КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ | Энциклопедия Кругосвет
КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1769–1844) – русский баснописец, писатель, драматург
Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии – так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.
Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность – в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер
С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.
В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.
Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова Каиб, восточная повесть, сказка Ночи, Похвальная речь в память моему дедушке, Речь, говоренная повесою в собрании дураков, Мысли философа о моде. Число подписчиков росло. В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».
В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф.Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.
Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа. В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.
После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.
Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: Дуб и трость и Разборчивая невеста. Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.
В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка, Урок дочкам и Илья Богатырь. Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем
Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.
В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська.
В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.
Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, (Стрекоза и муравей, Волк и ягненок), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни Квартет, Лебедь, Щука и Рак, Волк на псарне. Более отвлеченные сюжеты легли в основу Любопытного, Пустынника и медведя и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.
Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.
Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.
На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться »
Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.
Одна из характерных черт популярности Крылова – многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.
Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.
Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.
Тамара Эйдельман
www.krugosvet.ru
Биография, стихотворения, галерея, басни, афоризмы, пьесы, статьи, повести и сатиры
Иван Андреевич Крылов — русский баснописец, писатель, драматург.
Родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии — так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.
Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность — в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер «Кофейница» и «Бешеная семья», трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедия «Сочинитель в прихожей». Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я. Б. Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию «Проказники», в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. «Проказники» — более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.
С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 году в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802 году, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.
В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.
Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова «Каиб», восточная повесть, сказка Ночи, «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа о моде». Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в «Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей» Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».
В конце 1793 года издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 году Крылов уехал в поместье князя С. Ф. Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.
Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 годах была написана пьеса «Трумф или Подщипа». В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, ненравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871 году. Значение «Трумфа» не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.
После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 году снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.
Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.
В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это — «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе.
Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.
В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».
В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней — последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 году вместе с извещением о смерти их автора.
Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, («Стрекоза и муравей», «Волк и ягненок»), затем постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни «Квартет», «Лебедь», «Щука и Рак», «Волк на псарне». Более отвлеченные сюжеты легли в основу «Любопытного», «Пустынника и медведя» и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.
Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, была полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.
Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 году В.Г. Белинский в своей статье «Литературные мечтания» нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.
На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».
Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.
Одна из характерных черт популярности Крылова — многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.
Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.
Умер Крылов в 1844 году в Санкт-Петербурге.
krilov.velchel.ru
Иван Андреевич Крылов — русский баснописец, писатель :: Centrum ruské diaspory v ČR
23.11.2014
Иван Андреевич Крылов — русский баснописец, писатель, драматург.
Родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно, но очень любил читать .
Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова. Крылов жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии — так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.
Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность — в присутствие Крылов почти не ходил и денег не получал.
В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер «Кофейница» и «Бешеная семья», трагедии «Клеопатра» и «Филомела», комедия «Сочинитель в прихожей». Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов.
В 1789 году в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде.
В 1790 году вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 года вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.
Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова «Каиб», восточная повесть, сказка Ночи, «Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа о моде». Число подписчиков росло. В 1793 году журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий».
В конце 1793 года Крылов на несколько лет уехал из Петербурга.
Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 году Крылов уехал в поместье князя С. Ф. Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.
Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 годах была написана пьеса «Трумф или Подщипа». В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871 году. Значение «Трумфа» не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.
После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 году снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.
Известно, что в 1805 году Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И. И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 году он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.
В 1807 году выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это — «Модная лавка», «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем «Модную лавку» играли даже при дворе.
Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.
В 1808 году им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая «Слон и моська».
В 1809 году был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг.
Басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.
Крылов стал классиком при жизни.
На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка.
Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 года Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.
Одна из характерных черт популярности Крылова — многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.
Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.
Умер Крылов в 1844 году в Санкт-Петербурге.
centrum-ruske-diaspory.webnode.cz
Иван Андреевич Крылов | |
---|---|
портрет работы К. П. Брюллова, 1839 | |
Псевдонимы | Нави Волырк |
Дата рождения | 2 (13) февраля 1769(1769-02-13) |
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 9 (21) ноября 1844(1844-11-21) (75 лет) |
Место смерти | Санкт-Петербург, Российская империя |
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | поэт, баснописец, драматург, писатель, журналист, издатель, переводчик |
Годы творчества | 1786—1843 |
Жанр | басня, пьеса, поэзия, проза |
Язык произведений | русский |
Награды | |
Произведения в Викитеке | |
Медиафайлы на Викискладе | |
Цитаты в Викицитатнике |
ru-wiki.ru
Биография и книги автора Крылов Иван Андреевич
КРЫЛОВ, ИВАН АНДРЕЕВИЧ (1769–1844) – русский баснописец, писатель, драматург
Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии – так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но известно, что с годами приобрел достаточно прочные знания и широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорить по-итальянски.
Был записан на службу в нижний земский суд, хотя, очевидно, это была простая формальность – в присутствие Крылов не ходил или почти не ходил и денег не получал. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 80-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья, трагедии Клеопатра и Филомела, комедия Сочинитель в прихожей. Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом. Крылов написал комедию Проказники, в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Проказники –более зрелое произведение, чем предыдущие пьесы, но постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией, от которой зависела судьба любого драматического сочинения.
С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Сатирическая направленность, проявившаяся уже в ранних пьесах, сохранилась и здесь, но в несколько преображенном виде. Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. Судя по тому, что «Почта духов» была переиздана в 1802, ее появление все же не осталось незамеченным читающей публикой.
В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью.
Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова Каиб, восточная повесть, сказка Ночи, Похвальная речь в память моему дедушке, Речь, говоренная повесою в собрании дураков, Мысли философа о моде. Число подписчиков росло. В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было одной из любимых тем творчества молодого Крылова и объектом высмеивания во многих его комедиях. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, по его мнению, «простонародный» слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, изображал с ядовитой язвительностью. Так, в Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или «ермолафию». Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от «Санкт-Петербургского Меркурия».
В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. По словам одного из биографов писателя, «С 1795 по 1801 год Крылов как бы исчезает от нас». Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф.Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей.
Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа. В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий.
После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни.
Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: Дуб и трость и Разборчивая невеста. Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии.
В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это – Модная лавка, Урок дочкам и Илья Богатырь. Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и т.д. и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Пьесы неоднократно ставились на сцене, причем Модную лавку играли даже при дворе.
Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов решился пойти по другому пути. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями.
В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська.
В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора.
Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, (Стрекоза и муравей, Волк и ягненок), то постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни Квартет, Лебедь, Щука и Рак, Волк на псарне. Более отвлеченные сюжеты легли в основу Любопытного, Пустынника и медведя и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.
Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. Писатель, в свое время смеявшийся над Карамзиным за его пристрастие к излишне простонародным выражениям, теперь сам создавал произведения, понятные всем, и стал истинно народным писателем.
Крылов стал классиком при жизни. Уже в 1835 В.Г.Белинский в своей статье Литературные мечтания нашел в русской литературе всего лишь четырех классиков и поставил Крылова в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.
На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Это не помешало Крылову быть любимым как сторонниками, так и противниками нового легкого слога. Так, Пушкин, которому намного ближе было карамзинское направление в литературе, сравнивая Лафонтена и Крылова, писал: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо сказал, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться »
Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей.
Одна из характерных черт популярности Крылова – многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии.
Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.
Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.
www.rulit.me
Крылов Иван Андреевич
Крылов Иван Андреевич
КРЫЛОВ Иван Андреевич родился [2(13).II.1769, Москва] в семье армейского офицера — баснописец, драматург, журналист.
Отец, А. П. Крылов, долгие годы тянул солдатскую лямку, только на четырнадцатом году непрерывной воинской службы был произведен в прапорщики, а еще через восемь — в капитаны. В 1774 он вышел в отставку и поселился в Твери, где занял должность председателя губернского магистрата.
Первоначальное образование Иван Андреевич получил дома под руководством своей матери, Марьи Алексеевны, женщины доброй и умной от природы.
Восьми лет он был записан на службу подканцеляристом в земский суд.
В 1778 умер отец Крылова. Семья осталась без средств к существованию. Марья Алексеевна упросила местное начальство принять ее 9-летнего сына на службу в тверской губернский магистрат, где он обязан был заниматься перепиской скучных бумаг. Иван Андреевич впоследствии рассказывал, что повытчик, под начальством которого он служил, был грубым человеком и не раз бивал подчиненного по голове, запрещал читать книги. В свободное от службы время Крылов любил посещать «народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои», проявляя большой интерес к жизни простых людей. Он умел быстро схватить и запомнить острое, меткое слово, оброненное платомойками.
В 1782 семья Крыловых переехала в Петербург, и Иван Андреевич поступил канцеляристом в Казенную палату.
В 1783 Крылов И. А. написал свою первую комическую оперу «Кофейница». Петр, крепостной помещицы Новомодовой, женится на Анюте, которую без взаимности любит приказчик. Отвергнутый мстит счастливому сопернику, возведя на него обвинение в краже серебряных ложек. Подкупленная старуха кофегадательница подтверждает клевету приказчика. Разгневанная барыня грозит Петру солдатчиной. Случай помогает торжеству гонимой добродетели. Новомодова, узнав о невиновности Петра, жалует его в приказчики, а плута-клеветника сдает в рекруты. Несмотря на счастливую развязку, пьеса содержит немало выпадов против произвола крепостников. Помещица обзывает крестьян «проклятыми лакеями», «окаянным хамовым родом», в припадке бешеной злобы кричит: «Ни на одной бестии живого места не оставлю, всех смертельно отдеру». «Кофейница» не была напечатана при жизни автора. Актуальность темы, критика жестокости крепостнического уклада — таковы характерные особенности первой пьесы. После создания комической оперы начинающий драматург решил испробовать свои силы в высоком жанре и написал трагедию «Клеопатра». Забавы легендарной сластолюбивой египетской царицы в какой-то мере напоминали придворные нравы и интимную жизнь Екатерины II. «Матушка»- государыня щедро одаривала своих фаворитов крестьянами, землей, казной. Молодой автор сделал заявку на очень большую и непосильную для него тему. Да и сам трагический жанр был, видимо, вне сферы его таланта. К чести Крылова следует сказать, что он не только представил свое творение на суд Дмитревскому, но и согласился с суровым приговором: признал бессмысленным тратить время и силы на переделку.
В 1786 Крылов написал в стихах новую трагедию — «Филомела». Исторический сюжет служил средством осуждения уродливых явлений екатерининского времени. Главная идея трагедии содержит утверждение, что тиран, забывший свой долг перед обществом, не может стоять во главе государства. Судьба монарха находится в руках народа — судьи царей.
В год написания «Филомелы» Крылов впервые выступил в печати. На страницах журнала Ф. О. Туманского «Лекарство от скуки и забот» была напечатана его эпиграмма, высмеивающая надменность, зазнайство и подлость в человеке, который «любит вредное, от здорового бежит». Внимательно наблюдая жизнь, Иван Андреевич пришел к правильному выводу, что надо писать не трагедии, а комедии на современные сюжеты.
В 1786 появились комическая опера «Бешеная семья», комедия «Сочинитель в прихожей».
