Содержание

«Сын полка» краткое содержание для читательского дневника по повести Катаева (4 класс) – отзыв, главная мысль, чему учит

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 950.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 950.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Сын полка» – повесть о сироте, маленьком, но очень смелом и отважном мальчике, которому пришлось пережить все горести военного времени и стать надёжной опорой для солдат своей батареи.

Краткое содержание «Сын полка» для читательского дневника

ФИО автора: Катаев Валентин Петрович

Название: Сын полка

Число страниц: 224. Катаев В. П. «Сын полка». Издательство «Эксмо». 2015 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1944 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Ваня Солнцев – двенадцатилетний мальчик, сирота, храбрый, настойчивый.

Капитан Енакиев – командир батареи, храбрый, добросовестный, уравновешенный.

Ефрейтор Биденко – весёлый, уверенный в себе.

Ефрейтор Горбунов – смелый, сильный, верный друг.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Разведчики, возвращаясь с боевого задания, нашли в яме худенького мальчика.

К тому времени Ваня уже несколько лет бродил по лесу и при виде солдат потерял сознание. Разведчики привели больного и голодного оборвыша в своё расположение, сытно накормили и обогрели.

Несмотря на то, что командир артиллерийской батареи капитан Енакиев готовился к бою, он подробно расспросил о Ване. Выяснилось, что все его родные погибли и он был круглым сиротой. Енакиев сразу вспомнил любимую жену и маленького сына, которые погибли во время вражеского налёта. Прекрасно понимая, что фронт является не самым подходящим местом для ребёнка, капитан приказал эвакуировать Ваню в тыл. Но Ваня так сильно хотел остаться на батарее, что по дороге в тыл дважды сбегал. Первый раз он выпрыгнул прямо на ходу из машины. Сопровождавшему Биденко пришлось даже привязать мальчика к себе, но он всё равно умудрился сбежать. Ване удалось уговорить капитана Енакиева оставить его – так двенадцатилетний мальчик стал «сыном полка».

Перед запланированным масштабным наступлением красной армии батарея получила задание разведать расположение вражеских войск. Разведчики Горбунов и Биденко взяли с собой на задание Ваню, который ловко занялся сбором разведданных. За этим занятием его и поймали немцы. От верной смерти мальчика спасло лишь наступление красной армии: немцы попросту забыли о нем, спасаясь от советских солдат.

Сын полка получил солдатскую форму и начал во всём помогать батарее. Тем временем капитан Енакиев настолько привязался к мальчику, что даже хотел усыновить его.

Война уже подходила к решающей развязке, когда батарее предстоял серьёзный бой. Чтобы обезопасить Ваню, который ни в какую не хотел покидать батарею, Енакиев написал ему приказ на листке бумаги и отослал в штаб. Мальчик был вынужден подчиниться приказу капитана, которого он видел в последний раз. Ради обеспечения прохождения частей отважный капитан вызвал огонь на себя. Никто из батареи не выжил. Енакиева похоронили на родине, а Ваню Солнцева определили в суворовское училище.

План пересказа

  1. Разведчики находят Ваню.
  2. Знакомство с капитаном Енкаиевым.
  3. Двойной побег Вани.
  4. Мальчик остаётся в части.
  5. Ваня с разведчиками отправляется на задание.
  6. Плен.
  7. Освобождение Вани.
  8. Последнее задание от капитана.
  9. Героическая смерть Енакиева.
  10. Суворовское училище и новая жизнь.

Главная мысль

Каждый человек должен защищать свою родину.

Чему учит

Произведение учит всем сердцем любить свою Отчизну и в случае необходимости встать на её защиту. Также учит мужеству, решительности, смекалке.

Отзыв

В войне нет ни молодых, ни старых, и даже обычный мальчик может оказать неоценимую услугу общему делу. Ване Солнцеву пришлось пережить немало горя, но впереди его ждала светлая жизнь.

Рисунок-иллюстрация к повести Сын полка.

Пословицы

  • Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.
  • Хорошей войны не бывает.
  • Сам маленький, а подвиг большой.
  • Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

Что понравилось

Восхитил героический поступок капитана Енакиева, пожертвовавшего собой ради спасения других людей. Жаль, что он погиб, и не стал приемным отцом для Вани.

Тест по повести

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анна Колосова

    16/16

  • Maxim Voronov

    14/16

  • Алина Роблокс

    15/16

  • Алиджон Раджабов

    16/16

  • Андрей Лакизин

    13/16

  • Ярик Тычина

    16/16

  • Катя Барышева

    9/16

  • Влад Ермаков

    11/16

  • Виктор Федоров

    16/16

  • Виталя Родичев

    14/16

Рейтинг читательского дневника

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 950.


А какую оценку поставите вы?

Сын полка: краткое содержание правдивой повести

По осеннему лесу среди ночи с задания возвращались три разведчика, проведшие более суток в тылу у немцев. Услышав подозрительный шорох, сержант Егоров пополз на звук и вскоре вместе с помощниками обнаружил в заброшенном мокром окопчике спящего тяжелым сном, совсем одичавшего мальчика.

Далее повесть «Сын полка», краткое содержание которой здесь приводится, рассказывает о том, как решалась судьба Вани Солнцева, найденного нашими солдатами. Полк, в котором они служили, должен был, руководствуясь данными разведчиков, срочно наступать. И куда в такой момент девать мальчишку, никто не мог придумать.

То, что у капитана Енакиева, командира взвода, в начале войны погибли во время бомбежки жена и сын, долго не давало ему возможности позволить Ване остаться при взводе. Он не мог разрешить маленькому двенадцатилетнему мальчику участвовать в страшных боевых операциях и приказал отправить его в детский дом.

Сидя в палатке у кормивших его «великанов», разведчиков Биденко и Горбунова, Ваня даже не верил, что еще вчера (как говорится в произведении «Сын полка», краткое содержание которого вы читаете) он, больной и затравленный как волчонок, пробирался совсем один по холодному лесу. Ведь за три года, что он скитался, это были первые люди, которых не нужно опасаться.

Поэтому услышав, что его отправляют в тыл, он был поражен и расстроен. «Я все равно убегу!» — пообещал Ваня. «Ничего, от меня не убежишь», — отвечал Биденко, которому поручили сопровождать найденыша. Хотя ему этого тоже не особо хотелось. Очень уж приглянулся ефрейтору смышленый «пастушок», как его назвали разведчики.

И, к изумлению ефрейтора Биденко, Ваня выпрыгнул на ходу из грузовика и затерялся в лесу, а бойцу пришлось возвращаться с невыполненным заданием в часть. Он, опытный разведчик, не смог найти мальчика и был очень сконфужен.

Как дальше рассказывает повесть «Сын полка», краткое содержание который вы читаете, Ваня во что бы то ни стало решил вернуться к полюбившимся ему Биденко и Горбунову. Во время своих поисков он встретил «удивительного, прекрасного мальчика» — сына кавалерийского полка, который предположил, что пастушок просто не приглянулся бойцам. Но Ваня не поверил в это и твердо решил тоже стать «сыном».

Он все-таки нашел капитана Енакиева и убедил его в том, что сможет стать отличным помощником разведчикам. Капитан, сраженный находчивостью и настырностью паренька, ввел его в состав части.

А вскоре Ваня уже побывал на боевом задании. Под видом деревенского пастушка он
провел за собой разведчиков в тыл немцев, но, желая отличиться и помочь нашим, он совершил промах, взяв с собою в пастушечью сумку компас и химический карандаш. За тем, как он наносит в старом букваре знаки, и застали его немцы. Спас Ваню ефрейтор Горбунов. О том, как это происходило, можно подробно прочесть в повести «Сын полка», краткое содержание которой мы предлагаем в статье.

Подробно, с упоением описывает автор, как превращался лохматый и оборванный «пастушок» в настоящего солдата, сына полка, с какой заботой относились к нему бойцы.

Заинтересовавшись судьбой мальчика, его взял к себе в блиндаж капитан Енакиев, решив его усыновить и сделать настоящим артиллеристом. В подробностях все этапы Ваниного обучения боевому искусству не может передать краткое содержание. «Сын полка» же подробно описывает, как становился мальчик дисциплинированным бойцом и толковым помощником командира.

Но в одном из боев при наступлении на Германию Енакиев был убит, и вновь осиротевшего Ваню отправили в суворовское училище.

О том, как мальчик взрослел и учился дальше, не рассказывает в повести «Сын полка» Катаев. Краткое содержание же может лишь предположить, что этот человек в будущем стал достойным офицером.

