КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ | Энциклопедия Кругосвет

КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1769–1844) – русский баснописец, писатель, драматург

Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии – так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность – в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер

Кофейница и Бешеная семья, трагедии Клеопатра и Филомела, комедия Сочинитель в прихожей. Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию
Проказники
, в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Проказники –более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова Каиб, восточная повесть, сказка Ночи, Похвальная речь в память моему дедушке, Речь, говоренная повесою в собрании дураков, Мысли философа о моде. Число подписчиков росло. В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в

Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф.Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа. В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: Дуб и трость и Разборчивая невеста. Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка, Урок дочкам и Илья Богатырь. Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем

Модную лавку играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська.

В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, (Стрекоза и муравей, Волк и ягненок), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни

Квартет, Лебедь, Щука и Рак, Волк на псарне. Более отвлеченные сюжеты легли в основу Любопытного, Пустынника и медведя и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться »

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова – многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.

Тамара Эйдельман

www.krugosvet.ru

Биография, стихотворения, галерея, басни, афоризмы, пьесы, статьи, повести и сатиры

Иван Андреевич Крылов — русский баснописец, писатель, драматург.

Родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии — так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность — в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер «Кофейница» и «Бешеная семья», трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедия «Сочинитель в прихожей». Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я. Б. Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию «Проказники», в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. «Проказники» — более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 году в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802 году, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова «Каиб», восточная повесть, сказка Ночи, «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа о моде». Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в «Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей» Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 года издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 году Крылов уехал в поместье князя С. Ф. Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 годах была написана пьеса «Трумф или Подщипа». В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, ненравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871 году. Значение «Трумфа» не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 году снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это — «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней — последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, («Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок»), затем постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни «Квартет», «Лебедь», «Щука и Рак», «Волк на псарне». Более отвлеченные сюжеты легли в основу «Любопытного», «Пустынника и медведя» и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В.Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова — многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Умер Крылов в 1844 году в Санкт-Петербурге.


krilov.velchel.ru

Иван Андреевич Крылов — русский баснописец, писатель :: Centrum ruské diaspory v ČR

23.11.2014

Иван Андреевич Крылов — русский баснописец, писатель, драматург.

Родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно, но очень любил читать .

Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова.  Крылов  жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии — так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность — в присутствие Крылов  почти не ходил и денег не получал.

В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер «Кофейница» и «Бешеная семья», трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедия «Сочинитель в прихожей». Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов.

 В 1789 году в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде.

В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью. 

Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова «Каиб», восточная повесть, сказка Ночи, «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа о моде». Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий».

В конце 1793 года Крылов на несколько лет уехал из Петербурга.

Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 году Крылов уехал в поместье князя С. Ф. Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 годах была написана пьеса «Трумф или Подщипа». В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871 году. Значение «Трумфа» не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 году снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это — «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».

В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг.

Басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Крылов стал классиком при жизни.

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка.

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова — многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Умер Крылов в 1844 году в Санкт-Петербурге.

centrum-ruske-diaspory.webnode.cz

Крылов Иван Андреевич Википедия

Иван Андреевич Крылов

портрет работы К. П. Брюллова, 1839
Псевдонимы Нави Волырк
Дата рождения 2 (13) февраля 1769(1769-02-13)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 9 (21) ноября 1844(1844-11-21) (75 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Гражданство (подданство)
  •  Российская империя
Род деятельности поэт, баснописец, драматург, писатель, журналист, издатель, переводчик
Годы творчества 1786—1843
Жанр басня, пьеса, поэзия, проза
Язык произведений русский
Награды
Произведения в Викитеке
 Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

ru-wiki.ru

Биография и книги автора Крылов Иван Андреевич

КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1769–1844) – русский баснописец, писатель, драматург
Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии – так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.

Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность – в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья, трагедии Клеопатра и Филомела, комедия Сочинитель в прихожей. Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию Проказники, в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Проказники –более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.

В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.

Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова Каиб, восточная повесть, сказка Ночи, Похвальная речь в память моему дедушке, Речь, говоренная повесою в собрании дураков, Мысли философа о моде. Число подписчиков росло. В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф.Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.

Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа. В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.

После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.

Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: Дуб и трость и Разборчивая невеста. Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.

