Кавказский Узел

Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым.

Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым состоялась во вторник 15 июля 1841 г. близ Пятигорска, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет. Многие обстоятельства этого трагического события остаются неясными, поскольку показания очевидцев — самого Мартынова и секундантов М.П. Глебова и А.И. Васильчикова — давались на следствии, когда участники дуэли были озабочены не столько установлением истины, сколько тем, чтобы приуменьшить собственную вину.

Причины дуэли. Мартынов показал на следствии: «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет… На вечере в одном частном доме,— за два дня до дуэли,— он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову,— на каждом шагу показывая явное желание мне досадить.— Я решился положить этому конец». Глебов показал: «Поводом к этой дуэли были насмешки со стороны Лермонтова на счет Мартынова, который, как говорил мне, предупреждал несколько раз Лермонтова…». Васильчиков показал: «О причине дуэли знаю только, что в воскресенье 13-го июля поручик Лермонтов обидел майора Мартынова насмешливыми словами; при ком это было и кто слышал сию ссору, не знаю. Также неизвестно мне, чтобы между ними была какая-либо давнишняя ссора или вражда…».

На те же причины (но с благоприятными для Лермонтова акцентами и не опуская собственных имен) указывают другие очевидцы: компания молодых офицеров, в том числе Лермонтов и Мартынов, часто собиралась в доме генеральши М.И. Верзилиной; шутки, острословие, танцы, флирт были непременной чертой этих вечеров. Лермонтов и Мартынов ухаживали за дочерью Верзилиной — Э.А. Клингенберг (впоследствии Шан-Гирей), которой и принадлежит наиболее подробное описание роковой ссоры: «13-го июля собралось к нам несколько девиц и мужчин… Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л.С. Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык… Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «montagnard au grand poignard» («горец с большим кинжалом».— Ред.). (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал.) Надо же было так случиться, что когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово poignard раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову… Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора».

Вызов на дуэль. Объяснение Лермонтова с Мартыновым по поводу ссоры произошло тотчас по выходе из дома Верзилиной вечером 13 июля. Их разговора никто, по-видимому, не слышал, и воспроизвести его мог только Мартынов; но Мартынов хорошо понимал значение именно этой части показаний: от того, кто будет признан инициатором дуэли, зависела мера наказания — вся его дальнейшая судьба. Вопрос этот занял на следствии центральное место, и Мартынов тщательно отрабатывал свои ответы. В его передаче диалог принял следующую форму: «…я сказал ему, что я прежде просил его прекратить эти несносные для меня шутки,— но что теперь, предупреждаю, что если он еще раз вздумает выбрать меня предметом для своей остроты,— то я заставлю его перестать.— Он не давал мне кончить и повторял несколько раз сряду: что ему тон моей проповеди не нравится: что я не могу запретить ему говорить про меня то, что он хочет,— и в довершение сказал мне: «Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь, что я от дуэлей никогда не отказываюсь,— следовательно ты никого этим не испугаешь»… Я сказал ему, что в таком случае пришлю к нему своего секунданта».

Такое течение разговора означало фактически вызов со стороны Лермонтова: прося «оставить свои шутки» и намекая на возможность дуэли лишь в случае неисполнения законной просьбы, Мартынов делал «шаг к сохранению мира». Лермонтов же своим ответом отрезал путь к примирению и провоцировал вызов. Так представил дело Мартынов. Так представили его и секунданты.

Между тем существует важное свидетельство того, что акценты в пользу Мартынова в показаниях секундантов появились уже в ходе следствия; в первые же часы после дуэли они говорили другое. Это свидетельство — письмо Траскина, который в качестве старшего воинского начальника в Пятигорске встретился с Глебовым и Васильчиковым еще до того, как им были предъявлены вопросы Следственной комиссии, и на основании их устных показаний сообщал П.X. Граббе: «Мартынов сказал ему, что он заставит его замолчать… Лермонтов ответил, что не боится его угроз и готов дать ему удовлетворение, если он считает себя оскорбленным». Таким образом, в передаче Траскина, слова раздраженного Мартынова лишены смягчающего оттенка (столь тщательно акцентированного в показаниях перед Следственной комиссией) и звучат как прямая угроза; ответ же Лермонтова, сохраняя необходимую меру достоинства, несет в себе миролюбивые интонации. Картина, представленная Траскиным, в большей мере соответствует представлениям современного Лермонтоведения (сложившимся в результате кропотливого сопоставления всех деталей дуэльной истории), чем показания Мартынова, Глебова и Васильчикова, тенденциозность которых подозревали и многие современники, и позднейшие исследователи.

Секунданты. В официальных документах фигурируют имена двух секундантов — Глебова и Васильчикова; в действительности же на месте дуэли присутствовали четыре секунданта: как известно из мемуаров, решено было скрыть от следствия участие в дуэли А.А. Столыпина (Монго) и С.В. Трубецкого, т.к. во время суда они могли поплатиться больше других (и Столыпин, и Трубецкой находились на Кавказе на положении сосланных, к тому же было известно, что их обоих ненавидел Николай I). Это решение повлекло за собой и другие изменения в показаниях. Пришлось перераспределить роли двух оставшихся секундантов: Глебов назвал себя секундантом Мартынова, Васильчиков — секундантом Лермонтова. В письме к Д.А. Столыпину 1841 г. Глебов давал обратное распределение функций. Не исключается, однако, что секундантами Лермонтова были Столыпин и Трубецкой. Существует, впрочем, серьезно аргументированное предположение, что Столыпин и Трубецкой опоздали к месту дуэли из-за сильного ливня и дуэль действительно состоялась при двух свидетелях «по договоренности обеих сторон». Необходимостью скрыть участие в дуэли Столыпина и Трубецкого объясняется также путаница в показаниях о том, кто с кем и на чем приехал к месту поединка.

