Содержание

Урок 57. как определить родительный падеж существительного? — Русский язык — 3 класс

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 57

Тема: Как определить родительный падеж существительного?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Особенность родительного падежа имени существительного/

2) Учимся отличать родительный падеж имени существительного от других падежей склонения имён существительных.

3) Учимся приводить примеры существительных в родительном падеже.

Тезаурус:

Имена существительное в родительном падеже отвечает на вопросы: кого? Чего?

Предлоги родительного падежа: у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.

Список литературы:

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. –М.: Просвещение, 2017.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. –М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Послушайте, одну историю, которая произошла с мальчиком Сашей, а могла произойти с любым из вас.

Однажды мама попросила Сашу сходить в магазин и купить килограмм сахару и буханку хлеба. По дороге Саша, который учился в 3 классе и изучал падежи имён существительных, решил заняться делом и определить падеж имён существительных.

Про себя Саша проговаривал:

(Во что?) в магазин – В. п.;

(Что?) килограмм – В.п.;

(Чего?) сахару – Р.п.;

(Что?) буханку – В.п.;

(Чего?) хлеба – Р.п.

«Но ведь слова сахару и хлеба стоят в родительном падеже, почему же они имеют разные окончания», – задумался Саша.

Оказывается, некоторые существительные мужского рода в родительном падеже могут иметь окончания -а (-я), -у (-ю).

Например,

Литр квасу, но вкус кваса;

Пакет рису, но урожай риса;

Стакан чая, но посевы чая.

Вспомним, имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? Чего?

Вместе с именем существительным в родительном падеже часто употребляются предлоги: у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после.

(Что?) Осина (И.п.) и без (чего?) ветра (Р.п.) шумит.

У имён существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется: с плеч, с круч, нет туч, много задач, около дач.

Родительный падеж буквально в переводе с греческого означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительных очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Родительный падеж.

Прочитайте словосочетания. Раскрасьте прямоугольники, где есть имена существительные в родительном падеже.

смотрел на дорогу

добежать до реки

дежурил по классу

летел над полем

принесли из магазина

гулял без брата

прочитал о воробье

вернулся из деревни

не боится медведя

путешествовали по Волге

выкапывает из земли

стоял около грядки

Подсказка.

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Правильный ответ:

смотрел на дорогу

добежать до реки

дежурил по классу

летел над полем

принесли из магазина

гулял без брата

прочитал о воробье

вернулся из деревни

не боится медведя

путешествовали по Волге

выкапывает из земли

стоял около грядки

Задание. Ошибка.

Третьеклассники выписывали словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Определите, кто допустил ошибку.

Вася: письмо от сестры, чешуя рыбы, рисунок девочки.

Оля: дом без крыльца, бочка из дуба, площадь возле театра.

Катя: куст у тропинки, ложка для сахара, любоваться природой.

Подсказка.

Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

– найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

– по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

Правильный ответ:

Катя: куст у тропинки, ложка для сахара, любоваться природой.

Родительный падеж имени существительного — Русский язык — Кафедра начальных классов — Методическая копилка

Конспект урока русского языка
с использованием ИКТ, проведённый в 4 «А» классе
МОУ «Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области»

Учитель начальных классов Дворецкая С.В.

Тема урока: Родительный падеж имени существительного.(1 слайд)
Цели урока:
• способствовать формированию грамотного и красивого письма;
• развивать речь детей, обогатить словарь;
• познакомить с основными значениями родительного падежа, его вопросами и предлогами;
• формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.

Оборудование: книжки – падежи, презентация, компьютер и пректор с экраном.

Ход урока.
Ι. Организационный момент
ΙΙ. Языковая разминка
1) Запись под диктовку. (2 слайд)
Ворона сидела на лавке, и Митя увидел ворону. (повест., невоскл., сложн., сост. из двух частей., соед. союзом и)
2) Произведём синтаксический разбор предложения, составим схему, надпишем части речи.
ΙΙΙ. Повторение пройденного.
1) Отгадай грамматические загадки.(3 слайд)
а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. (Падежи)
б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже (Именительный падеж)
в) У этого падежа нет «своих» вопросов; один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. (Винительный падеж)
2) Сравнить именительный и винительный падежи по плану. (4 слайд)
1) Вопросы
2) Предлоги
3) Члены предложения в форме этих падежей.
ΙV. Формирование темы и цели урока.
Прочитайте словосочетания. (5 слайд) Определите падежи выделенных имён существительных.
Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть из-под крыш. (ученики показывают падеж на книжке-падежей)
— О каком падеже пойдёт речь на уроке?
V. Изучение нового материала.
1. Расскажите о родительном падеже, используя наблюдения за словосочетаниями, назовите предлоги. (6 слайд ):
Родительный падеж (нет) кого? чего?
Предлоги: из, у, с, от, из-под, около, сквозь, вокруг, для, без.
Ученики пишут в тетрадь.
— уточним и расширением знания о родительном падеже.
2. Музыкальная пауза. (7 слайд)
Поскачите, попляшите, присядьте, покружитесь, потянитесь, улыбнитесь, наклонитесь, разогнитесь, садитесь.
— Какие части речи я назвала?
3. Работа по учебнику (8 слайд)
а) стр. 107, упр.137 (прочитайте)
— В тексте говорится о значениях существительных в родительном падеже. Можно выделить 4 микротемы: (9 слайд)
1) «падеж родства»;
2) «родство» не в узком смысле;
3) понятия о части, отдельной от целого;
4)некоторые значения далеко ушли от основного.
б) упр.138
Проскользнул в калитку, шум ручья, застучала под ногами, настилка моста, сквозь чащу деревьев, по резьбе ворот.
1) Надпишите падежи над существительными
2) Покажите в книжке – падежей нужный падеж
3) Проверьте
в) Прочитайте стихотворные строчки
Покажите нужный падеж (10 слайд)
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
— Как можно охарактеризовать этого мальчика?
г) Надпишите падежи над существительными. Из какого произведения взяты словосочетания. Кто написал? (11 слайд)
( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о Прекрасной царевне Лебеди»)
Ιв. Под окном, входит царь, в кухне, с сыном, над ребёнком, по морю, для решенья, мимо острова, в ответ.
ΙΙв. В светлицу, с поварихой, молвила сестрица, в небе, не лягушку, по часам, до возвращенья, с берега, на море.
VΙ. Итог урока.
— Что нового узнали о родительном падеже?
— Чему учились на уроке?
— Что понравилось?
СПАСИБО ЗА УРОК! (12 слайд)

Д/З стр. 109, упр. 142.

Тема: Родительный падеж имени существительного | Поурочные планы по Русской речи 5 класс с казахским языком обучения

Тема: Родительный падеж имени существительного