Главной героиней комедии является столичная франтиха Новомодова — бесстыдная обманщица и развратница. Она грабит своих любовников, а последние обдирают крестьян. Каждое свидание с Новомодовой стоит графу Дубовому «нового векселя». Под стать героине и сочинитель Рифмохватов, угодливый и низкопоклонный льстец. «Сочинитель в прихожей» — едкая сатира на представителей дворянской олигархии. Острая сатирическая направленность пьес молодого Крылова сделала его имя известным в театральном и литературном мире. Соймонов вначале благосклонно отнесся к молодому драматургу, покровительствовал ему и даже предложил место в горной экспедиции. Дружба с лучшими актерами: Рыкаловым, Плавильщиковым, Сандуновым, благосклонность Соймонова — все это как будто предвещало Крылову блестящую будущность на театральном поприще. Однако обстоятельства сложились иначе. В то время монополистом столичной сцены был известный драматург Я. Б. Княжнин. Разночинцу Крылову трудно было соперничать с маститым писателем, так как успех пьес зависел не столько от степени их талантливости, сколько от общественного положения автора. Знатные господа в лице Соймонова и Княжнина всегда старались подчеркнуть, что безвестный разночинец им неровня. Барское высокомерие и спесивость глубоко ранили самолюбие Ивана Андреевича, и он решил посчитаться со своими обидчиками. Памятником этой борьбы с аристократией явилась злая сатира-памфлет «Проказники» (1788). Пьеса не была ни напечатана, ни поставлена на сцене. Отношения Княжнина и Соймонова с молодым драматургом совершенно испортились. В творчестве Крылова И.А. драматургия на долгие годы уступила место журнальной сатире.
В 1788 журнале И. Г. Рахманинова «Утренние часы» Крылов напечатал первые свои басни:
«Стыдливый игрок»,
«Судьба игрока»,
«Павлин и Соловей»,
«Недовольный гостьми стихотворец».
В 1789 Крылов стал автором и самостоятельным издателем журнала «Почта духов». Воздушные, водяные и подземные духи живут среди людей, наблюдают их житейские нравы и обычаи. Своими впечатлениями они делятся в письмах к арабскому философу и волшебнику Маликульмульку. Сказочно-эпистолярная форма позволила Крылову подвергнуть суровой критике деспотизм и произвол самодержавия, развращенность дворянства, казнокрадство чиновничества, воссоздать широкую картину общественно-политической жизни России конца 80-х гг. XVIII века. В журнале сурово осужден монархический строй, разоблачены вероломство и ханжество духовенства, преданы осмеянию вельможи, чиновно-административный аппарат. Автор с большой теплотой и сочувствием изобразил жизнь городской бедноты, трудовой интеллигенции и особенно тягостное положение крепостного крестьянства. Сатирик с полным основанием утверждал, что «смерть воина, сраженного во время битвы скоропостижным ударом, не столь мучительна, как смерть бедного земледельца, который истаивает под бременем тяжкой работы… и в поте лица своего снискивает себе пропитание…». Большое место в «Почте духов» занимают проблемы художественного мастерства, роли литературы в обществе. Высказывания Крылова по вопросам литературы свидетельствуют о значительной зрелости его эстетических воззрений. Иван Андреевич выступал решительным противником и классицизма, и сентиментализма. Литература должна быть правдивой, острой, умной и содержательно!!. Характеры должны обрисовываться в действии, а не расплываться в трескучем словоизвержении. Один только перечень главных объектов сатиры Крылова в «Почте духов» дает основание признать журнал радикальным, общественно-политическим, а его издателя — писателем-демократом, последовательным и принципиальным обличителем феодально-бюрократического режима. Издание журнала было прекращено в 1789 г.
В феврале 1792 стал издаваться новый журн.— «Зритель». Это был орган дружеского литературного кружка «г. Крылова со товарищи», членами которого были А. И. Клушин, И. А. Дмитриев и П. А. Плавильщиков. В программной статье журнала «Нечто о врожденном свойстве душ российских» огонь сатиры направлен против дворянского космополитизма. В «Зрителе» были напечатаны шесть произведений Крылова: незаконченный роман
«Ночи»,
«Речь, говоренная повесою в собрании дураков»,
«Рассуждение о дружестве»,
«Мысли философа по моде»,
«Похвальная речь в память моему дедушке»,
«Каиб» (восточная сказка).
Сатире Крылова И.А. в «Зрителе» присущи глубина, принципиальность, действенность, гибкость, разнообразие художественных форм. «Зритель» — это новая ступень в развитии сатирического таланта Крылова.
В мае 1792 в типографии «г. Крылова со товарищи» был произведен обыск, и «Зритель» перестал существовать.
С января 1793 Крылов и Клушин стали издавать новый журнал— «Санкт-Петербургский Меркурий». В отличие от старших собратьев «Санкт-Петербургский Меркурий» был более умеренным и добропорядочным органом. Большое место на его страницах стали занимать переводы произведений иностранных писателей, философские и географические труды, биографии классиков мировой литературы: Сервантеса, Дидро, Вольтера и другие. В журнале печатались лирические стихотворения, рассказики о храбрости и находчивости русских солдат и офицеров. Однако ценность журнала определялась не переводами и анекдотами, а сатирическими произведениями Крылова. В «Санкт-Петербургском Меркурии» были напечатаны четыре его статьи:
«Похвальная речь науке убивать время»,
«Примечания на комедию «Смех и горе»,
«Похвальная речь Ермалафиду»,
«Театр» (заметки по поводу комедии А. И. Клушина «Алхимик»). Произведения Крылова резко выделялись на общем, довольно сереньком фоне журнала и послужили причиной его закрытия. Троекратное запрещение журналов, обыск в типографии были предвестниками надвигавшейся бури — царского гнева и преследований. Боясь разделить судьбу Радищева и Новикова, 24-летний Иван Андреевич был вынужден надолго замолчать и отойти от литературного мира. Начались годы скитаний. Он бывал в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Тамбове, Киеве, Могилеве, Серпухове, Туле. С чувством горечи сатирик охарактеризовал в стихах постигшее его лихолетье:
Тесним от ближних, обесславлен,
Друзьями презрен и оставлен,
Средь кровных чуждым я живу…
Из Петербурга Крылов переехал в Москву: там были его друзья — Плавильщиков, Сандуновы. Жизнь без любимого дела, без литературы была мучительно-тягостной. Ивану Андреевичу Крылову правда, удалось поместить в карамзинском альманахе «Аониды» два лирических стихотворения — «Вечер» и «Подражание 37-му псалму», но это было не главное, о чем хотелось бы писать.
Смерть Екатерины II и воцарение Павла I ничего не изменили в судьбе опального журналиста. Сатира была не ко двору такого сумасбродного, жестокого и подозрительного деспота, каким был Павел.
В начале 1797 Крылов познакомился со знатным вельможей князем С. Ф. Голицыным и принял его предложение быть личным секретарем и домашним учителем. Крылов обучал княжеских сыновей русской словесности, он сам к этому времени хорошо знал французский, итальянский и немецкий языки. Позднее он в совершенстве овладел и древнегреческим языком. Иван Андреевич был прекрасным музыкантом, художником, математиком, умным и интересным собеседником.
Для домашнего театра Голицыных Крылов написал в 1800 шутотрагедию «Трумф, или Подщипа». Это была остроумная пародия на классицистические трагедии. Основными персонажами шутотрагедии являются глупый царь Вакула, трусливый князь Слюняй — жених царевны Подщипы, тупоумные, бездарные бояре вроде гофмаршала Дурдурана и наглый болван немецкий принц Трумф, захвативший царство Вакулы. Современники видели в пьесе язвительную сатиру на Павла I и его пруссоманию. Роль Трумфа исполнял сам Крылов Его актерский талант поразил зрителей. Комедия не могла появиться ни на сцене, ни в печати (впервые опубликована в 1859 в Берлине, затем в 1871 в журнале «Русская старина»). Как многие вольнолюбивые и сатирические произведения, шутотрагедия распространялась в списках и была широко известна образованным людям.
О ней упоминает лицеист Пушкин в стихотворении «Городок».
В своих записках декабрист Д. Завалишин рассказал о том, как пьеса Крылова воспринималась передовыми людьми: «Ни один революционер не придумывал никогда злее и язвительнее сатиры на правительство. Всё и все были беспощадно осмеяны, начиная от главы государства до государственных учреждений и негласных советников».
11 марта 1801 произошел дворцовый переворот. Павел был задушен, и на престол вступил Александр I. «Дней Александровых прекрасное начало» было ознаменовано широковещательными заверениями заботиться о благе подданных и милостями в отношении к гонимым прежде вельможам. Князь Голицын получил назначение на пост лифляндского генерал-губернатора, а личный секретарь официально был произведен в правители канцелярии. Два года прослужил Крылов в Риге, но карьера чиновника не была его уделом.
В 1802 он получил из Петербурга два приятных известия: его пьеса «Пирог» ставилась на сцене столичного театра и представлялась возможность переиздать «Почту духов».
Осенью 1803 Иван Андреевич оставил службу и приехал в Серпухов к брату Льву Андреевичу — офицеру Орловского мушкетерского полка. Это была счастливая пора в жизни братьев.
Все свободное время Крылов отдавал литературе, именно в этот период им были сделаны первые наброски комедий
«Модная лавка»,
«Урок дочкам», начата пьеса «Лентяй».
В начале 1804 Крылов И. А. приехал в Москву, встретился с Сандуновым и Плавильщиковым — своими давними друзьями, присутствовал на постановке своей комедии «Пирог», данной в бенефис Сандуновых. Особого успеха комедия не имела. Частые встречи с баснописцем Дмитриевым, обосновавшимся в Москве, скоро переросли в дружбу.
Не довольствуясь драматургией, Крылов попробовал свои силы в переводе басен Лафонтена. Первыми опытами в этом роде явились басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». Последняя представляла собой не столько перевод, сколько самостоятельную вариацию на лафонтеновскую тему. Начинающий баснописец особенно постарался придать языку перевода богатство, выразительность и меткость народной русской речи. Свои творения Крылов принес на суд «русскому Лафонтену» — Дмитриеву. Маститый литератор восторженно принял произведения своего собрата и сказал: «Вы нашли себя. Это истинный ваш род… Остановитесь на этом литературном жанре».
В январе 1806 журнале «Московский зритель» вышли три басни Крылова
«Дуб и Трость»,
«Разборчивая невеста»,
«Старик и трое молодых».
Басни имели огромный успех.
В 1806 Крылов И.А. после длительных странствий вернулся в Петербург и навсегда обосновался в нем. В Петербурге он сблизился с законодателем столичной сцены драматургом А. А. Шаховским, читал в его доме комедию «Модная лавка». Одна за другой появились на театральных подмостках три пьесы Крылова — комедии
«Модная лавка»,
«Урок дочкам»,
«Илья — Богатырь» волшебная опера. В комедиях автор вел войну с давними своими неприятелями: чванливым барством и его галломанией. Опера-былина была проникнута героико-патриотическим пафосом. В Петербурге Иван Андреевич сблизился с А. Н. Олениным, образованным ценителем и любителем театра, литературы, истории. В доме знатного вельможи часто собирались А. А. Шаховской, К. Н. Батюшков, В. А. Озеров, Н. И. Гнедич. Баснописец стал постоянным посетителем оленинского литературного кружка и пользовался материнской лаской и заботой хозяйки дома — Елизаветы Марковны.
Горький жизненный опыт научил Крылова осторожности. Он понял, что прямая сатира неприемлема, и обратился к аллегорическому басенному жанру — «затем, что истина сноснее вполоткрыта».
В 1809 вышла первая книга его басен. Успех ее был ошеломляющим. Басни Ивана Андреевича Крылова заучивались современниками наизусть, передавались из уст в уста, и всюду их встречали с радостью. Никто из писателей не говорил еще таким близким и понятным народу языком.
Гоголь писал позднее: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов». Крылов стал желанным гостем во всех лучших салонах и литературных кружках столицы, его беспрерывно просили читать басни, а читал он превосходно.
С. Жихарев с восторгом вспоминал об артистическом чтении басен их автором: «А как читает этот Крылов! Внятно, просто, без всяких вычур и, между тем, с необыкновенной выразительностью; всякий стих так и врезывается в память. После него, право, и читать совестно». Актуальность и тематическое богатство, глубокое проникновение в жизнь, идейная острота, совершенство языка — все это делало басни Крылова явлениями высокого искусства. Естественность, простота басен обусловливались и стилистическими их особенностями. Народный строй речи органически переплетался у него с литературным языком.
По характеристике Гоголя, в баснях Крылова «предмет, как бы не имея словесной оболочки, выступает сам собой, натурою перед глазами». Множество басенных изречений Крылова стало народными крылатыми словами: «А воз и ныне там», «Из огня да в полымя», «Хоть видит око, да зуб неймет», «Что если голова пуста, то голове ума не придадут места», «Услужливый дурак опаснее врага», «Слона- то я и не приметил», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «И из гостей домой пришла свинья-свиньей», «И идол стал болван-болваном», «А ларчик просто открывался», «Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».
В 1811 Иван Андреевич был избран членом «Беседы любителей русского слова». «Беседа…» объединяла политических и литературных консерваторов, горячих приверженцев классицизма. Во главе общества стоял реакционный государственный деятель и писатель адмирал Шишков. Членами «Беседы» были единомышленники Шишкова, бездарные графоманы типа Шихматова и Д. Хвостова. Особое место занимал в обществе Крылов. Все творчество великого баснописца шло вразрез с литературными и языковыми принципами Шишкова. Крылов И. А. относился к «беседчикам» иронически. Свидетельством этого служит басня «Демьянова уха», в которой автор осмеял трескучие, малосодержательные славяноросские вирши графа Хвостова. Антиподами старозаветных шишковистов были карамзинисты, поборники сближения литературного языка с разговорной речью. Крылов старался не ссориться ни с архаистами, ни с новаторами. Его не могла удовлетворить книжная тяжеловесная архаика языка «беседчиков», но и изящно-салонный стиль карамзинистов не предназначался для широкой аудитории. В своей поэтической практике Крылов широко пользовался истинно народной речью.
В 1812 в Петербурге открылась Публичная библиотека. Директором ее был назначен Оленин. Крылов И.А. получил должность помощника библиотекаря. На этом поприще Крылов проявил себя как крупный специалист и неутомимый труженик. Им были составлены записки по библиотечному делу. Все свободное от службы время Крылов отдавал большому и напряженному творческому труду — работе над баснями.
Условно басни Ивана Андреевича Крылова можно разделить на четыре группы: социальные, исторические, философские и бытовые.
К первой группе можно отнести такие, как «Волки и Овцы», «Волк и Ягненок», «Крестьяне и Река», «Мирская сходка», «Пестрые овцы», «Стрекоза и Муравей», «Рыбья пляска», «Вельможа».
Ко второй — «Квартет», «Кукушка и Петух», «Обоз», «Щука и Кот», «Воспитание льва», «Волк на псарне» и другие.
К числу философских — «Огородник и Философ», «Водолазы», «Сочинитель и Разбойник», «Конь и Всадник», «Листы и Корни», «Пушки и Паруса», «Пруд и Река».
К бытовой — «Госпожа и две служанки», «Демьянова уха», «Свинья под дубом», «Собачья дружба», «Трудолюбивый медведь», «Фортуна и Нищий» и другие.
Многие басни, по меткому определению Белинского, представляют собой маленькие комедийки. В них читатель находит выпуклые характеры, яркий диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора — это сценические ремарки. Примером таких миниатюрных пьес могут служить «Демьянова уха», «Волк и Ягненок», «Лисица и Сурок», «Кукушка и Петух» и многие другие.
В дни великой опасности для родины Крылов живо откликался на все важнейшие события Отечественной войны.
В басне «Раздел» он высмеял Ростопчина и Аракчеева — руководителей народного ополчения, затеявших распри из-за своих корыстных целей. «Обоз» содержит признание разумности и целесообразности тактики Кутузова. Победу полководца Крылов приветствовал басней «Волк на псарне».
В 1816 Крылов И. А. был назначен библиотекарем, а его помощником стал поэт А. А. Дельвиг. Иван Андреевич поселился на Невском в одном доме с Н. И. Гнедич. Друзья-холостяки часто встречались, любили побеседовать, вместе пообедать в Английском клубе. Крылов прекрасно играл на скрипке, а постоянным и верным ценителем его музыкального таланта был Гнедич.
В 1824 Крылова постигло тяжелое горе — умер его брат Лев Андреевич — единственный близкий человек. Неудачное восстание декабристов, казни и ссылки заставили баснописца надолго умолкнуть. Библиотека сделалась для него единственным местом отдохновения. Николай I проявлял недовольство молчанием баснописца.
Только спустя два года после поражения декабристов Крылов написал басню «Пушки и Паруса».
В 1827 баснописец близко сошелся с художниками К. П. Брюлловым и В. А. Тропининым. Он часто посещал литературный кружок В. А. Жуковского, где не раз встречался с Пушкиным и А. Мицкевичем.
В 1830 вышли в свет басни Крылова в восьми книгах. Наряду с мирными баснями здесь были и крамольные сатиры. Журналы вновь заговорили о Крылове. Издатели предлагали баснописцу огромные суммы за право издания его сочинений.
Николай I удвоил ему пенсию и произвел его в статские советники, что приравнивалось к генеральскому званию. Лучшие художники писали с него портреты, литераторы считали для себя большой честью быть знакомыми с ним. Желая несколько встряхнуться, баснописец решил совершить путешествие по Европе и пригласил Гнедича составить ему компанию. Заграничная поездка не состоялась. В 1833 умер больной и одинокий Гнедич. Иван Андреевич тяжело переживал утрату своего друга.
Трагическая гибель Пушкина потрясла его.. Он любил поэта и видел в его лице воплощение русского гения. После смерти Пушкина Крылов больше ничего не написал. Всего им создано свыше 200 басен.
В 1838 правительство пышно отпраздновало 50-летие литературной деятельности Крылова И.А. Такого великолепного зрелища, каким явился его юбилей, еще не знала литературная Россия. На чествование юбиляра съехались сановники, придворная и военная знать, артисты, литераторы и художники. Среди множества официальных адресов и поздравлений юбиляра особенно выделялась речь Жуковского. В ней поэт вспомнил о Пушкине, «едва расцветшем» и «вдруг исчезнувшем». Торжественным юбилеем как бы подводился итог творческой жизни 69-летнего баснописца.
В 1841 Крылов оставил службу и переехал из шумного центра на тихий Васильевский остров.
Выразительный портрет Крылова последних лет его жизни нарисовал И. С. Тургенев, встретивший знаменитого баснописца в доме «одного чиновного, но слабого петербургского литератора». «Он сидел часа три слишком, неподвижно, между двумя окнами — и хоть бы слово промолвил! — вспоминает Тургенев. — Ни сонливости, ни внимания на этом обширном, прямо русском лице,— а только ума палата, да заматерелая лень, да по временам что-то лукавое, словно хочет выступить наружу и не может — или не хочет — пробиться…»
Спустя 11 лет после смерти писателя, в 1855 в Летнем саду был воздвигнут памятник Крылову. Талантливый скульптор П. Клодт изобразил народного писателя сидящим на массивном пьедестале в окружении животных и зверей — его басенных персонажей.
Умер — [9(21).XI.1844], Петербург.
www.znaniy.com