Содержание

Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова Демон: восточная повесть Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Демон: восточная повесть / Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова

    Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом «крылатым и прекрасным». Демон -не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, жажда мести, презрение к ничтожным суетным людям- вот, что движет им в непрерывной борьбе божественной идеей добра и всем божьим миром и в каком-то усталом равнодушном свершении зла. В поэме перед нами предстает Демон в 3-х образах. Первый – это скучающий, уставший от свершения зла демон. Но все меняется, когда он видит молодую невесту-грузинку Тамару. Второй образ. Сила земной жизни и мимолетной красоты, воплотившаяся в летящем счастливом танце, вдруг трогает эту заблудшую душу и порождает в ней «неизъяснимое волнение».

     Я позавидовал невольно
     Неполной радости земной
    Демон влюбляется в Тамару
     …Он был похож на вечер ясный…
     …С глазами полными печали и
     Чуждой нежностью речей…
    Цель Демона – не очередное сотворении зла, погибель соблазненной души. Это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая, ангельская песнь монахини Тамары пробуждает в духе земную любовь и исторгает слезы, но сама слеза его неземная, она прожигает дикий камень у монастырских стен. Третий образ. Лермонтов показывает этой красноречивой деталью, что и любовь вечного гения зла, опасна, греховна, гибельна для слабой смертной женщины. Дух хочет возродится, избавится от вечного проклятия и осуждения и спастись любой ценой, пусть ценой гибели юной, безгрешной души монахини.
     Тамара погибает и между Демоном и Ангелом начинается борьба за ее душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и за попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая , светлый ангел отвергает все грозные требования и притязания Демона на трепещущую душу юной монахини.
    И Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире мирового зла.


Добавил: Lilelechka

111876 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Демон: восточная повесть / Образ Демона в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова


Смотрите также по произведению «Демон: восточная повесть»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Образ и характеристика Демона в поэме Демон Лермонтова

Образ Демона в одноименной поэме М. В. Лермонтова представлен падшим ангелом, который, презирая все и вся творения Бога, однажды не смог остаться равнодушным перед красотой грузинской княжны Тамары. Он уже не получает удовольствия от прежних злых деяний,  а потому решает добиться любви Тамары и завладеть ее душой навечно, взяв ее к себе в подруги.

По злому умыслу Демона жених Тамары погибает по дороге к ней. Вся княжеская семья безутешна в своем горе, в особенности Тамара, но Демон является к Тамаре ночью в прекрасном обличии и успокаивает ее своими речами. С этого момента он начинает ее преследовать и каждую ночь посещает княжну. Когда Тамара, не подозревающая об истинной природе своих видений, решает скрыться в монастыре от злой напасти, Демон долгое время не решается снова к ней подступиться. Но он уже завладел мыслями Тамары, и жизнь без него ей уже не в радость, а потому, услышав однажды ее плачь о нем, он снова приходит к ней.

Демон умоляет Тамару принять его, рассказывает о своих злодеяниях, которым нет прощения, говорит, что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих чувств, признается, что готов пойти на примирение с небом, если она примет его. Он обещает ей вечность с ним и все земное и неземное богатство взамен на ее любовь.

Демон, сам того не подозревая, обманывается в своих чувствах и обманывает Тамару —  им владеют лишь страсть и жажда обладания девушкой, а не чистые чувства. Если бы он любил княжну по-настоящему, он не являлся бы к ней, зная, что тем самым убьет ее. Истинная любовь предполагает жертвенность, но Демон действует исключительно в собственных интересах, пользуясь доверием девушки.

В итоге Демон торжествует, ему удается соблазнить княжну. Тамара ведется на речи Демона, и этот выбор стоит ей жизни. Демон, наконец, принимает свой истинный и страшный облик падшего ангела и пытается забрать душу Тамары, так как считает, что теперь она принадлежит только ему одному. Но неожиданно ему противостоит ангел хранитель княжны, который не отдает Демону душу девушки, объясняя это тем, что, в отличие от Демона, любовь Тамары была чистой и невинной, и на Тамаре нет греха.

Таким образом, Демон оказывается побежденным. Его «любовь» оказалась самообманом, который стоил жизни человека. Демону так и остается недоступным понимание любви в ее настоящем значении. Демон обречен на вечное скитание среди людей, в жизни которых он приносит несчастья.

Подробная характеристика Демона

Кто есть демон в традиционном религиозном понимании? Это злое, грубое, уродливое, пугающее и обижающее всех вокруг существо. Такими демонов изображали десятки деятелей искусства: писатели, поэты, художники.

Демон, которого изобразил в своей поэме Лермонтов, кардинально отличается от любого типичного демона. Его сложно назвать безусловно отрицательным персонажем. Как говорит автор уже в первых строках поэмы, его демон утомлен постоянным совершением зла.

Так Лермонтов ломает представление о том, что всем демонам зло в радость, так как они, по сути своей, являются воплощением этого зла.

В основе поэмы лежит библейская история о том, как однажды падший ангел восстал против Бога. Михаил Лермонтов не является первым поэтом, который был увлечен созданием портрета «духа отрицанья, однако он сумел внести в этот образ нечто особенное. Он сделал демона человекоподобным, изобразив его персонажем как романтическим, так и реалистическим.

Создатель мира  также косвенно присутствует в тексте. Он обвиняется во всех преступлениях, проблемах, трагедиях, что затронули мир людей. В поэме есть мысль: если Бог сотворил всё, значит, и зло тоже сотворено им. У лермонтовского Демона к Богу личная неприязнь, которую сложно объяснить лишь миссией подобных существ.

Бог изолировал Демона от рая и поработал над его душой. Помимо этого факта, Создатель передал своему оппоненту груз ответственности за всё мировое зло, поэтому Демон “жжет печатью роковой”. Думается, что в этой печали и  заключена трагедия главного героя поэмы: вне зависимости от его желания, всё, к чему он имел или имеет отношение, становится злом.

Демон Лермонтова — этакий несчастный сверхчеловек, обреченный на страдания из-за своих способностей. Известно, что после издания поэмы Церковь посчитала поэта безбожником, так и не сумев принять его нетипичный образ демона.

В поэме немало различных философских подтекстов, и читателю, взявшему за данное произведение, нужно обладать немалой эрудицией, чтобы понять всю суть этого поэтического текста. «Демон» по сей день является почвой для дискуссий среди учёных-филологов. В школе же эту поэму следует изучать уже потому, что она является блестящим примером мастерства автора.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Демона в поэме Демон

Несколько интересных сочинений

  • Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы

  • Сочинение Моё любимое место в городе парк

    Я люблю свой город. В нём прекрасно всё: от восхитительного центра, до самых отдалённых краёв. Если бы у меня спросили, в каком городе я хотел бы жить, то несомненно я остался бы там, где нахожусь.

  • Характеристика и образ Степана Астахова в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Степан Астахов — один из наиболее ярких второстепенных персонажей романа Михаила Шолохова под названием «Тихий Дон».

  • Побег Мцыри (цель, почему, причины побега) сочинение

    М.Ю. Лермонтов автор поэмы «Мцыри», в которой описывается побег героя. Все происходит на далеком Кавказе. После того, как в детстве Мцыри попал в монастырь не по своей воле, потеряв свой народ, родственников и Родину.

  • Сочинение на тему Чувство собственного достоинства

    Особенно часто мне говорят: у тебя должно быть чувство собственного достоинства, в каком бы возрасте ты ни был. А я всегда теряюсь в догадках, есть ли оно у меня или же его нужно приобретать.

sochinite.ru

Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Тамара и Демон.
Художник М. В. Врубель
Демон является центральным персонажем одноименной поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание поэмы «Демон»
Характеристика Тамары в цитатах
Все материалы по поэме «Демон»

Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова: описание в цитатах


Демон является существом из «потустороннего мира», беспокойным и порочным «духом изгнания»:
«Печальный Демон, дух изгнанья…»
 
«Дух беспокойный, дух порочный, 
Кто звал тебя во тьме полночной?»
Демон – «злой дух», коварное существо, полное яда и ненависти:
«Злой дух коварно усмехнулся; 
Зарделся ревностию взгляд; 
И вновь в душе его проснулся 
Старинной ненависти яд.» 
О внешности Демона известно следующее:
«Он хочет в страхе удалиться… 
Его крыло не шевелится!» (о крыльях Демона)
«…И на челе его высоком 
Не отразилось ничего.»  (о лице Демона)
«Каким смотрел он злобным взглядом, 
Как полон был смертельным ядом 
Вражды, не знающей конца, – 
И веяло могильным хладом 
От неподвижного лица.»
Когда-то Демон был херувимом (ангелом) и обитал в «жилище света», то есть в раю:
«Тех дней, когда в жилище света 
Блистал он, чистый херувим…» 
«Во дни блаженства мне в раю  
Одной тебя недоставало.» (Демон о своей жизни в раю) 
Когда-то давно герой верил и любил, не зная злобы и уныния:
«Когда он верил и любил, 
Счастливый первенец творенья! 
Не знал ни злобы, ни сомненья, 
И не грозил уму его  
Веков бесплодных ряд унылый…» 
Будучи ангелом, Демон был проклят и отвержен (изгнан из рая) и с тех пор блуждает по миру без приюта:
«Давно отверженный блуждал 
В пустыне мира без приюта…» 
«Лишь только божие проклятье 
Исполнилось, с того же дня 
Природы жаркие объятья 
Навек остыли для меня»

«Изгнанников, себе подобных, 
Я звать в отчаянии стал…»
Вот уже много веков Демон сеет зло на земле, но делает это без наслаждения. Ему стало скучно творить зло:
«Вослед за веком век бежал, 
Как за минутою минута, 
Однообразной чередой. 
Ничтожной властвуя землей, 
Он сеял зло без наслажденья. 
Нигде искусству своему 
Он не встречал сопротивленья – 
И зло наскучило ему.»
Демон научил людей греху и погасил в них пламень чистой веры. По его словам, это было легко сделать:
«И я людьми недолго правил,  
Греху недолго их учил,  
Всё благородное бесславил  
И всё прекрасное хулил;  
Недолго… пламень чистой веры  
Легко навек я залил в них…»
По словам самого Демона, он является врагом небес и злом природы и его никто не любит:
«Я тот, чей взор надежду губит; 
Я тот, кого никто не любит; 
Я бич рабов моих земных, 
Я царь познанья и свободы, 
Я враг небес, я зло природы…»
Внутри Демона живет печаль, которая не дает ему покоя. Он считает, что нет способа заглушить ее:
«Моя ж печаль бессменно тут, 
И ей конца, как мне, не будет; 
И не вздремнуть в могиле ей! 
Она то ластится, как змей, 
То жжет и плещет, будто пламень, 
То давит мысль мою, как камень – 
Надежд погибших и страстей 
Несокрушимый мавзолей!..»
Демон является гордым существом:
«…но гордый дух 
Презрительным окинул оком 
Творенье бога своего…»
Демон — лукавое существо:
«Его коварною мечтою 
Лукавый Демон возмущал…»
Демон — бессмертное и властное существо:
«И тайно вдруг возненавидел 
Бессмертие и власть мою.» 
Видя красивую природу, Демоне не чувствует ничего, кроме зависти, презрения или ненависти:
«Но, кроме зависти холодной, 
Природы блеск не возбудил 
В груди изгнанника бесплодной 
Ни новых чувств, ни новых сил; 
И всё, что пред собой он видел, 
Он презирал иль ненавидел.» 


Однажды Демон пролетает над Грузией и видит молодую красавицу Тамару. Девушка вызывает в нем давно забытое чувство любви. Демон снова мечтает о счастье, которое когда-то знал:

«И Демон видел… На мгновенье 
Неизъяснимое волненье 
В себе почувствовал он вдруг. 
Немой души его пустыню 
Наполнил благодатный звук – 
И вновь постигнул он святыню 
Любви, добра и красоты!..» 
«В нем чувство вдруг заговорило 
Родным когда‑то языком. 
То был ли признак возрожденья?»
Тамара готовится выйти замуж, но в тот же день перед свадьбой ее жених погибает (вероятно, в его гибели виновен Демон):
«Но презрел удалой жених 
Обычай прадедов своих. 
Его коварною мечтою 
Лукавый Демон возмущал: 
Он в мыслях, под ночною тьмою, 
Уста невесты целовал.» 
Когда Тамара рыдает от горя, Демон является к ней в виде «волшебного, чудно-нового голоса». Он утешает девушку и обещает посещать ее каждую ночь:
«И вот она как будто слышит 
Волшебный голос над собой: 
«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!»»
«И этот голос чудно‑новый, 
Ей мнилось, всё еще звучал.»  
«К тебе я стану прилетать;

Гостить я буду до денницы 
И на шелковые ресницы 
Сны золотые навевать…» 
В ту же ночь Демон является к Тамаре в обличье неземного красавца с грустным влюбленным взглядом:
«Пришлец туманный и немой, 
Красой блистая неземной, 
К ее склонился изголовью; 
И взор его с такой любовью, 
Так грустно на нее смотрел, 
Как будто он об ней жалел.» 
Являясь Тамаре во сне, Демон выглядит не как ангел и не как «дух ада», а напоминает «ясный вечер»:
«То не был ангел небожитель, 
Ее божественный хранитель: 
Венец из радужных лучей 
Не украшал его кудрей. 
То не был ада дух ужасный, 
Порочный мученик – о нет! 
Он был похож на вечер ясный: 
Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!»
Демон является Тамаре в виде существа с печальными глазами и нежными речами:
«Недаром он являлся ей, 
С глазами, полными печали, 
И чудной нежностью речей.»
В конце концов Тамара, сама того не зная, становится жертвой Демона:
«И Ангел грустными очами 
На жертву бедную взглянул…»
Тамара попадает под очарование этого загадочного существа (Демона). Она страдает, тоскует и отказывается выходить замуж за кого-либо. Тамара уходит в монастырь, чтобы там бороться со своими странными чувствами. Однако и в монастыре девушку преследует «знакомый образ», который манит и зовет ее куда-то:
«И в монастырь уединенный 
Ее родные отвезли…»
«Знакомый образ иногда 
Скользил без звука и следа
В тумане легком фимиама;

Сиял он тихо, как звезда;

Манил и звал он… но – куда?..»
Однажды Демон, как обычно, прилетает в монастырь к Тамаре. Ему приходит мысль оставить свой злой замысел и улететь прочь. Вдруг он слышит чудесную песню, которая трогает его. Он решает оставить свои злые замыслы и покинуть Тамару, но его крылья не слушаются. Тогда из глаз Демона капает слеза, которая прожигает камень насквозь: 
«Привычке сладостной послушный, 
В обитель Демон прилетел. 
Но долго, долго он не смел 
Святыню мирного приюта

Нарушить. И была минута,

Когда казался он готов

Оставить умысел жестокой.»

«Он хочет в страхе удалиться… 
Его крыло не шевелится! 
И, чудо! из померкших глаз 
Слеза тяжелая катится…»
Наконец Демон все-таки входит в келью Тамары. Он видит там Ангела, прилетевшего к девушке, и прогоняет его. Демон признается Тамаре в любви и рассказывает ей о том, как страдает и мучается:
«Я раб твой, – я тебя люблю!» 
«Люблю тебя нездешней страстью…»
Демон просит Тамару быть с ним и обещает ей счастье:
«Меня добру и небесам 
Ты возвратить могла бы словом.»
Красивые речи Демона очаровывают Тамару, и та соглашается быть с ним. Демон целует девушку, однако его поцелуй оказывается ядовитым, и Тамара тут же умирает:
«Увы! злой дух торжествовал! 
Смертельный яд его лобзанья 
Мгновенно в грудь ее проник. 
Мучительный, ужасный крик 
Ночное возмутил молчанье. 
В нем было всё: любовь, страданье, 
Упрек с последнею мольбой 
И безнадежное прощанье – 
Прощанье с жизнью молодой.»
После смерти Тамары Демон пытается завладеть ее душой, однако Ангел не позволяет ему это сделать и уносит душу девушки в рай. Таким образом, Демон терпит поражение и вновь остается один:
«И проклял Демон побежденный 
Мечты безумные свои,  
И вновь остался он, надменный,  
Один, как прежде, во вселенной  
Без упованья и любви!..»

www.literaturus.ru

Образ Демона в поэме «Демон» Лермонтова

Образ Демона в поэме «Демон» – это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

Образ Демона в искусстве

Образы нечистой силы, потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у исчадья Ада: Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, – это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века — это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из библейского мифа про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» — это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон – это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару – земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон — это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует описание внешности Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон – это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость природы Кавказа. Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа – чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

fb.ru

Сочинение Демон в поэме Демон Лермонтова

Демон — главный герой поэмы. Он предстает перед читателем не тем чудовищным и бесчувственным существом, которое изображено в библейских текстах. Демон Лермонтова — совершенно другой, он способен на более глубокие чувства, он чувствует и ощущает мир подобно человеку. В этом, отчасти, и состоит загадочность и многогранность поемы.

Этому персонажу не чуждо чувство одиночества, об этом Лермонтов пишет в начале поемы, описывая душевные терзания, гнетущее бессмертие и презрение к окружающему миру которые испытывает Демон в начале поемы. Далее глубокие переживания главного героя поемы дополняются чувством влюбленности, которое Демон испытывает к молодой грузинке Тамаре. Но им не суждено встретиться, так как она человек, и прикосновение демона ее убьет. К тому же, она влюблена и выходит замуж.

Испытывая отвращение к заведенному Богом порядку, демон убивает жениха Тамары руками разбойников. Верша судьбы людей, герой Лермонтова показывает желание стать таким же как они, прикоснуться к человеческой сущности и оправдать все свои поступки человеческими сомнениями.

Далее Демон пытается совратить Тамару, представляясь ей красивым юношей, разговаривая с ней по ночам, но Тамара не поддается. Тамара — воплощение божественного женского начала, она отвергает все демоническое и борется за чистоту своих помыслов (По иронии судьбы именно в такую девушку суждено влюбиться Демону). Тамара уговаривает отца отправить ее в монастырь,  думая, что Бог и молитвы помогут ей избавиться от искушения и губительной любви Демона. Ангел встает на защиту девушки, но сомнения, одолевающие душу девушки, не дают ему за нее заступиться. Тамара дает Демону себя поцеловать и умирает.

Демон в отчаянии, потеряв любимую, хочет забрать ее душу, но ангел не дает ему этого сделать. Демон остается наедине с собственной болью, отчаянием, одиночеством и чувством безответной любви к прекрасному и чистому созданию, грузинской девушке Тамаре.

Образ Демона

Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания. Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание. Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.

Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом. Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир. Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.

Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.

Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать. Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно. Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку. В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.

Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.

Также читают:

Картинка к сочинению Демон в поэме Демон Лермонтова

Популярные сегодня темы

sochinimka.ru

Образ Демона в поэме Лермонтова (с цитатами)

Поэму «Демон» (см. её полный текст, анализ и краткое содержание) Лермонтов переделывал много раз. Уже во втором очерке поэмы он придал ей автобиографическое значение, связав свое творенье с любовью к Вареньке Лопухиной; в других очерках этой поэмы тоже отразилась история этой любви: в настроениях «Демона», то более мрачных, то более мягких, сказались колебания в чувствах Лермонтова к любимой девушке.

 

Лермонтов. Демон. Аудиокнига

 

В окончательной, шестой редакции поэмы, образ является наиболее смягченным; очевидно, этому способствовали элегические настроения Лермонтова в последний период его жизни и творчества.

Демон назван «печальным»; он с грустью вспоминает те «лучшие дни», когда он «верил и любил», блистая красой в свите Творца. Тогда не знал он злобы и сомненья. Когда он отпал от Бога и сделался «духом зла», – это зло недолго доставляло ему радость, – тогда он стал «сеять зло без наслажденья», и скоро «зло наскучило ему». Полный отчаянья, чтобы заглушить сердечный ропот, он часто отдавался титанической борьбе с разъяренными стихиями:

 

В борьбе с могучим ураганом
Как часто, подымая прах,
Одетый молньей и туманом,
Я шумно мчался в облаках!

 

– рассказывает он.

Но и такое опьяненье стихийной борьбы ему не помогло, – он скоро пресытился своим одиноким и вечным существованием.

 

Какое горькое томленье
Всю жизнь, века без разделенья
И наслаждаться, и страдать
……………………………
Жить для себя, скучать собой
И этой вечною борьбой
Без торжества, без примиренья!
Всегда жалеть – и не желать,
Все знать, все чувствовать, все видеть, –
Все против воли ненавидеть,
Все безотрадно презирать!

 

Эта тоска его так беспредельна, что он презирает не только людей, но даже самое природу, – «созданье Бога своего».

В минуту глубокой печали увидел он Тамару. Она была необыкновенная красавица –

 

С тех пор, как мир лишен был рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

 

Но у неё была и необыкновенная душа –

 

Её душа была из тех,
Которых жизнь – одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех.

 

 

Её душа была широкая и мятежная. Недаром Демон увидел в её очах «рай и ад»!.. Говоря о ней, он имел право сказать ангелу:

 

Мы связаны судьбой одною,
И ей, как мне, ты не судья!

 

Ангел признал справедливость этих слов и без борьбы отступился от неё.

Тамара и Демон. Художник М. Врубель, 1890

 

Тамара принадлежала к типу тонко организованных натур –

 

Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны –

 

– её души

Она не была создана для мира, «я мир был создан» не для неё! Словом, она – под стать Демону, в котором тоже нет грубости, духовный облик которого тоже отличается изяществом и тонкостью.

Красота Тамары и телесная, и духовная поразила Демона:

 

…он опять постиг святыню
И мир добра и красоты.

 

– и в сердце его мелькнул «призрак возрожденья». И тогда он стал неотступно преследовать Тамару:

 

И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он о ней жалел.

 

Он стоял перед ней «с челом развенчанным» –

 

Он от неё спасенья ждал,
Любить и веровать не смея!
Он так смотрел, он так молил,
Он, мнилось, так несчастлив был!..

 

Перед ней он испытывает смущенье, даже страх; глядя на неё, он впервые узнает и любовь, и слезы.

Состояние души его в это время делается довольно смутным –

 

Он был похож на вечер ясный,
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

 

Такое «серединное» положение между добром и злом, – небом и землей – знакомо было самому поэту.

Божественно-чистый лик Тамары склоняет Демона к добру, к свету; он входит к ней в келью, «любить готовый, с душой, открытой для добра». Он ей клянется:

 

Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру!

 

Демон верит, что «добру и небесам» Тамара могла бы возвратить его одним своим словом. Но чувство старинной злобы закипает в сердце Демона всякий раз, когда он видит, что на душу его избранницы предъявляют права и другие. Когда между ним и Тамарой становится «посланник Небес», – Демон преисполняется ненавистью к Богу; тогда пробуждается в его сердце мрачная страсть, исчезает ясный рой светлых мечтаний, и власть свою над духом мятежным в его душе опять являют «века вражды, века страданий»…

Да едва ли было возможно полное примирение Демона с Богом Он говорит Тамаре, что она может вернуть его к «добру», но из дальнейших слов его видно, что «добром» он называет только «отречение от зла», – он не хочет бороться с Богом, но служить Богу и людям тоже не станет, – оттого он зовет Тамару прочь от мира: он предлагает ей –

 

Без сожаленья, без участья
Смотреть на землю…
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить.

 

Переродиться нравственно Демон не может, – он не может всего себя «высветлить любовью», так как на дне его старинной раны гнездится старая злоба. Он любит для себя, и холодное презрение его к людям не сменяется в его сердце любовью к ним.

Демон. Художник М. Врубель, 1890

 

Тамара умирает, и душу её ангел уносит на небо, – Демон не владел этой душой, так как –

 

Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои;
Она страдала и любила,
И рай открылся для любви.

 

Таким образом, она прощена за то, что страдала, страдания очистили её душу. Отдаваясь своей греховной любви, она верила, что этим спасет Демона. И это самоотвержение спасло ее самое. Тамару возвысило ее падение, – как Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании» Достоевского.

 

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!

 

Поэма Лермонтова богата описаниями кавказской природы и быта горцев (двор Гудала, жизнь Тамары).

Автобиографическое значение её определяется: 1) эпиграфом:

 

Прими мой дар, моя Мадонна…
С тех пор, как мне явилась ты,
Моя любовь мне оборона
От гордых дум и суеты, –

 

и 2) посвящением В. А. Б. (Бахметевой – фамилия В. А. Лопухиной замужем).Ее поэт называет «забывчивым, но незабвенным другом»; с болезненной тоской он ее спрашивает, поймет ли она, как много в эту поэму вложено той «тоски», которая томила его «бедный ум» «столько лет».

Если первая редакция поэмы носит на себе сильные следы литературных влияний Байрона («Каин», образ Люцифера), Виньи («Элоа»), Ламартина («Падение ангела»), то в окончательно переработанном виде произведение Лермонтова значительно отошло от чуждых влияний. Лишь в некоторых чертах героя остались черты, навеянные извне, не объясненные из содержания самой поэты и не нужные для развития её содержания. Так, например, Демон называет себя «царем познанья и свободы», «богом рабов своих земных», – все сделается это понятным для читателя только тогда, когда он ознакомится с произведениями Байрона и Виньи.

 

Другие статьи о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

 

rushist.com

Образ характер и характеристика Демона по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)

В поэме Лермонтова образ Демона показан весьма необычно: это не злой, отвратительный и уродливый посланец ада, а прекрасное, крылатое существо. Лермонтовский Демон – это не сатана, а скорее падший ангел, который был низвергнут с небес за неповиновение и мятеж. За свое преступление Демон наказан бессмертием и лишен дара забвения. Он тоскует по утраченному раю, жаждет мести, испытывает лишь презрение к ничтожному и суетному человеческому роду – все это, а еще, невыносимое одиночество изгоя толкает Демона на непрерывную борьбу со всем божьим миром, на равнодушное и какое-то усталое совершение зла.

В поэме Демон предстает перед нами в трех различных образах. Первый – скучающий Демон, уставший от совершения злых дел. Второй – возродившийся Демон, впервые увидевший молодую грузинку Тамару. Ее пленительный,

живой образ, представший взору Демона в момент летящего счастливого танца, неожиданно трогает его заблудшую душу, порождая в ней необъяснимое волнение. Демон не ставит перед собой цель совершить очередное зло, погубив соблазненную душу Тамары. Это своего рода протест против установленного Богом порядка, Демон пытается изменить свою судьбу, он хочет уйти от заслуженного наказания и избежать тягостной вечности со злом наедине. Демон страстно желает обрести новую, счастливую жизнь, избавиться от проклятия и вновь вернуться в рай. Божественное пение монахини Тамары пробуждает в духе настоящую, земную любовь, и на его глазах появляются слезы (таков третий образ Демона). Но сами слезы его неземные. Одна слеза, упав на камень возле стен монастыря, прожигает его. Эта красноречивая деталь напоминает о том, что любовь злого духа опасна, греховна и погибельна для беззащитной смертной женщины. Но Демон, желая избавиться от проклятия и спастись любой ценой, готов принести в жертву безгрешную, юную душу монахини.

Соблазненная Тамара погибает. А между Ангелом и Демоном начинается борьба за душу девушки. Демон хочет забрать ее себе, но Ангел, отпуская ей все грехи за страдания и искреннее чувство, открывает для юной души ворота рая. Демон вновь остается наедине со своим одиночеством в мрачном и холодном мире зла.

.

ege-essay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *