Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «М.Ю.Лермонтов. Дары Терека».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новосельская ООШ»

Московская область Раменский район с.Новое

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

«М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».

подготовила:

учитель начальных классов

Постникова Наталия Викторовна,

январь 2017г

Тип урока: комбинированный урок по литературному чтению.

Тема урока: «Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой».

(«Ангел», М. Ю. Лермонтов.)

Цель: анализ художественного произведения.

Задачи урока.

Образовательные:

познакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова, его произведением «Дары Терека», его содержанием; продолжать работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, активизировать вдумчивое чтение.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах.

На доске:

1. Имя урока: «Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой».

2. Цель урока:

  • познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;

  • продолжать работу над выразительным чтением;

  • учиться работать в группах.

3. Портрет М. Ю. Лермонтова.

4. Репродукция И. К. Айвазовского «Среди волн».

5. Репродукция Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов».

6. CD – проигрыватель, CD – диск «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор».

7. Проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Встаньте. Приготовьтесь к уроку. Посмотрите всё ли у вас готово к работе: на столе лежат учебник, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Сегодня мы проведём урок за круглыми столами, работая в группах. Это поможет нам научиться работать в дружном, согласованном и целенаправленном коллективе.

— Посмотрите своему соседу по столу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.

II. Изучение нового материала

— Посмотрите на доску и прочитайте имя сегодняшнего урока.

(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)

— Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. Но в январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов.

(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)

1. Постановка целей урока

— Сегодня на уроке мы

  • познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;

  • будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения;

  • будем учиться работать в группах.

(Цель урока вывешиваются на доску)

— Прочитайте про себя цель урока.

(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)

2. Проверка домашнего задания

— На предыдущем уроке литературного чтения вам было дано задание по группам:

1 группе я предлагала подготовить биографию М. Ю. Лермонтова;

2 группе – выучить наизусть понравившиеся стихотворения.

(Выступает 1 группа с сообщением о биографии М. Ю. Лермонтова:

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Нам удалось найти некоторые из рисунков М. Ю. Лермонтова. Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. (Показ рисунков).

В 1828 году, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 14 лет, его отвезли в Москву и определили в университетский Благородный пансион. Через 2 года он поступил в Московский университет, но был исключён. Впервые стихи начал писать в 14 лет и читал их своим друзьям. Одним из первых произведений, опубликованных в печати, была поэма «Хаджи Мурат»

В январе 1837 года, когда на дуэли был смертельно ранен А. С. Пушкин, Лермонтов под впечатлением трагедии написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение люди переписывали и предавали из уст в уста по всей России. Кроме стихов были написаны поэмы, роман, драма.

Погиб на дуэли в возрасте 26 лет.

Нами подготовлена выставка литературных произведений М. Ю. Лермонтова. После урока вы можете подойти к ней. Здесь также вы сможете найти более подробную информацию о биографии поэта.)

— Девочки проделали большую работу. Самые основные моменты жизни М. Ю. Лермонтова записаны на странице «Литературного вестника».

— Прочитайте их в полголоса.

(Чтение детьми страницы «Литературного вестника», чтение вслух хорошо читающим учеником.

)

— Запишите.

(Учащиеся записывают)

— А теперь давайте послушаем некоторые из подготовленных стихотворений.

(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)

— М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет.

— Ребята сообщили о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником.

3. Работа над пословицей

М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века. В связи с этим, я предлагаю вам следующее задание. Посмотрите на следующую страницу «Литературного вестника». Прочитайте в полголоса пословицы и выберите ту, которая относится к теме «Любовь к родине».

(Учащиеся читают в полголоса с проектора пословицы:

Терпенье и труд всё перетрут.

Правда дороже золота.

Мир не без добрых людей.

Человек без родины, что соловей без песни.

Затем читают хорошо читающие ученики.)

Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)

— Прочитайте её ещё раз.

— О чём эта пословица? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился и жил, где прошли замечательные годы. У каждого человека есть родина, это неотъемлемая часть его жизни.)

— О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)

— Запишите пословицу о Родине в рабочую тетрадь. Постарайтесь её запомнить.

— Вспомните пословицы о родине. (Ответы учащихся)

4. Первичное чтение

— Вы уже знаете, что М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. У вас на столах лежат распечатки стихотворения «Дары Терека». Возьмите их.

— Прочитайте название стихотворения.

— Как вы думаете, что такое Терек?

— Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.

— Послушайте и посмотрите на репродукции И. К. Айвазовского «Среди волн» и

Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов». Попробуйте себе представить скорость течения воды в Тереке, когда она спускается с горы Казбек. Представьте силу и мощь этой реки.

(Включается проигрыватель с CD – диском «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор»

Послушайте внимательно стихотворение. Читаю я.

5. Проверка первичного восприятия текста

— Какую картину вы себе представили, когда я читала стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)

— Какие дары принес Терек для Каспийского моря? Найдите в тексте и подчеркните. (На своих волнах Терек принес мертвого Кабардинца в драгоценных доспехах, труп казачки молодой и отрубленная косой голова чеченца.)

— Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)

— Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)

— М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение во время ссылки на Кавказ за то, что он писал «непозволительные стихи». На Кавказе поэт находился в постоянном странствовании. Разнообразные впечатления имели большое значение в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вам известно из предыдущих уроков, что на Кавказских горах всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.

III. Физ.минутка

— Встаньте.

— Сейчас я хочу показать вам, как можно расслаблять глаза. Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что руки стали тёплыми. Теперь облокотитесь на стол перед собой. Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом, он сделает их более свежими и сильными.

— Это упражнение хорошо действует на мускулатуру вашей челюсти. Начните просто без остановки открывать и закрывать свой рот. Когда вы открываете рот, разевай его пошире, как будто ты зеваешь… (10 секунд)

Теперь вы должны быстро двигать туда-сюда нижней челюс­тью, справа налево. Ощутите мускулы, которые помогают тебе в этом… (20 секунд)

Теперь скомбинируйте оба движения и опишите нижней челюс­тью полукруг — два раза по часовой стрелке и два раза про­тив… (10 секунд)

А теперь вы можете еще кое-что сделать для мышц своего лица. Позаботиться о том, чтобы они также получили свежий кислород. Набери в рот воздуха и раздуй щеки. Сделайте это точ­но так, как вы делаете это, когда полощете рот при чистке зу­бов. Дайте воздуху заполнить дальние уголки своего рта. При этом раздуйте сначала левую сторону, потом правую, потом пе­реднюю часть рта… (10 секунд)

Теперь можно с громким звуком выпустить воздух изо рта.

— Встаньте, поставьте ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала вы можете свою правую руку сделать совсем длинной, как если бы ты хотели достать с неба звездочку. Потом можете позволить правой стороне рас­слабиться, а вытянуть вверх левою руку. При этом представьте себе, что вы хотите схватить звезду с неба «одной левой». По­чувствуйте, как удлиняется верхняя часть туловища, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, доставайте с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глу­боко вдыхай и выдыхай. (10 секунд).

— Садитесь. Продолжаем урок.

6. Чтение и анализ произведения

— Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.

— Посмотрите на страницу «Литературного вестника».

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Дары Терека» птичьим базаром.

— Прочитайте, разделяя слова на слоги.

— Прочитайте шепотом.

— Прочитайте громко.

— Прочитайте выразительно.

— Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.

(Чтение стихотворения учащимися)

— Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря.)

— Задание для 1 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.

— Задание для 2 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.

— Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)

— Каким предстает перед вами Каспий? (Это владыка, которого побаивается Терек.)

— Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , — и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)

— Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)

— А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа, ведущие беспорядочные воины, жертвами которых становятся люди. Поэтому Терек «воет» от возмущения и негодования)

— Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Среди волн». Как вы думаете, можно ли соотнести образ Терека в стихотворении с образом изображения реки на репродукции? (Да)

— Объясните, почему? (Ответы учащихся)

— Почитайте про себя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

(Чтение учащимися стихотворения)

— А теперь выразительно прочитайте стихотворение.

(Чтение учащимися стихотворения)

IV. Итог урока

— У вас на партах лежат листы с вопросами. Прочитайте их. Давайте ответим на вопросы.

(Ответы на вопросы учащимися)

— Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)

— Поясните свой ответ примерами.

V. Домашнее задание

Откройте дневники.

— Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.

Литература

1. Л.Ф.Климанова Литературное чтение. М.Просвещение, 2015

2. Картина И. К. Айвазовского «Среди волн».

kopilkaurokov.ru

Урок 16 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА» | Поурочные планы по литературному чтению 4 класс

Урок 16 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА»