Содержание

Ломоносов в русской литературе

Михаил Васильевич Ломоносов — яркая фигура в русской истории, самый известный русский “универсальный человек”: физик, химик, основоположник научного мореплавания, астроном, географ, а также художник, историк, филолог и выдающийся поэт.

Ломоносов был одним из тех людей, что продвинули русское Просвещение далеко вперёд своими научными успехами, общественной деятельностью и вкладом в развитие искусства.

Определение 1

Универсальный человек (энциклопедист, полимат, “человек эпохи Возрождения”) — человек, историческая фигура, чья успешная деятельность не ограничивалась только одной областью знаний. Учёные-полиматы делали колоссальный вклад в развитие сразу нескольких наук.

За годы своей жизни Ломоносов достиг очень многого, став незаменимой фигурой в развитии отечественных науки и искусства. Мы же поговорим о его вкладе в развитие русской литературы. Научно-эстетическое мышление Ломоносова объединило науку и искусство в его произведениях.

Ломоносов и классицизм

М.В. Ломоносов родился в 1711 и умер в 1765 году, период его активной деятельности пришёлся на первую половину и середину XVIII столетия. Европейская, в том числе и русская культура находилась в этот временной промежуток под влиянием классицизма.

Определение 2

Классицизм — эстетическое направление в культуре XVII — XIX веков, характеризующееся наличием культа разума и строгой системы эталонов.

Классицистов интересовали только вечные проблемы и масштабные события, они исследовали нравственный идеал, стремились к нему и пытались соответствовать собственным высоким стандартам. Классицизм просуществовал около двух столетий, оказав значительное влияние на развитие искусства, в том числе и литературы.

Определение 3

Классицизм в литературе — это направление, основывающееся на идеях рационализма.

Писатели-классицисты объявляли высшей ценностью личность человека и считали, что понять окружающий нас мир можно только анализируя его, опираясь на рациональность. Литературным эталоном классицистов были произведения Античности.

В русскую литературу классицизм, зародившийся во Франции в XVII веке, пришёл в начале XVIII века. Причиной его установления стала европеизация русской культуры, последовавшая за реформами Петра I.

М. В. Ломоносов как находился под влиянием классицизма, так и сам влиял на тенденции его развития в рамках российского литературного пространства. Отличительной чертой творчества Ломоносова, однако, было его желание говорить о будущем и о великих истинах, а не углубляться в детали отражения окружающей действительности.

Замечание 1

Ломоносов развивал русские национальные традиции. Именно в его творчестве впервые прозвучала идея русского национального самосознания.

Ломоносов не был доволен существовавшим в России общественным строем, однако в своих произведениях громко заявлял о гордости за военные победы своей страны и восхвалял монарха. В то время, как в Европе одно за другим открывались революционные научные и общественные понятия, Россия по-прежнему жила по средневековым законам. Будучи патриотом, Ломоносов как мог способствовал развитию русского Просвещения.

Определение 4

Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Оды Ломоносова

Произведения Ломоносова можно назвать общественной лирикой. В своих стихотворениях поэт утверждал образы идеального монарха, гражданина и государства.

Пожалуй, наиболее известными произведениями М.В. Ломоносова являются его торжественные оды.

Определение 5

Ода — лирический жанр, некая торжественная песня, выражающая чувство восторга и вызванная чем-то грандиозным: историческим событием, деятельностью личности, явлениями природы, мыслями о Боге и так далее.

Торжественные оды Ломоносова были перенасыщена тропами и фигурами, риторическими восклицаниями и вопросами, поскольку их главной целью было оказание сильного эстетического влияния на слушателя. Первая торжественная ода, написанная Ломоносовым, была посвящена победе русского оружия — захвату турецкой крепости.

Торжественные оды М. В. Ломоносова:

  1. «Утреннее размышление о Божием Величестве»;
  2. «Вечернее рассуждение о Божием Величестве»;
  3. «Ода на день восшествия на престол….»;
  4. «Ода на день рождения Императрицы Елисаветы Петровны»;
  5. «Ода великому Государю Императору Петру Феодоровичу».

Помимо торжественных Ломоносов писал также духовные и анакреонтические оды, в которых вёл философские рассуждения о строении мироздания.

Реформы русского языка и русской литературы

Вклад М.В. Ломоносова в русскую литературу не ограничивался его произведениями. Совместно с поэтом и филологом В.К. Тредиаковским он провёл силлабо-тоническую реформу русского стихосложения.

Определение 6

Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения; чередование ударных и безударных слогов в строгом порядке, применяемом ко всем строкам произведения.

Начиная с XVI века, всё русское стихосложение строилось на силлабическом принципе, который не учитывал уникальные особенности русского языка. Тонический принцип, впрочем, тоже русскому языку не совсем подходил, поскольку основывался на чередовании долгих и кратких звуков. Рождение же силлабо-тонического стихосложения сделало возможным создание всех стихотворений, созданных на русском языке начиная с середины XVIII века.

Ломоносов создал классический русский ямб.

Помимо этого Ломоносов создал теорию трёх штилей, активно используемую в русском классицизме. Это учение дифференцировало высокие, средние и низкие жанры, не допуская их смешения.

Высокий штиль:

  1. Ода;
  2. Героическая поэма;
  3. Трагедия;
  4. Ораторская речь.

Средний штиль

:

  1. Элегия;
  2. Драма;
  3. Сатира;
  4. Эклог.

Низкий штиль:

  1. Комедия;
  2. Басня;
  3. Песня.

Что касается реформы русского языка, то в 1755 году М.В. Ломоносов составил «Российскую грамматику» — учение о частях речи в русском языке, содержащее в себе орфоэпические рекомендации и понятие средств художественной выразительности.

Замечание 2

М. В. Ломоносова называли «отцом русской литературы».

Реферат на тему: биография Михаила Васильевича Ломоносова

Реферат на тему:

биография Михаила Васильевича Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинское Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии Русского царства (сейчас — село Ломоносово в Архангельской области Российской Федерации) в зажиточной семье промысловика.

Отец — Василий Дорофеевич Ломоносов(1681-1741), занимался рыбным промыслом. Мать — Елена Ивановна (Сивкова) Ломоносова (?-1720) .

О раннем детстве Ломоносова почти ничего не известно. Когда Михаилу было девять лет – умерла мать. В 1721 году отец Ломоносова женится во второй раз, но и вторая жена в 1724 году умерла. Через несколько месяцев Василий Дорофеевич женится в третий раз на вдове Ирине Семёновне Корельской.

С 10 лет, юный Ломоносов начал помогать отцу. Они вместе ходили рыбачить в Белом море.

Опасные плавания закалили Михаила физически. Так же оказали влияние на его научные интересы.

Уже к 14 годам Ломоносов грамотно писал. Грамоте его учил местный дьячок.
Отношения с мачехой у Михаила не складывались, она сильно не одобряла его увлечение книгами.

В декабре 1730 года, после того, как Ломоносов узнал, что отец собирается его женить, Михаил тайно, ночью сбежал из дома ни с кем не простившись и отправился в Москву.

Отправился он в путь пешком, и на третий день догнал караван с рыбой, направлявшийся из Холмогор в Москву. Уговорил караванщиков взять себя с собой. Путь занял три недели. И в начале января 1731 года Михаил добрался до Москвы.

В 1731 году поступает в Славяно-греко-латинскую академию(«Спасские школы»). Для поступления ему пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина. В 1734 году отправляется в Киево-Могилянскую академию.

В 1735 году, так и не дойдя до богословского класса, Ломоносов направлен в Петербург в университет при Академии Наук. Здесь он обучается математике и физике и самостоятельно стихосложению.

В марте 1736 года Академия Наук отправила Ломоносова, в числе наиболее способных студентов, в Марбургский университет в Германии. Обучался у профессора Христиана Вольфа, известного в то время философа, математике, физике и философии. После этого, около года, обучался в Фрайберге у профессора Генкеля – химии и металлургии.

Отзывались о Ломоносове, как о прилежном ученике, который ведет беспорядочный образ жизни.

26 мая 1740 года свадьба с Елизаветой Цильх.
8 июня 1741 года вернулся в Петербург и был направлен к профессору ботаники и естественной истории Амману для изучения естествознания.
В 1742 в Петербургской Академии наук Ломоносов сделан адъюнктом по физике, а в 1745 профессором химии . По табели о рангах он становился чиновником VII класса и получил дворянский статус.

1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет.

1757 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника.

4 апреля 1765 года Ломоносов умирает на 54-м году жизни от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Ломоносов 2020 — Ломоносов

В 2020 году традиционная Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» пройдет в дистанционном формате с 10 по 27 ноября в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова. Международная конференция «Ломоносов» проводится в рамках Международного молодежного научного форума «Ломоносов». Председателем Оргкомитета Форума «Ломоносов» является Ректор Московского университета академик Виктор Антонович Садовничий.

Основная цель Конференции «Ломоносов» — развитие творческой активности студентов, аспирантов и молодых ученых, привлечение их к решению актуальных задач современной науки, сохранение и развитие единого международного научно-образовательного пространства, установление контактов между будущими коллегами.

В 2020 году работа Конференции будет проходить по 41 секции, отражающей все основные направления современной фундаментальной и прикладной науки.

Для участия в конференции приглашаются студенты (специалисты, бакалавры или магистры), аспиранты, соискатели и молодые ученые любой страны мира в возрасте до 35 лет (включительно) — учащиеся или сотрудники российских и зарубежных вузов, аспиранты и сотрудники научных учреждений.

Рабочие языки конференции: русский и английский.

Все желающие принять участие в Конференции до 25 октября 2020 года (включительно) ТОЛЬКО с помощью системы электронной регистрации представляют в организационный комитет тезисы докладов для отбора к участию. Подача заявок осуществляется на научно-образовательном портале «Ломоносов» (lomonosov-msu.ru). Правила оформления тезисов находятся здесь. Заявки, поступившие по почте или по электронной почте (e-mail), не рассматриваются и не регистрируются.

Экспертизу и конкурсный отбор поданных заявок осуществляют экспертные советы (жюри) секций, возглавляемые ведущими учеными МГУ имени М.В.Ломоносова и Российской академии наук. Приглашение отобранных участников осуществляется организационным комитетом по представлению экспертных советов не позднее, чем за две недели до начала Конференции «Ломоносов».


Дополнительную информацию о работе каждой секции Конференции «Ломоносов» осенью 2020 года можно найти на соответствующих страницах в разделе «Структура конференции».

 

Помимо XXVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» приглашаем Вас принять участие в Социологическом исследовании интеллектуальной молодежной среды, а также в мероприятиях, которые будут проходить в рамках Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2020»:

Также в рамках научно-образовательных консорциумов «Вернадский», объединяющих МГУ, несколько региональных вузов, научно-исследовательские институты и социально-ориентированный федеральный и региональный бизнес, организованы региональные площадки XXVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»:

Проведение Конференции «Ломоносов» поддержано грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленным Фондом президентских грантов Всероссийской молодежной общественной организации «Российский союз студенческих организаций» на проект «Международный молодежный научный форум «Ломоносов».

Литература. 7 класс. Методические советы.Литература XVIII века. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин

М. В. ЛОМОНОСОВ, Г. Р. ДЕРЖАВИН

      Литература XVIII века представлена в учебнике двумя именами, речь идет о крупнейших писателях — М. В. Ломоносове и Г. Р. Державине. Произведения Державина впервые предстанут перед учащимися средних классов. Рассмотрим портреты писателей и места, связанные с их жизнью, — фотографии села Денисовка и Казани.

      Личность М. В. Ломоносова, ученого, поэта, автора науки о красноречии и мозаики, посвященной Полтавской битве, и личность Г. Р. Державина, поэта, государственного деятеля, не раз отстраняемого от службы за активную борьбу со злоупотреблениями чиновников, интересны для современных подростков. Учащиеся прочитают вслух рассказы литературоведов В. Коровина и В. Федорова о писателях, стихотворные произведения, отобранные для изучения и самостоятельного чтения. Следует иметь в виду, что тексты М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина не так просты для школьников любого возраста. Именно поэтому надо внимательно отнестись к их комментированию, чтобы школьники осмыслили, какие важные вечные проблемы поднимаются в них, а при дальнейшем изучении литературы увидели, что вопросы, которые волновали поэтов XVIII века, зазвучали и в произведениях авторов XIX и XX веков. Эту преемственность в осмыслении и осознании вечных проблем справедливости и свободы творчества, добра и зла следует иметь в виду при изучении произведений русских писателей самых разных времен.

      Почему Ломоносов посвятил так много «Надписей», стихотворных произведений, отдельных строк, огромную мозаичную картину деяниям Петра I? Обратим внимание на то, какими эпитетами наделяет его поэт: «премудрый Герой», «отечества отец», «Земное божество Россия почитает», «И в гроб великого сего Героя скрыла». Каковы же дела, которые восхищают Ломоносова? «Гремящие по всем концам земным победы», «царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «простер в работу руки», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки», «строил град», «сносил труды в войнах», «художников сбирал и обучал солдатов», «дела Петровы громки», «чудясь делам его, превысшим смертных сил». Все это смогут найти сами школьники в произведении «К статуе Петра Великого».

      Что же особенно ценил в царской власти поэт? Как это его самого характеризует?

      Большинство учащихся, прочитав в классе вслух отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол… Елисаветы Петровны», дома прочитают ее целиком, подумают над тем, что утверждает и над чем заставляет задуматься, что хочет внушить автор власть имущим.

      Что сближает двух великих поэтов — Ломоносова и Державина? Каково их отношение к общественной жизни?

      М. В. Ломоносов верит, что

…знак бессмертия себе воздвигнул…
…Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю…

      Чем можно подтвердить, что его вера не беспочвенна? Как перекликается эта мысль с утверждением важности искусства слова у других поэтов?

      Всем известны разносторонние дарования Ломоносова, его многочисленные открытия, широта его деятельности (химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология). «Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины», — пишет В. И. Коровин во вступительной статье к «Избранному» М. В. Ломоносова (М., 1981).

      Семиклассники вполне смогут сделать на следующем уроке небольшие сообщения, посвященные разносторонним талантам поэта и ученого.

      Школьники рассказывают о детстве Ломоносова, лишениях, особенностях поступления в Академию, учебе его в Германии, затем о работе в Академии, о том, как он становится профессором физики, создает проекты памятников Петру I, Елизавете Петровне, картину, посвященную Полтавской баталии, рассказывают о трудностях, которые приходилось преодолеть великому русскому ученому, размышляют о том, почему именно Петру в большей степени посвящает свои работы Ломоносов. Другие учащиеся с помощью учителя говорят об одах поэта (краткое содержание и комментирование некоторых отрывков), затем составляют словарь устаревших слов — раченье, отрада, дерзать, сомкнуть, уязвить, крушиться, сей, един, очи, зрак, рекла, тщение, гласит, утеха.

      Среди этих рассказов будет разговор и о том, что Ломоносов неоднократно обращается к личности Петра как к фигуре просвещенного государя. Школьники готовят серию информативных коротких сообщений типа: «Ломоносов — поэт», «Мозаичная картина Ломоносова «Полтавский бой», «Ломоносов — ученый» и т. д. Учитель направляет сообщения, дополняет их. Например, расскажет о том, что надписи писались «на случай», посвящались какой-нибудь торжественной дате или событию. Похвальная надпись Петру Великому была сделана в 1746 году, когда была сооружена статуя царя. В надписях прославляется монарх-труженик, «работник на троне», «отец отечества». Рассказы учащихся и педагога сопровождаются чтением стихотворений. Благодаря такой работе создается цельное представление о личности поэта, урок проходит живо, интересно.

      Рассказывая о Державине, школьники также проводят словарную работу, в некоторых классах эта работа учащихся идет с помощью подготовленных ими кроссвордов, в которые включаются устаревшие слова. Тогда эти слова охотнее, быстрее объясняются школьниками: сан, надуваться, брать вид, чистосердечье, лира, добродетельми, венцы, мнил, жерло, пожрется, беспристрастный.

      Далее школьники рассказывают о новаторстве Ломоносова и Державина в области стихотворства.

      В «Российской школьной хрестоматии» для седьмого класса даны произведения А. Сумарокова «Эпиграмма», В. Капниста «На кончину Гавриила Романовича Державина» как продолжение чтения учащимися текстов XVIII века.

      В книге «Читаем, думаем, спорим…» даны дополнительные вопросы и задания по данной теме, кроссворды, задания по схеме рифмовок у М. Ломоносова, отрывок из текста В. Ходасевича о Державине и его службе в Тамбове, текст «Властителям и судиям» — словом, все, что может дать большее представление о личности Ломоносова и Державина, приохотить школьников к чтению произведений писателей XVIII века.

      В двух небольших темах, посвященных крупнейшим, выдающимся писателям XVIII века — Ломоносову и Державину, семиклассникам предлагается познакомиться с необычайно важными художественными произведениями для понимания авторской позиции в литературном произведении. Так, в стихотворении Державина «Признание» раскрывается характер поэта. Каков этот характер?

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.

      Отношение поэта к справедливости и несправедливости, добру и злу открывается нам в «Признании». Каковы же мысли, чувства Державина? Как понять слова: «Ум и сердце человечье Были гением моим…», «Падал я, вставал в мой век…»? Почему стихотворение называется «Признание»? Как понимать его концовку? — вот вопросы, которые могут прозвучать на уроке литературы.

      Комментированное чтение учителем и учащимися стихотворных произведений, рассказы школьников о Державине и Ломоносове, выразительное чтение семиклассниками стихотворений с последующим обсуждением — основная работа на уроках литературы по этим темам.

М. В. Ломоносов и становление новых форм русской словесности

Цели и задачи исследования

Основная цель данного проекта – всестороннее изучение роли М. В. Ломоносова в развитии отечественной словесности и в формировании новых литературных форм. При этом особое внимание уделяется изучению становления русской силлабо-тоники и связи поэтического творчества Ломоносова с традицией западно-европейкого стихосложения. Определенное место отводится также взаимовлиянию принципов версификации М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова в процессе эволюции русского стиха.

Одной из центральных задач проекта является изучение особой, революционной стратегии литературного творчества Ломоносова, благодаря которой русская словесность ранее, чем у других славянских народов, осваивает наиболее передовые формы европейского стихосложения. Наиболее важной задачей при этом является глубокий анализ роли Ломоносова в процессе реформы русской версификации конца 30-х – первой половины 40-х годов XVIII в. и изучение эволюции русского стиха после 1745 г. Следующей задачей должен быть анализ иностранного (прежде всего, немецкого) влияния на Ломоносова, на его метрику и ритмику, на теорию и практику его стихосложения.

Выполнение этих задач тербует создание компьютерного корпуса текстов русского и западновропейского (прежде всего, немецкого) стиха и прозы и разработки правил их ритмического представление, а также компьютерных программ для их анализа. При этом должны быть изучены образцы как короткого стиха, 4-стопного ямба, так и долгого – 6-стопного ямба. В качестве особой задачи предполагается изучение генезиса русской трагедии как литературного жанр и особенностей реализации стихотворной речи в его рамках.

Методика исследования

В основу методики исследования положена развивающаяся ныне теория сравнительной и исторической поэтики. Она предполагает сочетание традиционного литературоведения с формальными, в том числе, точными методами анализа. При этом особое внимание уделяется изучению различных уровней структуры текста и языка. Важной особенностью такого подхода является наведение статистики  распределения тех или иных метрических или ритмических структур в тексте. Эти данные, полученные на материале разных языков, подвергаются сравнительному анализу.

Использование такого метода метода для изучения структуры стиха открывает новые перспективы для структурного анализа  литературных произведений. На рубеже XX и XXI вв. на основе этого, так называемого лингво-статистического, метода возникло новое направление, использующее методы математического моделирования глубинных процессов формирования стихотворных текстов. Это направление развивалось М. А. Красноперовой и получило название «когнитивная поэтика» (см. также работы Р. Цура).

Наш проект предполагает использование методов когнитивной поэтики, позволяющих делать гипотетическую реконструкцию творческих процессов на основе формальных данных о структуре стиха. Следует сказать, что в сравнительном исследовании такого широкого масштаба эта методика применяется впервые. Перспективам развития такой методики посвящена вышедшая в свет монография Е. В. Казарцева «Введение в сравнительное стиховедение. Методы и основы анализа» (см. Сведения о публикациях).

Библиотека РГПУ им. Герцена — «Русский гений» (М. В. Ломоносов – ученый – энциклопедист, просветитель, педагог)

«Соединяя необыкновенную силу воли
с необыкновенною силою понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения».
А. С. Пушкин

Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Ред. – сост. Э. П. Карпеев – СПб.: Наука, 1999, — 259 с., ил -. (Российская академия наук. Музей М. В. Ломоносова)

Словарь фиксирует современное состояние изучения жизни и творческого наследия Ломоносова. Он открывается хронологическим списком основных дат жизни Ломоносова с отсылками к отдельным статьям и завершается очерком, в котором автор попытался создать психологический портрет Ломоносова со всеми его достоинствами и недостатками. Добавим, что биографические справки приводятся в словаре в минимальном объеме, главное в них- контакты упоминаемого персонажа с Ломоносовым. Статьи словаря подписаны фамилиями авторов. Интерес к Ломоносову не исчезает, ибо почти любой образованный российский человек чувствует величие этой фигуры. Авторы надеются, что предлагаемый читателю Ломоносовский словарь станет «путеводителем по М. В. Ломоносову».

«…В Ломоносове нельзя отрицать ни
замечательного поэтического таланта, ни
великого ума, ни великой души».
В. Г. Белинский

Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные Труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов; Худож. Б. А. Лавров.- М.: Современник, 1989. – 493 с.: ил.- ( Открытия и судьбы. Летопись научно-технической мысли России в лицах и документах)

Многие пытались разгадать тайну «феномена Ломоносова» — непостижимой многогранности его интересов, великости открытий и свершений, гениальности предвидений, подтвердившихся через века.

В этом издании предпринята попытка создать своеобразный путеводитель по творческому наследию ученого. Прочтем эту книгу глазами внимательных исследователей, вспомним жизненный путь ученого, отраженный писателями и поэтами 18-20 веков, прочтем фрагменты его научных трудов, написанные живым, остроумным слогом; его письма, стихи, эпиграммы, в которых светятся дни его жизни; полемические заметки о журналистике; руководство к красноречию, столь нужное сегодня для восприятия культуры дискуссий; главы из «Древней российской истории»; изыскания в языкознании.. И, наконец, узнаем, как относился великий энциклопедист к политическим и научным проблемам, волнующим нас сегодня – войны и мира, религии, экологии, происхождения земли и природных ископаемых, возникновения жизни, — и многим другим. Попробуем создать портрет ученого, излюбленным им же способом – мозаикой, но мозаикой мыслей, чувств, догадок.

Он оживает перед нами в слове Пушкина, Грибоедова, Гоголя, а также наших современников писателей — Шергина, Пикуля, Осокина, в исследованиях зарубежных ученых – француженки Люси Ланжевен, японца Есико Имаи и других.

Ломоносов М. В.
Для пользы общества…/ Сост., вступ. ст., примеч. А. Елеонской; худож. А. Денисов. – М.: Сов. Россия, 1990. – 384 с. – (Б-ка рус. худож. публицистики)

Вся жизнь и труды М. В. Ломоносова посвящены «общей пользе». Для данной книги были отобраны наиболее яркие с этой точки зрения ораторские «Слова» и публицистические статьи. В книгу также вошла много лет не издававшаяся «Древняя российская история…», где Ломоносов не только выступает как противник пресловутой норманской теории, но и является первым светским русским историографом.

В прозе Ломоносова размышления обычно сплетены с изложением научного материала, являясь как бы своеобразным к нему комментарием. Произведения Ломоносова, находящиеся на стыке науки и искусства, выражали наиболее актуальные задачи, стоявшие перед обществом 18 века, а также намечали пути дальнейшего развития «любезного отечества». И в этом их непреходящее значение для русской культуры.

М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников./Сост. Г. Е. Павлова – М.-Л.: Издательство Акад. наук СССР, 1962 – 231 с.

Мимо творчества и самой личности Ломоносова не могли пройти без внимания современники, которые запечатлели на ниве науки, горячего поборника просвещения. Отзывы современников о жизни и деятельности ученого отражают ту большую роль, которую он играл в развитии естествознания и литературы того времени, позволяют полнее представить образ Ломоносова, а также понять, какое влияние оказали его труды на дальнейшее развитие науки и национальной культуры. Ломоносов внимательно следил за оценкой своей научной деятельности современниками, тщательно собирая высказывания о своих трудах многих выдающихся ученых того времени. Благодаря этому до нас дошли высказывания Вольфа, Эйлера, Формея, Кондамина и других ученых 18 века о научных достижениях Ломоносова. В книге представлен свод высказываний о Ломоносове, его жизни и творчестве, составленных его современниками – русскими и иностранными учеными, литераторами и общественными деятелями. Публикуемые материалы снабжены комментариями, которые излагают происхождение документа и сообщают сведения о его авторе.

Лебедев Е. Н.
Ломоносов. – М.: Мол. гвардия, 1990 – 602(6) с., ил.- (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 705)

Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем творчестве воплощали непреходящую потребность человечества постичь и освоить мир во всем его многообразии, выражали извечное стремление человека к социальной и нравственной свободе, словом и делом своим утверждали необходимость деятельной любви к людям. Он и сейчас пробуждает живущее в каждом из нас стремление к «полному чувству Бытия», как сказал Тютчев. Но принадлежа всему человечеству, Ломоносов был и остается сыном своего времени, которое по глубине и существенности исторических переворотов отдаленно напоминает наше. Понять Ломоносова в его времени – вот главная задача книги, ибо это означает глубже понять современные социальные и культурные процессы, уходящие своими корнями в тот перевернутый пласт нашей истории, возделывать который пришлось Ломоносову. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и три века, которые были после. Читать Ломоносова и писать о Ломоносове надо, в сущности, с одной целью – чтобы разобраться в самих себе. Вот почему в этой книге наряду с повествованием о его жизни и его времени много места занимают размышления над страницами ломоносовских произведений. И пусть они станут приглашением читателю к совместному, как говорил Ломоносов, «поисканию» истины. Во-первых, это необходимо и полезно, а во-вторых, как говорил А. С. Пушкин, «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Книгу дополняет интересный фото — иллюстративный материал.

Павлова Г. Е., Федоров А. С.
Михаил Васильевич Ломоносов: Жизнь и творчество.- М.: Наука, 1980 — 279 с.

Ломоносов был человеком универсальных знаний, подлинным ученым – энциклопедистом. С его именем связаны становление и первые этапы развития отечественной науки. Он сформулировал многие важные идеи, которые легли в основу современной науки. Академик С. И. Вавилов утверждал, что «наша Академия наук получила свое настоящее бытие и смысл только от Ломоносова». Жизни и творчеству великого ученого посвящено данное издание. В нем широко использованы труды и документы Ломоносова, работы русских и зарубежных исследователей. Авторы рассказывают о формировании научных взглядов Ломоносова, показывают его вклад в развитие многих отраслей знания, прослеживая связь творчества Ломоносова с современной наукой. Книга содержит обширный фото — иллюстративный материал.

«С Ломоносова начинается наша литература:
он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».
В. Г. Белинский

Лебедев Е. Н.
Огонь – его родитель. М.: Современник, 1976.- 216 с. – (Биб-ка «Любителям Российской словесности»)

Академик С. И. Вавилов писал: «Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества… Он был всегда увлечен своим делом до вдохновения и самозабвения; об этом говорит каждая страница его литературного наследства». Представленная книга рассматривает жизнь и деятельность Ломоносова на фоне интереснейшей исторической эпохи, в тесном соотнесении с творчеством других видных представителей русской литературы 18 века – Тредиаковского, Сумарокова и др., в сопоставлении с западноевропейской традицией. Книга совмещает яркий рассказ о жизни Михайлы Ломоносова и глубокий анализ его поэтического наследия. Поэзия Ломоносова – это пиршество свободного и здорового духа, вырвавшегося на всечеловеческий простор, осознавшего свое изначальное родство со всем миром, — пиршество, на котором он, по прекрасному выражению В. Ф. Одоевского, «черпал изо всех чаш, забыв, которая своя, которая чужая».

Ломоносов и русская литература. / Отв. ред. А. С. Курилов – М.: Наука, 1987. – 391 с.

Книга представляет собой исследование художественного и филологического наследия гениального русского ученого и выдающегося деятеля культуры М. В. Ломоносова в контексте развития отечественной литературы и литературоведения 17 — пер. половины 19 века. Писатель предстает во всей многогранности своей творческой индивидуальности: как поэт, прозаик, драматург, переводчик, теоретик литературы, один из основоположников художественной культуры России нового времени. Показан вклад Ломоносова в национальную науку о литературе, а также восприятие энциклопедизма писателя, его универсальной одаренности и поразительной масштабности мышления демократической критикой. Среди авторов книги – известные российские ученые и начинающие исследователи, настоящее и будущее нашей науки.

Западов А.В.
Отец русской поэзии: О творчестве Ломоносова – М.: Советский писатель, 1961. – 283 с.

А. В. Западов – ученый – литературовед, профессор Московского университета, автор книг и статей по истории литературы 18 века. В данной работе подробно рассматривается литературное творчество Ломоносова. Исследование является первой работой, специально посвященной анализу литературно- теоретических взглядов Ломоносова и его писательского мастерства. Представлен творческий путь поэта, дается картина литературных отношений эпохи, раскрыто историческое значение поэзии Ломоносова.

Ломоносов и книга: Сб. научных трудов. – Л.: Библиотека АН СССР, 1986.- 184 с.

Этот сборник вышел в год 275-летнего юбилея великого ученого. История Библиотеки академии наук тесно связана с именем Ломоносова. Плодотворное влияние Ломоносова, всю жизнь боровшегося «за утверждение науки в Отечестве», сказалось и на деятельности этого академического учреждения. Ученый принимал участие в разработке устава Библиотеки, уделял внимание комплектованию ее фондов, заботился об ее организации и устройстве. В РБАН хранятся ценнейшие материалы, отражающие деятельность великого ученого. На их основе в настоящее время ведутся исследования проблем истории русской культуры и науки в ломоносовскую эпоху. Книговедческий аспект изучения творческого наследия Ломоносова позволяет с особой полнотой подчеркнуть универсальность его гения, проявившегося практически во всех областях научной и духовной жизни России.

Некрасова Е. А.
Ломоносов – художник. – М.: Искусство, 1988. – 143 с., ил.

М. В. Ломоносов был не только гениальным ученым-энциклопедистом, крупнейшим поэтом своего времени, но и талантливым художником. Последняя область его деятельности известна значительно меньше, чем все остальные. В данной книге подводится итог осмыслению места Ломоносова в истории русского искусства 18 века и его роли в возрождении в России искусства мозаичной живописи. К мозаике Ломоносов подходил как ученый: он самостоятельно разработал процесс изготовления цветного стекла, ряд машин и приспособлений. Процесс работы ломоносовской мастерской подробно описан в книге. Особое внимание уделено работе Ломоносова над портретным образом Петра I и воззрениям художника на историческую живопись.

Лысцов В. П.
М. В. Ломоносов в русской историографии 1750 — 1850-х годов. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1983. – 260 с.

В книге в широком тематическом и хронологическом плане рассматриваются отзывы представителей различных отраслей русской культуры и направлений общественно-исторической мысли 1750 – 1850 гг. о М. В. Ломоносове, как человеке, ученом, академике и писателе, сосредотачивая внимание на оценке его общественных взглядов и деятельности, которые составляют сердцевинный аспект всей яркой жизни, многогранного мировоззрения, основополагающих трудов в области науки и литературы, просвещения и искусства, показывают отношение к важнейшим факторам и тенденциям исторического развития позднефеодальной России.

Белявский М. Т.
… Все испытал и все проник. – М.: Изд-во Московского университета, 1990. – 222 с., илл.

Это научно-художественное издание, содержащее богатый фото – иллюстративный материал, посвященный жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Более двух с половиной веков отделяет нас от его жизни, его судьбы. И все это время имя Ломоносова занимает одно из самых главных мест в летописи нашей Родины. Уже при жизни ученого велика была его слава, и не только в «пределах российских», но и в других странах. Известный русский историк 19 века С. М. Соловьев подчеркивал необходимость сознания преемственности, как важно беречь сокровищницу национальной памяти: «…Народы чувствуют потребность поддерживать свою настоящую деятельность памятью о деятельности прошлой, выразившейся виднее всего в подвигах лучших людей народа, избранников истории…». Эти слова Соловьева прозвучали на церемонии открытия памятника Ломоносову у здания Московского университета в 1877 году. Просмотрев эту книгу, мы можем еще раз убедиться в том, что дерзание человеческого гения и «чувства добрые» поистине не знают никаких временных границ.

Лихоткин Г. А.
Ломоносов в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1981.- 240 с., ил. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде)

Петербургский период – самый плодотворный в деятельности «отца русской науки» Михаила Васильевича Ломоносова. Здесь, в Петербургской академии наук, он неустанно трудился почти три десятилетия, делая величайшие открытия в области естественных наук, выступая в роли крупнейшего организатора науки, заботливого воспитателя русских научных кадров. Этому периоду жизни и деятельности Ломоносова и посвящена эта книга. Автор – кандидат филологических наук Г. А. Лихоткин рассказывает о местах, где жил и работал Ломоносов, воссоздает историческую обстановку того времени, раскрывает связи ученого с современниками.

«Широко понимая назначение педагогики,
М. В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью
мировой и русской культуры».
(Из сборника: «М. В. Ломоносов.
О воспитании и образовании»)

Ломоносов М. В.
О воспитании и образовании /Сост. Т. С. Буторина.- М.: Педагогика, 1991. – 344с. – (Педагогическая б-ка)

Великий русский ученый М. В. Ломоносов занимает особое место в истории отечественного просвещения. Отличительными принципами его учения о воспитании и образовании молодежи являлись народность, демократизм, гуманизм. В предлагаемом издании раскрываются его идеи в области воспитания, обучения, педагогики высшей школы. Значительный интерес представляют работы о требованиях к педагогической деятельности и личности учителя. Это первое издание педагогических трудов русского ученого-энциклопедиста.

Ломоносов М. В.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.- 224 с.- (Антология гуманной педагогики)

Выдающийся деятель нашей отечественной культуры В. Г. Белинский – сказал о М. В. Ломоносове: « …не должны ли такие люди составлять предмет живейшего любопытства, глубокого благоговения для всех народов вообще и для своего в особенности?». Книга, предназначенная учащейся молодежи, учителям, родителям, содержит избранные труды М. В. Ломоносова, представляющие вершинные достижения гуманной педагогики века российского Просвещения. Делается попытка раскрыть феномен Ломоносова – педагога, чьи педагогические взгляды были обращены к будущему. Поэтому многое из его наследия приобретает со временем еще большую актуальность, ведь цель все та же — раскрыть огромный потенциал каждого школьника, воспитать, образовать достойную личность.

Буторина Т. С.
М. В. Ломоносов и педагогика. — Архангельск: Изд-во Поморского международного университета,
1994. – 223 с.

В книге рассматривается система педагогических идей М. В. Ломоносова на фоне развития общеевропейской науки, культуры, педагогики. Данная работа является монографическим исследованием, посвященным ломоносовскому периоду в русской педагогике. Первый русский академик показан как автор педагогической теории, заложившей основы русской научной педагогики. В работе раскрывается своеобразие педагогических идей Ломоносова, их значение для современности. В этот период обнаружился новый уровень интеграции разных культур – русской, народной и западной, появилось новое качество педагогических идей, идущее от целостного восприятия человеческой природы, от понимания ценности личности. Идеи обращены к молодежи: к познанию, науке, в использовании интеллектуального богатства на благо Родины, в устремленности в будущее.

«Да воссияет мир, наук питатель»
М. В. Ломоносов

Ломоносов: Сб. статей и материалов. Т. IX /Отв. ред. Э. П. Карпеев. – СПб.: Наука, 1991. – 199 с. – (АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники)

Сборник содержит статьи, в которых излагаются результаты исследования деятельности М. В. Ломоносова в различных отраслях знания, некоторые новые материалы о жизни великого ученого, а также сведения о тех, с кем он в той или иной степени был связан или совместно работал. Разделы сборника традиционны, а содержание статей определяется позицией их авторов, которая не во всем совпадает с мнением составителей. Такой подход даст новый импульс к развитию ломоносоведения, несколько «зажатого» ранее сложившимися у нас стереотипами. Авторы статей работают в тесном контакте с музеем М. В. Ломоносова. В данном сборнике возобновлена прерванная почти тридцать лет назад публикация библиографии сочинений Ломоносова и литературы о нем, которая составлена давним автором сборников Е. Б. Рысс.

Михаил Васильевич Ломоносов: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1993. – 128 с. – (Биография писателя)

Богата славными именами земля русская… Среди них особое место занимает имя М. В. Ломоносова, двинувшего вперед развитие отечественной науки, культуры, языка. Своей жизнью и деятельностью Ломоносов доказал, что «гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему вражеская судьба» (А.Н. Радищев). Эта книга, раскрывающая биографию ученого, адресована прежде всего учащимся. « Я дело стану петь, несведомое прежним» — так сформулировал Ломоносов свой жизненный девиз. А это значит постоянно открывать людям истину средствами науки и поэзии, стремиться к утверждению в жизни разумных начал, развивать творческие и созидательные способности личности. Его энергия, острота восприятия, трудоспособность показывают неисчерпаемые творческие возможности человека.

Басни М.В. Ломоносова в истории русской литературы

Басни М.В. Ломоносова в истории русской литературы

Бобровников Д.О.

Научный руководитель: к.п.н., преп. Шешнева И.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра русской и классической филологии

«С Ломоносова начинается наша русская литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим». А. С. Пушкин подчеркивал необычайное разнообразие его интересов: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Помимо теоретических трудов в области стихосложения, литературы и языкознания, известны литературные опыты М.В.Ломоносова в жанре «эзоповского языка».

Принято считать, что в Россию жанр басни пришел в XVIII веке с именем А.Д. Кантемира. М.В.Ломоносов не только продолжил русскую басенную традицию, но и привнес определенную свежесть и новизну.

Басням М.В.Ломоносова присущи острота мысли и необычность слога. В них нашли отражение литературные и человеческие принципы, которых придерживался М.В. Ломоносов. Ему, как настоящему ученому, глубоко порядочному и предельно открытому человеку, претили невежество, лицемерие, ханжество, пустая болтовня, и он честно говорил об этом своим читателям.

Среди известных басен М.В. Ломоносова — «Лишь только дневной шум умолк»,  «Жениться хорошо, да много и досады»,  «Послушайте, прошу, что старому случилось», (1747-1748гг.), «Мышь некогда, любя святыню» (1761-1762гг.). Творения М.В.Ломоносова необычайно реалистичны, несмотря на присущие жанру аллегоричность и иносказательность.

М.В. Ломоносов использовал сюжеты французского сочинителя  Жана де Лафонтена, чья роль в басенной мировой культуре чрезвычайно велика. Так, на отрывок из лафонтеновского произведения «Мельник, его сын и осёл» был выполнен вольный перевод М.В.Ломоносовым «Послушайте, прошу, что старому случилось». И в основе басни «Лишь только дневной шум умолк» лежит работа Лафонтена «Волк, ставший пастухом». М.В.Ломоносов, заимствовав лишь идею, написал совершенно новое произведение, с оригинальным русским наигрышем, с богатым национальным колоритом. Умело используя «эзопов язык», Ломоносов выражал прогрессивные стремления, а его басенные произведения порождали резкую полемику.

Басни М.В.Ломоносова написаны в народном духе. Их слог ясен и понятен. Живой выразительный язык является главным достоинством басенных сочинений М.В.Ломоносова.

Имя М.В.Ломоносова-баснописца стоит в одном ряду с именами В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова, В.И. Майкова, И.И. Дмитриева, В.С. Филимонова.

Михаил Ломоносов — Связанные — Britannica Academic

Связанные ресурсы для этой статьи

  • Статьи
  • Первоисточники и электронные книги

  • Лучшие сайты Интернета
Посмотреть результаты поиска для

Искать

Филология — Ломоносов 2017 — Ломоносов

Раздел « Филология »

Председатель — проф.Ремнева Марина Викторовна, к.б.н., декан филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Заместитель председателя — профессор Ольга Александрова, к.б.н., заместитель декана по научной работе
Ответственный секретарь — Алексей Беликов, к.б.н., президент Общества молодых ученых филологического факультета

  1. Русский язык ( его история , этимология , диалектология , фонетика и фонология , лексика и лексикография , морфология, синтаксис, язык художественной литературы, речь и текст )
  2. Русский язык для иностранных студентов ( теория и методика обучения )
  3. Английская филология
  4. Литература и языки стран Балтии
  5. Византийская и ромейская филология
  6. Германская и кельтская филология
  7. Иберо-романская филология
  8. Классическая филология
  9. Немецкая филология
  10. Романская филология
  11. Филология славянских языков
  12. Финно-угорская филология
  13. Французская филология
  14. Геолингвистика и искусственные языки
  15. История мировой литературы
  16. История русской литературы ( Древнерусская литература, литература XVIIIв., Литература XIX века .)
  17. История русской литературы XX-XXI вв. ( Серебряный век русской литературы, Литература ХХ века, Русская литература за рубежом, Новейшая русская литература)
  18. Когнитивная лингвистика
  19. Общее и сопоставительное языкознание
  20. Русский фольклор
  21. Теоретическая и прикладная лингвистика
  22. Теория дискурса и коммуникации
  23. Теория литературы ( основные выпуски, сравнительное литературоведение )
  24. Риторика
  25. Термины и терминологические системы в современных языках
  26. Филологическое исследование переводов текстов
  27. Язык и литература XVIII в.
  28. Язык и языки общения в Интернете

Контакты :

Алексей Беликов — ответственный секретарь секции

e-mail: [email protected] (с темой «Ломоносов-2017»)

Новости раздела

будут размещены на форуме: https://lomonosov-msu.ru/rus/event/forum/thread/1464/list и в социальной сети VK.com: https://vk.com/feelnewsmsu

Русский язык и литература | New College of Florida

Русский язык и литература, область концентрации

Русская программа New College предлагает курсы, а также индивидуальные и групповые занятия по языку и литературе.Регулярно предлагаемые курсы посвящены литературным достижениям с эпохи сентиментализма в конце 18 века до наших дней. Учебники обычно посвящены важным областям интересов, которые не включены в более формализованные курсовые работы.

Студентам также предлагается следить за современными литературными и культурными событиями, особенно потому, что они могут рассматриваться как соответствующие континууму литературного производства в России и продолжать работу в соответствующих родственных областях, таких как история, политология и антропология.Студентам предлагается продолжить обучение за пределами кампуса в другом учебном заведении или принять участие в одной из многих доступных программ изучения языка и культуры в США или, в идеале, в России.

Студенты New College приняли участие в летних и семестровых программах обучения в МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, Лингвистическом университете, Нижний Новгород, а также в летней программе в Миддлбери Колледж, штат Вермонт. Все без исключения путешествия и учеба оказались неоценимым компонентом AOC студента.

Что я могу сделать с русским языком и литературой?

Факультет

Недавние тезисы

  • Авторитет и авторство: бедственное положение художника в фильме Владимира Набокова «Отчаяние и приглашение на казнь»
  • Гоголевский «Шинель» на английском языке: комментарий и перевод
  • Всегда что-то видишь, но Никогда не увидишь всего: повествовательные приемы и роль читателя в «Портрете художника в молодости» Джеймса Джойса и «Котик Летаев» Андрея Белого
  • Шиллерские идеалы в «Грабителях» и «Преступлении и наказании» Достоевского
  • Новый капитализм: культурные переходы, увиденные в Работы Виктора Пелевина

Дополнительная информация

Учебная программа по русскому языку и литературе

Ознакомьтесь с требованиями для получения сертификата AOC по русскому языку и литературе и ознакомьтесь с примерами путей получения диплома.

Подробнее читайте здесь

Программа бакалавриата

New College of Florida предлагает более 40 различных специальностей в области гуманитарных, социальных и естественных наук, а также ряд междисциплинарных направлений.

Подробнее читайте здесь

Роль М.В. Ломоносова в литературе. М.В. Ломоносов — выдающийся поэт, основоположник русской литературы.

Презентация на тему: «Роль М.В. Ломоносова в литературе. М.В. Ломоносов — выдающийся поэт, основоположник русской литературы» — стенограмма презентации:

ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 1000 пикселей) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 1000 пикселей) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]>

1 Роль М.В. Ломоносов в литературе

2 М.В. Ломоносов — выдающийся поэт, основоположник русской литературы.

3 Роль М.В. Ломоносов в литературе почерк Ломоносова

4 Роль М.В. Ломоносов в литературе Ломоносов написал первую научную грамматику русского языка

5 Роль М.В. Ломоносов в литературе Он написал много стихотворений.

6 Роль М.В. Ломоносов в литературе В 1755 г. М.В. Ломоносов реформировал русский литературный язык, соединив церковнославянский с разговорным языком. Он применил идиосинкразическую теорию к своим более поздним стихотворениям: нежным испытуемым нужны были слова, содержащие первые гласные звуки E, I, YU, в то время как вещи, которые могут вызывать страх (например, «гнев», «зависть», «боль» и «печаль»), требовались. слова с гласными заднего ряда звучат O, U, Y — ранняя версия того, что сейчас называется звуковой символикой.

7 Роль М.В. Ломоносова в литературе М.В. Ломоносов был автором стихов, посланий, трагедий, фельетонов, фундаментальных филологических сочинений и научной грамматики русского языка.

8 Роль М.В. Ломоносова в литературе М.В. Ломоносов — величайший русский поэт-просветитель XVIII века, один из основоположников слогово-тонического стихосложения.Ломоносов был основоположником философских и русских од высокого гражданского характера.

9 Роль М.В. Ломоносов в зарубежной литературе Ломоносов работал в области русской поэзии и создал стройную теорию русского слогово-тонического стиха, изложенную им в «Письме о правилах русского стихосложения» и используемую до сих пор.

10 Роль М.В. Ломоносов в литературе. Он понимал, что нет единого русского литературного языка и единой русской культуры. Он решил сделать все возможное, чтобы заложить основы новой русской культуры, науки, литературы и литературного языка.

11 Роль М.В. Ломоносов в литературе. Его «Русская грамматика», определившая особенности русского литературного языка, была первой настоящей русской грамматикой; «Компендиум красноречия» — курс общей теории литературы.Трактат «О пользе церковных книг на русском языке» — первый опыт русской стилистики. Поэзия занимала важное место в жизни Ломоносова: «Разговор с Анакреоном» и «Гимн Бороде». Он также написал пьесы «Тамира и Селим», «Демофонт» и многочисленные оды.

12 Роль М.В. Ломоносов в литературе. Реагируя на трактат Тредиаковского 1735 года «Новый и краткий способ написания русских стихов», Ломоносов изобретает свой метод и пишет «Письмо о правилах сочинения русской поэзии».«Развивая основную идею Тредиаковского (что русский стих должен измеряться в футах, а не в слогах) в более гибкую систему, Ломоносов устанавливает силлабатонический лад, который остается самым основным элементом русской стихотворной композиции.

13 Роль М.В. Ломоносов в литературе 1742-1744 гг. Интенсивный период как академического, так и поэтического творчества. Работы этого периода включают его самые известные оды «Утренняя медитация о величии Бога» и «Вечерняя медитация о величии Бога по случаю Северного сияния» (см. Справа), а также первое издание его «Краткого руководства по Риторика.»

14 Роль М.В. Ломоносов в литературе 1751 г. В Академии издается первый сборник стихов Ломоносова. 1752 М.В. Ломоносов издает поэму «О полезности стекла» и пишет вторую пьесу «Демофонт», менее удачную, чем «Тамира и Селим».

15 Роль М.В. Ломоносова в литературе 1757 г.М.В. Ломоносов издает «Русскую грамматику». Для типографии Московского университета он начинает работу над первым томом своего собрания сочинений, для которого пишет «Предисловие о пользе церковных книг на русском языке». В нем он устанавливает важность отношений между разговорным русским и церковнославянским языком, утверждая, что из-за его связи с Древней Грецией через византийцев, церковный язык делает интеллектуальную жизнь доступной для грамотного русского.

16 Роль М.В. Ломоносов в литературе Разговорный русский и церковнославянский, по мнению Ломоносова, могут быть объединены в трех стилях в соответствии с высокими целями писателя: первый, «высокий» стиль, используется для трагедий, од и элегий, должен включать больше славянских симов; второй, «средний» стиль, состоящий из равного сочетания русского и славянского, следует использовать для драмы, переписки и сатиры; и третий, «низкий» стиль включает в себя в основном русские слова и существует для комедий, эпиграмм и повседневной речи.Такое понимание стиля оказало огромное влияние на развитие поэтической традиции в России.

17 Роль М.В. Ломоносов в литературе. Его литературные произведения остаются одной из самых значительных страниц русской литературы XVIII века. Писал стихи, оды и стихи.


Дипломы по английскому языку и литературе: структура курсов, специализации и карьера

Что включает в себя степень по английскому языку?

Диплом по английскому языку и литературе призван научить вас читать книги, анализировать теории, критиковать прозу и стихи и более критически относиться к знакам и словам, окружающим нас каждый день.Цель состоит в том, чтобы научить студентов творчески и аналитически относиться к английскому языку; эта степень отличается от других современных языковых степеней, поскольку предназначена для студентов, уже владеющих письменным и устным английским языком. Степень по английскому языку может быть в равной степени сосредоточена на литературе и языке, в то время как другие специализируются на одной или другой; обычно это ясно из названия курса.

Курс с акцентом на английскую литературу обычно позволяет студентам изучать литературные тексты на протяжении всей истории.Часто вы начинаете с модулей, охватывающих разнообразную литературу разных периодов; например, вы можете читать Шекспира одну неделю и Вирджинию Вульф на следующей. Чтение потребует от вас изучения и анализа отрывков, соотносящих тексты с их культурным, социальным, историческим и политическим контекстом.

Степень, ориентированная на английский язык, научит студентов анализировать работу английского языка вне литературы, включая языковое общение во всех формах и контекстах.Это может включать анализ случайных разговоров, текстовых разговоров, рекламных методов или использования языка в специализированном юридическом и медицинском дискурсе.

Требования к поступающим

Вам часто требуется средняя школа или квалификация A-level по английскому языку или английской литературе. Другие гуманитарные предметы и предметы искусства, такие как история и политика, также принимаются во внимание при поступлении.

Структура курса

Тем, кто хочет изучать английский, скорее всего, понравится как независимое, так и групповое обучение, но вы можете ожидать, что большую часть времени, потраченного на получение степени английского языка, будут проводиться в одиночку, так как большая часть курса потребует от вас длительных периодов чтения и исследований. вне класса.

Из-за этого вы обнаружите, что проводите больше времени дома или в библиотеке, чем на семинарах и лекциях. Среднее время общения с профессорами и сокурсниками различается, но вы можете рассчитывать примерно на 10-12 часов в неделю в первый год и немного дольше в последующие годы, поскольку вы берете на себя более тяжелую рабочую нагрузку. В остальное время ожидается, что вы будете проводить независимые исследования и исследования для выполнения заданий, а также заниматься списком литературы. Эта сольная работа часто бывает интенсивной, даже во время университетских каникул, и может занимать около 20-30 часов в неделю.

Как и следовало ожидать, степень по английской литературе будет сосредоточена на канонической и классической литературе, а это означает, что одна книга в неделю — довольно среднее расписание для одного модуля. Однако имейте в виду, что вы будете зачислены в среднем на четыре модуля одновременно — не только увлечение литературой, но и способность довольно быстро читать. Это интенсивное еженедельное чтение необходимо для того, чтобы вы могли критиковать и анализировать тексты во время лекций и семинаров.

Ключевые навыки и методы оценки

Изучение английской литературы и языка направлено на развитие вашего независимого мышления и аналитических навыков. По этой причине преподаватели не будут кормить вас информацией с ложечки, а будут ожидать, что вы разовьете свое понимание, читая заданную критическую теорию и журналы вместе с ключевыми текстами. Семинары и групповые обсуждения создают обстановку, в которой можно проверить свои идеи на однокурсниках и получить лучшее понимание посредством обмена идеями и обсуждения.

Степень по английскому языку обычно основывается на задании, при этом эссе и статьи необходимо отправлять регулярно. Экзамены также являются обычным делом, часто в конце каждого года. В некоторых случаях вы также можете получить частичную оценку на основании вашего вклада в групповые обсуждения; сочетание используемых методов оценки действительно зависит от учреждения.

В зависимости от страны потребуется три или четыре года, чтобы получить степень бакалавра искусств (BA) на английском языке, и еще один или два года, чтобы получить степень магистра искусств (MA).Вы также можете совмещать учебу со вторым предметом в качестве двойного диплома или двойного специалиста с популярными комбинациями, включая английский и историю, философию, образование, лингвистику или второй язык.

Откройте для себя лучшие университеты мира по английскому языку и литературе

Английские специализации

Возможность специализироваться в нишевых областях является обычным явлением для тех, кто изучает английский язык, но часто один раз после завершения первого года обучения.Этот первый год обычно используется, чтобы научить вас основным литературным теориям и концепциям, а также получить прочную основу в истории литературы и художественной литературы. Шекспир также является обычным обязательным модулем.

Со второго года обучения будет предлагаться более широкий спектр тем и специализаций английского языка на выбор, которые часто преподаются экспертами в каждой области.

Творческое письмо

Не все университеты предлагают эту специализацию, но творческое письмо или другие ориентированные на творчество модули являются популярным выбором среди студентов.Этот путь обучения позволит вам продолжать анализировать и читать литературу, но глазами опытного писателя; будь то стихи, пьесы, рассказы или романы. Задания, скорее всего, будут представлять собой творческие задачи в сочетании с аналитическими отчетами о вашей собственной работе относительно того, что вы читали и исследовали. Студенты, специализирующиеся на творческом письме, часто продолжают развивать эти навыки, изучая творческое письмо на уровне магистратуры.

Языкознание

Хотя лингвистика также предлагается в качестве специального предмета, степень английского языка также предлагает некоторые модули лингвистики.Это потребует более глубокого изучения того, как работает язык и его происхождение, в более научных рамках, чем те, которые обычно используются для получения степени по английскому языку и литературе. Лингвистика также является междисциплинарной и часто требует социальных наук, что позволяет студентам изучать язык в контексте социологии и психологии. В некоторых случаях студенты могут также иметь возможность изучать оригинальные или переведенные тексты на других языках.

Постколониальная литература

Изучение постколониальной литературы означает сосредоточение внимания на вопросах, имеющих особое значение для постколониальной письменности, таких как построение национальных повествований через историю, идентичность и гендер, диаспору и различные дебаты вокруг постколониального дискурса в академических кругах.Студенты смогут прочитать ряд важных постколониальных литературных текстов, а также изучить постколониальные рассказы и интерпретации современной культуры.

Другие темы и специализации на английском языке

Помимо вышеперечисленного, другие специализации по английскому языку могут включать; 19 -е, литература века, 20 -е литература века, современная литература, средневековая литература, карибская литература, американская литература, Шекспир, модернизм, феминизм, драматургия и поэзия.

Все эти темы можно изучать на еще более высоком уровне специализации, что приводит к таким нишевым названиям курсов, как Викторианский эстетизм и декаданс (Университет Кента, Великобритания), Рассказы о магии и колдовстве (Лондонский университет Королевы Марии, Великобритания), Литература и «Разум» (Калифорнийский университет, Санта-Барбара, США) и Джейн Остин: тогда и сейчас (Сиднейский университет, Австралия).

Откройте для себя лучшие университеты мира по английскому языку и литературе

Карьера со степенью английского

Как и в случае с другими гуманитарными и гуманитарными дисциплинами, выпускники со степенью английского языка продолжают карьеру в различных сферах и ролях.Часто выпускники английского языка предпочитают использовать свои сильные коммуникативные навыки наряду с детальным знанием письменного слова. Популярные варианты карьеры для выпускников со степенью английского языка включают:

Журналистика и карьера в СМИ

В рамках этой быстро меняющейся отрасли возможности карьерного роста в журналистике и СМИ чрезвычайно разнообразны. Выпускники английского языка могут использовать свои навыки для работы в редакционной или производственной сфере в печатных, сетевых или вещательных СМИ.Редакционные роли требуют пристального внимания к деталям и хороших навыков редактирования, в то время как производство требует хорошего зрения на дизайн и организацию наряду с хорошими коммуникативными навыками.

Стать журналистом — это востребованный и конкурентоспособный карьерный путь, и те, кто желает продолжить карьеру журналиста, часто вкладывают средства в дальнейшее обучение (например, на получение степени магистра журналистики). С аспирантурой или без нее, те, кто выбирает карьеру в журналистике, должны убедиться, что до окончания учебы сформировали сильное портфолио, будь то личные письма, оплачиваемая работа или существенный вклад в публикации университета.

Педагогическая деятельность

Педагогическая карьера постоянно открыта для выпускников английского языка из-за постоянной потребности в учителях по всему миру и высокого приоритета, уделяемого предмету в начальной и средней школе. Однако обычно это требует дальнейшего изучения, чтобы получить квалификацию преподавателя.

В США, хотя в некоторых штатах требуется специальная лицензия для преподавателей, те, кто получил степень бакалавра, соответствуют минимальным требованиям при условии наличия практического опыта на местах, например, преподавания студентов.В таких странах, как Великобритания, вам нужно будет получить сертификат PGCE (Postgraduate of Education) после получения степени бакалавра. При подаче заявки на преподавание курсов и стажировок это поможет, если у вас есть опыт работы с детьми, подростками или взрослыми учащимися.

Карьера в маркетинге, рекламе и PR

Получив степень по английскому языку, вы получите отличные коммуникативные навыки, необходимые для карьеры в области маркетинга, рекламы и PR . Роли в каждом из этих секторов предполагают тесное сотрудничество с людьми, как коллегами, так и клиентами, с упором на вашу целевую аудиторию.Как только вы приобретете некоторый опыт в отрасли, у вас будет возможность взять на себя ответственность за управление учетной записью, став экспертом в том, как продавать конкретный продукт (который может быть продаваемым товаром, отдельным лицом, услугой или организацией). .

Карьера в издательстве

Карьера в издательстве снова широкая и разнообразная, охватывающая книгоиздание, онлайн-публикации, научные и медицинские журналы, бизнес для бизнеса (B2B) и издание коммерческих журналов.Среди них общие роли для выпускников английского языка включают написание, исследование, редактирование, дополнительное редактирование и проверку копий. Хорошим первым шагом в публикации будет роль помощника редактора или продюсера, который обычно включает в себя как ежедневное администрирование, так и редактирование и чтение корректуры.

Карьера на государственной службе

И снова ваши коммуникативные навыки и внимание к деталям пригодятся для карьеры на государственной службе . Эти роли разнообразны, но часто поручают вам исследовать и анализировать варианты политики, составлять проекты материалов, которые будут использоваться в качестве основы для нового законодательства, поддерживать связь с внешними организациями, поддерживать министров в работе правительства и помогать управлять их департаментами.

Другие профессии для выпускников английского языка

Другие профессии, которые вы можете рассмотреть со степенью английского языка, включают управление розничной торговлей (необходим опыт), политику, право или правоохранительные органы (требуется дополнительная квалификация), финансы (при условии, что вы доказали навыки счета), продажи, подбор персонала, библиотечную и музейную работу. , академические круги (часто требуется дальнейшее обучение) и даже преподавание английского языка как иностранного (TEFL) где-нибудь вдали от дома.

См. Последний мировой рейтинг университетов QS по предмету

Что побуждает исследователей заняться журналистикой (Опыт семинара по научной журналистике на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова)

Для цитирования: Пронина Е.Е., Ильченко Д.С., Колесниченко А.В. (2018) Почему молодые исследователи хотят учиться журналистике (опыт Мастерской научной журнала при факультете журналистики МГУ). . Медиаскоп 3 . (на русском). Доступно на: http://www.mediascope.ru/2472

DOI: 10.30547 / mediascope.3.2018,8

© Пронина Елена Евгеньевна
Доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры периодической печати , факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия), пронина. [email protected]

© Даниил Сергеевич Ильченко
Научный сотрудник лаборатории комплексных исследований актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия), ilchenkod @ yandex.ru

© Колесниченко Александр Владимирович
Кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия), [email protected]

Аннотация

В статье исследуются факторы, побуждающие студентов, не специализирующихся в области журналистики, а также сотрудников других факультетов поступать на курс для оттачивания журналистских навыков.На семинар научной журналистики факультета журналистики поступило 190 заявок, которые составили эмпирическую базу исследования. Изучив анкеты с помощью контент-анализа и математической обработки данных, включая кластерный, факторный и дискриминантный анализ, мы установили мотивы, соответствующие успеху в изучении журналистики. Полученные данные позволили сделать выводы о характеристиках профессиональной идентичности журналиста, а также о целях и специфике научной журналистики.

Ключевые слова : журналистика, мотивация к обучению, научная журналистика, профессиональная идентичность журналиста, журналистское образование.

Банкноты

Афанасьева Н. (2017) С «Лейкой» и блокнотом: растет конкурс на факты журналистики. Ucheba.ru , 24 июля. Режим доступа: https://www.ucheba.ru/article/5170#

Стенограмма заседания круглого стола «Интеллектуальный потенциал общества и ресурсы медиасистемы», который состоялся 6 февраля 2018 г.в рамках Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия» [Стенограмма круглого стола «Интеллектуальный потенциал общества и ресурсы медиасистемы», прошедшего 6 февраля 2018 года в рамках Международной научной конференции «Журналистика в 2017: творчество, профессия, промышленность »]. Доступно на: http://www.journ.msu.ru/about/calendar/19174/?sphrase_id=3331112

Тутенко В. (2018) «Газеты читают неглупые люди».Декан филфака КГУ о будущем журналистики. Декан филологического факультета Курского государственного университета о будущем журналистики. Rambler , 13 января. Доступно по адресу: https://news.rambler.ru/other/38876823/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

Список литературы

Деуз М. (2008) Профессиональная идентичность журналистов в контексте культуры конвергенции. Observatorio (OBS) Journal 7: 103–117. Доступно по адресу: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.476.9278&rep=rep1&type=pdf

Гурова Е.К. (2016) Популяризация науки: задачи, стратегии, технологии . Москва: Ул. Publ.

Ильченко Д.С. (2018) Содержательная модель успешного научно-популярного журнала (на примере журнала «Популярная механика»). Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика 2. С. 26−53. DOI: 10.30547 / vestnik.journ.2.2018.2653

Колесниченко А.В., Пронина Е.Е., Ильченко Д.С. (2018) Прогнозирование успехов обучения и последующей профессиональной деятельности журнала: опыт Мастерской научной журналистики при факультативных исследованиях и прогнозах. школа научной журналистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова) ] . Вопросы теории и практики журналистики 7 (2): 245-265. DOI: 10.17150 / 2308-6203.2018.7 (2) .245-265.

Кульчицкая Д.Ю. (2018) Научная коммуникация в онлайн-среде: вызовы и новые возможности. В: «Журналистика 2017: творчество, профессия, индустрия»: материалы международной научно-практической конференции. Москва, 5-7 февраля, 2018 г. [«Журналистика 2017: творчество, профессия, индустрия»: Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 5-7 февраля 2018 г.]. Москва: Факультет журналистики, Ул. Publ. , с. 121-122.

Лангетт Дж. (2013) Этика взаимодействия блоггеров: диалогическая вежливость в цифровую эпоху. Журнал этики СМИ 28 (2): 79-90. Доступно по адресу: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/083.2013.751817

МедиаМейкеры : Отчет о тенденциях 2016–2020 гг. .Доступно на: http://mediamakers.ru/upload/specials/mediamakers/MediaMakersTrendsReport.pdf

Пронин Е.И., Пронина Е.Е. (2005) Предтеча мультимедиа (феномен В. Высоцкого и новые информационные технологии) Вестник Московского университета. 10: Журналистика 2: 35-55

Пуля В. (2017) 2017 год: прогнозы медиаэкспертов [2017: Прогнозы медиа-экспертов]. Mediatrendy 1. Доступно по адресу: https://drive.google.com/file/d/0B_lP1f66chKIeW50bGo5S3h6N1E/view

Пустовалов А.В., Березина И.А. (2013) Новые формы журналистики во взаимодействии с гражданским обществом. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика 1: 40-51.

Смирнов С. (2017) 2017 год: прогнозы медиаэкспертов [2017: Прогнозы медиа-экспертов]. Mediatrendy 1.Доступно по адресу: https://drive.google.com/file/d/0B_lP1f66chKIeW50bGo5S3h6N1E/view

Спличал С., Дальгрен П. (2016) Журналистика между депрофессионализацией и демократизацией. Европейский журнал коммуникаций 31: 5-18.

Вартанова Е.Л., Аникина М.Е., Батурин Ю.М., Вартанов С.А. и др. (2015) Популяризация науки в России: стратегии медиатизации и противодействия лженауке .Москва: Ул. Publ.

Вартанова Е.Л. (2018) Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы. МедиаАльманах 1: 8-12. DOI: 10.30547 / mediaalmanah.1.2018.812

Янг С., Карсон А. (2016) Кто такой журналист? Мнение работодателей, показанное в их объявлениях о вакансиях. Исследования журналистики 19 (3): 452-472. https://doi.org/10.1080/1461670X.2016.1190665

Теории Тредиаковского, Ломоносова и Кантемира

8vo, твердая обложка, белая ткань, без ди-джея. Штамп Конгресса Конгресса США на переднем форзаце, внешняя сторона очень слабо загрязнена, едва заметна, в остальном состояние vg, содержимое яркое и чистое. 219 с.

Название: Русская версия: теории Тредиаковского, Ломоносова и Кантемира

Автор: Силбаджорис, Римвидас,

Место публикации: Columbia University Press, NY.: 1968.

Переплет: Твердая обложка

Состояние книги: Состояние: Очень хорошее

Категории: Литературная критика

Идентификационный номер книги: 991122.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *