Содержание

Урок литературы в 6 классе «Лермонтов Листок»

Урок литературы в 6 классе № 28. Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. «Листок». Приём антитезы.

Цели:

Ожидаемые результаты:

Предметные: Ученик научится анализировать текст стихотворения.

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Работа по теме урока.

Мотивационно-целевой этап.

Равнодушие – самая страшная болезнь души.
                                                 Алексис де Токвиль
                                                (фр. Полит. Деятель 19 века,
                                                министр иностранных дел Франции (1849 г.)

Ход урока
Ребята, к сегодняшнему разговору меня подтолкнула ситуация, свидетелями которой стали мы с одной из моих коллег, оказавшись на одной из улиц нашего города. 
Наше внимание привлекла  одинокая, очень бедно одетая старушка с большими голубыми глазами. Она стояла, переминаясь с ноги на ногу у входа в торговый центр. В ее руке — несколько букетиков простеньких полевых цветов. Старушка ничего не говорила, лишь робко протягивала букет в сторону бурлящего потока граждан, который, казалось, вот-вот снесёт её. Никто из прохожих не спешил купить дары полей. И тут раздался громкий неприятный голос: «Господи! Ну достала уже! Опять стоит, путается под ногами. И откуда ты только берёшь их каждый день?!» Высокая брюнетка бросила эти слова в лицо беззащитной старушки и тут же умчалась.

Она растворилась в толпе, а слова её глубоким шрамом остались в душе неудачливой продавщицы. Чтобы как-то смягчить ситуацию, кто-то стал успокаивать старушку словами, мы  с коллегой купили по букетику, какой-то молодой человек тоже достал деньги взамен на цветы… А из глаз старушки медленно стекали слезы – крупные, обжигающие, старушечьи слёзы. «Спасибо, спасибо!», — говорила она, пытаясь улыбаться в ответ на человеческую доброту, которая, как мне кажется, должна жить среди людей.
К сожалению, можно отметить огромный дефицит внимания друг к другу, нехватку, а порой и полное отсутствие простого человеческого участия.
Мы видим, с какой радостью наблюдает ребёнок за мучениями котёнка, к хвосту которого кто-то прицепил консервную банку, — и спокойно проходим мимо. Мы видим, как мальчишки ломают ветви деревьев, чтобы изготовить свою любимую игрушку-рогатку, — и снова молчим…
Преступно мало мы говорим об уважении, сострадании, совести. И в этом, наверное, одна из причин того, что в мире есть место подлости, эгоизму, равнодушию, душевной глухоте.
Однако нельзя сказать, что эти проблемы не волнуют умы человечества. Одним из активных обличителей перечисленных пороков общества был и остаётся М. Ю. Лермонтов. 
Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над его стихотворением «Листок».  Это стихотворение многоплановое. В нем поднимается сразу несколько проблем.
Чтение стихотворения. Фонохрестоматия.
Работа со схемой «Компоненты анализа поэтического произведения».


Анализ стихотворения.  
— Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение?

(жалость к листку, презрение к равнодушной и высокомерной чинаре, тревогу за судьбу листочка…)

— Все наши ответы складываются вокруг двух образов. Думаю, вы согласитесь со мной в том, что это центральные, ключевые образы стихотворения, между которыми возникли определенные противоречия. Скажите, что стало причиной недопонимания между дубовым листком и чинарой?
(Нежелание горделивой чинары принять листок, несмотря на его мольбу. )

— Каким термином называется  в литературе столкновение взглядов, идей, поведения? (Конфликт)
-Наличие конфликта предполагает, как правило,  деление героев на 2 группы. На какие? (Положительные и отрицательные)

— Кого из героев стихотворения можно назвать положительным, а кого – отрицательным? 
— Итак, листок и чинара. Каждый из этих образов имеет свой внешний и внутренний мир.

Давайте понаблюдаем за тем, как характеризует героев их внешность? 
Внешность чинары великолепна: это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами,  тянутся до самого неба. 
Листок же некрасив, потому что устал от скитаний. Он весь в пыли, ободран, желт и вял.


— Соответствует ли внешний облик внутреннему миру героев? 
Внешняя красота чинары противопоставлена её внутреннему миру – пустому и бездушному. Отказ чинары приютить листок характеризует её как существо бессердечное, жестокое, не умеющее сострадать и сочувствовать чужому горю. Чинара эгоистична, черства,  брезглива, надменна, равнодушна.
Листок некрасив снаружи, но у него богатый внутренний мир

«Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

Он добр сам и поэтому наивно надеется на милость других.

Вывод:  С чем ассоциируются образы листка и чинары? Запись в тетрадь.
Чинара –олицетворение молодости, красоты и радости.
Листок – олицетворение одиночества, безысходности и тоски.

Физкультминутка.
— Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что образы листка и чинары получились очень выразительными, выпуклыми, живыми. Достичь этого может только настоящий мастер слова, в совершенстве владеющий секретами использования художественных средств изобразительности.
Давайте понаблюдаем, какими художественными приемами пользуется в своем стихотворении Лермонтов. Записи в тетрадь.

Прием антитезы.

Антитеза – противопоставление- антонимы.


Подведение итогов.
Вспоминается ещё одно стихотворение Лермонтова — «Нищий»:

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Строки, не требующие комментария!..

Это очень опасная для общества тенденция. (Обращение к эпиграфу) Равнодушие – злейший враг всего живого. Всё на свете нуждается в добром отношении, во внимании и заботе. Иначе … 
— Ребята, стихотворение имеет некоторую недосказанность. Нам только остается догадываться о дальнейшей судьбе листка, обреченного на скитание. Что дальше? Может быть, море, которое сулит листочку гибель?!

Задавание домашнего задания.
1.     Написать миниатюру на тему 
      «Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок?
     «Какова дальнейшая жизнь листка?»
      «Можно ли листок назвать сильным?» 
2.

 Выучить стихотворение наизусть

Лермонтов «Листок» — о чём поведают строки стихотворения?

Лермонтов – великий поэт. Он написал множество стихотворений. Одна из главных тем Михаила Юрьевича – одиночество. Прослеживается она и в его поэтическом творении «Листок». Написал Лермонтов «Листок» в 1841 году.

Начало

Начинается невесёлая история с рассказа о главном герое повествования – листке. Через него поэт передаёт свою грусть, душевные терзания. Во время бури порыв ветра оторвал листок от ветви дуба и понёс его в степь. По дороге лист постепенно стал вянуть, засыхать от горя, жары, холода. Быть может, в этих строках говорил о себе Михаил Лермонтов? Листок явился его природным отражением. Ведь известно, что Михаил Юрьевич тоже был вынужден расстаться с родными для него городами Москвой и Петербургом и отправиться служить на Кавказ. Сюда сослал его Николай 1 за то, что Лермонтов в год гибели Пушкина написал смелое стихотворение «Смерть поэта». В последних строках этого произведение от прямо обвиняет власть в кончине гения.

Зато это стихотворение в одночасье прославило поэта. Но он вынужден был несколько месяцев провести вдалеке от родины. Быть может, когда создавал Лермонтов «Листок», то представлял себя на чужбине. Лист докатился до Чёрного моря. И ссылка Михаила Юрьевича была в южном направлении.

Чинара

На юге листок встречается с молодой чинарой. На дереве – красивые зелёные ветки на которых сидят райские птицы и поют дивные песни. Хотел бы около такой красивой чинары поселить свой природный прототип Михаил Юрьевич Лермонтов. Листок прижался к корням дерева и просит чинару, чтобы она приютила его на время. Он ей объясняет, что на родине созрел раньше срока и вырос в довольно суровом мире. Скорей всего, в этих строках поэт имеет ввиду своё поколение, которое тоже преждевременно созрело и ведёт бесцельную жизнь.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок», тайный смысл

Лермонтов рассказывает о двух совершенно противоположных персонажах. Чинара растёт в любви и гармонии – её зелёные ветви ласкает ветер, её окружают птицы. Море омывает её корни, солнце и то любит чинару.

К бедному листку судьба не была так благосклонна, его не жалел никто. Наоборот, мир к нему был настроен враждебно – буря оторвала от родного дерева, затем ветер гнал его вдаль. Не щадили листок ни холода, ни жара. Под воздействием такого негатива от увял. Грустью пронизано стихотворение довольно молодого человека. А ведь до его гибели остаётся совсем мало времени. В конце июля 1841 он погибнет на дуэли, так же, как и его великий кумир Пушкин. Может быть, Михаил Юрьевич предчувствовал это и понимал, что после его скитаний на чужбине ему тоже придётся увянуть до срока? Вот к каким выводам может привести глубокий анализ стиха Лермонтова «Листок». Но это лишь предположения. Что же дальше было с несчастным странником, оторвавшимся от ветки и попавшим на чужбину? Нашёл ли он покой и приют? Об этом расскажет поэт – Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Листок» — финал стихотворения

Листок рассказал чинаре о своей судьбе о том, сколько всего ему пришлось испытать, какие тяготы и трудности поджидали в пути. Он попросил её приютить около своих изумрудных листьев. Листок рассказывает, что знает много интересных историй. Но чинаре, как она говорит, не нужны его небылицы. Райские птахи ей утомили слух. Поэтому больше ничего слушать не желает. Ей не нравится внешний вид листка. Чинара сказала, что он жёлтый и пыльный и не пара её свежим зелёным сынам. Дерево говорит, чтобы путник шёл себе дальше, ведь она его не знает. При этом чинара рассказывает, в каких прекрасных условиях растёт и значит ей больше ничего не надо для счастья. Ведь она любима солнцем и блистает для него, в сторону неба растут её ветви, море даёт влагу корням. Ей хорошо, а до листка нет никакого дела. Вот так печально заканчивает своё произведение Михаил Лермонтов.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Листок» по плану

 

1. История создания

Стихотворение «Листок» — одно из лучших произведений позднего периода творчества поэта.

Созданное в 1841 году, оно отразило душевные страдания М. Ю. Лермонтова, который после недолгого отпуска в Петербурге вынужден был вернуться в ссылку на Кавказ.

Стихотворение увидело свет после трагической гибели поэта в 1843 году.

Образ бездомного одинокого листа М. Ю. Лермонтов заимствовал из элегии французского поэта А. В. Арно.

 

2. Литературное направление

Литературное направление — романтизм.

Эпоха романтизма находит отражение в творчестве великого поэта. В стихотворении звучит мотив одиночества и тоски. Однако за символическим образом дубового листка читатель отчетливо видит судьбу несчастного человека, вынужденного покинуть родные края.

Стихотворение имеет романтическую окраску, но вполне реалистическое содержание.

 

3. Род

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» — образец философской лирики. За конкретной жизненной ситуацией скрываются глубокие размышления о человеческой жизни и несчастной судьбе целого поколения.

 

4.

Жанр

Передать душевное состояние автору помогает жанр элегии. Грусть, тоска, безысходность звучат в эпитетах: «бедный листочек», «ветки родимой», «жестокою бурей».

Однако Поэт расширяет границы жанра. Его элегия — это не страдания от безответной любви, это чувство одиночества и бесприютности человека в мире людей.

 

5. Проблематика

Основная проблема стихотворения — чувство одиночества, невозможности изменить свою судьбу.

Дубовый листок, оторванный от «ветки родимой», несется «гонимый жестокою бурей». Человек нуждается в сочувствии, сострадании и любви.

 

6. Тематика

Тема

одиночества раскрывается поэтом с помощью сказочной истории отношений дубового листа и красавицы чинары. В волшебном уютном мире Чинары нет места изгнаннику. «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю», — говорит она путнику. Чинара — олицетворение равнодушного и презрительного отношения к окружающим. «На что мне тебя?», — отвечает Чинара пыльному и желтому листу, отказывая ему в помощи.

 

7. Идея

Текст стихотворения содержит идею о том, что одиночество и бесприютность делает человека несчастным. За символическими образами листа и чинары скрываются человеческие судьбы.

Лишаясь Родины, родных и друзей, мы испытываем боль, теряем смысл существования и катимся «без цели по свету».

 

8. Пафос

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» проникнуто пафосом грусти и безысходности.

Гонимый ветром листок безуспешно ищет сочувствия и понимания. Переживания символического образа передают душевное состояние самого поэта.

 

9. Система образов

Основные образы произведения противопоставлены друг другу. Ими являются дубовый листок и чинара. Страдания бездомного потрепанного ветром листа становятся понятнее на фоне солнечного мира зеленой чинары.

Читатель встречается с эпизодическими персонажами, которые дополняют образный ряд стихотворения. В первых строках возникает образ жестокой бури, заставившей дубовый листок скитаться по свету. Изнеженную чинару окружают ласковый ветер и райские птицы.

 

10. Центральные персонажи

Основную роль в раскрытии идейного содержания стихотворения играют два образа.

Дубовый листок — символ странствующего гонимого человека, который лишен родного дома. Он, измученный страданиями, «засох и увял… от холода, зноя и горя».

«Младая чинара» — олицетворение счастья, благополучия и любви. Люди, подобные дереву, нежатся в комфорте, упиваются восхищением окружающих. Они не умеют сочувствовать и сострадать.

 

11. Лирический герой

Стихотворение автобиографично. Автор отождествляет себя с лирическим героем. Рассказывая историю жизни дубового листка, лирический герой повествует о собственных чувствах, переживаниях и проблемах.

Судьба М. Ю. Лермонтова находит отражение в судьбе беспомощного листка. Поэт, насильственно лишенный родного дома, друзей и родных, был сослан в ссылку. Он чувствует себя таким же одиноким, как и главный герой стихотворения.

 

12. Сюжет

Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.

Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.

Оказавшись на берегу Черного моря, листок надеется, что, наконец, отдохнет и согреется «меж листьев…изумрудных» красавицы чинары.

Однако его мечтам не суждено было сбыться. Молодая чинара не желает видеть рядом собой убогий засохший листок. «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!», — отвечает она на мольбы о помощи и сострадании.

Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.

 

13. Композиция

Композиция — линейная. Сюжетная линия развивается последовательно, события происходят в хронологическом порядке. Повествование ведется от лица лирического героя.

 

14. Художественное своеобразие произведения

Необычен синтаксический ряд стихотворения. Бессоюзные предложения описывают страдания дубового листка в первых строках произведения. Восклицательные помогают почувствовать негодование чинары. Диалог делает образы героев понятнее и реалистичнее.

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий). Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения. Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

 

15. Размер, рифма, строфика

Неповторимую своеобразность придает стихотворению трехсложный размер стиха (пятистопный амфибрахий).

Разные виды рифмовки (попарная и перекрестная) соответствуют смене интонации и настроения при описании героев произведения.

Использование женской рифмы делает произведение напевным и мелодичным.

 

16. Средства художественной выразительности

Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.

Необычные эпитеты позволяют разобраться в характерах персонажей. «Бедный листочек дубовый» «с тоскою глубокой» просит чинару о помощи. Он, пытаясь вызвать сочувствие, рассказывает ей о «суровой отчизне», «жестокой буре».

В описании мира чинары эпитеты меняют окраску и настроение. Ее ветки покрыты «изумрудными» листьями, переливающимися в лучах яркого солнца.

Такую же роль играют метафоры. Дубовый листок вянет «без сна и покоя», а корни чинары «умывает холодное море».

Текст стихотворения насыщен олицетворениями. Персонажи становятся живыми одухотворенными существами. Ветер «шепчется» с чинарой «зеленые ветви лаская». Она, любимая солнцем, наслаждается пением райских птиц. Дубовый листок прижимается у корня чинары, молит о приюте, мучается от холода и зноя.

Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.

 

17. Значение произведения

Стихотворение М. Ю. Лермонтова заставляет читателя не только проникнуться жалостью к судьбе несчастного дубового листка, но и задуматься над общечеловеческими проблемами одиночества, эгоизма, жестокости. Читатель понимает, что человек не может быть счастлив вдали от родины и близких людей.

 

18. Актуальность

Одиночество — противоестественное состояние человека. Поэтому стихотворение не утратило своей актуальности и в наши дни. В современном обществе люди перестают общаться с другом, теряют связь с родными, с отчим домом и становятся такими же бесприютными, как дубовый листок из стихотворения М. Ю. Лермонтова.

 

19. Мое отношение

Стихотворение М. Ю. Лермонтова пробудило во мне желание делать добро окружающим. Захотелось вмешаться в повествование, окружить вниманием и заботой всеми забытый дубовый листок.

 

20. Чему учит

Элегия М. Ю. Лермонтова делает нас добрее и милосерднее. Нельзя уподобляться равнодушной самовлюбленной чинаре, которая гордится молодостью и красотой. Пройдет время, и изумрудные листья поблекнут. От нее отвернется ласковый ветер, улетят райские птицы, и чинара останется одна. Ведь она не дарит добро окружающим, а значит, не получит его обратно.

Лермонтов «Листок» краткое содержание

Мотив одиночества и странничества часто звучит в произведениях Лермонтова. Этот мотив мы слышим и в стихотворении Листок, где писатель через образ листка описывает часть своей жизни, намекая читателю на кавказские ссылки, заставившие писателя покинуть друзей, светское общество, свое имение. Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение Листок в 1841 году, незадолго до своей смерти, его изучают на уроках литературы. Мы же предлагаем познакомиться с работой Лермонтова в кратком содержании.

Листок: М. Ю. Лермонтов

Уже с первых строчек автор знакомит читателя со своим героем. Это дубовый листок, что был сорван с дерева. Его уносит сильный ветер далеко от родных краев. По дороге листик теряет силы, желтеет, покрывается пылью, увядает. Волей судьбы его забрасывает к берегам Черного моря.

Там он видит молодое дерево — чинару, чьи зеленые ветви качаются на ветру. Дерево окружено райскими птичками, что поют песни прославляя чинару.
И вот листок — странник прижался к дереву, прося приюта. Он рассказал, как вырос в суровой отчизне и оторвавшись от дерева, улетел подобранный ветром. Он уже долго носится по свету, не зная покоя и сна. Он просит чинару принять его к себе, а взамен листок будет рассказывать ей разные истории, о которых он узнал путешествуя.

Однако чинара была неумолима. Не нужны ей были его рассказы. Да и ее сыновьям, свежим листочкам, дубовый пожелтевший лист, был не пара. А небылицы ей не интересны. К тому же она и так уже устала от постоянного пения райских птиц. Она прогоняет странника, и знать его не хочет. Ее все устраивает, она любима солнцем, ее корни умывает море, а ветви колышатся на просторе, и чужака рядом она не хочет видеть.

Вот так, в небольшой своей работе, автор показал, насколько ему, вынужденному покинуть столицу, было тяжело среди чужого общества на юге, где его никто не ждал.

Послушать стихотворение Листок

Может пригодиться для сочинений

Стихотворение М. Ю Лермонтова «Листок» (восприятие, истолкование, оценка) Разное Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю Лермонтова «Листок» (восприятие, истолкование, оценка)

    Центральным образом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок», написанного в 1841 году, стал оторвавшийся от «ветки родимой», «жестокою бурей гонимый» «дубовый листок». Надо сказать, что листок как символ бесприютного, скитальческого существования проявлялся еще в ранней лирике поэта («Портреты», «Дай руку мне, склонись к груди поэта»).

    Лермонтоведы указывают на связь стихотворения «Листок» с элегией французского поэта Антуана Арно, переводившейся на русский язык В. Жуковским и Д. Давыдовым.

    Образ листка-странника продолжит свою жизнь в творчестве таких писателей, как К.Г. Паустовский («Разливы рек»), Л.М. Леонов («Evgenia Ivanovna») и многих других.

    Главная тема стихотворения «Листок» – поиск спокойствия и тепла в этом жестоком мире, попытка спастись от одиночества.

    Листок в стихотворении созрел до срока. Это символ лермонтовского поколения, которое, как и листок, созрело преждевременно и стало вести бесцельную жизнь. А в путешествии листка на юг угадывается автобиографический мотив изгнанничества.

    Лирический сюжет стихотворения развивается в аллегорической форме, он построен на противопоставлении двух образов: листка и чинары. Листок-странник переживает враждебность окружающего мира: жара и холод заставляют его сохнуть и увядать, солнце против него, ветер также жесток по отношению к листку. Но с чинарой ветер и солнце живут в дружбе и согласии:

    С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

    Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.

     Мир листка-«странника» – это бесприютное одиночество, лишенное романтического ореола, это также горе, беспокойство: «увял он от холода, зноя и горя», «увял я без сна и покоя». Но мир чинары тоже не идеален: это мир забвения, отгороженности от реальной жизни: «Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?». Чинара живет в своем мире и не желает знать ничего, что может вывести ее за его границы.

    Герой ранней лирики Лермонтова отвергал мир беспечного блаженства. Он был для него решительно неприемлем. Теперь листок-странник даже в чуждом ему мире хочет найти избавления от тоски и одиночества:

    И странник прижался у корня чинары высокой;

    Приюта на время он молит с тоскою глубокой.

    Но почему чинара не приютила листок? Потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, где царят эгоизм и пресыщение, нет места состраданию и пониманию.

    Финальные слова чинары: «На что мне тебя?.. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!..» оставляют у читателя ощущение недосказанности. Такой конец стихотворения имеет содержательное значение. Чинара говорит листку идти дальше, но дальше – море. Об этом мы понимаем из первой строфы: «И вот, наконец, докатился до Черного моря».

     И здесь опять прослеживается тема несовместимости двух миров. Чинаре море дает жизнь: «И корни мои умывает холодное море», а обреченному на скитания листку оно сулит только гибель.

    Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Это редкий в русской поэзии размер. Важным художественным средством в стихотворении является звукопись. Так, в качестве звукового повтора Лермонтов ставит слова «черный» — «чинара»:

    У Чёрного моря чинара стоит молодая.

    Синтаксическая организация стихотворения способствует усилению ощущения враждебности и несовместимости листка в полете и чинары в спокойствии. Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены. Две последние строфы, посвящённые чинаре, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а «рубит». В вопросительной и восклицательной интонациях чувствуются гнев и возмущение.

    Так что же будет с листком-странником? Наверное, как это ни печально, он так и останется гонимым «жестокой бурей», так и будет одиноко бесцельно скитаться по свету. Куда унесет его ветер – неизвестно. Так и не найдет, не обретет листок желанного покоя. Может, ему стоило остаться на «родимой ветке»? «Отчизна сурова», но не лучше ли искать покоя в ней, чем в чужом мире? Ведь на чужбине никто не ждет страдающую душу скитальца, вдали от Родины трудно найти покой.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю Лермонтова «Листок» (восприятие, истолкование, оценка)

Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком и отправился в странствия. Говоря о теме странствия, необходимо обратить внимание на использованный эпитет «гонимый».

Дело в том, что стихотворение написано после возвращения из отпуска на ссыльный Кавказ. Таким образом, стихотворение помогает поэту выразить чувства, которые он переживает, находясь в отрыве от друзей, родных ему мест.

Как и листок, пожелтевший и запыленный, он ищет убежище, спокойного уголка на берегу у Черного моря. Поэт надеется, что чужбина сможет стать для него родным краем, но разница в мировоззрении, мироощущении навсегда оставила его чужаком. В стихотворении есть строки, подтверждающие эти размышления. Листок просит чинару приютить его от палящего солнца, а взамен он расскажет ей много удивительных историй, произошедших с ним. Однако «небылицы» листка ее совершенно ее не интересуют, и он оказывается не нужным ей.

Так и Лермонтов не смог стать своим на Кавказе. Его статус ссыльного поставил его на низшую ступень местного общества. Он, как и листок, «не пара».

Конце стихотворения чинара открыто гонит дубовый листок от себя, советуя поискать счастья где-нибудь в другом месте. Тем самым, тема изгнанничества усиливается к концу стихотворения и становится его основной, тесно переплетаясь с темой одиночества. Обе темы являются сквозными в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Интересно построение стихотворения, которое по своему стилю и художественным средствам напоминает восточные стихи-притчи со своими художественными средствами.

Анализ стихотворения Листок Лермонтова

Образ листка, символизирующий изгнанничество, получил широкое распространение среди произведений европейской и русской литературы еще в восемнадцатом веке, в эпоху романтизма.

Тема одинокого странника, ищущего тепла и приюта, имеет отражение и в других произведениях Лермонтова: «Тучи», «Парус», «Утес», «Ветка Палестины», «Мцыри», «Выхожу я один на дорогу». Однако, наиболее ярко мотив одинокого странника отражен в образе дубового листка именно в стихотворении «Листок».

Стихотворение «Листок» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым на последнем году жизни, в 1841. Его смело можно отнести к произведениям философской лирики с элементами пейзажа.

Конструктивные особенности стихотворения Лермонтова Листок

Конструктивные особенности произведения следующие: пять строф, четыре из которых — четверостишия, а последняя строфа представлена в форме восьмистишия. Трехсложный размер, примененный Лермонтовым, встречается весьма нечасто, и представляет собой пятистопный амфибрахий. При этом, в стихотворении использованы два вида рифмовки – смежный и перекрестный.

Произведение является автобиографичным. Это становится очевидным еще по последним строкам первой строфы стихотворения. Через образ листка показана судьба самого автора, который в свое время оказался изгнанником Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. Здесь, возле Черного моря, растет молодая и красивая чинара, у корней которой он надеется найти приют.

Противопоставление внешних и внутренних качеств (антитеза) дубового листка и зеленой чинары являются основой стихотворения. Молодая чинара привыкла жить в радости и спокойствии, не зная бед и невзгод. Она имеет хорошие взаимоотношения с окружающими ее морем, солнцем и ветром, в то время как к листку они настроены враждебно: палящее солнце его иссушило, ветер, превратившийся в бурю, гнал его до самого Черного моря, а само море не оставило шансов на спасение.

Во времена, когда чинара наслаждалась покоем и гармонией, листок подвергался всевозможным испытаниям судьбы. Он готов поделиться с чинарой интересными историями, произошедшими с ним во времена странствий и скитаний. Однако, «морская царь-девица» остается равнодушной, ее не интересует и не беспокоит судьба малознакомого ей листка. Она весьма капризна и избалована, ей не знакомы чувство жалости и сострадания. Поэтому чинара решает прогнать листок. Этот момент является кульминационным, так как здесь происходит полное крушение надежд листка на светлое будущее, и он так и остается отверженным и одиноким.

Такая же ситуация произошла и с самим Лермонтовым: на родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автор был любим и почитаем, у него имелись поклонники и сподвижники. На Кавказе его произведения не пользуются спросом в силу различий в менталитете. Лермонтов остается непонятым и чужим для местного народа, и чувствует тоску, одиночество и растерянность.

Средства художественной выразительности в стихотворении Листок Лермонтова

В произведении присутствует ряд средств художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, инверсия, аллитерация, ассонанс.

Эпитеты используются для более выразительного описания явлений: «жестокая буря», «зеленые ветви», «глубокая тоска», «изумрудные листья», «бедный листочек». При этом важно отметить сдержанность при описании листка и насыщенность описания чинары.

Олицетворение в стихотворении

Прием олицетворения применен на образе дубового листка. Листок выступает скитальцем, увядшим и засохшим от выпавшего на его долю горя. Инверсией в произведении является момент отрыва листка «от ветки родимой». Это служит усилением ощущения одиночества и враждебно настроенного окружающего мира.

Если обратить внимание, то в произведении нет четкого описания, что же в дальнейшем происходит с листком, после того, как чинара его отвергает. Также отсутствует ярко выраженная мораль произведения. Лермонтов заставляет читателей поразмыслить над тем, судьба какого персонажа им ближе: листка, который, пройдя через ряд тяжелых испытаний, получил полезный жизненный опыт и познал смысл жизни, или же бессмысленное существование красивой чинары, которая по-своему счастлива, однако внутренне абсолютно пуста. На протяжении стихотворения автор подводит читателя к тому, чтобы каждый смог сделать вывод самостоятельно.

Стихотворение «Листок» является своеобразным криком души Михаила Юрьевича Лермонтова. Автор пишет о том, что одинокому изгнаннику своей Родины трудно найти другое пристанище в этом жестоком мире. Мало кто согласится отойти от привычного образа жизни, проявить сочувствие и оказать поддержку чужому человеку. Поэтому, не стоит надеяться на помощь окружающих, нужно рассчитывать только на себя. При этом, единственным местом, где человек может чувствовать себя защищенным и счастливым, является его Родина, какой бы суровой она не оказалась в один момент.

6 класс

Анализ стихотворения Листок по плану

Листок

Возможно вам будет интересно

Михаил Лермонтов «Листок» на немецком языке

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря,

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы,

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Михаил Лермонтов (1814-1841)

Das Blatt

Es ward einst ein Blatt von der heimischen Eiche geschlagen
Und ward von dem Sturme zur baumleeren Steppe getragen;
Es welkte vor Gram und vor Hitze und Kälte geschwind,
Da trug es endlich zum Schwarzen Meere der Wind.

Hier sieht es am Meer eine junge Platane aufsteigen —
Sanft säuselt der Wind durch die Blätter und spielt mit den Zweigen;
Es wiegen Paradiesvögel sich auf den Ästen und singen,
Der Meeresprinzessin zum Ruhm ihre Lieder erklingen.

Schüchtern naht sich das wandernde Blättchen dem blühenden Baume
Und fleht um Obdach und Schutz in dem schattigen Raume,
So spricht es: »Ich bin das verwaiste Blatt einer Eiche,
Vom Sturme entrissen der Heimat rauhem Bereiche;

Ganz einsam und ziellos, so flog ich im endlosen Kummer,
Nicht Obdach konnte ich finden, nicht Nahrung noch Schlummer —
In deinen smaragdenen Blättern erlös mich der Plagen,
Ich will dir’s vergelten; kenn viele Geschichten und Sagen…«

»Du, heb dich hinweg!« sprach der Baum — »du bist von den Wettern
Vergilbt und verdorrt und gleichst nicht meinen übrigen Blättern.
Hast vieles gesehn, doch was soll ich mit deinem Erzählen?
Ich muß mich genug mit dem Singsang der Vögel schon quälen.

Nein, geh deinen Weg — bei mir wirst du umsonst dich bemühen!
Mich liebt die Sonne — und ihr nur gehört mein Blühen;
Stolz sind meine Zweige empor zum Himmel gebogen,
Die Wurzeln mir waschen des Meeres dienstbare Wogen. «

Michail Lermontow
Übersetzt von Friedrich Bodenstedt

Похожие публикации:

Михаил Лермонтов (композитор) — Купить ноты и партитуры

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить работу нашего веб-сайта, улучшить ваш опыт, проанализировать наш трафик и адаптировать наши коммуникации и маркетинг. Вы можете выбрать, какие из них принять, или принять все.

Просмотр: Лермонтов, Михаил

Последние бестселлеры: Лермонтов, Михаил

  • Хоровая партитура 2ПТ/ПФ

    Ноты: 3 доллара. 25

  • Михаил Лермонтов «Шлоф, Майн Фегеле (Колыбельная)» (аранж.Райан Ноулин)» Ноты PDF Notes, Chords

    Михаил Лермонтов Шлоф, Майн Фегеле (Колыбельная) (аранжировка Райана Ноулина) ноты в обработке для хора SATB, на 8 страницах. Стиль партитуры Концерт . Каталожный номер артикула обозначения 405222. Код расположения для состава SATB. Минимальное необходимое количество для покупки этих заметок составляет 5.
    * Перед завершением покупки проверьте, возможно ли транспонирование .Цифровая загрузка для печати в формате PDF.

    Этот счет был , первоначально опубликованным в ключе . Композиция была впервые выпущена в четверг, 8 ноября 2018 г., и последний раз обновлялась в понедельник, 9 марта 2020 г. На этой неделе мы раздаем Michael Buble ‘It’s a Wonderful Day’ очков полностью бесплатно . После того, как вы завершите свой заказ, вы получите электронное письмо с подтверждением заказа, в котором будет представлена ​​ссылка для скачивания, чтобы вы могли получить примечания.
    Для транспонирования щелкните значок «заметки» внизу средства просмотра .Если доступно транспонирование, то появятся различные варианты полутонов транспонирования . В противном случае значок заметок останется серым. Большинство наших баллов можно перехватить, но не все из них, поэтому мы настоятельно рекомендуем вам проверить этот до совершения онлайн-покупки . Вы можете сделать это, проверив нижнюю часть окна просмотра, где представлен значок «заметки». Если он полностью белый, просто нажмите на него, и появятся следующие параметры: Оригинал, 1 полутон, 2 полутона, 3 полутона, -1 полутон, -2 полутона, -3 полутона . Это означает, что если композиторы начали песню в исходной тональности партитуры C, 1 полутон означает транспонирование в C#. Если вы выбрали -1 полутон для партитуры, изначально в C, будет выполнена транспозиция в B. Если нужные вам ноты можно транспонировать, вы сможете транспонировать их после покупки. Будьте осторожны, чтобы сначала транспонировать, а затем распечатать (или сохранить в формате PDF). Когда эта песня была выпущена 08.11.2018, она изначально была опубликована в тональности .
    * Не все наши ноты переносные. Для того, чтобы проверить, является ли ‘Шлоф, Майн Фегеле (Колыбельная) (аранж.Ryan Nowlin)» можно транспонировать на различные тональности, отметьте значок «заметки» в нижней части окна просмотра, как показано на рисунке ниже. Просто щелкните значок, и если появятся дополнительные ключевые параметры, то, по-видимому, эти ноты можно перемещать.
    Кроме того, к сожалению, не все музыкальные ноты воспроизводятся. Если значок кнопки «воспроизведение» серый, к сожалению, эта партитура не содержит функции воспроизведения.

    ** Один заказ на печать может распечатать или сохранить в формате PDF.
    *** Выбрано нашей редакцией.

    Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова описание и фото — Россия — Кавказ: Пятигорск

    Рейтинг: 8,5/10 (2930 голосов)