Дуэль. Согласно показаниям участников, дуэль происходила 15 июля около 7 часов вечера на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук, в четырех верстах от города. На следующий день при осмотре указанного места Следственной комиссией замечена была «истоптанная трава и следы от беговых дрожек», а «на месте, где Лермонтов упал и лежал мертвый, приметна кровь, из него истекшая». Впрочем, время и место дуэли не вызывали сомнений. Дальнейшие показания постепенно уклоняются от истины. Мартынов: «Был отмерен барьер в 15 шагов и от него в каждую сторону еще по десяти.— Мы стали на крайних точках.— По условию дуэли каждый из нас имел право стрелять когда ему вздумается,— стоя на месте или подходя к барьеру…». Но в черновике показаний Мартынова было не так: «Условия дуэли были: 1-е. Каждый имеет право стрелять, когда ему угодно… 2-е. Осечки должны были считаться за выстрелы. 3-е. После первого промаха… противник имел право вызвать выстрелившего на барьер. 4-е. Более трех выстрелов с каждой стороны не было допущено…». Прочитав черновик, Глебов прислал записку Мартынову: «Я должен же сказать, что уговаривал тебя на условия более легкие… Теперь покамест не упоминай о условии 3 выстрелов; если же позже будет о том именно запрос, тогда делать нечего: надо будет сказать всю правду» («РА», 1893 г., № 8, с. 600). «Запроса» не последовало, и Мартынов «всей правды» не сказал: смертельные условия дуэли (право каждого на три выстрела с вызовом отстрелявшегося на барьер) были от следствия скрыты. Есть основания сомневаться, что расстояние между барьерами было 15 шагов: Васильчиков позже говорил о 10 («РА», 1872 г., № 1, с. 211). Существует версия, что непомерно тяжелые условия дуэли предложил Р. Дорохов, пытаясь заставить Лермонтова и Мартынова отказаться от поединка. То обстоятельство, что на месте поединка не было ни врача, ни экипажа на случай рокового исхода, позволяет предполагать, что секунданты до последней минуты надеялись на мирный исход.

Однако события развивались по-иному. Мартынов: «…Я первый пришел на барьер; ждал несколько времени выстрела Лермонтова, потом спустил курок…». Васильчиков: «…расставив противников, мы, секунданты, зарядили пистолеты (установлено, что были использованы дальнобойные крупнокалиберные дуэльные пистолеты Кухенройтера с кремнево-ударными запалами и нарезным стволом, принадлежавшие А.А. Столыпину,— «РЛ», 1966, № 2, с. 122, 126-27.— Ред.), и по данному знаку господа дуэлисты начали сходиться: дойдя до барьера, оба стали; майор Мартынов выстрелил. Поручик Лермонтов упал уже без чувств и не успел дать своего выстрела; из его заряженного пистолета выстрелил я гораздо позже на воздух». Глебов: «Дуэлисты стрелялись… на расстоянии 15 шагов и сходились на барьер по данному мною знаку… После первого выстрела, сделанного Мартыновым, Лермонтов упал, будучи ранен в правый бок навылет, почему и не мог сделать своего выстрела». Между тем в Пятигорске распространился слух, что Лермонтов категорически отказался стрелять в Мартынова и разрядил свой пистолет в воздух. На это указывают почти все известные нам источники: записи в дневниках А.Я. Булгакова и Ю.Ф. Самарина, письма из Пятигорска и Москвы К. Любомирского, А. Елагина, М.Н. Каткова, А.А. Кикина и др.

Первое из этих утверждений не вызывает сомнений: Траскин, который, как упоминалось, имел возможность первым допросить Глебова и Васильчикова, писал генерал Граббе 17 июля: «Лермонтов сказал, что он не будет стрелять и станет ждать выстрела Мартынова» («РЛ», 1974, № 1, с. 124-25). Вероятно, соответствует истине и слух о том, что Лермонтов выстрелил (или, по крайней мере, готовился выстрелить) в воздух. В акте медицинского осмотра трупа указывается: «При осмотре оказалось, что пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящом, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между пятым и шестым ребром левой стороны». Но такой угол раневого канала (от 12-го ребра до противоположного 5-го межреберья уклон при нормальном положении туловища составляет не менее 35°) мог возникнуть только в случае, если пуля попала в Лермонтова, когда он стоял повернувшись к противнику правым боком (классическая поза дуэлянта) с сильно вытянутой вверх правой рукой, отогнувшись для равновесия влево.

В пользу выстрела в воздух свидетельствуют и тот факт, что пистолет Лермонтова после дуэли оказался разряженным, и обмолвка Мартынова на следствии: «Хотя и было положено между нами считать осечку за выстрел, но у его пистолета осечки не было», и позднейшее признание Васильчикова: «…он, все не трогаясь с места, вытянул руку кверху, по-прежнему кверху же направляя дуло пистолета…». На вопрос изумленного Висковатого (которому Васильчиков сделал это сенсационное признание) — «отчего же он не печатал о вытянутой руке, свидетельствующее, что Лермонтов показывал явное нежелание стрелять», бывший секундант ответил, что прежде «он не хотел подчеркивать этого обстоятельства, но поведение Мартынова снимает с него необходимость щадить его». Итак, секунданты скрыли от следствия еще один факт — пожалуй, самый важный: Мартынов стрелял в Лермонтова не только будучи уверенным, что тот в него не целится и не выстрелит, но именно в тот самый момент, когда Лермонтов поднял руку с пистолетом и, возможно, даже успел выстрелить в воздух (необычный угол раневого канала служил одно время главным аргументом для обоснования фантастической версии, что в Лермонтова стрелял не Мартынов, а некто спрятанный в кустах на скале, нависающей над дуэльной площадкой.

После дуэли. Лермонтов скончался, не приходя в сознание, в течение нескольких минут. Васильчиков поскакал в город за врачом, остальные секунданты остались у трупа. Васильчиков вернулся ни с чем: из-за сильного ненастья (во всех источниках упоминается, что 15 июля то начинались, то прекращались ливневые дожди; по-видимому, противники стрелялись под дождем; сильная гроза продолжалась какое-то время после дуэли) никто не соглашался ехать. Затем Глебов и Столыпин уехали в Пятигорск, где наняли телегу и отправили с нею к месту происшествия кучера Лермонтова — Ивана Вертюкова и «человека Мартынова» — Илью Козлова, которые и привезли тело на квартиру Лермонтова около 11 часов вечера.

Обновлена 15 февраля 2011, 00:47 пользователем Guest

www.kavkaz-uzel.eu

Место дуэли Лермонтова — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Памятник
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
44°03′32″ с. ш. 43°04′37″ в. д.HGЯOL
Страна Россия

ru.wikipedia.org

Дуэль Лермонтова с Мартыновым — Альтернативный взгляд Salik.biz

Могила без креста

«С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая еще дымилась рана, по капле кровь точилася моя» — эти стихи Лермонтов написал приблизительно за месяц до роковой дуэли.

- Salik.biz

Про дуэль Лермонтова с Мартыновым на протяжении 30-ти лет писать запрещалось. Потом были написаны много томов исследований, но по сей день о ней по сути ничего в точно не известно! Неизвестно, например, точное место дуэли, хотя и установили условный памятный знак. Не ясно и место первого захоронения поэта в некрополе старого Пятигорского кладбища — при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могилу вместе с надгробием засыпали, сохранился только ее рисунок, который был сделан приятелем поэта Арнольди. Сбылось еще одно пророчество Михаила Юрьевича Лермонтова — о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…

1841 год, 27 (15) июля — состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым, вблизи горы Машук на Кавказе, в седьмом часу вечера.


Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли (с 10-ти шагов, почти в упор, поэт умер мгновенно), произошедшей из-за пустякового по сегодняшним понятиям повода. Убил Лермонтова на дуэли его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре поэта и Мартынова, закончившейся дуэлью, очевидцы говорили разное, однако все сходятся в том, что Мартынов был возмущен остротой поэта, пущенной в его адрес. Увы, но у понятия честь в XIX столетии были и свои негативные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.

Как проходила дуэль, и смерть Лермонтова полней и точней всех описал секундант поэта князь Александр Васильчиков.

Рассказ очевидца

Рекламное видео:

Причина дуэли

«Как-то на одном из вечеров у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что было сказано, мы не смогли расслышать; знаю лишь, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подойдя к Лермонтову сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски; «Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах»,- на что Михаил таким же спокойным тоном ответил: «А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения».

Более ничего тем вечером и в последующие дни, до дуэли, между ними не было, в крайнем случае нам, Столыпину, Глебову (другим секундантам) и мне, неизвестно, и мы посчитали эту ссору столь ничтожной и мелочной, что до последнего были уверены, что она закончится примирением.

Попытки примирения

Тем не менее все мы, и особенно М.П. Глебов, который соединял с отважною храбростью самое любезное и сердечное добродушие и пользовался одинаковым уважением и дружбой обоих противников, все мы, говорю, истощили за три дня наши миролюбивые усилия без всякого успеха. И хоть формальный вызов на дуэль и последовал от Мартынова, но любой согласится, что вышеприведенные слова Михаила «потребуйте от меня удовлетворения» заключали в себе уже косвенное приглашение на вызов, и потом оставалось решить, кто из двух был зачинщиком и кому перед кем следовало сделать первый шаг к примирению.

На этом разрушились все наши усилия; трехдневная отсрочка не привела ни к чему, и 15 июля часов в 6-7 вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были уверены, что дуэль закончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники пожмут руки и поедут… ужинать.

Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, которая вела в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Дуэль. Как все происходило

Мы отмерили с Глебовым 30 шагов; последний барьер поставили на 10-ти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на 10 шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов дал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!»

Роковой выстрел

Лермонтов остался стоять неподвижно и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В ту минуту, и в последний раз, я посмотрел на него и никогда не забуду то спокойное, почти веселое выражение, игравшее на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрым шагом подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, словно его скосило на месте, не делая движений ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обычно делают люди раненые или ушибленные.

Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пулей были пробиты сердце и легкие.


Хоть признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора. По предварительному нашему приглашению поприсутствовать на дуэли, доктора к которым мы обратились, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум докторам, но подучил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (лил проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда туда будет привезен раненый.

Смерть Лермонтова

Когда я вернулся, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов отправился прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась жуткой грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу.

Столыпин и Глебов отправились в Пятигорск, чтобы распорядиться перевозкой тела, а меня с Трубецким оставили с убитым. Как сейчас, помню странный эпизод этого рокового вечера; наше сиденье в доле при трупе Михаила продолжалось очень долго, потому что извозчики, следуя примеру храбрости докторов, также отказались один за другим ехать для перевозки тела убитого. Наступила ночь, ливень не прекращался…

Вдруг мы услыхали дальний топот лошадей по той же тропинке, где лежал убитый, и, чтобы оттащить его в сторону, хотели его приподнять, как обычно случается, спертый воздух выступил из груди, но с таким звуком, что нам показалось, что это живой и болезный вздох, и мы несколько минут были уверены, что Лермонтов еще живой».

Кто убил Лермонтова на дуэли?

Вопросы остаются

Давая показания секунданты преднамеренно увеличили между стрелявшими расстояние до 15-ти шагов. Кроме этого, от следствия ими был скрыт тот факт, что еще до начала дуэли намерение Михаила Юрьевича не стрелять в противника было очевидным. Он сам сказал об этом.

И, как и говорил, выстрелил в воздух первым. Он так и стоял с поднятой вверх рукой, когда был сражен пулей. И самым главным является то, что они не сказали, что Мартынов выстрелил после счета три. Что говорило о завершении дуэли. Ими были скрыты и особые условия дуэли, которые для ничтожной ссоры были очень жестоки. Стреляться из трех попыток, а в случае промахов возможность вызвать к барьеру заново. Обо всем этом станет известно гораздо позднее. Как и то, что секундантов было не 2, а 4.

Ревность императора?

При дворе своенравного поэта терпели с трудом. В особенности после стиха «На смерть Пушкина». Он, конечно, не печатался, но зато ходил в списках и был известен во всем высшем обществе. А у императора Николая 1 был еще и личный повод к неприязни. Это было связано с ревностью к своей жене, которая была влюблена в Лермонтова. И было за что. Легкий слог его стихов и грустный взгляд попросту завораживали. Однако могла ли ревность государя стать причиной смерти вольнолюбивого поэта? Почему бы и нет? В таком случае Николай Мартынов, мог выполнять заказ на политическое убийство. В таком случае легко можно объяснить, почему все участники дуэли получили довольно символическое наказание.

Правительственный заговор?

Вообще Мартынов был плохой стрелок, и сам неоднократно говорил об этом. Однако первым же выстрелом он смог смертельно ранить противника. А возможно, стрелял все-же не он, а кто-то третий из тайного укрытия? Появилась теория о том, что поэт стал жертвой правительственного заговора, спланированного и замаскированного под дуэль убийства. Стрелял в поэта из ружья притаившийся наемный убийца-казак. Почему из ружья? Потому что ранение было очень страшным. Рана была не похожа на те, которые как правило получали во время поединков.

Судьба Мартынова

Убийца поэта порывался написать воспоминания о Лермонтове (как-никак он знал его на протяжении многих лет) и, вероятно, хотел в какой-то степени оправдать себя перед современниками и потомками. Он два раза начинал свои записи и оба раза бросал, написав по несколько страниц; далее воспоминаний об учебе в юнкерской школе он не пошел.

Мартынов дожил до 60-ти лет и скончался через 34 года после дуэли. Он хотел, быть похороненным в селе, которое принадлежало его отцу под Москвой, в отдаленно стоящей могиле, без каких либо надписей, чтобы никто не мог понять что это могила убийцы Лермонтова, и память о нем исчезла бы навсегда. Однако этого не сделали. Семейный склеп, его последним пристанищем был до тех пор, пока ребятня из детской колонии не прознала, кто там похоронен. Склеп был разломан и, по различным данным, останки Мартынова то ли были раскиданы по усадьбе, то ли сброшены в пруд.

salik.biz

Дуэль Лермонтова с Мартыновым: честный поединок или убийство? | Персона | Культура

Убит давним приятелем Николаем Мартыновым с десяти шагов, почти в упор (условия дуэли были жёсткими, практически смертельными), «навылет в грудь». Он умер мгновенно. «С свинцом в груди лежал недвижным я», «кровавая ещё дымилась рана, по капле кровь точилася моя» - он написал эти строки примерно за месяц до рокового дня.

Поистине вместе с гениальностью избранным порой даются и дар пророчества, и мистическая судьба. В 15 лет в коротеньком наброске «Моё завещание» Лермонтов писал, чтобы на его могилу положили камень и «пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие». Оказалось - довольно. Его пронзительно краткая жизнь вместила, кажется, множество судеб. Но ещё более насыщенной оказалась жизнь души - «души, которой столь некстати одарил бог». 

Мать его умерла в 21 год - Мише было два. Отца, с которым он виделся сознательно лишь однажды, не стало, когда мальчику было 17, дед покончил с собой от несчастной любви ещё до его рождения. Сильная, властная, богатая, знатная, но не знавшая совершенно женского счастья, бабушка любила внука безумно, хлопоча о любимце своём Мишеньке до последнего: девять месяцев добивалась она высочайшего разрешения императора Николая I о перезахоронении тела Лермонтова из Пятигорска в родовое имение Тарханы. 

Надгробный памятник на могиле М. Ю. Лермонтова в Тарханах. Фото: Commons.wikimedia.org/ Evdokiya

«Без креста...»

«Это была не дуэль, а убийст­во», - был уверен Руфин Дорохов, друг Лермонтова, герой войны, храбрец и сам отчаянный дуэлянт, прототип толстовского Долохова из «Войны и мира». То же утверждали после гибели Лермонтова многие из его тогдашнего окружения. Поэт во время дуэли демонстративно поднял вверх пистолет, отказавшись стрелять в противника, но тот жест не оценил и выстрелил в поэта. А ведь дуэль с Мартыновым с самого начала, со стычки друзей на вечере у Верзилиных, всерьёз никто не воспринял. И сам Лермонтов тоже: они были почти ровесники, знакомы и дружны ещё с юнкерской школы в Петербурге. Да и стрелком Мартынов слыл «косым» и меткостью, как и смелостью, не отличался. Перед дуэлью Лермонтов обедал на весёлом дружеском пикнике, с секундантами вышла незадача (двое на обоих дуэлянтов!), повозки отпустили, лекаря не нашли. Зато будто бы не забыли захватить ящик шампанского в уверенности, что друзья помирятся.

Николай Мартынов.  Public Domain

О дуэли Лермонтова с Мартыновым 30 лет писать было запрещено. Затем были написаны многие тома исследований, но до сих пор о ней практически ничего в точности не известно! Неизвестно, к примеру, точное место дуэли, хоть и был установлен условный памятный знак. Неизвестно и место первого захоронения Лермонтова в некрополе старого Пятигорского кладбища - при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могила вместе с надгробием была засыпана, сохранился лишь рисунок её, сделанный приятелем поэта Арнольди. Сбылось ещё одно предсказание Лермонтова - о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…  

Гибель Лермонтова была воспринята лучшими людьми России как тяжелейшая утрата, притом что единственный сборник его стихотворений был издан всего год назад, а «Герой нашего времени» вышел накануне весной, но тут же был распродан. И Гоголь счёл Лермонтова-прозаика выше Лермонтова-поэта, а Белин­ский, повсюду восхищаясь им, называл его «дьявольским талантом», «поэтом с колокольню Ивана Великого», человеком умнейшим и - «какая нежная и тонкая поэтическая душа!». А ведь при первой встрече великого критика с поэтом Лермонтов по обыкновению стал подшучивать и над Белинским, доведя его до полного конфуза!

Эти «сатанинские» ядовитые шутки, желчные и острые насмешки, карикатуры и эпиграммы и тяжёлый, неподвижный, неприятный взгляд почти чёрных глаз Лермонтова, который не каждый мог вынести, были слишком хорошо известны в свете. Было ли всё это для него маской, защитой? Или всё-таки сутью характера? Друг поэта графиня Евдокия Ростопчина вспоминала: «Самим собой, весёлым, остроумным, мечтательным и искренним он был только в тесном кругу общения».

Безудержную весёлость и искромётное остроумие Лермонтова, который любил и умел устраивать праздники, особенно запомнили те, кто видел поэта зимой 1841-го в Петербурге, в отпуске, - в надежде на будущую скорую отставку, на издание собственного журнала, на творчество. «Русскую литературу ещё ждут от него драго­ценные подарки», - писали «Отечественные записки». Даже не любивший поэта Николай I заметил о нём: «Тот, кто заменил бы нам Пушкина». Правда, после нашумевшего и имевшего огромный успех «Героя нашего времени» царь увидел в авторе лишь «жалкое дарование» и «извращённый ум», а в романе - скуку, навеваемую «очень мало интересными людьми». И отправил Лермонтова на Кавказ «прочистить себе голову».  Обелиск на месте дуэли М. Ю. Лермонтова Фото: Commons.wikimedia.org/ Akvarium-77

«Смерть поэта»

В сущности, если перечесть лермонтовское стихотворение «Смерть поэта», вмиг прославившее никому не известного 22-летнего корнета лейб-гвардии Гусарского полка, то его вполне можно отнести и к обстоятель­ствам гибели самого автора. Мартынова один из современников называл «чистейший сколок с Дантеса», даже по наружности - высокий, статный, весьма красивый блондин. Сам же он в так и не законченных воспоминаниях важно именовал себя «слепым орудием провидения». 

За Лермонтовым в его 26 лет числилось три дуэли, ещё от четырёх его удалось отговорить. Лермонтов, величайший лирик, был прежде всего боевым офицером. Не кланялся пулям, первым скакал в атаки, рубился в рукопашной, убивал… Более того, он был главой отряда разведки (этакого современного спецназа), который так и называли - «лермонтовским». В нём состояли самые отчаянные, «безбашенные» храбрецы. За сражение при речке Валерик Лермонтов был представлен к высшей награде - золотой сабле и ордену Святослава, позже заменённому на орден Владимира, но представление дважды было отвергнуто свыше. Бой был тогда жестокий, и ту речку его участники видели «кровавой». В свои 26 он был отравлен войной, убийствами и кровью своих и чужих: «Я вошёл во вкус войны» - написано им за несколько месяцев до гибели.

...К часу дуэли в горах разразилась страшная гроза. Тело Лермонтова пролежало под проливным дождём несколько часов, пока скакали в город за лекарем и извозчиком для перевозки убитого в Пятигорск. «И перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Божию Михаилу», а «непрекращающийся ливень совершал омовение» - так описывал эту ночь секундант Лермонтова Васильчиков. И, быть может, прав был современник поэта: как ни трагично, но смерть Лермонтов встретил в столь любимых им «священных горах Кавказа» под звуки грозной стихии, а не в холодном светском Петербурге.

Николай Мартынов прожил в богатстве до 60 лет, наказание, которого он так боялся, ему в итоге смягчили донельзя. 

aif.ru

Подло, из засады. Кто и зачем убил Лермонтова? — ЖЖ

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

www.livejournal.com

Убийство М.Ю. Лермонтова. - Марафонец — LiveJournal

Великий русский поэт был убит на дуэли. Но выстрелом из засады.

Да, дуэль состоялась, но противники не произвели выстрелы из дуэльных пистолетов. Лермонтова убили подло: сзади, из кустов.
Это утверждает автор, воронежский исследователь Николай Дмитриевич Литвинов в своей книге « М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. ВЕЛИЧИЕ И ТРАГЕДИЯ», выдержки из которой я приведу в своем блоге.
Николай Дмитриевич Литвинов - известный педагог и юрист, доктор юридических наук, много лет отдал правоохранительным системам СССР и России: работал в уголовном розыске, занимался наукой в научных Центрах МВД СССР И РФ, преподавал в военных училищах страны. Последнее место работы-Воронежский государственный архитектурно-строительный университет. Николай Дмитриевич- член исполнительного комитета Российского союза юристов.
И еще. Профессор Литвинов автор свыше 100 работ, в том числе книг: «Кавказский террор в Российской империи» (Москва, 1999), «Террористические организации: Создание и деятельность» (Москва, 1999), «Роль идеи в развитии антигосударственного терроризма» (Воронеж, 2000), «Первая кровь России» (Воронеж, 2006; совместно с И.С. Суровцевым).
«Убийство М.Ю. Лермонтова» заинтересовало меня прежде всего неожиданным подходом к уже известному, но продолжающему будоражить умы почитателей ПОЭТА, последнему этапу его жизни. Дуэли, оборвавшей жизнь Лермонтова.
Николай Дмитриевич Литвинов доказал, что дуэли как таковой не было, Поэта подло убили из засады.
Потому я и решил с позволения автора опубликовать с некоторыми сокращениями отрывок из его произведения-расследования.

15 июля 1841 года великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на Кавказе.
…12 мая 1841 года Лермонтов и сопровождавший его родственник Столыпин свернули с маршрута следования и заехали в Пятигорск.
…В Пятигорске, остановившись на бульваре в гостинице армянина Найтаки, Михаил узнал, что здесь же живет и Николай Мартынов, друг по юнкерскому училищу и сослуживец по Кавказу.
Пятигорск имел славу Северо – Кавказского притона. После битв офицеры в массовом порядке ехали отдыхать в Пятигорск. А оно ж известно, как отдыхают офицеры: вино и женщины. Изредка – минеральные воды и ванны. Потом снова вино и женщины. Да еще карты.
13 июля произошел якобы конфликт между двумя старыми друзьями и сослуживцами – Николаем Мартыновым и Михаилом Лермонтовым. Лермонтов якобы иронически высказался на вечеринке в адрес Мартынова, тот обиделся и вызвал своего друга на дуэль.
15 июля состоялась дуэль…

Обычно, по истечении срока давности, участники самых тяжких преступлений становятся разговорчивыми. Участники убийства Лермонтова молча уходили на ту сторону, не рассказывая никому детали убийства офицера Лермонтова.
В классическом изложение убийство Лермонтова выглядит так.
13 июля произошел конфликт между Лермонтовым и Мартыновым. Лермонтов оскорбил Мартынова и Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль. В духли кроме дуэлянтов принимали участие четыре секунданта: Васильчиков, Глебов, Трубецкой, Столыпин. Мартынов убил Лермонтова. Два секунданта, Васильчиков и Глебов, и уцелевший дуэлянт Мартынов пошли под суд. Столыпина и Трубецкого вывели из - под следствия и суда. Мартынов, Столыпин, Трубецкой, Васильчиков и Глебов на ходу отрабатывали версию о конфликте и рассказывали сказки о ходе дуэли. Что там произошло на самом деле, так никто до сих пор и не выяснил.
В литературе последние несколько дней жизни поэта исследованы буквально по минутам. Но основная часть версий основывается на показаниях 2-3 лиц, причастных к убийству поэта. Все они были заинтересованы скрыть истинные причину дуэли.

Существует множество версий о мотивах дуэли…

Выскажем собственную точку зрения на убийство поручика М.Ю. Лермонтова.

На наш взгляд, были две мощные силы, заинтересованные в убийстве поручика Лермонтова. Первая сила: «легион черной змеи», по чьему указанию был уничтожен А.С. Пушкин и сделана попытка ликвидировать Лермонтова руками посольского сынка де Баранта.
Вторая сила: царский двор и лично Государь император Всея Руси Николай I. У императора было несколько оснований для неудовольствия своим подданным.
Этот подданный, Лермонтов правильно оценил, кто был виновен в убийстве русского поэта А.С. Пушкина 27 января 1837 года на Черной речке. И уже 28 января Лермонтов написал первую часть стихотворения «Смерть поэта», первые строки которой относились именно к императору как носителю Верховной власти в России, как помазаннику Бога на земле.

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример...

Государь как помазанник Божий не среагировал на обращение поэта как посланца Божьего. И потому от имени Всевышнего судии поэт предупредил всех причастных к убийству А. Пушкина:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов.
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!

И далее - неприкрытая угроза.

Но есть, есть божий суд, наперсники
разврата!
Есть грозный судия: он ждет...

А чего стоило стихотворение – предупреждение?

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Теперь то, зная историю Великой октябрьской социалистической революции, мы видим, что поэт не ошибся, что он предвидел будущее России и будущее Правящего Дома Романовых.
Слава М.Ю. Лермонтова принимала всероссийский масштаб. К каждому его слову прислушивались, поведение его героев копировалось молодежью. Но в своих произведениях поэт не славил ни Государя императора, ни Правящий Дом России.
Россия зачитывалась «Героем нашего времени». Роман прочитала сама императрица, он ей очень понравился и она порекомендовала царственному супругу тоже прочитать «Героя». Император приступил к чтению в июне 1840 года, на пароходе «Богатырь», возвращаясь из Германии, где был на похоронах своего тестя, прусского короля. В пути он делал (на французском языке) записи в дневнике, оформленные в виде писем к жене. 13 июня он записал в 10 часов вечера «Я работал и читал всего «Героя», который красиво написан… 14 (июня – авт.) 3 часа дня… Между тем я работал и продолжал читать сочинение Лермонтова и нахожу второй тем менее красивым. Чем первый… 7 часов вечера… мы входим в Финский залив при свежем попутном ветре. Между тем я читал и закончил «Героя». Я нахожу вторую часть отвратительной» .
Своего негативного отношения к М. Лермонтову Николай I не скрывал от окружающих. А в России мнение императора было законом для подчиненных.
А повод всегда можно было найти.
Но двор и недруги боялись поэта, не без основания считая, что его защищают силы небесные. Во время службы на Кавказе Лермонтов командовал спецподразделением – «командой охотников». Об отчаянности личного состава можно судить по тому, что они всегда были в самой гуще событий и чаще всего обходились без огнестрельного оружия. А сойтись грудь о грудь с горцами на ножах мог позволить себе не каждый военнослужащий русской армии. Причем не просто сойтись, а еще и победить.
Лермонтов сходился в рукопашной и вел за собой свою «летучую сотню». Но ни пули, ни кинжалы горцев не поражали его. Боевые товарищи падали рядом с ним, впереди него, за ним. А он как будто был заговоренным.
Тщательно спланированная дуэль на Черной речке (как и у Пушкина) не дала результата. Лермонтов сумел отразить нападение обломком шпаги. На пистолетах Барант промахнулся.
И потому была разработана операция по ликвидации поэта.
Как отмечает современный (глубокий) исследователь биографии Лермонтова, тайна лермонтовской дуэли не раскрыта до сих пор. И это несмотря на сотни и тысячи лермонтоведов, которые пишут статьи и книги, защищают диссертации, но так до сих пор и не "сведали", кто был заказчиком, организатором и исполнителем убийства.
"В лермонтовской дуэли есть только одни загадки, гипотезы и предположения".

В теле Лермонтова было две раны – в правом боку и слева около сердца.

После гибели поэта многие знавшие его люди доверили бумаге свои воспоминания, анализ которых позволяет по крупицам проследить происшедшее. В.А. Аненкова, хорошо знавшая М.Ю. Лермонтова, оставила интересную запись. «Известно только то, что раздалось два выстрела...» . Из этих слов можно сделать вывод, что в тот момент, когда раздался выстрел из пистолета Мартынова, кто то другой выстрелил в Лермонтова.
Российский эксперт - баллистик Г. Жембенко обратил внимание на характер раны, убившей поэта. Пуля повредила сердце и легкое. Но дело в том, что тот пистолет, который использовал Н.С. Мартынов, не обладал большой пробивной силой. Выпущенная из него пуля не могла бы нанести такую тяжкую рану. И эксперт сделал вывод о том, что пуля, убившая поэта, была выпущена из нарезного длинноствольного ружья... Нарезное длинноствольное ружье – это армейская винтовка. Откуда она взялась на месте дуэли и кто мог выстрелить из нее?

Есть и другая версия, якобы изложенная в рукописи, написанной самим Николаем Соломоновичем Мартыновым, убийцей поэта. В глазах современников Николай Мартынов был убийцей великого поэта. Не желая с этим пятном покидать этот мир, Мартынов изложил свою версию событий. Он действительно целился в Лермонтова, хотел просто ранить его, чтобы дать основание уйти из армии и уехать с Кавказа. Но вмешался случай, а может быть и рок. Пуля срикошетила, ушла вправо вверх, пробив наискосок оба легких и левое предплечье и вызвав практически мгновенную смерть поэта .
Напомним еще раз заключение специалистов по оружию: из того дуэльного пистолета, которым пользовался Мартынов, нельзя было нанести такую рану.
Окружение убитого поэта, офицеры, слишком хорошо знали баллистику, траектории полетов пуль в зависимости от вида оружия и расположения стрелявших. Все, кто ознакомился с характером ранений на теле Лермонтова, пришли к выводу, что это была не дуэль, а было убийство.
Обратим внимание на ряд моментов. Одна из ран была нанесена в правый бок. Вполне вероятно, что, целясь в правое бедро, Мартынов промахнулся с 10 шагов и вогнал пулю в правый бок. Здесь пуле отрикошетить было не от чего. Это во - первых. Во - вторых: угол рикошетирования. Даже если бы пуля попала в бок, она не могла бы изменить траекторию полета и уйти вверх по телу под углом 45 – 50 градусов. В-третьих, современный хирург С.П. Шиловцев, изучив описания раны Лермонтова, сделал вывод, что Лермонтов одновременно получил две раны: в правый бок и в область сердца. Хирург пришел к выводу, что крупные сосуды брюшной полости и сердце не были затронуты пулей. Но если бы пуля, срикошетив, «пошла гулять» по телу, она бы разорвала брюшную полость.
На основании изложенного сделаем следующие выводы. Во время дуэли Мартынова и Лермонтова кто - то выстрелил из винтовки с засады. Из такого предположения вытекает два вопроса.
Первый - кто был организатором и исполнителем убийства.
И второй - знал ли сам Мартынов либо секунданты о том, что готовится убийство из засады.
Для того, чтобы ответить на первый вопрос, надо перелопатить архивы собственной его императорского величества канцелярии. Там могут быть косвенные свидетельства о причастности императора к ликвидации лучшего поэта России.
Почему подозрение падает на русского императора? Да потому что, пожалуй, единственный, кто в открытую радовался гибели поэта, был император Николай 1. Когда во дворце стало известно о гибели на дуэли русского поэта и офицера, Николай встретил известие с удовлетворенностью. По словам П.И. Бартеневой, «Государь по окончании литургии, войдя во внутренние покои кушать чай со своими, громко сказал: «Получено известие, что Лермонтов убит на поединке; собаке - собачья смерть!» Такое заявление возмутило некоторых из присутствующих. Великая княгиня М.П. Веймарская не сдержала своего возмущения и высказала его императору. Впрочем, распоряжения об убийстве император мог отдать устно и никаких следов в архивах канцелярии нет.
Если же заказчиком убийства поручика Лермонтова выступал «легион черной змеи», то, скорее всего, письменных следов вообще не осталось.
После гибели Лермонтова среди различных слоев общества ходили устойчивые слухи о том, что Лермонтов не погиб на дуэли, а его убили по указанию «сверху». Как отмечают современные исследователи, «все подозрения об участии властей в катастрофе исходили от людей, близко стоявших к высшей и местной администрации» .
17 июля врач, проводивший осмотр трупа, сделал заключение, что «Лермонтов мгновенно на месте поединка помер». Но есть другие заключения.
Секундант Глебов в частной беседе рассказал, что когда он подбежал к упавшему поэту и наклонился к нему, Лермонтов проговорил: «Миша, я умираю!»
Убийца Мартынов на следствии показал, что когда Лермонтов упал, он подошел к нему. Жизнь еще теплилась в тяжело раненном теле. «Я поцеловал его и тотчас отправился домой».
Подобное «признание» вызывает сомнение. Во – первых, на следствии и суде Мартынов на ходу изобретал объяснения, чтобы снять с себя вину и уменьшить тяжесть наказания. Во – вторых, Николай Мартынов и Михаил Лермонтов были близкими друзьями. Пристрелить своего лучшего друга, а потом подойти к умирающему, поцеловать его и спокойно отправиться домой, это верх цинизма. На который, по нашему мнению, Мартынов был не способен.
Вместе с Мартыновым верхом на лошади уехал Васильчиков. Следом поскакали на лошадях Трубецкой и Столыпин.
Выстрел Мартынова совпал с блеском молнии и ударом грома. Полил дождь. На месте происшествия около умирающего поэта остался один Глебов. Он положил голову тяжело раненного друга к себе на колени, прикрыв его шинелью. Блистали молнии, гремел гром, испуганно ржали лошади Глебова и Лермонтова. В конце концов Глебов оставил Лермонтова под проливным дождем на мокрой земле и смылся на лошади в Пятигорск.
При таком раскладе событий удивляет цинизм и жестокость участников дуэли. Казаков привлекали к военному суду, если они бросали на поле боя тяжело раненного горца. А здесь офицеры, элита вооруженных сил, бросили на месте дуэли не горского бандита, а своего собрата, офицера.
Но вот у С.В. Чекалина есть другая версия: «Ни врача, ни экипажа для перевозки раненого или убитого на месте поединка не было. Об этом уже как - то не подумали. Васильчиков с Мартыновым отправились на дрожках в Пятигорск: князь - за доктором и экипажем, Мартынов - доложиться коменданту о происшедшем» .
Остановимся на одном моменте: «Васильчиков с Мартыновым отправились на дрожках в Пятигорск». Дрожки - это длинная телега с ровной поверхностью, на которую можно садиться по 2-3 человека с каждой стороны как на скамейку, поставив ноги на подножки. Дрожки идеально подходят для перевозки раненных и больных, ибо человек легко укладывается в горизонтальное положение. Если действительно были дрожки, то на них можно было легко и быстро доставить тяжело раненного Лермонтова в Пятигорск. А это значит, что спасение даже тяжело раненного не входило в планы организаторов дуэли. Его просто оставили помирать.
Это - взгляд на проблему на основании опубликованных материалов. А теперь выскажем свою точку зрения.

Вот какие показания о характере ранений дал секундант А.И. Васильчиков. «Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненные или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом – сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие» .
То есть раны находились не на одном уровне: в правом боку внизу, в левом – на уровне сердца.
Здесь необходимо обратить внимание на два момента.
Первый – характер раны. Лермонтов моментально потерял сознание, не успев «даже захватить больное место». Это значит, что были поражены жизненно важные органы, рана вызвала болевой шок и потерю сознания.
Второй – характер отверстий. При пулевом ранении входное отверстие пули всегда меньше выходного. При входе пуля вдавливается в ткань, прорывая отверстие, равное своему калибру, диаметру. На выходе пуля толкает впереди себя внутренние ткани, в результате чего выходное отверстие получается более крупным и более рваным.
Судя по описанию, входное отверстие находилось в левом боку, именно здесь «сочилась кровь». Выходное отверстие, дымящаяся рана, находилось в правом боку. Но Лермонтов, по версии о дуэли, стоял к Мартынову именно правым боком, прикрываясь локтем и пистолетом (по версии Мартынова и секундантов). Следовательно, выстрел в Лермонтова был нанесен сзади. А так как левое входное отверстие было выше, нежели правое выходное, то выстрел производился сзади и сверху.
Мартынов действительно не хотел стрелять и элементарно промахнулся. Но кто-то другой, находившийся сзади и выше мог выстрелить в Лермонтова. Тогда пуля, зацепив мышцы левой руки, пробила грудь офицера в районе сердце и вышла через правый бок, разорвав внутренние органы и сделав рваную дымящуюся рану на выходе.
В районе дуэли было две возвышенности – непосредственно гора Машук, со склона которой можно было произвести выстрел и Перкальская скала. Наша версия о возможности выстрела сзади и сверху требует перепроверки на месте дуэли с учетом топографии места дуэли.

Есть еще одна версия убийства поэта. Якобы 15 июля 1841 года Лермонтова вызвали запиской в Пятигорск из Железноводска. Подъезжая к Пятигорску, на участке между Машуком и Перкальской скалой Михаил увидел в кустах одиноко стоявшего Н.С. Мартынова. Я якобы тот выстрелил в него из пистолета снизу вверх. «От болевого эффекта наступил шок, а затем смерть» .
Версия была бы великолепной, если бы не судебная баллистика. Входное отверстие, маленькое, находилось в районе левой руки и сердца. Выходное, рваная рана, находилось как раз снизу у сидящего на лошади человека. Поэтому данная версия убийства не подходит.

Теперь к вопросу о том, кто мог произвести этот выстрел?

marafonec.livejournal.com

Место дуэли Лермонтова в Пятигорске

Пятигорск — знаменитый курорт, известный не только своими целебными здравницами, но и историческими эпизодами. Здесь, вблизи склона горы Машук находится место дуэли Лермонтова, известного поэта, и драматурга. Прожив всего 27 лет, он оставил большое наследие произведений, которые вошли в классику отечественной литературы.

Содержание страницы

Роковая дуэль между Лермонтовым и Мартыновым

Приехав отдыхать в Пятигорск невозможно не посетить место гибели поэта и не почтить тем самым дань его творчеству. Место дуэли Лермонтова таит в себе особую энергию. 15 июля 1841 года у подножья горы Машук состоялось роковое событие — дуэль между Михаилом Юрьевичем и Н.С. Мартыновым.

Приехав в Пятигорск на лечение, Лермонтов стал неравнодушно относиться к своему сопернику. Загораживая свой чуткий внутренний мир, он был для знакомых злоречивым и заносчивым человеком, однако всегда оставался добрым и отзывчивым человеком своим близким друзьям.

После многочисленных язвительных высказываний в адрес Николая Соломоновича Мартынова и оскорбительного описания его кавказского наряда, 13 июля на приеме у Верзилиных, Мартынов не выдержал и после беседы с Лермонтовым «с глазу на глаз» бросил поэту вызов.


Уже через два дня, они встретились в назначенном месте, на северо-западном склоне Машука, подробнее о Машуке можно прочитать в статье «Машук природный ландшафтный памятник и главный символ Пятигорска».

Стоит отметить, что правила дуэли были совершенно не соблюдены — отсутствовал врач и не пришли секунданты Михаила Юрьевича. Выстрел совершил только Мартынов — насквозь пробив грудь противника. Васильчиков, секундант Николая Соломоновича, поехал за врачом, но в связи с непогодой приехал с пустым экипажем. Великий поэт скончался прямо на месте дуэли.

Примечательно то, что несмотря на все старания похоронить Лермонтова по обычаям церкви, его тело упокоили без особых почестей. Официальный документ, подтверждающий смерть человека извещал о том, что М. Ю. Лермонтов скончался 15 июля, попав под стихию бури с громом и молнией.

В обществе особых соболезнований по этому поводу не было. Многие откликались, что там его и дорога. А император Николай Первый, узнав про известие о смерти, заявил, что «собаке нужна собачья смерть».

Последовательность увековечивания Лермонтова в архитектуре

Такое печальное историческое событие не могло остаться забытым. В первое время, место дуэли Лермонтова в Пятигорске было обозначено небольшой пирамидой из камня, где написаны стихи в память поэта. Позже, для чествования юбилейной даты, шестидесятилетия со дня рождения поэта, был установлен памятник, имевший форму полукруга с украшением из венков и рельефных деталей.

В середине находилась высокая тумба и бюст поэта. Архитектором этого проекта был И.И. Байков. Отрадно, что после открытия памятника, здесь ежегодно, 15 июля, собиралось большое количество людей: давались пожертвования, проводилась панихида. Но, не смотря на приток денег, памятник — место дуэли Лермонтова, год от года приходил в негодность.

После преодоления больших финансовых сложностей, проблемных ситуаций и продолжительных ремонтных работ, архитекторы Микешин и Дитрих создали проект, по которому памятник должен был состоять из обелиска и ограды. Высота установленного в середине столба превышает 8 метров. Само сооружение выполнено из доломита и бронзы. По центру расположен бюст поэта, указаны годы жизни Лермонтова.

Ограда из бетонных столбиков напоминают образы пуль, они соединены между собой тяжелыми цепями. Четыре грифа по углам охраняют величественное произведение архитектуры. Памятник открыли в 1915 году, когда шла полным ходом Первая мировая война. Поэтому на место дуэли Лермонтова в Пятигорске собралось мало людей.

Как выглядит место дуэли в наши дни

Сейчас место дуэли Лермонтова — это уникальное сочетание истории и поэзии. Здесь, каждый год в день смерти поэта проходят митинги поэтов, продолжающих помнить его вклад в литературу. Звучат многочисленные стихи Михаила Юрьевича, и вспоминают знаменитые строки любви к Кавказу.

Однако, точное место, где состоялась дуэль, до сих пор не известно. Специалисты лермонтоведы пытаются по крупицам создать все подробности этой трагедии и воссоздать конкретные координаты рокового эпизода.

Туристы также обязательно посещают это красивейшее место. На дороге, ведущей к памятнику, уже с поворота их встречают каменные пилоны, на верхушке которых открытая книга и арфа, символ вдохновения. Этот архитектурный ансамбль был создан в 1951 году Б.П. Светлицким.

Место дуэли Лермонтова притягивает туристов своей красотой и естественностью. Деревья, окружающие поляну большие цветники, которые разбили заботливые жители, создают впечатление величия и могущества этого места. Пришедший сюда человек впитывает атмосферу, которая была больше сотни лет назад.

Осознает тот факт, что по этим дорогам, по этой земле ступала нога великого поэта, не боящегося обстоятельств, а наоборот, идущего наперекор судьбе. Место дуэли Лермонтова — восхитительный участок в Пятигорске, где сохраняются исторические ценности, воспитывается любовь к родине, к Кавказу.

nakavminvodah.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о