Николай Васильевич Гоголь :: Издательство Русская Идея
21.02.1852 (6.03 в 2018 г.). – Умер Николай Васильевич Гоголь
Жертва Гоголя Божественной правде
К познанию России «от обратного» – 5
Николай Васильевич Гоголь (20.03.1809–21.02.1852) – воистину великий русский писатель, каких можно немного поставить в этот ряд по таланту и итогу жизни. Родился в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в дворянской семье помещика среднего достатка. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. У Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако дед оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую – Гоголь, происходящую от известного в украинской истории XVII века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя. Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине и в то же время была глубоко религиозной женщиной, свою духовную устремленность она передала и сыну. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.
Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места – Диканьку, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери Д.П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр (им руководил отец Гоголя, писавший водевили), связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Другим источником сильных впечатлений мальчика служили исторические предания и библейские темы, пересказываемые матерью, в частности, запало ему в душе видение Страшного суда с напоминанием о неминуемом наказании грешников.
В 1821 г. поступил в гимназию высших наук в Нежине. Все его устремления были тогда связаны со «службой государственной», он мечтает о юридической карьере, чтобы бороться с «неправосудием». На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н.Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений, которых он был не чужд. В 1827 г. здесь возникло «дело о вольнодумстве», закончившееся увольнением нескольких профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу.
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь едет в Петербург. В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в Министерство внутренних дел (вначале писцом, потом помощником столоначальника одного из департаментов), что дало будущему писателю знание чиновничьего быта. Затем получил место преподавателя истории (в частности, Малороссии) в университете.
После публикации рассказа «Вечер накануне Ивана Купала» (1830) Гоголь становится вхож в литературные круги, его знакомят с В.А. Жуковским, который очень тепло отнесся к начинающему писателю. В 1831 г. начинается общение Гоголя с Пушкиным, чрезвычайно важное для его художественного и нравственно-душевного становления. Пушкин почувствовал огромный талант своего молодого друга и согрел его душу, порою склонную к мрачности, светом своей жизнерадостной творческой энергии. Благодарный Гоголь получил первый толчок к пониманию искусства как благородного служения высшим ценностям.
В это время выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), вызвавшие почти всеобщее восхищение. Успех упрочили «Миргород» (1835), в котором патриотическая повесть «Тарас Бульба» запечатлела ту героическую эпоху национального прошлого Малороссии, когда ее народ (казаки) защищал свою русскость от гнета жидов и поляков. В эти годы были написаны также «Арабески» (1835), фантастическая «петербургская повесть» «Нос» (1836).
Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным. Премьера пьесы состоялась в апреле 1936 г. в присутствии Императора Николая I. Отклики были как восторженные, как и едко-критические, последние самолюбивый писатель остро переживал.
Восторги были, разумеется, со стороны «прогрессивной общественности», которая (как потом и советские историки) поспешила зачислить талантливого автора в свои «демократические» ряды. Гоголь стал любимым писателем революционного демократа Белинского: «Вы у нас теперь один, и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего отечества», – так писал вождь тогдашнего «прогресса» Николаю Васильевичу. Белинский опубликовал около двадцати статей и рецензий, посвященных Гоголю. Кроме того, он обращается к его имени и его художественным образам во многих своих статьях и письмах.
В июне 1836 г. Гоголь едет посмотреть культурную Европу в целях самообразования. Сначала в Германию, затем в Швейцарию, где работает над «Мертвыми душами». Сюжет был также подсказан Пушкиным еще в 1835 г., до написания «Ревизора». В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение писательским мастерством, и одновременно гнетущее чувство безысходности всей атмосферы произведения. Поначалу смеявшийся Пушкин в конце чтения воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!..» Гоголь постарался в дальнейшей работе смягчить такое впечатление.
В ноябре 1836 г. Гоголь едет в Париж, где знакомится с еще одним «демократическим» кумиром того времени А. Мицкевичем. Затем переезжает в Рим. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над «Мертвыми душами», он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. Отвлекшись от настроя «Мертвых душ», в 1938 г. закончил свою замечательную повесть «Шинель», из которой, по позднейшему замечанию Достоевского, вышла «вся русская гуманитарная литература».
В сентябре 1839 г. Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав «Мертвых душ» в присутствии своих друзей. В мае 1842 г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет. По выражению Герцена, «эта книга потрясла всю Россию». Однако после первых похвальных отзывов инициативу перехватили правые критики Гоголя, обвинявшие его в карикатурности и клевете на действительность.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, вновь выехавшего в июне 1842 г. за границу, где он пребывает несколько лет (Германия, Франция, Италия), работая над вторым томом «Мертвых душ». Но критика первого тома не прошла даром, вызвав мучительные душевные переживания (он вспоминал и реакцию Пушкина). Заграничная обстановка также побуждала к размышлениям о России, русском народе, его судьбах и задачах русского писателя. К этому должна была побуждать его и историческая почва великого Рима с его дыханием истории и множеством христианских святынь. Рим стал любимым городом Гоголя в Европе.
Постепенно Николай Васильевич приходит к убеждению, что для обличения людских и социальных пороков, чтобы иметь безспорное право на это, сначала надо стать самому более совершенным духовно, приблизиться к Богу. В этом свете многое из ранее написанного начинает казаться писателю греховным и недостойным.
Эти свои размышления он решается опубликовать в 1847 г. в Петербурге в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Книга содержала и объяснение, почему до сих пор не написан второй том «Мертвых душ», и размышления о духовной ответственности литературы, о выполнении своего долга всеми сословиями от крестьянина до высших чиновников и царя. Выход «Выбранных мест» навлек на их автора настоящую критическую бурю в революционно-демократическом лагере. Гоголь был моментально вычеркнут из «прогрессивных» кумиров и стал нерукопожатным «ренегатом» и «реакционером».
Особенный гнев вызвало одобрение «ренегатом» тех общественно-политических порядков, против которых боролись Белинский и его единомышленники. Белинский разразился знаменитым письмом Гоголю, которое ходило в списках. А ведь «ставший реакционным мистиком» писатель фактически предвидел всю безответственность и безплодность революционных потуг своих бывших друзей и почитателей: он видел глубинные духовные истоки социального зла, они же – только внешние.
Из чувства покаянного смирения за то, что стремился быть учителем Истины, будучи недостойным ее, в январе 1848 г. Гоголь морским путем направляется в паломничество в Иерусалим. О своих переживаниях там он записал: «У Гроба Господня я был как будто за тем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».
Посещением Святой Земли Гоголь завершает свои поездки по «заграницам» (где в общей сложности он прожил около 12 лет) и окончательно возвращается в Россию. Теперь большую часть времени он проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах Малороссии. За год до смерти едет в Оптину пустынь для беседы со старцем Макарием. В том же году написал «Размышление о Божественной Литургии» (1851).
1 января 1852 г. Гоголь сообщает друзьям, что второй том «совершенно окончен». Но новое, духовное отношение к жизни, крепнувшее в нем также и от общения со священником Матвеем Константиновским, заставляет его принести плод своих многолетних и, несомненно, талантливых трудов – в жертву созревшему в нем новому ощущению Божественной правды. Неправославные критики называют это «сумасшествием» или мягче: «приступом нового душевного кризиса», толчком к которому послужила смерть Е.М. Хомяковой, сестры Н.М.Языкова, человека, духовно близкого Гоголю.
Разумеется, это сыграло свою роль: писателя терзала мысль и о своей смерти, сможет ли он дать достойный отчет пред Богом о данном ему писательском таланте, о благотворности своего писательства. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает подготовленную набело рукопись второго тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). Когда догорели последние листы, «он перекрестясь, воротился в прежнюю свою комнату, поцеловал мальчика [который помогал ему при сожжении «Мертвых душ»], лег на диван и заплакал».
Для того, чтобы вынести столь строгий суд над своим многолетним творческим детищем, требуется полная открытость Богу и отрешенность от міра сего. Это было продолжением его исповеди: Гоголь как бы очистился этим от грехов и сомнений, готовясь предстать перед Всевышним. Принесение в жертву Богу своего главного литературного труда стало высшей точкой в его художественном творчестве, которое у великих людей неразрывно связано со всем смыслом их жизни.
Гоголю всем этим «было суждено круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие «великую русскую литературу», ставшую мiровой, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее боевой и практический характер, ее пророческий пафос и мессианство…» (К.В. Мочульский. Духовный путь Гоголя. Париж, 1934).
21 февраля 1852 г. утром великий писатель умер. Последними его словами, сказанными в полном сознании, были: «Как сладко умирать!» Накануне, часу в одиннадцатом, Гоголь громко произнёс: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!..» Подобные же слова о лестнице сказал перед кончиной святитель Тихон Задонский, один из любимых духовных писателей Гоголя, сочинения которого он в последнее время перечитывал неоднократно. Доктор Тарасенков, прибывший через два часа после смерти Гоголя, писал об увиденном: «Нельзя вообразить, чтобы кто-нибудь мог терпеливее его сносить все врачебные пособия, насильно ему навязываемые; лицо умершего выражало не страдание, а спокойствие, ясную мысль, унесенную с собою за гроб».
После кончины Гоголя в его бумагах были обнаружены обращение к друзьям, наброски духовного завещания, молитвы, написанные на отдельных листках, предсмертные записи:
«Молюсь о друзьях моих. Услыши, Господи, желанья и моленья их. Спаси их, Боже. Прости им, Боже, как и мне, грешному, всякое согрешенье пред Тобою.
Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник. Помилуй меня, грешного, прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста!»
В завещании своем Гоголь советовал сестрам открыть в деревне приют для бедных девиц, а по возможности и превратить его в монастырь, и просил: «Я бы хотел, чтобы тело моё было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались».
Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 г. останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
М.Н.
Бывшая могила Гоголя в Свято-Даниловом монастыре в Москве
Использована литература:
Проф. И.М. Андреев. Н.В. Гоголь (к столетию со дня смерти)
http://www.ngogol.ru/bio/
http://www.rv.ru/content.php3?id=6766
К познанию России «от обратного» — см. также:
1. Памяти Н.М. Языкова.
2. Герцен: «Террором создать ничего нельзя».
3. Памяти Л.А. Тихомирова.
4. Достоевский: «Православие – наш социализм».
5. Жертва Гоголя Божественной правде.
6. Самарин: от Гегеля – к Православию.
7. Костомаров: Малороссия как малая родина.
8. Карамзин: от масонства к монархизму.
9. Иван Киреевский: от романтизма к Православию.
10. Памяти К.С. Аксакова.
11. Памяти П.А. Вяземского.
12. М.Н. Катков: «государственный деятель без государственной должности».
13. А.В. Карташев: от масонского министра – к апологету Св. Руси.
Русское товарищество (Гоголь)
«Хочется мне вам сказать, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли басурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя.
Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь: и там люди! Также Божий человек, и разговоришься с ним, как со своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, видишь – нет! Умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить как может любить русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а!..» – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: «Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают чёрт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своими: свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который жёлтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства.
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.
Пусть же знают они все, что такое значит в Русской Земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать; так никому ж из них не доведётся так умирать! Никому, никому! Не хватит у них на то мышиной натуры их!»
Николай Васильевич Гоголь
(«Тарас Бульба»)
Нужно любить Россию
…Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь – есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А сострадание есть уже начало любви. Уже крики на безчинства, неправды и взятки – не просто негодование благородных на безчестных, но вопль всей земли, послышавшей, что чужеземные враги вторгнулись в безчисленном множестве, рассыпались по домам и наложили тяжелое ярмо на каждого человека; уже и те, которые приняли добровольно к себе в домы этих страшных врагов душевных, хотят от них освободиться сами, и не знают, как это сделать…
Но прямой любви еще не слышно ни в ком, – ее нет также и у вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние… Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собою та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам.
Н.В. Гоголь
(1844)
+ + +
Николай Васильевич Гоголь являет собой прекрасный пример того, что малороссы были и считали себя неотъемлемой и исконной частью русского народа. Немало из них внесли вклад в русскую культуру, оставаясь малороссами. Гоголь, выйдя из малороссийской культурной среды, явил собой высочайший пример подлинно русского духа, гармонично объединяющего малороссов, великороссов и белорусов. Он сам говорил, что не может разделить в себе «хохлацкую и русскую душу», и отразил в русской литературе всю красоту малороссийского быта и природы, сделав их художественный образ неотъемлемой частью общерусской культуры.
Ныне же на самостийной Украине произведения Гоголя переводят на искусственно созданную уже после Гоголя украинську мову как «иностранного» писателя. Однако даже его героям проявлять русский патриотизм возбраняется. Так, в 1998 г. в Киеве в издательстве Ивана Малковича впервые в истории издается на украинском языке в серии книг «Жемчужины мiровой литературы – студентам и школьникам» сборник произведений Гоголя, среди них специально отредактированная знаменитая повесть «Тарас Бульба». Особенности перевода весьма характерны. Например, в эпизоде гибели казаков в бою с поляками Тарас Бульба вопрошает своих товарищей: «Есть ли еще порох в пороховницах?», а они по очереди перед смертью восславляют Русскую землю. Гибнет Мосий Шило: «Пусть же стоит на вечные времена Русская земля и будет ей вечная честь!» За ним вслед гибнут герои-казаки – Бовдюга, Балабан, Кукубенко с этими же словами любви к Русской земле. В самостийном же переводе славный казак Мосий Шило умирает со словами: «Хай же вiчно стоiть православна Козацька Земля i хай буде вiчна iй честь!». Аналогичным образом переводчики подправили речь «национально-несознательных» в то время героев-казаков – Бовдюги, Балабана, Кукубенко. А по всему тексту гоголевских произведений слова «Россия» и «Новороссия» исправлены на «Украiна».
Поделиться новостью в соцсетях
rusidea.org
Николай Васильевич Гоголь — сообщение о жизни и творчестве писателя
Николай Васильевич Гоголь — гениальный русский писатель, человек, которого знают, в первую очередь, как автора актуального на все времена произведения «Мёртвые души», личность с трагической судьбой, которая окутана ореолом тайны до сих пор.
Краткая биография и творческий путь
Родился Гоголь 20 марта (или 1 апреля по новому стилю) 1809 года в Сорочинцах Полтавской губернии в многодетной семье помещика. В детстве Гоголя воспитывали на принципах взаимного уважения, любви к природе и литературному творчеству. После окончания Полтавского училища, юноша поступил в Нежинскую гимназию для изучения юстиции. Он интересовался живописью, вникал в принципы русской словесности, но писал в те годы не слишком мастерски.
Литературные достижения
С переездом Гоголя в северную столицу в 1828 году начался его литературный путь в качестве уникального автора. Но сложилось всё гладко не сразу: Николай Васильевич служил чиновником, занимался живописью в Академии Художеств и даже предпринимал попытки стать актёром, но ни один из упомянутых видов деятельности не приносил ожидаемого удовлетворения.
Знакомство с такими влиятельными фигурами в обществе, как Жуковский, Пушкин и Дельвиг помогло Гоголю проявить неординарность своего таланта. Первым его опубликованным произведением стал «Басаврюк», затем «Вечер накануне Ивана Купала», подаривший писателю первую известность. Позже мировая литература стала узнавать Гоголя по оригинальным пьесам, таким как «Ревизор», повестям («Нос») и рассказам с украинским колоритом («Сорочинская ярмарка»)
Завершение жизненного пути
Одним из последних витков биографии писателя стали путешествия за границу под влиянием отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора». В Риме он работает над «Мёртвыми душами», первый том которых издаёт после возвращения на Родину. Но, кажется, автора ничего не радует: он впадает в депрессию, духовно ломается, и накануне своей смерти, 21 февраля 1852 года, просто сжигает второй том законченного произведения.
Загадочная смерть
Удивительно, но кривотолки по поводу того, от чего именно умер великий русский писатель, не утихают до сих пор. Даже современные врачи не могут поставить точный диагноз, хотя по сообщению биографов, Гоголь с детства был болезненным ребёнком. Несмотря на разнообразие диагнозов, которые могли привести к кончине — от рака до менингита, от тифа до сумасшествия — выдвигалась даже версия отравления писателя ртутью.
Странности и чудачества
Русская и мировая литература знает Гоголя, как человека, чьи бессмертные творения призывают к доброму свету, истинному разуму и духовному совершенству. В то время как жизнь самого писателя насыщена весьма странными и неоднозначными явлениями. Некоторые исследователи уверены, что Николай Васильевич страдал шизофренией, а также приступами психоза и клаустрофобии. Писатель лично утверждал, что имеет смещенные органы в теле, некоторые из которых и вовсе размещены вверх ногами. Современники говорили, что он поражал всех нетипичными для человека его уровня привязанностями, например, рукоделием, сном в сидячем положении, а письмом, напротив, только стоя. Была у прозаика также страсть к катанию хлебных шариков.
Другие интересные факты
К другим необычным фактам из биографического пути писателя можно отнести и следующее:
- Гоголь никогда не был женат. Он делал предложение женщине всего единожды, но был отвергнут.
- Николай Васильевич любил кулинарию и готовку, часто угощал знакомых блюдами собственного приготовления, в том числе и особым напитком с участием рома под названием «гоголь-моголь».
- У писателя постоянно были с собой сладости, которые он не уставал жевать.
- Он был человеком застенчивым и очень стеснялся собственного носа.
- Особое место в жизни Гоголя занимали страхи: сильная гроза действовала ему на нервы, да и вообще, человек он был, не чуждый религиозно-мистическим и суеверным соображениям. Возможно, именно поэтому мистика всегда преследовала прозаика: к примеру, сам он говорил, что его повесть «Вий» — не что иное, как народное предание, которые он когда-то слышал и просто перезаписал. Но ни историки, ни фольклористы, ни исследователи в других областях так и не нашли об этом упоминаний.
Не только судьба и творчество, но даже смерть писателя — одна сплошная тайна. Ведь при перезахоронении, он был обнаружен повернутым набок.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:
Вы можете оставить комментарий к докладу.
www.doklad-na-temu.ru
Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь
12:23 06 Апреля 2017 г. 825
Имя Гоголя дорого всякому порядочному человеку на Руси
В.И. Ленин
Николай Васильевич Гоголь с невиданной до него силой обличал помещиков, чиновников, нравы и устои крепостнической России. Следовательно, как сказал В.Г. Белинский, «Гоголь был одним из «великих вождей» страны на пути сознания, развития, прогресса».
Уже в гимназии (Нежинской) проявилась его одарённость. Поначалу она выразилась в его умении схватывать и изображать смешное в людях. В самодеятельном театре он был превосходный мимик и неподражаемый комик. Наибольший успех имел в роли госпожи Простаковой в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Уже в юности он предчувствует своё высокое призвание. Однако в Петербурге его преследуют неудачи по службе и на литературном поприще. И только с выходом в свет сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» к Н. В. Гоголю приходит литературная известность. А. С. Пушкин одним из первых откликается на книгу: «Сейчас прочёл «Вечера»… Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!
По-своему высоко оценили гоголевское произведение наборщики, которые встретили появление автора смехом. Поражает и восхищает читателя умение Гоголя необыкновенно живо, с простодушной весёлостью нарисовать лица, ситуацию, передать выразительную речь. Через слово, яркое, характерное, гоголевский герой выступает в своей неповторимой индивидуальности. Во всём этом много юмора, света, доброй улыбки.
Сборник «Миргород» (1835 г.) стал новым важным этапом в творческом развитии Гоголя, в его движении к реализму. В сборник вошли четыре повести: «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики».
«Тарас Бульба» – историческая и героическая повесть, связанная с бытовыми повестями сборника по контрасту: героическое прошлое народа противопоставляется Гоголем пошлой действительности. Автору и смешно, и больно оттого, что есть люди, погрязшие в мелочах, поставившие эти мелочи на место смысла жизни. Рассказывая об этих людях, Гоголь старается затаить боль и вовсю смешит читателя. А потом, в конце, всё-таки не удерживается и произносит слова, полные великой горечи: «Скучно на этом свете, господа!»
Другое дело – Тарас Бульба. Вот он на костре, пригвождённый к дереву… Огонь подбирается к его ногам, а он и тут спасает товарищей: «К берегу, хлопцы, к берегу, садитесь в челны, что налево!» И сам Гоголь врывается в события: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!».
Особенное место среди «Петербургских повестей» занимает повесть «Шинель». Сочувствие к маленькому человеку ощущается в «Шинели» уже в самой интонации повествования. За нею – скрытая теплота авторского сопереживания с маленьким по рангу чиновником, с которого ночью сняли с таким трудом сшитую шинель. Повесть оказывается не только правдивой печальной историей, но и средством воспитания читательских чувств. Самых хороших, самых человеческих чувств. Герой повести Акакий Акакиевич бунтует: после смерти его посмертная тень ночами у Калинкина моста сдирает с плеч всякие шубы: на кошках, на бобрах, енотовые, лисьи, медвежьи. Его живая человеческая суть требует правды и справедливости. На сюжет, рассказанный А.С. Пушкиным о мнимом ревизоре, обобравшем город, написана комедия «Ревизор». Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедию и отнеслось к ней враждебно.
Сюжет гениальной поэмы «Мёртвые души» тоже подсказал Гоголю Пушкин. «Мёртвые души» потрясли Россию, – писал А. Герцен. – Подобное обвинение необходимо было современной России. Это история болезни, написанная мастерской рукой». Чичиков – современный нам «герой». Вся жизнь Чичикова – это стремление всевозможными средствами приобрести капитал. Ради выгоды он способен на любое предательство. Денежный интерес вытесняет у него все человеческие интересы.
В. И. Ленин о героях Гоголя
Широкая и яркая типичность гоголевских героев делает их не только хорошим средством воспитания, но и орудием идеологической борьбы. Так, в статье «Памяти Герцена» Ленин говорит о дворянах, которые дали России «фалангу героев», декабристов. В.И. Ленин вспоминает персонажей из «Мёртвых душ». Они помогали ему глубоко и памятно характеризовать его идейных противников, выявлять их сущность.
В. Г. Белинскому творчество Гоголя служило доказательством необходимости революционных перемен – борьбы с крепостничеством и самодержавным строем.
В состоянии сильного душевного кризиса Н.В. Гоголь пишет 2-й том «Мёртвых душ». Более 10 лет он трудился над ним. В соответствии с его замыслом многие герои первого тома стали положительными. Но как можно было вывести положительных героев, если их невозможно было отыскать в реальной действительности! И он сжигает главы уже завершённого второго тома. После начинает писать снова, но незадолго до смерти, в 1852 году, предаёт сожжению второй том.
4 марта 1852 года Николай Васильевич умер. Похороны были торжественные. Смерть Гоголя стала событием большого общественного значения. И. С. Тургенев писал: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова! Теперь имеем право назвать его великим, он своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордились как одной из слав наших».
Гениальный писатель земли русской явил миру потрясающую картину жизни крепостной России и изуродованный крепостничеством народ, и власть предержащих – мёртвых душ.
Подготовила
Дарья Ивашина
www.lgrach.ru
Николай Васильевич Гоголь – русский духовный писатель.: Новогрудская епархия
СОДЕРЖАНИЕ:
Жизненный и творческий путь писателя. Его духовное образование, стремление к познанию Истины.
Произведения Гоголя – зло и погибель людей приходят через подмену любви Божественной.
Путешествие ко Гробу Господню.
Духовное завещание писателя.
В сознании большинства современников Гоголь представлял собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков общественных и человеческих, блестящего юмориста. Другого Гоголя, продолжателя святоотеческой традиции в русской литературе, религиозного мыслителя и публициста, автора молитв, современники так и не узнали.
За исключением “Выбранных мест из переписки с друзьями”, изданных к тому же со значительными цензурными изъятиями, духовная проза Гоголя при жизни его оставалась неопубликованной.
В 1926 году Василий Васильевич Зеньковский (русский философ и богослов) писал: “Гоголь, как мыслитель, еще более закрыт от нас его художественным творчеством, чем это можно сказать о Федоре Михайловиче Достоевском…”
И жизнью своей, и творчеством Гоголь выступил против апостасийного духа времени. Его идеи о преображении жизни в духе Православия до сегодняшнего дня ждут своего воплощения.
Николая Васильевича Гоголя называют “Пророком Православной культуры”. Вопрос возвращения русской культуры к святому Православию – это сегодня вопрос нашей жизни.
Мы все переживаем трудные времена, правда, легких их, собственно, никогда и не было. Но мы не одиноки в этом мире, где так много зла, антихристиан и русоненавистников.
В мире горнем, у Престола Божия молятся о нас предки наши святые, великая рать Руси Святой. И как одну из верных опор имееммы труды великого писателя, учителя нравственности – Николая Васильевича Гоголя.
Существует много ложных мнений о патриоте-писателе, ревнителе Православия. Что ж, это не удивительно. Все истинное во все времена выставлялось грешным миром в извращенном виде.
“Мир во зле лежит”. Да, это несомненно! И зло это пытается своей тенью прикрыть свет добра. Не обязательно объезжать все страны, чтобы в этом убедиться: достаточно включить телевизор, и на вас пахнет адским духом разврата, безнравственности, цинизма — возводимых в культ всех греховных проявлений человека.
Только ведь как бы зло не приумножалось, всегда торжествует правда Божия. И те, кто живут с верой в душе, стремлением к добру, обязательно найдут в творчестве писателя Николая Васильевича Гоголя духовное подкрепление и, забыв критиков советского периода, которыевсячески поносили и труды, и личность писателя, по-новому взглянут и почувствуют его творчество.
Николай Васильевич Гоголь вышел из духовного рода.
Несколько поколений его предков имели духовное образование. Прадед, выпускник киевской Духовной Академии, служил Богу в сане священника. Дед также закончил киевскую Духовную Академию, а отец, Василий Афанасьевич, учился в полтавской духовной семинарии.
Еще будучи молодым, отец будущего писателя совершил паломничество для поклонения чудотворнойиконе Божией Матери Ахтырской. Во время этого паломничества явилась ему во сне Пречистая Богородица, указала на маленькую девочку, сидящую у Ее ног, и сказала: “Вот твоя жена”.
Вскоре в имении своих соседей Косяровских, в их грудной дочери Василий Гоголь узнал девочку из чудесного своего видения…
Через 13 лет после этого опять явилась Василию Афанасьевичу Пречистая Богородица и вновь указала ему на будущую супругу.
Послушный воле Божией, Василий просит руки девушки, совершается помолвка, а через год и венчание.
Мария Ивановна, будущая мать писателя Николая Васильевича Гоголя, пережила вместе с мужем смерть двоих детей, едва успевших появиться на свет. И тогда перед иконой Святителя Николая-Чудотворца дала она обет: если Бог даст ей еще сына, то назовет его Николаем.
Спустя год, 20 марта (по новому стилю 1 апреля) 1809 года родился НиколайГоголь.
Супруги Гоголи были людьми глубоко верующими, а потому, воспитывая сына Николая, стремились дать ему больше знаний о святой вере, нежели о чем-то другом.
Именно вера и дала ему силы в детстве перенести тяжелые испытания: в 1819 году умер его младший брат Иван (долгие часы проводил он на могиле брата), а через6 лет он потерял и отца.
В письме матери он написал тогда: ”Благословляю тебя, священная вера! В тебе только и нахожу источник утешения и утоления своей горести… прибегните так, как я прибегнул ко Всемогущему”.
С этого времени память смертная уже никогда не покинет Николая Васильевича Гоголя. Позже он напишет: “Память смертная – это первая вещь, которую человек ежеминутно должен носить в мыслях своих”…
Добро и зло… Они так переплетены в нашей жизни, что сложно человеку найти путь ко спасению.
Ищет этот путь и Гоголь. Но так много зла в мире, что, казалось, оно торжествует: в “Вечере накануне Ивана Купала” побеждает Басаврюк, в “Страшной мести” гибнут от злой силы Катерина, Данило, ее маленький сын. Далее, у Гоголя в “Миргороде” и “Арабесках” торжество темных сил, владеющих этим миром, усиливается.
Почти все повести Гоголя заканчиваются трагически: рушится тихая идиллия старосветской жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, гибнет Тарас Бульба с двумя сыновьями. Кажется, нет спасения в этом мире, пораженным, как ржавчина, злом!
В повестях “Вий”, “Тарас Бульба”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего” Гоголь показывает, как зло и погибель приходят к людям через подмену любви Божественной любовью плотской, которую, в общем-то, и любовью не назовешь, а похотью.
“В чем же тайна красоты?” – спрашивает Гоголь в “Вие”. И самже отвечает, только в “Невском проспекте”: “Красота – Божественного происхождения, но внашей ужасной жизни она извращена “адским духом”.
Эта же тема и в “Тарасе Бульбе”, и в “Записках сумасшедшего”. Обольщенный Андрей предал Родину и веру, забыл о чести. Рухнули нравственные устои, и пришла смерть…
Повсюду – торжество смерти, и многие, очень многие идут путем погибели. Велик ужас Гоголя перед этим шествием.
Но не весь мир под властью тьмы. Есть и борьба с нею, есть путь спасения. Николай Васильевич милостью Божией создает произведение великой духовной силы. В краткой повести “Тарас Бульба” он воскресил православное казачество 16 века, вся жизнь которого проходила в бесстрашных битвах с врагами Православия, врагами Христовыми.
Кто не помнит из читателейТараса Бульбу – пламенного патриота, типичного казака, который ценит в товарищах не силу физическую, а прежде всего преданность Родине и верность Церкви? Описывая мученическую кончину Тараса Бульбы, Гоголь восклицает: ”Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?”
Николай Васильевич жил в вере и молитве. Душа его все больше стремилась к Богу.
Писатель Сергей Аксаков писал: “Гоголь шел постоянно вперед. Его христианство становилось чище, строже, высокое значение цели писателя – яснее, и суд над самим собой все суровее”.
Да, Гоголь осмысливал свое творчество в отношении к Абсолютной Истине, осознавая суетность и пустоту критики и мнений. Гоголь говорит о “великом переломе”, о “великой эпохе” своей жизни. В 1847 оду он напишет об этом периоде: “Пушкин заставил взглянуть на дело серьезно”.
А в 1836 году состоялась премьера “Ревизора”.
“Это было мое первое произведение, замышленное с целью произвести доброе влияние на общество”, — писал Николай Васильевич.
В своей комедии он вынес обвинительный приговор не столько испорченной части чиновничества, сколько человеческим порокам.
Не над людьми смеется писатель, а над посеянным в души духом мира сего, над духом апостасии, направляя нас, читателей и зрителей, от обличения – к осознанию греха. От осознания – к покаянию. От покаяния – ко спасению, милости Божией.
Но погрязший в грехах мир не услышал голоса писателя. Подобно тому, как он не принял самого Господа, он не принимает и Его служителей.
В письме актеру Щепкину Николай Васильевич писал: ”Все против меня. Чиновники кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские, купцы против меня, литераторы…” Но в том же письме дальше читаем: “Если бы не высокое заступничество Государя, пьеса моя бы не была бы ни за что на сцене”.
Да, Государь Николай I сам присутствовал на первом представлении, искренно и громко смеялся, аплодировал и даже послал Гоголю денежный подарок с просьбой не говорить, от кого, дабы писатель не смущался.
“Чему смеетесь? Над собой смеетесь. Над злом в душе своей”.
Смех призван Гоголем врачевать личные и общественные пороки. Чтобы содрогнулись, очнулись мертвые души, залились слезами покаянными. И чтобы от встряхнувшего души “светлого смеха” вступилиони на путь очищения, путь Поста.
Как раз в дни работы над “Ревизором” Гоголь написал статью “Петербургские заметки 1836 года”, в которой читаем:
“Спокоен и грозен Великий Пост. Кажется, слышен голос: “Стой, христианин, оглянись на жизнь свою!”
Гоголь прилежно и постоянно читает Евангелие, изучает творения Отцов Церкви. Начинался 1841 год.
“Многое свершилось во мне в немногое время”, — пишет он М.П. Погодину.
А в письме кписателю Сергею Аксакову признается: “Я слышу и знаю дивные минуты. Создание чудное творится и совершается в душе моей, и благодарными слезами не раз теперь полны глаза мои”.
Молитва живет в душе Гоголя, душа живет богомыслием. Мир, с его суетными заботами, все больше тяготит Николая Васильевича. Он все чаще начинает думать о монастыре…
В 1842 году в Москве вышел первый том поэмы Гоголя “Мертвые души”. Это – отражение душевных пороков. Писатель говорит о нравственности, приглашая каждого человека честно вглядеться в свою душу: “А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?”.
Главное для писателя в том, что служение Истине есть дело нравственное и религиозный подвиг. И чтобы использовать свои таланты, данные Богом, достойно, — писатель должен с помощью Божией очистить свою душу покаянием, чтобы она была готова к принятию благодати Духа Святого. И вот этому благому стремлению Николай Васильевич Гоголь отдает все силы, всю свою земную жизнь.
Поэма “Мертвые души” осталась незаконченной. Гоголь хотел изобразить в ней полное покаяние и духовное преображение человека. Задача невозможная для писателя, что сам Гоголь понимал. Но он знал также, что невозможное для человека – возможно для Бога.
С мирской точки зрения поэма не удалась, т.к. она не дописана. Но продолжение еев мире горнем – на земле многое не имеет финала.
Сохранились молитвы Николая Васильевича, составленные им во время работы над “Мертвыми душами”. Вот одна из них:
”Влеки меня к Себе, Боже мой, силой святой любви Твоей. Ни на миг бытия моего не оставляй меня: соприсутствуй мне в труде моем, для него же и произвел меня на свет. Да совершая его, пребудувесь в Тебе, Отче мой! Тебя единого представляю день и ночь перед мысленные мои очи…”
Гоголю, загоревшемуся спасительной ревностью о Боге, попустил Господь и тяжелые испытания.
Труден был для писателя 1845 год. Он пережил тоску и болезнь с угрозой смерти, почувствовал богооставленность. “Да будет воля Твоя, Господи”, — в смирении ежеминутно повторял Николай Васильевич.
И Господь не забрал, оставил послужить еще.
Анненков вспоминал: “После болезни Гоголь постарел, но приобрел особенного рода красоту, которую нельзя иначе определить, как назвав красотой мыслящего человека… Это было лицо философа”.
Из опыта этого тяжелого для писателя периода родилась новая книга Гоголя.
“Страдания, которыми страдал я сам, пришлись мне в пользу”, — писал он Н.М. Языкову.
В начале 1847 года книга – собрание писем, статей религиозно-нравственного содержания под названием “Выбранные места из переписки с друзьями” увидела свет.
Профессор Андреев, преподаватель Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорджанвилле назвал “Переписку” самой искренней книгой в русской литературе.
Архиепископ Иннокентий (Борисов), хорошо знавший Гоголя, писал о нем: “Помню и уважаю его, а люблю по-прежнему. Голос его нужен, для молодежи особенно”.
Не будем говорить, как воспринимали “Переписку” богоборцы, о так называемых “гоголеведах” (в духе Белинского) – их реакция понятна: тьме всегда неприятен свет. Недоброжелатели православной государственности распространяли слух о том, что Гоголь помешался. И не удивительно! Писатель призывал к покаянию, а оно так ненавистно любящим грех.
“Спасти душу можно только в Церкви, — писал Гоголь.—А принадлежать Церкви – неоценимый дар Божий. Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский, ибо свободная во Христе Русь – это страна Православная, а русский – то же, что православный…”
Еще в апреле 1842 года Преосвященный Иннокентий (Борисов), известный проповедник и духовный писатель, в ту пору епископ Харьковский, благословил Гоголя совершить паломничество на Святую Землю. Оно состоялось только в 1848 году.
С.Т. Аксаков так рассказывает об этом: “Вдруг входитГоголь с образом Спасителя в руках и сияющим, просветленным лицом. Такого выражения в глазах у него я никогда не видывал.Гоголь сказал: я все ждал, что кто-нибудь благословит меня Образом, и никто не сделал этого; наконец, Иннокентий благословил меня. Теперь я могу объявить, куда я еду:ко Гробу Господню”.
С эти образом Спасителя Гоголь не расставался, а после смерти его он хранился у Анны Васильевны, сестры писателя.
Когда жена Аксакова, Ольга Семеновна, сказала, что ожидает теперь от него описания Палестины, Гоголь ответил: “Да, я опишу вам ее, но для этого мне надобно очиститься и быть достойным”. “Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя, и тогда я приду только в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только разрешится загадка моего существования” (из письма к В.А. Жуковскому, июнь 1842 года).
Косвенное отражение духовной жизни Гоголя той поры можно найти в повести “Портрет”. Еще в редакции 1835 года монах-художник говорил своему сыну: “Дивись, сын мой, ужасному могуществу беса. Он во все силится проникнуть: в наши дела, в наши мысли и далее, в самое вдохновение художника”.
Высказанное в 1835 году становится настоящей программой жизни для самого Гоголя в 1840-ых: “Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится”.
Вторая редакция “Портрета”, появившаяся в 1842 году, незадолго до выхода “Мертвых душ”, осталась не замеченной критикой, если не считать неодобрительного отзыва Белинского…
“Все наслаждения наши заключены в пожертвованиях, — признавался Гоголь в письме к А.С. Данилевскому от 13 апреля н.ст. 1844 года. – Счастие на земле начинается только тогда для человека, когда он, позабыв о себе, начинает жить для других, хотя мы вначале думаем совершенно тому противоположно… Только тоска да душевная пустота заставляют нас, наконец, ухватиться за ум и догадаться, что мы были в дураках”.
О своем намерении совершить путешествие в Святую Землю Гоголь публично объявил в предисловии к “Выбранным местам…”, прося при этом прощения у своих соотечественников, испрашивая молитвы у всех в России – “начиная от святителей” и кончая теми, “которые не веруют вовсе в молитву”, — и, в свою очередь, обещая молиться о всех у Гроба Господня.
В 1847 году в Иерусалиме в связи с большим числом паломников из России была основана Русская Духовная миссия. Начальником ее был назначен архимандрит Порфирий (Успенский), впоследствии епископ Чигиринский, крупнейший знаток культуры Христианского Востока. В составе миссии находились также иеромонах Феофан (Говоров), будущий епископ Тамбовский, Владимирский и Суздальский, знаменитый Затворник
Вышенский (прославленный в лике святых Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году), только что окончивший Петербургскую Духовную семинарию молодой священник Петр Соловьев.
Пребывание Гоголя на Святой Земле – малоизученный период его биографии…
Гоголь проходит по местам земной жизни Спасителя, говеет и приобщается Святых Таин у Гроба Господня, а также молится за всю Россию – подобно своему далекому предшественнику, игумену Даниилу, первому русскому паломнику, который в начале XII векапринес к Святому Гробу лампаду от всей земли Русской.
“…Литургия неслась, мне казалось, так быстро, что самые крылатые моленья не в силах были угнаться за ней. Яне успел почти опомниться, как очутился перед Чашей, вынесенной священником из вертепа для приобщения меня, недостойного”, — так в письме к Жуковскому описывал Гоголь Литургию у Гроба Господня. И эта ночь, проведенная у великой Святыни, навсегда осталась в памяти писателя.
Подлинный результат поездки Гоголя ко Гробу Господню – приобретение настоящего духовного смирения и братской любви к людям.
По-разному восприняли паломничество Гоголя родные и знакомые, но перемену в нем заметили все.
Федор Васильевич Чижов писал художнику Александру Иванову из Киева: “Четвертого дня приехал сюда Гоголь, возвращаясь из Иерусалима. Он, кажется, очень и очень успел над собою, и внутренние успехи выражаются в его внешнем спокойствии”.
Гоголь мечтал еще побывать на Афоне. Там собирался он закончить “Мертвые души”. Казалось, все уже должно было состояться, но воли Божией на то не было.
Зато побывал Гоголь триждыв Оптиной Пустыни, давшей миру замечательных старцев. Не раз говорил с преподобным Макарием. В Оптиной Пустыни сохраняется предание, что прозорливый старец Макарий предчувствовал приход Гоголя. Вот как об этом рассказывал старец Варсанофий:
“Говорят, он был в то время в своей келье и, быстро ходя взад и вперед, говорил бывшему с ним иноку:
“Волнуется у меня что-то сердце. Точно что-то необыкновенное должно совершиться, точно ждет оно кого-то”.
В это время докладывают, что пришел Николай Васильевич Гоголь.
По некоторым сведениям, Гоголь имел намерение остаться в монастыре. В 1912 году Оптинский старец Варсонофий (Плиханков) рассказывал своим духовным детям: “Есть предание, что незадолго до смерти он (Гоголь)говорил своему близкому другу: Ах, как я много потерял, что не поступил в монахи. Ах, отчего же батюшка Макарий не взял меня в скит?“
По-видимому, преподобный Макарий не мог не напомнить писателю о его писательском даре, тем более, что Гоголь просил у него благословения на свои труды.
Гоголь был едва ли не единственным русским светским писателемXIX века, творческую мысль которого могли питать святоотеческие писания. Так, в один из приездов своих в Оптину Пустынь он прочел здесь рукописную книгу св. Исаака Сирина, ставшую для него откровением.
На полях 11-й главы первого издания “Мертвых душ” Гоголь написал карандашом: “Жалею, что поздно узнал книгу Исаака Сирина, великого дешеведца и прозорливого инока. Здравая психология, и не кривое, а прямое понимание души встречаем у подвижников-отшельников”.
Великий Пост в 1852 году начался 11 февраля. Гоголь решил начать поститься на масленой седмице. С 5 февраля, чувствуя приближение смерти, Гоголь почти ничего не ест, ночи проводит в слезной молитве. Он отказывается от лекарств. Он не верил в лекарства, он верил в Бога. И он приближался к Нему.
14 февраля Николай Васильевич сказал Хомякову: “Надобно меня оставить. Я знаю, что должен умереть”.
Гоголь делает последние распоряжения, рассылает деньги “бедным на свечки”.
За несколько дней до смерти Гоголь слабеющей рукой написал:
“Аще не будете малы, яко дети, не внидете в Царствие Небесное.
Помилуй меня, грешного, прости, Господи! Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста…”
Как поступить, чтобы признательно, благодарно и вечно помнить в сердце моем полученный урок? И страшная История Всех событий Евангельских…
За несколько часов до смерти Гоголь повторил несколько раз: “Давай, давай! Ну, что же?” В 11 часу он закричал громко: “Лестницу, поскорей давай лестницу! ”
Гоголь хорошо знал и любил книгу преподобного Иоанна, игумена Синайской горы “Лествица”. Удивительно! И особо почитаемый святитель Тихон Задонский в последние минуты своей жизни тоже просил лестницу, возводящую к Богу.
Пушкин за несколько минут до смерти впал в полузабытье и схватил за руку стоявшего рядом Владимира Даля: “Ну, поднимай меня, идем… да выше, выше… идем”.
После смерти сына Николаямать его, Мария Ивановна, послала в Оптину Пустынь к Троицкой родительской субботе письмо и деньги на поминовение.
Игумен Моисей написал ей: “… Благочестивые посещения обители нашей носим в памяти неизгладимо. По получения нами из Москвы печального известия о кончине Николая Васильевича, с февраля 1852 года исполняется по душе его поминовение в обители нашей на службах Божиих и навсегда продолжаемо будет с общебратственным усердием нашим и молением премилосердного Господа. Да упокоит душу раба Своего Николая во Царствии Небесном со святыми…”
После смерти Гоголя среди его бумаг до нас дошел обширный сборник “Выбранные места из творений святых отцов и учителей Церкви”, в котором выписки из творений святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина.
Сохранилась молитва ко Пресвятой Богородице, составленная Николаем Васильевичем Гоголем. Она не помещена в ”Полном собрании сочинений Н.В. Гоголя”, но была напечатана в “Русском архиве” 1899 г. кн.8. А.А. Третьяковым и в “Московских ведомостях”, 1909, № 65 К-им.
К Тебе, о Матерь Пресвятая!
Дерзаю вознести мой глас,
Лице слезами омывая:
Услышь меня в сей скорбный час,
Прийми теплейшие моленья,
Мой дух от бед и зол избавь,
Пролей мне в сердце умиленье,
На путь спасения наставь.
Да буду чужд своей я воли,
Готов для Бога все терпеть.
Будь мне покровом в горькой доле –
Не дай в печали умереть.
Ты всех прибежище несчастных,
За всех молитвенница нас!
О, защити, когда ужасный
Услышим судный Божий глас,
Когда закроет вечность время,
Глас трубный мертвых воскресит,
И книга совести все бремя
Грехов моих изобличит.
Стена Ты верным и ограда!
К Тебе молюся всей душой:
Спаси меня, моя Отрада,
Умилосердись надо мной!
Местные крестьяне не хотели верить, что Гоголь умер и среди них родилось сказание, что похоронен во гробе кто-то другой, а барин будто бы уехал в Иерусалим и там молится за них.
В этом сказании глубокая духовная правда. Гоголь действительно переселился в Горний Иерусалим, и там из своего чудного, таинственного, но ведомого нам далека, у Престола Господня молится за всю землю Русскую. Чтобы непоколебимо стояла она в вере Православной, и чтобы больше было на ней правды и любви – ведь это и являлось главной заботой великой души великого русского писателя.
Верить только, что Бог есть, еще недостаточно: и бесы веруют; должно веру оправдывать делами, такой веры от нас требует Христос.
У всякого Христианина должен быть свой крест, как у странника свой посох.
Хороши красные слова, но лучше их – простые, если открывают истину. К чему и золотой ключ, ежели он не отпирает того, что нам нужно отпереть? Лучше ключ деревянный, если отпирает.
Высшая степень духовной жизни есть та, когда человек, не имея утешения ни от Бога, ни от мира, однако ж терпелив и спокоен, будучи всем сердцем предан Богу.
Бог любит смиренного грешника, который сокрушается о грехах своих, и отвергает гордого праведника, который не признает себя никаким грешником.
Не отсечение головы составляет мученичество, но дух, готовый на все во имя Божие и Веру Христову: поэтому и не всякое страдание есть мученичество.
Что пользы для корабля от мачты, кормщика, матросов, парусов и якоря, ежели нет ветра? Что пользы в красноречии, в остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святаго?
Духовное Завещание
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отдаю все имущество, какое есть, матери и сестрам. Советую им жить в любви совокупно в деревне и, помня, что, отдав себя крестьянам и всем людям, помнить изречение Спасителя: “Паси овцы Моя!”
Господь да внушит все, что должны они сделать. Служивших мне людей наградить. Якима отпустить на волю. Семена также, если он прослужит лет десять графу.
Мне бы хотелось, чтобы деревня наша по смерти моей сделалась пристанищем всех не вышедших замуж девиц, которые бы отдали себя на воспитание сироток, дочерей бедных неимущих родителей.
Воспитанье самое простое: Закон Божий да беспрерывное упражнение в труде на воздухе около сада …
Совет сестрам
Во имя Отца и Сына… Я бы хотел, чтобы по смерти выстроен был храм, в котором бы производились частые поминки по грешной душе. Для этого кладу в основание половину моих доходов с сочинений.
Если сестры не выйдут замуж, дом свой да превратят сестры в обитель, выстроив Церковь посреди двора и открывши у себя приют бедным, живущим без места девицам.
Жизнь должна быть самая простая: довольствоваться тем, что производит деревня, и ничего не покупать. Со временем обитель может превратиться в монастырь, если потом на старости дней сестры возымеют желание принять иноческий чин. Одна из них может быть игуменья.
Я бы хотел, чтобы тело мое было погребено если не в Церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по мне не прекращались.
Благодарю вас много, друзья мои.Вами украсилась много жизнь моя.
Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие не случаются вокруг вас. Делайте каждый свое дело, молясь в тишине.
Общество тогда только поправится, когда всякий честный человек займется собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и, старясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих.
Все придут тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы, законные всему. И человечество двинется вперед.
———————————-
Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник.
Россия перед вторым Пришествием. М., 1994 г.
Н. В. Гоголь. Духовная проза. Изд.-во “Отчий дом”, 2000 г.
В.В. Зеньковский. Русские мыслители и Европа. Париж, 1926 г., с.43
Письмо А. С. Данилевскому от 13 апреля н.ст. 1844 года.
www.eparhia.by
Автор Гоголь Николай Васильевич — Страница 1
Творческую жизнь выдающегося русского писателя Николая Васильевича Гоголя можно назвать успешной. Все его произведения были опубликованы при его жизни. Такие книги, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мёртвые души» известны не только на родине, но и за рубежом.
Детство и юность
Будущий писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1809 году в одном из сёл Полтавской губернии. Его отец Василий Афанасьевич был большим поклонником театра. Он писал пьесы для домашних постановок и слыл замечательным рассказчиком.
По многим сохранившимся рассказам современников, можно отметить, что Василий не отличался ни хорошим здоровьем, ни внешним видом. Зато он женился на красавице Марии вдвое младше его. Все их дети унаследовали хрупкое здоровье, многие умерли ещё в младенчестве.
Николай был третьим ребёнком в семье. Детство прошло в деревенской обстановке, проникнутой самобытной украинской культурой и традициями. Впоследствии он много написал повестей и рассказов о жизни украинцев. Большое влияние на становление характера оказала его мать Мария Ивановна. Женщина была очень набожной и склонной к мистицизму.
Учился Гоголь в Нежине. Он не отличался хорошей успеваемостью, но благодаря хорошей памяти, быстро навёрстывал упущенное и не оставался никогда на второй год. Зато хорош был в рисовании и русской словесности. Возможно, сама программа обучения не отличалась хорошим качеством. Так, в кружке самообразования, который посещал Николай, он был прилежным учеником. Там же он познакомился с товарищами, которые разделяли его любовь к литературе. К концу обучения он мечтает о писательской славе и популярности.
Зрелые годы
Итак, замыслив оторваться от обывательской жизни и приносить пользу обществу, он переезжает жить в 1828 году в Санкт-Петербург. Гоголь устраивается на работу в театр, но актёрская деятельность не сложилась. Тогда он устроился на службу в канцелярию, которая сильно раздражала его. В письмах этого периода слышны слова разочарования. Его скромные гонорары и надежды на быстрое признание его талантов тяготили душу Гоголя. Скоро он стал замечать, что петербуржцев живо интересует тема жизни украинцев. На этой почве он создаёт первые произведения, принесшие ему популярность. Например:
В них он поэтично изобразил украинскую культуру и традиции. В это же время он стал заниматься драматургией. В 1836 году по его пьесе «Ревизор» был поставлен спектакль, который вызвал резонанс в обществе. Дабы страсти улеглись он отправился за границу.
Последние годы жизни
Побывав в Германии, Швейцарии и Франции, Николай Васильевич отправился в Италию, где он начал работать над поэмой «Мёртвые души». После возвращения на родину он публикует первый том. Произведение произвело впечатление на многих выдающихся людей того времени. Работая над вторым томом «Мёртвых душ», писатель почувствовал творческий кризис, усилившийся унаследованным от матери мистицизмом. Писатель серьёзно заболел, в результате чего в 1852 году покинул этот мир.
online-knigi.com
Николай Васильевич Гоголь — Циклопедия
«Чему смеётесь? Над собой смеётесь!… Эх вы!»
— городничий, «Мёртвые души»[1]Николай Васильевич Го́голь (20 марта (1 апреля) 1809, Полтавская губерния — 21 февраля (4 марта) 1852, Москва) — русский писатель, классик русской литературы[2][1]. Наиболее известные его произведения — повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», роман «Тарас Бульба», комедия «Ревизор», поэма «Мёртвые души», повесть «Шинель».
Н. В. ГогольОни задавили корою своей земности, ничтожного самодовольства высокое назначение человека.
Н. В. Гоголь, из писем, гимназистские годы[3] Памятник Н. В. Гоголю (1909) в Москве[править] Биография и творчество
Родился в мелкопоместной семье в с. Сорочинцы неподалёку Полтавы. Фамилия его изначально была Гоголь-Яновский, однако от второй её части Гоголь впоследствии отказался из-за, по его мнению, её польского происхождения.[4] Детские годы провёл в родительском имении — рядом с Диканькой, где будет происходить действие его ранних повестей.[5] Гоголь очень рано выявил свою склонность к писательству[6], в юношеские годы он рисовал и играл в спектаклях[7], уже тогда выразилась его юмористическая жилка.[1] Большое влияние на него оказала его мать.[8]
В 1818-21 гг. учился в Полтавском уездном училище. В 1821-28 гг. отучился полным курсом в Гимназии высших наук в Нежине. Окончив её, отправляется в столицу — Петербург. Его литературный дебют там потерпел фиаско, от которого он бежал за границу, однако вскоре вернулся. В Петербурге Гоголь устроился на чиновничью службу. Он начинает печататься, знакомится с В. А. Жуковским, попадает в круг Пушкина, в котором находит старшего товарища и наставника[1]. Работает Гоголь в то время учителем. Критика с восхищением встречает его «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32), принёсшие ему первую широкую известность[9]. Однако уже скоро сам Гоголь будет воспринимать их плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы». Он увлекается историей и даже занимает кафедру истории в Петербургском университете, однако в 1835 оставляет её. Осенью того года он берётся за написание «Ревизора» — по сюжету подсказанному Пушкиным. Уже в начале следующего года он на дому у Жуковского в присутствии Пушкина и П. А. Вяземского читает эту пьесу, за чем следует её постановка на сцене Александринского театра. У публики она проходит не понятой. В 1836 году Гоголь уезжает в Европу, за границей он проведёт, бывая наездами в России, 12 лет. Там его мало интересует общественно-политическая жизнь, а привлекают природа и искусство; он работает над самым своим значительным трудом «Мёртвые души», в чём видел выполнение завещания Пушкина[1]. В путешествиях Гоголю очень приглянулся Рим, где он осядет и который назовёт своей «второй родиной». В 1840 году он переносит приступ тяжелой нервной болезни, за чем всё более ударяется в религию. При издании в 1842 году в России «Мёртвых душ» они подвергаются цензуре. В следующие годы писатель работает над вторым их томом. Это сопряжается с напряжённой душевной борьбой у автора, за чем последовало резкое обострение во время которого в 1845 году Гоголь сжигает рукопись, будучи ею недоволен и чтобы начать работу сначала[10].
Изданный первый том «Мёртвых душ» получает широкий резонанс, Гоголя признают за ведущего писателя современности. После 1845 Гоголь опять работает над вторым томом. Он знакомит публику со своим замыслом, издаёт часть своих писем как «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), которые вызывают отторжение в различных общественных кругах. Как пишет профессор В. В. Полонский: «Гоголь „идеальное небесное государство“ связывал с реальными бюрократическими инстанциям современной ему России, которые, с его точки зрения, должны осуществить свое высокое предназначение». В 1848 Гоголь совершает паломническую поездку в Иерусалим ко Гробу Господню, после чего возвращается на родину[11]. К 1852 году он практически завершил второй том «Мёртвых душ». Однако он опять переживает кризис болезни, которая так и не была диагностирована специалистами. «Писателя терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемые вновь усиливающимися сомнениями в благотворности собственного литературного поприща», пишет проф. В. В. Полонский. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 вторично сжигает беловую рукопись второго тома. Спустя скорое время смерть настигает писателя.
Отпет в церкви Московского университета. Похоронен в Даниловом монастыре, а в 1931 останки перенесены на Новодевичье кладбище.[12] На надгробии была высечена цитата из библейской книги пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».[13]
Гоголевед профессор РГГУ Ю. В. Манн указывает, что творчество Н. В. Гоголя развивалось от романтизма к реализму.[14] БРЭ отмечает, что как историка Гоголя интересовало такое состояние нации, когда она, несмотря на внутренние конфликты, способна вдохновиться одной идеей, предстать как единство[15]. Профессор Н. Л. Степанов отмечает: «В языке и стиле Гоголя сказался дальнейший — после А. С. Пушкина — этап развития русского литературного языка на путях его демократизации»[1].
Память. В мире насчитывается более 15 памятников Н. В. Гоголю. Первый был открыт в г. Нежин (1881).
Любопытно, что «Мёртвые души» и «Ревизор», согласно соцопросу ВЦИОМ, являются наиболее узнаваемыми среди трудов русских классиков (только за ними следуют «Медный всадник» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова). Гоголя после Пушкина (14 %) и Льва Толстого (11 %) называют третьим в списке наиболее перечитываемых русских классиков (к его произведениям после окончания школы возвращаются 9 %).[16]
[править] Примечательные факты
- Н. В. Гоголь усматривал в своей судьбе участие провиденческих сил: «чувствую, что не земная воля направляет путь мой», — отмечал он.[17]
- По свидетельству современника, Гоголь считал польский язык звучнее, чем русский.[18]
- Неоднократно выдвигались предположения о гомосексуальности Гоголя[19][20][21]. Сторонники этих теорий основываются на том, что Гоголь избегал интимных отношений с женщинами, тем не менее, никаких данных об влечении к мужчинам у Гоголя нет, а критики считают эти гипотезы о гомосексуальности неосновательными (например, литературовед И. П. Золотусский назвал это мнение «чепухой»). Известно, что Гоголь увлекался женщинами, например, А. М. Виельгорской.[22]
cyclowiki.org
Интересные факты о великом русском писателе
2. В семье будущего писателя родилось шесть мальчиков и шесть девочек. Два его старшие брата родились мёртвыми, так что он был первым ребёнком, который выжил. Имя ему дали в честь иконы Святого Николая, которая находилась в местной церкви.З. При рождении фамилия писателя была Яновский, и только в 12 лет он стал Николай Гоголь-Яновский.
4. Гоголь происходил из болезненной семьи. Так, у его отца Василия Афанасьевича часто случались лихорадки, а за несколько дней до смерти горлом пошла кровь.
5. А в роду матери Гоголя были психически больные. Сама же Мария была «крайне впечатлительна, мнительна» и приписывала сыну все новейшие изобретения и рассказывала об этом всем подряд. А еще извела своими суевериями сына. Картины Страшного суда, в детстве нарисованные маменькой, преследовали Гоголя всю жизнь
6.Вся жизнь писателя – одна большая тайна. Мистика, нечто сверхъестественное и необъяснимое буквально ходили за ним по пятам. И даже после его смерти оставили больше вопросов, чем ответов.
7. В гимназии Николай показывал неважные результаты. Успехи он имел в рисовании, знал грамматику русского языка, но не обладал он талантом к языкам, сочинения писал плохо. В гимназии обучение велось консервативно, приветствовали зубрёжку и применяли наказание розгами, которых приходилось отведать и Николаю.
8. Уже в гимназии Николай Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая была у большинства людей его круга. Он верил, что у него будет особая судьба и говорил о своих знаках провидения, в которые сам верил. Действительно, его всю жизнь преследовала мистика. Это обстоятельство нашло отражение и в его творчестве.
9.Николай часто использовал оригинальные методы, чтобы самоутвердиться. Кроме того, в Нежинском лицее, где учился Гоголь, его опасались за скрытность и неожиданные опасные проделки. Николай никогда не принимал участия в буйных шалостях, при этом мог снабдить кого-нибудь метким прозвищем. А однажды, чтобы избежать наказания, Гоголь так убедительно прикинулся сумасшедшим, что перепугал все гимназическое начальство.
10.С самого детства Николай очень любил рукоделие. С помощью спиц он вязал шарфики, кроил и шил родным сестрам разные наряды, шейные платки, самостоятельно ткал пояса.
11.Кроме того, он был страстным почитателем и ценителем миниатюрных изданий. Точно установлено, что он, не понимая и не испытывая особой любви к точным наукам, переписал математическую энциклопедию только потому, что формат её издания был около десяти сантиметров в длину и семи в ширину.
12.По характеру Гоголь был крайне робким и замкнутым. Как только на пороге показывался незнакомый человек, он сразу же исчезал.
13. При этом очень любил друзей и близких. Непрестанно звал их в гости и угощал блюдами собственного приготовления – варениками и галушками. В качестве десерта предлагал своё любимое лакомство – козье молоко с ромом, который, шутя, прозвал «гоголем-моголем».
14.В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.
15.Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову — министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.
16.В этом же сборнике было напечатано самое невероятное и мистическое из всех гоголевских произведений — повесть «Вий». Сам писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова.
17.Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя.
18. Не только посредственные литературные произведения писал Гоголь в юные школьные годы, он был еще и довольно слаб в этом искусстве.
19. Большим количеством странностей отличался Гоголь, что видно из его творчества.
20.На реальных событиях был основан сюжет «Ревизора», он был писателю подсказан Пушкиным. Именно Александр Сергеевич уговорил Гоголя продолжить работу над произведением, когда тот решил прекратить работу над ним.
21.Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и всегда просил художников исправлять его немного на рисунках. Поэтому писатель выглядит на разных портретах по-разному. Он настолько сильно переживал за свой нос, что это чувство у него вылилось в повесть «Нос» в конце концов.
22. Живописью, театром и чтением увлекается писатель в школьные годы.
23. Заслуженную популярность автор получил только после написания «Вечера на хуторе близ Диканьки».
24. Гоголь любил итальянскую еду, особенно макароны с сыром.
25. В 1848 году писатель совершает паломничество к святым местам Иерусалима.
26. В Неаполе писатель проводит зиму 1848 года.
27. Гоголь познакомился с Пушкиным в мае 1831 года.
28.Согласно переписке Гоголя, он влюблялся в женщин два раза. Однако эти чувства не закончились ничем: живя одиноким, он одиноким и остался. В то же время у него была горячо любимая мать и сестры. Но и они не имели силы разрушить его одиночество.
29.Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным
30.Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.
31.За несколько дней до смерти Гоголь видел со стороны своё бездыханное тело и слышал какие-то потусторонние голоса.
32. Гоголь очень любил путешествовать. Часто скитался по чужим углам, жил на съемных квартирах. Привычка к бездомью делала его чудаком и аскетом.
33. За семь лет до смерти Гоголь написал свое завещание. В своем завещании Гоголь просил открыть своих сестер приют для бездомных детей.
34. Своих вещей у писателя было не много: они помещались в большой портфель и маленький чемодан. В то же время в его гардеробе были: цветные бархатные жилеты, светло-желтые нанковые панталоны, синий фрак с золотыми пуговицами, пестрые галстуки, длинный плащ и пуховую шляпу.
35. Над вторым томом «Мертвых душ» писатель начинает работу в Калуге.
36. Неудачным оказался роман писателя с Анной Виельгорской.
37.Ночью с 11 на 12 февраля 1809 года он приказал своему верному слуге Семену открыть задвижки на печи и принести портфель. Из него он достал связку тетрадей, положил их в камин и поджег. Так сгорел второй том поэмы «Мёртвые души» – главное произведение его жизни. На следующее утро он раскаялся в содеянном, и обвинял во всём лукавого, который заставил его совершить ужаснейшее «преступление».
38. Писатель никогда не был женат.
39. Писатель очень сильно увлекался религией и мистикой, что достаточно ярко отражал в своих произведениях.
40. Считается, что несчастная любовь писателя является одной из причин сожжения второго тома «Мертвых душ».
41. В 1836 году Гоголь знакомится с Мицкевичем.
42.Дорога была для Гоголя спасительной. Так, однажды в Риме внезапно он обратился к спутнику с видом совершенного отчаяния: «Спасите меня, ради Бога: я не знаю, что со мною делается… Я умираю… я едва не умер от нервического удара нынче ночью… Увезите меня куда-нибудь, да поскорее, чтобы не было поздно». Тот сейчас же нанял карету. Дорога в Альбано полностью исцелила Гоголя, он стал покоен и более никогда к этому эпизоду не возвращался.
43. Писатель любил работать по ночам.
44. В 1850 году Гоголь делает предложение «руки и сердца» женщине и получает отказ.
45. На Михаила Булгакова очень сильно повлияло творчество Гоголя.
46. В своей последней квартире в Москве Гоголь умер в 1852 году.
47. На кладбище Свято-Данилова монастыря состоялись похороны талантливого писателя.
48. Пророка Иеремии слова: «Горьким моим словом посмею», которые помещены на надгробной плите Гоголя.
49. Существенно ухудшилось в конце жизни психическое состояние писателя.
50.Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.
Памятник Н. В. Гоголю в Санкт-Петербурге
фото из интернета
obshe.net