Содержание

Конспект урока по русскому языку «Разбор слов по составу» в 4 классе

Конспект открытого урока русского языка по теме:

«Разбор слова по составу»

Цели :

Образовательные:

-уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»;

-создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Развивающие:

— развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка. 
— развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

-развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

-воспитывать культуру речи, любовь к природе ;

-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, картинки с рисунками, таблица.

Тип урока: повторение .

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Ход урока

Орг. момент:

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. И так, начнем наш урок. Слайд 1

На партах лежат цветные смайлики . Пусть каждому из вас этот смайлик принесет отличное настроение для усвоения новых знаний.

На уроке русского языка мы будем говорить о природе. Эпиграфом к уроку я взяла слова из известного стихотворения Дудина «Берегите ,Землю, берегите…» (читает ученик) слайд 2

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На проталинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Ястреба, парящего над полем,

Ласточку, мелькнувшую зените,

Берегите Землю! Берегите!

М. А. Дудин

Как вы понимаете эти слова?

Введение в тему урока:

Хорошо, а сейчас прочитайте след. Четверостишие слайд 3

Слово делится на части,  
Как на дольки апельсин.

Может каждый грамотей 
Строить слово из частей.

Как вы думаете ,о чем мы будем с вами говорить?

Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.

Слова тоже сделаны из своего материала.

Слово делится на части

Как на дольки апельсин.

И у каждой части слова есть своё название.

Над которыми мы сегодня и будем работать.

Актуализация знаний.

Ну а чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».

Глазки на меня. Отвечаем хором, быстро.

— Часть слова, которая служит для связи слов в предложении

называется…

— Общая часть родственных слов называется …

— Как называется третий зимний месяц?

— Какие буквы не употребляются в начале русских слов?

— Во что превращается вода зимой….

— Часть слова без окончания называется …

— Назовите слово, противоположное слову враг.

— Самый короткий месяц в году?

— Сколько гласных звуков в русском алфавите?

-Какие части речи мы с вами знаем?

— Молодцы!

Ну и конечно, какой урок без словарной работы!

Открываем тетради , записываем число. Классная работа.

Минутка чистописания:

Прописываем соединение заглавной и строчной буквы Кк

Словарная работа:

— Послушайте , кто издает этот звук? (Звук вороны) слайд 4

— Правильно, записываем слово ворона, не забываем ставить знак ударения и подчеркиваем букву, что нужно запомнить.

— А этот звук чей? (звук соловья) слайд5

— Записываем слово соловей

Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей
Учит серый …
(Воробей) слайд 6

-Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока): слайд 7

— Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам. Слайд 8

-Что вы можете сказать обо всех этих словарных словах?

— Что их объединяет?

— Как вы заботитесь о птицах?

Закрепление по пройденной теме :

А теперь поставьте слова воробей и соловей во мн.число слайд 9

Какую орфограмму вы заметили?

Расскажите правило правописания разделительного ь

Работа по учебнику:

-Хорошо, откройте учебники на странице 260 посмотрите на упражнение 675.

-Что вы знаете о грибах? Слайд 10

-Давайте запишем названия грибов и разберем их.

-Обратите внимание на последовательность разбора слов. (таблица)

Закрепление темы урока:

— А сейчас давайте попробуем составить слова и что же у нас получится. Слайд 11

— Пословица научит мудрости. Запишем предложение в тетрадь и разберем слова по составу.

— Выполним упражнение 678 (разбирая все орфограммы)

Итог урока:

Дом. задание упражнение 679

Урок наш заканчивается, давайте подведём итог.

Над какой темой мы сегодня начали работу на уроке?

Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,

отдельно от слова?

А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

— Ребята, так как же вы поняли эпиграф нашего урока? Какой наказ нам дает природа? Слайд 12

А сейчас каждый подумает и оценит свою деятельность на уроке на лесенке успеха.слайд 13

Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Выделите грамматическую основу в предложения. 1)Хорошо в лесу ранней весной. 2)В Полдень идёшь по тропинке между зазеленевших

Чтобы выделить грамматическую основу в предложении, нужно знать, как ее определить.

Грамматическая основа в предложениях

Каждое предложение имеет главные слова или слово, которые являются его грамматической основой. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого вместе или раздельно. В предложении может быть как только подлежащее или только сказуемое. 

Подлежащее — это главное слово, то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы «кто» и «что». Чаще всего подлежащее является именем существительным, но может быть выражено и другой частью речи. Зачастую подлежащее находится в связке со сказуемым. При письме подлежащее выделяется одной сплошной чертой (подчеркивание).

Сказуемое — это главный член предложения, отвечает на вопрос «что делает» и его производные, обозначает действие подлежащего. Чаще всего сказуемое является глаголом. При письме подчеркивается двойной сплошной линией. 

Чтобы определить грамматическую основу, можно поискать в предложении главное слово, от которого задаются вопросы к другим словам. Как правило, это слово и будет подлежащим. 

Грамматические основы в предложениях

  1. Хорошо в лесу ранней весной. Грамматическая основа — хорошо. Это сказуемое, выраженное словом-состоянием. 
  2. В полдень идёшь по тропинке между зазеленевших деревьев. Грамматическая основа — идешь. Идешь — сказуемое, выраженное глаголом. 
  3. Но что это. Грамматическая основа — это. Слово «это» — подлежащее, выраженное местоимением.
  4. Лес оглашается птичьим гомоном. Грамматическая основа — лес оглашается. Лес — подлежащее, выраженное именем существительным, оглашается — сказуемое, выраженное глаголом.
  5. Это пернатые спешат устроить понадёжнее свои жилища. Грамматическая основа — пернатые спешат. Пернатые — подлежащее, спешат устроить — составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом.
  6. Берегите птиц. Грамматическая основа — берегите. Это сказуемое, выраженное глаголом. 
  7. Не разоряйте их гнёзда. Грамматическая основа — не разоряйте. Это сказуемое, выраженное глаголом с отрицательной частицей «не». 

Морфологический разбор слова «голубчик»

Часть речи: Существительное

ГОЛУБЧИК — слово может быть как одушевленное так и неодушевленное, смотрите по предложению в котором оно используется.

Начальная форма слова: «ГОЛУБЧИК»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.