Отзывы о книге Валентина Катаева «Сын полка»

В рамках проекта «Человек читающий» ребята 4-4 класса сделали  творческую работу. Прочитав книгу В. Катаева «Сын полка», они  представили свои рассуждения по вопросам: 1.                Можно ли назвать Ваню Солнцева героем? Обоснуйте свой ответ. 2.                Как вы понимаете эпиграф к повести “Сын полка”: “Это многих славный путь”? 3.                Почему повесть Катаева “Сын полка” так называется? 4.                Можно ли назвать поведение Вани в плену подвигом? Обоснуйте свой ответ? 5.
                Как вы считаете, почему Ваня захотел стать военным? 6.                Могла ли по-другому сложиться жизнь Вани Солнцева? Почему?  Ответы детей были размещены на Образовательном портале «Школа»
Re: 25 апреля (суббота) работаем в дистанционном режиме 1) Героем Ваню можно назвать потому, что он совершил героический поступок- пошел в разведку к немцам,не выдал фашистам информацию о том,  откуда у него взялся компас и для чего он рисовал в букваре схему местности, где находятся немцы. В плену он был смелым, не боялся врагов. 2)»Это многих славный путь». На войне было много детей , которые хотели защищать Родину от врагов. На войне они были разведчиками, артиллеристами или служили в других частях. Дети не жалели своих сил, ни здоровья, ни свои жизни ради победы над врагами. Таких детей на войне было много. И их военный путь-это славный путь. 3)Катаев назвал повесть «Сын полка» потому, что он рассказывает в ней о маленьком мальчике 12 лет, который  оказывается в полку.
Капитан воинской части Енакеев жалеет пастушка как родного сына и воспитывает как родного.. В воинской части Ваню тоже  воспринимают как родного  4) Поведение Вани в плену можно назвать подвигом , потому, что он ничего не рассказал.. 5) Он захотел стать военным , чтобы защитить свою родину и отомстить за гибель своих родных.

6) Жизнь Вани Солнцева могла сложиться по-другому, если бы не было войны. тогда бы не погибли его родители и он бы не остался сиротой.  А во время войны он все равно бы выжил , потому что он был   упрямым, смелым.

                Re: 25 апреля (суббота) работаем в дистанционном режиме 1 Ваню Солнцева можно назвать героем. Отец Вани погиб на фронте ,а мать убили немцы. И этот тринадцатилетний мальчик решил пойти на фронт ,что-бы встать в строй  вместе со взрослыми бойцами и гнать немцов с родной Земли. Это стало целью его жизни . Попав к разведчикам он мечтал осуществлять ее . Когда капитан Енакиев распорядился отправить его в детский приют , где он был бы накормлен ,обут ,одет ,где ничто не угрожает ему ,он , проявив смекалку  и решитнльно убегает уже второй раз  и добивается стать помошником разведчиков.
И он выполняет те  задания которые были не посилу  даже взрослым солдатам. 2. Катаев сам был на фронте и встречал сотни мальчиков , которые потеряв родителей становились  рядом  со взрослыми  разведчиками, выполняли задания заходя в немецкий тыл,. Когда в 1945 г. вышла повесть , а в 1946 году был снят фильм, писателю приходило сотни писем от мальчиков прошедших путь Вани Солнцева-от помошников в воинских частях до  Суворовского училища. 3. «Сын полка» возникло в годы ВОВ когда потерявшие родителей голодные дети оказывались среди военских частей , были обогреты , накормлены , входили в эту семью как сыновья.  4. Смекалка, выдержка, верность долгу и разведчикам помогли выстоять Ване в плену. 5. Он решил стать военным потому что , он понял что самое главное это защищать родину и народ.  6. Жизнь Вани Солнцева могла сложиться по другому, если бы не было войны.
Re: 25 апреля (суббота) работаем в дистанционном режиме
1) героем его назвать можно я ещё читал полную повестьмне понравилось когда он один пошёл разведовать местность взяв у Горбунова компас чтобы не потеряться и у него был карандаш  и букварь в который он записывал всё что ему удалось разведать. 2)что когда идёт война если кто-то совершил героический поступок этот поступок никогда не 3)потому что когда военные находят детей-сирот если дети с ними подружились и военные стали чувствовать его как сына то из него делают сына полка 4)я бы назвал этподвигом потому что его мучали били допрашивали такого маленького ребёнка , а он всё таки не ждал своих друзей Биденко и Горбунова. 5)наверно он жаждил мести или потому что любил разведчиков и с ними дружил . 6)да она могла бы ведь рвзведчкики могли его не найти и его бы нашли немцы и воспитали у себя или Ваня мог не сбежать с грузовика который ехал в тыл и его бы могли просто увезти в тыл и он бы не стал жить вместе с разведчиками.                
Re: 25 апреля (суббота) работаем в дистанционном режиме
1. Ваня Солнцев очень смелый, сообразительный, ловкий мальчик. Его можно назвать героем за его поступки. 2. В этом эпиграфе говорится о героях войны, о их отваге, о их славных подвигах, которые привели страну к Победе.  3. Потому что каждый солдат воспринимал Ваню как своего сына. Он воспитывался в полку.  4. В плену он проявил мужество и верность долгу.  5. Он решил стать военным, потому что в нем было желание защищать свою Родину.

6. Да, конечно. Если бы не война.

Re: 25 апреля (суббота) работаем в дистанционном режиме 1) Да Ваню можно назвать героем потому,что он совершил героический поступок- он пошел в разведку к немцам,он не выдал фашистам информацию о том , зачем ему букварь в котором он писал карандашом что он уже разведал.И для чего ему компас, а для того чтобы не потеряться. 2) Когда идет война если любой человек совершает героический поступок он никогда не забудиться в сердце любого  человека. 3) Когда военные находят детей которые голодные тогда они делают так чтобы дети были накормлены и  если чувствуют военные его как сына тогда военные делают из него  сына полка. 4) Да это подвиг потому что его били,мучали допрашивали одним словом можно назвать издевались но он  им ничего не рассказал. 5) потому что он хотел защитить свою родину, и отомстить  своим  врагам.

6) Жизнь Вани Солнцева могла сложиться по другому если бы не было войны.

Re: 25 апреля (суббота) работаем в дистанционном режиме 1)Ваню можно считать героем потому что он не выдал информацию немцам откуда у него взялся компас для чего он рисовал в букваре схему местности где находится немцы.В плену он был смелым,храбрым и не боялся врагов. 2)Это многих славный путь.На войне было много детей которые хотели бороться за свою родину убрать немцов отсюда.Они хотели быть разведчиками,артеллиристами или служить в других частях.Дети не жалели своих сил,здоровья жизни для победы над врагами.Детей таких было очень много.Их военный путь это славный путь. 3)Катаев назвал эту повесть Сын полка потому что рассказывает о маленьком мальчике которому было 12 лет и он был в полку.Капитан Енакеев жалел пастушка он воспитывал его как родного.И в воинской части Ваню принимают как родного. 4)Поведение Вани можно назвать подвигом потому что он ничего не рассказал немцам.   5)Ваня хотел стать военным потому что он хотел защитить свою Родину и отомстить за гибель родителей. 6)Жизнь Вани могла сложиться и по-другому потому что если не было войны он бы не был такой сиротой и остался жить с родителями они бы не умерли.А во время войны он был смелым,храбрым и упрямым.             1.    Ваню Солнцева с полной уверенностью можно назвать героем,потому что он наравне со взрослыми бойцами участвовал в боях и военных операциях во время В О В : ходил в разведку с опытными разведчиками -Горбуновым и Биденко,помогал в бо- ях за взятие германских территорий наводчику при первом орудии Ковалёву .Несмотря на свой юный возраст( 12 лет ), Ваня был смел,бесстрашен,находчив и сообразителен. Попав в плен к немцам,он не испугался побоев и унижений и не выдал своих старших товарищей. Люто ненавидел немцев и горячо любил свою Родину. 2.    Эпиграф к повести » Сын полка » «Это многих славный путь » я понимаю так :многие осиротевшие дети,прибившиеся,кто к воинским частям,кто к партизанам помогали победить фашистов и прославились своими детскими подвигами ,не уступая в мужестве и храбрости взрослым. 3.      Сын полка -это Ваня Солнцев.Его полюбили все бойцы,А капитан Енакиев даже хотел усыновить Ваню,т.к.потерял на войне своего маленького сынишку.Но смерть капитана не позволила это сделать. 4.       Хотя все улики были налицо и немцы догадались,что мальчик вёл разведку,нанося карандашом схемы немецких укреплений,Ваня мужественно хранил тайну о компасе и о своих товарищах-разведчиках в плену.Это подвиг,совершённый ре- 5.        Ваня захотел стать военным,чтобы овладеть знаниями военного мастерства и продолжать защищать свою Родину от любых врагов.
6.        Если бы не война и гибель близких , судьба Вани могла бы сложиться совершенно иначе. У него могло быть счастливое детство,обучение в школе,рядом могли быть любящие его родители,друзья.И военным он мог не быть,а выбрал бы себе мирную профессию.

Страница не найдена — ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

  • Россия выдворяет американских дипломатов 24 марта, 2022

    В феврале США объявили о высылке 12 сотрудников российского представительства при ООН

    [email protected] com (Служба новостей «Голоса Америки»)
  • Экстренный саммит НАТО: в центре внимания помощь Украине 24 марта, 2022

    США и партнеры по НАТО намерены объявить о новых санкциях против России

    [email protected] (Служба новостей «Голоса Америки»)
  • «Мы хотим, чтобы Россия прекратила войну в Украине и перестала бряцать ядерным оружием» 24 марта, 2022

    Накануне саммита НАТО и G7 постоянный представитель США в НАТО посол Джулианна Смит выступила в Атлантическом Совете. Беседу вел Ник Шифрин, журналист канала PBS.

    [email protected] (Евгений Комаров)
  • Учения НАТО в Арктике: противостояние «непредсказуемой» путинской России 24 марта, 2022

    В Норвегии начались военные учения «Холодный ответ»

    [email protected] (Reuters)
  • В Вашингтоне прошел благотворительный ужин в поддержку Украины 24 марта, 2022

    Все собранные средства будут переданы в организацию «Всемирная центральная кухня», волонтеры которой сейчас кормят горячими обедами и ужинами украинских беженцев.

    [email protected] (Максим Москальков)
  • Джейк Салливан описал, где проходят «красные линии» китайской помощи России 24 марта, 2022

    Советник президента США отметил недопустимость осуществления Китаем торгово-финансовых операций с РФ в обход санкций

    [email protected] (Reuters)
  • В Пентагоне сообщили о новой тактике российских военных в Украине 23 марта, 2022

    Российские войска занимают оборонительные позиции в 15 — 20 км от Киева, не продвигаясь к центру города

    [email protected] (Associated Press)
  • Конгрессмен Крис Смит: Путин – военный преступник 23 марта, 2022

    Глава Комиссии по правам человека Палаты представителей Конгресса США считает, что для предъявления президенту России обвинений в военных преступлениях уже собрано достаточно фактов

    [email protected] (Данила Гальперович)
  • Болтон: Китай сейчас играет за Россию 23 марта, 2022

    Бывший советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон в интервью Китайской службе «Голоса Америки» изложил свое видение мотивов Пекина в вопросе войны в Украине

  • Журналистка The Insider Оксана Баулина погибла под обстрелом в Киеве 23 марта, 2022

    Журналистка The Insider Оксана Баулина погибла под обстрелом в Киеве в ходе исполнения редакционного задания, сообщает издание. «Она снимала разрушения после обстрела российскими войсками Подольского района столицы и попала под новый ракетный обстрел. С ней погиб еще один гражданский, двое сопровождавших ее людей ранены и госпитализированы», – пише […]

    [email protected] (Радио «Свобода»)
  • Себастьян Юнгер: «Статус мощной военной державы не гарантирует России автоматической победы на поле боя» 23 марта, 2022

    Украина демонстрирует успехи в войне против второй по величине армии мира – это признают как американские военные, так и военные аналитики

    [email protected] (Украинская служба «Голоса Америки», Александр Яневский)
  • В Вашингтоне прошел благотворительный ужин в поддержку Украины 23 марта, 2022

    Лучшие шеф-повара Вашингтона решили объединить усилия, чтобы устроить большой благотворительный ужин в поддержку Украины. Собранные средства будут переданы в организацию «Всемирная центральная кухня», волонтеры которой кормят горячими обедами и ужинами украинских беженцев […]

    [email protected] com (Максим Москальков, Дмитрий Шахов)
  • Блинкен: США считают, что российские военные совершили в Украине военные преступления 23 марта, 2022

    Глава Госдепартамента выступил с заявлением по этому вопросу

    [email protected] (Русская служба «Голоса Америки»)
  • Украина. Самое важное. Военные преступления России и поездка Байдена в Европу 23 марта, 2022

    Данила Гальперович и Ксения Туркова продолжают знакомить вас с самыми важными новостями о войне в Украине и мировой реакции.

    [email protected] (Ксения Туркова, Данила Гальперович, Александр Зимуха)
  • Умерла Мадлен Олбрайт, первая в истории США женщина-госсекретарь 23 марта, 2022

    Олбрайт скончалась на 85-м году жизни

    [email protected] (Reuters)
  • Цены на нефть резко выросли 23 марта, 2022

    Уолл-стрит предвидит долгую войну в Украине

    [email protected] (Владимир Ленский)
  • Скотт Келли: «О какой “гонке” можно говорить, если у соперника шнурки связаны международными санкциями?» 23 марта, 2022

    Ветеран НАСА – об атмосфере на борту МКС, санкциях, войне в Украине и вероятности начала новой «космической гонки»

    [email protected] com (Алесь Кругляков, Александр Берган)
  • Украина: против российского вторжения сражаются добровольцы из более чем 50 стран 23 марта, 2022

    Защищать Украину с оружием в руках приехали граждане Беларуси, Великобритании, Грузии, Дании, Израиля, Канады, Латвии, Нидерландов, Польши, России, США и Хорватии

    [email protected] (Служба новостей «Голоса Америки»)
  • Пропаганда войны в российских медиа и в учебниках истории — «Дистанция» – 22 марта 23 марта, 2022

    Сегодня Госдума РФ приняла закон об ответственности за так называемые фейки о деятельности госорганов за рубежом. По новому закону гражданину может грозить ответственность до 15 лет лишения свободы за публикацию “недостоверных данных” о российской армии, а также о посольствах, прокуратуре, Росгвардии, МЧС и других ведомствах. Это делает фактически невозможны […]

  • «Настоящее время. Америка» – 23 марта 2022 23 марта, 2022

    Визит Байдена в Европу // 4 недели войны России с Украиной // Астронавт Келли о «космических» последствиях войны

    [email protected] com (Роман Мамонов, Русская служба «Голоса Америки»)
  • О книге Катаева «Сын полка»

    В тот самый исторический момент, когда Гитлер уже провозгласил, что «сотрёт с лица земли коммунизм», Валентином Петровичем Катаевым была написана детская повесть «Сын полка».

    Фашисты сожгли родную деревню Вани Солнцева, убили родных, загнали его, как зверёныша, в лесную чащу. Он озлобился и одичал. Но вот, найденный разведчиками, он вновь оказывается среди своих. В палатке у хозяйственных артиллеристов ему устраивают настоящий пир. Ваня даже жмурится от наслаждения, когда перед ним появляется жирная каша с мясом, чай с хлебом и сахаром, давно им забытые. Но эта сказочная идиллия длится недолго. Зорким мальчишеским глазом замечает Ваня, как спокойно уходят разведчики сменять погибших товарищей, не уклоняясь от смертельной опасности.

    Мальчику открывается героическая сторона повседневного быта его новых друзей – необходимость ежедневно и ежечасно быть готовым пожертвовать жизнью, выполнять свой воинский долг. И сам Ваня Солнцев становится солдатом. Потому так отчаянно борется он за своё право оставаться на батарее. И в час гибели батареи он не покидает её, хотя видит всю трагичность происходящего.

    Место действия повести ограничено одной артиллерийской батареей. О разведчиках Валентин Катаев говорит: «Никто не мог сравниться с ними в дерзости и в мастерстве разведки». Недаром их далеко за пределами части называли по имени командира – «профессора капитана Енакиева». Артиллеристы также не отставали от разведчиков. Об одном из наводчиков говорится: «Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. Бывают наводчики хорошие, способные. Бывают наводчики талантливые. Бывают – выдающиеся. Он был наводчик гениальный». Талантливым командиром, осторожным и отважным, выступает капитан Енакиев, один из героев повести.

    Судьба Вани, ставшего «сыном полка», – образное выражение внутренней идеи повести. В суровые дни боёв, в разгар жесточайших схваток, у солдат капитана Енакиева находится огромный запас нежности и любви к ребёнку, обездоленному войной. Сначала чувство отцовства проявляется в стремлении сберечь, защитить юную жизнь от гибели. Затем возникает желание сделать ребёнка счастливым, дать ему хоть немного радости, насколько это возможно в обстановке боёв с гитлеровцами.

    Но мальчик хочет разделить их судьбу, и уйти с батареи для него невозможно. Гордость наполняет сердце капитана Енакиева, когда он понимает «всё, что происходило в душе этого маленького человека, его солдата и его сына». 

    Из сочинения Светы К., 5-й  класс

    «Сын полка» Валентина Катаева читали наши папы и мамы. Теперь читаем мы. Это была первая повесть о маль­чишке, который вместе со взрослыми бойцами дрался с фашистами.

    Война сделала Ванюшу сиротой, бойцы усыновили его. С виду он деревенский мальчишка, «пастушок», а когда его пытались отправить в тыл, перехитрил самого опытного разведчика. И ведь сбежал! Разведчики считали его прирож­дёённым разведчиком, артиллеристы — прирождённым артилле­ристом.

    Даже в трудном деле войны Ванюша не уступал взрос­лым, всегда находил себе дело и выполнял все с основатель­ностью. Наверное, поэтому нельзя не восхищаться подвигом Вани Солнцева.

    Из сочинения Глеба Г., 5-й  класс

    Эту книгу мне читала бабушка, когда я был ещё совсем малень­ким и сам читать не умел. Мне очень понравилось, как ловко мальчик-пастушок перехитрил нашего бывалого разведчика. Этому разведчику приказали увезти его с передовой, а мальчик сказал, что он всё равно сбежит. Разведчик привязал к ноге мальчика верёвку, а сам уснул. А пастушок распутал узел и привязал другого разведчика, чтобы не заметили, что он сбежал.

    Конец этой книги мне бабушка не стала читать, сказала, что я еще маленький. Когда я вырос и научился читать, мне очень захотелось узнать, чем же всё кончилось, но я не знал, как книга называется. Спрашивал бабушку, но она тоже не помнила.

    Однажды я случайно узнал, что эта книга называется «Сын полка», написал её писатель Валентин Катаев. Я взял её в библиотеке и будто со старым другом встретился. Прочитал её, не отрываясь, за один день, даже уроки не успел сделать. Книга эта, оказывается, кончается очень печально, хоть мечта пастушка Вани сбылась — он стал сыном полка и его любили все солдаты, а «сердитый» капитан Енакиев решил его усыновить. Все они погибли в бою, защищая Родину. Весь полк погиб, остался только Ваня — сын полка.

    Я плакал, когда дочитал эту книгу до конца, потому что я полюбил всех этих людей, ведь они были хорошие люди и настоящие солдаты.

     

    Литература

    Катаев В.П. Сын полка. Иллюстрации В.А. Хлебникова. — Ярославль: Ярославское книжное издательство, 1961.

    ГДЗ по литературе 5 класс учебник Чертов, Ипполитова, Трубина часть 2 страница 181-183

    Валентин Петрович Катаев

    Сын полка

    Страница 181-182. Вопросы и задания

    1. Прочитайте повесть «Сын полка» полностью. Ответьте на вопросы и выполните задания, приведённые ниже.

    2. Почему разведчики так быстро привязались к мальчику и сразу решили оставить его у себя?

    3. Как вы думаете, почему писатель выбрал такое имя и такую фамилию для главного героя своего произведения? Что об этом говорится в повести?

    4. Найдите описания портрета Вани в повести. Почему автор несколько раз обращает внимание на выражение лица и глаза мальчика?

    5. Что поразило Ваню в блиндаже у разведчиков? Почему ему непре-менно захотелось остаться у них?

    6. Кто из разведчиков вам особенно запомнился? Как создаётся в повести его образ? Найдите описания портрета, поступков героя. Как он относится к своему делу и к окружающим людям? Как характеризует героя его речь?

    7. Подготовьте пересказ наиболее запомнившегося вам эпизода, ис-пользуя заранее подобранные цитаты.

    8. Точка зрения. Как показаны в повести «Сын полка» суровые будни военного времени? Какие фрагменты, описания показались вам особенно тяжёлыми, грустными?

    9. Как вы объясните значения выражений «царица полей» и «бог войны», широко использовавшихся в военное время? Найдите в тексте повести эти выражения.

    10. Перечитайте диалог Вани Солнцева и ефрейтора Вознесенского. Чем этот диалог напомнил вам разговор Тома Сойера с «чужим мальчиком»? Чем различаются эти диалоги?

    11. Подготовьте план рассказа о капитане Енакиеве. Что особенно важно отразить в этом рассказе, чтобы объяснить поведение командира?

    12. Составьте вопросы, связанные с содержанием повести «Сын полка» и её основными образами, для своих одноклассников.

     

    Страница 182. Индивидуальные задания

    1. «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — писал А. Т. Твардовский. Подготовьте рассказ о герое одного из прочитанных вами литературных произведений, к которому можно было бы применить эти слова поэта.

    2. Внеклассное чтение. Прочитайте самостоятельно стихотворение К. М. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…». Какие чувства стремится вызвать в читателе автор этого стихотворения?

    3. Почему В. П. Катаев назвал своё произведение не именем главного героя — «Ваня Солнцев», а «Сын полка»? Вспомните, только ли об одном сыне полка идёт речь в повести.

    4. Поиск информации. Подготовьте информацию о детях — участниках Великой Отечественной войны, используя дополнительную (в том числе и художественную) литературу, а также воспоминания ваших родных и близких.

    5. Вместе со старшими. Какие литературные произведения, кинофильмы о Великой Отечественной войне вы могли бы порекомендовать своим одноклассникам?

    Художественный проект «Пространство чтения»

    Художественный проект «Пространство чтения»

    Художественный проект « Пространство чтения»

    Сборник-рекомендация произведений о Великой Отечественной войне для обучающихся 4-6 классов.

    Коллективная работа обучающихся 6 класса А

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

    Руководитель : Глебова Наталья Александровна

    Сборник-рекомендация произведений о Великой Отечественной войне для обучающихся 4-6 классов.

     

     

     

    Если путь прорубая отцовским мечом,

    Ты соленые слезы на ус намотал,

    Если в жарком бою испытал, что почем,

    Значит нужные книги ты в детстве читал!

     

     

    В. П.Катаев « Сын полка»

     

    Книга «Сын полка» рассказывает о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вместе с ним ты пройдёшь через многие испытания и познаешь радость подвигов во имя победы над врагом. Ты познакомишься с замечательными людьми – воинами нашей армии: сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалёвым и ефрейтором Биденко.

    Повесть «Сын полка» поможет тебе увидеть события той войны своими глазами.

     

     

    А.Н. Толстой « Русский характер»

    В произведении рассказывается об участнике Великой Отечественной войны лейтенанте Егоре Дрёмове. Во время сражения на Курской дуге танк, в котором находился Егор, загорелся, но, благодаря силе русского характера, герой спасся и, пережив множество операций, вернулся в родной дом, где его встретила мать и любящая девушка.

    А.Н. Толстой в своём рассказе говорит о том, что русский характер не так-то и прост как кажется.

     

     

    В. Л.Быков « Мертвым не больно»

     

    В произведении «Мёртвым не больно» описываются ужасы Великой Отечественной войны. Автор преодолел тяготы и лишения военного времени, прослужил в послевоенной армии и написал это произведение, чтобы поделиться мыслями и переживаниями, рассказать, через что он прошёл.

     

    Произведения Быкова всегда были и остаются немым напоминанием об ужасе военного и послевоенного времени.

     

     

    С.П. Алексеев « Три подвига»

     

    Рассказ «Три подвига» С.П. Алексеева рассчитан на широкий круг читателей. В основе рассказа лежит история советского лётчика, история о его силе и мужестве. Несмотря на тяжёлое ранение, наш герой не потерял способности радоваться жизни.

     

    Этот рассказ воспитывает чувство патриотизма.

     

     

    Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

     

    В произведении «Повесть о настоящем человеке» рассказывается о лётчике, сбитом врагом во время Великой Отечественной войны. Раненый, обмороженный, он сумел добраться до своего отряда, а после ампутации ног он вернулся в строй.

     

    Эта книга учит читателя справляться с трудностями и никогда не опускать руки.

     

     

    К. Д.Воробьёв « Крик»

     

    В произведении «Крик» описываются события Великой Отечественной войны. Молодой командир Воронов ещё не знает, что такое настоящая, кипящая смертями война. Он влюбляется в прекрасную девушку Маринку и женится на ней, но война разлучает их навсегда. Но, несмотря ни на что, Воронов с молодым помощником Васюковым выполнили все задания и заслужили уважение сослуживцев.

     

    Это произведение учит людей ценить жизнь и надеяться на счастливое будущее.

     

     

    В.О. Богомолов « Иван»

     

    В произведении «Иван» говорится о жизни маленького мальчика-разведчика. Этот юный солдат постоянно подвергает свою жизнь опасности, защищая свою страну. Он проходит через сложные испытания, непосильные даже некоторым взрослым.

     

    В этом рассказе говорится о маленьких героях Великой Отечественной войны, воевавших наравне со взрослыми.

     

     

    Е. И.Носов « Красное вино победы»

     

    Действия рассказ «Красное вино победы» разворачиваются в начале мая 1945 года в военном госпитале. Читатель знакомится с рядовыми солдатами, попавшими на больничные койки из-за серьёзных ранений. В этом же госпитале мы и встречаем Великую Победу, но не всем удаётся пережить этот долгожданный день.

     

    Это произведение позволяет нам прочувствовать атмосферу, царившую в госпиталях в День Победы.

     

     

     

    М.А. Шолохов « Судьба человека»

     

    В произведении «Судьба человека» рассказывается о жизни Андрея Соколова – мирного труженика, потерявшего семью из-за ненавистной войны. Но он не утратил человечность и приютил сироту.

     

    Это рассказ о тех ужасах, которые не должны повториться.

     

     

     

     

     

     

     

    черных солдат в Гражданской войне

    Сохранение наследия цветных войск США

    Бадж Вайдман

    Собранные военные списки мужчин, служивших в Цветных войсках США (USCT) во время Гражданской войны, насчитывают около 185 000 человек, включая офицеров, не являющихся афроамериканцами. Эта основная коллекция записей хранится в стопках Национального управления архивов и документации (NARA). Они мало используются, и их содержание почти не раскрыто.Со времен американской революции афроамериканцы вызвались служить своей стране во время войны. Гражданская война не была исключением — официальная санкция была трудностью.

    Осенью 1862 года в Новом Орлеане, штат Луизиана, было сформировано по крайней мере три полка афроамериканцев Союза: Первый, Второй и Третий гвардейский полк Луизианы. Позже эти подразделения стали Первым, Вторым и Третьим пехотными полками Африканского корпуса, а затем Семьдесят третьим, Семьдесят четвертым и Семьдесят пятым цветным пехотным полком США (USCI).Первый пехотный полк Южной Каролины (африканского происхождения) не был официально организован до января 1863 года; однако три роты полка уже в ноябре 1862 года участвовали в прибрежных экспедициях. Они станут Тридцать третьим USCI. Точно так же Первый канзасский цветной пехотный полк (позже Семьдесят девятый [новый] USCI) не был принят на вооружение до января 1863 года, хотя полк уже участвовал в боях у Айленд-Маунд, штат Миссури, 27 октября 1862 года. ранние неофициальные полки получали небольшую федеральную поддержку, но они продемонстрировали силу желания афроамериканцев бороться за свободу.

    Первым официальным разрешением нанимать афроамериканцев на федеральную службу был Второй закон о конфискации и ополчении от 17 июля 1862 года. Этот закон позволил президенту Аврааму Линкольну принимать на военную службу лиц африканского происхождения и давал разрешение использовать их для любых целей. «он может судить лучше всего для общественного благосостояния». Однако президент не санкционировал использование афроамериканцев в бою до издания Прокламации об освобождении 1 января 1863 года: Соединенным Штатам для размещения гарнизонов в фортах, позициях, станциях и других местах, а также для укомплектования судов всех видов в указанной службе.С этими словами армия Союза изменилась.

    В конце января 1863 года губернатор штата Массачусетс Джон Эндрю получил разрешение собрать полк афроамериканских солдат. Это был первый черный полк, организованный на Севере. Однако темпы организации дополнительных полков были очень медленными. Пытаясь изменить это, военный министр Эдвин М. Стэнтон в марте отправил генерала Лоренцо Томаса в нижнюю часть долины Миссисипи для вербовки афроамериканцев. Томасу были даны широкие полномочия.Он должен был объяснить политику администрации в отношении этих новых рекрутов и найти добровольцев, чтобы поднять их и командовать ими. Стэнтон хотел, чтобы все офицеры таких подразделений были белыми, но эта политика была смягчена, чтобы разрешить афроамериканских хирургов и капелланов. К концу войны в армии Союза было не менее восьмидесяти семи афроамериканских офицеров. Усилия Томаса увенчались успехом, и 22 мая 1863 года было создано Бюро цветных войск для координации и организации полков со всех концов страны.Созданное в соответствии с Общим приказом военного министерства № 143, бюро отвечало за решение «всех вопросов, касающихся организации цветных войск». Бюро находилось непосредственно в ведении канцелярии генерал-адъютанта, и его процедуры и правила были конкретными и строгими. Все афроамериканские полки теперь должны были быть обозначены как Цветные войска США (USCT). В это время было несколько афроамериканских полков с государственными названиями и несколько полков в Департаменте Персидского залива, обозначенных как Corps d’Afrique.Все они в конечном итоге были ассимилированы в USCT, хотя небольшое количество полков сохранило свои государственные обозначения.

    Проект

    В феврале 1994 года NARA начала пилотный проект по тестированию процедур подготовки скомпилированных послужных списков добровольцев Союза до микрофильмирования. Эта работа была предпринята совместно с Системой солдат и матросов Гражданской войны Службы национальных парков (CWSS). CWSS представляет собой компьютеризированную базу данных, идентифицирующую комбатантов из Союза и Конфедерации.Данные будут включать фамилию солдата или матроса и полк или корабль, к которому он принадлежал. Кроме того, система определит бои, в которых участвовала названная солдатская или матросская часть. Когда эта база данных будет завершена, она будет установлена ​​на основных объектах Гражданской войны, находящихся в ведении Службы парков. CWSS направит посетителя парка в NARA для получения дополнительной документации и информации об участниках гражданской войны.

    Первый индекс, опубликованный Службой национальных парков, — это индекс цветных войск США.Этот список имен будет доступен в Мемориале Гражданской войны афроамериканцев в Вашингтоне, округ Колумбия, а также на местах сражений NPS. Мемориал должен быть завершен осенью 1997 года. Когда этот памятник будет завершен и CWSS будет установлен, ожидается, что количество запросов на отчеты USCT возрастет. Каждый новый фильм или телевизионная программа о периоде Гражданской войны вызывает значительное увеличение количества писем, телефонных звонков и обращений в NARA. Чтобы ответить на эти требования в эпоху сокращений, NARA создала Корпус сохранения гражданской войны (CWCC).CWCC — это волонтерский проект, в котором участвуют более пятидесяти частных лиц, являющихся членами Национальной ассоциации волонтеров архивов. Эта группа открывает и в хронологическом порядке составляет составленные послужные списки каждого военнослужащего, ставшего волонтером USCT. Это первая часть более крупного проекта по микрофильмированию всех записей о солдатах-добровольцах Союза гражданской войны. Коллекция NARA записей военной службы Конфедерации уже доступна на микрофильмах.

    Записи

    Добровольцы CWCC обнародовали записи, раскрывающие интересные подробности и истории, стоящие за именами солдат USCT.Сэмюэл Кэббл, например, рядовой 55-го Массачусетского пехотного полка (цветной) был рабом до того, как пошел в армию. Ему был двадцать один год. Среди документов в его деле было следующее письмо:

    Дорогая жена я записался в армию я сейчас нахожусь в штате Массачусетс но прежде чем это письмо дойдет до вас я буду в северной карлинии и хотя велики нынешние национальные трудности все же я с нетерпением жду светлого дня когда я я буду иметь возможность увидеть вас в полном наслаждении свободой я хотел бы нет, если вы все еще в рабстве, если вы в рабстве, это будет незадолго до того, как мы сокрушим систему, которая теперь угнетает вас, ибо в течение трех месяцев вы получите свободу.великое излияние окрашенных людей, которые теперь объединяются с львиными сердцами против того самого проклятия, которое разделило вас и меня, но мы снова встретимся, и о, какое счастливое время будет, когда этот нечестивый мятеж будет подавлен и проклятия нашей земли попраны под нашими ногами. Я теперь солдат, и я приложу все усилия, чтобы нанести удар по мятежу и сердцу этой системы, которая так долго держала нас в цепях. . . оставайся своим любящим мужем до самой смерти — Сэмюэл Кэббл

    Письмо было в деле Кэббла с заявлением о компенсации, подписанным его бывшим владельцем.Это использовалось как доказательство того, что его владелец предложил Сэмюэлю зачисление.

    Такие документы о освобождении являются уникальными для записей USCT. Чтобы облегчить вербовку в штатах Мэриленд, Миссури, Теннесси и Кентукки, военное министерство издало Общий приказ № 329 от 3 октября 1863 года. на военную службу, это лицо, «если такой раб будет принят, получит от вербовщика свидетельство об этом и получит право на компенсацию за службу или труд указанного раба, не превышающую сумму трехсот долларов, при подаче заявления. действительный акт об освобождении и освобождении, а также удовлетворительное доказательство права собственности.По этой причине в составленных служебных записях содержатся записи об увольнении. Некоторые документы содержат известные имена. Несколько рабов, принадлежавших Сюзанне Мадд, родственнице доктора Сэмюэля Мадда, зачислены в армию Союза. Требуемые доказательства включали титул на раб и верность правительству Союза. Кроме того, каждый владелец подписал присягу на верность правительству Соединенных Штатов. Каждое заявление было засвидетельствовано и заверено.

    CWCC также обнаружил пять фотографий, что является редкостью в военных архивах.На каждой картинке изображены ранения, полученные солдатом. Одним из таких солдат был Pvt. Луи Мартин из Двадцать девятого USCI. Фотография была приклеена к его справке об инвалидности при увольнении и показывает ампутацию правой руки и левой ноги. Он участвовал в сражении, известном как «Кратер» в Петербурге, штат Вирджиния, 30 июля 1864 года, и получил осколочные и огнестрельные ранения при атаке вражеских сооружений. Дальнейшее изучение послужного списка приводит исследователя к пенсионному делу рядового Мартина, где обнаруживается дополнительная фотография.

    История Гарленда Уайта появляется в отчетах Двадцать восьмой USCI. Он был рабом Роберта Тумбса из Джорджии. Уайт, который был грамотным, учился на министра, еще будучи рабом. Согласно документам в его деле, он получил лицензию и «разрешение проповедовать Евангелие» 10 сентября 1859 года в Вашингтоне, штат Джорджия. В 1860 году Тумбс с Уайтом в качестве домашнего слуги жил в Вашингтоне, округ Колумбия. Резиденция Тумбса находилась в двух дверях от резиденции Уильяма Сьюарда, в то время сенатора от Нью-Йорка.Из переписки в его послужном списке видно, что Уайт поддерживал дружеские отношения с Сьюардом.

    Во время своего пребывания в Вашингтоне Уайт стал беглецом и пробрался в Канаду. Согласно его записям, он был назначен «пастырским попечителем лондонской миссии. Указанная миссия находилась в юрисдикции ежегодной конференции BME». Неизвестно, как долго он оставался в Канаде, но он хорошо знал о Гражданской войне и знал, что Сьюард был государственным секретарем президента Линкольна.Он написал ему из Канады и рассказал о своем желании служить своей стране любым возможным способом. Гарланд Уайт вернулся в Соединенные Штаты (точная дата неизвестна) и начал набор в новый USCT. Он побывал в Нью-Йорке, Массачусетсе, Огайо и Индиане. Он воспитал большинство мужчин Двадцать восьмого USCI. Он обратился к Сьюарду за помощью в получении капеллана полка. В своем письме Сьюарду Уайт писал: «Я также присоединился к полку рядовым, чтобы быть со своими мальчиками, и если я не получу свою комиссию, я охотно отбуду свой срок.»

    1 сентября 1864 года полевые и ротные офицеры избрали Гарланда Х. Уайта капелланом Двадцать восьмого USCI при условии одобрения военного министра. 25 октября приказом военного министра Гарленд Х. Уайт был назначен капелланом Двадцать восьмого USCI. Ему было тридцать пять лет. Вся предыдущая переписка была найдена в его составленном военном послужном списке.

    Среди документов составленных послужных списков много писем от матерей и жен.Они подробно описывают трудности, болезни и, прежде всего, безденежье. Иногда они написаны отправителем, а иногда продиктованы, но все они свидетельствуют о страданиях, которые война принесла всем, особенно семьям афроамериканского солдата. Такие страдания очевидны в мольбах Ребекки Барретт к ее сыну Уильяму из Семьдесят четвертого USCI.

    Мой дорогой сын
    С удовольствием пользуюсь случаем, чтобы написать вам несколько строк, чтобы сообщить вам, что я получил ваше самое долгожданное письмо, потому что я отчаялся в вашем письме.Мы оба больны, папа распростерся на своей кровати, и так уже три месяца и три недели, ему стало немного лучше, но это длилось недолго. Мне очень жаль, что вы снова записались, потому что я хотел увидеть вас еще раз. Вы говорите Вы пришлете мне немного денег, сын мой, ради Бога, потому что я нуждаюсь в это время. Врачи так дороги, что вам нужно все, что вы можете сделать, чтобы оплатить их счет. Я работаю, когда могу, но это так редко, Бог знает что. Я [сделаю] этой зимой, потому что не знаю. Все стоит две цены, и один обед стоит столько же, сколько стоили три раньше, когда богатые ворчали, Боже, помоги бедным, ибо это верное высказывание (бедность не позор, но очень неудобно), и я нахожу это очень неудобным, потому что, если Когда-либо бедная душа была поражена нищетой. Я один и Мой сын, если ты когда-нибудь думал о своей бедной старой матери, дай Бог, чтобы ты мог подумать о ней сейчас, потому что это трудное время.Нет больше, но оставайся твоей матерью Ребекка Баррат

     

    От Летти Барнс ее мужу Джошуа из Тридцать восьмого USCI:

    Дорогой мой муж
    Только сегодня вечером я получил ваше письмо от Фредрика Финича, вы можете себе представить, как я беспокоился о вас. И поэтому кажется, что все могут вернуться домой время от времени, чтобы увидеть и позаботиться о своей семье, но вы, я действительно думаю, что это выглядит тяжело, ваша бедная старая мать слышит копание и работает, как собака, чтобы попытаться сохранить душу и тело вместе, и вот Я с маленькими детьми и собой, чтобы содержать, и ни одной души или ни одного доллара, чтобы помочь нам Я действительно думаю, что если бы ваши офицеры могли видеть нас, они, безусловно, позволили бы вам вернуться домой и принести нам немного денег.

     

    Она продолжает в том же духе, перечисляя различные трудности, которые переживает семья. В конце своего письма она с любовью пишет:

    .

    В этом письме я отправил вам небольшой подарок на память, который вы должны ценить ради меня, это набор пуговиц на груди рубашки, когда вы смотрите на них, думайте обо мне и знайте, что я всегда ищу и желаю, чтобы вы написали мне как как только вы получите это, дайте мне знать, как они вам нравятся и когда вы вернетесь домой и поверьте мне, как всегда
    Ваша преданная жена
    Летти Барнс

    Джошуа Барнс получил свои пуговицы и разрешил посетить свою семью.Уильям Баррет отправил матери немного денег. Гарланд Уайт пережил войну и жил со своей семьей в Северной Каролине. Сэмюэл Кэббл вернулся в Миссури к своей жене, и вместе они переехали в Денвер, штат Колорадо.

    При изучении афроамериканцев нельзя упускать из виду составленные послужные списки цветных войск США. Приведенные здесь письма представляют собой небольшой образец, который можно найти в этой важной коллекции. Они являются физической связью с эпохой Гражданской войны и воплощают в жизнь службу афроамериканского солдата.По мере того, как каждая обложка упорядочена и подготовлена ​​для микрофильмирования, мы приближаемся на один шаг к тому, чтобы привлечь внимание к большой группе неисследованных записей.

    © Бадж Вайдман, 1997 г.

    Примечание: Все письма и цитаты транскрибируются в том виде, в каком они были написаны изначально, и взяты из Записей канцелярии генерал-адъютанта, 1780-е–1917, Группа записей 94. ​​

    Мисс Бадж Вайдман — волонтер Национального архива. С октября 1994 года она работала руководителем проекта в Корпусе охраны гражданской войны.

    Вернуться на главную страницу урока

    54-й полк

    Имея родословную, восходящую к Гражданской войне, 54-й Массачусетский добровольческий полк (Отборный почетный караул) сохраняет историю Национальной гвардии Массачусетса и оказывает соответствующие воинские почести на государственных мероприятиях и на панихидах ветеранов, служивших в вооруженных силах. Соединенных Штатов.

    История 54-го

    Хотя афроамериканские солдаты ранее участвовали в американской революции и войне 1812 года, 54-й Массачусетский полк был первым афроамериканским полком, организованным во время Гражданской войны.

    В январе 1863 года военный министр Стэнтон, наконец, дал Джону А. Эндрю, аболиционистскому губернатору Массачусетса, разрешение формировать полки, которые могли бы «включать лиц африканского происхождения…». Губернатор долгое время был сторонником создания черных полков из свободного черного населения. Как и большинство аболиционистов, он считал, что самый верный путь к гражданству для чернокожих американцев — дать им возможность сражаться и умирать за свою свободу и свою страну.

    Эндрю выбрал белых офицеров для нового черного полка из богатых семей, видных участников движения за отмену смертной казни в его штате.На эти семьи также можно было рассчитывать в финансировании набора и снаряжения войск. Он обратился за помощью к Фредерику Дугласу и другим известным чернокожим аболиционистам в привлечении чернокожего населения в новый полк. Фактически, двое сыновей Дугласа присоединились к полку. Учитывая сильное противодействие на Севере идее сделать чернокожих солдатами, новый полк рассматривался как хорошая проверка пригодности чернокожих как солдат и граждан. Сторонники полков не жалели средств, чтобы доказать, что черные выдержали испытание.

    Полковник Роберт Гулд Шоу, 25-летний сын очень богатых родителей-аболиционистов, был выбран командиром. 28 мая 1863 года хорошо оснащенная и обученная 54-я дивизия прошла парадом по улицам Бостона, а затем взяла на абордаж корабли, направлявшиеся к побережью Южной Каролины. Их первый конфликт с солдатами Конфедерации произошел 16 июля, когда полк отразил нападение на остров Джеймс. Но 18 июля наступило высшее испытание мужества и доблести черных солдат; они были выбраны, чтобы возглавить штурм Батареи Вагнера, форта Конфедерации на острове Моррис в Чарльстоне.Обращаясь к своим солдатам перед тем, как вести их через пляж, полковник Шоу сказал: «Я хочу, чтобы вы проявили себя. Глаза тысяч будут смотреть на то, что вы делаете сегодня вечером».

    Во время атаки на батарею Вагнера почти половина полка была убита, ранена или взята в плен. За храбрость в бою сержант. Уильям Х. Карни стал первым афроамериканцем, получившим Почетную медаль, высшую военную награду страны.

    54-я дивизия доказала свою храбрость в бою храбростью и стойкостью своих солдат, и в результате президент Линкольн приказал набрать еще около 180 000 афроамериканских солдат в армию Союза.Подразделение было выведено из эксплуатации после Гражданской войны, и его знамя ушло в отставку.

    Более чем через столетие после войны 54-й полк остается самым известным черным полком войны, во многом благодаря популярности фильма «Слава», в котором рассказывается история полка до и включая атаку на батарею Вагнера.

    Почетный караул Национальной гвардии Массачусетса был недавно переименован в 54-й Массачусетский добровольческий полк (отборный почетный караул) на церемонии в Государственном доме в Бостоне под председательством губернатора Массачусетса. Еще один исторический момент для Национальной гвардии Массачусетса: недавно организованный и переименованный полк вместе с реконструкторами 54-го полка принял участие в параде в честь инаугурации президента 20 января 2009 года.

     

     

    Первый афроамериканский полк

    Уровень обучения: 7–8

    Студенты познакомятся с первым афроамериканским полком, сражавшимся в Гражданской войне, через мемориальную скульптуру Августа Сен-Годенса.Они будут сравнивать и противопоставлять опыт этих солдат через их изображения в письмах, фильмах (кинофильм, Слава, и документальный фильм) и поэзии, прежде чем написать свое собственное стихотворение, используя скульптуру как источник вдохновения.

    Август Сен-Годенс
    Американец, 1848–1907 гг.
    Мемориал Роберту Гулду Шоу и Массачусетскому пятьдесят четвертому полку , 1900 г.
    патинированная штукатурка, 419.1 x 524,5 x 109,2 см (165 x 206 1/2 x 43 дюйма)
    Министерство внутренних дел США, Служба национальных парков, Национальный исторический памятник Сент-Годенс, Корниш, Нью-Гэмпшир

    Связь с учебной программой

    • История/Обществознание
    • Словесность
    • Исполнительское искусство

    Материалы

    • Письменные принадлежности
    • Кино, Слава
    • Документальный фильм о Пятьдесят четвертом полку
    • DVD-плеер для просмотра фильмов
    • Копии стихов (ссылки в разделе «Дополнительно»)

    Вопросы для разминки

    Что было одной из причин начала Гражданской войны? Почему аболиционисты были против рабства?

    Фон

    В начале Гражданской войны Ричард Харви Кейн, студент Университета Уилберфорс в Огайо, был среди группы чернокожих студентов, пытавшихся присоединиться к армии Союза в Огайо. Каин был отвергнут. Ниже он пишет о событиях после первых выстрелов в форте Самтер и о важности Массачусетского пятьдесят четвертого полка, первого черного отряда, организованного на Севере во время Гражданской войны.

    Никогда не забуду тот трепет, который пронзил мою душу, когда я подумал о грядущих последствиях этого выстрела. В университете нас было сто пятнадцать студентов, которые, стремясь оправдать звезды и полосы, составили компанию и предложили свои услуги губернатору Огайо; и сэр, нам сказали, что это война белого человека и что негр не имеет к ней никакого отношения.Сэр, мы вернулись, послушные, терпеливые, ожидающие, устремленные взоры к Небесам, откуда всегда приходит помощь. Мы знали, что наступит период в истории этого народа, когда понадобится наше сильное черное оружие. Мы терпеливо ждали; мы дождались, пока Массачусетс через своего благородного губернатора забьет тревогу, и мы поспешили услышать призыв и повиноваться ему.

    Письмо Ричарда Харви Кейна, написанное во время гражданской войны, цитируемое в Zak Mettger, Till Victory is Won: Black Soldiers in the Civil War (Нью-Йорк: Puffin Books, 1997), 2.

    По мере роста населения и площади Соединенных Штатов в 1800-х годах вопросы рабства и прав штатов все больше разделяли страну. В то время как фабрики на Севере привлекали людей с ферм в города, в середине века экономика Юга оставалась привязанной к сельскому хозяйству. Из одиннадцати миллионов человек, живших на Юге в 1860 году, почти четыре миллиона были рабами, и большинство из них работали на фермах. Аболиционисты хотели положить конец рабству, но многие люди на Юге верили в право штатов решать этот вопрос.Рабство и его распространение на западные границы стали двумя наиболее спорными проблемами в стране.

    В конце 1860 года Южная Каролина вышла из состава Союза, за ней быстро последовали другие южные штаты. Вместе они образовали Конфедеративные Штаты Америки. Когда 12 апреля 1861 года войска Конфедерации открыли огонь по форту Самтер в Южной Каролине, в Южной Каролине началась Гражданская война.

    В ходе войны многие чернокожие решили сформировать свои собственные полки, чтобы сражаться за Союз. В 1862 году Конгресс согласился на их зачисление, и в него записались более 186 000 афроамериканцев.Им платили меньше, чем белым солдатам, или вообще не платили, им давали плохое снаряжение, и у них часто заканчивались припасы. Что еще хуже, солдаты Конфедерации угрожали поработить или убить всех черных солдат, которых они захватили, и убить их белых командиров. Преодолев эти невзгоды, чернокожие воины героически проявили себя в бою. Они руководили рейдами, служили шпионами и разведчиками, сражались в битвах и столкнулись с одними из самых жестоких столкновений на войне. Они помогли выиграть войну для Союза.

    Массачусетский пятьдесят четвертый полк, первое афроамериканское войско на Севере, начал набор в феврале 1863 года, через месяц после того, как президент Линкольн подписал Прокламацию об освобождении. Новобранцы прибыли из двадцати четырех штатов; четверть из них — рабовладельческие штаты. Среди новобранцев были парикмахеры, лодочники, чернорабочие, краснодеревщики, дантист и аптекарь. Некоторым было всего шестнадцать. Некоторые были отцами, завербованными с сыновьями. В состав полка входили два сына Фредерика Дугласа, внук аболициониста Соджорнер Трут, и Уильям Х.Карни, первого афроамериканца, получившего Почетную медаль. Роберт Гулд Шоу, белый сын известных бостонских аболиционистов, был назначен командовать полком, поскольку военная политика не позволяла темнокожим мужчинам служить офицерами.

    28 мая самая большая толпа в истории Бостона собралась, чтобы посмотреть, как 54-й Массачусетский добровольческий пехотный полк отправляется в бой. Два месяца спустя Шоу и одна треть его людей погибли во время осады Союзом форта Вагнер, одного из фортов, защищавших Чарльстон, Южная Каролина, бастиона Конфедерации.Смелое поведение этого полка вдохновило чернокожих, таких как Ричард Харви Кейн, поступить на службу в войска Союза.

    После битвы при форте Вагнер бойцы Пятьдесят четвертого полка предложили воздвигнуть мемориал. Скульптору Августу Сен-Годенсу понадобилось на его создание почти десяток лет. Он начал с идеи конной статуи молодого полковника Шоу. План превратился в процессию черных солдат со своим лидером, которые вместе движутся к цели освобождения. Памятник отлит очень высоким рельефом.Чтобы сделать каждого солдата индивидуализированным, Сен-Годенс создал сорок голов, используя живые модели разного возраста. В профиль виден конный полковник Шоу и ряды солдат с винтовками, рюкзаками и флягами во главе с юными мальчиками-барабанщиками. Над процессией парит ангел, держащий оливковую ветвь, символизирующую мир, и маки, символизирующие смерть.

    Управляемая практика

    • Почему 54-й Массачусетский полк был так важен?
    • Как вы думаете, почему на рельефной скульптуре изображен ангел, несущий маки над солдатами?
    • В письме Ричарда Харви Кейна рассказывается о гордости и рвении одного чернокожего, который смог принять участие в Гражданской войне.Как это настроение также передано в скульптуре? (Мужчины стоят прямо, движутся вперед, сосредоточенное выражение лица. )
    • Как вы думаете, почему чернокожие, такие как Ричард Харви Кейн, хотели участвовать в Гражданской войне?
    • Что вы можете узнать о том, как велась война в девятнадцатом веке, из рельефной скульптуры Сен-Годена? Чем отличаются сражения и оружие сегодня?
    • Этот мемориал Сен-Годена вдохновил другие виды искусства, такие как песня, кино и поэзия. Что придает скульптуре эту силу?
    • Какие новые сведения о девятнадцатом веке открыли вам эта скульптура и письмо?

    Деятельность

    Покажите учащимся кинофильм Слава с последующим показом любого из исторических документальных фильмов, связанных с Пятьдесят четвертым Массачусетским полком.Пока учащиеся смотрят, они должны делать заметки, которые отвечают на следующие вопросы:

    • Как бы вы сравнили фильмы?
    • Какой фильм является более достоверной интерпретацией истории Массачусетского пятьдесят четвертого полка? Почему?
    • Составьте список документальной информации, предоставленной обоими фильмами. В каком фильме их больше? Почему?
    • Если вы считаете, что документальный фильм более точно интерпретирует историю, то почему и как вы пришли к такому выводу?

    Расширение

    Раздайте учащимся копии четырех из тридцати или более стихотворений, написанных о мемориале.Рекомендуемые стихи:

    Скажите учащимся, что эти стихи были вдохновлены как памятником Сен-Годенсу, так и историей 54-го Массачусетского полка. Учащиеся должны знать, в какое время были написаны эти стихи. Попросите четырех студентов добровольно прочитать стихотворение вслух, а остальные последуют за ним. После упражнения по аудированию/чтению задайте учащимся следующие вопросы:

    • Какое стихотворение им понравилось? Почему?
    • Какое стихотворение лучше всего описывает историю 54-го Массачусетского полка? Почему?
    • Какое стихотворение лучше всего интерпретирует памятник? Почему?
    • Почему более поздние стихи имеют горький оттенок?

    Затем учащиеся сами напишут стихи о скульптуре, Шоу или Полку.

    [наверх]

    VA:Cn11.1.7  Проанализируйте, как на реакцию на искусство влияет понимание времени и места, в котором оно было создано, доступные ресурсы и культурное использование.

    VA:Re7.2.7  Проанализируйте различные способы воздействия изображений на определенную аудиторию.

    VA:Re8.1.7  Интерпретируйте искусство, анализируя подходы к созданию искусства, характеристики формы и структуры, соответствующую контекстуальную информацию, предмет и использование средств массовой информации для определения передаваемых идей и настроения.

    54-я битва за Массачусетс и вторая битва при форте Вагнер (Служба национальных парков США)

    «Атака форта Вагнер — штурмовики продвигаются под огнем».

    Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки

    В результате 54-й -й Массачусетс атаковал неповрежденную баррикаду, заполненную подготовленными войсками Конфедерации. Позже корреспонденты газет сообщили о битве. Один корреспондент, пишущий для Salem Register , написал

    …. люди неуклонно двигались среди гула и вихря снарядов и твердых выстрелов, пока не оказались примерно в трехстах ярдах от форта. Мы могли заметить зловещую тишину, предшествовавшую буре; на мгновение Вагнер, Самтер и Джонсон замолчали, а затем бам-молния-молния-тук-тук посыпались ужаснейшие залпы мушкетных выстрелов, картечью, картечью, цельной дробью и всевозможными боеприпасами в наши ряды, по нашим рядам, и через наши ряды. [7]

    Не имея возможности вести эффективный ответный огонь, 54-й -й решил взять форт штыками.Под шквальным огнем они перелезли через бруствер и вынудили бой перейти в рукопашную. Однако быстро выяснилось, что 54-й -й не хватает численности и импульса для захвата форта Вагнер. Вместо того, чтобы полностью отступить, 54-й -й остался рядом, прикрывая огнем другие американские войска. После тяжелых боев дополнительные атаки также не увенчались успехом. 54-й -й в конечном итоге отступил вместе с остальными силами США, и полк разместился в стрелковой траншее на случай контратаки. [8]

    Контратака так и не последовала. Когда бои закончились, две роты 97-й -й Пенсильвании спасли столько раненых, сколько смогли. Был отдан специальный приказ спасти как можно больше членов 54-го -го -го. Американские офицеры понимали, что в случае захвата афроамериканцы из 54-го -го -го полка столкнутся с гораздо худшим обращением, чем любой захваченный белый солдат. [9] Битва опустошила 54 -го -го. Из шестисот развернутых человек более 250 были убиты, ранены или взяты в плен, в том числе полковник Роберт Гулд Шоу. [10]

    Бойцы полка сокрушались о тяжелых потерях в письмах домой. Один из солдат, Льюис Дуглас, сын известного аболициониста Фредерика Дугласа, писал:

    .

    В субботу вечером мы предприняли самую отчаянную атаку на форт Вагнер, потеряв убитыми, ранеными и пропавшими без вести при штурме триста наших людей. Великолепный 54 разрезан на куски…. Если у меня будет еще одна возможность сегодня вечером, я напишу более подробно. До свидания всем.Если я умру сегодня вечером, я не умру трусом. [11]

    Роберт Гулд Шоу и 54-й полк

    Мемориал Роберта Гулда Шоу и 54-го полка Массачусетса

    NPS/Teuten

    Мемориал Роберта Гулда Шоу и Массачусетса 54 -го полка увековечивает память одного из первых афроамериканских полков Гражданской войны. Хотя афроамериканцы участвовали как в Войне за независимость, так и в войне 1812 года, северные расистские настроения не позволяли афроамериканцам взяться за оружие на стороне Соединенных Штатов в первые годы Гражданской войны.Однако пункт в Прокламации об освобождении Авраама Линкольна 1863 года допускал создание черных полков. Губернатор Джон Эндрю вскоре создал Массачусетский 54-й -й добровольческий пехотный полк. Он выбрал Роберта Гулда Шоу, сына богатых аболиционистов, в качестве полковника. Известные аболиционисты, в том числе Фредерик Дуглас, и местные лидеры, такие как Льюис Хейден, набирали людей для 54-го -го -го полка. Афроамериканцы вербовались со всех регионов севера и даже из Канады и Карибского бассейна.

    Благодаря своему героическому, но трагическому нападению на Форт Вагнер, Южная Каролина, 18 июля 1863 года, в котором Шоу и многие из его людей погибли, 54-й помог сломить оппозицию северной общественности против использования черных солдат и вдохновил на призыв в армию. более 180 000 чернокожих мужчин вошли в состав вооруженных сил Соединенных Штатов. Сержант Уильям Х. Карни, тяжело раненный в бою, спас флаг полка. За этот подвиг он стал первым афроамериканцем, получившим Почетную медаль.54-й -й полк также участвовал в боях на острове Джеймс, в битве при Оласти и в Хани-Хилл, Южная Каролина, до своего возвращения в Бостон в сентябре 1865 года.

    Августу Сен-Годенсу потребовалось почти четырнадцать лет, чтобы закончить этот горельефный бронзовый монумент, который прославляет доблесть и жертвы Массачусетса 54 th . Один из ведущих художников своего времени, Сен-Годенс вырос в Нью-Йорке и Бостоне, но получил формальное образование в парижской Школе изящных искусств.В своей студии в Нью-Йорке он нанял сорок человек, чтобы они позировали для лиц солдат. Оплаченный частными пожертвованиями и открытый 31 мая 1897 года, этот памятник изображает 54-й -й полк, марширующий по Бикон-стрит на войну в 1863 году.

    Консультации по работам

    Драйфхаут, Джон Х. Работа Августа Сен-Годенса. Ганновер: University Press of New England, 1982.

    Гроувер, Кэтрин и Джанин В. Да Силва. «Исследование исторических ресурсов: Бостонское афроамериканское национальное историческое место.Бостонское национальное историческое место афроамериканцев, 2002 г.

    Надежда и слава: Очерки наследия 54-го -го -го Массачусетского полка. Под редакцией Мартина Блатта, Томаса Брауна и Дональда Яковоне. Амхерст: Массачусетский университет Press, 2001.

    . Обзор фильма «

    славы» и краткое содержание фильма (1989)

    «Слава» рассказывает историю 54-го полка в основном глазами Шоу (Мэттью Бродерик), который в ранней сцене фильма испуган и дезориентирован насилием со стороны поле битвы.

    Вернувшись домой, чтобы оправиться от ран, он вербуется, чтобы возглавить недавно сформированный черный полк, и соглашается на эту работу, несмотря на то, что его собственные просвещенные аболиционистские взгляды все еще оставляют место сомнениям в боеспособности черных войск.

    Сами солдаты должны убедить его в том, что они могут сражаться, и попутно они также мягко дают ему некоторое представление о расе и человеческой природе за столетие до расцвета движения за гражданские права. Среди мужчин, которые превращаются в естественных лидеров 54-го полка, есть Трип (Дензел Вашингтон), беглый раб, и Джон Роулинз (Морган Фриман), впервые показанный в фильме как могильщик, который встречает раненого Шоу на поле боя.

    Эти люди гордятся тем, что являются солдатами, гордятся тем, что носят форму, а также слишком горды, чтобы принять расизм, который они видят вокруг себя, например, когда принимается решение платить черным солдатам меньше, чем белым. Они утверждают, что негры маршируют так же далеко, истекают кровью и умирают так же быстро. Почему им должны платить меньше за ту же работу? Шоу и его заместитель Кэбот Форбс (Кэри Элвес) в конце концов видят логику в этом аргументе и присоединяются к своим людям, отказываясь от зарплаты. Это действие стало поворотным моментом для 54-го полка, объединив солдат и офицеров в единое целое, пользующееся взаимным доверием.Но есть бесчисленное множество меньших сцен, которые делают то же самое, в том числе одна, в которой один из его людей многозначительно говорит Шоу, что, когда война закончится, ничего особенного не изменится: «Ты вернешься в свой большой дом». «Слава» была снята Эдвардом Цвиком, разработана Норманом Гарвудом и сфотографирована Фредди Фрэнсисом с огромным вниманием к историческим деталям, как, например, в таких мелочах, как обувь, выдаваемая войскам (они не идут направо и налево, но стать такими после того, как вы носите их достаточно долго).Эти маленькие детали приводят к более крупным, например, когда дети бедных чернокожих издольщиков с удивлением смотрят, как черные солдаты в военной форме маршируют мимо их домов. И все в фильме ведет к финальной кровавой батальной сцене, самоубийственному маршу в гору, который мало что дает в конкретном военном плане, но имеет неисчислимое символическое значение.

    При просмотре «Славы» у меня возникла одна повторяющаяся проблема. Я не понимал, почему так часто приходится рассказывать об этом с точки зрения белого командира 54-го полка.Почему мы видели черные войска его глазами, а не его глазами? Иными словами, почему самый высокий гонорар в этом фильме достается белому актеру? Спрашиваю не для извращения, а потому, что считаю это в первую очередь рассказом о черном опыте и не знаю, почему на него приходится смотреть в основном глазами белых. Возможно, один из ответов заключается в том, что значение 54-го полка заключалось в том, как оно изменило представление белых о черных солдатах (изменяло их достаточно медленно, чтобы быть уверенным, что война во Вьетнаме была первой в американской истории, в которой войска не были в значительной степени разделены) . «Слава» — сильный и ценный фильм, чьими бы глазами он ни смотрелся. Но я подозреваю, что из того же материала можно сделать еще один и совсем другой фильм.

    История солдата-буйвола | Государственный исторический музей Техаса

    До сих пор ведутся споры о том, было ли дело, возбужденное Шафтером против 2 и лейтенанта Генри О. Флиппера в Форт-Дэвисе, в первую очередь мотивировано расовыми предрассудками.

    Доказательства показывают, что через три месяца после прибытия в качестве командира форта полковник Шафтер освободил Флиппера от должности квартирмейстера и предъявил ему два уголовных обвинения: 1) хищение 3791 доллара.71 продовольственных фондов, и 2) вести себя недостойно офицера и джентльмена. Флиппер признался, что сам обнаружил недостачу в 2000 долларов, но побоялся сообщить об этом начальству. Он решил сам решить проблему, покрыв долг чеком от авторских отчислений из своих мемуаров, но средства задержались.

    15 сентября 1881 года в часовне форта собрался военный трибунал. Шафтер, трое его офицеров и семь других белых солдат составляли наблюдательную комиссию.Капитан Мерритт Барбер из 16-го пехотного полка энергично защищал Флиппера. Белые гражданские лица и сослуживцы, собравшие более 1700 долларов в счет погашения недостающих денег, свидетельствовали о хорошем характере Флиппера. После трех месяцев дачи показаний Генри О. Флиппер был оправдан в растрате, но признан виновным в неподобающем офицеру поведении. С одобрения президента США Честера Артура 24 июня 1882 года первый афроамериканский выпускник Вест-Пойнта и первый темнокожий офицер армии был с позором уволен со службы.

    Генри Флиппер оставил армию, но не свою склонность к выдающимся достижениям. Он создал множество прецедентов как афроамериканский профессионал в области инженерии, государственной службы, издательского дела и образования. Однако, несмотря на свои многочисленные успехи, Флиппер проводил каждый день своей постармейской жизни, сражаясь в двух значительных битвах, которые начались много лет назад в Форт-Дэвисе.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.