Жизнь и творчество Ломоносова Михаила Васильевича
Эпоха XVIII века находилась под влиянием классицизма. Под этим словом понималась социально-культурная практика элиты древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к ней стремилась. При этом часто подражание античности уступало рационализму творчества. Этот стиль, с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанный на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, влиял на поэтическое творчество Ломоносова.
Но исследователя не устраивал только рационалистический взгляд на действительность.
Особенности творчества М. В. Ломоносова
Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отражать окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.
Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.
Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова
Ода в литературе классицизма получила преимущественное развитие. Этот жанр наиболее отвечал задачам эпохи, когда общие цели поднялись над личными. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда его переживания отражали события государственного и общенационального уровня.
Оды
Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам.
Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.
Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Лирический сюжет оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают «орлы российские». В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.
Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.
Необходимость реформы русского стихосложения
В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.
Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.
Принципы стихосложения Тредиаковского
Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.
Создание поэтической системы Ломоносовым
Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.
Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому жанру оды. Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.
Утверждение нового принципа стихосложения
В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.
Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.
Литературное творчество Ломоносова
Начало XVIII века в России характеризовалось еще средневековым укладом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, а также развивалась культура и просвещение.
Творчество Ломоносова в литературе ярко проявилось в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого она господствовала целое столетие и нашла продолжение в произведениях А. С. Пушкина.
Творческая деятельность Ломоносова была направлена на создание русской литературы. Книги издавались в основном церковные, и в них было множество слов из греческого и других языков, которые большей частью были непонятны читателю. Теория российского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым подразумевалось московское наречие. Слова разделялись на 3 штиля:
- общеупотребительные;
- книжные, за исключением неупотребительных;
- простонародные.
Первый из штилей (высокий) был предназначен для написания од и поэм; средний служил для прозы, элегий, сатир, дружеских писем в стихах; низкий – для составления песен, эпиграмм, комедий и написания обычных дел. На этой теории стилей в дальнейшем держался литературный язык XVIII века.
Как патриот и общественный деятель, Ломоносов всячески способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого русского университета.
Творчество Ломоносова в литературе тесно связано с научными трудами. Стихом и русским языком поэт владел лучше любого его современника. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создавал новую терминологию.
Про жизнь и творчество Ломоносова кратко и содержательно сказал С. И. Вавилов, что в одной личности слились научные и художественно-исторические интересы и задатки. При этом они проявлялись не под воздействием нажима извне, а из внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восторгаться его значимостью, а самим употреблять свой разум.
Необходимость создания новых учебных заведений для россиян
Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.
Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.
Создание Московского университета
Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.
Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.
Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.
Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.
Заключение
Жизнь и творчество Ломоносова кратко описать трудно. Его деятельность проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внося новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сопоставима в сравнении только с Леонардо да Винчи.
Творчество Михаила Ломоносова и целеустремленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и ее выхода из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое остановить в дальнейшем стало невозможно из-за привлечения к этому людей всех сословий.
По значимости и внесенному вкладу в становление Отечества его ставят в один ряд с самыми выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.
fb.ru
Биография и творчество Ломоносова М.В. / Ломоносов М.В.
Михаил Васильевич Ломоносов, первый русский учёный и основоположник новой русской литературы, родился в 1711 году в деревне Денисовке, близ Холмогор, в крестьянской семье. Впрочем, отец его был не хлебопашцем, а рыбаком, гордился своим независимым нравом.
Юношей М.В. Ломоносов в 1730 году отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. По легенде, он пришёл в Москву пешком, сопровождая отцовский обоз. Он был самым старшим из своих одноклассников, но и самым успешным. В числе лучших учеников его послали для продолжения учёбы в Петербург, а в 1736 году — в Германию, в Марбургский университет. Там он занимался математикой, физикой и философией; позже во Фрайбурге изучал химию и металлургию. Когда Ломоносов вернулся в Петербург, то был определён в академию адъюнктом физики, а в 1745 году стал профессором химии. Получив место в Академии наук, Ломоносов работал там до конца своих дней — в течение 23 лет. В 1745 году он и В.К. Тредиаковский стали профессорами Академии — в ту пору это было наивысшее признание учёного мира. Ломоносов и Тредиаковский стали первыми русскими академиками.
Ломоносов добился открытия Московского университета и написал первый университетский устав. Ныне Московский университет носит имя своего основателя. С 1759 года Ломоносов занимался устройством гимназии и университета при Академии.
Естественнонаучные труды поставили Ломоносова в один ряд с выдающимися учёными Запада, он был избран в почётные члены стокгольмской и болонской академий. Ломоносов основал первую научную химическую лабораторию при Академии наук (1748).
Ломоносова часто называли «последним из титанов Возрождения». Действительно, эпоха Возрождения дала миру плеяду людей, которые проявили себя подлинными гениями во многих областях человеческой культуры. Эразм Роттердамский, Микеланджело, Леонардо да Винчи были не только поэтами и писателями, но и философами, естествоиспытателями, художниками. В России Возрождение так и не наступило, но Ломоносов стал подлинным титаном несбывшегося российского Возрождения.
Он был настолько многообразен в своём творчестве, что даже проект создания первого в России стекольного завода написал в стихах! Знаменитую поэму «Письмо о пользе стекла» он адресовал графу И.И. Шувалову, в ту пору всемогущему человеку, к советам которого часто прислушивалась царица Елизавета Петровна.
Но нас Ломоносов интересует прежде всего как писатель и поэт.
Когда Ломоносова отправили в Германию учиться горному делу и металлургии, он захватил с собой книгу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» Тредиаковского. Эта книга была испещрена его заметками. Многие заметки были ироническими — Ломоносов уже тогда догадывался, что необходима реформа стихосложения.
Одна из главных особенностей Ломоносова-поэта заключается в том, что свой поэтический дар он поставил на службу государству, Отечеству. Этим он основал ещё одну важную традицию: с тех пор принято говорить о гражданском звучании русской поэзии. (Через два века эта традиция получит наиболее яркое воплощение в творчестве Владимира Маяковского.) Когда Ломоносов вернулся из Германии, то почувствовал, что перед ним открылось необъятное поле деятельности. Он старался объять необъятное, проявить себя в различных областях. Ломоносов уже принадлежал не себе, а государству, считая, что и его поэзия должна стать поэзией государственных тем. Личные темы для него отошли на задний план, а темы государственного строительства и просвещения Отечества выдвинулись на первый.
Ломоносов перевёл небольшое стихотворение из Анакреона. Этот его дебют был первым русским стихотворением, написанным ямбом. Затем он написал торжественную оду, посвящённую победе русских воинов над турками и взятию крепости Хотин (1739), о которой мы уже говорили. Вместе с трактатом «Письмо о правилах российского стихотворства» он отправил оду в Академию наук. Однако в Академии решили эти работы не печатать. Обе они были опубликованы лишь через много лет. Литературная деятельность Ломоносова насчитывает множество славных страниц. Это различные оды, трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт», неоконченная поэма «Пётр Великий» и другие произведения.
Произведения Ломоносова создали новый поэтический и литературный язык, а его исследования в области естественных наук создали научный язык и терминологию. Система нового языка была теоретически обоснована Ломоносовым в «Российской грамматике» (1755) и в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Теория трёх стилей — высокого, среднего и низкого, разработанная Ломоносовым, господствовала в нашей литературе до Карамзина.
Для личных переживаний Ломоносов не оставил места в своей поэзии: он переживает трудности и радости родного Отечества, государства. Поэтический дар словно кажется ему слишком значимым, чтобы его можно было использовать для описания своих житейских волнений. Таким он предстал уже в первой оде «На взятие Хотина».
При Елизавете начинают формироваться групповые общественные интересы. Появляются кружки интеллектуалов при Московском университете, при Сухопутном шляхетском корпусе. Люди свободно и открыто обсуждают российскую историю, российские проблемы. Так начинают складываться групповые вкусы и пристрастия, групповые интересы. Открываются новые журналы, театры, поэтические кружки. Оды елизаветинской эпохи — лучшие образцы жанра. Но творчество Ломоносова прошло ещё через одну, весьма знаменательную эпоху — екатерининскую.
Ломоносов был восхищён Екатериной и особенно радовался пристрастию царицы к просвещению. Просвещение, по мнению лучших европейских мыслителей, с которыми Ломоносов познакомился в Европе, — это прежде всего просвещённые правители. Такие правители не только устанавливают нужные и справедливые законы, но и строго им следуют.
Именно к этому призывает Ломоносов в своих одах.
Источник (в сокращении): Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — М.: Вентана-Граф, 2015
classlit.ru
Михаил Васильевич Ломоносов: биография и творчество / Ломоносов М.В.
Ученый-энциклопедист, реформатор русского стихосложения и один из крупнейших поэтов русской литературы XVIII века («Петр Великий русской литературы» — по выражению В. Г. Белинского), талантливый художник, просветитель и общественный деятель, сумевший поднять российскую науку на небывало высокий уровень, — вот основные заслуги Михаила Васильевича Ломоносова перед Россией, и заслуги эти в высшей степени значительны, мало кто из его предшественников и последователей может похвалиться столь выдающимися достижениями, и это при том, что жизнь Ломоносова нельзя назвать долгой, он прожил немногим более полувека.
Широкую известность получила история жизни Ломоносова, то, «как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик» (Н. Некрасов). Необходимо только отметить, что этот человек, начавший учиться в Славяно-греко-латинской академии в двадцатилетнем возрасте, продолжал оставаться учеником всю свою жизнь, жадно стремясь к новым знаниям в самых разных отраслях науки, стремился он и выразить себя в искусстве, в первую очередь — в искусстве словесном.
Находясь в учении за границей, Ломоносов сочиняет «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года», в которой воплотил своё понимание того, каким должен быть русский стих, и сопроводил ее теоретическим обоснованием необходимости введения силлабо-тонического стихосложения как наиболее полно отвечающего «природному нашего языка свойству» под названием «Письмо о правилах российского стихотворства», развивающим новаторские идеи В. К. Тредиаковского о реформе русского стихосложения, высказанные им в работе «Новый и краткий способ к сложению русских стихов» (1735). Возможно, теоретические изыскания Ломоносова не были бы восприняты так, как они того заслуживали, но его поэтическая деятельность стала лучшим доказательством того, что силлабо-тоническая система стихосложения на самом деле является для русского языка наиболее естественной формой поэтического творчества, наиболее полно выражающей природу этого языка.
Свои теоретические принципы Ломоносов воплощал в жизнь в произведениях, жанровая природа которых полностью соответствует эпохе классицизма, господствовавшего в литературе и искусстве России XVIII века. Излюбленным его жанром была ода, в которой поэту удалось достичь значительных высот благодаря умению наполнить традиционную форму живым, близким и понятным современникам, поэтическим содержанием. Согласно принятой традиции, оды Ломоносова воспевали наиболее значительные события современной ему истории, они посвящались «первым лицам» государства, для чего использовались соответствующая лексика, обращение к мифологии, обширные исторические экскурсы, сравнения и изысканные рифмы, специальная «одическая строфа», состоящая из десяти стихов с особым способом рифмовки. Следует сказать, что свои оды Ломоносов по преимуществу «использовал» для того, чтобы привлечь внимание власть имущих к вопросам образования, науки и культуры, помочь их развитию и процветанию. Он много сделал для укрепления авторитета Российской академии наук, практически во многом благодаря именно его стараниям в 1755-м году был открыт университет в Москве, ставший со временем одним из крупнейших учебных заведении Европы. И для достижения всего этого Ломоносов активно использовал поэтическую деятельность.
Помимо больших достижении в жанре оды, Ломоносов создавал трагедии («Тамира и Селим», 1750-й год; «Демофонт», 1752-й год), в которых на традиционном для классицизма подражательном материале пытался разрешить наиболее животрепещущие вопросы современности, он начал работу над героической поэмой «Петр Великий» (первые две песни создавались в 1760-61-м годах), в которой воспевал исторического деятеля, бывшего для него образцом служения своей стране и ее народу. Особое место в поэтическом творчестве Ломоносова занимают сатирические стихотворения, в которых он едко, с большим успехом высмеивает негативные стороны современной ему действительности. Правда, за такой «успех» иногда приходилось достаточно дорого платить: стихотворение «Гимн бороде» вызвало огромное недовольство церковных властей и даже преследование автора Синодом. Также Ломоносов первым в русской поэзии обратился к теме памятника (включенный в «Риторику» вольный перевод оды Горация), ставшей затем одной из центральных тем русской поэзии.
Фактически поэзия Ломоносова стала для литературы XVIII века образцом гражданственности, поэтического мастерства, умелого использования традиционных поэтических форм в сочетании с новаторским подходом к тому, что позже будет названо единством формы и содержания. Те преобразования, которые «словом и делом» проводил Ломоносов, стали благодатной почвой для последующего развития русской литературы, а его вдохновенные поэтические строки навсегда остались в истории русской литературы и культуры как блестящие образцы использования возможностей русского языка в поэтическом творчестве.
Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014
classlit.ru
Жизнь и творчество Ломоносова Михаила Васильевича
Искусство и развлечения 14 ноября 2015Эпоха XVIII века находилась под влиянием классицизма. Под этим словом понималась социально-культурная практика элиты древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к ней стремилась. При этом часто подражание античности уступало рационализму творчества. Этот стиль, с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанный на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, влиял на поэтическое творчество Ломоносова.
Но исследователя не устраивал только рационалистический взгляд на действительность.
Особенности творчества М. В. Ломоносова
Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отражать окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.
Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.
Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова
Ода в литературе классицизма получила преимущественное развитие. Этот жанр наиболее отвечал задачам эпохи, когда общие цели поднялись над личными. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда его переживания отражали события государственного и общенационального уровня.
Видео по теме
Оды
Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам.
Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.
Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Лирический сюжет оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают «орлы российские». В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.
Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.
Необходимость реформы русского стихосложения
В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.
Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.
Принципы стихосложения Тредиаковского
Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.
Создание поэтической системы Ломоносовым
Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.
Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому жанру оды. Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.
Утверждение нового принципа стихосложения
В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.
Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.
Литературное творчество Ломоносова
Начало XVIII века в России характеризовалось еще средневековым укладом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, а также развивалась культура и просвещение.
Творчество Ломоносова в литературе ярко проявилось в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого она господствовала целое столетие и нашла продолжение в произведениях А. С. Пушкина.
Творческая деятельность Ломоносова была направлена на создание русской литературы. Книги издавались в основном церковные, и в них было множество слов из греческого и других языков, которые большей частью были непонятны читателю. Теория российского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым подразумевалось московское наречие. Слова разделялись на 3 штиля:
- общеупотребительные;
- книжные, за исключением неупотребительных;
- простонародные.
Первый из штилей (высокий) был предназначен для написания од и поэм; средний служил для прозы, элегий, сатир, дружеских писем в стихах; низкий – для составления песен, эпиграмм, комедий и написания обычных дел. На этой теории стилей в дальнейшем держался литературный язык XVIII века.
Как патриот и общественный деятель, Ломоносов всячески способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого русского университета.
Творчество Ломоносова в литературе тесно связано с научными трудами. Стихом и русским языком поэт владел лучше любого его современника. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создавал новую терминологию.
Про жизнь и творчество Ломоносова кратко и содержательно сказал С. И. Вавилов, что в одной личности слились научные и художественно-исторические интересы и задатки. При этом они проявлялись не под воздействием нажима извне, а из внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восторгаться его значимостью, а самим употреблять свой разум.
Необходимость создания новых учебных заведений для россиян
Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.
Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.
Создание Московского университета
Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.
Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.
Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.
Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.
Заключение
Жизнь и творчество Ломоносова кратко описать трудно. Его деятельность проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внося новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сопоставима в сравнении только с Леонардо да Винчи.
Творчество Михаила Ломоносова и целеустремленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и ее выхода из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое остановить в дальнейшем стало невозможно из-за привлечения к этому людей всех сословий.
По значимости и внесенному вкладу в становление Отечества его ставят в один ряд с самыми выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.
Источник: fb.ru ОбразованиеКак и где учился Ломоносов Михайло Васильевич. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова
Вопрос о том, где учился Ломоносов, скорее всего, вызовет недоумение у нынешнего поколения. А между тем он далеко не праздный. Сейчас, когда у молодежи наблюдается повышение интереса к прошлому своей страны, не зазорн…
Искусство и развлеченияПришвин: биография (для детей). Михаил Михайлович Пришвин: жизнь и творчество
Русский писатель М. М. Пришвин — автор бесчисленных повестей и рассказов о природе. И, как непревзойденный Айвазовский в написании морских пейзажей, он уникален по своему литературному мастерству в художественном опис…
ОбразованиеВарвара Лопухина: биография. Варвара Лопухина в жизни и творчестве Михаила Лермонтова
Глубочайшая сердечная привязанность великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова — Варвара Лопухина, младшая сестра его друга Алексея. Весной, перед Пасхой 1832 года, компания светских барышень и молодых людей …
Духовное развитиеСовместимость мужчины-Льва и женщины-Весов в жизни и творчестве
Совместимость мужчины-Льва и женщины-Весов можно считать практически идеальной. Женщина-Весы достаточно хитра. Она умело сочетает комплименты с замечаниями, которые мотивируют к действиям. Уравновешенная, мудрая женщи…
Искусство и развлеченияАлександр Дюма-сын: биография, личная жизнь и творчество
Александр Дюма-сын прожил долгую творческую, насыщенную жизнь, в которой было место литературной работе и бурным романам. Нам он известен по произведению «Дама с камелиями». Великий Джузеппе Верди сочинил …
Искусство и развлеченияБиография Максима Дунаевского. Личная жизнь и творчество
Большой вклад в музыкальное достояние СССР внёс композитор Максим Дунаевский. Его мелодии — это важный компонент громадного периода. В советское время его песни можно было услышать в любом уголке бывшего огромного гос…
Искусство и развлеченияАктриса Анна Терехова: жизнь и творчество
Заслуженная артистка России Анна Саввовна Терехова появилась на свет 13 августа 1970 года. Многим она известна как дочь Маргариты Тереховой.Детские годыАктриса Анна Терехова родом из творческой династи…
Искусство и развлеченияКрейвен Сара: жизнь и творчество писательницы
Из популярных писательниц-новеллисток в России на слуху Дарья Донцова и, возможно, ещё пара личностей. Сколько же читатели теряют, проходя мимо работ других авторов. Причём, не обязательно отечественных. Можно взять в…
Искусство и развлеченияАктриса Галина Яцкина: личная жизнь и творчество
Галина Яцкина, биография, личная жизнь, фото которой будут представлены ниже, – актриса, педагог и режиссёр, чей безупречный вкус вызывает зависть. Она не снималась ни в одной картине, которая бы не вошла в золо…
Искусство и развлеченияИван Мележ: жизнь и творчество
Иван Мележ – белорусский писатель и публицист, лауреат многих литературных премий, участник военных действий в Великой Отечественной войне. В свое время был представлен к двум орденам. После смерти оставил потом…
monateka.com
Михаил Ломоносов биография
Великий русский учёный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождён 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учёный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее образование.
Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живёт очень бедно, голодает, мёрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удаётся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить своё образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова.
Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведённый за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения.
В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя.
Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.
Ранние годы
Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 года в селе Денисовка в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.
Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.
Учеба и трудовая деятельность
Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.
В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.
Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.
В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.
В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
Смерть и наследие
Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.
В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.
Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения. В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя.
Источники: vsesochineniya.ru, all-biography.ru, www.testsoch.com, schooltask.ru, www.peoples.ru
Это интересно
Усталость век
Бессонные ночи, часы увлекательной работы на заре и успокоительные мантры «один-раз-не-смою-глаза-ничего-ведь-не-будет» выливаются в синяки и ранние …
Николай Некрасов — биография
Николай Некрасов – русский поэт, писатель, публицист и классик русской литературы. А также, Некрасов был революционером-демократом, руководителем …
Юроки: день падения небес
Если огромные цунами во время потопа действительно имели место, то должны были быть и свидетели этого. …
Острова Японии
Государство Япония расположено на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов. Самые крупные из ник четыре крупнейших острова — …
Байаме и сын-шаман
Однажды Байаме с одним из своих сыновей рыбалили в водоеме Виррибилла. Они поймали огромную Гуду-треску и вытащили …
Земля до потопа
Жизнь на нашей планете можно условно разделить на две разные эпохи, разделенные катаклизмом, известным, как Всемирный потоп. …
Александр Блок — биография
Сын юриста и профессора Варшавского университета А.Л. Блока и переводчицы А.А. Бекетовой. Ранние годы провел в …
objective-news.ru
Михаил Васильевич Ломоносов в литературе 18 века
Ломоносов в литературе 18 века был одной из самых видных фигур. Впрочем, как и во многих других сферах. Удивительной личностью по силе дарования и его универсализму является Ломоносов. В литературе, физике, механике, металлургии, химии, географии, астрономии, языковедении — везде он оставил свой след, сделал множество открытий. Предлагаем познакомиться со вкладом, который он внес в словесное творчество.
Образованность Ломоносова, особенность творчества
Его образованность носила энциклопедический характер. Ломоносов знал греческий и латынь, различные европейские языки, был знаком с античным наследием и мировой литературой. Михаил Васильевич, кроме того, был силен в естественнонаучных трудах и церковнославянской книжности. Все это делает его причастным почти ко всем культурным сферам своего времени. Примечательно и то, что его творчество, являясь синтезом достижений российского, европейского и античного обществ, глубоко национально.
Борьба с «иностранщиной»
Ломоносов в литературе и русском языке осуществил множество реформ и преобразований. Одной из них была борьба с «иностранщиной». Михаил Васильевич заметил, что русский язык сильно засорен различными иностранными словами, а также обветшалыми, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатства. Ломоносов задумал развить на народной основе литературный язык. Он пошел по пути сочетания ценного в русском и славянском языках.
Борьба Михаила Васильевича с «иностранщиной» сыграла большую роль. Благодаря ей укрепился русский национальный язык. Ломоносов был знатоком множества языков и гениальным ученым. Он смог найти подходящие русские слова для научных понятий. Так Михаил Васильевич заложил основу научного и технического словаря. Многие научные выражения, составленные им, прочно вошли в обиход и используются и сегодня.
«Витиеватый слог» Ломоносова
«Витиеватый слог», который использовал Ломоносов в литературе, — это не результат «античных прививок» родному языку, как в писаниях Тредиаковского. Это естественная попытка переосмыслить достижения древнерусской литературы в непростые для нее переломные периоды. Речь идет о конце 14 — начале 15 века, а также о второй половине 17 века. Для этих времен свойственно стремление возродить культуру литературно-поэтического творчества. В эти периоды появляется стиль «плетения словес», усложняющий слог. Ломоносов в литературе фактически предпринимает попытки продолжить то, что когда-то пробовал осуществить Епифаний Премудрый, а через некоторое время — Евфимий Чудовский, Епифаний Славинецкий и другие его предшественники.
О том, что Михаил Васильевич очень уважительно относился к древнерусской литературе, свидетельствует его замысел создать словарь, в который должны войти слова, почерпнутые из новгородских летописей и летописи Нестора. Кроме того, он задумал написать специальный труд, посвященный словенскому языку и тому, что можно взять из него и использовать в письме.
Теория стилей Ломоносова
Ломоносов в литературе предпринял попытку реформировать принятую в то время «классическую» теорию трех стилей. Она его не удовлетворяла. Он хотел разобраться в старинных стилях по древним документам и произведениям. Ломоносов ввел понятия следующих стилей: пиитического, риторического, простого, дидаскалического и исторического. Нередко они взаимодополняли друг друга. Михаил Васильевич обращался и к «витиеватому стилю». Его сочинение «Риторика», изданное в 1748 году, содержит главу, посвященную именно ему. В ней говорится о том, что витиеватые речи — предложения, в которых сказуемое и подлежащее сопрягаются «необыкновенным» образом и составляют тем самым что-то «приятное» и «важное». Итак, велеречивость и пышность языка Ломоносова понимается как продолжение древнерусских литературных традиций.
Значение поэтических творений Ломоносова
Очень многое для русской словесности сделал Ломоносов. Вклад в литературу его настолько велик, что можно говорить о том, что именно с него начинается русская литература. Это отметил Белинский Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. В своей статье под названием «Литературные мечтания» он дал такую оценку его творчеству. И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только работой по созданию русского национального художественного языка, но и своими поэтическими творениями открыл новую страницу М. В. Ломоносов в литературе. И не только в ней.
Можно говорить о том, что Ломоносов, вклад в литературу которого был бесценным, открыл новый этап и в истории всей русской культуры. Он стремился в своей деятельности к освобождению культуры от сословной ограниченности. Ломоносов стремился и к тому, чтобы она не была связана с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.
Классицизм в творчестве Михаила Васильевича
В русской литературе 2-я половина 18 века является эпохой классицизма. Литература, созданная в рамках данного направления, призвана отражать жизнь не такой, какая она есть, а в идеальных проявлениях. Она должна давать образцы для подражания. Все творения классицизма делились на 3 стиля. Свой язык, темы и жанры соответствовали каждому из них.
Литературное наследие Ломоносова
Имя Михаила Васильевича тесно связано с развитием данного направления в нашей стране. Каковы же заслуги такого поэта, как Ломоносов, в литературе? Кратко опишем внесенный им вклад. Поэт за свою творческую жизнь создал много произведений в различных жанрах. Его перу принадлежат и эпиграммы, и надписи, и послания, и идиллии, и басни. Кроме того, Михаил Васильевич обращался к сатире. Что еще сделал Ломоносов в литературе? Кратко характеризуя его вклад, можно сказать, что он создал 2 трагедии и попробовал себя в «легкой поэзии». Однако именно ода была его излюбленным жанром.
Ода как жанр
Этот жанр в классицизме относится к высокому стилю. Ода должна воспевать какое-либо важное государственное лицо или мероприятие, возвеличивать то или иное событие, произошедшее в жизни страны. Этот жанр должен быть написан «торжественным» языком. В оде встречается множество риторических фигур и разнообразных тропов.
К этому жанру особенно часто обращался Михаил Васильевич Ломоносов в литературе. Содержание од в творчестве Ломоносова определяется теми общественно-политическими взглядами, которые исповедовал поэт. В большинстве своем тематика произведений Михаила Васильевича была героико-патриотической.
Основные темы од Ломоносова
Тема родины — центральная в одах Ломоносова. Поэт не устает воспевать величие России, необозримость и обширность ее просторов, обилие ее богатств. Например, в оде 1748 года создан величественный образ природы. Это произведение, посвященное восшествию на престол Елизаветы Петровны, — большой вклад Ломоносова в литературу. Краткое содержание ее сводится к описанию щедрот монарха.
Автор отмечает, что при Елизавете «тишина» нерушима. В произведении мы находим олицетворенный образ природы, которая простирает ноги на степь, обращает свой веселый взор и исчисляет «вкруг довольства», локтем своим возлегши на Кавказ.
Для того чтобы Отечество стало процветающим, нужно, чтобы все слои населения напряженно и упорно трудились. Одной из главных тем в одах Михаила Васильевича становится тема труда. Ему непременно должны сопутствовать просвещение и наука. Следует позаботиться о создании кадров российских ученых, как утверждал Михаил Ломоносов в литературе.
Михаил Васильевич считал, что для процветания наук и просвещения необходим мир. Во многих его одах звучит требование прекратить войны. Он призывает установить «возлюбленную тишину». Так Михаил Васильевич называет мир между народами, пресечение реакции, прекращение раздоров внутри страны.
Таким образом, он воспевает в своих произведениях величие природы и русского народа, выступает за развитие науки и просвещения, призывает к прогрессу в промышленности, торговли и ремеслах. Михаил Васильевич убеждает читателя, что нужно осваивать природные ресурсы России. Он славит победы отечества на полях сражений.
Пропагандистская направленность од
Содержания од обуславливаются и тем, что они имеют пропагандистскую направленность. Ломоносов выступал за просвещенный абсолютизм. Он был уверен в том, что осуществить программу преобразований в стране может лишь просвещенный монарх. Поэтому в творчестве Ломоносова важную роль играет тема государственных деятелей страны. Поэт вкладывает в уста мудрых правителей, заботящихся об интересах нации, свои сокровенные мысли по поводу того, как следует обустроить Россию.
Идеал «просвещенного монарха»
Идеал «просвещенного монарха» наиболее полно выразился в его творчестве в образе Петра I. Ломоносов считал, что его деятельность является примером для подражания. Он призывал преемников Петра I продолжить его начинания.
Особенности од Ломоносова
Ломоносов строил свои оды по принципу произведений ораторского искусства. Характерно для них обилие гипербол, метафор, восклицаний, аллегорий, неожиданных сравнений и др. Поэт также использует славянские и древнегреческие мифологические образы.
Все вышеперечисленные особенности придают торжественно-монументальный и вместе с тем глубоко лирический характер его одам. Они являются выдающимися образцами классицизма.
Итак, мы охарактеризовали вклад Ломоносова в литературу и русский язык кратко. Однако это лишь небольшая часть его наследия. Как мы говорили, он оставил свой след во многих науках. Это был человек с разносторонними интересами и талантами. Его наследие изучается и по сей день, в том числе и то, что сделал Ломоносов в литературе. Биография его входит в учебный курс по целому ряду предметов.
fb.ru
Жизнь и творчество М. В. Ломоносова
М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне одного из островов дельты Северной Двины против Холмогор Архангельской губернии. В девятилетнем возрасте он лишился матери, а мачеха была «злой и завистливой» и противилась его стремлениям. То, что мальчик родился в семье черносошного (государственного) свободного крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом и имевшего пахотную землю и судно, должно было сказаться на его дальнейшей судьбе: он тоже должен был заняться рыбным промыслом. Местный дьяк Семен Никитичь Сабельников обучил Михаила читать и писать, и судьба повела его другой дорогой. Однако «вратами учености» для него стали «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого, которые он брал у Христофора Дудина, крестьянина соседней деревни. Отец и мачеха всячески противились стремлениям Михаила к наукам, но он все равно добивается своего. Втайне от отца он получил на руки паспорт, отдалжил денег, одежду и с рыбным обозом отправился в Москву (декабрь 1730 года). С жильем в Москве ему помогли земляки, и в 1731 году М. В. Ломоносов подает прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, в которой обучались дети священников. Ввиду того, что в этом году случился недобор, то ректор этого заведения разрешил взять разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносов вынужден был скрыть свое происхождение, назвав себя сыном Холмогорского дворянина. Таким образом, его приняли. Большая разница в возрасте принесла ему немало горечи и обид от одноклассников. Как позже он сам вспоминал: «Школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!» Непродолжительный период он учился в Киевской духовной академии, но потом вернулся в Москву, в славяно-греко-латинскую академию.
В числе лучших учеников академии он в 1736 году будет послан на дальнейшее обучение в университет при Петербургской академии наук. Необходимо отметить, что кроме программных предметов Михаил Ломоносов много занимался самостоятельно. В этом 1736 году его в числе лучших посылают учиться химии и горному делу за границу, в Германию.
Годы учебы в Марбургском университете не прошли даром: живя на квартире он познакомился с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью хозяйки и женился на ней. В 1739 году М. В. Ломоносов успешно заканчивает Марбургский университет. Затем обучение химии и горному делу продолжалось в г. Фрейберге (1739-1740). Ссора М. В. Ломоносова с одним немецким ученым привела к тому, что он покинул Фрейберг. На протяжении многих месяцев он странствовал по Германии под видом немецкого студента, был взят в рекруты в прусскую армию, но смог бежать. Если говорить в целом, то в Германии М. В. Ломоносов был с 1736 по 1741 год (германский период его жизни). После возвращения в 1741 году в Петербургскую Академию наук он продолжает заниматься наукой, но его ссора еще с одним немецким ученым привела к тому, что с 1741 по 1743 год М. В. Ломоносов был под домашним арестом. За весь свой Петербургский период жизни (1741-1765 г. г.) он неустанно работал в Петербургской академии наук, несмотря на интриги других ученых и козни недоброжелателей. 4(5) апреля 1765 года М. В. Ломоносов умер на 54 году жизни, после тяжелой болезни.
Творчество М. В. Ломоносова.
Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. 19 августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкой крепостью Хотин. М. В. Ломоносов не смог не откликнуться на это событие, которое явилось завершением четырехлетней войны:
«Не медь ли в чреве Этны ржет
И с серою кипя клокочет?
Не ад ли тяжки узы рвет
И челюсти разинуть хочет?
То род отверженной рабы,
В горах огнем наполнив рвы
Металл и пламень в дол бросает,
Где в труд избранный наш народ
Среди врагов, среди болот
Чрез быстрый ток на огнь дерзает.»
Тем самым М. В. Ломоносов положил начало подлинно художественной тонической поэзии. На протяжении 40-х-60-х годов XVIII века из литературных произведений он пишет оду 1747 г., «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о божием величестве», оду 1750 г., трагедию «Тамира и Селим», «Письмо о пользе стекла», стихотворения «Гимн бороде», оды посвященные участию России в Семилетней войне, поэму «Петр Великий», «Стихи сочиненные на дороге в Петергоф». Особняком стоят его работы этого периода, касающиеся русского языка – «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» – стали продолжением развития русского языка XVIII века.
М. В. Ломоносов занимался самыми различными науками и отраслями знаний: горной металлургией, физикой и химией, историей и географией, риторикой и геологией, демографией, декоративно-прикладным искусством и астрономией. В 40-е-60-е годы XVIII века М. В. Ломоносов пишет работы по горной металлургии – «Первые основания металлургии или рудных дел», «О вольном движении воздуха в рудниках примеченном», по физике и химии – «Элементы математической химии», «Размышления о философских началах физико-химического соответствия серебра и ртути», «Рассуждение о катоприно-диолтрическом зажигательном инструменте», «276 заметок по физике и корпускулярной философии», «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», «Заметки о тяжести тел», «О сцеплении и расположении физических монад», «О действии химических растворителей вообще», «Размышления о причине теплоты и холода», «О металлическом блеске», «Об отношении количества материи и веса», «О тяжести тел и об известности первичного движения», «О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах», «Диссертация о селитре», «Опыт теории упругости тела», «Рассуждения о твердости и жидкости тел», «Введение в истинную физическую химию», «Слово о происхождении света», «Слово о явлениях воздушных», «Об отношении массы и веса», «Теория электричества, изложенная математически», по истории и географии – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, до 1054 года», «Рассуждения о большей точности морского пути», «Краткое описание путешествий разных по северным морям и возможного проходу из Сибирского океана в Восточную Индию», «О морозе, случившемся после теплой погоды», «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», по риторике и геологии – «Риторика», «Краткое руководство к красноречию», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «О слоях земных», по демографии – «О размножении и сохранении российского народа», по декоративно-прикладному искусству и астрономии – мозаический портрет «Петр Великий», мозаика «Полтавская баталия», «Явление Венеры на солнце». Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты.
Свыше 46-ти работ – таков творческий итог его деятельности. Российская наука получила благодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.
biofile.ru