Содержание

Синтаксическая роль частей речи в русском языке

Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены – главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это определения, дополнения, обстоятельства). Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только самостоятельные части речи.

Синтаксическая роль существительного

Как правило, имя существительное выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, порядковыми числительными с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.

Синтаксическая роль имя прилагательного

Наиболее частая роль прилагательного в предложении – согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.

Синтаксическая роль наречия

Обычной ролью наречия является обстоятельство – образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.

Синтаксическая роль глагола

Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните — это неопределенная форма глагола) также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.

Синтаксическая роль причастия

Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый причастный оборот, который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.

Синтаксическая роль деепричастия

Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе деепричастного оборота оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.

Синтаксическая роль местоимения

Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения – в зависимости от контекста.

Синтаксическая роль числительного

Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.

Глава 7. Морфология. Имя существительное

В данной главе:

§1. Общая характеристика имени существительного

Имя существительное – это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение – «предмет».
 К существительным относятся слова, отвечающие на вопросы:
 Кто? , Что?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные – нарицательные/собственные, одушевлённые/неодушевлённые, род, тип склонения;
  • изменяемые – число, падеж.

3. Синтаксическая роль в предложении любая, особенно частотно: подлежащее и дополнение.

Ребята любят каникулы. 

В качестве обращения и вводных слов существительное членом предложения не является:

Cергей! — зовёт меня мама со двора.

(Сергей – обращение)

К сожалению, пора идти делать уроки.

(К сожалению – вводное слово)

 

§2. Морфологические признаки существительных

У существительных есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, наоборот, непостоянные (или изменяемые). Неизменяемые признаки относятся ко всему слову в целом, а изменяемые к формам слова. Так существительное Наталья — одушевлённое, собственное, ж.р., 1 скл. В какой форме оно бы ни стояло, эти признаки будут сохраняться. Существительное Наталья может быть в форме ед. и мн. числа, в разных падежах. Число и падеж — это непостоянные признаки существительных. На иллюстрации линии из точек ведут к таким непостоянным или изменяемым морфологическим признакам. Необходимо научиться различать, какие признаки постоянные, а какие непостоянные.

 

§3. Нарицательные – собственные имена существительные

Это разделение существительных по особенностям значения. Нарицательные имена существительные обозначают однородные предметы, т.

е. любой предмет из их ряда, а собственные имена существительные называют отдельный конкретный предмет.
Сравните существительные:

  • ребёнок, страна, река, озеро, сказка, репка – нарицательные
  • Алексей, Россия, Волга, Байкал, «Репка» — собственные

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

  • конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка
  • абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо
  • вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе
  • собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

К собственным именам существительным относятся имена людей, клички животных, географические названия, названия произведений литературы и искусства и т.п: Александр, Сашка, Сашенька, Жучка, Обь, Урал, «Подросток», «Колобок» и т.п.

 

§4. Одушевлённость — неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не «живые».

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: 
    Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: 
    Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им. , вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

 

§5. Род

Род у существительных – это постоянный морфологический признак. Существительные не изменяются по родам.

В русском языке три рода: мужской, женский и средний. Наборы окончаний у существительных разных родов различаются. 
У одушевлённых существительных отнесённость к мужскому или женскому роду мотивируется половой принадлежностью, поскольку слова обозначают лиц мужского или женского пола: 

отец  – мать , брат  – сестра, муж  — жена, мужчина – женщина, юноша – девушка и т.д.  Грамматический признак рода соотносится с полом. 
У неодушевлённых существительных принадлежность слова к одному из трёх родов не мотивируется. Слова  океан , море, река, озеро, пруд  – разного рода, и род не определяется значением слов.

Морфологическим показателем рода являются окончания.
Если у слова окончания:

 а, у  или а, ом, е в единственном числе и ы, ов, ам, ы или ов, ами, ах во множественном числе, то это существительное мужского рода

а, ы, е, у, ой, е в единственном числе и ы, ам или ы, ами, ах во множественном числе, то это существительное женского рода

о, а, у, о, ом, е в единственном числе и а, ам, а, ами, ах во множественном числе, то существительное среднего рода.

Все ли существительные относятся к одному из трёх родов?

Нет. Есть немногочисленная группа удивительных существительных. Они интересны тем, что могут относиться к лицам как мужского, так и женского пола. Это слова: умница, обжора, соня, жадина, плакса, невежа, невежда, злюка, задира, неряха, злюка, растяпа, копуша, сорвиголова  и т.п. Форма таких слов совпадает с формой слов женского рода: набор окончаний у них одинаковый. А вот синтаксическая сочетаемость разная.  
По-русски можно сказать:
Она такая умница! И: Он такой умница!  Значение пола одушевлённого лица можно узнать по форме местоимения (как в нашем примере) или прилагательного, или глагола в прошедшем времени: Соня проснулся. И: Соня проснулась. Такие существительные называются существительными общего рода.

К существительным общего рода не относятся слова, называющие профессии. Возможно, вы уже знаете, что многие из них – это существительные мужского рода: 

врач, водительинженер, экономист, геолог, филолог и т.п. Но обозначать они могут как лица мужского, так и женского пола. Моя мать – хороший врач. Мой отец – хороший врач. Даже если слово называет лицо женского пола, то прилагательные и глаголы в прошедшем времени могут употребляться и в мужском, и в женском роде: Врач пришёл. И: Врач пришла.


Как определить род у неизменяемых слов?

В языке есть неизменяемые существительные. Все они заимствованы из других языков. В русском языке у них есть род. Как определить род? Это несложно, если понять, что обозначает слово. Обратимся к примерам:

Месьё – мадам – у слов, обозначающих одушевлённое лицо, 

род соответствует полу.

Кенгуру, шимпанзе – слова, называющие животных, мужского рода.

Тбилиси, Сухуми – слова — названия городов – мужского рода.

Конго, Зимбабве – слова — названия государств – среднего рода.

Миссисипи, Янцзы – слова — названия рек – женского рода.

Пальто, кашне – слова, обозначающие неодушевлённые предметы, чаще бывают среднего рода.

Есть ли исключения? Есть. Поэтому рекомендуется внимательно относиться к неизменяемым словам и запоминать, как они употребляются. Род выражается не окончанием (окончаний у несклоняемых слов нет), а формой других слов, которые связаны с неизменяемым существительным по смыслу и грамматически. Это могут быть прилагательные, местоимения или глаголов в прошедшем времени. Например:

Миссисипи широка и полноводна.

Краткие прилагательные в форме ж.р. свидетельствуют о том, что слово Миссисипи ж.р.

 

§6. Склонение

Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у  слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.


Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е.
 Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я  в начальной форме. 
Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция — окончание [а].

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями ое  в начальной форме. 
Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание — окончание [э], гений , Алексей .

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. 
Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие, ий: лекция, здание, гений.  

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е, которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква 

и  — гласная, обозначают два звука? Лекция – [ий’а], здание – [ий’э], причем звук [й’] – это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание [а], в словах типа здание – [э], а в словах типа гений – нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя, слова путь и дитя. Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные – это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений. 
Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.  

 Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

 

§7.

Число

Число — это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.
Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом – дома, девочка – девочки, слон – слоны, ночь – ночи. Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек – люди, ребёнок – дети, котёнок – котята.

Ме´ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.


Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург


Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также  группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту.  
У таких существительных число – неизменяемый морфологический признак.

§8. Падеж

Падеж – это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. – кто?, что?
  • Р.п. – кого?, чего?
  • Д.п. – кому?, чему?
  • В.п. – кого?, что?
  • Т.п. – кем?, чем?
  • П.п. – (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин. п. и род. п., а для неодушевлённых – им. п. и вин. п. 
Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.
Вижу (кого?, что?) парк (вин. п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.). 

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду(1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду(2). Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду(3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду(4)? У меня нет какаду(5). С какаду(6) интересно.

Слово какаду встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? —  какаду – И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? – (к) какаду – Д. п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? – (на) какаду – В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? – (о) какаду – П.п.
  • (5) нет кого?, чего? – какаду – Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? – (c какаду) — Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду? — (о) ком?. чём? — П.п.

 

§9. Синтаксическая роль существительных в предложении

Мать сидит у окна. Она листает  журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать – учитель географии. «Мама», — зову её я.

Мать — подлежащее

У окна – обстоятельство

Журнал — дополнение

Фотографии — дополнение

Людей — определение

Природы — определение

Мать — подлежащее

Учитель — сказуемое

Географии — определение

Мама – обращения, как и вводные слова, предлоги, союзы, частицы членами предложения не являются.

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какие существительные обозначают отдельные конкретные предметы, а не группы однородных предметов?
    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  2. Существительные какой группы разнообразнее по значению?
    • Имена собственные
    • Имена нарицательные
  3. Выражается ли одушевлённость-неодушевлённость грамматически: набором окончаний?
  4. Как можно узнать род существительного?
    • По значению
    • По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Как называются существительные, имеющие окончания, свойственные разным склонениям?
    • Несклоняемые
    • Разносклоняемые
  6. Каким признаком является число у существительных
    добро, зло, зависть?
    • Постоянным (неизменяемым)
    • Непостоянным (изменяемым)
  7. Какие вопросы нужно задать, чтобы определить падеж существительного?
    • Кто?
    • Что?
    • Кто? Что?
  8. Определите падеж существительного
    какаду в предложении: Сколько можно говорить об этом какаду?
  9. Любым ли членом предложения может быть существительное?
  10. Являются ли членами предложения существительные, выступающие в роли обращения?
Правильные ответы:
  1. Имена собственные
  2. Имена нарицательные
  3. Да
  4. По сочетаемости с другими словами (прилагательными, местоимениями, глаголами прошедшего времени) и по окончаниям
  5. Разносклоняемые
  6. Постоянным (неизменяемым)
  7. Кто? Что?
  8. П. п.
  9. Да
  10. Нет

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Имя существительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы кто? что?: книга, кот, бег, доктор, дядя Федор.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Постоянные признаки

Нарицательные – общие названия однородных предметов: деревня, дядя, журнал

ИЛИ

Собственные – названия отдельных предметов, лиц: Иваново, Федор, “Мурзилка”

Одушевленные (кто?): дядя Федор, пес Шарик

ИЛИ

Неодушевленные

(что?): село Иваново, журнал “Мурзилка”

Род

Мужской (он): удав, хвост

Женский (она): зарядка, бабушка

Средний (оно): солнце, дерево

Общий (он, она): трудяга, врач

Склонение

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Разносклоняемые: имя,

Знамя, темя, семя, время,

Путь

Несклоняемые иноязычного происхождения: шоссе, какаду

(ж. и м. р. на – а, – я): мама, игра,

Дядя

(м. р. – ср. р. на – о, – е): удав, Федор,

Дерево

(ж.

р. на ъ):

Тень, степь, дочь

Непостоянные признаки

Число

Единственное:

Множественное:

Только

Только

Игра, дерево

Игры, деревья

Единственное:

Множественное:

Молоко, дружба

Каникулы, сани

Падеж

Именительный падеж (кто? что?): игра, дерево, тень

Родительный падеж (кого? чего?): игры, дерева, тени

Дательный падеж (кому? чему?): игре, дереву, тени

Винительный падеж (кого? что?): игру, дерево, тень

Творительный падеж (кем? чем?): игрой, деревом, тенью

Предложный падеж (оком? о чем?): об игре, о дереве, о тени

План разбора имени существительного

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (Им. п. ед. ч.).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное: в) род; г) склонение:

3. непостоянные признаки: а) падеж; б) число.

III. Синтаксическая роль.

Знакомимся с основными понятиями раздела

1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании учебника темы, посвященные имени существительному. С какими темами вы частично познакомились в начальной школе? Какие правила правописания существительных вы будете изучать?

2. Аукцион знаний. Рассмотрите таблицу. Назовите термины и понятия, известные вам из изученного ранее. Какие термины соответствуют им в украинском языке?

3. Запишите по 2 примера собственных имен существительных: названий планет, континентов, стран, морей, рек, озер, областей, городов, сел.

4. Используя материалы таблицы, определите склонение существительных страна, деревня, тетя, дядя, город, село, день, весть.

5. Проанализируйте окончания существительных, данных в таблице: игра (1-е скл.), дерево (2-е скл.), тень (3-е скл.). Запишите, какие окончания у существительных в указанных формах.

1-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – … ;

2-е скл.: П. п – … ;

3-е скл.: Р. п. – … , Д. п. – …, П. п. – ….

6. Измените по падежам слова: деревня (по образцу слова игра), город (по образцу слова дерево), весть (по образцу слова тень). Выделите окончания существительных.

7. Можно ли просклонять слова такси, жалюзи, какаду? Из упражнений § 6-7 выпишите 5 примеров подобных существительных

§11. Имя существительное как часть речи: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Существительные одушевленные и неодушевленные

76 Анализ теоретического материала

1. Рассмотрите схему на с. 42. Что обозначает имя существительное?

2. Прочитайте теоретический материал параграфа и сверьте его с определением, которое дано в тексте упражнения 64. Что нового вы узнали об имени существительном?

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предметы окружающего мира (дом, стол), живые существа и растения (птица, сосна, мальчик), действия и состояния (бег, отдых), географические названия (Украина, Днепр), явления природы (вьюга, дождь).

Существительные имеют род (мужской, женский, средний), число (единственное, множественное) изменяются по падежам.

В предложении имя существительное может быть подлежащим

3. Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос.

77

Прочитайте слова. Из каждой группы однокоренных слов выпишите имена существительные. Обозначьте в них морфемы.

Дальний, даль, далеко, отдалиться; белый, белизна, набело, побелеет; приехать, приезд, езда; просить, прошение, просьба.

78 Обучающее списывание

1. Спишите текст. Над каждым существительным напишите его род и число.

Днепр является самой большой речной системой Украины. Территория его бассейна занимает почти половину страны. Днепр – равнинная река, он имеет извилистое русло, множество островов и мелей.

Образует рукава. На всем протяжении реки сформирован каскад водохранилищ. Впадает река в Днепровский лиман Черного моря.

По С. Скляренко и Т. Иовлевой

2. Обозначьте у существительных корень, основу и окончание.

79

1. Рассмотрите репродукцию картины Э. Ханта “Сельский двор”. Запишите примеры одушевленных и неодушевленных существительных. По какому признаку вы их разграничивали?

2. Самостоятельно сформулируйте определение одушевленных и неодушевленных имен существительных. Сверьте свое определение с определением. данным в теоретическом материале параграфа (см. упражнение 80).

Э. Хант. Сельский двор. 1900-е годы

80

1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Что нового вы узнали об одушевленных и неодушевленных существительных?

Одним из морфологических признаков всех имен существительных является одушевленность / неодушевленность.

К одушевленным именам существительным относятся наименования живых существ: людей, животных, насекомых и т. д. Они отвечают на вопрос кто?: племянник, заяц, индюк, пчела. В винительном падеже одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кого?: Я никогда не видел (кого?) живых

К неодушевленным именам существительным относятся названия предметов и явлений неживой природы, растения и абстрактные понятия. Они отвечают на вопрос что?, дерево, дождь, книга, настроение. В винительном падеже неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?: Мы рассматривали (что?) замечательные

2. С вопросом какого падежа совпадает вопрос винительного падежа у одушевленных существительных? А у неодушевленных существительных?

81 Словообразовательная работа

1. От данных слов образуйте и запишите существительные с помощью указанных в скобках суффиксов. Какое значение словам придает каждый суффикс?

1. Украина, Мексика, живопись, летопись (-ец).

Баскетбол, теннис, футбол, гимназия (-ист).

Город, село, Париж, юг (анин/янин).

2. Покупать, исследовать, выключать, обогревать (-тель).

Огород, охота, чай, пар (-ник).

Колокол, палец, заяц, летать, пулемет (-чик).

2. Укажите заимствованные слова.

Обратите внимание!

В художественной литературе, особенно в поэзии, обращения часто адресованы неодушевленным предметам: Ветер-ветер, Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч (А. Пушкин).

Приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным – это олицетворение художественный прием.

82

Опишите картину Э. Ханта (см. упражнение 79), используя опорные фразы. Укажите падеж одушевленных и неодушевленных существительных.

На картине художника изображены…. На переднем плане мы видим…. Справа…. слева…. На заднем плане….

83

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите обращения, выраженные одушевленными (одуш.) и неодушевленными (неодуш.) существительными.

1. Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи (А. Пушкин). 2. Бабушка вы кошелек потеряли (Е. Пермяк). 3. Мальчики вы еще ровным счетом ничего ничего не понимаете в жизни! (И. Дик). 4. Здравствуй солнце да утро веселое! (И. Никитин). Кошеле́к

2. Выпишите два слова, в которых букв больше, чем звуков. Запишите их транскрипцию.

Это интересно

Лингвистическое понятие одушевленности / неодушевленности не всегда совпадает с биологическим представлением о живом и неживом. Например, в русском языке слова кукла, ферзь, воздушный змей, снеговик являются грамматически одушевленными существительными (совпадают формы родительного и винительного падежей), а слова толпа, молодежь, человечество – грамматически неодушевленными (совпадают формы именительного и винительного падежей).

84

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Выпишите одушевленные существительные. Перескажите текст, используя их в качестве опорных слов.

Детство… До дыр зачитанные романы Т. Майн Рида, Ф. Купера Ж Верна, Э. Сетона-Томпсона ну и конечно “Робинзон Крузо”

Д. Дефо.

Как х..телось бы самому стать героем уд..вительных пр..ключений учас..ником д..леких заманчивых путешествий! Но как еще до этого д..леко. Мечты мальчишек нах..дили свой выход. Прочитанное пр..вращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город там это были уже не гимназисты а индейцы и путешественники, Робинзоны и Пятницы сл..допыты и разве..чики. Они разж..гали костры пекли картошку в п. .рячей золе варили уху пропахшую г..рьковатым дымком строили шалаши н..чевали в лесу играли в разные игры зимой катались на лыжах.

По Г. Гроденскому

3. Назовите свои любимые произведения; авторов, чьи книги вы любите читать: героев книг, которыми хотелось подражать стать.

4. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова. Как называется этот способ образования слов?

85

1. Прочитайте предложение. Выразите его смысл своими словами тремя разными способами.

2. Запишите составленные предложения.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений (Г. Гроденский).

86 Устное сочинение

Вариант 1. Героем какой книги или фильма вы хотели бы стать? Опишите эпизод, в котором вы хотели бы участвовать.

Вариант 2. Представьте себе: вы участвуете в кинопробах и стараетесь убедить режиссеров в том, что именно вы должны играть роль в этом эпизоде. Описывая эпизод, постарайтесь объяснить причины, по которым вы хотели бы быть его героем.

Учись учиться, учись общаться, учись жить Как держать себя и как убеждать

1. Говорите уверенно.

2. Будьте дружелюбны.

3. Акцентируйте внимание на положительном.

4. Уважайте мнение собеседника.

5. Не спорьте ради спора.

Проверьте свои знания

87

Найдите неточность в утверждении.

1. К одушевленным относятся только имена существительные, обозначающие живых существ.

2. Грамматически одушевленность проявляется в совпадении форм именительного и винительного падежей.

88

Какие морфологические признаки имен существительных вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42, укажите известные вам признаки у существительных младенец, на статуе, о животных.

89

1. Спишите текст упражнения 84, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

2. Сделайте фонетический разбор слова разведчики.

6.5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции

6. 5. Значение имени существительного, его морфологические признаки и синтаксические функции

Имя существительное – часть речи, объединяющая слова с грамматическим значением предметности, которое выражается с помощью независимых категорий рода, числа, падежа, одушевленности и неодушевленности. В предложении имя существительное выступает в функции морфологизованного подлежащего и дополнения. Существительные употребляются чаще других частей речи: на каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных (глаголов – 26).

В школьной практике семантика этой части речи определяется через термин «предмет» и в качестве дополнительного признака предлагаются вопросы кто?, что? (кого? чего? кому? чему? и др.).

Существительные – это слова со значением предметности, а предметом в грамматике называют все то, о чем можно спросить: это кто? или это что?, т.е. названия вещей, предметов (стул, стол, ручка, тетрадь), лиц (девочка, Ольга Ивановна, мальчик), живых существ и организмов (лошадь, бактерия, собака, вирус, лисица), растений (цветок, трава, дерево, пшеница), веществ (водород, кислород), качеств, свойств, действий в отвлечении от носителя (жадность, чтение, бег, ходьба, краснота), явлений природы и общественной жизни (холод, дождь, революция, перестройка), отношений (любовь, дружба, ненависть) и т. д. Существительные способны определяться именами прилагательными: «В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли» (Лерм.).

По значению существительные делятся на группы:

1) конкретные – называют конкретные предметы живой или неживой природы: журнал, самолет, брат, грач, рыба, комар и др.;

2) вещественные – называют различные вещества: воздух, масло, сахар, бензин, капрон и др.;

3) отвлеченные – называют явления, воспринимаемые мысленно: учение, чтение, бег, упрямство, радость, храбрость, новизна, выносливость и др.;

4) собирательные – называют множество одинаковых предметов как одно целое: детвора, учительство, студенчество, листва и др.

Вещественные, отвлеченные и собирательные существительные обозначают предметы, которые невозможно считать (нельзя сказать «два воздуха», «четыре тоски», «три детворы»). Каждое из этих существительных имеет форму числа (единственного или множественного числа), но по числам не изменяется: молоко, дружба, листва; сливки, будни, кудри.

Морфологические признаки существительных – род, число, падеж, склонение.

Имена существительные принадлежат к одному из трех родов – мужскому, женскому или среднему, но не изменяются по родам: отец, мир (м. р.), сестра, страна, (ж. р.), государство, море (ср. р.).

Существительные изменяются по числам (брат – братья, книга – книги, озеро – озера) и падежам (грач, грача, грачу, грачом, (о) граче).

Таким образом, существительные имеют род и изменяются по числам и падежам – склоняются.

Начальной формой существительного является именительный падеж единственного числа.

Синтаксические признаки имен существительных. В предложении существительное является чаще всего подлежащим или дополнением: «Птички солнышка ждут, птички песни поют…» (И. Никитин.) Часто существительные зависят от глагола и ставятся при нем в определенном падеже: читать книгу, заботиться о сестре, любоваться морем.

Существительные могут распространяться прилагательными и другими существительными в косвенных падежах. При этом образуются словосочетания с существительными в роли главного слова: весеннее солнышко; ожидание каникул.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Имя существительное как часть речи (продолжение) — ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Цели: закрепить навыки определения морфологических признаков существительного, его синтаксической роли; учить отличать существительное от других частей речи; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о синтаксической роли существительного; научатся понимать отличие существительных от других частей речи; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Что такое имя существительное как часть речи?

— Какие грамматические признаки существительных вам известны? Приведите примеры.

— Какова синтаксическая роль имен существительных?

— Какие знаки препинания ставятся, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными?

2. Упр. 474 — рассказ о персонажах и событиях любимых книг.

3. Упр. 476 — беседа по вопросам (в это время три ученика выполняют на доске морфологический, синтаксический и морфемный разбор).

Комментарий

Варианты заглавий: “Малая Родина”, “С чего начинается любовь к Родине”.

Дополнения, выраженные именами существительными в В. п. (прямые дополнения): любим (что?) место; узнает (что?) дом, сад; запоминает (что?) яблоню, стежку; не забудет (что?) дом, игры, дорогу; любим (что?) березу, речку, улицу.

Близкие по значению глаголы, объединяющие второе и третье предложения: запоминает, не забудет.

III. Отличие имен существительных от других частей речи

1. Беседа.

Мы говорим о существительных как о предметах, но эта часть речи обозначает не только предметы. Слово предмет мы понимаем широко: явление действительности, объект. Давайте разберемся.

2. Задание. Определите части речи (слова записаны на доске).

1) Синеть, синий, синева;

2) краснота, красненький, краснеть;

3) слабость, слабый, слабеть;

4) добреть, добротный, доброта;

5) желтизна, желтеть, желтоватый.

— Что общего между словами каждого ряда? (Корень.)

— На какие вопросы отвечают слова синева, краснота, слабость, доброта, желтизна? (На вопрос имен существительных — что?)

— Каково значение этих существительных? (Эти слова обозначают признак как предмет, явление.)

— Могут ли эти существительные иметь при себе прилагательные, определяющие их? Приведите примеры. (Примерный ответ. Могут: глубокая синева, болезненная краснота, мышечная слабость, искренняя доброта, чуть заметная желтизна.)

— Как образованы эти существительные? (С помощью суффиксов —ев-, -от-, -ость-, -изн-.)

Мы выяснили, что некоторые существительные имеют значение признака как явления. А могут ли имена существительные иметь значение действия как предмета, явления, т. е. быть по значению близки глаголам?

Для ответа на этот вопрос возьмем ряд глаголов и попробуем образовать от них имена существительные.

3. Задание. Образуйте от этих глаголов имена существительные, которые обозначают действие как предмет, явление.

Ходить, читать, уважать, купаться, восставать, грызть.

(Глаголы записаны на доске в первый столбик, по мере выполнения задания заполняем второй.)

(Хождение, чтение, уважение, купание, восстание.)

Комментарий

От слова грызть существительное не образуется. Есть однокоренные существительные грызня (разговорное), грызун, но они имеют несколько другое значение. Грызун — млекопитающее с сильными передними зубами (белка, мышь, суслик). Грызня — драка между животными; мелочная ссора, перебранка между людьми.

В словосочетании грызть орехи нельзя заменить глагол существительным; не скажешь же: грызня орехов.

Вывод. От некоторых, но не ото всех глаголов образуются существительные со значением действия, обозначающие это действие как предмет, явление.

4. Чтение теоретического материала учебника (с. 47).

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 477 — выразительное чтение текста, устные ответы.

2. Упр. 478 — выполнение заданий (самостоятельная работа).

3. Упр. 479 — комментированное письмо, фонетический разбор слов на доске.

V. Развитие речи

Упр. 481 — беседа по сюжету картины Г. Г. Нисского “Февраль. Подмосковье”; написание небольшого рассказа по картине.

VI. Подведение итогов

— Что нового вы узнали об имени существительном?

— Чем существительное отличается от других частей речи?

Домашнее задание

1. § 88.

2. Упр. 480.

Морфологический разбор имени существительного «дверь» онлайн. План разбора.

Для слова «дверь» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «дверь» — имя существительное
  2. Морфологические признаки.
    1. дверь (именительный падеж единственного числа)
    2. Постоянные признаки:
      • нарицательное
      • неодушевлённое
      • женский род
      • 3-е склонение
      Непостоянные признаки:
      • именительный падеж
      • единственное число.
  3. Может относится к разным членам предложения.

Поделитесь страницей с друзьями — это

лучшая благодарность

Морфологический разбор другого слова

План разбора имени существительного

  1. Часть речи. Общее значение
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
    2. Постоянные признаки:
      • Собственное или нарицательное
      • Одушевленное или неодушевленное
      • Род
      • Склонение
      Непостоянные признаки:
  3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения)

Поделитесь страницей с друзьями — это

лучшая благодарность

Оцени материал

5 голосов, оценка 4.8 из 5

План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

Если морфологический разбор имени существительного «дверь» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

 Разборы производились исходя из заложенного программного алгоритма, результаты в редких случаях могут быть недостоверны, если вы нашли несоответствие пожалуйста сообщите нам. Представленный результат используется вами на свой страх и риск.

Тема:» Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении».

Урок русского языка

4 А класс

Тема:

Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

КГУ «Белоусовская средняя школа № 1»

Учитель начальных классов:

Крыкпаева Шынар Кадылбековна

Игра « Мешочек знаний »

Два дц ать в ось мое н оя бря.

Кла сс ная р а бота.

Пп / Оо / Ппп / Ооо/

« Грамматическая арифметика »

Смелость –ость + ый =

Храп-п+брысь-сь +й =

Осень- ь +ний =

Сила-а +ь+ный =

Доб+ро-о+ый =

Смелый, храбрый, осенний , сильный, добрый.

Без помарок – 1 балл.

Нашел лишнее слово – 1 балл.

Без ошибок – 3 балла.

Одна ошибка – 2 балла.

Игра – активизатор «Солнце светит на того…»

Работа в группе.

Стратегия «Куча мала»

Тема урока Синтаксическая роль имени прилагательного в речи.

Цель урока : Учиться определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении .

сущ .

гл .

Снежок похрустывал.

Похрустывал под лыжами

свежий снежок.

 

сущ .

гл .

прил.

сущ .

Работа с учебником

стр. 108

Парная работа

«Расскажи правило»

Самостоятельная работа право выбора заданий по сложности:

Красный сложный уровень

Желтый – средний уровень

Зеленый — лёгкий уровень.

прил.

гл .

сущ .

Потянул (какой?) ветерок.

сущ .

гл .

Река покрылась

хрустальным льдом.

сущ .

прил.

1.простой вопрос

2.сложный вопрос

3.практический вопрос

4.теоретический вопрос

Ромашка «Блума»

«Пирамида»

Мое настроение…

3 ключевых слова , которые относятся к уроку

Я сегодня (не) научился…

Таблица оценивания

Имя

Своя оценка

 

 

 

Оценка группы

 

 

 

Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание – по выбору:

1. Творческое задание – сочинить четверостишье, используя прилагательные, подчеркнуть прилагательные.

2.Из географической карты — выписать 5 географических объекта, в названии которых есть прилагательные, составить одно предложение и выполнить синтаксический разбор.

3.Стр.109 №-285 по заданию

МОЛОДЦЫ!

Синтаксические функции аргументов и категории составляющих, которые могут их выполнять

Страница из

НАПЕЧАТАНО ИЗ OXFORD SCHOLARSHIP ONLINE (oxford.universitypressscholarship.com). (c) Copyright Oxford University Press, 2022. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в OSO для личного использования. Дата: 28 февраля 2022 г.

Глава:
(стр. 736) Глава 9 Синтаксические функции аргументов и категории составляющих, которые могут их выполнять ДОИ: 10. 1093/acprof:oso/9780199283613.003.0009

В этой главе содержится подробный обзор типов составляющих, которые могут функционировать в одной из позиций аргумента предложения: подлежащее, дополнение, косвенное дополнение, другие третьи аргументы, подлежащее дополнение и дополнение объекта. Два основных типа составляющих, встречающихся в этих позициях, — это именные группы (включая существительные и местоимения) и предложения (которые подробно рассматриваются в Томе II). Субъектные составляющие часто не выражены. Обращается внимание на условия, определяющие эту ситуацию.В разделе, посвященном объекту, также обсуждаются составляющие, функционирующие как «псевдообъекты». Количество типов составляющих, которые могут функционировать как дополнение субъекта и объекта, выше, включая также прилагательные, числительные, определители и именные группы в родительном, дательном и аблативном падежах.

Ключевые слова: аргументы, субъект, объект, косвенный объект, дополнение субъекта, дополнение объекта, словосочетания существительных в качестве аргументов, предложения в качестве аргументов, псевдообъект

Oxford Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы.Однако общедоступные пользователи могут свободно осуществлять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому содержимому.

Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому названию, обратитесь к своему библиотекарю.

Для устранения неполадок см. Часто задаваемые вопросы , и если вы не можете найти ответ там, пожалуйста, связаться с нами .

2. Функции существительного

 

 

 

Что делает существительное в предложении?  

Выступает в качестве подлежащего в предложении, которое выполняет действие глагола. Подлежащее должно быть существительным. Это не может быть глагол, наречие, прилагательное или любая другая часть речи. Существительные являются основой структуры предложения, потому что они вместе с местоимениями определяют подлежащее предложения. Кроме того, существительное функционирует как прямой объект глагола, косвенный объект глагола, объект предлога или дополнение.

 

(1) Существительное как подлежащее глагола

Субъект (выделен жирным шрифтом) может быть человеком, местом, вещью или идеей. Он выполняет действие или показывает состояние бытия, выраженное глаголом. Подлежащее легко узнать, так как оно обычно стоит в начале предложения, а за ним следует глагол.

 

 

Примеры:
  • человек наступил мне на пятки.

  • Автомобиль   врезался в стену.

  • Оба   из них упали с лестницы.

  • I  

    случайно ударился головой о книжную полку.

     

 

 

2) Существительное как прямой объект

Прямое дополнение (выделено жирным шрифтом) — существительное в предложении. На объект воздействует субъект, и обычно он стоит после глагола.

 

Примеры:
  • Том укусил свой ноготь .
  • Крашу собачью будку .

  • Ее собака последовала за ее  в парк.

  • Сильный ветер сдул их палатку  .

 

 

(3) Существительное как косвенное дополнение

Косвенное дополнение (выделено жирным шрифтом) — это существительное в предложении. Косвенный объект представляет человека или вещь, которая получает эффект от действия глагола. Обычно оно стоит между глаголом и прямым дополнением.

 

Примеры:
  • Он накормил обезьяну бананами.
  • Мать готовила своей семье ужин из морепродуктов.

  • Джек отправил письмо своим родителям .

  • Она налила напитки мальчикам .

 

 

(4) Существительное как объект предлога

Предмет предлога (выделен жирным шрифтом) — существительное в предложении. Объект стоит после предлога, как показано здесь в следующих примерах.

 

Примеры:
  • Джо сломал нос в драке . (Предлог: в )
  • Два щенка следовали за девочкой .(Предлог: после )

  • Наблюдение за птицами — любимое хобби жителей деревни . (Предлог: из )

  • Все жалуются на босса . (Предлог: о )

 

 

(5) Существительное как объект глагола

Вербальное слово — это слово, образованное от глагола, но функционирующее как существительное или прилагательное.Объектом глагола может быть только существительное, которое может быть герундием, инфинитивом или причастием. В следующих примерах предложений он выделен жирным шрифтом. Объекты подчеркнуты.

 

 

 

(6) Существительное как дополнение к сказуемому

Дополнение к сказуемому — это существительное (или прилагательное), которое присоединяется к подлежащему предложения с помощью совокупительного глагола. Копулятивный глагол также известен как глагол-связка. В следующих предложениях дополнение сказуемого выделено жирным шрифтом.Копулятивные глаголы подчеркнуты.

 

Примеры:
  • Вождь племени  самый толстый мужчина  в племени.
  • Эти два яблока единственные гнилые ..
  • Тетя Барби может быть  самой большой женщиной  в округе.

 

 

 

(7) Существительное действует как прилагательное или модификатор другого существительного.

Слова, которые обычно используются как существительные, также используются как прилагательные, как отдельное слово, предшествующее существительному, или в сочетании с существительным, образуя одно слово (см. «Составные существительные»). Например, гора  обычно является существительным, но его можно использовать как прилагательное для изменения существительного, козел , как в (1) ниже. Далее жирным шрифтом выделены существительные, действующие как прилагательные, и измененные существительные, которые следуют за ними, а также отдельные слова, состоящие из существительных, действующих как прилагательные, и существительные, которые они изменяют.

 

 

Примеры:
    • Этот похож на гору козла .
    •   Собака   блохи должен найти другую собаку, когда она умрет.
    • Задув свечи, бабушкин протез приземлился на день рождения   торт .
    • Он храпел под большим пляжным зонтиком .
    • Дедушка говорил: утка яиц лучше, чем курица яиц .

Существительное должно быть в форме единственного числа, когда оно используется в качестве прилагательного, как показано выше. Однако есть некоторые исключения: спортивный клуб, товарный поезд, торговый конференция.

 

Существительные, действующие как прилагательные, объединяются с существительными, которые они видоизменяют, образуя одно слово.

 

    • Она увидела темную фигуру, машущую ей из ее дверного проема .
    • На вашем книжном шкафу слой мелкой пыли.
    • В фермерском доме они слышали только уханье сов.
    • Каждую ночь он расставлял несколько мышеловок вокруг дома и в гараже.
    • Он взял с собой свою зубную пасту , но забыл свою зубную щетку .

 

 

 

 

Синтаксис и семантика некоторых словосочетаний

‘) переменная голова = документ.getElementsByTagName(«голова»)[0] var script = document.createElement(«сценарий») script.type = «текст/javascript» script.src = «https://buy. springer.com/assets/js/buybox-bundle-52d08dec1e.js» script.id = «ecommerce-scripts-» ​​+ метка времени head.appendChild (скрипт) var buybox = document.querySelector(«[data-id=id_»+ метка времени +»]»).parentNode ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.вариант-покупки»)).forEach(initCollapsibles) функция initCollapsibles(подписка, индекс) { var toggle = подписка.querySelector(«.цена-варианта-покупки») подписка.classList.remove(«расширенный») var form = подписка.querySelector(«.форма-варианта-покупки») если (форма) { вар formAction = form.getAttribute(«действие») документ.querySelector(«#ecommerce-scripts-» ​​+ timestamp).addEventListener(«load», bindModal(form, formAction, timestamp, index), false) } var priceInfo = подписка. querySelector(«.Информация о цене») var PurchaseOption = toggle.parentElement если (переключить && форма && priceInfo) { toggle.setAttribute(«роль», «кнопка») toggle.setAttribute(«tabindex», «0») переключать.addEventListener(«щелчок», функция (событие) { var expand = toggle.getAttribute(«aria-expanded») === «true» || ложный toggle.setAttribute(«aria-expanded», !expanded) form.hidden = расширенный если (! расширено) { покупкаOption.classList.add(«расширенный») } еще { покупкаOption.classList.удалить («расширить») } priceInfo.hidden = расширенный }, ложный) } } функция bindModal (форма, formAction, метка времени, индекс) { var weHasBrowserSupport = window. fetch && Array.from функция возврата () { var Buybox = EcommScripts ? EcommScripts.Buybox : ноль var Modal = EcommScripts ? EcommScripts.Модальный: ноль if (weHasBrowserSupport && Buybox && Modal) { var modalID = «ecomm-modal_» + метка времени + «_» + индекс var modal = новый модальный (modalID) modal.domEl.addEventListener («закрыть», закрыть) функция закрыть () { form.querySelector(«кнопка[тип=отправить]»).фокус() } вар корзинаURL = «/корзина» var cartModalURL = «/cart?messageOnly=1» форма.установить атрибут ( «действие», formAction. replace(cartURL, cartModalURL) ) var formSubmit = Buybox.interceptFormSubmit( Buybox.fetchFormAction(окно.fetch), Buybox.triggerModalAfterAddToCartSuccess(модальный), функция () { форма.removeEventListener («отправить», formSubmit, false) форма.setAttribute( «действие», formAction.replace(cartModalURL, cartURL) ) форма.отправить() } ) form.addEventListener («отправить», formSubmit, ложь) документ.body.appendChild(modal. domEl) } } } функция initKeyControls() { document.addEventListener («нажатие клавиши», функция (событие) { if (document.activeElement.classList.contains(«цена-варианта-покупки») && (event.code === «Пробел» || event.code === «Enter»)) { если (document.activeElement) { мероприятие.предотвратить по умолчанию () документ.activeElement.click() } } }, ложный) } функция InitialStateOpen() { вар buyboxWidth = buybox.offsetWidth ;[].slice.call(buybox.querySelectorAll(«.опция покупки»)).forEach(функция (опция, индекс) { var toggle = option.querySelector(«. цена-варианта-покупки») вар форма = вариант.querySelector(«.форма-варианта-покупки») var priceInfo = option.querySelector(«.Информация о цене») если (buyboxWidth > 480) { переключить.щелчок() } еще { если (индекс === 0) { переключить.щелчок() } еще { toggle.setAttribute («ария-расширенная», «ложь») форма.скрытый = «скрытый» priceInfo.hidden = «скрытый» } } }) } начальное состояниеОткрыть() если (window.buyboxInitialized) вернуть window.buyboxInitialized = истина initKeyControls() })()

синтаксис, семантика и прагматика прилагательных и превосходных степеней

Аннотация

Грамматика модификации очень сложна и поднимает множество вопросов об отношении между значением и формой. Эта диссертация посвящена изучению того, как интерпретируются измененные именные фразы, и анализу последствий этих результатов для синтаксиса номинального домена. В центре обсуждения находятся два типа модификации: превосходная степень и многоуровневая модификация. Данные поступают в основном с английского, но обсуждаются и другие языки. Есть первоначальные доказательства того, что основные утверждения верны для широкого круга языков. Распространенное мнение о превосходной степени состоит в том, что у них есть два типа интерпретаций, которые являются результатом двусмысленности области действия, и что контраст между ними должен быть зафиксирован с помощью синтаксических приемов.В противовес этому стандартному подходу я предлагаю теорию значимости превосходных степеней, которая утверждает, что между этими двумя интерпретациями нет категорического различия и где вариации в значении превосходных степеней носят чисто прагматический характер. С этой точки зрения значение превосходной степени является функцией свойств окружающего дискурса, а контекстная чувствительность превосходной степени относится к более общему феномену контекстной зависимости в интерпретации кванторов естественного языка. Теория значимости отличается от других анализов, использующих дискурсивный подход, тем, что так называемое сравнительное чтение не зависит от наличия или интерпретации фокуса. Предыдущие подходы к нескольким прилагательным анализировали их порядок с точки зрения семантики отдельных прилагательных. Я привожу новый набор данных, который показывает, что этого недостаточно, и предлагаю объяснение, учитывающее значение всей именной фразы. Этот результат влияет на то, как следует понимать архитектуру грамматики.В частности, это показывает, что принципы синтаксической правильности иногда могут быть чувствительны к композиционно-семантической интерпретации, а также к прагматической информации. Это противоречит многим современным подходам к грамматике, где семантическая составляющая не влияет на синтаксическую.

Грамматическое отношение — обзор

1.1 Пункт

Еще со времен Гринберга (1963) было принято классифицировать клаузальный порядок слов в языке с точки зрения расположения глагола и его аргументов относительно друг друга в переходном падеже. предложения (в отличие от непереходных или дипереходных) в один из следующих шести типов: SOV, SVO, VSO, VOS, OVS, OSV, где S означает подлежащее, O — объект и V — глагол.Переходные предложения, которые послужили основой для классификации порядка слов, являются активными, положительными, декларативными предложениями с двумя номинальными (не местоименными) участниками, определенным человеческим агентом и определенным нечеловеческим пациентом, таким как Человек убил змею , или Девушка потушила пожар . Гринберг считал порядок, получаемый в таких предложениях, основным порядком языка. Для языков, демонстрирующих более одного расположения S, O и V в предложениях соответствующего типа, основной порядок был определен как статистически доминирующий порядок.

В настоящее время общепризнано, что не все языки относятся к одному из шести типов порядка слов. Во-первых, есть языки, в которых просто отсутствуют переходные предложения с двумя явными участниками NP, такие как Puget Salish. Во-вторых, во многих других языках, хотя предложения с двумя явными номинальными участниками существуют, они довольно редки, поскольку оба аргумента должны или имеют тенденцию выражаться местоименными аффиксами на глаголе или клитиками в другом месте предложения. Например, в своем анализе нарративных текстов на южноамериканском языке Ягуа, Пейн (1990) обнаружили только 45 переходных предложений с двумя явными именными участниками, что составляет менее 10 процентов переходных предложений (463) и только 3 процента переходных предложений. все пункты (1516) в рассматриваемых текстах.В таких языках не всегда удается различить явно доминирующий порядок глагола и его именных аргументов. Драйер (1997) предполагает, что базовый порядок должен встречаться как минимум в два раза чаще, чем порядок или порядок, с которыми он контрастирует. С точки зрения такого критерия ни один из переходных порядков в ягуа не может считаться основным, поскольку частоты, отмеченные Пейном, были: VSO (19), SVO (15) и OVS (11). Третий тип языков, которые могут выпадать из шестисоставной типологии, — это языки, в которых, хотя переходные предложения с двумя явными именными участниками довольно часты, ни один порядок не может быть однозначно доминирующим, так как порядок составляющих может определяться не их грамматических отношений, а скорее их прагматическим статусом и дискурсивной ролью.

Ввиду изложенного в настоящее время используется несколько модификаций типологии Гринберга. Один предполагает использование двойных классификаций, таких как VSO/VOS или SVO/VSO. Другой предполагает дополнение шестисторонней типологии седьмым типом, а именно отсутствием базового порядка. Третья модификация состоит в повторном анализе шести порядков с точки зрения трехсторонней оппозиции положения глагола на глагол-начальный, глагол-средний и глагол-конечный. Самая радикальная модификация предложена Драйером (1997), который выступает за замену шестисторонней типологии двумя отдельными двусторонними типологиями SV vs.VS и OV против VO, которые вместе определяют четыре типа: VS и VO, SV и VO, SV и OV и VS и OV. Хотя эта типология касается и порядка имен в переходных предложениях, она отличается от всех вышеперечисленных тем, что основана на наличии только одного номинального участника, а не двух. Соответственно, она более широко применима и проще в применении, чем шестисторонняя типология.

Несмотря на проблемы, возникающие при классификации некоторых языков с точки зрения их основного переходного порядка, кросс-лингвистические исследования, проводимые с 1960-х годов, постоянно выявляют одни и те же основные предпочтения порядка слов; наиболее распространенным базовым порядком является SOV (+/-45 процентов), за которым следует SVO (+/-35 процентов), а затем VSO (+/-10 процентов).Все три порядка «объект перед субъектом» крайне редки в качестве основных порядков, при этом VOS встречается немного чаще, чем OVS, а OSV встречается крайне редко.

Если обратиться к основному порядку в придаточных предложениях, отличных от переходных, за немногими исключениями (например, Salinan, Woods Cree, Makushi), основной порядок единственного аргумента непереходного глагола такой же, как и порядок S-аргумента переходного пункт. Следовательно, классификация переходного порядка языка также охватывает классификацию непереходных предложений.Это также в значительной степени относится к дитранзитивным предложениям, т. е. предложениям, в которых помимо агента и пациента фигурирует реципиент (например, Мать дала ребенку игрушку ). Опять же, за относительно небольшими исключениями (например, Nadeb, Trumai , йоруба) реципиенты, как правило, располагаются с той же стороны глагола, что и О в переходных предложениях, и обычно встречаются рядом с пациентом. Согласно Примусу (1997), в основном порядке реципиенты никогда не отделяются от пациента агентивным аргументом.

1.2 Фраза

Порядок внутри фраз обычно характеризуется двусторонней типологией, восходящей к традиции зависимости и работам немецких типологов девятнадцатого века. Эта двусторонняя типология основана на разделении составляющих словосочетаний на пары заголовков/модификаторов, таких как: глагол/дополнение, глагол/наречие, вспомогательный/основной глагол, прилагательное/существительное словосочетание, существительное/прилагательное, существительное/родительный падеж, существительное предложение /relative и т. д. (где первый элемент пары является заголовком, а второй — модификатором).Как отражено в принципе естественной сериализации Vennemann (1972) и его аналогах, предполагается, что языки отдают предпочтение сериализации составляющих со ссылкой либо на схему head>modifier, либо на схему modifier>head. Ожидается, что те, которые демонстрируют базовый транзитивный порядок VO, будут отображать порядок головы> модификатора, а те, которые имеют базовый порядок OV, шаблоны модификатор> голова. Языки, соответствующие этим ожиданиям, называются согласованными. Однако согласованность в настоящее время рассматривается не как межъязыковая норма, а скорее как идеал, к которому языки приближаются в разной степени.И действительно, очень немногие языки абсолютно последовательно упорядочивают все свои модификаторы либо слева, либо справа от головы. Так, например, из 142 языков в Приложении II Гринберга только 68 (48 процентов) демонстрируют последовательное упорядочение по отношению всего к четырем парам заголовков и модификаторов, т. е. глагол и дополнение, прилагательное и именное словосочетание, существительное и родительный падеж и существительное и прилагательное. Излишне говорить, что количество непротиворечивых языков уменьшается, как только рассматриваются дополнительные пары заголовков/модификаторов.

Было предложено несколько уточнений относительно согласованного порядка. Одним из них является принцип межкатегориальной гармонии (PCCH), сформулированный Хокинсом (1983). PCCH утверждает, что языки предпочитают обобщать порядок, полученный в одной категории заголовка/модификатора, на порядок других категорий. Отклонения от этого предпочтения в одной категории головка/модификатор, в свою очередь, вероятно, вызовут сопоставимые отклонения в других парах головка/модификатор. Так, например, Хокинс отмечает, что континуум в позиции глагола, начале глагола, середине глагола и конце глагола отражается в позиции существительного по отношению к его модификаторам, причем языки VSO более последовательно находятся в начале существительного, чем SVO. те, и нежесткие языки SOV (языки SOV, которые позволяют размещать некоторые модификаторы справа от глагола) менее последовательно заканчивают существительное, чем жесткие языки SOV.

Другое усовершенствование предпочтения согласованного порядка было предложено Драйером (1992), который утверждает, что это предпочтение на самом деле включает не пары модификаторов заголовка, а скорее лексические и фразовые категории. Драйер предполагает, что языки имеют тенденцию быть либо правоветвящимися, в которых фразовые категории следуют за нефразовыми категориями, либо левоветвящимися, в которых фразовые категории предшествуют нефразовым категориям. Утверждается, что это справедливо независимо от того, что считается головой, а что модификатором.Для неветвящихся категорий предсказания порядка слов не делаются. Таким образом, в соответствии с теорией направления ветвления Драйера, в то время как, например, родительная фраза (например, John) и придаточное предложение (которого я встретил) должны стоять с одной и той же стороны от существительного, указательная фраза не обязательно, поскольку это не ветвящаяся категория; и не нуждается в шаблоне прилагательного в качестве родительного падежа или относительного предложения, поскольку это не полностью рекурсивная фразовая категория. Хотя предсказания Драйера о порядке слов получили сильную кросс-лингвистическую поддержку, их правильность в значительной степени зависит от конкретных теорий составной структуры, которые не являются бесспорными.

Понятие последовательного упорядочения в его различных формах относится к порядку пар головка/модификатор и ничего не говорит об упорядочении модификаторов относительно друг друга. Этот последний аспект фразового порядка все еще находится в стадии изучения. Одно подмножество модификаторов, порядку которых было уделено особое внимание, — это указательное, числительное и прилагательное в простых NP. Rijkhoff (1997) объясняет кросс-лингвистическую линеаризацию этих трех модификаторов со ссылкой на три принципа, а именно: принцип целостности предметной области, принцип близости заголовков и принцип объема.Все три принципа являются развитием того, что известно как первый закон Бехагеля (1932, стр. 4), который заключается в том, что «то, что принадлежит друг другу семантически, также помещается вместе синтаксически». существительное, три принципа определяют следующие восемь моделей порядка слов в качестве потенциальных основных порядков.

Кросс-лингвистические данные Рийкхоффа показывают, что все эти приказы, и только они, засвидетельствованы как основные приказы.

Фразы-существительные | Что такое именные фразы?

Наша история

Что такое именные фразы? (с примерами)

Именная группа — это группа из двух или более слов, возглавляемая существительным, которая включает модификаторы (например,г., ‘тот’, ‘а’, ‘из них’, ‘с ней’). Словосочетание играет роль существительного. В именной группе модификаторы могут стоять до или после существительного.

Примечание: именная группа также может начинаться с местоимения. Например:

  • собака с блохами
  • тот, что с блохами
  • (Это именная группа, возглавляемая местоимением.)

Примеры словосочетаний

В обычном письме существительные почти всегда входят в именные словосочетания. Редко можно найти существительное, функционирующее само по себе (т. е. без каких-либо модификаторов) в предложении.
  • Человек предполагает, а Бог располагает. (немецкий каноник Фома Кемпис)
  • (В этом примере есть два существительных без каких-либо модификаторов. Это редкость. Другими словами, в этом примере нет словосочетаний с существительными.)
В реальной жизни существительные гораздо чаще встречаются в именных словосочетаниях, т. е. сопровождаются модификаторами. Вот список словосочетаний с существительными. В этом списке каждое именное словосочетание состоит из главного существительного (выделено) и как минимум одного модификатора.
  • Люди : солдат, мой двоюродный брат, вялый Алан, адвокат с большим носом
  • Животные : тот трубкозуб, одна крыса, акула, смешной Микки
  • Места : дом в углу, внутренний Лондон, грязная фабрика, без убежища
  • Вещи : этот стол, наш Лондонский мост, острое долото, этот азот, последний месяц, дюйм, ее стряпня
  • Идеи : полное замешательство, немного доброты, ваша вера, теория относительности, радость
Таким образом, существительное с любым модификатором (даже просто «а» или «the») является именным словосочетанием. Понятно? Пройдите быстрый тест.

Функция словосочетаний

Как и любое существительное, именное словосочетание может функционировать как подлежащее, дополнение или дополнение в предложении. В каждом приведенном ниже примере словосочетание выделено жирным шрифтом, а главное существительное выделено.
  • Пение в ванне меня расслабляет.
  • (Здесь именная группа является подлежащим глагола «расслабиться».)
  • Я знаю закоулки .
  • (Здесь именная группа является прямым объектом глагола «знать».»)
  • Она была переодетым дьяволом .
  • (Здесь именная группа является подлежащим дополнением после глагола-связки «был».)
Поскольку большинство существительных входят в именное словосочетание, давайте быстро рассмотрим определение слова «фраза»:

Определение фразы
Фраза состоит как минимум из двух слов и функционирует как одна часть речи.

Отсюда следует, что именная группа функционирует как существительное в предложении. Мы можем проверить это, потому что знаем, что существительное можно заменить местоимением (например, он , она , это , их ). Глядя на приведенные выше примеры, мы можем заменить каждое именное словосочетание местоимением.
  • Это меня расслабляет.
  • я знаю их .
  • Она была им .
Вот несколько реальных примеров словосочетаний с существительными в качестве подлежащих, дополнений и дополнений:
  • У этого человека красивая улыбка , но у него железные зубы .(министр иностранных дел СССР Андрей Громыко о Михаиле Горбачеве)
  • («Этот человек» является подлежащим глагола «имеет». Фраза «красивая улыбка» является прямым объектом «имеет». Фраза существительного «железные зубы» является прямым дополнением глагола «получил». Вот «проверка местоимений»: У него есть один , но у него их .)
  • Я так и не узнал от человека, который согласился со мной . (писатель-фантаст Роберт Хайнлайн)
  • (Собственное словосочетание «человек, согласившийся со мной» является объектом предлога «от».Вот вам и «проверка местоимений»: я так и не узнал от его .)
  • Каждый мужественный человек слова . (французский драматург Пьер Корнель)
  • («Каждый мужественный человек» является субъектом глагола «есть». Именная фраза «человек слова» является подлежащим дополнением после глагола-связки «есть». Вот «проверка местоимения»: Он есть. один .)
Это может усложниться. Существительные и именные словосочетания нередко встраиваются в именные словосочетания.Глядя на последний пример, «мужество» и «слово» являются существительными, но они не являются главными существительными фраз. Оба они являются объектами предлога «of», сидящими в предложных фразах, которые изменяют заглавные существительные.

Подробнее о предложных словосочетаниях.

Дополнительные примеры словосочетаний

Существительные фразы чрезвычайно распространены. Помните, что существительное с любым модификатором (включая только число или артикль) является именным словосочетанием. Вот еще несколько примеров словосочетаний:
  • Лучшая защита от атомной бомбы — не быть рядом, когда она взорвется.(Анон)
  • (В этом примере есть именное словосочетание внутри именного словосочетания. Именное словосочетание «атомная бомба» является объектом предлога «против». Предложное словосочетание «против атомной бомбы» изменяет «защита».)
  • У меня нет счета в банке , потому что я не знаю девичью фамилию моей матери . (Паула Паундстоун)
  • (В этом примере обе именные группы являются прямыми дополнениями.)
  • Лучшее автомобильное защитное устройство — это зеркало заднего вида с полицейским .(Дадли Мур, 1935-2002)
  • (В этом примере первая именная группа является подлежащим, а вторая — подлежащим дополнением.)
  • Только две вещи бесконечны, вселенная и человеческая глупость , и я не уверен насчет бывшего . (Альберт Эйнштейн, 1879-1955)
Последнее, что нужно сказать о именных словосочетаниях, это то, что они могут начинаться как с местоимениями, так и с существительными, и они могут быть довольно длинными.
  • Любому, кто хочет стать президентом так сильно, что потратит два года на организацию и кампанию за него , нельзя доверять офис.(Журналист Дэвид Бродер)
  • (Здесь «кто-нибудь» — местоимение. Остальная часть словосочетания — прилагательное, изменяющее заглавное «существительное». Вот «проверка местоимения»: Ему нельзя доверять офис.)

Резюме видео

Вот видео, резюмирующее этот урок по словосочетаниям с существительными.

Почему я должен заботиться о словосочетаниях-существительных?

Большинство носителей английского языка могут образовывать словосочетания с существительными, не задумываясь о грамматике. Так что, по правде говоря, понимание того, как они функционируют, не особенно полезно, если только вам не нужно учить их или сравнивать их с аналогичными структурами на иностранном языке, который вы изучаете.

Тем не менее, существует общая проблема, связанная с словосочетаниями существительных.

Если именное словосочетание является подлежащим глагола, убедитесь, что подлежащее-глагол согласовано с заглавным существительным.

  • 9-ярдовая лента пуль Спитфайра дает нам термин «полные девять ярдов».»
  • (Главное существительное в этой именной фразе — «пояс». Все остальные слова в именной фразе являются модификаторами. Поскольку «пояс» стоит в единственном числе, глагол «дать» неверен. Он должен быть «дает».)
  • 9-ярдовая лента пуль Спитфайра дает нам термин «полные девять ярдов».
Не поддавайтесь обману, чтобы согласовать глагол с ближайшим существительным (здесь «пули»). Когда именная группа является подлежащим глагола, заглавное существительное управляет глаголом.

Подробнее о согласовании подлежащего и глагола.

Ключевая точка

  • Когда именное словосочетание является подлежащим глагола, не позволяйте модификаторам отвлекать ваш взгляд от главного существительного, поскольку оно должно управлять глаголом.

Следующий урок >

См. также

Что такое фраза? Что такое оговорка? Что такое существительные? Что такое существительные предложения? Что является предметом предложения? Что такое объект? Что такое дополнение? Что такое прямой объект? Что является объектом предлога? Глоссарий грамматических терминов

Каковы пять функций существительного? – М.В.Организинг

Каковы пять функций существительного?

Существительное может выполнять любую из следующих пяти функций:

  • Субъект глагола.
  • Объект глагола.
  • Дополнение к глаголу.
  • Объект предлога.
  • Быть в приложении к другому существительному.

Каковы 5 функций существительного в предложении?

Объект глагола. Дополнение глагола. Объект предлога. Быть в приложении к другому существительному.

Каковы восемь функций существительных?

  • 8 функций существительных в английской грамматике с примерами. Автор: БЭГГ.
  • 8 функций существительных.
  • Существительное выполняет функцию подлежащего.
  • Существительное функционирует как Прямое дополнение.
  • Существительное функционирует как косвенный объект.
  • Существительное функционирует как именительный падеж сказуемого.
  • Существительное функционирует как объект предлога.
  • Существительное выступает в роли прилагательного.

В каком возрасте дети узнают о существительных?

Словарный запас и развитие речи у детей 1–2 лет В возрасте 1–2 лет ваш ребенок научится использовать и понимать больше слов и типов слов.Сначала они будут понимать и произносить в основном существительные, например, «собака» и «автобус».

Каково значение существительных?

Существительные обычно составляют самую важную часть словарного запаса. Существительное — это слово, говорящее о человеке, вещи или абстрактной идее. Существительное также может отвечать на вопрос «кто или что».

В каких случаях используются существительные?

Существительное — это слово, обозначающее что-либо, например человека, место, вещь или идею. В предложении существительные могут играть роль подлежащего, прямого дополнения, косвенного дополнения, дополнения субъекта, дополнения объекта, прилагательного или прилагательного.

Что такое пять грамматических единиц?

1 Существует пять основных единиц грамматической структуры: морфема, слово, фраза, пункт и предложение. Морфемы – звуковые единицы, имеющие значение (кошки = 2) Слова Фразы и предложения представляют собой группы слов. В то время как фраза не имеет субъекта и сказуемого, предложение имеет свое собственное субъект и сказуемое.

Что такое грамматическая структура?

В английской грамматике структура предложения — это расположение слов, фраз и предложений в предложении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.