Содержание

Анализ стихотворения «Сон» (М. Ю. Лермонтов)

Лермонтов много писал об отчужденности и тоске, городской скуке и об одиночестве. Не раз писатель ассоциировал себя с лирическим героем. Как и в стихотворении «Сон», поэт скорее пишет про себя, так как он чувствует какое-то непонятное волнение и тревогу.

История создания

М. Ю. Лермонтов, находясь второй раз в ссылке, работал над стихотворением «Сон» — это 1841 год. Когда поэт писал свои произведения, окружающие его люди замечали, что фразы и слова Лермонтова пророческие, но писатель не обращал на это внимания.

Со стихотворением «Сон» произошла мистическая история, многие люди связывают его со скорой гибелью Лермонтова. Умер поэт в этом же году, и как будто напророчил собственную гибель. Никто и подумать не мог, что Мартынов, товарищ Михаила Юрьевича, не откажется от дуэли и доведет свое намерение до конца, убив друга за злословие.

Жанр, направление и размер

«Сон» относится к любовной и философской лирике, так как автор говорит не только о своих чувствах, но и о вечных проблемах: жизнь и смерть, тайны бытия, существование загробного мира и судьбы и т.д.

Лермонтов использует довольно распространенный и простой размер написания – ямб. Для окраски и придания некоторым словам акцента, поэт чередует женскую и мужскую рифму и использует перекрестную рифмовку.

Образы и символы

Лирический герой рассказывает сон, где видит себя со стороны уже мертвым. Он лежит в жаркой пустыне, в долине Дагестана. Теряя сознание, он погружается в миражи: пир, вечер, родимая сторона. На этом балу, который так и светится огнями, происходит разговор юных девушек о лирическом герое. Но одна дама думает о своем и не ведет с ними беседу. Героине также снится сон: пустыня, долина Дагестана и лирический герой. Он уже был мертв, в его груди дымящаяся рана. Разделенные расстоянием молодые люди очутились рядом в последний час его жизни. К сожалению, этот час близости лишь демонстрирует им весь трагизм положения. Вместе со своей жизнью, он теряет свою любимую, она же теряет его. Оба во сне видят то, чего желают — друг друга. В этой мистической зарисовке есть важные символы, которые создают настроение стихотворения.

  1. Солнце – это символ жизни, которая покидает героя, но в то же время остается после него. Он уже умер, а лучи продолжают свою созидательную работу и щедро рассыпаются золотом по долинам. От его смерти в мире ничего не изменилось, и от осознания ненужности этой жертвы читатель начинает грустить.
  2. Свинец в груди – пуля, которая убила героя. Металл ассоциируется с могильным холодом, который уже коснулся крови умершего. Так его по капле покидает жизнь, унесенная метким выстрелом.
  3. Скалы и пустыни – печальный вид, вселяющий тоску. Это одинокое место контрастирует с суетой города и бала, где люди веселы и беспечны. Этот контраст очерчивает пропасть между поэтом и обществом. Он чувствует себя выжженной пустыней, думает о смерти, а его окружение беспечно веселится вдали от него, и лишь одна душа живет в унисон с героем – его избранница.

Темы и настроение

  1. Лермонтов продолжает свою тему одиночества: лирический герой, отчужденный от общества, от мира, один покидает свой родной край с высоко поднятой головой, не оборачиваясь назад. И только лишь душа его испытывает тоску по дому, по взаимопониманию, которое было возможно лишь с одной девушкой.
  2. Смерть – основная тема стихотворения. Поэт принимает ее в одиночестве, расставляя все на свои места: один он пришел в этот мир, один он его покидает. Автор напророчил себе насильственную смерть, ведь служил в горячей точке и каждый день рисковал собой. Как видно, он ни о чем не жалеет, уходя так рано, его лишь смутно тревожит та боль, что испытывает девушка, которая, быть может, все еще ждет его.
  3. Любовь. Она предстает в виде духовной близости людей, которая связывает их даже на расстоянии. Страсть приобретает таинственную волшебную силу и погружает девушку в сон, где провидение показывает ей участь возлюбленного.
  4. Природа обрамляет смерть лирического героя, становится яркой и весьма показательной декорацией. В острых скалах, сухом песке мы видим аскетизм и бесплодность пейзажа, которые невольно выдают характер самого поэта. В его душе при жизни были те же выжженные и бесприютные земли.
  5. Настроение в стихотворении печальное, грустное. Читателю остается лишь сожалеть об утрате и сочувствовать той девушке, которая не дождется героя, даже не узнает, где можно почтить его память. Он навсегда остается заложником своей внутренней пустыни, так и не впустив в нее любовь.

Основная идея

М. Ю. Лермонтов изобразил духовную связь между людьми, которая реализуется на уровне подсознания. Посредством сна влюбленные понимают, что им больше не увидеться на этом свете. Главная мысль автора – показать, что любовь побеждает смерть, возвышается над реальностью и находит способ воплотиться, пусть даже и во сне. Лирический герой не успел соединиться с родственной душой при жизни, он погибает одиноким и непонятым, но духовная близость с женщиной, которая думает о нем на балу, выходит за рамки действительности, оставляя героине последний прощальный привет.

Смысл этих строк – утверждение романтического идеала, ведь поэты в эпоху романтизма грезили об идеальном мире, по которому остается только томиться, ибо идеал недостижим. Сон – воплощение этой вечной мечты о гармонии и счастье. В нем влюбленные навек соединяются незримыми узами.

Средства художественной выразительности

Стихотворение наполнено средствами художественной выразительности. Они передают все одиночество лирического героя, и волнения его души.

Эпитеты: «полдневный жар», «желтые вершины», «грустный сон», «хладеющей струей».

Наводят одновременно страх и грусть некоторые метафоры, используемые автором: «Глубокая еще дымилась рана», «И в грустный сон душа ее младая / Бог знает чем была погружена», «Уступы скал теснилися кругом».

Автор: Виктория Арфано

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

подскажите историю создания стиха «Сон» м. ю. лермонтова!

Одним нажатием кнопки я нашла в Интернете интересные факты из статьи Владимира Сергеевича Соловьёва (Серебряный век)
«За несколько месяцев до роковой дуэли Лермонтов видел себя неподвижно лежащим на песке среди скал в горах Кавказа, с глубокою раной от пули в груди, и видящим в сонном видении близкую его сердцу, но отделенную тысячами верст женщину, видящую в сомнамбулическом состоянии его труп в той долине. — Тут из одного сна выходит, по крайней мере, три: 1) сон здорового Лермонтова, который видел себя самого смертельно раненным, — дело сравнительно обыкновенное, хотя, во всяком случае, это был сон в существенных чертах своих вещий, потому что через несколько месяцев после того, как это стихотворение было записано в тетради Лермонтова, поэт был действительно глубоко ранен пулею в грудь, действительно лежал на песке с открытою раной, и действительно уступы скал теснилися кругом. 2) Но, видя умирающего Лермонтова, здоровый Лермонтов видел вместе с тем и то, что снится умирающему Лермонтову:
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.. .
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Это уже достойно удивления. Я думаю, немногим из вас случалось, видя кого-нибудь во сне, видеть вместе с тем и тот сон, который видится этому вашему сонному видению. Но таким сном (2) дело не оканчивается, а является сон (3):
Но, в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчива одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена.

И снилась ей долина Дагестана,
Знакомый труп лежал в долине той,
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Лермонтов видел, значит, не только сон своего сна, но и тот сон, который снился сну его сна — сновидение в кубе.
Во всяком случае остается факт, что Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее. А та удивительная фантасмагория, которою увековечено это видение в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии и, я думаю, могла быть созданием только потомка вещего чародея и прорицателя, исчезнувшего в царстве фей. Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений переданный ему гений».

otvet.mail.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс

Произведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее, в произведениях М.Ю. Лермонтова, мистицизм не наблюдался.

Стихотворение «Сон», наполнено трагизмом, лирикой и мистикой. В нем, как и во многих творениях М.Ю. Лермонтова, раскрывается тема отчужденного героя и его внутреннего мира, который покидает мир живых, в одиночестве. Не понятно, почему он один? Если это солдат, то где его сослуживцы? Напрашивается мысль о мести, или дуэли. К сожалению, этот вопрос остался без ответа.

Стихотворение «Сон» нельзя назвать обычным, или заурядным произведением. Несмотря на то, что сцена смерти описывается всего в нескольких предложениях, и автор не использует возвышенных слов, читателю передаётся детальное представление о происходящем. Из первых строк, становится понятно, что умирающий находился в долине, среди гор, не по своему желанию. На это размышление, читателя наталкивает враждебный пейзаж: жгуче солнце, нагромождение скал, горячий песок. Все это вызывает муку у главного героя.

В произведение описан медленный переход от жизни к смерти. Тема сна, наиболее сильно раскрывает его. Человек ещё жив, но медленно душа покидает его тело. Можно почувствовать, как горечь и тоска, медленно и необратимо поглощает ещё живое сознание человека. Возникает ощущение, что главный герой не видит сон, а это его душа устремилась в родные края, что бы в последний раз увидеть родных и близких людей.

Вторая часть стихотворения начинается достаточно позитивно. В ней описан пир, на котором присутствуют девушки. Они веселы и ведут разговоры о главном герое. Но есть одна которая не весела. Её душа погружена в сон, практически полностью повторяющий первую часть стихотворения. Только видит она не умирающего, а труп.

В произведении отражена связь двух людей, мысли их переплетаются. Возможно эта девушка возлюбленная главного героя, или сестра, которая знает где он находится, и предвидит беду. Именно поэтому не участвует в веселых разговорах с другими девушками. Одиночество умирающего отходит, в этот миг он не один. Она рядом, хотя и далеко. Из стихотворения ясно, что эта девушка очень дорога умирающему, так как в последние минуты своей жизни, он тянется именно к ней.

Повтор одной и той же картины, в начале и в завершении – придаёт произведению законченность. Читателю ясно — благополучный исход не возможен, все определено. Никто не придёт и не спасёт главного героя. Девушка и юноша никогда больше не встретятся.

Анализ стихотворения Сон Лермонтова

Многие стихотворения Михаила Лермонтова окутаны ореолом трагичности и писимизма. Почти все стихотворения были  построены, но основе этих чувств, где они являлись основной темой и мыслю произведения. Так же стоить учитывать еще один характер творчества Лермонтова, который относиться к способности поэта предчувствовать грядущие события, как к примеру свою смерть. Все эти качества можно наглядно рассмотреть в одном из последних произведений писателя, под названием « Сон ». В этом стихе идет повествование, о лирическом герое который видит себя в качестве убитого трупа. Но помимо этого есть видимая параллель между ним и некой невесты, который видится сон, где герой лежит убитый в долине Дагестана.

В этом непростом произведение Лермонтова, ощущается особая грусть, основанная на предчувствие скорой гибели и особенно ее детализации. Автор очень подробно описывает происходящее и не скрывает прямого отношения к самому себе. И это создает такой особый эффект, от которого мы проникаемся сожалением о погибшем персонаже. Помимо всего в первой части стихотворения, присутствуют множество элементов сопутствующие развитию чувства одиночества. Это особо прослеживается в природной обстановке, как например жаркая погода, и пустынный песок, и посреди пустыни лежит одинокий труп. Вокруг него нет, переживающих утрату, друзей или родственников, да и само место далеко от родного дома. Все говорит о некой сиротливости и одиночестве лирического героя. Вторая часть стихотворения ведает нам о том, как спящий мертвым сном герой видит в родном краю, пиршество на котором одна из многих видит неравнодушного ей человека, убитого в долине. Эта часть особо добавляет трагизма в стихотворение, так как создается как бы духовная связь между двумя людьми и один из них чувствует смерть ближнего. Тем более обстановка, соответствует празднику, где все веселятся под мирным небом, и они говорят о том, кто уже погиб. Такое соотношение контраста трудно не заметить.

Обобщая вышенаписанное, хочется сказать относительно стихотворения, что оно очень глубокое и лирическое. А прямая связь с гибелью Лермонтова и сюжетом произведения, придает особую загадку. В этом произведение очевиден итог всей  жизни писателя. Стих мне очень понравился.

Вариант №3

Стихотворение «Сон» М. Ю. Лермонтов написал в 1841 году незадолго до своей смерти. Поэт предчувствовал свою трагическую гибель и отождествлял себя с лирическим героем произведения. Этот факт неудивителен, ведь поэт и до этого писал стихотворения, которые можно счесть пророческими.

Героем стихотворения является человек, лежащий в долине Дагестана с простреленной грудью. По тому, как героя угнетает пейзаж, становится ясно, что в этом месте он оказался не по своей воле. Здесь прослеживается параллель с судьбой автора: на момент написания произведения М. Ю. Лермонтов пребывал в ссылке на Кавказе.

Герой умирает, и в последние минуты жизни ему видится сон о родных землях. Лирическому герою снится пышный вечерний пир, где о нем непринужденно говорят молодые девушки. Эта част произведения резко контрастирует с образами, описанными в начале.

Однако одна из девушек не наслаждается празднеством. Она погружена в тревожный сон, в котором видит смерть своего возлюбленного в Дагестане.

Повторение одного и того же образа в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию произведения, укрепляя в читателях осознание безнадежности и трагичности описанной ситуации.

Стихотворение «Сон», как и большинство произведений автора, пронизано чувством одиночества. Герой умирает один, возле него ни души, неизвестно, почему его оставили в предсмертные минуты. А его любимая осталась вдовой, не успев стать женой.

Однако в образе невинной девушки, потерявшей любимого, можно увидеть несбыточную мечту самого автора. М. Ю. Лермонтов всю жизнь остро страдал от одиночества и непонимания окружающих, поэтому можно предположить, что поэт хотел искренней и чистой любви. В отличие от героя стихотворения, которого в родных краях ждала невеста, поэт был никому не нужен.

10 класс кратко, по плану, Тема идея

Картинка к стихотворению Сон

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пастернака Гамлет

    Великолепное сочинение Гамлет, к которому Б.Л.Пастернак вложил особое философское значение. Это стихотворение изложено от первого лица, а героем романа Юрием Живаго, который умирает, но утверждает бессмертность духа и человеческой

  • Анализ стихотворения Апухтина Поселок

    Стихотворение А. Н. Апухтина «Проселок» — это произведение, благодаря которому можно понять душу автора, его внутренний мир. Искренние чувства заложены в каждой строке. Его переживания связаны со светлыми воспоминаниями о прошлом.

  • Анализ стихотворения Фета Ива и березы

    Творчество Фета можно разделить на два периода. Сначала это были лёгкие, милые, беззаботные стихотворения. Тем не менее, сильные и прекрасные. Они заслуживают внимания и из них можно почерпнуть многое. Но потом в поэзию Фета

  • Анализ стихотворения Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива

    Прекрасный русский поэт, который создал множество незабываемых произведений, которые популярны и по сей день. С первых строк, читателю становится понятным, что речь идет о безмерной любви к русской природе, а это значит,

  • Анализ стихотворения Пастернака Сирень

    Сирень – белая, аметистовая, лиловая – образ, любимый поэтами Серебряного века! Особое место занимает она и в творчестве Бориса Пастернака. Образ благоухающего нежно-сиреневого цветочного облака не мог оставить равнодушным

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Сон 10 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение «Сон» в 1841 году. Критики считают, что именно это произведение стоит относить к позднему творчеству того периода, так как стихотворение было написано в самые поздние года. Это стихотворение было написано не просто так. Ведь Лермонтов в последние года жизни своей, о чем даже не подозревал, но как будто бы интуитивно все же предчувствовал что-то вроде этого.

Произведение было написано потому, что друг Лермонтова, Одоевский, подарил своему приятелю – Михаилу Юрьевичу, записную книжку для записей, и сказал, чтобы он все страницы ее исписал стихами своими. Он так рассчитывал поддержать Лермонтова, но совсем даже не мог подумать, что своего друга видит в самый последний раз в жизни его. Ведь вскоре после этого прекрасный и талантливый человек, Михаил Лермонтов, умер на дуэли.

Стихотворение «Сон» написано как будто бы не просто так. Оно сразу же, как бы выделяется из рядов других произведений поэта. Ведь, когда поэт писал это произведение, он думал о том, что больше никогда не будет писать свои стихотворения и просто произведения. Он также, понимал, что его не даром выслали в ссылку, так как частенько его мысли в своих произведениях не были такие, которые могут угодить царю. А именно – они были свободолюбивы, и даже слишком, и противоречили общим правилам. Именно потому, он также, даже знал, что будет вынужден после всего – вскоре выйти в отставку.

В произведении «Сон» все эти эмоции написано, только немного в переносном виде. В произведение сюжет весьма необычен. Лермонтов как бы описывает в своем главном лирическом герое – себя самого. Он как бы находится снова дома – в спокойствии и уюте, там – где всегда хорошо и надежно. Там же находятся и девушки, барышни, которые в восхищении от этого человека. И тут одна из них, видит этого лирического героя вовсе не в гостиной красивой, а на улице, а если быть вернее – то в пустыне жаркой, где тот одинокий лежит на земле, на песке, убитый, не живой и не дышащий. Это пугает девушку, хотя и кажется странным, ведь это как предзнаменование к плохому в жизни самого Лермонтова.

Литературный анализ

Произведение относится по жанровой направленности к философской любовной лирике с элементами мистики, рассматривающей в качестве основной темы стихотворения фатальное завершение жизни в виде смерти.

Композиционная структура произведения представляет собой две зеркальные части, неравные по количеству строф: первая содержит две строфы, вторая – три, своеобразно закольцованных между собой. Стихотворным размером произведения поэт выбирает пятистопный ямб в сочетании с перекрестной рифмовкой и чередованием женской и мужской рифмы, придающих определенную окраску стихотворения.

Повествование в произведении ведется от имени лирического героя, представленного поэтом в образе смертельно раненого молодого человека, проводящего последние минуты своей жизни. Тематика стихотворения затрагивает многочисленные вопросы, касающиеся человеческого одиночества, страха смерти, отношения человека к окружающей природе, а также вечной любви, представляющейся поэту как духовная близость людей, связывающей их через расстояния.

В первой части стихотворения изображается печальная картина гибели юноши в неприятном для него месте в районе кавказских гор, оказывающегося во власти вечного сна и видящего прекрасный сон. Вторая часть произведения является описанием родных мест лирического героя и его друзей, не знающих о его смерти, весело проводящих время. Одна лишь юная девушка, задумавшись, предчувствует случившуюся беду с юношей и как будто во сне видит мертвое тело лирического героя.

В качестве средств художественной выразительности в стихотворении применяются тропы в форме разнообразных эпитетов и многочисленных метафор, передающих волнительное состояние одиночества души лирического героя, отражающее его грустное настроение и ощущение страха перед наступлением смерти.

Кроме того, в стихотворении поэтом используются несколько ярких символов, отражающих настроение лирического героя, в виде солнца, символа жизненного существования, покидающего героя, свинца в груди, ставшего причиной смерти и ассоциирующего могильный холод, а также скал и пустынь, передающих тоскливое, печальное состояние героя, контрастирующее с весельем и беспечностью.

С точки зрения многих исследователей лермонтовского творчества стихотворение относится к нестандартным, нетипичным формам произведений поэта, поскольку его содержание включает в себя элементы мистицизма и фатализма в форме предсказаний поэта с точными мельчайшими подробностями собственной скорой кончины. Именно поэтому некоторые литературоведы склонны предполагать наличие у поэта предвидения будущих событий, пророческого дара.

Повествовательное настроение стихотворения является печальным и имеет оттенки грусти, тоски, но при этом поэту удается передать в качестве ключевой мысли победу любви над смертью, возвышая прекрасное чувство в реальной действительности посредством погружения в сновидения.

Вариант 3

Стихотворение было написано в 1841 году, на то время Михаил Лермонтов находился в ссылке на Кавказе. Стихотворение было одним из последних работ поэта. Лермонтов как будто чувствовал свою скорую смерть, что для него неудивительно, ведь он иногда писал пророческие стихотворения. Таким как раз оказалось стихотворение «сон». Поэт поразил тем, как точно описал свою смерть.

Говоря об образе девушки, которая видела сон, таким образом автор сгущает краски, придает реальности. В стихотворении нет скрытых смыслов, поэт как будто описывает то, что видел в своем видении о своей судьбе. Стихотворение окунает читателя в мистический мир, но ни одно слово не выдает этого. Стихотворение априори является предсказанием.

Перед отъездом поэта его друг, Владимир Одоевский, подарил ему записную книжку. Одоевский, видимо, хотел поддержать друга, так как сказал, что поэт должен по возвращении привезти книжку, полную стихов. После того, как погиб Михаил Юрьевич Лермонтов, эту записную книжку нашли, именно в ней было то самое стихотворение, которое являлось фатальным. Существует мнение о том, что поэт прекрасно знал свою смерть и менять ничего не собирался, он был решимым человеком, принципиальным, он понимал, что ничего не изменить, на его взгляд это было даже низко. Когда был день его дуэли, Лермонтов поднял свое оружие к небу, принимая судьбу такой, какая она есть. Так и стало явью стихотворение.

Надо сказать о том, что стихотворение немного не свойственно Лермонтову. Так считают многие люди, которые специализируются по его литературе. Стихотворения поэта обычно окутаны романтизмом, именно в этом стиле он писал, но одно из его последних стихотворений поразили читателей. Мистика, тема судьбы, гибели-кредо стихотворения. В стихотворении присутствует также образ любви, ведь именно одна девушка, которая по-настоящему любила лирического героя, увидела его, две эти реальности отражали друг друга, они параллельны. Быть может, Лермонтов хотел такой любви, ведь только перед смертью, в своем стихотворении он смог ее увидеть.

10 класс

Анализ стихотворения Сон по плану

Сон

Возможно вам будет интересно

sochinite.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Сон сочинения и текст

Стихотворение «Сон» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году, совсем незадолго до своей смерти. Удивительно, но в нём и впрямь описываются действия, связанные с трагической судьбой поэта. Предтечей всему этому было разочарование в себе. Жизнь в какой-то мере катилась к закату. Наверное, простым читателям всё это невдомёк, а вот Михаил Лермонтов – наверняка осознавал то, что скоро его не станет. Именно поэтому стихотворение «Сон» отражает параллель жизни поэта с написанными им строками.

Долина Дагестана, главный герой – смертельно ранен и проводит свой последний остаток жизни. Ему не нравится пейзаж, он не привык здесь находиться и всё это его страстно мучает, к тому же он совсем один. На последнем дыхании, ему снится сон, увенчанный красотой и радостью. Это вечерний пир, причём в родных местах. Там юные жёны ведут весёлый разговор, касающийся его самого.

Но в это же время, на том самом пиру, сидит девушка, явно без праздничного настроения, которая погружена в собственный сон. Он грустный, и это сразу наводит автора на печаль. Она видит труп знакомого в долине Дагестана, а из груди у него сочится кровь. Очевидные события происходящего напрашиваются сами собой, и что тут скажешь. Михаил Лермонтов в этом стихотворении предвосхитил мечту, а она же на самом деле оказалась роковой для него самого.

Анализ «Сон» Лермонтова М.Ю.

За свою недолгую творческую карьеру Михаил Лермонтов сочинил очень много интересных произведений. В них он высмеивал свое окружение, выступал против самодержавия и тирании, делился своими сокровенными желаниями, воспевал красоту окружающего мира. В 1841 году поэт написал стихотворение «Сон», оно относится к позднему творческому периоду литератора и появилось незадолго до его смерти. Михаил Юрьевич как раз пребывал во второй ссылке на Кавказе и словно предчувствовал свою гибель.

Содержание стихотворения «Сон»

Лермонтов (анализ произведения подтверждает его фатальность) во всех красках описал свою смерть. Незадолго до дуэли поэт встречался со своим другом Владимиром Одоевским, и тот ему подарил красивую записную книжку, приказав вернуть ее, исписанную стихами. Таким образом он хотел поддержать писателя, укрепить его веру в собственные силы. Михаил Юрьевич как будто спешил выполнить просьбу товарища, он писал стихи в ускоренном режиме.

Анализ «Сна» Лермонтова показывает, насколько ему было больно и одиноко. В этот период поэт в основном писал саркастичные и острые стихотворения, в которых негативно отзывался о царском режиме. Михаил Юрьевич понимал, что на военной карьере придется поставить крест, но и как писателю ему не дадут проявить себя. Данное произведение выделяется среди остальных неприкрытой горечью, обидой и страданиями, которые переживал в то время М.Ю. Лермонтов.

«Сон» — трагичное лирическое стихотворение, в нем главный герой лежит в жаркой дагестанской долине с пулей в груди. Жизнь потихоньку уходит из его тела, и вот человек, теряя сознание, видит необычный сон. Герою чудится, будто он дома, на одном из светских приемов, где прекрасные девушки радостно обсуждают его персону и лишь одна из них не участвует в беседе, а погрузившись в сон, видит картину, где его труп лежит в солнечной долине Дагестана.

Совпадение или пророческий дар?

Анализ «Сна» Лермонтова заставляет задуматься, знал ли о своей скорой гибели автор или же его стих посвящен неизвестному солдату. Многие современники поэта утверждали, что поэт имел пророческий дар, время от времени он ронял какие-то странные фразы, которые в будущем сбывались. «Сон» является отнюдь не единственным произведением, в котором писатель зарифмовал предсказания о своей судьбе. Возможно, Михаил Юрьевич действительно мог заглянуть в потусторонний мир, не зря же его привлекало все мистическое, необычное, литератор очень трепетно относился к приметам и знакам судьбы.

Анализ «Сна» Лермонтова показывает, что автор в подробностях описал собственную смерть, приукрасив лишь момент с девушкой, которая ждала его дома. В действительности он никому не был нужен, кроме старенькой бабушки и нескольких друзей, которые его поддерживали. Михаил Юрьевич, видимо, хотел выдать вымысел за действительность, поэтому и написал лирическое отступление со сном-видением незнакомки. Анализ «Сна» Лермонтова позволяет понять, что автор смирился со своей судьбой и спокойно смотрит смерти в лицо. Он красочно описал в стихе собственную участь, не указав лишь имени.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Сон»

«Сон» был написан Михаилом Юрьевичем во время второй ссылки на Кавказ в 1841 году. Лермонтов не раз писал стихотворения, предсказывающие будущее. Его друзья отмечали, что поэт мог в компании друзей сказать какую-нибудь фразу, которой никто не придавал значения, а она вскоре сбывалась. Лермонтов действительно обладал неким даром ясновидения. Вот и «Сон» он написал в предчувствии скорой гибели.

Поэт каким-то образом видел, как именно он умрет. В стихотворении он пишет, что лирический герой лежит в долине Дагестана. У него в груди рана, из которой сочится кровь. Как известно, Лермонтов погиб во время дуэли от выстрела. Остается загадкой как он мог с такой точностью предвидеть свою смерть.

Основной особенностью построения стихотворения является кольцевая композиция. Вначале лирический герой погружается как бы в сон. На самом деле он умирает. В этом сне он видит, как возвращается домой, где молодые женщины обсуждают его персону. Среди них есть девушка, которая тоже уснула и в своем сне видит, как лежит на земле тело ее возлюбленного. Получается сон во сне.

На самом деле это были всего лишь мечты Лермонтова, так как у него не было возлюбленной, которая ждала бы его дома. Но поэт всегда об этом мечтал. Размер стихотворения «Сон» можно определить как пятистопный ямб. Лермонтов при написании использовал перекрестную рифму. Стихотворение написано в несвойственной Михаилу Юрьевичу манере, оно полностью пронизано мистицизмом и фатализмом.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Сон»

Произведения, созданные М.Ю.Лермонтовым за тридцать лет его творчества, включают в себя не только прославление бородинской победы и любовь к отчизне; в них он говорит о свободе, о судьбе поколений, о назначении поэта, о бессмысленных кровопролитиях, поисках истины. А между этими стихами мелькают острые эпиграммы, стихотворные шутки, добрые стихи о любви, и рассказы о самой заветной мечте – о преодолении одиночества.
Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль, вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы, Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто предвидел приближающую к нему смерть, он пишет несколько последних стихотворений. Таким, например, было и произведение «Сон».
Оно не описывает биографических событий из жизни Лермонтова, а рассказывает о его настроениях на языке поэтических образов. Это как будто взгляд автора в свою собственную судьбу. Но с уверенностью можно сказать, что основной идеей произведения стала главная мечта автора — обретение душевной гармонии и истинной любви.
Стихотворение «Сон» можно разделить на две части. В первой части мы видим пейзажное изображение юга Дагестана:

«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я…
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины…»

Т.е. автор рисует суровый и тягостный пейзаж, выступающий как враждебная, убивающая сила. Каменные скалы окружают умирающего героя подобно тюремным стенам.

Вторая часть начинается описанием пира, явившегося герою во сне:

«И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж южных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне».

Наряду с главным героем стихотворения, находящегося на грани жизни и смерти и погруженного в небытие, во второй части автор изображает его любимую женщину, предчувствующую смерть героя:

«Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена…»

Стихотворение «Сон» построено довольно сложно. Оно имеет зеркальную композицию: сначала герой видит во сне героиню, а затем героиня, которую герой видит во сне, видит сон о нем:

«И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей».

Таким образом, автор показывает нам сюжет произведения два раза – с точки зрения героя и с точки зрения героини.

Б.М. Эйхенбаум, исследуя жанровое своеобразие лермонтовского «Сна», назвал его построение зеркальным: «Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…».
Лермонтов в своем стихотворении завершает образ идеальной любви, оказавшейся провидческой. Именно эта любовь, которую лишь в смертельном сне, но все-таки успел увидеть главный герой, заставляет по-другому взглянуть на смерть, она уже не представляется для героя такой трагичной.
Это стихотворение открывает путь простому прямому слову, точно передающему состояние души, без всяких прикрас и масок.

«Сон» М.Лермонтов

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Анализ стихотворения Лермонтова «Сон»

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.

Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова. оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

«Сон», анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

Сон в жизни человека играет немаловажную роль: во сне человек отдыхает. Однако сновидения всегда отличались мистическим смыслом, так как часто предвещали приятные или, наоборот, трагические события. Неслучайно он стал использоваться писателями в качестве особого жанра, когда именно с помощью сна герой произведения получал своеобразное предупреждение (как Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ) или мог увидеть будущее (четвертый сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»).

Сон мог стать самостоятельным литературным произведением, например, пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» или комедия Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В лирике подчас сон превращается в мистическое предсказание, как и случилось в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Сон». написанном в 1841 году незадолго до роковой дуэли.

Это сейчас, когда почти каждый ценитель русской поэзии имеет представление о судьбе молодого русского поэта «с русскою душой», стихотворение «Сон» может показаться предсказанием собственной гибели. Но тогда, в 1841 году, никому бы не пришло в голову проводить параллель с судьбой главного героя «Сна», лежащего «в полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди» .

Стихотворение состоит из двух частей. В первой части смертельно раненный герой видит как будто со стороны свое тело, из которого вместе с кровью, сочившейся из раны, медленно уходит жизнь. Очевидно, этот человек изначально оказался здесь, в Дагестане, не по своей воле. На эту мысль наводит пейзаж, явно враждебный герою: и нагромождение острых скал, и горячий песок, и жгучее солнце – все доставляет мучения умирающему юноше.

Кроме того, герой лежит один (это слово – одно из самых распространенных в творчестве Лермонтова), и непонятно, почему он остался в одиночестве. Если это раненый солдат, то где его сослуживцы? Приходит на ум мысль о мести, и ответ на вопрос, кто смертельно ранил героя, так и остается без ответа.

Вторая часть начинается, на удивление, слишком уж радостно. И хотя это и есть сам сон, но в нем и пир, «сияющий огнями». и юные жены, «увенчанные цветами». и «веселый разговор». который они вели о герое. Только вот одна из них сидела задумчивая – это подчеркнуто антитезой с помощью союза «НО».

Душа героини тоже погружена в «грустный сон». почти дословно повторяющий уже виденную в начале стихотворения картину: теперь это уже труп, лежащий в долине Дагестана с дымящейся в груди раной. Состояние героини больше напоминает транс, однако в художественном смысле – это предвидение, предчувствие. Ведь только любящая женщина может чувствовать состояние своего возлюбленного.

Повторение одной и той же картины в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию, также носящую название «художественного обрамления». Это придает произведению законченность, оставляя читателя без всякой надежды на благополучный исход.

Интересно, что слово «сон» может иметь разные значения: «сновидение», «мечта», «видение». В первой части стихотворения сон героя больше напоминает переход в другую реальность, пограничное состояние между жизнью и смертью, в котором оказывается умирающий юноша. И хотя чаще предсмертные видения больше напоминают пленку, которая с бешеной быстротой раскручивается в обратную сторону, неспешный размер стиха настраивает читателя на совсем иной лад.

Последняя часть стихотворения больше напоминает мечту, к которой стремится герой. Судя по обстоятельствам жизни самого Михаила Юрьевича, трудно представить себе, как где-то далеко его ждет любимая девушка. Но в том и заключается сила художественного слова, что поэт подчас волен выдавать желаемое за действительное.
Таким образом, несмотря на мистицизм (многие современники усматривали в нем предсказание собственной гибели поэта), это стихотворение можно отнести к излюбленной теме Лермонтова – одиночеству. Каждый из героев в итоге остается один: юноша умирает в одиночестве, а любимая остается вдовой, даже не став женой.

Один из известнейших русских литературоведов, Б.М. Эйхенбаум, определяя жанровое своеобразие «Сна» М. Лермонтова, назвал его композицию зеркальной: «Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…». Точнее, действительно, не скажешь.

Послушать стихотворение Лермонтова Сон

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сон

ostihe.ru

«Сон», анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова

Сон в жизни человека играет немаловажную роль: во сне человек отдыхает. Однако сновидения всегда отличались мистическим смыслом, так как часто предвещали приятные или, наоборот, трагические события. Неслучайно он стал использоваться писателями в качестве особого жанра, когда именно с помощью сна герой произведения получал своеобразное предупреждение (как Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») или мог увидеть будущее (четвертый сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»).

Сон мог стать самостоятельным литературным произведением, например, пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона «Жизнь есть сон» или комедия Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». В лирике подчас сон превращается в мистическое предсказание, как и случилось в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Сон», написанном в 1841 году незадолго до роковой дуэли.

Это  сейчас, когда почти каждый ценитель русской поэзии имеет представление о судьбе молодого русского поэта «с русскою душой», стихотворение «Сон» может показаться предсказанием собственной гибели. Но тогда, в 1841 году, никому бы не пришло в голову проводить параллель с судьбой главного героя «Сна», лежащего «в полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди».

Стихотворение состоит из двух частей. В первой части смертельно раненный герой видит как будто со стороны свое тело, из которого вместе с кровью, сочившейся из раны, медленно уходит жизнь. Очевидно, этот человек изначально оказался здесь, в Дагестане, не по своей воле. На эту мысль наводит пейзаж, явно враждебный герою: и нагромождение острых скал, и горячий песок, и жгучее солнце – все доставляет мучения умирающему юноше.

Кроме того, герой лежит один (это слово – одно из самых распространенных в творчестве Лермонтова), и непонятно, почему он остался в одиночестве. Если это раненый солдат, то где его сослуживцы? Приходит на ум мысль о мести, и ответ на вопрос, кто смертельно ранил героя, так и остается без ответа.

Вторая часть начинается, на удивление, слишком уж радостно. И хотя это и есть сам сон, но в нем и пир, «сияющий огнями», и юные жены, «увенчанные цветами», и «веселый разговор», который они вели о герое. Только вот одна из них сидела задумчивая – это подчеркнуто антитезой с помощью союза «НО».

Душа героини тоже погружена в «грустный сон», почти дословно повторяющий уже виденную в начале стихотворения картину: теперь это уже труп, лежащий в долине Дагестана с дымящейся в груди раной. Состояние героини больше напоминает транс, однако в художественном смысле – это предвидение, предчувствие. Ведь только любящая женщина может чувствовать состояние своего возлюбленного.

Повторение одной и той же картины в начале и в конце стихотворения создает кольцевую композицию, также носящую название «художественного обрамления». Это придает произведению законченность, оставляя читателя без всякой надежды на благополучный исход.

Интересно, что слово «сон» может иметь разные значения: «сновидение»,  «мечта», «видение». В первой части стихотворения сон героя больше напоминает переход в другую реальность, пограничное состояние между жизнью и смертью, в котором оказывается умирающий юноша. И хотя чаще предсмертные видения больше напоминают пленку, которая с бешеной быстротой раскручивается в обратную сторону, неспешный размер стиха настраивает читателя на совсем иной лад.

Последняя часть стихотворения больше напоминает мечту, к которой стремится герой. Судя по обстоятельствам жизни самого Михаила Юрьевича, трудно представить себе, как где-то далеко его ждет любимая девушка. Но в том и заключается сила художественного слова, что поэт подчас волен выдавать желаемое за действительное.
Таким образом, несмотря на мистицизм (многие современники усматривали в нем предсказание собственной гибели поэта), это стихотворение можно отнести к излюбленной теме Лермонтова – одиночеству. Каждый из героев в итоге остается один: юноша умирает в одиночестве, а любимая остается вдовой, даже не став женой.

Один из известнейших русских литературоведов, Б.М. Эйхенбаум, определяя жанровое своеобразие «Сна» М. Лермонтова, назвал его композицию зеркальной: «Сон героя и сон героини – это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них…». Точнее, действительно, не скажешь.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова

  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова

  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Сон(Лермонтов)»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

goldlit.ru

Сон Лермонтов

Большая часть произведений Михаила Юрьевича Лермонтова посвящена любви к Родине, восславлению народного подвига, поиску истины и роли поэта в сложном мире. Однако среди них можно видеть стихотворения, основной темой которых является одиночество, поиск любви, взаимности. К одному из таких произведений относят стихотворение «Сон», написанное поэтом во время его второй ссылки на Кавказ, в 1841 году.

«Сон» написан Лермонтовым в тот период его жизни, когда поэта терзали сомнения о собственном будущем. Как офицер Российской армии, он понимал, что после второй ссылки, его карьере пришёл конец. В этом направлении его ждала отставка. Как поэт он боялся не состояться. Те отношения, которые сложились у Михаила Юрьевича с режимной властью, давали основания полагать, что его вовсе не допустят к печати. Остроты и сарказм, с которым писались стихи не вытерпели бы никакой цензуры.

Анализ содержания произведения

Особенностью стихотворения является то, что в нем описываются две реальности. В одной события происходят в жаркий полдень, в Дагестане. Именно там находится человек, получивший смертельную рану, чувствующий, как жизнь покидает его. Особый акцент Михаил Юрьевич делает на то, что герой в последние минуты остался один. Пейзаж, окружающий лирического героя, описан автором как враждебный:

горячий песок долины;

голые, неприступные скалы с желтыми вершинами, которые окружают героя как тюремные стены;

палящее солнце, выжигающее все в округе.

Во второй реальности, описываемой Лермонтовым, действие происходит прохладным вечером, в родных краях. При этом автор отмечает веселую обстановку пира, красивых молодых девушек, украшенных цветами, и разговор, основной темой которого является сам герой. В этих словах отражены мечты поэта о возвращении домой. Со свойственным творческим людям романтизмом автор описывает то, о чем мечтал — многочисленные друзья, любимая женщина, возвращение в отчий дом. На самом деле, кроме пожилой бабушки и небольшого количества друзей, которые искренне верили в его талант и поддерживали поэта, на родине Лермонтова никто не ждал.

В четвертой строфе автор использует зеркальную композицию, описывая образ возлюбленной лирического героя, которая сидит в отдалении, одна. Душа ее погружена в сон, в котором она видит молодого человека, умирающего в далеком Дагестане. Описание одних и тех же событий в первой и последней строфах стихотворения не оставляет читателю возможности размышлять об итоге. Концовка однозначна — герой умирает.

Тема одиночества в творчестве Лермонтова

Мотив одиночества просматривается в лирике Михаила Юрьевича на протяжении всей жизни. Многочисленные исследователи связывают это с особенностями биографии поэта. С раннего детства он находился в определенной изоляции. Его мать рано ушла из жизни, взаимоотношения с отцом у маленького Миши не сложились. Воспитывала мальчика бабушка, которая, хоть и вложила в него всю любовь и заботу, так и не смогла заменить родительского тепла. Кроме того, мальчик долго и тяжело болел. Для восстановления здоровья он большую часть времени проводил в горах. Долгие прогулки по одиноким склонам навевали на юного Михаила чувство глубокой тоски.

Чувство одиночества становится привычным поэту. Однако он не может не чувствовать себя особенным. Лермонтов понимает, что именно поэтический дар делает его таковым, в творчестве находит он утешение и отдушину. Время юношеских стремлений, бурных эмоций и мечтаний для поэта проходит в осознании того, что мечты тщетны, он одинок в обществе, среди таких же людей. Соотечественники отмечали, что Михаил Юрьевич был на редкость прямолинейным, скрытным человеком, держался обособленно, за что многие его ненавидели. Во многих произведениях автор противопоставляет лирического героя обществу с его пороками и страстями.

Личная жизнь также не стала утешением. Его любовь не раз была предана. Варвара Лопухина, чей образ нашел отражение во многих произведениях поэта, связала себя брачными узами с другим. Другие возлюбленные лишь играли его чувствами и изменяли. Именно поэтому любовная лирика молодого автора пронизана чувством одиночества и обреченности. Лермонтов признавал, что любовные отношения его разрушают. Исследователи его творчества отмечают, что в отношениях Михаил Юрьевич любил не сам объект вожделения, а те эмоции, которые испытывал он сам. Поэт наслаждался чувствами, но был твердо уверен в том, что они обречены.

Мистические предсказания

Стихотворение «Сон» часто относят к предсказаниям, сделанным Лермонтовым о собственной судьбе и судьбе России. Перед поездкой на Кавказ, во вторую ссылку, поэт получил от своего друга, Владимира Одоевского, блокнот и наставления заполнить его полностью стихами. Таким образом близкие люди пытались поддержать автора, укрепить веру в свой талант. Михаил Юрьевич старательно выполнял пожелания друга. Уже после гибели поэта блокнот был прочитан, в нем и было обнаружено мистическое предсказание под названием «Сон».

От стихотворения веет фатализмом. Лермонтов не верил, что по возвращении с Кавказа сможет продолжать воинскую службу. Он понимал, что карьера на этом окончена. Кроме того, поэт искренне считал, что стихотворения, написанные в период ссылки опубликованы не будут, поэтому вложил в них всю искренность и сарказм. Его взаимоотношения с правительством и открытое противостояние царскому режиму становились непреодолимой преградой на пути к развитию. Данная версия принадлежит скептикам.

Однако есть и иная версия, мистическая. Многие современники отмечали удивительное совпадение, которое состояло в том, что неосторожно сказанные Лермонтовым слова имели свойство сбываться. Поскольку стихотворение «Сон» отличается по стилю и композиции от других, занесенных в поэтические тетради, его относят к предсказанию собственной гибели, сделанному поэтом. Ведь стихотворение является точным описанием того, что произошло 15 июля 1841 года в Пятигорске.

Даже поведение Лермонтова на той дуэли свидетельствовало о том, что поэт смирился со смертью. Ведь имея возможность первого выстрела, он выстрелил в воздух. Мартынов также не собирался стрелять на поражение, однако роковая случайность все же привела к смерти поэта. По одной из версий причиной стала простая женская заколка для волос, случайно подобранная Лермонтовым и спрятанная в карман. Мартынов целился в бедро поэту, но пуля попала непосредственно в заколку, срикошетила и ушла вверх, поразив сердце. Таким образом, многие современники и исследователи отмечают определенный фатализм в непродолжительной жизни поэта.

Написанию стихотворения «Сон» предшествовало «Предсказание». В 1830 году поэт написал мистические строки, с точностью описывающие события 1917 года. Яркие образы, описанные Лермонтовым, воплотились в жизнь во время революции. Здесь и падение короны с глав правителей, и народная любовь, которая оставила царей в тот же день, и кровавые события Гражданской войны. В образе «мощного человека», который придет вместе с тем черным годом, многие узнают Владимира Ильича Ленина. Лермонтов делает акцент на плаще и «высоком челе» вождя, которые узнаваемы потомками по многим памятникам.

Тема сна

Для многих людей сон является возможностью отдохнуть, восстановить силы после тяжелых событий или длительной болезни. Однако такие писатели, как Вильям Шекспир или Педро Кальдерон придают сновидениям особый, порой мистический, смысл. Для Михаила Юрьевича Лермонтова сон предстает в нескольких вариантах. Особенно явно это представлено в стихотворении, написанном незадолго до гибели.

Здесь понятие сна представляется в трех разных значениях. Для умирающего лирического героя Лермонтов словом «сон» выражает состояние умирающего человека. Он находится в забытье, на грани жизни и смерти. При этом она видит другой сон, в котором его родные и близкие живы и здоровы, веселятся на вечернем пиру и говорят именно о нем. Это дает герою возможность надеяться на то, что он не забыт, его многочисленные друзья помнят его, что он не одинок. Хотя, в самом начале стихотворения поэт делает акцент на то, что лирический герой один среди неприветливых гор.

В третьей ипостаси Лермонтов рассматривает сон как состояние души девушки, которая вдруг почувствовала смерть своего возлюбленного. Именно поэтому в эту минуту она не ведет светской беседы, а сидит чуть поодаль, одна.

Критики отмечали такую особенность данного стихотворения, как зеркальность сна. Сон лирического героя в далекой жаркой пустыне и душевный сон девушки позволяют им в одну минуту взглянуть друг на друга, почувствовать свою любовь. Таким образом, автор оставляет надежду на то, что он не будет более одинок. Смерть для него перестает быть трагедией.

Особенности строения стихотворения, использование автором как простых, так и возвышенных слов, позволяют стереть грань между ужасающей реальностью, где человек погибает в муках и одиночестве, и миром сновидений, мистическим местом, где счастье совсем близко, любимые не предают, где нет места забвению.

gfom.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о