Содержание

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова: тема, идея :: SYL.ru

Сегодня мы сделаем анализ стихотворения «Родина» Лермонтова. Автор написал его в год своей гибели – в 1841 году. За основу мы возьмём одну из общепринятых схем исследования лирических произведений, но внесём в неё свои коррективы. План анализа стихотворения «Родина» Лермонтова перед вами. Изучайте, размышляйте вместе с нами.

История

Стихотворение «Родина» было написано в марте 1841 года, а уже в июле великий поэт был смертельно ранен на дуэли. Известно, что изначально оно носило название «Отчизна». Из-за его пришлось поменять? Дело в том, что «отчизна» была термином декабристов, который означал «гражданский долг, патриотизм». Это не совпадало с основной идеей, которую Лермонтов вкладывал в произведение. Краеугольным камнем стихотворения послужили впечатления, которые он получил во время поездки через всю Россию, когда возвращался из Петербурга в полк на Кавказ.

Жанр и композиция произведения

Условно «Родину» можно поделить на две неравные части. Первые шесть строчек – полемические, остальные – элегия. В первой поэт говорит о Родине в общем, о том, какая она большая и красивая. Он вводит в произведение мотив пространства, чтобы показать всё великолепие России. Благодаря сонорным согласным стихотворение звучит очень поэтично. Лермонтов с удовольствием использует гиперболу, аллитерацию, чтобы усилить впечатление читателя.

Далее точка зрения лирического героя меняется – он спускается на землю, видит на холме чету белеющих берёз, деревенские огни. Он подмечает каждую деталь картины, развернувшейся перед ним. Это крестьянская изба со ставнями, полное гумно. К концу стихотворения лирический герой прекращает наблюдать и сам принимает участие в деревенском празднике. Таким образом, композиция стихотворения показывает нам, насколько новы и неожиданны впечатления, которые поэт вкладывает в произведение.

Тема стихотворения «Родина» Лермонтова

Так о чём же это произведение? Главная его тема, безусловно, любовь к отчизне. При этом чувство, по признанию самого лирического героя, странное. Почему? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо сделать краткий экскурс в творчество Лермонтова.

Рассмотрим стихотворение «Жалобы турка». Оно было написано в 1828 году, когда Лермонтову было всего 14 лет. Уже в нём мы видим, что любовь поэта к России довольно иррациональна. В этом стихотворении Лермонтов гневно описывает всё то, что ненавидит в стране, где человек стонет от рабства и цепей. Но здесь же он утверждает, что любит свою отчизну, свой родимый край.

В другом стихотворении, написанном в 1840 или 1841 году, Лермонтов назовёт Родину «страной рабов, страной господ». Считается, что поэта написал его накануне ссылки на Кавказ. После этого его обвиняли в отсутствии патриотизма. В ответ на критику за несколько месяцев до гибели Лермонтов пишет стихотворение «Родина». В нём поэт пытается объяснить, за что он любит Россию.

Продолжим анализ стихотворения «Родина» Лермонтова. С первых строк он отрицает всё то, что можно было бы посчитать причинами. Это не гражданское служение, воспетое декабристами, не официальный патриотизм и не прошлое России.

Поэт трижды повторяет свою идею – его чувство к отчизне странное, которое не может победить рассудок. Он признается, что сам не знает, за что любит Россию. Такая любовь – вопреки всему — очень напоминает интимные чувства, которые мы испытываем к другому человеку.

Однако всё-таки есть патриотизм в душе Лермонтова. Достаточно посмотреть на то, как он описывает природу родимого края, деревенские гульбища.

Художественные особенности

Первая часть стихотворения звучит торжественно, далее язык становится доступнее и проще. Отсутствие патетики связано с общей концепцией, заложенной в произведение. Из-за этого меняется и размер стихотворения. Начинается оно пяти- и шестистопным ямбом, а затем Лермонтов с легкостью переходит к четырехстопному.

Главными художественно-выразительными средствами являются эпитеты («степей холодное молчанье») и сравнения («разливы рек её, подобные морям»).

Значимость

Стихотворение «Родина» считается одним из наиболее известных произведений великого поэта. Это совсем неудивительно. Он написал о патриотизме так, как не делал никто до него. Конечно, современники не сразу оценили всю глубину мысли, которую поэт заложил в стихотворение. Однако критики уже тогда поняли важность того, что написал М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина» В. Белинский назвал «пушкинским», признав его одним из лучших работ поэта. Н. Добролюбов, в свою очередь, отметил, что Лермонтов, оказывается, «понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

Вместо заключения

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова закончен. Не зря оно считается шедевром русской литературы. В заключение отметим, что это стихотворение утвердило в поэзии жанр лирического размышления о родине, дополненного образами деревни и природы. Надеемся, наш анализ стихотворения «Родина» Лермонтова вам понравился!

www.syl.ru

Анализ стихотворения «Родина» (М. Ю. Лермонтов)

Русская история знает М.Ю. Лермонтова не только как гениального писателя, но и как офицера, доблестно защищавшего отечество в период Кавказских войн. Какой видел родину поэт, который воевал за неё? На этот вопрос поможет ответить стихотворение «Родина».

История создания

Любимым местом Лермонтова был Кавказ. Посещать его поэту доводилось не только по собственной воле, но и по долгу службы. Военную карьеру писатель планировал завершить, чтобы без остатка посвятить себя литературе. Добившись отпуска, Михаил Юрьевич покинул Тенгинский пехотный полк и отправился в Петербург, хлопотать об отставке. По дороге из Кавказа в столицу и было написано стихотворение «Родина».

У автора была возможность во время пути по-другому взглянуть на страну, а также было время в долгой дороге и поразмыслить о судьбе России. Есть версия, что изначально стихотворение называлось «Отчизна» и задумывалось как ответ на произведение поэта Хомякова, где автор призывает не гордиться завоеваниями, а помнить о высшем предназначении.

Жанр, направление и размер

Традиция обращения к теме родины берёт своё начало ещё в творчестве первых классических русских поэтов – Тредиаковского и Ломоносова. Стихотворение написано в жанре думы, что восходит к поэзии декабристов, в частности к творчеству К.Ф. Рылеева. Философская лирика на протяжении многих лет привлекала Лермонтова, именно в этом ключе написано и одно из его последних сочинений.

В поздний период творчества поэт отступает от некоторых правил строгого силлабо-тонического стихосложения. Так, в этом стихотворении Михаил Юрьевич использует вольный ямб, а способы рифмовки выбирает различные: перекрестный, парный и кольцевой. Всё это указывает на импровизационный характер произведения.

Композиция

Композиция стихотворения двухчастна. В начале Лермонтов заявляет о своей любви к отчизне, но тут же поясняет, что его патриотизм отличается от общепринятого. Лейтмотивом первой части становится отрицание. Перелом происходит с помощью противительного союза «но»:

Но я люблю — за что, не знаю сам

Далее Лермонтов упоённо рассказывает, что для него есть настоящая Россия. Об этом свидетельствует повторяющееся «люблю», а также подробность «с отрадой … я вижу».

Двухчастная композиция позволяет автору наиболее ярко подчеркнуть контраст противопоставления. Можно заметить, что составляющие стихотворения не равны, но едва ли это является структурным недостатком. Скорее наоборот: это авторский способ сказать нам, что наша страна гораздо прекраснее, чем принято думать, просто её прелесть нужно уметь видеть не только в достижениях, но и в бытовых деталях.

Образы и символы

Образ родины двулик: с одной стороны, он романтический, с другой — реалистический. Чаще всего страну восхваляют за военные успехи, следование традициям, великую историю. Лермонтов не отрицает, что весь этот комплекс качеств присущ и России, но это лишь внешний облик. Есть и внутренний образ родины, который также заслуживает внимания.

Примечательно, что Лермонтов — один из первых поэтов, кто обратился к берёзе как к символу России. Эта линия будет продолжена авторами ХХ столетия, в особенности С. Есениным.

Вероятно, это стихотворение написано ночью или поздним вечером. Образ ночи создаётся частым упоминанием этого времени суток (ночи тень, до полночи, ночлег), а также косвенными указателями: холод, огни деревень.

У лирического героя чуткое сердце, он проницателен и способен восхищаться мелочами. Его не привлекает наружная маска, он способен видеть то, что немногие способны заметить. Потому и его отрада «многим незнакома».

Темы и проблемы

  1. Тема родины раскрывается в стихотворении в деромантизированном ключе. Автор стремится представить отчизну в её истинном обличии, к которому относятся не величие и не доблесть, а просёлочные дороги, деревни, жнивы.
  2. Присутствует в стихотворении и мотив одиночества. Лирический герой признаётся в своей непонятости, мало кто способен понять его. Любовь поэта к родине отличается от того чувства, что испытывает большинство его соотечественников, ведь он совершенно иначе видит страну и ощущает дух народа.
  3. Проблема ценностей поднимается автором. Он видит главное достоинство страны не в богатой казне, а в полном гумне простых крестьян. Его радует, что пшеница убрана, а год был урожайным. В сравнении с этим вспоминается стихотворение Н. Некрасова «Несжатая полоса».

Смысл

Идея стихотворения в том, чтобы предложить читателю другой взгляд на родину. Поэт изображает пейзажи своей страны, национальный дух. Странность любви Лермонтова к родине проявляется в том, что ему нравятся не только положительная сторона: леса, реки, праздники, — но и отрицательная: холодные степи, печальные деревни. Поэт любит родину абсолютно за всё, искренне, всем сердцем.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что воспевания в стихах достойны не только великие победы, открытия или деяния государственного масштаба, но и простые жизненные мелочи. В них тоже необходимо видеть прекрасное и почитать их. Поэт твёрд в своих убеждениях, его не прельстят «слава, купленная кровью» или «заветные преданья».

Средства художественной выразительности

Эпитеты в стихотворении Лермонтова служат важными уточняющими элементами, придают дополнительные смыслы изображаемым объектам. Почему «молчание степей» именно «холодное»? Это может говорить о суровом климате, а также о равнодушии. Любопытно наблюдать, как перечисление объектов влияет на художественные средства: автор думает о лесах, реках, и первым даёт определение «безбрежные», а реки сравнивает с морями. Но не только ассоциации использует поэт. Подобно живописцу, он раскрашивает образы: желтая нива, белеющие берёзы.

Обращается автор и к олицетворениям: молчание степей, пронзая взором, преданья не шевелят. Лермонтов применяет смешанный троп — олицетворяющий эпитет (печальные деревни, дрожащие огни).

Выстроить композицию стихотворения помогает такая фигура речи как анафора, а используется она в первой части и в начале второй.

Критика

В.Г. Белинский считал «Родину» прекраснейшим стихотворением и ставил его в один ряд с шедеврами А.С. Пушкина. В целом позднее творчество Лермонтова критик оценивал очень высоко.

Для традиции русской литературы «Родина» также имеет большое значение. Если в эпоху классицизма были приняты помпезные восхваления страны в одах, то романтизм предлагает совершенно иное, субъективное восприятие отчизны. Лермонтов продолжает линию, начатую ещё Байроном, его произведением «Англия», на русской почве эту традицию продолжает Пушкин в «Медном всаднике» и поклонник Лермонтова Якубович в стихотворении «Люблю я, Дон, твои станицы…». Новым для этих авторов было не восхваление, а признание в любви к родине.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Тема Родины в поэзии Лермонтова на примере стихотворений поэта

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в стихотворении «Родина».

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: «Прощай, немытая Россия…»

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое стихотворение «Бородино».

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в стихотворении «Монолог». В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия — его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.

Читать стих поэта Тема Родины в поэзии Лермонтова на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

«Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

Стихотворение «Родина» было создано Лермонтовым в начале 1841 года, а в этом же году в июле месяце поэт был убит на дуэли. Стихотворение посвящено теме Отечества, которая была близка и дорога ему. Причиной написания стихотворения послужили взгляды на жизнь, которые не соответствовали взглядам общества того времени. В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов объявил виновниками гибели Пушкина светское общество, в нем выражены боль утраты и негодование от имени российского народа. Последние строки были восприняты при царском дворе призывом к революции, за это Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ. Через небольшой перерыв вторично сослан в эти же места. Все это время поэт в опале у императора. Поэт-изгнанник тоскует по родине, в этот период Лермонтов сильно меняется нравственно. Общество для него утратило смысл, привлекательность, появилась «черная меланхолия на лице», зато природа приковала его внимание.

В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к русскому народу и заявляет о своей кровной связи с ним, а также о любви к природе. Он вместе с народом переживает его горести и радости, поэтому его любовь «странная». Она противоречит нормам той жизни: нелюбовь к господам, самодержавию, крепостничеству и любовь к простому люду, природе. Лермонтов смог постичь недостатки общества того времени и смог понять, что спасти от ложного пути, по которому идет страна, может только народ. Лермонтов равнодушен к воинской славе, к заветным преданиям темной старины. И тоска, и любовь к родной стороне читается в следующих строках: «Но я люблю, — за что, не знаю сам — ее степей холодное молчанье…» Любовь и патриотизм звучат в стихотворении «Родина».

Проводя анализ стихотворения «Родина», можно сказать, что стихотворный язык его выразителен. Страдания русского человека поэт испытывал как свои личные, поэтому и выражал свою мысль через личное восприятие. Используются эпитеты, которые отражают душевное переживание, меньше применяется метафор. Читается стихотворение проще за счет непринужденной формы разговорной речи.

Главная мысль стихотворения: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Тема любви к родине подчеркнута повтором глаголов, обозначающих отношение поэта: «но я люблю», «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д. Состоит стихотворение из двух частей, они различаются по размеру и концепции. Вступление начинается торжественно, поэт признается в любви к Отечеству. Строфы меняются, начинается описание красот русской природы. В стихотворении четко прослеживается понятие: родина и государство. Здесь нет обличительных строк, зато есть лирические ноты с тоном грусти. Чувствуется горечь, боль и обида за страну и народ, который не проснется от рабства. В стихотворении выражены чувства поэта-изгнанника. Его можно назвать смелым вызовом, который обличает самодержавную Россию. Между строк можно прочитать обращение к следующим поколениям любить Россию такой, какая она есть. Стихотворение при жизни поэта не было опубликовано.

Тема родины из широкого плана переходит в более узкий, поддерживаясь лексикой самого стихотворения. Лексика первых шести строк имеет слова обобщающие (реки, леса, степи). Лексика второй половины конкретна, слова выражены в единственном числе (изба, обоз, чета берез). Естественно меняется и структура. В начале стихотворения используется шестистопный ямб (14 строк), затем рифмовка свободно меняется.

Про стихотворение «Родина» Белинский отметил, что фразы поэта отличаются алмазной крепостью, громовой силой, исполинской энергией. Перед нами раскрыт поэтом живой поэтический образ России. Основное содержание стихотворения — русская природа и непростая жизнь народа в России.

  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Родина»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич


goldlit.ru

Родина в творчестве Лермонтова. Тема родины в лирике Лермонтова

«Люблю отчизну я, но странною любовью!»

М. Ю. Лермонтов

Образ родины в творчестве Лермонтова является одним из ключевых. Однако отношения поэта к России неоднозначно.

Так, Михаил Юрьевич идеализирует прошлое своей отчизны, но совершенно недоволен современным положением дел в ней. Тема родины в лирике Лермонтова приобретает трагические ноты, связанные с невозможностью даже усилиями лучших людей исправить ситуацию. В то же время на страницах его произведений можно найти немало восхвалений подвигов и свершений России, но все они связаны с прошлым страны.

Странная и мучительная любовь к родине

Родина в творчестве Лермонтова представлена, как уже было сказано, весьма неоднозначно. Поэт не был склонен к показному патриотизму и анализировал окружающую его действительность. И многое из того, что он видел, ему не нравилось, казалось неправильным.

Лермонтов активно выступал против официальной точки зрения, которая гласила, что нынешняя Россия – практически идеал государства. Писатель видел в отчизне другое – это страна рабов и господ.

Но в то же время Лермонтов и любит свою родину: «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой». Это чувство иррационально, необъяснимо и причиняет поэту новые мучения.

Изображение родной природы

Яркими сочными красками рисует родные пейзажи Лермонтов. Природа и родина тесно переплетаются в сознании поэта. Несмотря на то что Лермонтов считается признанным певцом кавказских красот, в его творчестве много обращений именно к родной природе.

Родина в поэзии Лермонтова часто связана с воспоминаниями детства. Так, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» лирический герой, чувствуя свою отчужденность в ярком маскарадном мире, возвращается в своих воспоминания в те дни, когда жил ребенком в усадьбе. Перед его внутренним взором встают: дом, сад, пруд, село, поля и туманы над ними, аллеи, шорохи листьев под ногами. Родная природа предстает местом, где герой может спрятаться от шума и суеты человеческого мира.

Соотношение образов Родины и природы

Родина в творчестве Лермонтова предстает как место, где можно найти защиту и покой. Однако этот образ напрямую связан с пейзажными зарисовками. Только когда в сознании поэта восстают изображения ландышей, бескрайних полей, садов, отступает одиночество, приходит блаженство и умиротворение.

Образ природы наделяет способностью покорять человека Лермонтов. Тема родины лишается в подобных стихотворениях какой-либо социальной или политической направленности. Поэт видит красоту и гармонию природы, а следовательно, и отчизны. И эта красота и гармония останутся неизменными, в отличие от постоянно меняющейся государственной власти.

В природе Лермонтов видит и проявление Бога. В ее целесообразности, гармоничности, законах устройства.

Тема родины в лирике Лермонтова тесно связана с образами родной природы. При этом здесь поэт не колеблется относительно своей любви к отчизне. Он однозначно дает понять, что нет ничего прекраснее и ближе для него.

Природа и общество

Родина в творчестве Лермонтова включает в себя как образ природы, так и образ общества, окружающего поэта. При этом они контрастны и противопоставлены друг другу.

Так, общество наделяется дисгармоничными чертами. Там царствует ложь, злоба, несправедливость и лицемерие. Обрести здесь счастье, покой и умиротворение невозможно. Для Лермонтова это враждебный и опасный мир.

В противоположность обществу предстает природа. Она дарит успокоение, заглушает душевные страдания. Однако покой дается только на тот краткий миг, когда лирический герой оказывается погружен в природу и отстранен от общества. Но, так или иначе, ему приходится возвращаться — и страдания начинаются вновь.

Как относился к крепостнической России Лермонтов

Тема родины тесно связана с проблемой крепостничества и самодержавной власти. Лирический герой Лермонтова остро переживает царящую в стране социальную несправедливость. Он видит людей, закованных в цепи и лишенных свободы. Однако, даже страдая от окружающей действительности, он не в силах побороть свою любовь к отчизне. Здесь тема родины в лирике Лермонтова приобретает форму мучения и страданий, которые тесно сплетены с мотивом любви к отчизне.

Таким образом, отчизна предстает перед лирическим героем местом смерти и рождения, страной как близких людей, так и злобных лжецов и предателей.

Стихотворение «Родина»

Часто обращался к образу отчизны Лермонтов. «Родина» — стихотворение, в котором этот образ становится основным. Более того, это поэтическое признание в любви.

Описывая проявления отчизны, лирический герой признается ей в любви, признается в любви и сам Лермонтов. «Родина» — стихотворение, в котором происходит осмысление того, чем дорога герою Россия. Он перечисляет ее достоинства и недостатки, рисуя величественный и неприступный образ.

В стихотворении Лермонтов описывает три пейзажа, сменяющих друг друга. Это степь, лес и река – типичные образы русского фольклора. Степь завораживает своей необъятностью и привольностью. Лес предстает могучим, мощным, его образ придает родной природе богатырские черты. И замыкает пейзажный ряд описание полноводной, спокойной и величественной реки. Эти зарисовки родной природы отражают величие, ширь и размах России.

Однако образ родины включает в себя не только природные описания, но и изображения людей, которые обитают здесь. Поэт обращается к образу русского человека, который остается естественным, гармоничным в своем сосуществовании с природой.

Красочно и ярко изображается сцена народного веселья в праздник. Поэт бесконечно радуется царящему безудержному веселью, в котором проявляется свобода русского народа.

Лермонтов изображает разные грани образа родины, которыми восхищается и искренне их любит. Любое проявление отчизны находит отклик в душе поэта.

Описание героического прошлого России

Лермонтов, не в силах найти идеалы в окружающей его действительности, вынужден обращаться к прошлому отчизны. Поэт испытывает большой интерес к истории России. Объясняется это тем, что Лермонтов стремился найти героические характеры хотя бы в прошлом, если в настоящем не получилось.

Родина в творчестве Лермонтова тесно связана с концепцией национального характера. Так, в рамках этой концепции поэт в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» рисует образ Калашникова. Купец наделяется чертами богатыря, он предстает честным, сильным духом, отважным, способным стоять за правое дело и правду до конца. Создавая подобные образы, Лермонтов романтизирует персонажей прошлого и превозносит их на пьедестал отваги и чести.

Стихотворение «Бородино»

Стихотворение было написано в честь празднования юбилея Бородинской битвы. Построено стихотворение как диалог представителя поколения 1812 года с поколением писателя.

Рассказ ведет солдат, высказывающий взгляд на войну народа. Часты в стихотворении противопоставления предыдущего поколения с нынешним: «Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!» Современная Лермонтову молодежь предстает бездейственной, неспособной на геройства и отвагу. При этом прошлое поколение писатель изображает не просто как народную массу, а как объединенных одним стремлением сильных личностей.

Сила и красота национального духа

В стихотворении отражается противостояние «цивилизации», которую представляют французы, и «природы», которую воплощает русский народ. Так, русские предпочитают открытый бой и силу, умение и ловкость, пренебрегают французской хитростью и изворотливостью.

Своеобразие национального духа проявляется и в том, что отношение к людям определяется личными качествами, а не богатством мундира и принадлежностью к определенному сословию.

Такова в понимании Лермонтова идеальная отчизна, которую он любит, представляет и изображает, прибегая к романтической идеализации.

Основные мотивы в лирике поэта, связанные с темой Родины

Связь образа родины с темой поэта и поэзии отражают ранние стихотворения Лермонтова. Тема «Родина» в них проявляется через чувство родства лирического героя с народною душой. Так, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» герой обнаруживает свое родство с отчизной через национальную принадлежность – «с русскою душой».

Родина связана и с недосягаемым идеалом, как, например, в поэме «Мцыри». Образ родины для героя сливает с образами свободы и воли. Но мечта оказывается недостижимой и приводит героя к смерти.

Позднее в произведения Лермонтова проявляются мотивы тоски по родине. Возникает эта тема в связи с тем, что и сам поэт был оторван от родных мест, причиной тому – частые ссылки на Кавказ. Поэт тяжело переживал разлуку с отчизной. В стихотворениях позднего периода начинают возникать образы родной земли как источника живительной силы. В то же время оторванность от нее несет страдания гибель для писателя.

К тем же, у кого нет родины и кто неспособен страдать от разлуки с ней, поэт испытывает лишь презрение. Например, в стихотворении «Тучи» герой отчетливо оговаривает разницу между собой, изгнанным и страдающим, и тучами, которые не испытывают никаких мук и терзаний.

Заключение

Все произведения, которые Лермонтов создал за годы своей творческой жизни, связаны с темами родины и свободы. Не всегда поэт говорил об этом прямо, но эти темы звучали и в тех стихотворениях, где изображались судьбы поколений, велись рассуждения о предназначении поэта, рассказывалось об узнике или бессмысленном кровопролитии, повествовалось об изгнании и никчемности жизни. Через все эти произведения невидимой линией прошла тема Родины.

Если говорить о том, какое место занимает родина в творчестве Лермонтова кратко, то однозначно можно заявить, что центрообразующее. Многие мотивы лирики поэта так или иначе будут связаны с образом отчизны.

fb.ru

Анализ стихотворения Родина Лермонтова 7, 9, 10 класс

В этом стихотворении М.Ю. Лермонтова тема любви к родине переплетается с темой природы, и именно это придает ему особое своеобразие.

Стихотворение начинается с того, что лирический герой говорит о том, что его любовь к Отчизне «странная». Его душу не трогают ни слава, ни «старины заветные преданья».

Но вместе с тем поэт любит русскую природу: «степей холодное молчанье», «лесов… колыханье», «разливы рек». Взор поэта словно охватывает все просторы родного края. А потом его взгляд начинает выхватывать более детальные картины: он видит печальные «огни… деревень», «дымок спаленной жнивы», обоз, березы на холме, гумно, избы, разудалую пляску мужиков. Картина словно сужается образы становятся все конкретнее. Он готов почти до утра смотреть на пляску мужиков, и это вызывает у лирического героя чувство единения с народом, именно поэтому он называет свою любовь «странной». Ведь она не укладывается в рамки представлений его современников.

Языковые средства, используемые Лермонтовым выразительны. Это достигается тем, что в стихотворении при отсутствии метафор использовано много эпитетов («заветные преданья», «вечером росистым» и и.д.). Тема любви к родине подчеркивается троекратным повтором глагола»люблю», который прямо показывает отношение лирического героя к картинам, описанным в стихотворении.

Интересно композиционное построение стихотворения: начало торжественно, поэт рассказывает о своей любви к Отечеству, размер стихотворения шестистопный ямб. Но вот картина меняется, и мы видим красоты русской природы, проникнутые ноткой грусти, размышлением о судьбе обычного человека, стихотворение становится более личным, и потому размер стиха не сохраняется, рифмовка свободная.

Хоть в данном произведении нет обличительных слов и призыва, но современниками оно было воспринято вызовом самодержавному строю России. Стихотворение было опубликовано только после смерти М.Ю. Лермонтова.

Вариант 2

Произведение относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной идеи представляет авторские размышления на тему родины, отчизны, раскрывающейся с точки зрения романтического и реалистического образов.  Жанровое направление стихотворения определено в форме лирических рассуждений, думы, имеющих корни в поэтическом творчестве декабристов.

Структурная композиция стихотворения представляет собой двухчастную систему, в которая первая часть выражает личностное чувство поэта к родной земле в виде некоего отрицания, а вторая часть описывает с упоением образы российской природы, а также крестьянского быта. Тем самым поэт подчеркивает противопоставление в форме контраста полемического изображения первых шести строк и элегии.

Отличительным своеобразием «Родины» является использование поэтом в качестве стихотворного размера вольного ямба, представленного пятистопным, шестистопным, переходящим в четырехстопный, в сочетании с разными рифмованными способами в виде перекрестной, парной и кольцевой рифмы.

Среди художественных выразительных средств в стихотворении присутствуют формы ярких эпитетов, развернутые метафоры, великолепные сравнения, необычайные олицетворения, также особого приема в виде олицетворяющего эпитета, служащие важным уточняющим элементов поэтического содержания.

Кроме того, для усиления эмоционального воздействия поэтического повествования поэт употребляет словосочетания высокого стиля, передающие торжественное и вместе с тем душевное настроение произведения.

Главной мыслью стихотворения автор представляет описание внутреннего образа родины, заслуживающего, по его мнению, отдельного внимания. Поэтому примечательным моментом является символическое изображение поэтом русской березы, использованное им одним из первых.

Помимо темы отчизны в произведении проскальзывают мотивы одиночества, а также поднимается проблема ценностей, раскрывающаяся в демонстрации главного достоинства родины, обладающей не богатой казной, а полным гумном простых крестьянских людей.

Смысловая нагрузка стихотворения выражает авторскую идею о необходимости воспевания в поэзии не только великих побед и достижений своей отчизны, но и простых житейских мелочей, а также великолепие русской природы, являющихся истинным проявлением патриотических чувств гражданина к собственной родине.

Анализ стихотворения Лермонтова Родина по плану для 9 класса

План анализа

  • История написания стихотворения
  • О чем стихотворение
  • Жанр
  • Главная идея
  • Способ стихосложения
  • Художественные особенности
  • Значимость

История написания стихотворения Родина

Примечательно то, что стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1841 году. Предполагается, что начальной мотивацией для написания послужило путешествие через всю Россию на Кавказ. Пребывая вдали от родины, вдали от событий и настроений, будоражащих интеллигенцию России того времени, чувствуется изменение внутреннего мира поэта. Если раньше он был одержим декабристскими, народовольческими настроениями – то в этом стихе обнаруживается обращенье к глубинам собственной души.

Это уже второй раз Лермонтов угодил в ссылку. Отличие было поразительное, его первая ссылка была скорее похожа на исследовательскую прогулку. Михаил Юрьевич по большей части занимался изучением этноса Кавказа, с изумлением любовался и делал зарисовки восхитительной горной природы, изучал местные наречия.  Во второй раз поэт попал в самое горнило боевых действий. Опальный поэт был задержан за дуэль с сыном французского посла. Примечательно, что после того, как во время дуэли сломалась шпага, и противники перешли на пистолеты. Сын посла Барант, стрелявший первым, промахнулся. Тогда Лермонтов проявил благородство, отказавшись стрелять в оппонента, выстрелил в сторону.

На этом конфликт исчерпался, оппоненты примирились и разошлись. Но об инциденте стало известно властям. Дуэли в то время были строжайше запрещены, поэт снова оказался на Кавказе по обвинению в сокрытии противозаконных действий. По распоряжению самого императора Николая, командованию было приказано задействовать его в самых опасных боевых операциях. Но М.Ю. Лермонтов, будучи отважным человеком, с уже первых пор проявил себя как мужественный воин и даже был отмечен командованием в официальном донесении. И вот на фоне беспощадной, кровавой войны возникает стихотворение «Родина», которое вначале имело название «Отчизна».

По одной из версий автор поменял название потому, что стих с таким названием уже существовал. Это был пафосный недалекий стишок придворного поэта.  По другой версии, понятие отчизна было весьма часто употребляемо декабристами и народовольцами. Чтобы еще более не будоражить умы и не усугублять свое положение, стихотворение было переименовано. Какая версия правильная достоверно не известно.

О чем стихотворение Лермонтова Родина 9 класс

«Люблю отчизну я, но странною любовью!» — с первой строки автор указывает на нетривиальность того, что он собирается передать. Последующие пять строф отметают все стандарты восприятия, уводят в глубинный мир чувственного восприятия. Не секрет, что Лермонтов был весьма талантливым живописцем, а истинные художники воспринимают мир эмоционально и стараются выразить свои чувства в своих работах.

К тому же война, смерть, кровь резко свалились на поэта. Такие потрясения всегда кардинально меняют взгляды человека, заставляют переосмыслить ценности. Если его безусловно гениальные ранние произведения пронизаны юношеским максимализмом, воспеванием женской красоты, наполнены героическим запалом, то это стихотворение – человека уже познавшего цену многим вещам. Недаром В.Г. Белинский резюмировал: « …что за вещь – пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских».

Начало стиха отметает стандартные идеалы, как самого автора, так и общества в котором он жил, нивелирует превосходство интеллекта. Странно после такого начала усматривать в этом произведении какие-либо настроения против царя, государственного строя или заботу о бедном народе. Скорее поэт подвергает себя глубинному самоанализу. Начало стихотворения создано под эгидой приставки «не», этим Лермонтов как бы говорит о том, что здесь выражено вовсе не то что вы привыкли воспринимать. Далее, как истинный мастер, он проводит нас через галерею художественных образов, вызванных из его памяти.

Каждая строфа подобна отдельной картине созданной несколькими взмахами кисти гения. Но, что самое удивительное, каждый фрагмент чудным образом складывается в единое изумительное произведение, где ни отнять, ни прибавить нечего. Можно лишь войти с ним в резонанс, вызвать то истинное ощущение, от которого щемит сердце, хочется плакать и смеяться просто от того, что это чувство есть. «Любовь к отчизне» весьма затертое и заезженное понятие, но Лермонтову удалось содрать всю эту шелуху и обнажить истинную связь человека с родной землей.

Жанр стихотворения Лермонтва Родина

Если говорить о жанре стихотворения «Родина», то все весьма неоднозначно. Без сомнения – это глубокое философское произведение, поэтому его можно отнести к категории медитативная лирика. Но первые шесть строк совершенно выпадают из данного определения. В них автор как бы вступает в конфликт с собой и устоявшимися взглядами. Эту часть стиха скорее необходимо воспринимать как полемическую элегию. Далее поэт проводит читателя по идилличным картинам сельской пасторали в лучших ее проявлениях. В целом произведение все-таки более всего соответствует жанру философская (медитативная) лирика.

Главная идея стихотворения Родина (Лермонтов)

В стихотворении существуют две строки собственно определяющие его идею: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» и «Но я люблю — за что, не знаю сам». Если совместить эти строки в свете всего произведения, то приходим к законченному определению идеи: Истинная, чистая любовь к родине – это глубинное чувство, не относящееся ни к знаниям, ни к рассудительной логике, но определяющее саму суть человека.

Способ стихосложения

В своем стихотворении Лермонтов использует смешанный, разностопный ямб. Произведение состоит из 26 строк, которые, в свою очередь, составляют 2 строфы. 1-я строфа – начальные 6 строк, 2-я строфа – остальные 20. Автор применяет перекрестную рифму, а также кольцевую и парную.

Художественные особенности

Для выразительности он использует метафоры «Чету белеющих берез», «Разливы рек ее подобные морям»; эпитеты «Дрожащие огни печальных деревень», «И в праздник, вечером росистым»; олицетворение «Дрожащие огни печальных деревень»; ассонанс, аллитерацию.

Значимость стихотворения

М.Ю. Лермонтов понятие «любовь к родине» выводит на совершенно новое восприятие, для себя в первую очередь. Он нашел то истинное, глубинное чувство, которое является первоисточником и предлагает читателю сделать то же. Всю свою короткую жизнь поэт протестовал против глупых стандартов и клише, продиктованных светским обществом. «Родина» стала переосмыслением и протестом против представлений о патриотизме в то время. Добролюбов по этому поводу писал о Лермонтове: «…становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

Великое предназначение этого произведения поколениям всех времен – подталкивать к переосмыслению своих взглядов, заставить читателя понять, чьими глазами он смотрит на мир. Своими философскими, лирическими размышлениями он предлагает направить взор внутрь себя для обретения истинного фундамента. В своей жизни люди зачастую оперируют чужими, навязанными стандартами и пониманиями. Автор на примере себя предлагает содрать с себя все наносное, чтобы увидеть свою истинную индивидуальность. Только общество ярких индивидуумов, уважающих точку зрения других, может обрести истинное величие и свободу.

Вне всякого сомнения «Родина» Лермонтова – одно из самых гениальнейших произведений русской литературы. Такое чувство, что произведение опередило не только свое время, но и наше.

9 класс.

Анализ стихотворения Родина по плану

Родина

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

    Уникальное стихотворение, написанное в 1898 году, когда Александру Блоку было еще только 18 лет. Ранние работы поэта действительно были написаны еще простым языком, символизм наступил позднее, так же, как наступает утро

  • Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

    Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.

  • Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист

    Это светлое стихотворение часто на конкурсах читают дети. Восторженный, оптимистический настрой, радость наполняют первые же строки. Здесь много восклицаний, повторений… Показано восхищение природой, возрождением жизни

  • Анализ стихотворения Тургенева Два богача 7 класс

    Стихотворение написано в 1878 году в свободной форме. Оно состоит всего из 4 абзацев и 5 предложений. Речь в нем идет о двух видах богачей. Первые богатые люди имеют неисчерпаемое количество денег, влияния и власти

  • Анализ стихотворения Прячет месяц за овинами Есенина

    В стихотворении Прячет месяц за овинами лирический герой испытывает искренне душевное чувство неподдельного восторга от наступления весны и пробуждения природы.

sochinite.ru

Стихотворение Лермонтова «Родина» (анализ) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения поэтической мысли.

Мотив «странной» любви развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем контрастирующих планах: необъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно‑высокий предмет патриотического воодушевления («слава, купленные кровью») противостоит столь же «непобедимая» рассудком привязанность к иному «лику» родины – простым картинам родной природы русской деревни. Принято считать, что известный рисунок Лермонтова, названный «Чета белеющих берез», представляет собой авторскую иллюстрацию к стихотворению «Родина».

В стихотворении создан живой поэтический образ России, основное содержание которого – русская природа и народная жизнь. В стихотворении возникает образ русской деревни, дорогой автору, но бесконечно далекий от романтических образов ранних произведений. Для Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали, которые поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. Стихотворение «Родина» – это попытка собрать все, что ему дорого в родной стране. Он любит «ее степей холодное молчанье». Возможно, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить эту суровость родной природы. И горячая душа поэта, зовущая к безграничности, заметит что‑то родное в «лесов безбрежных колыханье».

Но в «Родине» деревня предстает как поэтическое воплощение отчизны, ее символ, средоточие патриотического чувства автора. Построение стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него печатью официальности, следует обилие изображения русской природы, большой мир России. Затем выступают частные, приближенные к наблюдателю детали пейзажа, непосредственно связанные с народным бытом. Наконец в финале появляется картина сельского праздника – «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужиков», на которую поэт‑путешественник «смотреть до полночи готов». Усталость странника заставляет любить простой и надежный устрой деревенской мирной жизни.

Развитие темы родины от широкого плана к более узкому поддерживается лексикой стихотворения. В первых шести строках преобладают слова обобщающие или отвлеченные. Далее следуют слова, обозначающие объекты широкого масштаба, географического, типографического характера (степи, леса, реки, проселочный путь).

Лексика второй половины стихотворения более локальна, конкретна. Здесь перед нами в частности, выраженные в единственном числе (обоз, чета берез, изба). Соответственно изменяется структура: разностопный (с преобладанием шестистопного) ямб первых 14 строк со свободно меняющейся рифмовкой.

В «Родине» незаметно стремление поэта отстоять право изображать «низкую природу».

«Родина» так же, как и «Бородино», «Валерик» и «Завещание», принадлежало к числу произведений, наиболее ценимых Л. Н. Толстым. Стихотворение Лермонтова положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр лиричности раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы.

В статье «Стихотворения Лермонтова» Белинский дал оценку поэзии Лермонтова: «Бросая общий взгляд на стихотворение Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет: им все доступно, все понятно; они на все откликаются. Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души».

Посмотрите эти сочинения

  • Пьянящий аромат свободы «Мцыри» Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова — Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах. Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
  • Первый психологический роман в русской литературе – «Герой нашего времени» И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов     В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
  • Печорин в кругу честных контрабандистов «Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?» М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены […]
  • Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени» (сочинение) Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», единственная часть, которая мне нравится-это «Бела». Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: «Славное […]
  • Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение) Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову. Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, […]
  • Сравнительная характеристика «Печорин и Максим Максимыч» (таблица) Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Всё новое быстро надоедает. Страдает от скуки. Вообще, уставший от жизни, пресыщенный молодой человек, ищет отвлечения на войне, однако буквально за месяц привыкает к свисту пуль и грохоту разрывов, снова начинает скучать. Уверен, что приносит окружающим одни несчастья, что усиливает его […]
  • Мотивы лирики Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов   В. Г. Белинский писал: «Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях. Роман […]
  • Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
  • Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:   И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал.   Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
  • Как Печорин относится к проблеме судьбы? (сочинение) Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо   Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
  • Три дня на воле (сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри) Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:   Таких […]
  • Стихотворение Лермонтова «Пророк» (анализ) Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк»   Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
  • Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (анализ) Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
  • Дуэль Печорина с Грушницким (анализ и сочинение) Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов   Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
  • Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени» В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин — представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ «потерянного» […]
  • Картины природы в поэме Мцыри Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
  • Герои своего времени (сочинение) Любопытство, бесстрашие, неоправданная тяга к приключениям — характеристики главного героя романа. На протяжении всей книги, автор показывает его нам с самых разных сторон. Сначала это взгляд Максим Максимыча, а потом уже и записки самого Печорина. Не могу назвать «судьбу» героя трагичной, так как ни смерть Бэлы, ни Грушницкого, ни печаль Максим Максимыча не делают его жизнь трагичнее. Возможно, даже собственная смерть не многим хуже, чем всё вышеперечисленное. Герой весьма отстраненно относится к людям, играет […]
  • Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям Лермонтова «Осень» и Тютчева «Осенний вечер») Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:   Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…   Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
  • Характеристика Мцыри (сочинение ) Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему. Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
  • Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича…» Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]

resoch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *