Родился первый российский академик Михаил Васильевич Ломоносов
«Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям».
А. С. Пушкин, «Отрок» (1830)
8 (19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка Куростровской волости близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора родился Михаил Васильевич Ломоносов, выдающийся отечественный государственный деятель, организатор науки и народного образования в России, учёный-энциклопедист и поэт, заложивший основы русского литературного языка.
В декабре 1730 г. Ломоносов, стремясь получить образование, покинул дом отца и отправился в Москву. Выдав себя за сына дворянина, он в январе 1731 г. поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре, по окончании которой в числе наиболее отличившихся учеников был послан в Петербург для зачисления в Академический университет, а спустя год — командирован в Германию для обучения химии и металлургии.
В Германии Ломоносов сначала учился в Марбургском университете под наблюдением и руководством известного физика и философа Х. Вольфа, а затем во Фрейберге — у химика и металлурга И. Генкеля. За границей Ломоносов пробыл до 1741 г. и вскоре по возвращении в Россию в январе 1742 г. был назначен адъюнктом Академии Наук по физическому классу. Уже в августе 1745 г. он стал первым русским учёным, избранным на должность профессора (академика) химии.
Деятельность Ломоносова в Академии Наук была весьма разносторонней. В 1746 г. он первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке, тогда же опубликовал перевод краткого изложения «Экспериментальной физики» Х. Вольфа. В 1748 г. по его настоянию была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. Он исследовал атмосферное электричество, самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов, в мае 1761 г.
во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у неё атмосферы, в ходе проведения анализов горных пород доказал органическое происхождение нефти, торфа и каменного угля.Учёный в течение многих лет разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах близ Петербурга, и предназначавшейся для создания мозаик. Сам Ломоносов создал ряд мозаичных портретов, а также знаменитую монументальную мозаику «Полтавская баталия» (1762-64). Мозаичные работы российского учёного были высоко оценены российской Академией Художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
Наряду с научными изысканиями Ломоносов занимался также литературным творчеством, опубликовав ряд од и трагедий, и став одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная академиком теория «трёх штилей» сыграла значимую роль в становлении русского литературного языка.
В 1751 г. исследователь предпринял детальное изучение ряда источников по русской истории. Он начал работу по подлинным документам над «Древней Российской историей от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года», опубликованную в 1766 г. Проявляя заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов настаивал на создании университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его работа увенчалась успехом: в 1755 г. по его проекту совместно с графом И. И. Шуваловым был организован Московский университет, носящий ныне имя первого российского академика.
В 1757 г. Ломоносов был назначен советником академической Конференции, представив план реорганизации управления Академии и проект её устава. С 1760 г. учёный начал курировать Академический университет и Академическую гимназию.
На протяжении всей жизни Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение.
В последние годы жизни научные работы академика были оценены и за пределами России — Ломоносов был избран почётным членом Шведской (1760), а затем Болонской Академии Наук (1764).Весной 1765 г. Михаил Васильевич Ломоносов простудился и 4 (15) апреля скончался. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Лит.: Берков П. Н. Ломоносов и литературная полемика его времени 1750-1765. М.; Л., 1936; Будилович А. С. Ломоносов как натуралист и филолог. СПб., 1869; Гордеев Д. И. Ломоносов — основоположник геологической науки. М., 1961; Дик Н. Е. Деятельность и труды М. В. Ломоносова в области географии. М., 1961; Западов А. В. Отец русской поэзии. О творчестве Ломоносова. М., 1961; Куликовский П. Г. М. В. Ломоносов — астроном и астрофизик М., 1961; Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. [К 250-летию со дня рождения]. М.; Л., 1961; Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т. 1-9. М.; Л., 1940-1991; М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. М.; Л., 1962; Павлова Г. Е., Фёдоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1986; Полное собрание сочинений. Т. 1-10, М.; Л., 1950-1959; Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР: Научное описание. М.; Л., 1937; Электронное научное издание «Ломоносов» // Фундаментальная электронная библиотека ФЭБ «Русская литература и фольклор». 2002. URL: http://feb-web.ru/feb/lomonos/default.asp.
См. также в Президентской библиотеке:
История Императорской академии наук в Петербурге / [cоч.] Петра Пекарского. СПб., Т. 1. 1870;
История Императорской академии наук в Петербурге / [cоч.] Петра Пекарского. СПб., Т. 2. 1873;
М. В. Ломоносов (1711–1765) // коллекция;
Шевырёв С. П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему юбилею. 1775—1785. М., 1855.
Ломоносов в Германии: русская удаль против немецкой братвы | История | DW
Михаил Васильевич Ломоносов, выдающийся ученый-энциклопедист, первый русский естествоиспытатель с мировым именем, поэт, просветитель, заложивший основы современного русского языка, в 1736 — 1741 годах учился в Германии. Здесь высоко чтут его заслуги.
Например, во Франкфурте-на-Майне вышла его беллетризованная биография с подзаголовком «Энциклопедист эпохи Просвещения». Ее автор, историк Петер Хоффман (Peter Hoffmann), по понятным причинам уделяет особое внимание немецким студенческим годам Ломоносова, которые заложили фундамент его научной карьеры. Впрочем, образ жизни у него был тогда вовсе не академический.
Испытание свободой
В Германию Ломоносова и двух его спутников — Дмитрия Виноградова и Густава Ульриха Райзера — послали в 1736 году по инициативе Санкт-Петербургской академии наук. Нужны были специалисты в области минералогии, горного дела и металлургии для вполне конкретной цели: освоения сырьевых богатств Сибири. Эти науки Михаилу Ломоносову предстояло осваивать во Фрайберге, где была расположена знаменитая Горная академия. Но в результате Ломоносов был там лишь довольно коротко. Сначала он, Виноградов и Райзер отправились в Марбург, где должны были пройти в университете общий курс наук, выучить и усовершенствовать немецкий язык и латынь, приобщиться к студенческой жизни, ее правилам и традициям.
Марбург
Последнее Ломоносов и его спутники, вырвавшиеся, что называется, на свободу, делали с особенным рвением и удовольствием. Опекавший русских студентов по просьбе академии наук профессор Христиан Вольф (Christian Wolff) — кстати, всемирно известный философ — писал в своем отчете в российскую столицу: «Деньги, привезенные с собой, они прокутили… Наделали разных долгов… Они через меру предавались разгульной жизни и пристрастны к женскому полу…»
В меньшинстве, но не в обиде
Дом Ломоносова в Марбурге
Университет Филиппа в Марбурге был первым университетом, утвержденным светской властью, а не папой римским. Он славился своим либерализмом и студенческой вольницей. Кутежи, скандалы, драки случались чуть ли не каждый день. Шпага была таким же обязательным атрибутом студента, как бархатная куртка и кружевная рубашка, и служила далеко не только украшением. «Зело задиристы, — писал Ломоносов о немецких студиозусах, — то и дело пускают в ход кулаки, а то и шпаги».
Как рассказывает в своей книге Хоффман, дружили и дрались студенты землячествами, братствами, так что трем россиянам пришлось нелегко: они всегда оказывались в меньшинстве. Но спуску не давали, и однажды Ломоносов как старший (ему было тогда 25 лет, тогда как Виноградову и Райзеру — 16 и 17) чуть было не угодил в карцер, от которого его спас профессор Вольф. Пришлось, разумеется, подучиться не только латыни, физике и математике, но также фехтованию. Уже в первый месяц Ломоносов истратил на уроки фехтования пять талеров (немалые по тем временам деньги), но его одернули из Петербурга: «Учителей фехтования и танцевания… больше не держать. И вообще не тратить деньги на наряды и пустое щегольство!»
Наставник и жена
Как бы там ни было, но очень скоро «три мушкетера» из России заставили всю марбургскую студенческую «братву» относиться к ним с уважением. Уже после того, как они вернулись на родину, профессор Вольф писал в Петербург: «Покуда они были здесь, всякий боялся сказать хотя бы слово, ибо своими угрозами они держали всех в страхе. Отъезд их избавил меня от многих забот». Кстати, наставник русских студентов, сетуя на то, что те не выдержали «испытания свободой», очень высоко отозвался об их успехах в изучении наук. Особенно его впечатлили первые достижения Ломоносова, который «безмерно любил основательное учение».
Надо сказать, что и у Ломоносова осталось очень высокое мнение о Вольфе. Как подчеркивает в своей книге Петер Хоффман, просветительские убеждения Вольфа во многом определили научное мировоззрение великого русского ученого. Вольф читал лекции на немецком языке, а не на латыни, как это было принято в университетских кругах. И Ломоносов в Петербурге отстаивал приоритет русского языка. Вольф, вовсе не будучи атеистом, подчеркнуто разделял научное и религиозное мышление. Также позже поступал и Ломоносов. Идею бессословной системы образования Ломоносов тоже привез из Германии.
Из Германии Михаил Васильевич привез и жену — Елизавету-Христину Цильх (Elisabeth Christina Zilch), отец которой был пивоваром, членом городского совета и церковным старостой. Его вдова держала квартиру, которую снимал в Марбурге Ломоносов. Существуют разные версии, где именно находился этот дом. Скорее всего, это был сохранившийся до сих пор старинный фахверк в переулке Wendelgasse. На фасаде дома, как и на здании университета, установлена мемориальная доска. Но, наверное, лучшим памятником Ломоносову в Марбурге является студенческое общежитие, до сих пор носящее имя великого русского ученого.
Peter Hoffmann
«Michail Lomonosov (1711-1765).
Ein Enzyklopädist im Zeitalter der Aufklärung».
Verlag Peter Lang, Frankfurt-am-Main
Главная — Ломоносов
Итак, вам нужно организовать конференцию
1
Сделайте страницу
мероприятия
Напишите название, укажите даты проведения и регистрации, вставьте описание, приложите файлы.
Чтобы увеличить аудиторию, анонсируйте мероприятие в календари на других сайтах.
2
Настройте форму регистрации
и сбор докладов
Добавьте к форме создание доклада. Участник заполнит отдельную анкету, из которой автоматически сформируется PDF.
Вставьте готовую форму подачи заявки на любой другой сайт.
3
Откройте регистрацию
и начинайте собирать заявки
Из поданных докладов можно автоматически собрать сборник в PDF.
Все заявки сохраняются в таблицу, которая затем скачивается в формате Эксель.
Добавьте к подаче заявки тестирование. Есть открытые и закрытые вопросы, процентный вес ответов, ограничение времени на ответ и обратный отсчет.
4
Общайтесь
с участниками
«Ломоносов» — это социальная сеть. Люди указывают в профилях ФИО, город, контакты и образование.
К профилям участников привязаны имейлы, так что вы можете делать рассылку прямо со страницы просмотра заявок.
5
Составьте программу
мероприятия
Есть телеграм-бот @confer_bot, чтобы смотреть программы мероприятий. Добавьте его себе, и он подскажет,что делать дальше.
Готовая программа легко вставляется на любой другой сайт.
Сервисом пользуются уже в 8 странах
- 288
Участвующих организаций в 8 странах и 205 городах
- 568 721
Зарегистрированных пользователей
- 281
Мероприятий каждый месяц
Готовы начать?
Заполните анкету о мероприятии. Модератор проверит ее и расскажет,что делать дальше.
Расскажите о сервисе друзьям и коллегам
Научная сеть «Ломоносов»
Ломоносов — Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга
Среди пригородных дворцово-парковых ансамблей Ленинграда дворцы-музеи города Ломоносова занимают особое место. Ни красота Петергофа, ни утонченное великолепие Пушкина, ни сдержанное благородство Павловска не могут сравниться с изысканной прелестью дворцов Ораниенбаума.
Дыхание времени, очарование старины и, самое главное, подлинность — вот что придает им свой ни с чем не сравнимый колорит. Сохранившиеся в годы Великой Отечественной войны благодаря защитникам легендарного Ораниенбаумского «пятачка», счастливо избежавшие печальной судьбы всех прочих пригородов Ленинграда, разрушенных фашистами, дворцы города Ломоносова (бывшего Ораниенбаума) — живые свидетели высочайших достижений русской национальной культуры XVIII века. Ломоносов — современное имя города — было присвоено ему в 1948 году в честь великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, основавшего в 1754 году близ Ораниенбаума, в деревне Усть-Рудица, фабрику цветного стекла. Создание дворцово-паркового ансамбля относится к началу XVIII века. В 1710 году на южном берегу Финского залива, в сорока километрах от Петербурга, вблизи Петергофа, Александр Данилович Меншиков, крупный государственный деятель и сподвижник Петра Великого, начинает строительство своей резиденции, по размаху и пышности не уступавшей Петергофу. Большой дворец был закончен в 1727 году.
Одновременно со строительством дворца был заложен парк, впоследствии получивший название Нижнего, — характерный образец регулярных парков, создаваемых в России в первой половине XVIII века на манер французских. Владения свои Меншиков назвал Ораниенбаум, что значит в переводе с немецкого — апельсиновое дерево (orange -апельсин,baut-дерево).
Выросшая неподалеку от дворцовой усадьбы слобода, заселенная преимущественно «работными людьми», в 1780 году была превращена в уездный город. Городу был присвоен герб: дерево с оранжевыми плодами на серебряном щите.
После опалы князя Меншикова дворцовое строительство приостановилось и возобновилось лишь в начале 1740-х годов, когда Ораниенбаум становится летней парадной резиденцией великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III), объявленного императрицей Елизаветой Петровной наследником престола. Но самого большого размаха строительные работы достигают в 50-70-е годы XVIII века, в период создания так называемого Верхнего парка и дворцовых сооружений на его территории. В эти годы по проектам Антонио Ринальди (1709-1796) здесь строится для великого князя Петра Федоровича потешная крепость Петерштадт с дворцом (дворец Петра III), входящим в ее комплекс, и ансамбль «Собственной дачи» с Китайским дворцом и Катальными горками для императрицы Екатерины II.
Чуткий к веяниям времени архитектор А. Ринальди сумел необычайно тактично соединить в своих дворцовых сооружениях в Ораниенбауме черты отжившего уже праздничного, блистательного барокко с благородством, сдержанностью и строгой логикой классицизма. В архитектуре и декоре ораниенбаумских дворцов отразился стиль, развившийся на западе Европы,- рококо (от французского термина «рокайль» — раковина, завиток).
В годы Великой Отечественной войны на долю Ораниенбаума выпали тяжелые испытания: в сентябре 1941 года город был окружен фашистами и в течение двух с половиной лет отрезан от Ленинграда и блокирован с суши. Тем не менее легендарный Ораниенбаумский «пятачок» стал важнейшим стратегическим плацдармом наступления советских войск, соединившихся 20 января 1943 года с войсками, наступавшими из Пулкова, в районе Ропши. Кольцо блокады было разорвано.
В первые же месяцы войны ценнейшие художественные коллекции музеев были эвакуированы в глубокий тыл. Уникальные дворцы и парки благодаря мужеству защитников Ораниенбаумского «пятачка» пострадали очень незначительно.
Сразу же после окончания Великой Отечественной войны во дворцах и парках Ораниенбаума начались реставрационно-восстановительные работы. 9 июня 1946 года был открыт для посетителей Верхний парк, затем Китайский дворец-музей, в 1953 году-дворец Петра III, а в 1959 году — павильон Катальной горки.
Реставрационные работы велись под руководством ленинградских архитекторов К. Д. Халтурина, А. Э. Гессена, И. Н. Бенуа, И. И. Варакина, Е. В. Казанской. Особые заслуги в этом благородном деле принадлежат архитектору М. М. Плотникову, удостоенному звания лауреата Государственной премии.
М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века
М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века
В здании Кунсткамеры в XVIII–XIX веках располагалась основанная Петром Великим в 1724 году Санкт-Петербургская академия наук, одним из первых академиков которой был русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. Часть экспозиции музея в башне Кунсткамеры рассказывает о раннем этапе истории Российской академии наук.
Собрание включает такие ценные коллекции, как немногие уцелевшие личные вещи М. В. Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV– XIX века, книги, среди которых немало библиографических редкостей. Представляют интерес произведения живописи, графики и скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель.
На экспозиции воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д. Бернулли, Ж. Делиль, Г. Ф. Миллер, Л. Эйлер, а также М. В. Ломоносов — первый российский член Академии.
К 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова разработан он-лайн каталог «М.В. Ломоносов и российская наука XVIII в.»
Вид экспозиции «М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века»
Портрет М.В.Ломоносова. Художник Л.С.Миропольский. 1787г. Холст, масло. Копия единственного прижизненного портрета работы Г. Преннера.
Химическая лаборатория М.В. Ломоносова. 1748 -1811 гг. Макет по проекту Р.И.Каплан Ингеля. 1948-1949. Дерево, стекло, бумага, ткань
М.В. Ломоносов. Портрет Петра I. Санкт-Петербургская губ., Копорский уезд, Усть-Рудица. 1757. Смальта, медь, липа
Образец красителей и штамп для стекла из химической лаборатории М.В. Ломоносова
Образцы пластинчатых и колотых смальт
Линза зажигательного инструмента. Э.В. Чирнгаузен. Саксония. 1699.
М.В. Ломоносов. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки. Санкт-Петербург. 1748.
Открытия М.В. Ломоносова
Открытия М.В. ЛомоносоваТатьяна БуторинаОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ОТКРЫТИЙ М.В. ЛОМОНОСОВАНаучные труды Ломоносова предвосхитили современные исследования в различных отраслях науки. Широта научных взглядов Ломоносова впечатляет и сегодня. Он с великим уважением, любовью относился к науке. «Науки сами все дела человеческие приводят на верх совершенства… Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих найдено быть может?»
[1].Большое значение Ломоносов придавал математике. Он писал: математику «почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно
[2]». Уважая самостоятельность математики как науки, ученый четко определил ее значимость для изучения других наук.Его волновало описание картины мира. Глубокая уверенность, что любое природное явление имеет материальную основу — была началом всех его работ.
Он был убежден в познаваемости природы и всех явлений, происходящих в ней[3].Первостепенную роль ученый отводил опытам: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Процесс исследования Ломоносов стремился построить, внедряя количественные методы оценивания: линейно-угловые измерения, взвешивание, определение плотности, температуры и т.п. В области метрологии он следовал такому девизу: «По возможности пытаться исследовать все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики».
В своих работах Ломоносов подчеркивал необходимость комплексных исследований, в которых бы сочетались методы нескольких наук для решения общей цели — установления законов природы. Ученый утверждал: «Мы не сомневаемся, что можно легче распознать скрытую природу тел, если мы соединим физические истины с химическими». Ломоносов — создатель физической химии, которая была признана лишь через 150 лет.
Идеи контакта наук, их тесной взаимосвязи развивались как ведущие в XX веке. На стыках двух и более наук появились новые отрасли знаний – биохимия, биофизика, геохимия и другие.
Теоретической основой научных работ Ломоносова является идея сохранения материи. Впервые ученый сформулировал её как «всеобщий закон природы». Сама мысль о том, что вещество не может возникать из ниоткуда и исчезать в никуда была не нова. Учеными и философами XVII и XVIII веков она принималась как аксиома, но именно Ломоносов придал этому положению форму закона, который лежит в основе всех наук. Этот закон был сформулирован им так: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается от чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования, и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому».
Проведя анализ свойств тел и явлений, Ломоносов определил понятие «материя». Он писал: «материя есть протяженное несопроницаемое, делимое на нечувствительные части… «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность».
Ломоносов понимал, что раскрыть научную картину мира можно только с изучения материи, из которой состоит мир. Он неустанно подчеркивал неразрывную связь материи и движения, стремился объяснить различные процессы и явления природы как результат особого рода движения частиц, составляющих материю.
Вкладом Ломоносова в атомистическую теорию строения вещества, созданную его предшественниками, было признание объективного существования в природе двух реальных и качественно различных форм частиц материи: первоначальные частицы – атомы (в терминологии Ломоносова – элементы) и собрания атомов – молекулы (в его терминологии – корпускулы).
Для Ломоносова химия и физика составляли неразрывное целое. Он шел к химическим исследованиям от физики, правильно полагая, что легче распознать скрытую природу тел, если соединить физические данные с химическими. В своих сочинениях он писал: «Химик без знания физики подобен человеку, который всего искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут». Ломоносов был убежден, что изучение физических свойств раскроет природу вещества, а изучение его состава и происходящих внутренних процессов определит его физические свойства.
«Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает упражняться. Слеп физик без математики, сухорук без химии».
В 1764 году в «Обзоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов» ученый писал о девяти своих главных научных достижениях: 1) объяснение причин тепла и холода, которыми «устраняются смутные домыслы о некой бродячей, беззаконно скитающейся тепловой материи»; 2) механическое объяснение причин упругости воздуха; 3) создание физико-химических начал теории растворов; 4) создание предпосылок к объяснению явлений происходящих в недрах Земли; 5) объяснение наступления внезапных холодов и происхождения северного сияния вертикальными перемещениями масс атмосферного воздуха; 6) открытие эффекта «совмещения частиц» как причины многих явлений в природе; 7) экспериментальное доказательство изменения положения центра тяжести Земли; 8) указание на то, что наблюдения над явлениями в запаянном ртутном барометре или «Амонтовом воздушном термометре» имеют громадное значение в метеорологических вопросах; 9)изобретение очень чувствительной машины, которая сможет экспериментально подтвердить его авторскую теорию о непостоянстве на земле силы тяжести»
Ломоносов разработал корпускулярную теорию материи.
Организовал первую в России химическую лабораторию, заложил основы физической химии, выдвинул учение о цвете открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Создал ряд оптических приборов. Активный сторонник исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Критик норманской теории происхождения русского народа. Возродил искусство мозаики и производство смальты. Автор выдающихся мозаичных картин.Разработал понятие о химическом элементе, закон сохранения и движения материи, механическую теорию теплоты, в области электричества представил работу «Теория электричества, разработанная математическим способом», в области оптики занимался усовершенствованием микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), созданием новых мореходных и оптических приборов, развивал метеорологию. Основатель отечественной педагогики, психологии, журналистики.
Поэт, создатель русской оды философского и гражданского звучания, автор поэм, трагедий, сатир, научной грамматики русского языка.
М.В. Ломоносов — первый историограф российского народа
Он явился основоположником исторической науки в нашей стране. Стоял у колыбели молодой, делавшей робкие шаги, науки, дал ей патриотическое и демократическое направление, создал собственную историческую теорию.
В работах по истории Ломоносов изучал проблемы происхождения славян, этнографии отдельных народов, роли славянства во всемирной истории. Ломоносов понимал, что история – политическая наука и имеет большое образовательное и воспитательное значение. Он считал своим гражданским долгом распространение объективных исторических знаний о героическом прошлом народа среди широких слоев общества.
Изучать исторические документы М.В. Ломоносов начал еще в юности. В Славяно-греко-латинской и Киевской духовных академиях он знакомился с летописями, которые считал ценными историческими источниками.
Во второй половине 40-х годов XVIII века Ломоносов стал известным экспертом в области исторических знаний. Его привлекают к рассмотрению спорных точек зрения об отдельных исторических событиях, например, о происхождении династии Романовых от Рюриковичей, об оценке действий Ермака при покорении Сибири и т.п.
В 1748 году Ломоносов становится членом Исторического собрания при Академии наук, которое рассматривало все труды по истории и другим гуманитарным наукам. Позднее, в 1749 году, Ломоносов высказал свое отношение к трудам историков — современников в форме посвящения: В.Н. Татищеву – по поводу его «Истории Российской», П.И. Рычкову – «Оренбургской топографии», к взаимному удовольствию обеих сторон.
Стремление Ломоносова к восстановлению исторической справедливости полностью отвергло норманскую теорию происхождения Российского государства. Историк, считал он, не имеет права искажать правду жизни. В подтверждение своих взглядов Ломоносов выдвинул и обосновал собственную теорию русской и общеславянской истории. Используя данные топонимики, Ломоносов доказывал древность пребывания наших предков на современной территории: как «показывают славянские имена старинных городов российских, так что ежели славяне пришли в здешние земли в IV веке, то оные города должны были иметь славянские имена прежде приходу славян в оные места, что отнюдь быть не может». Это умозаключение получило название «концепция автохтонного происхождения (автохтоны – исконные жители, поселенцы) восточных славян».
Борьба с норманской теорией происхождения государственности убедила Ломоносова в том, что история должна быть национальной наукой. Нельзя отдавать её на откуп иностранцам. Он считал, что необходимо с помощью истории воспитывать народ в духе любви к Отечеству, содействовать его духовному освобождению. Эти причины и побудили Ломоносова к созданию научно-обоснованного труда по истории. На это, по его словам, он потратил около 12 лет. Ломоносов подготовил к печати первый том «Истории Российской», написал второй, третий и четвертый тома, а также комментарии к ним.
Но до потомков они не дошли. Первый том был опубликован уже после смерти ученого в 1766 году под названием «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской императорской и королевской шведской Академии наук».Перу Ломоносова принадлежит еще одна большая историческая работа – «Краткий российский летописец с родословием», который был написан в 1759 году, а в следующем издан отдельной книгой. В «Летописце» содержится краткий перечень событий по русской истории, перечисляются князья и цари от Рюрика до Петра Первого включительно с их деяниями и жизнеописаниями, а также даются родословные таблицы Рюриковичей и Романовых до Елизаветы.
Ломоносов принимал активное участие в подготовке «Истории Российской империи при Петре Великом», написание которой русская царица поручила французскому философу Вольтеру. Ломоносов чувствовал себя незаслуженно обиженным, но помогал в подготовке материалов, подборке источников для этой работы, а также ее корректировке. Так, им были подготовлены три работы: «Описание стрелецких бунтов и правления царицы Софьи», примечания на рукопись «История Российской империи при Петре Великом» и замечания на первый том труда Вольтера. Ломоносов активно занимался изучением и описанием истории России первой четверти XVIII века. На публичном выступлении в Академии наук 26 апреля 1755 года по теме «Слово похвальное Петру Великому» Ломоносов позитивно представил Петра I. Важное значение для характеристики взглядов Ломоносова на исторические процессы в России имеют его естественнонаучные труды и литературные произведения в стихах и в прозе.
Исторические взгляды Ломоносова являлись высшим достижением русской научной мысли XVIII века. По многим вопросам он значительно опередил современную отечественную и зарубежную историческую науку.
Историческая концепция Ломоносова приходила в очевидное противоречие с мнением его оппонентов о совершенной дикости славян до прихода варягов.
«Что славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде рождества Христова, то бесспорно доказать можно». Сопоставляя данные разных источников, Ломоносов пришел к выводу, что славяне были среди народов, населявших равнины юго-восточной Европы, по крайней мере, на протяжении тысячелетий до появления варягов. Спустя столетие С.М. Соловьев отметил, что решения Ломоносова по ряду частных исторических проблем были блистательны по «тогдашним средствам науки».За свою короткую, но яркую жизнь он стал членом Петербургской академии трех знатнейших «художеств», почетным членом Шведской и Болонской академий наук, получил по «Табели о рангах» чин статского советника (ныне это соответствует должности вице-губернатора). Владел 31 языком.
Литература:
- Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. – М.: Просвещение, 1985.
- Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. — М.: МГУ, 1986.
- Белявский М. Т. Ломоносов — наш первый университет. — М.: МГУ, 1961.
- Буторина Т. С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 111 — 116.
- Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. — Архангельск-Москва, 200
- Буторина Т.С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2004.
- Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: АН СССР, 1961.
- Дик Н.Е. Ломоносовский период в развитии русской географии. – М.: Мысль, 1976.
- Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В.Ломоносов – великий русский ученый. — М.: Педагогика, 1986.
- Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов – М.: Просвещение, 1987.
- Коровин Г.М. Библиотека Ломоносова. — М.: Л.: АН СССР, 1961.
- Лебедев Е.Н. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов на Дону, 1997.
-
Летопись жизни и творчества М.В.Ломоносова. — М.; Л: АН СССР, 1962.
-
Ломоносов и Север: Библиогр. указ. лит. /Сост. Г.М. Кошелева. Архангельск, 1983.
-
Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э.П. Карпеев. СПб, 1999.
-
М.В. Ломоносов о воспитании и образовании / Сост.
Т.С. Буторина. — М.: Педагогика, 1991. -
М.В.Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. — М.; Л.: АН СССР, 1962.
- М.В.Ломоносов Полное собрание сочинений: в 11 т. / Гл. ред. С.И.Вавилов. – М., Л.: АН СССР, 1950-1959, 1983.
- Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М.В. Ломоносова. 3-е изд. М.; Л.; 1947.
-
Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост.
Г.Е.Павлова, А.С.Орлов. — М.: Современник,1989. - Морозов А.А. Ломоносов. 5-е. изд. М., 1965.
- Павлова Г.Е., Федоров А.С. М.В. Ломоносов: Жизнь и творчество. М.; Л., 1980.
- Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Наука, 1986.
-
Поморская энциклопедия. В пяти томах. /Гл.ред. Н.Б.Лаверов. Т 4. Культура Архангельского Севера/Гл.ред. Т.С. Буторина. – Архангельск, САФУ им. М.В. Ломоносова, 2012 г.
- Фруменков Г.Г. М.В. Ломоносов – историк нашей Родины. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн.изд-во, 1970 г.
- Ченакал В.Л. Музей М.В. Ломоносова. — Л.: Лениздат, 1970.
- Шумилов Н.А. Род Ломоносовых. Поколенная роспись. /Н.А.Шумилов; Изд-во «Правда Севера», 2001.
Наверх
как Ломоносов в прусской армии служил — История России
19 ноября 1711 года в деревне Мишанинская (ныне село Ломоносово в Архангельской области) родился первый крупный русский учёный-естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов
Учиться, учиться и еще раз учиться…Все мы знаем историю мальчика с далекого Севера, которого любовь к знаниям и жажда учиться привели в Москву. Путь был неблизкий, три недели добирался 19-летний Михаил с рыбным санным обозом до столицы, где он мог получить хорошее образование. Зимой 1731 года началось его восхождение к вершинам знаний.
Начал Ломоносов учебу в «Спасских школах». Славяно-Греко-Латинская академия была первым нашим высшим учебным заведением. Для учебы в ней у Михаила Ломоносова не хватало статусности, и он подделал документы, выдав себя за отпрыска холмогорского состоятельного дворянина. Проблем в годы учебы было много: нищенское существование, разница в возрасте с одноклассниками, за что Михайло терпел насмешки от малолеток, да и отец, не понимавший тяги к знаниям, вечно укорял сбежавшего из дома сына.
М.В. Ломоносов идет в Москву
Источник: pinterest.com
Время показало, кто есть кто. На примерного ученика, учеба которого была очень успешной, обратило внимание руководство школы. За один год Михаил сумел пройти программу трех классов. Успехи в учебе способствовали тому, что его стали посылать в другие учебные заведения. С 1734 по 1736 год он успел поучиться и в Киево-Могилянской академии, и в университете при Петербургской Академии наук.
А с 1736 года Михаил Васильевич обучался химии и горному делу в немецком городе Марбурге. Здесь он провел три года, успел жениться на Елизавете-Христине Цильх, в доме которой проживал, и здесь у него родилась дочь Екатерина-Елизавета. В Марбурге он обучался таким наукам, о которых в России ещё не слышали: гидростатика, теоретическая физика, механика, аэрометрия, гидравлика. Совершенствовал немецкий, обучался итальянскому и французскому языкам, научился фехтованию, рисованию и танцам. Здесь Ломоносов начал собирать и свою библиотеку.
В 1739 году Михаил перебирается в город Фрайбург, где собирался продолжить обучение в университете. На беду, здесь у него не сложились отношения с наставником Иоганном Генкелем. Ломоносов, после того как рассорился с ним окончательно, решил завершить свое иностранное образование и вернуться на родину. На это время приходится одно событие из разряда курьёзных, которое приключилось с ним. Правда, в результате этого события Россия могла потерять одного из своих замечательных сынов.
Источник: pinterest.com
На службе у короля
Домой Ломоносов решил отправиться через Голландию водным путём. Он планировал получить помощь от барона Карла фон Кейзерлинга, курляндского дипломата на русской службе. Встреча должна была состояться в Лейпциге, но там Михаил не застал Кейзерлинга и был вынужден двигаться дальше самостоятельно. Дорога в Голландию пролегала через владения прусского короля Фридриха-Вильгельма I.
Возле города Дюссельдорфа Ломоносов на постоялом дворе встретил прусских солдат с офицером. Оказалось, что это вербовщики, набиравшие рекрутов для армии короля. Прусская методика сбора новобранцев была примитивной: вербовщикам разрешалось добиваться результата любыми способами. Кстати, подобный подход практиковали и во французской армии, что показал, например, режиссер Кристиан-Жак в замечательном старом фильме «Фанфан-Тюльпан» с Жераром Филипом в главной роли.
Н. Кисляков. Портрет М.В. Ломоносова
Источник: culture.ru
Итак, офицеру-вербовщику надо было добиться результата. Он пригласил русского студента отужинать, выпить вина. Оказалось, напоили до беспамятства, и когда Ломоносов проснулся, то обнаружил, что находится в казарме, в кармане есть даже небольшая сумма прусских денег. Михаилу рассказали, что накануне он при всех добровольно вступил в королевскую прусскую армию.
Вчерашний студент стал рейтаром (род кавалерии) в прусской армии. Михаил Ломоносов быстро понял, что единственный способ «демобилизоваться» – это побег. Времена были суровые, и наказание за дезертирство было серьезным, вплоть до смертной казни. Несколько недель пришлось ждать удобного случая. Службу новоиспеченный рейтар нес в крепости Вессель. Чтобы не навлекать на себя лишние подозрения, Ломоносов старался быть примерным солдатом. Благоприятный случай представился однажды ночью. Он переплыл крепостной ров, благо силой природа Михаила Васильевича не обделила.
Правда, сразу в Россию переправиться не удалось. Несколько месяцев Ломоносов бродил по Европе, пока в июне 1741 года не оказался на родине.
И. Федоров. Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова
Источник: culture.ru
Обложка: pinterest.com
Смотрите также:
Кислые щи для императрицы: как Екатерина II у Ломоносова гостила
Ломоносов – первый русский академик
Открытие Антарктиды. Как русские моряки теорию Ломоносова подтверждали
Знаменитые русские бастарды
Академия «человека нового типа»
химия | Определение, темы и история
Химия , наука, изучающая свойства, состав и структуру веществ (определяемых как элементы и соединения), превращения, которым они подвергаются, и энергию, которая выделяется или поглощается во время этих процессов. Каждое вещество, будь то природное или искусственно созданное, состоит из одного или нескольких из ста с лишним видов атомов, которые были идентифицированы как элементы. Хотя эти атомы, в свою очередь, состоят из более элементарных частиц, они являются основными строительными блоками химических веществ; нет кислорода, ртути или золота, например, меньше, чем атом этого вещества.Таким образом, химия занимается не субатомной областью, а свойствами атомов и законами, управляющими их комбинациями, а также тем, как знание этих свойств может быть использовано для достижения определенных целей.
Популярные вопросы
Что такое химия?
Химия — это отрасль науки, которая изучает свойства, состав и структуру элементов и соединений, то, как они могут изменяться, а также энергию, которая выделяется или поглощается при их изменении.
Как связаны химия и биология?
Химия изучает вещества, то есть элементы и соединения, а биология изучает живые существа.Однако эти две области науки встречаются в дисциплине биохимии, которая изучает вещества в живых существах и то, как они изменяются в организме.
Большой проблемой в химии является разработка последовательного объяснения сложного поведения материалов, почему они выглядят такими, как они есть, что придает им долговечные свойства и как взаимодействия между различными веществами могут приводить к образованию новых веществ и разрушение старых. С самых первых попыток понять материальный мир в рациональных терминах химики изо всех сил пытались разработать теории материи, которые удовлетворительно объясняли бы как постоянство, так и изменение.Упорядоченная сборка неразрушимых атомов в маленькие и большие молекулы или расширенные сети перемешанных атомов обычно считается основой постоянства, в то время как реорганизация атомов или молекул в различные структуры лежит в основе теорий изменений. Таким образом, химия включает изучение атомного состава и структурной архитектуры веществ, а также различных взаимодействий между веществами, которые могут привести к внезапным, часто бурным реакциям.
Химия также занимается использованием природных веществ и созданием искусственных. Кулинария, ферментация, производство стекла и металлургия — все это химические процессы, восходящие к истокам цивилизации. Сегодня винил, тефлон, жидкие кристаллы, полупроводники и сверхпроводники представляют собой плоды химической технологии. В 20-м веке произошел драматический прогресс в понимании удивительной и сложной химии живых организмов, и молекулярная интерпретация здоровья и болезней открывает большие перспективы. Современная химия, опираясь на все более совершенные инструменты, изучает материалы, такие маленькие, как отдельные атомы, и такие большие и сложные, как ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), которая содержит миллионы атомов.Можно даже разработать новые вещества, которые обладают желаемыми характеристиками, а затем синтезировать. Скорость, с которой продолжает накапливаться химическая наука, впечатляет. С течением времени было охарактеризовано и произведено более 8 000 000 различных химических веществ, как природных, так и искусственных. В 1965 году их было меньше 500 000.
С интеллектуальными проблемами химии тесно связаны проблемы, связанные с промышленностью. В середине 19 века немецкий химик Юстус фон Либих заметил, что богатство нации можно измерить по количеству производимой серной кислоты.Эта кислота, необходимая для многих производственных процессов, остается сегодня ведущим химическим продуктом в промышленно развитых странах. Как признал Либих, страна, производящая большое количество серной кислоты, — это страна с сильной химической промышленностью и сильной экономикой в целом. Производство, распространение и использование широкого спектра химических продуктов присуще всем высокоразвитым странам. Фактически, можно сказать, что «железный век» цивилизации сменяется «полимерным веком», поскольку в некоторых странах общий объем производимых в настоящее время полимеров превышает объемы железа.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчасОбласть химии
Давно прошли те дни, когда один человек мог надеяться получить подробные знания во всех областях химии. Те, кто преследует свои интересы в определенных областях химии, общаются с другими людьми, разделяющими те же интересы. Со временем группа химиков со специализированными исследовательскими интересами становится членами-основателями области специализации. Области специализации, возникшие в начале истории химии, такие как органическая, неорганическая, физическая, аналитическая и промышленная химия, а также биохимия, по-прежнему представляют наибольший общий интерес.Однако в XX веке произошел значительный рост в области полимерной, экологической и медицинской химии. Более того, продолжают появляться новые специальности, например, пестициды, судебная медицина, компьютерная химия.
Русский язык | Диалекты и развитие
Русский язык , Русский Русский язык , основной государственный и культурный язык России. Русский язык вместе с украинским и белорусским составляет восточную ветвь славянской языковой семьи.Русский является основным языком подавляющего большинства людей в России, а также используется в качестве второго языка в других бывших республиках Советского Союза. Русский язык также широко преподавался в странах, находящихся в сфере советского влияния, особенно в Восточной Европе, во второй половине ХХ века.
Британская викторина
Языки и алфавиты
Parlez-vous français? ¿Habla usted español? Посмотрите, как M-U-C-H вы знаете о своих ABC на других языках.
русских диалекта делятся на северную группу (простирающуюся от Санкт-Петербурга на восток через Сибирь), южную группу (в большей части центральной и южной России) и центральную группу (между северной и южной). В основе современного литературного русского языка лежит центральный московский диалект, в основе которого — согласная система северного диалекта и система гласных южного диалекта. Однако различий между этими тремя диалектами меньше, чем между диалектами большинства других европейских языков.
Русский и другие восточнославянские языки (украинский, белорусский) практически не отличались друг от друга до среднерусского периода (конец 13–16 вв.). Термин древнерусский обычно применяется к общему восточнославянскому языку, который использовался до того времени.
Русский язык находится под сильным влиянием старославянского языка и, начиная с западноевропейской политики царя Петра I в XVIII веке, языков Западной Европы, из которых он заимствовал много слов.Поэт XIX века Александр Пушкин оказал очень большое влияние на последующее развитие языка. Его сочинения, сочетающие разговорный и церковнославянский стили, положили конец значительным спорам, которые возникли в отношении того, какой стиль языка лучше всего подходит для литературного использования.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчасСовременный язык использует шесть падежных форм (именительный, родительный, дательный, винительный, инструментальный, местный) в единственном и множественном числе существительных и прилагательных и выражает как совершенный аспект (завершенное действие), так и несовершенный аспект (процесс или незавершенное действие) в глаголах.В своей звуковой системе русский язык имеет многочисленные свистящие согласные и группы согласных, а также ряд палатализованных согласных, контрастирующих с рядом непалатализированных (простых) согласных. (Палатализованные согласные — это те, которые образуются при одновременном движении лезвия языка к твердому небу или к нему; они звучат так, как будто сопровождаются плавным скольжением и , и часто известны как мягкие согласные.) Сокращенные гласные ĭ и ŭ исконных славянских языков были утрачены в русском языке в слабом положении в ранний исторический период.Структура предложения русского языка — это в основном субъект-глагол-объект (SVO), но порядок слов варьируется в зависимости от того, какие элементы уже знакомы в дискурсе.
Санкт-Петербург | Карта, достопримечательности и история
Санкт-Петербург , Русский Санкт-Петербург , ранее (1914–24) Петроград и (1924–91) Ленинград , город и порт, крайний северо-запад России. Крупный исторический и культурный центр и важный порт Св.Петербург расположен примерно в 400 милях (640 км) к северо-западу от Москвы и всего в 7 ° к югу от Полярного круга. Это второй по величине город России и один из крупнейших городов мира. Санкт-Петербург играет жизненно важную роль в истории России с момента своего основания в 1703 году. На протяжении двух веков (1712–1918) он был столицей Российской империи. Город помнят как место Февральской (мартовской по новому стилю) и Октябрьской (ноябрьской по новому стилю) революций 1917 года, а также за его яростную оборону во время осады во время Второй мировой войны.В архитектурном отношении он считается одним из самых великолепных и близких по духу городов Европы. Его исторический район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Площадь города составляет 550 квадратных миль (1400 квадратных километров). Поп. (2010) 4 879 566; (2012 г.) 4,953,219.
Британская викторина
39 самых сложных мировых столиц в истории
У Парижа, Бужумбуры, Пьера и Нуука есть нечто общее: все они столицы.И есть еще тысячи. Будь то древняя столица империи или нынешняя столица провинции, вы найдете это в этой викторине. Путешествуйте с нами, чтобы узнать, как много вы знаете о мире, в котором мы живем, и его многочисленных уникальных местах.
Характер города
Санкт-Петербург — Мекка культурных, исторических и архитектурных достопримечательностей. Основанный царем Петром I (Великим) как «окно России в Европу», он имеет неофициальный статус культурной столицы России и самого европейского города, и стремится сохранить это отличие в своем постоянном соперничестве с Москвой. Обращают на себя внимание три отличительные особенности Санкт-Петербурга. Во-первых, это гармоничное сочетание западноевропейской и русской архитектуры в городе. Во-вторых, в Санкт-Петербурге нет однозначного центра города, который в других русских городах средневекового происхождения определяется кремлем и его окрестностями. Третья характерная черта города — множество водных путей. Короткие, но полноводные притоки и каналы Невы, протянувшиеся до побережья Балтийского моря, неотделимы от Санкт-Петербурга.Панорама Петербурга. Многие из самых известных архитектурных памятников города тянутся вдоль исторических набережных Невы. Кроме того, мосты и естественные каналы реки снискали Санкт-Петербургу прозвище «Северная Венеция». Из-за того, что Санкт-Петербург расположен на севере, с 11 июня по 2 июля в городе наблюдаются «белые ночи», когда световой день длится почти 19 часов — еще одна из самых известных характеристик Санкт-Петербурга. Среди культурных мероприятий, посвященных празднованию Белых ночей, — фестивали, организованные Мариинским и Эрмитажным театрами, а также на улице Римского-Корсакова.Петербургская государственная консерватория. Каждую ночь во время белых ночей мосты через Неву поднимаются, чтобы пропустить лодочное движение. После распада Советского Союза Санкт-Петербург впитал новую энергию: были отремонтированы полуразрушенные фасады, выбоины на дорогах и культурные достопримечательности.
Пейзаж
Городской участок
Санкт-Петербург расположен в дельте реки Невы, в истоке Финского залива. Город раскинулся на 42 островах дельты и прилегающих частях поймы материка.Очень низкое и изначально заболоченное место подвергало город периодическим наводнениям, особенно осенью, когда сильные циклонические ветры поднимают воды залива вверх по течению, а также во время весеннего таяния снегов. Исключительно сильные наводнения произошли в 1777, 1824 и 1924 годах; последние два были самыми высокими за всю историю наблюдений и затопили большую часть города. Чтобы контролировать разрушительные паводковые воды, в 1980-х годах город построил дамбу длиной 18 миль (29 км) через Финский залив. Несколько каналов также были прорезаны для облегчения дренажа.
Большой Санкт-Петербург — сам город с его городами-спутниками — образует форму подковы вокруг истока Финского залива и включает остров Котлин в заливе. На севере он тянется на запад вдоль берега почти на 50 миль (80 км), включая Зеленогорск. Это северное расширение — это район спальных городков, курортов, санаториев и детских лагерей, расположенный среди обширных хвойных лесов и окаймленный прекрасными пляжами и песчаными дюнами. У некоторых элитных петербуржцев также есть дачи или дачи в этом районе.На южной стороне залива границы метрополии простираются на запад и включают Петергоф и Ломоносов. На восток Большой Санкт-Петербург тянется вверх по Неве до Ивановского.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчасКлимат
Смягчающее воздействие Атлантического океана обеспечивает Санкт-Петербург более мягким климатом, чем можно было бы ожидать для его крайнего северного района. Тем не менее, зимы довольно холодные, со средней температурой января около 21 ° F (-6 ° C), что на несколько градусов выше, чем в Москве.Однако зимние температуры могут опускаться ниже -40 ° F (-40 ° C). Снежный покров держится в среднем около 132 дней. Нева начинает нормально замерзать примерно в середине ноября, а к началу декабря лед становится твердым; разрыв начинается в середине апреля и обычно завершается к концу месяца. Ледоколы продлевают сезон навигации. Лето умеренно теплое, со средней температурой в июле 65 ° F (18 ° C). Среднее годовое количество осадков составляет около 25 дюймов (634 мм), причем лето является самым влажным периодом.
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в селе Денисовка. Поскольку возможности получить образование в его родном селе были ограничены, он в 19 лет сбежал в Москву, где поступил в духовную семинарию и стал учиться на священство.
Молодой Ломоносов, проявивший выдающиеся способности как ученый, был выбран в 1735 году для чтения лекций в Академии наук в Санкт-Петербурге. Этот опыт изменил все направление его карьеры.Петербургская академия в это время проводила серию исследований материальных ресурсов Сибири, для которых требовались подготовленные химики и металлурги. С 1736 по 1741 год Ломоносов изучал эти предметы в Германии, сначала в Марбургском университете, где он получил основательную подготовку в области фундаментальных наук, а затем в знаменитой горной академии во Фрайбурге.
По возвращении в Россию Ломоносов стал членом Петербургской Академии, и остаток своей жизни был посвящен почти исключительно ее делам.Вскоре он стал воинственным лидером группы отечественных ученых в академии, противостоящей клике иностранных членов, в основном немецких, которые были импортированы в ее состав при ее основании, чтобы стимулировать российскую науку. В 1745 году он был назначен профессором химии в академии, где построил химическую лабораторию для обучения и исследований. Здесь он читал один из первых курсов практического обучения химии.
Хотя Ломоносов много публиковал по различным аспектам физики и химии, его работы были в основном в форме диссертаций с ограниченным тиражом.Его многочисленная деятельность, похоже, помешала ему завершить многие из его проектов, и большая часть его оригинальных работ так и не была опубликована.
Физико-химические работы Ломоносова характеризовались акцентом на использование атомных и молекулярных способов объяснения. В век, когда большинство ученых рассматривали тепло как материальную субстанцию, он утверждал, что тепло на самом деле было формой движения — результатом движения молекул, составляющих материю. Его физический подход к химии побудил его уделять большое внимание количественным измерениям.В этом он определенно опередил свое время, хотя утверждения о том, что он предвосхитил Антуана Лорана Лавуазье, подчеркнув сохранение массы в химических реакциях и признав химическую роль воздуха в горении, безусловно, преувеличены.
Другими научными интересами Ломоносова были электричество, свет, минералогия, метеорология и астрономия. Он заметил прохождение Венеры в 1761 году и пришел к выводу, что у Венеры была атмосфера, «подобная земной или, возможно, превышающая ее.Он также внес значительный вклад в филологическое изучение русского языка, в том числе в развитие научной лексики, и написал противоречивую историю России.
Хотя Ломоносов был человеком огромного таланта, его творческой энергии несколько мешали его властный характер и сварливый нрав. Умер от гриппа в Санкт-Петербурге 4 апреля 1765 года.
Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности.Если ваш браузер не принимает файлы cookie, вы не можете просматривать этот сайт.
Настройка вашего браузера для приема файлов cookie
Существует множество причин, по которым cookie не может быть установлен правильно. Ниже приведены наиболее частые причины:
- В вашем браузере отключены файлы cookie. Вам необходимо сбросить настройки своего браузера, чтобы он принимал файлы cookie, или чтобы спросить вас, хотите ли вы принимать файлы cookie.
- Ваш браузер спрашивает вас, хотите ли вы принимать файлы cookie, и вы отказались.Чтобы принять файлы cookie с этого сайта, используйте кнопку «Назад» и примите файлы cookie.
- Ваш браузер не поддерживает файлы cookie. Если вы подозреваете это, попробуйте другой браузер.
- Дата на вашем компьютере в прошлом. Если часы вашего компьютера показывают дату до 1 января 1970 г., браузер автоматически забудет файл cookie. Чтобы исправить это, установите правильное время и дату на своем компьютере.
- Вы установили приложение, которое отслеживает или блокирует установку файлов cookie.Вы должны отключить приложение при входе в систему или проконсультироваться с системным администратором.
Почему этому сайту требуются файлы cookie?
Этот сайт использует файлы cookie для повышения производительности, запоминая, что вы вошли в систему, когда переходите со страницы на страницу. Чтобы предоставить доступ без файлов cookie потребует, чтобы сайт создавал новый сеанс для каждой посещаемой страницы, что замедляет работу системы до неприемлемого уровня.
Что сохраняется в файле cookie?
Этот сайт не хранит ничего, кроме автоматически сгенерированного идентификатора сеанса в cookie; никакая другая информация не фиксируется.
Как правило, в файлах cookie может храниться только информация, которую вы предоставляете, или выбор, который вы делаете при посещении веб-сайта. Например, сайт не может определить ваше имя электронной почты, пока вы не введете его. Разрешение веб-сайту создавать файлы cookie не дает этому или любому другому сайту доступа к остальной части вашего компьютера, и только сайт, который создал файл cookie, может его прочитать.
научных фактов для детей
Масштаб Вселенной сопоставлен с отраслями науки.Горение и химические реакции изучались Майклом Фарадеем и докладывались в его лекциях перед Королевским институтом: Химическая история свечи , 1861Наука — это то, что мы делаем, чтобы узнать о мире природы. Естественные науки включают физику, химию, биологию, геологию и астрономию. Наука использует математику и логику, которые иногда называют «формальными науками». Естествознание проводит наблюдения и эксперименты. Наука производит точные факты, научные законы и теории.«Наука» также относится к большому количеству знаний, полученных с помощью этого процесса.
В исследовании используется научный метод. В научных исследованиях используются гипотезы, основанные на идеях или более ранних знаниях, которые можно разделить на разные темы. Затем эти гипотезы проверяются экспериментами.
Люди, которые изучают и исследуют науку и пытаются узнать о ней все, называются учеными. Ученые изучают вещи, очень внимательно рассматривая их, измеряя их, проводя эксперименты и тесты.Ученые пытаются объяснить, почему вещи действуют именно так, и предсказать, что произойдет.
Научный метод
Сегодня «наука» обычно относится к способу получения знаний, а не только к самим знаниям. В основном речь идет о явлениях материального мира. В 17-18 веках ученые все больше стремились сформулировать знания в терминах законов природы , таких как законы движения Ньютона. В течение XIX века слово «наука» все больше ассоциировалось с самим научным методом как способом изучения мира природы, включая физику, химию, геологию и биологию.
Именно в 19 веке термин ученый был введен Уильямом Уэвеллом. Он имел в виду отличать тех, кто искал знания о природе, от тех, кто искал другие типы знаний.
Научный метод — это метод, используемый учеными для поиска знаний. Основные характеристики научного метода:
- Ученые определяют вопрос или проблему о природе. Некоторые задачи просты, например, «сколько ног у мух?» а некоторые очень глубокие, например, «почему предметы падают на землю?»
- Затем ученые исследуют проблему.Они работают над этим, собирая факты. Иногда достаточно внимательно присмотреться.
- На некоторые вопросы нельзя ответить напрямую. Затем ученые предлагают идеи и проверяют их. Они проводят эксперименты и собирают данные.
- В конце концов, они выясняют, что, по их мнению, является хорошим ответом на проблему. Потом они рассказывают об этом людям.
- Позже другие ученые могут согласиться или не согласиться. Они могут предложить другой ответ. Они могут проводить больше экспериментов. Что-нибудь в науке может быть пересмотрено, если мы обнаружим, что предыдущее решение было недостаточно хорошим.
Пример
Знаменитым примером науки в действии была экспедиция под руководством Артура Эддингтона на остров Принсипи в Африке в 1919 году.
Он отправился туда, чтобы записать положение звезд вокруг Солнца во время солнечного затмения. Наблюдение за положением звезд показало, что видимые положения звезд вблизи Солнца изменились. Фактически, свет, проходящий через Солнце, притягивался к нему гравитацией. Это подтвердило предсказания о гравитационном линзировании, сделанные Альбертом Эйнштейном в общей теории относительности, опубликованной в 1915 году.
Наблюдения Эддингтона считались первым твердым доказательством в пользу теории Эйнштейна. Если бы результаты наблюдений были другими, это было бы против теории Эйнштейна и, возможно, опровергло бы ее (показало, что она неверна).
Практическое влияние научных исследований
Открытия в фундаментальной науке могут изменить мир. Например:
Исследования Удар Статическое электричество и магнетизм (1600)
Электрический ток (18 век)Все электрические приборы, динамо-машины, электростанции, современная электроника, включая электрическое освещение, телевидение, электрическое отопление, магнитную ленту, громкоговоритель, а также компас и громоотвод. Дифракция (1665) Оптика, следовательно, оптоволоконный кабель (1840-е гг.), Кабельное телевидение и Интернет Теория зародышей (1700) Гигиена, ведущая к снижению передачи инфекционных заболеваний; антитела, ведущие к методам диагностики заболеваний и таргетной противоопухолевой терапии. Вакцинация (1798) Ведет к ликвидации большинства инфекционных заболеваний в развитых странах и к искоренению оспы во всем мире. Фотовольтаика (1839) Солнечные элементы (1883 г.), отсюда солнечная энергия, часы, калькуляторы и другие устройства на солнечных батареях. Странная орбита Меркурия (1859 г.) и другие исследования
, ведущие к специальной (1905 г.) и общей теории относительности (1916 г.)Спутниковые технологии, такие как GPS (1973), спутниковая навигация и спутники связи. Радиоволны (1887) Радио быстро стало известно благодаря использованию в радиовещании (1906 г.) и телевидении (1927 г.) в развлечениях.Он также широко использовался в областях телефонии, экстренных служб, радаров (навигация и прогноз погоды), медицины, астрономии, беспроводной связи и сетей. Радиоисследования также привели к использованию микроволновых печей для нагрева и приготовления пищи. Радиоактивность (1896 г.) и антивещество (1932 г.) Лечение рака (1896 г.), Радиометрическое датирование (1905 г.), ядерные реакторы (1942 г.) и оружие (1945 г.), ПЭТ-сканирование (1961 г.) и медицинские исследования (с изотопной маркировкой) Рентгеновские снимки (1896) Медицинская визуализация, включая компьютерную томографию Кристаллография и квантовая механика (1900) Полупроводниковые устройства (1906 г.), следовательно, современные вычисления и телекоммуникации, включая интеграцию с беспроводными устройствами: мобильный телефон Пластмассы (1907) Начиная с бакелита, многие типы искусственных полимеров для многочисленных применений в промышленности и повседневной жизни Антибиотики (1880-е гг., 1928 г.) Сальварсан, пенициллин, доксициклин и др. Ядерный магнитный резонанс (1930-е годы) Спектроскопия ядерного магнитного резонанса (1946), магнитно-резонансная томография (1971), функциональная магнитно-резонансная томография (1990-е годы).
Другие особенности науки
Не все полностью согласны с тем, как работает наука. Некоторые философы и ученые говорят, что научные теории принимаются только на время. Они длятся до тех пор, пока являются лучшим объяснением.Когда теории больше не объясняют данные, они отбрасываются и заменяются. Или иногда ученые делают теорию лучше, чем отбрасывают ее, или они будут продолжать использовать теорию, надеясь, что в конечном итоге она станет лучше.
Наука — это способ получить знания, отбросив то, что не соответствует действительности.
Ученые должны быть очень осторожны, чтобы давать объяснения, которые хорошо согласуются с тем, что они наблюдают и измеряют. Они соревнуются за лучшее объяснение. Объяснение может быть интересным или приятным, но если оно не согласуется с тем, что на самом деле видят и измеряют другие ученые, они попытаются найти лучшее объяснение.
Перед публикацией научной статьи другие ученые читают ее и решают, имеют ли объяснения смысл на основе данных. Это называется экспертной оценкой. После того, как статьи будут опубликованы, другие ученые также будут проверять, дают ли те же эксперименты, наблюдения или тесты снова те же данные. Рецензирование и повторные эксперименты — единственный способ убедиться в правильности полученных знаний.
Наука создает модели природы, модели нашей Вселенной и медицину. Есть много разных наук со своими названиями.Однако неправильно говорить, что «наука говорит» что-то одно. Наука — это процесс, а не только факты и правила, которым когда-то верили.
Некоторые виды наук
Связанные страницы
Детские картинки
De Potentiis чувствительный к аниме, Грегор Райш (1504) Философская Маргарита .Средневековая наука постулировала желудочек мозга как место для нашего здравого смысла, где смешиваются формы наших сенсорных систем.
Гален (129 – ок. 216) отметил, что перекрест зрительных нервов имеет Х-образную форму. (Гравюра из Везалия, 1543 г.)
Президент Клинтон встречается с лауреатами Нобелевской премии США 1998 года в Белом доме
«Счетчик песка» — это работа Архимеда, в которой он намеревается определить верхнюю границу количества песчинок, которые вписываются во Вселенную.Для этого ему пришлось оценить размер Вселенной в соответствии с современной моделью и изобрести способ анализа чрезвычайно больших чисел.
Минералогические факты для детей
Минералогия — изучение минералов. Минералы — это вещества, из которых состоят камни. Есть много разных видов минералов. Некоторые из них твердые, как бриллианты. Некоторые мягкие, как тальк. Некоторые из них металлические, такие как золото или серебро. Минералы помещены в особые группы минералов, состоящих из аналогичных химических веществ или имеющих аналогичную структуру внутри.Например, химические вещества, входящие в состав некоторых минералов, выстраиваются в цепочки, а в других минералах они образуют форму галстука-бабочки.
Изучение минералов может быть полезно для выяснения некоторых вещей о скале. Иногда форма или размер минерала также могут что-то сказать о камне. Например, минералы в вулканических породах могут помочь выяснить, сколько времени потребовалось для того, чтобы скала остыла (превратилась из лавы в скалу). Более крупные минералы означают, что порода медленно остывает (вероятно, под землей). Меньшие минералы означают, что порода быстро остывает (возможно, над землей, как из вулкана).Тип минерала в скале также может сказать, что это за скала или что произошло с ней с момента ее образования. Многие породы названы в зависимости от того, какие минералы в них есть.
Минералоги (люди, изучающие минералы) изучают минералы в горных породах с помощью ручных линз (увеличительное стекло) и в тонких срезах (тонкие срезы горных пород) с помощью микроскопов. Они записывают такие вещи о минералах, как их размер, форма, цвет и изменение цвета минерала при его повороте.Минералоги также фиксируют, какие цветные минералы превращаются в особый свет. Эти детали могут помочь минералогам выяснить, какие минералы они ищут.
Минералы можно использовать в самых разных целях, например, в ювелирных изделиях, сельском хозяйстве, гончарном производстве, производстве металлов и многом другом.