Содержание

Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Презентация к уроку литературы в 9 классе по теме «М.В.Ломоносов»

Слайд 1

Михаил Васильевич Ломоносов Материалы к уроку литературы в 9 классе. Автор: Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Пайская основная общеобразовательная школа №8»

Слайд 2

Михаил Васильевич Ломоносов ( 1711-1765 гг.)

Слайд 3

Биография М. В. Ломоносова Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Сын государственного крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.

Слайд 4

В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву и поступает в Славяно – греко – латинскую академию и становится одним из лучших учеников. Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

Слайд 5

В 1736 году Михаила Васильевича посылают в Германию для изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком, профессором химии .

Слайд 6

Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, — и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

Слайд 7

Открытия Ломоносова Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

Слайд 8

22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты

Слайд 9

Мозаичная картина Ломоносова Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую.

Слайд 10

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Слайд 11

Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Слайд 12

Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.

Слайд 13

Теория трех стилей Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на «три рода речений». Теория «трех штилей» имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

Слайд 14

изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды) . Высокий стиль

Слайд 15

изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения) Средний стиль

Слайд 16

— допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения) Низкий стиль

Слайд 17

Краткое руководство к красноречию (1748 г.) — первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) — первый опыт русской стилистики — является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

Слайд 18

Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство — моя утеха…»,- писал он в «Российской грамматике». Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. 1747

Слайд 19

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. Реформа стихосложения

Слайд 20

В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

Слайд 21

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Слайд 22

Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ). Буря мглою небо кроет… _ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ). Двусложные размеры стиха

Слайд 23

Ночною темнотою покрылись небеса _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _ -) анапест _ _ _ -) амфибрахий _ _ _ Трёхсложные размеры стиха

Слайд 24

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

Слайд 25

Дом-музей Ломоносова

Слайд 26

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

Слайд 27

Могила М.В.Ломоносова

Слайд 28

Награды имени Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Слайд 29

Город Ломоносов , расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова — ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века

Слайд 30

Использованные ресурсы http :// az.lib.ru /l/ lomonosow_m_w /.photo2.jpg –слайд 20, фото Ломоносова http :// tol-nabat.org.ua / uploads / posts /2011-01/1294857345_lomonsv-1.jpg — слайд 21 http :// colonization.com.ua / images / content / history / astronomy_old / lomonosov.jpg -слайд 8 http :// class-fizika.narod.ru / phys /15.jpg — слайд 5 http ://img1.liveinternet.ru/ images / attach /c/0//51/799/51799947_Lomonosov_2.jpg — слайд 6 http :// www.edu.severodvinsk.ru / after_school / obl_www /2009/4/ picture / content / laboratory.gif — слайд 8 http :// museum-old.lomic.ru / img /zal3_img1.jpg — картина Кислякова, слайд 4 http :// ekislova.ru / wp-content / uploads /2009/11/gram1.jpg — Российская грамматика, слайд 11 http :// hotel-lomonosov.ru / assets / images / Exterior /photo2.jpg — Московский университет http :// m-necropol.narod.ru /lomonosov1.jpg — слайд 27 http :// www.hrono.info / img / rgd / lomonosov_ovech.jpg — Ломоносов-учёный, слайд 7 http :// hvbooks.ru / images / shots / f_msu_smart_br / lomonosov_max.jpg — слайд 24 http :// www.ui.ua / UploadFiles /File_76193637Co.jpg — слайд 9 http :// www.vmireinteresnogo.com / Content / ArticleImages /864/2.jpg?9857750938293741305 — слайд 3

Слайд 31

http :// www.spbfoto.spb.ru / foto / data / media /1/ oranien.jpg — слайд30 http ://img0.liveinternet.ru/ images / attach /b/2/24/557/24557809_dom_lomonosova.jpg — дом Ломоносова, слайд 3 http://znaniya-sila.narod.ru/people/Lomonosov-and-Ekaterina2.jpg — слайд 9 http :// clasicizm.com / content / r_lomonosov / foto /4.jpg- слайд 12 http ://www.mr7.ru/ netcat_files /825/620/oranienbaum_580.jpg — Ораниенбаум, слайд 29 http ://school-history.my1.ru/ _nw /6/99539792.png — слайд 10 http :// upload.wikimedia.org / wikipedia / commons / thumb /2/2f/ Lomonosov_SGLAcademy.jpg /220px-Lomonosov_SGLAcademy.jpg — слайд 4 http :// pglomonosov.org / images /Lomonosov%20collage.jpg – слайд 26 http :// www.lomonosovo.ru / images /main4.jpg — слайд1 http :// nobelru.narod.ru / Lomonosov /Lomonosov3.jpg — слайд 1 http :// zasluga.ru / catalog_photos /lomonosov1.jpg — слайд 28 http://rithelp.ru/wp-content/uploads/2011/04/lomonosov_krasnorechie1.jpg- слайд 17 http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/23142/lomonosovpamtnik-moskva-mgu.jpg — памятник, слайд 27 http://www.museum.ru/img.asp?5150 – дом-музей Ломоносова, слайд 25 http://www.lib.cap.ru/images/n_book91.jpg — слайд 18, обложка книги http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000004/pic/st000_44.jpg -слайд 13 http://www.imyanauki.ru/files/2681/photo_200x145.jpg — автограф, слайд 2 http://www.ng.ru/images/2007-12-18/272-10-1.jpg — илл. к басне, слайд 16 http://rekomenda.ru/upload/shop_1/5/6/7/item_567/shop_items_catalog_image567.jpg — сонеты, слайд 15 http://novosti-plus.ru/wp-content/uploads/wpid-b83081aefb98bbc2e5f3.jpg — комедия, слайд16

nsportal.ru

«М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Жанр оды». 9-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (10,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (19,2 МБ)


Цель урока:

  • познакомить учащихся с фактами биографии Ломоносова;
  • обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова,
  • показать Ломоносова как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.
  • развивать умения выразительного чтения одической поэзии,
  • формировать активную гражданскую позицию учащихся;

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником, просмотр презентаций..

1. Орг. момент. Определение целей урока. Запись эпиграфа к уроку.

С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим. (В.Г. Белинский)

2. Вступительное слово учителя.

Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей.

3. Биография Ломоносова. Просмотр презентации о биографии М. В. Ломоносова. (Презентация 1)

Слайд № 2

М. В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье.

Слайд № 3

В зимние месяцы, когда отцовские суда стояли на приколе и работы было меньше, Ломоносов учился читать и писать. Первыми учителями его были сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви С. Н. Сабельников.

Слайд № 4

В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву

Слайд № 6

В Москве в 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. Ломоносов становится одним из лучших учеников.

Слайд № 7

В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет

Слайд № 8

В 1736 г. трое студентов, в том числе и Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.

Слайд № 9

За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля.

Слайд № 10

X. Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделяя его из других студентов. В 1738 г. он сообщал в Петербург: “У г. Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться”.

Слайд № 11

В 1740 Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии.

По дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля.

Слайд № 12

В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии.

В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке;

в 1746 г. — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук.

Слайд № 13

С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории.

Слайд № 15

В 1753 г., Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики.

В «Письме о пользе Стекла» он, обращаясь к Шувалову, пишет:

  • Неправо о вещах те думают, Шувалов,
  • Которые Стекло чтут ниже Минералов,
  • Приманчивым лучом блистающих в глаза.
  • Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Слайд № 17

Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику “Полтавская баталия” (1762-1764).

Слайд № 18

В это же время учёный организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием «ночезрительной трубы».

Слайд № 19

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, “открытый для всех лиц, способных к наукам”, а не только для дворян.

Слайд № 20

Ученые люди, — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».

Слайд № 21

Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Слайд № 22

“Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”, — так говорил о нём А. С. Пушкин

Ломоносов как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.

4. Слово учителя.

Ломоносов бел не только талантливым физиком, химиком, астрономом и художником. Велика его роль в реформировании русского языка. Просмотр презентации 2. (Презентация 2)

Слайд № 1

Михаил Васильевич Ломоносов сыграл важную роль в укреплении и распространении русского языка в период XVIII века. Он создатель русской оды, автор поэм, поэтических посланий, научной грамматики русского языка.

Слайд № 2

«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим», писал о нём В. Г Белинский.

Слайд № 3

Первым сочинением Ломоносова о языке было написанное в 1738 году в Германии «Письмо о правилах российского стихотворства. В нём он пишет: «Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

Слайд № 4

Страстно желая изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских, он создаёт первую на русском языке “Российскую грамматику”, в которой впервые представляет научную систему русского языка.

Слайд № 5

Подчёркивая огромное значение грамматики, он писал: “Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики”.

Слайд № 6

Что же он сделал?

1) Ломоносов отделял звуки от букв. «Первые действительно голосу сопрягаются, и по справедливости гласными называются. Второго рода прилично согласными именованы.»

Слайд № 7

2) Создал классификацию частей речи.

Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому

Слайд № 8

Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междуметие для краткого изъявления движений духа.

Слайд № 9

Ломоносов выделил основные знаки препинания:

  • запятая ,
  • вопросительный знак ?
  • точка.
  • удивительный !
  • две точки :
  • единительный —
  • точка с запятою ;
  • вместительный ( )

Слайд № 10

В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук, большое внимание уделяя риторике – науке хорошо говорить.

В «Кратком руководстве к красноречию…» 1748 года учёный пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым приклонять других к своему об оной мнением”.

Слайд № 11

В этой же работе он высказал идеи о стилях русского языка. Позднее в сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» 1758 года Ломоносов создает получившую широкую известность теорию «трех штилей» русского языка

Слайд № 12

До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов.

Слайд № 13

Все слова, какими может располагать русский язык, Ломоносов делит на три основных группы. К первому он относит слова, общие для языка церковных книг и для простого русского языка

Ко второму относятся в основном общеупотребительные слова и лишь некоторые слова церковных книг

Наконец, третий разряд составляют только слова общеупотребительные.

Слайд № 14

Высоким стилем «составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях»

Как просто написан знаменитый отрывок из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.”:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут:

Слайд № 15

Средним стилем писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово», также стихотворные дружеские письма, элегии.

Слайд № 16

Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, басни. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные.

Слайд № 17

Теория «трех штилей» имела демократический характер:

  • она ограничила употребление старославянских слов,
  • приблизила литературный язык к разговорному.
  • художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

Слайд № 18

Ломоносов рассматривал свою стилистическую теорию также как средство борьбы со злоупотреблением иностранными словами.

Ломоносов говорит: «Таким старательным и осторожным употреблением … отвратятся дикие и странные слова нелепости, входящие к нам из чужих языков….»

Слайд № 19

Великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Он говорил, что иностранные слова нужно переводить на русский язык, а если это невозможно, то стараться придавать форму, близкую русскому языку.

Слайд № 20

“В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям”.

Ломоносов предложил

  • вместо “бергверк” говорить рудник,
  • вместо “дак” – кровля,
  • “перпендикулы” – маятник.

Слайд № 21

Ему принадлежат и такие нововведения, как “упругость тел”, “земная ось”, “удельный вес”, “преломление лучей”, “магнитная стрелка”, “опыт”, “наблюдение”.

Слайд № 22

Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат, “ваторпас” на ватерпас и т. д.

В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины.

Слайд № 23

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе. Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные и философские оды-размышления

Слайд № 24

Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый. Вот так он описывал солнце, очень ясно представляя себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг нa друга, словно они борются один с другим…

Там огненные валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят

Слайд № 25

Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:

Лицо свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Ломоносов – великий сын земли русской, сделал всё, чтобы прославить её в веках.

Слайд № 26

“Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка”.
Михайло Васильевич Ломоносов

5. Работа с учебником. Чтение с. 42-49. Составление таблицы (работа с учебником), представление “штилей”. Запись, пользуясь словарём определения оды.

Штиль Лексика Жанры
Высокий    
Средний    
Низкий    

6. Работа с “Одой на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года.

“Ода написана после того, Елисавета Петровна утвердила новый устав Академии Наук. С этим уставом Ломоносов связывал надежды на успешное развитие наук в России.

— Какова ведущая тема оды “На день восшествия…”? Как с ней связаны другие, свободно развивающиеся темы?

— Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде.

— Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Какие художественные приёмы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?

— Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?

— Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины?

Вывод: Мечтая о преобразовании жизни Родины, Ломоносов выступал за “утверждение наук в Отечестве”, которое одухотворит человека, наполнит высокими помыслами и благородными порывами. Таким пафосом проникнута филологическая деятельность учёного, стремившегося проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихосложения.

Д. з. С.58, вопрос № 1-5. Выразительное чтение.

21.05.2012

urok.1sept.ru

Материалы к уроку литературы в 9 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Михаил Васильевич Ломоносов Материалы к уроку литературы в 9 классе.
Автор: Смурова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Пайская основная общеобразовательная школа №8»

Слайд 2

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.)

Слайд 3

Биография М. В. Ломоносова
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Сын государственного крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.

Слайд 4

В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву и поступает в Славяно – греко – латинскую академию и становится одним из лучших учеников.
Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»

Слайд 5

В 1736 году Михаила Васильевича посылают в Германию для изучения горного дела. Вернувшись в Россию, он становится академиком, профессором химии.

Слайд 6

Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, — и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

Слайд 7

Открытия Ломоносова
Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/ Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества /физика/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

Слайд 8

22 года работал он в Академии наук, выступал с крупными работами по химии и физике, геологии и географии, изучал астрономию, разработал основы металлургии, организовал производство и изготовление мозаики, составлял географические карты

Слайд 9

Мозаичная картина Ломоносова
Ломоносов показывает Екатерине II мозаичную мастерскую.

Слайд 10

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Слайд 11

Занимаясь лингвистикой, он разработал первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».

Слайд 12

Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.

Слайд 13

Теория трех стилей
Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на «три рода речений».   Теория «трех штилей» имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

Слайд 14

изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)                     
.
Высокий стиль

Слайд 15

изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты, стихотворения)
Средний стиль

Слайд 16

— допускал изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения)
Низкий стиль

Слайд 17

Краткое руководство к красноречию (1748 г.) — первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) — первый опыт русской стилистики — является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

Слайд 18

Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. « Стихотворство — моя утеха…»,- писал он в «Российской грамматике».
Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатный род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. 1747

Слайд 19

Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
Реформа стихосложения

Слайд 20

В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.

Слайд 21

До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

Слайд 22

Лице своё скрывает день… _ _ _ _ _ _ ямб (ударение на 2ой слог ). Буря мглою небо кроет… _ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ).
Двусложные размеры стиха

Слайд 23

Ночною темнотою покрылись небеса _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -) дактиль _ _ _ -) анапест _ _ _ -) амфибрахий _ _ _
Трёхсложные размеры стиха

Слайд 24

Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

Слайд 25

Дом-музей Ломоносова

Слайд 26

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры.

Слайд 27

Могила М.В.Ломоносова

Слайд 28

Награды имени Ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Слайд 29

Город Ломоносов, расположенный на южном берегу Финского залива, в 44 километрах от Санкт-Петербурга, широко известен своими дворцами и парками, которые вошли в сокровищницу мирового искусства как выдающиеся архитектурные памятники России XVIII века
Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова — ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства 18-го века

Слайд 30

Использованные ресурсы
http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/.photo2.jpg –слайд 20, фото Ломоносова http://tol-nabat.org.ua/uploads/posts/2011-01/1294857345_lomonsv-1.jpg — слайд 21 http://colonization.com.ua/images/content/history/astronomy_old/lomonosov.jpg -слайд 8 http://class-fizika.narod.ru/phys/15.jpg — слайд 5 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//51/799/51799947_Lomonosov_2.jpg — слайд 6 http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2009/4/picture/content/laboratory.gif — слайд 8 http://museum-old.lomic.ru/img/zal3_img1.jpg — картина Кислякова, слайд 4 http://ekislova.ru/wp-content/uploads/2009/11/gram1.jpg — Российская грамматика, слайд 11 http://hotel-lomonosov.ru/assets/images/Exterior/photo2.jpg — Московский университет http://m-necropol.narod.ru/lomonosov1.jpg — слайд 27 http://www.hrono.info/img/rgd/lomonosov_ovech.jpg — Ломоносов-учёный, слайд 7 http://hvbooks.ru/images/shots/f_msu_smart_br/lomonosov_max.jpg — слайд 24 http://www.ui.ua/UploadFiles/File_76193637Co.jpg — слайд 9 http://www.vmireinteresnogo.com/Content/ArticleImages/864/2.jpg?9857750938293741305 — слайд 3

Слайд 31

http://www.spbfoto.spb.ru/foto/data/media/1/oranien.jpg — слайд30 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/2/24/557/24557809_dom_lomonosova.jpg — дом Ломоносова, слайд 3 http://znaniya-sila.narod.ru/people/Lomonosov-and-Ekaterina2.jpg — слайд 9 http://clasicizm.com/content/r_lomonosov/foto/4.jpg- слайд 12 http://www.mr7.ru/netcat_files/825/620/oranienbaum_580.jpg — Ораниенбаум, слайд 29 http://school-history.my1.ru/_nw/6/99539792.png — слайд 10 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2f/Lomonosov_SGLAcademy.jpg/220px-Lomonosov_SGLAcademy.jpg — слайд 4 http://pglomonosov.org/images/Lomonosov%20collage.jpg – слайд 26 http://www.lomonosovo.ru/images/main4.jpg — слайд1 http://nobelru.narod.ru/Lomonosov/Lomonosov3.jpg — слайд 1 http://zasluga.ru/catalog_photos/lomonosov1.jpg — слайд 28 http://rithelp.ru/wp-content/uploads/2011/04/lomonosov_krasnorechie1.jpg- слайд 17 http://www.bochkavpechatleniy.com/data/photo/23142/lomonosovpamtnik-moskva-mgu.jpg — памятник, слайд 27 http://www.museum.ru/img.asp?5150 – дом-музей Ломоносова, слайд 25 http://www.lib.cap.ru/images/n_book91.jpg — слайд 18, обложка книги http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000004/pic/st000_44.jpg -слайд 13 http://www.imyanauki.ru//lusana.ru/files/2681/photo_200x145.jpg — автограф, слайд 2 http://www.ng.ru/images/2007-12-18/272-10-1.jpg — илл. к басне, слайд 16 http://rekomenda.ru/upload/shop_1/5/6/7/item_567/shop_items_catalog_image567.jpg — сонеты, слайд 15 http://novosti-plus.ru/wp-content/uploads/wpid-b83081aefb98bbc2e5f3.jpg — комедия, слайд16

lusana.ru

Презентация про Ломоносова по литературе для 9 класса

Слайды и текст этой презентации

Слайд №1



Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

Слайд №2



С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим.
В. Г Белинский

Слайд №3



Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить.
М.В.Ломоносов
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тоническое стихосложение, в котором в определённой системе чередуются ударные и безударные слоги. 

Слайд №4



Занимаясь лингвистикой, он разработал
первую научную грамматику русского языка — «Российскую грамматику».

Слайд №5



Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.
М.В.Ломоносов

Слайд №6



Первые … действительно голосу сопрягаются, …по справедливости гласными называются. Второго рода …прилично согласными именованы
М.В.Ломоносов

Слайд №7



Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. Изображения словесные вещей называются имена, напр.: небо, вѣтръ, очи; изображения деяний — глаголы, напр.: синѣетъ, вѣетъ, видятъ. Итак, понеже они всегда вещь или деяние знаменуют, по справедливости знаменательные части слова названы быть могут.

Слайд №8



Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:
1) имя для названия вещей;
2) местоимение для сокращения именований;
3) глагол для названия деяний;
4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение;
5) наречие для краткого изображения обстоятельств;
б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям;
7) союз для изображения взаимности наших понятий;
8) междометие для краткого изъявления движений духа.

Слайд №9



Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым преклонять других к своему об оной мнением.

М. В. Ломоносов

«Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) — первая риторика в русском языке, курс общей теории литературы.

Слайд №10



Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) — первый опыт русской стилистики — является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.

Слайд №11



В предисловии к первому изданию своих сочинений 1757 г., которое называется «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке», Ломоносов выделяет в словарном составе русского языка три вида «речений».

Слайд №12



Слайд №13



Высокий стиль

«составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях»

«Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут..

Слайд №14



Средний стиль

писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово», также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии.

Слайд №15



Низкий стиль

изображать обыденную жизнь с использованием живой разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения)

Зачем я на жене богатой не женюсь?
Я выйти за жену богатую боюсь.
Всегда муж должен быть жене своей главою,
То будут завсегда равны между собою.

1747

Слайд №16



Теория «трех штилей» имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила литературный язык к разговорному.
художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.

Слайд №17



Великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному
языку, без которого теперь никто не может обходиться.

Слайд №18



«В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям».
Ломоносов предложил
вместо «бергверк» говорить рудник,
вместо «дак» – кровля,
«перпендикулы» – маятник.

Слайд №19



Ему принадлежат и такие нововведения, как «упругость тел», «земная ось», «удельный вес», «преломление лучей», «магнитная стрелка», «опыт», «наблюдение».

Слайд №20



Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал «оризонт» на горизонт, «квадратуум» на квадрат, “ваторпас” на ватерпас

Слайд №21



Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.
Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

volna.org

Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Презентация «Поэзия М.В.Ломоносова»

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы Гончарова И.И. МКОУ «Морозовская СОШ» Тейковского муниципального района Ивановской области «Поэзия М.В.Ломоносова»

Слайд 2

Имя основателя и отца русской поэзии по праву принадлежит этому великому человеку. Натура преимущественно практическая, он был рожден реформатором и основателем. В.Г.Белинский Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова

Слайд 3

План Творческий путь Ломоносова. 2. Заслуги Ломоносова. 3. Ломоносов – теоретик русского стихосложения. 4. Тематика поэзии Ломоносова. 5. Оды Ломоносова: — Героико-патриотическая «Ода а взятие Хотина»; — Похвальные оды: образ Петра I , образ Елизаветы, образ Родины; — Духовные оды; 6. Научная поэзия . 7. Сатирическая поэзия. 8. Переводы. Анакреонтическая поэзия 9. Значение поэзии Ломоносова . 10. Литература

Слайд 4

Родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье поморского крестьянина-рыбака. В декабре 1730 г «жажда знаний» привела 19-летнего Ломоносова в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших учеников в 1736 г. был отправлен в Петербургский университет, а затем — в Германию, в Марбургский университет. Круг интересов Ломоносова за границей был необычайно широк, Ломоносов становится крупнейшим ученым-энциклопедистом. По возвращении в Россию в сентябре 1741 г. Ломоносов зачислен в штат Академии наук адъюнктом, а с 1745 г. — профессором. Развертывает бурную научную, организационную и литературную деятельность: за 23 года работы в Академии Ломоносов создал основы отечественной науки. Ломоносов скоропостижно скончался в самом зените славы 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен Михаил Васильевич на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Творческий путь Ломоносова Михаил Васильевич Ломоносов — гениальный русский ученый, просветитель, поэт, художник.

Слайд 5

Заслуги Ломоносова публикует научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физике создает первый в России химический кабинет проводит уникальные наблюдения прохождения планеты Венера через диск солнца исследует электрические явления разрабатывает план северного морского пути создает важнейшие труды в области культуры речи, русского литературного языка и стихосложения инициатор создания первого русского Московского университета Поражает разносторонность научных интересов Ломоносова. Многие крупнейшие начинания середины века в области науки, искусства и просвещения связаны с именем Ломоносова:

Слайд 6

Ломоносов показал, что тонический принцип должен быть распространен на все стихи, независимо от количества слогов «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.) Ломоносов указал на ритмическое разнообразие русского языка и доказал необходимость введения трехсложных стоп Определил равноправность в стихах мужской и женской рифм Литературная деятельность Ломоносова протекала в русле классицизма. Он сказал новое слово в области художественной практики и литературной теории, создал реальную систему стиха, реформировал русский литературный язык, впервые достиг в своем творчестве единства формы и содержания. Ломоносов-теорик русского стихосложения

Слайд 7

«Письмо …» было прислано Ломоносовым вместе с одой «На взятие Хотина», Все это дало возможность Белинскому именно с этой оды вести начало русской литературы. написанной в соответствии со новыми теоретическими положениями, ямбическим стихом, наиболее удачным для оды, ибо строй этого метра «возносится снизу вверх», создавая требуемое «великолепие», вызванное патриотическим пафосом победной героики и торжества.

Слайд 8

Он первым открыл в поэзии — гражданственность и оптимизм, — интерес к историческому прошлому России, — веру в ее светлое будущее. Поэт-просветитель, Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество. Его поэтическая задача была подсказана самой историей — прославить мощь русского государства, дела Петра, начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры . Тематика поэзии Ломоносова «Для пользы общества коль радостно трудиться!» — эти слова Ломоносова раскрывают жизнеутверждающую сущность его поэзии. Это и определило своеобразие тематики поэзии Ломоносова от легких стихотворений в духе ранней немецкой анакреонтики до гражданской поэзии больших государственных тем.

Слайд 9

Оды Ломоносова Задачи гражданственности, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии, подразделяется на типы: победно-патриотическая, похвальная, философская, — духовная, — анакреонтическая — все это стало оригинальным созданием Ломоносова . Специфическая тематика од Устойчивая строфика од – 10 стихов четырехстопного ямба Своеобразный величественный и напряженный стиль

Слайд 10

Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», написанной в 1739 г. в Германии, сразу после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и подняла международный престиж России. В оде Ломоносова можно выделить 3 части: вступление, изображение битвы и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для Ломоносова гиперболизированном стиле, воплотившем в себе напряженность и героику батальных сцен. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как называет его автор. Над русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое время победы над магометанами. Такие исторические параллели станут после Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра. Ода на взятие Хотина Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку: Желает всяк пролить всю кровь, От грозного бодрится звуку

Слайд 11

Похвальные оды. Образ Петра I в поэзии Ломоносова Большая часть од Ломоносова была написана в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова шире и важнее их официально-придворной роли. В каждой поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Свои торжественные оды Ломоносов писал с 1739-1764 г. и создал 20 од. Одним из главных образов похвальных од становится Петр I . В глазах Ломоносова Петр — создатель новой России, ее национальный герой, неустанный труженик, просветитель: Он жив, во все страны взирает, Свою Россию обновляет, Полки, законы, корабли Сам строит, правит и предводит, Натуру духом превосходит — Герой в морях и на земли (Ода 1757г.) В оде 1752 г. Ломоносов говорит о том, что Петр «свет открыл России всей», в оде 1761 г.— видит в Петре «защитника, отца, героя».

Слайд 12

Поэма «Петр Великий» Время действия относится к 1702 г. и связано с началом Северной войны. В первой песне говорится о походе Петра к Белому морю с тем, чтобы отогнать шведов от Архангельска, на который шведские войска напали с целью отвлечь русские силы от крепости Нотербург. Большое место в песне отведено рассказу Петра I о стрелецких бунтах, об анархии, в которую была ввергнута по воле царевны Софьи вся Москва. Вся эта предыстория вынесена в начало поэмы и служит контрастным фоном к эпохе просвещенного абсолютизма Петра I. Содержанием второй песни является штурм и взятие крепости Нотербург. Большое место в поэме отведено подвигу рядовых воинов. Батальные сцены перемежаются лирическими отступлениями автора, обращенными то к шведам, то к русскому войску. Таким образом, основная тема двух песен, написанных Ломоносовым, — неустанная борьба, которую ведет Петр с внешними и внутренними врагами, препятствующими грандиозным преобразованиям в стране. Наиболее сложными врагами, по мысли Ломоносова, являются враги внутренние. В поэме Ломоносов говорит и о военной мощи России как залоге процветания в стране наук и искусств. Гимном славы Петру должна была стать эпическая поэма «Петр Великий», из которой он написал только 2 песни (задумано было двадцать четыре). Но и из написанного ясно выступает замысел поэмы и облик ее героя. Петр в поэме Ломоносова — «строитель, плаватель, в полях, морях герой».

Слайд 13

Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца. Ломоносов под этим влиянием и создавал образ Елизаветы Петровны, идеализируя ее, изображая покровительницей наук и искусств, насадительницей просвещения: Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет; Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет. И это об императрице, отличавшейся праздностью, скучавшей во время ученых бесед, которым она предпочитала развлечения, балы. С воцарением Елизаветы Петровны, писал Ломоносов, «Россия зрит конец бедам», ибо Елизавета — наследницадел Петра: Кому возможно описать Твои доброты все подробну? Как разве только указать В Петре природу в том подобну. Образ Елизаветы в одах Ломоносова

Слайд 14

Россия в одах Ломоносова выступает в образе матери-родины, «небу равной» России. Прославляя военную мощь России, необходимую для упрочения ее государственной независимости, Ломоносов осуждает «губительные брани», воспевая мир и тишину. Воспевая победы русских, поэт подчеркивает, что русские обнажили «праведный меч», они хотят «войнами укротить войну», например в «Надписи на иллуминацию» 1748 Российска тишина пределы превосходит И льет избыток свой в окрестные страны: Воюет воинство Твое против войны; Оружие Твое Европе мир приводит. Только при «тишине» и возможно достичь расцвета в науке, культуре говорится в «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» 1747года: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Образ России в поэзии Ломоносова

Слайд 15

Образ России в поэзии Ломоносова Величие России — в ее безмерных пространствах и в людях русских, о которых он пишет с наибольшей искренностью и воодушевлением. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова: … может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. По убеждению поэта, благо и слава Родины — в развитии “божественных” наук: механики, химии, астрономии: Науки пользуют везде Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладком и в труде. Картину будущих грандиозных научных открытий начертал Ломоносов в оде 1750 г., обращаясь к молодым ученым с призывом исследовать еще не исследованное и не открытое: Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет… В этой и других его одах воплощается мечта поэта о техническом прогрессе России, ее величии и могуществе.

Слайд 16

Важное место отводит поэт тропам: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам, — отличающимся ликующим характером. Соединение метафор переходит в аллегорию, например в оде 1748 г.: Заря багряною рукою От утренних спокойных вод Выводит с солнцем за собою Твоей державы новый год. Художественное своеобразие похвальных од В авторскую речь обильно вводятся типично ораторские приемы — вопросы, восклицания, например, начало оды 1750 г., адресованное Елизавете Петровне: Какую радость ощущаю? Куда я ныне восхищен? Небесну пищу я вкушаю, На верьх Олимпа вознесен! Поэт обильно использует мифологические образы: В полях кровавых Марс страшился, Свой мечь в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг Художественное своеобразие похвальных од Ломоносова определяется их идейным содержанием Каждая ода представляет собой вдохновенный монолог поэта в стихотворной форме.

Слайд 17

Ломоносов проявил себя также в области духовной оды: стихотворные переложения библейских текстов с лирическим содержанием . Обращаясь к Библии, поэты находили в ней темы, близкие к собственным мыслям и настроениям. В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта. Обе темы имели свою биографическую основу. В сравнении с похвальными, духовные оды Ломоносова отличаются краткостью и простотой изложения. Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода «украшений». Пушкин считал духовные оды Ломоносова лучшими его произведениями: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему». Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами», т. е. народными песнями, и пользовались популярностью не только в XVIII, но и в XIX в. Духовные оды

Слайд 18

Авторы библейских псалмов, прославляя бога, восторженно воспевали созданный им бесконечно разнообразный в своих проявлениях мир. Горы и равнины, реки и моря, пустыни и леса — все это должно было доказать мощь и величие творца. Ломоносову, ученому-естествоиспытателю, хорошо знакомому с грозными стихиями природы, была близка эта поэзия, и он охотно занимался переложением псалмов. В «Переложении псалма 103» он писал: Одеян чудной красотой, Зарей божественного света, Ты звезды распростер без счета Шатру подобно пред собой. Биографична и вторая тема, представленная в переложении 26-го и 143-го псалмов. В первом из них поэт жалуется на свое раннее сиротство и одиночество: Меня оставил мой отец И мать еще в младенстве. Затем он обращается к богу с просьбой защитить его от наглых и коварных врагов: Меня в сей жизни не отдай Душам людей безбожных, Твоей десницей покрывай От клеветаний ложных. Духовные оды

Слайд 19

Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи — действительно поэзия, рожденная вдохновением, здесь поэтический восторг возбуждала пытливая мысль ученого. Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической теме. Так появились два тесно связанных между собой произведения: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Оба стихотворения написаны в 1743 г. В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Научная поэзия

Слайд 20

В первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть «бренное» человеческое «око», — раскаленную, бушующую поверхность солнца: Там огненны валы стремятся И не находят берегов; Там вихри пламенны крутятся, Борющись множество веков; Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят. Ломоносов выступает в этом стихотворении как великолепный популяризатор научных знаний. Сложные явления он раскрывает с помощью обычных, «земных» образов: «огненны валы», «вихри пламенны», «горящи дожди». В «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям, предстающим нам на небосводе с наступлением ночи: Лицо свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.

Слайд 21

Сатирическая поэзия Ломоносова В борьбе с неучами и гонителями науки Ломоносов использовал порой шутку и даже сатиру . В брошюре «Явление Венеры на солнце» он указывал на невозможность вмешательства церкви в дела науки. Поэт приводит притчу, об остроумной защите гелиоцентрической системы Коперника: как-то на пиру спор ученых Коперника и Птолемея решает повар: Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг круг жаркова?» Более резко звучит «Гимн бороде», поводом к написанию которого послужили следующие обстоятельства: ученик Ломоносова Николай Поповский перевел в стихах поэму английского просветителя Александра Попа «Опыт о человеке», но Синод запретил печатать эту книгу. Ломоносов ответил на это решение «Гимном бороде», одним из самых смелых в XVIII в. антиклерикальных произведений.

Слайд 22

Переводы. Анакреонтическая лирика Становление молодой русской литературы XVIII в. не могло обойтись без использования опыта европейских писателей. Одной из форм были переводы как древних, так и новых авторов. Ломоносову принадлежит перевод нескольких стихотворений Анакреона. Часть из них вошла в «Разговор с Анакреоном». Переводами Анакреона Ломоносов положил начало такому явлению в нашей литературе, как русская анакреонтика. Опыты Ломоносова отзовутся в начале XIX в. в легкой поэзии Батюшкова и лицейской лирике Пушкина. Ломоносову принадлежит также первый перевод на русский язык стихотворения Горация «Я знак бессмертия себе воздвигнул», известного под условным названием «Памятник». Перевод близок к оригиналу. Некоторые стихи этого произведения оказались созвучными жизни и деятельности Ломоносова: незнатный род поэта и заслуги в развитии отечественной поэзии. Впоследствии уже не перевод, а подражание «Памятнику» напишут Державин, Пушкин и Брюсов .

Слайд 23

Цикл стихотворений «Разговор с Анакреоном» Это своеобразное произведение написано в последние годы творчества, состоит из четырех пар стихотворений, представляющих перевод оды Анакреонта и свой стихотворный ответ, в котором нашло отражение поэтическое кредо Ломоносова: Собственная позиция Ломоносова раскрывается в заключительном диалоге, где поэты просят «живописца» нарисовать портреты их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть точное подобие своей любимой. Возлюбленной Ломоносова оказывается его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой: Изобрази ей возраст зрелой И вид в довольствии веселой, Отрады ясность по челу И вознесенную главу Служение матери-Родине Ломоносов понимает как творчество, доставляющее человеку сознание своей полезности обществу . Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле, Любовны мысли, ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен

Слайд 24

О роли Ломоносова в истории русской литературы Белинский писал: Сам поэт понимал свое высокое назначение и, переводя строки знаменитой оды Горация, писал: «С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим». Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может Ни множество веков, ни една древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Огромное влияние Ломоносова на русскую литературу и культуру отмечали Радищев и Пушкин: Его произведения «останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему».

Слайд 25

Литература Западав А. Отец русской поэзии. М., 1961 Литературно-критические статьи М.Ломоносова Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В II т. М.; Л. 1959. Ломоносов М. В. Соч. М., 1957. С. 235. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 7. Русская литература и журналистика XVIII века. / Татаринова Л.Е. – М.: «Проспект», 2006 г. Стихотворения и оды М.Ломоносова Тредиаковский В. К. Рассуждение об оде вообще // Тредиаковский В. К. Ода торжественная о сдаче города Гданьска. Интернет ресурсы. .

nsportal.ru

Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Биография М.В. Ломоносова. Реформа стихосложения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Кто такой успешный человек? Биография М.В.Ломоносова»

Класс: седьмой.УМК: «EnjoyEnglish» 8 (авторы М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева).Тема: «Кто такой успешный человек?»Подтема: «Биография М.В. Ломоносова».Тип учебного занятия: Обобщение и …

презентация по теме «Биография М..В. Ломоносов»

материал может быть использован к уроку литературы в 8классе…

Конспект урока литературы в 9 классе «Биография Ломоносова М.В.»

Технологическая карта урока по изучению биографии Ломоносова М.В., созданная мной  на основе использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»….

Биография Ломоносова М.В.

Презентация о жизни и судьбе М.В. Ломоносова…

Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»

1.    Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру…

вопросы на знание биографии Ломоносова М.В.

биограифя Михаила Ломоносова….

Интегрированный урок (математика-литература) по теме «Биография М.В.Ломоносова в математических задачах».

Материал содержит т конспект данного урока . Данные материалы можно использовать для уч-ся 6-8 классов, меняя уровень и содержание математических задач….

nsportal.ru

Презентация: «Жизнь Ломоносова» — Литература

Просмотр содержимого документа
«Презентация: «Жизнь Ломоносова»»

1711 — 1765

ДЕТСТВО

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (Архангельская область) в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой. Летом 1724 года и она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (1731—1735)

В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с караваном с рыбой из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две рубахи и тулуп), лишь подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Чтобы поступить в «Спасские школы», то есть, в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина» Ломоносов зарекомендовал себя как прилежный ученик. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы.[

ПРОФЕССОР

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Будучи студентом и не получая никакого жалования, Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.

24 августа 1741 года Ломоносов представил на прочтение академиков две диссертации: одну по физике и другую по химии. Он надеялся, что их одобрят, а их автора, согласно данному Академией обещанию при отправке его за границу, произведут в экстраординарные профессора. Но месяцы сменялись месяцами, а Ломоносов всё не получал никакого назначения. В ожидании он занялся переводами статей профессора физики Крафта. 25 июля 1745 года специальным указом 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Его диссертация называлась «О металлическом блеске». По табели о рангах он становился чиновником VII класса и получал дворянский статус. В том же году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов.

СМЕРТЬ

Ломоносов умирает на 54-м году жизни от простуды. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина II, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своём о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764).

На следующий день после смерти Ломоносова его библиотека и бумаги были по приказанию Екатерины II опечатаны Г. Г. Орловым, перевезены в его дворец и исчезли бесследно. Уже современники связывали изъятие документов с боязнью «выпустить в чужие руки» бумаги Ломоносова.

Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробие М. В. Ломоносова, поставленное канцлером М. И. Воронцовым — стела из каррарского мрамора с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом. Мастер Ф. Медико (Каррара) по эскизу Я. Штелина, 1760-е годы.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *