материалом был камень. Жилища имели круглую форму с конусовидной крышей. Каркас крыши был деревянным, а сверху ее покрывали соломой и камышом. Окон в пальясо не было, а выход располагался с восточной стороны. 

Благодаря особенностям своего строения, пальясо защищало от прохладной зимы и дождливого лета.

Жилища индейцев

Вигвам

Это жилище индейцев севера и северо-востока Северной Америки. В настоящее время вигвамы используют для различных обрядов. Это жилище имеет форму купола и состоит из гибких изогнутых стволов, соединенных вязовой корой и покрытых циновками, листьями кукурузы, корой или шкурами. В верхней части вигвама находится отверстие для выхода дыма. Вход в жилище обычно прикрыт занавеской. Внутри находился очаг и места для сна и отдыха, пищу готовили за пределами вигвама. 

У индейцев это жилище ассоциировалось с Великим духом и олицетворяло собой мир, а человек, выходивший из него на свет, оставлял позади себя все нечистое. Считалось, что дымоход помогает установить связь с небесами и открывает вход духовной силе.

Типи

В типи жили индейцы Великих равнин. Жилище имеет форму конуса и достигает в высоту 8 метров. Его каркас составляли шесты из сосны или можжевельника. Сверху их накрывали кожей бизонов или оленей и укрепляли внизу колышками. Внутри жилища от места соединения шестов вниз спускался специальный ремень, который крепился к земле колышком и защищал типи от разрушения при сильном ветре. В центре жилища располагался очаг, а по краям — места для отдыха и утварь. 

Типи соединяло в себе все те качества, которые необходимы были индейцам Великих равнин. Это жилище быстро разбиралось и собиралось, легко транспортировалось, защищало от дождя и ветра.

Старинные жилища других народов

Рондавель

Это традиционное жилище народов юга Африки. Оно имеет круглое основание и крышу в форме конуса, стены состоят из камней, скрепленных песком с навозом. Изнутри их обмазывают глиной. Такие стены прекрасно защищают своих хозяев от сильной жары и непогоды. Основу крыши составляют круглые балки или шесты из веток. Сверху ее покрывают тростником.

Минка

Традиционное жилище в Японии — минка. Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева и заполнен сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой, обмазан глиной. Внутри основная часть японского дома  — это одно большое помещение, разделенное на зоны передвижными перегородками или ширмами. В японском доме почти нет мебели.

Традиционное жилище разных народов — это наследие их предков, которое делится опытом, хранит историю и напоминает людям об их корнях. В них многое достойно восхищения и благоговения. Зная их особенности и судьбу, можно понять, как непросто было человеку построить прочное жилье и защитить его от непогоды, и как неизменно вековая мудрость и природная интуиция помогали ему в этом.

Пожалуй, только три народа, три нации в мире могут похвалиться глубоким, жизненно важным… — Газета.Ru

Пожалуй, только три народа, три нации в мире могут похвалиться глубоким, жизненно важным проникновением в язык, культуру, нравственность и способ мышления русских людей. Я имею в виду проникновение и в рабочих, и в колхозников, и в олигархов, и в операторов станков с ЧПУ, и в тружеников умственного усилия, и в старух, и в алкоголиков, взятых по отдельности, и в Россию, взятую, как их государство, в целом. Такими сокровенными, краеугольными народами, исторически влияющими на нашу драгоценную святую Русь, следует, конечно же, считать евреев, украинцев и татар. Вне всяких сомнений, именно они научили невинный народ-богоносец курить, пить, ругаться матом, заниматься проституцией, врать, обирать ближнего, воровать и оставаться при этом многострадальным, духовным, загадочным обществом, живущим в интересное время перемен.

О евреях и украинцах явно имеет смысл поговорить отдельно, ибо история России, даже и официальная, не закрепляет за ними каких-либо грандиозных злодеяний, пленивших, унизивших и испепеливших талантливый русский народ, придумавший радиоприемник, палку-копалку, слово о полку Игореве, вольфрамовую мормышку и балет «Лебединое озеро». Ничего не пишут учебники об украинском иге, еврейской Золотой Орде, пире хохляцких кочевников на костях южнорусских князей на реке Калке в 1223 году и семинедельной осаде евреями злого города Козельска. Все это — факты великой многовековой дружбы русского и татарского народов.

Проформы ради следует, конечно, заметить, что ни один исторический источник окончательно не определился, какая в точности ужасная, загадочная сила выжгла и поработила половину континента в XIII веке. Кем именно были эти всадники смерти, люди с медными лбами и каменными зубами, пожиравшие трупы врагов на болотах и которым не было числа? Согласно многочисленным версиям, они были монголами, кочевыми жителями степи, чьим первым великим полководцем стал некто Темучин, долгое время проведший в рабстве во влиятельном и многочисленном племени татар. Нареченный в 1206 году Чингисханом и получивший соответствующие полномочия Темучин вырезал всех татар и подарил кочевникам-монголам новую идеологию — пафос людей длинной воли, образ жизни воинов, презирающих обывательскую трусость, бездеятельность, предательство и оседлый образ жизни с его худосочным мещанским патриотизмом. Он собрал всадников смерти в идеально организованную армию с жесткой субординацией, великолепной системой внутренней пропаганды и стратегией покорения мира, создав в итоге силу, влиявшую на развитие значительной части Азии и Европы в течение почти трех веков.

Другие источники указывают на то, что само по себе понятие «татары» — гораздо более позднее изобретение, слово, впервые придуманное и употребленное как «тартары» даже и не в Азии, а в Европе. Следы термина можно обнаружить и в русском языке, в слове, например, тартарары (лететь, нестись в тартарары, то есть в ад, к черту). Так что приблизительно с XVIII века, описывая случившееся, повествуя о поражениях и подвигах Отечества, знаменитое иго в России стали называть монголо-татарским, а то для простоты и вовсе татарским.

Как бы то ни было, современная официальная российская история оставляет именно на совести татар немыслимые бедствия, учиненные ими на просторах могучей нашей державы. Сообщается, что из 74 городов, имевшихся в России к XIII веку, сначала Чингиcханом, а затем его внуком Батыем полностью было разрушено 49. 14 из них больше не возродились никогда, а 15 впоследствии смогли стать только селами. Татары брали приступом и жгли все на свете, включая Владимир, Тверь и Москву. Учебники пишут, что Россия находилась в вассальной зависимости от Золотой Орды с 1243 вплоть до 1480 года — даже несмотря на то, что в 1380 году Дмитрий Донской вроде бы одержал над татарами знаменитую победу на Куликовом поле, где кони боялись ступать по трупам, а кровь лилась, как вода.

Собственно, такого рода кровопролития никогда не были для мира какими-то особенными, сверхъестественными способами времяпрепровождения: человечество вообще любит завоевания, полагая, что удар саблей по башке передает информацию об уровне развития нации гораздо лучше телеграммы. Однако же удивительным, почти что фантастическим здесь представляется тот факт, что легенда о лютых, вредоносных татарах-поработителях Руси никак не укладывается даже в рамки официальных учебников. Ибо вся история России и весь ее современный опыт показывают: ни один носитель чуждой идеи или просто информации не имеет здесь никаких шансов на выживание. Судьба любого незваного гостя — голод, унижения, нравственное падение, забвение, смерть. Тем временем вот уже шестой век подряд татары живут в России, и максимум претензий, который имеют к ним население и государство, — это поговорка «Незваный гость хуже татарина». То есть, в сущности, даже на уровне фольклора в России установлено: татарин —это хотя и зло, но все же вполне родное, допустимое.

Допустимое, надо заметить, настолько, что проникновение татар в культуру, нравственность и быт России поражает воображение. Нет смысла долго разбирать хрестоматийные Арбат (арба — телега), Таганку (таган — котел), чебуреки, мат и тараканов, имеющих, как предполагается, татарское происхождение. Достаточно самостоятельно оглядеться вокруг, чтобы внезапно увидеть татар на всех ключевых позициях в обществе: они обязательно будут там, где нефть, газ, финансы, баня, вокзал, водка, солдатская каптерка и в особенности — овощной армейский склад. Если при этом задуматься поглубже, то получится, что, учитывая игру крокодила Гены на гармошке, татарином был и он. Более того, татар следует признать первыми изобретателями передовых форм русского бизнеса, франчайзинга например. Ведь именно татары придумали за щедрые дары и регулярные платежи выдавать ярлыки на великокняжеское правление русским князьям. Наконец, я искренне полагаю, что легендарный средний класс, в поисках которого мировые корпорации и социологи сбили себе в России все ноги, — это тоже татары. Хотя бы потому, что в большинстве своем живут в собственных домах, с детства умеют водить «КамАЗ», скакать на лошади, бороться, передавать по наследству деньги, имущество и заботиться о престарелых дедушках, одетых в шерстяные черные костюмы и калоши.

Почему так получилось? Да, видно, потому, что орды степных варваров привезли на своих окровавленных саблях в Россию не столько нужду и разрушения, сколько принципиально новую, сладкую и желанную здесь идею, засевшую в сознание нации гораздо раньше и глубже христианства. Это была идея людей длинной воли, кочевой аристократии, пассионариев, поделивших мир на белую и черную кость и допускавших, что ради великой призрачной цели можно жертвовать всем миром, включая и себя самого. Это была идея, разрешавшая вечный конфликт величия и безнаказанности, созидания и права на безответственность. И ради именно этой идеи князья ездили в Орду умолять о ярлыке, и ради нее позволяли баскакам раз в год собирать с подданных дань, и на ней возвысилась Москва, и на ней ковалось величие России, и она же сама и погубила Орду.

Но в чем же были причины притягательности этой идеи? Думаю, что только в отсутствии этих причин. Ибо в России, если вы это замечали, никогда нельзя быть причиной чего-либо, а только лишь следствием, приговором или оправданием. Оправданием простой и ужасной, в сущности, вещи: народ-богоносец грешен. И ни Бог ему ни судья, ни черт, ни родная мама. Ну да что уж тут поделаешь. Такова жизнь, как говорят наши незваные гости французы.

Автор — главный редактор еженедельника «Большой город».

Журавли – долгожители. И еще 10 интересных фактов об этой птице

Сколько бы времени мы ни провели рядом с журавлями, как бы подробно их ни изучали, у них все еще есть чем нас удивить. Например, высотой, которую набирает птица, чтобы перелететь Гималаи, или впечатляющей для мира дикой природы продолжительностью жизни.

Серый журавль – самый распространенный вид журавлей в России

Так сколько живут журавли?

Продолжительность жизни зависит от вида. В естественной среде обитания большинство журавлей доживает до 25–30 лет. В неволе они живут еще дольше: есть свидетельства о японском журавле-рекордсмене, который прожил 87 лет.

Топ-10 фактов о журавлях

Журавли не садятся на деревья

Одна из причин – специфическое строение ног. Из-за укороченного заднего хватательного пальца журавль не может обхватить ветку, как это делают другие птицы. Зато они вполне комфортно чувствуют себя на земле, легко и грациозно передвигаясь среди зарослей высокой травы.

Единственное исключение – венценосный журавль, обитающий в Африке. Эта птица может удержаться на ветке.

Серый журавль – самый распространенный вид в России

Тем не менее, он внесен в Красную книгу и считается редким видом. За перелетами серого журавля можно наблюдать осенью и весной в Амурской области. Он предпочитает гнездиться в болотистой местности на западе области, его встречали в Шимановском, Магдагачинском, Сковородинском, Тындинском и Зейском районах. Вода служит преградой для хищников и обеспечивает пищей взрослых особей и молодняк.

Северная Америка – родина журавлей

В древности именно с этого материка птицы начали летать в Азию, потом они постепенно расширили свой ареал. Сейчас журавли встречаются почти по всей Евразии, в Африке, Австралии и по-прежнему в Северной Америке. Их нет только в Антарктиде и Южной Америке.

Чем ближе к воде, тем шея журавля длиннее

Среда обитания влияет на внешний вид этих птиц. У тех, что обитают на водоемах, пальцы на ногах шире, а клюв, ноги и шея – длиннее, чем у более «сухопутных» видов. Такие особенности позволяют птице быстрее передвигаться по заболоченным участкам, в воде и лучше охотиться или собирать растительную пищу.

Герой герба

Изображение венценосного журавля есть на гербе Уганды. Это один из самых красивых и необычных видов журавлей: его голову украшает корона из перьев. Благодаря ей небольшая птица выглядит по-королевски. А вообще, журавль – популярный «гость» различных гербов во многих странах мира, в том числе и на Дальнем Востоке России. Так, к примеру, журавли красуются на гербе Тамбовского района Амурской области, Нанайского района Хабаровского края, городского поселка Забайкальское Забайкальского края.

Кроме журавля, на гербе Уганды изображена антилопа коб

Необычные звуки

Мы привыкли, что большинство журавлей кричат или курлычут, но также для них характерны хлопающие звуки. Если не знать об этом, можно и не понять, кто их издает.

Линька не дает летать

Взрослые особи линяют 1–2 раза в год, в это время журавли очень уязвимы. Чаще всего линька совпадает с окончанием высиживания птенцов. Птицы теряют маховые перья, без которых не могут летать, а значит, и спастись от угрозы. Чтобы защититься, они прячутся на болотах и в других труднодоступных местах.

Журавль – это символ

Журавль является священной птицей для всех народов, живших рядом с ним. В России он олицетворяет верность, в Армении – один из национальных символов. В Китае журавль символизирует мудрость, честь, красоту, долголетие и бдительность. На Востоке журавль считается посредником между миром богов и людей.

Обитатели Красной книги

Сейчас в Красный список МСОП (Международную Красную книгу), с различными статусами, внесены все 15 видов журавлей. В том числе статус стерха определен как критически угрожаемый. Американский, японский и восточный венценосный журавли отнесены к находящимся под угрозой исчезновения. Африканская красавка, черношейный, сережчатый, индийский, черный, даурский, венценосный журавли относятся к уязвимым видам. Красавка, серый, канадский и австралийский журавли отнесены к видам, чьё состояние вызывает наименьшие опасения. При этом численность 9 из 15 видов имеет тенденцию к снижению, 5 видов к увеличению, 1 вида остается относительно стабильной.

Различные виды журавлей внесены также в Красные книги отдельных стран и регионов.

Основная причина сокращения популяций журавлей – ухудшение условий естественной среды обитания и, как следствие, уменьшение кормовой базы и сокращение ареала.

Решающим является человеческий фактор: вовлечение мест гнездования журавлей в хозяйственную деятельность – осушение болот и распашка их для выращивания сельхозкультур, использование степей и болот для выпаса скота, застройка мест обитания, выжигание сухой растительности, необходимой для гнездования журавлей, браконьерство в местах гнездования и зимовок птиц.

Всемирный фонд природы (WWF) разрабатывает и внедряет различные инициативы для защиты журавлей. Фонд участвует в создании особо охраняемых природных территорий, нацеленных на сохранение журавлей, поддерживает деятельность антибраконьерских и противопожарных бригад в местах обитания журавлей, проводит эколого-просветительские мероприятия, такие как День журавля, чтобы рассказать о современных угрозах для птиц, помогает учёным в проведении исследований современного состояния журавлиных.

Виды журавлей: серый, черный, стерх, красавка, даурский и японский

Древняя птица

Есть свидетельства, что журавли обитали на Земле уже 40–60 миллионов лет назад. Они застали динозавров. Древние люди создавали наскальные изображения этих грациозных птиц, некоторые, нанесенные на стены пещер Африки и Северной Америки, дошли до наших дней.

Сколько видов журавлей есть всего в мире

Семейство журавлиных насчитывает 15 видов, относящихся к 4 родам. Род журавлей-красавок включает 2 вида – журавля-красавку, обитающую у нас, и африканскую красавку, или райского журавля. Род венценосных журавлей включает также два вида, обитающих в Африке южнее пустыни Сахары, – венценосного журавля и восточного венценосного журавля. Род сережчатых журавлей включает в себя единственный одноименный вид, обитающий в Западной и Южной Африке. И наконец, род журавлей состоит из 10 видов журавлей, обитающих в Европе, Азии, Северной Америке и Австралии, – американского, австралийского, индийского, канадского, черношейного, японского, даурского, серого, черного, стерха.

Какие виды журавлей обитают в России

В России обитает всего 7 видов журавлей, относящихся к 2 родам, в бассейне Амура встречается 6 из них.

Серый журавль

Обитает на большей части территории России, вплоть до бассейна реки Колымы и Забайкалья, Северной Монголии и Китая. Крупная птица: размах крыльев достигает 200 см, взрослый самец может весить 6 кг. Оперение синевато-серое. Это второй по численности вид журавлей в мире – общая численность популяции достигает полумиллиона особей.

Несмотря на большой размер, серые журавли очень грациозны

Японский журавль

Самый крупный, массивный и редкий вид журавлей из обитающих на территории России: вес особи достигает 11 кг, в природе их осталось от 2800 до 3300 особей. Это второй по малочисленности вид журавлей в мире после американского журавля. Обитает на Японских островах и в бассейне Амура, причем большая часть птиц относится к островной популяции, на континенте их численность не превышает 1300 особей с тенденцией к сокращению. Сочетание белых и черных перьев, тонкие шея и ноги и природное умение грациозно двигаться делают эту птицу одной из самых красивых в мире. Отличительной особенностью является наличие красной «шапочки» на голове и свободной от оперения темной «маски» в передней части головы.

Редкая в природе птица и самый популярный персонаж для фигурок оригами

Даурский журавль

Крупный журавль, достигающий роста в 135-138 см и веса до 5,6 кг. Обладает пепельно-серым оперением, за исключением светлой задней части шеи и головы, и ярко-красного неоперенного участка возле глаз. Единственный журавль, ноги которого имеют розовый цвет. Эндемик Восточной Азии, заселяющий бассейн Амура, – Северо-Восток Китая и Монголии, юго-восток России. Численность вида составляет 4900–5300 особей. Один из наиболее терпимых к присутствию человека видов, гнездящийся на заболоченных участках среди полей, неподалеку от населенных пунктов и часто посещаемых человеком мест. В отличие от японского журавля умеет гнездиться на прогоревших участках.

Журавль-красавка

Самые маленькие и легкие журавли, их вес около 2 кг, а высота не больше 89 см. Имеют красивое оперение: голубовато-серое и серо-пепельное. Ноги темные, перья на голове и шее с черным оттенком. На голове птицы имеется своеобразная «косичка» из удлиненных белых перьев, а на груди – «фартук» из темных перьев, из-за чего на латыни этот журавль носит название «человекоподобная дева». Встречается во многих областях Евразии и в Африке, в отличие от других журавлей гнездится в полупустынях, высокогорьях, на солончаках и возделываемых полях.

Белый или сибирский журавль (стерх)

Обитает на севере России, относится к малочисленным видам. Численность обской (западной) популяции не превышает 20 особей, якутской (восточной) достигает 3000 особей. В бассейне Амура на пролетах во время весенней и осенней миграции встречаются стерхи якутской (восточной) популяции. У птицы внушительный размах крыльев (у крупных особей может быть больше 2 м), а вес у некоторых превышает 8 кг. Этот вид журавля легко узнать по белому оперению, ярко-красной «маске» в передней части головы и длинному красному клюву. Сидящий журавль кажется полностью белым, но в полете хорошо различимы черные маховые перья на концах крыльев.

Черный журавль

Общая мировая численность черных журавлей составляет, по разным оценкам, от 5 до 15 тысяч особей. Обитают на востоке России и в Китае, гнездятся на заболоченных речных долинах в таежной зоне. В связи с этим особенности биологии и экологии вида плохо изучены. Птица небольшого размера, весит чуть больше 3 кг. Оперение черное, кроме шеи и части головы, окрашенных в белый цвет. Во время миграций образует крупные скопления (до 3000 особей) на территории Амурской области.

Губернатор дал старт в Приангарье Всероссийскому флешмобу детских хоров «Я – гражданин России»

22.03.2022

Иркутская школа-интернат музыкантских воспитанников первой приняла участие во Всероссийском флешмобе детских хоров «Я – гражданин России». Старт мероприятию в Приангарье дал Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев в рамках посещения образовательного учреждения. Флешмоб посвящен Году культурного наследия народов России.

В рамках Всероссийского движения участники исполняют и выкладывают на своих страницах в социальных сетях песни патриотической направленности о мире, о России, о малой родине. Хор школы «Соловушка» исполнил для Всероссийского флешмоба песню на стихи иркутского поэта Марка Сергеева «Любимый Иркутск – середина земли». В Приангарье флешмоб продлится до 1 апреля.

– Это интересное мероприятие, которое объединяет творческих детей единой темой – причастности к истории своей страны, долга и ответственности, уважения к национальным ценностям народов России. В частности, в Иркутской области инициативу участия во флешмобе могут выразить коллективы и других музыкальных направлений, – сказал Губернатор.

Как рассказал главе региона директор школы-интерната Александр Павлов, сейчас образование с 1 по 9 класс здесь получают 194 воспитанника, из них 20 детей из отдаленных районов области живут постоянно в режиме интерната. Школа реализует программы основного общего образования, программы дополнительного образования в области музыкального искусства: фортепиано, духовые и ударные инструменты, хоровые и теоретические дисциплины. Выпускникам школы-интерната выдаются аттестат об основном общем образовании и свидетельство об освоении программы дополнительного образования в области музыкального искусства. Многие из них после получают высшее музыкальное образование.

– Учреждение востребовано. Видим, что есть необходимость в проведении капитального ремонта. Принято решение провести инструментальное обследование здания, которому почти 80 лет, и включиться в проектирование. Планируем провести капитальный ремонт по федеральной программе «Модернизация школьных систем образования» в 2024-2025 годах, – подчеркнул Губернатор.

Справка:

Приказом министра вооружённых сил СССР за № 262 от 17 марта 1943 года в городе Иркутске была открыта школа военно-музыкантских воспитанников для детей-сирот, потерявших родителей во время войны. Сюда принимали мальчиков, родители которых погибли на фронтах войны из детских домов Иркутской области и Улан-Удэ. Первый выпуск школы состоялся в 1946 году. Школа как военная просуществовала до 1956 года, выпустив из своих стен более 200 ребят. С 1962 года наряду с мальчиками в школу стали принимать девочек. Последнее переименование школы в Государственное нетиповое общеобразовательное бюджетное учреждение Иркутской области «Школа-интернат музыкантских воспитанников г. Иркутска» произошло в 2017 году.