Содержание

Способы подбора проверочных слов для названий предметов: изменение числа проверяемого слова

Цель урока:

  • образовательная: раскрыть сущность проверки орфограмм корня в словах-названиях предметов изменением их числа; учить пользоваться этим приемом
  • развивающая: развивать мобильность и самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, активности на уроке
  • воспитательная: вызвать потребность в получении знаний, привитие интереса к предмету

Оборудование:

  • Печатные плакаты на доску
  • Картинки в виде капель
  • Наклейки-капельки каждому ученику
  • Мультимедийная презентация (5 слайдов)
  • Учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс, авторы: М.С.Соловейчик, Н.
    С.Кузьменко,2009
  • Рабочие тетради
  • Музыкальное сопровождение

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Психологический настрой.

(цель: включить учащихся в деятельность)

— Здравствуйте, ребята!

— Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной про себя: Я в школе. Я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Откройте глаза.

— Приготовьте тетради для работы. (дети записывают число, классная работа)

— Я прошу вас помочь мне оценить вашу работу. Если на уроке вы были активны и правильно отвечали, то поставьте на полях своей тетрадки +

2. Актуализация опорных знаний. (цель: выявить знания по изученному материалу)

А начнем мы урок с загадки.

Отгадки запишем в тетрадь.

Голодная мычит, сытая жует, всем детям молоко дает. ( дети: корова)

Что за чудо синий дом? Ребятишек много в нем! Носит обувь из резины и питается бензином. (дети: автобус)

Не ездок, в со шпорами, не сторож, а всех будит. (дети: петух)

По цвету жёлтый, по вкусу кислый, по витаминам – богатый. (дети: лимон)

Круглое, румяное с дерева достану я,

На тарелку положу: «Кушай, мамочка» -скажу. (дети: яблоко)

— Что объединяет эти слова? (дети: эти слова из словаря)

— Выделите первые буквы в этих словах. Какое слово получилось?

(дети: капля)

— Запишите это слово на следующей строчке. Пропишите это слово всю строку. Обратите внимание на нижнее соединение букв. (выполнение работы)

— Что в слове главное ? (дети:

главное в слове его значение)

— А какое значение у слова капля? ( дети: частичка воды)

— Можно сразу наполнить сосуд одной каплей? ( дети :нет)

— Что необходимо сделать, чтоб наполнить сосуд? (дети: надо налить туда много капель)

— Вот и мы сегодня на уроке будем добывать знания по каплям, ведь знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не сразу. Девиз нашего урока:

Знания собираются по капле.

( на доске открываю плакат – Знания собираются по капле.)

( на доске приклеены 5 капелек)

А что вы уже знаете? Я хочу проверить. Буду брать по одной капле и задавать вам вопросы,

— ( снимает 1 каплю) Что такое родственные слова?

( Дети: родственные слова – это слова близкие по смыслу и имеющие общую часть.)

— Подберите к слову капля родственные слова.

( дети: капелька, капелюшечка, капель)

Поставьте ударение.

(снимаю 2 каплю) Что такое корень?

( дети: корень это общая часть родственных слов).

Выделите корень.

(снимаю 3 каплю). В корне какого слова есть опасное место?

( дети: в слове капель).

— Почему?

(дети: в корне безударная гласная.)

— Можно сказать, что здесь надо решать орфографическую задачу.

( дети: да.)

— (снимаю 4 каплю) Как решим ее?

(дети: найдем слово с этим же корнем, где гласная — ударная).

— Какое это слово?

( дети: капля.)

— Как называем это слово?

(дети: проверочное слово).

— И так, еще раз скажите какое слово будет проверочным, а какое проверяемым?

(дети: капель – проверяемое, капля- проверочное).

На прошлом уроке и дома вы отыскивали проверочные слова в семьях слов, уже собранными авторами учебников. А можете ли вы сами подобрать проверочные слова. Вижу, что некоторые затрудняются. Как вы думаете, а на какой вопрос мы с вами будем искать ответ на нашем уроке?

(дети: будем искать проверочные слова)

3. Открытие нового знания и способов действия.(цель: организовать совместное открытие нового знания)

— Тема нашего урока: (открываю плакат), читаем хором:

— КАК ИСКАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА ДЛЯ КОРНЯ? (снимаю 5 каплю)

— Приготовьте учебники стр. 37.упр.355

Ученик читает текст.

Ученик читает 1 вопрос. (дети – б/уд.гласная)

Учение читает 2 вопрос ( Дети: названия предметов)

— Это родственные слова или изменение слов.?

(дети: изменение слов).

— Кто заметил ,как изменилось слово, чтобы стать проверочным?

(дети: изменилось число.)

— Как изменилось?

(дети: сосна – ед.ч. сосны– мн.ч.)

— Какой вывод можно сделать?

(дети: Чтобы найти проверочное слово, надо

изменить число слова, если оно в ед.ч. то надо изменить его в мн.ч).

— Вашу мысль я запишу так:

( на доске: Ед.ч.   мн.ч.) А теперь немного отдохнем.

ПРОВОДИТСЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

— Интересно, а бывает ли наоборот, если число в мн.ч и чтобы его проверить надо изменить на ед ч. ( на доске: Мн.ч.  Ед.ч) Хотите это проверить?

(дети: да)

— Посмотрим упр.357 (идет работа с упражнением)

— Давайте еще раз проговорим наше открытие:

Чтобы проверить безударную гласную. в корне слова, надо изменить его число, если ед. то сделать мн. И наоборот.

— Итак. Запоминаем. ( на доске плакат – алгоритм)

1 шаг Найду «опасное» место в слове

2 шаг Изменю число

3 шаг Напишу правильно

— Я добавлю, что этот способ нужен для слов, которые называют названия предметов.

Значит этот способ подбора проверочных слов мы будем применять для слов- названий предметов и дома выполните упражнение 358

4. Применение новых знаний. (цель: организовать применение новых знаний, организовать выполнение самостоятельной работы)

— А теперь когда мы узнали этот способ, давайте потренируемся.

Внимание на экран.

1 слайд – как подобрать проверочные слова

2 слайд — измени число

3 слайд – читай слово, измени число, назови букву (ед.ч. –мн.с)

4 слайд — читай слово, измени число, назови букву (мн.ч.-ед.ч)

5 слайд – выполни самостоятельную работу

5. Самооценка. и контроль (цель: выявить уровень активности учащихся)

— Кто легко справился с заданием? Кому было немножко трудно?

— А теперь подведем итог урока. У кого пять +? Вам оценка 5. 4+-оценка 4.

6. Рефлексия. (цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности)

— Что на уроке сегодня вы учились делать?

(дети :искали проверочные слова для корня)

— Удалось нам отыскать ответ на вопрос? (дети: да)

Для чего вам нужно это знание? (дети: чтобы научиться писать без ошибок)

— Вы сегодня помогли мне наполнить сосуд знаний. Вот он.

(достаю сосуд с приклеенными каплями)

У вас на парте капельки. Одна белая, другая синяя. Если вы сегодня наполнились частичкой знания, то отдайте мне в сосуд синюю каплю, а если вы думаете, что не очень, то белую.

(Учитель передает на каждый ряд плакат с нарисованной большой каплей.

Ученик прикрепляет свою капельку и передает следующему. Звучит музыка)

Учитель делает вывод о каплях.

— С каждым днем мы приобретаем знания, делаем шажок вперед, и если что-то не получается- не огорчайтесь, ведь впереди еще много открытий и стоит только захотеть, как они обязательно вам откроются.

Спасибо всем за урок.

Конспект открытого урока по русскому языку

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.

УМК «Гармония»

Тема урока:Орфограммы корня слова.

Тип урока — обобщения и систематизации знаний

Цель урока
1. Закрепить способы проверки орфограмм корня.
2. Решать орфографические задачи в корне слова.

Задачи: формировать умение распознавать орфограммы в корне слова, правильно подбирать проверочные слова, развивать орфографическую зоркость

Формы и методы:
Работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа. 

Планируемые результаты
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.

Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Ход урока.

I.Организация начала урока.

Психологический настрой.

-У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте наших гостей.

-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и тихо сядьте на свои места.

Фонограмма П.И.Чайковский «Времена года.

Март. Песня жаворонка»

— Послушайте музыку.

-Что представили? Почувствовали?(вывешиваю картинки весны)

II.Чистописание .

-Откройте тетради. Запишите дату сегодняшнего дня, классная работа.

— Букву для минутки чистописания вы узнаете отгадав загадку.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает когда это бывает? (весной)

— Слово «весна» начинается …

Вв

в.сна, в.сенний, в.сну.ки, в.снянка

— Что это за слова? (однокоренные)

Что такое «веснушки», «веснянка»

Справочный материал:

Весня́нки — обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие восточнославянский обряд кликания (гуканья) весны.

-Какое слово может быть лишним? (весенний – название признака, все остальные слова –названия предметов).

-Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочное слово.

Есть ли необходимость подбирать проверочные слова к каждому слову? (Нет.В однокоренных словах корни пишутся одинаково.)

Выделите корень.

III.Постановка учебных задач.

— Ещё раз посмотрите на слова из минутки чистописания и попробуйте определить тему урока.(Будем работать над орфограммами в корне слова)

IVАктуализация знаний обучающихся.

-Я для каждого ряда приготовила задание.

Прочитайте слова. Найдите лишнее слово.

Травка сердце весна

Земля радостный зелёная

Грядка дождь солнце

— Расположите лишние слова в нужные столбики.

— На какое правило орфограммы в каждом столбике?

— Ставим задачи: (продолжить фразу)

— Закрепить способы…(проверки слов)
— Решать…(орфографические задачи)
— Упражняться…(в письме слов )

— Как проверить орфограммы каждого столбика.

Повторение правил проверки правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

V.Физминутка.

На полянке две подружки , две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет!

VI.Первичное закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Откройте учебники с.88 найдите упр.№472

Прочитайте задание.

-На какие три группы можно разделить слова? (по видам орфограмм). Запишите каждую группу слов на свою строку.

( Дети по одному выходят к доске, записывают слова, подбирают проверочные.)

Вишнёвый, ядовитый,

опасный, честный,

редкий, хрупкий.

(В ходе выполнения упражнения повторяем правила проверки .)

VII. Творческое применение знаний.

Работа в группах.

Каждая группа получает текст (дифференцировано).

Прочитать, вставить пропущенные буквы. Устно подобрать проверочные слова.

Уж тает сне…, б…гут ручьи,

В …кно повеяло в…сною.

Засвищ…т скоро сол…вьи

И лес оденется л…ствою.

Тра…ка з…л…неет.

Солнышко бл…стит;

Ласточка с в …сною

В сени к нам л…тит.

Ещё в п…лях б…леет сне…,

А воды уж в…сной шумят-

Б…гут и будят сонный бре…,

Б…гут и блещ…т и гласят.

Черёмуха душ…стая

С в…сною расцвела.

И ветки з…лотистые,

Что кудри зав…ла.

VIII.Применение полученных знаний в новой ситуации.

Самостоятельная работа.

Прочитайте два текста .Выберите тот , который вам больше понравился. Найдите в нём ошибки и исправьте.Спишите текст.

1. Хорож наш лес. Там много сочных траф. Вот берёска. Вот дуп.

2.Красиво звезное небо. Но все дети ждут сонца.

Взаимопроверка.

-Говоря о весне мы не можем не вспомнить о важном событии . 9мая 70 лет Великой победы!

-Почему «Великой»?

Составление предложений на данную тему.

Скоро мы будем праздновать День победы.

Справочный материал:

В слове праздник есть орфограмма непроизносимая согласная в корне слова. Для того, чтобы проверить, нужно подобрать проверочные слова. К слову праздник проверочным словом будет слово празден (каков?)

А вообще слово праздник произошло из старославянского языка и означет день, который не занят делами. Вот и проверочное слово празден тоже имеет старославянское происхождение.

Запись предложения по памяти.

Самопроверка.

IX. Итог урока.

Продолжи фразу.

Я понял…

Я научился…

Я удивился…

Я задумался…

Оценивание работы на уроке.

— У вас на столах лежат солнышки, облачка и капельки.

Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.

Солнышко – всё хорошо.

Облачко – что-то не совсем получилось.

Капелька – все плохо.

Прикрепите на доску. Посмотрим какое настроение у нас.

(Дети прикрепляют на доску картинки по группам: солнышки к солнышкам, облачка к облачкам, под облачкам капельки. )

%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%80%d0%be%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b5%20%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%be%20%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%ba%d0%b8%d0%b9 — со всех языков на все языки

Все языкиРусскийАнглийскийИспанский────────Айнский языкАканАлбанскийАлтайскийАрабскийАрагонскийАрмянскийАрумынскийАстурийскийАфрикаансБагобоБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийБурятскийВаллийскийВарайскийВенгерскийВепсскийВерхнелужицкийВьетнамскийГаитянскийГреческийГрузинскийГуараниГэльскийДатскийДолганскийДревнерусский языкИвритИдишИнгушскийИндонезийскийИнупиакИрландскийИсландскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКиргизскийКитайскийКлингонскийКомиКомиКорейскийКриКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛюксембургскийМайяМакедонскийМалайскийМаньчжурскийМаориМарийскийМикенскийМокшанскийМонгольскийНауатльНемецкийНидерландскийНогайскийНорвежскийОрокскийОсетинскийОсманскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийРумынский, МолдавскийСанскритСеверносаамскийСербскийСефардскийСилезскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТатарскийТвиТибетскийТофаларскийТувинскийТурецкийТуркменскийУдмуртскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧеркесскийЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШайенскогоШведскийШорскийШумерскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЮпийскийЯкутскийЯпонский

 

Все языкиРусскийАнглийскийИспанский────────АймараАйнский языкАлбанскийАлтайскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБашкирскийБелорусскийБолгарскийВенгерскийВепсскийВодскийВьетнамскийГаитянскийГалисийскийГреческийГрузинскийДатскийДревнерусский языкИвритИдишИжорскийИнгушскийИндонезийскийИрландскийИсландскийИтальянскийЙорубаКазахскийКарачаевскийКаталанскийКвеньяКечуаКитайскийКлингонскийКорейскийКрымскотатарскийКумыкскийКурдскийКхмерскийЛатинскийЛатышскийЛингалаЛитовскийЛожбанМайяМакедонскийМалайскийМальтийскийМаориМарийскийМокшанскийМонгольскийНемецкийНидерландскийНорвежскийОсетинскийПалиПапьяментоПенджабскийПерсидскийПольскийПортугальскийПуштуРумынский, МолдавскийСербскийСловацкийСловенскийСуахилиТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТатарскийТурецкийТуркменскийУдмуртскийУзбекскийУйгурскийУкраинскийУрдуУрумскийФарерскийФинскийФранцузскийХиндиХорватскийЦерковнославянский (Старославянский)ЧаморроЧерокиЧеченскийЧешскийЧувашскийШведскийШорскийЭвенкийскийЭльзасскийЭрзянскийЭсперантоЭстонскийЯкутскийЯпонский

Основные положения .

Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии

1. Какие суффиксы надо проверять

Количество суффиксов в русском языке достаточно велико, их полный список приводится в специальных словарях, тем не менее орфографии изучается только их небольшая часть.

Это наиболее употребительные суффиксы, в которых гласные могут находиться в безударной позиции, а также суффиксы, в которых контролируется выбор согласных в слабых позициях.

2. Слабые позиции звуков

Как известно, гласные и согласные в суффиксах, как и в любых морфемах, являются орфограммами, если они находятся в определенных позициях, называемых слабыми, где происходит фонетическое чередование звуков. Слабыми позициями для суффиксов являются:

А) безударные позиции для гласных звуков; так, в слове яркость безударный звук О в суффиксе ОСТЬ произносится как звук А;

Б) встреча зубных, а также зубных и шипящих звуков на стыке корня и суффиксов СК, ЧИК/ЩИК, ЧАТ/ЩАТ (детский, лётчик, брусчатый), в результате чего требуется восстановление звукового состава как корня, так и суффикса;

В) встреча парных звонких-глухих согласных в корне перед суффиксом на шумный согласный; в этом случае также требуется проверка корневой гласной: гардеробщик  гардеробы.

3. Две группы суффиксов

Суффиксы существительных и прилагательных условно делятся на суффиксы постоянного состава и чередующиеся суффиксы.

А) Состав постоянных суффиксов можно проверить универсальным способом, меняя позицию звука. Для этого подбирается проверочное слово с данным суффиксом, имеющим то же самое значение, например:

берёзовый  сосновый: суффикс ОВ, используется для образования относительных прилагательных от существительных;

соломина  льдина: суффикс ИН, используется для образования существительных от существительных, обозначает единичный предмет.

Но решение орфограммы путём проверки представляется достаточно сложным. Во-первых, это связано с анализом словообразования и знанием конкретных значений суффиксов, многие из которых является многозначными. Во-вторых, некоторые суффиксы встречаются только в безударных позициях, поэтому проверку сделать нельзя.

Б) Значительное количество суффиксов является чередующимися, например ЕК/ИК, ЕЦ/ИЦ, ЧИК/ЩИК; в этом случае выбор нужной буквы определяется правилом.

4. При решении орфограммы следует учитывать следующие частные особенности:

Многие суффиксы на О имеют две или три формы (О – твердый вариант, Е – мягкий безударный вариант, Ё – мягкий ударный вариант), например: шахтёр, лектор, спринтер – суффикс ОР/ЕР/ЁР.

5. Беглые гласные

В некоторых суффиксах, а также в основе слова перед суффиксом, при склонении слова или при образовании новых слов появляются беглые гласные О/Е, например:

овражЕк – овражка, островОк – островка, капля – капЕлька, башня – башЕнка.

В правописании суффиксов рассматриваются три раздела:

1. Суффиксы существительных

2. Суффиксы прилагательных

3. Суффиксы субъективной оценки УШК/ЮШК, ЫШК, ИШК, ИЩ и выбор окончания после них.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

«Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать» 2 класс

МБОУ Николо- Березовская СОШ

 

 

 

 

 

Открытый урок

по русскому языку во 2 классе на тему

 

«Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кнышова С. И.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

х.Николовка

 

2019-2020 учебный год

Цель:

— уточнить представление о словах с непроверяемым или труднопроверяемым написанием;

—  развивать навык правописания изученных словарных слов.

 

Прогнозируемые результаты

Учащиеся будут упражняться в написании слов с непроверяемым или труднопроверяемым написанием.

 

Ход урока:

I. Организационный  момент

— Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!»
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.

    Чтоб работалось  хорошо на уроке, проведем  гимнастику «Покачивания головой».  Сядьте прямо, дышите ровно, расслабьте плечи. Продолжайте ровно дышать, покачивайте головой из стороны в сторону.

      — А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу

      — Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

II. Проверка домашнего задания

−      Ребята, над какой темой мы работали на прошлых  уроках?

(правописание слов с безударным гласным звуком в корне)

 

−      Зачем необходимо было изучать эту тему?

(безударные гласные звуки — это орфограммы, чтобы не было ошибок при правописании)

 

— Как мы решим данную орфограмму?

(нужно к проверяемому слову  подобрать проверочное слово)

 

— Какое слово является проверяемым, а какое проверочным?

(проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный звук;

   проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук)

— Какое стихотворение поможет лучше запомнить правило?

 

Ученик:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать г(о, а)ра, тр(а, о)ва

И слова м(о, а)ря, д(е, и)ла?

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Горы, травы, море, дело!

Вот теперь напишем смело!

 

III. Актуализация знаний.

Проведем небольшой словарный диктант.

Итак, я читаю определение, а вы записываете слово.

(Сначала учащиеся произносят слово целиком, а затем проговаривают по слогам)

 

Тарелка, чашка, блюдце – одним словом.     (Посуда)

Домашнее животное, друг человека.     (Собака)

Ребёнок женского пола.    (Девочка)

Сильный холод.   (Мороз)

Маленькая птичка, забияка и воришка.  (Воробей)

Столица России.     (Москва)

Крупное рогатое домашнее животное.    (Корова)

Дикое животное с длинными ушами.   (Заяц)

Страна, в которой мы живём.  (Россия)

 

Все эти слова разные, но что же их  объединяет?

(Это словарные слова)

Верно. Это словарные слова. Какие слова называют словарными?

(Слова с непроверяемым написанием. Их следует запомнить или проверить написание по словарю).

 

       В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой, чтобы каждое слово в ней стояло на своем месте, надо знать много слов. Кто из вас знает, в какой книге собраны все слова русского языка?

 

Ученик:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами.

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать..

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию словарь!

(Показать словарь С. И. Ожегова)

 

IV. Целеполагание

Откройте свои учебники на стр. 103.

 Мы продолжаем работать с ударными и безударными гласными звуками.

Тема нашего урока «Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать»

Определите учебно-познавательную задачу урока.  (Читают в учебнике)

(Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Будем говорить о словах, содержащих безударные гласные в корне, написание которых надо запомнить.

 

V. Работа по теме урока.

Работа по учебнику. С.103, упражнение 162.

Прочитайте стихотворение.

Определим соответствие заголовка содержанию стихотворения.

Устно ответьте на вопросы к упражнению.

(В каких словах написание выделенных  букв вы можете проверить? Проверьте их. А в каких словах написание выделенных букв проверить нельзя? Почему?)

Спишите любое предложение. Выделите непроверяемые написания.

 

Двигаемся дальше. Перевернули страничку с.104. Читаем рубрику «Вспомните!»

 

 — Что же такое словарные слова?  Где искать правильное написание  таких слов? Верно, в словаре. Есть ли у вас такой? Где он находится? Хорошо.

 

V. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три –нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

 

VI. Продолжение работы по теме урока.

Выполняем упражнение  163.

— По какому признаку распределены слова в группы? Кто может сказать? Верно, в каждой группе слова объединены тем, что имеют одинаковую непроверяемую букву безударного гласного.

Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Проверяйте себя по орфографическому словарю. Каждую группу записывайте с новой строки.

 

Послушайте загадку.

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

— О чем загадка? О ягоде-землянике. Давайте узнаем побольше об этом слове из упражнения 164.

Почему землянику так назвали? Что же такое земляника?

Давайте посмотрим в словаре С.И.Ожегова происхождение этого слова.

(дети читают в словаре)

(Земляника — это травянистое растение, душистые ягоды которого розовато-красноватого цвета (демонстрация предметной картинки). Поставим ударение. Запишите это слово. Подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

А смогли бы вы объяснить происхождение названий таких ягод, как черника, голубика, костяника? (Демонстрация предметных картинок) Найдите в тексте словарные слова. Запишите их. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

 

VII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Устная орфографическая минутка.

Выделение на слух слов с безударным гласным в корне и обоснование его написания. Запись словосочетаний.

Спрятался в лесу,  встречать сестру,  жить в саду,  сидеть за столом.

 

VIII. Самостоятельная работа

— Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Подчеркните слова, написание которых надо запомнить.

Бурый  м..две..ь,  за..ц,  л..сица,  ё..,  лос.. – это звери наших л..сов.

 

         IX. Подведение итогов урока

— Чему вы научились на уроке?

Что надо знать о правописании гласных, не проверяемых ударением,  в корне    слова?

 Молодцы.

 

         X.  Домашнее задание.

          С. 105 упр.165

 

Урок окончен. Спасибо.

«Развивающие карточки — игра «Морской бой». Фонетический разбор слова».

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка»

г. Рассказово, Тамбовская обл.

Юмашева Антонина Михайловна,

первая квалификационная категория.

Материал предназначен для педагогов ДОУ, учителей логопедов. Игра может быть использована для обучения детей с разным уровнем развития.

Детям с ОВЗ карточки цветного изображения помогут более точно ориентироваться в таблице, определять букву.

Актуальность: Игра способна усилить впечатление, придать позитивному содержанию занятия особый, необычный вид. Располагает ребенка к поиску, рождает интерес, способствует формированию умственных способностей.

Все развивающие карточки — игра «Морской бой» представлены в презентации.

Арбуз – самое любимое всеми лакомство особенно в жаркие летние дни. Родина арбуза – Южная Африка, в России о нем узнали в VIII веке. Арбуз это ягода, имеет множество семян внутри плода, снаружи тонкая кожица и сладкая мягкая, сочная мякоть.

