Содержание

В этот день на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов

В   этот день в 1841 году у подножья горы Машук близ Пятигорска на дуэли погиб молодой поэт Михаил Лермонтов.
Многие полагают, что Михаила Юрьевича погубил Николай I. В 1837 году юный Лермонтов написал знаменитые стихи «На смерть поэта», где по сути обвинил российскую аристократию в гибели Пушкина…

Вы, жадною толпой стоящие у трона
Cвободы, гения и славы палачи!
Таитесь вы под сению закона, пред вами суд и правда — все молчи!»…

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
М.Ю. Лермонтов 1837 г.

      
Беловой автограф с небольшими поправками. 1 л. Ф. 429 (Лермонтов). № 8

Царя и верхушку страны Лермонтов обвинил в убийстве Пушкина, надо сказать — неадекватно, в современном либерастическом стиле, но это и в те времена было модным и в европейском стиле.

Император за это стихотворение мог лишить его дворянства и отправить в Сибирь, но пожалел и отделался полумерами — отправил лейб-гвардии поручика Лермонтова на Кавказ. Поэт смело воевал, отличился в боях. В Пятигорске нашлись враги и завистники, а Лермонтов был вспыльчив. Он был убит на дуэли близким приятелем — Николаем Мартыновым. Но при каких обстоятельствах возникло это роковое столкновение — до конца непонятно и сейчас. Мартынов остался в истории только потому, что убил Лермонтова — сделал свое черное дело… вот только прав ли был Лермонтов?!


Рисунок Лермонтова и дуэльный пистолет того времени.

До своего последнего свидания в Пятигорске Мартынов и Лермонтов были близкими друзьями. Дружба между ними завязалась еще в юнкерском училище. Несмотря на продолжительные и частые разлуки, приятелям удалось сохранить добрые отношения. Известно, что в 1840 году, во время пребывания в Москве, поэт часто навещал семью Мартынова. В это время сам Николай Соломонович служил на Кавказе. Когда Михаил Юрьевич приехал в Пятигорск и узнал, что Мартынов находится тут же, то с удовольствием предвкушал встречу с давним товарищем. Это было 13 мая 1841 года. Ровно через два месяца (13 июля по старому стилю) Лермонтов погиб на дуэли.

Мартынов мог поссориться с Лермонтовым по разным причинам. Одна из них – желание защитить честь своей родной сестры. Дело в том, что Михаил Юрьевич не просто часто навещал семью друга, но и ухаживал за Натальей Соломоновной Мартыновой. Она, по свидетельству некоторых очевидцев, была даже влюблена в поэта. Известный своим непростым характером, Лермонтов не внушал симпатии матери Мартынова, да и женщин Лермонтов пытался совращать и играть в лихого гусара, а затем бросать, да еще распускал язык по поводу их прелестей.

Мартынов был вынужден уйти в отставку и был зол на весь мир. Но Лермонтов не щадил друга и острил по его поводу. Князь Васильчиков в своих воспоминаниях пишет о том, что 13 июля 1841 года (по старому стилю) на приеме у генеральши Верзилиной Михаил Юрьевич отпустил очередную остроту в адрес Мартынова. Вроде бы Михаил назвал Николая «горцем с большим кинжалом». Жена родственника и друга Лермонтова, Э.А. Шан-Гирей, свидетельствует, что Николай Соломонович побледнел и сдержанным голосом напомнил поэту, что всегда просил его воздерживаться от подобных насмешек при дамах. Он повторил это замечание впоследствии еще несколько раз, после чего Михаил Юрьевич сам предложил ему потребовать у себя удовлетворения. Тогда Мартынов назначил день для поединка, иначе поступить он просто не мог. Сначала друзья дуэлянтов не придали никакого значения этой мимолетной размолвке. Конфликт мог быть разрешен в любую минуту. Но Михаил Юрьевич не предпринял никаких шагов к примирению. Есть версия, что Лермонтов предчувствовал свой конец. Якобы ещё до ссоры с Мартыновым, он сказал Верзилиной: «Эмилия! Я вас хочу пригласить на один тур вальса, который будет последним в моей жизни».

Свидетели и очевидцы того, как погиб М. Ю. Лермонтов, утверждают, что Николая Соломоновича пытались отговорить от дуэли. Но тот был непреклонен. Возможно, Мартынов находился под воздействием неких подстрекателей, которые убедили его, что согласие на примирение сделает его смешным в глазах «света». Поведение поэта тоже вызывает ряд вопросов. То, что Михаил Юрьевич сделал мишенью для своих беспощадных острот Мартынова, было делом обычным. Но почему искренняя обида давнего друга не остановила поэта от дальнейших издевательств?

Друзья Михаила Юрьевича не сомневались в мирном исходе поединка. Все полагали, что дуэль будет носить формальный характер. Свидетель того, как погиб Михаил Лермонтов, князь Васильчиков, до последней минуты считал, что поэт не принимал всерьез предстоящую схватку. На дуэли не было четко распределенных секундантов, отсутствовал врач и даже, в нарушение всех общепризнанных канонов, присутствовали зрители. Лев Сергеевич Пушкин, друживший с Михаилом Юрьевичем, в своих записках о том, как погиб Лермонтов, прямо утверждал, что поединок был совершен «против всех правил и чести». Над Мартыновым, имевшим репутацию человека несмелого, многие хотели посмеяться. Это обстоятельство не позволило ему отвести дуло пистолета от старого приятеля.

Князь Васильчиков, вспоминая о том, как погиб Лермонтов, писал следующее. Секунданты отмерили тридцать шагов и установили последний барьер на десяти шагах. Затем они развели противников на крайние дистанции и велели им сходиться по команде: «Марш!» После этого секунданты зарядили пистолеты, раздали их дуэлянтам и скомандовали: «Сходись!» Михаил Юрьевич остался на месте, заслонился от солнца, взвел курок и поднял пистолет дулом вверх. На его лице было спокойное, почти веселое выражение.

В свою очередь Мартынов быстро подошел к барьеру и тотчас выстрелил. Поэт упал. Висковатов добавляет в обстоятельства того, как погиб Лермонтов, важную деталь. Он свидетельствует, со слов Васильчикова, что вид устремляющегося к нему Мартынова вызвал презрительную усмешку на лице Михаила Юрьевича. Поэт вытянул руку вверх, но выстрелить в воздух уже не успел. Пуля попадает поэту в грудь и пробивает грудь чуть ниже сердца, вместе с легким навылет. Лермонтов присел… а затем упал. Он скончался через несколько минут после смертельного ранения.

В некоторых источниках сообщается, что перед смертью Лермонтов даже успел пожать своему убийце руку. Если Лермонтов не считал причины дуэли серьезными, почему он сам сразу не выстрелил в воздух? Лермонтов любил психологические эксперименты над женщинами, любовью и друзьями. Скорее всего он просто заигрался, проводя психологический эксперимент над своим давним приятелем. Возможно ему нужна была дуэль для читателей, которые имели бы основания сравнивать его с героями его произведений и считать их автобиографичными.

Поэт скончался через несколько минут после ранения, не приходя в сознание. Васильчиков помчался в город за врачом, но вернулся ни с чем – из-за сильного ненастья никто не согласился с ним поехать. По свидетельству очевидцев, в день, когда погиб Лермонтов, шел проливной дождь. Мертвого Михаила Юрьевича привезли на квартиру примерно в одиннадцать часов вечера.

Один из командиров Леpмонтова Павел Граббе, узнав о смерти поэта, сказал: «Несчастная судьба нас, русских. Только явится между нами человек с талантом — десять пошляков преследуют его до смерти». Известно, что за четыре месяца до гибели Лермонтов начал хлопотать об отставке. Поэт хотел заняться только литературой, мечтал об издании своего журнала… но не сложилось…

Похоронили поэта в 1841 году, 17 июля, на Пятигорском кладбище. Там тело поэта пролежало 250 дней. Его бабушке, Е. А. Арсеньевой, удалось добиться разрешения императора и перевезти останки внука на Родину. В 1842 году, 23 апреля, поэт Михаил Юрьевич был захоронен в Тарханах, рядом с дедом и матерью.

Его убийца подвергся резкой критике со стороны многих просвещенных людей того времени. Сначала он военно-полевым судом был приговорен к лишению всего состояния и разжалованию. Однако окончательный приговор был более мягким. Согласно ему, Мартынов провел три месяца на гауптвахте, был подвергнут церковному покаянию, а затем несколько лет отбывал епитимью в городе Киеве. Впоследствии он написал воспоминания о том, как погиб Лермонтов от его руки. Сам Николай Соломонович умер в 1875 году, в возрасте 60 лет, и был похоронен в фамильном склепе возле села Иевлево. Его могила не сохранилась.

Это гора Машук в наши дни… и вид на Пятигорск.

Горы Джуца и Джуца 2, а за ними в облаках виден Эльбрус.

Гора Змейка высотой 994 м. Памятник природы, потоки воды с вершины пробили на ней глубокие русла, которые похожи на змей. Берегите себя… и не обижайте друзей…

Инфа (С) интернет. Основа: https://fb.ru/article/
Дуэльный кодекс Российской империи

pantv.livejournal.com

Как погиб Лермонтов М.Ю. Кто убил Лермонтова

Более ста семидесяти лет прошло с тех пор, как погиб Лермонтов. За это время многие исследователи пытались проникнуть в тайну загадочной смерти поэта. Известно, что он убит на дуэли близким приятелем — Николаем Мартыновым. Но при каких обстоятельствах возникло это роковое столкновение — непонятно и сейчас. О том, как и где погиб Лермонтов, будет рассказано в этой статье.

Давний приятель

До своего последнего свидания в Пятигорске Мартынов и Лермонтов были близкими друзьями. Дружба между ними завязалась еще в юнкерском училище. Несмотря на продолжительные и частые разлуки, приятелям удалось сохранить добрые отношения. Известно, что в 1840 году, во время пребывания в Москве, поэт часто навещал семью Мартынова. В это время сам Николай Соломонович служил на Кавказе. Когда Михаил Юрьевич приехал в Пятигорск и узнал, что Мартынов находится тут же, то с удовольствием предвкушал встречу с давним товарищем. Это было 13 мая 1841 года. Ровно через два месяца (13 июля) Лермонтов погиб на дуэли.

Затаенная обида

Исследователи предполагают, что Мартынов мог поссориться с Лермонтовым по разным причинам. Одна из них – желание защитить честь своей родной сестры. Дело в том, что Михаил Юрьевич не просто часто навещал семью друга, но и ухаживал за Натальей Соломоновной Мартыновой. Она, по свидетельству некоторых очевидцев, была даже влюблена в поэта. Известный своим непростым характером, Лермонтов не внушал симпатии матери Мартынова. В своих письмах она писала, что ее дочери любят находиться в обществе Михаила Юрьевича, но злой язык поэта может не пощадить и этих юных красавиц. Кто знает, может быть, ее опасения были не напрасными? Со временем эта версия была признана несостоятельной.

Наемный убийца

Существуют недокументированные предположения отдельных романистов-биографов о том, что Лермонтов погиб на дуэли не случайно. Мартынов будто бы знал об отрицательном отношении к поэту в высших аристократических кругах и готов был уничтожить давнего приятеля, преследуя корыстные цели. Возможно, он тем самым пытался восстановить свою загубленную военную карьеру. Однако и эта версия не выдерживает критики. Дуэль в те времена каралась очень тяжко. Николай Соломонович (после того, как погиб Лермонтов) в лучшем случае мог рассчитывать на службу в кавказской армии в качестве простого солдата. Худшим вариантом могла оказаться ссылка в Сибирь.

Роковое остроумие

Самая распространенная версия относительно причин дуэли заключается в том, что Михаил Юрьевич обладал непростым нравом и часто зло подшучивал над окружающими. Современники поэта свидетельствуют, что он часто выбирал мишень для беспощадных острот среди своих знакомых. Например, по воспоминаниям Сатина Н. М., это качество не позволило Лермонтову сблизится в 1837 году в Пятигорске с ссыльными декабристами и Белинским. Летом 1841 года Мартынов стал очередной жертвой острот поэта. Михаил Юрьевич дал ему прозвища «человек с кинжалом» и «горец» и нарисовал на эту тему немало саркастических карикатур. Целый град насмешек обрушился на голову Николая Соломоновича. Говорят, что Лермонтов просто изображал характерную искривлённую линию и длинный кинжал, и каждый тут же понимал, кого он рисует. Мартынов всячески пытался отшучиваться, но тщетно – соперничать с остроумием поэта было невозможно. Именно этот факт является главным ответом на вопрос о том, как погиб Лермонтов.

Другие факторы

Итак, Михаил Юрьевич обладал злым языком и весьма несдержанным нравом. Благодаря этим качествам за свою короткую жизнь он успел нажить немало врагов. О том, кто эти люди и какими мотивами они руководствовались, никому не известно. Самый авторитетный исследователь жизни поэта – П. А. Висковатов – утверждает, что интрига плелась в покоях генеральши Мерлини. Возможно, в игру вступило и знаменитое ведомство Бенкендорфа. Известно, что еще одну мишень для насмешек поэта – некого Лисаневича – часто уговаривали вызвать Михаила Юрьевича на дуэль. Но тот неизменно отказывался. В случае с обозленным на весь свет, вынужденным по неизвестным причинам уйти в отставку Мартыновым дело обстояло иначе. Убедить его сразиться с обидчиком в честном поединке было нетрудно. Смерть Лермонтова была практически неизбежна. В 1841 году, 13 июля, Николай Соломонович вызвал его на дуэль.

Обстоятельства ссоры

Князь Васильчиков в своих воспоминаниях пишет о том, что в тот день на приеме у генеральши Верзилиной Михаил Юрьевич отпустил очередную остроту в адрес Мартынова. Жена родственника и друга Лермонтова, Э. А. Шан-Гирей, свидетельствует, что Николай Соломонович побледнел и сдержанным голосом напомнил поэту, что всегда просил его воздерживаться от подобных насмешек при дамах. Он повторил это замечание впоследствии еще несколько раз, после чего Михаил Юрьевич сам предложил ему потребовать у себя удовлетворения. Мартынов тотчас назначил день для поединка. Сначала друзья дуэлянтов не придали никакого значения этой мимолетной размолвке. Видимо, конфликт мог быть разрешен в любую минуту. Но Михаил Юрьевич не предпринял никаких шагов к примирению.

Переговоры с Мартыновым

Свидетели и очевидцы того, как погиб М. Ю. Лермонтов, утверждают, что Николая Соломоновича пытались отговорить от дуэли. Но тот был непреклонен. Возможно, Мартынов находился под воздействием неких подстрекателей, которые убедили его, что согласие на примирение сделает его смешным в глазах «света». Многие предполагают, что свою роль сыграло здесь вездесущее Третье отделение. Известны случаи, когда ведомство Бенкендорфа предотвращало готовящуюся дуэль. И оно, вероятно, было оповещено о поединке. Недаром на следующий день Пятигорск просто кишел жандармами. Однако предотвратить смерть Лермонтова было не в их интересах.

Нарушения в дуэли

Друзья Михаила Юрьевича ничуть не сомневались в мирном исходе поединка. Они думали, что дуэль будет носить формальный характер. Нечасто друзья из-за пустяка стреляются насмерть. Свидетель того, как погиб Михаил Лермонтов, князь Васильчиков, до последней минуты считал, что поэт не принимал всерьез предстоящую схватку. На дуэли не было четко распределенных секундантов, отсутствовал врач и даже, в нарушение всех общепризнанных канонов, присутствовали зрители. Лев Сергеевич Пушкин, друживший с Михаилом Юрьевичем, в своих записках о том, как погиб Лермонтов, прямо утверждал, что поединок был совершен «против всех правил и чести». Над Мартыновым, имевшим репутацию человека несмелого, многие хотели посмеяться. Это обстоятельство не позволило ему отвести дуло пистолета от старого приятеля.

Обстоятельства дуэли

Князь Васильчиков, вспоминая о том, как погиб Лермонтов, писал следующее. Секунданты отмерили тридцать шагов и установили последний барьер на десяти шагах. Затем они развели противников на крайние дистанции и велели им сходиться по команде: «Марш!» После этого секунданты зарядили пистолеты, раздали их дуэлянтам и скомандовали: «Сходись!» Михаил Юрьевич остался на месте, заслонился от солнца, взвел курок и поднял пистолет дулом вверх. На его лице было спокойное, почти веселое выражение. В свою очередь Мартынов быстро подошел к барьеру и тотчас выстрелил. Поэт упал. Висковатов добавляет в обстоятельства того, как погиб М. Лермонтов, важную деталь. Он свидетельствует, со слов Васильчикова, что вид устремляющегося к нему Мартынова вызвал презрительную усмешку на лице Михаила Юрьевича. Поэт вытянул руку вверх, но выстрелить в воздух уже не успел.

Поведение Лермонтова

Поведение поэта вызывает ряд вопросов. То, что Михаил Юрьевич сделал мишенью для своих беспощадных острот Мартынова, было делом обычным. Но почему искренняя обида давнего друга не остановила поэта от дальнейших издевательств? Ведь Лермонтов, несмотря на тяжелый характер, был очень добр к друзьям. Известны случаи, когда Михаил Юрьевич немедленно извинялся перед обиженным им человеком. Почему же в случае с Мартыновым он сам фактически напрашивался на поединок? Кроме того, если Лермонтов не считал причины дуэли серьезными, почему он сам сразу не выстрелил в воздух? Эти особенности в поведении поэта до сих пор остаются невыясненными.

Лермонтов и Печорин

Михаил Юрьевич не раз подчеркивал, что ни обстоятельства романа «Герой нашего времени», ни характер Печорина не имеют в нему самому никакого отношения. Тем не менее, психологический анализ, которому подвергает окружающих главный герой романа, несомненно, близок самому Лермонтову. Ведь раскрывать внутренний мир своих персонажей – его профессия. Так, может быть, в этом качестве и кроется главный секрет того, как погиб Михаил Юрьевич Лермонтов? Возможно, он просто заигрался, проводя психологический эксперимент над своим давним приятелем? В самом деле, в поведении Мартынова есть что-то от Грушницкого. Тот так же пытается прикрыться маской романтического героя, и в глазах поэта, вероятно, выглядит смешным и нелепым. Так же вызывает Лермонтова на дуэль, когда не может иным способом одержать верх над своим противником. Почему Михаил Юрьевич пытается выстрелить в воздух в самый последний момент, когда уже нет никаких сомнений в том, что Мартынов хочет его убить? Он, подобно Печорину, играет со смертью, но, в отличие от своего персонажа, погибает. Такой вариант ответа на вопрос «почему погиб Лермонтов» предлагает один из исследователей его творчества – В. Левин. Его статья «Дуэль Лермонтова» содержит множество интересных психологических подробностей поведения поэта в последние дни жизни.

Смерть Лермонтова

Поэт скончался через несколько минут после ранения, не приходя в сознание. Васильчиков помчался в город за врачом, но вернулся ни с чем – из-за сильного ненастья никто не согласился с ним поехать. По свидетельству очевидцев, в день, когда погиб Лермонтов, шел проливной дождь. После этого Столыпин и Глебов наняли в Пятигорске телегу и направили с ней к месту поединка Ивана Вертюкова (кучера поэта) и Илью Козлова (слугу Глебова). Пока убитый лежал на месте дуэли, многие подходили, чтобы узнать, как погиб М. Лермонтов, и посмотреть на его тело. Михаила Юрьевича привезли на квартиру примерно в одиннадцать часов вечера. Похоронили его в 1841 году, 17 июля, на Пятигорском кладбище. Там тело поэта пролежало 250 дней. Его бабушке, Е. А. Арсеньевой, удалось добиться разрешения императора и перевезти останки внука на Родину. В 1842 году, 23 апреля, поэт Михаил Юрьевич был захоронен в Тарханах, рядом с дедом и матерью.

Судьба Мартынова

Смерть Лермонтова вызвала большое негодование в прогрессивных кругах российского общества. Его убийца подвергся резкой критике со стороны многих просвещенных людей того времени. Сначала он военно-полевым судом был приговорен к лишению всего состояния и разжалованию. Однако окончательный приговор был более мягким. Согласно ему, Мартынов провел три месяца на гауптвахте, был подвергнут церковному покаянию, а затем несколько лет отбывал епитимью в городе Киеве. Впоследствии он написал воспоминания о том, как погиб Лермонтов от его руки. Сам Николай Соломонович умер в 1875 году, в возрасте 60 лет, и был похоронен в фамильном склепе возле села Иевлево. Его могила не сохранилась. В 1924 году в семейной усадьбе Мартынова разместили Алексеевскую школьную колонию МОНО. Ее обитатели разорили склеп, а останки Николая Соломоновича утопили в местном пруду. Таково было возмездие за убийство великого поэта.

Теперь вы знаете, как и где погиб Лермонтов. Этот одаренный человек сочетал в себе великий творческий талант и бесстрашие настоящего боевого офицера. Его жизнь была короткой, но яркой, он успел написать немало выдающихся произведений. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова является одним из самых известных и почитаемых в русской литературе.

fb.ru

Так ему и надо? За что Лермонтова убили на дуэли

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был человеком, которому словно суждено было погибнуть на дуэли. Причиной этого был характер литератора, описанный его последним секундантом, князем Александром Васильчиковым: “В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых”.

Лермонтов в мундире Гусарского полка

Заносчивость и задорность, помноженная на колоссальный литературный талант, не могла не приводить к сильнейшим обидам, которые он наносил окружающим. При этом, в отличие от своего ближайшего предшественника — как по степени одарённости, так и по степени конфликтности — Александра Сергеевича Пушкина, Лермонтов обладал некоторой мрачной упёртостью характера. И если многочисленные дуэли, фигурантом которых становился Пушкин, как правило, не доходили ни до чего серьёзного, то с Лермонтовым шансы на это были куда меньше.

Собственно, Михаилу Юрьевичу хватило всего двух дуэлей, чтобы закончить жизнь так же, как его кумир (есть сведения о большем количестве поединков с его участием, но достоверно о них ничего не известно).

Адриан Волков, “Последний выстрел Пушкина”

Первый раз Лермонтов стрелялся с молодым сыном французского посла Эрнестом де Барантом в феврале 1840 года. Самому поэту тогда было 25 лет. В этой дуэли просматривается множество параллелей с последней дуэлью Пушкина: соперником тоже был француз, он тоже был сыном иностранного посла, и даже место схватки было выбрано рядом с Чёрной Речкой, где погиб русский поэт №1. Причина ссоры достоверно не известна, но в заключении комиссии по расследованию сказано, что Лермонтов “вышел на дуэль не по одному личному неудовольствию, но более из желания поддержать честь русского офицера”.

Пистолетной дуэли предшествовал поединок на шпагах. Барант легко ранил Лермонтова в правый бок, а клинок поэта сломался, после чего было решено перейти на огнестрельное оружие. Француз стрелял первым и промахнулся, после чего Михаил Юрьевич разрядил пистолет в воздух. Противники помирились.

В то время дуэли в Российской империи были уголовно наказуемы, так что поэта ждало судебное разбирательство. Лермонтова приговорили к трёхмесячному заключению и последующей отправке в одну из армейских частей. Император Николай I отменил тюремный срок, но велел отправить поэта на Кавказ, где в то время шла война против горцев, причём использовать его строго на передовой.

Николай I

Так Лермонтов, подобно герою его недавно вышедшего романа Печорину, стал активным участником боевых действий и сразу же отличился “мужеством и хладнокровием”, как следует из офицерского донесения. Он принял активное участие в сражении на реке Валерик, которое описал в своём одноимённом стихотворении, а после этого возглавил диверсионно-разведывательный отряд, прославившийся своей безбашенной удалью. Поэт сразу завоевал авторитет у солдат, разделив с ними их суровый быт и не требуя себе никаких поблажек. Кроме того, подобно своему литературном герою, Лермонтов отличался ярко выраженным своеволием и пренебрежением к армейским порядкам. По воспоминаниям его сослуживца Константина Мамацева: “Даже в этом походе он никогда не подчинялся никакому режиму, и его команда, как блуждающая комета, бродила всюду, появляясь там, где ей вздумается, в бою она искала самых опасных мест”.

Лермонтов после боя на Валерике. Рисунок Д. П. Палена

Помимо обретения воинской славы, Лермонтову суждено было повторить ещё одну деталь биографии Печорина — сразиться в дуэли на Кавказе.

Дуэль Печорина и Грушницкого на иллюстрации Михаила Врубеля

Противником его стал отставной майор Николай Мартынов, которого он знал ещё по совместной учёбе в Школе гвардейских прапорщиков в Петербурге, где они часто фехтовали друг с другом на эспадронах. Они встречались и после, но никаких свидетельств о предшествующих ссорах не существует. Роковыми стали именно их взаимоотношения на Кавказе в 1841 году.

Николай Мартынов

По словам Мартынова, данным им на следствии, «с самого приезда своего в Пятигорск, Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счёт — одним словом, всё, чем только можно досадить человеку».

Мартынов утверждал, что неоднократно просил поэта прекратить злословить в его адрес, но в конце концов получил такой ответ: “Вместо пустых угроз, ты гораздо бы лучше сделал, если бы действовал. Ты знаешь что я от дуэлей никогда не отказываюсь, следовательно, ты никого этим не испугаешь”. После этого соперник и принял решение о дуэли.

“Дуэль”. Рисунок Лермонтова

Данный разговор состоялся, когда оба выходили с вечера в доме местного генерала. Дочь хозяина дома рассказала, как всё произошло. В разговоре с ней Лермонтов шутил над Мартыновым, называя его “горцем с большим кинжалом” (потому что тот действительно носил кинжал и одевался в черкесскую одежду). В этот момент в зале вдруг смолкла музыка, и окончание фразы услышали все присутствующие. Побледневший Мартынов подошёл к Лермонтову и произнёс: “Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах”, после чего вышел.

Подобные показания давали и другие люди. Так, сослуживец Лермонтова Николай Лорер тоже вспоминал, что Мартынов носил черкесский костюм и “тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех”. По словам Лорера, Мартынов пытался вразумить Лермонтова, “но жёлчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы”.

Николай Лорер был одним из тех, кто нёс гроб с телом поэта

В общем, сомнений в том, что Лермонтов действительно насмехался над Мартыновым, практически нет, хотя существуют экзотические версии о причинах дуэли, вовлекающие в заговор против поэта даже императора Николая I.

В конце концов, 15 июля 1841 года у склона горы Машук состоялся поединок на пистолетах, и поэт был убит выстрелом навылет.

После инцидента началось следствие. Из показаний Мартынова и двух секундантов следовало, что Лермонтов свой выстрел произвести не успел. Однако современные исследователи сходятся во мнении, что поэт либо выстрелил в воздух, либо готовился это сделать. Во всяком случае, факт его отказа стрелять в противника считается практически доказанным.

Мемориал на месте дуэли

Таким образом, несмотря на желчность и злословие, на обоих своих дуэлях Лермонтов проявил благородство и не пытался убить оппонента. Это наталкивает на мысль, что он будто бы испытывал судьбу и даже искал смерти, подобной той, которая настигла любимого им Пушкина. Так этот или нет, но он её нашёл, и русская литература потеряла двух своих величайших поэтов убитыми после глупых бытовых ссор с интервалом всего в четыре с небольшим года. Первого — в 37 лет, а второго — в 26. Пожалуй, таким результатом не может похвастаться ни одна мало-мальски значимая литература в мире.

Портрет Лермонтова в гробу

www.anews.com

Дуэль Лермонтова с Мартыновым

Дуэли — вечная тема в русской истории. Одна из них унесла жизнь великого Пушкина, другая — идущего следом к поэтическому Олимпу Лермонтова.

К дуэли Лермонтова и Мартынова привела ссора, имевшая место быть 13 июля в доме Верзилиных. Поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.

Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.

Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».

Однако после вечера, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. Поэт при этом Лермонтов не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбуждённый разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Причиной же стал язвительный характер поэта и его острый язык.

Казалось бы, что ссора быстро угасла, но Мартынов, задетый за живое фразой Лермонтова, разгневан был достаточно сильно. Ближайший друг Мартынова, Глебов упрашивал его отказаться от поединка. Но тщетно.

Очевидцы вспоминали, что, когда Лермонтов и Мартынов стояли друг против друга на расстоянии пятнадцати сажень, буря отчаянно бушевала. Мартынов, подойдя к барьеру и видя, что Лермонтов опустил свой пистолет и не хочет стрелять, закричал ему:

— Стреляй, а не то убью!
— Я не имею обыкновения стреляться из-за пустяков, — отвечал Лермонтов.
— А я имею обыкновение, — возразил Мартынов и стал целиться.

Он так долго целился в Лермонтова, не поднимавшего пистолет, что свидетели закричали ему: «Стреляйте же, или мы вас разведем!»

Дуэль Лермонтова и Мартынова. (wikipedia.org)

«Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов упал, — рассказывал князь Васильчиков, бывший при этом, — как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни назад, ни вперёд. Пуля пробила его сердце и лёгкие. Буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, и молния ослепительно сверкала».

По словам князя Васильчикова, Лермонтов всю дорогу к месту дуэли шутил, говорил что сам стрелять не будет, да и Мартынов стрелять не станет. Лермонтов продолжал шутить даже когда заряжали пистолеты. Васильчиков видел по лицу Мартынова, что он будет стрелять и предупредил Лермонтова, что это всё не шутки. Вскинув пистолет, Лермонтов отвернулся, презрительно улыбнулся и покачал головой. Мартынов побежал к барьеру, долго прицеливался и произвёл свой ужасный выстрел. Лермонтов присел, а затем упал.

Последний поединок Лермонтова. (wikipedia.org)

Официальное известие о смерти поэта гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов».

В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Лермонтов на смертном одре. (wikipedia.org)

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить.

Николай Мартынов. (wikipedia.org)

Мартынов дожил до шестидесяти лет. Он желал, чтоб его похоронили в селе, принадлежавшем его отцу под Москвой, в отдалённо стоящей могиле, безо всяких опознавательных знаков, чтобы никто не смог идентифицировать могилу убийцы Лермонтова, и память о нём исчезла бы навсегда. Но это не было соблюдено. Семейный склеп — его последнее пристанище было до тех пор, пока ребятня из детской колонии не прознала, кто там пребывает. Они разломали склеп и, по разным данным, останки Мартынова то ли раскидали по усадьбе, то ли сбросили в пруд.

распечатать Обсудить статью

diletant.media

Как был убит Лермонтов… | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

15 октября 1814 родился Михаил Лермонтов. 27 (15) июля 1841 года, в грозу, он был убит на дуэли.

Дуэль Лермонтова и Мартынова (равно как и дуэль Пушкина и Дантеса) преломляется в нашем национальном сознании довольно своеобразно. Всё кажется, что наши знаменитые дуэли – не поединки равных, а нечто вроде запланированного расстрела. Что Мартынов (и Дантес) никак не мог быть человеком достойным; он – ничтожество и т.п. По такой логике, Лермонтову надо было стреляться разве что с Пушкиным (тем более, что им обоим дуэли нравились). В крайнем случае – с Гоголем.

Начиная с 1920-х и особенно в 1930-1940-е годы советские литературоведы успешно разрабатывали версию, согласно которой заказчиком убийства Лермонтова был сам Николай Первый, организатором — глава Третьего отделения Бенкендорф. Мартынов же при таком раскладе оказывался всего лишь слепым орудием в руках властей предержащих – исполнителем, винтиком.

Потом волна откатила, и снова набросились на Мартынова. Некоторые оригиналы вдруг обнаружили, что зовут его Николай Соломонович, и решили сгоряча, что еврей убил русского поэта. Другие вовсю оттягивались на банально красивой внешности Мартынова, на его неудачной карьере, заурядности, глупости и прочих непривлекательных свойствах.

«Что делать, если в схватке дикой/ всегда дурак был на виду,/ меж тем, как человек великий,/ как мальчик, попадал в беду», — сокрушалась Белла Ахмадулина. Очень хотелось, чтобы «Мартынов пал под той горою./ Он был наказан тяжело,/ И воронье ночной порою/ его терзало и несло». Ну а Лермонтов – между прочим, убийца при таком повороте событий! – «сначала/ всё начинал и гнал коня, /и женщина ему кричала: «Люби меня! Люби меня!».

И как-то не принималось во внимание, что Лермонтов и Мартынов корешились лет девять, с юнкерской школы. И в дом Мартынова поэт был вхож. И с сестрой его Натальей шуры-муры крутил…

To be cool

Характер у Лермонтова был тот еще! Люди, близко его знавшие, говорили, что в нем было два человека: добродушный «для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение», и «заносчивый и задорный для всех прочих знакомых». Кстати, в юнкерском училище Michel вовсю практиковал дедовщину.

Ну и, конечно, поэт был экстремалом. «Я вошел во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые не показались бы приторными», — писал он другу Лопухину в сентябре 1840-го из Чечни.

«Высший дендизм» — мода того времени и той среды, к которой принадлежал Лермонтов, — «состоял в том, чтобы ничему не удивляться, ко всему казаться равнодушным, ставить свое я выше всего» и т.п. To be cool, короче. Черты эти, собранные в Печорине, культивировал в себе и его автор.

Дуэль для таких людей была делом обычным и привлекательным. А на всякие пустяки, вроде Свода уголовных законов, определяющего дуэль как преступление, русские дворяне особого внимания не обращали. Участвовать в дуэли, вызывать и нарываться на вызов считалось нормальным и даже необходимым для человека чести. А также — признаком свободолюбия и свободомыслия.

И как-то странно, что в стихотворении «Смерть поэта» один дуэлянт представлен хладнокровным убийцей («Пустое сердце бьется ровно,/ В руке не дрогнул пистолет…»). А другой – невинной жертвой. Наверное, это можно расценивать, как романтическое преувеличение, которое, собственно, и положило начало мифологизации самых громких в нашей истории дуэлей. А ведь Лермонтов (в отличие от Ахмадулиной) отлично знал, что дуэль – не нападение из-за угла, не расстрел, но поединок, ставящий дерущихся в равные условия, согласно строгому ритуалу. Тут уж кому как повезет. И об этом Лермонтов тоже знал: «Убит!.. К чему теперь рыданья,/ Пустых похвал ненужный хор/ И жалкий лепет оправданья?/ Судьбы свершился приговор!».

Недолгая, но бурная жизнь Лермонтова вместила не одну дуэль. Хорошо известно, кроме последней дуэли, о его дуэли с Барантом, атташе французского посольства и сыном французского посла (она состоялась 18 февраля 1840 года). По одной версии – дрались вроде бы

из-за бабы, а именно — из-за княгини Марии Щербатовой (ей посвящены стихи: «На светские цепи,/ На блеск утомительный бала/ Цветущие степи/ Украйны она променяла…»).

«Я презираю таких авантюристов – эти Дантесы и Баранты заносчивые сукины дети», — оборонил как-то поэт. Он верил, что, будь на месте Дантеса русский, Пушкин бы остался жив. По другой версии, они с Барантом из-за того и дрались – из-за строк «Смеясь, он дерзко презирал/ Чужой земли язык и нравы,/ Не мог щадить он нашей славы…» Однако дальнейшие события показали, что поэт заблуждался: Мартынов не был чужеземцем, он даже не был евреем.

Дуэль с Барантом прошла бескровно. Но Лермонтов попал под суд и был помещен сначала на гауптвахту. А потом в ордонанс-гаузе – тюрьму для офицеров. Туда к нему приходил Белинский – наладить отношения. Потом восхищался: «Недавно был я у него в заточении, и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного!..»

Ещё находясь на гауптвахте, Лермонтов позвал Баранта, чтобы разъяснить некоторые слухи вокруг их дуэли. Но разговора не получилось, и Лермонтов, арестованный за дуэль, вызвал Баранта на новую дуэль. В результате он был наказан ссылкой на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк. Воевал он с горцами храбро.

Montagnard au grand poignard

В Пятигорске было так: на party у генеральши Верзилиной поэт прицепился к Мартынову с дурацкой назойливой шуткой, повторяя по-французски: «Montagnard au grand poignard» («Горец с большим кинжалом» — Мартынов носил черкеску и кинжал). В ответ на неудовольствие объекта шутки предложил: «Потребуйте у меня удовлетворения» (есть разные версии их рокового диалога, но суть одна и та же). То есть просто спровоцировал вызов. И Мартынов – вызвал. Любой другой на его месте поступил бы так же (да хоть сам Пушкин!).

В день дуэли Лермонтов с друзьями устроил веселый пикник в Шотландке, что неподалеку от Пятигорска. Впечатляет не столько само желание веселиться в такой день — для экстремала это нормально, — сколько состав участников пикничка. Это Лев Пушкин, младший брат поэта, бесшабашный и загульный штабс-капитан (с ним Лермонтов подружился на почве любви к диким забавам), юная кузина поэта Катя Быховец (ей посвящены строки: «Нет, не тебя так пылко я люблю…»), юный же Александр Бенкендорф (двоюродный племянник начальника Третьего отделения) и тифлисский чиновник и любитель поэзии Михаил Дмитриевский. Посидели славно.

А в 7 часов вечера того же дня у северо-западного склона горы Машук была дуэль. Лермонтов то ли отказался стрелять («…он и здесь отнесся к нему [ к Мартынову] с высокомерным презрением со словами: «Стану я стрелять в такого дурака», не думая, что были сочтены его собственные минуты…», — сообщает очевидец), то ли выстрелил в воздух. Но точно сказать нельзя. Первый и единственный выстрел Мартынова оказался для Лермонтова смертельным. И сразу началась страшная гроза….

«Finita la comedia!», — воскликнул Печорин, только что убивший товарища: Интересно, вспомнил ли тогда Мартынов эту ёрническую фразочку? (Хотя это не так уж и важно.)

Убитый на дуэли приравнивался к самоубийце. И друзья с большим трудом выхлопотали разрешение предать прах Лермонтова земле по христианскому обряду. Но в церковь гроб не заносили, и отпевания не было. Что, надо заметить, изящно вписалось в рисунок судьбы вечного экстремала.

А лучшие стихи о Лермонтове написал Леонид Губанов.

Я я я
я ли я ли я ли-
яр яр яр 
ябед ябед ябед
ю ю ю
ю ли ю ли ю ли
юн юн юн
пули пули пули…
пыль пыль пыль
странно странно странно
был был был
рана рана рана
дашь дашь дашь…
хмель юг рекруты
ваш ваш ваш
М. Ю. Лермонтов

Называется – «Квадрат отчаяния».

www.peremeny.ru

Смерть — О Лермонтове М.Ю.

Николай Соломонович Мартынов (1815-1875)
Николай Соломонович Мартынов был хорошим приятелем Лермонтова. Они вместе служили в Школе гвардейских подпрапорщиков, поддерживали дружеские отношения после её окончания. Михаил Юрьевич в 1837 году, находясь в Москве, регулярно бывал в доме Мартыновых, то есть был знаком со всем семейством. В том же году встречались добрые приятели и на Кавказе. На момент последней роковой встречи их знакомство составляло 8 лет. Нужно также добавить, что мать Мартынова не любила поэта за его довольно своеобразный характер и язвительные шутки. Но её сын признавал поэтический талант своего знакомого и снисходительно относился к его бесцеремонным высказываниям и насмешкам.

Николай Соломонович обладал привлекательной внешностью. Он был высоким, стройным, красивым блондином. Знакомые отмечали у него чрезмерное тщеславие и самолюбие. В то же время этот человек не отличался особыми способностями, что нельзя ставить ему в вину, так как таких большинство. Была у него и сильная сторона – он великолепно пел.

В феврале 1841 года Мартынов неожиданно подал в отставку. Его уволили с военной службы в звании майора. Эта история очень тёмная и связана со слухами о нечестной игре в карты. Отсюда можно сделать вывод, что отставка была вынужденной, а вовсе не по собственному желанию. После этого Николай Соломонович поселился вдали от шумной светской жизни. Выбрал он город Пятигорск, а все знакомые стали отмечать, что человек изменился в худшую сторону.

Стал он молчаливым, часто мрачным. В довершение к этому начал одеваться в кавказскую одежду. Это папаха и черкеска с газырями. На поясе висел длинный кинжал. В таком наряде среди русских, живших в Пятигорске, он выглядел очень экзотично. Мартынов до роковой встречи с Лермонтовым никогда не участвовал ни в каких дуэлях. В силу своего характера он не был скандалистом и задирой.

Встреча Лермонтова и Мартынова

После отпуска Лермонтов отправился на Кавказ со своим родственником и другом Столыпиным. По дороге о

www.sites.google.com

Дуэли Лермонтова. Кто убил Лермонтова на дуэли

Летом 1841 года у подножия горы Машук произошла трагедия, которая потом всколыхнет всю Россию. Это место дуэли Лермонтова. Ему было всего двадцать шесть с половиной лет. Жизнь только начиналась. Впереди столько прекрасного.

Уже после первых стихов современники называли его вторым Александром Сергеевичем. И как похожи были судьбы и дуэли Пушкина и Лермонтова! Обе имели трагический конец не только для их современников, но и для всех последующих поколений. Скольким замыслам Михаила Юрьевича так и не суждено было осуществиться из-за того смертельного выстрела… До сих пор подлинные причины этой трагедии так и не названы. А все участники того поединка унесли с собой тайну дуэли Лермонтова в могилу.

Множество вопросов по поводу странного поединка

Это самая загадочная дуэль. В истории очень часто бывает, что последующие поколения не знают всей правды. Существует много разных версий, но то, что это убийство — очевидно. Почему от следствия скрыли особые условия дуэли Лермонтова, при которых противники не оставили друг другу шансов выжить?

Мог ли поединок стать прикрытием для запланированного убийства? Кому могла помешать личность Михаила Юрьевича? Или, как писали современники, истинная причина дуэли Лермонтова носила слишком интимный характер, чтобы предавать ее огласке?

По дороге к месту службы или воды в Пятигорске

После смертельно выстрела тело Михаила Лермонтова несколько часов пролежит на месте дуэли под проливным дождем. Только ближе к полуночи слуги погрузят его в телегу и привезут домой. Там они сразу же сожгут окровавленный мундир, словно пытаясь скрыть улики. Начиная от рождения и до самой смерти вокруг этой выдающейся личности сплошные мистические загадки.

На воды в Пятигорск Михаил Юрьевич приезжает в мае 1841 года, по дороге к месту службы в Тенгинский пехотный полк. Он хочет навестить своего старого приятеля Николая Мартынова. Вместе со своим родственником капитаном Столыпиным они снимают маленький домик.

Самый гостеприимный хозяин и три прекрасные его дочери

Все начиналось очень романтично. Друзей ждали приятный отдых и простые провинциальные развлечения. Никто и предположить не мог, что через два месяца поэт будет убит. Все версии дуэли Лермонтова и Мартынова строятся вокруг событий, которые происходили в доме, где проживала семья генерал-лейтенанта Верзилина.

Хозяин жилища славится на весь Пятигорск редким гостеприимством и тремя незамужними дочерьми-красавицами. Поэтому молодые люди бывают здесь часто, провинциальные рауты проходят весело и в удовольствие.

Причина дуэли Лермонтова. Кратко о событиях накануне

Тринадцатого июля 1841 года очередная молодежная вечеринка не предвещает беды. Барышни просят музыки и танцев. Князь Трубецкой садится за рояль и наигрывает веселую мелодию. Рядом стоит Мартынов, по обыкновению, в черкеске и с большим кинжалом за поясом. Поодаль на диване разговаривают Михаил Юрьевич Лермонтов и брат Пушкина Лев Сергеевич.

За громкой музыкой никто не слышит, о чем они беседуют. Но вдруг музыка резко обрывается и в тишине неожиданно громко звучит роковая реплика Лермонтова: «Горец с большим кинжалом». Мартынов смертельно побледнел и произнес: «Я просил не употреблять ваших шуток в мой адрес при дамах».

Люди одного круга и потомки дворян

С этого момента версии причин дуэли начинают расходиться. Чаще других звучит мнение, что все дело в запредельной обидчивости и завистливости Мартынова. Но ведь он — давний сосед и приятель Михаила Юрьевича. Они были людьми одного круга, потомками древних дворянских родов. Оба получили прекрасное образование.

И когда Лермонтов приехал на воды, он явно обрадовался встрече с другом юности. Поэтому у Михаила никакого злобного отношения к Мартынову не было – это видно. Но почему поэт выбирает именно его для своих злых шуток? Со стороны их отношения в Пятигорске кажутся непримиримой враждой.

Первая встреча будущего убийцы и жертвы

Судя по многим свидетельствам, Мартынов был человеком глупым и этим безумно раздражал Михаила Юрьевича. И то, что он ходил в кавказской одежде и с огромным кинжалом, было профанацией. И, конечно, это вызывало смех. А Лермонтов был остер на язык, и если он считал что-то смешным или пошлым, то постоянно обращал на это внимание.

Но на самом деле молодые люди — давние товарищи. И вполне возможно, что свои первые стихи поэт читал будущему убийце еще в подмосковном Середниково — имении своего дяди, где и познакомились молодые люди за десять лет до дуэли. Лермонтов любил приезжать в этот дом летом на отдых.

А усадьба Мартыновых располагалась в нескольких километрах, и он был частым гостем в доме Михаила вместе со своими сестрами. Более того, их связывали очень теплые отношения между семьями. Что же вызвало впоследствии такое враждебное отношение к поэту? Причина дуэли Лермонтова и Мартынова все так же загадочна.

Позже пути Лермонтова и Мартынова пересекутся в юнкерской школе. По моде того времени стихи писали оба, но довольно скоро стало понятно, где настоящая поэзия, а где простые юношеские забавы. Свою гениальность Михаил Юрьевич почувствовал рано. Но и Мартынов все больше это видел. Возможно, если бы Николай не понял этого, то и дуэли не было бы…

Заключение врача о причинах смерти

Вскрытие тогда не производили. Был только поверхностный осмотр тела. И вот что написано в заключении местным врачом: «Пистолетная пуля, попав в правый бок, пробила правое и левое легкое и при выходе поразила мягкие части левого плеча».

Получается, что пуля прошла снизу вверх под углом примерно в тридцать пять градусов. Но как это возможно, если противники стоят лицом друг к другу. Так появляется еще одна версия, что смертельный выстрел мог быть сделан вовсе не из пистолета Мартынова. Тогда кто убил Лермонтова на дуэли? Кто был заинтересован в гибели поэта? Чей заказ вольно или невольно исполнил Николай?

Ревность и ненависть государева

При дворе вольнолюбивого поэта терпят с трудом. Особенно после стиха «На смерть Пушкина». Он, конечно, не печатается, но зато ходит в списках и известен всему высшему обществу. А у Николая Первого был еще и личный повод к неприязни. Это было связано с ревностью к своей супруге, которая была безумно влюблена в Михаила Юрьевича. И было за что. Легкий слог его стихов и грустный взгляд просто завораживали.

Но могла ли ревность императора стать причиной гибели своенравного поэта? Почему бы и нет? В таком случае Николай Мартынов — тот, кто убил Лермонтова на дуэли, выполнял заказ на политическое убийство. Тогда легко объясняется, почему все участники поединка получили вполне символическое наказание.

Присутствие в поединке третьего лица

Вообще Мартынов был плохим стрелком, и сам не раз признавался в этом. Но первый же его выстрел привел к смертельному ранению противника. Может быть, стрелял все-таки не он, а кто-то третий из тайного укрытия? Возникла теория о том, что это был правительственный заговор, спланированное и замаскированное под дуэль убийство. Стрелял в Михаила Юрьевича из ружья спрятанный наемный убийца-казак.

Почему из ружья? Потому что рана была очень страшной. Она была не похожа на те, которые обычно получали при поединках. Итак, при каких обстоятельствах можно получить рану под таким необычным углом в тридцать пять градусов? Во время выстрела поэт поднял руку и выстрелил вверх, а отдача от оружия могла его отклонить назад. В этот момент он и получает смертельную рану. Это опровергает версию о том, что на место дуэли Лермонтова был послан еще один человек.

Вот чего ждал Мартынов. Выстрела в воздух, когда тело не защищено, иначе мог попасть в руку или в пистолет. Совершенно очевидно, что он хотел убить. И уже на следующий день весь Пятигорск говорил о том, что Николай целился в безоружного. Еще вчера его считали жертвой дерзкого шутника, а на утро он уже убийца.

Показания свидетелей поединка

На самом деле, если Михаил Юрьевич стрелял в воздух, то это не меняло ход поединка. Пятном на всех участников легло то, что происходило дальше. В своих показаниях секунданты намеренно увеличили между противниками расстояние до пятнадцати шагов. Кроме того, они скрыли от следствия тот факт, что еще до начала дуэли Лермонтова его намерение не стрелять в противника было очевидно. Он сам говорил об этом.

И, как и обещал, выстрелил в воздух первым. Так он и стоял с поднятой вверх рукой, когда его настигла пуля. И самое главное, они не сказали, что Мартынов нажал на спусковой крючок после счета три. Что означало завершение дуэли. Они утаили и особые условия, которые для пустячной ссоры были очень жестокими. Стреляться из трех попыток, а в случае промаха противника можно вызвать к барьеру заново. Все это станет известно гораздо позже. Как и то, что секундантов было не двое, а четверо.

Причины этого смертельного поединка очень похожи на то, как происходила первая дуэль Лермонтова. Краткое содержание ссоры Михаила Юрьевича и Эрнеста Баранта, ставшего противником поэта, очень напоминает диалог с Мартыновым в Пятигорске. Эрнест предъявил Лермонтову, что до него дошли слухи о неприятных высказываниях поэта на его счет и, несмотря на отрицания Михаилом Юрьевичем этого факта, 16 февраля 1840 года дуэль все равно состоялась и, к счастью, закончилась бескровно.

Не важно, для кого были выгодны дуэли Пушкина и Лермонтова, и каковы причины этих поединков. Главное — их последствия. Трагические потери для российской культуры гениальных поэтов, талантливейших личностей, которые могли еще продолжительное время писать восхитительные произведения и радовать читателей своими творениями.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *