Содержание

Михаил Ломоносов — биография, список книг, отзывы читателей

дата рождения: 19 ноября 1711 г.

место рождения: село Денисовка, Русское царство

дата смерти: 15 апреля 1765 г.

Биография писателя

Ломоносов Михаил Васильевич — ученый мирового масштаба, философ, экономист, основоположник Московского университета, химик и физик, первый русский учёный-естествоиспытатель, именитый историк, основоположник русского литературного языка. Биография Михаила Ломоносова интересная, но очень тяжёлая. Он прожил трудную жизнь, полную приключений и испытаний.

Детство и юношество Ломоносова

Михаил Ломоносов появился на свет 19 ноября 1711 года в селе Денисовка Архангельской губернии. Отец будущего учёного был зажиточным крестьянином. Мать маленького Миши — дочь служительницы Николаевских Матигор, которая занималась церковной выпечкой и служению богу. Она умерла очень молодой, Ломоносову тогда исполнилось всего девять. С этого момента жизнь писателя меняется в худшую сторону. Всего отец Михаила Васильевича был женат три раза. Последняя мачеха Миши оказалась суровой и чёрствой женщиной. Она невзлюбила пасынка и каждый раз стремилась его в чём-нибудь поддеть.

Михаил повзрослел очень рано. В 9 лет уже помогал отцу и трудился с ним на рыбных промыслах в Белом море и Северном Ледовитом океане. Был очень смышленым и к 14 годам прочитал всю библиотеку, которая хранилась в доме. Читать и писать Михайла Ломоносова научил дьяк Дмитровской церкви. В 18 лет Михаил Васильевич узнал, что отец намерен его женить. Ломоносову это очень не понравилось и он, не долго думая, сначала сказался больным, а потом и вовсе сбежал в Москву ночью, не попрощавшись ни с кем из членов семьи.

Жизнь Ломоносова

И вот его знаменитое путешествие в столицу началось в 1730 году. Михаил Васильевич взял с собой из дома только две рубашки, да тулуп и две любимые книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. В январе 1731 года Ломоносов, подделав документы и выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. После этого обучения он стал одним из лучших латинистов Европы. В школе юного Ломоносова не жалели, над ним часто издевались и подшучивали, поводом была его бедность. Но старание и прилежная учеба не прошли даром, и вот в 1735 году Михаил Васильевич попадает в двадцатку лучших студентов. За все заслуги в обучении его отправляют в Санкт- Петербург в Академический университет.

По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении. Рукоположение не состоялось, но способный семинарист направляет все свои силы на естествознание. В марте 1736 года Ломоносова вместе с двенадцатью лучшими учениками отправляют в Германию. В Марбурге он попадает на обучение к Христиану Вольфу. Здесь он получает обучение по естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело).

Изучение естественных наук Михаил Ломоносов успешно объединяет с литературными занятиями. В 1739 году его вместе с другими русскими студентами переводят на обучение к Генкелю. За границей Ломоносов обучался пять лет. Все это время студенты жили в страшной нищете. Деньги на содержание студентов урезали, не позволялось давать им в долг. Ломоносов часто голодал, но всё-таки на последние деньги покупал книги, собирая свою библиотеку.

Будучи студентом, с ноября 1736 года, Михаил Ломоносов живет в доме вдовы марбургского пивовара. Через два с небольшим года, в феврале 1739 года, Михаил Васильевич женится на её дочери. Этот брак подарил Михаилу Васильевичу троих дочерей и одного сына. Но судьба не дает передышки писателю, и младший Ломоносов умирает ещё в младенчестве. На этом прерывается линия рода Ломоносовых.

Тридцатилетний Ломоносов возвращается в Петербург 8 июня в 1741 года. Его жена остается в Марбурге. В России Михаил Васильевич никому не говорил, что женился и почти 2 года не вспоминал о своей жене. В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение и настойчивые прошения организовать химическую лабораторию попадает под стражу на 8 месяцев. И лишь 12 января 1744 года его освобождают. А уже в 1745 году 25 июля Ломоносов стал первым в истории профессором химии Петербургской академии наук. В 1746 году он начал читать лекции по физике. Удивительно, что это были первые в истории лекции, проведенные только на русском языке.

Творчество Ломоносова

В 1748 году Ломоносов начинает писательскую деятельность и пишет на русском языке «Краткое руководство к красноречию». В 1749 году Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех. С этого момента биография Михаила Ломоносова меняется в лучшую сторону. Его начинают хорошо принимать при дворе, да и сама императрица к нему благосклонна. В 1753 году Ломоносов меняет свою направленность и начинает интересоваться оптикой, сам изобретает «ночезрительную трубу» (для того, чтобы видеть предметы ночью) и зеркальный телескоп. А его научные труды в области геологии и минералогии позволяют ему сделать выводы о закономерности эволюции.

В 1755 году Ломоносов проявляет себя как общественный деятель. По его настоянию и упорству, а так же продуманному проекту был создан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Чуть позже он помогает решить все проблемы, связанные с устройством гимназии и университетом при Академии. В этом же году Михаил Васильевич Ломоносов начинает писать трактат «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Главным произведением Михаила Васильевича по языку была «Российская грамматика», которая переиздавалась 14 раз.

В 1757 году Ломоносов издает собрание своих произведений, причем делает это в типографии Московского университета. В тот же год Михаил Васильевич становиться одним из членов Академической канцелярии, это дает ему право принимать участие в управлении дел Академии. Начиная с 1758 года учёный начинает управлять гимназией, университетом и географическим отделом. Михаил не может усидеть на месте и поэтому в 1764 году вместе с целой экспедицией отправляется на освоение Сибири.

Ломоносов стал автором огромного количества трудов по науке, истории, филологии, экономике. Взгляды Ломоносова значительно опережали время, в которое он жил. Из под его пера вышло немало литературных произведений, несколько од и трагедий. В том числе «Тамира и Селим», «Стихотворения» и «Рассуждение о твердости и жидкости тел».

Болезнь и смерть

Весной 1765 года Михаил Васильевич простудился. Последствия этой болезни оказались летальными для великого ученого. 4 апреля 1765 года Ломоносов скончался от воспаления лёгких. Его тело нашли в доме на Мойке. Погребение прошло на Лазаревском кладбище, Александр-Невской лавры в Ленинграде.

Александр Сергеевич Пушкин сказал о Ломоносове: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

readly.ru

Ломоносов, Михаил Васильевич | Русская Литература вики

Ломоносов, Михаил Васильевич (1711 – 1765) – великий русский учёный, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.

    Биография

    Ранние годы

    Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Денисовка (Архангельская губерния) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море.

    Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

    Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

    Учёба и трудовая деятельность

    Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

    В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

    Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной.

    Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

    В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

    В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

    Смерть и наследие

    Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

    В 1754 году он разработал проект Московского университета (ныне МГУ), названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

    Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

    Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

    ru.russianliterature.wikia.com

    список и краткий обзор :: SYL.ru

    Почти каждый русский человек знает великого ученого и писателя Михаила Васильевича Ломоносова и гордится им. Этот замечательный и добропорядочный человек, будучи сыном крестьянина, смог в своей жизни самостоятельно добиться необычайно великих побед.

    Великие люди велики во всем

    С самого раннего детства будущего ученого интересовали многие отрасли науки: он занимался серьезно математикой, языками, механикой, инженерией. Чутко относился к филологии и литературе. Получив такой большой опыт в различных отраслях, Ломоносов не мог не «выплеснуть» свои мысли на бумагу. Так получилось, что произведения Ломоносова оказались важны и нужны России и его соотечественникам. И сейчас его труды изучаются многими исследователями и просто теми, кто интересуется личностью ученого, достижениями российской науки.

    Какие произведения Ломоносов только не сочинял. Это были литературные труды и оды, материалы по химии, физике, математике. Даже сатирические произведения Ломоносова интересны для современного читателя.

    Самые популярные произведения

    Пожалуй, самые важные труды Михаил Васильевич создал в области русского языка и литературы. Он в числе первых в литературе предложил «теорию трех штилей» (стилей). Поясним:

    • к высокому стилю он относил литературу, которая должна была быть написана для духовных наставников, знати; в ней используются церковно-славянские слова и общеупотребительные; жанры к этому стилю должны были относиться следующие: героические поэмы, оды, трагедии;
    • к среднему стилю, по теории, автор относил драмы, лирику; использоваться в этом стиле должны были только общеупотребительные слова;
    • низкий стиль предполагал написание басен, сатир, комедий; в этом жанре разрешалось использование разговорных слов и общепринятых выражений.

    Таким образом, в литературе «порядок навел» Михаил Ломоносов. Произведения, которые помогли в этом, называются «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке».

    Ломоносов – замечательный поэт

    Произведения Ломоносова затрагивают и поэтическую натуру этого прекрасного человека. Он очень емко, ярко, иногда хлестко отображал суть дела. Если хвалил («Ода на день восшествия (…) Елизаветы», «Ода на взятие Хотина», «Ода в праздник рождения Иоанна Третьего»), то, безусловно, высоко, пафосно, с гордостью за дела великие. Если высмеивал («Жениться хорошо, да много и досады…», «Гимн бороде»), то жестко, будто хлыстом ударял. Да, и в самом деле обидно было за державу, что в стране духовенство управляет людьми бесчинно, жадно, бестолково.

    Произведения Ломоносова (стихи, басни) тоже хорошо были известны читателю своими лаконичными, яркими образами: «О страх! о ужас! гром! ты дернул за штаны…», «Свинья в лисьей коже», «Случились вместе два Астронома в пиру…». А о том, что эти стихи актуальны и по сей день, и говорить не приходится.

    Сатирические труды литератора

    До Ломоносова в литературе чаще обращались к портретному, конкретному отображению человека в стихах, банях, одах. А вот поэт обобщал сразу слой общества, которому была присуща какая-либо характерная черта, выставлял ее на обозрение и потеху читателю. И такие произведения, как «Послушайте, прошу, что старому случилось…», «Искусные певцы всегда в напевах тщатся…», «Мышь некогда, любя святыню…», «Услышали мухи…» и множество других сатирических стихов и басен являются тому подтверждением.

    Научные труды Ломоносова

    Прекрасный химик, увлеченный математикой и физикой, Ломоносов имеет написанные работы и в этой области. Он писал, что «математика ум в порядок приводит», а химия и физика без математики – пустой звук. Написав свою работу «Слово о пользе химии», он четко указывал, что химию нужно воспринимать не как искусство (такое отношение к химии было во времена ученого), а как науку.

    Сколь замечательны произведения Ломоносова по истории. Это великие и очень успешные труды. Сам Михаил Васильевич считал, что Россия пережила шесть этапов в становлении и развитии государства. Он первым выдвинул теорию о славяно-чудском происхождении Руси. Первоначально с этим доводом не соглашались, но позже решили, что предположение имеет право быть. В своей работе «Древняя Российская история» Ломоносов как раз об этом пишет. Этот труд стал известен не только в России, но и был принят в европейских странах. И опять стоит отметить, что труд оказался пророческим и актуальным по сей день.

    Ломоносов преуспел и в педагогике

    Многие друзья и соотечественники говорили о том, что Ломоносов очень чутко, трепетно относился к людям. Не мог он пройти мимо педагогического воспитания, особенно воспитания молодежи. Тем более академик некоторое время работал педагогом. Образование должно быть доступным для всех уровней и слоев общества, считал Ломоносов. Известные произведения по этой тематике имеют названия: «О воспитании и образовании», «Проект регламента Московских гимназий».

    Экономические труды Ломоносова

    Ученый радел о развитии России. Он был настоящим сыном и патриотом своей страны. Никак не обойти тему экономики в таком случае. Для быстрого роста благосостояния в государстве необходимо развивать промышленность, металлургию в частности, считал Ломоносов. Произведения (список) в этой области есть следующие:

    • «Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств».
    • «О размножении и сохранении российского народа».
    • «О лучшей государственной экономии».
    • «Об исправлении земледелия».
    • «О сохранении военного искусства во время долговременного мира».
    • «О лучших пользах купечества».

    Сельскохозяйственные вопросы, вопросы увеличения численности населения, интерес к мореходству тоже отражен в этих трудах.

    Интересные факты, открытые Ломоносовым

    Некоторые труды Ломоносовым не были закончены, но из них мы почерпнули необыкновенные факты, до которых додумался, открыл великий ученый:

    • найдены чертежи академика, которые являются прообразом настоящих вертолетов; эти труды Ломоносов самостоятельно разрабатывал, не касаясь и не зная о трудах да Винчи; схемы были обнаружены после смерти русского практика;
    • ученый при помощи математических расчетов определил, что вокруг планеты Венера существует атмосфера; даже астрономы, современники Ломоносова, не смогли этого определить, а русский физик и химик сумел это сделать;
    • «ночезрительная» труба – прообраз современного телескопа, позволяющая наблюдать далекие небесные тела в темное время суток – тоже разработка Михаила Васильевича.

    Недаром труды Ломоносова популярны и сейчас. Это дань уважения и признания велика этому известному академику. Он действительно очень многое сделал для российской науки и культуры, общества, России в целом. Памятники Ломоносову расположены в Архангельске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, на Воробьевых горах, в Краснодаре, в Харькове (Украина), Марбурге (Германия). В честь ученого названы улицы и площади, библиотеки, школы, вузы и другие заведения. Один из престижных вузов Москвы, например, носит имя Михаила Васильевича.

    www.syl.ru

    О жизни и творчестве М. В. Ломоносова | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

    М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской акаде­мии, затем была Академия в Киеве, Гимназия при Петербургской академии наук, школа философа Вольфа в Марбурге, Фрейбергский университет (Германия).

    Ломоносов был щедро одарён многими талантами. Он был замечательным химиком, исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, заново открыл секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и писал исторические труды. Одним из первых активно занялся картографией. Очень много М. В. Ломоносов сделал для становления русского литера­турного языка. Он составил правила стихосложения на русском языке, был автором многих торжественных од и других произве­дений.

    В школе проходят такие произведения М. В. Ломоносова: «Случились вместе два астронома в пиру…» (5-й класс), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс).

    Можно назвать такие его художественные произведения: «Ода на взятие Хотина», сопровождённая «Письмом о прави­лах российского стихотворства»; «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием вели­честве при случае великого северного сияния», «Письмо о пользе стекла», «О пользе книг церковных в российском язы­ке», «Разговор с Анакреоном», «Краткое руководство к крас­норечию». Материал с сайта //iEssay.ru

    Ломоносов имел мощный ум, наблюдательность, способ­ность к обобщениям, трудолюбие, настойчивость, стремление до­водить дело до конца, искренность, страстность, правдивость. Ломоносов обладал даром красноречия, безусловным педагоги­ческим талантом, он любил Россию и все силы свои приложил к тому, чтобы принести стране и народу как можно больше пользы и добра.

    Целью жизни Ломоносова было постижение тайн природы, развитие науки в мире и особенно в России: «утверждение наук в отечестве», как писал сам Ломоносов. Он сделал, казалось бы, невозможное для открытия Московского университета, который сейчас носит имя своего основателя.

    На этой странице материал по темам:
    • монография о творчестве ломоносова
    • жизнь и творчество ломоносова краткое
    • доклад о ломоносове кратко
    • сообщение о жизни и творчестве ломоносова кратко
    • сочинение жизнь и творчество ломоносова

    iessay.ru

    Биография Михаила Ломоносова — биография Ломоносова М.В.

    Дата рождения: 19 ноября 1711 года
    Дата смерти: 15 апреля 1765 года
    Место рождения: Деревня Мишанинская, Архангельская губерния, Российская империя

    Михаил Ломоносов – русский ученый, естествоиспытатель. Ломоносов Михаил Васильевич известен не только как ученый, но как писатель и поэт.

    Гениальный ученый увидел свет в 1711 г. в одной из русских деревень, в благополучной семье. Родители занимались ловлей рыбы и торговлей. Беззаботное детство мальчика проходило за выходами в море с отцом, освоением грамоты, чтением разной литературы.

    Однако безоблачное детство вскоре закончилось со смертью матери. Вторая супруга отца относилась к Михаилу довольно холодно. Когда отец решил насильно женить сына, будущему гению пришлось прикинуться больным, чтобы избежать этого.

    Поворотным моментом в жизни Ломоносова оказался случай, который изменил его судьбу. Из дома он убежал под покровом ночи и присоединился к каравану с рыбой, державшему путь на Москву.

    Нагнал караван он только лишь через несколько дней, имея при себе всего несколько необходимых вещей.

    Будущий ученый отдал предпочтение именно этому городу после долгих раздумий, выбирая еще между Киевом и Петербургом, поскольку это были самые перспективные города в плане развития во всех областях знаний.

    После изнурительной трехнедельной дороги Ломоносов, наконец, достиг столицы. Вскоре он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Возрастная разница с другими детьми была довольно велика, не раз приходилось терпеть всяческие насмешки.

    Однако Михаил полностью посвятил себя учебе. Выживал всего на пару копеек в день, не обращая внимания на регулярные письма отца с нареканиями. Столь беззаветное посвящение себя в гранит науки не прошло бесследно – за один год учебы он усвоил программу трех лет, восхищая всех педагогов своими способностями.

    Намереваясь умножить свои знания в точных науках, в 1734 г. будущий ученый подался в Киево-Могилянскую академию. Через год его и еще нескольких учеников отправили учиться в Петербург. Но задержавшись там ненадолго, Михаил уже через полгода отправляется на немецкую землю. В тот период в России не хватало химиков, понимающих горне дело, и Михаил попал в список немногих студентов, кого отправили постигать эту науку в Германию.

    Поступив в немецкий университет, Ломоносов начинает досконально изучать такие науки как гидравлику, гидростатику, механику, теоретическую физику, аэрометрию. Немало времени посвящал изучению иностранных языков. А также занимался танцами, фехтованием, интересовался живописью.

    Через несколько лет будущий профессор и еще несколько студентов обосновались во Фрайберге для изучения металлургии. Однако из-за конфликта со строгим преподавателем Михаил оставляет это учебное заведение с намерением вернуться на родину, что удается ему не сразу. В 1741 году Ломоносов возвращается в Петербург. Через четыре года он получает степень профессором химии.

    В 1757 году гениальный ученый вступает в членство Академической канцелярии. Тогда же выпускается его наиболее знаменитая работа о металлах. Ломоносов начинает посвящать много времени своим научным трудам.

    Последней и самой выдающейся его работой стала «Древняя Российская история». Михаил Васильевич много энергии вкладывал в совершенствование Академии, стремился сделать доступным обучение для низших слоев общества.

    Основные достижения Михаила Ломоносова:

    • Главные достижения Ломоносова коснулись физики, химии и астрономии.
    • Открыл закон сохранения материи
    • Обосновал теорию цветов.
    • Занимался развитием русского научного языка
    • Создал рефлекторный телескоп
    • Доказал, что на Венере есть атмосфера

    Важные даты биографии Михаила Ломоносова:

    • 1730 г. – Путешествие в Москву
    • 1748 г. – Создание химическую лабораторию, первую в России
    • 1753 г. – Обоснование стекольный завод
    • 1755 г. – Завершение проектирования Московский университет

    Интересные факты из жизни Михаила Ломоносова:

    • Ученый отличался вспыльчивым характером
    • Увлекался фехтованием
    • Имел почетный титул звание величайшего ученого своего времени
    • Любил есть рыбу
    • В споре сломал нос немецкому ученому

    the-biografii.ru

    «Жизнь и творчество М.В. Ломоносова (какой вклад внес М.В. Ломоносов в русский язык и литературу)»

    Сочинение



    Скоро сам узнаешь в школе,
    Как архангельский мужик
    По своей и божьей воле
    Стал разумен и велик.
    Некрасов.

    Славная биография Ломоносова хорошо известна каждому школьнику. Закончив обучение в Славяно-греко-латинской академии, а затем в Германии, Ломоносов 8 июня 1741 года прибыл в Петербург.
    С этого времени началась его блестящая академическая деятельность. В1745 году он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. Диапазон исследований ученого необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Столь же известны его заслуги и на почве народного просвещения. Горячий патриот России, Ломоносов выступил за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт в 1755 году Московский университет. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
    В Германии Ломоносов написал возражение Тредиаковскому и отослал в Петербург вместе с одной «На взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях. В «Письме о правилах российского стихотворства»(1739) Ломоносов смело распространил тонический принцип на все русское стихосложение. Ломоносов призывал и двустопные и трехстопные стихи. Он блестяще показал выразительные возможности ямба, и умело применил сочетание мужских и женских рифм, тогда как Тредиаковский настаивал на употреблении одних женских рифм. Не отергал Ломоносов и дактилические рифмы. Он хотел дать простор русскому стиху.
    Той же заботой о свободе выражения отмечена и последующая реформа Ломоносова в области литературного языка. В 1757 году, уже в России, зрелый ученый пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором излагает знаменитую теорию «трех штилей». Ломоносов в качестве основы литературного языка. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму – знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему – слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили слова простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы, и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль.
    Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открывал перед поэзией широкое художественные горизонты. Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для после петровской эпохи, в кторую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.

    www.allsoch.ru

    Биография — Ломоносов МВ — жизнь и творчество великого русского гения

    Кафедра гуманитарных наук

    РЕФЕРАТ

    по культурологии

    Тема: «М.В. Ломоносов — жизнь и творчество

    великого русского гения»

    План

    Введение. стр.3

    Глава I Жизнь М. В. Ломоносова. стр. 4

    Глава II Творчество великого ученого стр. 6

    Заключение. стр. 9

    Введение

    В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Петровские преобразования привели к более широким контактам с западными странами. В 1725 году в Петербурге была открыта Академия наук, а еще раньше – артиллерийская, математико-навигационная, техническая школы. А также лингвистические школы, медицинская, школа горной промышленности, «цифирные» школы, «гарнизонные». Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать да и то не всякий, так как по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием. Поэтому случай с М. В. Ломоносовым можно считать уникальным. Чтобы было, если бы Ломоносова Михаила местный дьяк не научил читать и писать, а у одного крестьянина из соседней деревни не нашлись «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Наверняка бы российская наука никогда бы и не узнала имя великого русского ученого — М. В. Ломоносова.

    Глава I. Жизнь М. В. Ломоносова.

    М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне одного из островов дельты Северной Двины против Холмогор Архангельской губернии. В девятилетнем возрасте он лишился матери, а мачеха была «злой и завистливой» и противилась его стремлениям. То, что мальчик родился в семье черносошного (государственного) свободного крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом и имевшего пахотную землю и судно, должно было сказаться на его дальнейшей судьбе: он тоже должен был заняться рыбным промыслом. Местный дьяк Семен Никитичь Сабельников обучил Михаила читать и писать, и судьба повела его другой дорогой. Однако «вратами учености» для него стали «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого, которые он брал у Христофора Дудина, крестьянина соседней деревни. Отец и мачеха всячески противились стремлениям Михаила к наукам, но он все равно добивается своего. Втайне от отца он получил на руки паспорт, отдалжил денег, одежду и с рыбным обозом отправился в Москву (декабрь 1730 года). С жильем в Москве ему помогли земляки, и в 1731 году М. В. Ломоносов подает прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, в которой обучались дети священников. Ввиду того, что в этом году случился недобор, то ректор этого заведения разрешил взять разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносов вынужден был скрыть свое происхождение, назвав себя сыном Холмогорского дворянина. Таким образом, его приняли. Большая разница в возрасте принесла ему немало горечи и обид от одноклассников. Как позже он сам вспоминал: «Школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!» Непродолжительный период он учился в Киевской духовной академии, но потом вернулся в Москву, в славяно-греко-латинскую академию.

    В числе лучших учеников академии он в 1736 году будет послан на дальнейшее обучение в университет при Петербургской академии наук. Необходимо отметить, что кроме программных предметов Михаил Ломоносов много занимался самостоятельно. В этом 1736 году его в числе лучших посылают учиться химии и горному делу за границу, в Германию.

    Годы учебы в Марбургском университете не прошли даром: живя на квартире он познакомился с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью хозяйки и женился на ней. В 1739 году М. В. Ломоносов успешно заканчивает Марбургский университет. Затем обучение химии и горному делу продолжалось в г. Фрейберге (1739-1740). Ссора М. В. Ломоносова с одним немецким ученым привела к тому, что он покинул Фрейберг. На протяжении многих месяцев он странствовал по Германии под видом немецкого студента, был взят в рекруты в прусскую армию, но смог бежать. Если говорить в целом, то в Германии М. В. Ломоносов был с 1736 по 1741 год (германский период его жизни). После возвращения в 1741 году в Петербургскую Академию наук он продолжает заниматься наукой, но его ссора еще с одним немецким ученым привела к тому, что с 1741 по 1743 год М. В. Ломоносов был под домашним арестом. За весь свой Петербургский период жизни (1741-1765 г. г.) он неустанно работал в Петербургской академии наук, несмотря на интриги других ученых и козни недоброжелателей. 4(5) апреля 1765 года М.В. Ломоносов умер на 54 году жизни, после тяжелой болезни.

    Глава II. Творчество М. В. Ломоносова.

    Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. 19 августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкой крепостью Хотин. М. В. Ломоносов не смог не откликнуться на это событие, которое явилось завершением четырехлетней войны:

    «Не медь ли в чреве Этны ржет

    И с серою кипя клокочет?

    Не ад ли тяжки узы рвет

    И челюсти разинуть хочет?

    То род отверженной рабы,

    В горах огнем наполнив рвы

    Металл и пламень в дол бросает,

    Где в труд избранный наш народ

    Среди врагов, среди болот

    Чрез быстрый ток на огнь дерзает.»

    Тем самым М. В. Ломоносов положил начало подлинно художественной тонической поэзии. На протяжении 40-х-60-х годов XVIII века из литературных произведений он пишет оду 1747 г., «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о божием величестве», оду 1750 г., трагедию «Тамира и Селим», «Письмо о пользе стекла», стихотворения «Гимн бороде», оды посвященные участию России в Семилетней войне, поэму «Петр Великий», «Стихи сочиненные на дороге в Петергоф». Особняком стоят его работы этого периода, касающиеся русского языка – «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» – стали продолжением развития русского языка XVIII века.

    М. В. Ломоносов занимался самыми различными науками и отраслями знаний: горной металлургией, физикой и химией, историей и географией, риторикой и геологией, демографией, декоративно-прикладным искусством и астрономией. В 40-е-60-е годы XVIII века М. В. Ломоносов пишет работы по горной металлургии – «Первые основания металлургии или рудных дел», «О вольном движении воздуха в рудниках примеченном», по физике и химии – «Элементы математической химии», «Размышления о философских началах физико-химического соответствия серебра и ртути», «Рассуждение о катоприно-диолтрическом зажигательном инструменте», «276 заметок по физике и корпускулярной философии», «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», «Заметки о тяжести тел», «О сцеплении и расположении физических монад», «О действии химических растворителей вообще», «Размышления о причине теплоты и холода», «О металлическом блеске», «Об отношении количества материи и веса», «О тяжести тел и об известности первичного движения», «О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах», «Диссертация о селитре», «Опыт теории упругости тела», «Рассуждения о твердости и жидкости тел», «Введение в истинную физическую химию», «Слово о происхождении света», «Слово о явлениях воздушных», «Об отношении массы и веса», «Теория электричества, изложенная математически», по истории и географии – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, до 1054 года», «Рассуждения о большей точности морского пути», «Краткое описание путешествий разных по северным морям и возможного проходу из Сибирского океана в Восточную Индию», «О морозе, случившемся после теплой погоды», «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», по риторике и геологии – «Риторика», «Краткое руководство к красноречию», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «О слоях земных», по демографии – «О размножении и сохранении российского народа», по декоративно-прикладному искусству и астрономии – мозаический портрет «Петр Великий», мозаика «Полтавская баталия», «Явление Венеры на солнце». Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты.

    Свыше 46-ти работ – таков творческий итог его деятельности. Российская наука получила благодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.

    Заключение

    М. В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов.

    Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

    Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук. Как позже писал С. И. Вавилов, что «часто встречающееся сопоставление М. В. Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гетте правильно и оправдывается не многообразием видов культурной работы М. В. Ломоносова, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков. Среди современников М. В. Ломоносова, живших и работавших в России, было немало «политигисторов», соединявших, например, математические исследования с работой над изданием летописей. Однако энциклопедизм этих людей вытекал из внешних требований и нажима, а не из внутренних потребностей, как это было у М. В. Ломоносова». И в заключении мне хотелось бы привести высказывание – призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею».

    Используемая литература.

    1. Андерсон М. Петр Великий. Ростов-на-Дону 1997 г.

    2. Вавилов С. И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961г

    3. Шилинский А. Ю., Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986 г.

    4. Кузнецов Б. Р. Творческий путь Ломоносова. М. 1961 г.

    www.ronl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *