Содержание

Урок 35 ПЕРЕНОС СЛОВ ПО СЛОГАМ

 

 

    Все танцуйте вместе с нами –

    Раз, два, три!

 

активно участвуют

в физкультминутке

 

5. Развитие речи.

Составление загадок (упр. 110).

Работа в рабочей тетради (№ 68)

Групповая,
индивидуальная.

Словесный,
творческий,
практический. Составление
загадок, письмо

Предлагает прочитать слова
и составить из них две загадки про музыкальные ноты.

– Запишите загадки, одно
из слов разделите для переноса

Читают слова, составляют загадки, записывают их, делят слова

для переноса

Из слов и словосочетаний составляют загадки, соблюдая логику изложения.

Умеют работать коллективно

Составление загадок, письмо

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Слова, отвеча-ющие на вопрос: кто? Ударение. Перенос слов (упр. 106)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,

практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте текст. Поразмышляйте над вопросом к нему.

– Выпишите слова с указанными признаками

– Настовички – зайчата, родившиеся весной,
когда снег покрыт настом. Листопаднички – зайчата, родившиеся
осенью

Устанавливают причинно-следственные связи. Объясняют происхождение слов и их значение. Группируют слова по выделенным критериям

Беседа по вопросам, письмо

2. Работа в рабочей тетради
(№ 65, 66, 67)

Парная, инди-
видуальная.
Словесный,
практический. Упражнение

Комментирует задания,
контролирует их выполнение

Вставляют пропущенные буквы, делят слова на слоги и для переноса, подбирают и записывают слова

Работают в паре, контролируют действия партнера. Выполняют учебные действия по алгоритму. Применяют полученные знания

Упражнение

Урок русского языка во 2-м классе «Деление слов на слоги»

Цели: развивать умение делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков; формировать умение списывать слова; развивать внимание, мышление, воображение, речь учащихся; прививать любовь к родному языку, природе.

Оборудование:

  • картина “Золотая осень” И.Левитана и В.Мешкова “Золотая осень в Карелии”;
  • палитра осенних красок;
  • карточки с подсказками;
  • диск с музыкой П. И.Чайковского “Времена года”.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему. (Звучит музыка из альбома П.И.Чайковского “Времена года”.)

Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится?

Кружатся листья над дорогой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушки и полян.
Мы идём и под ногами
Слышим шорох золотой,
Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

– Правильно, это стихотворение написано об осени. Принесла нам Осень в подарок эти замечательные листочки, да не простые, а с заданиями. Хочет Осень проверить: всё ли вы о ней знаете, нравится ли она вам?

  1. Сообщение темы урока.

Задание 1.

– Выполнив первое задание, вы узнаете тему урока.

– Найдите слова на изученные правила. Выделите орфограмму и расскажите правило.

“Выбивание слов”.

очарование

ча – ща

слово

чудесные

чу – щу

слоги

пушистые

ши – жи

мороз

парный согласный

– Объясните значение слова “очарование”. (Действие чар, чарующая, обворожительная сила чего-нибудь. По Ушакову, толковый словарь. Прельщать, пленять, влюблять кого-то в себя. По Далю).

– Что общего в словах “слово, слоги”?

– А в чём заключается разница?

– Глядя на эти слова, попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

– Прочитайте тему урока:

“Деление слов на слоги”.

– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно делить на слоги слова, записывать их, проговаривая по слогам.

– С первым заданием вы справились, молодцы! Давайте поставим этот листик в вазочку.

4. Работа над темой урока.

Задание 2.

“Интеллектуальная разминка”.

– Вот и второй листик с заданием к нам прилетел.

– Осень, время сбора урожая. Знаете ли вы, какие овощи собирают осенью, мы сейчас проверим. Отгадайте загадки, которые для вас приготовила Осень, отгадки запишите, проговаривая их себе по слогам.

(показ иллюстраций овощей)

На одном быке 7 шкур (лук).

2. Над землёй трава,

Под землёй – алая голова (свёкла).

3. Маленький, горький, луку брат,

К пище приправа, а на микробов – управа (чеснок).

4. Под листочком, у оградки,

Лягушонок спит на грядке:

Весь зелёный, прыщеватый,

А животик беловатый (огурец).

5. Красный Макар по полю скакал и в борщ попал (перец).

6. Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели, да хвалили (картофель)?

Стоит матрёшка на одной ножке,
Закутана, запутана (капуста).

– Назовите односложные слова. Почему мы их называет односложными?

– Назовите двусложные слова, трёхсложные. Докажите. Разделите слова на слоги, под гласными ставьте точку.

– А четырёхсложные, пятисложные слова бывают? От чего это зависит? (от количества гласных в слове). Каким правилом вы пользовались при делении слов на слоги? Какие бывают слоги, давайте прочитаем в учебнике на стр. 58.

– Молодцы! И со вторым заданием вы справились отлично!

Задание 3.

– Вы подтвердите свои ответы, если выполните третье задание, которое

приготовила для вас Осень.

– Прочитайте стихотворение Владимира Степанова “Воробей”.

На доске:

В. Степанов

ВОРОБЕЙ

Заглянула осень в сад —
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,

А запеть –
Стесняется.

– Как вы понимаете слова автора “жёлтые метели”, “запеть стесняется”.

– Сейчас мы будем списывать часть этого стихотворения в тетрадь. Напомните, пожалуйста, как правильно списать стихотворение?

– Обратите внимание на выделенные буквы в словах.

– 1 вариант – спишите только 2 строчки, разделит слова на слоги, и поставьте ударение, 2 вариант – спишите 4 строчки и тоже разделите слова на слоги, поставьте ударение.

– Какое правило будете использовать при делении слов на слоги? (хором)

– Кто нашёл четырёхсложные слова?

– Приготовьте сигнальные карточки. Проверка.

– Умницы! И с этим заданием вы справились!

Задание 4.

Листик. Физминутка. (под музыку)

– А с этим листиком осень вам предлагает отдохнуть.

Представили листопад. Ветерок подул на листик, он сорвался с дерева и закружился по кругу (следим глазами за листиком), вправо, влево.

Закрыли глаза. Открыли. Сделали глубокий вдох, выдохнули на четыре счёта.

– Наш лист приземлился в вазу.

Задание 5. Логически – поисковое.

Анаграммы.

– Какое интересное следующее задание!

– У Осени слова рассыпались. Давайте ей поможем! Соберите их и скажите, какое слово лишнее. Почему?

Еястньбр Бкроять Атрм Няьобр (карточки названия месяцев)

– Запишите слова, разделите на слоги, поставьте ударение.

сентябрь октябрь ноябрь (карточки)

– Что общего в этих словах? – Чем отличаются?
* названия месяцев *номером (поставьте в нужном порядке)
* в конце мягкий знак * 2 месяца начинаются с согласной, а один с гласной
* 2 слога * количеством букв
* 2 слог ударный  

На доске: (пословица об осени)

Осень припасиха – зима прибериха.

– Объясните смысл пословицы.

– Подобрать синоним к слову “припасиха”, т. е. близкое по значению (собирает, запасает, заготавливает).

– Спишите пословицу. Разделите слова на слоги.

– Поменяйтесь тетрадями, побудьте учителями, проверьте друг у друга это задание.

– Поднимите руку, у кого нет ни одного исправления. Умницы!

– Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием!

Задание 6.

Стихи.

– А что же нам принёс вот этот листик? Я сейчас посмотрю!

– Послушайте отрывки из стихотворений и скажите одним словом, какого цвета осень?

Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Стоит над светлою поляной
Весёлой пёстрою стеной.
Вот художник, так художник –
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным, (карточка)
Но совсем не так как летом.

– Какие именно цвета, давайте уточним. Названия цветов прячутся в отгадках загадок.

1. Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит.

(Солнце)

– Какого цвета солнце? Как по-другому можно назвать жёлтый цвет?

(жёлтый – золотой)

2. Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

– Какого цвета морковь?

(оранжевый – рыжий)

3. В сенокос – горькая,

А в мороз – сладкая.

Что за ягодка?

– В какой цвет окрашены гроздья рябины?

(красный – алый, бордовый)

4. Эти кусты цветут в мае (сиреневый – лиловый).

(по мере отгадывания открывается палитра красок)

– Посмотрите на картину Исаака Левитана “Золотая осень” и В. Мешкова “Золотая осень в Карелии” и скажите, правильно ли мы выбрали цвета?

– Вам очень нравится осень, потому что вы отлично справились со всеми её заданиями.

– Все листочки облетели, но это не беда! Зато, у нас получился красивый букет, который будет радовать нас ещё много дней.

6.Итог урока.

– Наведите порядок на столе.

Задание 6.

– Чему учились на уроке? (учились делить слова на слоги)

– Как определить количество слогов?

Задание 7.

Расскажите, нравится ли вам осень. Как вы относитесь к этому времени года? Используйте мои слова подсказки.

(на столе у детей подсказки)

Я доволен….  
Я благодарен……. Мне приятно……..
Я восхищаюсь……. Меня удивляет………
Мне нравится….. Я согласен…….

– Послушайте, какие замечательные стихи написаны об осенних месяцах.

В сентябре, в сентябре
Много красок на дворе.
Мы их вместе соберём,
Пёстрой песней назовём.
А небо то нахмурится,
То снова синева,
И пёстрая на улице
Осенняя листва.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешенной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.

– Спасибо за урок!

IV. Итог урока.

План-конспект открытого урока «Чтение слогов Ма ,Му

Дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный. Давайте сделаем так, чтобы мы им понравились.

Глазки ваши пусть не просто смотрят,
а все видят и запоминают.
Ушки ваши пусть непросто слушают,
а все слышат.
И не допускайте, чтобы язычки ваши
забегали вперед ума.

У вас на партах лежат кружочки – красный, желтый.
Красный – прекрасное настроение, желтый – плохое, какое у вас настроение в начале урока, поднимите кружочки. Замечательно, значит можноначинать работу.

Звук.

Нам пришло сообщение. Давайте, посмотрим от кого оно. Это мишка нам отправил сообщение. Давайте послушаем.

Целый день сижу я с книжкой
То мычу, то блею
Я не знаю, что мне делать
От тоски бледнею.
Одна буква хромоножка,
А другая – с челкой вбок
Третья мне рисует рожки
Разлеглась как пирожок.
Что мне делать я не знаю
Я хочу к вам на урок
С вами я позанимаюсь
знаю точно, будет толк.

Ребята, мишка хочет вместе с нами научиться читать. Поможем мишке?

Да

Наш урок начнем с разминки.

Вспомним изученный материал.

Давайте сначала повторим чем отличается буква от звука?

Буквы Звуки

видим пишем читаем слышим произносим

-Кто расскажет стихотворение о звуке?

(Мы не можем звук увидеть

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.)

-С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

(А, О, У, М, С.)

-Какие бывают звуки речи?

(Гласные и согласные.)

-Как мы можем определить гласный это звук или согласный? Назовите признаки гласных звуков.

(Гласными можно петь, тянуть, кричать, воздух проходит свободно, без преград.)

-Расскажите стихотворение про гласный звук.

(Гласные тянутся песенкой звонкой

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.)

-Приведите примеры гласных звуков.

(А, У, О.)

-А теперь назовите признаки согласных звуков.

(Согласные мы произносим с преградой. Нам мешают губы, зубы или язык.)

-Расскажите стихотворение о согласных звуках.

(А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.)

-Приведите примеры согласных звуков.

(М, С.)

-Мы с вами говориле о звуке. Мы их слышали, произносили, а что образуется если соединить гласный и согласный звук?

(Слог.)

-Правильно, ребята, от слияния гласных звуков с согласными образуется слог.

-Как определить количество слогов слове?

(По количеству гласных в слове. Сколько в слове гласных, столько и слогов. )

-Давайте разделим слова на слоги. Сейчас какое время года?

(Зима.)

-Я буду загадывать загадки, а отгадки мы будем делить на слоги. Вы готовы?

  1. Все его зимой боятся
    Больно может он кусаться
    Прячьте уши,щёки, лёд В этом слове – слога
    Ведь на улице ….(мороз)

  2. На деревьях, на дорожках
    На ребячьих на сапожках
    Он зимой слежит на всех В этом слове – слога
    Ну конечно это….снег Докажи, почему?

  3. мы слепили снежный ком В этом слове – гласные
    Шляпу сделали на нём
    Нос приделали и вмиг В этом слове – слога
    Получился….снеговик

  4. У мороза внучка есть
    Ей всегда на ёлке честь
    Она известна там и тут В этом слове – слога
    Скажите как её зовут. (снегурочка)

  5. В гости прилетела
    Звездочка хрустальная
    На лодошку села В этом слове – слога
    От тепла растаяла. (снежинка)

  6. Зима на крыше серые
    Бросает семена
    Растит морковки белые В этом слове – слога
    Под крышею она. (сосульки)

  7. Он появится тогда
    Когда замерзнет пруд, река
    На нем так трудно удержаться В этом слове – слога
    Но любим по нему кататься (лед)

-Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Давайте немного поиграем. У нас есть домики и в них живут буквы. Назовите их.

А У О С М

-А теперь послушайте задание. Животные в лесу заблудились. Каждый из них должен найти свой домик. Давайте поможем им. С какого звука начинается название животного, в домик с такой же буквой заселяется.

-Это кто? (Собака.)

-В какой домик заселяется? (в домик с буквой С.)

-Докажи.

(Собака-первый звук С, поэтому заселяем в домик с буквой С.)

И т. д. Ослик, медведь, аист, мышь, сова, антилопа, утка.

-Молодцы, ребята. Вы правильно расселили животных. А теперь повторим домашнее задание. Перед этим сделаем зарядку для язычков. (Проговариваем чистоговорку).

(Чики-чики-чики-чок

Не стесняйся язычок,

Не ругайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись.

Где-то собаки рычали

Р-р-р-р-р-р-р-р

В стойле коровы мычали

М-м-м-м-м-м-м

Мимо машины бежали

В-в-в-в-в-в-в-в-в

В комнате мухи жужжали

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

Листья под ветром шумели

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш

А комары все пели

З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.)

-Читаем слоги на доске.

ас ам уа ау ус

ос ом ум ам ос

Ус ум ус ум ас

-Молодцы, ребята. Что мы сейчас с вами делали?

(Повторение.)

-Вы наверное устали. Давайте проведем физминутку.

(Физминутка)

-Ребята, посмотрите на доску. Корова потеряла свой голос на лугу. Дети давайте поможем корове и восстановим его голос. Как мычит корова?

(Му).

-Давайте составим этот слог. Какой звук мы произносим первым?

(М-м-м)

-Давайте найдем букву, соответствующую этому звуку и поставим на стол. Му-какой звук второй?

(У.)

-Находим букву, соответсвующую звуку У. И ставим рядом с М. Прочитаем вместе — Му.

А теперь работаем по учебнику, назовите соме любимое слово всех детей на свете?

Мама

Делите слово на слоги.

Сколько слогов? 2.

Какие они? Одинаковые.

Выкладываем первый слог.

МА

Первый звук М – находим букву, соответстувующую звуку.

Второй звук А – находим букву, соответстувующую звуку.

Второй слог такой же. Читаем первый слог, читаем второй слог. Читаем вместе два слога. Мама. Что у нас получилось? Слово.
Да ребята, если соединять слоги, то получится слово.

-Правильно, молодцы. А теперь работаем по букварю. (стр. 14)

1.Чтение слогов

ма му му

му ма мо

2.Составление слов с этими слогами.

Ма (Мама, Маша, маска,машина, магазин, масло и т. д.)

Му (Мусор, музыка, муха, мухомор и т. д.)

Мо (Море, мост, мох, мода и т. д.)

Теперь работаем в группах.

Вы должны составить рассказ по этим картинкам. Так, вы уже готовы? Ответы лидеров групп.

Ребята по картинкам вы составляли рассказ. Рассказ состоит из чего? Из предлжений. Правильно.

Посмотрите на эти картинки и скажите, что их объедитняет? Это времена года. Правильно. Ребята посмотрите как прекрасна природа в любое время года. А чтобы она оставалась такой же красивой, что мы должны делать? Давайте вспомним о чем мы говорили на уроке окружающий мир.

Нельзя ломать ветки деревьев.

Нельзя мусорить.

Нельзя рвать и топтать цветы.

Нельзя разорять гнезда птиц.

Молодцы ребята! Никогда не забывайте правила поведения на природе.

Ребята, а какое у вас настроение в конце урока? Покажите кружочками. Отлично. У вас такое же прекрасное настроение, как и в начале урока.

Подведение итогов.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Что было интересным для вас?

-Что вызвало затруднения?

-Ну что мишка? Мы смогли тебе помочь в учебе?

Научился я читать разные книжонки.

Не забудет ваш урок бурый медвежонок.

Говорит «спасибо вам» добрый шалунишка.

Дарит мед в подарок вам ваш приятель мишка.

Мед очень полезный продукт, в нем много витаминов, а впереди зима и нам надо пить чай с медом, чтобы не болеть. И мы теперь всю зиму будем пить чай с медом. Давайте хоромскажем мишке «спасибо» и «до свидания». С нашими гостями мы тоже попрощаемся. До свидания!

Тест № 3. Тема: «Перенос слов». | Тесты закрытого типа по русскому языку

Тест № 3. Тема: «Перенос слов».