Содержание

Михаил Юрьевич Лермонтов «Дары Терека»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов
«Дары Терека»

Слайд 2

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов

Слайд 3

Дом-музей Лермонтова в Тарханах

Слайд 4

Государственный музей-заповедник М Ю Лермонтова в Пятигорске

Слайд 5

Биография
Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта. Детство его прошло в Тарханах — в имении его бабушки в Пензенской губернии. В 1828 г Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г. Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.

Слайд 6

Терек Река Терек  воспета многими поэтами и путешественниками. Пушкин и Лермонтов восхищались ее красотой. Слово «терк су» в переводе из карачаево–балкарского языка значит «быстрая вода». В древних грузинских письменах река называется Ломеки – в переводе с чеченского и ингушского это значит «горная вода».

Слайд 7

Река берет свое начало на территории Грузии, из ледника горы Зигла-Хох, что на склоне Главного Кавказского хребта. Из Грузии Терек несет свои воды в Россию. Здесь река протекает по землям Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана. Впадает Терек в Каспийское море.

Слайд 8

В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и широкой.

Слайд 9

«Дары Терека»

Слайд 10

Терек воет ,дик и злобен, Меж утёсистых громад

Слайд 11

Но по степи разбегаясь, он лукавый принял вид
Терек около устья, Дагестан, Каспийское море

Слайд 12

Гора Казбе́к(потухший вулкан)
Я родился у Казбека, Вскормлен грудью облаков,

Слайд 13

  Дарьяльское ущелье

Слайд 14

Дарьяльский перевал

Слайд 15

lusana.ru

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА» КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ.

Урок 23

Тема урока: М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА»

КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ.

Цель: анализ художественного произведения.

Задачи урока.

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова, его произведением «Дары Терека», его содержанием; продолжать работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, активизировать вдумчивое чтение.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах.

На доске:

1. Имя урока: «Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой».

2. Цель урока:

познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;

продолжать работу над выразительным чтением;

учиться работать в группах.

3. Портрет М. Ю. Лермонтова.

4. Репродукция И. К. Айвазовского «Среди волн».

5. Репродукция Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов».

6. CD – проигрыватель, CD – диск «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор».

7. Проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент

— Здравствуйте ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Встаньте. Приготовьтесь к уроку. Посмотрите всё ли у вас готово к работе: на столе лежат учебник, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Сегодня мы проведём урок за круглыми столами, работая в группах. Это поможет нам научиться работать в дружном, согласованном и целенаправленном коллективе.

Посмотрите своему соседу по столу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.

II. Изучение нового материала

— Посмотрите на доску и прочитайте имя сегодняшнего урока.

(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)

— Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. Но в январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов.

(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)

1. Постановка целей урока

— Сегодня на уроке мы

  • познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;

  • будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения;

  • будем учиться работать в группах.

(Цель урока вывешиваются на доску)

— Прочитайте про себя цель урока.

(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)

2. Проверка домашнего задания

— На предыдущем уроке литературного чтения вам было дано задание по группам:

1 группе я предлагала подготовить биографию М. Ю. Лермонтова;

2 группе – выучить наизусть понравившиеся стихотворения.

(Выступает 1 группа с сообщением о биографии М. Ю. Лермонтова:

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Нам удалось найти некоторые из рисунков М. Ю. Лермонтова. Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. (Показ рисунков).

В 1828 году, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 14 лет, его отвезли в Москву и определили в университетский Благородный пансион. Через 2 года он поступил в Московский университет, но был исключён. Впервые стихи начал писать в 14 лет и читал их своим друзьям. Одним из первых произведений, опубликованных в печати, была поэма «Хаджи Мурат»

В январе 1837 года, когда на дуэли был смертельно ранен А. С. Пушкин, Лермонтов под впечатлением трагедии написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение люди переписывали и предавали из уст в уста по всей России. Кроме стихов были написаны поэмы, роман, драма.

Погиб на дуэли в возрасте 26 лет.

Нами подготовлена выставка литературных произведений М. Ю. Лермонтова. После урока вы можете подойти к ней. Здесь также вы сможете найти более подробную информацию о биографии поэта.)

— Девочки проделали большую работу. Самые основные моменты жизни М. Ю. Лермонтова записаны на странице «Литературного вестника».

— Прочитайте их в полголоса.

(Чтение детьми страницы «Литературного вестника», чтение вслух хорошо читающим учеником.)

— Запишите.

(Учащиеся записывают)

— А теперь давайте послушаем некоторые из подготовленных стихотворений.

(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)

— М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет.

— Ребята сообщили о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником.

3. Работа над пословицей

— М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века. В связи с этим, я предлагаю вам следующее задание. Посмотрите на следующую страницу «Литературного вестника». Прочитайте в полголоса пословицы и выберите ту, которая относится к теме «Любовь к родине».

(обучающиеся читают в полголоса с проектора пословицы:

Терпенье и труд всё перетрут.

Правда дороже золота.

Мир не без добрых людей.

Человек без родины, что соловей без песни.

Затем читают хорошо читающие ученики.)

— Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)

— Прочитайте её ещё раз.

— О чём эта пословица? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился и жил, где прошли замечательные годы. У каждого человека есть родина, это неотъемлемая часть его жизни.)

— О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)

— Запишите пословицу о Родине в рабочую тетрадь. Постарайтесь её запомнить.

— Вспомните пословицы о родине. (Ответы учащихся)

4. Первичное чтение

— Вы уже знаете, что М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. У вас на столах лежат распечатки стихотворения «Дары Терека». Возьмите их.

— Прочитайте название стихотворения.

— Как вы думаете, что такое Терек?

— Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.

— Послушайте и посмотрите на репродукции И. К. Айвазовского «Среди волн» и

Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов». Попробуйте себе представить скорость течения воды в Тереке, когда она спускается с горы Казбек. Представьте силу и мощь этой реки.

(Включается проигрыватель с CD – диском «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор»

Послушайте внимательно стихотворение. Читаю я.

5. Проверка первичного восприятия текста

— Какую картину вы себе представили, когда я читала стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)

— Какие дары принес Терек для Каспийского моря? Найдите в тексте и подчеркните. (На своих волнах Терек принес мертвого Кабардинца в драгоценных доспехах, труп казачки молодой и отрубленная косой голова чеченца.)

— Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)

— Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)

— М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение во время ссылки на Кавказ за то, что он писал «непозволительные стихи». На Кавказе поэт находился в постоянном странствовании. Разнообразные впечатления имели большое значение в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вам известно из предыдущих уроков, что на Кавказских горах всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.

III. Физ.минутка

— Встаньте.

— Сейчас я хочу показать вам, как можно расслаблять глаза. Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что руки стали тёплыми. Теперь облокотитесь на стол перед собой. Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом, он сделает их более свежими и сильными.

— Это упражнение хорошо действует на мускулатуру вашей челюсти. Начните просто без остановки открывать и закрывать свой рот. Когда вы открываете рот, разевай его пошире, как будто ты зеваешь… (10 секунд)

Теперь вы должны быстро двигать туда-сюда нижней челюс­тью, справа налево. Ощутите мускулы, которые помогают тебе в этом… (20 секунд)

Теперь скомбинируйте оба движения и опишите нижней челюс­тью полукруг — два раза по часовой стрелке и два раза про­тив… (10 секунд)

А теперь вы можете еще кое-что сделать для мышц своего лица. Позаботиться о том, чтобы они также получили свежий кислород. Набери в рот воздуха и раздуй щеки. Сделайте это точ­но так, как вы делаете это, когда полощете рот при чистке зу­бов. Дайте воздуху заполнить дальние уголки своего рта. При этом раздуйте сначала левую сторону, потом правую, потом пе­реднюю часть рта… (10 секунд)

Теперь можно с громким звуком выпустить воздух изо рта.

— Встаньте, поставьте ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала вы можете свою правую руку сделать совсем длинной, как если бы ты хотели достать с неба звездочку. Потом можете позволить правой стороне рас­слабиться, а вытянуть вверх левою руку. При этом представьте себе, что вы хотите схватить звезду с неба «одной левой». По­чувствуйте, как удлиняется верхняя часть туловища, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, доставайте с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глу­боко вдыхай и выдыхай. (10 секунд).

— Садитесь. Продолжаем урок.

6. Чтение и анализ произведения

Речевая разминка

— Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.

— Посмотрите на страницу «Литературного вестника».

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Дары Терека» птичьим базаром.

— Прочитайте, разделяя слова на слоги.

— Прочитайте шепотом.

— Прочитайте громко.

— Прочитайте выразительно.

Чтение произведения детьми

— Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.

(Чтение стихотворения учащимися)

Анализ произведения

— Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря.)

— Задание для 1 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.

— Задание для 2 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.

— Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)

— Каким предстает перед вами Каспий? (Это владыка, которого побаивается Терек.)

— Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , — и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)

— Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)

— А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа, ведущие беспорядочные воины, жертвами которых становятся люди. Поэтому Терек «воет» от возмущения и негодования)

Вторичный синтез

— Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Среди волн». Как вы думаете, можно ли соотнести образ Терека в стихотворении с образом изображения реки на репродукции? (Да)

— Объясните, почему? (Ответы учащихся)

— Почитайте про себя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

(Чтение учащимися стихотворения)

— А теперь выразительно прочитайте стихотворение.

(Чтение учащимися стихотворения)

IV. Итог урока

— У вас на партах лежат листы с вопросами. Прочитайте их. Давайте ответим на вопросы.

(Ответы на вопросы учащимися)

— Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)

— Поясните свой ответ примерами.

V. Домашнее задание

— Откройте дневники.

— Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.

infourok.ru

Дары Терека стр. 96 / Климанова, Горецкий, 4 класс. 1 часть учебника / ГДЗ Грамота

1. Найди и прочитай слова, которые описывают Терек. Каким ты его представляешь?

Поэт описывает эту реку следующими словами: «Терек воет, дик и злобен».

Я же представляю Терек быстрой речкой, несущей свои воды через горы на такой скорости, что вокруг летят брызги.

Выходя на степную равнину, Терек ведет себя по-другому.

Он спокойно течет по направлению к Каспийскому морю и  постепенно растворяется в безмолвной морской глубине.

2. Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

Очень необычно то, что река меняет свой характер на пути к морю.  

Сначала Терек дик и злобен, своей силой он гонит огромные камни с гор, кидаясь брызгами в разные стороны.

Но когда эта грозная река выходит на равнину, поэт нам рассказывает о приветливом журчании Терека.

Река как будто устала от своего натиска и хочет на покой в морскую глубину Каспия.

3. Самостоятельно подготовься к выразительному чтению стихотворения.

Советы:

Чтобы прочитать выразительно стихотворение Михаила Лермонтова, следует представить путь этой реки.

Ее устье высоко в горах, исток Терека в ледниках горы Зилга — Хох.

Отсюда она течет вниз к степи и, конечно, развивает немалую скорость, спускаясь на равнину.

Представьте, как вы на скейтборде или велосипеде спускаетесь с высокой горы вниз, и вы поймете характер этой реки и сможете выразительно прочитать стихотворение «Дары Терека».

Это произведение можно прочитать в быстром темпе, делая паузы в соответствии со знаками препинания.

Вначале следует передать стремительный бег реки, а после строк, когда течение Терека переходит на равнину, стремясь к морю,  можно изменить интонацию.

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть.  Михаил Юрьевич Лермонтов «Дары Терека» стр. 96

gdz-gramota.ru

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс по теме » М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Презентация к уроку литературного чтения 4 класс по теме » М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ #U041c.#U042e. #U041b#U0435#U0440#U043c#U043e#U043d#U0442#U043e#U0432 #U0414#U0430#U0440#U044b #U0422#U0435#U0440#U0435#U043a#U0430.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Тема: М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» УМК «Школа России» Литературное чтение, 4класс Составила: учитель начальных классов Наумова Е.А. МОУ ООШ № 3 г. Камешково

2 слайдОписание слайда:

Урок литературного чтения в 4 классе

3 слайдОписание слайда:

Проверка д/з 1. Какой раздел изучаем? 2. Назовите произведения, с которыми уже познакомились?

4 слайдОписание слайда:

Угадайте имя поэта. Этот человек в детстве был смуглым, с чёрными блестящими глазками.

5 слайдОписание слайда:

Дополним свои знания о детстве поэта. Кто же он? Детство своё мальчик проводил у бабушки. Он получил домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками.

6 слайдОписание слайда:

Что любил и не любил в детстве? Любил рисовать акварелью, Любил лепить фигуры из воска, Любил танцевать, Не любил драк и ссор.

7 слайдОписание слайда:

В произведениях этого поэта постоянно присутствует тема Кавказа, его природы, обычаев и характеров местных жителей. Впервые Кавказ поразил мальчика еще в детстве. В произведениях этого поэта постоянно присутствует тема Кавказа, его природы, обычаев и характеров местных жителей. Впервые Кавказ поразил мальчика еще в детстве.

8 слайдОписание слайда:9 слайдОписание слайда:

Вспомним… Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.

10 слайдОписание слайда:

Тема урока: М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

11 слайдОписание слайда:

Будем учиться читать… как? стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»

12 слайдОписание слайда:13 слайдОписание слайда:

Словарная работа Терек Громада Лукавый Казбек

14 слайдОписание слайда:

Словарная работа Забава Дарьял Разорил Валуны

15 слайдОписание слайда:16 слайдОписание слайда:

рекаТерек

17 слайдОписание слайда:

Знакомимся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»

18 слайдОписание слайда:

Найдите и прочитайте слова, которые помогают представить Терек.

19 слайдОписание слайда:

Что значит прочитать стихотворение выразительно : — Читать ЦЕЛЫМИ словами; Читать без ошибок; Правильно выдерживать паузы; Правильно ставить логические ударения; -Выражать чувства, эмоции при чтении.

20 слайдОписание слайда:

Работа в парах 1. Приветствие; 2. Определяем очерёдность; 3. Читает — первый, оценивает — второй; 4. Меняемся ролями; 5. Благодарим за работу.

21 слайдОписание слайда:

Презентуем свои умения

22 слайдОписание слайда:

Домашнее задание: 1) читать статью, стр.94-95 (можно найти дополнительную информацию) 2) Подготовить выразительное чтение стихотворения, стр.96

23 слайдОписание слайда:

Рефлексия Я научил(а)ся… Мне понравилось… Мне было трудно… Я могу похвалить себя за …

24 слайдОписание слайда:

Спасибо за работу на уроке!

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-055691

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог:  677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения;

• Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается);

• Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации.

• Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).

infourok.ru

Разработка урока литературного чтения «Дары Терека» . Картины природы в стихотворении

Урок 23

Тема урока: М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА»

КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ.

Цель: анализ художественного произведения.

Задачи урока.

Образовательные: познакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова, его произведением «Дары Терека», его содержанием; продолжать работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, активизировать вдумчивое чтение.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах.

На доске:

1. Имя урока: «Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой».

2. Цель урока:

познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;

продолжать работу над выразительным чтением;

учиться работать в группах.

3. Портрет М. Ю. Лермонтова.

4. Репродукция И. К. Айвазовского «Среди волн».

5. Репродукция Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов».

6. CD – проигрыватель, CD – диск «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор».

7. Проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент

— Здравствуйте ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Встаньте. Приготовьтесь к уроку. Посмотрите всё ли у вас готово к работе: на столе лежат учебник, дневник, рабочая тетрадь и пенал. Сегодня мы проведём урок за круглыми столами, работая в группах. Это поможет нам научиться работать в дружном, согласованном и целенаправленном коллективе.

Посмотрите своему соседу по столу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.

II. Изучение нового материала

— Посмотрите на доску и прочитайте имя сегодняшнего урока.

(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)

— Ребята, на прошлом уроке мы с вами знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. Но в январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов.

(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)

1. Постановка целей урока

— Сегодня на уроке мы

  • познакомимся с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;

  • будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения;

  • будем учиться работать в группах.

(Цель урока вывешиваются на доску)

— Прочитайте про себя цель урока.

(Чтение детьми названия урока, чтение вслух хорошо читающим учеником.)

2. Проверка домашнего задания

— На предыдущем уроке литературного чтения вам было дано задание по группам:

1 группе я предлагала подготовить биографию М. Ю. Лермонтова;

2 группе – выучить наизусть понравившиеся стихотворения.

(Выступает 1 группа с сообщением о биографии М. Ю. Лермонтова:

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Нам удалось найти некоторые из рисунков М. Ю. Лермонтова. Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. (Показ рисунков).

В 1828 году, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 14 лет, его отвезли в Москву и определили в университетский Благородный пансион. Через 2 года он поступил в Московский университет, но был исключён. Впервые стихи начал писать в 14 лет и читал их своим друзьям. Одним из первых произведений, опубликованных в печати, была поэма «Хаджи Мурат»

В январе 1837 года, когда на дуэли был смертельно ранен А. С. Пушкин, Лермонтов под впечатлением трагедии написал стихотворение «Смерть поэта». Это стихотворение люди переписывали и предавали из уст в уста по всей России. Кроме стихов были написаны поэмы, роман, драма.

Погиб на дуэли в возрасте 26 лет.

Нами подготовлена выставка литературных произведений М. Ю. Лермонтова. После урока вы можете подойти к ней. Здесь также вы сможете найти более подробную информацию о биографии поэта.)

— Девочки проделали большую работу. Самые основные моменты жизни М. Ю. Лермонтова записаны на странице «Литературного вестника».

— Прочитайте их в полголоса.

(Чтение детьми страницы «Литературного вестника», чтение вслух хорошо читающим учеником.)

— Запишите.

(Учащиеся записывают)

— А теперь давайте послушаем некоторые из подготовленных стихотворений.

(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)

— М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет.

— Ребята сообщили о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником.

3. Работа над пословицей

— М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века. В связи с этим, я предлагаю вам следующее задание. Посмотрите на следующую страницу «Литературного вестника». Прочитайте в полголоса пословицы и выберите ту, которая относится к теме «Любовь к родине».

(Учащиеся читают в полголоса с проектора пословицы:

Терпенье и труд всё перетрут.

Правда дороже золота.

Мир не без добрых людей.

Человек без родины, что соловей без песни.

Затем читают хорошо читающие ученики.)

— Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)

— Прочитайте её ещё раз.

— О чём эта пословица? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился и жил, где прошли замечательные годы. У каждого человека есть родина, это неотъемлемая часть его жизни.)

— О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)

— Запишите пословицу о Родине в рабочую тетрадь. Постарайтесь её запомнить.

— Вспомните пословицы о родине. (Ответы учащихся)

4. Первичное чтение

— Вы уже знаете, что М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. У вас на столах лежат распечатки стихотворения «Дары Терека». Возьмите их.

— Прочитайте название стихотворения.

— Как вы думаете, что такое Терек?

— Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.

— Послушайте и посмотрите на репродукции И. К. Айвазовского «Среди волн» и

Г. И. Чороса – Гуркина «Озеро горных духов». Попробуйте себе представить скорость течения воды в Тереке, когда она спускается с горы Казбек. Представьте силу и мощь этой реки.

(Включается проигрыватель с CD – диском «Прикоснись к природе» с записью «Река белых гор»

Послушайте внимательно стихотворение. Читаю я.

5. Проверка первичного восприятия текста

— Какую картину вы себе представили, когда я читала стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)

— Какие дары принес Терек для Каспийского моря? Найдите в тексте и подчеркните. (На своих волнах Терек принес мертвого Кабардинца в драгоценных доспехах, труп казачки молодой и отрубленная косой голова чеченца.)

— Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)

— Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)

— М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение во время ссылки на Кавказ за то, что он писал «непозволительные стихи». На Кавказе поэт находился в постоянном странствовании. Разнообразные впечатления имели большое значение в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вам известно из предыдущих уроков, что на Кавказских горах всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.

III. Физ.минутка

— Встаньте.

— Сейчас я хочу показать вам, как можно расслаблять глаза. Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что руки стали тёплыми. Теперь облокотитесь на стол перед собой. Сложите пальцы обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом, он сделает их более свежими и сильными.

— Это упражнение хорошо действует на мускулатуру вашей челюсти. Начните просто без остановки открывать и закрывать свой рот. Когда вы открываете рот, разевай его пошире, как будто ты зеваешь… (10 секунд)

Теперь вы должны быстро двигать туда-сюда нижней челюс­тью, справа налево. Ощутите мускулы, которые помогают тебе в этом… (20 секунд)

Теперь скомбинируйте оба движения и опишите нижней челюс­тью полукруг — два раза по часовой стрелке и два раза про­тив… (10 секунд)

А теперь вы можете еще кое-что сделать для мышц своего лица. Позаботиться о том, чтобы они также получили свежий кислород. Набери в рот воздуха и раздуй щеки. Сделайте это точ­но так, как вы делаете это, когда полощете рот при чистке зу­бов. Дайте воздуху заполнить дальние уголки своего рта. При этом раздуйте сначала левую сторону, потом правую, потом пе­реднюю часть рта… (10 секунд)

Теперь можно с громким звуком выпустить воздух изо рта.

— Встаньте, поставьте ноги врозь на ширину плеч. Поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их все выше вверх. Сначала вы можете свою правую руку сделать совсем длинной, как если бы ты хотели достать с неба звездочку. Потом можете позволить правой стороне рас­слабиться, а вытянуть вверх левою руку. При этом представьте себе, что вы хотите схватить звезду с неба «одной левой». По­чувствуйте, как удлиняется верхняя часть туловища, плечи, руки, пальцы. Сделайте так еще пару раз, доставайте с неба звездочки попеременно правой и левой рукой. При этом равномерно глу­боко вдыхай и выдыхай. (10 секунд).

— Садитесь. Продолжаем урок.

6. Чтение и анализ произведения

Речевая разминка

— Прежде, чем вы сами прочитаете текст, давайте выполним несколько несложных упражнений, чтобы читать быстро и правильно.

— Посмотрите на страницу «Литературного вестника».

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Дары Терека» птичьим базаром.

— Прочитайте, разделяя слова на слоги.

— Прочитайте шепотом.

— Прочитайте громко.

— Прочитайте выразительно.

Чтение произведения детьми

— Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.

(Чтение стихотворения учащимися)

Анализ произведения

— Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря.)

— Задание для 1 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.

— Задание для 2 группы: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.

— Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)

— Каким предстает перед вами Каспий? (Это владыка, которого побаивается Терек.)

— Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , — и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)

— Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)

— А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа, ведущие беспорядочные воины, жертвами которых становятся люди. Поэтому Терек «воет» от возмущения и негодования)

Вторичный синтез

— Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Среди волн». Как вы думаете, можно ли соотнести образ Терека в стихотворении с образом изображения реки на репродукции? (Да)

— Объясните, почему? (Ответы учащихся)

— Почитайте про себя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

(Чтение учащимися стихотворения)

— А теперь выразительно прочитайте стихотворение.

(Чтение учащимися стихотворения)

IV. Итог урока

— У вас на партах лежат листы с вопросами. Прочитайте их. Давайте ответим на вопросы.

(Ответы на вопросы учащимися)

— Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)

— Поясните свой ответ примерами.

V. Домашнее задание

— Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.

infourok.ru

» Дары Терека» — литература, уроки

Конспект урока по литературному чтению.

Тема:«М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».

Цель: познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;

Задачи урока.

Образовательные: прививать интерес к литературе, расширять кругозор. продолжать работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, активизировать вдумчивое чтение.

Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно при работе в группах

Ход урока:I. Организационный момент

 Здравствуйте ребята!-Улыбнитесь друг другу и подарите мне вашу. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Садитесь.

II. Актуализация знаний.

— Откройте учебник, и скажите с каким по жанру произведением мы будем знакомиться?

-Кто автор?- С произведение какого автора мы с вами знакомились на прошлом уроке.

-Какой жанр этого произведения?

III.Открытие новых знаний.

(Учитель указывает на портрет М. Ю. Лермонтова)

В январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской области. Получил хорошее домашнее образование: изучал иностранные языки, рисовал, музицировал. Ему не суждено было встретить счастливую любовь и верных друзей. Свободный, гордый, одинокий, он вспыхнул на небосклоне русской поэзии той яркой звездой, свет от которой идёт сквозь века и не гаснет. Весь мир знает о том, что М. Ю. Лермонтов был не только талантливым и одаренным поэтом, но еще хорошим художником. . Такие зарисовки он делал на полях тетрадей, в которых сочинял свои произведения. М. Ю. Лермонтов прожил короткую, но творчески насыщенную жизнь, полную опасных поворотов, страданий и разочарований. (Показ рисунков).Погиб на дуэли в возрасте 26 лет

— Сегодня на уроке мы

  • Знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;

  • будем продолжать работу над совершенствованием выразительного чтения; (Цели показаны на интерактивной доске)

— Прочитайте про себя цель урока.

— Прежде чем начать знакомство с новым произведение, давайте послушаем стихотворения Лермонтова.

(Выразительное чтение стихов М. Ю. Лермонтова «Парус», «Тучи»)

 М. Ю Лермонтов был патриотом государства, в котором жил. Он горячо переживал за перемены, происходящие в России XIX века. В связи с этим, я предлагаю вам следующее задание.

(Учащиеся читают в полголоса с проектора пословицы:

Терпенье и труд всё перетрут.

Правда дороже золота.

Мир не без добрых людей.

Человек без родины, что соловей без песни.

Затем читают хорошо читающие ученики.)

 Ребята, какая из прочитанных вами пословиц относится к теме «Любовь к родине»? (Последняя)

— Прочитайте её ещё раз.

— Как вы понимаете эту пословицу? (Эта пословица о том, что у каждого человека есть родина- то место, где он родился.)

— О чём все остальные пословицы? (О труде, правде, дружбе)

Первичное чтение

— М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. Вот одно из них. Загляните в книгу где написано стихотворения «Дары Терека».

— Прочитайте название стихотворения.

— Как вы думаете, что такое Терек?

— Терек – это река. Она берёт свое начало на Кавказских горах, а именно у горы Казбек в Осетии. Впадает Терек в Каспийское море. Терек – это горная река, а это значит, что она течет с большой скоростью.

 Прочитайте стихотворение про себя.

— Какую картину вы себе представили, когда читали стихотворение? (Разговор реки Терека с Каспийским морем.)

— Какие дары принес Терек для Каспийского моря?

Прочитаем это стихотворение по строфам.

— Принимает ли Каспий гостинцы Терека? (Да)

— Подумайте, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? (Автор был зол, возмущён и разгневан.)

— На горах Кавказа всегда жили и живут люди, которые не привыкли и не хотят никому подчиняться. В этих местах всегда шли и будут идти кровопролитные воины. В стихотворении «Дары Терека» показываются результаты этих столкновений, жертвами которых становятся местные жители: кабардинец и молодая казачка. Каспийскому морю ничего не остается делать, как принять дары Терека.

-Внимательно послушайте запись этого стихотворения, и ответе на вопросы.

-С каким настроение мы должны его читать?

-Как читает его человек з аудиозаписи?

Какие различия вы нашли между вашим прочтение и записью?

III. Физ.минутка

IV.Развитие умений-применение знания.

Чтение и анализ произведения

— Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем стихотворение все вместе: по цепочке. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.(Чтение стихотворения учащимися)

— Какие образы ожили перед вами при чтении? (Образ Терека и Каспийского моря)

— Задание для 1 варианта: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Терек.

— Задание для 2 варианта: найдите и подчеркните в тексте слова, характеризующие Каспий.

— Что необычного в изображении Терека? Как меняется образ в произведении? (Когда Терек несётся к морю он воет и злится. В разговоре с Каспием он стихает, как будто боится его, пресмыкается перед ним.)

— Каким предстает перед вами Каспий? (Это владыка, кот. побаивается Терек.)

— Как принимает Каспий Терека? Найдите в тексте. (Он взыграл веселья полный , — и в объятия свои набегающие волны принял с ропотом любви.)

— Что это значит? (Несмотря на дары, которые принес Терек, Каспий его принимает с любовью.)

— А виноват ли Терек в том, такие дары принес? (Нет, виноваты жители Кавказа)

— Посмотрите на картину И. К. Айвазовского «Среди волн». Как вы думаете, можно ли соотнести образ Терека в стих-и с образом изображения реки на репродукции? (Да)

— Объясните, почему? (Ответы учащихся)

— Почитайте про себя стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

(Чтение уч-ся стих-я)

— А теперь выразительно прочитайте стихотворение.(Чтение уч-ся сти-я)

V.Итог урока.

— С каким произведением вы сегодня познакомились?

-Кто автор?(Ответы на вопросы учащимися)

— Как вы думаете, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой на начало урока? (Да)(слайд с целями еще раз в конце презентации)

VI.Рефлексия.

-Как вы оцениваете свою работу, на сегодняшнем уроке?(нарисуйте улыбчивый смайл, если понравился, грустный ,если не очень.)

VIII. Домашнее задание

 Откройте дневники.Ваше домашнее задание: стр. 98. Подготовить выразительное чтение и иллюстрацию к этому стихотворению.

kopilkaurokov.ru

«Дары Терека» Лермонтов — презентация

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1



Тема:
М.Ю. Лермонтов
«Дары Терека»
УМК «Школа России»
Литературное чтение, 4класс
Автор: Малахова Т.С.

Слайд №2



Проверка д/з
тест
задание по выбору:написать поздравление Королевичу и Царевне.
выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.

Слайд №3



УТЁС
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Слайд №4



Тема:
М.Ю. Лермонтов
«Дары Терека»

Слайд №5



Михаил Юрьевич Лермонтов

Слайд №6



М.Ю.Лермонтов родился
3 октября 1814г. в Москве.Это самый ранний портрет Миши.
На нем ему около 3-х лет.

Слайд №7



Родители поэта.
Отец — капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831)
Мать — Мария Михайловна (1795-1817).

Слайд №8



Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками.
В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

Слайд №9



В 1830г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало литературной деятельности:
он пишет лирические стихи.

Слайд №10



В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Слайд №11



В 1835 г. состоялось первое появление стихов Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах

Слайд №12



В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение «Смерть поэта». Стихотворение воспринимается как «воззвание к революции»; начинается дело, и уже через несколько дней
(25 февраля),
по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ.

Слайд №13



Слайд №14



В 1840г. военный суд за дуэль приговаривает Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Он уезжает, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством», за которое его представляют к награде.

Слайд №15



Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.

Слайд №16



Ему принадлежат акварели, картины маслом,

Слайд №17



рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.

Слайд №18



Лучшие из них связаны с кавказской темой.

Слайд №19



Военно-Грузинская дорога близ Мцхета.
Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами).

Слайд №20



Пейзаж с двумя березами.
Крестовый перевал.

Слайд №21



Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая неоконченных сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.

Слайд №22



15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым
и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище «при стечении всего Пятигорска» .В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

Слайд №23



В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.

Слайд №24



Словарная работа
Терек
Дары
Казбек
Дарьял
валуны

Слайд №25



Гора Казбек
Дарьяльское ущелье
валуны

Слайд №26



Слайд №27



рекаТерек

Слайд №28



Тема:
М.Ю. Лермонтов
«Дары Терека»

Слайд №29



Летит по небу шар,
По небу шар летит,
Но знаю: до неба шар
Никак не долетит.
Вы должны читать стихотворение каждый раз с разной интонацией и одновременно выполнять движения.

Слайд №30



Выразительно читать стихотворение, это значит:

— читать с чувством;
— читать эмоционально;

соблюдать нужную
интонацию;
правильно выдерживать
паузы;
правильно ставить
логические ударения;
не допускать ошибок
в словах

Слайд №31



Слайд №32



Домашнее задание:
по выбору:
1.с.98 наизусть.
2. с.98 выразит. чтение
3.Иллюстр.стихотворение «Дары Терека»

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

volna.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *