Содержание

Невский проспект - краткое содержание повести Гоголя

События данного произведения начинаются с обычной прогулки приятелей по Невскому проспекту, где они встречают двух женщин и устремляются вслед за ними.

Краткое содержание повести «Невский проспект» покажет читателю жизнь Петербурга с изнанки и даст понять насколько ничтожна судьба «маленького человека» в большом городе.

Главные герои

  • Пирогов - поручик, приятель Пискарева. Самодовольный проныра, мечтающий выслужиться до полковничьего чина.
  • Пискарев - скромный, застенчивый художник. Полная противоположность Пирогову.


Сюжет

Самое лучшее место в Петербурге Невский проспект. В течение дня, прогуливаясь по нему, можно встретить людей разных сословий от простых работяг, спешащих на работу до высокопоставленных чиновников в зеленых вицмундирах.

Пирогов с Пискаревым неспешно шли по Невскому, внимательно разглядывая местную публику. Неожиданно их внимание привлекли две одинокие дамы. Пирогову приглянулась блондинка. Пискарев наоборот сверлил взглядом брюнетку. Друзьям пришлось разойтись по разным сторонам. Каждый последовал за своей дамой сердца.

Художник летел на крыльях любви. Девушка была само очарование. Когда она повернулась к нему, у него душа в пятки ушла, а сердце в груди затрепетало так сильно, что казалось выпрыгнет.

Преследуя ее по пятам, Пискарев оказывается перед четырехэтажным домом на Литейном. Поднявшись за девушкой мечты, художник попадает в квартиру, где видит женщин, всем своим видом выдававшим род занятий каждой из них. Это был публичный дом. Пискарев в спешке покидает гнездо разврата.

Время близилось к полуночи, а он сидел и думал о ней. Стук в дверь прервал размышления. Лакей доложил, что барыня, от которой он сбежал, прислала за ним карету. Пискарев вновь оказывается на Литейном. Бал в самом разгаре. Среди танцующих пар он взглядом ищет ее в толпе. Девушка хотела сказать что-то важное, но не успела. Пирогов проснулся и понял, что ему все привиделось.

С этого момента художник теряет покой. Чтобы увидеть любимую во сне, он принимает опиум. Однажды девушка пришла к нему в образе жены. Пискарев решает найти ее и сделать предложение.

Художник вновь оказывается на Литейном. Он просит девушку бросить свое занятие и выйти за него замуж. Вместо утвердительного ответа слышит отказ.

В отчаянии Пискарев идет домой. Четыре дня он не давал знать о себе. Соседи, вскрыв квартиру нашли его труп с перерезанным горлом. Рядом валялась бритва. Пирогов на похороны не явился.


Пирогов, преследуя блондинку, оказывается в квартире мастерового, где сидит компания пьяных мужиков. Жестянщик Шиллер выяснял отношения с сапожником Гофманом. Появление Пирогова прервало разговор. Шиллер выпроваживает незваного гостя.

На следующий день Пирогов вновь в мастерской под предлогом заказа шпор. Блондинка оказалась женой Шиллера, но этот факт не смутил Пирогова. Он решил приударить за девушкой. Шиллер в бешенстве.

Очередной визит состоялся в отсутствие Шиллера. Во время танца он целует женщину. В это время врывается Шиллер с друзьями, и избивает Пирогова.

Пирогов вылетает как ошпаренный, посылая проклятия Шиллеру, но зайдя к кондитерскую, успокаивается. Вечером он и вовсе забыл об этом эпизоде.

frigato.ru

Невский проспект Гоголя – краткое содержание: о чем написана повесть и какова характеристика проспекта

Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя Николая Гоголя. В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.

Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.

История создания

Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.

Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.

Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.

Обратите внимание! Повесть Невский проспект в кратком содержании полезно прочесть для повторения, если надо быстро вспомнить какие-либо подробности сюжета.

Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам это значит не прочитать классическое произведение совсем.

Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.

Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.

Это интересно! Николай Гоголь — Ночь перед Рождеством: краткое содержание

Краткое содержание

Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.

Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.

Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля поручика Пирогова.

Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.

В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.

«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.

Это интересно! Повесть Портрет Николая Гоголя: краткое содержание

Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.

Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.

Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата».

Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину»

.

Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.

Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.

Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.

Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.

Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала та самая девушка, которую он видел накануне.

Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.

Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.

Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.

Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.

Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…

Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»

Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.

Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.

Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.

Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.

Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.

Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.

Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.

Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.

Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.

Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.

Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.

Это интересно! Изучаем краткое содержание поэмы Мертвые души по главам

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру» вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Обратите внимание! Глубинная философская идея произведения Невский проспект – двойственность и трагизм красоты и любви в нашем мире.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле. 

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести «Тарас Бульба» она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Полезное видео

Подведем итоги

Был ли Гоголь, когда писал «Невский проспект», во всем согласен со своим героем художником Пискаревым – трудно сказать. По крайней мере, сам он вполне нашел способ примирить искусство с действительностью, поскольку стал великим русским писателем-реалистом.

В поэме «Мертвые души» Николай Гоголь гениально изобразил окружающую жизнь во всей ее неприглядности, но это был поздний этап его творчества.

tvercult.ru

Невский проспект (повесть), сюжет

НазваниеНевский проспект
Жанрповесть
АвторНиколай Васильевич Гоголь
Язык оригиналарусский
Написан1833—1834
Публикация1835

«Невский проспект» — повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл Петербургские повести. Написана в 1833—1834 годах.

Впервые напечатана в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя», ч. 2-я, СПб, 1835. Замысел «Невского проспекта» относится ещё к 1831 году, когда Гоголь сделал несколько незаконченных набросков, рисующих пейзаж Петербурга.

Сохранилось два наброска: «Страшная рука. Повесть из книги под названием: лунный свет в разбитом окошке чердака» и «Фонарь умирал…». Оба наброска, относящиеся к 1831—1833 годам, связывают с замыслом «Невского проспекта».

Сюжет

Повесть начинается со слов «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё». Далее следует описание того, как Невский проспект меняется с раннего утра до поздней ночи.

Два молодых человека — поручик Пирогов и художник Пискарёв — ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на её счет романтическую влюблённость. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещенного четырехэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся ещё три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с её глупым и пошлым разговором. Пискарёв в отчаянии выбегает на улицу. Придя домой, долго не может успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у нее в доме. Пораженного Пискарёва привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но её куда-то увлекают, Пискарёв тщетно ищет её по комнатам и… просыпается у себя дома. Это был сон! Он теряет покой, желая увидеть её. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грёзах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. «А почему бы нет?» — думает он, очнувшись. Пискарёв с трудом отыскивает нужный дом, и — о чудо! — именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку её лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарёв говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, рисует картины счастливой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеется над ним. Пискарёв бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате. Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят его на Охтинском кладбище. Пирогова нет на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.

Он, преследуя блондинку, попадает в квартиру некоего немца жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить своё любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность. В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует её, и как раз в этот момент является Шиллер с Гофманом и столяром Кунцом. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова — высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился.

www.cultin.ru

Н. В. Гоголь невский проспект краткое содержание? Н. В. Гоголь невский проспект краткое содержание

1835
Краткое содержание повести.
Читается за 3 мин.
оригинал — за 50−60 мин.
Два молодых человека — поручик Пирогов и художник Пискарев — ухлёстывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на её счёт самую романтическую влюблённость. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещённого четырёхэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся ещё три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с её глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу.

Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у неё в доме. Поражённого Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но её куда-то увлекают, Пискарев тщетно её ищет по комнатам и.. . просыпается у себя дома. Это был сон!

Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грёзах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? — думает он, очнувшись. Он найдёт её и женится на ней! Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и — о чудо! — именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку её лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеётся над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате.

Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.

Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить своё любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность.

В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует её, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова — высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился.

Такое вот странное, непонятное происшествие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все — именно таково.. . Пересказал И. Л. Шевелев

otvet.mail.ru

о чем написана повесть и какова характеристика проспекта

Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя Николая Гоголя. В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.

Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.

История создания

Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.

Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.

Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.

Обратите внимание! Повесть Невский проспект в кратком содержании полезно прочесть для повторения, если надо быстро вспомнить какие-либо подробности сюжета.

Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам — это значит не прочитать классическое произведение совсем.

Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.

Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.

Это интересно! Николай Гоголь — Ночь перед Рождеством: краткое содержание

Краткое содержание

Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.

Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.

Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести — молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля — поручика Пирогова.

Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.

В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.

«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.

Это интересно! Повесть Портрет Николая Гоголя: краткое содержание

Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.

Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.

Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата».

Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину».

Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.

Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.

Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица — знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.

Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.

Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала — та самая девушка, которую он видел накануне.

Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.

Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.

Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.

Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.

Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…

Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»

Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.

Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.

Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.

Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.

Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.

Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.

Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.

Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.

Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.

Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.

Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.

Это интересно! Изучаем краткое содержание поэмы Мертвые души по главам

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру» — вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Обратите внимание! Глубинная философская идея произведения Невский проспект – двойственность и трагизм красоты и любви в нашем мире.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле. 

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести «Тарас Бульба» она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» — доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Полезное видео

Подведем итоги

Был ли Гоголь, когда писал «Невский проспект», во всем согласен со своим героем — художником Пискаревым – трудно сказать. По крайней мере, сам он вполне нашел способ примирить искусство с действительностью, поскольку стал великим русским писателем-реалистом.

В поэме «Мертвые души» Николай Гоголь гениально изобразил окружающую жизнь во всей ее неприглядности, но это был поздний этап его творчества.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

znaniya.guru

краткое содержание и главные герои

Ряд произведений, написанных Гоголем в период 1830–1840 годов, собраны в сборнике «Петербургские повести». Объединяет их не только тема «маленького человека», но и общее место действия – Петербург. Одно из произведений – «Невский проспект», краткое содержание повести рассмотрим в этой статье.

Критический реализм в произведениях Гоголя

В «Петербургских повестях» автор выразил свои впечатления, вызванные жизнью в Петербурге. Все произведения связывает общая проблематика – власть денег и чинов. Также всем повестям сборника присущ и типичный персонаж – разночинец. Ведущий пафос произведений – разоблачение несправедливости и разрушающей силы денег. Повести правдиво воссоздают картину Петербурга того времени. В этих произведениях Гоголь обращается к приему крайнего контраста. В «Невском проспекте» автор показал шумную толпу людей различных сословий, безумную роскошь меньшинства и ужасающую бедность большинства, разлад между возвышенной мечтой и пошлой действительностью. Контрастность Петербурга и двуличность большого города стали основными темами повести «Невский проспект».

Написана она в 1834 году, опубликована впервые в «Арабесках» в 1835. Гоголь создал в повести сплав социально-бытовой сатиры и лирики. Всей мощью таланта автор рисовал российскую действительность, лелея при этом мечту о прекрасном будущем своей страны. Тем самым Гоголь, по сравнению с предшественниками, поднял критический реализм на новую, высшую ступень. Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием «Невского проспекта», следует более подробно остановиться на главных действующих лицах.

Поручик Пирогов

Он недавно получил чин и очень им гордится: «вы не заметили, верно, я офицер». Молодой человек принадлежит к среднему классу: «есть офицеры», составляющие «средний класс общества». Со своим приятелем Пискаревым поручик общается из корыстных побуждений: «поощрял художника» оттого, что ему хотелось видеть свою «мужественную физиономию» на портрете. Пирогов думал о себе «с самодовольною и самонадеянною улыбкою» и считал себя обаятельным мужчиной, перед которым не может устоять ни одна женщина: «он не мог понять», что ему можно «противиться», потому как «любезность» и «блестящий чин» давали «право на внимание».

В «Невском проспекте» Гоголь характеризует Пирогова так, как это делали люди, принадлежавшие к кругу поручика: он был «ученым и воспитанным». Они, как известно, «хвалят Булгарина», «не пропускают ни одной лекции». Но наш поручик «имел множество талантов»: «декламировал стихи», умел «рассказать анекдот», «поговорить об актрисе». Пирогов говорит дамам пошлые комплименты, а уверен, что это любезность. Он хвастлив и рассказывает товарищам о том, чего нет на самом деле – об интрижке с немкой. Гордится Пирогов и своей красотой: «раскланявшись», показал «красоту своего стана». Наглый и бесчестный поручик пытается соблазнить замужнюю женщину, «несмотря на то, что немка» дает «явный отпор». После того как ее муж и его приятели избивают наглого поручика, он чувствует себя еще и оскорбленным незаслуженно, хотя сам вел себя бесстыдно. «Сибирь и плети» посчитал «самым малым наказанием» для них.

Художник Пискарев

Еще один главный герой «Невского проспекта» - молодой художник «во фраке и плаще», «тихий, скромный» и по-детски «простодушный». Доверчивого и наивного художника приятель Пирогов называет «простофиля и простак». Пискарев – «добрый», «застенчивый», толкующий «о своем предмете» и не заботящийся «об излишнем». Он не только «с истинным наслаждением» трудится и «любит тихо» то, чем занимается, но и имеет «в себе истинный талант». Он способен на непорочные чувства, и мысли его «чисты, как у ребенка».

Пискарев настолько погружен в свое творчество, что отвечает часто невпопад и не смотрит человеку в глаза. Он глубоко одинокий человек, на похороны к нему никто не приходит, даже Пирогов. Однажды он видит прекрасную незнакомку, ему она кажется настоящим божеством, но он, к своему ужасу, узнает, что она работает в публичном доме. На этом романтик Пискарев не останавливается и предлагает развратной девице выйти за него замуж, на что та отвечает отказом. Мечтатель Пискарев не выносит этого и через четыре дня умирает. Безответная страсть приводит Пискарева к трагической гибели.

Прогулка по Петербургу

Повесть «Невский проспект» (краткое содержание поможет быстро вспомнить сюжет) начинается с того, как молодые люди – Пискарев и Пирогов - прогуливаются по Невскому и ухлестывают за одинокими дамами. Художник Пискарев, лелея романтические мечты, следует за брюнеткой. Они доходят до четырехэтажного дома и заходят в комнату, где находятся еще женщины, весь вид которых подсказывает Пискареву, что находится он в публичном доме. Прелестный облик той, за которой он последовал, никак не увязывается ни с этим злачным местом, ни с ее пошлыми разговорами. Пискарев в ужасе выбегает на улицу. Дома молодой человек долго не может успокоиться. Только он заснул, как пришел слуга и сообщил, что за ним прислали карету - та самая дама, у которой он только что был, просит немедленно приехать к ней.

Сны художника

Пораженного молодого человека привезли на бал, и среди танцующих он увидел свою избранницу, которая прелестнее всех присутствующих дам. У них завязался разговор, но девушку куда-то позвали. Пискарев ищет ее по всем комнатам, но безуспешно. В отчаянии он просыпается… у себя дома. Это всего лишь сон. Молодой человек теряет покой, желая видеть ее хотя бы во сне, он прибегает к опиуму. Однажды он видит себя в своей мастерской с палитрой в руках, а она – его жена – стоит рядом. Проснувшись, он решил разыскать ее во что бы то ни стало. Пискарев поехал в нужный дом, дверь открыла именно она, с премилой улыбкой сообщив, что, несмотря на поздний час (два часа дня), она спала, так как привезли ее только утром совершенно пьяной.

Краткое содержание «Невского проспекта» дает представление о том, как мечтатель Пискарев пытался вразумить семнадцатилетнюю красавицу. Он рассказывал молодой девушке о пучине разврата, в который она погружена. Рисовал ей картины семейной жизни. Но красавица с презрением отказала ему. Отчаявшийся художник бродит по городу. Вернувшись домой, запирается у себя. Через неделю его находят с перерезанным горлом. Беднягу хоронят на Охтинском кладбище, а на его похоронах нет приятеля Пирогова, поскольку тот и сам влип в историю.

Наказание за любовь

Увязавшись в тот же вечер за блондинкой, Пирогов оказался в квартире некоего жестянщика. Тот, будучи тогда пьяным, просит своего друга сапожника отрезать ему нос сапожным ножом. Пирогов, помешавший им исполнить свои намерения, спешно ретировался. Вернувшись сюда утром, чтобы разыскать прекрасную незнакомку, он узнал, что красавица-блондинка – жена сапожника. Пирогова это не останавливает. Он заказывает жестянщику шпоры, а сам не сводит с прелестницы глаз, возбуждая в ее муже ревность. В воскресенье, когда сапожника не оказалось дома, Пирогов танцует с его женой, целует ее. И в этот самый момент возвращается супруг со своим другом жестянщиком и со столяром Кунцом.

Сюжет повести «Невский проспект» принимает неожиданный поворот: пьяные и рассерженные ремесленники схватили поручика Пирогова и сотворили с ним нечто грубое и невежливое, что у автора нет даже слов, чтобы «описать это действо». Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная цензурой, позволила узнать, что Пирогова высекли! Он вылетел из дома в бешенстве, грозя обидчикам плетью и Сибирью. Однако, зайдя по дороге в кондитерскую, съев пирожных и почитав газету, поручик охладился, а вечером, отличившись на танцах, совсем успокоился. Странное происшествие, но под неверным светом фонарей все именно так. Словно зажигают лампы для того, чтобы «показать все в ненастоящем свете». Такими словами и заканчивается повесть Гоголя «Невский проспект».

fb.ru

"Невский проспект" краткое содержание - Н. В. Гоголь

Меню статьи:

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!» – такими словами начинает свой рассказ «Невский проспект» Николай Васильевич Гоголь.

Автор утверждает, что именно здесь можно встретить приятеля, которого не видел до этого несколько лет, при чём даже не назначая эту встречу предварительно.

Публика на Невском проспекте

Далее следует весьма ироничное описание публики, которую можно повстречать на Невском проспекте в разное время дня. Это и рабочий народ, который за словом в карман не лезет, и чопорные гувернантки со своими подопечными, и служащие контор, для которых нет большего развлечения, чем побродить по Невскому проспекту, заглядываясь на пёстрые витрины магазинов. Ранним утром у дверей кондитерских собираются нищие, в надежде на объедки и чёрствые пироги, чем ближе к полудню, тем более респектабельной становится публика, прохаживающаяся по Невскому проспекту. Вечером же наступает время молодёжи, которая прогуливается в свете фонарей, придающих всему таинственный и заманчивый свет.

Два приятеля

Именно в это вечернее время пред взором читателя предстают два приятеля – два холостых молодых человека. Один из них бойкий и шумный поручик Пирогов, который подбивает второго робкого молодого человека во фраке и плаще приударить за дамами, куда-то спешащими в сей поздний час. Снедаемый сомнениями и неуверенностью в себе, скромный парень всё же отваживается отправиться вслед за прекрасной черноволосой незнакомкой в алом плаще. Второй молодой человек преследует миловидную блондинку, идущую в другую сторону.

Художник по имени Пискарев

В это время автор сосредотачивается на личности скромного молодого человека и знакомит читателя с ним поближе. Оказывается, он – бедный художник, по фамилии Пискарев. Далее мы узнаем, что питерский художник – это абсолютно особый вид деятеля искусства, который разительно отличается от своих коллег из Италии или каких-то других стран. Писатель характеризует Пискарева такими словами:

«…застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя».

Романтичный художник с замиранием сердца следует за волшебной нимфой, очаровавшей его на проспекте. Он не смеет даже поднять глаз на неё и просто хочет увидеть, в какой знатный особняк упорхнёт столь прекрасное благородное существо. Каково же удивление героя, когда прекрасная дама жестом просит его следовать за собой. Художник с абсолютно чистыми помыслами буквально взлетает по ступеням на четвёртый этаж самого что ни на есть непримечательного дома.

Единственное, что приходит в голову юноши в тот момент, это то, что прекрасной даме необходима какая-то помощь, которую он с готовностью ей предоставит. Но то, что он видит за дверью, просто разбивает ему сердце. Он оказывается в квартире, где обитают продажные женщины всех мастей. Наш герой с ужасом осознаёт, что одной из этих женщин является его муза. Да, она все так же прекрасна внешне, но абсолютно теряет очарование в глазах Пискарева, когда начинает говорить с ним в развязной наглой манере. Бедный художник не в силах вынести такое разочарование. Он со всех ног бросается к двери и убегает из этой гадкой грязной квартиры.

Спустя какое-то время Пискарев уже сидит в своей скромной комнатушке, охваченный всеобъемлющей жалостью к особе столь прекрасной снаружи, но выбравшей себе такой удел. И вот когда глаза его уже готовы закрыться от усталости, в комнату с громким стуком входит богато одетый лакей. Он сообщает, что прибыл по поручению своей госпожи, которую Пискарев сегодня проводил до дому, и та просит его явиться к ней. Спустя какое-то время наш герой, недоумевая, оказывается на роскошном балу. Там его новая знакомая предстаёт в абсолютно новом виде, приковывая взгляды всех собравшихся своим благородством и грацией. Она находит его в толпе, силится объясниться, но им все время мешают. Внезапно Пискарев вздрагивает и понимает, что просто видел прекрасный сон, а он по-прежнему один, в своей бедной комнатушке.

Сны о прекрасной музе

Контраст между действительностью и увиденным во сне столь разителен, что молодой человек больше всего на свете желает снова уснуть, чтобы увидеть сны о ней, о своей прекрасной музе. Лишь во снах он может видеть её такой, какой желает видеть – честной, скромной и благородной. Постепенно желание видеть сны становится таким острым, что Пискарев абсолютно выпадает из объективной реальности. Он грезит наяву и бодрствует во сне. А между тем это так расстраивает его нервы, что он вовсе теряет сон. В голову художника приходит идея раздобыть опиум, который помогает от бессонницы. И ему это удаётся. Торговец даёт ему пузырёк с сонными каплями в обмен на обещание, что Пискарёв нарисует ему портрет красавицы.

Так и живёт он некоторое время в плену своих грёз. Во снах распутница, разбившая чуткое сердце юноши, предстаёт не только в образе знатной дамы, но и просто честной работящей женщины или селянки. В какой бы роли она не являлась к нему во сне, все они были преисполнены добродетели. И ничего больше не желает наш герой, кроме как видеть её в реальности именно такой. И вот однажды ему в голову приходит мысль, что он должен спасти ту прекрасную девушку, женившись на ней. Он не может смириться с тем, что столь божественная красота потеряна для мира в пучинах порока.

Трагическая кончина Пискарева

Пискарев, содрогаясь, направляется в нужный ему дом, стучит в дверь и снова оказывается лицом к лицу с девушкой, всё ещё прекрасной, но на которую образ жизни уже наложил определённый отпечаток.

Он начинает увещевать её одуматься, предлагает стать его женой, честно признаётся, что он беден, но готов трудиться и вести рядом с ней скромную честную жизнь.

Но пошлая девка лишь высмеивает художника. Она возмущённо заявляет молодому человеку: «Как можно! Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою!» Не в силах смириться с душевной болью, Пискарев покидает этот грязный дом, бесцельно блуждает по улице целые сутки, и наконец вернувшись домой, перерезает себе горло в своей одинокой комнате. Тело его обнаруживают лишь спустя неделю. На скромных похоронах несчастного не соблюдается даже христианский обряд, и плачет по покойнику лишь пьяный солдат-сторож.

Поручик Пирогов

После столь трагичных событий, взгляд автора устремляется на приятеля усопшего – поручика Пирогова, который не пришёл на похороны, так как был занят неким чрезвычайным происшествием. Писатель возвращается во времени вспять, чтобы вернуться к моменту, когда молодой офицер отправился следом за блондинкой по Невскому проспекту. В этот момент мы получаем небольшую справку о русских офицерах и собственно личности Пирогова. Он предстаёт перед нами, как человек, который вращается в высших кругах общества, умеет удачно пошутить или с чувством продекламировать стихотворение, а также чрезвычайно гордится своим воинским званием.


И так, мы следуем за Пироговым, который в свою очередь преследует белокурую даму. Она явно не выказывает симпатию поручику и буквально переходит на бег, чтоб скрыться от него. Но, как известно, русский офицер не отступает, он упорно движется вслед за блондинкой и, к своему удивлению, оказывается в квартире известного жестянщика Шиллера. Именно в это время пьяный Шиллер упрашивает своего приятеля сапожника Гофмана отрезать ему нос. Причиной тому является нежелание жестянщика тратить деньги на нюхательный табак. Попытка Пирогова заговорить с приятелями проваливается, они выставляют его за дверь, но нос Шиллера, к счастью, остаётся на своём месте.

Оскорбленный офицер всё же решает простить пьяным немцам такое оскорбление и возвращается в дом жестянщика на следующее утро, чтобы вновь поговорить с блондинкой. Там его снова ждёт весьма холодный приём. Выясняется, что блондинка – жена Шиллера, глупая, но честная особа.

Её неприступность разжигает в поручике серьезный интерес. Чтобы видеть объект своих желаний Пирогов заказывает у Шиллера шпоры по неимоверно завышенной цене, а после ещё и оправу для кинжала.

При этом, в каждый свой визит к жестянщику, офицер выказывает его жене весьма откровенные знает внимания, а однажды даже целует не прямёхонько в губы. Это его действие вызывает у педантичного немца нечто похожее на ревность, и он всерьёз озадачивается тем, как ему избавиться от такого клиента.

Предлагаем прочитать комическую повесть Николая Васильевича Гоголя “Ревизор”, где в лице Хлестакова обличаются пороки общества.

В очередном лирическом отступлении автор весьма остроумно, на примере жестянщика, описывает педантичность немцев, их приверженность собственным традициям и выбранному жизненному укладу.
Между тем Пирогов распускает слухи в своих офицерских кругах об интрижке с хорошенькой немкой. Желая воплотить свои мечты в реальность, поручик решается на рискованный шаг – является к немке в воскресенье, когда Шиллера нет дома. Он предлагает ей потанцевать, а потом набрасывается на женщину с поцелуями. В это время в квартиру возвращается пьяный Шиллер с друзьями и грубо выкидывает бравого офицера вон. Поручик в ярости решает жаловаться генералу, в мыслях уже видя Шиллера в сибирской ссылке. Но по дороге его гнев проходит. А после двух сладких пирожков в кафетерии настроение его и вовсе становится хорошим. Наш герой отправляется на танцевальный вечер в дом одного правителя, где так лихо танцует мазурку, что вызывает восторг не только у дам, но и у кавалеров.

Философские размышления автора

Заканчивается произведение философскими размышлениями автора: «Как странно, как непостижимо играет с нами судьба наша! Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы? Всё происходит наоборот». Далее следует совет пересекать Невский проспект как можно быстрее, не останавливаясь даже у фонарных столбов, не вглядываться в яркие витрины магазинов и кондитерских, не заглядывать под шляпки проходящих мимо красавиц, не вслушиваться в речи людей. Потому что всё, что вы увидите и услышите там, насквозь пропитано ложью и фальшью.

«Невский проспект» – краткое содержание рассказа Н. В. Гоголя

3 (60%) 2 votes

r-book.club

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *