Русская поэзия XVIII века. Автор — Ломоносов Михаил Васильевич. Содержание — Ворон и Лисица [324]

Петух взбег на навоз, а рыть начав тот вскоре,

Жемчужины вот он дорылся в оном соре.

Увидевши ее: «Что нужды, говорит,

Мне в этом дорогом, что глаз теперь мой зрит?

Желал бы лучше я найти зерно пшеницы,

Которую клюем дворовые мы птицы;

К тому ж мне на себе сей вещи не носить;

Да и не может та собой меня красить.

Итак, другим она пусть кажется любезна,

Но мне, хоть и блестит, нимало не полезна».

Негде Вόрону унесть сыра часть случилось;

Нá дерево с тем взлетел, кое полюбилось.

Оного Лисице захотелось вот поесть;

Для того, домочься б, вздумала такую лесть:

Воронову красоту, перья цвет почтивши

И его вещбу еще также похваливши,

«Прямо, говорила, птицею почту тебя

Зевсовою [325]впредки, буде глас твой для себя,

И услышу песнь, доброт всех твоих достойну».

Ворон похвалой надмен [326], мня себе пристойну.

Начал, сколько можно громче, кракать и кричать,

Чтоб похвал последню получить себе печать;

Но тем самым из его носа растворенна

Выпал нá землю тот сыр. Лиска, ободренна

Оною корыстью, говорит тому на смех:

«Всем ты добр, мой Вόрон; только ты без сердца мех [327]». Восторг внезапный [329]ум пленил, Ведет на верьх горы высокой, [330]

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишина глубокой.

Внимая нечто, ключ молчит, [331]

Которой завсегда журчит

И с шумом вниз с холмов стремится.

Лавровы вьются там венцы,

Там слух спешит во все концы;

Далече дым в полях курится.

Не Пинд ли под ногами зрю?

Я слышу чистых сестр [332]музы́ку!

Пермесским жаром я горю,

Теку поспешно к оных лику.

Врачебной дали мне воды:

Испей и все забудь труды;

Умой росой Кастальской очи,

Чрез степь и горы взор простри

И дух свой к тем странам впери,

Где всходит день по темной ночи.

Корабль как ярых волн среди,

Которые хотят покрыти,

Бежит, срывая с них верьхи,

Претит с пути себя склонити;

Седая пена вкруг шумит,

В пучине след его горит;

К российской силе так стремятся,

Кругом объехав, тьмы татар;

Скрывает небо конской пар!

Что ж в том? стремглав без душ валятся.

Крепит отечества любовь

Сынов российских дух и руку;

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

Как сильный лев стада волков,

Что кажут острых яд зубов,

Очей горящих гонит страхом,

От реву лес и брег дрожит,

И хвост песок и пыль мутит,

Разит извившись сильным махом.

Не медь ли в чреве Этны ржет

И, с серою кипя, клокочет?

Не ад ли тяжки узы рвет

И челюсти разинуть хочет?

То род отверженной рабы, [333]

В горах огнем наполнив рвы,

Металл и пламень в дол бросает,

Где в труд избранный наш народ

Среди врагов, среди болот

Чрез быстрый ток на огнь дерзает.

За холмы, где паляща хлябь

Дым, пепел, пламень, смерть рыгает,

За Тигр, Стамбул, своих заграбь, [334]

Что камни с берегов сдирает;

Но чтоб орлов сдержать полет, [335]

Таких препон на свете нет.

Им воды, лес, бугры, стремнины,

Глухие степи — равен путь.

Где только ветры могут дуть,

Доступят там полки орлины.

Пускай земля как понт трясет,

Пускай везде громады стонут,

Премрачный дым покроет свет,

В крови Молдавски горы тонут;

Но вам не может то вредить,

О россы, вас сам рок покрыть

Желает для счастливой Анны. [336]

Уже ваш к ней усердный жар

Быстро́ проходит сквозь татар,

И путь отворен вам пространный.

Скрывает луч свой в волны день,

Оставив бой ночным пожарам;

Мурза [337]упал на долгу тень; Взят купно свет и дух татарам. [338] Из лыв [339]густых выходит волк

На бледный труп в турецкий полк.

Иной, в последни видя зо́рю,

Закрой, кричит, багряной вид

И купно с ним Магметов стыд [340];

Спустись поспешно с солнцем к морю.

Что так теснит боязнь мой дух?

Хладнеют жилы, сердце ноет!

Что бьет за странной шум в мой слух?

Пустыня, лес и воздух воет!

В пещеру скрыл свирепство зверь,

Небесная отверзлась дверь,

Над войском облак вдруг развился,

Блеснул горящим вдруг лицем,

Умытым кровию мечем

Гоня врагов, Герой открылся. [341]

Не сей ли при Донских струях

Рассыпал вредны россам стены?

И персы в жаждущих степях

Не сим ли пали пораженны?

Он так к своим взирал врагам,

Как к готфским приплывал брегам, [342]

Так сильну возносил десницу;

Так быстрой конь его скакал,

Когда он те поля топтал,

Где зрим всходящу к нам денницу.

Кругом его из облаков

Гремящие перуны блещут,

И, чувствуя приход Петров,

Дубравы и поля трепещут.

Кто с ним толь грозно зрит на юг,

Одеян страшным громом вкруг?

Никак, Смиритель стран Казанских? [343] Каспийски воды, сей при вас [344] Селима [345]гордого потряс,

Наполнил степь голов поганских.

Герою молвил тут Герой:

«Нетщетно я с тобой трудился,

Нетщетен подвиг мой и твой,

Чтоб россов целый свет страшился.

Чрез нас предел наш стал широк

На север, запад и восток.

На юге Анна торжествует,

Покрыв своих победой сей».

Свилася мгла, Герои в ней;

Не зрит их око, слух не чует.

Крутит река татарску кровь,

Что протекала между ними;

Не смея в бой пуститься вновь,

Местами враг бежит пустыми,

Забыв и меч, и стан, и стыд,

И представляет страшный вид

В крови другое своих лежащих.

Уже, тряхнувшись, легкий лист

Страшит его, как ярый свист

Быстро́ сквозь воздух ядр летящих.

Шумит с ручьями бор и дол:

Победа, росская победа!

Но враг, что от меча ушел,

Боится собственного следа.

Тогда увидев бег своих,

Луна [346]стыдилась сраму их

И в мрак лице, зардевшись, скрыла.

Летает слава в тьме ночной,

Звучит во всех землях трубой,

Коль росская ужасна сила.

Вливаясь в понт, Дунай ревет

И россов плеску отвещает;

Ярясь волнами турка льет,

Что стыд свой за него скрывает.

Он рыщет, как пронзенный зверь,

И чает, что уже теперь

В последней раз заносит ногу,

И что земля его носить

Не хочет, что не мог покрыть.

Смущает мрак и страх дорогу.

Где ныне похвальба твоя?

Где дерзость? где в бою упорство?

Где злость на северны края?

Стамбул, где наших войск презорство?

Ты лишь своим велел ступить,

Нас тотчас чаял победить;

Янычар твой свирепо злился, [347]

Как тигр на росский полк скакал.

Но что? внезапно мертв упал,

В крови своей пронзен залился.

Целуйте ногу ту в слезах,

Что вас, агаряне, попрала,

Целуйте руку, что вам страх

Мечем кровавым показала.

Великой Анны грозной взор

Отраду дать просящим скор;

По страшной туче воссияет,

К себе повинность вашу зря.

К своим любовию горя,

Вам казнь и милость обещает.

Златой уже денницы перст

Завесу света вскрыл с звездами;

От встока скачет по сту верст,

Пуская искры конь ноздрями.

Лицем сияет Феб на том.

Он пламенным потряс верхом;

Преславно дело зря, дивится:

«Я мало таковых видал

Побед, коль долго я блистал,

Коль долго круг веков катится».

Как в клуб змия себя крутит,

Шипит, под камень жало кроет,

Орел когда шумя летит

И там парит, где ветр не воет;

Превыше молний, бурь, снегов

Зверей он видит, рыб, гадо́в.

Пред росской так дрожит Орлицей,

Стесняет внутрь Хотин своих.

Но что? в стенах ли может сих

Пред сильной устоять царицей.

Кто скоро толь тебя, Калчак [348],

Учит российской вдаться власти,

Ключи вручить в подданства знак

И большей избежать напасти?

Правдивой Аннин гнев велит,

Что падших перед ней щадит.

Ее взошли и там оливы [349], Где Вислы ток, где славный Рен, [350]

Мечем противник где смирен,

Извергли дух сердца кичливы.

О как красуются места,

Что иго лютое сброси́ли

И что на турках тягота,

Которую от них носили;

И варварские руки те,

Что их держали в тесноте,

В полов уже несут оковы;

Что ноги узами звучат,

Которы для отгнанья стад

Чужи поля топтать готовы.

Не вся твоя тут, Порта, казнь,

Не так тебя смирять достойно,

Но большу нанести боязнь,

Что жить нам не дала спокойно.

Еще высоких мыслей страсть

Претит тебе пред Анной пасть?

Где можешь ты от ней укрыться?

Дамаск, Каир, Алепп [351]сгорит;

Обставят росским флотом Крит;

Евфрат в твоей крови смутится.

Чинит премену что во всем?

Что очи блеском проницает?

Чистейшим с неба что лучем

И дневну ясность превышает?

Героев слышу весел клик!

Одеян в славу Аннин лик

Над звездны вечность взносит круги;

И правда, взяв перо злато́,

В нетленной книге пишет то.

Велики коль ее заслуги.

Витийство, Пиндар, уст твоих

Тяжчае б Фивы обвинили, [352]

Затем что о победах сих

Они б громчае возгласили,

Как прежде о красе Афин;

Россия как прекрасный крин,

Цветет под Анниной державой.

В Китайских чтут ее стенах,

И свет во всех своих концах

Исполнен храбрых россов славой.

Россия, коль счастлива ты

Под сильным Анниным покровом!

Какие видишь красоты

При сем торжествованьи новом!

Военных не страшися бед:

Бежит оттуду бранный вред,

Народ где Анну прославляет.

Пусть злобна зависть яд свой льет.

Пусть свой язык, ярясь, грызет;

То наша радость презирает.

Козацких поль заднестрской тать [353]

Разбит, прогнан, как прах развеян,

Не смеет больше уж топтать,

С пшеницой где покой насеян.

Безбедно едет в путь купец,

И видит край волнам пловец,

Нигде не знал, плывя, препятства.

Красуется велик и мал;

Жить хочет век, кто в гроб желал;

Влекут к тому торжеств изрядства.

Пастух стада гоняет в луг

И лесом без боязни ходит;

Пришед, овец пасет где друг,

С ним песню новую заводит.

Солдатску храбрость хвалит в ней,

И жизни часть блажит своей,

И вечно тишины желает

Местам, где толь спокойно спит;

И ту, что от врагов хранит,

Простым усердьем прославляет.

Любовь России, страх врагов,

Страны полночной Героиня,

Седми пространных морь [354]брегов

Надежда, радость и богиня,

Велика Анна, ты доброт

Сияешь светом и щедрот, —

Прости, что раб твой к громкой славе,

Звучит что крепость сил твоих,

Придать дерзнул некрасной стих

В подданства знак твоей державе.

www.booklot.org

3 стр. басен Лессинга

11. Ворона и лисица

Ворона несла в когтях кусок отравленного мяса, которое рассерженный садовник подбросил для кошек своего соседа.

И только она уселась на старый дуб, чтобы съесть свою добычу, как подкралась лисица и воскликнула, обращаясь к ней:

— Слава тебе, о птица Юпитера!

— За кого ты меня принимаешь? — спросила ворона.

— За кого я тебя принимаю? — возразила лисица.
— Разве не ты тот благородный орел, что каждый день спускается с руки Зевса на этот дуб и приносит мне, бедной, еду? Почему ты притворствуешь? Иль я не вижу в победоносных когтях твоих вымоленное мной подаяние, которое мне твой повелитель все еще посылает с тобою?

Ворона была удивлена и искренно обрадована тем, что ее сочли за орла. «Незачем выводить лисицу из этого заблуждения», — подумала она.

И, преисполненная глупого великодушия, она бросила лисе свою добычу и гордо полетела прочь.

Лиса смеясь подхватила мясо и с злорадством съела его. Но скоро ее радость обратилась в болезненное ощущение; яд начал действовать, и она издохла.

Пусть бы и вам, проклятые лицемеры, в награду за ваши хвалы не добиться ничего, кроме яда.

12. Скупец

— О я, несчастный! — плакался скряга своему соседу.
— Этой ночью у меня похитили сокровища, которые я укрыл в моем саду, а на их место положили вот этот проклятый камень.

— Ты все равно бы не воспользовался своими сокровищами, — отвечал ему сосед.
— Вообрази, что этот камень и есть твое сокровище, и ты ни насколько не обеднел.

— Если б я даже ни насколько не обеднел, разве не стал другой настолько же богаче! Другой — настолько же богаче! Вот что сводит меня с ума.

13. Ворон

Лисица видела, как ворон крал пищу с жертвенников, тем самым существуя за счет жертв, приносимых богам. И она размышляла про себя:
«Хотела бы я знать, потому ли ворону достается часть жертвоприношений, что он — вещая птица, или его считают вещей птицей потому, что у него хватает дерзости делить жертвы с богами»..

14. Виноград

Я знаю одного поэта, которому крикливые похвалы его мелких подражателей повредили больше, чем завистливое презрение строгих ценителей искусства.

— Он ведь кислый! — сказала лисица о винограде после безуспешных попыток допрыгнуть до него. Ее слова услышал воробей и произнес:

— Этот виноград кислый? Мне он не кажется таким!

Он подлетел к нему, попробовал и, найдя его чрезвычайно сладким, подозвал сотню своих собратьев — любителей полакомиться.

— Попробуйте-ка, попробуйте же! — кричал он.
— Лисице взбрело в голову назвать этот превосходный виноград кислым!

Они все попробовали, и через несколько мгновений виноград был приведен в такое состояние, что ни одна лисица не пыталась больше его доставать.

15. Терновый куст

— Ну, скажи пожалуйста, почему ты так жадно цепляешься за одежду прохожего? — спросила ива у тернового куста.
— Чего ты хочешь? К чему она тебе?

— Ни к чему! — ответил терновый куст.
— Она мне вовсе не нужна. Я просто хочу разорвать ее.

16. Соловей и жаворонок

Ну что сказать тем поэтам, которые так любят парить где-то в поднебесье, выводя из терпения большинство своих читателей?

Только то, что однажды сказал соловей жаворонку:
«Друг мой, ты улетаешь так высоко, чтобы тебя не было слышно?»

vsebasni.ru

В.К.Тредиаковский «Ворон и Лиса». М.В.Ломоносов. А.П.Сумароков «Ворона и Лиса»

Цели:

— знакомство с биографией писателей: В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова;

— формирование навыков лексической работы, выразительного чтения и чтения по ролям, исследовательской работы с текстом;

— формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе составления комментария лексики басен.

 

Ход урока

 

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

 

Проверка домашнего задания.

 

4 слайд

— Когда возникла басня?

— Какие сюжеты использовали русские баснописцы?

— Назовите имена русских писателей, обратившихся в своем творчестве к событиям современной жизни.

— Что остается неизменным в басне на протяжении многих веков ее существования?

— Сформулируйте определение басни.

— Что такое мораль  и аллегория?

 

5 слайд

Сегодня на уроке мы будем говорить о русских писателях, внесших свой вклад в развитие жанра басни. Это Василий Кириллович Тредиаковский, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков.

 

6 слайд

Индивидуальное сообщение учащегося.

Василий Кириллович Тредиаковский родился в 1703 году в Астрахани в семье священника. Первоначальное образование получил в школе монахов, затем три года обучался в московской Славяно-латинской академии.

Увлеченный словесностью, Тредиаковский поступил в академию в класс риторики. Там он сочинил первые стихи и две драмы. Он отправился за границу, чтобы получить больше новых знаний.

Оказавшись в Голландии, он около двух лет занимался французским языком, знакомился с европейской литературой, затем пешком отправился в Париж.

Когда Тредиаковский вернулся в Россию, сразу с жадностью включился в литературную жизнь России.

Тредиаковский опубликовал много стихотворений, басен. Он стремился писать их простым, разговорным языком, избегал подробностей в пересказе. В баснях он зло высмеивал пороки людей.

Умер писатель в Санкт-Петербурге в 1768 году.

 

Василий Кириллович Тредиаковский – поэт, переводчик, ученый-филолог, вошел в историю русской литературы как реформатор стихосложения.

Неутомимый экспериментатор, глубоко постигший природу стихосложения и особенности русского литературного языка.

 

7 слайд

Выразительное чтение учащимися басни «Ворон и Лиса».

 

8 слайд

— С кем сравнивает Лиса Во/рона? Почему?

Зевсова птица – птица, ведущая свой род от Зевсова орла. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправился в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нем благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орел. На скипетре Зевса был орел. Лиса льстит Ворону, играет на его тщеславии. Для того чтобы добиться своих корыстных целей.

 

— Каковы особенности языка басни В.К. Тредиаковского?

Опираясь на античную традицию, автор пользовался главным образом словами высокого, книжного стиля, старославянскими словами (глас, песнь)

 

— На прошлом уроке, когда мы начали говорить о басне, мы познакомились с термином аллегория. Помимо аллегории, в баснях (как и в других произведениях) писатели очень часто используют такой прием как инверсия. Откроем тетради и запишем определение данного термина.

Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи (сказуемое-подлежащее, существительное-определение). Давайте найдем в басне В.К.Тредиаковского примеры инверсий.

Тредиаковский старался использовать в своих произведениях как можно больше инверсий, оставляя главное слово стиха в самом его конце. Это иногда затрудняло понимание текста.

 

— Каковы особенности языка басни В.К.Тредиаковского?

Язык басни отличается обилием слов старославянского происхождения, инверсиями.

 

Немало басен написал и Михаил Васильевич Ломоносов. Давайте знакомиться с его биографией  творчеством.

 

9 слайд

Индивидуальное сообщение учащегося.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в Архангельской губернии. Отец его плавал на собственном рыбачьем судне по Белому морю и Северному Ледовитому океану и нередко брал с собой сына. Мальчик рано обучился грамоте, пристрастился к чтению.

 

10 слайд

В декабре 1730 года без ведома отца ушел в Москву. Поступил в славяно-греко-латинскую академию. Он уверенно и быстро обогнал большинство своих одноклассников. После окончания академии в числе лучших был послан в Германию для изучения горного дела. Здесь он приобрел обширные знания в области химии, физики, механики, хорошо изучил немецкий, французский и английский языки. Вернувшись в Россию, Ломоносов напряженно работал как ученый. Научные открытия его следовали одно за другим. Он впервые ввёл в русский язык слова: термометр, поршень, упругость, атмосфера, барометр, манометр и др., создал научно-исследовательскую лабораторию, являлся первооткрывателем ряда важных законов и явлений. Один из физических законов назван «законом Ломоносова». Михаил Васильевич стремился проникнуть в тайны языка. Ему принадлежат труды по красноречию. Усиленно и плодотворно продолжал заниматься литературным творчеством: писал басни, торжественные оды, стихотворения. Одним из важнейших для России дел М.В.Ломоносова было основание по его инициативе в 1755 году Московского университета, который носит его имя.

 

11 слайд

Выразительное чтение басни «Случились вместе два Астронома в пиру»

 

12 слайд

— Найдите в тексте басни слова, устаревшие по написанию и произношению. Подберите к ним слова, близкие по лексическому значению, из современного языка.

— Сформулируйте мораль басни.

— Почему серьезной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?

 

Конечно же, говоря о русской басне нельзя вспомнить имя Александра Петровича Сумарокова. Обратимся к его творчеству.

 

13 слайд

Индивидуальное сообщение учащегося.

Александр Петрович Сумароков родился в старинной и богатой дворянской семье.

Первоначальное образование Сумароков получил под руководством отца, затем поступил в шляхетский корпус и окончил его, состоял адъютантом у графа Головкина, затем у графа Разумовского, был директором Российского театра. Когда к власти пришла Екатерина II, он встал в ряды ее приверженцев, но вскоре отношения с императрицей испортились и он уехал в Москву.

Сумароковым создано около четырехсот басен, в которых преобладает простой язык, близкий к разговорному, и живые картинки нравов. Высмеивая пороки басенных героев, он стремится вызвать у читателя смех, который поможет искоренить недостатки.

Последние годы жизни писателя пришли в нищете. Его дом и имущество были проданы в уплату налогов.

 

14 слайд

Выразительное чтение басни «Ворона и Лиса» по ролям

 

15 слайд

— Ребята, вам, наверное, было нелегко читать басни Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова? В чём вы испытывали основное затруднение?

— Сравните басни Сумарокова и Тредиаковского. Что в них общего и чем они отличаются?

— В басне В.К.Тредиаковского Лиса сравнивает Ворона с Зевсовым орлом. С кем сравнивает Лиса Ворону в басне А.П.Сумарокова?

С попугаем и павлином.

Попугай – символ имитации, повторения без понимания. В российском сознании павлин стал символом надменности и спеси. Выражение распустил хвост, как павлин приобрело значение не только ухаживания, но и тщеславия, напускной гордости.

 

16 слайд

— Понимает ли Ворона смысл сравнения?

— О чем это свидетельствует?

— Кто более всего достоин порицания: Ворона или Лиса?

 

Сопоставление басен А.П.Сумарокова и В.К.Тредиаковского позволяет говорить о процессе формирования басни как жанра «низкого» стиля, связанного прежде всего с разговорной и фольклорной  речевой стихией.

 

17 слайд

Домашнее задание

1. Стр.75 – 76 – прочитать, пересказать.

2. Выразительное чтение басен «Ворона и Лисица», «Волк на псарне».

3. Стр. 78 – ответить на вопросы.

Индивидуальное задание:

1. Подготовить сообщение о И.А.Крылове.

2. Подготовить выразительное чтение наизусть басен «Ворона и Лисица», «Волк на псарне».

Похожие образовательные материалы:

razrabotky.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *