Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «М.Ю.Лермонтов. Дары Терека».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новосельская ООШ»
Московская область Раменский район с.Новое
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
«М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».
подготовила:
учитель начальных классов
Постникова Наталия Викторовна,
январь 2017г
Тип урока: комбинированный урок по литературному чтению.
Тема урока: «Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой».
(«Ангел», М. Ю. Лермонтов.)
Цель: анализ художественного произведения.
Задачи урока.
Образовательные:
Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.
Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах.
На доске:
1. Имя урока: «Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой».
2. Цель урока:
познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
продолжать работу над выразительным чтением;
учиться работать в группах.
3. Портрет М. Ю. Лермонтова.
4. Репродукция И. К. Айвазовского «Среди волн».
5. Репродукция Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов».
6. CD – проигрыватель, CD – диск «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор».
7. Проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент
— Здравствуйте ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Встаньте. Приготовьтесь к уроку. Посмотрите всё ли у вас готово к работе: на столе лежат учебник, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Сегодня мы проведём урок за круглыми столами, работая в группах. Это поможет нам научиться работать в дружном, согласованном и целенаправленном коллективе.
— Посмотрите своему соседу по столу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.
II. Изучение нового материала
— Посмотрите на доску и прочитайте имя сегодняшнего урока.
(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)
— Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. Но в январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов.
(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)
1. Постановка целей урока
— Сегодня на уроке мы
познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения;
будем учиться работать в группах.
(Цель урока вывешиваются на доску)
— Прочитайте про себя цель урока.
(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)
2. Проверка домашнего задания
— На предыдущем уроке литературного чтения вам было дано задание по группам:
1 группе я предлагала подготовить биографию М. Ю. Лермонтова;
2 группе – выучить наизусть понравившиеся стихотворения.
(Выступает 1 группа с сообщением о биографии М. Ю. Лермонтова:
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Нам удалось найти некоторые из рисунков М. Ю. Лермонтова. Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. (Показ рисунков).
В 1828 году, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 14 лет, его отвезли в Москву и определили в университетский Благородный пансион. Через 2 года он поступил в Московский университет, но был исключён. Впервые стихи начал писать в 14 лет и читал их своим друзьям. Одним из первых произведений, опубликованных в печати, была поэма «Хаджи Мурат»
В январе 1837 года, когда на дуэли был смертельно ранен А. С. Пушкин, Лермонтов под впечатлением трагедии написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение люди переписывали и предавали из уст в уста по всей России. Кроме стихов были написаны поэмы, роман, драма.
Погиб на дуэли в возрасте 26 лет.
Нами подготовлена выставка литературных произведений М. Ю. Лермонтова. После урока вы можете подойти к ней. Здесь также вы сможете найти более подробную информацию о биографии поэта.)
— Девочки проделали большую работу. Самые основные моменты жизни М. Ю. Лермонтова записаны на странице «Литературного вестника».
— Прочитайте их в полголоса.
(Чтение детьми страницы «Литературного вестника», чтение вслух хорошо читающим учеником.
)— Запишите.
(Учащиеся записывают)
— А теперь давайте послушаем некоторые из подготовленных стихотворений.
(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)
— М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет.
— Ребята сообщили о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником.
3. Работа над пословицей
— М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века. В связи с этим, я предлагаю вам следующее задание. Посмотрите на следующую страницу «Литературного вестника». Прочитайте в полголоса пословицы и выберите ту, которая относится к теме «Любовь к родине».
(Учащиеся читают в полголоса с проектора пословицы:
Терпенье и труд всё перетрут.
Правда дороже золота.
Мир не без добрых людей.
Человек без родины, что соловей без песни.
Затем читают хорошо читающие ученики.)
— Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)
— Прочитайте её ещё раз.
— О чём эта пословица? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился и жил, где прошли замечательные годы. У каждого человека есть родина, это неотъемлемая часть его жизни.)
— О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)
— Запишите пословицу о Родине в рабочую тетрадь. Постарайтесь её запомнить.
— Вспомните пословицы о родине. (Ответы учащихся)
4. Первичное чтение
— Вы уже знаете, что М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. У вас на столах лежат распечатки стихотворения «Дары Терека». Возьмите их.
— Прочитайте название стихотворения.
— Как вы думаете, что такое Терек?
— Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.
— Послушайте и посмотрите на репродукции И. К. Айвазовского «Среди волн» и
Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов». Попробуйте себе представить скорость течения воды в Тереке, когда она спускается с горы Казбек. Представьте силу и мощь этой реки.
(Включается проигрыватель с CD – диском «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор»
— Послушайте внимательно стихотворение. Читаю я.
5. Проверка первичного восприятия текста
— Какую картину вы себе представили, когда я читала стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)
— Какие дары принес Терек для Каспийского моря? Найдите в тексте и подчеркните. (На своих волнах Терек принес мертвого Кабардинца в драгоценных доспехах, труп казачки молодой и отрубленная косой голова чеченца.)
— Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)
— Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)
— М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение во время ссылки на Кавказ за то, что он писал «непозволительные стихи». На Кавказе поэт находился в постоянном странствовании. Разнообразные впечатления имели большое значение в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вам известно из предыдущих уроков, что на Кавказских горах всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.
III. Физ.минутка
— Встаньте.
— Сейчас я хочу показать вам, как можно расслаблять глаза. Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что руки стали тёплыми. Теперь облокотитесь на стол перед собой. Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом, он сделает их более свежими и сильными.
Теперь вы должны быстро двигать туда-сюда нижней челюстью, справа налево. Ощутите мускулы, которые помогают тебе в этом… (20 секунд)
Теперь скомбинируйте оба движения и опишите нижней челюстью полукруг — два раза по часовой стрелке и два раза против… (10 секунд)
А теперь вы можете еще кое-что сделать для мышц своего лица. Позаботиться о том, чтобы они также получили свежий кислород. Набери в рот воздуха и раздуй щеки. Сделайте это точно так, как вы делаете это, когда полощете рот при чистке зубов. Дайте воздуху заполнить дальние уголки своего рта. При этом раздуйте сначала левую сторону, потом правую, потом переднюю часть рта… (10 секунд)
Теперь можно с громким звуком выпустить воздух изо рта.
— Встаньте, поставьте ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала вы можете свою правую руку сделать совсем длинной, как если бы ты хотели достать с неба звездочку. Потом можете позволить правой стороне расслабиться, а вытянуть вверх левою руку. При этом представьте себе, что вы хотите схватить звезду с неба «одной левой». Почувствуйте, как удлиняется верхняя часть туловища, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, доставайте с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глубоко вдыхай и выдыхай. (10 секунд).
— Садитесь. Продолжаем урок.
6. Чтение и анализ произведения
— Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.
— Посмотрите на страницу «Литературного вестника».
— Прочитайте отрывок из стихотворения «Дары Терека» птичьим базаром.
— Прочитайте, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте шепотом.
— Прочитайте громко.
— Прочитайте выразительно.
— Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.
(Чтение стихотворения учащимися)
— Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря.)
— Задание для 1 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.
— Задание для 2 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.
— Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)
— Каким предстает перед вами Каспий? (Это владыка, которого побаивается Терек.)
— Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , — и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)
— Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)
— А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа, ведущие беспорядочные воины, жертвами которых становятся люди. Поэтому Терек «воет» от возмущения и негодования)
— Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Среди волн». Как вы думаете, можно ли соотнести образ Терека в стихотворении с образом изображения реки на репродукции? (Да)
— Объясните, почему? (Ответы учащихся)
— Почитайте про себя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».
(Чтение учащимися стихотворения)
— А теперь выразительно прочитайте стихотворение.
(Чтение учащимися стихотворения)
IV. Итог урока
— У вас на партах лежат листы с вопросами. Прочитайте их. Давайте ответим на вопросы.
(Ответы на вопросы учащимися)
— Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)
— Поясните свой ответ примерами.
V. Домашнее задание
— Откройте дневники.
— Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.
Литература
1. Л.Ф.Климанова Литературное чтение. М.Просвещение, 2015
2. Картина И. К. Айвазовского «Среди волн».
kopilkaurokov.ru
Урок 16 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА» | Поурочные планы по литературному чтению 4 класс
Урок 16 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА»
26.07.2013 12437 0Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова, начатое в третьем классе, показать многогранность таланта М. Ю. Лермонтова; прививать интерес к литературе, расширять кругозор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Чтение отрывков из сказки.
Учащиеся читают по ролям один из отрывков сказки, затем слушаются выбранные детьми отрывки (наизусть или по учебнику).
2. Беседа.
– Как вы думаете, почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
– Что из рассказанного в сказке могло произойти в действитель-ности?
– Что роднит сказку А. С. Пушкина с народными?
– Какие события в сказке – волшебные?
– Прочитайте об одном из них.
– Великий русский писатель Н. В. Гоголь утверждал, что пушкинский эпитет «так отчётист и смел, что иногда один заменяет целое описание; кисть его летает».
– Найдите в сказке подтверждение гоголевскому наблюдению.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством поэта, имя которого стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они никогда не встречались при жизни, но на следующий день после гибели А. С. Пушкина, этот человек стал знаменит: так потрясло Петербург и имело огромный успех его стихотворение «Смерть Поэта», написанное на гибель Пушкина. А через четыре года он тоже погиб. Погиб так же, как и Пушкин, на дуэли. Но эти четыре года стали звёздным часом его поэзии, временем Михаила Юрьевича Лермонтова.
Учитель вывешивает портрет поэта.
2. Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.
– Посмотрите на портрет поэта, вглядитесь в его глаза, лицо.
– Что хотели бы сказать? Каким вы представляете себе этого человека?
– Прочитайте в ваших учебниках отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова.
Чтение в парах статьи «Михаил Юрьевич Лермонтов» (с. 96– 97, часть 1-я).
– Какие открытия сделали? (Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост.)
Далее учитель может показать учащимся фотографии некоторых картин, выполненных М. Ю. Лермонтовым в разные годы жизни.
– Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать об этом удивительном человеке?
– Детство Лермонтова было счастливо и несчастливо одновременно. Он рано потерял мать, а бабушка ненавидела отца мальчика и не позволяла ему видеть сына. Зато сама бабушка души не чаяла во внуке и окружала его заботой и лаской. Сам Михаил очень тяжело переносил разлуку с отцом, и это сказывалось на состоянии его души. Когда мальчик подрос, он стал чаще встречаться с отцом, но в 1831 году, когда Лермонтову исполнилось 17 лет, его отец умирает. На эту тяжёлую утрату Лермонтов пишет стихотворение «Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть…».
До 14 лет (1828 г.) Лермонтов жил в родовом имении Тарханы Пензенской губернии, а затем бабушка отдала его учиться в Московский благородный университетский пансион. Через четыре года (1831 г.) он поступает в Московский университет. Ко времени учёбы в пансионе относятся первые известные стихотворения М. Ю. Лермонтова, а за годы обучения в университете он напишет более половины своих поэтических произведений.
В 1832 году Лермонтов поступает в военное училище (Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров), которое находилось в Петербурге. Через два года (1834 г.) после окончания училища он становится офицером Гусарского полка.
После появления 30 января стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтов стал знаменит. Стихотворение мгновенно разлетелось по Петербургу. Но стихи попали и к императору Николаю, вызвав его гнев. А 18 февраля 1837 года поэта арестовали, ещё через неделю он был отправлен в действующую армию на Кавказ. После стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтов стал профессиональным писателем.
Первая ссылка Лермонтова была недолгой благодаря бабушке, которая вымолила прощение внуку, и вскоре Лермонтов попадает в блестящий литературный круг Петербурга, он знакомится с теми же людьми, которые окружали и Пушкина в последние годы жизни. Принимают Лермонтова и в большом свете, даже при дворе. Впрочем, его любили далеко не все. С людьми неприятными Лермонтов и сам был холоден, насмешлив, даже зол, поэтому и наживал себе врагов. С друзьями же он был прост и ласков. Но такая жизнь продолжалась недолго, около полутора лет.
В феврале 1840 года из-за дуэли с сыном французского посла Лермонтова снова арестовывают и, хотя на дуэли никто не пострадал, отправляют воевать на Кавказ. Больше царь не простил Лермонтова никогда.
Впрочем, в начале 1841 года Лермонтов ещё раз приехал на три месяца в Петербург в отпуск. Чуть раньше выходят в свет его поэтический сборник и роман. Обе книги имели огромный успех.
А 15 июля 1841 года поэта не стало. Он погиб на дуэли от рук своего бывшего однокашника по Школе юнкеров Николая Мартынова. Дуэль состоялась у подножия горы Машук. Лермонтов направил пистолет вверх и выстрелил в воздух. По правилам проведения дуэлей, это – знак примирения, после которого противник не имел права стрелять. Но Мартынов выстрелил прямо в грудь Лермонтова. Тот скончался на месте. Ему было всего 27 лет.
3. Знакомство со стихотворением «Дары Терека».
– Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое называется «Дары Терека». Терек – бурная горная река на Кавказе. Вот каким он предстал перед взором поэта.
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Что хотите сказать?
– Каким вы представили себе Терек?
– Как нужно читать стихотворение, чтобы передать свирепость Терека?
IV. Итог урока.
– Какое впечатление осталось у вас от урока?
– Какие ваши чувства он затронул?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дары Терека»; выписать из произведения эпитеты, метафоры, сравнения.
tak-to-ent.net
Литературное чтение 4 класс «Творчество М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»»
Технологическая карта урока
Барматкова Марина Анатольевна
Класс: 4 Дата: Предмет: Литературное чтение
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Цели урока: знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.
Задачи
обучающие: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», учить определять основное содержание изученного произведения, дать понятие «олицетворение», находить их в произведении;
развивающие: развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.
воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.
Название этапа, цель
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма работы
Результат
1.
Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок ,
Начинаем наш урок.
Посмотрите, все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки,
Карандаш, дневник на месте?
Тогда начнем урок мы все вместе!
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Формирование УУД:
(Р)волевая саморегуляция
2.
Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Цель:
1) Актуализировать ….; 2) Актуализировать мыслительные операции:
анализ, сравнение, обобщение.
Проверка домашнего задания.
Какое произведение изучали на прошлом уроке?
Что вы были должны сделать дома?
Контролирует выполнение работы
А.С Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Представляют свой рисунок и комментируют к какому отрывку он нарисован
Фронт. Индив.
Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование
Постановка проблемы. Цель:
1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений.
2) Согласовать цель и тему урока.
Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством поэта, имя которого стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они никогда не встречались при жизни, но на следующий день после гибели А. С. Пушкина, этот человек стал знаменит: так потрясло Петербург и имело огромный успех его стихотворение «Смерть Поэта», написанное на гибель Пушкина.
—Как вы думаете , как его имя?… (Слайд 1)
-Попробуйте сформулировать задачу нашего урока.
(Слайд 2)
Организует подводящий к теме диалог.
1)Формулируют тему и задачи урока.
М.Ю.Лермонтов
Познакомиться с творчеством М.Ю.Лермонтова
Фронт.
Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
4.
Проектирование и фиксация нового знания.
Цель: Узнать на каком уровне дети владеют и информацией по теме и дополнить знания их знания.
-Можете ли вы сообщить какие-то сведения о этом великом поэте?
Давайте дополним свои знания о этом прекрасном человеке, прочитав отрывок из воспоминаний А. Шан-Гирея о детских годах его брата
—Какие открытия сделали?
—
— Что сейчас находиться в Тарханах ,где жил М.Ю Лермонтов?
1)Организует обсуждение …. 2)Организует обмен мнениями.
Отвечают.
Чтение статьи
Ответы учеников:
— Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост. Был нашим земляком.
В тарханах сейчас находиться музей. (Слайд).Ежегодно там проходят балы (Слайд), Лермонтовкие чтения(слайд).
Фронт.
Инд.
Фронт
Формирование УУД: (Р) проговаривание
последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
5
Физминутка
Цель: изменить деятельность ребенка
Лермонтов был влюблен в Кавказ, где он провел свою юность. Он любил природу Кавказа, его горы, реки. (Слайд3), Искусство Кавказа, (Слайд4). Музыку кавказа.(Фонограмма)
Предлагаю вам прослушать музыку Кавказа . Эту музыку называют музыкой гор. Сядьте удобней закройте глаза и представьте, что вы сами находитесь на Кавказе, видите все те картины , которые видел великий поэт
(Включаю народную Кавказскую музыку)
Слушают и выполняют
.
6
Первичное закрепление нового материала.
Цель: познакомить с произведение М.Ю Лермонтова «Дары терека», учить определять основное содержание изученного произведения, дать понятие «олицетворение», находить их в произведении; развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.
: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.
Первичное чтение стихотворения
Словарная работа
Работа по содержанию
Подготовка к выразительному чтению.
Самостоятельное чтение
Выразительное чтение учащимися
Откройте учебник на стр. 98 и скажите,
с каким произведение М.Ю.Лермонтова мы сегодня познакомимся?
-К какому жанру относиться это поизведение?
-Дайте определение стихотворению
-Что такое Терек? (слайд13)
-Как выдумаете ,о чем будет это стихотворение?
Прежде чем читать текст самим предлагаю прослушать стихотворение в исполнении мастера художественного слова В.Качалова. (слайд, аудиозапись).
-Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю.Лермонтова?
-Совпали ли наши с вами предположения, о чем будет стихотворение, с вашими впечатлениями?
—Прочитайте текст стихотворения про себя.
—Какие слова Вам не понятны? (слайд 13)
Просит прочитать ученика первые 4 строки стихотворения.
Беседует с учащимися:
— Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»
Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении? (слайд14)
— С кем автор сравнивает реку?
— Как называется такой прием?
— Какие эпитеты он при этом использует?
— Что такое утесистые громады?
— Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»
— Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?
Предлагает прочитать следующие 4 строки стихотворения.
— Как меняется характер реки на равнине? (слайд5)
— Какие слова и выражения указывают на это?
— Что означает слово «лукавый»?
— Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?
— О чем же журчит Терек старому Каспию?
Прочитаем следующие 4 строки.
Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки?(слайд6).
С кем сравнивается море?
— Кто знает, как называется этот прием?
Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения. Для анализа задаются следующие вопросы:
— Где Терек берет свое начало (Слайд7)
— С кем сравниваются облака?
-Какой это прием?
— Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?
— Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?
— Найдите сравнение в этих строках.
— Чем является выражение «разорил Дарьял»?
— В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?
Какой вывод можем сделать о характере реки.
(Составление кластера. Дети выбирают характеристики реки и составляют кластер у доски)
На доске СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ (громко,сирдито, радостное, грустное ,светлое, безмятежное, сказочное, спокойное, равнодушное, загадочное)
— Обращается к учащимся с вопросами
— С какой интонацией будем читать первые 4 строки?
— Как будем читать следующие 8
-С какой интонацией будем читать последние 8 строк?
А давайте возьмем простой карандаш и сделаем расстановку пауз. В конце предложения пауза длиннее и мы ставим //., а в середине, где стоят, :_короче и / (НА ДОСКЕ ПАМЯТКА)
Чтобы правильно читать стихотворение, нужно воспользоваться памяткой
Организует самостоятельную работу.
Дары Терека
Стихотворение.
Стихотворение это небольшое произведение, где есть созвучие, мелодия и ритм.
Река.
Читают информацию о реке на карточках.
Ответы
Слушают.
Отвечают.
Отвечают
Читают, объясняют значение слов дары, Казбек, Дарьял, валун .
Один ученик читает первые 4 строки стихотворения.
Отвечают на вопросы учителя:
— Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.
Метафора – скрытое сравнение.
— С диким, злым зверем, олицетворяет ее.
_Олицетворение.
Читают определение олицетворения.
— Дикий, злобный.
— Горы, скалы.
— Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.
— Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.
Один ученик читает следующие 4 строки. Отвечают на вопросы учителя:
— Река на равнине становится спокойной, ласковой.
— Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.
— Хитрый.
— Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.
Один ученик читает следующие 4 строки:
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне…»
Ответ детей:
— Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море
сравнивается со стариком –
Ответы детей олицетворение
Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения.
Отвечают на вопросы учителя:
— Терек берет свое начало у горы Казбек.
— С женщиной, которая кормит ребенка грудью –
это олицетворение.
— Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.
Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.
— Куча камней сравнивается со стадом.
— Олицетворением.
Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.
— Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.
—
Составляют кластер.Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.
Отвечают, что первые 4 строки нужно читать
громко, сердито. Следующие 8 строк — с хитрой и ласковой интонацией, а последние 8 строк – горделиво.
Чтение памятки
Самостоятельное чтение стихотворения.
Обсуждение работ детьми.
Фронт..
Инд
Фронт
Групп
Фронт
Инд
Фронт
Формирование УУД:
(Р) оценка, контроль, коррекция
7.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
— Какова тема стихотворения?
— Какова основная мысль?
Как человек должен относиться к такой реке?
—
— Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?
«Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают
один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
-Сегодня за работу на уроке _______5, ___4, другая отметка.
1)Задаёт вопросы о задачах урока. 2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?
Терек, и его непостоянный характер.
— Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.
— С уважением, с восхищением, с опасением.
— Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.
Ответы детей
Фронт.
Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
8
Домашнее задание
С.96-98читать выразительно.
Дифференцированное (по выбору учащихся):
Найти другое стихотворение Лермонтова о Кавказе. Подготовить выразительное чтение.
Выучить стихотворение «Дары Терека» наизусть.
Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека».
записывают
infourok.ru
Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»» (4 класс)
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1014427
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Лермонтов «Дары Терека» — презентация для 4 класса
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»
М. Лермонтов, 1825год. 13 июня. На Горячих водах
Лермонтов М. Ю. Вид Пятигорска, 1837
Лермонтов М. Ю. Развалины близ селения Караагач в Кахетии, 1837
Лермонтов М. Ю. Крестовая гора, 1837
Лермонтов М. Ю. Военно-грузинская дорога близ Мцхета. (Кавказский вид с саклей),1837
«Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
1841
«Дары Терека» Михаил Лермонтов
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:
«Я привёз тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он угрюмо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется чёрною космой».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик её туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке-молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный —
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.
Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
В письме к С. Раевскому Лермонтов писал: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные…». Поэт встречался с ссыльными декабристами – передовыми людьми того времени. Здесь он знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это отражается в его творчестве.
В ладони мерно ударяя,
они поют – и бубен свой
Берёт невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит –
И влажный взор её блестит
Из-под завитливой ресницы.Лермонтов М. Ю. Тифлис, 1837
volna.org
Урока чтения(4 класс). Тема. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» (Учебник: Климанова, Горецкий, Голованова: Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях)
Разработка урока чтения(4 класс).
Тема. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»
(Учебник: Климанова, Горецкий, Голованова: Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях)
Предметы начальной школы (чтение)
Мечиева Лиза Сулеймановна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ с.п.Кара-Суу
Цели: ознакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова; показать
многогранность таланта М.Ю.Лермонтова; развивать память, речь, мышление;
прививать интерес к литературе; расширять кругозор.
Оборудование: портрет М.Лермонтова
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1.Чтение отрывков из сказки А.С. Пушкина .
Беседа
Почему сказка о царевне и семи богатырях названа сказкой?
Что в этой сказке могло произойти в действительности?
Какие события в сказке волшебные? Прочитайте об одном из них.
II. Изучение нового материала
Поверь мне — счастье только там,
Где любят нас, где верят нам!
1. Рассказ о Лермонтове
Великая легенда русский поэзии Михаил Юрьевич Лермонтов был рожден 15 октября 1814 года в г.Москва в семье пехотного офицера и столбовой дворянки. Его отец, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке, а мать происходила из рода Столыпиных. В 1817 году в возрасте 21 года его мать Мария Михайловна скоропостижно скончалась. Впоследствии Михаил Юрьевич до конца своих дней не мог забыть песенки, которые она пела над его колыбельной.
Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост.
Схватка в горах. Дагестан. Воспоминание о Кавказе.
В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С. Пушкина,
Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником
А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер
Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть поэта» —
скорбное, гневное и обличительное.
Стихотворение мгновенно разлетелось по Петербургу. Но стихи попали и к императору Николаю, вызвав его гнев. А 18 февраля 1837 года поэта арестовали, ещё через неделю он был отправлен в действующую армию на Кавказ. После стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтов стал профессиональным писателем.
А через четыре года он тоже погиб. Погиб так же, как и Пушкин, на дуэли. Но эти четыре года стали звёздным часом его поэзии, временем Михаила Юрьевича Лермонтова.
2. Выборочное чтение статьи в учебнике на с. 96—97.
3. Беседа.
— Что нового вы узнали о Михаиле Юрьевиче
Лермонтове?
При ответе
воспользуйтесь текстом.
IV. Физкультминутка
Руки подняли и
покачали —
Это деревья в лесу,
Вниз опустили,
Кисти встряхнули –
Листья роняют росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем,
Крылья сложили назад.
V. Работа над стихотворением «Дары Терека»
1. Вступительная беседа.
— Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно? (Терек — река на Северном Кавказе. Впадает в Каспийское море. Длина ее 623 км
2. Чтение стихотворения учителем
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад:
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Распустись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскоромлен грудью облаков,
Чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им на славу
Стадо целое пригнал»
3. Анализ стихотворения.
Какую картину вы представили, прочитав стихотворение М.Ю. Лермонтова?
Что необычного в изображении Терека?
Объясните значение выражения «утесистые громады».
Подберите синонимы к словам «дикий», «лукавый».
Подберите антонимы к словам «вечно», «отдохнуть».
4. Самостоятельное чтение стихотворения.
5. Выразительное чтение стихотворения.
VI. Итог урока
Домашнее задание: подготовить, на свой выбор,
выразительное чтение одного стихотворения М.Ю.Лермонтова. найти интересные факты из жизни М.Ю.Лермонтова.
gigabaza.ru
Конспект урока по чтению по теме «М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»». Класс: 4.
Инфоурок › Русский язык › Конспекты › Конспект урока по чтению по теме «М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»». Класс: 4.Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-352018
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru