Содержание

Краткое содержание оперы Иван Сусанин Глинки для читательского дневника

Опера по тексту С.Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. В сценах задействованы следующие персонажи: крестьянин из села Домнино  Сусанин Иван, дочка его Антонида, пасынок Сусанина Иван, жених Антониды, ополченец, Собинин Богдан, польский король Сигизмунд, польский гонец и русский воин.

В опере звучат бас, тенор, сопрано, контральто; задействованы русский крестьянский хор, хор польских панночек, хор рыцарей, хор ополченцев, балет польских панов и панночек. Действие охватывает осень 1612 года и зиму 1613 года, перемещаясь из села Домнино то в замок короля Сигизмунда в Польше, то в избу Ивана Сусанина, то в леса, то на Красную площадь в Москве. В село Домнино после славной победы над польским войском возвращается Богдан Собинин, собираясь жениться на Антониде, дочке Сусанина. Польский король Сигизмунд в бешенстве и отправляет поляков на Москву, которые берут себе в провожатые Ивана Сусанина, но он завёл их в лесную глушь, обрекая себя и врагов на верную гибель.

Опера учит истинному патриотизму, выражающемуся в приверженности родной земле и непримиримости к её захватчикам. Силу русский мужик и воин черпают в семейственных узах, которые крепки так же, как неразрывна связь русской души с Родиной.

Читать краткое содержание Иван Сусанин — опера

Ополченцы возвращаются в село Домнино с радостной вестью – победой над ненавистными поляками. Не до радостных ликований лишь Антониде, дожидающейся скорого возвращения  Богдана Собинина, жениха её,  отправившегося биться с польской шляхтой. Сусанин чувства дочери разделяет, но настраивает её на скорые тяжкие испытания: до свадьбы ли теперь, когда вокруг так неспокойно. Доносившаяся с реки песня возвещает о прибытии Собинина с его дружиной. Богдану известно, что Пожарский и Минин встали во главе русского войска и собирают вокруг русских воинов. Ликованиям крестьян нет границ: грядёт близкое освобождение.

Но Собинин огорчён, что его свадьба с Антонидой отложена, разве не ради невесты он так спешил в родные края! Сусанин после известия об осаде вражеского войска в Москве меняет своё решение и даёт своё отцовское согласие на свадьбу дочери.

Польский король Сигизмунд Третий настолько уверен в победе польского войска, что ещё до исхода битвы начинает пиршество в свою честь. В наполненном весёлыми гостями зале появляется гонец с известием о полном разгроме шляхты и пленённых в Москве поляков из королевского войска. Сигизмунд отдаёт приказание рыцарям собираться в боевой поход. Хвастаясь своей отвагой, с оружием в руках они клянутся разбить русских «смердов».

В разгар подготовки к свадьбе Собинина и Антониды в дом Ивана Сусанина врываются поляки. Они настаивают на том, чтобы им дали провожатого до Москвы, ведь местные дороги им неведомы. Сусанин мог бы их сопровождать, но он не предатель и даже за обещанное ему польское золото не согласен помогать неприятелям. После некоторых раздумий у Сусанина созревает мысленный план: надо заманить польских врагов в непролазную лесную глушь и бросить их там на погибель. Крестьянин для виду соглашается проводить поляков до Москвы, понимая, что это и его последний путь: враги не простят ему такого коварства и убьют его в том же лесу…

Втайне от поляков он отправляет своего сына Ваню к Минину, чтобы он предупредил его  об угрозе со стороны Сигизмунда. Ваня с радостью выполняет последнюю просьбу отца, ведь он мечтает биться с поляками и даже хотел проситься в дружину к Собинину. Иван Сусанин ведёт польскую шляхту через поля и болота, через трудно проходимые леса. Узнав о хитрости Ивана Собинин пытается преследовать врагов в надежде спасти отца своей невесты. Минин возглавляет эту погоню и вместе с дружиной Собинина выступают навстречу ничего не подозревавшим полякам.

Замёрзшие, голодные  и выбившиеся из сил поляки начинают подозревать, что Сусанин водит их не теми тропами. Остановившись на привал, враги крепко спят. Но Ивану не спится: он мысленно прощается с семьёй и своей жизнью, которые враги ему точно не сохранят. Как бы ни была мучительна его смерть, Сусанина греет мысль об исполненном долге перед родной землёй: жизнь за царя отдать – честь для русского мужика. В последнем для него свисте ветра сквозь метель мерещатся ему голоса любимых  дочери и сына, ведь и ради них он здесь и сейчас, — разве может быть иначе…

Наутро полякам торжествующий Сусанин открывает шляхтичам ужасную правду о том, что им суждено сгнить в лесной чаще, потому что Иван не поведёт их в Москву! Разъярённые поляки в бешенстве убивают Сусанина и только потом осознают, что им без крестьянина из местных лесов не выбраться, — они обречены…

А на Красной площади в Москве с особым ликованием народ встречает русские дружины. Все разделяют эту радость: и Ваня, И Антонида, и Собинин, — нет рядом только Ивана Сусанина…  Москва отмечает освобождение от польских захватчиков и прославляет народных героев, не пожалевших жизни ради победы над неприятелем.

Оцените произведение: Голосов: 162

Читать краткое содержание Глинка — Иван Сусанин. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Оперы. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Глинка — Иван Сусанин

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Голубая чашка Гайдара

    Семья автора отправилась на дачу. Планы их рушатся, кроме того их обвиняют в том, что они не делали. Обидевшись они проходят множество испытаний. Встречают ребят, деда сторожа, видят знаменитого Полкана.

  • Краткое содержание Пена дней Виан

    Главным персонажем произведения является молодой человек по имени Колен. Он красив собой, да к тому же очень богат. У Колена есть свой повар Николя, большой дом. Молодой человек не работает.

  • Краткое содержание Мальчик и рысь Сетона-Томпсона

    Речь идет о поломанной старой иве из-за сильного вихря, в которой и поселилась взрослая рысь. Там она и подготовила место для своих будущих детишек. Она имела слабое здоровье. Плохая погода способствовала для добычи пищи им.

  • Краткое содержание Осеева Печенье

    Семья собралась устроить чаепитие. Мама положила в блюдо печенье. Бабушка радостно помогала накрыть на стол. Все расселись. Вова пододвинул блюдо с печеньем к себе.

  • Краткое содержание Паустовский Стальное колечко

    В деревне, возле самого леса жили дед Кузьма и внучка Варя.

    Когда наступила зима, у деда закончилась махорка, он стал кашлять и все время жаловался на здоровье

chitatelskij-dnevnik.ru

краткое содержание оперы и история создания :: SYL.ru

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) — основатель русской композиторской школы, сочинения которого оказали огромное влияние на становление русской классической музыки и творческий путь своих последователей-композиторов, среди которых — А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и многие другие. Выдающийся музыкальный критик В. Стасов сравнивал значимость творчества Глинки для русской музыки со значением творчества А. С. Пушкина в литературе.

История создания

Опера Глинки «Иван Сусанин» — одна из первых русских опер. Писать патриотическое произведение композитор начал по совету поэта В. Жуковского. В основе содержания – подвиг, который совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Под образом Сусанина подразумевался русский народ, героически сражавшийся с наполеоновскими войсками. Большое влияние на формирование образа главного героя оперы оказала поэма К. Рылеева — «Иван Сусанин».

Создатель либретто оперы «Иван Сусанин» — Г. Ф. Розен. Премьера состоялась в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 года. Постановка была восторженно принята передовой интеллигенцией, увидевшей в создании оперы «Иван Сусанин» начало нового этапа развития русской музыки. Придворная аристократия их восторга не разделила, хотя сам император присутствовал на премьере.

По желанию Николая I опера Глинки «Иван Сусанин» была переименована в «Жизнь за царя», чтобы у нее появился монархический подтекст. После крушения монархии она вновь стала называться «Иван Сусанин». Либретто Розена было подвергнуто обработке поэтом С. М. Городецким.

Первое действие

Взволнованная и динамичная музыка увертюры предвосхищает драматический сюжет краткого содержания оперы «Иван Сусанин».

По улице села Домнина поют хор крестьян и крестьянок. Мужчины славят воинские подвиги. Женщины радуются приходу весны. В постановках советского времени действие происходит осенью, так как движение, которое поднял Минин, было начато в это время.

После того, как крестьяне расходятся, выходит Антонида и с печалью смотрит в сторону реки. Девушка ждет, когда вернётся её жених Богдан Собинин, ушедший воевать с польской шляхтой. Вновь выходят крестьяне, а с ними и Сусанин, который возвратился из города. Он сообщает, что свадьбы, о которой так мечтает Антонида, не будет, ведь народному горю нет конца. Вдруг к берегу причаливает лодка, из которой выходит Собинин. Он горячо приветствует Антониду и рассказывает её отцу о том, что войска Пожарского одержали победу над поляками.

Крестьяне ликуют, но Сусанин понимает, что это ещё не конец войны. Собинин и Антонида просят его согласиться на их свадьбу. Тот непреклонен. По краткому содержанию оперы «Иван Сусанин» становится понятно: судьба родины для главного героя неразрывно связана с судьбой семьи. Главный герой заявляет, что даст согласие на свадьбу, когда на престол взойдёт царь. Собинин рассказывает, что царём в скором времени должен стать Михаил Романов. Сусанин соглашается на свадьбу. Все расходятся, радуясь.

Краткое содержание второго действия

В Польше при дворе дают роскошный бал. У присутствующих приподнятое настроение от предвкушения скорой победы над Москвой. Но пришедший вестник не объявляет о конце войны. Несколько удальцов предлагают направиться в Москву и захватить в плен царя. Поляки уверены в успехе данного мероприятия.

Действие третье

В избе Сусанина живёт мальчик — сирота Ваня. Вместе с Иваном Сусаниным он размышляет о том, что поляки могут явиться сюда, чтобы пленить царя. Но они смогут противостоять полякам и уберечь государя от подобной участи.

Вошедшие крестьяне желают Ивану счастья. После их ухода — сцена благословения Сусаниным молодых. Вдруг раздаётся конский топот. Это поляки. Они требуют проводить их к царю, так как они думают, что царь скрывается где-то рядом, сулят Ивану Сусанину золото. Он соглашается, тихо сказав Ване, чтобы тот уведомил государя об опасности. Антонида, подумав, что отец действительно соблазнился деньгами, умоляет его не делать этого. Но отец благословляет её и наказывает праздновать свадьбу без него. После этого он уходит. Антонида горько плачет. Из краткого содержания оперы «Иван Сусанин» уже ясно: главному герою не суждено больше вернуться домой.

Пришедший Собинин недоумевает, откуда появились враги. Выслушав рассказ невесты, он собирает отряд из крестьян, чтобы освободить Ивана Сусанина.

Содержание четвертого действия

В глухом лесу Собинин с крестьянами ищут Сусанина. В это время Ваня стучит в монастырские ворота, спеша предупредить царя о грозящей ему опасности. Услышав рассказанное, бояре вместе с мальчиком отправляются к царю.

Сусанин блуждает с поляками в глухом лесу. Они измучены, поэтому клянут своего проводника, но пока ещё верят ему. Враги останавливаются на ночлег. Сусанин понимает, что его смертный час близок. Скорбные раздумья мучают его. В кратком содержании оперы «Иван Сусанин» это самый трагический момент. Мысленно попрощавшись с семьёй, крестьянин ложится спать.

Сильнейшая вьюга. Поляки, проснувшись, понимают, что хитрый крестьянин заведомо завел их сюда, чтобы они нашли здесь свою погибель. Сусанин рассказывает им о своём вероломном плане. Разгневанные поляки решают убить Сусанина.

Эпилог

Массовая сцена. Народ славит царя. Входят Антонида, Собинин и Ваня. Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы «Иван Сусанин» можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя.

Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

Герои оперы «Иван Сусанин» несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

www.syl.ru

«Иван Сусанин» — краткое содержание оперы М. И. Глинки

Опера в 4 действиях, 5 картинах, с эпилогом.

В основу сюжета положен исторический подвиг крестьянина Ивана Сусанина, совершенный им в 1612 году.

Первое действие

Ранняя осень 1612 года. Село Домнино. Через село проходит один из отрядов народного ополчения, поднявшегося против войска польских панов, напавших на Русь.

Крестьяне с великой любовью встречают своих защитников, выносят им брагу, хлеб, мед. Вместе с ополченцами вспоминают они славные битвы русского народа с иноземцами на Чудском озере и на Куликовом поле: «Кто на Русь дерзнет, смерть найдет!» Ополченцы расходятся по крестьянским избам на отдых.

Грустит Антонида, дочь крестьянина Ивана Сусанина. Она вспоминает своего жениха Богдана Собинина, который бьется с поляками. «Скоро ли вернется, когда свадьбе быть?». «Что гадать о свадьбе? – отвечает ей отец. – Горю нет конца».

С реки доносится песня. После победы над вражеским отрядом возвращается Собинин. Он принес добрые вести: Козьма Минин поднял Русь на врага, князь Пожарский призван возглавить войско. Радостно встречаются жених и невеста. Антонида передает Богдану слова отца о свадьбе. «Как, ужели не бывать нашей свадьбе?» — взволнованно спрашивает Собинин. Антонида и Богдан упрашивают старика, к ним присоединяется народ. «Настанет день, врагов побьем и от злодеев Русь избавим! – отвечает Сусанин. –Тогда невесту с женихом благословим и свадьбу справим».

Богдан уверен в скором наступлении этого счастливого дня. Сусанин и народ приветствуют встающую над Русью зарю спасения.

 

Второе действие

Тронный зал во дворце польского короля Сигизмунда. Король празднует победу. В разгар пира появляется вестник. Он сообщает, что  русский народ восстал на поляков, Минин и Пожарский возглавили ополченцев, осажденным в Москве отрядам Сигизмунда грозит гибель.

Пирующие в смятении. Сигизмунд отправляет отряд своих рыцарей отрезать Минину путь на Москву, захватить его в плен, снести деревни, сжечь города – покорить Русь.

 

Третье действие

Зима. Изба Сусанина. Приемный сын Сусанина Ваня вспоминает, как его, сироту, пригрел и приютил в своей семье Сусанин.

Сусанин рассказывает, что ночью пришел Минин с войском и раскинул свой стан в глухом бору, в посаде. Ваня мечтает вступить в ряды защитников родины. Готов биться с врагами и старик Сусанин.

Заходят в избу крестьяне. Сусанин угощает их и зовет на обручение Антониды и Собинина. Вечереет. Собинин уходит за дружками. Ваню печалит предстоящая разлука с названой сестрой. Ласково напутствует Антониду отец. Вдруг в избу врывается отряд вооруженных поляков. Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей. Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» — восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли. «Страха не страшусь, — гордо говорит Сусанин, — смерти не боюсь, лягу за родную Русь!»

Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина. Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.

Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами. Крестьяне выступают в поход с боевой песней: «Всех врагов земли своей смертью покараем, и не примет их костей мать-земля сырая».

 

Четвертое действие

Первая картина

Посад в глухом бору. Изнемогая от усталости, добрался до ворот посада Ваня. На его стук и зов выходят воины и посадские люди. Ваня требует немедленно сообщить Минину о появлении врагов. Минин собирает свою дружину, и она выступает на врага. Минин берет Ваню проводником. Грозно звучит песня воинов: «Мы настигнем врага! Не бывать им живым, не видать им Москвы!»

Вторая картина

Лесная глушь. Мороз. Сусанин заводит отряд врагов в дремучий лес. Поляки устали, продрогли. Не сбился ли старик с пути? – «Путь мой прям!» — твердо отвечает Сусанин.

Привал. Поляки разводят костер, ложатся спать. Не спит один Сусанин, думая тяжкую думу. С зарей враги увидят, что они обмануты, что завел их Сусанин в глухую чащу на верную гибель. Его ждут лютые пытки и смерть. Сусанин вспоминает свою семью. Не пировать ему на свадьбе Антониды, не миловать и не растить внучат. Родная дочь не найдет пути к его костям. Увидит ли он Русь, освобожденную от иноземцев? Не дожить Сусанину до этого счастливого дня.

Томительно тянется зимняя ночь. Стонет и гудит темный бор. Сусанин забылся в недолгом сне. Поляки просыпаются, будят Сусанина, требуют ответа: куда он их завел? «Туда, где вам от лютой вьюги погибать, — отвечает Сусанин, — где вам  голодной смертью помирать».

С именем родины на устах погибает под ударами вражеских сабель народный герой.

 

Эпилог

Красная площадь у Фроловских (Спасских) ворот Кремля. Ликует народ. Звучит могучий хор.

«Славься, славься ты, Русь моя,
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша страна!»

Из Кремля выезжают Минин и Пожарский. Победная песня народа сливается с праздничным колокольным звоном.

diafon.ru

Краткое содержание Оперы Глинки Иван Сусанин (Жизнь за царя)

Уникальное произведение мирового известного композитора Михаила Ивановича Глинки получило огромное признание. Оно известно сразу под двумя названиями «Жизнь за царя» и «Иван Сусанин».

Действие сюжета разворачивается в костромской области селе Домнино. Именно сюда с войны, возвращаются наши воины, сражавшиеся с поляками, вторгшимися на земли русские. Дочь Ивана Сусанина с радостью встречает своего суженого Богдана Собинина, но сам Иван уверен, что враги отступили ненадолго и уже скоро придется вновь защищать свою Родину.

Сусанин принимает решение отложить бракосочетание собственной дочери, пока в отношениях с поляками не будет поставлена точка. Радостную новость приносит Богдан – во главе ополчения ставят народного героя Минина. Теперь нет сомнений в победе над врагом. Обрадованный новостью Иван разрешает сыграть молодоженам свадьбу.

В другом действие нам представляется пир в польском королевстве, организованном самим Сигизмундом Третим. Роскошное представление с красивой музыкой и пиршеством.  Не смотря, на то что окончательно победы не было – они все равно нашли повод для празднования. Веселье прерывает новость о том, что теперь во главе ополчения у русских встал Минин.

В это время во всю идет подготовка к свадьба в семье Сусанина. В разгар торжества в дом приходят незваные гости – поляки и требуют у Ивана показать, где находится войско Минина. Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам разрабатывает специальный план для спасения – увести врагов далеко в лес, о чем ему удается предупредить Минина.

Сусанин ведет поляков в лес, тем самым дает возможность выиграть время. Окончательно запутав следы он рассказывает полякам всю правду, говорит, что готов принять смерть и погибает как настоящий герой. К сожалению, армии Минина так и не удается прийти на помощь и спасти Сусанина. Но благодаря его умному ходу русским удалось выиграть время и одержать победу над поляками. Сусанин совершил неоценимый подвиг.

В окончание великого произведения оставшиеся герои оказываются в Москве перед Кремлем, где происходит празднование русской армии, освободившей Родину от нашествия поляков. Звенит колокольный звон, чествуют Ивана Сусанина.

Произведение получило огромное признание в мировой опере. Оно учит доблести и отваге, подчеркивает смелось русских, показывает пример великого подвига перед своей Родиной. Большую популярность произведение получило за счет красивой музыки Михаила Глинки, роскошных костюмов, которые сочетают в себе весь колорит отечественной истории того времени.

Иван Сусанин пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти Родину, именно поэтому второе название оперы «Жизнь за царя». Благодаря его великому поступку удалось справится с нашествием поляков и освободить русские земли. Подвиг оставил след в истории Руси и до сих пор о нем знают все и взрослые и дети.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя). Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Шукшин Охота жить

    Глубоко в лесу в наспех сколоченной избе уже который день жил старик Никитич. Был он охотником на зверя и мог похвалиться не только беличьими шкурами, но и медвежьими. Любил природу и часто жил в глуши, надолго уходя из родной деревни

  • Краткое содержание Ильина Четвертая высота

    Маленькую Марионеллу стали звать Гулей, потому что она лежа в кроватке, она много гулила. Это имя так и осталось с ней. Гуля подрастала, и вскоре пошла в детский сад, а потом в школу. Она росла девочкой смелой и отважной, но надо сказать и непослушной.

  • Краткое содержание Костер Легенда об Уленшпигеле

    В произведении «Легенда об Уленшпигеле», созданном бельгийским писателем Шарлем де Костером, рассказывается о жизненном пути Тиля по прозвищу Уленшпигель в страшное время, когда в его родных землях творила суд над всеми людьми инквизиция

  • Краткое содержание Родари Приключения Чиполлино

    Чиполлино жил в многодетной бедной семье луковок. Однажды место около их дома осматривал принц Лимон. Отец мальчика случайно наступил ему на ногу, за что был посажен в острог. Чиполлино пришел повидаться с отцом и узнал

  • Краткое содержание Цвейг 24 часа из жизни женщины

    Это произведение Цвейга рассказывает о событиях, которые так быстро перевернули устоявшуюся жизнь женщины. И не только события, а её чувства.

2minutki.ru

Опера иван сусанин краткое одержание для детей

Внимание
Краткие содержания

  • /
  • Оперы
  • /
  • Глинка — Иван Сусанин
  • Опера по тексту С.Городецкого состоит из четырёх актов и содержит эпилог. В сценах задействованы следующие персонажи: крестьянин из села Домнино Сусанин Иван, дочка его Антонида, пасынок Сусанина Иван, жених Антониды, ополченец, Собинин Богдан, польский король Сигизмунд, польский гонец и русский воин.

    В опере звучат бас, тенор, сопрано, контральто; задействованы русский крестьянский хор, хор польских панночек, хор рыцарей, хор ополченцев, балет польских панов и панночек. Действие охватывает осень 1612 года и зиму 1613 года, перемещаясь из села Домнино то в замок короля Сигизмунда в Польше, то в избу Ивана Сусанина, то в леса, то на Красную площадь в Москве.

    «иван сусанин»: краткое содержание оперы и история создания

    Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса — контральто.

    • Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
    • Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

    Музыка Отечественное героико-трагическое произведение — такую характеристику дал своей опере М.И.
    Глинка.

    Опера «иван сусанин»: краткое содержание

    Они требуют сказать, где находится Минин, где его стан. Сусанин говорит, что ему ничего не известно – у него сегодня свадьба, он ждет гостей.
    Поляки приказывают старику вести их к Москве по кратчайшей дороге. «В Москву дороги нет чужим!» — восклицает Сусанин. Враги обнажают сабли. «Страха не страшусь, — гордо говорит Сусанин, — смерти не боюсь, лягу за родную Русь!» Ляхи решают подкупить Сусанина, который тем временем тайком посылает Ваню в посад предупредить Минина.
    Враги предлагают Сусанину золото. Тогда он притворно соглашается вести их на Москву – «а деньги я потом возьму». Вражеский отряд уводит Сусанина. Антонида в отчаянии.

    Приходят ее подруги, приглашенные на девичник. Они утешают плачущую девушку. Возвращается Собинин с дружками. Узнав, что произошло, он решает пуститься в погоню за врагами.

    One more step

    Первоначальное название оперы — «Жизнь за царя» (под этим названием ее ставили вплоть до революции 1917 г.). Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 г. в петербургском Большом театре.
    Опера была с восторгом воспринята передовой частью общества. «С оперой Глинки, — писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, — является то, чего давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки».

    В 1939 г. поэт С.М. Городецкий подверг коренной переработке первоначальное либретто Г.Ф. Розена. Сценическая история этого творения связанна с именами С.

    В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, А. В. Неждановой, М. Д. Михайлова и других выдающихся русских исполнителей.


    ИВАН СУСАНИН Опера в четырех актах с эпилогом Новый текст С.
    5Голосов: 88 Оперы. Краткие содержания произведений

    • Беллини — Норма
    • Бизе — Кармен
    • Верди — Дон Карлос
    • Верди — Риголетто
    • Верди — Симон Бокканегра
    • Верди — Травиата
    • Верди — Трубадур
    • Гершин — Порги и бесс
    • Глинка — Иван Сусанин
    • Глинка — Руслан и Людмила
    • Иисус Христос — суперзвезда
    • Иоланта
    • Кристоф Глюк — Орфей и Эвридика
    • Леонкавалло — Паяцы
    • Мусоргский — Хованщина
    • Пуччини — Богема
    • Пуччини — Манон Леско
    • Пуччини — Принцесса Турандот
    • Римский-Корсаков — Садко
    • Рыбников — Юнона и Авось

    Картинка или рисунок Глинка — Иван Сусанин Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Белов Скворцы Главный герой рассказа – мальчик Павлуня, который уже длительное время был тяжело болен.

    Опера иван сусанин краткое одержание для детей

    Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы «Иван Сусанин» можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя. Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

    Герои оперы «Иван Сусанин» несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 3 класса

    Особенно волновали Глинку строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина: «…как бы по волшебному действию, — писал композитор, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей». … Предателя, мнили, во мне вы нашли; Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит. «Злодей! — закричали враги, закипев, — Умрешь под мечами» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело!.. (отрывок из поэмы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин») Идея, подброшенная Жуковским, целиком завладела М. Глинкой, и он приступил к работе. Свое произведение композитор окрестил героико-трагической оперой.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 3 класса презентация

    Шаляпин в ролиИвана Сусанина В начале 1613-го г., когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Это реальное историческое событие легло в основу первой в истории мировой музыки героической народной музыкальной драмы «Иван Сусанин» (или как она называлась в первой постановке — «Жизни за царя»). По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 г.

    Опера иван сусанин краткое содержание для детей 4 класса

    Празднество прекращается, и король говорит своим войнам, что русский предводитель нужен ему живой или мертвый. К церемонии свадьбы дочери Сусанина и ополченца Богдана идет подготовка в доме отца невесты. Сусанин делится со своим приемным сыном Ваней новостью о том, что лагерь Минина недалеко, в Ипатиевском храме, и к нему присоединяются вооруженные войны. Во время празднества свадьбы, поляки входят в дом и заставляют Сусанина показать им тайное место, где Минин собирает единомышленников. Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам придумывает план, как уберечь вождя с русским войском. К нему быстро приходит отличная идея: он уведет врагов в лес, и они оттуда точно не смогут выйти сами.


    Тем временем Ваня бежит к Минину, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии. Собинин вместе с отрядом бежит в догонку чужеземцев.

    advokat-na-donu.ru

    «Иван Сусанин», опера в четырех действиях с эпилогом / Радио Маяк

    Михаил Глинка (1804–1857)

    «Иван Сусанин»

     

    Опера в четырех действиях с эпилогом (в семи картинах)

    Либретто – С. Городецкий, режиссер-постановщик – Л. Баратов,

    дирижер-постановщик – А. Пазовский

     

    Действующие лица и исполнители:

    Иван Сусанин, крестьянин села Домнино – Евгений Нестеренко, бас

    Антонида, его дочь – Бэла Руденко, сопрано

    Ваня, приемный сын Сусанина – Тамара Синявская, меццо-сопрано

    Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды – Владимир Щербаков, тенор

    Сигизмунд, польский король – Сергей Архипов, бас

    Польский гонец – Владислав Пашинский, баритон

    Русский воин – Константин Басков, тенор

    Русские крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари

     

    Действие происходит в 1612–1613 гг.

     

    Хор, солисты, сценно-духовой и симфонический оркестры Большого театра СССР

    Хормейстеры: Игорь Агафонников и Станислав Гусев

    Дирижер сценно-духового оркестра Большого театра СССР – Владимир Андропов

    Дирижер – Марк Эрмлер

     

    Запись 1979 г.

    Звукорежиссер – М. Пахтер

     

    Краткое содержание

     

    Действие 1

    В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

    Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новому нападению, к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю. Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть даже более важную, чем весть об одержанной победе: легендарный народный герой Минин выбран вождем ополчения. Минин — надежда всего народа. Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.

     

    Действие 2

    Бал во дворце польского короля Сигизмунда III. Король даёт своим друзьям великолепный пир. Льётся вино, звучит музыка, прекрасные танцовщицы волнуют сердца присутствующих. Победа, правда, ещё не одержана, но всё же польские магнаты празднуют успехи своего войска на русской земле. Веселье нарушается появлением гонца, который приносит грозную весть: Минин возглавил русское ополчение и выступил против поляков. Музыка сразу смолкает, танцовщицы исчезают, кубки с вином остаются на столах недопитыми. Король Сигизмунд отдаёт приказ: «Вперед против Минина! Вождь русских должен быть взят живым или мёртвым!»

     

    Действие 3

    В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе Антониды и Собинина. Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку, в Ипатьевском монастыре, куда к нему стекается вооруженный люд. Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место тайного сбора ополченцев Минина. Сусанин делает вид, что подчиняется требованию поляков, но тем временем обдумывает, как спасти Минина и собирающееся русское войско. В голове его быстро созревает хитрый план. Он заведёт поляков в лесную чащу, откуда они не смогут выбраться. Ваня же предупредит Минина, что поляки напали на его след, пусть он ищет для сбора войска другое место[12].

     

    Действие 4

    Собинин собирает отряд и устремляется в погоню за поляками. У стен монастыря. Ваня вовремя добегает до лагеря Минина. Ополченцы полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

    Лесная чаща. Сусанин уже больше не скрывает от поляков, что завёл их туда, где им суждено погибнуть. Он готовится принять смерть и в драматическом монологе прощается с родным домом, семьей, Родиной. Поляки бросаются на Сусанина и убивают его. Русские воины под предводительством Собинина приходят слишком поздно. Поляков они победили, но спасти Сусанина им не удалось.

     

    Эпилог

    Площадь перед московским Кремлём. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

     

    Либретто

     

    УВЕРТЮРА

    Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного быстрого раздела предвосхищают драматические события оперы.

     

    ДЕЙСТВИЕ I

    Улица села Домнина. Вдали река; на авансцене группа крестьян. Звучит их хор «В бурю, во грозу». В хоре запевала поет соло: «Страха не страшусь! Смерти не боюсь!» Хор славит воинский подвиг. За сценой слышится хор крестьянок. Они славят приход весны («Весна свое взяла, красна весна пришла», в постановках, основанных на литературной редакции С. Городецкого, действие происходит осенью, повидимому, по причине того, что движение, поднятое Мининым, началось осенью 1611 года; музыка, однако, действительно передает весеннее настроение) и приход (на царство) Михаила Федоровича. Все вместе крестьяне величают его.

     

    Крестьяне постепенно расходятся. Медленно выходит Антонида, она с грустью глядит в сторону реки. Она ждет возвращения домой своего суженого, Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту (каватина «Во слободке за рекою ждут голубчика домой»). Постепенно к концу каватины крестьяне вновь заполняют сцену. Входит Сусанин, возвратившийся из города. Свадьбе, которую так ждет Антонида, не бывать: страна в опасности, поляки наступают, «горе русским людям, коль опять Москва под власть врагам попадет!» — говорит он. За сценой слышится хор гребцов. На реке появляется лодка; из нее выходит Собинин. С горячим приветствием он обращается к Антониде: «Радость безмерная! Ты ли, душа моя, красная девица!» Сусанин спрашивает его, с какими новостями он пожаловал. Что в Москве? Наша ли она? Собинин рассказывает о победе войска Пожарского над поляками. Крестьяне с ликованием слушают его рассказ, подхватывая его реплики. Старик Сусанин, однако, сдержан: «Не настала еще пора! Нет, не время еще не тужить о стране родной, о несчастной Руси!» Антонида смотрит на Сусанина, видит озабоченность на его лице. «Нам.чего же ждать?» — спрашивает она отца, думая все время о свадьбе с Собининым. Теперь Собинин сам подходит к Антониде; они о чем-то тихо разговаривают, пока несколько голосов затягивают песню — «песню удалую». «Князь Пожарский молвил слово…» Говорят же Антонида и Собинин, по-видимому, о запрете Сусанина сыграть им свадьбу. И вот Собинин быстрым движением прерывает исполнение песни и прямо задает вопрос Сусанину: «Как? Ужель не бывать моей свадьбе?» Сусанин непреклонен: «Что за веселье в это безвременье!» И тогда Собинин и Антонида очень сердечно упрашивают старика (звучит их терцет «Не томи,родимый»).Сусанин решительно заявляет, что свадьба будет тогда, когда Бог даст Руси царя. Но со слов вернувшегося из Москвы Собинина оказывается, что великий собор уже ставит (выбирает) царя. И кто же он? «Наш боярин» (то есть Михаил Федорович Романов).Коли так, говорит Сусанин,-свадьбе быть. Все ликуют. Сусанин с дочерью и женихом идет к своему двору; народ расходится.

     

    ДЕЙСТВИЕ II

    Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Хор поет: «Бог войны после битвы живую радость нам дарит». Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный легкий вальс, темпераментная мазурка.

    Танцы прекращаются и входит вестник. у него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поет мазурку.

     

    ДЕЙСТВИЕ III

     

    Внутренний вид избы Сусанина. Посередине дверь; сбоку еще одна дверь, ведущая во внутренние покои. С противоположной стороны окно. Ваня сидит занятый работой и поет свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Это грустный рассказ о его собственном сиротстве. Входит Сусанин; он прислушивается к песне Вани. Теперь время более веселые песни петь, рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Федоровича — ведь это их барин! – на царство. Вскоре Ване приходит на ум, что худо будет, если ляхи явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Федоровича. Но тут же оба — Сусанин и Ваня-решительно заявляют, что постоят за царя. Они полны отваги служить царю и сообщают об этом в своем дуэте.

    Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес и хором поющие об этом. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. По знаку Сусанина Ваня угощает крестьян вином. Те славят Сусанина. Крестьяне уходят.

    Сусанин зовет Антониду. Она приходит. Теперь вся семья в сборе (Сусанин, Антонида, Ваня и, Собинин). Сусанин благословляет молодых. Все радуются. Возносится хвала Богу. Все молят Бога любить царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику.

    Неожиданно слышится конский топот. Поначалу Сусанин думает, что это царские полчане. Но нет, это оказываются поляки. Они без лишних слов требуют, чтобы их проводили к царю, поскольку они уверены, что он где-то здесь. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где царь изволит поживать!» Сусанин — опять-таки притворно (и, быть может, в надежде потянуть время) — приглашает их попировать на свадьбе, к которой готовятся в его доме.Поляки резко отказываются — их интересует только царь. Сусанин всеми силами старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с все возрастающим гневом и в конце концов даже замахиваются на него саблями. Сусанин с бесстрашием обнажает грудь. Решимость Сусанина озадачивает поляков. Они не знают, что с ним делать. Совещаются. Тут Сусанину приходит на ум (он обращается к Ване-решительно и таинственно): «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки хотят подкупить Сусанина и предлагают ему золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и дает согласие отвести польский отряд к царю. Антонина зорко следит за действиями отца. Она думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет ее и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Антонина опять бросается к отцу с настойчивым вопросом: «Куда твоя дорога?» Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. В изнеможении она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает.

    За сценой слышится свадебный хор «Разгулялася, разливалася вода вешняя». Но тяжело на душе у Антониды. Она поет свой романс — одна из наиболее популярных арий оперы — «Не о том скорблю, подруженьки».

    Входит Собинин. Он только что узнал, что поляки взяли Сусанина. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело: «Налетели злые коршуны, набежали поляки, взяли в плен они родимого, сотворят беду над ним!» Крестьяне успокаивают Антониду («Ты не плачь, он придет!»). Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. С Антонидой он поетдуэт «Сколько горя в этот день избранный». Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники; к концу дуэта их уже целое ополчение. Собинин еще раз уверяет Антониду, что спасет Сусанина. Ратники торопят его отправляться в поход. Мужественно и решительно звучит их хор «На врага!». Собинин и крестьяне поспешно уходят.

     

    ДЕЙСТВИЕ IV

    Четвертое действие делится на две сцены. Оно начинается оркестровым вступлением — симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж. Глухой лес. Ночь. Входят вооруженные крестьяне и с ними Собинин (эта сцена в постановках оперы обычно опускается). Крестьяне (они поют хором) размышляют, каким путем идти им на поляков. Крестьян подбадривает Собинин. Он поет свою арию «Братцы, в метель, в неведомой глуши». К концу арии все опять воодушевлены и готовы отправиться дальше на поиски Сусанина. Собинин и крестьяне уходят. Происходит смена декораций.

    Сцена представляет собой часть леса у монастырской усадьбы. Вбегает Ваня. Звучит его большая героическая ария «Бедный конь в поле пал» (этот номер был сочинен композитором уже после постановки оперы на сцене и исполняется обычно вместо предыдущей сцены Собинина с крестьянами в глухом лесу). Итак, Ваня бегом добежал сюда, к царскому двору. Он стучится в ворота монастыря. Ему никто не отвечает. Он сокрушается, что он не витязь и не богатырь — он сломал бы тогда ворота и вошел бы в монастырь и предупредил бы царя с царицей об опасности. Он снова стучится и кричит, чтобы открыли ворота. Наконец за воротами слышатся голоса. Это проснулась боярская прислуга. Они удивлены, кто это к ним ломится, ведь это не вьюга воет, не птица кричит, не мертвец в ворота добивается. «Нет, то горе-беда у ворот стоит. Выходить ли нам?» — колеблются они. Наконец, они отпирают ворота, видят Ваню. Он рассказывает им обо всем, что произошло: как пришли поляки, как потребовали они, чтобы Сусанин отвел их к царю, как мужественный крестьянин повел их ложной дорогой и завел в непроходимый лес. Рассказ Вани побуждает бояр скорее отправляться к царю (его, как оказалось, здесь, куда пришел Ваня, нет). Бояре посылают Ваню вперед: «Ты, как Божий посол, впереди ступай!». Ваня не без гордости соглашается: «Я, как Божий посол, впереди пойду». Все уходят.

    Финал оперы составляет самая драматичная ее сцена, ее кульминация — сцена Сусанина с поляками в глухом лесу, куда этот мужественный крестьянин завел их, чтобы погубить. В глубине сцены показываются поляки, измученные, еле идущие в сопровождении Сусанина. Они клянут «проклятого москаля». Они выходят на прогалину: хотя бы здесь отдохнуть. Они собираются развести огонь. Пока они думают, что он случайно сбился с пути. «Путь мой прям, но вот причина: наша Русь для ваших братьев непогодна и горька!» Поляки устраиваются спать у разведенного огня. Сусанин остается один на авансцене. Он поет свою самую известную арию «Чуют правду!..» (ее текст значительно отличается от того, что вложил в уста героя С.Городецкий). После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване, который опять осиротеет. В конце концов он со всеми с ними прощается. Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится («Да и я вздремну-усну, сном-дремотой подкреплюсь: сил для пытки надо много»). Завертывается в тулуп.

    В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга усиливается. Поляки просыпаются, буря затихает. Они собираются дальше в путь. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завел их в эту глушь, чтобы они здесь погибли. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство:,«Бейте до смерти врага!» — кричат они и убивают Сусанина.

     

    ЭПИЛОГ

    Грандиозная массовая сцена. Звучит оркестровое вступление. Занавес поднимается. Сцена представляет собой одну из улиц Москвы. Толпы народа в праздничных платьях медленно проходят по сцене. Звучит знаменитый хор «Славься, славься, святая Русь». Народ славословит царя: «Празднуй торжественный день царя, ликуй, веселися: твой царь идет! Царя-государя встречает народ!»

    Медленно входят Антонида, Ваня и Собинин. Они грустны, ведь до этого торжественного дня не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг. К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает, почему они грустны, когда все ликуют? Он изумлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.

    И вот снова — еще более мощно — звучит заключительный хор «Славься», который весь народ поет уже на Красной площади в Москве, под ликующий звон колоколов. Вдали виден торжественный царский поезд, направляющийся в Спасские ворота Кремля.

    А. Майкапар

     

     

    radiomayak.ru

    Опера Глинки «Иван Сусанин» — 17 Сентября 2013

    Краткое содержание оперы Глинки «Иван Сусанин»

     

         Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе.   Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

         В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

         В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

         Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

         Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

         В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.

     

    my-teacher.ucoz.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о