Содержание

Не с причастиями.

Цели:

  • Образовательные:
    • закрепить навыки слитного и раздельного написания не с причастиями;
    • повторить правописание НЕ с разными частями речи.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию активной мыслительной деятельности;
    • развивать устную и письменную речь учащихся как форму мышления, наблюдения, обобщения.
  • Воспитательные:
    • формировать коммуникативные навыки, сплоченность, активное желание вместе учиться в группах, помогая друг другу.

Наглядность: раздаточный материал, таблица « Не с причастиями», распечатанное задание для каждой группы, использование ИКТ.

Технология:

«Обучение в сотрудничестве»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, подготовка к уроку, сообщение темы, цели

2. Слово учителя: „Сегодня нам предстоит вновь поработать в группах по хорошо знакомой нам технологии „Обучение в сотрудничестве». Напоминаю, что, работая в группах, вы должны обучать друг друга, вместе решать любые проблемы, быть терпимыми к медлительности своего товарища, радуйтесь каждому правильному решению. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а непросто что-то выполнять вместе. Надеюсь, что урок сегодня пройдет в атмосфере взаимопонимания. А сейчас, ребята, предлагаю вам вспомнить основные положения нашей технологии (на экране проецируется Памятка № 1).

Памятка №1
  • Обучение в сотрудничестве – это работа в группе.
  • Работать надо активно, серьёзно относясь к порученному заданию
  • Вежливо и доброжелательно общайтесь с партнёрами
  • Испытывайте чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи партнёров, всего класса
  • Вы должны осознать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд
  • Каждый ученик группы владеет только частью общей информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи
  • Каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи. Данная зависимость может быть организована на уровне разделения труда, ролевых функций
  • На всех учащихся группы дан один комплект оборудования: один экземпляр текста, один лист бумаги
  • Все члены команды поощряются одинаково либо – никак

3. Актуализация знаний

Напоминание группам, что каждый правильный ответ оценивается жетоном, ученики могут дополнять ответы своих товарищей.

– Вспомните, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке…
– Расскажите о слитном написании НЕ с причастиями
– В каких случаях не с причастиями пишется раздельно

(Учащиеся приводят примеры, используя материал домашнего задания, аргументируют свои ответы, опираясь на таблицу «НЕ с причастиями»)

4. Работа по учебнику

Учитель предлагает обратиться к упр.

136, распределить роли, задания, выбрать редактора группы. Каждая группа имеет свое задание к этому упражнению, обращаясь к Памятке № 2 (проецируется на экране).

Памятка №2
  • При работе в малых группах, при совместной деятельности вы обмениваетесь информацией. В случае необходимости обращайтесь за помощью и к учителю
  • Учитесь сами видеть проблемы и находите способы их решения
  • Каждый должен понимать, что успех группы зависит не только от запоминания готовых заданий, данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения.
  • Формируйте собственную точку зрения, учитесь её аргументировать отстаивайте своё мнение
  • Учитесь общаться между собой, с учителями, овладевая коммуникативными умениями
  • Развивайте чувства товарищества, взаимопомощи

Учитель читает задание к тексту (упр. 136), затем предлагает обратиться к его выполнению.

Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы в деревне. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?

(Не) забываемое вп..чатление остав..ла гроза в деревне. Нач..лась она вечером. Светлая з..ря еще (не) закрытая черной приближающ..ся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не) прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не) занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не) смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоян.. (не) прекращавш..гося страха. Казалось, что какая (то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

(С.Аксаков)

Страшный, устрашающий, ужасающий, ужасный, чудовищный, жуткий, зловещий, грозный

I ГРУППА определяет стиль текста, тип речи, его основную мысль; обращается к словам синонимам на стр. 67, записывает их в тетради, составляет словосочетания, чтобы расширить состояние страха, которое ощутили жители дома от грозы.
II ГРУППА выписывает в тетрадь слова с пропущенными орфограммами (кроме не), объясняя условия выбора.

III ГРУППА выписывает примеры НЕ со словами, объясняя условия выбора.
IV ГРУППА находит и объясняет предложение с причастным оборотом.
V ГРУППА производит морфологический разбор причастия непрекращавшегося страха

Заслушиваются ответы групп, за правильные ответы группа получает жетоны. Вывод по заданию.

5. Найдите соответствие «Не с разными частями речи»

(Группы вспоминают правописание НЕ с разными частями речи, используя распечатанные задания)

Задание выполняется учениками «по вертушке»

а) слитное написание существительного ____________________________________________
б) слитное написание прилагательного ____________________________________________
в) раздельное написание прилагательного ____________________________________________

г) краткое прилагательное _______________________________________________________
д) раздельное написание причастий _________________________________________________
е) слитное написание причастий ____________________________________________________
ж) слитное написание глагола ______________________________________________________
з) краткое причастие _____________________________________________________________

Набор: до конца (не) изученный; (не) обыкновенный случай; зачем его (не) волить; проблема (не) решена; рассказывать (не) былицы; проблема (не) решена; взгляд (не) добрый, а злой; небо здесь (не) южное; (не) возвращенная рукопись; цитаты (не) проверены; река (не) глубока; (не) высокий дом.

Правильный ответ оценивается жетоном. Учитель обращает внимание учеников

на раздельное написание НЕ с краткими прилагательными: не должен, не рад, не готов, не обязан, не согласен, не способен. От каждой группы приводятся примеры словосочетаний с данными прилагательными.

6. Лексическая разминка (проецируется на экране)

Группам по очереди предлагается определить соответствующий синоним, если группа затрудняется с ответом, отвечают остальные, получая дополнительные жетоны.

  • Безграничный, безмерный (неисчерпаемый)
  • Постоянно светящийся, не утрачивающий своей силы, своего значения (немеркнущий)
  • Не знающий жизни, не имеющий опыта (неоперившийся)
  • То, что трудно описать словами (неописуемый)
  • Лишённый покрытия, кровли (непокрытый)
  • Запрещённый, недозволенный (неразрешённый)
  • Огнеупорный (несгораемый)
  • Поддерживающий собой что – либо неподвижное, служащий опорой чему – либо (несущий)
  • Имеющий плохую успеваемость, отстающий в занятиях (неуспевающий)
  • Постоянно бодрый и жизнерадостный (неунывающий)

Вывод по заданию (закрепляется навык правописания НЕ с причастиями)

– А когда данные причастия будут писаться раздельно? (ответы групп)

7. Контрольный срез. Буквенный диктант

1. невзрачный вид (с)
2. мед не липовый (р)
3. нетрудная задача (с)
4. не посеянный в срок (р)
5. работа не выполнена (р)
6. не надеялся (р)
7. полная неразбериха (с)
8. не готов к ответу (р)
9. невстреченный гость (с)
10. вовсе не интересный фильм (р)

8. Итог урока

Ученики дают оценку своей работе в группе.
Оценки за урок: общая оценка группе дается по количеству жетонов, индивидуальная – за контрольный срез.

9. Домашнее задание: параграф 24 упр. 135-137.

Урок по русскому языку для 7 класса на тему «Не с причастиями»

Технологическая карта.

Жильцова Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3», г. Новомичуринск, Рязанская область, Пронский район

Предмет: русский язык

Класс 7 А

Тема урока «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ» 

Тип урока: открытие нового знания. 

План урока

1) Организационный момент. Самоопределение к деятельности

2) Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности

3) Открытие нового знания.

4) Первичное закрепление. 

5) Повторение и закрепление нового.

6) Самооценка результатов деятельности.

7) Домашнее задание

Цели урока:

— по достижению личностных результатов:

развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

— по достижению метапредметных результатов:

развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

— по достижению предметных результатов:

развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с причастиями.

 

Планируемые образовательные результаты:

Знать: условия выбора правильных написаний НЕ с причастиями.

Уметь:

— правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;

— составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;

— анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Цели:

— создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность 

 Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.

Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа и через строчку, оставленную для темы урока, эпиграф.

«Много звезд – украшение неба, много знаний – украшение ума». (Слайд 1).

— Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?

— А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объемом знаний, чтобы считать себя умными?

— Тогда как пословица может быть связана с содержанием нашего урока?

− Молодцы!

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями. Желаю всем нам успехов!

Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу.

Да. Если мы смотрим на небо и видим много звезд, то долго любуемся представленной красотой, если встречаем умного человека, то восхищаемся его знаниями.

Нет. Нам еще предстоит многому учиться.

Мы будем открывать новое знание.

Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности

Цель: Выявление причины затруднения, совместное целеполагание

 

 

— Начинаем трудиться.

Внимание на СЛАЙД (2)

Здесь даны словосочетания с «НЕ». Вспомните и определите, чем бывает «НЕ» и как пишется?

Правильно.

Работать будем по рядам. Ученики I ряда должны выписать в тетрадь словосочетания, в которых НЕ является частью корня, II ряда – НЕ — приставка, III ряда –НЕ – частица.

Явная (не)правда, (не)ряшливый вид; долго (не)годовала; (не)большая поляна; (не)прочитали книгу; (не)широкая, а узкая река; вовсе (не)строгий учитель, (не)лепость положения.

Проверим.

— Какими правилами правописания «не» со словами вы пользовались?

Пожалуйста, 1 ряд.

Почему эти слова являются частью корня?

Пожалуйста, 2 ряд.

Пожалуйста, 3 ряд.

— Итак, что мы повторили?

— Для чего пригодится этот материал?

— Какую часть речи мы с вами изучаем?

Предлагаю вам выполнить пробное действие.

Зачем нужно пробное действие?

Ребята, перед вами лежит карточка № 1. В ней даны словосочетания. Раскройте скобки и определите условия слитного и раздельного написания не со словами.

КАРТОЧКА № 1: (не)скошенная трава

(не)скошенная, а срезанная трава

трава (не)скошена, (не)скошенная вовремя трава, (не)доумевающий взгляд.

Ребята, что объединяет эти словосочетания?

Докажите, что эти слова причастия.

Есть ли различия в написании НЕ с причастием?

(Показываю через документ-камеру 2 карточки уч-ся) Посмотрим, что у вас получилось. (Смотрим карточку ….., затем карточку ….)

Ребята, видим, что получились разные ответы.

Ребята, обладаете ли вы достаточными знаниями, чтобы определить, когда слитно, когда раздельно пишется не?

А почему у вас возникло затруднение?

Какова же цель нашей работы на уроке?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите в тетради.

 

Частицей — пишется раздельно, приставкой — пишется слитно, частью корня — пишется слитно.

Дети пишут.

НЕ с сущ, НЕ с прилаг, Не с глаголом.

— Ученик 1 ряда читает словосочетания: неряшливый вид, долго негодовала, нелепость положения

Потому что они без «не» не употребляются.

СЛАЙД 3

Ученик 2 ряда читает и объясняет словосочетания: явная неправда, небольшая полянка

Слайд №4

Ученик 3 ряда читает и объясняет словосочетания: не прочитали книгу; не широкая, а узкая река; вовсе не строгий учитель

Слайд №5

-Мы вспомнили условия написания не с прилагательными, существительными и глаголами

Для открытия нового знания

Причастие

— Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель.

Дети работают на карточках.

НЕ дано с причастиями

Образованы от глаголов скосить, срезать, недоумевать.

Да. Одни пишутся слитно, а другие раздельно.

Нет.

Мы пока не знаем правила, по которому можно определить слитное или раздельное написание «не» с причастиями.

Узнать условия написания не с причастиями, научиться правильно писать НЕ с причастиями, разграничивать приставку НЕ и частицу НЕ с причастиями.

— Слитное и раздельное написание «не» с причастиями.

 Познавательные:
— владение приёмами анализа и систематизации материала.

Регулятивные:

– формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя;

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;

Открытие нового знания.

Цель:

— развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

— формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.

 

Ребята, при повторении вы заметили, что существует несколько условий слитного и раздельного написания НЕ со словами. В причастии их тоже несколько. Для определения условий выбора не с причастиями предлагаю поработать со слайдами, проанализировать данные ниже примеры и сформулировать правила.

СЛАЙДЫ

Раздельно

Книга не прочитана, задача не решена, забор не покрашен

Не прочитанная, а просмотренная книга, не увядшие, а  свежие цветы.

Непрочитанная книга.

Не прочитанная до конца книга.

В какой форме употреблены причастия?

-В чем закономерность этих примеров?

Сформулируйте правило.

Внимание на следующий слайд.

На чем основано 2 условие?

А 3 условие немного посложнее.

Ребята, внимательно посмотрите на примеры.

Чем отличаются эти словосочетания?

Сформулируйте вывод.

Молодцы, ребята. Это были случаи раздельного написания не с причастиями.

А теперь посмотрим, какие есть условия слитного написания.

СЛАЙД «10»

Слитно

Ненавидящий ссору, негодующий возглас

Непрочитанная книга, нерешенная задача, несобранные ягоды

В чем закономерность этих причастий?

И как они пишутся?

Ребята, вспомните последнее условие раздельного написания НЕ с причастиями

А в этих словосочетаниях каким словом является причастие?

И как оно пишется с не ?

Сформулируйте правило.

Молодцы. А теперь немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! (12)

— А сейчас прочитаем правило в учебнике и узнаем, все ли условия по написанию НЕ с причастиями сегодня прозвучали (стр. 67)

— Назовите условия раздельного написания не с причастиями.

— Назовите условия слитного написания не с причастиями.

Используя сформулированное правило,

слитно

раздельно

1. Не употребляется без НЕ.

1. Без НЕ употребляется.

2.Нет противопоставления с союзом А

2.Есть противопоставление с союзом А

3.Нет зависимого слова.

3.Есть зависимое слово.

(СЛАЙД 13) составим алгоритм написания «не» с причастиями. Начнем со слитного написания.

Алгоритм.

  1. Употребляется ли без НЕ

(не употребляется – слитно)

  1. Полное или краткое.

( краткое – пишу раздельно)

  1. Полное:

есть ли противопоставление или зависимое слово?

(Есть – пишу раздельно.

Нет – пишу слитно.)

 

В краткой форме.

Пишутся раздельно.

Не с краткими причастиями пишется раздельно.

2 условие основано на использовании союза А.

Если в предложении есть противопоставление с союзом А, то НЕ с причастием пишется раздельно.

В первом словосочетании причастие не имеет зависимого слова – оно одиночное, а во втором имеет, значит образует причастный оборот.

Если при причастии есть зависимое слово, то с НЕ оно пишется раздельно

Не с причастиями пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется.

Если при причастии есть зависимое слово, то с НЕ оно пишется раздельно.

Зависимым.

Если при причастии нет зависимого слова, то с НЕ оно пишется слитно.

Читают сами.

СЛАЙД 13

Составляют алгоритм рассуждения при решении вопроса о слитном или раздельном написании НЕ с причастиями.

 

 

Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Первичное закрепление 

Цель:

— развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД;

— развитие предметных навыков (орфографической зоркости).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Используя алгоритм «Слитное и раздельное написание не с причастиями», объясните написание следующих словосочетаний:

Рассказ (не)окончен

(Не)годующая девочка (НА ДОСКЕ)

(Не)оконченный вовремя концерт

  1. А теперь возвратимся к пробному действию, вызвавшему затруднения, и разрешим сомнения с опорой на новое знание.

Пожалуйста, …..

Ребята, а теперь самостоятельно поработайте с карточкой 2.

Карточка 2. Спишите словосочетания, раскрывая скобки.

Конверт (не) распечатан; (не) высказанная мысль; (не) обозначенное на карте озеро; (не) доумевающий взгляд; (не) закрытое тучей облако; (не) скошенный луг; (не) сшитые, а связанные вещи; (не) защищенный дом; (не) сложенные, а разбросанные тетради.

Проверьте себя по эталону и оцените по следующим критериям.

Раздельно Слитно

Конверт не распечатан Невысказанная мысль

Не обозначенное на карте озеро Недоумевающий взгляд

Не закрытое тучей облако Нескошенный луг

Не сшитые, а связанные вещи Незащищенный дом

Не сложенные, а разбросанные тетради

Незаконченная работа

-Ребята, есть, кто в классе не справился с заданием?

Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма

Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания.

Списывают, раскрывая скобки.

Проверяют себя.

 Оценивают свою деятельность. Ставят себе оценки.

«5» — 10 словосочетаний

«4» — 9-8 сл. (НА ДОСКЕ)

«3» — 7-5 сл.

«2» — 4 и меньше

Да или нет.

 

 Познавательные:

— формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания.

Регулятивные:

формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Повторение и закрепление нового.

Цель:

— развитие регулятивных и коммуникативных УУД;

— развитие предметных навыков (орфографической зоркости).

Ребята, следующее задание нацелено не только на проверку самого себя, но и своего соседа по парте.

Внимание . На карточке 3 даны словосочетания с причастиями с НЕ.

1 вариант выписывает только номера словосочетаний, в которых НЕ с причастиями надо писать слитно 2 вариант – раздельно

1) (не)законченная работа 6) (не)взлюбивший давно

2) (не)отправленная бандероль 7) (не)купленные, а свои ягоды

3) давно (не)штукатурены 8) (не)обозначенное озеро

4) двери (не)заперты 9) (не)сшитые, а связанные вещи

5) (не)навидящий взгляд 10) (не)закрытое тучей небо

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и

проверьте друг друга по ключу и поставьте оценки по критериям.

Слайд № 16 Правильные ответы

1 вариант – 1) 2) 5) 6) 8) 2 вариант – 3) 4) 7) 9) 10)

Выполняют задания, проверяют себя и соседа по парте.

Взаимопроверка.

Критерии оценивания

«5» — 0 ошибок; «4» — 1 ошибка; «3» — 2 ошибки; «2» — более 3 ошибок

Регулятивные:

– формирование четких и последовательных действий в процессе работы;

Самооценка результатов деятельности.

Цель: рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. 

 Рефлексия учебной деятельности.

Спасибо, ребята. Наш урок завершается. Подведем итоги.

Ребята, продолжите следующие предложения.

Сегодня на уроке мы изучили тему…….

— Какую цель вы поставили в начале урока?

— Вы достигли поставленной цели?

Ответьте дальше.

Я узнал(а)……….

Я научился (ась)…………

Мне понравилось …………..

— За что бы вы похвалили себя на уроке?

А я вас благодарю за активную работу на уроке. Вы меня сегодня порадовали. С вами приятно было работать.

Оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты.

  Регулятивные:

— оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

VII. Домашнее задание

 

  А сейчас открываем дневники и записываем Д/З на выбор: § 24 упражнение 133 или 134.

 

 

 

Типы связи слов на уровне словосочетаний -Языкознание

Типы связи слов на уровне словосочетаний. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/191/ (дата обращения: 15.03.2022)

Типы связи слов в словосочетании

Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

  • Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.

    Согласование может быть полным и частич­ным; например, новую газету — полное согласование, черный кофе — частичное согласование (в роде), так как существитель­ное кофе не склоняется и не имеет форм множественного числа; черного кофе, черному кофе и т. п.— падежные формы при­лагательного показывают синтаксическую позицию словосочетания в предложении. Согласование бываетпредикативным и непредика­тивным; предикативное (его называют также координацией) – это согласование сказуемого с подлежащим; предикативное согла­сование чаще бывает неполным; оно может быть и смысловым. Так, в предложении Дети наше будущее согласование только в падеже; в предложении Пять студентов сдали экзамен досрочно согласование смысловое.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, седьмой класс.

  • Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.

    Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово имеет зависимую форму: она не по­вторяет категорий стержневого слова, а вызывается его грамма­тическими и лексико-грамматическими свойствами, например: чи­тать книгу, управлять машиной, бояться оскорбле­ния, войти в класс, строительство моста, вход в метро, полный нетерпения и т. п. Управление свойственно прежде всего глагольным словосочетаниям, хотя встречается и в словосо­четаниях с другими стержневыми словами (существительными, причастиями и т. д.).

Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.

  • Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
     

    Под­чинение выражается включением слов в словосочетания, несамо­стоятельностью синтаксической функции и смысловым подчинением зависимого слова словосочетания. Примером словосочетаний, построенных на примыкании, могут служить словосочетания:хорошо учиться, работать вдвоем, ехать медленнее, просить прочитать, повод поговорить, очень добрый, яйца всмятку.

    Примыкание широко распространено по языкам мира; оно – основной вид подчинительной связи в тех языках, где нет аффиксов (например, во вьетнамском). Оно встречается также в тех языках, где имеются аффиксы и формы словоизменения. В этих случаях выделяется два основных вида примыкания — примыкание неиз­меняемых слов и примыкание словоформ изменяемых слов.

    В русском языке примыканием первого вида обладают наречия и инфинитивы, а также деепричастия, компаратив (форма сравни­тельной степени) и неизменяемые прилагательные и существитель­ные. В других языках примыкать могут и прилагательные. Так, в английском языке прилагательные, не изменяясь по родам, числам и падежам, в составе субстантивного словосочетания при­мыкают к существительному: the green tree — зеленое дерево, the large room — большая комната. Примыкают прилагательные в тюркских языках; ср., например, татарские словосочетания кызыл алма — красное яблоко, кызыл йорт — красный дом, кызыл кул-мэк — красная рубаха, платье.

    Примыкание словоформ (предложных и беспредложных) воз­никает тогда, когда словоформа присоединяется к стержневому слову без установления связи согласования или управления, на­пример: роман «Мать», товарищ Иванова, кепка блином, куплеты на память, конь в яблоках, идти группой, уйти с утра, планировать в рублях.  Особо необходимо обратить внимание на субстантивные словосочетания, построенные на примыкании второго имени. Сюда относится не только примыкание имени собственного (как в соче­тании товарищ Иванов, капитан Иванов)но и сочетание нарица­тельных существительных. 

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.

Другое определение связи «Примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола .

06.02.2016, 14164 просмотра.

Синтаксис словосочетаний — Хакасский словарь онлайн

1. Общие замечания
2. Именное словосочетание
     2.1. Простое определение, выраженное именем в основном падеже
     2.2. Изафетная конструкция
     2.3. Притяжательная конструкция
     2.4. Определение со словом тiп
     2. 5. Определение, выраженное прилагательным на -лығ
     2.6. Послеложные конструкции в роли определения
     2.7. Определительные конструкции со словом чох
     2.8. Определительные выраженные именами прилагательными
     2.9. Количественные определения
     2.10. Определения выраженные местоимениями
     2.11. Определительные выраженные причастиями
     2.12. Порядок следования определений
3. Глагольное словосочетание
4. Прилагательное с зависимыми словами

     Словосочетание это сочетание нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически. Например, словосочетаниями являются такие пары слов как пӧзік тағ высокая гора, ікі пала два ребенка, чӱгӱрчеткен оолах бегущий мальчик. В словосочетании состоящим из двух слов одно из них является главным, а другое — зависимым. Так в приведенных выше примерах слова тағ гора, пала ребенок, оолах мальчик являются главными, а пӧзік высокий, ікі два, двое, чӱгӱрчеткен бегущий являются зависимыми, так как их назначение — определять, уточнять или дополнять значение главных слов.
     По правилам хакасского языка зависимое слово, за исключением некоторых случаев, помещается перед тем словом к которому оно относиться. Перестановка местами главного и зависимого слова невозможна и может привести к потере смысла. Так, например, в русском языке существуют два варианта одного словосочетания: длинная дорога и дорога длинная, однако в хакасском языке возможен только один вариант: узун чол.
     Словосочетания, как и отдельные слова, могут использоваться в предложении в качестве любых членов предложения. При этом если главный член словосочетания принимает ту или иную грамматическую форму, то зависимые остаются неизменными.
     Главный член словосочетания может иметь несколько зависимых. Например: минің наа турам мой новый дом, пу пӧзік ағас это высокое дерево. Также в качестве зависимого члена может использоваться не только слово но и словосочетание. Например:
чалбах пӱр широкий листчалбах пӱрліг от растение с широкими листьями. Таким образом одно словосочетание может состоять из нескольких вложенных друг в друга словосочетаний.
     По тому, к какой части речи относиться главное слово словосочетания можно разделить на именные и глагольные.

Именное словосочетание

     Под именным словосочетанием мы здесь будем понимать конструкцию состоящую из имени существительного и одного или нескольких относящихся к нему определений. Определения, как и все прочие зависимые слова в хакасском языке ставятся перед тем словом к которому они относятся. Например:

определение определяемое
пӧзік
высокое
ағас
дерево
килген
пришедший
оолах
мальчик
ӱс
три
хазың
березы

     Определение не согласуется с определяемым ни в числе, ни в падеже, ни в лично-притяжательной форме:
     пӧзік тура высокий дом
     пӧзік туралар высокие дома
     пӧзік тураларға к высоким домам
     пӧзік тураларына к их высоким домам
В этих примерах видно, что вне зависимости от того, в какой форме стоит слово тура дом, определение к нему остается неизменным.

Простое определение, выраженное именем в основном падеже

     Имена существительные (как собственные, так и нарицательные) могут сами по себе без специальных показателей являться определением к другому имени. При этом можно выделить следующие типы подобных определений
     1. имена людей, прозвища, клички животных, географические названия и другие собственнные имена могут использоваться для конкретизации понятия определяемого: Балган аал Балганов улус, Харол аға дедушка Харол, Семен аӌа дядя Семен. В таких словосочетаниях, в отличие от русского языка, на первом месте ставится собственное имя, а после него — нарицательное.
     2. имена существительные, обозначающие различные вещества или материалы, используясь в качестве определения указывают на то из чего сделан предмет: ағас тура деревянный дом, тимір кӧнек железное ведро, алтын чӱстӱк золотое кольцо, торғы кӧгенек шелковое платье
     3. в качестве определения могут использоваться также и слова указывающие на пол, видовую принадлежность растений или животных, национальность, вид деятельности, профессию и т. п.: хыс пала девочка, оол пала мальчик, тізі хас гусыня (самка гуся), іргек хас гусь (самец гуся), тыт ағас лиственница, хакас кізі хакас, артист кізі артист
     4. в ограниченном числе случаев подобного рода определения имеют переносный смысл: хозан чӱрек заячье сердце (о трусливом человеке), ир ипчі боевая женщина, нымырт харах глаза, подобные черемухе

Изафетная конструкция

     Изафетной конструкцией называют словосочетание состоящее из двух имен, в котором определение используется в основном падеже, а определяемое — в лично-притяжательной форме третьего лица.
     С помощью изафетной констуркции обычно передается значение русских относительных прилагательных. Например: хан ӱлгӱзі ханская власть, ӧңненіс тузы время цветения, ағас тамыры корень дерева, древесный корень, аал хонии сельское хозяйство, ат хузурии конский хвост, кізі пазы человеческая голова, суғ хазы речной берег, кӱн сурии вопрос дня, чон театры народный театр, кӱн сузы солнечный луч.
     Как видно из этих примеров определение в изафетной констуркции имеет обычно значение имеющий отношению к чему-либо или принадлежащий, как правило, предметам или лицам данного вида. Если определение имеет значение располагающийся, находящийся где-либо, то вместо изафетной конструкции используются прилагательные с аффиксом -дағы/дегі~тағы/тегі: аалдағы чон сельское население, арығдағы ӧрт лесной пожар. Определения со значением обладающий чем-либо также как правило выражаются не изафетной конструкцией, а прилагательными на -лығ/ліг: пулуттығ тигір облачное небо, палыхтығ кӧл рыбное (богатое рыбой) озеро.
     Изафетная конструкция используется также с обозначениями национальностей, географическими названиями, словами обозначающими виды животных или растений: хакас республиказы республика Хакасия, орыс тілі русский язык, Асхыс аймағы Аскизский район, нымырт ағазы (дерево) черемуха, Асхыс аймағы Аскизский район, палых оды папоротник

Притяжательная конструкция

     В отличие от изафетной конструкции, в притяжательной существтельное, являющееся определением ставится в форму притяжательного падежа. Например тураның ізігі дверь дома, кізінің ады имя человека, кӧлнің суу вода озера, чонның культуразы культура народа, тураның ізігі дверь дома, адайның хузурии хвост собаки, нанӌымның книгазы книга моего друга.
     По своему значению притяжательная конструкция отличается от изафетной тем, что она указывает на принадлежность конкретному лицу или предмету. Ср., например, такие словосочетания інек сӱді коровье молоко и інектің сӱді молоко коровы (конкретной).
     Определение в притяжательном падеже также может иметь при себе одно или несколько определений. Например:
     тураның ізігі дверь дома
     ағас тураның ізігі дверь деревянного дома
     пу ағас тураның ізігі дверь этого деревянного дома
     Определение в притяжательном падеже может иногда ставиться и непосредственно после определяемого. Например: арғызы аның друг его, ибің синің дом твой.

Определение со словом тiп

     Служебное слово тіп используется для связи определения, выраженного именем собственным и опредеяемого — выраженного именем нарицательным: «пістің школа» тіп тема тема Наша школа, «пістің чааӌыбыс» тіп чоох рассказ «наши бойцы», Сергей тіп ат имя «Сергей»

Определение, выраженное прилагательным на -лығ

     C помощью суффикса -лығ/ліг~нығ/ніг~тығ/тіг от имен существительных образуются прилагательные со значением обладающий, владеющий чем-л. . Например:
     сас волосысастығ с волосами, палых рыбапалыхтығ с рыбой, богатый рыбой, наңмыр дождьнаңмырлығ дождливый, машина машинамашиналығ имеющий машину. Имя существительное, от которого образовано такое прилагательное может в свою очередь также иметь при себе определения. Например:
     узун састығ хыс девушка с длинными волосами, ӱс палалығ кiзi человек с тремя детьми, сабаллығ ағастығ тағ гора, покрытая хвойным лесом.

Послеложные конструкции в роли определения

     Имя в сочетании с послелогом также может определять другое существительное. Это касается в первую очередь послелогов тӧӧй похожий на кого-что-л., осхас подобный на кому-чему-л. , чӧп подходящий кому-чему-л., кӱс склонный к чему-л. и послелогов аффиксов даңер/деңер
Например: книгадаңар талазығ дискуссия о книге, сын кизідеңер повесть повесть о настоящем человеке, іӌезіне тӧӧй пала ребенок, похожий на мать, алтын осхас ай луна, подобная золоту, книгаларға чӧп шкаф шкаф, подходящий для книг, піске ле чӧп тура подходящий нам дом, тоғысха кӱс тӧл трудолюбивое поколение, чоохха кӱс кізі красноречивый человек

Определительные конструкции со словом чох

     Для того чтобы выразить значение отсутствия чего-либо в хакасском языке используется определительная конструкция со словом чох. По своему значению она противоположна прилагательным на -лығ. А слово, обозначающее предмет или признак наличие которого отрицается ставится в лично-притяжательную форму третьего лица. Например: ахчазы чох кізі человек без денег (букв. денег его нет человек), саны чох чылтыстар бесчисленные зведы, салаазы чох ағас дерево без веток, тузазы чох ниме бесполезная вещь.

Определительные выраженные именами прилагательными

     Имена прилагательные очень часто выступают в качестве определений к существительным. Например: тирең кӧл глубокое озеро, игір салаа кривая ветка, киӌеегі кӱн вчерашний день, сидік сурығ трудный вопрос, чиит оол молодой парень, коррекционнай школа коррекционная школа, табырах сағыс быстрая мысль, сіліг ӱн красивый голос
     Имя прилагательное в свое очередь может иметь при себе также зависимые слова. В первую очередь это частицы, такие как иң самый, уғаа очень, а также сравнительные констукции: ағастаң пӧзік тура дом, [который] выше дерева, тың соох кӱн очень холодный день, уғаа пай кізі очень богатый человек

Количественные определения

     Количественные определения выражаются в хакасском языке либо с помощью числительных, либо специальных слов указывающих на количество предметов или лиц (кӧп много, чарым половина, нинӌе-нинӌе несколько и т. п.). При этом, если определение указывает на множественное число, определяемое все равно ставится в единственном. Например: ӱс ат три лошади, тӧрт кізі четыре человека, кӧп пулут много облаков, чарым кӱн полдня, пір чыл один год

Определения выраженные местоимениями

     В качестве определения в хакасском языке могут использоваться следующие местоимения:
     1. указательные местоимения: пу, тігі, ол: пу тас этот камень, ол хыс та девушка, тігі ағас то дерево
     2. местоимения-прилагательные мындағ и андағ: мындағ тылаас такая новость, андағ тоғыс такая работа
     3. местоимения прай и полған на: прай олғаннар все ребята, полған на ағас каждое дерево
     4. вопросительные местоимения хайдағ, ноо, хайзы, нинӌе: хайдағ кізі какой человек, ноо тоных какой смысл, хайзы аал что за село, нинӌе чыл сколько лет
     5. неопределенные местоимения: хай пірее, хайдағ-да, нинӌе-нинӌе: хайдағ-да книга какая-то книга, нинӌе-нинӌе чардых несколько частей

Определительные выраженные причастиями

     Все причастия в хакасском языке могут выступать в качестве определения к имени. Например: чӱгӱрчеткен кізі бегущий человек, килген пала пришедший ребенок, сыххалах кӱн невзошедшее солнце, сағӌаң інек дойная корова, узир оолах мальчик, который будет спать. Причастия в форме основного залога, если это не препятствует пониманию, могут выражать значение страдательного. Например: атхан ух пуля которой выстрелили, хынчатхан кізі любимый человек, тӧлир ахча деньги, которыми будут платить. В первую очередь это касается формы причастия настояще-будущего времени, однако и остальные причастные определения часто имеют в этом плане несколько размытые значения (не обязательно строго отвечают на вопрос что делающий?, что делаший?: мӱнӌең ат верховая лошадь, тынанӌаң тура дом отдыха, тӧреен чир место, в котором родился.
     Причастие в роли определения может иметь при себе зависимые слова (дополнения, обстоятельства и, в некоторых случаях, подлежащее) и вместе с ними образовывать зависимое предложение. При этом порядок следования его членов такой же как и в независимых предложениях и при этом отличается большей строгостью. Так, например, прямое дополнение может иногда помещаться после глагола к которому оно относиться, однако оно никогда не занимает подобную позицию если глагол стоит в причастной форме. Это связано с тем, что подобная перестановка зачастую приводит к потере смысла.
     киӌее синнең хада килген кізі пришедший вчера с тобой человек
     аалдағы школада ӱгренчеткен тус время, когда учился в сельской школе
     хыра кисчеткен комбайн комбайн, убирающий хлеб
     Причастие может иметь при себе собственное подлежащее:
     хызы Ағбанда ӱгренчеткен апсах старик, у которого дочь учится в Абакане
     харах чох полған кізі слепой человек (глаза отсутствовали человек)
     наа хоных наа ла пасталчатхан тус время, когда только началсь новая жизнь
     Иногда логический субъект действия, то есть лицо или предмет, которое совершает действие, обозначенное причастием выражается определением в притяжательном падеже, а определяемое оформляется соответствующим лично-притяжательным аффиксом:
     хустың, анның тайғада кiнепчеткен чирi место в тайге, где сосредоточиваются птицы, звери
     минің хынчатхан кізім человек, которого я люблю
     синің тӧреен чирің земля на которой ты родился
     Распространенные причастные определения таким образом выполняют ту же роль, что и придаточные определительные предложения в русском. Однако в совреемнном языке иногда встречаются и заимствованные из русского языка конструкции:
     піс чалғыс азах чолӌа парғабыс, хайзы тағны ибіре парчатхан мы шли по тропинке, которая огибала гору
     ікі кӱн ирткенде, Хапчул аалдаң редакциязар письмо килген, хайзында совхоз управляющайынаңар пастыр когда прошло два дня, из улуса Хапчул в редакцию пришло письмо, в котором говорилось об управляющем совхоза

Порядок следования определений

     Имя существительное может иметь при себе несколько разнородных определений: например, одно из них может быть выражено прилагательным, а другое — причастием. Порядок их следования в хакасском языке регламентирован и может быть представлен в виде следующей схемы

притяжательные, причастные и пр. определения с зависимыми словами определение, выраженное указательным местоимением количественное определение качественное определение определение, выраженное именем определяемое
аның пу прай чахсы нанӌылары
его эти все чахсы нанӌылары
ӱгретчілерге пӱдірілген ӱс пӧзік ағас тура
построенные учителям три высоких деревянных дома

Глагольные словосочетания

     Под глагольным словосочетанием понимается сочетание глагола с зависимыми словами. Сказуемое выраженное глаголом является ключевой частью высказаывания, поэтому практически все члены предложения можно отнести к зависимым словам. Однако по аналогии с именными словосочетаниями глагольными мы будем называть сочетние глагола со словами определяющими или дополняющими его значение. К таким словам относятся в первую очередь наречия. Например табырах чӱгӱр быстро бежать, чахсы ӱгрен- хорошо учиться, хайдағ кізі какой человек.
     Также уточнять значение глагола могут и деепричастия. При этом существует некоторая неопределенность в том, считать ли сочетание основного глагола с деепричастием глагольным словосочетанием или же двумя однородными членами предложения. В первую очередь это касается тех случаев, когда деепричастие обозначает относително самостоятельное действие или же если оно имеет при себе собственные зависимые слова. Поэтому в качестве определения к глаголу мы будем рассматривать только те деепричастные формы, которые по своему значению близки к наречиям и не обозначают самостоятельного действие. Например:
     пілдіре чоохта понятно говорить, ибіре кӧр- кругом смотреть, хатап хығыр- снова прочитать.
     Помимо наречий и деепричастий с глаголами могут потребляться и усилительные частицы тың и уғаа очень: тың азырлан- сильно разветвляться, уғаа хын- очень любить

Прилагательное с зависимыми словами

     Имя прилагательное также может иметь при себе одно или несколько зависимых слов. Помимо частиц, таких как тың, уғаа или иң следует упомянуть в первую очередь сравнительную конструкцию с формой исходного падежа. Например: ағастаң пӧзік выше дерева (букв. от дерева высокий), турадаң улуғ больше дома (букв. от дома большой), ағастаң пӧзік выше дерева (букв. от дерева высокий)

Карточки для индивидуальной работы на уроках русского языка по теме «Причастие»

Карточка №1

Спишите, вставляя буквы и образуя от глаголов, заключенных в скобки, страдательные причастия.

Климка поставил на полку последн…ю ярко (начистить) кастрюлю. Павка заметил3 на стене1 тень от знаком…й (взлохматить) фигуры. Тоне скучно от этих (расчистить), (расчертить) дорож…к. Противник с удивлением смотрел на (взъерошить) Павку.

Вставить пропущенные буквы, поставить ударение: Н…куда идти; н…когда не думал об этом; н…где искать; н…как не найдёт; н…где не видно; н…куда не пойду; н…откуда взять; н…где спросить; н… с кем поговорить.

———————————————————————————————————-

Карточка № 2  Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2) прилагательное

Законче (н, нн)а, истопле(н,нн)ая печь, измуче(н, нн)ы, топле(н, нн)ое молоко, печё(н, нн)ый пирог, ипечё(н, нн)ый пирог, измуче(н, нн)ый дорогой путник, песча(н, нн)ый берег, лебеди(н, нн)ый крик, деревя(н, нн)ый кубок, срубле(н, нн)ый сучок.

Раскрыть скобки: (Ни, не)где не втретились, (ни, не)чем не интересовался, (ни, не) с кем не встретились, (ни, не)как не мог понять, (ни, не)чуть не волновался, (ни, не) о ком не рассказывал, (ни, не)когда (ни, не)кому (ни,не) в чём не отказывал.

———————————————————————————————————-

Карточка №3  Распредели слова в два столбика 1) причастие, 2) прилагательное

(Ненавис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)скоше(н,нн)ый луг, никогда (не)вида(н,нн)ые станции, никем (не)занятая гостиница, (не)выслуша(н,нн)ый ответ.

Раскрыть скобки: (Ни, не)где не втретились, (ни, не)чем не интересовался, (ни, не) с кем не встретились, (ни, не)как не мог понять, (ни, не)чуть не волновался, (ни, не) о ком не рассказывал, (ни, не)когда (ни, не)кому (ни,не) в чём не отказывал.

———————————————————————————————————

Карточка 4. Спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые. Объясните правописание вставленных орфограмм. 

1. На елов…  ветке унизан… бурыми шишками сидит зверёк с красив… пышн… хвостом.

2. В д…лине главной р…ки окруженной горными хребтами защища… щей от постоянных циклонов, есть все необходимые условия для жизни белки.

3. Леса из б…рёзы преоблада…щие на Камчатк… оказались плохими угодьями для белки.

Раскрыть скобки: (Ни.не)как не ожидал приезда гостей, торопиться (не,ни)куда, яблоку (не,ни)где упасть, (ни,не)чуть не растерявшись, (ни,не)почём не забыть, (ни,не)когда не улыбался, не терпел (ни,не)какого обмана, (ни.не)кто (ни,не)когда не видел.

————————————————————————————————————

Карточка 5 Выписать словосочетания с действительными причастиями

Ученик, выступающий на семинаре; школьники, помогающие убрать урожай; модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; борющиеся за первенство спортсмены; сражающийся с врагом отряд; бушующее море; сравниваемые предметы; ёлка, украшенная ребятами; лечащий врач; ярко освещённый зал; заполняемый сосуд; сверкающий на солнце снег.

————————————————————————————————————

Карточка 6 Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы Дремл…щий великан, колебл…щийся тростник, дежур…щий милиционер, скач…щие на конях, маяч…щие огни, стел…щися туман, колыш…щиеся отражения, готов…щие выступление. Слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда…мый от невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями.

Карточка 7 Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Бор…щийся народ, держ…щий знамя, развева…щийся на ветру, стро…щий школу, та…щий снег, кол…щий предмет, пол…щий огород, кол…щий дрова, ро…щий канаву.

Оберега…мый товарищами, ожида…мого поезда, невид…мый глазом, освеща…мый светом, обожа…мый родителями, озаря…мый луной, обижа…мый братом, едва слыш…мый звук.

————————————————————————————————————Карточка 8 Вставить пропущенные буквы:Гашё…ая известь, некоше…ый клевер, писа…ая неумелой рукой картина, сея…ая мука, кова…ое железо, маринова…ая рыба, вскипячё…ое молоко, гружё…ая кирпичом машина, написа…ые правила, организова…ый класс, послышался взволнова…ый голос, балова…ый ребёнок, отчая…ый прыжок, воспита…ая девушка.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

  Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.

————————————————————————————————————Карточка 9 Гласные перед н-нн в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях: Рассе…нные тучи, посаж…нный сад, вырубл…нный лес, ове…нный славой, услыш…нный разговор, скле…нный клеем, потер…нное время, пойм…нные птицы.

Суффиксы причастий ащ-ящ-, ущ-ющ Чита…щий ученик, бега…щий, мальчик, колебл…щийся камыш, дремл…щий великан, кол…щийся предмет, колыш…щееся отражение, расстила…щийся над рекой, бор…щегося за свободу.

————————————————————————————————————Карточка 10 Причастный оборот. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Выделить причастные обороты и определяемые слова: Листья блиста…щие злотом; тронутый утренником осенний лист; возле полянок усе…нных брусникой; деревья одетые в нарядный убор; пыла…щие золотом вершины берёз; осины трепещ…щие на ветру.

Раскрыть скобки: (Ни,не) для кого (ни,не)чего не жалеть, (ни,не)как не мог вспомнить, не имея (ни.не)какой надежды, посоветоваться (не,ни) с кем, (ни,не) о чём не расспрашивать. (ни.не)откуда (ни,не)чего не слышно.

————————————————————————————————————Карточка 11 Н-нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Суффиксы ем-им:Передава…мая научная информация; аппарат, управля…мый на расстоянии; автоматическая станция, запущ…ая на Луну; посадка станции, произведё…ая автоматически; возвраща…мый аппарат; фотографии, получе…ые с помощью новейших приборов; телевизио…ые камеры, установле…ые на аппарате, посыла…мом на Луну; выполне…ая программа исследования.

Раскрыть скобки: (Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не жалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не)откуда не получать писем, помощи ждать (не,ни) от кого, (ни,не) к кому не обращаться, (не, не) с кого спрашивать, (ни,не) к кому не обращаться, (ни,не)когда (ни,не) на кого не обижался, (ни,не)сколько не беспокоился, (ни,не)почём не забыть, шагу (не,ни)где ступить

Карточка 8 Вставить пропущенные буквы: Гашё…ая известь, некоше…ый клевер, писа…ая неумелой рукой картина, сея…ая мука, кова…ое железо, маринова…ая рыба, вскипячё…ое молоко, гружё…ая кирпичом машина, написа…ые правила, организова…ый класс, послышался взволнова…ый голос, балова…ый ребёнок, отчая…ый+прыжок,воспита…ая+девушка. От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

  Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.

————————————————————————————————————

 КАРТОЧКА 12 Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на ( нарисованная) картину; сварить (потёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручей; отдёрнуть (занесённый) руку.

Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия  прошедшего времени. Выделите формообразующие суффиксы причастий.

 Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум, полыхающий огонь, сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град, тающие снежинки, сияющее лицо, забросивший меня,  выгоревшие леса, удаляющийся автобус, переправившиеся через реку, распахнувший окно, движущаяся сила, блистающие вершины, распустившиеся волокна, повлёкший за собой, волнующееся море, увядший цветок, прибывший поезд, розовеющий небосклон.

————————————————————————————————————

КАРТОЧКА 13 Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий. Просклоняйте любые два словосочетания:  Улыбающ…ся ребёнок; о наступивш… лете; цветущ…яблоня; в зеленеющ… лесу; мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к  расстроен… человеку; за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка; на посветлевш… небе; о клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.

 Списать, указать над причастиями действительные или страдательные: Слышимый; выстоявший; занят; оклеена; решающий; скошенный; изучаемый; бритый; роющий; защищаемый; строивший; продуманный; читаемый; изучена; вылетевший; кормящий; переведённый; движимый; тающий; решающий; решённый; гонящий; ненавидящий; присланный; терпящий; слышавший.

 ————————————————————————————————————КАРТОЧКА 14 Запишите словосочетания в два столбика: в первый – причастие + зависимое слово; во второй – главное слово + причастие. Выделите окончания причастий:   В застывшем воздухе; над сияющей землёй; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча; выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру; заснувший котёнок; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрёпанная чёлка.

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формообразующие  суффиксы:  Убрать, засеять, застеклить, опустить, окружить, напечатать, засыпать, проложить, нагрузить, увешать, разработать, забросить, склонить, пронизать, подвесить, зажечь, обмануть, вылечит.

————————————————————————————————————

 КАРТОЧКА 15 Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над страдательными –С. Завёрнутый в пакет; свисающие гирлянды; отражающий наступление; открывающий калитку; вышедший на террасу; замыкающие колонну; искрящийся на солнце снег; присутствовавшие на совещании; созданное мировоззрение; приехавший троллейбус; собравший коллекцию; создающий подлинное искусство.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Укажите способ проверки орфограммы.

    Просмотр…нный альбом;  задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд; взвеш…нный  товар; запачк..нный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; взволнов…нным голосом; рекомендов…нная литература; посвящ…нная матери книга; развеш…нное бельё; раскро…нный материал; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нный рядом дома; избр…нный президент; озар…нный мечтой; изобрет…ный прибор; прослуш…нный курс лекций .

————————————————————————————————————

  КАРТОЧКА 16 Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над страдательными –С.  Надвигающаяся опасность; корабль, потерпевший крушение; волна, нахлынувшая с левого борта; терпящие бедствие матросы; теряющий управление штурман; движимый чувством долга;  плот, увлекаемый быстрым течением; выкачанная из  трюма вода; разрушенный корабль; в бушующем океане.

Вставить пропущенные буквы: Гашё…ая известь, некоше…ый клевер, писа…ая неумелой рукой картина, сея…ая мука, кова…ое железо, маринова…ая рыба, вскипячё…ое молоко, гружё…ая кирпичом машина, написа…ые правила, организова…ый класс, послышался взволнова…ый голос, балова…ый ребёнок, отчая…ый прыжок, воспита…ая девушка.

 

Грамматика английского языка 101 — Глаголы и фразы, Урок 4: Неуместные причастные фразы

Китти Нэш

Причастие или причастный оборот обычно следует за существительным или местоимением, которое оно изменяет. Несущественные фразы иногда могут стоять перед существительным. Фразы перед существительными выделяются запятыми.

Кевин, , играет со своим новым щенком , не закончил домашнее задание.
Играя со своим новым щенком , Кевин не закончил домашнее задание.

Джастин, , работающий над своим домашним заданием , хорошо использовал свое время.
Работая над домашним заданием , Джастин хорошо использовал свое время.

Перемещение фразы может изменить слово, которое фраза изменяет.

Джастин хорошо использовал свое время , работая над домашним заданием .
(Теперь фраза изменяет на .)
Определение:
Фраза с причастным оборотом неуместна, если кажется, что она изменяет слово, отличное от того, которое автор намеревался изменить. Он часто добавляется к предложению как запоздалая мысль. Идея была понятна автору, но не дошла до читателя.
Неуместно: Сели в автобус, промокший от дождя . (Автобус промок?)
Лучше: Промокшие от дождя , мы сели в автобус.
Определение:
Причастный оборот является висячим, если он изменяет слово, которого вообще нет в предложении.
Висячие:
Сидя на заднем ряду , табло было плохо видно. (Доска не сидела в заднем ряду.)
Стрижка газона , скошенная трава попала мне на лицо. (Скошенная трава не косила газон.)
Исправленный:
Сидя в заднем ряду , Я плохо видел доску.
Стрижка газона , У меня все лицо скошенной травой.

Практикуйте то, что выучили

Упражнения зарезервированы для владельцев учетных записей.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Проезд:
Нажмите на слово, измененное подчеркнутым причастным оборотом.
?1.
Свисая с желоба , я увидел паутину.
№2.
Выброшенный безответственными владельцами Эверглейдс теперь заполнен азиатскими питонами.
№3.
Мы смотрели парад стоя на балконе нашего гостиничного номера .
№4.
Мой отец видел, как койот ехал по пустынной дороге .
№5.
Сосредоточившись на работе , нас поразила кошачья драка.
№6.
Сидя на ветке дерева , мы нашли нашего пропавшего кота.
№7.
Жареный до хрустящей корочки , Майкл осушил домашние картофельные чипсы.
№8.
Гоняясь за пересмешником вокруг ствола дерева , я наблюдал за разъяренной белкой.
№9.
Мой папа заметил кита , глядя в бинокль .
№10.
Я видел, как Статуя Свободы летела в аэропорт .

Copyright © 2022 Cingletree Learning, LLC.Все права защищены.

Что делать с причастными оборотами и как их использовать в художественной литературе? — Роман Публичность

1

Это колонка Киры Макфадден

[jbox]Терри Роджерс спрашивает:   В своих письмах я использую причастия прошедшего времени. Являются ли причастные обороты приемлемым приемом в художественной литературе?[/jbox]

Кира отвечает:  Для тех, кто не знаком с этим термином, причастных оборотов являются модификаторами существительных и местоимений. Однако они не функционируют как другие модификаторы и длиннее одного слова.

Вот несколько примеров словосочетаний с причастиями:

  • Бегущая по улице , Роксана вспомнила свое детство.
  • Алан, потрясенный возмутительными словами своей матери , решил дать ей успокоиться.
  • Мужчина, надеясь, что ему не придется совершать преступление , отправился на поиски денег.
  • Мужчина отправился на поиски денег, надеясь, что ему не придется совершать преступление.

Эти фразы содержат причастие прошедшего или настоящего времени. «Бег по улице» — это причастие настоящего времени и продолжается. Он показывает читателю, что делает Роксана, как она думает. Алан, «шокированный возмутительными словами своей матери», является причастием прошедшего времени или чем-то, что уже произошло и завершилось. Имейте в виду, что в фразах с причастиями могут использоваться причастия как прошедшего, так и настоящего времени или только по одному из них.

Отвечая на вопрос Терри, да, фразы с причастиями являются приемлемым приемом в художественной литературе.Учитывая это, они не всегда используются правильно. Чаще всего мне приходят работы с оборванными модификаторами. Висячие модификаторы — это причастные обороты, в которых существительное или местоимение, которые они изменяют, не являются правильными, и часто предложения не имеют смысла. При написании фразы с причастием вы хотите, чтобы фраза модифицировала подлежащее в предложении, но с оборванным модификатором этого не происходит. Предложения с оборванными модификаторами имеют неправильную конструкцию.

Примеры:

  • Взмахнув крыльями , трепещущие перья сбили птицу.
  • Уронив банку , из рубашки подростка закапала газировка.

В первом примере предметом должна быть птица. Однако перья занимают место птицы. Итак, перепишите предложение как: Взмахнув крыльями, птица упала.

Рубашка подростка была причиной того, что в этой версии предложения все оказалось не так. Это звучит немного глупо, и, скорее всего, автор имел в виду, что подросток уронил банку и попал ей на рубашку.Попробуйте написать так: Уронив банку, девочка-подросток забрызгала рубашку содовой. Даже здесь будьте осторожны. Вы только что ввели бесконечный глагол. Это означает, что на протяжении всей сцены банка падает. Лучше было бы записать так:  Подросток уронил банку, расплескав газировку себе на рубашку .

Обратите внимание, что при использовании фраз с причастиями можно легко перейти к пассивному залогу .

Пример:

  • Прыжки и попрошайничество , собака издавала рычащие звуки.

Здесь говорится, что рычащие звуки прыгали и умоляли. Исправьте это, написав:  Прыгая и умоляя, собака рычала.

Причастные обороты могут стоять либо в начале, либо в середине, либо в конце предложения. Просто убедитесь, что вы отделяете их от главного предложения предложения запятой. Следует помнить о двух правилах: во фразе с причастием запятая не нужна, если фраза стоит в конце предложения , а стоит сразу после изменяемого существительного; или фраза является ограничительной ( Молящаяся женщина была очень красивой. ).

Размещение запятой:

  • Если причастие стоит перед главным предложением, запятая должна стоять после причастия.
  • Если словосочетание с причастием стоит в середине предложения, необходимо поставить две запятые — одну перед словосочетанием и одну после него.
  • Если причастие стоит после главного предложения, запятая должна стоять перед причастием.

ПРИМЕЧАНИЕ. Размещение причастного оборота рядом с существительным или местоимением, которое они изменяют, проясняет фразу и усиливает воздействие предложения.

Вот несколько примеров фраз с причастиями прошедшего времени в трех форматах: до, в середине и после главного предложения.

  • Взбешенный постановлением , Джеймс начал яростный спор.
  • Джеймс, взбешенный постановлением , пустился в яростный спор.
  • Джеймс пустился в яростный спор, взбешенный решением.

Фразы с причастиями также могут изменять существительное, кроме подлежащего.

  • Джон перепрыгнул через девушку и сердито закричал .

Здесь, поскольку между «девушка» и «кричать» нет запятой, причастие относится к девушке, а не к Джону. Если поставить запятую перед причастным оборотом, то это означает, что Иоанн сердито кричал. Здесь часто возникает путаница, поэтому убедитесь, что ваша фраза-причастие действует на предмет, на который вы хотите.

Имейте в виду, что синхронизация событий может быть запутана и при использовании фраз с причастиями.Например, персонаж будет делать два дела одновременно, когда для него это не имеет смысла.

  • Пролетая над долиной , птица приземлилась.

Здесь птица и летит, и приземляется, что невозможно сделать одновременно. Вы можете исправить это, написав:

  • Перелетев через долину , птица приземлилась.

Таким образом, это имеет смысл, и два действия не происходят одновременно.Вы также можете переписать его как:

  • Птица перелетела долину и приземлилась.

Подводя итог, можно использовать причастные обороты в художественной литературе — как в прошлом, так и в настоящем. Они изменяют структуру предложений и действительно могут добавить очарования , когда вам это нужно. Просто имейте в виду три вещи, когда пишете фразу с причастием:

  • Используйте запятые, чтобы отделить причастные обороты от главного предложения предложения.
  • Убедитесь, что у вас нет оборванных модификаторов.
  • Обратите внимание на время событий. Спросите себя, может ли ваш персонаж делать обе вещи одновременно. Полет и посадка? Нет, наверное, нет. Думать и бежать? Да, это работает нормально.

 

Кира Макфадден — заядлый энтузиаст издательского дела и писательства. Она работала в двух издательских фирмах и помогала местным авторам собирать информацию для своих произведений. Вы можете посетить ее на https://inrugia.zxq.net.

 

Какие примеры причастных оборотов прошедшего времени?

Посмотрите, причастие или глагольная фраза не что иное, как думаю, что все они ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ как (кроме герундия-существительного, инфинитив является глаголом)

Сейчас я собираюсь преподать вам лучший урок из всех вас, чтобы вы больше не сбивались с толку.

Не путайте их:
Глагольная фраза
Фразовый глагол
Групповые глаголы,
Упр. Я натыкаюсь сейчас, что—фразовый глагол
Я снял обувь—- групповой глагол
Я бы написал—глаголная фраза и т.д.
Они все почти идентичны не причастие или глагольные фразы ладно?

В повседневной работе нам нужно использовать много прилагательных. Проблема в том, что в словаре недостаточно прилагательных, не так ли?
Проверь сейчас по своему бумажному словарю, ты поймешь, что я сказал! Но вы увидите в словаре больше глаголов, чем каких-либо частей речи, хорошо?

Прием продолжается—

где прогрессивное время? Мол, прием идет, не так ли?

На самом деле, слово «идти сюда» действует как прилагательное, изменяющее ДОПУСК.
Когда у нас нет достаточного количества прилагательных для записи, мы обычно делаем прилагательное ГЛАГОЛОМ, понятно?

Нравится: Скука, это глагол. Если мы пишем скучающих студентов? Теперь это имеет смысл?

Многие из нас не знают слова — шина, не так ли?

НО МЫ ЗНАЕМ УСТАЛИ!
Я устал.
Потому что усталое слово гораздо активнее, чем шина!

Таким образом, мы делаем прилагательные от глаголов в форме настоящего или прошедшего времени, понятно?

Скучающие студенты заснули во время скучной лекции.

Теперь ты понимаешь?

Когда существительное вызывает действие, оно имеет форму ing—Скучно студентам.

Когда само существительное подвергается действию, оно принимает форму ed, например: Скучающие студенты.

Они называются причастиями.

Но включена глагольная фраза, причастие, герундий и инфинитив, другое обсуждение, если потребуется в будущем, я объясню и их!

Надеюсь, это сработает.

Если вы чувствуете себя хорошо, не стесняйтесь отметить несколько слов благодарности, так как это будет как кислород для хорошего учителя, чтобы внести свой вклад, не думайте, что это что-то простое на земле!

Что такое причастие? | Wyzant Спросите эксперта

Как узнать причастие?

Причастие — это глагол с -ing или -ed, который действует как прилагательное в предложении. Это одна из трех разных глагольных форм, называемых глаголами , в которых глаголы выполняют не только функции глагола в предложении.

Вот несколько примеров:

Причастие настоящего времени = -ing

Как обычный старый глагол: Собака лает ему в голову.

Как причастие: лающая собака напугала детей. (Barking модифицирует собаку как прилагательное)

Причастие прошедшего времени = -ed (иногда неправильные формы)

Как обычный старый глагол: Вчера мы сбрили шерсти нашей собаки на лето.

Как причастие: бритая собака выглядит тощей.

Если у вас есть то, что вы считаете причастием, вы можете удалить его из предложения, и предложение станет менее конкретным, но все же имеет смысл. Если у вас есть глагол предложения, и вы удалите его, предложение больше не будет иметь смысла.

Несмотря на то, что причастие ведет себя как прилагательное, его можно дополнить или изменить как глагол.

Таким образом, в его состав могут входить прямые объекты, косвенные объекты, наречия и предложные фразы.Все вместе мы называем эти слова причастным оборотом.

Примеры:

Выбрит под животом , собака не промокла на утренней прогулке.

В финале у костра директор лагеря поразил нас своей жуткой историей .

Как поставить знак препинания в причастии?

Причастия, стоящие в начале предложения, ставятся после них запятой, как и любое другое вводное слово или фраза.

Причастия в любом другом месте предложения отделяются запятыми только в том случае, если они являются частью причастного оборота и содержат несущественную информацию (это называется неограничительным причастием).Если информация о причастных оборотах считается существенной, то запятые не требуются.

Примеры:

Начало предложения: Напевая , девушка долго принимала душ.

Второстепенная информация (через запятую): Я заплатил большие деньги за картину, в основном в голубых тонах . [Цвет краски не важен для обсуждения стоимости картины.]

Важная информация (без запятых): Я заплатил много денег за картину , висевшую возле двери .[Если картин много, важно знать, какая из них стоила так дорого.]

Примеры причастных оборотов и их различные функции

Причастный оборот не играет такой важной роли в предложении, как фраза с герундием Открывается в новом окне