Содержание

Выхожу один я на дорогу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 сентября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 сентября 2018; проверки требует 1 правка. Перейти к навигации Перейти к поиску
Выхожу один я на дорогу

Иллюстрация к стихотворению художника М. А. Курушина (1986)
Жанр

ru.wikipedia.org

«Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

Поэт Михаил Лермонтов вошел в истории русской литературы как автор многочисленных лирических стихотворений, романтических поэм и даже прозаических текстов. Предлагаем познакомиться с анализом «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, одним из наиболее популярных стихотворений поэта.

План анализа

Чтобы проанализировать поэтический текст со всех сторон, следует придерживаться следующего плана:

  • Название произведения и автор.
  • История создания, интересные факты о стихотворении.
  • Ключевые темы поэтического текста.
  • Идея и основная мысль. Раскрывая этот пункт плана, следует указать, что именно автор хотел донести до своих читателей, иначе, с какой целью создан текст.
  • Основные художественные приемы, используемые поэтом: тропы, особенности построения предложений, риторические вопросы.
  • Композиция. Следует ответить на вопросы, какие структурные части имеются в поэтическом тексте, как автору удается добиться целостности и единства. Подчинено ли композиционное построение стихотворения выражению авторской мысли.
  • Образ лирического героя.
  • В качестве итога следует указать, принадлежит ли текст определенному направлению в литературе и почему, какой его жанр, какие черты указывают на принадлежность определенному жанру.

Именно этот план поможет провести глубокий анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и любого другого поэтического текста. При необходимости пункты можно менять местами.

Основные сведения

Анализ «Выхожу 1 я на дорогу» Лермонтова начнем с краткого описания истории создания. Поэтический текст был написан в 1841 году, незадолго до смерти автора и представляет собой итог его исканий и размышлений. Первая публикация в журнале «Отечественные записки» двумя годами позже. Известен факт – Одоевский преподнес в дар Лермонтову записную книжку, чтобы он полностью заполнил ее стихами. После смерти поэта данный блокнот был обнаружен, среди прочих в нем содержалось рассматриваемое стихотворение.

Тематика

Продолжить анализ текста М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» следует определением темы, то есть того, о чем говорится в нем. На первый взгляд, все просто – лирический герой наслаждается великолепием ночной природы, небом и звездами, и это наводит его на невеселые размышления. Он сам задает себе вопросы и не может найти ответа на них, ему хорошо наедине с миром природы и совсем не хочется возвращаться в общество людей. Герой разочарован и не ждет «от жизни ничего».

Идея и основная мысль

При анализе «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова обязательно необходимо рассмотреть, какие идеи затрагивал поэт. Прежде всего, это одиночество, в целом присущее лирике автора, вот почему в тексте появляется образ пустыни. Именно в данном произведении мотив грусти звучит особенно сильно. Лирический герой устал от вечной борьбы, жаждет «свободы и покоя», он чувствует свою близость к природе.

Звучит в стихотворении и тема судьбы. Так, лирический герой уверен, что его жизненный путь уже предопределен. Можно отметить и отголоски темы неизвестности, именно поэтому дорога, на которую вышел герой, покрыта туманом – персонаж не знает, что ожидает его впереди.

В столь небольшом произведении поэт сумел раскрыть важнейшие темы, которые волновали его всю жизнь. Это ли не образец подлинного мастерства.

Поэтика текста

Следующий шаг при анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» — определение тех приемов, которые помогают писателю выразить свои идеи:

  • Яркие образные эпитеты: «кремнистый путь», «темный дуб», «холодный сон могилы».
  • Олицетворения и метафоры: «пустыня внемлет богу», «звезда говорит», «спит земля».
  • Риторические вопросы. Герой на фоне потрясающего великолепия природы задается вопросами, ответы на которые дать он не в состоянии.
  • Анафора: одинаковое начало строк словами «я», «чтоб» — это усиливает содержание.
  • Обилие восклицательных предложений говорит о душевном надрыве лирического персонажа, который с болью говорит о своем состоянии.

Поэт обращается к символу дороги, которая в тексте – не только непосредственно тропа, но и жизненный путь лирического персонажа, по которой он бредет.

Музыкальность и плавность текста достигается использованием перекрестной рифмы: АВАВ. Размер стиха – пятистопный хорей, женские и мужские рифмы чередуются.

Особенности композиции

Композиция стихотворения достаточно стройная и подчинена единой логике:

Начало текста – возвышенная лексика, используя которую, автор описывает открывшееся взору лирического героя великолепие ночи. Интонации в этой части также торжественные.

Мотив обреченности и одиночества возрастает за счет риторических вопросов, которые звучат во второй части второй строфы. Состояние лирического героя – угнетенное, подавленное – противопоставляется окружающей его природе, в которой царит гармония. Именно поэтому для описания персонажа выбраны по большей части вопросительные предложения, а говоря о природе, поэт использует повествование.

Следующая часть «Выхожу один я на дорогу» М. Лермонтова – попытка лирического героя разобраться в собственном внутреннем мире, он сам дает ответ на свои вопросы и формулирует жизненную позицию. Он хочет избавиться от внутреннего конфликта и насладиться свободой и покоем. При этом мотива смерти в тексте нет, герой жаждет жизни, но совершенно иной.

Наконец, последние строфы произведения – формулировка идеальной, с точки зрения поэта, жизни – в единении с природой и подальше от мирской суеты.

Отзывы читателей всех поколений говорят о том, что текст навевает грусть и его сложно назвать жизнеутверждающим. Скорее, это откровенная исповедь уставшего разочарованного человека, который не готов к дальнейшей борьбе.

При описании стихотворения «Выхожу один я на дорогу» следует указать, что оно представляет собой лирический монолог с оттенками медитативной лирики.

Образ лирического героя

Важно отметить, что герой стихотворения близок поэту, Лермонтов отождествляет себя с ним. Как и автор, персонаж текста одинок, разочарован, устал и жаждет покоя, единения с природой. Умереть герой не желает, он еще полон жизни, но сил у него не остается, он подавлен, не доволен своим существованием, но искренне любит окружающий мир и восхищается живительной силой природы. Он не жалеет о прошлом и вроде бы не ждет ничего от грядущего, но если внимательно вчитаться в строки, то можно заметить – лирический герой все же верит в возможность собственного счастья. Именно поэтому неверно было бы считать «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, анализу которого посвящен материал, прощанием поэта. Нет, он не задумывался о смерти и хотел жить, но иначе. Вот почему в тексте и возникает образ дуба, который символизирует собой возрождение к жизни.

Выводы

Завершая анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, отметим, что данный текст содержит несколько тематик, важных для поэта. Прежде всего, это одиночество творца в мире. Далее – тема внутреннего конфликта лирического героя, гнетущая его тоска и боль противопоставлены красоте окружающего мира. Отчаянный монолог происходит на фоне великолепия ночи, которая, хотя и поражает героя своей гармонией, не в силах подарить ему утешения. И все же именно в близости с природой он видит свое спасение.

Увы, этому сбыться было не суждено, в год написания стихотворения поэт погиб на дуэли. Современники вспоминают, что сам Лермонтов постоянно задирал и высмеивал Мартынова, своего будущего убийцу, не оставляя тому ничего иного, кроме как вызвать на поединок. И тот факт, что поэт стрелял первым, но выстрелил в воздух, заставляет задуматься, что его поступок был своеобразным способом самоубийства. Правда нам не откроется никогда, но Лермонтов навеки останется в наших сердцах как великий лирик, который сумел в своих текстах выразить самые сокровенные мысли.

www.syl.ru

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова :: SYL.ru

Все мы знаем и любим необыкновенно музыкальные стихи Лермонтова. В них звучат мотивы одиночества, грусти, мятежа, поиска гармонии среди природы. Одним из лучших по праву считается стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Краткому анализу его и будет посвящена эта статья.

История создания

Начнем анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» с истории его написания. Оно принадлежит к последнему этапу творчества поэта. Незадолго до смерти Лермонтова, перед отъездом в Пятигорск, Одоевский вручил ему записную книжку и пожелал заполнить ее новыми произведениями. Просьба была выполнена. После гибели поэта на дуэли книжка была найдена исписанной замечательными стихотворениями, среди которых было и это.

Друзья Лермонтова утверждали, что он предчувствовал свою смерть. Свидетельство тому — пророческое стихотворение «Сон». Более того — поэт пытался опередить судьбу, мечтая героически погибнуть в бою. Рассматриваемое нами стихотворение стало его предсмертным завещанием, своеобразным подведением итогов.

Композиция

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» позволяет условно разделить его на две части. В первой лирический герой в полном одиночестве любуется ночной природой, восхищается ее величественной красотой и гармонией. Эта часть наполнена спокойствием, медитативностью.

Вторая часть посвящена анализу внутренних переживаний персонажа. Она более динамична. Лирический герой пытается осознать, с чем связана его боль. Чувствуется усталость от жизни, полной страстей и борьбы. Он пытается определить причины своего душевного состояния, найти выход.

Развязка же звучит тихо, спокойно. Лирический герой понимает, что от реальности он хотел бы уйти в мир «свободы и покоя». Появляются мотивы волшебного сна, через который персонаж желает переместиться в гармоничное пространство. Но это не смерть, а дивное забвение. Оно подобно тому живому сну, в котором находится «земля в сиянье голубом».

Анализ образов

«Выхожу один я на дорогу» Лермонтова начинается с мотивов одиночества. Образ дороги символизирует собой жизненный путь человека. Будущее словно в тумане, эпитет «кремнистый» указывает на трудность судьбы. Природа же, наоборот, находится в умиротворении и согласии с Богом. Для ее изображения поэт выбирает величественные слова, стараясь в красках описать всю красоту ночи.

Мятущаяся душа персонажа противопоставляется спокойному пейзажу. Хаос и внутреннюю борьбу лирического героя передают риторические вопросы, восклицания. Размышления о прошлом и будущем снова возвращают нас к образу дороги, но персонаж больше не хочет идти по ней. Он жаждет остановки, «забвения», «покоя».

Возникает образ сна. Лермонтов подчеркивает, что это не могильный сон. Скорее это погружение в параллельное измерение, в котором существует природа и где нет противоречий. В финале возникает образ дуба как символ вечной жизни, неиссякаемой силы. Это ось мира, «космическое» древо, которое должно стать живым памятником душе, заснувшей глубоким сном.

Выразительные средства

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» показывает, что оно написано пятистопным хореем. Это придает повествованию плавность. Рифмовка перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. Звукопись делает начало и конец стихотворения замедленными, обволакивающими. Средняя же часть, посвященная напряженному монологу, полна скрежещущих согласных (Ж, З, Д, Т, Ч). Обилие шипящих также создает впечатление шепота в ночной тишине. Стихотворение очень музыкально, не зря оно было положено на музыку.

Тропы делают произведение более выразительным. Лермонтов использует эпитеты для создания ярких образов («кремнистый путь», «сладкий голос»). Для описания одухотворенной природы применяется олицетворение («пустыня внемлет богу», звезды разговаривают, «спит земля»).

Все стихотворение построено на антитезе. Внутренняя борьба лирического героя противопоставляется величественному спокойствию южной ночи. Душевный разлад героя помогают передать риторические вопросы и восклицания. Из синтаксических средств мы видим также параллелизм. Сослагательное наклонение в финале подчеркивает устремленность в прекрасную мечту.

Основная мысль

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» помогает нам определить главную идею произведения. В нем говорится о разладе с обществом, душевном одиночестве, разочаровании в жизни. Как и в других стихотворениях Лермонтова, звучит идея природы как живого, целительного начала. Лирический герой приходит к идее смерти. Но физический конец здесь понимается как переход в иное состояние.

Душа персонажа должна посредством забытья приобщиться к космической гармонии. Местоимения «мой», «мне», «мной» в последней строфе указывают на то, что лирический герой не хочет раствориться в безличной природе. Он желает сохранить свою уникальную личность, для которой будут петься сладкие песни и над которой склонится вечный дуб.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» позволяет услышать предсмертную исповедь поэта. Увидеть его усталость, разочарование, но вместе с тем и искреннее восхищение окружающим миром. Кстати, последнее пожелание Лермонтова было исполнено. В Тарханах, у часовни с прахом внука, любящая бабушка посадила дуб, который шумит поныне.

www.syl.ru

Литературный портал «Шпаргалкино» Сочинения, рефераты, шпаргалки

   Во многих стихотворениях Лермонтова: «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» – звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Перед отъездом поэта в Пятигорск В.Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихов там было и «Выхожу один я на дорогу»

[1]. Произведение было написано в 1841 году, за несколько дней до гибели поэта.
   Жанр стихотворения – лирический монолог, исповедь лирического героя, с элементами медитации. Мы можем отнести его к пейзажной и философско-медитативной лирике.
   Тон лирического героя с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой и одновременно – величественный.

 
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

 

   И уже эта возвышенная интонация намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь – это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше, и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).
   Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя – хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его – все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:

 
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?
 

   Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:

 
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
 

   Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова.

 
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья
Я не забыл…
 

   На свои старые, давно прошедшие чувства Печорин реагирует с той же силой, как и на чувства свежие, настоящие.
   Поэтому так важен здесь мотив забвения, душевного отдыха, покоя. Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:

 
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
 

   Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб – это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. В начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале – «жизнь догоняет его» и он доверяется ей.

   Композиционно стихотворение делится на две части. Первая часть – это пейзаж, вторая часть – описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу – там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг[2].
   Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифмы, катренами. Рифмовка – перекрестная. Все это придает плавность и музыкальность стиху. Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя – «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»). Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Уж не
ж
ду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть») и ассонансы («Но не тем холодным сном могилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.
   Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И эта черта является характерной для многих произведений поэта.

1. Рез З.Я. М. Ю. Лермонтов в школе. Л., 1963, с. 106.

2. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991, с. 193.


shpargalkino.com

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…»

Темы, идея, проблемы Тема одиночества  (проблема  влияния одиночества на жизнь человека) .

Поэт чувствовал своё одиночество, непонимание окружающих. Это делало его жизнь безрадостной. Он словно испытывает зависть, что даже «звезда с звездою говорит», а ему не с кем поделиться своими мыслями. Поэт по –прежнему «выходит один на дорогу» жизни.

Тема природы (проблема отражения в природе состояния души человека).

Поэт восторженно описывает природу, её красоту, очарование, используя яркие эпитеты, метафору. Всё торжественно и величественно в природе, « чудно», а самое главное — гармонично, чего нет в жизни людей. Он восхищается природой и в то же время осознаёт, как, по сравнению с ней, несовершенно общество.

Тема жизни и смерти ( проблема торжества жизни над смертью).

Поэт устал от страданий, от сложностей, непонимания и одиночества. Но ему хочется жить, ощущать всё вокруг:

Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Тема смысла жизни  ( проблема поиска смысла жизни).

Поэт, подводя итог пройденному пути, понимает, что многое не сделано, не произошло так, как хотелось бы ему. Да и в будущем вряд ли что – то может измениться в лучшую сторону. Отсюда настроение грусти в первой части  стихотворения:

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Однако он хочет изменений, любви, яркой жизни, восприятия красоты природы.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел…

Тема свободы.

Свободолюбивая лирика занимает особое место в поэзии М.Лермонтова. Его мечты о свободе, о яркой, полной, насыщенной  жизни звучат во многих его стихотворениях. Так и здесь поэт пишет о своей мечте быть по-настоящему свободным:

Я ищу свободы и покоя!

 

Идея прославления жизни во всё её многообразии и неповторимости, как бы сложна она ни была.

literatura-ege.ru

жанровые особенности, тема и идея произведения

Поздняя лирика Лермонтова наполнена глубочайшим чувством одиночества. Практически в каждой строке звучит стремление лирического героя найти наконец родственную душу, познать, что такое истинная любовь. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» — одно из самых последних. Его автор написал уже в 1841 году, накануне своей гибели.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» следует проводить в контексте всего творчества Лермонтова, ведь, по сути, его лирика — это развернутый поэтический дневник.

План

Чтобы проанализировать любой поэтический текст, необходимо следовать плану. Во-первых, следует определить тему и идею произведения. Во-вторых, нужно обратить внимание на историю создания текста, посвящение кому-либо. Также нужно определить жанр и другие формальные черты, такие как размер, рифма, ритмика. Предпоследний этап анализа стихотворения — это поиск средств выразительности и характеристика стиля и языка произведения. И в заключительной части анализа следует выразить свое отношение к тексту, описать, какие чувства и эмоции он вызывает. Качественный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» следует выполнять в виде сочинения или эссе, а не просто перечислять характерные особенности текста по пунктам.

Тема и идея произведения

Стихотворение относится к разряду философской лирики. Темой его является человеческая жизнь, ее смысл. В центре изображения — душевные переживания лирического героя. Он сам себе задает вопросы о прожитой жизни, о том, что было плохого и хорошего, что еще ждет его. Идея стихотворения в том, что одинокий человек, каковым является лирический герой, находит успокоение, только когда соединяется с природой. Его заветная мечта — обрести покой, в котором бы таилась жизнь во всех ее красках и проявлениях.

Жанровые особенности и другие признаки текста

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» подтверждает, что оно принадлежит к жанру лирического стихотворения. Медитативный характер несколько сближает его с элегией. Строки произведения звучат плавно и мелодично. Стихотворный размер, выбранный Лермонтовым, — пятистопный хорей. Длинные строки придают тексту особенное звучание. В каждой строфе автор использует перекрестную рифму, чередуя мужскую и женскую.

Смысловой анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» (кратко). Средства художественной выразительности

Стихотворение М.Ю. Лермонтова предоставляет обширные поля для анализа, ведь оно полно смыслов и символов, язык произведения очень своеобразен, насыщен и богат средствами поэтической выразительности.

Первая строфа

В первой строфе текста сразу же отчетливо начинает звучать мотив одиночества. Числительное «один» встречается во многих стихотворениях поэта, и оно призвано показать, что на Земле, кроме него самого, нет больше никого, никакой родственной души. Очень красиво звучат две последние строки этой строфы, показывающие, что в отличие от души лирического героя, в мире царит красота и гармония. Если в ранней лирике поэта даже в природе не было никакой гармонии, то теперь мир предстает перед ним (и перед читателем) как единое целое. Луна освещает его дорогу, земля спит в сиянии небес, а звезды общаются меж собой. Для того чтобы усилить эффект от сказанного, автор использует яркое олицетворение: «Пустыня внемлет Богу/ И звезда с звездою говорит». Значимым является образ пустыни, возникающий в начале произведения. Мир огромен, и он открыт герою.

Вторая строфа

Во второй строфе лирический герой проводит параллель между своими чувствами и тем, что происходит в мире. Снова олицетворение природы: «Спит земля». Гармония природы, ее равновесие противопоставлены тому, что в душе поэта. Нет, там нет бури, как это было в ранней лирике. Сейчас там так же спокойно, как и в окружающем его мире природы, однако ему «больно и трудно». Риторические вопросы, обращенные к самому себе, усиливают психологическую составляющую стихотворения. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова подтверждает, что поздняя лирика гораздо более трагична, чем юношеская. Ведь герой не бросает вызов обществу и миру, он просто начинает осознавать, что от жизни он не ждет более ничего. На мысли о своем прошлом и будущем лирического героя наталкивает именно образ дороги.

Третья строфа

Здесь поэт полностью погружен в свое «Я». Следить за композицией произведения, за изменениями настроения, движением мысли поэта очень важно. Поэтому лучше проводить именно построфный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу». Лермонтов в третьей строфе своего произведения снова обращается к самому себе, множество параллелей можно провести с более ранними стихотворениями поэта. Ничего не ждущий, не жалеющий о прошлом, он хочет наконец покоя. Но в раннем творчестве лирический герой желал «бури», пытаясь найти в ней спокойствия. Что же изменилось теперь? Практически ничего, но об этом мы узнаем лишь в четвертой строфе. А пока свобода поэта представляется лишь как забвение и сон.

Четвертая строфа

Здесь автор дает представление о том, что для него есть идеальное существование. Лермонтов умело акцентирует внимание на своих требованиях ко «сну», используя анафору в последних строках. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» (а именно четвертой строфы) доказывает, что в поэте произошли лишь незначительные перемены.

Пятая строфа

Финал произведения завершает картину идеального существования для поэта. Вокруг него — умиротворяющая природа, а слышит он приятный голос, напевающий ему о любви. Это то, чего не хватало Лермонтову в течение всей его жизни. Покоя, в котором было бы и движение, и сама жизнь в главном ее проявлении — любви. Такими словами можно завершить анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу». Лермонтов смог вместить в несколько строф итоги всего своего поэтического творчества и выразить свои представления об идеальной жизни. Природа, любовь, поэзия — все это для автора было необходимыми составляющими жизни (именно это и роднит его с Пушкиным).

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова не будет полным, если не сказать о том, что произведение вместило в себя и потрясающие картины природы, и глубокие философские раздумья, и стилистический выверенный поэтический язык.

fb.ru

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (восприятие, истолкование, оценка). Разное Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное /

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (восприятие, истолкование, оценка).

    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» написано между маем и июлем 1841 года, в год смерти поэта. Так как произведение относится к позднему периоду творчества Лермонтова, то в нем мы можем проследить все черты истинно лермонтовской поэзии.

    Многие образы произведения были навеяны стихотворением Гейне «Смерть – это ночь, прохладный сон» из его «Книги песен». В нем говорится:

    Смерть – это ночь, прохладный сон

    А жизнь – тяжелый, душный день…

    …Я сплю – и липа шумит в вышине,

    На липе соловей поет…

    И песня исходит любовью, –

    Я слушаю даже во сне.

    Но даже при поверхностном прочтении стихотворений Гейне и Лермонтова очевидна разница. Лермонтов заимствует у Гейне образы, но расширяет и углубляет тематику.

    Стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова слов, символов. В первой строфе, в запеве, появляется тема одинокой участи, странничества:

    Выхожу один я на дорогу;

    Сквозь туман кремнистый путь блестит…

    Создается впечатление, что дорога лирического героя уходит в бесконечность. В этих же строках проявился важнейший для поэта мотив – мотив одиночества. Лирический герой противопоставляет себя всему миру. Но мир вокруг него целостен. Небо и земля в стихотворении сливаются и еще ярче подчеркивают одиночество героя.

    Тема пустыни, появляющаяся в той же первой строфе, может символизировать место уединенного свидания лирического героя с вселенной. Обращение героя к небу, «голубому сиянию», космической широте сменяется обращением к другому космосу – своей душе.

    Герой задает важные для него вопросы:

    Что же мне так больно и так трудно?

    Жду ль чего? Жалею ли о чем?

    В последней строке звучит мотив прошлого и будущего. В будущем для себя лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», получить которые можно, забывшись, заснув. И здесь, впервые в стихотворении, вводится интрига: начинает звучать намек на тему смерти. Символ смерти как сна широко использовался еще Шекспиром:

    Умереть, уснуть. – Уснуть!

    И видеть сны, быть может?…

    Но в стихотворении Лермонтова тема смерти не получает развития. Сон у него трактуется по-другому. Это только мечта, светлая и прекрасная.
    В произведении скрыто противопоставление. Начинается стихотворение с прекрасного светлого описания природы. Смена настроений происходит в двух последних строчках второго катрена. Образ одушевленной природы, полной обещаний, теряет для героя свою притягательность. Он ощущает неудовлетворенность своего «я», мир меркнет для него, и он, вроде бы, стремится к смерти. Но в четвертом катрене опять происходит перелом, который прекращает тему смерти и возвращает нас к оптимизму. Последнее четверостишие ломает всю картину и делает стихотворение гимном любви. А тема любовной песни и «темного дуба» в конце создают образ блаженства.

    По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Но строй произведения сочетает черты элегической медитации и песни. Здесь используются такие песенные приемы, как повторы-подхваты (вопросы во второй строфе, «я ищу» – «я б хотел» – «я б желал», «чтоб в груди» – «чтоб дыша» – «чтоб всю ночь»), сочленяющие строфы (третья строфа отвечает на вопрос, заданный во второй, а четвертая продолжает мысль, начатую в третьей строфе).

    Стихотворение состоит из пяти пронумерованных катренов, написанных пятистопным ямбом. Необходимо обратить внимание на особенность стихотворного размера: каждая строка содержит обманный «анапестический ход», то есть, начинается как анапест, по сути, являясь ямбом. Рифма перекрестная с чередованием мужских и женских клаузул.

    Автор использует метафоры: «звезда с звездою говорит», «дремали жизни силы»; олицетворения: «пустыня внемлет богу», «спит земля».

    Хочется обратить внимание на одну строчку: «Спит земля в сиянье голубом…». Конечно, Лермонтов говорит о небесах. В середине XIX века ни один человек еще не видел Землю из космоса. Но гений творца смог создать космическую картинку. При прочтении этой строчки перед глазами каждого современного человека встает образ нашей прекрасной голубой (действительно, голубой – и здесь Лермонтов оказался прав) планеты в сиянии атмосферы.

    Мечта, о которой говорит поэт, это не только любовь. Лермонтов мечтал и о вечности – освобождении от земного времени, о бессмертии и приобщение к вечной жизни вселенной. Он не хотел умирать, подобно вечно зеленеющему «темному дубу». И мечта его сбылась. Поэт обрел бессмертие через свою поэзию.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (восприятие, истолкование, оценка).

www.litra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *