Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Черная Грязь – читать
Черная Грязь [Глава 25]
Радищев. Краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига
– Здесь я видел также изрядный опыт самовластия дворянского над крестьянами. Проезжала тут свадьба. Но вместо радостного поезда и слез боязливой невесты, скоро в радость претвориться определенных, зрелись на челе определенных вступать в супружество печаль и уныние. Они друг друга ненавидят и властию господина своего влекутся на казнь, к алтарю отца всех благ, подателя нежных чувствований и веселий, зиждителя истинного блаженства, творца вселенный. И служитель его приимет исторгнутую властию клятву и утвердит брак! И сие назовется союзом божественным! И богохуление сие останется на пример другим! И неустройство сие в законе останется ненаказанным!.. Почто удивляться сему? Благословляет брак наемник; градодержатель, для охранения закона определенный, – дворянин.
Я тебе, читатель, позабыл сказать, что парнасский судья,[1] с которым я в Твери обедал в трактире, мне сделал подарок. Голова его над многим чем испытывала свои силы. Сколь опыты его были удачны, коли хочешь, суди сам; а мне скажи на ушко, каково тебе покажется. Если, читая, тебе захочется спать, то сложи книгу и усни. Береги ее для бессонницы.
СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ
Приятность вечера после жаркого летнего дня выгнала меня из моей кельи.
Стопы мои направил я за Невский монастырь и долго гулял в роще, позади его лежащей.[2] Солнце лицо свое уже сокрыло, но легкая завеса ночи едва-едва ли на синем своде была чувствительна.[3] Возвращался домой, я шел мимо Невского кладбища.
Пускай стихии, свирепствуя сложенно, разверзнут земную хлябь и поглотят великолепный сей град, откуда громкое твое пение раздавалося во все концы обширныя России; пускай яростный некий завоеватель истребит даже имя любезного твоего отечества: но доколе слово российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрешь.
Лестно, лестно так умрети. Но если кто умеет исчислить меру сего продолжения, если перст гадания назначит предел твоему имени, то не се ли вечность?.. Сие изрек я в восторге, остановись пред столпом, над тлением Ломоносова воздвигнутым. – Нет, не хладный камень сей повествует, что ты жил на славу имени российского, не может он сказать, что ты был. Творения твои да повествуют нам о том, житие твое да скажет, почто ты славен.
Где ты, о! возлюбленный мой! Где ты? Прииди беседовати со мною о великом муже. Прииди, да соплетем венец насадителю российского слова. Пускай другие, раболепствуя власти, превозносят хвалою силу и могущество. Мы воспоем песнь заслуге к обществу.
Михаило Васильевич Ломоносов родился в Холмогорах… Рожденный от человека, который не мог дать ему воспитания, дабы посредством оного понятие его изострилося и украсилося полезными и приятными знаниями; определенный по состоянию своему препровождать дни свои между людей, коих окружность мысленныя области не далее их ремесла простирается; сужденный делить время свое между рыбным промыслом и старанием получить мзду своего труда, – разум молодого Ломоносова не мог бы достигнуть той обширности, которую он приобрел, трудясь в испытании природы, ни глас его той сладости, которую он имел от обхождения чистых мусс. От воспитания в родительском доме он приял маловажное, но ключ учения: знание читать и писать, а от природы – любопытство. И се, природа, твое торжество. Алчное любопытство, вселенное тобою в души наши, стремится к познанию вещей; а кипящее сердце славолюбием не может терпеть пут, его стесняющих. Ревет оно, клокочет, стонет и, махом прерывая узы, летит стремглав (нет преткновения) к предлогу своему. Забыто все, один предлог в уме; им дышим, им живем.
Не выпуская из очей своих вожделенного предмета, юноша собирает познание вещей в слабейших ручьях протекшего наук источника до нижайших степеней общества. Чуждый руководства, столь нужного для ускорения в познаниях, он первую силу разума своего, память, острит и украшает тем, что бы рассудок его острить долженствовало. Сия тесная округа сведений, кои он мог приобресть на месте рождения своего, не могла усладить жаждущего духа, но паче возжгла в юноше непреодолимое к учению стремление. Блажен! что в возрасте, когда волнение страстей изводит нас впервые из нечувствительности, когда приближаемся степени возмужалости, стремление его обратилося к познанию вещей.
Подстрекаем науки алчбою, Ломоносов оставляет родительский дом; течет в престольный град, приходит в обитель иноческих мусс[5] и вмещается в число юношей, посвятивших себя учению свободных наук и слову божию. Преддверие учености есть познание языков; но представляется яко поле, тернием насажденное, и яко гора, строгим каменей усеянная. Глаз не находит тут приятности расположения, стопы путешественника – покойныя гладости на отдохновение, ни зеленеющегося убежища утомленному тут нет. Тако учащийся, приступив к неизвестному языку, поражается разными звуками. Гортань его необыкновенным журчанием исходящего из нее воздуха утомляется, и язык, новообразно извиваться принужденный, изнемогает. Разум тут цепенеет, рассудок без действия ослабевает, воображение теряет свое крылие; единая память бдит и острится и все излучины и отверстия свои наполняет образами неизвестных доселе звуков. При учении языков все отвратительно и тягостно.
Если бы не подкрепляла надежда, что, приучив слух свой к необыкновенности звуков и усвоив чуждые произношения, не откроются потом приятнейшие предметы, то неуповательно, восхотел ли бы кто вступить в столь строгий путь. Но, превзошед сии трудности, коликократно награждается постоянство в понесенных трудах. Новые представляются тогда естества виды, новая цепь воображений. Познанием чуждого языка становимся мы гражданами тоя области, где он употребляется, собеседуем с жившими за многие тысячи веков, усвояем их понятия: и всех народов и всех веков изобретения и мысли сочетаваем и приводим в единую связь.
Упорное прилежание в учении языков сделало Ломоносова согражданином Афин и Рима. И се наградилося его постоянство. Яко слепец, от чрева материя света не зревший, когда искусною глазоврачевателя рукою воссияет для него величество дневного светила, – быстрым взором протекает он все красоты природы, дивится ее разновидности и простоте. Все его пленяет, все поражает.
Он живее обыкших всегда во зрении очей чувствует ее изящности, восхищается и приходит в восторг. Тако Ломоносов, получивши сведение латинского и греческого языков, пожирал красоты древних витий и стихотворцев. С ними научался он чувствовать изящности природы; с ними научался познавать все уловки искусства, крыющегося всегда в одушевленных стихотворством видах, с ними научался изъявлять чувствия свои, давать тело мысли и душу бездыханному.
Если бы силы мои достаточны были, представил бы я, как постепенно великий муж водворял в понятие свое понятия чуждые, кои, преобразовавшись в душе его и разуме, в новом виде явилися в его творениях или родили совсем другие, уму человеческому доселе неведомые. Представил бы его, ищущего знания в древних рукописях своего училища и гоняющегося за видом учения везде, где казалося быть его хранилище. Часто обманут бывал в ожидании своем, но частым чтением церковных книг он основание положил к изящности своего слога, какое чтение он предлагает всем желающим приобрести искусство российского слова.
Скоро любопытство его щедро получило удовлетворение. Он ученик стал славного Вольфа.[6] Отрясая правила схоластики или паче заблуждения, преподанные ему в монашеских училищах, он твердые и ясные полагал степени к восхождению во храм любомудрия. Логика научила его рассуждать; математика верные делать заключения и убеждаться единою очевидностию; метафизика преподала ему гадательные истины, ведущие часто к заблуждению; физика и химия, к коим, может быть, ради изящности силы воображения прилежал отлично, ввели его в жертвенник природы и открыли ему ее таинства; металлургия и минералогия, яко последственницы предыдущих, привлекли на себя его внимание; и деятельно хотел Ломоносов познать правила, в оных науках руководствующие.
Изобилие плодов и произведений понудило людей менять их на таковые, в коих был недостаток. Сие произвело торговлю. Великие в меновном торгу затруднения побудили мыслить о знаках, всякое богатство и всякое имущество представляющих. Изобретены деньги. Злато и сребро, яко драгоценнейшие по совершенству своему металлы и доселе украшением служившие, преображены стали в знаки, всякое стяжание представляющие. И тогда только, поистине тогда возгорелась в сердце человеческом ненасытная сия и мерзительная страсть к богатствам, которая, яко пламень, вся пожирающи, усиливается, получая пищу.
Тогда, оставив первобытную свою простоту и природное свое упражнение, земледелие, человек предал живот свой свирепым волнам или, презрев глад и зной пустынный, претекал чрез оные в неведомые страны для снискания богатств и сокровищ. Тогда, презрев свет солнечный, живый нисходил в могилу и, расторгнув недра земная, прорывал себе нору, подобен земному гаду, ищущему в нощи свою пищу. Тако человек, сокрываясь в пропастях земных, искал блестящих металлов и сокращал пределы своея жизни наполовину, питаяся ядовитым дыханием паров, из земли исходящих.
Сего-то хотел познать Ломоносов деятельно и для исполнения своего намерения отправился в Фрейберх. Мне мнится, зрю его пришедшего к отверстию, чрез которое истекает исторгнутый из недр земных металл. Приемлет томное светило, определенное освещать его в ущелинах, куда солнечные лучи досязать не могут николи. Исполнил первый шаг; – что делаешь? – вопиет ему рассудок.
– Неужели отличила тебя природа своими дарованиями для того только, чтобы ты употреблял их на пагубу своея собратий? Что мыслишь, нисходя в сию пропасть?
Желаешь ли снискать вящее искусство извлекати сребро и злато? Или не ведаешь, какое в мире сотворили они зло? Или забыл завоевание Америки?.. Но нет, нисходи, познай подземные ухищрения человека и, возвратясь в отечество, имей довольно крепости духа подать совет зарыть и заровнять сии могилы, где тысящи в животе сущие погребаются.
Трепещущ нисходит в отверстие и скоро теряет из виду живоносное светило. Желал бы я последовать ему в подземном его путешествии, собрать его размышления и представить их в той связи и тем порядком, какими они в разуме его возрождалися. Картина его мыслей была бы для нас увеселительною и учебною. Проходя первый слой земли, источник всякого прозябения, подземный путешественник обрел его нисходственным с последующими, отличающимся от других паче всего своею плодоносною силою. Заключал, может быть, из того, что поверхность сия земная не из чего иного составлена, как из тления животных и прозябений, что плодородие ее, сила питательная и возобновительная, начало свое имеет в неразрушимых и первенственных частях всяческого бытия, которые, не переменяя своего существа, переменяют вид только свой, из сложения случайного рождающийся. Проходя далее, подземный путешественник зрел землю всегда расположенную слоями. В слоях находил иногда остатки животных, в морях живущих, находил остатки растении и заключать мог, что слоистое расположение земли начало свое имеет в наплавном положении вод и что воды, переселяяся из одного края земного шара к другому, давали земле тот вид, какой она в недрах своих представляет. Сие единовидное слоев расположение, терялся из его зрака, представляло иногда ему смешение многих разнородных слоев. Заключил из того, что свирепая стихия, огнь, проникнув в недра земные и встретив противуборствующую себе влагу, ярясь, мутила, трясла, валила и метала все, что ей упорствовать тщилося своим противодействием. Смутив и смешав разнородные, знойным своим дохновением возбудила в первобытностях металлов силу притяжательную и их соединила. Там узрел Ломоносов сии мертвые по себе сокровища в природном их виде, воспомянул алчбу и бедствие человеков и с сокрушенным сердцем оставил сие мрачное обиталище людской ненасытности.
Упражнялся в познании природы, он не оставил возлюбленного своего учения стихотворства. Еще в отечестве своем случай показал ему, что природа назначила его к величию, что в обыкновенной стезе шествия человеческого он скитаться не будет. Псалтирь, Симеоном Полоцким[7] в стихи преложенная, ему открыла о нем таинство природы, показала, что и он стихотворец. Беседуя с Горацием, Виргилием и другими древними писателями, он давно уже удостоверился, что стихотворение российское весьма было несродно благогласию и важности языка нашего. Читая немецких стихотворцев, он находил, что слог их был плавнее российского, что стопы в стихах были расположены по свойству языка их. И так он вознамерился сделать опыт сочинения новообразными стихами, поставив сперва российскому стихотворению правила, на благогласии нашего языка основанные. Сие исполнил он, написав оду на победу, одержанную российскими войсками над турками и татарами, и на взятие Хотина, которую из Марбурга он прислал в Академию наук.[8] Необыкновенность слога, сила выражения, изображения, едва не дышащие, изумили читающих сие новое произведение. И сие первородное чадо стремящегося воображения по непроложенному пути в доказательство с другими купно послужило, что когда народ направлен единожды к усовершенствованию, он ко славе идет не одной тропинкою, но многими стезями вдруг.
Сила воображения и живое чувствование не отвергают разыскания подробностей. Ломоносов, давая примеры благогласия, знал, что изящность слога основана на правилах, языку свойственных. Восхотел их извлечь из самого слова, не забывая, однако же, что обычай первый всегда подает в сочетании слов пример, и речения, из правила исходящие, обычаем становятся правильными. Раздробляя все части речи и сообразуя их с употреблением их, Ломоносов составил свою грамматику.[9] Но, не довольствуяся преподавать правила российского слова, он дает понятие о человеческом слове вообще яко благороднейшем по разуме даровании, данном человеку для сообщения своих мыслей. Се сокращение общей его грамматики: Слово представляет мысли; орудие слова есть голос; голос изменяется образованием или выговором; различное изменение голоса изображает различие мыслей; итак, слово есть изображение наших мыслей посредством образования голоса чрез органы, на то устроенные.
Поступая далее от сего основания, Ломоносов определяет неразделимые части слова, коих изображения называют буквами. Сложение нераздельных частей слова производит склады,[10] кои опричь образовательного различия голоса различаются еще так называемыми ударениями, на чем основывается стихосложение. Сопряжение складов производит речения, или знаменательные части слова. Сии изображают или вещь, или ее деяние. Изображение словесное вещи называется имя; изображение деяния – глагол. Для изображения же сношения вещей между собою и для сокращения их в речи служат другие части слова. Но первые суть необходимы и называться могут главными частями слова, а прочие служебными. Говоря о разных частях слова, Ломоносов находит, что некоторые из них имеют в себе отмены. Вещь может находиться в разных в рассуждении других вещей положениях. Изображение таковых положений и отношений именуется падежами. Деяние всякое располагается по времени; оттуда и глаголы расположены по временам, для изображения деяния, в какое время оное происходит. Наконец, Ломоносов говорит о сложении знаменательных частей слова, что производит речи.
Предпослав таковое философическое рассуждение о слове вообще, на самом естестве телесного нашего сложения основанном, Ломоносов преподает правила российского слова. И могут ли быть они посредственны, когда начертавший их разум водим был в грамматических терниях светильником остроумия? Не гнушайся, великий муж, сея хвалы. Между согражданами твоими не грамматика твоя одна соорудила тебе славу. Заслуги твои о российском слове суть многообразны; и ты почитаешися в малопритяжательном сем своем труде яко первым основателем истинных правил языка нашего и яко разыскателем естественного расположения всяческого слова. Твоя грамматика есть преддверие чтения твоея риторики,[11] а та и другая – руководительницы для осязания красот изречения творений твоих. Поступая в преподавании правил, Ломоносов вознамерился руководствовать согражданам своим в стезях тернистых Гелликона, показав им путь к красноречию, начертавая Правила риторики и поэзии. Но краткость его жизни допустила его из подъятого труда совершить одну только половину.
Человек, рожденный с нежными чувствами, одаренный сильным воображением, побуждаемый любочестием, исторгается из среды народный. Восходит на лобное место. Все взоры на него стремятся, все ожидают с нетерпением его произречения. Его же ожидает плескание рук или посмеяние, горшее самыя смерти. Как можно быть ему посредственным? Таков был Демосфен, таков был Цицерон; таков был Пит; таковы ныне Бурк, Фокс, Мирабо и другие.[12] Правила их речи почерпаемы в обстоятельствах, сладость изречения в их чувствах, сила доводов – в их остроумии.
Удивлялся толико отменным в слове мужам и раздробляя их речи, хладнокровные критики думали, что можно начертать правила остроумию и воображению, думали, что путь к прелестям проложить можно томными предписаниями. Сие есть начало риторики. Ломоносов, следуя, не замечая того, своему воображению, исправившемуся беседою с древними писателями, думал также, что может сообщить согражданам своим жар, душу его исполнявший. И хотя он тщетный в сем предприял труд, но примеры, приводимые им для подкрепления и объяснения его правил, могут несомненно руководствовать пускающемуся вслед славы, словесными науками стяжаемой.
Но если тщетный его был труд в преподавании правил тому, что более чувствовать должно, нежели твердить, – Ломоносов надежнейшие любящим российское слово оставил примеры в своих творениях. В них сосавшие уста сладости Цицероновы и Демосфеновы растворяются на велеречие. В них на каждой строке, на каждом препинании, на каждом слоге, почто не могу сказать при каждой букве, слышен стройный и согласный звон столь редкого, столь мало подражаемого, столь свойственного ему благогласия речи.
Прияв от природы право неоцененное действовать на своих современников, прияв от нее силу творения, поверженный в среду народный толщи, великий муж действует на оную, но и не в одинаком всегда направлении. Подобен силам естественным, действующим от средоточия, которые, простирая действие свое во все точки окружности, деятельность свою присну везде соделовают, – тако и Ломоносов, действуя на сограждан своих разнообразно, разнообразные отверзал общему уму стези на познания. Повлекши его за собою вослед, расплетая запутанный язык на велеречие и благогласие, не оставил его при тощем без мыслей источнике словесности. Воображению вещал: лети в беспредельность мечтаний и возможности, собери яркие цветы одушевленного и, вождаяся вкусом, украшай оными самую неосязательность. И се паки гремевшая на Олимпических играх Пиндарова труба возгласила хвалу всевышнего вослед псальмопевца.[13] На ней возвестил Ломоносов величие предвечного, восседающего на крыле ветренней, предшествуемого громом и молниею и в солнце являя смертным свою существенность, жизнь. Умеряя глас трубы Пиндаровой, на ней же он воспел бренность человека и близкий предел его понятий. В бездне миров беспредельной, как в морских волнах малейшая песчинка, как во льде, не тающем николи, искра едва блестящая, в свирепейшем вихре как прах тончайший, что есть разум человеческий? – Се ты, о Ломоносов, одежда моя тебя не сокроет.
Не завидую тебе, что, следуя общему обычаю ласкати царям, нередко недостойным не токмо похвалы, стройным гласом воспетой, но ниже гудочного бряцания, ты льстил похвалою в стихах Елисавете. И если бы можно было без уязвления истины и потомства, простил бы я то тебе ради признательныя твоея души ко благодеяниям. Но позавидует не могущий вослед тебе идти писатель оды, позавидует прелестной картине народного спокойствия и тишины, сей сильной ограды градов и сел, царств и царей утешения; позавидует бесчисленным красотам твоего слова; и если удастся когда-либо достигнуть непрерывного твоего в стихах благогласия, но доселе не удалося еще никому. И пускай удастся всякому превзойти тебя своим сладкопением, пускай потомкам нашим покажешься ты нестроен в мыслях, неизбыточен в существенности твоих стихов!.. Но воззри: в пространном ристалище, коего конца око не досязает, среди толпящейся многочисленности, на возглавии, впереди всех, се врата отверзающ к ристалищу се ты. Прославиться всяк может подвигами, но ты был первый. Самому всесильному нельзя отъять у тебя того, что дал. Родил он тебя прежде других, родил тебя в вожди, и слава твоя есть слава вождя. О! вы, доселе бесплодно трудившиеся над познанием существенности души и как сия действует на телесность нашу, се трудная вам предлежит задача на испытание. Вещайте, как душа действует на душу, какая есть связь между умами? Если знаем, как тело действует на тело прикосновением, поведайте, как неосязаемое действует на неосязаемое, производя вещественность; или какое между безвещественностей есть прикосновение. Что оно существует, то знаете. Но если ведаете, какое действие разум великого мужа имеет над общим разумом, то ведайте еще, что великий муж может родить великого мужа; и се венец твой победоносный.
О! Ломоносов, ты произвел Сумарокова.
Но если действие стихов Ломоносова могло размашистый сделать шаг в образовании стихотворческого понятия его современников, красноречие его чувствительного или явного ударения не сделало. Цветы, собранные им в Афинах и в Риме и столь удачно в словах его пресажденные, сила выражения Демосфенова, сладкоречив Цицероново; бесплодно употребленные, повержены еще во мраке будущего.[14] И кто? Он же, пресытившие обильным велеречием похвальных твоих слов, возгремит не твоим хотя слогом, но будет твой воспитанник.
Далеко ли время сие или близко, блудящий взор, скитался в неизвестности грядущего, не находит подножия остановиться. Но если мы непосредственного от витийства Ломоносова не находим отродия, действие его благогласия и звонкого препинания бесстопной речи было, однако же, всеобщее. Если не было ему последователя в витийстве гражданском, но на общий образ письма оно распространилося. Сравни то, что писано до Ломоносова, и то, что писано после его, – действие его прозы будет всем внятно.
Но не заблуждаем ли мы в нашем заключении? Задолго до Ломоносова находим в России красноречивых пастырей церкви, которые, возвещая слово божие пастве своей, ее учили и сами словом своим славилися. Правда, они были; но слог их не был слог российский. Они писали, как можно было писать до нашествия татар, до сообщения россиян с народами европейскими. Они писали языком славенским. Но ты, зревший самого Ломоносова и в творениях его поучаяся, может быть, велеречию, забвен мною не будешь. Когда российское воинство, поражая гордых оттоманов, превысило чаяние всех, на подвиги его взирающих оком равнодушным или завистливым, ты, призванный на торжественное благодарение богу браней, богу сил, о! ты, в восторге души твоей к Петру взывавший над гробницею его, да приидет зрети плода своего насаждения: «Восстани, Петр, восстани», когда очарованное тобою ухо очаровало по чреде око, когда казалося всем, что, приспевый ко гробу Петрову, воздвигнути его желаешь, силою высшею одаренный, тогда бы и я вещал к Ломоносову: зри, зри и здесь твое насаждение. Но если он слову мог тебя научить… В Платоне душа Платона, и да восхитит и увидит нас, тому учило его сердце.[15]
Чуждый раболепствования не токмо в том, что благоговение наше возбуждать может, но даже и в люблении нашем, мы, отдавая справедливость великому мужу, не возмним быти ему богом всезиждущим, не посвятим его истуканом на поклонение обществу и не будем пособниками в укоренении какого-либо предрассуждения или ложного заключения. Истина есть высшее для нас божество, и если бы всесильный восхотел изменить ее образ, являлся не в ней, лицо наше будет от него отвращение.
Следуя истине, не будем в Ломоносове искать великого дееписателя, не сравним его с Тацитом, Реналем или Робертсоном; не поставим его на степени Маркграфа или Ридигера, зане упражнялся в химии.[16] Если сия наука была ему любезна, если многие дни жития своего провел он в исследовании истин естественности, но шествие его было шествие последователя. Он скитался путями проложенными,[17] и в нечисленном богатстве природы не нашел он ни малейшия былинки, которой бы не зрели лучшие его очи, не соглядал он ниже грубейшия пружины в вещественности, которую бы не обнаружили его предшественники.
Ужели поставим его близ удостоившегося наилестнейщия надписи, которую человек низ изображения своего зреть может? Надпись, начертанная не ласкательством, но истиною, дерзающею на силу: _»Се исторгнувший гром с небеси и скиптр из руки царей»_.[18] За то ли Ломоносова близ его поставим, что преследовал электрической силе в ее действиях; что не отвращен был от исследования о ней, видя силою ее учителя своего пораженного смертно.[19] Ломоносов умел производить электрическую силу, умел отвращать удары грома, но Франклин в сей науке есть зодчий, а Ломоносов рукодел.
Но если Ломоносов не достиг великости в испытаниях природы, он действия ее великолепные описал нам слогом чистым и внятным. И хотя мы не находим в творениях его, до естественныя науки касающихся, изящного учителя естественности, найдем, однако же, учителя в слове и всегда достойный пример на последование.
Итак, отдавая справедливость великому мужу, поставляя имя Ломоносова в достойную его лучезарность, мы не ищем здесь вменить ему и то в достоинство, чего он не сделал или на что не действовал; или только, распложая неистовое слово, вождаемся исступлением и пристрастием. Цель наша не сия. Мы желаем показать, что в отношении российской словесности тот, кто путь ко храму славы проложил, есть первый виновник в приобретении славы, хотя бы он войти во храм не мог. Бакон Веруламский не достоин разве напоминовения, что мог токмо сказать, как можно размножать науки?[20] Не достойны разве признательности мужественные писатели, восстающие на губительство и всесилие для того, что не могли избавить человечества из оков и пленения? И мы не почтем Ломоносова для того, что не разумел правил позорищного стихотворения и томился в эпопеи, что чужд был в стихах чувствительности, что не всегда проницателен в суждениях и что в самых одах своих вмещал иногда более слов, нежели мыслей?
Но внемли: прежде начатия времен, когда не было бытию опоры и вся терялося в вечности и неизмеримости, все источнику сил возможно было, вся красота вселенный существовала в его мысли, но действия не было, не было начала. И се рука всемощная, толкнув вещественность в пространство, дала ей движение.
Солнце воссияло, луна прияла свет, и телеса, крутящиеся горе, образовалися.
Первый мах в творении всесилен был; вся чудесность мира, вся его красота суть только следствия. Вот как понимаю я действие великия души над душами современников или потомков; вот как понимаю действие разума над разумом. В стезе российской словесности Ломоносов есть первый. Беги, толпа завистливая, се потомство о нем судит, оно нелицемерно.
Но, любезный читатель, я с тобою закалякался… Вот уже Всесвятское…
Если я тебе не наскучил, то подожди меня у околицы, мы повидаемся на возвратном пути.[21] Теперь прости. – Ямщик, погоняй.
МОСКВА! МОСКВА!!!..
[1] Парнасский судья – то есть встреченный путешественником стихотворец, автор оды «Вольность».
[2] Озерки. (Прим. автора.)
[3] Июнь. (Прим. автора.)
[4] Присно – всегда.
[5] Обитель иноческих мусс – Славяно-греко-латинская академия в Москве.
[6] Вольф Христиан (1679–1754) – марбургский профессор, знаток естествознания и философии.
[7] Симеон Полоцкий (1629–1680) – русский поэт, драматург, Церковный деятель.
[8] «Ода на взятие Хотина» (1739) была написана Ломоносовым во Фрейберге (Саксония).
[9] Ломоносов составил первую научную «Российскую грамматику» (1757).
[10] Склады – слоги.
[11] Риторика – «Краткое руководство к красноречию» (1748).
[12] Пит (Питт) Старший Уильям (1708–1778), Бурк (Берк) Эдмунд (1730–1797), Фокс Чарлз Джемс (1749–1806) – известные английские политические деятели и ораторы; Мирабо Оноре-Габриель-Рикетти (1749–1791) – французский политический деятель, оратор.
[13] Пиндар (522–447 до н. э.) – греческий поэт, автор од в честь победителей на олимпийских играх. Радищев называет его последователем «Псальмопевца», то есть библейского царя Давида.
[14] Радищев хочет сказать, что в екатерининской России не может быть ораторов, не может развиться искусство красноречия, так как нет свободы слова.
[15] Здесь Радищев обращается к московскому митрополиту Платону (Левшину), сравнивает его с греческим философом Платоном и упоминает речь митрополита над гробницей Петра I, произнесенную в 1770 г. , по случаю победы русского флота над турками под Чесмой.
[16] Робертсон Уильям (1721–1793) – английский историк; Маркграф Андрей Сигизмунд (1709–1782) – немецкий химик; Ридигер (Рюдигер) Андрей (1673–1731) – немецкий философ-идеалист; возможно, Радищев имел в виду естествоиспытателя Рюдигера Христиана Фридриха (1760–1808). Зане – поскольку.
[17] Радищев ошибочно недооценивал заслуги Ломоносова в области химии.
[18] Надпись на портрете В. Франклина (1706–1790).
[19] Радищев говорит о гибели друга Ломоносова, физика Георга Вильгельма Рихмана (1711–1753), погибшего при проведении опытов с электричеством во время грозы.
[20] Бакон (Бэкон) Веруламский (1561–1626) – английский философ-материалист, положивший начало экспериментальному методу в науке.
[21] Трудно сказать, хотел ли Радищев в действительности продолжить книгу: заключительные строки главы «Клин» упоминают о состоявшемся возвращении путешественника.
Путешествие из Петербурга в Москву аудиокнига слушать онлайн knigiaudio.

3008
12.06.2019
08:06:03
Александр Радищев — Путешествие из Петербурга в Москву краткое содержание
Путешествие из Петербурга в Москву — описание и краткое содержание, исполнитель: Петр Коршунков, слушайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки knigiaudio.club
«Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) А.Н. Радищева и сегодня поражает читателя трезвостью взгляда на российскую действительность, проникновением в суть проблем общественной жизни, благородством позиции писателя-гуманиста. Радищев изображает современную ему русскую жизнь через призму идей французского Просвещения с его принципами свободы, справедливости, уважения к человеку.
Путешествие из Петербурга в Москву слушать онлайн бесплатно
Путешествие из Петербурга в Москву — слушать аудиокнигу онлайн бесплатно, автор Александр Радищев, исполнитель Петр Коршунков
Похожие аудиокниги на «Путешествие из Петербурга в Москву», Александр Радищев
Аудиокниги похожие на «Путешествие из Петербурга в Москву» слушать онлайн бесплатно полные версии.
Александр Радищев слушать все книги автора по порядку
Александр Радищев — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки knigiaudio.club
Александр Радищев — Путешествие из Петербурга в Москву отзывы
Отзывы слушателей о книге Путешествие из Петербурга в Москву, исполнитель: Петр Коршунков. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.
Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.
- 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний. Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
- 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
-
3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
- 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.
Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор knigiaudio.club.
«Путешествие из Петербурга в Москву»❤️
Радищев — рабства враг.
А. Пушкин
Александр Николаевич Радищев — первый русский революционер из дворян, писатель, провозгласивший в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» необходимость революции в ‘России против монархии и крепостного права. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа.
В мае 1790 года на прилавке одного из книжных магазинов столицы появилось произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Работа печаталась без указания автора, в ней с неслыханной для того времени смелостью и прямотой «безымянный путешественник» наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти.
Познакомившись с книгой, напуганная Екатерина II говорила о Радищеве (имя автора вскоре было установлено), что «это бунтовщик похуже Пугачева».
Александр Николаевич Радищев в то время стоял на высоте наиболее передовых идей своего времени, он был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительской философии, но книга «Путешествие из Петербурга в Москву», написанная на русской исторической почве, была кровно связана с русской действительностью последней трети XVIII века. В своей внутренней политике Екатерина II отстаивала прежде всего интересы дворянства, затем купечества. Имея в виду «Манифест о вольности дворянства», Радищев писал в «Путешествии из Петербурга в Москву», что «крестьянин в законе мертв». Действительно, подобными указами правительства крестьянин отдался в полное распоряжение помещика, порабощение крестьян становилось все более бесчеловечным. Не существовало никакого закона, определяющего размеры крестьянских повинностей — барщины и оброка. Именно об этом и говорит Радищев в главе «Любани». Встречаясь с крестьянином, путешественник удивлен, что тот работает в воскресенье:
«- Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?
— Нет, барин, я прямым крестом крещусь,- сказал он…- в неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…
— Как же ты успеваешь доставать хлеба, коли только праздник имеешь свободным?
— Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет».
После этого разговора путешественник грозно предупреждает крепостников:
«- Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».
Постепенно автор переходит к рассуждениям о себе и своем слуге Петрушке. Разве не так же несчастен его крепостной, кто дал власть одним людям над другими? «Закон!» Слезы гнева и стыда текут по лицу путешественника. Он серьезно задумался о несправедливости окружающего мира и ужаснулся пропасти, которая разверзлась между ним и крестьянами. Это в силах понять только совестливый человек, именно таким и предстает перед читателями автор-рассказчик. «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». А сам он очень за многое осуждает не только свой класс, но и себя. Радищев «взирает» на действительность взволнованным взором патриота, пламенного гражданина, страстно желающего счастья своей стране.
С каждой новой главой «Путешествия из Петербурга в Москву» перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является неприкрытым орудием классового угнетения. Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники-Помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное море страданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги.
В «Путешествии из Петербурга в Москву» «благополучных деревень» не существует. Время от времени на страницах мелькают положительные образы «добрых дворян». Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей.
Тема восстания народа, порабощенного крестьянства против «алчных зверей, пиявиц ненасытных» и «злодея злодеев всех лютейшего» — царя проходит через все произведение. Радищев оправдывает выступления крепостных против помещиков, более того, он призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием.
Несмотря на то, что произведение напечатано около двухсот лет назад, многие обвинения Радищева актуальны и в наше время. «И мы страну опустошения назовем блаженною… где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова?» Не про нас ли?!
Путешествие Александра Радищева из Петербурга в Москву
«Сочетая глубокую лингвистическую изощренность с завидным литературным стилем, Эндрю Кан и Ирина Рейфман, два самых уважаемых современных исследователя русской литературы, создали окончательный перевод классического революционного cri de cœur Радищева». – Дуглас Смит, автор книги Распутин: вера, сила и закат Романовых
‘Каждый человек рождается в этом мире равным любому другому.
Александр Радищев, Проезд из Петербурга в Москву (1790).
Эта строка открывает речь на суде над семьей крепостных, убивших своего хозяина в целях самообороны. Эта строка и другие утверждения о неравенстве, правах человека и социальной справедливости имеют решающее значение в произведении Александра Радищева «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву » (1790). Эти идеи делают этот рассказ-путеводитель и опередившим свое время в России произведением, изданным за семьдесят лет до Великих реформ 1860-х годов, и произведением вполне современным своему времени, ибо идеалы, выраженные сказителями Радищева, созвучны прогрессивным движениям 1790-е гг.Опытный государственный служащий, Радищев мог бы изложить свои позиции по аграрной реформе и крепостному праву в трактате или официальном отчете. Вместо этого он решил облечь свою радикальную критику в форму путешествия. Он опубликовал эту работу на ручном прессе с ужасными личными последствиями, ему грозил сначала арест, а затем ссылка. То, что могло быть взрывоопасным тогда — и что наиболее актуально сейчас, — это не политика Радищева в отношении крепостного права (он не предлагал ее в этой работе), а скорее аргументы в пользу прав человека, которые он поддерживает.
Титульный лист первого издания (Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия).
Восемнадцатый век был великим веком путешествий, реальных и вымышленных. Вымышленные путешествия обеспечили остраненный взгляд на верования, взгляды и обычаи как социально сконструированные. Хотя Просвещение в целом продвигало моральные универсалии, оно также релятивизировало социальные практики, и, переживая реальность на собственном опыте, путешественники антропологически комментировали различия в образах жизни вблизи и вдали; в центре внимания оказались диетические обычаи, брачные договоренности, сексуальные табу и права человека, признаки местных обычаев, которые демонстрировали различия и последовательность в применении общечеловеческих тенденций. Пионерской работой в области путешествий как сравнительной социальной науки были письма Монтескье на персидском языке ( Lettres persanes , 1721), и многие более поздние путешествия преподносили философские изыскания как приключения. В «Дополнении к путешествию на Бугенвиль » ( Supplement au voyage de Bougainville , 1796), шедевре Дени Дидро, рассматривается естественное состояние, в котором таитяне жили как общество в восемнадцатом веке. Полигамные семейные структуры были, естественно, коммунистическими в разделении собственности, в то время как колонизация чужаками вызывала болезни и бедность местного населения.Капитан Джеймс Кук, возможно, был героем-исследователем, но с другой точки зрения его поселенцы принесли разрушения. Сходным в использовании путешествий как средства социальной критики была книга Гийома Тома Рейналя « Философская и политическая история двух Индий » ( Histoire philosophique et politique des établissements et du commerce des Européens dans les deux Indes , 1770).
Рассказ о путешествиях, полный тирад против колониальной эксплуатации, недобросовестной торговой практики и восстаний рабов в Ост-Индии, Южной Америке и других местах, книга была запрещена во Франции в 1779 году и сожжена французским публичным палачом.Рейналь избежал ареста, отправившись сначала ко двору прусского Фридриха Великого, а затем в Санкт-Петербург, где Екатерина Великая оказала ему теплый прием. Книга Рейнала была той, что была у Радищева в библиотеке и из которой он цитировал.
Вымышленные путешествия предоставили остраненный взгляд на верования, взгляды и обычаи как социально сконструированные
Александр Радищев (неизвестный художник).
В своем рассказе о путешествиях Радищев следовал примеру других выдающихся европейских писателей, изображая общественные беды и проблемы управления, охватившие его страну; он использует смешанную форму, которая сочетает в себе новаторские рассказы, трактатные речи и аллегории таким образом, который является одновременно конкретным и универсальным, реалистичным и абстрактным, нацеленным на проблемы, которые существовали в одном месте, но могли произойти в любом обществе. Такова традиция, в которой следует читать Радищева « Путешествие из Петербурга ». Его путешествие проходит по настоящему почтовому маршруту, а сварливые начальники станций и недостаточное количество почтовых лошадей придают правдоподобие. Его герой предлагает взгляд со стороны на местные обычаи, и, подобно натуралисту Дидро на Таити, он особенно очарован обращением с женщинами, браками по расчету, сексуальной эксплуатацией и разрушительными действиями венерических болезней. И в манере Лоуренса Стерна (как и Николая Карамзина, чье произведение, возможно, читал Радищев), радищевский герой полон добродетели и слез.Готовность заплакать сейчас может показаться странной, но в литературном символизме восемнадцатого века плач был доказательством способности человека к сопереживанию. Эмпатия, по мнению наиболее важных социальных теоретиков того периода, таких как лорд Кеймс и Адам Смит, является основой естественной справедливости, которую общества должны попытаться закодировать в законе, если они хотят предотвратить разногласия и восстания, спровоцированные колониальной и внутренней эксплуатацией.
Но что побудило Радищева написать эту работу? Россия претерпела многочисленные реформы во время долгого правления Екатерины Великой.Однако в 1790 году Екатерину, справедливо или ошибочно, считали постаревшей и более уязвимой для придворных распрей и интриг. Кроме того, не было никакого прогресса в вопросе о крепостном праве, поскольку Французская революция вдохновила массовые народные движения в Европе и во всем мире. При некоторых отдельных землевладельцах положение крепостных улучшилось. Но для подавляющего большинства крепостных (а мы говорим о более чем 90 процентах населения Российской империи) экономические трудности были постоянными и не облегчались, усугубляемые другими социальными бедами, такими как принудительный призыв на военную службу и сексуальная эксплуатация — все темы, которые всплывают. в этой работе.
Запрещенная книга,
Путешествие Радикализм рассматривался как неявно революционный Екатерина II работы Александра Рослина
(1776-77, Эрмитаж).
Запрещенная книга, радикализм Путешествие рассматривался как неявно революционный. Но это спорно. Вместо этого радикализм Journey может быть лучше понят снова в контексте того времени. В отличие, например, от капитана Кука или Иосии Бэнкса, Радищев не писал о научных или исследовательских путешествиях.(Однако его письма из Сибири показывают, насколько наблюдателен он был в отношении местной флоры и фауны.) Его работа приближает его к книгам Томаса Пейна «Права человека » и «Философская и политическая история» Рейнала в том, что касается точки зрения, основанной на правах человека. и то, как русские крепостные представлены как равноправные члены общества, является одной из самых поразительных позиций, принятых в Путешествии . Жизни крестьян имеют значение не только из-за экономической эффективности, но и из-за естественной справедливости, аргумент, сделанный в речи дворянина, который оправдывает акты насилия самообороной в вышеупомянутом суде над двумя крепостными.
В этих строках, в то время, когда вопросы экономического равенства и расы поднимают заголовки в Соединенных Штатах и во всем мире, можно увидеть актуальность работы Радищева для нашего времени, особенно в переводе. В приведенной ниже речи используется знакомый словарь, отражающий ценности эпохи Просвещения, закрепленные в других современных документах, таких как Конституция США и Билль о правах США:
. «Человек, рассматриваемый, следовательно, вне общества, есть существо, ни от кого не зависящее в своих собственных поступках.Но он ограничивает их, соглашается не подчиняться одной своей воле и становится послушным приказам других людей, словом, становится гражданином. Ради чего он сдерживает свои желания? С какой целью он устанавливает власть над собой? Неограниченный в проявлении своей силы воли, почему он ограничивает ее послушанием? – Ради него самого, – говорит разум. – Ради себя, – говорит внутренний голос. – Ради него самого, – говорит мудрое законодательство. Отсюда следует, что там, где не в его интересах быть гражданином, там нет гражданина.Отсюда следует, что тот, кто хочет лишить его преимущества быть гражданином, является его врагом. Он ищет в законе защиты и возмездия против своего врага. Если закон либо не в силах его защитить, либо не желает этого, либо не в силах немедленно помочь ему в его теперешней беде, тогда гражданин пользуется своим естественным правом на защиту, сохранение, благополучие. Ибо гражданин, поскольку он стал гражданином, не перестает быть человеком, чья первая обязанность, вытекающая из его организма, состоит в сохранении, защите, благоденствии.
– Эндрю Кан и Ирина Рейфман
Текст этого сообщения впервые появился в блоге Columbia University Press в сентябре 2020 года.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Родственные
Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву Ирина Рейфман | Новый | 9780231185912
Сочетая глубокую лингвистическую изощренность с завидным литературным стилем, Эндрю Кан и Ирина Рейфман, два самых уважаемых современных исследователя русской литературы, создали окончательный перевод классического революционного cri de coeur Радищева. — Дуглас Смит, автор книги Распутин: Вера, власть и сумерки Романовых
Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву является выдающимся памятником мысли Просвещения в России. Выдающиеся ученые Ирина Рейфман и Эндрю Кан умело перевели архаичный, высокий стиль Радищева, чтобы усилить эмоциональный пафос и противопоставить официальную риторику реальности человеческих страданий. Тот факт, что эта важная работа снова доступна на английском языке, является поводом для радости.— Маркус К. Левитт, автор книги Визуальная доминанта в России восемнадцатого века. его стиль и в высшей степени резонирует с политическими и социальными тревогами нашего современности. Рейфман и Кан не могли найти лучшего времени, чтобы возродить классику Радищева в их удивительно ясном и читабельном переводе.— Люба Гольбурт, автор книги «Первая эпоха: восемнадцатый век и русское культурное воображение»
Это очень нужный и давно назревший новый перевод с очень информативным введением и полезными аннотациями влиятельной книги Радищева, мастерски выполненный двумя премьерами. специалисты по русской литературе XVIII в. Перевод сохраняет элементы идиосинкразического стиля Радищева, не звуча слишком архаично, что является заметным достижением. — Валерия Соболь, автор книги Febris Erotica: Тоска по любви в русском литературном воображении
Ценный взгляд на Россию в годы, предшествовавшие ее литературному возрождению в XIX веке.* Kirkus Reviews *
[Радищев] мастерски создает вымышленный рассказ о путешествиях, сочетая философию, поэзию и политические идеалы Просвещения в недвусмысленном осуждении крепостного права, цензуры и коррупции. . . Разнообразный, увлекательный и глубоко трогательный. . . Внимательный новый перевод Кана и Рейфмана является благом для англоязычных читателей. * Publishers Weekly *
Путешествие остается актуальным, поскольку в его обвинении фигурируют автор, рассказчик и читатель. . . Способность понять, откуда на самом деле берется наш хлеб насущный, изобретательность, чтобы изобрести идиому, чтобы выразить это, и мученичество быть сломленным государством в результате — это непреходящее наследие Александра Радищева Путешествие . * Times Literary Supplement *
[Эта книга] будет важным дополнением к курсам русской литературы и истории и европейского Просвещения. Но « Путешествие » Радищева также стоит прочесть всем, кто стремится сопоставить веру в доброту человечества с реальностью структурной несправедливости, которая является такой же основой современного американского общества, как и имперское российское общество в 1790 году. Рейфман и Кан сохранил странный, неестественный стиль Journey from St.Из Санкт-Петербурга в Москву , а также отразить жгучее моральное возмущение, которое послужило мотивом для его написания. * Harvard Review *
Увлекательное и занимательное чтение. * Книжные бредни Каггси *
Gale Apps — Технические трудности
Технические трудности
Приложение, к которому вы пытаетесь получить доступ, в настоящее время недоступно. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. Повторите попытку через несколько секунд.
Если проблемы с доступом сохраняются, обратитесь за помощью в наш отдел технической поддержки по телефону 1-800-877-4253. Еще раз спасибо, что выбрали Gale, обучающую компанию Cengage.
org.springframework.remoting.RemoteAccessException: невозможно получить доступ к удаленной службе [[email protected]]; вложенным исключением является Ice.Неизвестное исключение
unknown = «java.lang.IndexOutOfBoundsException: индекс 0 выходит за границы для длины 0
в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBounds(Preconditions.java:64)
в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.outOfBoundsCheckIndex(Preconditions.java:70)
в java.base/jdk.internal.util.Preconditions.checkIndex(Preconditions.java:248)
в java.base/java.util.Objects.checkIndex(Objects.java:372)
на Яве. база/java.util.ArrayList.get(ArrayList.java:458)
в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.populateSessionProperties(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:60)
в com.gale.blis.data.subscription.dao.LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.reQuery(LazyUserSessionDataLoaderStoredProcedure.java:53)
в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupEntitlementsManager.reinitializeUserGroupEntitlements(UserGroupEntitlementsManager.ява:30)
в com.gale.blis.data.model.session.UserGroupSessionManager.getUserGroupEntitlements(UserGroupSessionManager.java:17)
в com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getProductSubscriptionCriteria(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:244)
на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getSubscribedCrossSearchProductsForUser(CrossSearchProductContentModuleFetcher.
ява:71)
на com.gale.blis.api.authorize.contentmodulefetchers.CrossSearchProductContentModuleFetcher.getAvailableContentModulesForProduct(CrossSearchProductContentModuleFetcher.java:52)
на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.AbstractProductEntryAuthorizer.getContentModules(AbstractProductEntryAuthorizer.java:130)
на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.isAuthorized(CrossSearchProductEntryAuthorizer.ява:82)
на com.gale.blis.api.authorize.strategy.productentry.strategy.CrossSearchProductEntryAuthorizer.authorizeProductEntry(CrossSearchProductEntryAuthorizer.java:44)
на com.gale.blis.api.authorize.strategy.ProductEntryAuthorizer.authorize(ProductEntryAuthorizer.java:31)
в com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize_aroundBody0(BLISAuthorizationServiceImpl.java:57)
на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.
authorize_aroundBody1$advice(BLISAuthorizationServiceImpl.ява: 61)
на com.gale.blis.api.BLISAuthorizationServiceImpl.authorize(BLISAuthorizationServiceImpl.java:1)
на com.gale.blis.auth._AuthorizationServiceDisp._iceD_authorize(_AuthorizationServiceDisp.java:141)
в com.gale.blis.auth._AuthorizationServiceDisp._iceDispatch(_AuthorizationServiceDisp.java:359)
в IceInternal.Incoming.invoke(Incoming.java:209)
в Ice.ConnectionI.invokeAll(ConnectionI.java:2800)
на льду.ConnectionI.dispatch(ConnectionI.java:1385)
в Ice.ConnectionI.message(ConnectionI.java:1296)
в IceInternal.ThreadPool.run(ThreadPool.java:396)
в IceInternal.ThreadPool.access$500(ThreadPool.java:7)
в IceInternal.ThreadPool$EventHandlerThread.run(ThreadPool.java:765)
в java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:834)
»
org.
springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.convertIceAccessException(IceClientInterceptor.java:365)
org.springframework.remoting.ice.IceClientInterceptor.invoke(IceClientInterceptor.java:327)
org.springframework.remoting.ice.MonitoringIceProxyFactoryBean.invoke(MonitoringIceProxyFactoryBean.java:71)
org.springframework.aop.framework.ReflectiveMethodInvocation.proceed(ReflectiveMethodInvocation.java:186)
org.springframework.aop.framework.JdkDynamicAopProxy.invoke(JdkDynamicAopProxy.java:212)
com.sun.proxy.$Proxy131.authorize(Неизвестный источник)
com.gale.auth.service.BlisService.getAuthorizationResponse(BlisService.java:61)
com.gale.apps.service.impl.MetadataResolverService.resolveMetadata(MetadataResolverService.java:65)
com.gale.apps.controllers.DiscoveryController.resolveDocument(DiscoveryController.java:57)
ком.gale.apps.controllers.DocumentController.redirectToDocument(DocumentController.java:22)
jdk.internal.reflect.GeneratedMethodAccessor252.invoke (неизвестный источник)
java.
base/jdk.internal.reflect.DelegatingMethodAccessorImpl.invoke(DelegatingMethodAccessorImpl.java:43)
java.base/java.lang.reflect.Method.invoke(Method.java:566)
org.springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.doInvoke(InvocableHandlerMethod.ява: 215)
org.springframework.web.method.support.InvocableHandlerMethod.invokeForRequest(InvocableHandlerMethod.java:142)
org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.ServletInvocableHandlerMethod.invokeAndHandle(ServletInvocableHandlerMethod.java:102)
org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.invokeHandlerMethod (RequestMappingHandlerAdapter.java:895)
org.springframework.web.servlet.mvc.method.annotation.RequestMappingHandlerAdapter.handleInternal (RequestMappingHandlerAdapter.java:800)
org.springframework.web.servlet.mvc.method.AbstractHandlerMethodAdapter.handle(AbstractHandlerMethodAdapter.java:87)
org.springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doDispatch(DispatcherServlet.java:1038)
org.
springframework.web.servlet.DispatcherServlet.doService(DispatcherServlet.java:942)
орг.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.processRequest(FrameworkServlet.java:998)
org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.doGet(FrameworkServlet.java:890)
javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:626)
org.springframework.web.servlet.FrameworkServlet.service(FrameworkServlet.java:875)
javax.servlet.http.HttpServlet.service(HttpServlet.java:733)
орг.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:227)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.apache.tomcat.websocket.server.WsFilter.doFilter(WsFilter.java:53)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.ява: 162)
org.apache.catalina.filters.HttpHeaderSecurityFilter.doFilter(HttpHeaderSecurityFilter.
java:126)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.springframework.web.servlet.resource.ResourceUrlEncodingFilter.doFilter(ResourceUrlEncodingFilter.java:63)
орг.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:101)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:101)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.
ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:101)
орг.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:130)
org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.access$000(ErrorPageFilter.java:66)
org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter$1.doFilterInternal(ErrorPageFilter.java:105)
org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:107)
org.springframework.boot.web.servlet.support.ErrorPageFilter.doFilter(ErrorPageFilter.java:123)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.
ява: 162)
org.springframework.boot.actuate.web.trace.servlet.HttpTraceFilter.doFilterInternal(HttpTraceFilter.java:90)
org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:107)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
орг.springframework.web.filter.RequestContextFilter.doFilterInternal (RequestContextFilter.java: 99)
org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:107)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.springframework.web.filter.FormContentFilter.doFilterInternal (FormContentFilter.java: 92)
org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:107)
org.apache.catalina.core.
ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.springframework.web.filter.HiddenHttpMethodFilter.doFilterInternal (HiddenHttpMethodFilter.ява:93)
org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:107)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.springframework.boot.actuate.metrics.web.servlet.WebMvcMetricsFilter.filterAndRecordMetrics(WebMvcMetricsFilter.java:154)
орг.springframework.boot.actuate.metrics.web.servlet.WebMvcMetricsFilter.filterAndRecordMetrics(WebMvcMetricsFilter.java:122)
org.springframework.boot.actuate.metrics.web.servlet.WebMvcMetricsFilter.doFilterInternal(WebMvcMetricsFilter.java:107)
org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.
java:107)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
орг.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.springframework.web.filter.CharacterEncodingFilter.doFilterInternal (CharacterEncodingFilter.java:200)
org.springframework.web.filter.OncePerRequestFilter.doFilter(OncePerRequestFilter.java:107)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.internalDoFilter(ApplicationFilterChain.java:189)
org.apache.catalina.core.ApplicationFilterChain.doFilter(ApplicationFilterChain.java:162)
org.apache.catalina.core.StandardWrapperValve.invoke(StandardWrapperValve.java:202)
org.apache.catalina.core.StandardContextValve.invoke(StandardContextValve.java:97)
org.apache.catalina.authenticator.AuthenticatorBase.invoke(AuthenticatorBase.java:542)
org.apache.catalina.core.StandardHostValve.invoke(StandardHostValve.java:143)
org.apache.каталина.клапаны.ErrorReportValve.invoke(ErrorReportValve.java:92)
org.
apache.catalina.valves.AbstractAccessLogValve.invoke(AbstractAccessLogValve.java:687)
org.apache.catalina.core.StandardEngineValve.invoke(StandardEngineValve.java:78)
org.apache.catalina.connector.CoyoteAdapter.service(CoyoteAdapter.java:357)
org.apache.coyote.http11.Http11Processor.service(Http11Processor.java:374)
орг.apache.койот.AbstractProcessorLight.process(AbstractProcessorLight.java:65)
org.apache.coyote.AbstractProtocol$ConnectionHandler.process(AbstractProtocol.java:893)
org.apache.tomcat.util.net.NioEndpoint$SocketProcessor.doRun(NioEndpoint.java:1707)
org.apache.tomcat.util.net.SocketProcessorBase.run(SocketProcessorBase.java:49)
java.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor.runWorker(ThreadPoolExecutor.java:1128)
Джава.base/java.util.concurrent.ThreadPoolExecutor$Worker.run(ThreadPoolExecutor.java:628)
org.apache.tomcat.util.threads.TaskThread$WrappingRunnable.run(TaskThread.java:61)
java.base/java.lang.Thread.run(Thread.java:834)
Россия взаимодействует с миром — NYPL
Внешняя политика Екатерины также ставила ее в
великие монархи века, все из которых считали расширение
центральная обязанность. При содействии способных государственных деятелей и полководцев
императрица успешно провела две турецкие войны; как результат,
Россия вышла к своим «естественным» границам на юге
и на Черном море. Однако высокие налоги и военные
вербовка, которая неизбежно сопровождала военные действия, привела к
широко распространенное недовольство среди низших слоев общества. Более амбициозный
и наверное безрассудным был греческий проект императрицы
заменить старую Византийскую империю, которая была разрушена
в 1453 году турками-османами.Планы призвали Россию позировать
как защитник православных освободил Балканы и
Константинополь от мусульманского правления и установить новую греческую
Империя, не входящая в состав Российской империи, но возглавляемая Екатериной
заботливо названный внук, Константин Павлович (Константин)
(1779–1831).
Императрица была дерзкой,
но другие европейские государства не допустили бы такой экспансии
могущества и территории России.
Другой внешнеполитический удар Екатерины, в Польшу,
был взят совместно с Австрией и Пруссией. Польша лежала
посреди этих трех держав и в 18 в.
страдал от множества проблем, связанных с избранием
(а не наследственный) король, капризная знать и
многонациональное, поликонфессиональное население.В 1772 году на
под предлогом, три державы вмешались и захватили оккупированную территорию
одной трети населения Польши. Программа реформ
на принципах Просвещения встали на свои места и завершились
в Конституции от 3 мая 1791 г., но соседи Польши
не были заинтересованы в ее выздоровлении. Несмотря на восстание, два
другие разделы, в 1793 и 1795 годах, разделили Польшу на части,
и страна не восстановит свою независимость до 1918 года.
В дополнение к философам, кредитам Екатерины
для внутренних и внешних политических триумфов мужчины и женщины
эпохи Просвещения также признали ее лидерство в культурной
дела. Она пренебрегала правилами цензуры и свободой публикации.
позволили искусству расцвести. Сама императрица писала пьесы,
басни, мемуары, журнальные статьи, история Киевской Руси,
и бесчисленные письма к философам ; она дала понять, что
она читала стихи и прозу, появлявшиеся в печати, и поощряла
публичный диалог с авторами о литературно-политической
вопросы дня.В екатерининское царствование Михаил Херасков
(1733–1807) написал первый в России национальный эпос;
Николай Новиков (1744–1818) учредил частную книгу.
торговля; и стихи Гавриила Державина (1743–1816)
и рассказы Николая Карамзина (1766–1826) легли
основы золотых веков поэзии и прозы, которые
сделали русскую культуру столь знаменитой в 19 веке.
На протяжении 18-го и вплоть до 19-го века возрастало
размера, военной мощи и уровня цивилизации русского
Империя резко контрастировала с язвой крепостничества. Крестьянин
восстания происходили с постоянством во всех человеческих
истории, но самый крупный из когда-либо зарегистрированных разразился в России
в 1773 году. В том же году неграмотный старообрядец и армия
перебежчик, казак Эмильян Пугачев (ок.1742–1775),
утверждал, что он был низложенным Петром III (годы правления 1761–1762), установленным
суд, издал указы о прекращении податей и военной службы,
и призывал к истреблению чиновников и помещиков.
Орда городских и сельских рабочих, меньшинств, дезертиров,
и религиозные диссиденты отстали от Пугачева; они убили
3000 чиновников и 2500 дворян, выпотрошили 400 поместий, воспалили
Восток и Юг России и угрожали городу Москве.Так как
как обычно, лучше обученная и оснащенная армия безжалостно подавляла
восстание, но народный гнев остался. В 1790 году Александр
Радищев (1749–1802) написал Путешествие из Петербурга.
в Москву , в котором порицал пороки крепостного права, умолял
императрица, чтобы положить конец бесчеловечности, подняла призрак
новое восстание пугачевского типа, и резко указал, что
Просвещение, которым так гордилась Екатерина, было лишь видимостью
и что Россия останется варварской до освобождения и
было осуществлено верховенство закона.
Императрица, напуганная французами
Революция, только что разразившаяся, отказалась от своей либеральной
политики и приговорила Радищева к смертной казни, хотя позже
сократил приговор.
Тень Французской революции нависла над последними годами царствования Екатерины, особенно обезглавливание Людовика XVI (годы правления 1774–1792) и убийство шведского Король Густав III (р.1771–92). Рвение Екатерины ибо реформа закончилась; она занималась политической цензурой; она разрешил «фаворитам» вести политику; она больше не позаботился об общении со своей публикой. Она умерла в 1796 году.
Мемориальная доска Александру Радищеву, Санкт-Петербург
Александр Радищев (1749-1802) принадлежит к великим истокам русской литературы, мысли и гражданственности. Из шаткого пути, по которому он шел (и ехал), вытекает так много, что почти невозможно начать рисовать схемы того, кого и что он породил. Я имею в виду, что вы можете это сделать, но рассчитывайте на неделю работы. Скажу только, что для меня Радищев своим трудом и своим примером заложил основу для Алексея Навального, Юрия Дмитриева и Pussy Riot, чтобы просто вытащить из шляпы некоторых моих современников. Другими словами, работа Радищева не сделана. Это никогда не будет сделано, осмелюсь сказать я без радости в голосе.Русский человек, противостоящий дурной власти, коррупции и преступности, всегда — повторяю, всегда — будет идти по одинокой дороге. Они всегда будут похожи на плохую, заезженную пластинку, идя по тем же дорожкам, издавая те же звуки, те же шорохи, скрипы и тиканье, что и все до них. Это не означает, что их труд бессмыслен или бесполезен, но это означает, что это чертовски трудный путь к мотыге.
Радищев был довольно поразительно просвещенным человеком, чему отчасти способствовала его учеба в течение нескольких лет в Германии. Но, как и почти все русские интеллигенты, он был человеком парадоксальных взглядов. Сначала он был недоволен тем, что Екатерина Великая принесла в Россию немецкие обычаи, но в конечном итоге его сформировало его немецкое образование, которое поставило его на путь столкновения, из всех людей, с Екатериной, родившейся в Германии. Не для такого блога мне вдаваться во все тонкости этого человека, его воспитания и общества, в котором он жил, поэтому я просто удовольствуюсь тем, что книга Радищева « Путешествие изПетербурга в Москву вместе с несколькими его философскими сочинениями (например, О человеке, его смертности, его бессмертии ) более чем достаточно, чтобы оправдать его высокое место в русской литературе и культуре. Не кто иной, как Александр Пушкин, был настолько очарован Путешествием , что у него были нереализованные мысли написать продолжение. На самом деле, эта 230-летняя книга была настолько своевременной, что многие хотели написать ее продолжение, а некоторые даже написали.
Никто и близко не приблизился к достижению с Радищевым.
Признаюсь, однажды у меня были высокомерные мысли написать продолжение. Мы с женой Оксаной много лет назад отправились в путь из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Пока мы собирались, я схватил небольшой блокнот и собирался что-то записывать. Ты издеваешься?!? До сих пор не знаю, как мы пережили эту поездку. Мы думали, что добраться туда было адом — вместо восьми или около того часов, которые мы ожидали, это был 11 или 12-часовой путь, который включал в себя исчезающие участки дороги, местную полицию, выпрашивающую взятки, и отчаянное чувство, что конец поездки будет никогда не приходи.Мало ли мы знали, что это была хорошая часть поездки. Обратный этап, тот же, что и Радищев, из Санкт-Петербурга в Москву, занял у нас более суток, наша машина продиралась через грязь, подпрыгивая на бетонных плитах, наскоро брошенных вниз, чтобы машины не канули в лету, чуть не умерли от голода. потому что негде было поесть, а потом неожиданно проспал несколько часов в квадратном придорожном мотеле, потому что наши глаза настолько затуманились, что мы уже не могли разглядеть ночную «дорогу»… К этому времени я уже давно отказался от любых мыслей о писать бессмысленное продолжение Путешествие , все, что я хотел сделать, это забыть это испытание навсегда.
Снимаю шляпу перед Радищевом, он недвусмысленно описал убожество, бесцивилизованность, нищету и ужас, безгранично растянувшиеся между «двумя русскими столицами» в конце XVIII века. Поверьте, особой разницы во всем опыте в начале 20 века не было.
Радищев заслужил мое и чужое неугасимое восхищение своим разоблачением убогой природы екатерининской России. Но он также вызвал гнев самой Екатерины, которая в 1790 году арестовала Радищева и приговорила его к смертной казни за его дерзость.Позже она сжалилась над ним и отправила его в Сибирь, видимо, надеясь, что невозможное путешествие на восток убьет его. Это путешествие было настолько плохим, что его друг Александр Воронцов заступился за Радищева и убедил Екатерину вернуть его в Москву, прежде чем он достигнет конечного пункта назначения. Но она согласилась не для того, чтобы, как можно было подумать, облегчить ему наказание, а для того, чтобы снова отправить его в Сибирь, хотя и на несколько лучших условиях.
Российские лидеры, родившиеся в Германии или нет, похоже, разделяют то же желание мучить и унижать любого, кто не согласен с ними во взглядах.
В последние годы жизни писателю почти не улыбалась фортуна. Была короткая передышка, когда Екатерина умерла, и новый царь Павел разрешил Радищеву вернуться из Сибири в Москву, более или менее под домашним арестом. Когда Александр сменил своего отца Павла (разумеется, убив его), он думал привлечь Радищева к написанию нового, либерализованного свода законов для России, но он, царь, скорее всего, никогда не относился к этому серьезно, и усилия Радищева попал в глухие уши. Разочарованный и безнадежный, Радищев покончил жизнь самоубийством в 1802 году путем самоотравления.
Не отсюда ли Владимиру Путину пришло в голову предположить, что Алексей Навальный отравился российским государственным препаратом «Новичок» в 2020 году?
Величественное здание, которое вы видите на этих фотографиях, — это величественное здание, в котором Радищев жил в Санкт-Петербурге до своего первого ареста в 1790 году. Текст на мемориальной доске гласит:
В этом доме с 1775 по 1790 год жил выдающийся писатель-революционер Александр Николаевич Радищев. Здесь он напечатал на собственной типографии книгу « Путешествие из Санкт-Петербурга».Петербурга в Москву.
В наши дни улица носит имя французского революционера Жана-Поля Марата. Однако, когда здесь жил Радищев, официально улица называлась Ул. Преображенской полковой (ул. Преображенского полка). Но в этом есть загвоздка, ибо улица в просторечии, по-видимому, называлась Грязной улицей. Русская Википедия оставляет нас в неведении относительно того, почему люди назвали улицу так – «», этимология этого названия неясна, ибо, конечно, она была не грязнее других .
Если вам интересно, я писал о Радищеве в другом месте на этом сайте — о доме, в котором писатель якобы жил недолго в Томске, когда направлялся в сибирскую ссылку в 1791 году.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Родственные
Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву — Ирина Рейфман; Эндрю Кан; Александр Радищев;
Варианты поставки
Все указанные сроки доставки являются средними и не могут быть гарантированы. Они должны быть добавлены ко времени сообщения о доступности, чтобы определить, когда товары будут доставлены. Во время оформления заказа мы сообщим вам предполагаемую дату доставки.
Местоположение | 1-я книга | Каждая дополнительная книга | Среднее время доставки |
Бесплатная стандартная доставка по Великобритании для заказов на сумму более 25 фунтов стерлингов (2-й класс) | 3-5 дней | ||
Стандартная доставка по Великобритании (2-й класс) | 2 фунта стерлингов.99 | 0,00 фунтов стерлингов | 3-5 дней |
Доставка 1-го класса по Великобритании | 3,99 фунтов стерлингов | 0,00 фунтов стерлингов | 2-3 дня |
Нажми и собери /
|
Бесплатно | Бесплатно | «Нажми и забери» и «Доставка в магазин» доступны для всех наших магазинов.![]() Пожалуйста, дождитесь электронного письма с подтверждением прибытия заказа, прежде чем отправляться за ним. |
Курьер по Великобритании* | 7,95 фунтов стерлингов | 0,00 фунтов стерлингов | 1 рабочий день |
Авиапочта Западной Европы** | 9,00 фунтов стерлингов | 1,00 фунта стерлингов | 7-8 дней |
Авиапочта остального мира*** | 12 фунтов стерлингов.50 | 1,00 фунта стерлингов | 7-10 дней |
* По вопросам курьерской службы обращайтесь в магазин Charing Cross Road
** Включает Австрию, Бельгию, Кипр, Чехию, Францию, Германию, Грецию, Ирландию, Италию, Люксембург, Мальту, Нидерланды, Португалию, Испанию, Швецию, Швейцарию
*** В настоящее время мы не можем осуществить доставку в следующие страны: Афганистан, Бангладеш, Гана, Ирак, Ливан, Макао, Пакистан, Пуэрто-Рико, Сен-Бартелеми, Турция, Узбекистан, Виргинские острова США
Для товаров, поставляемых за пределы Соединенного Королевства, грузополучатель (т. е. лицо, которому направляется груз) будет декларантом и импортером в страну, для которой предназначен груз.Грузополучатель будет нести ответственность как за таможенное оформление, так и за уплату таможенных пошлин и местных налогов, если это необходимо.
Таможенные сборы — если вы заказываете товары с доставкой за пределы Великобритании, обратите внимание, что ваша партия может облагаться НДС (налогом на добавленную стоимость), другими налогами, таможенными пошлинами и/или сборами, взимаемыми страной назначения. Любые такие сборы, взимаемые в связи с таможенным оформлением, должны быть оплачены вами. Вы соглашаетесь с тем, что Foyles не может контролировать дополнительные расходы, связанные с таможенной очисткой.Фойлс рекомендует вам обратиться к местным таможенникам или в почтовое отделение для получения дополнительной информации о налогах/пошлинах на импорт, которые могут применяться к вашему онлайн-заказу.
Помощь по доставке и часто задаваемые вопросы
Пакеты подписки «Год книг»
Доставка по Великобритании бесплатна. Западная Европа стоит 60 фунтов стерлингов за каждый приобретенный пакет подписки на 12 месяцев. Для остального мира стоимость каждого приобретенного пакета составляет 100 фунтов стерлингов. Все расходы по доставке оплачиваются заранее в момент покупки.Для получения дополнительной информации посетите страницу «Год книг».
Возвращает информацию
Если вы не полностью удовлетворены своей покупкой*, вы можете вернуть ее нам в исходном состоянии в течение 30 дней с момента получения уведомления о доставке или получении по электронной почте для возмещения стоимости. За исключением поврежденных предметов или проблем с доставкой, стоимость обратной пересылки оплачивается покупателем. Ваши законные права не нарушены.
* Исключения и условия в отношении повреждений или проблем с доставкой см. в разделе Помощь и часто задаваемые вопросы по возврату
«Путешествие в Петербург в Москву» (1790 г.) Александра Радищева (рецензия)
Краткая книга Родольфа Бодена о путешествии Александра Радищева из Санкт-Петербурга в Москву («Путешествие в Петербург в Москву») задумана прежде всего как педагогическое пособие для учителей и студентов. , но он также предназначен для широкой публики.Эта книга представляет собой обзор состояния критики рассказа о путешествиях Радиччева, уделяя равное внимание недавним и более ранним критическим подходам. Боден ясно пишет о вещах как простых, так и сложных, но специалист найдет здесь много тривиального или избыточного, так как книга не предназначена для продвижения оригинального подхода к писателю. Тем не менее, как обобщение существующих знаний, этот том будет полезен даже специалистам, не только как освежитель знаний, но и как удобная инкапсуляция последовательных изменений в критических парадигмах и иллюстрация того, как много еще предстоит должным образом осмыслить.Хотя это и не исчерпывающее, Бодэн хорошо разбирается во вторичной литературе. Конечно, можно спорить о том, какое значение придается различным подходам, но это быстро сводится к вопросам вкуса.
Книга организована следующим образом. Боден кратко излагает исторический контекст, делает обзор биографии Радищева, а затем предлагает различные соображения о жанре и структуре «Путешествия», прежде чем обратиться к источникам и идеям.
Затем он обсуждает его поэтику, язык и рецепцию и заканчивает полезной библиографией.Хотя этот организационный принцип полезен с эвристической точки зрения, он требует множественных перекрестных ссылок и приводит к перекрывающимся отрывкам: например, политика рассматривается как в рамках структуры, так и в рамках идей, в то время как тема сна рассматривается и как библейский источник, и как поэтика. Напротив, глава о поэтике представляет собой не более чем анализ нескольких тем, но упускает возможность затронуть вопросы структуры.
Руководствуясь требованиями ясности и краткости, Боден стремится дать систематическое изложение идей Радищева, сглаживая некоторые напряжения в его мыслях.Радищев представлен как деист (60), но также и как человек, считавший, что знание добра и зла и даже существования Бога является врожденным (74), и который использует в своем тексте многочисленные библейские отсылки (62-64). Радищев считает, что люди наделены способностью к безграничному самосовершенствованию (75), но пессимистично оценивает способность человека не поддаваться страстям (76).
Боден, конечно же, осознает ловушки чрезмерной систематизации и в конечном итоге вторит Аллену МакКоннеллу, признавая, что мысль Радищева скорее нюансирована, чем систематична, и моралистична, а не теоретична.В философской главе книги Бодена сильная опора на второстепенную литературу, а не на «Путешествие», вызывает некоторое разочарование, поскольку невозможно легко реконструировать, на основе каких текстов Радищева сделаны те или иные выводы.
Обсуждая влияние Гельвеция на Радиччева, Бодэн сосредотачивается на центральном противоречии, пронизывающем «Путешествие», а именно на противоречии между утверждением о центральном значении личного интереса и подчеркиванием сострадания. Краткая ссылка на «внутренний философский диалог» Путешествия подсказывает альтернативный способ разрешения кажущихся противоречий (61), который заслуживает более подробного рассмотрения.В соответствии с недавними российскими исследованиями Боден уделяет большое внимание подходам, подчеркивающим религиозный подтекст «Путешествия», включая некоторые из его собственных.