Урок окружающего мира по теме «Зона лесов». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Приветствие.

Здравствуйте,  ребята. Сейчас у нас урок окружающего мира. Сегодня на уроке мы будем говорить о природных зонах нашей страны.

2. Проверка домашнего задания.

Сейчас вам предстоит вспомнить особенности изученных природных зон и некоторых представителей их растительного и животного мира.

О какой природной зоне идет речь?

– Белый мох на скале,  а в расщелине лед.
Старый снег залежался,  не тает.
Ледяная пустыня на мили вокруг
А тепло здесь совсем не бывает. (Арктика)

– Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная,   холодная,  длится 8 – 9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днем.

(Тундра)

– Назовите растение,  которое встречается в зоне Арктики и в зоне тундры. (Мох)

– Полярная лисица. (Песец)

– Это хищное животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выходит на сушу только для сна и отдыха. В такие моменты можно слышать его голос,  похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает 2 метров. (Тюлень)

– Основной корм для оленей. (Ягель)

– Этот обитатель Крайнего Севера быстро передвигается по льду. Ловко плавает и ныряет. Питается главным образом тюленями и рыбой. (Белый медведь)

– Самый крупный зверь тундры. (Олень)

– Это растение – ближайший родственник малины,  однако не кустарник,  а однолетнее травянистое растение. (Морошка)

– Весь организм этой хищной птицы приспособлен к ночной охоте,  у нее бесшумный полет,  огромные глаза,  которые дают возможность видеть в темноте,  острый слух. Побеление оперения связано с усиленным выделением тепла. (Полярная сова)

– Одно из самых распространенных тундровых растений. Его плоды – синеватые,   округлые ягоды с сизым налетом. (Голубика)

– О каком явлении идет речь:

Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе,  словно огромная радуга,  и из нее то и дело вылетали вверх тысячи разноцветных лучей. (Полярное сияние)

3. Объявление темы урока.

Приложение 1. Слайд 1.

Один поэт сказал о лесе:

“Здравствуй,  лес,  дремучий лес”. Что значит дремучий? (это значит темный,   непроходимый).

Но ведь не все леса темные.

Приложение 1. Слайд 2.

Какой лес изображен? (Светлый,   веселый)

Мы будем исследовать природу лесной зоны. Что значит “исследовать”? (Подвергать научному изучению,  тщательно рассматривать.)

Сегодня мы должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные,  а другие светлые.

3. Изучение новой темы.

Работа с картой “Природные зоны России”.

Вся лесная полоса состоит из 3 подзон. В северной части преобладают хвойные деревья,   которые образуют труднопроходимые леса. Это и есть тот самый дремучий лес. Эту территорию называют тайгой.

Южнее тайги расположена зона смешанных лесов.

Еще южнее находятся широколиственные леса.

Где находится лесная полоса по сравнению с зоной тундры? (Южнее зоны тундры) Приложение 1. Слайд 3.

Верно,  запишите это в тетрадь.

Солнце поднимается здесь выше,   светит дольше.

Здесь ярко выражены все 4 времени года,   зима холодная,  а лето теплое.

Приложение 1. Слайд 4.

Запишите в тетради,  в какие погодные условия мы с вами попали в зоне лесов.

Итак,  на какие подзоны делится зона лесов?

Приложение 1. Слайд 5.

Сейчас каждая группа с помощью дополнительной литературы исследует растения одной из подзон и подготовит небольшой рассказ. При составлении рассказа пользуйтесь планом исследования.

1 группа исследует тайгу. Приложение 2.

2 группа исследует смешанные леса. Приложение 2.

3 группа исследует широколиственные леса. Приложение 2.

5 минут на подготовку,  далее заслушиваем рассказы групп.

В процессе каждого рассказа меняются слайды в презентации в соответствии с темой рассказа. Приложение 1. Слайды 6-17.

В отличие от других зон,  леса отличаются разнообразием животного мира. Это можно объяснить тем,  что в лесу наиболее благоприятные для них условия. Лес – это жилище для зверей и птиц,  их дом,  убежище от врагов. Лес кормит всех обитателей.

Сейчас я буду вам загадывать загадки,   а вы подумайте,  о каком животном идет речь?

Приложение 1. Слайды 18-20.

Хозяин лесной,  просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. Медведь

Через поле напрямик
Скачет белый воротник. Заяц

Кто на своей голове лес носит? лось
Кто зимой холодной бродит злой,  голодный? волк

Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотину?

бобры

С ветки на ветку,  быстрый как мяч,
Прыгает по лесу,  рыжий циркач. Белка

Днем спит,  ночью летает? филин

Черный жилет,  красный берет,
Нос как топор,  хвост как упор. Дятел

5. Закрепление.

Блиц-турнир “Я знаю лес”.

  1. Какой лес называется тайгой?
  2. Назовите дерево: высокое,  стройное,  с желтовато-красной или бурой корой,  ветви только на вершине,  хвоинки длинные,   расположены попарно,  шишки маленькие,   округлые.
  3. Какое особое отличие есть у лиственницы?
  4. Плодами какого дерева являются желуди?
  5. Какое дерево при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

6. Подведение итогов.

Итак,  о какой природной зоне мы с вами говорили сегодня? На какие 3 подзоны делится зона лесов? Почему одни леса темные,  а другие светлые?

Вы хорошо работали,  молодцы.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание: придумать вопросы для одноклассников по теме “Зона лесов”.

Презентация

Приложение

2.04.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Природная зона лесов — Начальные классы

План описания природной зоны

1.Географическое положение зоны.

2. Климатические условия.

3. Растительность.

4. Животный мир.

5. Занятия населения

Автор: Шагрова Е.В. Учитель начальных классов МОСШ№14 г.Нижневартовск

В направлении с севера на юг

сменяются несколько природных зон:

ледяная зона, зона тундры, зона лесов,

зона степей, зона пустынь.

Автор: Шагрова Е.В. Учитель начальных классов МОСШ№14 г.Нижневартовск

Зона лесов

Русский лес —

одна из великих и животворных стихий нашей природы!

Зона лесов занимает больше половины территории России. Здесь много водоёмов, лугов. Немалую часть лесов люди вырубили, чтобы построить города и поселки, шоссейные и железные дороги, создать поля и сады

тайга

смешанный лес

широколиственный лес

Глухомань тайги и роскошь дубрав, торжественный строй сосен в борах и чащи белоствольных березняков, северные редколесья с болотами и перевитые лианами дальневосточные дебри — все это разные лики явления, имя которому — лесная зона.

Климат

Зона лесов занимает больше половины территории России.

По всей этой полосе благоденствуют самые могучие и многолетние формы растительного мира — деревья. Зона лесов — это очень широкая полоса и климат здесь разный.

На севере — лето намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями, да и для других растений. Эти деревья и растения образуют хвойные леса — тайгу.

Южнее климат становится мягче, зимы не так суровы, нет вечной мерзлоты, лето достаточно тёплое и продолжительное. Здесь находятся смешанные леса. Южнее растут широколиственные леса. В лесной зоне выпадает довольно много осадков. Для роста и развития растений достаточно тепла и влаги.

Растительный мир

В тайге:

  • хвойные деревья — ель, сосна, лиственница, пихта;
  • кустарнички: брусника, черника;
  • травы: кислица, майник, седмичник;
  • мхи.

В смешанных лесах:

  • кустарники: орешник, бересклет, жимолость.
  • травы: сныть, копытень, зеленчук, медуница

В широколиственных лесах:

теплолюбивые растения, деревьями с широкими, крупными листьями — дуб, клён, липа.

Деревья

дуб

пихта

ель

липа

клён

Кустарники

орешник

жимолость

Кустарнички и травы

кислица

брусника

черника

медуница

сныть

  • Птицы тайги.
  • Животные тайги.
  • Животный мир смешанного и широколиственного леса.

Животные

птицы

звери

насекомые

земноводные

  • Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы, обилие насекомых, мелких зверей.
  • Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Среди густой зелени не сразу заметишь гнездо птицы или нору зверька. Строят птицы свои гнёзда и в дуплах деревьев. В таком укрытии и тепло и безопасно.
  • Под корягами, валежником делают себе норы барсуки, лисицы, в глухих местах находят убежища волки.
  • Жизнь многих лесных зверей связана с деревьями. В дуплах поселяются часто белки, куницы. Они легко перепрыгивают с дерева на дерево.
  • Куницы и горностаи питаются в основном мышами. Рыси— мелкими зверьками, особенно зайцами. Это — животные-хищники.
  • В лесах живут не только звери, птицы, насекомые. Но и лягушки, жабы, змеи (гадюка, уж).

барсук

лисица

горностай

волк

куница

белка

лось

бобр

В лесах живут жабы, лягушки, змеи — гадюки и ужи. В Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.

уж

жаба

лягушка

гадюка

Рысь

Бурый медведь

Заяц-русак

кедровка

клёст

соловей

зяблик

Мохноногий сыч

Тетерев

Глухарь

Черный дятел

В тайге встречается больше мошек и комаров, особенно в заболоченной местности. Другие насекомые живут в смешанных и широколиственных лесах

Дом для растений,

животных,

грибов.

Защитник воздуха,

водоемов

и почв

Значение леса

Источник

древесины

источник ягод, грибов,

лекарственных растений

Место отдыха

для человека

Использование древесины

Из древесины получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотоплёнку и киноплёнку, лаки и краски, пластмассы и много-много других необходимых изделий

Раньше людям казалось — лесов так много, что вырубить их просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Нужно бережно, по-хозяйски использовать леса, а вырубленные обязательно восстанавливать.

Не оставляй в лесу мусора!

  • Лес теряет свою красоту, если он захламлен! Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнется пожар.
  • Очень опасны в лесу костры. Одна маленькая искра или тлеющий уголек могут вызвать пожар.

Охрана леса

Человек — часть природы. В природе все тесно связано между собой. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Человек стремится не причинять вред природе, чтобы она как можно меньше страдала от его вмешательства, так как он понимает значение леса в его жизни и жизни планеты. Поэтому люди стали создавать заповедники и принимать участие в охране природы.

Охрана животных и растений

В лесной зоне встречаются редкие растения и животные. Многие из них занесены в Красную книгу. На территории зоны лесов существует много заповедников и заказников, ведется борьба с браконьерами

Заповедники

На конец 2002 г. в России действовало 100 государственных природных заповедников во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 69 субъектах Российской Федерации. Одними из самых известных заповедников являются Баргузинский, Курильский, Комсомольский-на-Амуре.

Баргузинский заповедник

  • Заповедник расположен в Бурятской АССР, на западном склоне Баргузинского хребта, включая северо-восточное побережье Байкала и часть акватории озера.
  • Создан в 1916 году для сохранения и увеличения численности баргузинского соболя. Охраняются горно-таёжные ландшафты этого района. Обитают: лось, кабарга, бурый медведь, черношапочный сурок, каменный глухарь, у побережья — лежбища нерпы. В реки заходят на нерест омуль, сиг, осётр, хариус, таймень, ленок.

Курильский заповедник

Заповедник находится на Дальнем

Востоке, в Сахалинской области. Он

расположен на острове Кунашир и ещё

нескольких находящихся рядом

островах Малой Курильской гряды.

Заповедник разделен на три участка.

Целью создания заповедника является

сохранение и изучение природных

процессов и явлений, генетического

фонда растительного и животного мира,

отдельных видов и сообществ растений

и животных, типичных и уникальных

экологических систем южных

Курильских островов.

Природные комплексы заповедника

являются уникальными и аналогов в мире не имеют.

Комсомольский-на Амуре  заповедник

Обширная и во многом своеобразная территория Нижнего Приамурья обладает лишь единственным заповедником, где охраняется участок Амурской поймы. Он расположен на гористом левобережье Амура, приблизительно посредине расстояния от устья Уссури до впадения Амура в море.

В настоящее время в заповеднике описано 12 видов земноводных и пресмыкающихся, 236 птиц, 45 млекопитающих. Многие из них занесены в Красную книгу Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Комсомольского заповедника являются научно-исследовательские работы, природоохранные и экологические мероприятия.

Вывод

  • В зону лесов входят хвойные леса (тайга), смешанные и широколиственные леса.
  • Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды.
  • Люди любуются красотой леса, отдыхают в нем, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения.
  • Растения и животные лесов очень разнообразны. Многим грозит исчезновение.
  • Леса нужно беречь!

Фото:

http://www.photokonkurs.com/uploads/img/2007-03-21/LANDSCAPES/125477.jpg слайд 1

http://www.bankoboev.ru/oboi_leto_v_lesu.s.htm слайд 5

http://foto.mail.ru/mail/aleks50_50_50/6520/6790.html тайга

http://www.wallon.ru/photo/nature/smeshannye_gustye_lesa/22-0-15712 смешанный лес

http://www.ecosystema.ru/08nature/world/fe/04.htm широколиственный лес

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed =

http://www.samara-photo.ru/browse/mode.visits.cat.3.p.222.html дубрава слайд 9

http://www.interesplus.ru/gallery/postcards.php?image_id=727&mode

=search&sionid=2e25b4d433bdcd9373408870ab007c94 тайга слайд 9

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0

%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0&p=1&img_url

=www.dombayinfo.ru%2Fimg%2Ffoto_arkhiz19.jpg&rpt=simage слайд 11

http://club.foto.ru/gallery/photos/author.php?page=1&author_id=201967&sort=comments слайд12

http://www.blikst.ru/nat/nature.html слайд13

  • http://club.foto.ru/gallery/photos/author.php?page=1&author_id=201967&sort=comments слайд12 http://www.blikst.ru/nat/nature.html слайд13

http://www.photosight.ru/photos/category/3/?pager=2338 сосны слайд 15

http://www.playcast.ru/?module= берёза

http://www.ua.allbiz.info/g653834/ ель

http://www.roslist.ru/kuplyaprodazha/id_158714 пихта

http://www.rasteniya-tatarstan.ru/lekarstvennye-rasteniya/dikorast-lekarstv/derevya-kustarniki/ дуб

http://slaviy.ru/facts/rodnoverie/page/28/ клён

http://batfx.com/lofiversion/index.php/t2555.html липа

http://www.westernhorse.ru/php/vet/kislitza.php кислица

http://justsite.wordpress.com/2009/10/19/таинство-деревьев/ орешник

http://travi.ucoz.ru/blog/2010-11-30 брусника

http://www.woman-today.ru/themes/diets/10069/?page=1 черника http://just-meller.livejournal.com/109266.html жимолость http://www.nature.chita.ru/Plants/Flowers/Boragin/index.htm медуница http://www.darlesa.ru/2009/09/ сныть http://fotozveri.ru/medved.html медведь http://ziza.qip.ru/2006/12/08/ljagushki_39_foto.html лягушка слайд 19 http://www.max-foto.info/birds/aist/fotografiya-aista-v-gnezde аисты Шмель- авторская фотография http://www.photosight.ru/photos/245974/ лягушка слайд 23 http://www.floranimal.ru/pages/animal/g/1534.html гадюка http://zoopodolsk.ru/animals/zmei/69-uzh-aziatskij-polosatyj.html уж http://www.photosight.ru/photos/305955/ жаба http://www.liveinternet.ru/photo/2936124/post16509995/ рыси http://www.floranimal.ru/gallery_his.php?flid=1294 тетерев http://go.mail.ru/search_images?q=%E1%F3%F0%FB%E9+%EC%E5%E4%E2%E5%E4%FC&rch=l&fr=rc медведь http://www.apus.ru/site.xp/049051052054124049056049048.htmlзаяц -русак http://foto.mail.ru/inbox/peregudov2009/ptica/11509.html мохноногий сыч http://www.zoovet.ru/petfoto.php?id=5256&pid=508глухарь http://rbcu.ru/gallery/Lapponicus_1955/2109/19962/кедровка http://birds-altay.ru/page/15/чёрныйдятел http://darwin.museum.ru/expos/floor2/vid_1_2.htm клёст

http://www.photosight.ru/photos/2087430/ зяблик

http://gorinov.spb.ru/15solovey07v.htm соловей

http://nayki.ru/news69084.html пчела

http://someideas.ru/2009/07/06/%D0%B

F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0/ муравейник

http://www.photosight.ru/photos/1068861/божья коровка

http://ppcsoft.narod.ru/mobilewallpapers/animals/index3.htm бабочка

http://www.lookandtravel.ru/?page_id=1850&show=gallery барсук

http://www.goodfon.ru/wallpaper/117286.html волк

http://dirty.ru/comments/225875 горностай

http://copypast.ru/2007/10/26/zabavnye_belki_49_foto.html белка

http://www.zooclub.ru/wild/hish/100.shtml куница

http://www.sniper.ru/i/img_doc/los2.jpg лось

http://fotopets.ru/publ/foto_gryzunov/porody_gryzunov_v_foto/foto_bobra/34-1-0-79 бобр

http://victoria.gorod.tomsk.ru/index-1307867204.php Баргузинский заповедник

http://oopt.info/kuril/photo/01.html Курильский заповедник

http://ru.wikipedia.org/wiki информация о Курильском заповеднике

http://russia.rin.ru/guides/6420.html информация о Комсомольском-на-Амуре  заповеднике

multiurok.ru

Окружающий мир в 4-м классе по теме «Зона леса»

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром. Обратить внимание на экологические проблемы, возникающие по вине человека.
  2. Развивать познавательную активность детей, умение работать с учебным текстом, картой, схемами. Устанавливать зависимости между неживой и живой природой.
  3. Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за её сохранение.

Ход урока

I. Орг. момент.

У: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.

II. Начало урока.

(Звучит “Музыка леса”)

У: Широко раскинулся на карте нашей страны “зелёный океан”. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Это одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина.

У: О каком “зелёном океане” идёт речь?

Д: О лесе.

III. АОЗ

У: Посмотрите на карту “Природные зоны России”. Каким цветом показана лесная зона?

Д: Лесная зона показана на карте зелёным цветом.

У: Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Показать на карте)

Д: Зона лесов находится южнее зоны тундры.

У: Какая она по площади в сравнении с другими природными зонами?

Д: Она занимает большую площадь.

IV. Работа над новой темой.

1. Работа с картой и учебником.

У: Сегодня мы совершим путешествие в зону лесов.

Цель нашего путешествия – знакомство с растениями и животными лесной зоны. Прежде, чем начать путешествие, мы должны запастись знаниями о погодных условиях этой природной зоны.

Прочитайте текст на с. 19 учебника.

У: Назовите отличительные особенности зоны лесов.

Д: Глубокое оттаивание почвы.Достаточность тепла и влаги.Верхний слой почвы плодородный: растут деревья, кустарники, травы.

У: Зона лесов находится в умеренном поясе, в ней ярко выражены 4 времени года.

Попробуем мысленно пролететь на самолёте из тундры над лесной зоной. Просторы тундры с редкими карликовыми деревьями постепенно сменяются лесотундрой с обширными болотами, островками кустарников и перелесками из сосен, елей, лиственниц.

И вот мы в зоне лесов.

У: Познакомьтесь с описанием зоны лесов.(с.20)О каких видах лесов вы узнали?

Д: Широколиственные леса, смешанные леса, хвойные леса.

У: В соответствие с условными знаками покажите части лесной зоны на карте.

У: Откройте учебник на с.3 и укажите на карте местоположение зоны лесов.

(Снимаю карту)

На доске:

2. Работа в группах.

У: Для более подробного изучения зоны лесов нам нужны профессионалы: ботаники, зоологи, экологи. Переверните листы заданий и вы узнаете название вашей группы.

В течение 5 минут группа должна подготовить сообщение и поделиться полученными знаниями.

У: Заслушаем сообщение ботаников, изучавших тайгу.

Ботаники (группа №1)

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.

Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу.

В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Это высокие деревья с мощными корнями.

У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные.

Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений.

Растёт здесь мох, клюква, грибы. (Инд. сообщения детей о деревьях)

У: Вы узнали о представителях хвойного леса. У кого на столах карточки с названиями деревьев тайги, разместите их в соответствующую группу.

Д: (размещают карточки на доску)

У: На столах лежат рисунки с изображением деревьев. Определите тип леса на первом рисунке. Какой это лес?

Д: Хвойный лес.

У: Соотнесите название дерева и порядковый номер.

( 1-ель, 2- сосна, 3-лиственница, 4-пихта, 5-кедр – на доске указываю соотв. номер)

У: Послушаем сообщение ботаников о представителях смешанного леса.

Ботаники (группа № 2)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес.

В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи и другие растения.

Зима в таком лесу мягче.

У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева.

Берёза – это символ России.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра. Кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета.

У: Вы узнали о представителях смешанного леса. У кого на столах карточки с названиями деревьев этого типа леса, разместите их в соответствующую группу.

Д: (размещают карточки на доску)

У: Только ли эти виды растений произрастают в смешанном лесу?

Д: Нет. Здесь также встречаются хвойные деревья, кустарники и травянистые растения.

У: А теперь сообщение ботаников о широколиственных лесах.

Ботаники (группа № 3)

Ближе к югу становится ещё теплее. Смешанные леса сменяются широколиственными.

Это теплолюбивые растения, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву.

Главное отличие этих лесов – многоярусность.В этих лесах растут дуб, липа, клён, ясень, вяз — это верхний ярус.

Пониже располагаются черёмуха, дикие яблоня и груша, боярышник.

Ещё ниже растут орешник-лещина, калина, крушина. Этот ярус называется подлеском.

Под ним располагаются шиповник, малина и др. низкие кустарники.

Затем идут травы и грибы.

Облик широколиственного леса постоянно меняется. Весной очень много первоцветов.

У: Вы узнали о представителях широколиственного леса. У кого на столах карточки с названиями деревьев этого типа леса, разместите их в соответствующую группу.

Д: (размещают карточки на доску)

У: На столах лежат рисунки с изображением деревьев. Определите тип леса на втором рисунке. Какой это лес?

Д: Широколиственный лес.

У: Соотнесите название дерева и порядковый номер.

( 1-дуб, 2-клён, 3-липа, 4-ясень, 5-вяз– на доске указываю соотв. номер)

У: Слово зоологам.

Зоологи (группа №4)

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных и насекомых. Способы питания лесных животных разные: одни питаются растениями, другие – хищники, третьи всеядны.

В тайге из растительноядных обитают лоси, зайцы, белки, полосатые бурундуки.

Из хищников – рысь, соболь.

Ну а бурый медведь всеяден: он не прочь отведать и малины, и мёда, и кедровых орешков, и рыбы. Недаром его называют “хозяином тайги”.

В хвойных лесах живут дятлы, кедровки, клесты.

В широколиственных лесах обитают кабаны, зубры, благородный олень, куница.

Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в эти леса разных птиц.

Здесь обитают сова, дрозд, иволга и др. птицы.

У: О животном мире леса можно говорить бесконечно…

Предлагаю вам посмотреть видеозапись “Животные леса”.

3.Работа в парах.

У: А теперь общее задание для всех групп. Составьте цепи питания животных.

а) кедр – белка — куница
б) дуб – мышьлиса

( ________ — пропущены названия)

4. Роль леса. (Фронтальная работа с использованием информационного поля)

У: Какова роль леса в природе и жизни людей?

Д: (называют с опорой на инф. поле: ЛЕС

  • “лёгкие” планеты
  • источник древесины
  • источник топлива
  • дом для грибов, растений, животных
  • аптека
  • место отдыха
  • источник пищи
  • незаконная охота) – лишнее.

У: Почему?

Д: Это проблема леса.

У: Да, это экологическая проблема. А сейчас послушаем экологов.

 Экологи (группа №5)

Экологические проблемы в лесной зоне связаны с:

  • вырубкой леса;
  • неумеренной охотой и браконьерством.

Мы, как экологи утверждаем:

  1. Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Это вредит животным, лес теряет свою красоту.
  2. Не разводи костров. Огонь — самый страшный враг леса. Охрана леса обязанность каждого человека и государства.

У: Замечательный русский поэт М. Пришвин говорил:

Д: (по 1 предложению)

“Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

У: Наше путешествие подошло к концу.Какую цель мы ставили в начале урока?

Д: Познакомиться с зоной лесов.

У: Достигли ли мы её?

Д: Да.

У: Спасибо за урок.

26.02.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока : «Зона лесов» (4 класс)

Тема урока: Леса России

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Задачи:

  1. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесов, с растительным и животным миром зоны лесов.

  2. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой.

  3. Воспитывать любовь уважение к родной природе

Оборудование: карта «Природные зоны России»; слайды: рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов, схемы; индивидуальные карточки – тесты; мультимедийная установка.

План урока

  1. ОНУ

  2. Актуализация знаний

    1. Природные зоны

    2. Работа в парах по карточкам

  3. Открытие новых знаний

    1. Растительный мир лесной зоны

    2. Физкультминутка

    3. Животный мир лесной зоны

  4. Самостоятельная работа с последующей проверкой

    1. Работа по учебнику

    2. Работа в тетради

  5. Подведение итога урока

  6. Домашнее задание

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

— С какими природными зонами мы познакомились? Показать на карте.

— О какой зоне идёт речь, отгадайте:

Слайд 1-2

«Животных кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира»-зона арктических пустынь

«Лето здесь прохладное и короткое, а зима длинная и суровая. Все растения низкорослые. Мох – ягель – пища северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики»- зона тундры

Какая цепь питания к какой зоне относится? Слайд 3-4

Ученики работают по карточкам (работа в парах)

Показать стрелками в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное:

песец лемминг

белый медведь ягель

водоросли полярная сова

тупик Арктика гагара

брусника голубика

северный олень белая куропатка

морошка Тундра лишайник

полярный мак морж

тюлень рачки

Слайд 5

  1. Открытие новых знаний

Нет ничего милее, бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет, накормит русский … (лес)

— О чём говорится в этом стихотворении? (О лесе) слайд 6

— Сегодня мы поговорим о лесной зоне России.

Лес – это источник энергии, лес – это кислород, растения, грибы, животные. Без леса нет жизни на земле. Сегодня мы познакомимся с растительным и животным миром леса, расположением лесной зоны и её климатическими условиями. Слайд 7

— В каком поясе расположена зона лесов?

В умеренном.

— Как вы думаете, какие здесь климатические условия?

Холодная зима и тёплое лето.

— Это самая большая природная зона. В ней три части: тайга, смешанные леса, широколиственные леса. Между тундрой и зоной лесов находится лесотундра Слайд 8

    1. Растительный мир

-Растительный мир лесной зоны очень разнообразен. Например, тайга покрыта хвойными лесами Слайд 9

Смешанные леса покажут нам и сосну, и тополь, и ольху, и березу, и осину, а вот широколиственные –дуб, липу, клен, иву

Слайд 10-11

    1. Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели, и их всех лучи согрели.

Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, и два – наклон, зашумел листвою клён. Слайд 12

3.3. Животный мир зоны лесов. Слайд 13 – 15

-А вот какие птицы и животные обитают в этой местности?

Кедровка, сокол, летяга, белка, благородный олень, соболь, лось, бурый медведь,

бурундук, рысь, заяц-беляк, рябчик, глухарь, полёвка.

(Идёт показ слайдов с текстовым описанием некоторых животных и птицы)

  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой

4.1. Работа по учебнику. Страница 100 – 101

— Рассмотрите внимательно картину и составьте цепи питания зоны лесов.

    1. Работа в тетради.

Учащиеся составляют цепи питания и записывают в тетрадь

(работа в парах)

растения —- заяц-беляк —— рысь;

растения —- мышь –полёвка — соболь;

растения —- белка — сокол;

проверка ———- Слайд 16

  1. Подведение итога урока Слайд 17

— С какой природной зоной мы сегодня познакомились?

— Сколько частей можно выделить в лесной зоне? 3

— Назовите их! Тундра, зона смешанных лесов, зона широколиственных лесов

6. Рефлексия

  1. Домашнее задание: Слайд 18

1в – рассказать о растениях зоны лесов;

2в – рассказать о животном мире зоны лесов.

infourok.ru

Тест «Зона лесов» 4 класс

ТЕСТ «ЗОНА ЛЕСОВ» 4 КЛАСС

  1. Природная зона лесов состоит из:

а) пяти частей;

б) двух частей;

в) трёх частей;

г) одной части.

2. Самую большую территорию занимают:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

3. В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) дубы, сосны, ели;

в) берёзы, липы, лиственницы.

4. В Красную книгу занесены животные лесной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б) краснозобая казарка, кречет, стерх;

в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

5. Экологические проблемы лесной зоны связаны:

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

6. На территории зоны лесов расположен заповедник:

а) Таймырский;

б) Кандалакшский;

в) приокско-террасный.

7. Охрана лесов – это:

а) обязанность государства;

б) обязанность государства и долг каждого гражданина;

в) забота самих обитателей леса.

8. Лесная зона расположена:

а) к северу от зоны тундры;

б) к югу от зоны тундры;

в) между Арктикой и тундрой.

9. Лиственница отличается от других хвойных деревьев тем, что она:

а) самая высокая;

б) сбрасывает иголки;

в) самая низкорослая.

10. Природные зоны расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) Арктика, зона лесов, тундра;

11. Лесным исполином называют:

а) благородного оленя;

б) лося;

в) медведя.

12. Фитонциды – это …

а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;

б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных микробов.

ОТВЕТЫ: 1 В. 2 Б. 3 А. 4 В. 5 А. 6 В. 7 Б. 8 Б. 9 Б. 10 В.

11 Б. 12 А.

multiurok.ru

Презентация по окружающему миру на тему «Зона лесов» 4 класс ПНШ

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Здравствуй, лес, дремучий лес.»

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:

Особенности размещения на карте Южнее зоны тундры

5 слайд Описание слайда:

Погодные условия Солнце поднимается выше, светит дольше Зима холодная Лето тёплое

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Ель

8 слайд Описание слайда:

Сосна

9 слайд Описание слайда:

Пихта

10 слайд Описание слайда:

Лиственница

11 слайд Описание слайда:

Кедровая сосна

12 слайд Описание слайда:

Береза

13 слайд Описание слайда:

Осина

14 слайд Описание слайда:

Ольха

15 слайд Описание слайда:

Дуб

16 слайд Описание слайда:

Липа

17 слайд Описание слайда:

Вяз

18 слайд Описание слайда:

Клен

19 слайд Описание слайда:

Животные зоны лесов

20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Преподаватель естествознания

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1703995

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Леса России.» |

1. Географическое положение зоны лесов
2. Тайга
3. Смешанный лес
4. Широколиственный лес
5. Животный мир лесной зоны
6. Традиционные занятия населения
7. Экологические проблемы

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена темно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. Но между зоной «Тундры» и зоной «Лесов» есть ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЗОНА – это ЛЕСОТУНДРА. Это плавный переход от одной зоны к другой. Чем ближе к югу, тем природные условия становятся мягче.

Располагаются леса южнее тундры.   Начинают они расти  постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Поэтому после тундры еще идет, как бы прослойка, лесотундра. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири, и северные территории Европейской части России. Эти леса называют тайгой. Если мы поднимемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

 

2. Тайга

 

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

  • Ель — всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели — долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
  • Сосна — хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
  • Пихта — отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
  • Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
  • Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена — кедровые орешки.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка) немногочисленны

.

3. Смешанный лес

 

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

  • Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
  • Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
  • Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета.

 

4. Широколиственный лес

 

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

  • Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.
  • Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
  • Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
  • Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.

 


5. Животный мир лесной зоны

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых Многочисленны и широко распространены: рысь, норка, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка, летяга и др. Из копытных встречаются северный и благородный олени, лось, косуля; многочисленны грызуны: бурозубки, мыши. Из птиц обычны: глухарь, рябчик, кедровка, клесты и др.

В таёжном лесу по сравнению с лесотундрой благоприятнее условия для жизни животных. Здесь больше оседлых животных. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

 


6. Традиционные занятия населения

Традиционные занятия населения — охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, ловля рыбы, лесопромысловое хозяйство, (строительство домов), скотоводство.

 

7. Экологические проблемы

Чтобы сохранить лес,  необходимо:

  • лесовосстановительные работы;
  • создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий,
  • рациональное использование древесины

У нас в стране создано множество охраняемых лесных территорий.

В тайге сосредоточены запасы промышленной древесины, открыты и разрабатываются крупные месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, газ и др.). также много ценной древесины

Объемы лесовосстановительных работ в результате экономического кризиса сократились.

Не решена проблема с рациональным использованием древесины. В России используется всего 50-70% биомассы деревьев.

informic-doam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *