Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс сочинения и текст
Михаил Юрьевич Лермонтов написал произведение «Пророк» в 1841 году. Это стихотворение очень глубоко проникает в людские сердца т потайные мысли. Эмоции и чувства человеческих существ – это всегда что-то непредсказуемое. Никогда нельзя предсказать или предугадать мысли любого человека, можно ведь и ошибиться.
Лермонтов – человек, который не очень любил скрывать сувои мысли, он все свои мысли, будучи одиноким на самом деле человеком, проявлял в стихах и произведениях разных жанров. В этом стихотворении, автор как бы раскрывает всю правду человеческой сущности. Ведь она и вправду такова. Человек – завистлив, зол и жаден. Ему всегда кажется, что именно он всегда должен обладать именно этим, и никто другой. Пророк – это прообраз миссионера, который появился в этом мире с хорошими намерениями, с намерениями – сделать мир лучше и хоть немного добрее. Но он встретился и столкнулся только с ненавистью и злостью. Все люди завидовали пророку, хоть он и творил добрые дела.
Лермонтов прекрасно показал – насколько человек может быть глухим к добру, и насколько может продолжать с глухим упорством – делать злые дела. Главный герой, пророк, пытался ко всем донести тему любви и добра, но кажется не смог этого сделать. Ведь со стороны людей, не было даже хоть чуточку понимания – насколько мир грызен.
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова по плану для 9 класса
План
- История написания
- О чем стихотворение?
- Жанр
- Главная идея
- Способ стихосложения
История написания
Приступая к анализу стихотворения «Пророк» Лермонтова следует обратиться ко времени его создания. Молодого поэта все чаще стали беспокоить вопросы, связанные со смыслом жизни и вечностью. В данном произведении поэт как будто бы хочет подчеркнуть трагичность жизни талантливых людей, не понятых окружающим миром. Молодой поэт стихотворением «Пророк» как будто проводит финальную черту в своей жизни и горько сожалеет о многом не сделанном им. Глубоко вчитываясь в строки произведения можно увидеть некий спор автора с обществом, которое далеко не совершенно. В «Пророке» Лермонтов еще раз убеждается в выпавшем на его долю горьком жребии.
«Пророк» является одним из поздних творений поэта, как будто предчувствовавшего свой скорый уход из этого мира. Но все же поэт не умолкает, а продолжает творить и обличать несовершенства правящей власти.
О чем стихотворение?
Делая анализ «Пророка» Лермонтова и глубоко вчитываясь в его строки невозможно не почувствовать ту горечь, которую испытывает молодая душа одинокого поэта.
В произведении отчетливо видится судьба поэта, обреченного на несправедливую гибель. Даже первые строки стихотворения: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока» уже насыщены той болью и разочарованием, переполняющим молодого гения. Автор разочарован не только в устройстве общества, но и в его ближнем окружении. А полученный им дар творения, является его проклятием. Всё же Лермонтов продолжает пророчествовать в оставшиеся дни земной жизни, так как его предназначение заключается именно в этом. Из-за правды, которую доносит поэт до читателя, на его долю выпадают страшные испытания и гонения. Автор не выдерживает такого натиска со стороны людей и уходит от них, продолжая в уединении продолжать свое пророчество.
«Пророк» Лермонтова написан в жанре лирической исповеди. Ясность видений, получаемых автором в уединенной пустыне, восхищает и в тоже время мучит его. Хотя живя: «как птица, даром Божьей пищи», характерной для пророков и одаренный даром предвидения, Лермонтов мучается от упреков и злобной критики надменной общественности. Несмотря на свойственные для автора проявления меланхоличности, в «Пророке» отчетливо слышится неверие поэта в наступление лучшей жизни на земле. Его успокаивает лишь, то что всех талантливых людей ждет трагичная учесть раннего ухода из жизни. В стихотворении присутствуют библейские мотивы, основанные на сказаниях Пророка Иеремии.
Главная идея
Стихотворение «Пророк» является описанием противостояния поэта и общественности. Пророк Лермонтова живет в мире людей, свои пророчества он несет через собственное творчество и встречает непонимание со стороны общественности. Внутренний спор, который зарождается в душе Лермонтова к несправедливости людей, поэт выражает в своих произведениях.
Тему пророчества Лермонтов описывает как приход к людям и донесение до них истинности миробытия.
Но его пророчество становится не услышанным и не понятым миром людей, за что с позором изгоняют в пустыню. Трагичность непонятой судьбы талантливого автора гнетет и обрекает Лермонтова на страдания. Все же, оставаясь один на один со своими мыслями, поэт продолжает своё предназначение. Одиночество пустыни и душевная боль от непонимания мучает Лермонтова.
Способ стихосложения
Стихотворение «Пророк» написано способом четырёхстопного ямба. В произведении имеется много устаревших слов: «град», «в очах», «главу». Благодаря использованию таких устаревших названий все произведение становится похожим на пророческий священный текст.
Большинство строф в «Пророке» насыщены горечью и душевными страданиями. Часто встречаются обидные слова: «бежал я нищий», «глупец», «злоба», «бросали каменья». Все строчки четверостиший, за исключением финальной, выдержаны в стиле перекрестной рифмовки. Присутствующая опоясывающая рифма, в последней строке, делает произведение более поэтичным и завершенным. Последняя строфа несет в себе сплошное порицание: «наг и беден», «презирают все его», «угрюм, худ, бледен». К тому же резкий обрыв стихотворения на высказывании старца, дает понять читателю, что учесть пророка неизменна.
Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.
Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).
В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинского пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пушкинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка. ». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками. Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, лишенное пушкинского оптимизма. У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова пророк изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конфликте достойного, мыслящего человека со средой. Пушкин в своем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно богатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек обречен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой находит созвучие своим чувствам и мыслям.
Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.
Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выделить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вторая часть — описание гармоничного, благодатного существования героя в пустыне. Первая и вторая часть контрастны по своему настроению — миру людей автор противопоставляет мир природы. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство презрения, которое испытывают к пророку «старцы». В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Таким образом, стихотворение имеет кольцевую композицию.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолюбивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «пророк», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придающие речи торжественность, взволнованные интонации.
Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии поэта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к лучшим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…».
Анализ стихотворения «Пророк» Михаила Юрьевича Лермонтова
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова начнем с того, что узнаем о времени его создания. Оно было написано в 1841 году. Стихотворение считается одним из самых последних творений гения. Можно сказать, что «Пророк» — это некое завещание поэта, его прощание.
Стихотворение было опубликовано только после смерти автора. Тем не менее оно является знаковым для Михаила Юрьевича.
В своем произведении поэт попытался отразить весь свой жизненный путь. Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» часто сопоставляется с анализом аналогичного «Пророка» Пушкина.
Рассмотрим жанровую принадлежность и композиционное построение стихотворения. Оно опирается на библейский текст и тяготеет к такому жанру, как легенда. Важное отличие от произведения Пушкина в том, что тот выбрал книгу Пророка Исайи, а Лермонтов избрал книгу пророка Иеремии.
Композиция одноименных стихотворений также подвергается сравнению. Дело в том, что у Пушкина – это движение от низшего к высшему: сначала «пустыня мрачная», а потом путь к людям с надеждой. У Лермонтова же наоборот: сначала энтузиазм, любовь и правда, а затем побег из города с пеплом на голове.
Анализ стихотворения «Пророк» подразумевает рассмотрение идейно-художественного содержания произведения, заканчивающегося обращением, оформленным в виде прямой речи. Это своего рода призыв «стариков» к молодому поколению, детям, которые должны отречься от пророка и ни в коем случае не следовать за ним.
Теперь поговорим об основных идеях стихотворения. Главное здесь — тема поэта и поэзии. Следует обратить внимание на образ пустыни. Она обладает двумя семантическими признаками:
1) пространство, которое противостоит городу, населению людей и всему миру, который создан человеком;
2) большое и открытое пространство, которое символизирует бескрайность.
Недаром именно пустыня утолила жажду пророка. Здесь он получает то, чего не хватало в городской жизни, – общение. Среди людей и городской суеты его никто не слушал, а теперь даже звезды ему внемлют. Одиночество поэта противопоставляется единению с мирозданием.
Подробный анализ стихотворения «Пророк» требует рассмотрения и художественных особенностей. Широко использована здесь библейская лексика, а также славянизмы. Приведем примеры таких слов: тварь земная, очи, пророк, глава, завет и т.д. Поэт пользуется эпитетами, принадлежащими к высокому стилю, например, божья пища, вечный судия, чистые ученья и другие. Что интересно — Михаил Юрьевич использует еще и сатиру и иронию. Он рисует агрессивную толпу, которая не признает пророка и гонит его. Строка «старцы говорят «с улыбкой самолюбивой» повторяется в обоих заключительных четверостишьях.
Из-за такой стилистической неоднородности Лермонтов делит стихотворение на строфы. Оно представляет собой семь катренов, каждый из которых передает определенный этап развития сюжетной линии.
Что касается стихотворного размера, то здесь мы найдем сочетание четырехстопного ямба с пиррихием.
Стихотворение изобилует словами, в которых есть взрывные согласные, например, «посыпал пеплом», «в пустыне», «бежал» и так далее. Эти слова создают атмосферу напряженности. Акцент на букве «у» обеспечивает интонацию печали и тоски, например, «в пустыне я живу», «как он угрюм и худ».
Лермонтов подводит итоги всему своему творчеству, своей жизни. Он затрагивает тему трагической судьбы поэта-пророка, его существования в мире. Михаил Юрьевич – один из немногих классиков, которые заложили основу правильного понимания миссии поэта и всего искусства.
Текст «Пророк» М.Лермонтов
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Анализ стихотворения №5
Дата создания одного из последних лермонтовских произведений совпадает с годом его гибели — 1841. В «Пророке» автор продолжает тему предназначения творческого дара, заданную Пушкиным. Аллюзии на строки мастера очевидны: аналогичное заглавие, обилие церковнославянской лексики, узнаваемые христианские мотивы и образы.
Изначальная интертекстуальная связь с пушкинским творением избавляет лермонтовского лирического персонажа от обязанности подробно объяснять свое прошлое: он пережил подобное преображение. Вместе с необыкновенным даром прорицатель обрел и высшую цель — нести слово божественной правды в общество. Отношения поэта-провидца и социума становятся темой страстного монолога лермонтовского героя.
Благородный миссионер не всколыхнул людские сердца. Явив миру свой уникальный дар, герой столкнулся с завистью, «злобой» и «пороком». Публика не только осталась глуха к речам о «любви и правде», но проявила «бешеную» агрессию в ответ на призывы. От персонажа отвернулись и незнакомые слушатели, и «все ближние». Ситуация непонимания и неприятия развивалась довольно бурно: для ее моделирования оказалось достаточно двух начальных катренов поэтического текста.
Тема пророчества через страдания, изображаемая Лермонтовым, имеет конкретный ветхозаветный источник, книгу пророка Иеремии. Иудейский предсказатель полвека призывал свой народ к покаянию и исправлению, прошел через многочисленные испытания: его бросали в темницу, угрожали убийством. Глухота общества обернулась тяжелыми последствиями — разрушением Иерусалима и потерей свободы. Под тяжестью испытаний и людского непонимания Иеремия однажды посмел усомниться в Боге и бросить свое дело. Однако он преодолел временную слабость и прошел скорбный путь прорицателя до конца.
Лермонтовский персонаж лишен запаса терпения и упорства, присущего ветхозаветному образу. Утратив надежду наладить отношения с обществом, пророк выбирает стезю отшельничества, становится «нищим», живущим подобно птицам небесным. Уходя из города в пустыню, он движется по вектору, прямо противоположному пушкинскому «коллеге», который направлялся от места преображения к людям.
Перед бегством пророк поступает, как древний иудей: посыпает голову пеплом. Обычай, который призван напомнить смертному о его грешной природе, на практике применялся в знак скорби, невосполнимой потери. Лишившись веры в людской разум, герой полностью отделяется от социума. Известный обряд — видимый знак отречения от общества.
Оказалось, что и в пустыне можно выполнять высокую миссию. Благодарными слушателями пророка-нищего становятся «тварь земная» и звезды. Знаковые детали — покорность зверей и радостная игра лучей света — служат отрадными свидетельствами понимания между прозорливцем и природой. Последняя оказывается ближе к божественному началу, чем общество людей.
Нет надежды, что в будущем социум найдет силы исправиться. Этой идее посвящено содержание трех финальных катренов. Слова самолюбивых стариков, обращенные к маленьким слушателям, полны оскорбительных оценок в адрес провидца. Его обвиняют в гордости, неуживчивости, глупости. В портрете героя используются однородные краткие прилагательные с коннотациями бедности, неудачливости. Анафоры «смотрите» и «как» усиливают негативный эмоциональный заряд прямой речи.
Отвергнув Божьего посланника, общество обрекло себя на бесперспективное будущее, которое «иль пусто, иль темно».
Продолжив классическую тему, поэт решает ее в романтическом ключе, концентрируясь на противостоянии одинокого героя враждебному миру людей.
9 класс
Послушайте стихотворение Лермонтова Пророк
Темы соседних сочинений
ostihe.ru
Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» | Сочинение по литературе
Стихотворение «Пророк».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.
Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).
В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинского пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пушкинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка:..». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками. Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, лишенное пушкинского оптимизма. У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова пророк изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конфликте достойного, мыслящего человека со средой. Пушкин в своем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно богатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек обречен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой находит созвучие своим чувствам и мыслям.
Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.
Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выделить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вторая часть — описание гармоничного, благодатного существования героя в пустыне. Первая и вторая часть контрастны по своему настроению — миру людей автор противопоставляет мир природы. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство презрения, которое испытывают к пророку «старцы». В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Таким образом, стихотворение имеет кольцевую композицию.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолюбивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «пророк», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придающие речи торжественность, взволнованные интонации.
Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии поэта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к лучшим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…».
Здесь искали:
- анализ стихотворения пророк лермонтова
- пророк лермонтов анализ
- анализ стихотворения лермонтова пророк
sochineniye.ru
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» по плану
1. История создания. Стихотворение «Пророк» было написано Лермонтовым в 1841 г., т. е. в последний год его жизни. В зрелом периоде творчества поэт все чаще обращался к серьезным философским проблемам. Одной из них была противостояние творца, гения обществу, его одиночество и непонимание. Замысел произведения основан на библейской истории пророка Иеремии. Одновременно стихотворение продолжает тему пушкинского «Пророка».2. Жанр. «Пророк» — лирическая исповедь, рассуждение о судьбе безусловно правдивого человека, которого в силу своего несовершенства не понимает общество.
3. Основная идея стихотворения – трагическая и печальная история гения, который стоит значительно выше своих современников и из-за этого подвергается преследованиям и насмешкам. «Пророк» Лермонтова является дальнейшим развитием стихотворения Пушкина. Пророк, получивший от Бога дар четко различать добро и зло, пришел к людям, чтобы поведать им истину. Однако, общество, погрязшее в пороке, не признает и отвергает его. Разочаровавшись в людях, пророк вынужден вести одинокую жизнь в пустыне.
4. Композиция. Стихотворение можно разделить на три составляющих. В первой пророк, получая свой дар, стремится использовать его на благо людей. Но проповеди о любви и правде встречают резкий отпор со стороны толпы. Пророку не верят и осыпают камнями. Он решает покинуть неблагодарное общество. Во второй части описывается счастливая жизнь пророка в одиночестве, где ему «покорна» вся природа, внимающая его речам. Третья часть – продолжающийся конфликт с людьми. Пророк, изредка появляющийся в городе, стремится быстрее его покинуть. Его осыпают насмешками и ставят детям в пример его якобы гордость и печальную судьбу в изгнании.
5. Размер произведения – четырехстопный ямб, перекрестная рифма.
6. Выразительные средства. Прежде всего, Лермонтов употребляет устаревшие церковнославянские слова и выражения («судия», «каменья», «тварь земная», «град»). Это приближает стихотворение к библейским текстам и усиливает нравственное впечатление. Произведение настраивает читателя на торжественный лад. В остальном стихотворение написано простым доступным языком. Главная метафора – «страницы злоба и порока». Эпитеты лишены особой эмоциональности, они лишь дополняют описание («шумный град», «самолюбивая улыбка», «угрюм», «бледен»). Основное сравнение пророка с птицами также имеет библейское происхождение.
7. Главная мысль стихотворения заключается в разрабатываемой Лермонтовым теме противостояния поэта и толпы. Если пушкинский пророк собирался идти к людям с надеждой, то Лермонтов уже разочарован и не ждет от общества ничего хорошего. Он знает, что люди неисправимы. Никакие проповеди и увещевания не смогут пробудить в них тягу к добру. Попытка возможна, но она заранее обречена на провал. Не случайно пророка забрасывают камнями «все ближние». Ярко показан мотив одиночества человека, который значительно выделяется среди общества. Таким помнил Лермонтов Пушкина и таким же представлял себя среди современников.
otvet.mail.ru
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк» > Содержание Одна из версий создания стихотворения «Пророк». Вот ее краткое содержание: «9 июля 1841 год
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк»
1. Содержание
1.Одна из версий создания стихотворения «Пророк». Вот ее краткое содержание: «9 июля 1841 года поэт внезапно осознает в своей душе перемену: «Если он прежде был как бы пророком любви-убийцы, то теперь не должен ли он стать пророком любви к ближнему». Он вспоминает свои беседы с А.И. Одоевским, погружается в чтение Евангелия, сосредоточивается на истории апостола Павла, вчитывается в его высказывания о судьбе пророка. Павел, тринадцатый апостол, бывший гонитель христиан по имени Савл, или Саул. По дороге в Дамаск ему явился в сиянии сам Господь. Тогда умер Савл и родился Павел, стал апостолом, совершил три миссионерских похода по странам Малой Азии и Европы, Евангелием и Крестом покорял людей. Вот что он писал о себе: «Я… был в трудах, безмерно в ранах, более в темнице и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от язычников, в опасностях от разбойников; в опасностях от единомышленников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне… В труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и наготе…»
10 или 11 июля в записной книжке Одоевского появилось стихотворение «Пророк».
Некоторые исследователи говорят о наличии внутренней конфликтности в произведениях Лермонтова, в основе которой лежит «столкновение страстного устремления к жизни с горестным признанием неосуществимости этого устремления» (У.Р. Фохт).
«Пророк», написанный в 1841 году,— одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. В начале творческого пути принесло ему известность и славу, но в то же время и определившее дальнейший «тернистый путь» стихотворение «Смерть поэта» 1837 года, утверждающее святость для России «дивного гения» Пушкина и бросающее гневное обвинение палачам «Свободы, Гения и Славы». Так сошлись начала и концы в творчестве Лермонтова, так сам поэт протянул связующую нить от поэзии Пушкина к своему творчеству. Оба они заложили основу того особого понимания искусства и миссии поэта, которое отличает русскую литературу. «Поэт в России — больше, чем поэт».
Безусловно, «Пророк» Лермонтова сознательно продолжает пушкинского «Пророка», написанного в 1826 году.
Мотив противостояния личности и общества
Тема стихотворения поэта и поэзии
Сюжет Пушкинского «Пророка» — это становление пророка. Лермонтовского — это жизнь поэта, ставшего пророком.
2. Современники о произведении
«Пророк» Лермонтова является ответом или возражением на пушкинское стихотворение, свидетельствующее о пессимизме автора, разрушении высоких надежд на роль поэта-пророка.
Б.М. Эйхенбаум
Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть пророком. В образной форме рисуется доведенный до трагизма конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала победу. В верности поэта своей высокой пророческой миссии наиболее отчетливо выразилось пушкинское начало.
Г. П. Макогоненко
…наивно и бесполезно мечтать о том, чтобы сделаться исправителем людских пороков, — это либо невежество, либо гордость.
Б.М. Эйхенбаум
Лермонтов пишет о печальной судьбе поэта, о ненужности его миссии, трагическом уделе презираемого и гонимого певца.
И. Каплан
3. Страстная, мятущаяся душа лирического героя не знает покоя, «из пламя и света рожденное слово» жжет и стремится воспламенить других «железным стихом, облитым горечью и злостью». Как показательна с этой точки зрения тематическая рифма в «Пророке»: «ученья» — «каменья». Каменья брошены в непризнанного «Пророка», но и он «дерзко» бросает «им в глаза железный стих».
В библейском смысле пустыня— это символ страдания и очищения. Недаром здесь и только здесь поэту может явиться посланец Неба— «шестикрылый серафим», который производит страшные, болезненные, но необходимые для будущего рождения пророка преобразования поэта, а «перепутье» — это символ духовного поиска.
Именно в пустыне пророк, живя, «как птицы, даром божьей пищи», тоже получает своеобразное утоление жажды — того, чего он был лишен в городе, — общения. Его не слушали люди в городе, но в пустыне, пространстве, где сохраняется «завет предвечного», ему не только «тварь покорна … земная», но его слушают звезды, «лучами радостно играя». Одиночеству поэта в мире людей противостоит единение со всем мирозданием.
4. Люди не поняли и не приняли пророка, потому что в их очах лишь «страницы злобы и порока»? Или же сам пророк оказался не способен исполнить великую миссию, возложенную на него?
Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть пророком. В образной форме рисуется доведенный до трагизма конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала победу. В верности поэта своей высокой пророческой миссии наиболее отчетливо выразилось пушкинское начало.
Образ поэта, наделенного сверхъестественным даром. Основа стихотворения — библейские источники, Плач Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить).
Пророческое служение бывает разным, и путь у каждого пророка — свой. Но главное для любого из пророков — хранить свято «завет предвечного» и несмотря ни на что нести его людям. Когда-то Лермонтов задавался вопросом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
Пророк «проснулся», но теперь он стал мудрее: людской род несовершенен, и пороки, и злоба присущи ему; но есть в нем то, что вызывает «странную любовь» поэта, которая одна может найти путь к сердцам людей и принести им слово любви Божественной.
Безбоязненно нести людям правду о жизни, быть выразителем «мыслей благородных» — в этом поэт видел свой долг перед современниками.
Поэт обладает даром пророчества.
В стихотворении церковно-славянская лексика уступает современному языку — это переносит в настоящее, лишает торжественности.
У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые подробности. Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан. «В меня все ближние мои// Бросали бешено каменья».
Образы стариков и детей создают представление о трагедии поэта?
В пустыне находит душевное спокойствие лермонтовский поэт.
Это символ единения с Богом, с природой. Но и символ Отечества поэта.
11. Форма
1. Жанр. Элегия
2. Размер — четырехстопный ямб с пиррихием. В стихотворении больше взрывных согласных «посыпать пеплом главу» «и бежать из городов в пустыню, что создает определенную напряженность и прерывистость звучания и акцентировка на гласном.
Библейская лексика
Важно также для понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность и правит невежество и бездуховность.
gigabaza.ru
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова М.Ю.
История создания. «Пророк», написанный между маем и началом июля 1841 года, — одно из самых последних стихотворений Лермонтова, его поэтическое прощание и завещание. Как и стихотворение «Смерть поэта» (1837), отметившее начало громкой славы автора, при жизни Лермонтова не публиковалось. Но оба этих стихотворения — знаковые в жизни их автора. «Смерть поэта» во многом определила его дальнейший «тернистый путь», утверждая святость «дивного гения» Пушкина и бросая гневное обвинение палачам «Свободы, Гения и Славы». Лермонтовский «Пророк» — осмысление пройденного им самим «тернистого пути». Не случайно это стихотворе^ ние тоже связано с именем Пушкина — его знаменитым «Пророком» (1826), являясь своеобразным продолжением и развитием его тем и идей.Жанр и композиция. Сознательная ориентация Лермонтова на пушкинского «Пророка» определила и жанровокомпозиционные особенности его собственного стихотворения: это сюжетное продолжение произведения великого предшественника. Как и пушкинский, лермонтовский «Пророк» основывается на библейском тексте и тяготеет к жанру легенды. Но Лермонтов избирает другую книгу Библии: это книга Пророка Иеремии, которая следует за книгой Пророка Исайи, видение которого составляет сюжетно-образную основу стихотворения Пушкина.
Композиция стихотворения Лермонтова также ориентирует на сопоставление с пушкинским: начало лермонтовского «Пророка» прямо соотнесено с последними строками произведения Пушкина:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
{Пушкин)
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка…
{Лермонтов)
При таком явном сюжетном соотнесении особенно очевидным становится разница в пути, который проделывает каждый из пророков. Композиция стихотворения Пушкина— это движение из «пустыни мрачной» преобразованного и вдохновленного Божественным словом пророка, который идет с надеждой к людям. Лермонтовский пророк, наоборот, принявшись поначалу с энтузиазмом «провозглашать» «любви и правды чистые ученья», вынужден «посыпав пеплом главу» бежать из городов — опять в пустыню. Таким образом, в стихотворении Лермонтова создается как бы обратное движение по сравнению с пушкинским «Пророком». Но гораздо важнее не композиционное, а идейно-тематическое различие этих двух произведений. Недаром, как и пушкинское, его стихотворение заканчивается обращением, оформленным как прямая речь. Но если у Пушкина это призыв Божьего гласа, который посылает пророка на его служение, то у Лермонтова — призыв «старцев» к молодому поколению — «детям» — отречься от пророка и ке следовать ему. Так самим построением произведения Лермонтов передает то, что отличает его художественную идею от пушкинской.
Основные темы и идеи. Тематическое сходство двух «Пророков» на первый взгляд абсолютно очевидно: оба стихотворения относятся к теме поэта и поэзии; в каждом из них миссия поэта связывается с пророческим служением; для обоих авторов эти произведения являются программными. Но при всем том в основе их лежит разное понимание этой пророческой миссии поэта и его искусства, а следовательно, заложенная в стихотворениях идея существенно отличается.
Прежде всего это касается исходной позиции поэта-пророка. Пушкинский пророк оказывается в пустыне, «духовной жаждою томим». Это пустыня духа, не наполненного Божественным содержанием, которое одно только и может утолить его жажду, а потому пустыня в пушкинском стихотворении не имеет прямого пространственного значения. В библейском смысле пустыня — это символ страдания и очищения. Недаром здесь и только здесь поэту может явиться посланец Неба — «шестикрылый серафим», который производит страшные, болезненные, но необходимые для будущего рождения пророка преобразования поэта, а «перепутье» — это символ духовного поиска.
Иначе обстоит дело у Лермонтова. Как и в написанном в том же году стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», пустыня здесь имеет два семантических признака. С одной стороны, это пространство, противостоящее городу, людскому поселению и всему миру созданного человеком зла. С другой стороны, это слово несет в себе значение открытого, большого пространства, имеет признак бескрайности. Именно в пустыне лермонтовский пророк, живя, «как птицы, даром божьей пищи», тоже получает своеобразное утоление жажды — того, чего он был лишен в городе, — общения. Его не слушали люди в городе, но в пустыне, пространстве, где сохраняется «завет Предвечного», ему не только «тварь покорна… земная», но его слушают звезды, «лучами радостно играя». Эта же ситуация «общения» повторяется в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: одиночеству поэта в мире людей противостоит единение со всем мирозданием.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
Становясь участником этого диалога, поэт обретает гармонию, свободу и покой. Совершенно иначе происходит его общение с миром людей. Развивая пушкинскую тему поэта и толпы, Лермонтов вносит в нее свой жизненный опыт и свое понимание. Уже Пушкину довелось после его «Пророка» столкнуться с судом «черни тупой», которая не может и не хочет принимать слово Высшей истины — оно «жжет» сердце, бередит и тревожит душу. Но Пушкину присуще уникальное чувство гармонии и равновесия, которое всегда позволяло ему сохранить «покой и волю», вне зависимости от внешних условий жизни. И итог его закономерен:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Но не таков Лермонтов; его страстная, мятущаяся душа не знает покоя, «из пламя и света рожденное слово» жжет и стремится воспламенить других «железным стихом, облитым горечью и злостью». Показательна с этой точки зрения тематическая рифма в «Пророке»; «ученья» — «каменья». Каменья брошены в непризнанного пророка, но и он «дерзко» бросает «им в глаза железный стих». Почему же все происходит совсем не так в отношениях позта-пророка и общества, как предполагалось в пушкинском «Пророке»? Люди не поняли и не приняли пророка, потому что в их очах лишь «страницы злобы и порока»? Или же сам пророк оказался не способен исполнить великую миссию, возложенную на него? Такие проблемы волнуют Лермонтова. Ответ на эти вопросы можно дать только в контексте всего творчества писателя.
Показательно, что судьбы авторов этих двух «Пророков» в чем-то схожи. Погиб «невольник чести» Пушкин, «пал, оклеветанный молвой»; погиб одинокий и непонятый Лермонтов, презираемый и изгоняемый отовсюду пророк, побиваемый каменьями. Но ведь сказано: «Нет пророка в своем отечестве». Кажется, на этом завершается развитие поэтической идеи его стихотворения о поэте-пророке. Но из всего хода художественной мысли вытекает другой вывод: несмотря ни на что, поэт-пророк должен нести свой крест, должен выполнять свою тяжкую миссию:
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Кажется, ситуация осталась прежней: пророка презирают, ему не верят, подвергают осмеянию. А сам он: остался ли он прежним? И да, и нет. Он сохраняет верность своему призванию и предназначению, но нет в нем уже былой гордости и самонадеянности, убежденности в своем «всеведе-нье», стремления «провозглашать» высшую истину. Может быть, в том и была его ошибка, что божественный огонь «любви и правды», «чистые ученья» нельзя «дерзко бросать» в глаза людям.
Пророческое служение бывает разным, и путь у каждого пророка свой. Но главное для любого из пророков -— хранить свято «завет предвечного» и, несмотря ни на что, нести его людям. Когда-то в другом стихотворении, раскрывающем тему поэта и поэзии, Лермонтов задавался вопросом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
(«Поэт», 1838)
Пророк «проснулся», но теперь он стал мудрее: людской род несовершенен, и пороки, и злоба присущи ему; но есть в нем то, что вызывает «странную любовь» поэта, которая одна может найти путь к сердцам людей и принести им слово Божественной любви.
Художественные особенности. Создавая своего. «Пророка» как продолжение пушкинского, Лермонтов сознательно ориентируется и на средства художественной изобразительности, использованные его предшественником. Как и Пушкин, Лермонтов широко использует библейскую лексику, славянизмы (пророк, очи, глава, завет Предвечного, тварь земная), эпитеты высокого стиля (вечный судия, любви и правды чистые ученья, божья пища). Но вместе с тем, наряду с высоким одическим стилем, поэт использует средства иронии и сатиры, рисуя агрессивную толпу, не признающую и изгоняющую пророка («старцы» говорят «с улыбкою самолюбивой»), Она звучит в заключительных двух четверостишиях. Такая стилистическая неоднородность текста привела к тому, что, в отличие от Пушкина, Лермонтов вводит деле-ние на строфы — стихотворение состоит из семи катренов, в каждом из которых передается отдельный этап развития поэтической идеи.
Даже в ритмике двух стихотворений, несмотря на одинаковый размер — четырехстопный ямб с пиррихием, — явно чувствуется разница. Пушкинское звучит плавно, величаво, торжественно, что поддерживается не только высокой лексикой, но и особым фонетическим строем с преобладанием звонких согласных и гласного «широкого пространства» •— «о». В лермонтовском «Пророке» больше взрывных согласных («посыпал пеплом», «бежал», «в пустыне»), что создаст определенную напряженность и прерывистость звучания, а акцентировка на гласном «у» создает печальную, тоскливую интонацию: «и вот в пустыне я живу», «как он угрюм и худ и бледен»,
Значение произведения. «Пророк» не только программное произведение в творчестве Лермонтова, но и его поэтическое завещание. Продолжая пушкинскую идею поэта-пророка, Лермонтов вносит в ее трактовку присущее ему трагическое мировосприятие. Его судьба, как и судьба Пушкина, — яркое свидетельство трагизма существования в мире поэта-пророка. Если за Пушкиным утвердилось определение «солнце русской поэзии», то Лермонтова, по определению Мережковского, стали называть «ночным светилом русской поэзии», «поэтом сверхчеловечества». Но оба этих гения заложили основу того особого понимания искусства и миссии поэта, которое отличает русскую литературу. «Поэт в России — больше, чем поэт», он — Пророк. Это подтверждается всем последующим развитием русской литературы — творчеством таких ее гениев, как Толстой и Достоевский, Блок и Маяковский и многих других замечательных писателей, каждый из которых по-своему понимал свою задачу в искусстве, но, несмотря на все трудности, никогда не отказывался от высокого служения истине.
lit-helper.com
Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» | Инфошкола
14 Октябрь 2014 админ Главная страница » Link Просмотров: 22752Лермонтов создал целый ряд стихов, в которых высказал своё поэтическое кредо. Это «Кинжал» (1838), «Поэт» (1838), «Не верь себе» (1839), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840). «Пророк » — последнее стихотворение, завершающее в его творчестве тему поэта и поэзии. При жизни Лермонтова оно опубликовано не было.
В этом произведении поэт пытается осмыслить пройденный им путь. И совсем не случайно оно связано со знаменитым стихотворением А. С. Пушкина «Пророк (1826). Стихотворение Лермонтова является не только продолжением и развитием тех же тем и идей, но и своеобразным полемическим ответом Пушкину. Так же, как и его великий предшественник, Лермонтов основывается на библейском тексте, но избирает другую книгу Библии — книгу Пророка Иеремии, которая следует за книгой Пророка Исайи, видение которого составляет сюжетную основу стихотворения Пушкина. Пушкин в «Пророках» показал поэта до того, как тот приступил к своему высокому служению. Лермонтов продолжил наблюдение за судьбой поэта-избранника. Он изобразил судьбу поэта, осмеянного за свою проповедь, судьбу того, кто, вняв «гласу Бога», явился в мир «глаголом жечь сердца людей».
Композиционно стихотворение делится на две части: первая часть — жизнь поэта до ухода в пустыню; вторая часть — поэт в пустыне. Лермонтов подчеркнуто начинает своего «Пророка» с того момента, на котором остановился его предшественник. Начало прямо соотнесено с последними строками стихотворения Пушкина. Оба стихотворения поднимают тему поэта и поэзии. В каждом из них миссия поэта — пророческое служение; для обоих авторов эти произведения являются программными. Но при всём сходстве они во многом различны.
Своё стихотворение Лермонтов писал в последние месяцы жизни. Будто предчувствуя свою гибель, он оглядывался на уже пройденный путь и горько признавал: У него нет надежды на признание потомков и нет уверенности в том, что годы творчества не прошли даром. А в глазах людей он читал «страницы злобы и порока»:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья …
Легко понять, о какой правде говорит поэт. Его правда обличала самодержавный строй и крепостничество. Он был окружен злословием и недоброжелателями и чувствовал себя очень одиноким:
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу …
в пустыне нашёл поэт свой последний приют. В библейском смысле пустыня всегда была символом страдания и очищения. Пушкинский пророк оказался в пустыне, «духовной жаждою томим». Лермонтовский пророк тоже получает своеобразное утоление жажды. Люди не слушали его в городе, а в пустыне ему не только «тварь покорна … земная», но его слушают звёзды, «лучами радостно играя».
При явном сюжетном соотнесении особенно видна разница в пути, который проделывает каждый из пророков. ·Композиция стихотворения Пушкина — это движение пророка из «пустыни мрачной» к людям. Пророк Лермонтова, наоборот, поначалу провозглашал «любви и правды чистые ученья», а затем, посыпав «пеплом главу», бежал из городов в пустыню. Так, в стихотворении у Лермонтова, по сравнению с Пушкиным, создано обратное движение.
Ещё заметнее идейно-тематическое различие этих двух произведений. Оба стихотворения заканчиваются обращением, оформленным в виде прямой речи. Но у Пушкина это призыв Божьего гласа, который посылает пророка на его служение, а у Лермонтова — призыв «старцев» к молодому поколению, к «детям»: отречься от пророка и не следовать ему. Почему в стихотворении Лермонтова всё происходит совсем не так в отношениях поэта-пророка и общества, как предполагалось в пушкинском «Пророке»? Люди не поняли и не приняли пророка? Или же сам пророк оказался не способен исполнить свою великую миссию? Эти вопросы очень волнуют Лермонтова. Путь у каждого пророка свой. Но главное для обоих — несмотря ни на что нести свой крест, выполнять свою тяжкую миссию, свято хранить «завет Предвечного». Создавая своего «Пророка: как продолжение пушкинского, Лермонтов сознательно выбирает похожие средства художественной выразительности.
Стремясь сохранить стиль пушкинского «Пророка» , он пользуется устаревшими словами (судия, град. глава, очи, каменья; вводит библейскую лексику (пророк, завет Предвечного, тварь земная), включает в текст торжественные эпитеты, которые придают стихотворению черты высокого стиля. Автор использует приём антитезы (противопоставления), когда рассказывает об отношениях пророка с природой и людьми. Только природа принимает изгнанника. Только общение с ней приносит ему душевный покой:
и звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя …
А среди людей поэту тяжко — они смеются над его незащищённостью и нищетой:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Восклицательные предложения в двух завершающих строфах звучат вызовом — это момент наивысшего напряжения. В отличие от Пушкина Лермонтов использует также средства иронии, когда изображает толпу, не признающую и изгоняющую пророка (старцы говорят «с улыбкою самолюбивой» ). В ритмике двух стихотворений, несмотря на одинаковый размер — четырёхстопный ямб, — тоже чувствуется разница. Пушкинское стихотворение звучит плавно и торжественно. Это достигнуто не только выбором высокой лексики, но и особым фонетическим строем — у Пушкина преобладают звонкие согласные и гласный о. У Лермонтова в тексте больше взрывных согласных (посыпал пеплом; в пустыне), что создаёт напряжённость и прерывистость звучания. А преобладание гласного у определяет печальную интонацию (в пустыне я живу; угрюм и худ).
Продолжая пушкинскую идею поэта-пророк, а Лермонтов внёс в её трактовку при сущее ему трагическое мировосприятие. Пушкин и Лермонтов заложили основу особого понимания искусства и назначения поэта, которое отличает русскую литературу. «Поэт в России — больше, чем поэт», — это подтверждается последующим развитием русской литературы и творчеством Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока, В. Маяковского и многих других писателей и поэтов, каждый из которых по-своему понимал свою задачу в литературе, но никогда не отказывался от высокого служения истине.
Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»
Поставь оценку статье Метки: Лермонтовinfo-shkola.ru
Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)
На вопрос, кто такой поэт, во все времена отвечали по-разному. Каждая эпоха имела свой представление и о том, какую роль сочинитель стихов играет в обществе. С романтическими воззрениями на автора виршей нас знакомит «Пророк» Лермонтова.
История создания
Стихотворение «Пророк» Михаил Юрьевич представил публике в 1841 году. К этому времени автором было написано уже немало произведений, и он хорошо мог представлять себе, что есть поэт для народа.
Примечательно, что это полное глубоких переживаний стихотворение было написано незадолго до смерти литератора. Здесь автор задумывается о своём жизненном пути, осмысляет его. Стоит вспомнить, что в 1841 году Лермонтов окончательно решил уйти в отставку и посвятить свою жизнь служению литературе. Такое намерение могло заставить писателя задуматься о роли поэта в жизни общества.
Жанр, направление и размер
Лермонтов ориентируется на библейский сюжет – книгу пророка Иеремии, потому стихотворение близко жанру легенды. Обращение к религиозному тексту не случайно: в эпоху романтизма поэтические способности рассматривались как дар свыше – от Бога.
Мотив пророка занимает одно из главных мест в русской лирике. Не секрет, что любимым поэтом Михаила Юрьевича был А.С. Пушкин. Своим стихотворением он продолжает линию, начатую кумиром. Но на этом «тандеме» тема не закончила: к ней обращались Розенгейм, Некрасов, Плещеев.
Стихосложение также отсылает к пушкинскому образцу: стихотворный размер — четырёхстопный ямб, а рифма – перекрестная.
Композиция
Стихотворение делится на строфы, что свойственно для позднего романтизма. Их в произведении семь. Шестое и седьмое четверостишия закольцовывают стихотворения. Они иллюстрируют собой то, о чём говорится в первых двух – злые слова людей в адрес поэта. Центральным же является четвертый катрен, в котором говорится о гармонии, что обрёл пророк.
Таким образом, композиция стройна и математически выверена: кульминация говорит о балансе, а обрамляющие её части сообщают читателю о конфликте.
Образы и символы
Возникновение образа пророка в творчестве Лермонтова оправдывается историей его рода. По легенде, предок Михаила Юрьевича, Томас Лермонт, живший в Шотландии в XIII веке, обладал даром ясновидения и славился искусным колдуном. В XVI веке его потомок, Георг Лермонт, попадает в Россию – так начинается род Лермонтовых.
Ярким примером образа поэта-пророка в творчестве Лермонтова является лирический герой юношеского стихотворения «Предсказание», где автор предугадывает события революции начала ХХ века. «Моя душа» — другое произведение подобного рода. Здесь Лермонтов угадывает собственную судьбу: «Я предузнал мой жребий, мой конец…»
Лирический герой в «Пророке» предстаёт зрелой и цельной личностью. Он не ропщет на людей или свою судьбу, но радуется обретению своего пристанища – пустыни. Она символизирует место, где нисходит божественное откровение. Образ пророка, созданный Лермонтовым, напоминает юродивого – нищего странника, отказавшегося ради служения Христу от всех земных благ.
Темы и настроение
- Одиночество. Поэт-пророк полностью осознаёт свою миссию – говорить людям правду. Но это далеко не всегда приятно публике. Поэтому он вынужден искать покой и уединение в пустыне, где его слушают звезды. Без лишения себя социума, герой не может в полной мере реализовывать свои способности, потому пророк совершает подвиг отшельничества. Когда автор говорит об изгнании – он полон отчаяния и сострадания к людям. Настроение сменяется радостным, когда речь идёт о природе и звёздах.
- Поэт и поэзия – основная тема. Творчество – это дар неба. И относиться к нему нужно с должной ответственностью. Терпеть непонимание, одиночество – идти на многие жертвы ради того, чтобы мир узнал божественные слова.
- Поэт и толпа. Народ не желает принимать поэта, люди противятся заветам любви и правды. Вместо того чтобы прислушаться к словам пророка, она изгоняют его. Так и правдивые, искренние стихи часто оказывались под гнётом критики, а их авторы – в ссылке.
Идея
Основная мысль стихотворения – стойко и мужественно следовать своему предназначению. Людям не приятно знать правду о себе, но всё же должен быть тот, кто её вещает. И это поэт-пророк. Он призван, чтобы научить алчных и завистливых людей жить в мире и согласии. Лирический герой понимает, что это будет не просто, но он готов к трудностям и лишениям. Ведь сам «вечный судия» призвал его на это служение.
Смысл стихотворения был выстрадан поэтом, ведь сам он нередко вынужден был драться на дуэлях, отстаивая свое право на прямолинейность и честность суждений. Один из таких поединков его и погубил.
Средства художественной выразительности
В первой строфе встречается метафора: «В очах людей читаю я// Страницы злобы и порока».
Намерения героя автор подчеркивает эпитетом «чистые», что говорит об искренности и бескорыстии пророка. Этому по определению противопоставлена «самолюбивая» улыбка старца, который воспитывает презрение в детях к таким, как этот поэт. Лирический герой рисует свой портрет через взгляд человека из толпы: «Как он угрюм, и худ, и бледен!»
В стихотворении противопоставляются пустыня и мир людей, а проводник между ними – пророк, ведающий истину.
Кроме того, автор использует фразеологический оборот, берущий своё начало в Ветхом завете, – «Посыпал пеплом я главу». Что говорит об отчаянии и сожалении пророка.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru