Анализ поэтического текста. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва».

Анализ поэтического текста

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва»

Он, этот Лермонтов могучий,
сосредоточась, добр и зол,
как бы светящаяся туча
по небу русскому прошел.

Ярослав Смеляков

Что такое для меня Лермонтов? Пожалуй, сразу и не объяснишь то чувство гордости, которое охватывает, едва слышишь это имя или бросаешь взгляд на выразительное лицо с задумчивыми тёмными глазами. Это – Лермонтов! Это мой Лермонтов. С его стихами меня познакомила моя двоюродная бабушка, когда я жил у неё, когда был совсем маленьким. От неё я впервые услышал «Бородино», «Песню про купца Калашникова», «Мцыри». С тех пор прошло десять лет, и всё это время я пытаюсь понять моего Лермонтова. Вот почему сегодня я обращаюсь к его стихотворению «Молитва». Попытаюсь его проанализировать.

Стихотворение написано в 1839 г. под влиянием княгини Марии Алексеевны Щербатовой, которая, как вспоминает одна из современниц Лермонтова, велела поэту молиться, когда у нее тоска.

Стихотворение состоит их трех строф, написанных трехстопным ямбом с перекрестным способом рифмовки. Слово «молитва» очень давно вошло в нашу речь, у него общеславянский корень. Образовано оно с помощью суффикса -те от глагола «молить» (как паства, жатва, битва, клятва). Состояние прошения, мольбы – одно из самых личных, сокровенных для каждого из нас. В наше время известно, что молитва - это определенным образом подобранные словесные формулы положительных вибраций. Как Лермонтов воспринимает молитву? Как сакральный текст, произносимые вслух или про себя слова, непонятные непосвященному? Или ритуальное заклинание, священнодействие, веками остающийся неизменным набор слов, подчас устаревших, вышедших из употребления? Или же состояние просьбы, которое невозможно пред­ставить себе или описать, если никогда его не испытывал?

Для поэта молитва - «созвучье слов живых». Со-звучие,

то есть со-гласное звучание каждого слова, - мощный аккорд человеческих чувств, обращенных к Богу, где каждое слово не просто на своем месте, а единственно, неповторимо и вечно. Смысл слов в молитве впитывается и улавливается не рассудком, а всей духовной сущностью человека. В молитве человек соприкасается с бессмертием. К лермонтовской «Молитве» как нельзя более точно подходит знаменитая пушкинская формула, ставшая синонимом совершенного литературного произведения: «союз волшебных звуков, чувств, дум». Может быть, речь в стихотворении идет об Иисусовой молитве «Отче наш», ведь именно эту молитву привычно шепчут губы «в минуту жизни трудную».

Для лирического героя слова молитвы - всегда живые, потому что рождены энергией высшей частоты и чистоты - энергией сердца. Примечательно, что в стихотворении 1829 г. под таким же названием («Молитва») пятнадцатилетний Лермонтов пишет о Божьем слове, в молитве явленном, теми же словами: «живых речей твоих струя». Благодатной, то есть «дающей благо», полны для Лермонтова слова молитвы, слово Божье исполнено «святой прелестью», оно «дышит» ею. Понять, объяснить эту святую прелесть невозможно. Понятая и объясненная, она перестает быть таковой, об этом и пишет Лермонтов: «непонятная святая прелесть».

Первая строфа с точки зрения пунктуационных правил не вполне безупречна, куда логичнее было бы поставить запятые в конце первой и второй строк. Тогда вторая строка становится придаточным предложением, а стихотворение обретает грамматическую и синтаксическую правильность. Однако постановка знаков препинания обусловлена композицией произведения (архитектоникой). В первых двух строках дана экспозиция, обращенная к последующим десяти строчкам двоеточием, а кульминационная предпоследняя строка предваряется тире. Развязкой служит последняя строка стихотворения. При такой расстановке знаков препинания произведение приобретает удивительную стройность. Двоеточие отзывается тире, как своеобразным эхом. Многоточие, завершающее стихотворение, придает всей «Молитве» ощущение неисчерпаемости, бесконечности. Созданию такого эффекта способствуют три союза «и» в последних двух строчках: «И верится, и плачется, / И так легко, легко...».

Метафоры (теснит ль в сердце грусть; дышит святая прелесть), эпитеты (молитва чудная, святая прелесть; слов живых), сравнение (как бремя скатится) составляют образную основу этого уникального поэтического творения. Разговорное сочетание (трудная минута) сообщает стиху доверительную интонацию; славянизм (бремя, благодатная) настраивают на торжественный, возвышенный лад. Словесные повторы подчеркивают состояние духовного освобождения. Антонимичные понятия (бремя - легко) отражают изменения во внутреннем состоянии лирического героя. Прием инверсии (минуту жизни трудную; теснится ль в сердце грусть; твержу я; созвучье слов живых) придает стихам особую весомость и значимость.

В стихотворении три возвратных глагола. Но если в первой строфе глагол «теснится» обозначает внутреннее состояние лирического субъекта, то в последней строфе два безличных глагола (верится, плачется) существуют в пространстве стихотворения автономно, независимо ни от кого. Материальное «я» проливается слезами, растворяется в «созвучье слов живых», в свете веры и становится невесомым. Так с помощью поэтического языка автор поведал о духовном преображении. Состояние легкости даровано лирическому герою силой Того, к Кому обращена молитва.

В каждой строфе можно выделить ключевой словообраз: в первой - это

сердце, во второй - слово, в третьей - душа. Эта цепочка слов обозначает путь, обязательный маршрут духовного очищения и освобождения. Слово, исторгнутое сердцем и обращенное к Богу, возвышает душу.

Звуковой узор стихотворения удивительно разнообразен. В первой строфе доминируют грустные, «узкие». Наименее звучные гласные - «ум», «и», воспроизводящие приглушенные слова молитвы. С помощью ассонанса передается некоторая напряженность во внутреннем состоянии лирического героя, ожидающего чуда. Но к концу стихотворения гласные становятся более звучными, широкими и свободными. В 5 и 7-й строках доминирует «а», придавая поэтической речи открытость и вольность. Слова вырываются на простор, обретают силу, что подчеркнуто ассонансом «а». Дважды повторенное наречие «легко» вносит ощущение легкости, полета, свободы от узких, тесных рамок повседневности. Молитва уносит лирического героя к вершинам свободного, творческого бытия.

Отзвук этого маленького лермонтовского шедевра ощущается в стихах поэтов XX века. В 1931 г. Мандельштам пишет:

Жил Александр Герцевич,

Еврейский музыкант,

Он Шуберта наверчивал,

Как чистый бриллиант.

И всласть, с утра до вечера,

Заученную вхруст,

Одну сонату вечную

Твердил он наизусть.

Несмотря на то, что текст Мандельштама носит шуточный характер, оба произведения сближает внутренняя мелодия; влияние лермонтовского стихотворения здесь очевидна. Стихи Лермонтова схожи с ажурной, тончайшей конструкцией, подобны безупречному архитектурному произведению. Не удивительно, что Мандельштам, особенно чутко воспринимавший красоту архитектуры, использует тот же ритм и мотив, возможно, не задумываясь о подражании великому поэту, а безотчетно поддавшись властному очарованию лермонтовских строк.

3

kopilkaurokov.ru

Анализ стихотворения "Молитва" Лермонтова М.Ю.

По преданию, Лермонтов сочинил стихотворение в камере, когда в феврале 1837 года сидел под арестом за распространение стихов на смерть Пушкина. Михаил Юрьевич велел камердинеру, приносившему еду, заворачивать хлеб в серую бумагу, — и на ней, с помощью вина, печной сажи и спички, записывал стихи: «Когда волнуется желтеющая нива...», «Узник», «Молитва»...

Мы с вами уже разбирали текст гневной оды «Смерть Поэта», сравнивали ее стилистику с пушкинской. И пришли к выводу, что Лермонтов сознательно разрывает с художественными правилами (они же стереотипы), которые были выработаны пушкинским литературным кругом. Теперь нам предстоит убедиться в этом на примере стихотворения «Молитва»:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред Твоим образом, ярким сиянием,
He о спасении, не перед битвою,
He с благодарностью иль покаянием,

He за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Ho я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Молитва лирического героя тепла, искренна, глубока. И тем не менее обратим внимание на то, как — не на уровне эмоций, а на уровне слов — разворачивается его поэтическое высказывание. Начавшись «утвердительным» двустишием («Я... пред Твоим образом...»), оно тут же переходит в долгий ряд отрицаний: «He... He... He... Ho».

Что же отрицается?

Отрицаются традиционные «темы» православных молитв: о спасении, перед битвой, благодарственной, покаянной. Лишь в самом конце долгого перечисления поэт возвращается к утверждению: «...вручить хочу деву невинную / Теплой заступнице мира холодного». И как раз эта длительность, эта напряженность придают особую энергию финальному двустишию процитированных двух строф, резко выделяют его на общем фоне. Именно в нем сфокусирована главная тема стихотворения: противостояние небесного «тепла» и земного «холода». Тема эта в лермонтовской лирике — сквозная; она повторяется, варьируется на разные лады. Вот еще один пример:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой...


Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слез, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.
(«Ангел», 1831)

Всякий раз логический и эмоциональный смыслы высказывания неумолимо расходятся; по видимости, поэт говорит о небесной тишине, молитвенном покое, на самом деле — о скрытом страдании в «мире печали и слез». И в результате этого расхождения незаметно меняется сам строй поэтической речи. Поколение Вяземского стремилось преодолеть привычку к риторическим фигурам, метафорическим украшениям. Пушкинское поколение все делало для того, чтобы читатель почувствовал скрытую красоту нагой и точной образности предметного языка. А Лермонтов ищет и находит совсем иные возможности для художественного самовыражения.

Перечитайте еще раз процитированные строки «Молитвы». Поэт выбирает для своего лирического высказывания особый протяженный ритм. Его стихотворение написано трехсложным размером, дактилем, в котором ритмическое ударение падает на первый слог стопы. При этом слова он выбирает или короткие, на которые падают дополнительные, не предусмотренные размером ударения, — или ставит в начало строки слово, в котором ударение, вопреки метру, падает на последний слог стопы:

Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

В результате слова как бы «оплывают», границы между ними становятся чуть более зыбкими. А значит, и смысл каждого отдельного слова тоже «оплывает», тоже становится чуть более зыбким. Этот эффект усилен с помощью «неправильного» порядка слов, их перестановки — инверсии: так, глагол «молю» в третьей строке словно бы «проглатывается» — и возникает лишь в пятой строке: «He за свою молю душу пустынную...»

Более того, в последней строфе «Молитвы» синтаксис (совершенно сознательно) запутывается настолько, что невозможно с уверенностью сказать: к кому относится эпитет «прекрасную»: к душе девушки? к ангелу? или к ним обоим одновременно?

Срок ли приблизится часу прощальному,
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Вспомните, когда мы обсуждали пушкинскую лирику периода южной ссылки, то коротко остановились на стихотворении «Редеет облаков летучая гряда...», в котором не до конца ясно, к кому отнесено местоимение «своим» («И именем своим подругам называла...»). Тогда мы пришли к выводу, что ранний Пушкин, будучи романтиком, не заинтересован в чрезмерной «прозрачности» смысла, он ценит туманность, расплывчатость, недосказанность. И вот спустя годы романтик нового поколения Михаил Лермонтов встает на тот же путь; при этом он открывает законы «противостояния» поэтической речи обыденному языку, которые восторжествуют в русской лирике XX века.

lit-helper.com

помогите сделать анализ стиха М. Ю Лермонтов "Я матерь Божия, ныне с молитвою"

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою... ") Главная тема стихотворения — тема любви, лирический герой молится не за себя («Не за свою молю душу пустынную») , а за возлюбленную. «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонто­ва. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они но праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Стихотворение начинает сбивчивая, с нагнетанием все новых обращений и пояснений, почти исступленная речь. И только после того как лирический герой высказывает свою заветную прось­бу («Но я вручить хочу деву невинную / Теплой заступнице мира холодного») , тон стихотворения становится более спокойным и умиротворенным. Строка «Теплой заступнице мира холодного» является кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей свое­го творчества, к восприятию которой читатель подготовлен чтением предшествующих стихов. «Холодный мир» для Лермонтова не абстракция, а совершенно определенное понятие, знакомое и по другим стихам поэта. В соединении с «теплой заступницей» — другим впечатляющим обра­зом они создают поразительную антитезу (противопоставление) . В этой своей молитве Лермонтов — глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва — это в основном молитва к Богоматери и только через Нее ко Христу. ---------------------------------------- Или это - Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» ) создано в 1837 году. Поэт написал это произведение, когда находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта». В 1838 году он пишет письмо Марии Лопухиной, а в конверт вкладывает стихи, обращённые к её младшей сестре В. А. Лопухиной. Произведение состоит из четырёх строф, написанных катреном. Автор использует перекрёстную рифмовку и только дактилические рифмы, что придаёт стихотворению мелодичность. Лермонтов говорит о тайнах человеческого бытия, о любви. В начале своего поэтического творения он с любовью и доверием обращается к Матери Божией: Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием… Лирический герой молится о душе «чужой» : Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Обратим внимание на то, каким размером написан шедевр. Безусловно, перед нами дактиль, который придаёт стиху некоторую величественность и позволяет в форме молитвы высказать «теплой заступнице» самое заветное своё желание Лирический герой просит заступницу дать «деве невинной» «спутников, полных внимания, молодость светлую, старость покойную…» . Лермонтовские строки поражают своей музыкальностью. Стихотворение делают похожим на молитву повторяющиеся гласные «о» , «а» , «у» и сонорные согласные «р» , «л» , «м» , «н» . Чувства, высказанные в этом обращении к Матери Божией, поражают искренностью, чистотой и благородством. Он молится о послании душе любимой «лучшего ангела» в «час прощальный» : Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную. Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. И в этой молитве за другого человека душа самого поэта умиротворяется и просветляется, обретает желанное утешение. Укрепляется вера Лермонтова в благодатное участие небесных заступников в судьбах смертных людей на земле.

touch.otvet.mail.ru

Анализ стихотворения "Молитва" Лермонтова М. Ю.

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко.. . Набери из словаря пафосные слова. Потом к ним присоедени фразы. "В этом произведении показана глубокая философская мысль, которая красной нитью проходит и через все творчество Великого Русского поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова" и т. д.

Тема: Чудная молитва Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни Размер: трехстопный ямб Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы) В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную) , метафора (Теснится в сердце грусть) . Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д) . Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]) . Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную - легко; теснится грусть - бремя скатится) . Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко) . Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а], [э] . Эти звуки более открытые, в отличие от [у] . Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть) . Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души. Таким образом, первая строфа - это описание состояния души лирического героя, вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья - рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная. Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное - я верю написанному Лермонтовым.

iessay.ru/ru/writers/native .besoch.com/sochinenie В наследство М. Ю. Лермонтов оставил множество лирических стихотворений, одно из которых, «Молитва» , -мое любимое. Написанное в 1839 году оно и ныне способно задеть за живое любого, кто прочитал его. В жизни поэта наступают тяжелые времена; все идет далеко не так, как хотелось. И в эту трудную минуту автор исполняет молитву Богу и верит, что Господь поможет ему. Молитва – путь к спасению и душевной гармонии. М. Ю. Лермонтов видит в молитве нечто особенное, даже святое, способное залечить любые душевные раны. Человек, переживший злые удары судьбы, может надеяться только на чудо. И, по-моему мнению, этим чудом и должна стать молитва. Стихотворение имеет глубокий философский подтекст и с помощью изобразительно-выразительных средств передает мысли и тревогу автора. Встречаются эпитеты (в минуту трудную, молитву чудную, сила благодатная) , метафоры, (теснится грусть, слов живых, дышит прелесть) , градация (и верится, и плачется, и так легко, легко... ) , инверсия (в минуту жизни трудную) . Рифма перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой; размер стиха – ямб с пиррихием (слог ударный и безударный) ; рифма мужская (ударение падает на последний слог) чередуется с дактилической. Стихотворение произвело на меня большое впечатление. Вместе с поэтом я испытал те переживания, которые были у М. Ю. Лермонтова в момент написания. Гениальность произведения, на мой взгляд, заключается в невыдуманности сюжета и идеи. Чувствуется, что «Молитва» исходит из сердца автора и описывает один из эпизодов его жизни. Никакая выдуманная красивая фальшь никогда не сможет сравниться с «душевным» стихотворением. Основной - находить успокоение и одновременно черпать новые силы для прдолжения жизни. Темой стихотворений является покой . Лирический герой -сам поэт . Молитва - символ успокоения, гармонии . В стихотворении " Молитва " две последние строчки являются кульминацией, так как здесь преобладает развитие переживаний лирического героя, а в этоге успокоение . Экспозиционный момент присутствует в первых строчках.

- какую-то молитву твердит автор ...наверно ту что учила его мама.. . (Лермонтов часто вспоминает маму... ) и от чудесных слов этой молитвы успокаивается!!!

В своих поэтических произведениях М. Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости: Есть сила благодатнаяВ созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. «Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в трудную минуту. Действительно, настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении такой синтаксический прием, как повтор союза, и позволяет глубже проникнуть в суть произведения: И верится, и плачется. И так легко, легко… Синонимом слова молитва является сочетание «созвучье слов живых». Благодаря олицетворению безликие слова превращаются в живой голос страждущей души. Лирический герой одинок, и его избавляет молитва от бремени и сомнений. Стихотворение написано ямбом, что делает поэтическое произведение более стройным, четким. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» является своеобразной исповедью лирического героя.

Одну молитву чудную твержу я наизусть… М. Ю. Лермонтов «Молитва» - одно из поздних стихотворений М. Ю. Лермонтова (написано в 1839 году) . Поэтому можно смело сказать, что оно отражает сложившееся миро-воззрение художника. В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произведении с психологической проникновенностью передается состояние «душевного просветления» . Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» - обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. В данном стихотворении поэт открывается совершенно с другой стороны: он возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику» , который приводит героя к «светлым душевным порывам» . Известно, что «Молитва» написана для Марии Щербаковой, княгини, которой художник был увлечен («Машенька велела ему молиться, когда у него тоска») . Поэтому приведено выше толкование вполне уместно. Вместе с тем, «святая прелесть» предстает и как власть слова над человеком: Есть сила благодатная В созвучье слов живых… В самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы: С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… В дореволюционных работах (например, в работе С. Шувалова) стихотворение нередко рассматривалось как свидетельство перехода Лермонтова от мятежности к религиозному смирению. Но еще в 1841 году В. Г. Белинский подчеркнул, что «… из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце (…) звуки, (…) вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнью» . Я согласен с утверждением великого критика. По сути, поэт и здесь намекает на свою неудовлетворенность окружающей его действительностью. Он остается разочарованным и мятежным, но «живые слова» даруют ему, пусть временное, но такое необходимое избавление от сомнений. В завершение хочу обратить внимание на необычайную мелодичность произведения. Это стихотворение положили на музыку более сорока композиторов! «Молитва» вошла и в народный песенный репертуар. По-моему, М. Ю. Лермонтов – самый «музыкальный» поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем. 🙂

Тема: Чудная молитва Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни Размер: трехстопный ямб Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы) В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]). Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную - легко; теснится грусть - бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а], [э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у]. Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души. Таким образом, первая строфа - это описание состояния души лирического героя, вторая - описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья - рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная. Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное - я верю написанному Лермонтовым.

Я думаю что автор хотел сказать что какая бы не была трудная минута всегда есть выход, и нужно только надеятся, и что бог всегда может помочь

горячо любил михаил юрьевич кавказ чудесную природу вольнолюбивых горцев и их высокие поэтические предания ..писали в советской литературе

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *