Содержание

Фернандо Магеллан - это... Что такое Фернандо Магеллан?

Ферна́н Магелла́н (порт. Fernão de Magalhães, исп. Fernando (Hernando) de Magallanes; около 1480, область Траз-уж-Монтиш, Португалия — 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины) — португальский и испанский мореплаватель. Принято считать, что он совершил первое кругосветное путешествие.

Кругосветное плавание Магеллана

Карта путешествия Магеллана и возвращения его спутников

Подготовка плавания

Магеллан по происхождению португалец. Под начальством Франсишку Алмейды он участвовал в португальских экспедициях в Индийский океан (1509-12 гг.), дважды доходил до Малакки (ныне в Малайзии) — в 1509 и 1511 годах. Разработал проект плавания западным путём к островам пряностей — Молуккским (Малайский архипелаг в Индонезии), но он был отклонён португальским королём в связи с тем, что экспедицией Васко да Гама был открыт более близкий восточный путь.

После этого Магеллан принимает решение эмигрировать в Испанию и перейти на службу к испанскому королю. Однако его цель — найти западный путь к Молуккским островам оставалась неизменной. В этом ему, как ни странно, много помогла неразвитость географии тех времен. Тогда принадлежность новооткрытых колоний определялась по Тордесильясскому договору — все земли лежащие западнее меридиана, проходящего в 370 лигах (около 1770 км) западнее о-вов Зеленого мыса принадлежали Испании, восточнее — Португалии. Размеры земного шара были плохо известны, а измерять долготу почти что не умели, почему многие картографы считали, что Молуккские острова должны принадлежать Испании, а не Португалии.

На самом деле линия Тордесильясского договора проходила по меридиану 49°33' з.д. — 130°27' в.д., то есть Молуккские острова должны были принадлежать Португалии. Магеллан этого не знал, или делал вид, что не знал. Поскольку это было выгодно Испании, проект Магеллана в 1517 году был принят испанским королём Карлом I. В инструкции, данной Магеллану королём, было сказано: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова».

Состав экспедиции

Флотилия Магеллана состояла из следующих кораблей: «Тринидад» водоизмещением 110 т под командованием адмирала Магеллана;

«Сан-Антонио», 120 т — капитаном был инспектор флота Хуан де Картахена; «Консепсьон», 90 т — капитан Гаспар де Кассада; «Виктория», 85 т — капитан, казначей флота Луис де Мендоса и «Сантьяго», 75 т — капитан Жуан Серрано.

Начало экспедиции. Атлантический океан. Бразилия

20 сентября 1519 года флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир) на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана в открытое в 1513 году конкистадором Васко Нуньес де Бальбоа «Южное море».

Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию.

Открытие Магелланова пролива

В сентябре 1520 года экспедиция на четырёх кораблях («Сантьяго» погиб в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг. В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя — Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжёлым; кроме того,

«Сан-Антонио», шедший передовым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию.

Тихий океан

Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, — как сообщает один из участников, — мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу.

Филиппинские острова. Гибель Магеллана.

Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля. Раджа острова Себу, только что присягнувший на верность королю Испании, воспользовался этим и заманил испанцев на торжественный обед, где устроил резню и убил несколько десятков человек. Кораблям пришлось срочно отплыть. Отсутствие опытного руководителя дало себя знать. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Разделение экспедиции. Обратный путь.

Там были закуплены пряности и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только двое кораблей. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами, 18 человек вернулись на родину.

Современная копия Магеллановой каракки «Виктория»

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса (а рейс Магеллана был таким) кругосветное путешествие бессмысленно. Лишь угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причем если бы

«Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия бы и не было.

Итоги экспедиции

Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму. В 1523 был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции — венецианца Антонио Пигафетты.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Потерянный день

Кроме того, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли день». В те времена ещё не было понятия о разнице между местным и Всемирным временем, так как самые далёкие торговые экспедиции проходили в обоих направлениях практически по одному и тому же маршруту, пересекая меридианы сначала в одном направлении, потом в обратном. В этом же случае, впервые зафиксированном в истории, экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, «не возвращаясь», но двигаясь только вперёд, на запад.

На кораблях «христианнейшего» испанского короля, как полагается, для поддержания порядка вахт, счисления движения, ведения записей, но, в первую очередь, для соблюдения церковных католических праздников, велось счисление времени. Хронометров в те времена не было, моряки пользовались песочными часами (от этого на флоте и был счет времени по склянкам). Начало счёта суточного времени было в полдень. Естественно, каждый ясный день моряки определяли момент полудня, когда Солнце было в самой верхней точке, то есть пересекало меридиан (с помощью компаса или по длине тени). От этого вёлся и счет дней календаря, в том числе воскресных дней, пасхалий и всех прочих церковных праздников. Но ведь каждый раз моряки определяли время

местного полудня, соответствующего меридиану, на котором в этот момент находилось судно. Корабли плыли на запад, вслед за движением Солнца по небосводу, догоняя его. Поэтому, будь у них современный хронометр или простые часы, настроенные на местный полдень порта Санлукар-де-Баррамеда, моряки бы заметили, что их день чуть длиннее обычных 24 часов и их местный полдень всё больше и больше отстаёт от родного испанского, переходя постепенно на испанский вечер, ночь, утро и снова день. Но, поскольку хронометра у них не было, плавание их было чрезвычайно неспешным и с ними случались более важные и страшные происшествия, то об этой «мелочи» со временем никто просто не думал. Церковные праздники эти отважные испанские моряки отмечали со всей тщательностью, как ревностные католики, но, как оказалось, по своему собственному календарю. В итоге, когда горстка измученных скитальцев морей вернулась в родную Испанию, оказалось, что их корабельный календарь отстал от календаря родины и Церкви на целые сутки. То есть они неправильно праздновали воскресенья, святую Пасху и прочие праздники! Герои-моряки были объявлены вероотступниками и отлучены от церкви. Лишь через некоторое время удалось разобраться в этой ситуации и моряков восстановили в правах.

Люди поняли и признали, что Земля имеет форму шара, тела с непрерывной поверхностью, и при путешествиях вдоль параллелей, то есть в плоскости её суточного вращения вокруг своей оси, время как бы меняет свою длительность. Если двигаться на запад, за Солнцем, день (сутки) как бы удлиняется. Если же двигаться на восток, навстречу Солнцу, сутки, наоборот, укорачиваются.

В те времена, как писал С.Цвейг, этот факт даже обсуждался как теория относительности[1].

Для преодоления этого парадокса позже была разработана система часовых поясов и понятие линии перемены дат.

Эффект смены часовых поясов теперь испытывает каждый, кто предпринимает дальние, но быстрые, путешествия на самолётах или скоростных поездах.

В честь Магеллана названы

Примечания

  1. Цвейг С. Подвиг Магеллана. М., 1980
  • Magellan (Francis Guillemard, Antonio Pigafetta, Francisco Albo, Gaspar Correa) [2008]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Магеллан, Фернандо - это... Что такое Магеллан, Фернандо?

Ферна́н Магелла́н (порт. Fernão de Magalhães, исп. Fernando (Hernando) de Magallanes; около 1480, область Траз-уж-Монтиш, Португалия — 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины) — португальский и испанский мореплаватель. Принято считать, что он совершил первое кругосветное путешествие.

Кругосветное плавание Магеллана

Карта путешествия Магеллана и возвращения его спутников

Подготовка плавания

Магеллан по происхождению португалец. Под начальством Франсишку Алмейды он участвовал в португальских экспедициях в Индийский океан (1509-12 гг.), дважды доходил до Малакки (ныне в Малайзии) — в 1509 и 1511 годах. Разработал проект плавания западным путём к островам пряностей — Молуккским (Малайский архипелаг в Индонезии), но он был отклонён португальским королём в связи с тем, что экспедицией Васко да Гама был открыт более близкий восточный путь.

После этого Магеллан принимает решение эмигрировать в Испанию и перейти на службу к испанскому королю. Однако его цель — найти западный путь к Молуккским островам оставалась неизменной. В этом ему, как ни странно, много помогла неразвитость географии тех времен. Тогда принадлежность новооткрытых колоний определялась по Тордесильясскому договору — все земли лежащие западнее меридиана, проходящего в 370 лигах (около 1770 км) западнее о-вов Зеленого мыса принадлежали Испании, восточнее — Португалии. Размеры земного шара были плохо известны, а измерять долготу почти что не умели, почему многие картографы считали, что Молуккские острова должны принадлежать Испании, а не Португалии.

На самом деле линия Тордесильясского договора проходила по меридиану 49°33' з.д. — 130°27' в.д., то есть Молуккские острова должны были принадлежать Португалии. Магеллан этого не знал, или делал вид, что не знал. Поскольку это было выгодно Испании, проект Магеллана в 1517 году был принят испанским королём Карлом I. В инструкции, данной Магеллану королём, было сказано: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова».

Состав экспедиции

Флотилия Магеллана состояла из следующих кораблей: «Тринидад» водоизмещением 110 т под командованием адмирала Магеллана;

«Сан-Антонио», 120 т — капитаном был инспектор флота Хуан де Картахена; «Консепсьон», 90 т — капитан Гаспар де Кассада; «Виктория», 85 т — капитан, казначей флота Луис де Мендоса и «Сантьяго», 75 т — капитан Жуан Серрано.

Начало экспедиции. Атлантический океан. Бразилия

20 сентября 1519 года флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир) на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана в открытое в 1513 году конкистадором Васко Нуньес де Бальбоа «Южное море».

Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию.

Открытие Магелланова пролива

В сентябре 1520 года экспедиция на четырёх кораблях («Сантьяго» погиб в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг. В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя — Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжёлым; кроме того, «Сан-Антонио», шедший передовым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию.

Тихий океан

Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, — как сообщает один из участников, — мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу.

Филиппинские острова. Гибель Магеллана.

Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля. Раджа острова Себу, только что присягнувший на верность королю Испании, воспользовался этим и заманил испанцев на торжественный обед, где устроил резню и убил несколько десятков человек. Кораблям пришлось срочно отплыть. Отсутствие опытного руководителя дало себя знать. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Разделение экспедиции. Обратный путь.

Там были закуплены пряности и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только двое кораблей. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами, 18 человек вернулись на родину.

Современная копия Магеллановой каракки «Виктория»

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса (а рейс Магеллана был таким) кругосветное путешествие бессмысленно. Лишь угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причем если бы «Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия бы и не было.

Итоги экспедиции

Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму. В 1523 был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции — венецианца Антонио Пигафетты.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Потерянный день

Кроме того, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли день». В те времена ещё не было понятия о разнице между местным и Всемирным временем, так как самые далёкие торговые экспедиции проходили в обоих направлениях практически по одному и тому же маршруту, пересекая меридианы сначала в одном направлении, потом в обратном. В этом же случае, впервые зафиксированном в истории, экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, «не возвращаясь», но двигаясь только вперёд, на запад.

На кораблях «христианнейшего» испанского короля, как полагается, для поддержания порядка вахт, счисления движения, ведения записей, но, в первую очередь, для соблюдения церковных католических праздников, велось счисление времени. Хронометров в те времена не было, моряки пользовались песочными часами (от этого на флоте и был счет времени по склянкам). Начало счёта суточного времени было в полдень. Естественно, каждый ясный день моряки определяли момент полудня, когда Солнце было в самой верхней точке, то есть пересекало меридиан (с помощью компаса или по длине тени). От этого вёлся и счет дней календаря, в том числе воскресных дней, пасхалий и всех прочих церковных праздников. Но ведь каждый раз моряки определяли время местного полудня, соответствующего меридиану, на котором в этот момент находилось судно. Корабли плыли на запад, вслед за движением Солнца по небосводу, догоняя его. Поэтому, будь у них современный хронометр или простые часы, настроенные на местный полдень порта Санлукар-де-Баррамеда, моряки бы заметили, что их день чуть длиннее обычных 24 часов и их местный полдень всё больше и больше отстаёт от родного испанского, переходя постепенно на испанский вечер, ночь, утро и снова день. Но, поскольку хронометра у них не было, плавание их было чрезвычайно неспешным и с ними случались более важные и страшные происшествия, то об этой «мелочи» со временем никто просто не думал. Церковные праздники эти отважные испанские моряки отмечали со всей тщательностью, как ревностные католики, но, как оказалось, по своему собственному календарю. В итоге, когда горстка измученных скитальцев морей вернулась в родную Испанию, оказалось, что их корабельный календарь отстал от календаря родины и Церкви на целые сутки. То есть они неправильно праздновали воскресенья, святую Пасху и прочие праздники! Герои-моряки были объявлены вероотступниками и отлучены от церкви. Лишь через некоторое время удалось разобраться в этой ситуации и моряков восстановили в правах.

Люди поняли и признали, что Земля имеет форму шара, тела с непрерывной поверхностью, и при путешествиях вдоль параллелей, то есть в плоскости её суточного вращения вокруг своей оси, время как бы меняет свою длительность. Если двигаться на запад, за Солнцем, день (сутки) как бы удлиняется. Если же двигаться на восток, навстречу Солнцу, сутки, наоборот, укорачиваются.

В те времена, как писал С.Цвейг, этот факт даже обсуждался как теория относительности[1].

Для преодоления этого парадокса позже была разработана система часовых поясов и понятие линии перемены дат.

Эффект смены часовых поясов теперь испытывает каждый, кто предпринимает дальние, но быстрые, путешествия на самолётах или скоростных поездах.

В честь Магеллана названы

Примечания

  1. Цвейг С. Подвиг Магеллана. М., 1980
  • Magellan (Francis Guillemard, Antonio Pigafetta, Francisco Albo, Gaspar Correa) [2008]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Фернандо Магеллан. 100 великих мореплавателей

Фернандо Магеллан

Фернандо Магеллан (1480–1521) родился в Саброзе, португальской провинции, не имеющей выхода к морю. Тринадцати лет от роду он был принят ко двору в качестве пажа. Ему было девятнадцать лет, когда Васко да Гама вернулся из Индии. Открытия да Гамы произвели на молодого Магеллана сильное впечатление, и в 1504 году он записался добровольцем в отряд португальской армии, отправлявшийся в Индию.

Магеллан был назначен на корабль, который по поручению короля должен был обследовать Малайский архипелаг. Служа во флоте, Магеллан сражался с магометанами и туземцами в Гоа, Кочине и Малакке. Он был дважды ранен и несколько раз отличился в сражениях. Магеллан видел богатую цивилизацию на Суматре и в Малакке. Но чем далее продвигался он на восток, тем первобытней оказывалась жизнь туземцев. Один из товарищей Магеллана, Франсиско Серрано, остался на востоке, поступив на службу к местному князьку на острове Тернате. Вероятно, уже на востоке Магеллан начал размышлять о возможности добраться в Индию западным путем.

Вернувшись в 1512 году в Португалию, Магеллан углубился в изучение навигации. Ему не давало покоя желание проложить путь с запада к своему другу Серрано. Но в 1513 году Магеллан был послан в экспедицию против мавров в Марокко. Его отряд легко одержал победу, однако сам он был обвинен в мелких проступках и вызван в Лиссабон. Он явился, чтобы дать объяснения суду, но суд не состоялся, и дело заглохло.

В 1517 году Магеллан предстал перед королем с разработанным планом путешествия в Индию вокруг Америки. Он знал, что в 1513 году Бальбоа пересек Панамский перешеек и видел Тихий океан, и это еще сильнее разжигало его желание. Португальский король прогнал Магеллана. Это был непростительный промах со стороны монарха, потому что к тому времени, когда Магеллан смиренно просил его дать ему корабли для плавания в Индию западным путем, он уже зарекомендовал себя как умелый мореход и смелый солдат.

Тогда Магеллан покинул родину, отказался от португальского подданства и отправился в Испанию. Здесь он изложил свой план императору Карлу V.

По Тордесильясскому договору, заключенному между Испанией и Португалией, земной шар делился пополам с севера на юг. Все новые земли, лежащие в Новом Свете, кроме части Бразилии, имела право захватить Испания, а африканское побережье Атлантического океана и берега Индийского океана отводились Португалии. Обе страны больше всего интересовались пряностями, причем Магеллан был уверен, что родина пряностей — Молуккские острова — лежат в испанской части мира, к востоку от той границы между Испанией и Португалией, которая проходила по неведомым тогда землям и морям Восточной Азии. Магеллан хотел пробраться к Молуккским островам окружным путем.

Карл V заинтересовался проектом, и Магеллан получил его разрешение на исследование востока вдоль пограничной линии, обусловленной Тордесильясским договором.

Летом 1519 года Магеллан был назначен главным капитаном флота из пяти кораблей. 26 сентября флот зашел за водой и продуктами на остров Тенериф. Перед отправкой в дальнейший путь, 3 октября, Магеллан получил письмо от своего родственника Диего Барбоса, который предупреждал его, чтобы он остерегался зависти испанских капитанов, в особенности Хуана де Картегена. Магеллан принял это к сведению и приказал сниматься с якорей.

Корабли двинулись на юг между Зеленым Мысом и островами Зеленого Мыса. Здесь они попали в полосу штормов и встречных ветров. Шестьдесят дней подряд шел дождь.

Наконец на мачтах и вантах появились мерцающие огни. Это были электрические разряды, которые моряки считали хорошим предзнаменованием. Скоро погода прояснилась. Корабли быстро пошли на юго-запад, к берегам Южной Америки. Но, еще не дойдя до них, некоторые капитаны отказались отдавать Магеллану полагающийся салют и стали возражать против взятого им курса. Тогда Магеллан приказал: «Следуйте за флагманским кораблем и не рассуждайте»

23 ноября испанцы приплыли к мысу Святого Августина в Бразилии и были хорошо встречены туземцами, а 13 декабря они вошли в бухту Санта-Лучиа, где теперь стоит город Рио-де-Жанейро.

В марте 1520 года флот достиг 45° южной широты. В мрачную и холодную погоду, с трудом пробившись через рифы, корабли вошли в маленькую бухту, которую Магеллан назвал Пуэрто Сан-Хулиан. Как только бросили якори, в ненастную ночь на 1 апреля, на кораблях вспыхнуло восстание. Тридцать человек с корабля «Консепсион», и в числе их Эль-Кано, захватили корабль «Сан-Антонио». Часть оставшихся верными Магеллану моряков была заколота, а часть закована в цепи. «Виктория», «Консепсион», «Сан-Антонио» оказались в руках мятежников. Гомес де Эспиноса и Дуарте Барбоса остались верны Магеллану.

Ночью мятежники пытались покинуть гавань на захваченных ими кораблях. Произошло настоящее сражение, в результате которого восставшие были разбиты. Времени для колебаний не было. Два зачинщика были высажены на пустынный берег, а остальные были казнены. Сорок человек команды были закованы в кандалы.

Порядок был восстановлен, но впереди лежал еще очень трудный путь. Надвигалась холодная, суровая зима Магеллан горел нетерпением обогнуть Америку и выйти в Великое Южное море. В конце апреля «Сант-Яго» получил приказ исследовать дорогу на юг. Остальные корабли стали его ждать. Время тянулось медленно.

Однажды на берегу появился туземец гигантского роста. Он был одет в грубые кожаные сапоги и отплясывал какой-то странный танец. В память этого случая испанцы назвали страну Патагонией («Страна больших ног»). Вслед за первым туземцем пришли еще другие. Потом появились еще два человека, танцевавшие от холода. В темноте их было тоже приняли за туземцев, но они оказались матросами с «Сант-Яго». Матросы рассказали, что, выйдя из бухты, они открыли реку, которую назвали Санта-Крус. Но вскоре после этого их корабль разбился во время шторма. Команда спаслась, но отчаянно голодала.

Эти два матроса несколько дней брели по безбрежной болотистой равнине.

Магеллан послал в помощь потерпевшим двадцать четыре человека с двухмесячным запасом провизии. В конце концов, после бесчисленных трудностей, команда «Сант-Яго» вернулась, но корабль был потерян.

24 августа флот вышел из Пуэрто Сан-Хулиан и направился на юг. Зимние штормы еще не кончились, но корабли кое-как подвигались вперед и спустя два дня вошли в устье реки Санта-Крус. Здесь путешественники набрали пресной воды, наловили рыбы и убили несколько лам для пополнения мясных запасов.

18 октября флот вышел из Санта-Крус и 21-го обогнул большой мыс, который моряки назвали мысом Одиннадцати Тысяч Дев. За ним среди мрачных утесов начинался узкий проход, который мог быть или устьем реки, или проливом. Попробовали воду, она была соленой. Очевидно, это был долгожданный пролив.

Плавание в проливе требовало большого искусства. В узких запутанных каналах приливы были исключительно сильны. Из-за большой глубины не удавалось встать на якорь. Дули встречные ветры, а по ночам налетали штормы, приносившие леденящий холод со снежных вершин, обрамлявших берега. По ночам среди пустынных скал, лежавших на юге, вспыхивали костры туземцев. Испанцы назвали это место Тиерра дель-Фуэго («Огненная Земля»). На следующий день «Сан-Антонио» и «Консепсион» отправились на разведку пролива.

Через два дня корабли вернулись, открыв кишевшую мелкими рыбками реку, которую они назвали рекой Сардинок, и к северо-западу от нее мыс Десеада («Желанный»).

Во время второй разведки «Сан-Антонио» исчез. Бунтовщики захватили этот корабль и направились на нем назад в Испанию. Но в то время никто во флоте об этом не знал. Барбоса вернулся к мысу Одиннадцати Тысяч Дев и кораблю, который считали пропавшим, оставил там флаг с инструкцией. Наконец 18 ноября три оставшихся корабля нашли выход из пролива и вышли в Тихий океан.

Испанцы попали в океан во время штилей, и поэтому Магеллан назвал его Тихим. Но хотя на нем не было штормов, все же это плавание было мучительным испытанием. Пресная вода кончалась, пища тоже, а корабли, подгоняемые непрекращавшимся попутным ветром, все бежали да бежали по безбрежным водным просторам. Черви изгрызли остатки сухарей, началась цинга. Путешественники ослабели, их кожа покрылась язвами, лица побледнели. Люди умирали. 24 января корабли проплыли мимо пустынного острова; 4 февраля прошли мимо другого пустынного острова. Путешественники назвали их «Несчастливыми островами» (ныне они называются остров Сан-Пабло и остров Акул). Продукты кончились. Люди содрали кожаную обивку с рей, четыре дня мочили ее в море, затем жарили и ели. Чтобы хоть чем-нибудь набить себе желудки, моряки ели также опилки. Крысы, если их удавалось поймать, считались лакомым блюдом и продавались по полдуката. Но крысы были тощи, они тоже голодали. Наконец 6 марта показались острова. Туземцы встретили пришельцев недружелюбно. Произошла стычка, во время которой туземцы потеряли семь человек, а у испанцев была украдена шлюпка. Захватив лишь скудные припасы, моряки снова снялись с якоря и вышли в море. Испанцы назвали эти острова Ладронес, что значит «Разбойничьи».

16 марта, наконец, путешественники подплыли к цветущему острову — Самар (в группе Филиппинских островов). Туземцы Самара оказались более гостеприимными, чем жители Разбойничьих островов.

Моряки достали у них вволю продуктов и пресной воды. Завязалась торговля. Магеллан и король обменялись визитами. Магеллан усердно занялся обращением жителей Самара в христианство. Через некоторое время корабли двинулись дальше.

Флот приближался к острову Себу; Магеллан понимал, что его странствия подходят к концу. Установление связи с уже открытыми землями Старого Света было только вопросом времени. Один встретившийся им туземец уже понимал язык слуги Магеллана, вывезенного им с Малакки. Во время стоянки кораблей у острова Себу между вождем этого острова и вождем независимого племени на маленьком островке Мактан возникла междоусобная война. Магеллан считал, что он должен поддержать своих новообращенных друзей, и ввязался в войну. Он взял сорок человек из своей команды и на нескольких больших лодках отправился на Мактан. Но так как туземцев оказалось очень много, Магеллан только успел сжечь часть деревни, а затем его отряд был оттеснен к берегу и вынужден был спасаться, бросившись к лодкам. Моряки из лодки Магеллана дрались дольше всех, прикрывая отступление других. Дважды шлем командира был сбит с его головы, но он снова надевал его и продолжал стрелять. Магеллан был ранен в ногу, в лицо ему попала отравленная стрела, а он, находясь уже по пояс в воде, не переставал сражаться. Но в тот момент, когда он оглянулся, чтобы убедиться, все ли его люди благополучно сели в лодки, удар деревянного меча сбил его с ног. Ряды туземцев сомкнулись над ним.

Магеллан упал в воду, но туземцы продолжали наносить ему удары мечами. Восемь человек погибли вместе со своим командиром, остальные спаслись в лодках.

Лишившийся своего адмирала флот отплыл к острову Бохоль. Командование приняли на себя Барбоса и Эль-Кано.

Последний довел корабли до Испании и там же угодил под суд за мятежи и неповиновение. И хотя по справедливости именно Эль-Кано надо считать первым человеком, обогнувшим земной шар, однако все признают, что только благодаря энергичности и воле Магеллана этот поход вообще состоялся.

«В числе других добродетелей, — писал о своем капитане его историограф Антонио Пигафетта, — он отличался такой стойкостью в величайших превратностях, какой никто никогда не обладал. Он переносил голод лучше, чем все другие, безошибочнее, чем кто бы то ни было в Мире, умел он разбираться в навигационных картах. И то, что это так и есть на самом деле, очевидно для всех».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Фернандо Магеллан Википедия

Фернан Магеллан
порт. Fernão de Magalhães
исп. Fernando (Hernando) de Magallanes

Портрет работы неизвестного художника XVII века. Галерея Уффици, Флоренция
Дата рождения 20 ноября 1480(1480-11-20)
Место рождения Саброза, Королевство Португалия
Дата смерти 27 апреля 1521(1521-04-27) (40 лет)
Место смерти о. Мактан, Филиппины
Подданство Кастилия и Леон
Род деятельности мореплаватель
Отец Руй де Магальяйнш[d]
Мать Инес Вас Моутиньо[d]
Супруга Беатрис Барбоза
Дети Дуарте Барбоза
Награды и премии
Автограф
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Магеллан, Фернандо Википедия

Фернан Магеллан
порт. Fernão de Magalhães
исп. Fernando (Hernando) de Magallanes

Портрет работы неизвестного художника XVII века. Галерея Уффици, Флоренция
Дата рождения 20 ноября 1480(1480-11-20)
Место рождения Саброза, Королевство Португалия
Дата смерти 27 апреля 1521(1521-04-27) (40 лет)
Место смерти о. Мактан, Филиппины
Подданство Кастилия и Леон
Род деятельности мореплаватель
Отец Руй де Магальяйнш[d]
Мать Инес Вас Моутиньо[d]
Супруга Беатрис Барбоза
Дети Дуарте Барбоза
Награды и премии
Автограф
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Магеллан Фернандо - это... Что такое Магеллан Фернандо?

Ферна́н Магелла́н (порт. Fernão de Magalhães, исп. Fernando (Hernando) de Magallanes; около 1480, область Траз-уж-Монтиш, Португалия — 27 апреля 1521, остров Мактан, Филиппины) — португальский и испанский мореплаватель. Принято считать, что он совершил первое кругосветное путешествие.

Кругосветное плавание Магеллана

Карта путешествия Магеллана и возвращения его спутников

Подготовка плавания

Магеллан по происхождению португалец. Под начальством Франсишку Алмейды он участвовал в португальских экспедициях в Индийский океан (1509-12 гг.), дважды доходил до Малакки (ныне в Малайзии) — в 1509 и 1511 годах. Разработал проект плавания западным путём к островам пряностей — Молуккским (Малайский архипелаг в Индонезии), но он был отклонён португальским королём в связи с тем, что экспедицией Васко да Гама был открыт более близкий восточный путь.

После этого Магеллан принимает решение эмигрировать в Испанию и перейти на службу к испанскому королю. Однако его цель — найти западный путь к Молуккским островам оставалась неизменной. В этом ему, как ни странно, много помогла неразвитость географии тех времен. Тогда принадлежность новооткрытых колоний определялась по Тордесильясскому договору — все земли лежащие западнее меридиана, проходящего в 370 лигах (около 1770 км) западнее о-вов Зеленого мыса принадлежали Испании, восточнее — Португалии. Размеры земного шара были плохо известны, а измерять долготу почти что не умели, почему многие картографы считали, что Молуккские острова должны принадлежать Испании, а не Португалии.

На самом деле линия Тордесильясского договора проходила по меридиану 49°33' з.д. — 130°27' в.д., то есть Молуккские острова должны были принадлежать Португалии. Магеллан этого не знал, или делал вид, что не знал. Поскольку это было выгодно Испании, проект Магеллана в 1517 году был принят испанским королём Карлом I. В инструкции, данной Магеллану королём, было сказано: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова».

Состав экспедиции

Флотилия Магеллана состояла из следующих кораблей: «Тринидад» водоизмещением 110 т под командованием адмирала Магеллана; «Сан-Антонио», 120 т — капитаном был инспектор флота Хуан де Картахена; «Консепсьон», 90 т — капитан Гаспар де Кассада; «Виктория», 85 т — капитан, казначей флота Луис де Мендоса и «Сантьяго», 75 т — капитан Жуан Серрано.

Начало экспедиции. Атлантический океан. Бразилия

20 сентября 1519 года флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир) на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана в открытое в 1513 году конкистадором Васко Нуньес де Бальбоа «Южное море».

Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию.

Открытие Магелланова пролива

В сентябре 1520 года экспедиция на четырёх кораблях («Сантьяго» погиб в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг. В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя — Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжёлым; кроме того, «Сан-Антонио», шедший передовым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию.

Тихий океан

Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, — как сообщает один из участников, — мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу.

Филиппинские острова. Гибель Магеллана.

Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля. Раджа острова Себу, только что присягнувший на верность королю Испании, воспользовался этим и заманил испанцев на торжественный обед, где устроил резню и убил несколько десятков человек. Кораблям пришлось срочно отплыть. Отсутствие опытного руководителя дало себя знать. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Разделение экспедиции. Обратный путь.

Там были закуплены пряности и экспедиции предстояло отправиться в обратный путь. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только двое кораблей. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» — на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки и избежав встречи с охотившимися за ними португальцами, 18 человек вернулись на родину.

Современная копия Магеллановой каракки «Виктория»

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию — он лишь хотел найти западный путь к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса (а рейс Магеллана был таким) кругосветное путешествие бессмысленно. Лишь угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причем если бы «Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия бы и не было.

Итоги экспедиции

Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму. В 1523 был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции — венецианца Антонио Пигафетты.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Потерянный день

Кроме того, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли день». В те времена ещё не было понятия о разнице между местным и Всемирным временем, так как самые далёкие торговые экспедиции проходили в обоих направлениях практически по одному и тому же маршруту, пересекая меридианы сначала в одном направлении, потом в обратном. В этом же случае, впервые зафиксированном в истории, экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, «не возвращаясь», но двигаясь только вперёд, на запад.

На кораблях «христианнейшего» испанского короля, как полагается, для поддержания порядка вахт, счисления движения, ведения записей, но, в первую очередь, для соблюдения церковных католических праздников, велось счисление времени. Хронометров в те времена не было, моряки пользовались песочными часами (от этого на флоте и был счет времени по склянкам). Начало счёта суточного времени было в полдень. Естественно, каждый ясный день моряки определяли момент полудня, когда Солнце было в самой верхней точке, то есть пересекало меридиан (с помощью компаса или по длине тени). От этого вёлся и счет дней календаря, в том числе воскресных дней, пасхалий и всех прочих церковных праздников. Но ведь каждый раз моряки определяли время местного полудня, соответствующего меридиану, на котором в этот момент находилось судно. Корабли плыли на запад, вслед за движением Солнца по небосводу, догоняя его. Поэтому, будь у них современный хронометр или простые часы, настроенные на местный полдень порта Санлукар-де-Баррамеда, моряки бы заметили, что их день чуть длиннее обычных 24 часов и их местный полдень всё больше и больше отстаёт от родного испанского, переходя постепенно на испанский вечер, ночь, утро и снова день. Но, поскольку хронометра у них не было, плавание их было чрезвычайно неспешным и с ними случались более важные и страшные происшествия, то об этой «мелочи» со временем никто просто не думал. Церковные праздники эти отважные испанские моряки отмечали со всей тщательностью, как ревностные католики, но, как оказалось, по своему собственному календарю. В итоге, когда горстка измученных скитальцев морей вернулась в родную Испанию, оказалось, что их корабельный календарь отстал от календаря родины и Церкви на целые сутки. То есть они неправильно праздновали воскресенья, святую Пасху и прочие праздники! Герои-моряки были объявлены вероотступниками и отлучены от церкви. Лишь через некоторое время удалось разобраться в этой ситуации и моряков восстановили в правах.

Люди поняли и признали, что Земля имеет форму шара, тела с непрерывной поверхностью, и при путешествиях вдоль параллелей, то есть в плоскости её суточного вращения вокруг своей оси, время как бы меняет свою длительность. Если двигаться на запад, за Солнцем, день (сутки) как бы удлиняется. Если же двигаться на восток, навстречу Солнцу, сутки, наоборот, укорачиваются.

В те времена, как писал С.Цвейг, этот факт даже обсуждался как теория относительности[1].

Для преодоления этого парадокса позже была разработана система часовых поясов и понятие линии перемены дат.

Эффект смены часовых поясов теперь испытывает каждый, кто предпринимает дальние, но быстрые, путешествия на самолётах или скоростных поездах.

В честь Магеллана названы

Примечания

  1. Цвейг С. Подвиг Магеллана. М., 1980
  • Magellan (Francis Guillemard, Antonio Pigafetta, Francisco Albo, Gaspar Correa) [2008]

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

МАГЕЛЛАН, ФЕРНАНДО

(ок.1480-1521) португальский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие

 

Уже в начале XVI века западноевропейским ученым становится ясно, что экспедиции Христофора Колумба от­крыли не восточные берега Азии, а новый, ранее неизвест­ный материк, названный позднее Америкой. Испания, про­должавшая стремиться к богатым странам Азии, решила найти пролив из Атлантического океана, обогнув мате­рик на юге, и дойти до Молуккских островов — «остро­вов пряностей». Эту задачу решила выполнить экспеди­ция под командованием Фернандо Магеллана, который уже принимал участие в походах вокруг Африки и в за­воевании Индостана.

 

Фернандо Магеллан родился на севере Португалии в семье небогатого чиновника Руи Магальянша. В юности он был пажом испанской королевы, затем работал чинов­ником морского ведомства и занимался там подготовкой к экспедициям в дальние страны. В 1505 году он впервые попал на Восток и принимал участие в завоевании города Малакки (вблизи современного Сингапура). Магеллан сражался на суше и на море. Позднее он был наказан за резкое суждение о королеве.

В 1513 году Фернандо возвратился в Португалию и предложил королю Мануэлю свой проект достижения «островов пряностей» с востока. Получив отказ, он решил навсегда оставить родину и перебраться в Испанию. В мар­те 1518 года он предстает перед испанским Советом по делам Индии и заявляет, что готов проложить западный путь к Молуккским островам. 22 марта проект был одоб­рен и несколько позднее подписан королем. Снаряжалась экспедиция в Севилье, хотя агенты португальского коро­ля стремились сорвать ее.

20 сентября 1519 года из порта Сан-Лукар-де-Баррамеда отправилась в плавание флотилия из пяти кораблей: «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». В состав экспедиции входило 265 человек. Плавание было описано в записях одного из кормчих итальянца Антонио Пигафетта.

Проходя через Атлантический океан, флотилия попа­ла в полосу бурь. 29 ноября экспедиция достигла берегов Южной Америки и двинулась на юг вдоль берегов мате­рика. Магеллан не хотел удаляться далеко от берега, бо­ясь пропустить вход в пролив, поэтому медленно обсле­довал каждую бухту. Меж тем в Южном полушарии над­вигалась зима, и 31 марта 1520 года экспедиция встала на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Тяжелые условия зимовки подорвали у некоторых ее участников веру в успех, и на кораблях вспыхнул бунт, который был жестоко подавлен. Вскоре случилась новая беда: корабль «Сантьяго» разбил­ся о скалы, и его экипаж разместился на других судах. Затем исчез еще один корабль: взбунтовавшаяся коман­да сбежала и возвратилась в Испанию.

В августе флотилия двинулась дальше, и 21 октября был обнаружен вход в пролив, позднее получивший имя Магеллана. Суровую и неприветливую землю, лежавшую к югу от пролива, где днем были видны огни костров, Ма­геллан окрестил «Землей дымов». Испанский король пе­реименовал ее в «Огненную Землю», так как посчитал, что «нет дыма без огня».

28 ноября три оставшихся корабля вышли в неведо­мый океан, переход через который на запад длился почти четыре месяца при хорошей погоде, без бурь и штормов. Позднее океан был назван Тихим. Однако путь через него был очень тяжелым: из продуктов были только испорчен­ные сухари, вода «гнила» и превращалась в дурно пахну­щую жидкость. Питаться приходилось опилками, кожей, которая покрывала мачты, крысами. Началась цинга, унес­шая жизни многих членов экипажа. 16 марта 1521 года корабли подошли к группе крупных островов, которые бы­ли названы островами Лазаря (ныне Филиппинские). На­пугав правителя одного из островов мощью своего ору­жия, Магеллан заставил его подчиниться испанскому ко­ролю. Вмешавшись в межплеменную борьбу населения со­седних островов Себу и Мактан, Магеллан был убит в схватке с местным населением у острова Мактан 27 ап­реля 1521 года. Властитель острова Себу захватил в плен и убил 20 испанских моряков.

В составе экспедиции осталось 115 человек. После ги­бели Магеллана они переживали трудные дни. Людей не хватало для обслуживания трех кораблей, поэтому реши­ли сжечь корабль «Консепсьон». Никто из оставшихся в живых людей не знал точной дороги к Молуккским ост­ровам, и два оставшихся корабля долго блуждали среди островов архипелага.

Новым начальником экспедиции выбрали Карвальо,од­нако вскоре он был смещен, и командором стал Эспиноса.

8 ноября 1521 года корабли достигли одного из остро­вов Молуккского архипелага — острова Тидоре. Здесь ко­рабли разделились. Корабль «Тринидад» после ремонта с закупленными пряностями отправился в обратный путь через Тихий океан к Панамскому перешейку, но после по­лугодового скитания по океану вынужден был вернуться обратно. На Молуккских островах его экипаж захватили в плен португальцы. Почти все члены команды погибли в плену.

21 декабря 1521 года корабль «Виктория» под коман­дованием Хуана Себастьяна Эль-Кано с грузом и коман­дой в 47 человек отправился через Индийский океан в об­ход Африки к Испании. По пути они зашли на остров Ти­мор, где закупили сандаловое дерево. Капитан корабля Эль-Кано вел корабль вдали от берегов в южной части Ин­дийского океана, чтобы избежать встречи с португальца­ми. 13 июля 1522 года экспедиция была вынуждена оста­новиться у островов Зеленого мыса, принадлежавших Португалии. Пополнив запасы пресной воды и продоволь­ствия и потеряв 13 членов экипажа, которые попали в плен к португальцам, корабль двинулся дальше.

6 сентября 1522 года моряки в изодранной одежде, ху­дые и голодные, ступили на землю в порту Сан-Лукар. Так завершилось первое в истории человечества кругосвет­ное путешествие. Из пяти кораблей его удалось завершить лишь одному, из 265 человек команды уцелело только 18. Это плавание имело огромное значение: была описана многокилометровая береговая линия на юге Америки, от­крыт пролив, отделяющий Южную Америку от большого острова Огненная Земля. Впервые, обойдя вокруг земно­го шара, экспедиция своим плаванием доказала, что Зем­ля действительно имеет форму шара. Было доказано, что морем можно обойти вокруг Земли и что суша по объему меньше океана.

Корабль «Виктория» привез столько пряностей, что деньги, которые были выручены от их продажи, окупи­ли все расходы на экспедицию. Уцелевшие участники экспедиции, претерпевшие столько лишений и мучений, казалось, заслуживали высоких наград. Однако служи­тели церкви обвинили их в тяжком грехе — в наруше­нии праздников и постов — и заставили унизительно ка­яться в соборе.

 

Главным героем плавания, забыв о Ф.Магеллане, ста­л* считать Хуана Себастьяна Эль-Кано. Король Карл I на­градил его большой ежегодной пенсией и гербом. Магел­лана же обвиняли в том, что он нарушил мелочные инст­рукции Карла I. Должно было пройти много лет, чтобы выяснилась истинная роль этого великого мореплавателя.

Экспедиция позволила сделать и еще одно важное от­крытие. Во время плавания, которое шло с востока на за­пад, велись тщательные записи по дням. Однако участни­ки экспедиции, прибыв в Испанию, недосчитались одно­го дня. Астрономы впоследствии выяснили причину это­го и установили часовые пояса.

biography-peoples.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о