Ворона и лисица — басня Крылова. Текст, содержание и мораль басни.
Хитрая Лиса, чтобы добиться своей цели, расхваливает Ворону, явно преувеличивая ее красоту! Вороне очень приятны такие слова, хотя они явно лживы. Она ведет себя глупо, поверив Лисице, так как голосок у Вороны отнюдь не ангельский. Каркнув во все воронье горло, она упустила лакомый кусочек сыра и Лиса его утащила.
Читать басню Ворона и Лисица онлайн
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
(Илл. Ирины Петелиной)
Мораль басни Ворона и Лисица
Мораль басни неоднозначна. С одной стороны, лесть — это плохо, но в итоге Лисица осталась победителем! И она так остроумно и игриво себя ведет, что автор ее и не осуждает. Тут каждый для себя решает, где приемлемые границы лести. А вот глупость всегда вдет к поражению.
Пожалуйста, оцените произведение
Подтвердить оценкуОценка: / 5. Количестов оценок:
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!Напишите причину низкой оценки.
Внимание! Если Вы хотите поменять оценку, не отправляйте отзыв, просто перезагрузите страницуОтправить
Спасибо за отзыв!
Прочитано 1450 раз(а)
mishka-knizhka.ru
Сценарий пародии на басню Крылова «Ворона и лиса» к 8 марта
ВладимирШебзухов «Басни про лису и ворону»Ворон и его начальник
Владимир Шебзухов
читает автор
(видео)
Наш ворон, старый друг, нашёл опять кусочек
Такой вот вкусноты, что — от души клевать!
На ель не стал взлетать (чтоб на судьбу нежать),
Вспорхнул и плавно сел на молодой дубочек…
Недолго ждать пришлось плутовки рыжеватой…
Язык Эзопа враз Крыловым подогрев
И старую, как мир, всё ту же песню спев,
Поймала на себе взгляд сверху хитроватый…
Во взгляде был ответ:
Что будет дальше – знаем!
Минует мало лет,
Как басню вновь читаем!
«Но коли так, дружок, тогда послушай новость:
Жена твоя вчера с начальником твоим
В объятиях Любви чуть не сорвалась впропасть!..
Ей крылья подарил тогда Амур свои!..»
Вот тут наш ворон: «КАР-Р-Р!»
И… хоть кричи «ПОЖАР!» —
Вся вкуснота отправилась
Лисице хитрой в дар!
Мораль (не столь печальную)
Не написать не мог:
Не каркай на начальника,
Пока во рту — кусок!
Все навыборы!
Владимир Шебзухов
«Вороне где-то бог послал кусочек сыру…»
Эзоп и Лафонтен давно известны миру.
И дедушка Крылов смог преподать своё…
Спустя столетья, вновь, всё тоже мы поём.
Уж к ворону спешит, дань отдавая предкам,
Плутовка, коль пленит, сыр на еловой ветке…
«Хотел бы ты, чтоб выборы
Мы провели в лесу?»
«Нет, пробежать ей мимо бы! —
Подумал про лису —
Должна уж понимать она,
Коль встречи стали редки!»
Как у лисы, у ворона,
Свои имелись предки.
«У нас же демократия! –
Опять лиса глаголет —
Она лесному братию
Всё высказать позволит!»
Никак не избежать судьбы.
Не умолкает глас –
«Чтоб выборы, хотелось бы,
Прошли в лесу у нас?»
Подумал ворон «Басня – миф!
Коль здесь я промолчу,
То не простит мне коллектив!»
Прокаркал – «Да, хочу!»
Лишь, пожалев о сыре, чуть,
Стал ворон рассуждать:
«Кабы прокаркал «Не хочу!»,
Всё сыра не видать!»
Старая,старая сказка
ВладимирШебзухов
Ворона набожной была,
Посты со строгостью блюла.
В час разговения, нашла
Вновь сыр, и волю дав крылам
Вспорхнула, дабы вкусно съесть.
Едва на ель сумев присесть,
Как вдруг… (Читатель догадался)
Под елью глас лисы раздался:
«Ты думаешь, наверняка;
Я буду у тебя просить,
Дабы смогла ты клюв раскрыть…
Что не удастся мне никак —
Ни так, ни сяк уговорить!
Отнюдь…
Я к вере, наконец, пришла!
Прозреть — не дале, как вчера,
Со мной такое приключилось…
Покаяться пришла пора!»
Глаза вороны заискрились…
Прокаркала – «Аминь, сестра!»(?)
Сюжет, с вороною и сыром,
Останется неповторимым.
Но хочется нам в басне сей,
Поверить в искренность… друзей!
Уж сколько разтвердили миру
Владимир Шебзухов
«Я виновата пред тобой! —
Призналась вдруг лиса
Знакомой птице над главой.
(Сей басни нет конца)
Сидела снова на суку,
Держа во клюве сыр.
— Я спать спокойно не могу,
Весь сказ мой ложью был.
Не так ты вовсе хороша,
Я солгала тебе.
Не стоят перья и гроша.
И шейка, так себе…»
Ворона здесь удивлена,
Аж в клюве сыр дрожал.
«Так значит солгала она!
Напрасен был мой «КАРРР»
«Про голос твой — плутовки глас —
Прошу меня простить,
Но, что-то шепчет мне сейчас,
Не стоит говорить!»
Глаза вороньи в зареве!
«Да нет уж, договаривай!»
Как тут ворону не понять.
А далее ясна картина…
Ведь сколько раз твердили миру,
Подумай, прежде, чем сказать!
melochi-jizni.ru
И.А. Крылов-баснописец. Басня «Ворона и лисица»
Разделы: Литература
Класс:
Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни и ролью морали в ней.
Задачи:
- Совершенствовать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения с элементами лингвистического анализа текста.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Учить вести диалог, выделять основную мысль в тексте.
- Развивать творчество и воображение, воспитывать положительные качества личности.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг И.А. Крылова, карточки с неполным текстом басни, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
(На перемене на экране компьютера слайд 1, см. Приложение 1.)
2. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока с опорой на опыт учащихся
Царство басни – очень древнее, по всему миру есть его представительства. В России оно появилось в 18 веке благодаря этому человеку (слайд 2.)
С баснями вы уже познакомились в начальной школе. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А. Крылова, еще раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать ее и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще. Давайте рассмотрим портрет писателя. Мы видим человека с открытым лицом, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
Заслушаем сообщения учеников о творчестве И.А. Крылова.
3. Сообщение учеников о творчестве И.А. Крылова
1 ученик. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье небогатого офицера в Москве. В 1774 году, когда отец будущего писателя вышел в отставку, семья переехала в Тверь. Здесь прошли детские и отроческие годы Крылова.
Воспитанием сына занималась мать. И.А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней не только почтительно, но и с особой нежностью. Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец.
Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности появился у него с детства.
2 ученик. Учение давалось Крылову нелегко. Мальчик был исключительно музыкален. Чуткость к иностранным языкам обнаружилась у него с детства. Читательская любознательность была свойственна баснописцу.
В 1778 году умирает отец. Вдова с детьми впадает в крайнюю нужду. Крылов полностью отдается самовоспитанию и самообразованию. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества – самостоятельность, практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь.
3 ученик. В своих баснях И.А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки (недостатки.) Главный жанровый признак басни – наличие морали (нравоучения, поучения.)
4 ученик. Мы определили, что главный жанровый признак басни – наличие морали. Приведу из толкового словаря В.И. Даля определение слова «мораль».
«Мораль – нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение. Совокупность норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу».
4. Работа с текстом
(В ходе работы показ слайдов 3 и 4.)
– На партах лежат листы с текстом басни, прочитайте её про себя.
(Самостоятельное чтение басни без морали.)
– Назовите героев басни? Давайте понаблюдаем за ними.
– Всем известно слово «ворона». Человека, который что-то «проворонил», часто называют вороной. Обратимся с словарю В.И. Даля (словари на партах.)
– Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение.)
– Чем значение данных слов – синонимов отличается от значения слова взлететь? (Взлететь – подняться плавно, нежно, бесшумно. Можно даже сказать, культурно.)
– Какой можно представить ворону? Дадим ей характеристику. (Тяжелая, огромная, неуклюжая, громкоголосая.)
– Выразительно прочитаем фрагмент из басни, где дает характеристику нашей героине Лисица.
– Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!
– Какой мы представляем себе Лисицу? Дадим ей характеристику.
– Плутовка, проныра, льстец.
– Она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели.
– Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной.)
– Ребята, Лисица у нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Знаете ли вы, что есть свидетельства современника о том, что Иван Андреевич Крылов сравнивал себя самого с этой Лисицей? В то время жил плохой стихотворец, граф Хвостов, человек богатый и недалёкий. Крылов рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у разомлевшего графа деньги взаймы. Значит, Лисица не так плоха или не так проста?
– Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (Хитроумная, сообразительная, находчивая.)
– Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло». Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.)
– А что Ворона слишком громко пела? («Кра-кра».)
– Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения. Где же ангельский голосок? Издевательство Лисицы достигло предела: «Сыр выпал – с ним была плутовка такова». Значит, Лиса ещё и победительница?
– После того, как мы проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с читательскими симпатиями.
– На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы? Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.)
– Давайте откроем учебник и прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно. (Басню читает учитель.)
– Такой ли текст вам был предложен в начале урока? В чём отличие? (В первоначальном варианте не было морали, с которой начинается басня.)
– Против кого направлена мораль басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца – лисы гнусны, вредны.)
– Как же так? Наши читательские симпатии на стороне Лисы, мы её даже назвали победительницей в поединке за сыр, а автор прямо говорит, что Лиса – обманщица. Может, мы ошиблись. Обратимся к опыту других читателей этой басни. Один из них художник-иллюстратор Евгений Рачёв. Иллюстрация к басне явилась результатом осмысления прочитанного. Какими мы видим Ворону и Лисицу в изображении художника? (С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны, а вернее было бы сказать, ворона. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса, это она наверху, картинка как будто переворачивается. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное. Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.)
– Выражаясь словами одного из героев радиопередачи, «если в начале своей басни сочинитель объявляет Лисицыны деяния гнусными и вредными, после же смеётся более над Вороною, нежели над Лисицею, что из сего заключить можно? Только то, что ему не удалось свести концы с концами и, стало быть, согласить мораль свою с самой рассказанной историей». Другими словами, мораль басни не соответствует её содержанию? Но почему? Может, дело в самой морали? Что такое мораль? (Нравственный, нравоучительный вывод..)
Показ слайда 5.
– Следовательно, в нашем случае мораль – маска, при помощи которой автор усиливает комический, иронический эффект басни. Читая мораль, мы готовимся, если не к осмеянию льстеца, то хотя бы к его критике. Само же содержание басни скорее демонстрирует остроумное и игривое искусство льстеца. И как раз данное противоречие есть то самое столкновение, где рожается ирония автора. Басня не даёт твёрдого ответа, кто прав, кто виноват в противостоянии Вороны и Лисицы.
5. Чтение по ролям басни «Ворона и лисица»
6. Конкурс-разминка «Знаете ли вы басни дедушки-Крылова?»
(слайды 6-19)
7. Итог урока
– Кто главные герои басни? (Ворона и Лисица.)
– В каких строчках заключается мораль басни?
– Как вы понимаете слово «лесть»? В чем заключается лесть Лисицы? (Хитрость, притворство.)
– Какими словами автор описывает состояние Вороны, которая слышит льстивые слова? (Ворона каркнула во все воронье горло.)
– Какие качества осуждает и осмеивает автор? (Жадность, хитрость, глупость, обман, лесть.)
7. Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение басни «Ворона и Лисица» наизусть.
2. Нарисовать иллюстрацию к басне.
14.12.2011
urok.1sept.ru
3 варианта басни Ворона и Лисица
БАСНЯ «ВАРОНА И ЛЭСЫЦ»
Варон залез бальшой сосна
И начал посылать всех на…
Что б в лес всегда был дружба-мир
Варон в 3бал воткнули сыр.
Шел гордый звэр лисиц. Скучал.
Увидел сыр и заторчал.
Ходил вокруг пятнадцат круг
(Пабил рэкорд) и молвил вдруг:
— Чэго ты, генацвали, ждешь? —
И сам не ешь, и нэ даешь,
А толко дразнишь свой еда
С бальшой опасный высота!
Варон послал бы зверя на… —
Но сир в 3бал торчит. ***на…
Птиц черный лапка изогнул
И f*ck лисиц под нос воткнул!
Медвед шёл спать, увидел f*ck,
Ударил об сосна кулак,
Варон упал. Пришел весь лес,
Кто что-то нес с собой, кто бэз…
Бальшой и дружный лес тогда
Варон весь ночь давал пи$да!
…под утро ёж семь-восемь раз
Из птица сделал пидарас.
***
Теперь варон простой пэтух
И сыр давно в 3бал протух.
С тех пор весь лес варон имел
Когда хотел и как умел.
***
Морал грузинский басня прост —
За твой 3бал в ответе хвост!
*********************
БАСНЯ ПРО ЛИСИЦУ И ВОРОНУ
Вароне, шьто жила в горах,
шяшлик на виходной послал Аллах.
Пачистив Блиндамедом клюв в ауле,
варона сел поесть шяшлик на стуле.
И щтоби мясо в горле не застрял,
варона «Хванчкари» бутылку взял.
Тут мимо на работу шел лисица,
глаза-стекло, хотел апахмелицца.
И запах шяшлика услышав носом,
к варона подбежал с таким вапросом:
» О джюраджёл, какой хароший ты,
чо кущаещь — шяшлик или манты?»
» Не твой то дело, джюраджёл» —
варон сказала — «Вон пащщел!!»
Но наш лиса не унимался,
беседу продлевать старался,
на все три зуба улибался,
ложился, снова паднимался,
моргал стеклянным ххитрым глазом,
пищал и ловко двигал тазом
При этом говорил вароне:
» Какие бедра у тэбя красивий,
как харашо на них сидят лосины,
какой красивий у тэбя лицо.
Ты красивей, чем барсук Кацо!
Какие перья — все пачти што бэз ущерба!
Ооо, а мускул твой — сматри — Виталий Щерба!
Твой запах — это мир цветов Узбекистана!
Ты не варона, ты АРЁЛ! МАНТАНА!
Да ты фантастишь, джюраджёл!!!
Ты знаешь,
и слищал я, ти круто танцеваешь!»
И у варона от такого камплимента
паднялся дух моральный в 22 працента!
Он танцевать не мог от самого рожденья —
праблема бил с каардинацией движенья.
А тут танцором вдруг назвал его лиса!
Варона стал на стул, сказал: «Асса!!!».
И нАчал двигать всеми свой частями тела,
пака в затылке ево кожа не вспатэла.
И вдруг варона лапом оступился —
сломался стул — варон упал — РАЗБИЛСЯ!!
Шяшлик на зэмлю повалился
и полбутылки «Хванчкара»:
Хитрий лиса сказал: «УРРРЯЯ!!!»,
все подобрал и бил такой:
лежит под саксаулом, НИКАКОЙ!
МАРАЛ:
Кагда шяшлик с вином паслал Аллах
— все забирай и ныкайся в горах!!!
И будь ты лучший танцовщик аула —
чтоби плясать, слезай, дурак со стула
*********************
Однажды Бог послал ворон
кусочка сыр… Ну, Пармезан…
И он его тихонько жрал… Один, как партизан.
Сидел себе на ветка — заместо табуретка
—
И жрал, и жрал, и жрал, и жрал, и жрал!
Скорей-скорей, щьтоб кто-то не украл..
А мимо щёл лиса…. И колбаса — нет, сыр — почуял.
И тоже сразу очен захотел…
Прям даже весь вспотел!
Прям даже стойка сделал, как собак.
Вот так!
И говорит: «Привет, ворон!
Вах! Дай мне посмотреть со всех сторон,
Какой же ты красивий нынче стал,
Ведь я тебе давно, два — нет! — три сутка не
видал!
Какой же ты теперь неординарный!
Какой лицо! Какой фигур щикарный!
И как тебе идет твой черный цвет!
М-м-м! Наоми Кэмпбелл, Уитни Хьюстон, нет?
Я прям совсем тебе не узнаю!
Прости, щьто рядом долго так стою,
Я просто оторвать глаза не в силах
От твой лицо — какой же он красивий!
С тебе портрет надо писать, картина,
И помещать всемирний паутина…
С тобою рядом даже Мона Лиза
Не смотрится… А, так себе, Огризок..
С тобою рядом сам Софи Лорен,
Как рядом с роза — огородний хрен…
Прекрасен верх твой и прекрасен низ!
И пусть с ума сойдет от зависти Борис
Вот этот — как его там — Моисеев!
Твой задний низ — гораздо красивее!..»
Так говорит лисиц. И тихо-тихо
Подходит ближе — хитрий, билят, чувиха!
Ворон — молчит, но кущать перестал.
И гордо смотрит вниз — как Ленин с пьедестал.
Лисиц чуть-чуть немножько отдохнул —
И снова: «Эй, ворон! Уснул?
Не спищь? Я тут сказать тебе еще хотел,
Пока ты в Голливуд не улетел,
Щьто преклоняюсь пред твоим умом.
Я себя чувствую, ну, просто чмом,
Когда смотрю на твой високий лоб.
Ты — гений! Твоя мисль, как антилоп,
Несется вскачь, опережая время.
Ты самий мудрий между нами всеми!
На твой на лоб написано вот тут,
Щьто ты закончил главний институт
И щьто с медалью ты закончищь академий…
Я зуб даю, щьто Нобелевский премий
Тебе вручат, ну, максимум, в субботу —
За математика контрольную работу.
Я глаз даю, щьто умных в этом мире
Всего лишь двое: ты и Пентиум 4 !
Спасибо, Бог, щьто ты позволил мне родиться
В один эпох с этот великий птица!» —
Так говорит лисиц.
И ближе, ближе к ворон свои пододвигает
лыжи..
Ворон — молчит. Надулься, как индюк —
Аж пузо випирает из-под брюк.
Такой прям важный стал, как будто цар.
Как генеральний птица-секретар.
Лисиц же хитрий, отдохнув слегка,
Включил уже такого дурака,
Щьто даже сам себе немножько удивилься.
И говорит: «О, Господи! Неужьто я Влюбилься!!!
О, мой прекрасний сон! О, мой ворон!
Ты доведещь мене до похорон!
Нет без твоей любви мне жизни, детка !
Сейчас повещусь ! Вот на этот ветка.
Нет — отравлюсь ! Вот этот мухомор.
О, мой ворон! Май лав! Шери! Амор!
Как больно знать, щьто ты мене не любищь!
Щьто мой супруг ты никогда не будещь!
И не снесещь мне маленький яйцо,
Точь в точь похожий на мое лицо
Ах, плохо мне! Ах, ах! Я умираю!
Инфаркт! Инсульт! Инцест! Ах, я не знаю!
Ах, сердце мой! Все! Навсегда замри
Ну, щьто же ты молчищь?!
Кричи скорей ноль три!!!»
И — он упал — рука к груди прижатий,
Как будто только щьто его хватил Кондратий.
Ворон — а щьто ворон?! Он клюв разинул,
Про сыр забил — из рот его не винул
И каркнул так, щьто тут же подавилься…
И вместе с сыр он с дерево свалилься.
Щьто дальще? Пищевод… Желудок…
Лиса голодний бил — ублюдок!
За польчаса ворон переварил
И стал Ворон уж не такой, как бил…
Мораль:
Когда имеещь сыр — сиди и куший
И никого и никогда не слюший! )))
zavalinka.sane4ka.ru