Презентация к уроку литературы в 6 классе «История басни».

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

  Рассказ и цель – вот в чём сущность басни; сатира и ирония – вот её главные качества.(В.Г.Белинский)

Басня – короткий рассказ в прозаической или поэтической форме, содержащий нравоучение Композиция басни

  • Повествование;
  • Мораль.

Особенности басни

а) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

  • Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.
  • Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
  • Героями басни выступают животные, растения, люди, являющиеся носителями одной характерной черты:
  • Лиса-хитрость, лицемерие
  • Волк – грубость, жестокость
  • Свинья – невежество
  • Осел – глупость
  • Муравей – трудолюбие
  • Ягненок – слабость и беззащитность

История развития басни

1 этап

Первые басни появились в Древней Греции в VI веке до н.э. Басня рассматривается как форма протеста против высших слоев общества.

Эзоп ( 6 век до н.э.). Древнегреческий баснописец, полулегенда, полумиф.  Изображался невысоким, горбатым, шепелявым, отталкивающим своей безобразной внешностью. Был рабом Иадмона. Убит в Дельфах Создал «эзопов язык», язык иносказаний, чтобы иметь возможность высказываться, высмеивая человеческие пороки: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Ему приписывались сюжеты почти всех созданных в античности басен.

Басни Эзопа Сюжеты заимствовались многими баснописцами (Федром, Ж.Лафонтеном, И.А.Крыловым)

Лиса и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства..

Воры и петух

Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу. Но воры сказали: «Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать».

Путник и гадюка

Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, поднял, спрятал за пазуху и стал отогревать. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась –ужалила его в живот. Почувствовав смерть, сказал путник: «Поделом мне: зачем я спас умирающую тварь, когда ее и живую-то надо было убить?» 

Федр (I век до н.э.)

Родом из Македонии,

раб императора Августа. Древнеримский баснописец. Первым перевел басни Эзопа в поэтической форме

Жан де Лафонтен

(1621-1695 )

французский поэт, писатель, прославленный баснописец, член Французской академии . создал новый жанр, заимствуя. В 1668 году издал первые шесть книг басен под  заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи гном де Лафонтеном», куда  вошли знаменитые, переложенные басни Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей».

В 1680 завершил издание двенадцати книг басен.

2 этап XVI-XVII — распространение басни в Западной Европе.

 

Басня Ж. де Лафонтена (сюжет заимствован из Эзопа)

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен —

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать.

3 этап (18-19 вв.)

  • Возникает как стихотворный жанр в конце XVIII – начале XIX века .
  • Традиции античной басни осмысляются через западноевропейский опыт.
  • 50-60 годы – басни появляются в журнальных публикациях, позже выходят отдельные сборники (В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, Д.И. Фонвизин и др.)

Басня становится более легкой; композиция свободной; используется стихотворная форма; введены авторские отступления; использование диалогов, речевых характеристик, контраста. Басни напоминают драму: есть экспозиция, завязка, кульминация и развязка; есть диалоги и обрисовка персонажей через их поступки и речь.

Денис Иванович Фонвизин

  • 1744 или 1745 — 1792гг.)
  •   Родился 3 апреля (14-го по новому стилю) в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.
  • «Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга» — первое печатное и дошедшее до нас художественное произведение (1761 г.)
  • Лисица- кознодей

Иван Иванович Дмитриев

  • 1760 – 1837
  • В молодости – гвардейский офицер, в старости – министр юстиции
  • «Русский Лафонтен», написано им 80 басен
  • Три льва

Иван Андреевич Крылов (русский баснописец)

  • 1769-1844г
  • Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых
  • B 1809 г. выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее И. А. Крылову почетное место в русской литературе
  • Ворона и лисица

И.А.Крылов стал подлинным создателем русской классической басни с ее реалистичностью и психологизмом . Его творческое наследие – более 200 басен в 9 томах. Новаторство Крылова-баснописца заключалось в типичности образов, в динамическом развитии действия, живости диалогов. Благодаря Крылову оживали старые сюжеты и басни Лафонтена, Эзопа, Федра. В своем творчестве И.А. Крылов смог осветить все проблемы и события своей эпохи, и вместе с тем он сделал свои басни вневременными.

Текст басни И.А. Крылова (сюжет заимствован из Эзопа)

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь

После И.А.Крылова почти на протяжении столетия в России не было басен как стихотворного поэтического жанра, хотя и предпринимались отдельные попытки. К басне на разных этапах творчества обращались Д. Бедный и С. Михалков.

Демьян Бедный   ( Ефим Алексеевич Придворов )

  • 1833-1945 гг.
  • русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель.
  • Первая книга «Басни» была издана в 1913.

4 этап (20 век)

С.В.Михалков, В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

Сергей Владимирович Михалков

  • 1913-2009 гг.
  • Советский русский  писатель,поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель.
  • 1945 г. начинает работать в жанре басни (современное содержание)
  • Седой осел

Почему же жанр басни актуален на протяжении многих веков и до настоящего времени?

Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает.

Басня актуальна, потому что человеческая натура не меняется, ей по-прежнему свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.

kopilkaurokov.ru

Презентация по литературе для 6 класса по теме «Басни И.А.Крылова»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова «…книгой мудрости самого народа». (1769 — 1844) Иван Крылов

3 слайд Описание слайда:

В 1809 г басни были изданы отдельной книгой, а к концу 1810г они составили 6 книг, в которых было около 140 басен

4 слайд Описание слайда:

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

5 слайд Описание слайда:

БАСНЯ – это короткий комический рассказ в стихах или прозе с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Главные герои: животные, растения, люди.

6 слайд Описание слайда:

■ Краткий рассказ, часто стихотворный ■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) ■ Аллегория (иносказание) ■ нравоучительное или сатирическое содержание ■ Диалог ■ Лаконизм (краткость) ■ Олицетворения ■ Герои – чаще животные

7 слайд Описание слайда:

1. Вспомните, к какой басне какое высказывание относится: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, Только мука. «Лебедь, Щука и Рак» А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет»

8 слайд Описание слайда:

У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и Ягненок» Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. «Ворона и Лисица» Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. «Свинья под Дубом»

9 слайд Описание слайда:

2. О каком герое басни Крылова идет речь: «Лето красное пропела» (Стрекоза) «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет» (Мартышка) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать (Волк) «Чем кумушек, считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» (Обезьяна) «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею» (Свинья)

10 слайд Описание слайда:

3. Назовите басню по картинке:

11 слайд Описание слайда:

Квартет

12 слайд Описание слайда:

Слон и Моська

13 слайд Описание слайда:

Мартышка и Очки

14 слайд Описание слайда:

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная разработка-презентация может применяться на уроке не зависимо от программы, по которой работает учитель. Здесь собран материал об авторе по различным аспектам и более применим для первоначального знакомства с данной темой.

В презентации вы найдете краткие сведения об авторе, так как учащиеся уже знакомы с его творчеством с пятого класса;несколько слайдов посвящены теории литературы — раскрываются понятия «басни» и «признаки басни»;также в презентации вы найдете небольшую викторину по таким разделам как: «соотнесите высказывания и название басни», «угадайте героя по его описанию», «угадайте басню по картинке».

Общая информация

Номер материала: 554055

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по литературе на тему «И.А. Крылов. Басни» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

И.А.КРЫЛОВ. БАСНИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ. ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Макеевской общеобразовательной школы I-II ступеней № 56 РОМАНЮК ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

2 слайд Описание слайда:

БАСНЯ – это короткий рассказ (чаще в стихах) с аллегорическим смыслом, в котором действуют животные, растения, а подразумеваются люди, их поступки,поведение. В баснях высмеиваются недостатки людей:злоба,жадность,зависть,лень.

3 слайд Описание слайда:

Басня содержит нравоучение – мораль (вывод),которое находится в начале или в конце басни Аллегория(иносказание)-изображение жизни,в котором есть скрытый смысл Эзопов язык-иносказательный язык

4 слайд Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИКТАНТ 1. Назовите имя первого баснописца. 2. Где жил первый баснописец? 3. В каком веке жил первый баснописец? 4. Кто был его господином? 5. Назовите басню Эзопа,в которой герой не может сделать что-либо из-за недостатка сил,а винит в этом случай. 6. В какой басне Эзоп говорит,что истинное сокровище людей-умение трудиться

5 слайд Описание слайда:

7. В какой форме(стихотворной или прозаической) написаны басни Эзопа? 8. Какой прием используют баснописцы, когда,изображая животных имеют ввиду людей? 9. Что такое мораль? 10. Что называется эзоповым языком? 11. Что называется басней? 12. Назовите известного русского баснописца

6 слайд Описание слайда:

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1 .Эзоп 2 .В Древней Греции 3 .VI век до н.э. 4 .Рабовладелец Ксанф 5 .”Лисица и Виноград” 6 .”Крестьянин и его сыновья”

7 слайд Описание слайда:

7 . Прозаической 8 . Аллегория(иносказание) 9 . Нравоучение(вывод) 10 . Иносказательный язык 11 . Краткий поучительный рассказ с аллегорическим смыслом 12 . И.А.Крылов

8 слайд Описание слайда:

И.А.Крылов «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» В прекрасном мире басен

9 слайд Описание слайда:

ТЕМА. И.А.КРЫЛОВ -великий русский баснописец. Общечеловеческий смысл басен Крылова. Осуждение и осмеяние пороков и недостатков в басне ”Волк и Ягненок”

10 слайд Описание слайда:

Цели урока: Образовательные: — познакомить учащихся с личностью и творчеством И.А.Крылова — закрепить теоретические понятия: басня, мораль, аллегория — отработать навыки выразительного чтения — отработать навыки и умение анализировать текст, сравнивать, обобщать. Развивающие: — развивать образное мышление — развивать культуру речи — развивать навыки самостоятельной работы — развивать творческие способности. Воспитывающие: — воспитывать любовь к литературе, интерес к басням — вырабатывать умения различать положительное и отрицательное в поступках героев басни. — содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся

11 слайд Описание слайда:

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ /1769 -1844 /

12 слайд Описание слайда:

КРЫЛОВ- ИСТИННО НАРОДНЫЙ ПОЭТ А.С.ПУШКИН

13 слайд Описание слайда:

За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

14 слайд Описание слайда:

Памятник И.А. Крылову установлен в Летнем саду

15 слайд Описание слайда:

Высшего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) ) Особенности басен И.А. Крылова: 1.Персонажи типичны для российской действительности 2. Сюжет в форме короткой сценки 3.Многообразие разговорной речи

16 слайд Описание слайда:

Турнир знатоков басен

17 слайд Описание слайда:

Из какой басни эти строки… Что волки жадны, всякий знает…

18 слайд Описание слайда:

Волк и Журавль

19 слайд Описание слайда:

Из какой басни эти строки… Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище…

20 слайд Описание слайда:

Осел и Соловей

21 слайд Описание слайда:

Из какой басни эти строки… Да только воз и ныне там…

22 слайд Описание слайда:

Лебедь, Щука и Рак

23 слайд Описание слайда:

Из какой басни эти строки… Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона…

24 слайд Описание слайда:

Слон и Моська

25 слайд Описание слайда:

Из какой басни эти строки… Ты все пела? Это дело Так пойди же, попляши

26 слайд Описание слайда:

Стрекоза и Муравей

27 слайд Описание слайда:

Из какой басни эти строки… А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.

28 слайд Описание слайда:

Квартет

29 слайд Описание слайда:

Из какой басни эти строки… У сильного, всегда бессильный виноват…

30 слайд Описание слайда:

Волк и Ягненок

31 слайд Описание слайда:

Из какой басни эти строки… Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

32 слайд Описание слайда:

Ворона и Лисица

33 слайд Описание слайда:

Из какой басни эти строки… А Васька слушает да ест.

34 слайд Описание слайда:

Кот и Повар

35 слайд Описание слайда:

Из какой басни эти строки… Вертит очками так и сяк: То к темю их прижмёт, То их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак.

36 слайд Описание слайда:

Мартышка и очки

37 слайд Описание слайда: 38 слайд Описание слайда:

Вольный стих – это рифмованный стих, с неравным количеством слогов в строках

39 слайд Описание слайда:

Аллегорические образы ВОЛК ЯГНЕНОК грубость наивность коварство слабость жестокость беззащитность безнаказанность бесправность

40 слайд Описание слайда:

Эзоп Иван Андреевич Крылов

41 слайд Описание слайда:

Эзоп — И.А.Крылов. Иван Андреевич Крылов (1769-1844) Эзоп (620-560 до н. э.) .

42 слайд Описание слайда:

Сравнительный анализ басни Эзопа и басни Крылова «Волк и Ягненок». СХОДСТВО РАЗЛИЧИЕ ФОРМА ПОВЕСТВОВАНИЯ РАССКАЗЧИК В БАСНЕ ПЕРСОНАЖИ МОРАЛЬ

43 слайд Описание слайда:

СХОДСТВО РАЗЛИЧИЕ ОДИН СЮЖЕТ МОРАЛЬ:У СИЛЬНОГО ВСЕГДА БЕССИЛЬНЫЙ ВИНОВАТ ОБЩИЕ ПЕРСОНАЖИ-ВОЛК,ЯГНЕНОК ПОВЕСТВОВАНИЕ ВЕДЁТСЯ ОТ ЛИЦА АВТОРА. ФОРМА ПОВЕСТВОВАНИЯ-ПРОЗА и СТИХИ У КРЫЛОВА — МОРАЛЬ БАСНИ ПРИСУТСТВУЕТ В ТЕКСТЕ,У ЭЗОПА — ВЫВОД ДЕЛАЕТ САМ ЧИТАТЕЛЬ

44 слайд Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ БАСНЮ И.А.КРЫЛОВА ”ВОЛК И ЯГНЕНОК”

45 слайд Описание слайда:

Иван Крылов Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Исаковский

46 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-160390

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по литературе на тему «Басни И.А.Крылова» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

БАСНИ- «КНИГА МУДРОСТИ САМОГО НАРОДА» Н.В.ГОГОЛЬ Хот Саида Хазретовна, учитель русского языка и литературы

2 слайд Описание слайда:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

3 слайд Описание слайда:

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова

4 слайд Описание слайда:

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову. Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов

5 слайд Описание слайда:

В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

6 слайд Описание слайда:

Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец

7 слайд Описание слайда:

М. В. Ломоносов И. И. Хемницер В. И. Майков А. П. Сумароков И. А. Крылов

8 слайд Описание слайда:

■ Краткий рассказ, часто стихотворный ■ 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) ■ Аллегория (иносказание) ■ Сатирическое изображение ■ Герои – чаще животные ■ Диалог ■ Использование просторечной лексики ■ Лаконизм ■ Афористичность языка ■ Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь ■ Олицетворения

9 слайд Описание слайда:

Обрати внимание Аллегория- изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет. Олицетворение- животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.

10 слайд Описание слайда:

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова. Художник А. М. Савченко

11 слайд Описание слайда:

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» — опять вы не подготовились.

12 слайд Описание слайда:

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. ►Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Художник Г. Куприянов

13 слайд Описание слайда:

Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Художник Г. Куприянов

14 слайд Описание слайда:

«ЗАЩЕЛКАЛ,ЗАСВИСТАЛ НА ТЫСЯЧУ ЛАДОВ, ТЯНУЛ,ПЕРЕЛИВАЛСЯ; ТО НЕЖНО ОН ОСЛАБЕВАЛ И ТОМНОЙ ВДАЛЕКЕ СВИРЕЛЬЮ ОТДАВАЛСЯ, ТО МЕЛКОЙ ДРОБЬЮ ВДРУГ ПО РОЩЕ РАССЫПАЛСЯ» В басне «Осел и Соловей» показано комическое изображение невежества судьи, глухого к произведениям истинного искусства

15 слайд Описание слайда:

Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

16 слайд Описание слайда:

В басне «Листы и Корни» Крылов пишет о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.

17 слайд Описание слайда:

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-143777

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация «Урок-викторина по басням Ивана Андреевича Крылова для 6 класса»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок – викторина по басням Ивана Андреевича Крылова.
6 класс.

Слайд 2

Слайд 3

Иван Андреевич Крылов
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М. Исаковский

Слайд 4

1 конкурс
Организация представление и команд. Избрание капитанов. Название и девиз команд.

Слайд 5

2. Разминка
Что такое басня? Кто известен как первый баснописец, когда он жил? В каком веке жил Лафонтен? В каком городе И. А. Крылову поставлен памятник? (В Санкт-Петербурге). Почему крыловские слова названы крылатыми?

Слайд 6

3 Конкурс знатоков
А воз и ныне там. Голубушка, как хороша! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на слона! А Васька слушает да ест. А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь! Слона – то я и не приметил. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой.

Слайд 7

4. Конкурс Выразительное чтение басен

Слайд 8

5. Инсценировки басен

Слайд 9

Игровое полотно
Афоризм 10 20 30 40 50
Кто есть кто 10 20 30 40 50
Мораль сей басни такова 10 20 30 40 50
Литературоведам 10 20 30 40 50
История басни 10 20 30 40 50

Слайд 10

Найди пару.
Свинья Моська Повар Ворона Ягнёнок Кукушка Муравей Фока

Слайд 11

Подведение итогов.

Слайд 12

Слайд 13

lusana.ru

Презентация по литературе «И. Крылов. Басня «Осёл и соловей» (6 класс)

Инфоурок › Литература › Презентации › Презентация по литературе «И. Крылов. Басня «Осёл и соловей» (6 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Истоки басни Первым, кто стал использовать приём иносказания, а иносказание – это когда изображают животных, а имеют в виду людей, – был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали властью, поэтому он рассказывал истории, якобы случившиеся с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать эзопов язык.

3 слайд Описание слайда:

Басня включат в себя две части: 1. Основное повествование. 2. Мораль.

4 слайд Описание слайда:

Проверим д.з.

5 слайд Описание слайда:

Кому посвящены строки: Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения … Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Сокровищница мудрости народной В них людям открывалась до конца, И голос их, прямой и благородный, К добру и правде призывал сердца. Всё знал и видел ум певца пытливый, Всего сильней желая одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой Народ его и Родина его. М.Исаковский

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты знали и любили басни Крылова.

8 слайд Описание слайда:

Тема урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей» – комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

9 слайд Описание слайда:

Цели и задачи урока: Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова Углубить знания о басне как одном из старейших жанров литературы Учиться выразительно читать и анализировать басни

10 слайд Описание слайда:

Когда – то И.А.Крылов был молодым. Но в истории литературы все знают его как «Дедушку Крылова».

11 слайд Описание слайда:

Жизнь и творчество И.А.Крылова Родился в бедной дворянской семье, в 1769 году В 1809 году опубликовал первый сборник басен. Всего написано более 200 басен, которые объединены в 9 книг.

12 слайд Описание слайда:

это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл Басня — Мораль — это поучительный вывод из основного повествования басни. Мораль может быть в начале и в конце басни

13 слайд Описание слайда:

Ирония — Аллегория — тонкая, скрытая насмешка это «иносказание», изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление: лиса – хитрый человек, заяц, ягненок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек

14 слайд Описание слайда:

Олицетворение — Сатира- наделение человеческими качествами животных злой смех, при помощи которого автор высмеивает пороки общества Эзопов язык- умение замаскировать главную мысль

15 слайд Описание слайда:

Басня Цель: осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни Основная часть Мораль В начале В конце Аллегория Сатира Олицет-ворение Эзопов язык

16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

Соедини стрелочками, прочти название басен ВОРОНА СЛОН ЛЕБЕДЬ МАРТЫШКА ЛИСИЦА МОСЬКА ОЧКИ ЩУКА

18 слайд Описание слайда:

Чьё это? Вороны Квартета Мартышки Свиньи

19 слайд Описание слайда:

Басня «Осёл и Соловей»

20 слайд Описание слайда:

Характеристика героев Соловей Осёл

21 слайд Описание слайда:

Характеристика героев Соловей Осёл Мастер своего дела, истин-ный певец природы Глупый, который ничего не понимает в настоящем пении.

22 слайд Описание слайда:

Мораль басни «Осёл и Соловей» Избави Бог и нас от этаких судей.

23 слайд Описание слайда:

Итог урока Сделайте вывод нашего урока «Почему же мы так любим басни Крылова?»

24 слайд Описание слайда:

Вывод Крылов учит людей узнавать самих себя в героях басен, помогает найти недостатки и помогает от них избавиться. Он учит нас мудрости жизни.

25 слайд Описание слайда:

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А. Вяземский

26 слайд Описание слайда:

Урок мне понравился, было интересно На уроке было скучно Я ничего не понял

27 слайд Описание слайда:

Домашнее задание стр. 37-39 , 40-42 выразительное чтение (по желанию наизусть) Вопрос №5 стр.43 -письменно

28 слайд Описание слайда:

Спасибо за урок! До новых встреч»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-699670

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

И. А. Крылов. Презентация к уроку в 6 классе.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

И. А. Крылов

Басня «Волк и Ягненок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана в басне.

Вспомним!

Басня – это короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль

Аллегория (иносказание )- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость)

Мораль – нравоучительный вывод.

«ВОЛК И ЯГНЁНОК»

  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этой басне?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

тьма – много;

надобно – надо;

рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;

на добычу – на добычу;

светлейший – в царской России почётное обращение к князю;

донесть – донести, доложить, сказать, заявить;

в запрошлом лете – два года тому назад;

разведаться – рассчитаться, отомстить;

досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” — некогда, нет времени;

гневаться – сердиться, возмущаться;

дерзкий – 1) смелый, отважный,

2) оскорбительный, непочтительный

-Как вы думаете, какое начало у басни: грустное, весёлое, тревожное?

-А что ещё нам подсказывает, что может случиться беда?

-Что можно сказать о волке? Назовите качества характера волка.

Грубый, жадный, злой, трусливый, хам, сильный, зубастый.

-А что скажете о Ягнёнке?

Глупый, беспомощный, заискивает, ведёт себя приниженно, лебезит, расшаркивается.

— А почему Волк злится?

Он хочет съесть Ягнёнка, а у него сразу не получается.

— Чем заканчивается басня?

Стемнело, поэтому Волк в “тёмный лес Ягнёнка поволок”.

ЗАДАНИЕ:

Найдите в тексте реплики Волка и Ягнёнка.

Подумайте, как они говорят.

Как с развитием действия меняется их мимика, жесты.

О ЧЕМ БАСНЯ?

  • В басне Крылова персонажи занимают разное положение в жизни: один — господин, другой —слуга, подчиненный, и это подчеркивается их совершенно разным поведением и речью.
  • В басне Крылова один угрожает, а другой заискивает. Речь идёт о социальном неравенстве, которое господствует в жизни: “У сильного всегда бессильный виноват”. Это конфликт неравенства: власти и зависимости.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ВЫУЧИТЬ БАСНЮ И ПОДГОТОВИТЬСЯ ЧИТАТЬ ЕЁ ПО РОЛЯМ.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *