Содержание

dashulechka (Sochi, Russian Federation)’s review of Стихотворения и поэмы

темы стихотворений Лермонтова. ЕГЭ.

тема Родина и природа.
родина, бородина, жалобы турка, когда волнуется желтеющая нива…

тема любви и дружбы.
разлука, нищий, ребенку.
нет, не тебя так пылко я люблю…
из-под таинственной холодной полумаски…
письмо,

тема поэта и поэзии.
поэт, кинжал, не верь себе, пророк.

тема гражданской позиции
смерть поэта, прощай не мытая Россия

тема одиночества.
тучи, парус, и скучно и грустно.

тема судьбы поколения.
дума, как часто, пестрою толпою окружен…

философские стихотворения.
три пальмы, валерик, молитва, выхожу один я на дорогу. нет, я не байрон, я другой…

М.Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте сопутствовала обострению в его сознании трагического несовершенства мира.

На протяжении своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Особенности лирики Лермонтова заключаются в том, что поэт вместил в своем творчестве практические все «вечные вопросы» человеческого бытия. Он пишет о любви, о глубине и значении этого чувства, пишет о смерти и жизни, вере в высшие силы, о свободе человеческой личности, праве человека избирать свою судьбу, о неприятии личности в обществе, о судьбе поэта в мире людей.

Лермонтов как поэт романтизма
В творчестве Лермонтова, особенно в ранний период, много черт от романтического стиля.

Для этого стиля характерен прием двоемирия, когда в своей душе лирический герой рисует идеальный образ, а на деле сталкивается с жестокой действительностью.

Как это и свойственно романтизму, герой лирики Лермонтова часто одинок, он ищет лучшей доли в мире людей, но обретает чувство гармонии только в единении с природой.

Черты лирики Лермонтова пронизаны духом романтизма, это мятущийся тревожный порыв к настоящей свободе, познанию истинного счастья и любви.

В.Г. Белинский называл М.Ю. Лермонтова «поэтом беспощадной мысли истины», поэтом-реалистом, в конце своего творческого пути ставшем гениальным художником слова.

Необычность лирики Лермонтова как раз и заключается в сочетании романтических и реалистических мотивов: каждый читатель найдет в произведениях поэта то, что ему по душе: и тоску мятущейся одинокой молодости, и живое описание жизни своего народа.

Нищий (1830)
Горькое стихотворение о неразделенной любви между лирическим героем в образе нищего и окружающим его обществом.
Когда Лермонтов посещал храм, один бедняк рассказал ему случай из его жизни. Поэт был раздосадован этим воспоминанием нищего, затем же почерпнул данный сюжет для своего стихотворения, адресованного г-же Сушковой.

Парус (1832)
Поэт рисует морскую стихию — гладь в полном ее спокойствии и гармонии. Однако, лирический герой не доволен подобным покоем и ищет душевных потрясений, жаждет бури для своего сердца. Он мятежный, полный тревог, не оттого что у него есть серьезные для этого поводы, а потому что он искренен в своем несчастии, так как не представляет жизнь без переживаний.

Нет, я не Байрон, я другой… (1832)
романтизм Лермонтова имеет общие с Пушкиным истоки, а именно выражается в любви и в подражании к Байрону. Однако, наступает момент, когда Лермонтов понимает свое особенное предназначение. Оно заключается в его принадлежности к русской душе, к русской культуре и сердцу, полному любви к отечеству.
слова последние строчки:
Я — или бог — или никто!
В них можно заметить Лермонтовскую склонность к крайностям и радикализму. Его несогласие к смирению и жажду большего.

Когда волнуется желтеющая нива…(1837)
Можно предположить, что автор описывает весенний период года. С помощью звукописи он изображает расцветающую природу: красоту первых цветов и растений, шуршание зеленой листвы и мелодию всеобщего оживления вокруг, движение и журчанье ручейка и дуновения нежного ветерка — все это единство вещей, которое дарит лирическому герою блаженство и простор для фантазий, через которых он постигает Бога и счастье.
Здесь Лермонтов описывает то, как уход в воображаемый мир и уединение с природой, помогают ему обрести радость.

Смерть поэта (1837)
Лермонтов выражает досаду и горечь касательно участи, которая постигла его друга по призванию и просто товарища Пушкина.
он тоскует об обществе, которое привело Пушкина к решению дуэли, осуждает клеветников, чьи злые языки подтолкнули поэта на смерть.
Также Лермонтов ищет справедливого отмщения для людей, полных презрения ко всему окружающему и прекрасному, если не на Земле, то хотя бы на небесах.

В этом стихотворении можно увидеть настоящий гнев поэта, ненависть которую он с такой пылкостью и желчью пускает на всех причастных к смерти Пушкина, по сути на все общество и бездушное поколение — равнодушное и холодное.

Бородино (1837)
лирический герой, полковник, — сочинен Лермонтовым. От его лица мы слышим рассказ о былых днях. Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле. Лирический герой похож на персонажа Максим Максимыч из романа «Герой нашего времени». Он такой же простодушный, его дух весел и полон патриотизму, служению на пользу отечеству.

Дума (1838)
жестокий приговор поэта — своему поколению и себе в частности.
тем не менее создается впечатление, что стихотворение написано вчера, для нас с вами. Оно подходит для каждого временного периода и пропитана вечными темами: цикличность повторения жизней — дети не учатся на ошибках отцов, слишком раннее погружение в себя — недостаток общения и замкнутость, бессмысленность происходящего, неосознанность цели для существования.
в произведении так же много интересных сравнительных конструкций и метафор, которые можно интерпретировать на свой вкус.
По мою мнению, с помощью этого стихотворения можно понять то, как относился Лермонтов к своим современникам. Согласно взглядам поэта оно было холодным и малодушным.

Поэт (Отделкой золотой блистает…) (1838)
в этом произведении можно заметить четкое деление на две взаимосвязанные части.
В первой Лермонтов повествует о кинжале, который является образом его таланта. Дара, с помощью которого поэт может как воодушевлять, так и ранить колкими словами сердца людей.

во второй части можно проследить мысль, что со временем сила «кинжала» пришло в неугодность, нынче она не нужна обществу, так как оно не ценит искусство и прекрасное.

Три пальмы (1839)
глубокое философское размышление поэта над смыслом жизни; о том кресте, выпрашиваемом людьми у Бога.
мы часто торопим свою жизнь, день за днем ожидая срочно тех событий, который итак непременно произойдут в будущем, ускоряя тем самым темп, с которым проносится наше существование.
можно сделать вывод, что мы не понимаем истинное предназначение тех или иных вещей в широком жизненном масштабе, а значит и не имеем право судить и попрекать Богу.

Молитва (В минуту жизни трудную…) (1839)
поэт описывает благодатный процесс молитвы, в котором он находит покой и радость для своей души, очищение от пороков этого мира и последующую легкость восприятия жизни.


Лермонтов говорил, что он молится, когда ему становится одиноко и тяжело.
Однако, есть и теория, что это стихотворение он написал для своей бабушки, чтобы обрадовать ее.

Тучи (1840)
основной мотив этого произведения — одиночество и изгнание лирического героя, который испытывает тоску по родине, оставляет ее.
Но судя по конечным строкам для лирического героя и родины уже не существует, он абсолютно беден и сопоставляет себя с тучками, у которых, как и у него нет дома и приюта.

И скучно и грустно, и некому руку подать (1840)
в этом стихотворении наиболее ярко выражается основной мотив лирики Лермонтова — мотив одиночества, его изоляции и брошенности.
Так же можно увидеть отношение лирического героя к жизни, для него она покрыта под гнетом бессмысленности, а все окружающие дышит безразличием и холодным равнодушием.

Как часто, пестрою толпою окружен… (1840)
Перекликается с стихотворением «дума» — это снова воззвание к своему холодному и равнодушному поколению. Однако, следуя традициям романтизма в данном стихотворении лирический герой отдаляется от толпы и придается своему сладкому воображению и мыслям о настоящей жизни, полной любви и ласки. У лирического героя, судя по всему, есть свой образ и идеал, который наполняет его сознание в минуты тоски и отчаяния, когда все вокруг кажется пустым и глупым. Однако, после его возвращения в холодную и неприветливаю реальность — ареал растворяется и герой вынужден вновь контактировать с окружающим миром с злобой и желчью за несовпадение с совершенством грез.

Валерик (1840)
Обращение к приданиям, истории и кавказскому эпосу. Лермонтов любил восточную культуру и часто использовал ее образы для своей лирики.

во время своей второй ссылки Лермонтов принял участие в сражении, которое происходило вдоль реки Валерик. это события послужило сюжетом для одноименного стихотворения, написанного в 1840 г.

Начинается оно как любовное послание, адресованное вполне конкретной женщине – Варваре Лопухиной, однако лирический герой как будто и не к ней обращается, в своих словах он больше размышляет и ведет внутренний монолог, в котором вспоминает прошлое и придается сладкой неге фантазии. Он далек людей и похоже совсем в них разочарован.
Далее описывается пик столкновения. Очень жестокое сражение, с тысячами раненными и умершими. Однако это не трогает лирического героя, он по-прежнему, что в процессе боя, что после, погружен в свои думы. Он не испытывает грусти и не может найти смысл в войне. Кончается стихотворение тем, что поэт заставляет задуматься своих современников о смерти и цели жизни.

Из-под таинственной холодной полумаски… (1841)
В этом стихотворении проявляется мотив человека в маске. эта тема близка Лермонтову, таковы его впечатления от окружающей жизни его молодежи — люди перестали быть искренними, они создают образ и показывают себя свету такими — какими они на самом деле не являются, поэтому Лермонтов предпочитает образ из воображения, его идеал.

Родина (1841)
Ключевые слова в стихотворении «люблю…странною любовью!».
Поэт сам не знает, за что ему приглянулась его родина и отчизна, но он будет с нею до конца вопреки голосу рассудка. Это что-то врожденное и метафизическое — приятное чувство, которое проявляется в самых крошечных вещах и разливается негой в сладостные минуты.

Сон (В полдневный жар в долине Дагестана…) (1841)
Лирический герой описывает момент своей смерти. Он лежит и из него вытекают последние соки жизни, он начинает забываться вокруг жаркой и дымящийся долины, на чью поверхность падают как будто бы мертвые лучи солнца.
Ему приходит видение, в котором все, как в прежние дни радуются и веселятся,но только одна, настоящая возлюбленная героя, молчит — к ней является осознание, что ее мужчина умирает.
Это настоящая любовь, которая чувствует смерть и муки своей половинки.

Нет, не тебя так пылко я люблю… (1841)
лирический герой использует настоящего человека, чтобы видеть в нем прошедшие воспоминания и ушедшую молодость.
в этом стихотворении продолжается тема воображаемого идеала, которая развивается в том, что теперь отбрасывает черты и на реальных людей.

Выхожу один я на дорогу. .. (1841)
в стихотворении несколько раз звучат слова «вечный, вечность». это размышления Лермонтова про бесконечность жизненного пути. Удивляет обзор, который придает Лермонтов этому произведению — это как будто бы взгляд сверху, с космоса.
Возможно, поэт хотел увидеть и попытаться представить мир за пределом земной жизни, увидеть нашу планету, после своего ухода.
в двух последних же строфах Лермонтов мечтает о существовании души после смерти. Он не хочет заснуть «холодным сном могилы», он желает нежной дремы и приятных мечт.

Пророк (1841)
Стихотворение ведает о роли поэта в обществе.
В этом произведение нет и тени мотива от пушкинского высокого предназначения поэта и пророка. Напротив, здесь звучит разочарование новым временем, которому не нужно ничего прекрасного, так как люди стали ценить только земное благополучие.

Дополнительные стихотворения вне программы

Прощай, немытая Россия (1841)
Тема стихотворения трагическая: поэт признается читателям в неприятии современной ему российской действительности. Он не хочет видеть Россию «страной рабов и господ». .
В советские годы стихотворение рассматривалось как приговор царской России. Сегодня его понимание несколько смягчилось: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» изучается как определенное звено в переживании поэтом судьбы своей Родины.

Листок
Обращение листка к чинаре символизирует попытку Лермонтова найти на Кавказе приют и защиту от жестокой царской воли. Листок, как и поэт, измучен своим неприкаянным положением. «Отчизна суровая» отвергла его поэтический дар, что лишило его жизнь цели и смысла. Лермонтов чувствовал в себе огромный запас творческих сил, но не мог его в полной мере реализовать. Поэтому листок говорит, что знает множество «рассказов мудреных и чудных», которыми готов поделиться с чинарой. Но гордое южное дерево также отвергает пришельца. Его «небылицы» совершенно никому не нужны. Они несут в себе горечь и боль от всех пережитых страданий.

Смерть поэта — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Смерть поэта

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!. .

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!. .
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

1. Творческий проект: анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
«СМЕРТЬ ПОЭТА»
Выполнила: Трофимова
Дарья 9Б

2. План:

ПЛАН:
1)История создания
2)Тема
3)Композиция
4)Жанр
5)Средства выразительности
6)Список используемой литературы

3. История создания

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической
гибели. Оно было написано в январе 1837 года, спустя
несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злосчастной
дуэли. Потрясённый трагедией, нелепой смертью великого
человека, а также слухами, которыми полнились “обе столицы”,
поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором
обвиняет общество в потери бесценного для России поэта. Оно
молниеносно распространяется в высшем обществе,
переписывается тысячью копий, передаётся из уст в уста,
доходит до императора Николая I. Полная версия стихотворения,
подаётся царю с вердиктом о революционной направленности
произведения. Лермонтова берут под стражу, спустя некоторое
время – ссылают на Кавказ за “непозволительные”
стихи.Популярность молодого поэта находится на пике, его
цитируют, им восхищаются, литературные критики видят в нём
гений не меньший, чем у Пушкина. Жаль, что тот, кому
посвящено стихотворение, никогда о нём не узнает. Последние
16 строк поэт добавил в уже готовый стих, узнав о том, что
общество одобряет действия Дантеса, защищает его, не
понимая исторической сути потери. Впервые опубликовано
стихотворение было за границей в Германии в 1852 году, на
русском языке оно было напечатано без 16 последних строк в
1858, полная версия – в 1860 году.

4. Лермонтов м.ю. в 1837 году

ЛЕРМОНТОВ М. Ю. В 1837 ГОДУ

5. Пушкин и дантес

ПУШКИН И ДАНТЕС

6. тема

ТЕМА
Ведущей темой стихотворение является безвременная утрата
великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не
только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и
веру в людей, которой отличался Пушкин, воспевает поэт.
Строфа, посвящённая Дантесу, несёт однозначный упрёк в его
низости и пренебрежении культурой неродной для него России:
“Смеясь он дерзко презирал чужой земли язык и нравы“.
Заброшенный в Россию “на ловлю денег и чинов“, человек с
“пустым сердцем“, даже не представлял, с кем он собирался
драться…”не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку
поднимал!”.Трагическая случайность, недостойное поведение в
отношении человека, который несмотря на свои слабости, был
великим гением – всё это не оправдывает Дантеса. Он – не
виновник, а лишь – орудие в руках интриганов и завистников. Не
в первый раз Пушкин встаёт против общества, ему не привыкать
к одиночеству, но такой трагедии не ожидал никто: это слишком
жестокая цена. Лирический герой потерян, он не верит в
случившееся, повторяет факт гибели несколько раз, как бы
пытаясь поверить в происходящее, принять его. В последней
строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого
суда, и верит в высший неподкупный суд, на котором убийцы и
клеветники получат сполна.
Главная мысль – жестокость людей способна на чудовищные
ошибки, исправить которые, к сожалению, невозможно. Образ
Пушкина приравнивается к образу Иисуса Христа, который
также безвинно страдал при жизни и был убит. Идея
произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за
дуэли, в его гибели виновато всё общество
.

7. Композиция

КОМПОЗИЦИЯ
Лирический герой ведёт монолог, посвящённый гибели
Пушкина, резкий и жёсткий взгляд на произошедшее
показывает всю масштабность трагедии, которую после
оценят историки. Стихотворение, состоящее из нескольких
структурных частей различных по рифмовке, размеру и
ритму, написано в несколько этапов. В первой строфе
лирический герой оплакивает смерть товарища по ремеслу,
она эмоциональна и трогательна. Он не может поверить в
произошедшее, подавлен и потерян. Использует
разнообразные художественные приёмы для достижения
цели – передачи своего мнения о значимости Пушкина в
русской литературе.Следующая строфа затрагивает личность
Дантеса, характеризуя его, как никчёмного беспринципного
человека, который не стоит даже упоминания о нём. В
следующих строфах, меняя стихотворный размер, Лермонтов
сбивчиво и эмоционально рассуждает о причинах трагедии,
задаёт вопросы,ответы на которые известны определённому
кругу людей… Разоблачает общество, толкнувшее поэта на
смерть. В последней строфе Лермонтов обращается к
убийцам, напоминая о наивысшем суде, избежать которого
не удастся никому.

8. жанр

ЖАНР
Первая часть стихотворения –
элегия с чертами оды, вторая
часть тяготит к жанру
эпиграммы. Стихотворение
разностороннее, выделить
единый жанр достаточно сложно.
Совмещение сатиры и элегии
передаёт душевное состояние
поэта, узнавшего страшную
новость.

9. Средства выразительности

СРЕДСТВА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Эпитеты подчёркивают ораторский монолог
Лермонтова: “свободный смелый дар“, “дивный
гений”, “кровавый миг”, “глухая ревность”,
“пламенных страстей”, “ничтожные клеветники”,
“грозный суд” и другие.Метафоры умело
маскируют и сдерживают гнев автора, облачая
его в нужные острые образы: “звон злата”,
“чёрная кровь”,”торжественный венок”, “пустое
сердце”, “ловля счастья и чинов”, “взят
могилой”, “печать на устах”.

10. Список используемой литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
Л И Т Е РАТ У Р Ы
1) Интернет:
2) 1)https://vladimirtan.livejournal.co
m/739245.html
3) 2) https://www.adme.ru/svobodakultura/8-faktov -o-pisatele-kotoryjmog-zamenit-pushkina-no-pogib-izza-svoej-strasti-vsem-dosazhdat2132365
4) 3)https://spb.aif.ru/culture/person
/vospevaya_geniya_kak_smert_pus
hkina_sdelala_populyarnym_lermo
ntova

Лирический герой Лермонтова.

Романтический герой в лирике Лермонтова

Юбилей Лермонтова увеличил интерес к его творчеству. В большинстве случаев читателя интересует психология автора, манера писательства, особенности лирического героя. Для лирики Лермонтова данный вопрос особенно актуален, ведь до сих пор идут споры о том, насколько герой лирики Лермонтова автобиографичен, списан с самого автора. В самом деле, у Лермонтова, как ни у кого другого из поэтов, реализуется принцип автобиографизма. Поэтому практически не считается ошибкой такое сопоставление, как «автор» — «лирический герой»

Истоки лермонтовского творчества

Многие исследователи говорят о том, что корни тематики и проблематики творчества Лермонтова следует искать в его детстве. Он не познал материнской любви, воспитывался своей строгой бабушкой, отсюда такие проблемы в творчестве писателя, как непонимание и одиночество. Данный мотив усиливается еще больше в связи с увлеченностью автора творчеством писателей-романтиков. Если В. А. Жуковский опирался на романтизм немецкий, то Лермонтову интереснее был английский романтизм, главным образом в лице поэта Байрона. Лирический герой Лермонтова в чем то схож с байроновским: он такой же одинокий, ищущий, стремящийся вырваться из мира реальности.

Специфика романтизма в творчестве Лермонтова

Романтизм как литературное направление возникает на почве разочарования во французской революции. Люди, стремящиеся к свободе, равенству и братству, не достигли того, чего хотели. Именно поэтому герои романтических произведений не бывают счастливы.

Лермонтовский романтический герой имеет свою специфику. Как правило, он герой-бунтарь, он не желает мириться со своим положением. Однако вырваться из реального мира, попасть в мир идеальный никогда не удается. Поэтому часто лирический герой Лермонтова уносится в мечты. Это мы видим в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен». Это яркий пример романтического творчества поэта. Здесь герой практически неотделим от автора. Он находится в обществе, в котором царят ложь и притворство, все это ему претит, мыслями герой отправляется в свое детство. Как мы понимаем, что стихотворение автобиографично? Прежде всего по финальным строкам, в которых Лермонтов желает бросить в лицо лицемерным людям свой «железный стих, облитый горечью и злостью» — единственное оружие поэта.

Эволюция творчества и лирический герой

Лермонтова считают одним из самых статичных писателей. Действительно, в его карьере сложно выделить периоды. Традиционно творчество М. Ю. Лермонтова делят на раннее и позднее. Границей между двумя этапами становится стихотворение «Смерть поэта», из-за которого его отправили в ссылку. Как известно, Лермонтов начал писать стихи в довольно раннем возрасте. Именно поэтому в первом периоде его творческого пути лирический герой отличается неким юношеские максимализмом. Он не приемлет полумеры, ему нужно все или ничего. Герой произведений Лермонтова не готов мириться с какими-то недостатками. Это мы видим в стихотворениях любой тематики: любовных, пейзажных, посвященных поэзии. Безусловно, герой Лермонтова одинок, но, прежде всего, одинок из-за того, что сам так хочет, из-за того, что не понят людьми, не оценен. В более позднем творчестве мотив одиночества усиливается. Однако в стихотворении уже нет того вызова, какой был в ранней лирике . Герой тих, спокоен, бесконечно несчастлив и одинок. Яркий пример — стихотворение «Утес».

Анализ стихотворения «Утес»

Почему Лермонтов выбирает именно этот образ? Потому что утес силен и крепок. Над ним не властны стихии, он могуч. И потому что утес не связан с горной цепью, он одинок, он выделяется на фоне общего пейзажа. И вот тучка заночевала у него на груди. Она дала ему надежду на дружбу, но на утро покинула его. И этот могучий исполин остался плакать в бесконечной пустыне. В стихотворении нет ярких метафор, сравнений, оно абсолютно небольшое по объему, но в нем наиболее ярко воплотился поэтический дар Лермонтова.

Еще один пример поздней лирики — стихотворение «Листок». И снова автобиографичный лирический герой. В лирике Лермонтова поздних лет больше аллегорий, теперь он не говорит напрямую, а использует такие яркие образы, как листок, утес, сосны, пальмы. Листок, оторвавшись от родной ветки, отправился в странствования по свету, но нигде он не мог найти себе пристанища.

Анализ стихотворения «Парус»

О романтическом творчестве поэта нельзя говорить, не упомянув его программное стихотворение «Парус». В нем отразились все основные мотивы творчества Лермонтова: странничество и скитания, одиночество, изгнанничество. Но главным образом в этом стихотворении отчетливо виден мотив двоемирия, так характерный для поэтов-романтиков. Из реального мира, в котором лирического героя ничего не ждет, в котором у него ничего не было, герой направляется в мир, в котором, по его мнению, ему будет лучше. Он ищет «бури». Вообще, буря – это один из любимых поэтических образов поэта. Ведь лирический герой Лермонтова не готов жить в мире, где покой и гармония, ему нужен мир, где бушуют страсти, где он будет чувствовать, что живет. И пусть он будет страдать, но зато это будут страдания искренние.

«Выхожу один я на дорогу»

Одно из последних стихотворений поэта. Оно глубоко философично и, в отличие от ранних произведений, гармонично. Именно в нем автор смог отразить все свои жизненные установки и свое мировоззрение. Теперь он просит не бури, а покоя. Но не «холодного сна могилы», он хочет жить, чувствовать, смотреть на природу, наслаждаться ее красотой и чувствовать любовь к себе, быть может, ту, которой ему не хватало в реальной жизни. Стихотворение написано очень красиво, автор использует яркие эпитеты и олицетворения. Природа изображается им как идеальное и гармоничное мироздание, сотворенное всесильным Богом.

Романтический герой Лермонтова в поэме «Мцыри»

Говорить о лирическом герое Лермонтова невозможно, не упомянув его поэмы. Например, поэму «Мцыри». Герои М. Ю. Лермонтова жаждут свободы (в прямом и в переносном смысле). Они изгнаны людьми, они не могут найти общий язык с окружающими. Мцыри, пожалуй, истинный романтический герой Лермонтова. Он попал в монастырь, будучи еще младенцем. Он вырос в неволе, мечтая о родителях и друзьях. Со сверстниками не ладил. Это выводит Мцыри на уровень героя романтического, то есть героя исключительного, неудовлетворенного обычной жизнью. И вот жажда свободы заставляет его бежать. Один день, проведенный Мцыри на воле, по его собственному мнению, был насыщеннее, чем вся его жизнь. Он видел грузинскую девушку, мысли его унеслись к счастливой жизни, которая, к сожалению, ему недоступна.

Ключевая сцена — это сражение с барсом, который олицетворяет волю, силу и свободу. Поэтому он не в состоянии одолеть Мцыри, в котором живут самые неистовые силы. Финал поэмы подтверждает, что вырваться из реального мира лермонтовскому герою не удастся, ведь Мцыри погибает. Почему Лермонтов выбирает в качестве места действия именно Грузию? Во-первых, эту историю он услышал, проезжая мимо одного из грузинских монастырей, а во-вторых, потому что природа Кавказа и жизнь кавказского народа ему очень импонировали. В кавказцах Лермонтова привлекала жажда жизни и свободы, сила характера.

Образ демона

Для раннего творчества Лермонтова является актуальным мотив демонический. Образ демона возникает нередко, в каждом из стихов данной тематики Лермонтов ассоциирует себя со злым духом, а свой дар — с некой одержимостью. Это не удивительно, ведь демон — изгнанник, он осуждаем людьми, его не принимают и небеса. Именно так ощущал себя сам поэт. В пример можно привести поэму «Демон», стихотворение «Мой демон». В одном из ранних стихотворений Лермонтов пишет о том, что он сотворен не для рая, что его удел – мыслить и страдать.

Лирический герой в стихах о любви

Безусловно, любовная тематика — одна из центральных в творчестве любого поэта. У Лермонтова любовь также окрашена в мрачные тона. Лирический герой в лирике Лермонтова раннего периода испытывал к своей возлюбленной чувство, среднее между любовью и ненавистью. Он обвиняет ее в непонимании, в жестокости, неумении любить. У Лермонтова было много объектов, кому он посвящал свои стихи.

Один из самых популярных стихов — «Нищий» — посвящен Е. Сушковой. Первая часть произведения нетрадиционна. Лермонтов рассказывает о нищем, которому вместо милостыни подали камень, лишь в последней строке понятно, что это стихотворение о любви. Чувства поэта к Сушковой были обмануты. В действительности так и было, она подшучивали над юным Лермонтовым, играла с его чувствами.

Специфика любовной лирики меняется после того, как Лермонтов встретил Варвару Лопухину. Это были настоящие взаимные чувства. Но родные Лопухиной были против ее брака с молодым и бедным стихоплетом. Теперь в стихах не было упреков и обвинений, было лишь разочарование и мысль о том, что любовь — это трагедия.

Печорин

Вершиной творчества поэта стал роман «Герой нашего времени». Истинный романтический герой Григорий Печорин вполне соотносим с лирическим персонажем Лермонтова. Он также одинок, не понят, но характер его очень многогранен и сложен. Герой романа Лермонтова страдает из-за своей гордости и честолюбия. Он одновременно вызывает и симпатии, и неприязнь. И если герой лирики не вызывает практически никаких вопросов, то по поводу характера Печорина и по сей день продолжаются дискуссии в среде литературоведов.

Одинокие герои Лермонтова не могут не вызывать сочувствия и симпатии. У каждого из людей периодически появляются мысли об одиночестве. Просто у Лермонтова это чувство было особенно обострено. Безусловно, всему этому было разумное объяснение: его творчество не признавалось властями, в личной жизни он не был счастлив. Свой идеальный мир писатель нашел в творчестве, служении литературе. Герой произведений Лермонтова (как и сам автор) живет, чтоб «мыслить и страдать», ведь без страданий нет жизни, да и такое тихое, гармоничное, спокойное существование ему не нужно.

Тест по литературе Лирика М.Ю. Лермонтова для 7 класса

Тест по литературе Лирика М.Ю. Лермонтова для 7 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.

1 вариант

Часть А

А1. Как М.Ю. Лермонтов называет поэта в стихотворении «Смерть поэта»?

1) несчастный гений
2) бедняга
3) невольник чести
4) великий талант

А2. Какое определение даёт поэт окружающему миру в стихотворении «Элегия»?

1) пуст и скучен
2) радостен и светел
3) ужасен
4) весел, красочен, игрив

А3. Что сделал небесный гром с серой скалой в стихотворении «Романс»?

1) разрушил до основания
2) раздвоил
3) превратил в развалины
4) обошёл стороной

А4. С чем сравнивает в стихотворении «Стансы» лириче­ский герой вздох своей возлюбленной?

1) с шумом волн
2) с шорохом листьев
3) с арфой златострунной
4) с дуновением ветра

Часть В

В1. Каким судом грозит М.Ю. Лермонтов «наперсникам разврата», «Свободы, Гения и Славы палачам»?

В2. Кем можно прослыть, если верить Вере Бухариной (эпиграмма «Бухариной»)?

Часть С

С1. Каким предстаёт герой стихотворения «Эпитафия»?

2 вариант

Часть А

А1. Какое определение даёт гению поэта М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта»?

1) дивный гений
2) чудесный гений
3) величайший гений
4) непобеждённый гений

А2. От чего, по признанию поэта в стихотворении «Эле­гия», «угасла его кровь»?

1) от безответной и несчастной любви
2) от обид и горечи разлук
3) от грусти, от страданий, от преждевременных страстей
4) от предательства друзей

А3. Куда насильно отправили героиню стихотворения «Песня»?

1) замуж
2) в чужие края
3) на тяжёлые работы
4) в обитель

А4. Запас чего хранила душа лирического героя стихотворения «Эпитафия»?

1) ненависти, злобы
2) блаженства, муки и страстей
3) любви к единственной своей
4) надежды

Часть В

B1. С чем сравнивает лирический герой стихотворения «Романс» себя и свою возлюбленную?

В2. Кем называет себя поэт, говоря, что он, как и Байрон, «гонимый миром»?

Часть С

С1. Почему стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» называют обвинительным приговором сильным мира сего?

Ответы на тест по литературе Лирика М.Ю. Лермонтова для 7 класса
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-3
В1. Божьим
В2. старовером
2 вариант
А1-1
А2-3
А3-4
А4-2
В1. с утесами
В2. странником

Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

«Один среди людского шума

Возрос под сенью чуждой я».

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова — одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д.

Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» — стали причиной смерти поэта.

В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.


Смотрите также:


Урок 38 ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА. ТЕМЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ЛИРИКИ | Поурочные планы по русской литературе 9 класс

Урок 38 ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА. ТЕМЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ЛИРИКИ