Цель: познакомить детей с новым качеством использования игры «Морской бой».

Задачи:

— Учить соотносить стороны, находить нужную точку поиска.

— Развивать память, воображение, глазомер.

— Развивать умение детей делать фонематический разбор слова.

— Активизировать словарь.

Материал: развивающие карточки на каждого ребенка, слайдовая презентация Развивающие карточки — игра «Морской бой», азбука.

Предварительная работа: игры в игру «Морской бой».

Форма проведения: игра, элемент занятия.

Тип занятия: изучение, закрепление материала.

Возраст: дети 6-7 лет.

Время проведения: 5-6 минут.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся по-новому, использовать игру, которая будет способствовать развитию глазомера, зрительной памяти, формированию умственных способностей.

1 вариант.

Выполнение задания с детьми ОВЗ на закрепление букв алфавита, навыков чтения и звуко-слогового анализа. 

1 вариант

Задания:

1. Отгадать загадку, составить рассказ.

2. Найти слово в таблице по принципу игры «Морской бой».

3. Сколько слогов в слове?

4. Сколько гласных в слове?

5. Сколько согласных в слове?

6. Найти ударный слог.

Для этих детей необходима вначале подсказка, поэтому следует начинать с определения слова.

Слайд № 2. Загадка, рассказ.

Не тигр, а полосатый;

Не морж, а усатый;

Не мед, а сладкий;

Не мяч, а каткий. (Арбуз)

Рассказ детей об арбузе, чем он им нравится, составить 2-3 описательных рассказа, следить за правильным произношением слова арбуз.

Слайд № 3. Работа с карточкой.

— Ребята вы знаете и играете в игру «Морской бой», но у нас сегодня, не корабли в клеточках, там сейчас живут буквы.

— Возьмите каждый свою карточку, рассмотрите её, вспомните правила игры «Морской бой». Наверху карточки написано задание, сочетание букв и цифр, это зашифрованный путь к домикам с буквами из которых состоит наше искомое слово – арбуз. Буквы на карточке слева, цифры вверху.

— Найдем первую букву, она спряталась под сочетанием Б-1 и это буква А.

— Далее по тому же принципу пересечения линий слева и сверху, находим остальные буквы.

— Воспользуемся азбукой, будем выкладывать найденные буквы на столе.

— И так первое задание выполнено.

Слайд № 4. Проверочный.

— Проверим, правильно ли мы действовали, какое получилось слово?

Воспитатель просит не спешить и правильно произнести слово арбуз.

Уточняет, что в конце слова звук [з].

Дети произносят арбуз, выделяя звук [з].

Слайд № 5. Сколько слогов в слове?

(В слове арбуз два слога ар-буз).

Слайд № 6. Сколько гласных и согласных звуков в слове?

В слове арбуз две гласные буквы [а], [у].

— Почему у нас два гласных звука и два слога?

(Сколько гласных, столько и слогов в слове).

— Сколько согласных в слове? (три согласные буквы [р], [б], [з]).

В слове арбуз 5 букв и 5 звуков.

Слайд № 7. Найдем ударный слог

(Ударение падает на второй слог).

2 вариант.

Выполнение задания с детьми, владеющими навыками чтения.

С этими детьми можно начать работу со слайда № 3, затем слайд № 2, № 4, № 5, № 6, № 7.

2 вариант

Задания:

1. Найти слово в таблице по принципу игры «Морской бой».

2. Дети загадывают загадки, рассказывают об арбузе.

3. Сколько слогов в слове?

4. Сколько гласных в слове?

5. Сколько согласных в слове?

6. Найти ударный слог.

Далее на усмотрение педагога можно усложнить задание, предложить детям выложить звуковую схему слова, дать характеристику каждого звука, рассказать все, что они знают о каждом звуке.

При работе с обеими группами детей сделать обязательное уточнение, что при произношении слова арбуз в конце звук [з] оглушается, потому, что он согласный, глухой парный. Предложить детям проверочное слово, сказав один арбуз, а на поле растут арбузы. Дети знакомы с этим правилом, знают, что такое согласный, глухой парный звук.

Рекомендовано использовать на занятии такие слова, как арбуз, мороз, только если дается слово из готовых букв, дети видят правильное написание, соответственно будут правильно произносить.

Примечание: Номера слайдов представленных в материале соответствуют номерам в презентации «Развивающие карточки — игра «Морской бой».


Презентация Развивающие карточки — игра «Морской бой»
PPTX / 512.36 Кб

Источники:

https://rastenija.org/arbuz-eto-yagoda-ili-frukt/    Арбуз

http://forarchipeople.ru/?p=1413     Загадки

http://phoneticonline.ru/арбуз      Фонетический разбор слова

«Пусть поют на ветках птицы» (Конспект праздника для детей образовательных учреждений). Развлечение «По весенним тропинкам На ветках весело распевали птицы какое проверочное

Наталья Пенькова

Сегодня прошло в нашей группе развлечение «По весенним тропинкам «, пригласили мы на этот праздник гостей- ребяток со старшей группы-вместе всегда веселее . Предлагаем Вашему вниманию фотоотчет. Дети под музыку входят в зал.

Ведущий :

Как красиво в нашем зале,

Что за праздник у ребят?

Солнце радостно играет.

И глаза у всех горят.

Почему зеленый листик

Вверх стремится там и тут?

Почему на ветках птицы

Звонко, весело поют ?

Почему в лесу зверятам

Нынче стало не до сна?

Потому, что наступила

Долгожданная Весна!

Ребята, нас Весна приглашает в гости на весеннюю полянку . Но, чтобы попасть на весеннюю полянку , надо пройти по узкой тропинке (канату) .

Вот мы и пришли на весеннюю полянку . Здесь живет веселое солнышко , оно всегда улыбается, почему? Да потому, что у него всегда много друзей. И мы споем про это песенку-хоровод «К нам опять пришла весна»

Для солнышка ребята приготовили стихи


Тут раздался гром и шум дождя, появилась Тучка.

Солнца мне совсем не нужно,

Спрячу где-нибудь в пути!

Пусть попробуют найти!

Дети просят не забирать Солнышко и исполняют песню «Туча по небу ходила»


А затем поиграли в игру «Дождик»


Вновь засияло Солнышко и дети спели песню «Солнечные зайчики»


исполнили веселый танец «Разноцветная игра»


Сигнал паровоза. Ребята занимайте скорее свои места, пора отправляться дальше, в гости к Весне.


Слышится пение птиц и появляется Весна.


Ведущий : Мы очень ждали тебя, Весна, и очень хотим рассказать о том, что мы знаем о тебе.


Хорошо в лесу гулять

Песни петь и отдыхать.

Все сюда ко мне идите,

В хороводе закружитесь!


Весна загадывала детям загадки, а на последнюю загадку :

Точки рыжие весной

На носу девчушки.

Называются они? Правильно …. ВЕСНУШКИ.

Девочки исполнили песенку «Веснушки»


Весело прошла игра «Собери букет Весне»


Ох, и весело у нас

Пора нам Всем пуститься в пляс.


Вам спасибо за веселье , вот, примите, угощенье,

Солнечные конфетки, угощайтесь, детки!

Чтоб скорее подрастали и все летом загорали!


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Слайд № 2)

Цели:

  • создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных в корне слове;
  • содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
  • воспитывать коммуникативную культуру.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер ; индивидуальная маркерная доска, карточки № 1, 2, 3 для всех учащихся, карточки для учащихся с высоким уровнем развития. Наглядность – подсказки, карточки-помощницы (карточки Знайкина Вовы для самопроверки заданий и Ошибкиной Дарьи для исправления ошибок).

Ход урока

I. Оргмомент

Учитель: Прозвенел весёлый звонок, начался долгожданный урок.

Дети друг другу: Думай, слушай, рассуждай и соседу помогай.

Вместе думать интересней. Хорошо, когда мы вместе.

II. Вводно-мотивационный этап

Учитель: Есть особо хитрый гласный. Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука… О каком гласном идет речь?

(Ответы детей)

Учитель: Сегодня у нас урок-тренинг по теме: “Правописание безударных гласных в корне слове”. К нам пришли 2 гостей – Знайкин Вова и Ошибкина Дарья. Знайкин Вова – мой и ваш помощник. Он приготовил карточки № 1, 2, 3 с заданиями для всех, карточки с заданиями № 1, 2, для тех, кто быстро справится с работой в учебнике и в тетради. Вы сверите свою самостоятельную работу с его и поставите себе отметку.

А Ошибкина Дарья очень хочет исправить свои ошибки и больше их не допускать. Ребята, давайте поможем Дарье Ошибкиной.

III. Актуализация знаний (Слайд № 3).

Учитель: Что ей нужно знать о безударных гласных звуках, чтобы верно обозначать их буквами?

(Ответы детей) Анализировать слова с целью выявления безударного гласного звука в корне слова, т.е. находить “опасные места”.

Надо уметь сопоставлять звуковую и буквенную запись слов.

Ставить орфографические задачи. Видеть смыслоразличительную функцию букв. Подбирать однокоренные или родственные слова. Ставить ударение.

Учитель:Я согласна с вашим мнением. Давайте проверим на примере.

Начнем с записи числа с[и]мнадцатое (се мна»дцатое – семь)

Безударный гласный звук в корне обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (фронтальная )

Учитель: Откройте учебник на стр. 82, упр. № 2. Прочитайте текст. Догадайтесь, какая проверка нужна в предложениях.

1) На ветках весело (?) расп[и]вали птицы. 2) Папа мне тихонько (?) подп[и]вал. 3) Таблетку я (?) зап[и]вал водой.

Спишите предложения, в скобках запишите проверочные слова.

1) На ветках весело (пе?ли) распе ва?ли птицы. 2) Папа мне тихонько (пел) подпе ва?л. 3) Таблетку я (пил) запи ва?л водой.

(Дифференцированное задание № 1 на карточке Знайкина Вовы для учащихся с высоким уровнем развитияпо выявлению смыслоразличительной функции букв).

Задание № 1. Сопоставь звуковую и буквенную запись слов, запиши слова.

М[и]чи- л[и]са- к[и]ты-

Проверка внутри группы учащихся с высоким уровнем развития и коллективно. (Слайд № 4, 5)

мя чи» – мяч ли са» – лис ки ты» – кит

ме чи» – меч ле са» – лес ко ты» – кот

Вывод: при проверке безударных гласных в корне слова нужно быть внимательным в выборе проверочных слов: это должны быть родственные слова, имеющие общую часть и близкие по значению.

РАБОТА В ТЕТРАДИ.

Учитель: Откройте тетрадь на стр. 12, упр. № 1. (Слайд № 6).

(Дети открывают тетрадь и читают стихи )

Я тетрадочку открою и наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь. С интересом я тружусь.

Коллективная работа (для учащихся среднего и низкого уровней).

Обозначьте в транскрипции “опасные места”. Подберите проверочные слова, запишите проверочное слово, потом сделайте буквенную запись.

Учитель: Алгоритм о нахождении “опасных мест” расскажите Ошибкиной Дарье. А теперь напомните друг другу в парах.

[бижал] бег–бе жа»л; [вална] во»лны–во лна»; [бал»шой»] бо»льше–бо льшо»й

[нач»ной»] ночь–но чно»й; [кр»ич»ал] крик–кри ча»л; [гр»ибы] гриб–гри бы»

Учащиеся высокого уровня, закончившие упражнение, самостоятельно выполняют задание Знайкина Вовы).

Учитель. Возьмите карточку 2. Прочитайте слово. Верните букву на место. Проверьте безударный гласный звук. Соедините слово с нужной буквой.

IV. Физминутка

Мы с тобой в машину сели. (Приседание).

И поехали, и поехали. (Дети “ведут” машину).

Карусели, карусели. (Имитация качелей – движение рук вправо, влево).

Мы с тобой в самолет сели. (Приседание).

И полетели, и полетели. (Развели руки в стороны – крылья самолета).

Летели, летели. (Учащиеся машут руками)

И тихо, тихо сели. (Ребята сели за парту).

V. Систематизация и обобщение знаний

Учитель: Какие безударные гласные звуки в корне встречались в словах?

Дети: В словах встречались звуки [и], [а]. (Слайд № 7).

Учитель: Какими буквами обозначали безударный гласный звук [а]?

Дети: Безударный гласный звук [а] обозначаем буквами А , О .

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (на маркерной индивидуальной доске):

Учитель: Возьмите карточку № 1. (Сдайд № 8).

ш[а]ги, г[а]ра, м[а]ря, с[а]ва

О а

Прочитайте задание. Обозначьте звук [а] буквами о , а . Выберите задание по цвету. Работа в 3 группах: 1 – выписывает слова с буквой о , 2 – с буквой а, 3 – с буквами о , а . Выполните задание на индивидуальной маркерной доске цветными маркерами. Для учащихся низкого уровня предлагаю подсказку.

САМОПРОВЕРКА. (Слайд № 9).

Учитель. Сверьте свою работу с образцом Знайки.

о

го» ры – го ра»

мо» ре – мо ря»

со» вы – со ва»

а

ша г – ша ги»

(Дети показывают маркерную доску. А остальные исправляют свои ошибки).

Вывод: Безударный гласный звук [а] обозначаем буквами о, а.

Учитель: Какими буквами обозначали безударный гласный звук [и]?

Дети: Безударный гласный звук [и] обозначаем буквами и , е, я . (Слайд 10).

Учитель. Возьмите карточку № 2.

р. ка, л. сты, цв. ты, р. ды,

я е и

Прочитайте задание. Обозначь звук [и] буквами я , е, и . Работа в 3 группах: 1 – выписывает слова с буквой я , вторая – с буквой е , третья – с буквой и . Учащиеся с высоким и средним уровнем развития по желанию выбирают слова с разными буквами. (Слайд № 11).

САМОПРОВЕРКА. (Слайд № 12).

Учитель: Сверьте свою работу с образцом Знайки.

Учитель. Вы сверили свою работу с образцом. Кто, верно, выполнил задание, тот ставит себе “пять”.

(Дети показывают маркерную доску). А остальные исправляют свои ошибки.

Вывод: Безударный гласный звук [и] обозначаем буквами и, е, я.

Учитель: Возьмите карточку № 3. Выполните задание самостоятельно, сверьте в парах. Прочитайте задание. Учительница Алла Ивановна проверила работу Ошибкиной Даши и нашла ошибки. Найди их, исправь, запиши верно.

А) Маряк–марка, соды – сода, осенний – осы, птинец–птица, снега–снежок

Коллективное исправление ошибок.

м[а]ряк – мо»ре – мо ря»к (Подбираю проверочное однокоренное слово мо «ре )

с[а]ды – сад – са ды» (Подбираю проверочное однокоренное слово сад )

[а]сенний – о»сень – о се»нний (Проверочное однокоренное слово о «сень )

птинец – птенчик – птенец (Проверочное родственное слово пте «нчик )

снега» – снег – сне га» (Проверочное родственное слово ставлю под ударение)

В) Прочитай группу слов. Впиши пропущенную букву. Подчеркни проверочные слова:

петно – пятнистый – пятна – пятнышко – петля

весит повис висим завис виснем

(Слайд № 13, 14). Исправляем ошибки : пя тно» – пя»тна пя»тнышко

ви си»т – пови»с зави»с ви»снет

VI. Итоги урока

Учитель. Мы помогли Ошибкиной Дарье. Она нам очень благодарна.

А мы благодарны Знайкину Вове за интересные задания, за помощь в проверке самостоятельных работ.

Учитель: С какой целью мы анализировали слова?

Дети: Мы определяли “опасное место”.

Дети: Мы сопоставляли звуковую и буквенную запись слов.

Дети: Доказывали смыслоразличительную функцию букв.

Учитель: Как мы проверяли безударный гласный в корне слова?

(Слайд № 15). Дети: Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударный гласный звук оказался под ударением.

VII. Рефлексия. Продолжи фразу:

Урок взволновал меня…

Урок заставил задуматься…

Выбери ту фигуру, которая соответствует твоему настроению и прикрепи на экране настроения.

Программные задачи: -формировать умение выражать эмоциональное содержание музыки в художественном образе;

— развивать познавательный интерес к звуковой действительности через музыкально-сенсорную культуру, вокально-хоровые навыки;

— воспитывать творческое отношение к разным видам музыкальной деятельности.

Материал и оборудование: декорации для оформления лесной и цветочной полян, музыкальный центр, аудиозаписи: инструментальной музыки, дождя, звуков леса, вальса «Голоса Весны» И. Штрауса, костюмы Весны, Лесной Феи, лесной птицы, медальоны для капелек, зверюшек, цветов, шапочки для лягушек, лучиков, обручи с цветами, музыкальные инструменты: ксилофон, металлофоны, колокольчики, треугольники, шумовые инструменты: султанчики из бумаги, орехи, бумага, барабан, конверт с письмом от Весны, графические схемы с изображениями эмоций (радость, спокойствие, гнев), волшебная палочка.

Действующие лица: Весна, Лесная Фея — взрослые, лесная птица, лучики — дети.

Предварительная работа: разучивание и проведение музыкально-дидактических игр, разучивание песен, стихов, танцевально-ритмических композиций, слушание звуков природы (дождь, ручей, капельки, пение птиц), показ иллюстраций, игра на музыкальных и шумовых инструментах.

Ход проведения музыкального развлечения

Звучит инструментальная музыка, дети заходят в зал и становятся полукругом.

Музыкальный руководитель (М.р .).

Что только есть прекрасного на свете,

Всё музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц,

И дождь, и ветер —

Про всё она нам может рассказать.

М. Сидорова

М.р. (подходит к детям-капелькам).

Дождевые капельки очень озорные

Любят веселиться, танцевать.

Будет весенний концерт на поляне,

Приглашаем Весну встречать!

Капельки, располагайтесь на поляне.

Дети-капельки садятся на стульчики, музыкальный руководитель подходит к детям-зверюшкам и детям-лягушкам.

М.р. Проснулись лесные зверюшки, озорные лягушки, прилетели весенние птицы. На весенний концерт надо торопиться! Эй, лесные зверюшки, озорные лягушки, вот ваша полянка! (Присаживаются на стульчики.)

Музыкальный руководитель обращается к детям-цветам, указывает на цветочную поляну.

М.р. Вот цветочная поляна, на ней появились первые весенние цветы: прекрасные подснежники, пролески, тюльпаны. Цветочки, ваша полянка самая солнечная!

Вас ждут чудеса. Вы хотите услышать волшебные звуки? (Да.) Они живут в волшебной стране, попасть в которую можно с помощью волшебной «угадайки». А поможет нам в этом игра.

Звучит инструментальная музыка, дети берут музыкальные и шумовые инструменты, располагаются на стульчиках.

Игра «Лесная фантазия»

М.р. Наступила весна! Солнышко стало ярким и тёплым, показались первые цветы, лесные зверюшки выбежали на полянку.

1-й ребёнок. Зайчата весело танцевали на весенней полянке. (Звучит ксилофон.)

2-й ребёнок. Проснулись медведи, вышли погулять из берлоги. (Шуршит бумага.)

3-й ребёнок. Лесные кабанчики резвились на солнечной полянке. (Слышен звук барабана.)

4-й ребёнок. Из дупла выскочили белочки и стали радостно стучать орешками. (Раздаётся стук орехов.)

5-й ребёнок. Первые подснежники распустились и запели песенки.

6-й и 7-й ребёнок . В лесу побежали голубые ручейки. (Звучит металлофон.)

8-й и 9-й ребёнок. Подул ветерок, зашуршали листики. (Слышен звук бумажного султанчика.)

10-й и 11-й ребёнок. Солнышко спряталось за тучи, пошёл первый весенний дождь. (Раздаются звуки треугольников.)

М.р. Но лесные зверюшки не испугались дождя, потому что он был тёплый, спокойный и ласковый.

Звучит аудиозапись звука дождя.

М.р. Теперь мы знаем, какие звуки живут в весеннем лесу, давайте назовём их. (Дети перечисляют.) Ребята, оставьте музыкальные инструменты на полянках и встречайте гостью. К нам спешит Лесная Фея, она расскажет весенние новости.

Звучит вальс «Голоса Весны» И. Штрауса.

На полянке появляется Лесная Фея и кружится.

Лесная Фея. Здравствуйте! Я — Лесная Фея, добрая волшебница.

Я давно хожу, ребята,

Слушать музыку в лесу!

И кузнечика, и дятла,

И пчелу, и стрекозу.

Перестуки, пересвисты…

И на ветках, и в кустах

Знаменитые артисты

В разных прячутся местах.

Т. Шорыгина

Песня «Лесная песенка» (сл. П. Качановой, муз. В. Витлина)

Лесная Фея .

Я в полдень слушаю капель:

Она журчит, как птичья трель.

Звучит хрустальным бубенцом,

Весёлым радостным гонцом!

Капель журчит, звенит, поёт,

Она ломает снег и лёд.

Большой сугроб ей нипочём,

Она бежит живым ручьём.

Т. Шорыгина

Песня «Солнечная капель» (сл. И. Вахрушевой, муз. С. Соснина)

Лесная Фея. Ребята, посмотрите, на полянке лежит конверт. От кого он? (Рассматривает его.) Это письмо от Весны! (Показывает детям.) Давайте прочитаем, что в нём написано. (Читает письмо.)

Волшебный лес, весенний лес,

Полон сказок и чудес!

Ручеёк волшебный зажурчал,

Солнышку привет сказал.

Птицы весело поют,

В гости вас зовут.

Т. Шорыгина

Давайте превратимся в ручеёк и отправимся по весеннему лесу, чтобы встретиться с Весной. У меня есть волшебная палочка, она нам поможет. Волшебная палочка, помоги, нас в ручеёк преврати.

Звучит инструментальная музыка. Дети берутся за руки, бегут «змейкой» по залу. Встречают дождевых капелек, те спорят между собой.

1-я капелька. Я самая ловкая и сильная капелька. Я быстрее тебя прилечу на землю. Только дождик начнётся, а я уже буду тебя в лужице дожидаться.

2-я капелька. Не задавайся! Посмотрим, кто из нас быстрее прилетит! Время покажет.

Лесная Фея. Пока вы спорили, прилетели другие капельки и хотят станцевать весёлый танец.

Танец «Озорные капельки»

Лесная Фея. Вот какие бывают капельки: весёлые, озорные, радостные. А какой бывает дождик? (Игривый, озорной, тихий, спокойный, сердитый, громкий.) Давайте превратимся в дождик. Волшебная палочка, помоги, нас в дождик преврати!

Игра «Дождик»

Детям предлагается превратиться в тихий, спокойный дождик — они хлопают в ладоши, имитируют его шум, произнося шёпотом: «Клёп-клёп-клёп».

Затем детям предлагается превратиться в радостный, озорной, весёлый дождик — они громко хлопают в ладоши, имитируют шум дождя, громко проговаривая: «Кляп-кляп-кляп».

Чтобы изобразить громкий, сердитый дождик, дети выполняют притопы, имитируют шум дождя, громко проговаривая: «Тёп-тёп-тёп».

Затем дети по ритмическому звуковому жесту музыкального руководителя (притоп или хлопок) воспроизводят шум сердитого, спокойного и весёлого дождика.

Музыкальный руководитель показывает детям графические схемы с изображением эмоций, просит соотнести изображённую эмоцию с музыкой.

Лесная Фея. Наше путешествие продолжается, ручеёк журчит, бежит по весеннему лесу навстречу Весне.

Звучит инструментальная музыка, дети бегут «ручейком», встречают лесную птицу.

Птица.

Вместе с юною Весной,

Мы спешили в край родной.

Злые вьюги летели,

Закружились, налетели.

Преградили путь Весне.

Дети, верите вы мне?

Т. Шорыгина

Дети. Верим!

Лесная Фея. Я знаю, как помочь Весне. У меня есть хорошие друзья — солнечные лучики. Они нам и помогут.

Дети-лучики надевают шапочки, читают стихи.

Лучики (вместе).

Мы весенние лучи!

Мы быстры и горячи!

1-й лучик .

Мчимся мы вперёд, как стрелы,

Быстро снег растопим белый.

2-й лучик.

Мы прогоним злую вьюгу,

Убежит от нас метель.

3-й лучик.

А сосульку — их подругу

Превратим легко в капель!

Т. Шорыгина

Песня «Снова весна идёт» (Т. Боровик )

Звучит инструментальная музыка, в зал входит Весна.

Весна.

Люблю, когда цветут сады

И зеленеют травы.

Скользят стрекозы у воды,

Шумят листвой дубравы!

Тогда я прикоснусь слегка

К бутону спящего цветка —

И по движению руки

Цветок раскроет лепестки.

Т. Шорыгина

Танец «Цветочная фантазия» (исполняют девочки-цветы)

Весна.

Музыканты — лесные таланты!

Выходите на поляну,

Веселите всех гостей!

Чтобы солнышко светило,

Чтобы было веселей!

Вы, лягушки-поскакушки,

Веселитесь до утра!

Солнышко смеётся!

Весна пришла!!!

Т. Шорыгина

Песня-танец «Весёлые лягушки» (Т. Боровик)

Весна . Ребята, какие звуки живут в весеннем лесу? (Звуки ручейка, пение птиц, звуки дождя, шелест листьев, стук орешков, кваканье лягушек, звуки капелек, шаги медведя, топот кабанчиков. )

Звучит инструментальная музыка.

Весна. Я не прощаюсь с вами! Я рада, что мы встретились в весеннем лесу.

Песня «Песня, солнышко и ты» (сл. Е. Приходько, муз. Е. Зарицкой)

Лесная Фея. Вот и закончилось наше путешествие в весенний лес. Мы узнали, где живут звуки, какие они, как звучат.

А. Смердова, Н. Кузнецова

Диктант. Пушок. У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом. Грамматическое задание В четвертом и пятом предложении подчеркнуть главные члены предложения. Диктант. Осенний лес. Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины. Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица. Грамматические задания 1. Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант 1- четвертое предложение; вариант 2- пятое предложение. 2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Диктант. В роще. Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных. Грамматическое задание В первом и во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения. Диктант. Зимние забавы. С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошком изо льда. У Тани получился хороший Дед Мороз. Всем было весело. Грамматические задания 1. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения. 2. Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные. Диктант. В лесу. Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики. Грамматические задания 1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки. 2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра. 3. Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом. Диктант. Зяблик. По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны. Грамматические задания 1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните. 2. Сделайте звуко- буквенный анализ слова (вариант 1 – снег, вариант 2 – лед). Диктант. Главный город. Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо. Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой. Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе. Грамматические задания 1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. 2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами. 3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете. Диктант. Друзья. Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями. Грамматические задания 1. Подчеркнуть имена собственные. 2. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены. 3. В первом предложении обозначить имена существительные. 4. Записать имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном лице. Диктант. Дети в лесу. Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок. Слова для справок: пора, кладет. Грамматические задания 1. Выпишите предлоги. Вариант 1: из первых трех предложений. Вариант 2: из последних трех предложений. 2. К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова. 3. В первом предложении над словами подпишите части речи. Диктант. Гроза. Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно! Грамматические задания 1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи. 2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова. 3. Разделите слова для переноса: Сильный, длинные, пыль. Диктант. Утро. Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золотые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.

Представленный конспект проведения праздника охватывает основное направление воспитательной работы: культурно-нравственное, патриотическое, гражданское, эстетическое, духовное; помогает ребятам расширять кругозор, развивать творческий потенциал, воспитывать чувство прекрасного. Подготовка и проведение подобных праздников и представлений воспитывает у детей чувство коллективизма, артистические способности, ответственность. Такую воспитательную работу можно проводить педагогам дополнительного образования, школьных и дошкольных учреждений, заместителям директора по воспитательной работе. Апробированный материал внес радость и успех среди детей, гордость родителей и педагогов за своих воспитанников, которым не чужды понятия: «красота», «любовь», «мир», «добро», «весна» и, конечно же, все рады долгожданному природы пробуждению.Представленный конспект проведения праздника охватывает основное направление воспитательной работы: культурно-нравственное, патриотическое, гражданское, эстетическое, духовное; помогает ребятам расширять кругозор, развивать творческий потенциал, воспитывать чувство прекрасного. Подготовка и проведение подобных праздников и представлений воспитывает у детей чувство коллективизма, артистические способности, ответственность. Такую воспитательную работу можно проводить педагогам дополнительного образования, школьных и дошкольных учреждений, заместителям директора по воспитательной работе. Апробированный материал внес радость и успех среди детей, гордость родителей и педагогов за своих воспитанников, которым не чужды понятия: «красота», «любовь», «мир», «добро», «весна» и, конечно же, все рады долгожданному природы пробуждению.

Конспект.docx

subject Текстом

image Картинками

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского (юношеского) технического творчества» «Пусть поют на ветках птицы» (Конспект праздника для детей образовательных учреждений) Подготовила: Середова Рамиля Альтафовна Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории.

г. Сарапул 2017г. Представленный конспект проведения праздника охватывает основное направление воспитательной работы: культурно­ нравственное, патриотическое, гражданское, эстетическое, духовное; помогает ребятам расширять кругозор, развивать творческий потенциал, воспитывать чувство прекрасного. Подготовка и проведение подобных праздников и представлений воспитывает у детей чувство коллективизма, артистические способности, ответственность. Такую воспитательную работу можно проводить педагогам дополнительного образования, школьных и дошкольных учреждений, заместителям директора по воспитательной работе. Апробированный материал внес радость и успех среди детей, гордость родителей и педагогов за своих воспитанников, которым не чужды понятия: «красота», «любовь», «мир», «добро», «весна» и, конечно же, все рады долгожданному природы пробуждению.

«Пусть поют на ветках птицы» Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам и природе в целом. Оформление и оборудование: Рисунки, иллюстрации, выставка поделок о природе и птицах, фонограммы голосов птиц. Форма проведения: Праздник. Ход мероприятия Звучит пение птиц, выходит педагог. Педагог: Дорогие ребята, а вы знаете, что 1 апреля уже почти век орнитологи всего мира отмечают как Международный день птиц. А как вы думаете, почему возник такой праздник? Выходит мальчик: Потому что в нынешнее время птицам требуется наша защита от нас же ­ людей Педагог: В давние времена наши предки, живя среди природы, смотрели совсем другими глазами на то, что их окружает. Сейчас мы утратили эти чувства, и многим ничего не стоит взять камень и убить птаху Мальчик: Или разорить гнездо, или ради спора поймать и замучить птицу. Педагог: А ведь природа – часть нас, и птицы нам не мстят за такое отношение, а как приносили пользу, так и приносят нам бесчеловечным людям. Мальчик: Я однажды услышал стихотворение Николая Заболоцкого. Оно надолго врезалось в мою память Педагог: Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится: На траве кровавой вздрагивала птица. Мальчик: Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо, А море без рыб – не море. Педагог: А земля без зверей – не земля. Люди – исполины, люди­ великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно. И должно быть сердце. Сердце человечье. Мальчик: Люди – человеки, страны и народы, Мы теперь навеки должники природы! Надо с этим долгом как­то расплатиться Педагог: Пусть расправит крылья раненая птица. Звучит фонограмма птичьего пения. Девочка выходит с поделкой голубя из бумаги. Девочка: Порой птиц наделяли чем­то сверхъестественным. Педагог: Да, птицы становились символами. Девочка: Голубь – символ мира. Белый голубь – символ мира­ Пролетит сквозь дым и тьму. В Будапеште и в Каире, В Пакистане и в Алжире Люди рады все ему. Педагог: Даже на нашем гербе великого русского государства изображен двуглавый орел­символ могущества. Выходит девочка: А у меня все птицы ассоциируются с миром на земле. Звучит песня о мире. Выбегают ребята с цветами, картинками, рисунками, поделками. Они обыгрывают свои слова. Мальчик: Мне нужен мир – тебе и мне, Девочка: И всем на свете детям. Мальчик: И должен мирным быть рассвет, Который завтра встретим. Девочка: Нам нужен мир, прекрасный мир, Полученный в наследство. Мальчик: Кому мешает этот мир, с цветами на опушке? Девочка: Кто в этот мир, прекрасный мир,

Нацелился из пушки? Мальчик: Я буду рад, ты будешь рад, и все мы будем рады, Все вместе: Когда исчезнут на земле все пушки и снаряды. .Девочка: Ты слышишь, друг, звенят ручьи. Мальчик: Поют на ветках птицы. Девочка: На замечательной земле нам повезло родиться. Мальчик: Так пусть она цветет всегда. Девочка: Пускай шумит садами. Все вместе: Пусть люди смотрят на нее влюбленными глазами. Звучит песнь жаворонка, и все замирают. Мальчик: Жаворонок. Значит, весна пришла. Педагог: Между небом и землей песня раздается. Неисходною струей громче, громче льется. Его называют певцом утра, певцом солнца, певцом радости. Девочка: В долине темный лес зардел, Он голосисто с вышины В долине пар белеет тонкий, Поет, на солнышке сверкая: И песню раннюю запел «Весна пришла к нам молодая, В лазури жаворонок звонкий. Я здесь пою приход весны!» Выходит Весна. Весна: Пусть это каждый год бывает, но он взволнован и польщен. Он снова первый открывает Весенний песенный сезон! Педагог: С Весной приходит и расцвет природы, и пение птиц. Они нас будят по утрам, и мы улыбаемся и первым лучам солнца, и первым трелям. Услышишь с утра птичью песню, и настроение поднимется, и день покажется таким чудным. А сегодня, особенно светит солнце. Весна: Среди моих пернатых множество птиц­певцов. Пение птиц можно сравнить лишь с весенним цветением растений. Цветы поражают бесчисленными оттенками красок, птицы­ разнообразием прелестных звуков.

Звучит фонограмма трели соловья. Все опять замирают. Весна: Маэстро ­ соловей. Мальчик: Какая чудная песня. Педагог: Еще в далекой древности люди некоторые заболевания лечили птичьим пением. Весна: Как прекрасен этот мир, посмотри и послушай. Педагог: Эй! Мальчишки! Эй! Девчонки! С неба льется птичья трель. Закружился праздник звонкий, Как смешная карусель. Девочка: Праздник продолжается: приглашаем всех ребят на конкурс рисунков «Птицы ­ целый мир!» Звучит музыка. Ведется экскурсия по выставке рисунков и поделок. Педагог: Птица живет очень быстро. Сердце человека бьется 70­ 80 раз в минуту, сердце воробья ­ 460 раз. Птичья кровь горячее чем у нас­ людей. При температуре 37,5 ты лежишь в постели, у тебя жар. А соловей с температурой 42 градуса дает концерты, дрозд с температурой 45 градусов, весело посвистывая, лепит свое гнездо. В горячем теле все совершается быстро. Мы перевариваем обед часами, птица ­ за несколько минут. В горячем теле все совершается быстро ­ и смерть приходит быстро. Так давайте, короткую жизнь птиц превратим в спокойную, добрую жизнь. Что для этого нужно делать? Мальчик: Строить дома птицам ­ это совсем несложно. Девочка: Кормить птичек. Пусть у каждого в портфеле лежат семена, чтобы в любой момент можно было покормить птицу. Мальчик: Не разорять гнезд. Девочка: Не бросать камни. Мальчик: Не ломать деревья, ведь на них птицы вьют гнезда. Девочка: Главное, никогда не причинять вред даже самой маленькой птичке. Педагог: Не трогайте ласточку

Как создать раскрывающийся список в Word | Small Business

Автор: Дэвид Видмарк Обновлено 12 апреля 2019 г.

Microsoft Word полезен не только для создания документов, но и для многих других задач. Если вам нужно получить отзывы от клиентов или сотрудников, вы можете использовать Word, чтобы упростить им ответы на ваши вопросы, включив раскрывающиеся списки. Вставьте столько полей, сколько хотите, чтобы ограничить ответы «да» или «нет» или ограничить их ответы указанными вами диапазонами, такими как «1–10», «11–20» или «Неприменимо».»

В Word есть два раскрывающихся списка. Раскрывающийся список позволяет читателю выбрать один из указанных вами вариантов. Поле со списком включает указанные вами ответы, но также дает читателю возможность ввести

Открытие инструментов разработчика

Чтобы вставить раскрывающийся список, сначала необходимо разблокировать инструменты разработчика Word.Microsoft Word 2010 и более поздние версии, включая Office 365 и Word 2019, поставляются с инструментами разработчика, но они не видны, пока вы их не разблокируете.Для доступа к инструментам разработчика:

  1. Запустить Word; щелкните вкладку «Файл», затем выберите «Параметры» в правом нижнем углу окна. Выберите «Настроить ленту» в окне «Параметры Word».
  2. Выберите «Основные вкладки», а затем установите флажок «Разработчик», чтобы включить инструменты разработчика.
  3. Нажмите «ОК».

Инструменты разработчика позволяют не только вставлять раскрывающиеся списки, вы также можете вставлять флажки, средства выбора даты и области управления текстом, в которые читатели могут вводить текст в указанном вами месте.

Создание шаблона на основе форм

Откройте новый документ в Word. Кроме того, вы можете найти шаблон, похожий на тот, который вы хотите создать, введя «шаблон формы» в строке поиска после нажатия «Файл», а затем «Создать».

Создать раскрывающийся список

После сохранения шаблона вставьте раскрывающийся список.

  1. Перейдите на вкладку «Разработчик», которая теперь отображается на ленте над страницей Word.
  2. Нажмите «Режим дизайна» в группе «Элементы управления», чтобы включить режим дизайна.Это позволяет вносить изменения в раскрывающийся список. Когда режим дизайна отключен, раскрывающийся список будет отображаться так, как он будет отображаться для вашего читателя.
  3. Выберите поле со списком или раскрывающийся список.
  4. Щелкните поле, которое вы только что добавили, а затем щелкните значок «Свойства» на ленте разработчика непосредственно в режиме конструктора.

В открывшемся окне свойств вы можете ввести название поля и изменить его внешний вид. Чтобы добавить варианты в поле для выбора читателями, нажмите кнопку «Добавить».Введите параметры, которые вы хотите отобразить, например «Да», «Нет» и «Не определился».

После того, как вы добавили свой выбор, вы можете изменить его, удалить или переместить вверх или вниз по списку по мере необходимости. Нажмите кнопку «ОК», когда закончите.

Если вы хотите внести какие-либо изменения в раскрывающийся список, просто выберите его в режиме разработчика и снова нажмите «Свойства».

Выберите «Управление содержимым не может быть удалено», чтобы читатели не могли удалить раскрывающийся список или его параметры.Не выбирайте опцию «Содержимое нельзя редактировать». Это не позволит читателям выбрать элемент в раскрывающемся списке.

Чтобы изменить текст инструкции, щелкните текущий текст, который по умолчанию читается как «Выберите элемент», и замените текст по желанию.

Перейдите на вкладку «Файл», выберите «Сохранить как», а затем выберите OneDrive или папку для сохранения шаблона. В параметрах «Тип файла» выберите «Шаблон Word (*.dotx)».

Проверка раскрывающегося списка

Чтобы проверить раскрывающийся список, сохраните шаблон как документ Word, нажав «Файл», «Сохранить как», а затем выбрав «Документ Word (*docx)» в окне «Сохранить как». Поле типа.

Щелкните раскрывающийся список, а затем выберите вариант, как это сделал бы один из ваших читателей; затем сохраните документ.

Если нужно внести изменения, откройте шаблон DOTX; измените его по мере необходимости, а затем сохраните. Затем сохраните копию как файл документа Word в формате DOCX и снова протестируйте ее.

Как создать зависимые выпадающие списки в документе Word?

Как создать зависимые выпадающие списки в документе Word?


Как показано на скриншоте слева, вам нужно ограничить выбор во втором раскрывающемся списке на основе параметра в первом раскрывающемся списке, как вы можете это сделать? В этой статье будет показан способ создания зависимых раскрывающихся списков в документе Word.

Создание зависимых раскрывающихся списков в Word с кодом VBA