Михаил Юрьевич Лермонтов «Дары Терека»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Михаил Юрьевич Лермонтов
«Дары Терека»
Слайд 2
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов
Слайд 3
Дом-музей Лермонтова в Тарханах
Слайд 4
Государственный музей-заповедник М Ю Лермонтова в Пятигорске
Слайд 5
Биография
Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта.
Детство его прошло в Тарханах — в имении его бабушки в Пензенской губернии. В 1828 г Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г. Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.
Слайд 6
Терек
Река Терек воспета многими поэтами и путешественниками. Пушкин и Лермонтов восхищались ее красотой. Слово «терк су» в переводе из карачаево–балкарского языка значит «быстрая вода». В древних грузинских письменах река называется Ломеки – в переводе с чеченского и ингушского это значит «горная вода».
Слайд 7
Река берет свое начало на территории Грузии, из ледника горы Зигла-Хох, что на склоне Главного Кавказского хребта. Из Грузии Терек несет свои воды в Россию. Здесь река протекает по землям Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана. Впадает Терек в Каспийское море.
Слайд 8
В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и широкой.
Слайд 9
«Дары Терека»
Слайд 10
Терек воет ,дик и злобен,
Меж утёсистых громад
Слайд 11
Но по степи разбегаясь,
он лукавый принял вид
Терек около устья, Дагестан, Каспийское море
Слайд 12
Гора Казбе́к(потухший вулкан)
Я родился у Казбека, Вскормлен грудью облаков,
Слайд 13
Дарьяльское ущелье
Слайд 14
Дарьяльский перевал
Слайд 15
lusana.ru
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА» КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ.
Урок 23
Тема урока: М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА»
КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ.
Цель: анализ художественного произведения.
Задачи урока.
Образовательные: познакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова, его произведением «Дары Терека», его содержанием; продолжать работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, активизировать вдумчивое чтение.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.
Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах.
На доске:
1. Имя урока: «Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой».
2. Цель урока:
познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
продолжать работу над выразительным чтением;
учиться работать в группах.
3. Портрет М. Ю. Лермонтова.
4. Репродукция И. К. Айвазовского «Среди волн».
5. Репродукция Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов».
6. CD – проигрыватель, CD – диск «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор».
7. Проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент
— Здравствуйте ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Встаньте. Приготовьтесь к уроку. Посмотрите всё ли у вас готово к работе: на столе лежат учебник, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Сегодня мы проведём урок за круглыми столами, работая в группах. Это поможет нам научиться работать в дружном, согласованном и целенаправленном коллективе.— Посмотрите своему соседу по столу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.
II. Изучение нового материала
— Посмотрите на доску и прочитайте имя сегодняшнего урока.
(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)
— Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. Но в январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов.
(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)
1. Постановка целей урока
— Сегодня на уроке мы
познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения;
будем учиться работать в группах.
(Цель урока вывешиваются на доску)
— Прочитайте про себя цель урока.
(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)
2. Проверка домашнего задания
— На предыдущем уроке литературного чтения вам было дано задание по группам:
1 группе я предлагала подготовить биографию М. Ю. Лермонтова;
2 группе – выучить наизусть понравившиеся стихотворения.
(Выступает 1 группа с сообщением о биографии М. Ю. Лермонтова:
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Нам удалось найти некоторые из рисунков М. Ю. Лермонтова. Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. (Показ рисунков).
В 1828 году, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 14 лет, его отвезли в Москву и определили в университетский Благородный пансион. Через 2 года он поступил в Московский университет, но был исключён. Впервые стихи начал писать в 14 лет и читал их своим друзьям. Одним из первых произведений, опубликованных в печати, была поэма «Хаджи Мурат»
В январе 1837 года, когда на дуэли был смертельно ранен А. С. Пушкин, Лермонтов под впечатлением трагедии написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение люди переписывали и предавали из уст в уста по всей России. Кроме стихов были написаны поэмы, роман, драма.
Погиб на дуэли в возрасте 26 лет.
Нами подготовлена выставка литературных произведений М. Ю. Лермонтова. После урока вы можете подойти к ней. Здесь также вы сможете найти более подробную информацию о биографии поэта.)
— Девочки проделали большую работу. Самые основные моменты жизни М. Ю. Лермонтова записаны на странице «Литературного вестника».
— Прочитайте их в полголоса.
(Чтение детьми страницы «Литературного вестника», чтение вслух хорошо читающим учеником.)
— Запишите.
(Учащиеся записывают)
— А теперь давайте послушаем некоторые из подготовленных стихотворений.
(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)
— М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет.
— Ребята сообщили о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником.
3. Работа над пословицей
— М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века. В связи с этим, я предлагаю вам следующее задание. Посмотрите на следующую страницу «Литературного вестника». Прочитайте в полголоса пословицы и выберите ту, которая относится к теме «Любовь к родине».
(обучающиеся читают в полголоса с проектора пословицы:
Терпенье и труд всё перетрут.
Правда дороже золота.
Мир не без добрых людей.
Человек без родины, что соловей без песни.
Затем читают хорошо читающие ученики.)
— Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)
— Прочитайте её ещё раз.
— О чём эта пословица? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился и жил, где прошли замечательные годы. У каждого человека есть родина, это неотъемлемая часть его жизни.)
— О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)
— Запишите пословицу о Родине в рабочую тетрадь. Постарайтесь её запомнить.
— Вспомните пословицы о родине. (Ответы учащихся)
4. Первичное чтение
— Вы уже знаете, что М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. У вас на столах лежат распечатки стихотворения «Дары Терека». Возьмите их.
— Прочитайте название стихотворения.
— Как вы думаете, что такое Терек?
— Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.
— Послушайте и посмотрите на репродукции И. К. Айвазовского «Среди волн» и
Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов». Попробуйте себе представить скорость течения воды в Тереке, когда она спускается с горы Казбек. Представьте силу и мощь этой реки.
(Включается проигрыватель с CD – диском «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор»
— Послушайте внимательно стихотворение. Читаю я.
5. Проверка первичного восприятия текста
— Какую картину вы себе представили, когда я читала стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)
— Какие дары принес Терек для Каспийского моря? Найдите в тексте и подчеркните. (На своих волнах Терек принес мертвого Кабардинца в драгоценных доспехах, труп казачки молодой и отрубленная косой голова чеченца.)
— Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)
— Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)
— М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение во время ссылки на Кавказ за то, что он писал «непозволительные стихи». На Кавказе поэт находился в постоянном странствовании. Разнообразные впечатления имели большое значение в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вам известно из предыдущих уроков, что на Кавказских горах всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.
III. Физ.минутка
— Встаньте.
— Сейчас я хочу показать вам, как можно расслаблять глаза. Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что руки стали тёплыми. Теперь облокотитесь на стол перед собой. Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом, он сделает их более свежими и сильными.
— Это упражнение хорошо действует на мускулатуру вашей челюсти. Начните просто без остановки открывать и закрывать свой рот. Когда вы открываете рот, разевай его пошире, как будто ты зеваешь… (10 секунд)
Теперь вы должны быстро двигать туда-сюда нижней челюстью, справа налево. Ощутите мускулы, которые помогают тебе в этом… (20 секунд)
Теперь скомбинируйте оба движения и опишите нижней челюстью полукруг — два раза по часовой стрелке и два раза против… (10 секунд)
А теперь вы можете еще кое-что сделать для мышц своего лица. Позаботиться о том, чтобы они также получили свежий кислород. Набери в рот воздуха и раздуй щеки. Сделайте это точно так, как вы делаете это, когда полощете рот при чистке зубов. Дайте воздуху заполнить дальние уголки своего рта. При этом раздуйте сначала левую сторону, потом правую, потом переднюю часть рта… (10 секунд)
Теперь можно с громким звуком выпустить воздух изо рта.
— Встаньте, поставьте ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала вы можете свою правую руку сделать совсем длинной, как если бы ты хотели достать с неба звездочку. Потом можете позволить правой стороне расслабиться, а вытянуть вверх левою руку. При этом представьте себе, что вы хотите схватить звезду с неба «одной левой». Почувствуйте, как удлиняется верхняя часть туловища, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, доставайте с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глубоко вдыхай и выдыхай. (10 секунд).
— Садитесь. Продолжаем урок.
6. Чтение и анализ произведения
Речевая разминка
— Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.
— Посмотрите на страницу «Литературного вестника».
— Прочитайте отрывок из стихотворения «Дары Терека» птичьим базаром.
— Прочитайте, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте шепотом.
— Прочитайте громко.
— Прочитайте выразительно.
Чтение произведения детьми
— Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.
(Чтение стихотворения учащимися)
Анализ произведения
— Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря.)
— Задание для 1 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.
— Задание для 2 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.
— Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)
— Каким предстает перед вами Каспий? (Это владыка, которого побаивается Терек.)
— Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , — и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)
— Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)
— А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа, ведущие беспорядочные воины, жертвами которых становятся люди. Поэтому Терек «воет» от возмущения и негодования)
Вторичный синтез
— Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Среди волн». Как вы думаете, можно ли соотнести образ Терека в стихотворении с образом изображения реки на репродукции? (Да)
— Объясните, почему? (Ответы учащихся)
— Почитайте про себя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».
(Чтение учащимися стихотворения)
— А теперь выразительно прочитайте стихотворение.
(Чтение учащимися стихотворения)
IV. Итог урока
— У вас на партах лежат листы с вопросами. Прочитайте их. Давайте ответим на вопросы.
(Ответы на вопросы учащимися)
— Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)
— Поясните свой ответ примерами.
V. Домашнее задание
— Откройте дневники.
— Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.
infourok.ru
Дары Терека стр. 96 / Климанова, Горецкий, 4 класс. 1 часть учебника / ГДЗ Грамота
1. Найди и прочитай слова, которые описывают Терек. Каким ты его представляешь?
Поэт описывает эту реку следующими словами: «Терек воет, дик и злобен».
Я же представляю Терек быстрой речкой, несущей свои воды через горы на такой скорости, что вокруг летят брызги.
Выходя на степную равнину, Терек ведет себя по-другому.
Он спокойно течет по направлению к Каспийскому морю и постепенно растворяется в безмолвной морской глубине.
2. Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?
Очень необычно то, что река меняет свой характер на пути к морю.
Сначала Терек дик и злобен, своей силой он гонит огромные камни с гор, кидаясь брызгами в разные стороны.
Но когда эта грозная река выходит на равнину, поэт нам рассказывает о приветливом журчании Терека.
Река как будто устала от своего натиска и хочет на покой в морскую глубину Каспия.
3. Самостоятельно подготовься к выразительному чтению стихотворения.
Советы:
Чтобы прочитать выразительно стихотворение Михаила Лермонтова, следует представить путь этой реки.
Ее устье высоко в горах, исток Терека в ледниках горы Зилга — Хох.
Отсюда она течет вниз к степи и, конечно, развивает немалую скорость, спускаясь на равнину.
Представьте, как вы на скейтборде или велосипеде спускаетесь с высокой горы вниз, и вы поймете характер этой реки и сможете выразительно прочитать стихотворение «Дары Терека».
Это произведение можно прочитать в быстром темпе, делая паузы в соответствии со знаками препинания.
Вначале следует передать стремительный бег реки, а после строк, когда течение Терека переходит на равнину, стремясь к морю, можно изменить интонацию.
Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть. Михаил Юрьевич Лермонтов «Дары Терека» стр. 96
gdz-gramota.ru
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
Разработка урока литературного чтения «Дары Терека» . Картины природы в стихотворении
Урок 23
Тема урока: М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА»
КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ.
Цель: анализ художественного произведения.
Задачи урока.
Образовательные: познакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова, его произведением «Дары Терека», его содержанием; продолжать работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, активизировать вдумчивое чтение.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.
Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах.
На доске:
1. Имя урока: «Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз;
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой».
2. Цель урока:
познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
продолжать работу над выразительным чтением;
учиться работать в группах.
3. Портрет М. Ю. Лермонтова.
4. Репродукция И. К. Айвазовского «Среди волн».
5. Репродукция Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов».
6. CD – проигрыватель, CD – диск «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор».
7. Проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент
— Здравствуйте ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Встаньте. Приготовьтесь к уроку. Посмотрите всё ли у вас готово к работе: на столе лежат учебник, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Сегодня мы проведём урок за круглыми столами, работая в группах. Это поможет нам научиться работать в дружном, согласованном и целенаправленном коллективе.
— Посмотрите своему соседу по столу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.
II. Изучение нового материала
— Посмотрите на доску и прочитайте имя сегодняшнего урока.
(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)
— Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. Но в январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов.
(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)
1. Постановка целей урока
— Сегодня на уроке мы
познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения;
будем учиться работать в группах.
(Цель урока вывешиваются на доску)
— Прочитайте про себя цель урока.
(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)
2. Проверка домашнего задания
— На предыдущем уроке литературного чтения вам было дано задание по группам:
1 группе я предлагала подготовить биографию М. Ю. Лермонтова;
2 группе – выучить наизусть понравившиеся стихотворения.
(Выступает 1 группа с сообщением о биографии М. Ю. Лермонтова:
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Нам удалось найти некоторые из рисунков М. Ю. Лермонтова. Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. (Показ рисунков).
В 1828 году, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 14 лет, его отвезли в Москву и определили в университетский Благородный пансион. Через 2 года он поступил в Московский университет, но был исключён. Впервые стихи начал писать в 14 лет и читал их своим друзьям. Одним из первых произведений, опубликованных в печати, была поэма «Хаджи Мурат»
В январе 1837 года, когда на дуэли был смертельно ранен А. С. Пушкин, Лермонтов под впечатлением трагедии написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение люди переписывали и предавали из уст в уста по всей России. Кроме стихов были написаны поэмы, роман, драма.
Погиб на дуэли в возрасте 26 лет.
Нами подготовлена выставка литературных произведений М. Ю. Лермонтова. После урока вы можете подойти к ней. Здесь также вы сможете найти более подробную информацию о биографии поэта.)
— Девочки проделали большую работу. Самые основные моменты жизни М. Ю. Лермонтова записаны на странице «Литературного вестника».
— Прочитайте их в полголоса.
(Чтение детьми страницы «Литературного вестника», чтение вслух хорошо читающим учеником.)
— Запишите.
(Учащиеся записывают)
— А теперь давайте послушаем некоторые из подготовленных стихотворений.
(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)
— М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет.
— Ребята сообщили о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником.
3. Работа над пословицей
— М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века. В связи с этим, я предлагаю вам следующее задание. Посмотрите на следующую страницу «Литературного вестника». Прочитайте в полголоса пословицы и выберите ту, которая относится к теме «Любовь к родине».
(Учащиеся читают в полголоса с проектора пословицы:
Терпенье и труд всё перетрут.
Правда дороже золота.
Мир не без добрых людей.
Человек без родины, что соловей без песни.
Затем читают хорошо читающие ученики.)
— Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)
— Прочитайте её ещё раз.
— О чём эта пословица? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился и жил, где прошли замечательные годы. У каждого человека есть родина, это неотъемлемая часть его жизни.)
— О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)
— Запишите пословицу о Родине в рабочую тетрадь. Постарайтесь её запомнить.
— Вспомните пословицы о родине. (Ответы учащихся)
4. Первичное чтение
— Вы уже знаете, что М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. У вас на столах лежат распечатки стихотворения «Дары Терека». Возьмите их.
— Прочитайте название стихотворения.
— Как вы думаете, что такое Терек?
— Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.
— Послушайте и посмотрите на репродукции И. К. Айвазовского «Среди волн» и
Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов». Попробуйте себе представить скорость течения воды в Тереке, когда она спускается с горы Казбек. Представьте силу и мощь этой реки.
(Включается проигрыватель с CD – диском «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор»
— Послушайте внимательно стихотворение. Читаю я.
5. Проверка первичного восприятия текста
— Какую картину вы себе представили, когда я читала стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)
— Какие дары принес Терек для Каспийского моря? Найдите в тексте и подчеркните. (На своих волнах Терек принес мертвого Кабардинца в драгоценных доспехах, труп казачки молодой и отрубленная косой голова чеченца.)
— Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)
— Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)
— М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение во время ссылки на Кавказ за то, что он писал «непозволительные стихи». На Кавказе поэт находился в постоянном странствовании. Разнообразные впечатления имели большое значение в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вам известно из предыдущих уроков, что на Кавказских горах всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.
III. Физ.минутка
— Встаньте.
— Сейчас я хочу показать вам, как можно расслаблять глаза. Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что руки стали тёплыми. Теперь облокотитесь на стол перед собой. Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом, он сделает их более свежими и сильными.
— Это упражнение хорошо действует на мускулатуру вашей челюсти. Начните просто без остановки открывать и закрывать свой рот. Когда вы открываете рот, разевай его пошире, как будто ты зеваешь… (10 секунд)
Теперь вы должны быстро двигать туда-сюда нижней челюстью, справа налево. Ощутите мускулы, которые помогают тебе в этом… (20 секунд)
Теперь скомбинируйте оба движения и опишите нижней челюстью полукруг — два раза по часовой стрелке и два раза против… (10 секунд)
А теперь вы можете еще кое-что сделать для мышц своего лица. Позаботиться о том, чтобы они также получили свежий кислород. Набери в рот воздуха и раздуй щеки. Сделайте это точно так, как вы делаете это, когда полощете рот при чистке зубов. Дайте воздуху заполнить дальние уголки своего рта. При этом раздуйте сначала левую сторону, потом правую, потом переднюю часть рта… (10 секунд)
Теперь можно с громким звуком выпустить воздух изо рта.
— Встаньте, поставьте ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала вы можете свою правую руку сделать совсем длинной, как если бы ты хотели достать с неба звездочку. Потом можете позволить правой стороне расслабиться, а вытянуть вверх левою руку. При этом представьте себе, что вы хотите схватить звезду с неба «одной левой». Почувствуйте, как удлиняется верхняя часть туловища, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, доставайте с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глубоко вдыхай и выдыхай. (10 секунд).
— Садитесь. Продолжаем урок.
6. Чтение и анализ произведения
Речевая разминка
— Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.
— Посмотрите на страницу «Литературного вестника».
— Прочитайте отрывок из стихотворения «Дары Терека» птичьим базаром.
— Прочитайте, разделяя слова на слоги.
— Прочитайте шепотом.
— Прочитайте громко.
— Прочитайте выразительно.
Чтение произведения детьми
— Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.
(Чтение стихотворения учащимися)
Анализ произведения
— Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря.)
— Задание для 1 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.
— Задание для 2 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.
— Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)
— Каким предстает перед вами Каспий? (Это владыка, которого побаивается Терек.)
— Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , — и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)
— Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)
— А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа, ведущие беспорядочные воины, жертвами которых становятся люди. Поэтому Терек «воет» от возмущения и негодования)
Вторичный синтез
— Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Среди волн». Как вы думаете, можно ли соотнести образ Терека в стихотворении с образом изображения реки на репродукции? (Да)
— Объясните, почему? (Ответы учащихся)
— Почитайте про себя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».
(Чтение учащимися стихотворения)
— А теперь выразительно прочитайте стихотворение.
(Чтение учащимися стихотворения)
IV. Итог урока
— У вас на партах лежат листы с вопросами. Прочитайте их. Давайте ответим на вопросы.
(Ответы на вопросы учащимися)
— Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)
— Поясните свой ответ примерами.
V. Домашнее задание
— Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.
infourok.ru
» Дары Терека» — литература, уроки
Конспект урока по литературному чтению.
Тема:«М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».
Цель: познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
Задачи урока.
Образовательные: прививать интерес к литературе, расширять кругозор. продолжать работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, активизировать вдумчивое чтение.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.
Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах
Ход урока:I. Организационный момент
— Здравствуйте ребята!-Улыбнитесь друг другу и подарите мне вашу. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.
II. Актуализация знаний.
— Откройте учебник, и скажите с каким по жанру произведением мы будем знакомиться?
-Кто автор?- С произведение какого автора мы с вами знакомились на прошлом уроке.
-Какой жанр этого произведения?
III.Открытие новых знаний.
(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)
В январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет. Весь мир знает о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником. . Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. (Показ рисунков).Погиб на дуэли в возрасте 26 лет
— Сегодня на уроке мы
Знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;
будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения; (Цели показаны на интерактивной доске)
— Прочитайте про себя цель урока.
— Прежде чем начать знакомство с новым произведение, давайте послушаем стихотворения Лермонтова.
(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)
— М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века. В связи с этим, я предлагаю вам следующее задание.
(Учащиеся читают в полголоса с проектора пословицы:
Терпенье и труд всё перетрут.
Правда дороже золота.
Мир не без добрых людей.
Человек без родины, что соловей без песни.
Затем читают хорошо читающие ученики.)
— Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)
— Прочитайте её ещё раз.
— Как вы понимаете эту пословицу? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился.)
— О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)
Первичное чтение
— М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. Загляните в книгу где написано стихотворения «Дары Терека».
— Прочитайте название стихотворения.
— Как вы думаете, что такое Терек?
— Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.
— Прочитайте стихотворение про себя.
— Какую картину вы себе представили, когда читали стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)
— Какие дары принес Терек для Каспийского моря?
Прочитаем это стихотворение по строфам.
— Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)
— Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)
— На горах Кавказа всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.
-Внимательно послушайте запись этого стихотворения, и ответе на вопросы.
-С каким настроение мы должны его читать?
-Как читает его человек з аудиозаписи?
Какие различия вы нашли между вашим прочтение и записью?
III. Физ.минутка
IV.Развитие умений-применение знания.
Чтение и анализ произведения
— Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.(Чтение стихотворения учащимися)
— Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря)
— Задание для 1 варианта: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.
— Задание для 2 варианта: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.
— Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)
— Каким предстает перед вами Каспий? (Это владыка, кот. побаивается Терек.)
— Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , — и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)
— Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)
— А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа)
— Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Среди волн». Как вы думаете, можно ли соотнести образ Терека в стих-и с образом изображения реки на репродукции? (Да)
— Объясните, почему? (Ответы учащихся)
— Почитайте про себя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».
(Чтение уч-ся стих-я)
— А теперь выразительно прочитайте стихотворение.(Чтение уч-ся сти-я)
V.Итог урока.
— С каким произведением вы сегодня познакомились?
-Кто автор?(Ответы на вопросы учащимися)
— Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)(слайд с целями еще раз в конце презентации)
VI.Рефлексия.
-Как вы оцениваете свою работу, на сегодняшнем уроке?(нарисуйте улыбчивый смайл, если понравился, грустный ,если не очень.)
VIII. Домашнее задание
— Откройте дневники.Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.
kopilkaurokov.ru
«Дары Терека» Лермонтов — презентация
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1
Тема:
М.Ю. Лермонтов
«Дары Терека»
УМК «Школа России»
Литературное чтение, 4класс
Автор: Малахова Т.С.
Слайд №2
Проверка д/з
тест
задание по выбору:написать поздравление Королевичу и Царевне.
выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.
Слайд №3
УТЁС
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд №4
Тема:
М.Ю. Лермонтов
«Дары Терека»
Слайд №5
Михаил Юрьевич Лермонтов
Слайд №6
М.Ю.Лермонтов родился
3 октября 1814г. в Москве.Это самый ранний портрет Миши.
На нем ему около 3-х лет.
Слайд №7
Родители поэта.
Отец — капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831)
Мать — Мария Михайловна (1795-1817).
Слайд №8
Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками.
В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.
Слайд №9
В 1830г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало литературной деятельности:
он пишет лирические стихи.
Слайд №10
В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Слайд №11
В 1835 г. состоялось первое появление стихов Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах
Слайд №12
В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение воспринимается как «воззвание к революции»; начинается дело, и уже через несколько дней
(25 февраля),
по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ.
Слайд №13
Слайд №14
В 1840г. военный суд за дуэль приговаривает Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Он уезжает, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством», за которое его представляют к награде.
Слайд №15
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
Слайд №16
Ему принадлежат акварели, картины маслом,
Слайд №17
рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.
Слайд №18
Лучшие из них связаны с кавказской темой.
Слайд №19
Военно-Грузинская дорога близ Мцхета.
Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами).
Слайд №20
Пейзаж с двумя березами.
Крестовый перевал.
Слайд №21
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая неоконченных сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
Слайд №22
15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым
и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска» .В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
Слайд №23
В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.
Слайд №24
Словарная работа
Терек
Дары
Казбек
Дарьял
валуны
Слайд №25
Гора Казбек
Дарьяльское ущелье
валуны
Слайд №26
Слайд №27
рекаТерек
Слайд №28
Тема:
М.Ю. Лермонтов
«Дары Терека»
Слайд №29
Летит по небу шар,
По небу шар летит,
Но знаю: до неба шар
Никак не долетит.
Вы должны читать стихотворение каждый раз с разной интонацией и одновременно выполнять движения.
Слайд №30
Выразительно читать стихотворение, это значит:
— читать с чувством;
— читать эмоционально;
соблюдать нужную
интонацию;
правильно выдерживать
паузы;
правильно ставить
логические ударения;
не допускать ошибок
в словах
Слайд №31
Слайд №32
Домашнее задание:
по выбору:
1.с.98 наизусть.
2. с.98 выразит. чтение
3.Иллюстр.стихотворение «Дары Терека»
volna.org