Содержание

Конспект урока по географии на тему «Индия» (11 класс)

Урок 12. Урок усвоения новых знаний.

Класс: 11-А

Тема: Индия

Цель: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях Индии.

Образовательные задачи:

  1. сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения Индии;

  2. способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

  3. совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические и статистические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  4. формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.

Оборудование: физическая карта Индии, атласы, учебники, контурные карты, индийские сувениры, презентация «Общая экономико-географическая характеристика Индии».

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин).

  1. Целеполагание, мотивация: сообщение темы урока, ознакомление с планом — изучения темы «Индия» (стр. 250 учебника), определение задач урока.

(Слайд № 2)

«Загадочная Индия… Над огненной землей — Другое небо. На огненном песке — Не те следы… Цветные сари и радость в сердце… Я пришла сюда сквозь свои сны. Там, где океан сливается с небом, там, где исчезают границы — там мое сердце…, Там в моем сердце – загадочная Индия. Ты показала мне дорогу. Ты открыла мне глаза, посыпая шафраном древние божества. Здесь ли началось Время? – здесь ему остановиться… В пряном запахе сквозь дым мифологий проступают лица.

Там, где океан сливается с небом, там, где исчезают границы — там мое сердце…, Там в моем сердце – загадочная Индия. Я опускаю руки в песок, я становлюсь песком, рассыпаясь по дорогам Времени… Где нет границ — там мое сердце, Где нет границ – там Индия…»

(Презентация, слайд 1) Сегодняшний урок посвящён далёкой и загадочной стране – Индии. Своё название она получила от реки Инд. Большую часть сегодняшнего урока вы будете работать самостоятельно, используя различные источники информации: учебник, рисунки, схемы, карты атласа, презентацию по теме урока. В ходе урока вы будете оформлять контурные карты, заполнять таблицы, схемы (3 мин).

(Презентация, слайд 3)

План урока:

1. Территория, границы, положение. Государственный строй.

2. Природные ресурсы и условия: важнейший фактор развития стран.

3. Население: особенности воспроизводства, состава, размещения.

  1. Усвоение новых знаний

    1. ЭГП Индии. Территория, границы, положение. Государственный строй.

(20-25 мин.)

      1. Размеры и границы территории. (Слайд 4)

Республика Индия (на языке хинди – “Бхарат”), государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на 2930 км, в меридиональном – на 3220 км. Площадь – 3,3 млн. кв.км. Индия омывается водами Аравийского моря на западе, Индийского океана на юге и Бенгальского залива на востоке. Её соседями являются на северо-западе Пакистан, на севере – Китай, Непал и Бутан, на востоке – Бангладеш и Мьянма. Индия — большая страна в форме треугольника.

Задание: используя «визитную карточку» на форзаце учебника, назовите, какое место в мире занимает страна по площади?

(По размерам занимаемой площади, Индия — на седьмом месте в мире после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии).

      1. Государственный строй. (Слайд № 5)

  • Задание: используя форзац учебника, таблицу 2 «Приложения», приведите примеры стран с различными формами правления и административно-территориального устройства.

— Тип государственного устройства – федеративная республика. Глава государства — президент. Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5-ти летний срок. Законодательный орган — двухпалатный парламент. Состоит из совета штатов (не более 250 мест, из которых 12 назначаются президентом, остальные избираются от законодательных органов штатов и территорий) и Народного Собрания. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, назначаемым президентом. Административно-территориальное деление: 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.

Индия входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией.

(Слайд 5)

      1. Из истории государства.

Сообщение обучающегося об истории колонизации Индии:

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Цивилизация в этом самобытном регионе возникла еще в III тыс. до н.э. В эпоху Великих географических открытий португальская экспедиция Васко да Гама (1498 год) открыла морской путь из Европы в Индию (вокруг Африки) и положила начало европейской колонизации этого региона. Начиная с XVI века, несколько европейских стран, включая Португалию, Нидерланды, Францию и Великобританию, будучи заинтересованными в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали битву за установление колоний на территории Индии. Англичане оказались успешнее остальных колонизаторов и к 1856 году большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании. Независимость Индия получила лишь после Второй мировой войны – 15 августа 1947 года. В 1947 году Индия была разделена на два британских доминиона – Индийский Союз и Пакистан (Западный и Восточный). В России об Индии стало известно благодаря книге А. Никитина «Хождение за три моря».

В книге «Хождение за три моря», Афанасий Никитин описывает Индию без прикрас, просто, деловито. Около трёх лет провёл Афанасий Никитин в Индии с 1471 – 1474 годы. Путешествовал не торопясь, то на лошади, то плыл по морю. Предполагаемый путь – Тверь – по реке Волга – по Каспийскому морю – Персия – Иран – Индия – Северный берег полуострова Сомали – Персидский залив – Чёрное море. Своим подвигом он доказывал, что во второй половине XV века, за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие в эту страну мог совершить на свой страх и риск одинокий, бедный, но энергичный человек, не имея поддержки со стороны государства, он не отрёкся от своей веры. Афанасий Никитин описывает Индию так: «Народ смуглый, больше тощий, приветлив вроде.

Красивый народ, даром что чёрен. Женщины стройны, ловки, у всякой украшения: серьги, ожерелья. У иных на лбу цветные круглые знаки: синие, красные. Глаза, глаза дивны. После персидских дорог впервые бабье лицо вижу без сетки. Ну и край! Потом корова дорогу загородила. Никто её почему-то не гнал, она стояла и жевала клок сена. Индийское подворье дхарма-сала, стояло среди пальм, окружённое плетнём. Никитин, зайдя внутрь, вытаращил глаза. Прямо перед ним расхаживали и копались в земле, как куры радужные жар-птицы. Распускали хвосты-веера. Почти в каждой деревне – обезьяны сидят у самых домов, лазают по крышам».

(С первых дней независимости молодому Индийскому государству пришлось столкнуться с острейшими проблемами. Раздел страны по религиозному принципу и установление границ новых государств сопровождались массовым переселением индусов и сикхов из Пакистана в Индию, а мусульман – в Пакистан. В октябре 1947 года был спровоцирован конфликт между Индией и Пакистаном из-за Кашмира.

Только весной 1948 года военные действия в Кашмире были прекращены, и с 1 января 1949 года вступило в силу соглашение о прекращении огня. Кашмирский вопрос до сих пор является одним из острейших в индо-пакистанских отношениях).

      1. Оценка экономико-географического положения Индии.

(Слайд 6)

Для социально-экономического развития стран и регионов большое значение имеет их экономико-географическое положение.

Задание: Оцените экономико-географическое положение Индии. Используя план и карту выясните, какие черты ЭГП Индии благотворно влияют на развитие экономики, какие тормозят развитие страны?

План:

  1. Положение по отношению к соседним регионам.

  2. Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.

  3. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

  4. Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.

  5. Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.

Пример ответов обучающихся: (Слайд 7)

Положение страны на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго-Восточную Азии.

Близость к рынкам сырья и сбыта продукции

2.

Приморское положение страны

Возможность торговли со странами мира через океаны и Средиземное море, развитие морского транспорта

3.

Положение вблизи главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал)

Положительное влияние на развитие торгово-экономических связей

4.

На севере, северо-востоке – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам.

Затрудняет экономическое развитие страны

Вывод: экономико-географическое положение (положение на пересечении транспортных путей) в целом благоприятно для развития экономики страны.

Закрепление.

  1. Как колониальное прошлое Индии повлияло на политическую карту и экономическое развитие страны?

  2. Отметьте на контурной карте площадь территории государства, крупнейшие по площади страны-соседи, монархии, федерации.

  1. Природные ресурсы и условия: важнейший фактор развития стран. (20-25 мин.)

    1. Оценка природно-ресурсного потенциала Индии.

— Индия обладает большими запасами природных ресурсов. Недаром в колониальное прошлое её называли «Жемчужиной британской короны». Здесь благоприятный климат, запасы некоторых видов минерального сырья (железные и марганцевые руды, хромиты, титан, цирконий, мусковит) имеют мировое значение.

Задание: используя учебник и карты, дополните характеристику ресурсов Индии, содержащуюся в тексте учебника. Данные занесите в таблицу. Сделайте вывод об обеспеченности Индии природными ресурсами и условиями:

Вопросы:

    1. Какими видами минерального сырья обеспечена страна?

    2. Где находятся крупнейшие месторождения минерального сырья в стране?

    3. Есть ли различия в показателях запасов сырья и обеспеченности сырьём?

(Слайд 8)

Пример заполнения таблицы. (Слайд 9)

    1. Заслушивание ответов обучающихся.

Виды ресурсов

Оценка обеспеченности

Минеральные

На долю государства приходится 95 % добычи угля, 100% нефти, 75 % стали, меди, свинца, а также имеются достаточные запасы марганцевых руд (3-е место в мире), урановых руд, фосфоритов, апатитов, гипса, известняка и слюды.

Земельные (почвенные)

Земельные ресурсы – главное природное богатство страны. На обрабатываемые земли приходится большая часть территории страны. Значительная часть почв обладает высоким плодородием. Это аллювиальные почвы долины Ганга и дельт рек на побережьях, а также черноземовидные глинистые почвы плоскогорья Декан в центре страны.

Проблема: связана с эрозией, засолением и истощением почв.

Агроклиматические

Обилие тепла в течение всего года позволяет собирать на значительной площади по 2-3 урожая, естественные пастбища составляют 5% территории страны – кормовая база для животноводства ограничена.

Проблема: земледелие нуждается в орошении.

Лесные

Лесные площади занимают 22% площади Индии, но леса на хозяйственные нужды не хватает. Лес – источник топлива и древесины.

Проблема: уничтожение лесов (особенно в Гималаях).

Водные

Реки Индии имеют большой энергетический потенциал, а также являются основным источником искусственного орошения. Главные реки – Ганг, Брахмапутра, Инд и их притоки. Реки, берущие начало в Гималаях, многоводны (со смешанным дождевым и снегово-ледниковым режимом питания).

Проблема: реки Деканского плоскогорья, питание которых в основном дождевое, в сухое время года сильно мелеют, а в сезон дождей – разливаются, затопляя поля и смывая урожаи.

Вывод: Индия чрезвычайно богата разнообразными природными ресурсами, среди которых ведущее значение имеют минеральные ресурсы. Имеющиеся ресурсы и условия создают природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства.

Закрепление.

Отметьте на контурной карте районы страны, богатые минеральными ресурсами.

(Слайд 10)

  1. Население: особенности воспроизводства, этнического состава и размещения (20-25 мин. ).

    1. Мы изучаем население Индии

(Слайд 11)

План:

  1. Численность и особенности воспроизводства.

  2. Состав (структура) населения.

  3. Размещение населения, миграции.

  4. Уровни, темпы и формы урбанизации. Главные города и городские агломерации.

Прежде чем характеризовать население Индии вспомните, к какому типу воспроизводства относится страна? (ответ).

Задание: используя указанные источники информации, охарактеризуйте население Индии (10-12 мин.)

1 группа:

— Численность и особенности воспроизводства населения (можно пользоваться материалами учебника, стр.250; стр. 60-61, рис. 12-13, источниками дополнительной информации).

2 группа:

— Состав (структура) населения (можно пользоваться материалами учебника, стр.251; стр. 60-61, источниками дополнительной информации).

3 группа:

— Размещение населения, миграции, уровни, темпы и формы урбанизации. Главные города и городские агломерации

(Слайд 12)

    1. Заслушивание ответов

(Слайды 13, 14, 15)

    1. Закрепление.

    1. Проблемы населения Индии. (Слайд 16)

Важнейшая из внутренних проблем страны — национально-религиозная рознь. Обретение независимости Индии в 1947 году и раздел страны по религиозному принципу, установление новых границ сопровождались массовой миграцией населения. Лишь в августе – сентябре 1947 года общее число беженцев с обеих сторон составило 2 млн. человек. Это вызвало резкое обострение религиозно-общинной розни по обе стороны границы. Особенно кровавый характер приобрели события в Пенджабе, где убийства, грабежи, разрушения жилищ беженцев были массовым явлением. Согласно приблизительным оценкам, только убитых было более 500 тыс., до 12 млн. человек пострадали материально. Шовинистические индусские и мусульманские организации в Индии и Пакистане подогревают религиозную ненависть и нетерпимость, призывают к расправе над теми, кто выступает за примирение между двумя общинами. Кашмирский вопрос не утратил своей актуальности и сейчас. Другая группа проблем, внешне менее острая, но чреватая далеко идущими последствиями,— это демографическая. Неслыханно быстрый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Проблема каст: вошедшее в норму неравенство держит три четверти населения страны на уровне бытия вчерашнего дня. Оно, это принадлежащее к низшим кастам большинство, привычно не претендует на ту долю имущества страны, которая по справедливости должна была бы ему принадлежать. Оставаясь на низком уровне развития и едва влача существование, оно тем самым дает возможность меньшинству, прежде всего городскому населению и социальной верхушке деревни, пользоваться благами современных достижений экономики и техники.

Вопросы:

  1. О чём свидетельствуют эти данные? (о крайне низком уровне жизни населения, что отрицательно сказывается на качестве населения государства. Средняя продолжительность жизни здесь составляет в среднем 68,7 лет).

  2. Что необходимо предпринять для решения проблем населения Индии?

(Демографическая политика: поощрение местных правительств, которые наилучшим образом справляются с задачей снижения рождаемости, распространения нормы малой семьи, снижения младенческой смертности и общего коэффициента рождаемости, а также с задачей распространения грамотности).

  • Денежное вознаграждение родителям в размере 500 рупий за рождение девочки, при условии, что это первый или второй ребенок.

  • Денежное вознаграждение в размере 500 рупий за первого и второго ребенка тем матерям, которые имели первое рождение после 19 лет.

  • Предоставление медицинской страховки, покрывающей расходы, не превышающие 5000 рупий, семьям, находящимся за чертой бедности, один из супругов которой проходит процедуру стерилизации, при условии того, что в семье не более двух детей.

  • Вознаграждение супружеских пар, находящихся за чертой бедности, которые вступили в брак по достижению законного возраста, завели первого ребенка после исполнения матери 21 года и провели стерилизацию одного из супругов после рождения второго ребенка.

  1. Закрепление знаний

  • Вы успешно справились со всеми заданиями, предлагаю вам проверить себя, ответив на вопросы теста (3 мин. )

(Слайд 17)

Проверьте себя:

  1. Название страны на языке хинди?

1) Матхура 2) Бхарат 3)Бхопал

2. Какое животное считалось символом власти и величия махараджей?

1) корова 2) тигр 3) слон

3. С какого года Индия обрела независимость от Великобритании?

1) 1847 2)1717 3) 1917 4) 1947

4. На каком континенте расположена Индия?

1) Индостан 2) Атлантида 3) Евразия

5. По размерам занимаемой площади Индия стоит после:

1) Китая 2) России 3) Австралии 4) США

6. Сколько горизонтальных полос на флаге Индии?

  1. две 2) пять 3) три

7. Какая религия наиболее распространена в Индии?

1) буддизм 2) ламаизм 3) джайнизм 4) индуизм

8. Самый большой город по численности населения?

1) Нью-Дели 2) Мумбаи 3) Калькутта 4) Бангалор

9. Индия не имеет общие границы с:

1) Пакистаном 2) Китаем 3) Непалом 4) Бутаном 5) Японией

10. Основная территориальная единица Индии?

1) Сикким 2) Союз 3) Штат 4) Канон

  1. Домашнее задание на выбор (1 мин.)

(Слайд 18)

  1. Сообщение«Традиции Индии».

  2. Составить кроссворд по теме урока.

Источники информации: текст учебника стр. 250-254, таблицы «Приложения», географические карты Индии, Интернет-ресурсы.

  1. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок (3 мин.)

Рефлексия: — что я нового узнал на уроке?

— что мне понравилось?

— что больше всего запомнилось?

Спасибо за внимание!

Урок по географии «Индия» (11 класс)

Тема урока: «Индия». Урок географии в 11 классе

Цель: Сформировать представление о стране и специфике её населения.

Задачи:

— сформировать знания о специфике населения современной Индии,

— определить современные социальные проблемы страны,

— развивать умения правильной оценки социально-экономических событий международной жизни, понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации,

-способствовать воспитанию интереса к познанию жизни и культуры других народов и стран,

— развивать коммуникативные, информационные навыки, умение работать со статистическими материалами, научно-популярной литературой.

Ход урока:

1. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Начало работы.

Эмоциональный настрой. Музыкальный клип.

— Я думаю, что каждый из вас уже давно решил для чего он ходит в школу. Это не только получать новые знания, но и общаться между собой, ведь, это необходимо вам в будущем, т.к. через полгода вы покинете стены. Сегодня на уроке вы тоже будете общаться, работать в группах, учиться слушать других и правильно воспринимать критику.

2. Проверка Д/З интерактивные тесты по Китаю

3. Подготовка к изучению нового материала

На ваших партах размещены различные предметы (специи, шёлк, алгебра, шахматы). Рассмотрите их. Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами изучать?

Какие у вас ассоциации, когда вы произносите: «Индия»

Стихотворение под видео

О, Индия, ты — украшенье планеты —
Поэтами тысячекратно ты воспета.
Ты — словно мечта о божественном чуде.
Тебя населяют красивые люди,
Их кожа смугла и блистающие очи.
Полны ароматов индийские ночи,
Индийские дни — словно горсть самоцветов.
Там джунгли, там тигры, там вечное лето.
Тебя океан омывает могучий,
От холода Севера горные кручи
Тебя берегут — нет надежней преграды,
О, милая Индия, сердцу отрада!

— Тема нашего урока: Индия.

Индию называют страной контрастов. Сегодня мы рассмотрим с вами население Индии. И выясним в чём контраст. Вы знаете, что Индия занимает 2 место в мире по численности населения, является самой мног национальной и много конфессиональной страной. Здесь преобладают мужчины и население в возрасте 24 лет. Индия имеет два официальных государственных языка: хинди и английский, кроме этого ещё 18, принятых в разных штатах.

Визитная карточка по презентации — ЭГП Индии

Государственный флаг Индии представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос:

Цвет шафрана — сила и мужество страны.

Белая полоса — мир и истина.

Зеленый — плодородие, рост и благоприятные условия страны. 

В центре флага расположено изображение колеса с 24-мя спицами, тёмно-синего цвета. Это изображение, известное как «Чакра» (колесо закона).

На гербе изображены четыре индийских льва на круглой абаке*. (Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду)

Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников».

Абака украшена четырьмя животными — символами четырёх направлений:

Лев — севера, Слон — востока, Лошадь — юга и Бык — запада (видны Лошадь и Слон).

Абака опирается на лотос, символизирующий источник жизни. Ниже абаки расположен девиз: 

सत्यमेव जयते «Лишь Истина побеждает».

*Аба́к -счётная доска.

А) По презентации смотрят и запоминают интересные факты Индии.

Б) Делятся по группам. Выбирают спикера (спикеру ставится точка на лбу)

В) Запишите на своих листках информацию, которая вам запомнилась.

РАБОТА В ГРУППАХ:

1 группа:

Демографическая политика в Индии.( Демографическая политика\ увеличение численности населения)

Городское и сельское населения.( Высокие темпы урбанизации \ трущобы, 580 млн. деревень)

2 группа:

Образование в Индии. (Силиконовая долина, прогресс в компьютерных технологиях \ 270 млн. неграмотного населения)

Здравоохранение и фармацевтика в Индии. (3 место в мире по объёму лекарств \ 3 место в мире по детской и женской смертности)

3 группа:

Равноправие граждан в Индии.( Равноправие по конституции \ касты)

Равноправие полов в Индии. (Равноправие \дискриминация женщин)

4 группа. Туристическое агентство. Составление презентации по достопримечательностям Индии.

Составление совместно критерии оценивания на листах.

Вывод:

Сегодня мы с вами познакомились с особенностями населения Индии, определили современные социальные проблемы страны.

На этом наше путешествие закончилось и перед вами священное дерево Индии – Бадьян, символизирует долгую жизнь и является воплощением божественного создателя Брахмы. Считается, что в его многочисленных стеблях живут Боги и духи.

Каждый из вас на стикерах напишет свое впечатление об уроке или замечание и повесит на дерево в ту часть, где он себя ощущает

Конспект урока и презентация по географии «Индия

Цели и задачи урока:

продолжить формирование представлений и знаний об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира;

сформировать представление о факторах, определяющих важнейшие экономико-географические особенности Индии;

рассмотреть уровень развития Индии;

продолжить формирование умения работать с различными источниками информации;

воспитывать терпимое отношение к людям других национальностей и религий;

развивать познавательный интерес.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Приветствие, организация учащихся на урок.

II. Актуализация знаний.

Блиц-опрос по странам Азии.

Какую страну называют «Страной восходящего солнца»? Почему? (Япония)

Страна, которую искал, да так и не нашёл Христофор Колумб. (Индия)

Какую страну называют «Страной утренней свежести» (Корея)

Самое большое по численности населения государство. (Китай)

Назовите самое популярное транспортное средство Вьетнама. (Велосипед)

Самая большая гордость Китая. (Великая китайская стена)

Страна, занимающая 1 место по сбору чая. (Индия)

Как называется национальное японское искусство конструирования из бумаги? (оригами)

Японская национальная одежда. (Кимоно)

Японская вишня. (Сакура)

Назовите восточные единоборства. (Каратэ, дзюдо, сумо)

Назовите священную гору Японии. (Фудзияма)

ІIІ. Изучение нового материала.

О, Индия, ты — украшенье планеты —

Поэтами тысячекратно ты воспета.

Ты — словно мечта о божественном чуде.

Тебя населяют красивые люди,

Их кожа смугла и блистающи очи.

Полны ароматов индийские ночи,

Индийские дни — словно горсть самоцветов.

Там джунгли, там тигры, там вечное лето.

Тебя океан омывает могучий,

От холода Севера горные кручи

Тебя берегут — нет надежней преграды,

О, милая Индия, сердцу отрада!

Валентин Сидоров.

Прослушивание музыкального файла «Индийская музыка»

Слова учителя (после прослушивания музыки) :

С какой страной ассоциируется прослушанная мелодия? (С Индией)

Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие, урок-презентация. Мы продолжаем знакомство со странами Азии, и сегодня мы совершим путешествие в загадочную Индию. Запишите тему урока «Индия – страна контрастов». В ходе урока вы должны записывать слова-ассоциации, они вам пригодятся в конце урока при проведении игры «Знатоки».

Почти в течение двух веков Индия была колонией Англии. Добилась независимости в 1947г., а в 1950г. была провозглашена республикой.

Россияне познакомились с Индией из описания путешествия Афанасия Никитина в 1466-1472г. «Хождение за три моря». И сейчас Индия привлекает наше внимание.

Демонстрация презентации

1 слайд. Индия – страна контрастов.

2 слайд. План характеристики Индии.

3 слайд. Визитная карточка.

 Республика Индия – государство в Южной Азии. Площадь 3. 3 млн. кмкв. (7-е место в мире). Полуостров выдается в Индийский океан и занимает положение на полпути из стран ближнего Востока на Дальний Восток.

 По численности населения Индия занимает 2 место в мире (после Китая). В 2007 году численность населения составляла 1 млрд. 210 млн. человек.

 Столица Индии – Нью-Дели (герб, флаг). Тип государственного устройства – федеративная республика. Глава государства – президент, избирается на 5-ти летний срок. Законодательный орган — двухпалатный парламент. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Индия делится на 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.

4 слайд. Государственные символы. (Сообщение учащегося)

На гербе Индии изображены четыре льва на круглой абаке. Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду. Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников». Абака украшена четырьмя животными — символами четырёх направлений: Лев — севера, Слон — востока, Лошадь — юга и Бык — запада (видны Лошадь и Бык). Абака опирается на лотос в полном расцвете, символизирующий источник жизни.

5 слайд. Характеристика ГП Индии. (Работа с атласом)

 Индия расположена главным образом в пределах полуострова Индостан. Включает в себя Лаккадивские, Адаманские и Никобарские острова. Граничит с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Непалом, Бутаном и Шри-Ланкой. Граница с Китаем в Гималаях немаркирована. Около 34 территории страны – равнины и плоскогорья. Почти весь полуостров занимает Деканское плоскогорье. К северу от полуострова расположена Индо-Гангская равнина. Высочайшая горная система Земли — Гималаи и горы Каракорум с ледниками ограничивают Индию с севера.

6 слайд. ЭГП страны.

7-8 слайды. Природные условия и ресурсы (Сообщение учащегося)

В Индии имеются крупные месторождения:

 каменного угля – один из крупнейших в мире, железной руды; марганцевые руды, бокситов, алмазов; нефти.

 Достаточно и энергетических ресурсов. Это реки Инд и Ганг. Ровную, плоскую поверхность равнины, сложенную осадочными породами, пересекают многочисленные извилистые реки, стекающие с гор, и оросительные каналы. Главная из рек Ганг. Ее считают священной рекой Индии.

 Климат преимущественно субэкваториальный, муссонный. Во время летнего муссона выпадает 70-90% осадков, зима сухая и прохладная.

На востоке находится самое мокрое место на Земле – Черапунджи.

 Растительность Деканского плоскогорья и Индо-Гангской равнины сильно изменена: преобладают саванны, местами листопадные леса, на северо-западе полупустыни и пустыни. У подножий Гималаев – джунгли. Леса покрывают около 14 территории Индии.

 Освоены уже почти все пригодные для сельского хозяйства земли.

9-11 слайды. Население Индии

Население: Учащиеся получают одинаковые карточки-задания. Во время выполнения задания можно пользоваться материалами учебника, источниками дополнительной информации. Работа рассчитана на 7 минут.

Задания: 1. Определите этнический состав населения Индии.

2. К какой языковой группе и семье относятся народы индии. (Индоарийская группа, дравидийская семья)

3. Перечислите государственные языки страны. (хинди, английский). В Конституции Индии определен 21 официальный язык; 1625 диалекта. 

Весь материал — в архиве.

Урок географии в 11 классе Тема Сказочность и реальность Индии Цели и задачи урока

Урок географии в 11 классе.

Тема: Сказочность и реальность Индии.

Цели и задачи урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях географии и экономики крупнейших стран мира; сформировать представление о факторах, определяющих важнейшие экономико-географические особенности Индии; рассмотреть уровень развития Индии; продолжить формирование умения работать с различными источниками информации; воспитывать терпимое отношение к людям других национальностей и религий; развивать познавательный интерес.

Учебно-наглядный комплекс: карты мира – физическая, политическая; видеоряд «Индия: блеск и нищета»; атласы 10 класс, учебник географии 10 класс, презентация детей.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа учащихся; групповая работа; творческое задание; работа с картой и учебником, сообщения учащихся об Индии; решение кроссворда.

Методы: иллюстративно-словесный, картографический.

Географические объекты: полуостров Индостан, горы Гималаи, плоскогорье Декан, Индо-Гангская низменность, реки – Инд, Ганг; города – Дели, Бомбей, Мадрас, Калькутта, остров Цейлон (Шри-Ланка).

Термины и понятия: общегосударственный язык – хинди и английский, муссонный климат, госсектор, два сезона года – сухой и влажный, сари, «зелёная» и «белая» революции.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Новая тема:

Слова учителя – Послушайте отрывок : « В джунглях… времена года переходят одно в другое почти незаметно. Всего удивительнее в джунглях весна, потому что ей не приходится покрывать голое, чистое поле новой травой и цветами, ей надо пробиться сквозь перезимовавшую, еще зеленую листву.

Наступает день, когда все в джунглях блекнет и самые запахи, которыми напитан тяжелый воздух, словно стареют и выдыхаются.

После выпадает иной раз небольшой дождик, и все деревья, кусты, бамбук, мох и сочные листья растений, проснувшись, пускаются в рост с шумом.

Прежде Маугли всегда радовался смене времен года».

— О природе какой страны рассказывается в этом отрывке? ИНДИЯ.

Это сказочная страна нам знакома из раннего детства по произведениям Редьярда Киплинга.

Почти в течение двух веков она была колонией Англии. Добилась независимости в 1947г., а в 1950г. была провозглашена республикой.

Россияне познакомились с Индией из описания путешествия Афанасия Никитина в 1466-1472г. «Хождение за три моря». И сейчас Индия привлекает наше внимание. И у нас в гостях делегация из этой далекой страны. Прежде чем пригласить этих интересных людей, я нацеливаю вас на плодотворный труд. На ваших столах раздатки № 1, 2, 3, 4 где акцентируется то, на что вы должны обратить внимание.

-Давайте предоставим слово делегатам.

Выступление ребят:

Состав группы:

  1. Руководитель делегации.

  2. Географ.

  3. Демограф

  4. Экономист

  5. Туристический агент.

(презентации)

Слова учителя ( после выступления географа) :

Мы делаем небольшую паузу и выполняем задание № 1

— Даем характеристику ГП Индии по плану, используя карты в атласе.

— Работа ребят с картой. Проверка и оценка работы.

Слова учителя ( после выступления демографа) :

Мы вновь делаем паузу и выполняем задание № 2

— Используя матер. Учебника Т7 параграф 4 ответить на вопросы в карточках-заданиях:

— Работа ребят в парах. Проверка и оценка работ (4 человека).

(дополнение о кастах)

– Как вы думаете, почему английский язык является вторым государственным языком страны?

Слова учителя (после выступления экономиста):

— А в Челябинске в 1904 году товариществом «Александр Кузнецов и К» была открыта чаеразвесочная фабрика, часть чая поступала и из Индии. Здание фабрики сохранилось и до сих пор (слайды о чае).

Слова учителя:

Спасибо за интересный и содержательный рассказ о стране. Мы говорили о реальности Индии….

ІІІ. Закрепление материала.

— Руководитель делегации : — А сейчас поговорим о сказочности Индии и слово передаю турагенту ………….

Слова учителя — Вам предлагается заполнить шутливый кроссворд, однако вопросы в нём серьёзные (см. приложение).

4. Домашнее задание: тема № 7, § 4, подготовиться к тестированию

ЛИСТ ЗАДАНИЙ

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ !

Географические объекты:

Полуостров Индостан

Горы Гималаи

Плоскогорье Декан

Индо-Гангская низменность

Реки – Инд, Ганг

Города – Дели, Бомбей, Мадрас, Калькутта

Остров Шри-Ланка (Цейлон)

Термины и понятия :

Государственные языки – хинди и английский

Муссонный климат

Два сезона года – сухой и влажный

Сари

Урбанизация

«зеленая» и «белая» революции

Задание № 1 (После выступления географа) :

Смотри карты атласа : политическая, физическая, минеральных ресурсов.

План характеристики ГП страны

1.Положение по отношению к соседним странам.

2.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

3.Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4.Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

Задание № 2 (После выступления демографа) : Найди ответ ! учебник Тема №7, параграф 4 п.2

1.Определите этнический состав населения Индии.

2.Перечислите государственные языки страны.

Задание № 3 (после выступления турагента) : Реши кроссворд!

Подпиши лист с кроссвордом — ФИ.

ЛИСТ ЗАДАНИЙ

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ !

Географические объекты:

Полуостров Индостан

Горы Гималаи

Плоскогорье Декан

Индо-Гангская низменность

Реки – Инд, Ганг

Города – Дели, Бомбей, Мадрас, Калькутта

Остров Шри-Ланка (Цейлон)

Термины и понятия :

Государственные языки – хинди и английский

Муссонный климат

Два сезона года – сухой и влажный

Сари

Урбанизация

«зеленая» и «белая» революции

Задание № 1 (После выступления географа) :

Смотри карты атласа : политическая, физическая, минеральных ресурсов.

План характеристики ГП страны

1.Положение по отношению к соседним странам.

2.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

3.Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4.Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

Задание № 2 (После выступления демографа) : Найди ответ ! учебник Тема №7, параграф 4 п.2

1.Религиозный состав страны.

Задание № 3 (после выступления турагента) : Реши кроссворд!

Подпиши лист с кроссвордом — ФИ.

ЛИСТ ЗАДАНИЙ

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ !

Географические объекты:

Полуостров Индостан

Горы Гималаи

Плоскогорье Декан

Индо-Гангская низменность

Реки – Инд, Ганг

Города – Дели, Бомбей, Мадрас, Калькутта

Остров Шри-Ланка (Цейлон)

Термины и понятия :

Государственные языки – хинди и английский

Муссонный климат

Два сезона года – сухой и влажный

Сари

Урбанизация

«зеленая» и «белая» революции

Задание № 1 (После выступления географа) :

Смотри карты атласа : политическая, физическая, минеральных ресурсов.

План характеристики ГП страны

1.Положение по отношению к соседним странам.

2.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

3.Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4.Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

Задание № 2 (После выступления демографа) : Найди ответ ! учебник — Тема №3 Блок №5 рис.18; Тема № 7 Блок 18 рис.74

1.Урбанизация (характеристика картосхем)

Задание № 3 (после выступления турагента) : Реши кроссворд!

Подпиши лист с кроссвордом — ФИ.


4.Экономист

Индии удалось достигнуть относительно высокого уровня экономического развития всего за несколько десятилетий. В чём особенности развития экономики Индии?

Модель экономики Индии

Значительное влияние Ориентация Избыток дешевой

Государства на экономику предприятий рабочей силы,

страны на низкой квалификации

собственное

сырьё

на долю государства 2\3 бедняков проживает

приходится 95% в Индии

добычи угля, 100%

нефти, 75% стали,

меди; железные

дороги, авиационный

транспорт –

государственные.

Большинство предприятий тяжёлой промышленности Индии после обретения независимости было национализировано или создавалось самим государством.

Современная Индия теперь производит не только станки, телевизоры, тепловозы, автомобили, тракторы, электронику, оборудование для АЭС и космических исследований.

Частный сектор преобладает в машиностроении, сельском хозяйстве, пищевой и медицинской промышленности, строительстве, торговле.

Индия делает ставку на неквалифицированную рабочую силу, но идёт развитие образования.

По числу специалистов с высшим образованием Индия заняла одно из ведущих мест в мире. Страна на 3 месте — по количеству профессиональных программистов.

Проблемы:

  1. Неграмотность населения – 35% .

  2. Безработица.

  3. Низкий уровень жизни и санитарных условий.

  4. Занимает 1м в мире по числу ВИЧ-инфицированных.

Сельское хозяйство:

В Индии два сезона: дождливое лето и сухая зима. Летом высевают влаголюбивые культуры: рис, хлопок, сахарный тростник и джут. А зима – время сева культур, менее зависимых от наличия влаги: пшеницы и ячменя. Природа позаботилась о том, чтобы растения в Индии могли расти круглый год

В 1960-х годах страна пережила «зелёную революцию»: благодаря распространению гибридных сортов пшеницы, риса и других культур были решены не только проблемы обеспечения продовольствием своего населения, но и экспорта зерна.

В 1970-1980г.г. Индия пережила «белую революцию», результатом которой стало самообеспечение молочными продуктами.

В Индии многочисленное поголовье крупного рогатого скота, коз, овец, свиней. Выращиваются кофе, пряности, арахис, и конечно же, чай. (слово

учителя)

Слова учителя:

— Разрешите , я немного добавлю.

2.Географ

Индия расположена главным образом в пределах полуострова Индостан. Около 3\4 территории страны – равнины и плоскогорья. Почти весь полуостров занимает Деканское плоскогорье. К северу от полуострова расположена Индо-Гангская равнина. Высочайшая горная система Земли — Гималаи и горы Каракорум с ледниками ограничивают Индию с севера.

Имеются крупные месторождения:

каменного угля – один из крупнейших в мире, железной руды; марганцевые руды, бокситов, алмазов; нефти.

Достаточно и энергетических ресурсов. Это реки Инд и Ганг. Ровную, плоскую поверхность равнины, сложенную осадочными породами, пересекают многочисленные извилистые реки, стекающие с гор, и оросительные каналы. Главная из рек Ганг. Ее считают священной рекой Индии.

Климат преимущественно субэкваториальный, муссонный. Во время летнего муссона выпадает 70-90% осадков, зима сухая и прохладная.

На востоке находится самое мокрое место на Земле – Черапунджи.

Растительность Деканского плоскогорья и Индо-Гангской равнины сильно изменена: преобладают саванны, местами листопадные леса, на северо-западе полупустыни и пустыни. У подножий Гималаев – джунгли. Леса покрывают около 1\4 территории Индии.

Освоены уже почти все пригодные для сельского хозяйства земли.

1.Руководитель делегации

Республика Индия – государство в Южной Азии. Включает в себя Лаккадивские, Адаманские и Никобарские острова. Граничит с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Непалом, Бутаном и Шри-Ланкой. Граница с Китаем в Гималаях немаркирована. Площадь 3.3 млн. км\кв. ( 7-е место в мире). Полуостров выдается в Индийский океан и занимает положение на полпути из стран ближнего Востока на Дальний Восток.

По численности населения Индия занимает 2 место в мире (после Китая). В 2003 году численность населения составляла 1 млрд. 50 млн. человек.

Столица Индии – Дели (герб, флаг). Тип государственного устройства – федеративная республика. Глава государства – президент, избирается на 5-ти летний срок. Законодательный орган — двухпалатный парламент. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Индия делится на 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.

— Более подробную характеристику природы Индии представит член моей делегации географ ……………..

Слова учителя:

— Работа ребят.

Слово демографу ………………..

Слова учителя.

— Работа ребят.

-Слово предоставляется экономистам.

Слова учителя.

-А сейчас поговорим о сказочности Индии и слово передаю турагенту ……………

3.Демограф

Индия – многонациональная страна. Здесь проживают хиндустанцы, телугу, марахти, бенгальцы и др. Общегосударственные языки хинди и английский, а тибетские языки распространены в северо-восточной Индии.

Религиозный состав : индуисты составляют 80% населения, мусульмане – 14%, христиане – 2,4%, сикхи -2%, буддисты- 0,7%. К труду в Индии приучают с детства. Терпимость, уважение к богатству, свойственное индуизму и буддизму, оберегают страну от социальных конфликтов.

Большая часть населения Индии живет в деревне (74%) и только 26% живут в городе. Крупные города Индии – Дели, Бомбей, Мадрас, Калькутта.

Индия является одной из самых густонаселенных стран. Средняя плотность населения к началу ХХ1 века составляла320 чел. 1 км\кв.

Сообщение о кастах:

. Все общество разделено на группы (касты): к первой относятся жрецы, вторую составляют воины, правители, знать, к третьей принадлежат земледельцы, торговцы, скотоводы, к четвертой – слуги, ремесленники. Таким образом, принадлежность к той или иной касте определяется положением человека в обществе и неизменна от его рождения до смерти. Для каждой касты существуют свои правила поведения, нарушение которых ранее строго каралось. Деление на касты является довольно жестоким, но оно было естественным способом ограничения воздействия на природу, ведь владеть землей и обрабатывать ее мог не каждый житель этой перенаселенной страны. В настоящее время барьеры между кастами постепенно стираются.

Я, представитель турфирмы «Экзотика» и приглашаю вас в путешествие к берегам полуострова Индостан, где находится удивительная страна Индия. Каждый из вас с ней знаком по истории о Маугли, человеке, выращенной волчьей стаей.

В нашей стране множество достопримечательностей. О некоторых из них подробно рассказывается в серии «Наследие человечества».

Природа и погода в Индии такие же интересные, как и сама Индия. Здесь царит муссонный климат. Национальным животным Индии выбран тигр, птицей – павлин, цветком – лотос, а фруктом – манго. Еще она может похвастаться большим индийским слоном, который давно уже стал домашним животным. А еще большим индийским носорогом, который в отличии от слона, чаще бывает агрессивным и злым. Обезьяны там тоже есть. Ну и, конечно же, змеи. Королевская кобра достигает в длину более 5 метров, и от ее укуса может погибнуть любой слон, что уж говорить о людях. Однако чаще встречаются кобры индийские, они гораздо меньше. Путешественники писали: «Индия – это страна, где по улицам ползают змеи». Индийские смельчаки подумали, как бы с ними подружиться и научились укрощать змей, эти люди называются заклинателями змей. Но самыми лучшими охотниками на кобр являются пушистые зверьки мангусты. Про их подвиги писал английский писатель Редьяр Киплинг.

Что касается товаров, то Индия славится тканями и лекарствами. Кроме всего этого, индийцы умело разводят полезные растения: чай, пряности, рис и др. В основном это все поставляется с берегов большой реки Ганг или острова Цейлон (Шри-Ланка).

Самыми крупными городами Индии являются Дели и три порта – Калькутта, Бомбей, Мадрас.

Все индейцы считают хорошей приметой прикоснуться к белому человеку, а если у него светлые волосы, то вдвойне. Так что попав в Индию не удивляйтесь если все прохожие будут пожимать вам руки и хлопать по плечам. Главное не показывайте на них пальцем, они очень обижаются.

Интересной особенностью Индии является национальная женская одежда – сари, надевать которую – настоящее искусство. Способов очень много, один из них я вам покажу, берете сари, заправляете один конец в нижнюю юбку, второй оборачиваете вокруг спины, потом внутренний конец оборачивается вокруг талии. Костюм готов.

В заключении, я хочу угостить вас индийским сувениром – чаем.

Урок географии по теме «Индия». 11-й класс

Цель: Обобщить знания, полученные при изучении страны.

Задачи:

1. Закрепить изученный материал по данной теме.
2. Развитие интереса к предмету.
3. Способствовать развитию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Оборудование: карты Индии (физическая, экономическая), атласы, мультимедийный проектор с подготовленной презентацией, учебник.

Технология: Игровая.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Провести жеребьёвку, разбить класс на 2 команды.

Темы и вопросы. (Презентация)

1. ЭГП.

  1. Какое место в мире занимает по площади? (7 место.)
  2. Площадь государства? (3,3 млн км2.)
  3. На какой равнине расположено государство? (Индо-Гангской. )
  4. Укажите состав территории государства. (П-ов Индостан, Лаккадивские, Андаманские, Никобарские о-ва.)
  5. Перечислите, с какими государствами граничит Индия. (Пакистан, Непал, Китай, Бутан, Мьянма, Бангладеш. По Гималаям граница не обозначена.)

2. Государственное устройство.

  1. Государственный строй Индии (Федеративная республика.)
  2. Исполнительная власть (правительство во главе с премьером.)
  3. Столица и административно территориальное деление (Дели. 28 штатов и 7 союзных территорий.)
  4. Чем знаменателен для Индии 1950 год? (Индийский союз стал Республикой Индия.)
  5. Индийский национальный лидер, возглавивший Индийский национальный конгресс. В 1915 г разработал тактику ненасильственной борьбы против колонизаторов, которая подразумевала бойкот английских товаров, отказ от сотрудничества с англичанами. (Махатма Ганди.)

3. Население.

  1. Какое место в мире занимает Индия по численности населения? (2-е место.)
  2. Какова плотность населения Индии? (329 человек на квадратный км, 2-е место в мире.)
  3. Какое количество официальных языков определено в конституции Индии? (21 язык, 1625 диалектов.)
  4. Что такое касты? Какие касты вы знаете? (Касты – замкнутые группы людей. Высшие – брахманы и военно-землевладельческая касты, более низкие – торговцы, ремесленники и т.п., низшая каста “парии” – неприкасаемые.)
  5. Какую демографическую политику проводит правительство? Добились ли власти таких результатов как в Китае? (В каждой семье один мальчик и одна девочка. Демографическая политика провалилась.)

4. Хозяйство.

  1. Какой вид транспорта преобладает в Индии. (Железнодорожный.)
  2. Какую долю от всего населения составляет сельское? (2/3).
  3. Что означают термины “зелёная революция”, “белая революция”? (“Зелёная революция” – обеспечение Индии зерновыми культурами: пшеницей, рисом; “белая революция” – самообеспечение Индии молоком и молочными продуктами.)
  4. Какой вид тяжёлой промышленности занимает 1-е место в структуре промышленности Индии? (Добывающая промышленность: 9% железной руды мира, 15% марганцевых руд, бокситы, золото, алмазы, драгоценные камни.)
  5. Объясните, почему районы концентрации тяжёлой промышленности сосредоточены на северо-востоке страны. (Месторождения коксующегося угля соседствуют с месторождениями железной руды.)

5. Культура.

  1. Что такое “Болливуд”? (Киноиндустрия.)
  2. Перечислите основные религии Индии. (В Индии 80 % населения исповедуют индуизм. Вторая распространённая религия это ислам с около 13 % последователей. В Индии зародились и существуют буддизм, джайнизм и сикхизм. 2 % населения исповедуют христианство. С Индией также связаны иудаизм и зороастризм; в стране эти религии имеют по несколько тысяч последователей.)
  3. Почему корова у индийцев считается священным животным? (Корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость.)
  4. Что означает традиционный жест индийцев, когда он поднимает соединенные ладони к подбородку, как для молитвы, и покачивает головой со словами: (Таким образом, местные жители приветствуют друг друга.)
  5. Это чудо света находится в городе Агра на севере Центральной Индии. Считается жемчужиной индо-исламской архитектуры. Могольский правитель Шах-Джахан воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены, умершей в 1631 году. (Тадж-Махал.)

III. Подведение итогов.

Использованные ресурсы

  1. https://urok.1sept.ru/articles/531159/
  2. http://guzvenag.ucoz.ru/
  3. http://go.mail.ru/search_images http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1150/%D0%98%D0%9D%D0%94%D0%98%D0%AF http://news.rambler.ru/12158228/
  4. http://900igr.net/kartinki/geografija/KHarakteristika-Indii/006-Gosudarstvennye-simvoly-Indii.html
  5. http://mostinfo.su/301-chislennost-naseleniya-stran-mira-v-2013-godu.html http://samogo.net/articles.php?id=4240
  6. http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=1392
  7. http://forexaw.com/TERMs/Society/People_and_nation/l769
  8. http://www. rulez-t.info/foto_pics/19999-indiyskie-zheleznye-dorogi.html
  9. http://www.syl.ru/article/70694/selskoe-hozyaystvo-indii
  10. http://www.metalinfo.ru/ru/news/64765

Республика Индия. География, 7 класс: уроки, тесты, задания.

1. Географическое положение Индии

Сложность: лёгкое

1
2. Рельеф Индии

Сложность: лёгкое

1
3. Визитка страны

Сложность: лёгкое

1
4. Границы

Сложность: среднее

2
5. Полезные ископаемые

Сложность: среднее

2
6. Климат Индии

Сложность: среднее

2
7. Население Индии

Сложность: среднее

2
8. Сельское хозяйство

Сложность: среднее

2
9. Главные экономические центры Индии

Сложность: сложное

3

Урок 21.

Индия | Поурочные планы по географии 11 класс

Урок 21. Индия