М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. 7-й класс
Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (223,7 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Расширить знания учащихся о биографии М.Ю.Лермонтова, познакомить с известными портретами поэта;
- Совершенствовать навыки монологической речи учащихся; развитие умения систематизировать материал;
- Воспитание чувства любви к литературе как к предмету.
Методические приёмы: слово учителя, презентация ученика , работа с учебником, реализация межпредметных связей с историей и ИЗО, работа с репродукциями, викторина по биографии М.Ю.Лермонтова, кроссворд.
Оборудование урока: портреты М.Ю.Лермонтова художников П.Е. Заболотского, Д.П.Палена, А.И.Клюндера, В.А.Фаворского; пейзажные акварели и рисунки поэта из “Альбома по литературе для 7 класса”; презентация по биографии поэта.
Эпиграф:
“ Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Он страстно любил Россию…Гений его всеобъемлющ и многосторонен”.
С.С.Наровчатов
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Слово учителя
Ребята, урок, который мы сегодня проводим, должен разбудить в вас самые лучшие чувства, доставить вам много счастливых минут в тот момент, когда вы прикоснетесь к истокам творчества М. Ю. Лермонтова, вместе с ним постигнете самые сокровенные тайны человеческой души. М.Ю.Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать множество прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, создал целую эпоху в литературе.
3. Изучение биографии М.Ю.Лермонтова с привлечением в работу учащихся.
1) Презентация, выполненная учеником (индивидуальное домашнее задание по учебнику В.Я.Коровиной,Москва “Просвещение” 2009 г.).(Открыть презентацию.)
2) Параллельно даётся задание для учащихся:
Викторина по биографии поэта.
- Где и когда родился М.Ю.Лермонтов?
- Где поэт провёл детство?
- Кавказ с детских лет вошёл в сознание Лермонтова . Как край чего?
- Как назывался университетский пансионат в Москве?
- Какими разнообразными талантами одарила природа М.Ю.Лермонтова?
- Чей образ воссоздал поэт по народным песням?
- Преемником кого суждено было стать Лермонтову?
- Когда погиб поэт?
- Что пленяет нас в М.Ю.Лермонтове?
Примечание: в 6-м слайде дополнить материал сообщением ученицы о Лермонтове-художнике (индивидуальное домашнее задание с использованием Интернета).
Сообщение о Лермонтове-художнике. В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше ,чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному, тем не менее одарённость писателя сказалась и здесь.
Первое известное живописное произведение Лермонтова “Портрет герцога Лермы”
(1832 г.). Условно-романтическое видение природы, истории и людей приобретает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели “Белая берёза” и “Парус” (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или “Древняя рать”, где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой “юнкерской тетради”, созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1833 г.).Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуальную выразительность рисунка.
Характерно, что в это время (по окончании юнкерской школы) Лермонтов берёт уроки живописи у художника П.Е.Заболотского.
Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год – гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением “Смерть поэта” последовала ссылка на Кавказ. На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова – и поэта , и художника.
Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом : “Вид Пятигорска”, “Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты”, “Вид горы Крестовой”, “Окрестности селения Карагач”(1837–1838 г.)
В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьёва и акварельный портрет А.А.Столыпина (Манго) в виде курда. Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов участвовал в военной кампании против горцев в 1840–1841 годах и запечатлел одну из битв этой кампании в замечательном рисунке “Эпизод из сражения при Валерике”. Трагическая динамика боя складывается из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участниками.
Лермонтов , подобно, Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности – трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются всё чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.
3) Сообщение ученицы. В портретной галерее М.Ю.Лермонтова.
1) Это наиболее популярный портрет работы А.И.Клюндера – из коллекции князя В.А.Меньшикова (Гравюра на стали; ИРЛИ, Музей Лермонтова в Тарханах). Портрет значительно отличается от предыдущих :иная причёска, иной поворот головы, более живое выражение лица. На портрете нет ни подписи, ни даты.
Долгое время считалось, что оригинал не сохранился , но с него успели сделать снимок, по которому и была изготовлена гравюра. В1936 году в ГЛМ поступил портрет, очень близкий этой гравюре, скорее всего именно считавшийся утраченным оригинал работы А.И.Клюндера.
В тот же период жизни Лермонтова создаются ещё два его портрета, один из них
–
2) П.Е.Заболотского:
поэт одет в тёмный двубортный сюртук с красными обшлагами. Внизу подпись
художника и дата “!840”(славянскими литерами).
Этот портрет, как и портрет 1837, выполнен опытным художником – реалистом с теплотой и любовью: умный сосредоточенный взгляд, твёрдость выразительных губ обнаруживают волю и , видимо, соответствуют состоянию поэта в начале 1840 года.
3) Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П.Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это – оплечное изображение : у поэта усталый вид, он не брит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука рассёгнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и , возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. (Иллюстрация из “Альбома по литературе” ).
4) У истоков современной иконографии поэта стоят видные мастера :В.А.Фаворский (1831г.) создал портрет-композицию Лермонтова. Поэт изображён в расстёгнутом сюртуке с эполетами ; он полулежит на бурке, рядом фуражка. Портрет глубоко психологичен, духовное состояние Лермонтова подчёркнуто образами природы : в глубине одинокое дерево, на горизонте гора и небо с облачком. (Иллюстрация из “Альбома”).
5) На второй день после гибели поэта Р.К.Шведе создал портрет “Лермонтов на смертном одре”. “Живопись нехороша , но память дорога, так как это единственный снимок ” – писал в 80-х годах Д.А.Столыпин об этой работе. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простынёй; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет, написанный по заказу А.А. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882 году А.Столыпиным был передан в Лермонтовский музей .Портрет Шведе условно был отнесён к прижизненным, так как писался с натуры.
То есть , существует 15 достоверных прижизненных изображений поэта. Суждения современников о сходстве того или иного портрета с оригиналом противоречивы. В современном лермонтоведении наиболее близкими по сходству считаются автопортрет, портреты работы П.Е.Заболотского (1837 и 1840 ) и Д.П. Палена.
4) Кроссворд , составленный учеником.
Вертикаль:
1.Автор портрета М.Ю.Лермонтова ,где поэт одет в тёмный двубортный сюртук
с красными обшлагами. (Заболотский)
4. Фамилия художника-однополчанина Лермонтова . (Пален)
Горизонталь:
2. Автор наиболее популярного портрета Лермонтова. (Клюндер)
3.Фамилия художника, создавшего портрет-композицию поэта.(Фаворский)
4. Беседа по вопросам:
– Каким видит каждый из художников образ поэта?
– Удалось ли им передать духовный облик Лермонтова, сумели ли схватить жизнь
лица и передать характерные черты, сходство?
– Ваше отношение к увиденному и услышанному на уроке.
5. Заключительное слово учителя.
Недолгая, но яркая жизнь М.Ю.Лермонтова до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Как много успел он и сколько замыслов осталось не исполнено из-за преждевременной гибели поэта. К чувству восхищения его талантом примешиваются сожаление и горечь утраты. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, скромного, благородного, мечтательного, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.
Материал взят из Интернета, “Поурочных разработок” И.В.Золотарёвой, Н.В.Егоровой М., “Вако”, 2007 г.; учебника литературы для 7-го класса, М., “Просвещение”, 2009 г.
24.02.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Открытый урок по литературе в 7 классе Тема. М. Ю. Лермонтов. Биография. «Кавказ».
Открытый урок по литературе в 7 классе
Тема. М. Ю. Лермонтов. Биография. «Кавказ».
Цель: вспомнить о том, что учащимся известно о жизни и творчестве поэта, углубить их знания; работать над анализом стихотворения «Кавказ».
Оборудование: портрет поэта и его близких, иллюстрации картин М. Ю. Лермонтова, дополнительный материал творческим группам для монтажа.
Ход урока
«Горы кавказские для меня священны…»
М.Ю. Лермонтов.
1. Объявление темы и целей урока.
2. Слово учителя.
Имя М. Ю. Лермонтова знакомы вам с детства так же хорошо, как и стихи А. С. Пушкина. Даже странно, что эти два поэта не были знакомы лично, но это так. Погибший на дуэли Пушкин не успел «передать лиру» младшим современникам. А Лермонтов погиб на дуэли меньше, чем через 5 лет после гибели Пушкина.
Вопрос: Кто из поэтов стал для Пушкина старшим другом и учителем?
(В. А. Жуковский «Победителю-ученику от побежденного учителя»)
Лермонтова никто не опекал и не лелеял. С самого раннего детства жизнь его складывалась драматически и большая ее часть связана с Кавказом.
Обращение к эпиграфу.
Словарная работа. Священны, святой, святость. Возвышенный, идеальный. Священная любовь к Родине.
3.Чтение стихотворения «Кавказ».
Стихотворение «Кавказ», написанное в 1830 году,- одно из первых обращений Лермонтова к Кавказу.
Проблемный вопрос: Какую роль в жизни М. Ю Лермонтова сыграл Кавказ? Какие эпизоды из биографии отражены потом в стихотворении?
4. Литературный монтаж.
Словарная работа. Монтаж – соединенные в целое различные части чего-нибудь.
Возьмем отдельные эпизоды из жизни и посмотрим, как они связаны с Кавказом.
Деление на группы. Выбор руководителя, его обязанности(координация группы, оценка каждого участника). Каждая группа получает отдельные кадры, необходимо дать им названия, определить очередность выступления, обратить внимание на краткость ответа, умение донести информацию в сжатом виде.
Детство и юность будущего поэта.
Когда русские войска, одержавшие победу над Наполеоном, возвращались в опаленную пожаром Москву, в 1814 году в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство у мальчика. Смутно помнил он ласковые руки и слабый голос матери, напевавшей ему грустную песню. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще и трех лет. Воспитанием ребенка занялась бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Лермонтов был чрезвычайно одаренным человеком: играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи, легко решал сложные математические задачи. Он писал красками с натуры и по памяти, делал карандашные наброски. Михаил Юрьевич владел французским, немецким, английским языками, читал по-латыни, помнил наизусть тысячи строк из произведений многих поэтов.
В детстве Лермонтов часто болел. И бабушка три раза возила его на Кавказ. Ездили на лошадях через всю Россию. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были на водах Кавказских…»- такая запись сделана Лермонтовым летом
1830 года. Кавказ с детских лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы, благородных, возвышенных страстей.
Детство кончилось. Лермонтов поселился с бабушкой в Москве и поступил в университетский Благородный пансион. Это был уже 14-летний подросток, серьёзный, хорошо подготовленный домашними учителями. Не зря, когда на экзамене в университете по изящной словесности профессор Победоносцев остановит Лермонтова со словами: «Я вам этого не читал», поэт смело ответит: «Это слишком ново и до вас ещё не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки».
Администрация университета была наслышана о дерзком студенте, кроме того, Лермонтов, увлеченный творчеством, не явился на экзамены, за что его исключили. Тогда он поступает в школу гвардейских подпрапощиков и гвардейских юнкеров. В 1935 году по окончании Лермонтов был выпущен в лейб-гвардии гусарский полк.
График и живописец Владимир Янкилевский, решивший поделиться своим восприятием мира Лермонтова избрал для этого необычное средство – фотографию. На заднем плане расположены портреты М. Ю. Лермонтова. На самом раннем из них изображен 3-4-летний ребёнок. Неизвестный художник стремился передать интерес будущего поэта к рисованию: в одной руке – карандаш, в другой – бумага.
Кавказ –место ссылки многих поэтов.
В январе 1837 года все были поражены внезапным слухом о смерти А. С. Пушкина. Когда Лермонтов узнал об этом, в тот же вечер написал стихотворение «Смерть поэта», за которое после дела о «непозволительных стихах» был сослан на Кавказ в действующую армию. Бабушка хлопотала за своего опального внука, ссылка была сокращена, и «прощенный» поэт вернулся в Петербург. Три с половиной года были годами его литературной славы. На Лермонтова теперь смотрели как на поэтического наследника Пушкина.
По воспоминаниям современников Лермонтов был среднего роста, с смуглым или загорелым лицом и большими карими глазами. Натуру его постичь было трудно. В кругу гвардейских офицеров он был всегда весел, любил острить,но его остроты часто были меткими и злыми. Когда оставался один или с людьми, которых любил, становился задумчив.
На Масленице 1840 года состоялась дуэль между Лермонтовым и сыном французского посла де Барантом. Противники сперва дрались на шпагах. У Лермонтова переломилась, и Барант слегка ранил его в руку. Затем стрелялись. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. Противники помирились и разъехались.
За дуэль Баранта выслали в Париж, от Лермонтова власти потребовали извинительного письма, которое тот писать отказался. Тогда Лермонтова переводят служить на Северный Кавказ, где шла война.
М.Ю. Лермонтову принадлежат 13 картин, свыше 40 акварелей, сотни рисунков карандашом и пером. Большая часть лермонтовских полотен, написанных маслом, посвящена Кавказу. Одно из таких имеет название «Воспоминание о Кавказе». Товарищ по полку А. Арнольди отмечал: «В свободное от службы время… Лермонтов очень хорошо писал масляными красками по воспоминанию разные кавказские виды, и у меня хранится до сих пор вид его работы на долину Кубани с цепью снеговых гор на горизонте и двумя конными фигурами черкесов.»
Искусствоведы отмечают, что Лермонтов «смело передавал несколькими штрихами окружающую обстановку и пейзаж. Один из рисунков, характерных для Лермонтова – «Развалины на берегу Арагвы в Грузии». На нем изображена полуразрушенная крепость, которая в наши дни разрушена до основания. Таким образом, этот рисунок – исторический документ. Можно с уверенностью сказать, что занятия рисованием Лермонтова –не развлечение, а род записных книжек поэта.
Смерть поэта.
За отличия в боевых действиях на Кавказе Лермонтов был трижды представлен к наградам. Один из офицеров рассказывал: «Повсюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам». Однажды его должны были наградить золотой саблей, но царь Николай1 попросту вычеркнул фамилию из списка.
Особым жанром портрета является автопортрет. В нем неизбежно отражается личность художника. Именно поэтому автопортрет Лермонтова представляет особый интерес. Фоном портрета служит вид Кавказа. В автопортрете, по свидетельству современников, Лермонтов нисколько не идеализирует свой внешний облик.
15 июля 1841 года, около семи часов вечера на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска вдоль склона горы Машук, состоялась дуэль М. Ю. Лермонтова с Николаем Соломоновичем Мартыновым. Из воспоминаний: «Лермонтов убит не на войне, он убит на дуэли – русским!» Николай Мартынов – товарищ по юнкерской школе.
Надлежало начинать Лермонтову. Он выстрелил в воздух, желая кончить ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бесчеловечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику, и выстрелил ему прямо в сердце. Удар был так силен и верен, что смерть была столь же скоропостижна. Мартынов поступил против всех правил чести, благородства и справедливости, поступил как убийца.
С убийцей и секундантами обошлись довольно снисходительно. Секундантам зачли в наказание продолжительное содержание их под арестом и велели обойти чином., а Мартынова отправили в Киев на 12 лет, где он скоро женился и поселился в собственном доме в Москве.
Убийца Лермонтова порывался написать воспоминания о поэте (как никак он знал его много лет) и, очевидно, хотел в какой-то мере оправдаться перед современниками и потомками. Он дважды начинал свои записи и оба раза бросал, написав по несколько страниц. Дальше воспоминаний об учебе в юнкерской школе Мартынов не пошел. Он прожил шестьдесят лет и умер спустя тридцать четыре года после дуэли.
Вопросы журналистов.
5.Составление опорного конспекта «Кавказ для Лермонтова – это…»
6. Анализ стихотворения «Кавказ»
1) Какие картины величественной природы Кавказа хранит память поэта?
2) Что ещё видит поэт, вспоминая Кавказ, о чем говорит?
3) Какие строки передают самые сокровенные переживания поэта?
4)Какие поэтические темы соединились в этом стихотворении? (личные любовные переживания, воспоминания о матери и вечная красота природы)
5)Какие автобиографические мотивы звучат в стихотворении?
6)Какие художественные средства помогают передать чувства поэта?(сравнения, метафора, эпитеты)
7) Что объединяет стихотворение, не дает ему «распасться» на строфы?
8) Какие чувства вызывает стихотворение у вас?
7. Подведение итогов.
8. Д.з. Выразительное чтение стихотворения, письменный анализ
infourok.ru
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ 24-26стр. Русская литература 7 класс Петровская
1. Что вы знаете о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова? Каким вы представляете поэта?
Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой.
После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830). Там были написаны первые стихотворения Лермонтова. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). После учебы в университете он два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе.
Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией «Отечественных записок».
За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.
Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус»(1831), «Маскарад»(1835), «Боярин Орша»(1835-1836), «Мцыри»(1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Демон»(1839), «Герой нашего времени»(1838-1840) считаются шедеврами литературы.
В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть.
Он представляется нам молодым, талантливым, открытым, творческим человеком, который не боялся высказывать прямо свое мнение на жизнь и нравы общества того времени.
2.Какие его произведения вам особенно запомнились? Почему? Прочитайте наизусть одно из них.
«Бородино». Автор запоминающее, ярко и образно изобразил картину сражения русских и французов.
3.Что нового вы узнали из слов И. Л. Андроникова о творчестве Лермонтова?
Мы узнали о том, что Лермонтов воспитан на народных песнях, он был проникнут духом народности. Поэма «Песня про царя…» была написана им всего за три дня, когда он болел. Ее напечатали, но имя Лермонтова не упоминалась в авторах.
resheba.me
Урок-игра в 7-м классе по теме «Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова»
Разделы: Литература
Цель урока: в форме литературной викторины обобщить знания биографии М.Ю.Лермонтова, отметить основные темы творчества поэта.
Описание игры: из учащихся класса формируются две команды по 5 человек. У каждой команды имеются в наличии карточки своего цвета, для зрителей готовятся карточки другого цвета. За правильный ответ в «Копилку знаний» кладется карточка правильно ответившей команды. Если команды не нашли правильного ответа, им могут помочь зрители, отдав свою карточку понравившейся команде. В конце игры подводятся итоги, награждаются выигравшая команда и наиболее активные зрители-участники.
НАЧАЛО УРОКА — ИГРЫ
Звучит романс на стихи М.Ю.Лермонтова «Белеет парус одинокий».
Учитель: Одинокий, как белый парус в бушующем море, непокорный, как белый парус в бушующем море, чистый, как белый парус в бушующем море, - таким остался юный поэт в памяти современников, таким дошёл до нас, в ХХ1 век.
Когда по окончании юнкерской школы Михаил Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардейский Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф.О. Будкину его парадный портрет (демонстрируется портрет кисти Ф.О.Будкина). Посмотрите на него : спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица. Дальний родственник Лермонтовых Логинов утверждает, что «он очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова».Есть и другие портреты, но они все разные, противоречивые, хотя решительно все художники стремятся передать непостижимую силу взгляда: «огненные глаза», «чёрные как уголь»,»сверкающие мрачным огнём», «пламенное, но грустное выражение глаз», сила обаяния которых так и осталась загадкой. (Демонстрируются портреты М.Ю.Лермонтова, написанные другими художниками). (Приложение 1 )
Вопрос: Назовите художников, которые писали портреты М.Ю. Лермонтова.
Ответ: П.Е.Заболотский, А.И. Клюндер, К.А. Горбунов, А.Челышев, акварель самого Лермонтова, Шведе (посмертно), рисунок Д.П.Палена.
Учитель: Как яркая звезда, блеснул и погас на поэтическом небосклоне России могучий талант юного поэта. Виссарион Григорьевич Белинский так отозвался о нём: «Мы узнаём в нём поэта русского, народного в высшем, благороднейшем значении этого слова, поэта, в котором выразился исторический момент русского общества». И это всё о человеке, которому не успело исполниться 27 лет…
Что же мы знаем об этом русском поэте? Род Лермонтовых очень древний.
Вопрос: К каким литературным деятелям восходит род Лермонтовых?
Ответ: По отцовской линии – к шотландскому поэту Томасу Лермонту (у В.Скотта есть баллада о нём). Впоследствии одна из представительниц женской линии Лермонтовых выходит замуж за Байрона.
Вопрос: Когда и где родился Михаил Юрьевич Лермонтов?
Ответ: М.Ю.Лермонтов родился в Москве в ночь с 14 на 15 октября 1814 года.
Вопрос: Перед вами три женских портрета (Приложение 2). Назовите имена и фамилии этих женщин и объясните, какое отношение они имеют к М.Ю.Лермонтову.
Ответ: Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта, умерла, когда сыну не было ещё и трёх лет; Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, которая воспитала его; Варвара Лопухина, девушка, которую Лермонтов искренне любил всю жизнь.
Вопрос: Где прошло детство М.Ю.Лермонтова?
Ответ: В имении бабушки, Е.А.Арсеньевой, в Тарханах.
Вопрос: В какой губернии находилось это имение?
Ответ: В Пензенской, сейчас там музей-усадьба М.Ю.Лермонтова.
Вопрос: Расскажите о домашнем обучении Лермонтова.
Ответ: Дети, жившие в доме, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, устраивали детский театр, зимой катались с ледяных гор. Для обучения в Тарханы были приглашены учителя.
Вопрос: В детстве болезненного мальчика бабушка несколько раз возила на лечение горячими водами. Где проходило лечение маленького Миши ?
Ответ: На Кавказе, в небольшом городке Горячеводске у подножия горы Машук.
Вопрос: Какие способности проявились у мальчика в детстве?
Ответ: Он играл на скрипке, фортепиано, рисовал, лепил, пытался сочинять музыку, был прекрасным математиком и шахматистом, с юных лет учился рифмовать слова.
Учитель: В 1827 году М.Лермонтов был зачислен в Московский университетский благородный пансион, который в то время ценился наравне с Царскосельским Лицеем. В этот период он увлекается поэзией Ломоносова, Державина, Батюшкова, Крылова, пишет сам. До нас дошли такие произведения того периода, как «Кавказский пленник» — подражание Пушкину, поэма «Корсар» — как бы продолжение пушкинских «Братьев-разбойников», поэма «Черкесы».
Вопрос: В какое учебное заведение поступает Лермонтов после окончания Пансиона?
Ответ: В 1830 г. М.Лермонтов поступает в Московский университет.
Вопрос: Учёба в Московском университете продолжалась недолго, вскоре Лермонтов был вынужден отправиться в Петербург. В какое учебное заведение поступает он в Петербурге?
Ответ: В Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, 1832г.
Учитель: В 1835 году после успешно сданного выпускного экзамена М.Лермонтов произведён в корнеты, в том же году начинается служба в полку. Но в свободное время поэт серьёзно занимается литературой, начинает печататься в журнале «Библиотека для чтения». Однако имя его ещё недостаточно известно России. Всенародное признание получил поэт в печальные дни января 1837 года.
Вопрос: Расскажите о событиях и произведении, которое сделало Лермонтова народным поэтом.
Ответ: 29 января 1837 года умер А.С.Пушкин, смертельно раненный на дуэли. В эти дни Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», которое и принесло ему всенародное признание.
Учитель: Резолюция царя на последние 16 строк стихотворения: «Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского полка посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону».
Вопрос: Как изменило судьбу Лермонтова его стихотворение «Смерть поэта»?
Ответ: Он сослан на Кавказ в Нижегородский полк, который принимал участие в военных действиях.
Учитель: Но, несмотря ни на что, поэтическая деятельность Лермонтова продолжается. Он живо интересуется историей, с упоением читает «Историю государства Российского» Карамзина и пишет одно из самых замечательных своих стихотворений, где отражает народный настрой на победу накануне решающего сражения с французами.
Вопрос: Как называется это стихотворение и где оно было напечатано?
Ответ: Стихотворение «Бородино», напечатано в журнале «Современник» в 1837 г.
Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения «Бородино»:
Прилёг вздремнуть я у лафета,
Но слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус…
Вопрос: Объясните значения подчёркнутых слов.
Ответ: Лафет – станок артиллерийского орудия. Бивак – привал, расположение войск вне населённого пункта. Кивер – высокий жёсткий военный головной убор с козырьком.
Учитель: В поэзии Лермонтова значительное место уделяется историческим темам. Он много размышляет над увиденным на Кавказе, изучает быт и нравы горцев, рисует места, где бывает, и пишет, пишет, пишет… В апреле 1838 года благодаря хлопотам бабушки возвращается в Гусарский полк в Царском Селе. В этом же году выходит в свет «Песня про царя Ивана Васильевича…», где отражается глубокий интерес Лермонтова к русской истории, фольклору. Автор был очень точен в воспроизведении исторических деталей, что даёт возможность представить быт и нравы тех далёких времён.
Вопрос: К какому времени относятся события, происходящие в «Песне..»?
Ответ: Эпоха царствования Ивана Грозного, 16 век.
Вопрос: К какому жанру относится произведение? Почему?
Ответ: Это поэма, так как написана в стихотворной форме и сочетает в себе эпические и лирические черты. Лермонтов назвал свое произведение «Песней…», подчеркнув близость его к фольклорной основе.
Вопрос: Какие исторические детали можно отметить в «Песне…»?
Ответ: 1. Пир у царя – традиционная форма русской придворной жизни; описание внешнего вида царя, бояр, опричников; обращение государя с гостями. 2. Уклад купеческой жизни, её нравственные устои, способность отстаивать честь и достоинство. 3. Опричнина и её роль в посягательстве на русский уклад жизни.
Вопрос: Чем привлекает образ купца Калашникова?
Ответ: Он является защитником уклада русской жизни, отстаивает христианские обычаи и заповеди, поэтому и продолжает жить в памяти народной даже после смерти.
Учитель: «Песня …про купца Калашникова» оказала большое влияние на современников. «Таких сильных стихов ещё не было в литературе»,- отозвался о ней поэт А.В.Кольцов. И в наши дни она остаётся непревзойдённым образцом проникновения поэта в тайны народной психологии и поэтической народной речи. Литература всё больше захватывает молодого поэта. Он мечтает выйти в отставку и полностью посвятить себя творчеству. Но в январе 1840 года на балу у графини Лаваль происходит ссора между Лермонтовым и с сыном французского посла де Барантом, результатом которой явилась дуэль, прошедшая за Чёрной речкой, недалеко от места дуэли А.С.Пушкина.
Вопрос: Расскажите о дуэли с де Барантом и о её последствиях.
Ответ: Бой шёл на шпагах, одна из них сломалась. Перешли на пистолеты, де Барант промахнулся, Лермонтов выстрелил в воздух. После дуэли поэт был арестован и приговорён к ссылке на Кавказ на самый опасный участок военных действий.
Учитель: На Кавказе он участвует во всех сражениях с отменным мужеством, особенно отличился в битве на реке Валерик: «Ура!» – и смолкло. «Вон кинжалы, В приклады!» – и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались жестоко, Как звери, молча, с грудью грудь, Ручей телами запрудили…
Вопрос: Отметило ли царское правительство заслуги Лермонтова в войне?
Ответ: Поэт был несколько раз представлен к награде за личное мужество, но царь собственноручно вычёркивал его имя.
Учитель: В январе 1841 года Лермонтов выхлопотал отпуск и отправился к бабушке в Петербург,. Он был грустен в этот период, его томили мрачные предчувствия, В конце отпуска на прощальной вечеринке с друзьями молодой поэт, глядя на хмурое петербургское небо, сочинил стихотворение, в котором выразились грусть и тоска, горечь расставания и глубокое одиночество - постоянные спутники его жизни.
Вопрос: Как называется это стихотворение?
Ответ: Стихотворение «Тучи».
Вопрос: С чем сопоставляются предметные картины этого стихотворения?
Ответ: С человеческой судьбой. И тучи, и лирический герой вынуждены расставаться с «милым севером».
Вопрос: Какая из причин изгнания представляется герою самой горькой? Почему?
Ответ: «Друзей клевета ядовитая». На друзей надеешься, веришь, а если друзья предают тебя, то это очень горько осознавать.
Вопрос: Какая основная тема этого стихотворения? Где ещё звучит эта тема?
Ответ: Тема одиночества. Она звучит в стихотворениях «Парус», «На севере диком».
Вопрос: В чём различие между судьбой туч и лирического героя?
Ответ: Тучи «вечно свободные» от всех привязанностей, поэтому «вечно холодные». А лирический герой страдает. Но у него есть высшая ценность – чувство родины. И он не променяет судьбу изгнанника на холодную свободу от всего.
Учитель: Роковые события для М.Ю.Лермонтова развернулись 13 июля 1841 года в доме Верзилиных, где по вечерам собиралась молодёжь. Неудачно пошутив над Мартыновым, поэт был снова вызван на дуэль.
Вопрос: Что вы знаете о дуэли Лермонтова и Мартынова ?
Ответ: Дуэль происходила на самых жёстких условиях. По команде противники должны были сходиться, но Лермонтов не двигался с места, подняв пистолет дулом вверх. Мартынов же подошёл к барьеру и выстрелил. Пуля пробила сердце и лёгкие Лермонтова. В это мгновение раздался оглушительный удар грома, разразилась страшная гроза.
Учитель: Вдали белел Эльбрус. Тело великого поэта принял скалистый Машук, а через полгода бабушка Лермонтова получила разрешение перевезти прах внука в Тарханы и похоронить в фамильном склепе. Как настоящий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
Урок-игра закончен. Подводятся результаты, награждаются победители.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Арзамасцев В.П. Тарханы. Государственный лермонтовский музей-заповедник. М.: Советская Россия, 1976.
2. Афанасьева В.В. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М.: Детская литература, 1984.
3. Большая литературная энциклопедия. Красовский В.Е. и др. М.: Филол. о-во «Слово», 2005.
4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7класс. М.: ВАКО, 2009.
5. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х томах. М.: «Художественная литература», 1976.
29.04.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока литературы «Лиры звук».М.Ю.Лермонтов ( 7 класс)
урок литературы в 7 классе
Тема: «Лиры звук» (Музыкальность поэзии М.Ю. Лермонтова).
Цели урока:
1. Помочь учащимся глубже постигнуть мир поэзии М.Ю. Лермонтова, музыкальное звучание его стихов.
2. Учить слушать и понимать музыкальное произведение, соотносить настроение стиха и характер музыки.
3. Формировать умение сопоставлять произведения искусства.
Подготовка к уроку.
I. Индивидуальные задания:
— воспоминание о детстве поэта.
— воспоминание о годах учебы в пансионе.
II. Подготовить презентацию О М.Ю. Лермонтове,
о композиторах (Варламове, Гурилеве, Булахове).
III. Задание чтецам – выучить наизусть стихи М.Ю. Лермонтова «Парус», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива».
IV. Подготовить записи романсов на стихи М.Ю. Лермонтова
Оборудование: книги М.Ю. Лермонтова, стенды; презентация по содержанию урока.
Здесь поэзия становится музыкой.
В.Г. Белинский.
Ход урока:
Учитель читает строки:
Ему б глядеть на каждую травинку
И жить еще, и чувствовать еще…
Это строки из стихотворения, посвященного М.Ю. Лермонтову. И сегодня наш разговор пойдет о его поэзии, о его жизни, о музыкальном звучании его стихов.
Вопрос: Какой мотив вы услышали в строках о Лермонтове? ( Примерные ответы: грусть, боль утраты).
Вопрос: Почему? Как вы думаете? (обратить внимание ребят на даты жизни М.Ю. Лермонтова).
Учитель: 27 лет прожил Лермонтов. Ничтожно короткий срок в истории человечества, но посмотрите на сборники стихов, которые представлены здесь…
Это все создано Лермонтовым. Наверное, это говорит о том, что он был не только необыкновенным поэтом, но и человеком необыкновенной судьбы.
Но для каждого из вас и для меня – свой Лермонтов.
Давайте поделимся своими впечатлениями о поэте, о том, как вы впервые познакомились с творчеством Лермонтова, что вас заинтересовало в его судьбе, в его поэзии. Как вы открыли его поэзию для себя.
Ученики делятся своим впечатлениями.
Учитель: Читая его стихи, мы не вникаем порой в их смысл, нас завораживают звуки. И нам слышится мелодия…
Откуда это у Лермонтова?
Сообщения учащихся
1 ученик: В его автобиографических заметках есть такие строки: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее мне напевала покойная мать…».
Мария Михайловна, мать поэта, по воспоминаниям очевидцев, была одарена музыкальной душой. Посадив ребенка на колени, она заигрывалась на фортепьяно, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно. Звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слезы катились по его личику.
Наверное, именно мать передала ему необыкновенную музыкальность.
2 ученик: Такие выражения как «музыка моего сердца», «звук слез», «Звук лиры» постоянно встречаются в дневнике юного Лермонтова.
В 14 лет Лермонтов обучался в Московском благородном пансионе. Это был любознательный, пытливый подросток с умными, проницательными глазами, опушенными длинными черными ресницами.
Странное, почти загадочное существо.
Работал он неистово. Курс «красноречия» читал Алексей Федорович Мерзляков. Поэт, великолепный переводчик, критик, ученый-филолог. Уже тогда он первым почувствовал влюбленность своего ученика в само звучание русской речи. И уже тогда в юношеских стихах созвучия, звуковые повторы, аллитерация встречается чуть ли не в каждом стихотворении Лермонтова. Уже тогда музыка и пение играли в его жизни, в его мироощущении немалую роль. Он великолепно сам пел, играл на скрипке, фортепиано, немного сочинял, участвовал в выступлениях пансионского оркестра.
Учитель: Звук для Лермонтова имеет огромный смысл, значение. Послушаем стихотворение Лермонтова «Звуки».
Чтение стихотворения учеником.
Учитель: Как вы поняли, в чем же сила звука, по словам Лермонтова?
Ребята рассуждают, дают ответы.
Делаем вывод: Власть звуков, сила музыки заключается в способности возродить к жизни прошлое, пробудить воспоминания, превратить слышимое в зримое.
Учитель: И какие это звуки?
(Это игра волн, свист ветра, скрип мачты, завывание бури).
Эти звуки услышал и передал в своем романсе композитор Александр Егорович Варламов (1801 – 1848 гг.) Послушаем его.
После прослушивания учитель предлагает вопросы:
1. Соответствует ли музыка настроению самого стихотворения?
2. Какие чувства она передает?
(Примерные ответы: Одиночество, грусть, тревогу передает мелодия романса)
Учитель предлагает прослушать другое стихотворение М.Ю. Лермонтова.
Ученик читает стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»
Вопросы:
1. Каким настроением наполнено это стихотворение?
2. Какое чувство вселяется в душу, когда мы слышим звучание этих строк?
( Примерные ответы: Мысль о том, что природа благотворно воздействует на человека, она успокаивает).
3. Найдите звуки в этом стихотворении.
(Примерные ответы: Звук ветра, ручейка, звенящего ландыша т.д.).
Учитель: И конечно же, такие строки не могли не найти отражение в музыке.
Многие стихи М.Ю. Лермонтова, как только они выходили в свет, становились популярными. Одно из таких стихотворений сейчас прозвучит.
Ученик читает стихотворение «Молитва».
Вопросы:
1. Какие чувства передает поэт в этом стихотворении?
2. Чем завораживает нас это небольшое по объему произведение?
В заключение ответов учитель подводит учащихся к выводу :
Не смысл этой молитвы, а само звучание завораживает нас. Об этом стихотворении можно сказать строками из другого стихотворения Лермонтова:
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Сообщение ученика о музыкальной жизни стихотворения.
Это стихотворение было напечатано в 1839 году в журнале «Отечественные записки», и сразу родилась песня А.Л. Гурилева «В минуту жизни трудную…». Но впоследствии не менее пятидесяти композиторов обращались к этим строкам. Это Глинка, Алябьев, Булахов, Мусоргский, Даргомыжский. Строки стихотворения аранжировали для двух голосов и фортепиано, для голоса и оркестра, для виолончели, арфы, гитары.
Каждое из музыкальных произведений по-своему оригинально и неповторимо. Но в каждом звучит «елейная мелодия надежды, примирения и блаженства…».
Учитель предлагает прослушать романс на эти слова Лермонтова двух композиторов: Гурилева и Булахова.
Беседа идет по вопросам:
1. Какое настроение вызвали у вас прозвучавшие романсы?
2. Удалось ли композиторам передать «елейную» мелодию стиха?
3. Есть ли различия в звучании мелодии романса Гурилева и романса Булахова?
4. Какой из романсов вам больше понравился и почему?
Рефлексия урока:
Поделитесь своими впечатлениями
1) Что нового вы узнали на уроке о поэте М.Ю. Лермонтове.
2)О каких особенностях поэзии Лермонтова вы могли бы рассказать своим родителям, друзьям.
Предлагается домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Здесь поэзия становится музыкой…»
Или нарисовать этюд «Настроение…» (передать впечатления от стихов М.Ю. Лермонтова и прозвучавших на уроке романсов).
infourok.ru
Уроки внеклассного чтения. 7 класс. М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
Уроки внеклассного чтения.
7 класс
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»
- было написано Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт сидел под арестом в здании Петербургского Главного штаба за сочинение стихов на смерть Пушкина. К нему пускали лишь камердинера, приносившего обед. Хлеб заворачивался в серую бумагу. На ней-то (с помощью спички, печной сажи и вина) и было написано это стихотворение.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» — самобытное поэтическое произведение, посвященное природным красотам родного края
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зелёного листка;
Лермонтов олицетворяет природу. Пейзаж в этом стихотворении – это не одна мимолетная картина, а несколько поэтических картин природы, взаимосвязанных друг с другом
Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой;
Красота и гармония природы приносят успокоение, навевают мечты, будят воображение; хочется верить в счастье, в справедливость, в божественную мудрость бытия
Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он:
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» – внутренний монолог лирического героя. Последняя строфа этого произведения полностью раскрывает замыслы автора
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога!..
compedu.ru
Сочинение эссе мой лермонтов 7 класс
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет
По-моему, М.Ю.Лермонтов это один самых величайших поэтов России, который стал достойным преемником Пушкина. Его лирика — патриотическая, романтическая и просто красивая. Он начал очень рано писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений. Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как «Парус9quot; и «Два великана». Он сделал огромный вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого июля тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
В отличие от поэзии, идеализировавшей прошлое, поэзия Лермонтова обращена в будущее. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. Поэзии Лермонтова чужда пассивность, спокойная созерцательность. Он не только наблюдает события и явления жизни, но и оценивает их со своей “строгостью судьи и гражданина”. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремится познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Вот почему в его стихах личные переживания, субъективное отношение к действительности занимают такое важное место. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток. Образы часто гиперболизуются, чувства и страсти достигают предельного напряжения.
Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они раскрывают сложный духовный мир мятежного лирического героя. Ни личные невзгоды, ни сгустившаяся мгла николаевской реакции не сломили волю поэта, не убили в нем “веру гордую в людей” и жажду деятельности.
Лермонтов начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощал идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о социальном будущем, стал самым ярким творцом философско-психологического романтизма.
Лермонтов создал стиль предельно-энергического, ураганно-динамического стиха и максимально сжатой, прозрачно-ясной прозы. Его творчество вызывало страстные споры. Современная ему реакционная критика или резко отрицала, или грубо искажая, ограничивала достоинства его произведений. Реакционная и примыкающая к ней либеральная критика продолжала искажать творческий облик Лермонтова и в дальнейшем.
Лермонтов приобрел интернациональное и общечеловеческое значение. “Мцыри” и “Демон”, “Герой нашего времени” и многие другие его произведения – это высшие достижения не только отечественной, но и мировой литературы.
За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской литературы.
21798 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Моё отношение к личности М. Лермонтова
Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Стих «Смерть поэта» имеет разоблачительный характер, это страстный протест, негодование и гнев, обращенные против убийц ( светских вельмож и самодержца), которые хладнокровно травили «свободный, смелый дар» большого поэта. Здесь и неутешительное горе друзей, которые не смогли защитить «сердца вольного», и угроза, и приговор «свободы, гения и славы палачам». В этом стихи перед нами возникает во весь рост Лермонтов-бунтар, наследник традиций А.Пушкина. М. Лермонтов писал стихи и до 1837 года, тем не менее нигде их не печатал. Он хотел, чтобы первым ценителем его поэзий стал А.Пушкина. Они не были знакомыми, тем не менее Лермонтов мечтал о встрече со своим кумиром и готовился показать ему некоторые из своих поэзий. Среди них «Бородино» — стих, посвященный войне с Наполеоном 1812 года.
Стих «Бородино» — это поэтический памятник русским солдатам, которые ценой тысяч жизней отстояли Родину. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя . «. В этих словах увлечения знаменитым и доблестным прошлым русского народа и горечь от осознания того, что современное Лермонтову поколение не способное на большие дела.
В стихах Лермонтова раздумья о своем поколении, о времени, о Родине. Потому что произведения написанные в годы реакции, которая настала после разгрома восстания декабристов, то большинство из них пронизанные печалью, горечью одинокости, осознанием того, что современники живут бесцельно.
Лирика Лермонтова рядом с ранним творчеством Пушкина стала взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой — романтический. Он борец, страдалец, поэт, повстанец, даже пророк. Но особенно сильной в оскорблении героя Лермонтова есть романтическая тема одинокости. Одинокость имеет разные черты: это и заключение, и любовная одинокость, и одинокость человека в мире.
За свою короткую жизнь Лермонтов создал огромное количество стихов. Когда читаешь их, тебя охватывает странное чувство. В его стихах такая глубокая горечь и печаль, которая сердце сжимается от боли. Стих «И скучно и грустно. » был написанный Лермонтовым за год к смерти. В этом стихи поэт размышляет об одинокости и трагизме жизни. Центральный мотив стиха — разочарование, грусть от того, что жизнь не отвечает идеальным представлением героя. Рассмотрим композицию произведения, т.е. выясним, из каких частей составляется стих и как они размещенные. Риторические вопросы и оклики передают взволнованность, неравнодушие, искренность лирического героя, который раздумывает о смысле жизни. Ему больно от того, что реальную жизнь такое далекое от его идеальных представлений.
В 1841 году Лермонтов вторично был сослан на Кавказ. Перед отъездом поэта его друг В.Одоевский подарил ему записную книжку с надписью: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книжка с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю списанную». Г. Лермонтову, как мы знаем, не судилось возвратить книжку Одоевскому, но он вписал у нее много прекрасных стихов. Давайте послушаем некоторые из них. Предварительно подготовленные ученики на фоне лирической мелодии декламируют стихи: «Утес», «Листок», «Пророк».
Последнее сочинение, которое вписал Лермонтов в запасник Одоевского, — это поэзия «Выхожу один я на дорогую. » В стихе, который был написан за несколько дней до дуэли и смерти, поэт доверчиво открывает читателям свою незащищенную душу, делится мыслями вслух, высказывает пожелания и искренне радуется красоте природы.
Именно образ могущественного дуба привлекает поэта. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы соорудить над своим последним приютом поэт:
- Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
- О любовь мнет сладкий голос пел,
- Надо мной чтоб, вечно зеленея,
- Темный дуб склонялся и шумел.
И растет такой большой дуб в Тарханах, на родине М.Лермонтова. Каждого года в день памяти приходят к нему тысячи людей для того, чтобы поклониться праха большого русского гения.
- Если бы знал вон в миг смертельной раны,
- Если бы знал вон, падая в крови,
- Что родник судьбы его — Тарханы
- Станут пульсом скорби и любви.
- Местом, где, склоняясь в молчанье строгом,
- Будут люди из столиц и сел
- Вслушиваться в звездную дорогую,
- По которой Лермонтов прошел.
Спасибо что посетили сайт SchoolTask.ru
Готовые школьные сочинения и пересказы по литературе. Всегда для Вас в бесплатном доступе. Мы будем благодарны за ссылку на наш сайт.
Внимание, только СЕГОДНЯ!miyakirb.ru