Содержание

Мотив одиночества в лирике Лермонтова. Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Мотив одиночества в лирике Лермонтова проходит рефреном через все произведения. В первую очередь это связано с биографией поэта, наложившей отпечаток на его мировоззрение. Он рано потерял мать, отношения с отцом не сложились. Единственным близким человеком была бабушка – Елизавета Арсеньева, которая в маленьком Мише души не чаяла. Уже в детстве Лермонтов осознал, что отличается от окружающих. На протяжении всей своей недолгой жизни поэт был одинок. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова – это не только тематика его творчества, но и состояние души.

«Поэт совсем другой эпохи»

Так называл поэта Белинский, сравнивая с А.С. Пушкиным. Уже в ранней лирике Лермонтова появляются ведущие мотивы его творчества: поэтическое избранничество, влекущее за собой одинокое существование. Но он понимает, что не в силах что-либо изменить, поэтому своего рода изгнанничество принимает добровольно. «Я к одиночеству привык», — признается лирический герой, который так похож на самого Лермонтова.

На характер поэта повлияло и время, в которое он жил и творил. Война с Наполеоном, восстание декабристов – эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но всех его современников. Так, в стихотворении «Дума» поэт приходит к выводу, что пессимистические настроения характерны для всего поколения. Лирический герой – уставший, окруженный толпой, но одинокий человек. Его беспокоит бездействие, безразличие людей к общественной жизни.

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (материал «Парус»)

Знаменитый «Парус» поэт написал в семнадцать лет. Почвой для него стали личные переживания юного Лермонтова. Из-за конфликта с профессором поэту пришлось бросить Московский университет и по настоянию бабушки переехать в Петербург для поступления в школу юнкеров. Переживания поэта о будущем легли в основу стихотворения. Образы моря, бури, паруса сопровождают мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова, особенно в раннем творчестве. Лирического героя можно охарактеризовать как мятежного и одинокого. Именно таким и был сам поэт, всю жизнь «искавший бури».

Один в толпе

Умный и образованный Лермонтов тяжело сходился с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был прямым, едким, скрытным человеком, поэтому часто его недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов сильно страдал от невозможности быть понятым.

Так, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла. Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он понимает, что ему здесь не место. Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он осознает, что это все обман, а он все так же одинок.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова звучит и в произведении «Выхожу один я на дорогу…», которое он написал за три месяца до своей гибели. В нем поэт философски подводит итоги своей жизни, размышляет о смерти. «Жду ль чего? / Жалею ли о чем?» — спрашивает у себя лирический герой. Он мечтает сладко заснуть под дубом, наслаждаясь пением возлюбленной.

Свою скорую трагическую гибель поэт предчувствует и в стихотворении «Пророк», написанном за несколько недель до смерти. Лермонтова не покидает чувство скорби, он полон отчаяния, он не верит в признание потомков, ценность своего труда. Он сравнивает себя с пророком, которому суждены гонения и непонимание окружающих.

Любовные страдания, нашедшие отражение в лирике поэта

Известно, что Лермонтову не везло в любви. Самая сильная привязанность поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строчках стихотворений, — очаровательная Варенька Лопухина — стала чужой женой. Сложные взаимоотношения связывали их до самой смерти поэта, известие о которой окончательно сломило Варвару. Она пережила любимого всего на десять лет. Именно черты Лопухиной он искал в других женщинах.

Еще одна муза поэта – Екатерина Сушкова — лишь играла его чувствами, впрочем, как и Наталья Иванова, изменившая ему. Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова особенно ярко прослеживается в любовных стихотворениях.

«Мы случайно сведены судьбою» — первое произведение, адресованное Вареньке Лопухиной. Уже в нем звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван неразделенными чувствами. Произведение было написано в 1830 году и имеет отношение к раннему творчеству поэта. В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, которому вместо подаяния положили в руку камни. Такими были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые и легли в основу произведения.

Цикл стихотворений, посвященных Наташе Ивановой, – история неразделенной любви и горького разочарования. «Я недостоин, может быть, / Твоей любви», — обращается к ней автор. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» — пишет поэт незадолго до гибели. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.

Одиночество или свобода?

Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова — центральные в стихотворении «Тучи». Оно было написано в 1840 году, накануне второй ссылки поэта на Кавказ. Образы туч, волн и облаков символизируют свободу, которой так не хватает лирическому герою. Он сравнивает себя с тучками, с иронией называет их «изгнанниками». Свобода и одиночество в творчестве поэта не могут существовать друг без друга. Так, в стихотворении «Желанье» герой жаждет временной свободы, а в «Узнике» она становится единственной целью.

«На севере диком стоит одиноко…»

Лермонтов никогда не занимался переводами, однако зимой 1841 года, незадолго до гибели, сделал несколько переводов стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, которые вошли в «Лирический цикл». Нам это произведение известно как «На севере диком стоит одиноко…». В нем особенно явственно чувствуется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за непростого характера поэта не понимали и не принимали. А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека.

Образ сосны, растущей на крайнем севере, олицетворяет мысли и настроения самого Лермонтова. В одиноком дереве поэт узнал себя. Однако он не терял надежды встретить настоящего друга – в стихотворении его прототипом стала пальма, растущая на юге и такая же одинокая, как и сосна.

Вместо заключения

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова пришла на смену светлой поэзии А.С. Пушкина. Поэт всю жизнь боролся с окружающим миром и глубоко страдал от того, что его не понимают. Душевные переживания нашли отражение в его творчестве, пронизанном тоской и скорбью.

Любовь у Пушкина – светлое, вдохновляющее чувство, а у Лермонтова она неотделима от печали и боли. Так, писатель и критик Дмитрий Мережковский назвал Александра Сергеевича дневным, а Михаила Юрьевича – ночным светилом нашей поэзии.

Мысли и взгляды Лермонтова были новы и непонятны для России, поэтому ему сложно было найти единомышленников. Его дважды отправляли в ссылки, стихотворения подвергали жесткой цензуре. Но, несмотря на все это, поэт боролся, прямо выражал свои чувства и мысли, при этом осознанно обрекая себя на одиночество.

fb.ru

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Разное Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

    М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.

    На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

    Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.

    Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

    Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

    Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

    Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

    В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

    Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,

    А вечно любить невозможно.

    В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

    В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

    В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

    “Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

    Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.

    В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

    В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

    В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

    Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.

    В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.

    В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.

    Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Смотрите также по
разным произведениям Лермонтова:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом не схожа. Если Пушкин в основном жизнерадостен, весел, ярок, то Лермонтов печален, грустен, пессимистичен. Его лирический ге­рои чувствует себя ненужным, брошенным, потерян­ным. Тема одиночества — одна из основных в лирике поэта.

В «Парусе», одном из самых известных стихотворе­ний Лермонтова, одиночество — душевное состояние, в котором лирический герой пребывает постоянно, — является основным мотивом.

Поэт рисует читателям романтический пейзаж: пе­ред нами парус, качающийся на волнах.

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Но это не просто картина природы: творческий мир Лермонтова намного богаче. Читая строки, мы чувству­ем настроение лирического героя. Он одинок, несчастен и потерян, сам не знает, к чему он стремится.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Мир, окружающий лирического героя, враждебен, агрессивен, хотя будущее для поэта не так безрадост­но, как может показаться на первый взгляд.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

Лирический герой растерян. Эта неопределённости для него хуже любой опасности, любой преграды.

Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Созданию грустного настроения способствуют слова «одинокий», «туман», «свищет», «мятежный», «буря», несущие мрачную эмоциональную окраску. Трагедия лирического героя в том, что он не понимает, в чём его счастье и что ему нужно для внутреннего спокойствия.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Так и сам поэт, словно его лирический герой, нигде не мог обрести душевного покоя. Он прожил короткую драматичную жизнь, чувствуя себя непонятым окружающими людьми и одиноким.

Подобным же настроением окрашено стихотворе­ние «Утёс», в котором также используется приём оли­цетворения. Старый утёс, покинутый золотой тучкой, остался совершенно один. В произведении они проти­вопоставлены друг другу. «Утёс-великан» — старый, могучий, сильный, незыблемый, а тучка — легкомысленная, игривая, беззаботная. Они — представители разных природных стихий.

Лирический герой страдает, тяжело переживает разлуку, ему невыносимо одиночество.

Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И  тихонько плачет он в пустыне.

Одно из самых известных стихотворений Лермонтова «На севере диком…». На первый взгляд перед нами произведение, рисующее картину природы: со­сна, покрытая снегом, обдуваемая всеми ветрами, стоит на вершине горы. Но это только первое впечат­ление. Одинокая сосна олицетворяет лирического ге­роя, покинутого, брошенного, оставленного всеми. Фразы и слова «на севере диком», «одиноко», «на голой вершине» создают мрачное настроение. Мы слов­но чувствуем, как сосне холодно, неуютно, грустно на этой высоте. Лирический герой тяготится своим одиночеством, мечтает избавиться от него. Сосне снится, что где-то далеко есть такая же одинокая душа

…В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт.

Одиночество — один из основных мотивов в лирике Лермонтова. Чувство потерянности, непонимания окружающим миром придают его стихам не толь

ко необыкновенную поэтичность, романтический

оттенок, но и глубокую, бесконечную печаль.

Здесь искали:
  • тема одиночества в лирике лермонтова сочинение
  • сочинение на тему одиночество в лирике лермонтова
  • одиночество в лирике лермонтова сочинение

sochineniye.ru

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Скачать файл

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.  И это отразилось в его поэзии. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.

Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Лирический герой ощущает себя «плодом до времени созрелым», осиротелым пришельцем. В этом стихотворении поэт показал малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, что вызывает у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Это усиливает трагичность мироощущения поэта. С позиции будущих поколений автор выносит суровый приговор современникам.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”. Это стихотворение, как и многие другие произведения поэта, построены на антитезе. Свет противопоставлен воспоминаниям детства и юности, где сосредоточено все самое дорогое для л.г.: родные места с «высоким барским домом», «спящим прудом», туманами над полями и пленительным образом возлюбленной, идеальный образ которой живет также в воспоминаниях поэта.

И странная тоска теснит уж грудь мою;

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

        Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

        За рощей первое сиянье.

Этот идеал противопоставлен «пестрой толпе»,  небрежной смелости бездушных светских красавиц.

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

    Любить… но кого же?., на время — не стоит труда,

    А вечно любить невозможно.

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

“Сон” — стихотворение написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.

В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

Но остался влажный след в  морщинах

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Мотив одиночества и образ одинокого странника, изгнанника мы видим и в стихотворении «Тучи», и в стихотворении «Парус». Лирический герой предстаёт, как и парус, одиноким, не удовлетворённым покоем, а ищущим бури:

А он, мятежный ищет бури.

Как будто в бурях есть покой.

За несколько дней до трагической гибели, поэт написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», в котором соединились все ведущие мотивы лирики Лермонтова (мотив одиночества, странничества, сна, поиска смысла жизни, свободы и др.). Это произведение можно назвать поэтическим завещанием Лермонтова. Словно с небес, где «торжественно и чудно», смотрит лирический герой на землю, которая «спит в сиянье голубом», и ощущает смятение, и вечную неприкаянность странника:

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Стремясь вырваться из мира одиночества, герой мечтает о вечной свободе и покое. Но в понимании лирического героя это не «холодный сон могилы», а полнота жизни, гармония с природой.

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

 

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Это строчки о том, чего поэту так не хватало: жизненных сил «потерянного» поколения, любви мамы, которую поэт потерял в трехлетнем возрасте, женской любви … Сегодня дуб растет у могилы Лермонтова в Тарханах, а его стихи воспитывают души многих людей и дают им жизненные силы.

Таким образом, мотив одиночества – ведущий в лирике М.Ю. Лермонтова. Он звучит и в стихотворениях с гражданской тематикой, когда поэт говорит об одиночестве в обществе; одиночество лирического героя мы чувствуем и в стихотворениях о любви, и в иносказательных пейзажах, где поэт, изображая природу, говорит об одиночестве людей. Стихотворения Лермонтова – в основном грустные, в них отразилось мировосприятие поэта, его одиночество в жизни.  

xn--80aaxunszl.xn--p1ai

любовные мотивы в творчестве Лермонтова obrazovanie.guru

Тема одиночества в творчестве Лермонтова является основной. Она прослеживается в его произведениях самого разного масштаба, начиная от совсем небольших стихотворений и заканчивая внушительными поэмами. Интересно, что обратившись к биографии писателя, мы сможем увидеть, насколько тесно она связана с его творчеством.

Больше всего впечатлений вынес Лермонтов из детства. Мальчик остался на воспитании у бабушки, которая потакала каждому его капризу и чрезмерно его опекала. Маленькому Мише неразрешено было видеться с отцом, которого ему так не хватало. Однако бабушка Елизавета Алексеевна считала, что родитель имеет негативное влияние на отпрыска, поэтому ребёнок провёл в одиночестве, без друзей и взрослых людей, которые его понимали бы, всё своё детство и юношество.

Это интересно: биография Пушкина кратко, основные даты и события.

Кроме того, М. Ю. Лермонтов был довольно болезненным, часто уезжал в горы и на воды в Петрозаводск. От постоянных проблем со здоровьем он не выходил в свет, не искал новых знакомств.

Сам поэт не раз говорил о том, что это уединение, отрешенность от яркой и насыщенной светской жизни, отсутствие близких людей, нисколько ему не мешает жить, а ,напротив, он свыкся с этим состоянием и рад ему. К тому же следует помнить, в какое время вырос Лермонтов: война с Наполеоном, восстание декабристов — всё это повлияло на формирование характера не только молодого Михаила, но и всего его поколения. Да и сам поэт считал, что души всех его сверстников пронизаны такими же настроениями.

Но несмотря на всё заверения Михаила о том, что он находится в абсолютной гармонии со своим внутренним я, лирический герой его стихотворений страдает. На него давит невыносимое одиночество, его пожирает тоска. Он устал от шумной толпы и даже в окружении множества людей не может не почувствовать себя одиноким. Это «лишний человек», идеи и взгляды которого отличаются от большинства, который привык мыслить свободно, не соглашаться с другими.

Лермонтова сильно беспокоил тот факт, что его поколение нисколько не развивалось. Всё вокруг будто застыло на месте: сознание людей, общественное движение. Всё меньше было новшеств, новаторских идей. Люди жили, не думая о будущем своих потомков, просто плыли по течению и оставались всем довольны.

Тема одиночества в лирике Лермонтова: стихи

Наиболее известными произведениями с темой одиночества считаются следующие:

  • Стих «Отрывок»;
  • Стих «Монолог»;
  • Стих «И скучно, и грустно»;
  • Стих «Узник»;
  • Стих «Гляжу на будущность с боязнью»;
  • Сочинение «Смерть»;
  • Сочинение «На тёмной скале над шумящим Днепром»;
  • Стих «Одиночество»;
  • Сочинение «К друзьям».

Парус

Стихотворение «Парус», пожалуй, одно из самых известных произведений в лирике М. Ю. Лермонтова, главной темой и мотивом которого является одиночество. Его знает каждый школьник, и с первого взгляда оно очень простое, однако история сочинения «Паруса» довольно занятная.

Сотворил его Михаил Юрьевич ещё в подростковом возрасте, в семнадцать лет. В течение его учёбы в московском университета у молодого человека возникали определённые проблемы из-за сложного характера. И однажды между Лермонтовым и одним из профессоров произошёл серьёзный конфликт. По настоянию бабушки юноша покинул учебное заведение и перевёлся в школу для юнкеров, находящуюся в Санкт-Петербурге. Образ бушующего моря, огромных волн и сильного ветра оказали на Михаила Юрьевича большое впечатление. В стихотворении, пронизанном грустью, скорбью и одиночеством Лермонтов находит себя. Парус — и есть образ поэта. Такой же одинокий, мятежный, на протяжении всей жизни «ищущий бури».

Образ моря и паруса ещё появится в раннем творчестве поэта, как самая близкая его натуре ассоциация с душевными переживаниями, тоской и невозможностью найти себя в этой жизни.

Одиночество длиною в жизнь

Лермонтов был довольно образованным и интеллигентным человеком. Его ум был живой, личность Михаила Юрьевича могла заинтересовать многих. Однако даже на светских мероприятиях в полных залах людей, поэт редко находил себе приятелей. И происходило это отнюдь не из-за умственной ограниченности окружавших его людей. Дело в том, что если верить воспоминаниям современников, Лермонтов был очень острым на язык, недобрым и едким человеком. Он мог обидеть, оскорбить, и люди начинали не просто недолюбливать поэта, но и ненавидеть его.

И, разумеется, всё это находило отражение в его поэзии. Например, в стихотворении «Как часто пёстрой толпой окружён» Михаил описывает толпу бездушную и ограниченную, каждый член которой выступает копией другого. Лирический герой произведения рисует в своём воображении прекрасную девушку, возлюбленную, которая отличалась бы от других, понимала его. Но прилив одиночества и грусти разрушает его мечтания, он снова оказывается в серой действительности и приходит в отчаяние.

Стихотворение, написанное совсем незадолго до гибели, имеет название «Выхожу один я на дорогу». В нём писатель не просто размышляет о жизни, но подводит итоги своего существования. «Жалею ли о чём?» — вопрошает поэт, и тут же говорит о том, что прошлого ему ничуть не жаль. Испытываемое одиночество всё ещё тяготит его, и единственной мечтой лирического героя становится упокоение на природе, под дубом, под песни любимой.

Кульминацией всей лирики Михаила Юрьевича становится стихотворение «Пророк», написанное за две недели до кончины. Оно преисполнено невыносимого отчаяния, чувства одиночества, тоски. И здесь Лермонтов сравнивает себя с «лишним человеком», которого общество не желает принимать. Он чужд всем и мысли его непонятны никому. Лирический герой, пророк, вынужден бесконечно скитаться по миру, недопонятый и одинокий.

Любовные мотивы

Лермонтов был не только едким и порой жестоким человеком, но и не особенно привлекательным. Маленький рост, небольшой горб вкупе с неприятным характером не сослужили хорошую службу поэту в нахождении возлюбленной. Он не пользовался популярностью у женщин и даже имел некоторые комплексы, связанные с этим.

Любовью Лермонтова, которая нашла отражение на страницах его произведений, была очаровательная девушка, ставшая чужой супругой. Однако образ Варвары Лопухиной оставался с Михаилом Юрьевичем до самой смерти, и именно её отражение он пытался выискать в других женщинах.

Тот факт, что в любовной поэзии так ярко прослеживается тема одиночества и тоски, ведь многим женщинам просто нравилась играть с его чувствами. Так поступала и красавица Наталья Иванова, и известная Екатерина Сушкова, вдохновившая Михаила Юрьевича на написание прекрасных стихотворений.

  • Первое любовное стихотворение, посвящённое любви всей жизни М. Ю. Лермонтова, Варваре, называется «Мы случайно сведены судьбою». В нём автор осознаёт всю безнадёжность ситуации, невозможность взаимной любви. Он взывает к Лопухиной и просит стать единственной радостью в его жизни: «Будь, о, будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».
  • В основу сочинения «Нищий» легли отношения Михаила Юрьевича с Сушковой. Поэт сравнивает камень, поданный нищему вместо милостыни, со своей безответной любовью к Екатерине, ведь также и она вместо взаимности одарила его лишь насмешками и презрением.
  • А вот Наталье Ивановой Лермонтов сочинил целый цикл стихотворений. В них он рассказывает читателю о чувстве горького разочарования, которое настигло его после влюблённости в Иванову. «Болезнь груди моей» — так пишет поэт в своих строках. Казалось бы, какое светлое состояние — любовь! Однако в жизни Михаила Юрьевича ей всегда сопутствовали одиночество и тоска. «Я недостоин, может быть, твоей любви, не мне судить» — говорит Лермонтов в отчаянии и грусти.

Мотив одиночества и свободы

Одиночество в лирике Лермонтова нередко связано со свободой. Лирические герои тоскуют по вольной жизни, пытаются вырваться из оков обыденной жизни. Кавказ и горы — главные олицетворения свободы в произведениях М. Ю. Лермонтова. Знаменитая поэма «Мцыри» повествует о мальчике, отданным на воспитание к монахам. Однако в нём течёт кровь свободолюбивых народов, и, не примиряясь со своей участью, Мцыри сбегает. Во время своего путешествия он сталкивается со многими опасностями, оказывается тяжело ранен. После того как его принесли обратно в монастырь, юноша умирает со словами о том, что эти три дня на свободе он не променял бы никогда на долгую жизнь.

Так и жил поэт, свободно, мысля широко и вольно, не боясь суждений общества. И несмотря на то что он был обречён на постоянную тоску, дух его не был сломлен, а мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова сделал все его произведения вечными.

obrazovanie.guru

Мотивы одиночества в лирике Лермонтова: план сочинения

Поэзия Лермонтова вдохновляет, завораживает своей глубиной, его произведения воистину шедевральны. Лирика его бесконечно многогранна: величайший поэт писал на темы природы, любви, отчизны. Но красной нитью сквозь все творчество непременно проходят мотивы одиночества в лирике Лермонтова. План сочинения следует составлять, исходя из различных его эмоциональных и литературных оттенков. Лермонтовское одиночество разное, оно несет разную смысловую и психологическую нагрузку, оно существует в нескольких формах параллельно, раскрывая нам всю душу поэта.

Стихотворение «Парус»

При упоминании имени Лермонтова у большинства всплывает в памяти его знаменитое стихотворение «Парус». С самого начала читатель словно окунается в море бесконечного одиночества поэта. «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом…» – такими словами начинается произведение. В глаза сразу бросается емкое по своему смыслу слово «одинокий». Не зря поэт употребляет его здесь: он использует прием инверсии, выделяя для читателя это слово, делая упор на то, что оно является в стихотворении ключевым.

Именно с данного произведения следовало бы начать описывать мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Сочинение на эту тему чаще всего начинается именно с «Паруса», и вовсе неспроста. Лирический герой здесь – парус, он же и романтический образ, имеющий свой характер и даже душу. «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в буре есть покой». В действительности парус – душа самого поэта. Это она, а не парус «счастия не ищет и не от счастия бежит».

Стихотворение «Утес»

Если в стихотворении «Парус» лирический герой словно упивается своим одиночеством, то в другом лирическом произведении он от этого одиночества страдает. «Он стоит, одиноко, задумался глубоко / И тихонько плачет он в пустыне…» – печально и проникновенно заканчивается лермонтовское стихотворение «Утес». Читателя опять же привлекает словно говорящее само за себя слово «одиноко».

Свою смысловую нагрузку несет и слово «пустыня». В контексте этого стихотворения оно означает место, где нет абсолютно ничего, пусто, одиноко. Одинокий утес страдает, тихонько плачет посреди пустыни, как брошенный на произвол судьбы человек.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»

Очередное стихотворение Лермонтова о жизни и смерти и о постоянном одиночестве. И опять присутствует вышеупомянутый мотив. С первой же строчки герой снова наедине с собой, он выходит на дорогу в раздумье.

Неспроста так первичны мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Стихи его позволяют заглянуть в самую душу поэта. Ведь он сам, как и лирический герой, остался наедине с собой до конца жизни. Одинокий и гордый, он всегда был верен собственной отрешенности от суетного и несправедливого мира.

Одиночество как гражданская позиция поэта

М.Ю. Лермонтову выпало жить и творить во времена жесткой политической реакции, которая имела место в России после кровавого подавления восстания декабристов. Картину жестокости и несовершенства мира дополнило то, что поэт в раннем возрасте потерял мать. Это сформировало его как наблюдателя жизни, грустного и философски-мечтательного. Но чаще всего лирический герой в стихах Лермонтова – это личность, не забитая одиночеством, а гордая, противопоставленная несправедливому миру и обществу. Лирика поэта наполнена скрытым протестом против всех видов рабства – внутреннего и внешнего, политического, когда человек не волен выражать свою позицию прямо, открыто.

Лирический герой, равно как и сам поэт в то время, не находит себе места ни в разношерстном светском обществе, ни на любовном поприще, ни в дружбе, ни даже в своей Отчизне. В стихотворении «Дума» очень ярко прослеживаются мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Краткое содержание стихотворения таково: поэт честно и открыто говорит, как сильно современное ему молодое поколение отстало в плане духовности, насколько оно трусливо и малодушно. Поэт сетует, что молодежь попросту струсила перед массовым разгулом деспотизма и тирании, это вызывает у него приступ гневного презрения. Вместе с тем Лермонтов не отделяет себя от своего недостойного поколения, говоря не «они», а «мы». Поэт выносит приговор и себе тоже, осуждая с позиции грядущих поколений.

Посредством стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» очень ярко отражены мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Здесь поэт абсолютно один среди масок, «приличьем стянутых». Ему неприятно их общество, как и прикосновение бездушных «красавиц городских». Поэт в гордом одиночестве противостоит всей этой толпе, он готов «дерзко бросить железный стих» им в лицо, облив его «горечью и злостью».

Одиночество поэта в любви и дружбе

В стихотворении Лермонтова «И скучно и грустно» жизнь трактуется, как «пустая и глупая шутка». В ней нет смысла, если в пору одиночества даже «некому руку пожать». Здесь отражено не только лермонтовское одиночество среди толпы, но и его отношение к любви и дружбе. Легко проследить его полное неверие в любовь. Ведь любить «на время – не стоит труда», вечно же любить попросту невозможно.

Те же мотивы одиночества в лирике Лермонтова прослеживаются и в стихотворении «Благодарность». В нем поэт благодарит свою возлюбленную за «отраву поцелуя», «за горечь слез», даже «за месть врагов, за клевету друзей». Однако не стоит понимать это буквально. В такой благодарности заложен упрек в неискренности человеческих чувств, когда даже поцелуй поэт считает «отравой», друзья же в его понятии – лицемеры, его оклеветавшие.

Одинок лирический герой и в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…», где он вспоминает «прошлое страданье», а молодость считает «погибшей». Одиночество толкает его на воспоминания, он вновь видит перед собой «уста живые», горящий «огонь в глазах». Но реальность поэта совсем другая, он даже думать не хочет, что уста стали «давно немые», что жизненный огонь в глазах «давно погас». Снова поэт остается один на один с прошлым, встречаться с настоящим ему вовсе не хочется.

Одиночество и страдание

Интересны мотивы одиночества в лирике Лермонтова, в частности в стихотворении «Завещание». Оно написано в форме предсмертной исповеди солдата, гибнущего на войне. В произведении фигурирует женщина с «пустым сердцем». Солдат так отзывается о ней: «Пустого сердца не жалей». Он с горечью восклицает: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит». В лице этой особы автор изобразил всю жестокость и несправедливость, которую в своей жизни испытал боец. Очень ярок здесь мотив одиночества. Хоть есть у лирического героя родители, но он все же наедине с собой и в земную любовь не верит.

Стихотворение «Молитва» написано в форме монолога лирического героя. Молится он о счастье своей любимой, заботясь о ее душе. Трагедия глубокого духовного одиночества присутствует здесь. Беды и лишения не разрушили заинтересованность и участие лирического героя в жизни и судьбе человека, не сумевшего сохранить духовную чистоту. Автор сочувствует даже той, духовность которой не выдержала испытания, не справилась с влиянием «мира холодного».

Одиночеством сквозит и стихотворение «На севере диком». Оно повествует о сосне, которая стоит «одиноко на голой вершине» и видит сны о пальме «в пустыне далекой». Пальма также стоит «одна и грустна». Сосна мечтает о близкой душе, томящейся где-то в далеких заокеанских краях.

Тема Родины и одиночества

Еще одна тема, тесно связанная с мотивом одиночества, тоже играет важную роль во всей лирике Лермонтова. Это тема Родины. Здесь многие литераторы отмечают, насколько схожи в данном контексте мотивы одиночества в лирике Лермонтова и Пушкина:

  • Отношение обоих этих поэтов к России всегда было неоднозначным.
  • Они любили русскую природу и восхищались ею, но никак не принимали самодержавия и законов, царивших в обществе тех времен.

Невозможно не упомянуть стихотворение «Родина», описывая мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Сочинение обязательно стоит дополнить его анализом, ведь именно в этом произведении Лермонтов признается, что любит отчизну, но «странною любовью». Автор хочет видеть ту Россию, где мелькали «дрожащие огни деревень печальных», где чувствовался «дымок спаленной жнивы», где можно было видеть «чету белеющих берез средь желтой нивы».

Заключение

Рассмотрев мотивы одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэт сумел раскрыть эту тему превосходно. Его лирические герои не просто одиноки, они полны энергии, чистого благородного негодования, они хотят изменить реальность вокруг себя. В лирике поэта отразился весь его многогранный духовный мир.

fb.ru

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Когда берешь сборник стихотворений Лермонтова, то погружаешься в мир грустной поэзии писателя, где основным мотивом была тема одиночества. Читаешь строки и видишь поэта, в чьих глазах застыла тоска, печаль и одиночество оттого, что его избранство стало причиной непонимания окружающими, что и обрекало писателя на одинокую жизнь.

Одиночество в лирике Лермонтова

Именно мотив одиночества в творческих работах Лермонтова становится одним из основных. Данная тематика в стихах поэта диктовалась взглядом писателя на мир, его особенностью личности, его творческим даром, что позволял создавать и шедевры и просто прекрасные стихотворения.

Когда читаешь лермонтовскую лирику, видишь героя. Это одинокая личность, что не может смешаться с толпой, так как лирический герой противопоставлен обществу. Это герой, у которого нет друзей, нет поддержки со стороны, нет любимой.

Ярким примером темы одиночества является одноименное стихотворение Лермонтова под названием Одиночество, где герой понимает — свой путь по дороге жизни придется пройти одиноко. Но это не единое стихотворение автора. Тема изгнания и одиночества прослеживается в стихе Тучи, где герой подавлен и не свободен. Кстати, очень часто тема свободы и одиночества объединяются в одну композицию, где примером может стать баллада Пленный рыцарь, где герой пленен, находится в неволе и не может выйти на свободу. Также в пример можно привести стихотворение Узник или стих Желание.

Несчастлив герой лермонтовских стихов и в любви. Его постоянно окружает измена, а сама любовь приносит только грусть, боль и не дарит счастья. Тому примером может быть стихотворение Лермонтова Я не унижусь пред тобою.

Одинок герой не только в личной жизни, одинок он и среди толпы, среди людей, где не нашел единомышленников и остался одиноким, не своим. Ему только и осталось что погрузиться в мир воспоминаний и создать в своей фантазии ту единственную и неповторимую возлюбленную.

При этом примеров можно приводить множество, ведь каждая работа автора пропитана основным мотивом одиночества, что порой даже приобретало космические масштабы, где герой одинок не просто среди окружающих людей, но и во всем мире.

Сочинение: Тема одиночества в лирике Лермонтова

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали :
  • Лирика Лермонтова
  • мотив одиночества в лирике лермонтова сочинение краткое

sochinyshka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о