В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка, Урок дочкам и Илья Богатырь. Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем Модную лавку играли даже при дворе.

Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.

В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська.

В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.

Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, (Стрекоза и муравей, Волк и ягненок), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни Квартет, Лебедь, Щука и Рак, Волк на псарне. Более отвлеченные сюжеты легли в основу Любопытного, Пустынника и медведя и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.

Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.

Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться »

Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.

Одна из характерных черт популярности Крылова – многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.

Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.

Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.


 

www.rulit.me

Крылов Иван Андреевич

Крылов Иван Андреевич

КРЫЛОВ Иван Андреевич родился [2(13).II.1769, Москва] в семье армейского офицера — баснописец, драматург, журналист.

Отец, А. П. Крылов, долгие годы тянул солдатскую лямку, только на четырнад­цатом году непрерывной воинской службы был произведен в прапорщики, а еще через восемь — в капитаны. В 1774 он вышел в отставку и поселился в Твери, где занял должность председателя гу­бернского магистрата.

Первоначальное об­разование Иван Андреевич получил дома под руководством своей матери, Марьи Алексеевны, женщины доброй и умной от природы.

Восьми лет он был записан на службу подканцеляристом в земский суд.

В 1778 умер отец Крылова. Семья осталась без средств к существованию. Марья Алексеевна упросила местное начальство принять ее 9-летнего сына на службу в тверской гу­бернский магистрат, где он обязан был заниматься перепиской скучных бумаг. Иван Андреевич впоследствии рассказывал, что повыт­чик, под начальством которого он служил, был грубым человеком и не раз бивал подчиненного по голове, запрещал чи­тать книги. В свободное от службы время Крылов любил посещать «народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои», проявляя большой интерес к жизни простых людей. Он умел быстро схва­тить и запомнить острое, меткое слово, оброненное платомойками.

В 1782 семья Крыловых переехала в Петербург, и Иван Андреевич поступил канцеляристом в Казенную па­лату.

В 1783 Крылов И. А. написал свою первую коми­ческую оперу «Кофейница». Петр, кре­постной помещицы Новомодовой, женится на Анюте, которую без взаимности любит приказчик. Отвергнутый мстит счастли­вому сопернику, возведя на него обви­нение в краже серебряных ложек. Подкупленная старуха кофегадательница под­тверждает клевету приказчика. Разгне­ванная барыня грозит Петру солдатчи­ной. Случай помогает торжеству гонимой добродетели. Новомодова, узнав о неви­новности Петра, жалует его в приказчики, а плута-клеветника сдает в рекруты. Несмотря на счастливую развязку, пье­са содержит немало выпадов против про­извола крепостников. Помещица обзы­вает крестьян «проклятыми лакеями», «окаянным хамовым родом», в припадке бешеной злобы кричит: «Ни на одной бестии живого места не оставлю, всех смертельно отдеру». «Кофейница» не бы­ла напечатана при жизни автора. Акту­альность темы, критика жестокости крепостнического уклада — таковы харак­терные особенности первой пьесы. После создания комической оперы начинающий драматург решил испробовать свои силы в высоком жанре и написал трагедию «Клеопатра». Забавы легендарной сласто­любивой египетской царицы в какой-то мере напоминали придворные нравы и ин­тимную жизнь Екатерины II. «Матушка»- государыня щедро одаривала своих фаво­ритов крестьянами, землей, казной. Мо­лодой автор сделал заявку на очень большую и непосильную для него тему. Да и сам трагический жанр был, видимо, вне сферы его таланта. К чести Крылова следует сказать, что он не только представил свое творение на суд Дмитрев­скому, но и согласился с суровым при­говором: признал бессмысленным тратить время и силы на переделку.

В 1786 Крылов написал в стихах новую тра­гедию — «Филомела». Исторический сюжет служил средством осуждения уродливых явлений екатерининского времени. Глав­ная идея трагедии содержит утверждение, что тиран, забывший свой долг перед обществом, не может стоять во главе государства. Судьба монарха находится в руках народа — судьи царей.

В год написания «Филомелы» Крылов впервые вы­ступил в печати. На страницах журнала Ф. О. Туманского «Лекарство от скуки и забот» была напечатана его эпиграмма, высмеивающая надменность, зазнайство и подлость в человеке, который «любит вредное, от здорового бежит». Внимательно наблюдая жизнь, Иван Андреевич пришел к правильному выводу, что надо писать не трагедии, а комедии на современные сюжеты.

В 1786 появились комическая опера «Бешеная семья», комедия «Сочинитель в прихо­жей».

Главной героиней комедии является столичная франтиха Новомодова — бесстыдная обманщица и развратница. Она грабит своих любовников, а последние обдирают крестьян. Каждое свидание с Новомодовой стоит графу Дубовому «нового векселя». Под стать героине и со­чинитель Рифмохватов, угодливый и низ­копоклонный льстец. «Сочинитель в при­хожей» — едкая сатира на представителей дворянской олигархии. Острая сатиричес­кая направленность пьес молодого Крылова сделала его имя известным в театральном и литературном мире. Соймонов вначале благосклонно отнесся к молодому драма­тургу, покровительствовал ему и даже предложил место в горной экспедиции. Дружба с лучшими актерами: Рыкаловым, Плавильщиковым, Сандуновым, бла­госклонность Соймонова — все это как будто предвещало Крылову блестящую будущ­ность на театральном поприще. Однако обстоятельства сложились иначе. В то время монополистом столичной сцены был известный драматург Я. Б. Княжнин. Разночинцу Крылову трудно было соперничать с маститым писателем, так как успех пьес зависел не столько от степени их талант­ливости, сколько от общественного поло­жения автора. Знатные господа в лице Соймонова и Княжнина всегда старались подчеркнуть, что безвестный разночинец им неровня. Барское высокомерие и спе­сивость глубоко ранили самолюбие Ивана Андреевича, и он решил посчитаться со своими обид­чиками. Памятником этой борьбы с ари­стократией явилась злая сатира-памфлет «Проказники» (1788). Пьеса не была ни напечатана, ни поставлена на сцене. От­ношения Княжнина и Соймонова с моло­дым драматургом совершенно испорти­лись. В творчестве Крылова И.А. драматургия на долгие годы уступила место журнальной сатире.

В 1788 журнале И. Г. Рахманинова «Утренние часы» Крылов напечатал первые свои басни:

«Стыдливый игрок»,

«Судьба игро­ка»,

«Павлин и Соловей»,

«Недовольный гостьми стихотворец».

В 1789 Крылов стал автором и самостоятель­ным издателем журнала «Почта духов». Воздушные, водяные и подземные духи живут среди людей, наблюдают их жи­тейские нравы и обычаи. Своими впечат­лениями они делятся в письмах к араб­скому философу и волшебнику Маликульмульку. Сказочно-эпистолярная фор­ма позволила Крылову подвергнуть суровой критике деспотизм и произвол самодер­жавия, развращенность дворянства, каз­нокрадство чиновничества, воссоздать ши­рокую картину общественно-политичес­кой жизни России конца 80-х гг. XVIII века. В журнале сурово осужден монархичес­кий строй, разоблачены вероломство и ханжество духовенства, преданы осмея­нию вельможи, чиновно-административный аппарат. Автор с большой теплотой и сочувствием изобразил жизнь городской бедноты, трудовой интеллигенции и осо­бенно тягостное положение крепостного крестьянства. Сатирик с полным основа­нием утверждал, что «смерть воина, сра­женного во время битвы скоропостижным ударом, не столь мучительна, как смерть бедного земледельца, который истаивает под бременем тяжкой работы… и в поте лица своего снискивает себе пропита­ние…». Большое место в «Почте духов» занимают проблемы художественного ма­стерства, роли литературы в обществе. Высказывания Крылова по вопросам литера­туры свидетельствуют о значительной зре­лости его эстетических воззрений. Иван Андреевич выступал решительным противником и классицизма, и сентиментализма. Лите­ратура должна быть правдивой, острой, умной и содержательно!!. Характеры должны обрисовываться в действии, а не расплываться в трескучем словоизверже­нии. Один только перечень главных объ­ектов сатиры Крылова в «Почте духов» дает основание признать журнал радикаль­ным, общественно-политическим, а его издателя — писателем-демократом, после­довательным и принципиальным обличи­телем феодально-бюрократического режи­ма. Издание журнала было прекращено в 1789 г.

В феврале 1792 стал издаваться новый журн.— «Зритель». Это был орган дру­жеского литературного кружка «г. Кры­лова со товарищи», членами которого были А. И. Клушин, И. А. Дмитриев и П. А. Плавильщиков. В программной статье журнала «Нечто о врожденном свойст­ве душ российских» огонь сатиры на­правлен против дворянского космополи­тизма. В «Зрителе» были напечатаны шесть произведений Крылова: незаконченный роман

«Ночи»,

«Речь, говоренная пове­сою в собрании дураков»,

«Рассуждение о дружестве»,

«Мысли философа по моде»,

«Похвальная речь в память моему дедуш­ке»,

«Каиб» (восточная сказка).

Сатире Крылова И.А. в «Зрителе» присущи глубина, прин­ципиальность, действенность, гибкость, разнообразие художественных форм. «Зритель» — это новая ступень в разви­тии сатирического таланта Крылова.

В мае 1792 в типографии «г. Крылова со товарищи» был произведен обыск, и «Зритель» перестал существовать.

С января 1793 Крылов и Клушин стали издавать новый журнал— «Санкт-Петербургский Мерку­рий». В отличие от старших собратьев «Санкт-Петербургский Меркурий» был бо­лее умеренным и добропорядочным органом. Большое место на его страницах стали занимать переводы произведений иностранных писателей, философские и географические труды, биографии клас­сиков мировой литературы: Сервантеса, Дидро, Вольтера и другие. В журнале печата­лись лирические стихотворения, рассказики о храбрости и находчивости русских солдат и офицеров. Однако ценность жур­нала определялась не переводами и анек­дотами, а сатирическими произведениями Крылова. В «Санкт-Петербургском Меркурии» были напечатаны четыре его статьи:

«По­хвальная речь науке убивать время»,

«Примечания на комедию «Смех и горе»,

«Похвальная речь Ермалафиду»,

«Театр» (заметки по поводу комедии А. И. Клушина «Алхимик»). Произведения Крылова рез­ко выделялись на общем, довольно сереньком фоне журнала и послужили при­чиной его закрытия. Троекратное запреще­ние журналов, обыск в типографии были предвестниками надвигавшейся бури — царского гнева и преследований. Боясь разделить судьбу Радищева и Новикова, 24-летний Иван Андреевич был вынужден надолго за­молчать и отойти от литературного мира. Начались годы скитаний. Он бывал в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Тамбове, Киеве, Могилеве, Серпухове, Туле. С чувством горечи сатирик оха­рактеризовал в стихах постигшее его лихолетье:

Тесним от ближних, обесславлен,

Друзьями презрен и оставлен,

Средь кровных чуждым я живу…

Из Петербурга Крылов переехал в Москву: там были его друзья — Плавильщиков, Сандуновы. Жизнь без любимого дела, без литературы была мучительно-тягост­ной. Ивану Андреевичу Крылову правда, удалось поместить в карамзинском альманахе «Аониды» два ли­рических стихотворения — «Вечер» и «Подража­ние 37-му псалму», но это было не глав­ное, о чем хотелось бы писать.

Смерть Екатерины II и воцарение Павла I ничего не изменили в судьбе опального журна­листа. Сатира была не ко двору такого сумасбродного, жестокого и подозритель­ного деспота, каким был Павел.

В начале 1797 Крылов познакомился со знатным вель­можей князем С. Ф. Голицыным и принял его предложение быть личным секретарем и домашним учителем. Крылов обучал княжеских сыновей рус­ской словесности, он сам к этому времени хорошо знал французский, итальянский и немецкий языки. Позднее он в совер­шенстве овладел и древнегреческим язы­ком. Иван Андреевич был прекрасным музыкантом, художником, математиком, умным и ин­тересным собеседником.

Для домашнего театра Голицыных Крылов написал в 1800 шутотрагедию «Трумф, или Подщипа». Это была остроумная пародия на классицистические трагедии. Основными персонажами шутотрагедии являются глупый царь Вакула, трусливый князь Слюняй — жених царевны Подщипы, тупоумные, бездарные бояре вроде гофмаршала Дурдурана и наглый болван немецкий принц Трумф, захвативший царство Вакулы. Современники видели в пьесе язвительную сатиру на Павла I и его пруссоманию. Роль Трумфа ис­полнял сам Крылов Его актерский талант поразил зрителей. Комедия не могла появиться ни на сцене, ни в печати (впер­вые опубликована в 1859 в Берлине, затем в 1871 в журнале «Русская старина»). Как многие вольнолюбивые и сатирические произве­дения, шутотрагедия распространялась в списках и была широко известна образованным людям.

О ней упоминает лицеист Пушкин в стихотворении «Городок».

В своих запис­ках декабрист Д. Завалишин рассказал о том, как пьеса Крылова воспринималась пере­довыми людьми: «Ни один революционер не придумывал никогда злее и язвитель­нее сатиры на правительство. Всё и все были беспощадно осмеяны, начиная от главы государства до государственных учреждений и негласных советников».

11 марта 1801 произошел дворцовый переворот. Павел был задушен, и на престол вступил Александр I. «Дней Александровых прекрасное начало» было ознаменовано широковещательными за­верениями заботиться о благе поддан­ных и милостями в отношении к гонимым прежде вельможам. Князь Голицын по­лучил назначение на пост лифляндского генерал-губернатора, а личный секре­тарь официально был произведен в прави­тели канцелярии. Два года прослужил Крылов в Риге, но карьера чиновника не была его уделом.

В 1802 он получил из Петер­бурга два приятных известия: его пьеса «Пирог» ставилась на сцене столичного театра и представлялась возможность переиздать «Почту духов».

Осенью 1803 Иван Андреевич оставил службу и приехал в Серпу­хов к брату Льву Андреевичу — офи­церу Орловского мушкетерского полка. Это была счастливая пора в жизни братьев.

Все свободное время Крылов отдавал литера­туре, именно в этот период им были сде­ланы первые наброски комедий

«Модная лавка»,

«Урок дочкам», начата пьеса «Лентяй».

В начале 1804 Крылов И. А. приехал в Моск­ву, встретился с Сандуновым и Плавильщиковым — своими давними друзьями, присутствовал на постановке своей коме­дии «Пирог», данной в бенефис Сандуновых. Особого успеха комедия не имела. Частые встречи с баснописцем Дмитрие­вым, обосновавшимся в Москве, скоро переросли в дружбу.

Не довольствуясь драматургией, Крылов попробовал свои силы в переводе басен Лафонтена. Первыми опытами в этом роде явились басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». По­следняя представляла собой не столько перевод, сколько самостоятельную вариа­цию на лафонтеновскую тему. Начинаю­щий баснописец особенно постарался при­дать языку перевода богатство, выразительность и меткость народной русской речи. Свои творения Крылов принес на суд «русскому Лафонтену» — Дмитриеву. Маститый литератор восторженно при­нял произведения своего собрата и ска­зал: «Вы нашли себя. Это истинный ваш род… Остановитесь на этом литератур­ном жанре».

В январе 1806 журнале «Московский зритель» вышли три басни Крылова

«Дуб и Трость»,

«Разборчивая невеста»,

«Старик и трое молодых».

Басни имели огромный успех.

В 1806 Крылов И.А. после длительных странствий вернулся в Петербург и навсегда обосно­вался в нем. В Петербурге он сблизился с законодателем столичной сцены драма­тургом А. А. Шаховским, читал в его доме комедию «Модная лавка». Одна за другой появились на театральных под­мостках три пьесы Крылова — комедии

«Модная лавка»,

«Урок дочкам»,

«Илья — Богатырь» волшебная опе­ра. В комедиях автор вел войну с давними своими неприятеля­ми: чванливым барством и его галлома­нией. Опера-былина была проникнута героико-патриотическим пафосом. В Петербурге Иван Андреевич сблизился с А. Н. Олениным, образованным ценителем и любителем театра, литературы, истории. В доме знатного вельможи часто собирались А. А. Шаховской, К. Н. Батюшков, В. А. Озеров, Н. И. Гнедич. Баснописец стал постоянным посетителем оленинского литературного кружка и пользовался материнской лаской и заботой хозяйки дома — Елизаветы Марковны.

Горький жизненный опыт научил Кры­лова осторожности. Он понял, что прямая сатира неприемлема, и обратился к аллегорическому басенному жанру — «за­тем, что истина сноснее вполоткрыта».

В 1809 вышла первая книга его басен. Успех ее был ошеломляющим. Басни Ивана Андреевича Крылова заучивались современниками наизусть, передавались из уст в уста, и всюду их встречали с радостью. Никто из писате­лей не говорил еще таким близким и по­нятным народу языком.

Гоголь писал позднее: «Ни один из поэтов не умел сде­лать свою мысль так ощутительной и вы­ражаться так доступно всем, как Кры­лов». Крылов стал желанным гостем во всех лучших салонах и литературных кружках столицы, его беспрерывно просили читать басни, а читал он превосходно.

С. Жихарев с восторгом вспоминал об артистическом чтении басен их автором: «А как читает этот Крылов! Внят­но, просто, без всяких вычур и, меж­ду тем, с необыкновенной выразитель­ностью; всякий стих так и врезывает­ся в память. После него, право, и чи­тать совестно». Актуальность и темати­ческое богатство, глубокое проникнове­ние в жизнь, идейная острота, совершен­ство языка — все это делало басни Крылова явлениями высокого искусства. Естест­венность, простота басен обусловлива­лись и стилистическими их особенностя­ми. Народный строй речи органически переплетался у него с литературным языком.

По характеристике Гоголя, в бас­нях Крылова «предмет, как бы не имея словес­ной оболочки, выступает сам собой, на­турою перед глазами». Множество басен­ных изречений Крылова стало народными кры­латыми словами: «А воз и ныне там», «Из огня да в полымя», «Хоть видит око, да зуб неймет», «Что если голова пуста, то голове ума не придадут места», «Ус­лужливый дурак опаснее врага», «Слона- то я и не приметил», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «И из гостей домой пришла свинья-свиньей», «И идол стал болван-болваном», «А ларчик просто открывался», «Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а са­поги тачать пирожник».

В 1811 Иван Андреевич был избран членом «Беседы любителей русского слова». «Беседа…» объединяла политических и литературных консерваторов, горячих приверженцев классицизма. Во главе общества стоял реакционный государственный деятель и писатель адмирал Шишков. Членами «Бе­седы» были единомышленники Шишкова, бездарные графоманы типа Шихматова и Д. Хвостова. Особое место занимал в обществе Крылов. Все творчество великого басно­писца шло вразрез с литературными и языковыми принципами Шишкова. Крылов И. А. относился к «беседчикам» иронически. Свидетельством этого служит басня «Де­мьянова уха», в которой автор осмеял трескучие, малосодержательные славяноросские вирши графа Хвостова. Антипо­дами старозаветных шишковистов были карамзинисты, поборники сближения ли­тературного языка с разговорной речью. Крылов старался не ссориться ни с архаистами, ни с новаторами. Его не могла удовлетво­рить книжная тяжеловесная архаика язы­ка «беседчиков», но и изящно-салонный стиль карамзинистов не предназначался для широкой аудитории. В своей поэти­ческой практике Крылов широко пользовался истинно народной речью.

В 1812 в Петербурге открылась Публич­ная библиотека. Директором ее был на­значен Оленин. Крылов И.А. получил должность помощника библиотекаря. На этом поприще Крылов проявил себя как крупный специалист и неутомимый труженик. Им были состав­лены записки по библиотечному делу. Все свободное от службы время Крылов отда­вал большому и напряженному творчес­кому труду — работе над баснями.

Условно басни Ивана Андреевича Крылова можно разделить на четыре группы: социальные, историчес­кие, философские и бытовые.

К первой группе можно отнести такие, как «Волки и Овцы», «Волк и Ягненок», «Крестьяне и Река», «Мирская сходка», «Пестрые ов­цы», «Стрекоза и Муравей», «Рыбья пляс­ка», «Вельможа».

Ко второй — «Квартет», «Кукушка и Петух», «Обоз», «Щука и Кот», «Воспитание льва», «Волк на псарне» и другие.

К числу философских — «Огород­ник и Философ», «Водолазы», «Сочинитель и Разбойник», «Конь и Всадник», «Листы и Корни», «Пушки и Паруса», «Пруд и Ре­ка».

К бытовой — «Госпожа и две слу­жанки», «Демьянова уха», «Свинья под дубом», «Собачья дружба», «Трудолюби­вый медведь», «Фортуна и Нищий» и другие.

Многие басни, по меткому определению Белинского, представляют собой малень­кие комедийки. В них читатель находит выпуклые характеры, яркий диалог, быст­рое развитие действия. Слова от автора — это сценические ремарки. Примером та­ких миниатюрных пьес могут служить «Демьянова уха», «Волк и Ягненок», «Ли­сица и Сурок», «Кукушка и Петух» и многие другие.

В дни великой опасности для родины Крылов живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны.

В басне «Раздел» он высмеял Ростопчина и Арак­чеева — руководителей народного опол­чения, затеявших распри из-за своих корыстных целей. «Обоз» содержит при­знание разумности и целесообразности тактики Кутузова. Победу полководца Крылов приветствовал басней «Волк на псарне».

В 1816 Крылов И. А. был назначен библиотекарем, а его помощником стал поэт А. А. Дель­виг. Иван Андреевич поселился на Невском в одном доме с Н. И. Гнедич. Друзья-холостяки часто встречались, любили побеседовать, вместе пообедать в Английском клубе. Крылов прекрасно играл на скрипке, а постоян­ным и верным ценителем его музыкаль­ного таланта был Гнедич.

В 1824 Крылова по­стигло тяжелое горе — умер его брат Лев Андреевич — единственный близкий человек. Неудачное восстание декабри­стов, казни и ссылки заставили басно­писца надолго умолкнуть. Библиотека сделалась для него единственным местом отдохновения. Николай I проявлял не­довольство молчанием баснописца.

Только спустя два года после поражения декабристов Крылов написал басню «Пушки и Паруса».

В 1827 баснописец близко сошелся с художниками К. П. Брюлловым и В. А. Тропининым. Он часто посещал литературный кружок В. А. Жуковского, где не раз встречался с Пушкиным и А. Мицкевичем.

В 1830 вышли в свет бас­ни Крылова в восьми книгах. Наряду с мирными баснями здесь были и крамольные сатиры. Журналы вновь заговорили о Крылове. Издате­ли предлагали баснописцу огромные сум­мы за право издания его сочинений.

Ни­колай I удвоил ему пенсию и произвел его в статские советники, что приравнивалось к генеральскому званию. Лучшие худож­ники писали с него портреты, литераторы считали для себя большой честью быть знакомыми с ним. Желая несколько встряхнуться, баснописец решил совершить путешествие по Европе и пригласил Гнедича составить ему компанию. Заграничная поездка не состоялась. В 1833 умер боль­ной и одинокий Гнедич. Иван Андреевич тяжело пере­живал утрату своего друга.

Трагическая гибель Пушкина потрясла его.. Он любил поэта и видел в его лице воплощение русского гения. После смерти Пушкина Крылов больше ничего не написал. Всего им соз­дано свыше 200 басен.

В 1838 правительство пышно отпраздно­вало 50-летие литературной деятельности Крылова И.А. Такого великолепного зрелища, каким явился его юбилей, еще не знала литера­турная Россия. На чествование юбиляра съехались сановники, придворная и воен­ная знать, артисты, литераторы и худож­ники. Среди множества официальных ад­ресов и поздравлений юбиляра особенно выделялась речь Жуковского. В ней поэт вспомнил о Пушкине, «едва расцветшем» и «вдруг исчезнувшем». Торжественным юбилеем как бы подводился итог творче­ской жизни 69-летнего баснописца.

В 1841 Крылов оставил службу и переехал из шумного центра на тихий Васильев­ский остров.

Выразительный портрет Крылова последних лет его жизни нарисовал И. С. Тургенев, встретивший знаменитого баснописца в доме «одного чиновного, но слабого петербургского литератора». «Он сидел часа три слишком, неподвижно, между двумя окнами — и хоть бы слово промолвил! — вспоминает Тургенев. — Ни сонливости, ни внимания на этом об­ширном, прямо русском лице,— а только ума палата, да заматерелая лень, да по временам что-то лукавое, словно хочет выступить наружу и не может — или не хочет — пробиться…»

Спустя 11 лет после смерти писателя, в 1855 в Летнем саду был воздвигнут памятник Крылову. Талантливый скульп­тор П. Клодт изобразил народного писа­теля сидящим на массивном пьедестале в окружении животных и зверей — его басенных персонажей.

Умер — [9(21).XI.1844], Петербург.

www.znaniy.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *