краткое содержание повести :: SYL.ru
Повесть А. С. Пушкина «Дубровский», краткое содержание которой изложено в статье, является одной из самых известных. Она рассказывает о первой любви русской барышни к обедневшему дворянину — любви, не имеющей счастливого конца. Попутно Пушкин раскрывает нравы и характеры российских помещиков.
А. С. Пушкин, «Дубровский»: краткое содержание
В селе Покровское жил богатый отставной генерал-аншеф Кирила Петрович Троекуров, слывший барином-самодуром, любителем шумных увеселений и домашних забав. Он был человеком необразованным и ограниченным, обходился с крестьянами строго, порой жестоко. Любимейшей забавой Троекурова было ставить людей в неловкое, часто опасное положение. В соседней деревне Кистеневке жил Андрей Гаврилович Дубровский – обедневший дворянин, независимый, гордый человек, резкий и нетерпеливый. Они с Троекуровым были товарищами по службе. Дела Дубровского были расстроены, но от покровительства друга он отказался. Троекуров воспитывал дочь Машу, Дубровский – сына Владимира. Андрей Гаврилович не жалел и без того скудных средств на своего сына, а тот не задумывался, откуда они берутся. Кирила Петрович хотел поженить детей, а Дубровский-старший полагал, что те — не пара друг другу по достатку. Дружба между ними прекратилась из-за случая. Друзья были большими любителями охоты, но у Дубровского не было возможности содержать псарню. Однажды Троекуров показывал гостям свою свору и его друг сказал, что вряд ли люди барина живут лучше собак. На что псарь ответил оскорбительно для дворянина, что, мол, лучше некоторых. Троекуров отказался выдать провинившегося для порки и отношения между друзьями прервались, перейдя в открытую вражду. Троекуров решил отсудить у бывшего друга имение, что ему удалось. Это привело Дубровского к тяжелой болезни.
Из Петербурга вызвали сына Владимира. Кирила Петрович раскаялся и захотел примириться со старым товарищем, но Владимир погнал его со двора, а Дубровский в этот момент скончался. В Кистеневке начались волнения, ведь официально имение перешло к Троекурову. После похорон Дубровский (краткое содержание может нас запутать, поэтому так мы теперь будем называть Владимира) обнаружил своих крестьян протестующими: они не хотели переходить к новому барину. Чиновники, оформлявшие передачу владения, остались в усадьбе, которую Дубровский со своими крестьянами ночью сожгли. По несчастливой случайности чиновники сгорели.
«Дубровский», краткое содержание: история любви
Владимир скрылся, а одновременно с этим в окрестностях появилась неуловимая банда, которая славилась своим благородным и умным предводителем. Местные жители полагали, что это Дубровский, но всех удивляло, что поместья Троекурова остаются нетронутыми. Кирила Петрович выписывает для своего внебрачного сына Саши учителя из Москвы, месье Дефоржа, который покоряет барина своей смелостью. У Троекурова водилась забава: закрывать людей в одной комнате с голодным медведем – и Дефорж не растерялся и просто застрелил зверя. Затем, когда он стал давать уроки музыки, в него влюбилась Маша, но не признавалась себе в этом. В начале октября у Троекурова было застолье, где обсуждалась живо интересующая всех тема – Дубровский. И одна гостья рассказала о нем историю, подтверждающую его благородство и справедивость. Ночью один из гостей, оставшийся в Покровском, узнает, что Дефорж и есть Дубровский, но, испугавшись, никому об этом он не рассказал. Через некоторое время, когда Маша уже стала понимать, что влюблена в Дефоржа, француз назначил ей свидание в беседке. Передать всю волнительность этой встречи нам не позволит краткое содержание. Дубровский открыл Маше, кто он такой, и что ей не стоит его бояться, так как, полюбив ее, он простил Троекурова. Сразу после случившегося разговора в Покровское приехал исправник, чтобы арестовать Дубровского, но тот уже скрылся.
Развязка истории
Троекуров решил выдать Машу замуж за богатого, но очень немолодого соседского помещика Верейского. Девушка не хотела подчиняться отцовской воле, но попытка объясниться с Верейским не увенчалась успехом, а наоборот, привела к тому, что свадьба была назначена на послезавтра. Тогда Маша решилась обратиться за помощью к Дубровскому. Однако Дубровский не успел остановить церемонию венчания, захватив карету на обратном пути из церкви. Маша отказалась покидать мужа, так как дала клятву перед богом. Дубровский был ранен. С тех пор его разбойничьей шайке не давали покоя, Дубровский распустил ее, а сам, по слухам, отправился за границу.
www.syl.ru
Пушкин роман Дубровский — краткое содержание
d2ddea18f00665ce8623e36bd4e3c7c5
d2ddea18f00665ce8623e36bd4e3c7c5
В повести ведется повествование о жизни двух семейств – Троекуовых и Дубровских. Когда-то Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский были сослуживцами, поэтому Андрей Гаврилович – единственный в округе, кто не боится властного характера богатого соседа. У Дубровского есть сын Владимир, служащий в Петербурге, а у Троекурова дочь Маша, и сам Троекуров мечтает о том, чтобы поженить детей. Но неожиданно соседи ссорятся и отдаляются друг от друга. Более того – Троекурову очень не нравится независимое поведение Дубровского, и он решает любыми путями, пусть даже незаконными, отобрать у него имение. Вскоре Дубровского вызывают в суд и читают ему судебное решение, по которому его Кистеневка теперь принадлежит Троекурову.
После суда Дубровский тяжело заболевает, и крепостная крестьянка пишет письмо в Петербург Владимиру, в котором сообщает о том, что произошло. Владимир приезжает в Кистеневку и видит тяжелое состояние отца. Троекурова мучает совесть, и он едет к Дубровскому, чтобы помириться. Но в момент встречи бывших друзей ненависть Дубровского настолько сильна, что у него случается паралич. Владимир выгоняет Троекурова из дома, а его отец умирает.
Вскоре после смерти Андрея Гавриловича в Кистеневку приезжают судебные приставы, сообщающие, что Троекуров хочет вступить во владение своей собственностью. Крестьяне хотят убить приставов, но Владимир не дает им это сделать. Ночью он останавливает и кузнеца Архипа, пробравшегося в дом с теми же намерениями. В результате всех этих событий Владимир решает, что будет лучше, если он уедет из поместья. Он велит собрать всех людей, вывести их из дома и поджечь дом. Кузнец Архип выполняет все, как говорит Владимир, за исключением одного – он запирает двери дома, и все чиновники гибнут во время пожара. Скрывшегося Владимира обвиняют в убийстве приставов.
А в это время в губернии объявляется шайка разбойников, которая грабит всех помещиков, не трогая только одного – Троекурова. Появляются слухи, что главарь разбойников – Владимир Дубровский.
В дом к Троекуровым приезжает француз Дефорж, которого Троекуров приглашает в качестве учителя для своего сына Саши. Дефорж покорен красотой Маши, но она не обращает на него внимания. Троекуров решает «проверить» француза тем же способом, каким он обычно развлекается с гостями – заводит учителя в комнату, где находится голодный медведь. Дефорж убивает медведя. Маша впечатлена подобной храбростью, и между молодыми людьми устанавливается дружба, постепенно переходящая в более нежное чувство.
В доме Троекурова гости. Сидя за столом, один из помещиков, Спицын, рассказывает о том, что он солгал на суде против Дубровского. После ужина Спицын, у которого с собой было много денег, решает переночевать в комнате француза, так как наслышан о его храбрости. Ночью он просыпается от того, что кто-то пытается взять его деньги, и видит Дефоржа с пистолетом около своей кровати. Дефорж говорит ему, что он Дубровский. Утром Спицын, уезжает домой, никому ничего не рассказав. Маша тайком встречается с Дефоржем, и тот признается ей в том, что на самом деле он – Владимир Дубровский. После этого француз исчезает из дома. И как раз вовремя – в дом приезжает исправник, который говорит, что он и есть исчезнувший Дубровский.
Троекуров собирается выдать Машу замуж за князя Верейского. Маша просит отца не делать этого, но тот неумолим. Тогда Маша просит помощи у Дубровского, передавая ему с Сашей кольцо, которое мальчик должен спрятать в дупле дуба. Но Дубровский не приезжает за Машей ни в дом отца, ни в церковь, где состоялось венчание. Только когда карета с новобрачными едет из церкви, ее останавливает группа людей с Дубровским во главе, который говорит Маше, что она свободна. Князь стреляет в него и ранит, люди Дубровского хотят убить князя, но тот не велит им этого делать. Маша говорит Дубровскому, что он опоздал. Дубровский теряет сознание, и его увозят. Вскоре то место, где расположились разбойники, окружают солдаты. В ходе боя разбойники одерживают победу. Но через несколько дней после этого Дубровский объявляет своим сподвижникам, что он уезжает. После этого его уже никто не видит – говорят, что он уехал за границу.
szhato.ru
Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»
Главное достоинство прозы Пушкина заключается в том, что книги, написанные простым и доступным языком, заставляют, прежде всего, мыслить. Диапазон творчества писателя настолько широк, что каждый человек сумеет найти в пушкинских произведениях ответы на волнующие вопросы современности.
История создания
В период с октября 1832 по февраль 1833 года Пушкин работает над новым романом, который пишется поразительно быстро, карандашом. Но, закончив его, в печати не публикует. Видимо, для того были свои причины. «Дубровский» выходит в свет в 1841 году.
Задушевный друг писателя, П. В. Нащокин, «подарил» Пушкину «историю» дворянина Островского, которая стала отправной точкой в написании данного произведения. Один из героев (Владимир Дубровский) первоначально носил эту фамилию. Но потом Александр Сергеевич передумал. Персонажи старик Дубровский и Троекуров имели своих прототипов в реальной жизни: помещики проживали в Нижегородской губернии. Кистенёвка располагалась недалеко от Болдина, полученного поэтом в наследство от отца. Пейзажные зарисовки, нравы крепостного быта несут отпечаток псковских и михайловских впечатлений писателя.
Как Пушкин хотел завершить «Дубровского»? Замысел романа менялся. Первоначально главный герой женится на Маше. Когда она заболела, Владимир везёт жену в Москву, а «шайку» распускает. Но такой финал автора не устроил.
Жанр, направление
По жанру, с одной стороны, «Дубровский» — социально-бытовой роман. С другой стороны, широкая картина русской жизни 30-х годов XIX века, представленная в произведении, дает право говорить о романе историческом.
Мастерство Пушкина особенно ярко проявилось в создании типических характеров. Реалистический образ Дубровского наделён чертами романтизма.
Сюжет буквально захватывает читателя, так как включает элементы «авантюрного» жанра.
Суть
Основные события в романе разворачиваются в деревне. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский — дворяне, ровесники, некогда бывшие товарищами по службе. Отдав свой воинский долг Родине, вышли в отставку и поселились в своих имениях. Рано овдовели. Между помещиками царило полное согласие.
Однажды старик Дубровский вслух произнёс, что крепостным у Троекурова живётся хуже собак. Крепостной Парамошка позволил себе неблаговидный намёк в адрес Андрея Гавриловича, который, в ответ ничего не сказав, «побледнел» и незаметно скрылся.
Кирила Петрович употребил свои многочисленные возможности, чтобы вернуть «непокорного друга». Однако Андрей Гаврилович потребовал выслать ему псаря Парамошку с повинною. Это требование взбесило богатого помещика. Данный случай посеял вражду между бывшими товарищами.
С помощью обмана заседатель Шабашкин проводит через суд решение о «возврате» Кистенёвки её «настоящему» хозяину. Кирила Петрович понимает, что это перебор, испытывает муки совести и пытается помириться с Андреем Гавриловичем. Но попытка заканчивается плачевно: старик Дубровский уходит из жизни.
Лишённый поместья, сын Дубровского, Владимир, становится разбойником. Он желает отомстить Троекурову. Случай предоставляет Владимиру возможность появиться в семье Троекуровых под именем Дефоржа в качестве учителя-француза. Встретив Машу, дочь своего врага, он отказывается от своей затеи.
Впоследствии Владимир признаётся Марье Кириловне в своих чувствах, открывается, что он — сын Дубровского. Обещает свою поддержку, если Маша окажется в затруднительной ситуации.
Богач Верейский сватается к Маше.
Но для неё лучше выйти замуж за разбойника Дубровского, чем стать женой нелюбимого человека. Она просит друга о помощи. Владимир спешит освободить Марью Кириловну, но поздно: обряд венчания состоялся. Маша вынуждена остаться с законным мужем. Дубровский же, распустив своих «разбойников», уезжает за границу. Вот, о чем рассказывается в книге.
Главные герои и их характеристика
- Кирила Петрович Троекуров принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством. Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать. С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти. Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле». Кирила Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.
- Андрей Гаврилович Дубровский – обедневший дворянин, в чьём владении находилось сельцо Кистеневка с семью десятками крепостных душ. По характеру человек прямой, нетерпеливый, гордый и решительный. Имел собственное мнение, не боялся его прямо высказывать. Будучи бедным, отказался от покровительства богатого товарища, сохранив свою независимость. Рано овдовев, обожал сына. Заботясь о его будущем, ничего не жалел для приличного его содержания. Видел в сыне свою опору в старости. Опытный охотник, «тонкий ценитель псовых достоинств». Без него Кирила Петрович никогда не выходил на охоту.
- Владимира Дубровского судьба совсем не баловала. Материнской заботы и ласки он не знал: мать умерла рано. Отец отдал семилетнего мальчика на воспитание в Петербургский кадетский корпус, по окончании которого Владимир служил в гвардии. О своём будущем молодой человек нисколько не заботился, зная, что всегда найдёт богатую невесту. Позволял различные прихоти, ни в чём себе не отказывая. Получив письмо от Егоровны, решился поехать к отцу, которого очень любил, и, если понадобится, выйти в отставку. Владимир Андреевич обладал чутким и отзывчивым сердцем. С уважением и признательностью относился к своим дворовым. В Кистенёвке его любили, и дворня с радостью встречала своего молодого хозяина. Будучи честным и справедливым, он не предпринимал никаких мер, чтобы имение осталось за ним, так как верил в справедливое решение суда. Вынужденно став разбойником, славился великодушием, умом и отвагой. Поместий своего «обидчика» не грабил, чем вызывал у окружающих удивление. При первой встрече с Машей Владимир испытывает смущение, трепет. Его изменившийся голос говорит о том, что девушка произвела на него неизгладимое впечатление. Любовь к Маше помогает отказаться от мщения бывшему товарищу отца. Отныне все люди, связанные судьбой с Марьей Кириловной, становятся для героя неприкосновенными. Ненависть уступает место прощению. В доме Троекурова все почитают его своим человеком. Смелость, отвага, решительность, находчивость – важные качества его характера, в полной мере проявившиеся в столкновении с медведем, который был застрелен верной рукой «француза». Человек искренний, Дефорж «открывает» Маше своё настоящее имя. Он не хочет, чтобы в их отношения вкралась хоть капелька лжи, таков прямолинейный характер Дубровского. При этом он осознает, что Маша может быть с ним только при самых трудных для неё жизненных обстоятельствах. Она – дочь своего отца, и живёт по законам дворянского общества, а Владимир эти законы нарушил.
- Семнадцатилетняя Маша – дочь Троекурова, который искренне любит её, но не всегда считается с её желаниями. Доверия между ними не существует. Маша никогда не делилась с отцом своими сокровенными чувствами. Так же, как и Владимир Дубровский, не знала материнской нежности, выросла в полном одиночестве. Всё её образование заключалось в чтении романов французских авторов. Хорошо владея французским языком, выступала в качестве переводчицы для отца. При этом грубые обороты речи всегда деликатно смягчала. Девушка талантливая, Маша обладала прекрасными музыкальными способностями. Марья Кириловна, начитавшись французских книг, мечтала о романтической любви, героем её романа должен стать человек отважный, представитель аристократической среды. На появление в доме Дефоржа, учителя Саши, она никак не реагировала. Когда же француз, не растерявшись, справился с медведем, героиня вынуждена была признать его храброе сердце и гордое самолюбие. Полюбив «молодого разбойника», Марья Кириловна обращается к его помощи, когда отец даёт согласие на предложение князя Верейского о браке с его дочерью. Когда же Дубровский «предоставляет ей свободу», она отказывается её принять, объяснив, что чтит обряд венчания и не может пойти против него. Верная клятве перед богом, Маша остаётся с нелюбимым мужем.
- Образ Пушкина. Повествование в романе ведётся от лица автора, который описывает события в хронологическом порядке простым, доступным языком. Его отношение к происходящим событиям проявляется в описаниях поступков героев, психологических характеристиках, данных персонажам. Так, волнение мыслей Кир Троекурова за судьбу своего старого соседа сказалось в «насвистывании» им начальной строки из стихотворения Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся». Эпиграфом к IV главе первого тома не случайно Пушкин взял стих из оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского». Эти строки предопределяют трагические события, о которых пойдёт речь. Пушкин будто предупреждает: время скоротечно. В гостеприимный и светлый домик Дубровских пришло горе: не стало хозяина.
- Пейзаж у автора не «живёт» отдельно сам по себе. Он является средством психологической характеристики персонажей и средством выражения мыслей и чувств автора. Когда хоронили старика Дубровского, «день был ясный и холодный». «Осенние листья падали с деревьев», символизируя завершение жизни светлого, честного человека. Переживая смерть отца, Владимир уходит в рощу, чтобы побыть наедине с природой и насладиться покоем, царящим в ней. Долго созерцает он «тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев». Пушкин создаёт яркую метафору: жизнь на Земле не прекращается, а отжившие свой век простые смертные уходят из неё.
Если говорить об отношении Пушкина к Владимиру Дубровскому, то он не идеализирует своего героя, не восторгается его «героическими» поступками, не восхваляет его лучшие черты характера. Он, скорее всего, сочувствует юноше, которому обстоятельства не дали раскрыться в полной мере, а, наоборот, сделали жизнь его никчёмной, никому не нужной, вынудили его покинуть родину. Авторская позиция – сочувствие.
Темы и проблемы
Темы и проблемы, затронутые в романе, не потеряли своего социального значения и сегодня.
- Основная тема – социальные противоречия жизни дворянства, отражение нравов и обычаев определённой эпохи.
- Особым образом проявляется тема народа. Пушкин хорошо знал его жизнь, тесно переплетающуюся с верой в чудеса и приметы. Когда Владимиру попался поп со всем причетом, молодой человек невольно скрылся за деревом, так как по народным приметам это предзнаменование несёт одни несчастья.
- Социальный конфликт господ и холопов. Радушие, доброта, преданность своим хозяевам – черты, испокон веков присущие русскому национальному характеру. Великодушному хозяину народ служит верой и правдой и готов пойти на самые крайние поступки. Так, приехавшего с чиновниками господина Шабашкина дворня готова была уничтожить. И только властный голос хозяина, уверившего, что государь заступится за них, не дал свершиться самосуду. И всё-таки самосуд свершился, когда кузнец Архип, вопреки приказанию Владимира, закрыл двери подожжённого молодым Дубровским дома на ключ. Все сгорели в этом огне.
- Проблема жестокости переплетается с проблемой милосердия. Тот же Архип, увидев, как мечется в огне кошка, забыв об опасности, спасает её («Божия тварь погибает, а вы … радуетесь»).
- Пушкин своеобразно подошёл к новой теме о растлевающей власти денег, «убивающих» в человеке все лучшие нравственные качества.
- Проблема бунта, перерастающая в крестьянские выступления против насилия над человеческой личностью. Руководит бунтовщиками дворянин, выступающий против самодуров-помещиков.
- Проблема власти, которой всё позволено, действующей по принципу: «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло».
- Проблема «отцов и детей». В романе представлены два поколения. История вражды «отцов» является «прелюдией» к несостоявшейся любви «детей». Социальная проблематика раскрывается во взаимоотношениях дочери и родителя. Марья боится папеньку, не доверяет ему, и одиночество толкает ее в объятия Дубровского. Сам отец поступает еще хуже, лишая ребенка свободы выбора и обрекая девушку на несчастную жизнь.
- Главная проблема, всегда волновавшая Пушкина и находящая живой отклик в сердцах читателей, проблема о взаимоотношениях человека и общества. Каждая личность индивидуальна в своём развитии, имеет свои взгляды на определённые события, свою точку зрения. Но жизнь общества тоже регламентируется своими законами, традициями. Можно ли добиться того, чтобы общественные взгляды совпадали с привязанностями и симпатиями простых людей? Возможна ли дружба и любовь между людьми, стоящими на разных ступенях социальной лестницы?
Главная мысль
Смысл романа заключается в сопоставлении судеб процветающей и обедневшей аристократии, которое выявляет неутешительный вывод: власть не на стороне благородства, она поддерживает только богачей. Пушкин показывает, как два человека с одинаковым положением, одинаковыми заслугами перед родиной оказываются не равными перед законом. Система управления прогнила, «справедливость» раздают за деньги. И пока это не изменится, такие прогрессивные, сильные и одаренные потомки дворянских родов, как Владимир, будут лишними людьми, жизнь которых разрушают продажные чиновники и капризные толстосумы. Автор порицает существующие порядки в России и сочувствует своему герою, в участи которого он видел свои проблемы. Пушкин тоже был знатен, но беден, и его тоже не признавали в обществе. Известно, что родители Н. Гончаровой не рассматривали его предложение всерьез, пока он не добился цели своим упорством.
Также основная идея романа заключается в необходимости компромисса во всех сферах жизни. Эпохе Пушкина явно не хватает терпимости. Отец насильно выдает дочь за старика, товарищ не может простить товарища, обманутый человек не может добиться правды в суде, а работодатель пытается зверски убить работника, натравив на него медведя. Люди не умеют цивилизованно общаться и достигать взаимопонимания, из-за этого происходят все конфликты в книге. Автор пытался заняться просвещением
Чему учит?
Пушкин учит «лелеющей душу гуманности». Только искренняя, бескорыстная, верная, идущая из глубины души любовь и дружба, не зависящие от того, какое место занимает человек «в табеле о рангах», способны изменить общество, в котором каждый индивид будет чувствовать себя Личностью. Мораль романа доказывает необходимость стремления каждого гражданина к социальному равенству.
Вывод автора прост и логичен: нужно научиться понимать и уважать нужды друг друга, жить по-христиански, а не только соблюдать внешние обряды.
Критика
Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.
В. Г. Белинский, представитель демократического направления в литературе, первоначально отнёсся к произведению восторженно, назвав его «одним из величайших созданий гения Пушкина». Позже в своих сочинениях он отметил «дивные» стороны повести: описание быта русского дворянства, царящего в России коррупционного судопроизводства, создание крестьянских образов, характера героини. Не преминул подчеркнуть, что Дубровский «не возбуждает к себе участия».
И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.
Мелодраматизм «Дубровского», который отмечал как слабую сторону романа в своих статьях и Белинский, критика 30 — 50-х годов XX века объясняет следствием пушкинского замысла, поставившего во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина.
В работах о «Дубровском», написанных в конце XX века, художественные достоинства романа «реабилитируются».
Автор: Вероника Пакшина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Дубровский (повесть) — это… Что такое Дубровский (повесть)?
Дубровский (повесть)
У этого термина существуют и другие значения, см. Дубровский.«Дубро́вский» — неоконченная (по крайней мере необработанная) и не изданная при жизни повесть А. С. Пушкина (1833 год), представляющая собой романтическую историю о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой — отпрысков двух враждующих помещичьих семейств.Многие фразы из этого романа дожили и до нашего времени. Такие как «Спокойно ,Маша, я Дубровский». Также часто употребляется слово «троекуровщина», что значит правила и порядки, какие были у Троекурова .(жестокое обращение к дворовым, неуважение важных чинов и т.д.)[1]
История создания
У А. С. Пушкина повесть названия не имела. Вместо названия было написано «21 октября 1832 года». Последняя глава написана 21 октября 1833 года. Повесть написана карандашом[2]
Сюжет повести
Богатый и своенравный русский барин Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, бедным и независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким и своенравным характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.
Из-за дерзости Дубровского происходит ссора между ним и Троекуровым , переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Слуга Дубровских поджигает Кистеневку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова и под его видом становится гувернером в семье Троекурова.Он подвергается испытанию с медведем и простреливает ему ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова Машей возникает взаимная привязанность-любовь.
Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против ее воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти ее, однако, слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя, Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает «банду» и скрывается за границей. У Пушкина в черновиках сохранился конец повести. Верейский умирает, Дубровский приезжает в Россию под видом англичанина и они с Машей вновь соединяются.
Экранизации
См. также
Примечания
- ↑ 2
- ↑ Анненков П. В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. Терра, 2007.ISBN 5275014244
Ссылки
dic.academic.ru
Что послужило основой сюжета романа «Дубровский» (Дубровский Пушкин)
Среди дворянских персонажей романа выделяется образ Дубровского. Он оказывается отщепенцем по отношению к помещичьей среде. Дубровский – бунтарь. Образ бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма, встречается во многих произведениях Пушкина, начиная с его романтических поэм. В «Дубровском» ОН приобретает конкретное социальное содержание. Дворянина-бунтаря Пушкин связывает в романе с бунтарскими настроениями крепостного крестьянства. Однако поэт не делает своего героя пождем крестьян как их единомышленника и подчеркивает личные мотивы бунтарства Дубровского. Когда борьба с Троекуровым закончилась и Маша оказалась замужем за Верейским, Дубровский покидает своих, товарищей, заявляя им: «Вы все мошенники». В Крепостной массе он остается чужим.Новое поколение провинциальной поместной аристократии представлено образом «европейца» Верейского, у которого внешняя культурность, лоск сочетаются с феодальными нравами: он добивается брака с девушкой, любящей другого. Изображая Верейского, Пушкин продолжал начатую им в романе «Граф Нулин» критику нравственного облика дворянского аристократического об щества. Сатирическими красками в романе обрисовано «чернил мое племя» продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крепостным крестьянам не меньше, чем Троекуров. Без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа картина помещичьей провинции начала XIX в. была бы неполной.
Пушкин раскрывает в романе судьбу родовитого, но обедневшего дворянства, к которому по рождению принадлежал он сам.
Особенной остроты роман Пушкина достигает в изображении настроений крепостных крестьян. Пушкин не идеализирует крестьянство. Он показывает, что в среде самих крепостных можно встретить противоречивые отношения, что феодальные нравы развратили некоторых дворовых, становившихся холопами. Входят и роман и образы крепостных крестьян, враждебно настроенных против помещиков. Такова фигура кузнеца Архипа. Он выступает не только против исправника. Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. На просьбу раз жалобившейся Егоровны пожалеть погибающих в огне приказных он твердо отвечает: «Как не так». После расправы он заявляет: «Теперь все ладно». Крепостнический гнет, жестокость помещиков вынуждают народ бунтовать – таков идейный смысл образов крестьян, раскрывающих глубокое сочувствие поэта крепостному крестьянству. «Дубровский» предваряет «Капитанскую дочку».
В 1832 г. Пушкин начинает писать роман «Дубровский», в котором среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян. В основу сюжета «Дубровского» положен сообщенный Пушкину его другом П. В. Нащокиным эпизод из жизни «одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге».
Время действия романа относится, по-видимому, к 10-м годам XIX в. «Дубровский» замечателен прежде всего широкой картиной помещичьего провинциального быта и нравов того времени. «Старинный быт русского дворянства, в лице Троекурова, изображен с ужасающей верностью»,- заметил еще Белинский. Троекуров – богатый и властный, избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству, с презрением относящийся к окружающим его мелкопоместным дворянам, изображенным в романе с тонким юмором. Исторически Троекуров – типичное порождение феодально-крепостнической действительности екатерининского времени. Его карьера и богатство начались с переворота 1762 г., приведшего Екатерину II к власти. Противопоставляя богатому Троекурову бедного, но гордого старика Дубровского,
www.allsoch.ru
Пушкин, роман «Дубровский»; краткое содержание произведения по главам 6 класс
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и писатель, основоположник реалистической литературы в России. Его произведения заставляют каждого поверить в любовь, дружбу, верность и честность.
Они пропитаны высокой человечностью и гуманизмом, обладают большим идейным богатством. Одним из таких произведений является повесть “Дубровский”.
Данное произведение изучают в школе в 6 классе. А в этой статье будет предложено очень краткое содержание произведения для читательского дневника. А также, существует аудиокнига “Дубровский”, которую можно слушать онлайн бесплатно.
Структура этой статьи будет следовать определенному плану:
- описание произведения;
- герои;
- краткое содержание романа, которое разделено на 2 тома и 19 глав.
Описание произведения
Идею создания романа Александру Сергеевичу подал его хороший приятель Нащокин П.В. Он поведал писателю историю об одном бедном дворянине – Островском, который ввиду многих обстоятельств стал грабить людей. Во время работы над произведением фамилия основного персонажа была изменена на Дубровский.
Действие повести происходит в 1820-е годы и охватывает примерно полтора года. Считается, что роман “Дубровский” является неоконченным произведением А.С.Пушкина. На самом деле Александр Сергеевич планировал три тома, но несмотря на это, произведение не теряет своей популярности уже более 150 лет.
Последняя глава была дописана 6 февраля 1833 года. Роман же опубликовали только в 1841 году.
Герои романа
Всех героев повести Александра Сергеевича Пушкина “Дубровски”, участвующих в разворачивании сюжета можно поделить на главные и второстепенных.
К основным персонажам относятся:
- Владимир Дубровский — корнет, сын главного помещика.
- Андрей Гаврилович Дубровский — отец Владимира, помещик у которого пытаются отобрать имение.
- Маша Троекурова – молодая особа, дочь Кирилла Петровича, любовь Дубровского – младшего.
- Кирилл Петрович Троекуров – отец Марии, помещик, который обладает огромными возможностями в своем округе.
Ко второстепенным героям романа относятся:
- Архип-кузнец – крепостной Дубровских.
- Егоровна — служанка Дубровских.
- Шабашкин – заседатель.
- Спицын — помещик, который выступает против Андрея Гавриловича Дубровского.
- Князь Верейский — старик, муж Марии Троекуровой.
Краткое содержание романа “Дубровский”
Читать онлайн краткое содержание романа А.С.Пушкина “Дубровский”.
Том I
Глава 1
Богатый дворянин и помещик Троекуров обладал властным и деспотичным характером. Все остальные помещики и чиновники побаивались его, кроме единственного бедного, но гордого человека — Андрея Дубровского. Однако Кирилл уважал принципы своего приятеля и даже хотел выдать замуж свою дочь Марию за сына Андрея.
Однажды, при осмотре псарни Троекурова, его крестьянин оскорбил Андрея. Тот сильно возмутился и попросил разрешения самому наказать дворового. Троекуров отказал и приятели поссорились. Богатый помещик решил отомстить своему другу, отобрав тем самым у него поместье.
Глава 2
Андрей получил повестку в суд. Дело было заранее решено в пользу Кирилла Петровича. После вынесения приговора суда Дубровский впал в буйное помешательство.
Глава 3
Старая служанка Егоровна вызвала сына своего барина — Владимира, отправив ему письмо. В это время Владимир служил в Петербурге в гвардии. Младший Дубровский тут же приехал в деревню Кистеневку и узнал о ссоре бывших приятелей.
Глава 4
Владимир безуспешно пытался понять суть всей проблемы и не заметил, как пропустил сроки обжалования судебного приговора. Поэтому по закону имение стало принадлежать Троекурову. Тот, в свою очередь, решил проявить доброту и помириться с противником. Для этого он отправился в деревню. Увидев своего врага, Андрей Гаврилович был сильно потрясен, после чего скоропостижно скончался.
Глава 5
После похорон отца, Владимир встречает чиновников на пороге своего дома. Те приехали ввести Андрея во владения поместьем. Они вели себя чересчур нагло, тем самым вызвав большое негодование крестьян. Только вмешательство Дубровского спасло судебных исполнителей от расправы.
Глава 6
Чиновники напились хозяйского рому и уснули в усадьбе. Ночью Владимир со своими преданными поджег поместье. Против воли хозяина кузнец Архип закрыл на замок двери, чтобы все гости погибли при пожаре.
Глава 7
Бывший помещик и несколько крестьян исчезли бесследно. Обстоятельства гибели чиновников до конца так и не были выяснены. Подозрения пали на Архипа и Владимира.
После в деревне появились разбойники. Молва называла Дубровского младшего их главарем. Троекуров опасался мести, но нападения разбойников обходили его владения стороной.
Глава 8
В доме Кирилла Петровича появился новый человек Дефорж – учитель-француз. Его нанял барин для своего сына Саши. Хозяин дома сразу решил подвергнуть преподавателя своей любимой шутке: запереть того в комнате с голодным медведем, который привязан к стенке таким образом, что увернуться от него можно только в одном углу. Однако, к счастью, у Дефорже при себе оказался пистолет, которым он убил зверя.
Этим поступком он смог заслужить большое уважение у помещика и заставить его дочь — Марию обратить на себя внимание. Постепенно молодые влюбились в друг друга.
Том II
Глава 9
1 октября к Троекурову домой съезжаются гости. Спицын опаздывает, объясняя это тем, что боялся разбойников Дубровского. У самого Спицына с собой крупная сумма, которую он прячет в особенном поясе. Исправник клянется, что поймает Дубровского. Помещица Анна Саввишна, в свою очередь, утверждает, что Владимир справедлив, ведь он не ограбил ее, узнав о деньгах, которые она отправляет сыну в армию.
Глава 10
Спицын просит Дефоржа остаться на ночь с ним в одном доме, так как он боится нападения. Ночью Дефорж переодевается в Дубровского, отнимает у Спицына деньги и запугивает его, чтобы Спицын не выдал его Троекурову.
Глава 11
Писатель возвращается назад к тому времени, как Дубровский познакомился с учителем Дефоржем на станции, предложил ему 10 тысяч в обмен на документы и письмо для Троекурова. Преподаватель сразу же согласился.
Глава 12
Во время урока учитель вручает Марии записку с просьбой о свидании. Владимир открывает девушке свое настоящее лицо и уверяет ее, что больше не считает Троекурова своим врагом. И все это благодаря Марии. Говорит, что вынужден скрыться и предлагает свою помощь девушке в случае беды.
Вечером к Троекурову приезжает исправник, чтобы арестовать учителя, опираясь на показания Спицына, что француз и Дубровский – это одно лицо. Преподавателя в доме не обнаруживают.
Глава 13
Следующим летом в имение по соседству с Троекуровым поселяется князь Верейский. Он быстро сходится с Кириллом Петровичем и Марией, ухаживает за девушкой.
Глава 14
Князь делает предложение. Троекуров его принимает и приказывает дочери выходить за старика. А Мария получает приглашение на свидание от Дубровского.
Глава 15
Маша встречается с Владимиром, который уже в курсе о предложении князя. Предлагает избавиться от этого человека, но Мария просит его не вмешиваться, надеясь, что сама переубедит отца. Дубровский дарит ей кольцо, которое будет служить неким сигналом для него, если девушке понадобится помощь. Для этого Маша должна положить колечко в дупло дерева.
Глава 16
Мария пишет записку князю с просьбой отступиться, но тот показывает письмо Кириллу Петровичу. Вместе они решают ускорить свадьбу. Марию запирают.
Глава 17
Мария просит Сашу бросить кольцо в дупло дерева. Брат выполняет просьбу сестры и застает мальчишку возле дуба. Саша думает, что он хочет выкрасть кольцо. Мальчика отводят на допрос к Троекурову и тот сознается в своей причастности к переписке влюбленных. Кирилл Петрович отпускает его.
Глава 18
Марию одевают в свадебный наряд, везут в церковь, где она венчается с князем Верейским. На обратном пути они встречают Владимира, который предлагает Маше освобождение. Князь стреляет в Дубровского и ранит его. Мария отказывается от помощи, так как она уже обвенчана.
Глава 19
Идет ожесточенная битва войск с разбойниками Дубровского. Владимир, понимая, что они обречены, распускает шайку. Никто его больше не видел.
obrazovanie.guru
А. С. Пушкин. Дубровский. Какую роль в сюжете романа играют письма и записки героев?
Какую роль в сюжете романа играют письма и записки героев?
Письма и записки героев играют значительную роль в развитии действия, а также в раскрытии образов героев и персонажей романа, их характеров. Независимый нрав Андрея Гавриловича, гордость своим дворянским званием, приверженность к старинному стилю речи и образу мыслей проявляются в его письме к Троекурову. Оно же способствовало завязке сюжета: с него началась вражда бывших друзей, приведшая к трагическим последствиям.
Следующее письмо, продиктованное няней Егоровной повару, сообщало Владимиру о тяжелой болезни отца, угрозе перехода имения к Троекурову. Оно тотчас заставило его взять отпуск и приехать в Кистеневку, и это обстоятельство обострило конфликт романа, привело к дальнейшему развитию действия. Письмо характеризует Егоровну как добрую женщину, искренне привязанную к своим господам. В нем же и наивная, свойственная простому русскому человеку надежда на справедливость царя-батюшки, на то, что живущий в Петербурге молодой барин сможет дойти до него с жалобой на Троекурова.
Большую роль играют записки в развитии отношений Владимира и Маши. Постепенно зреющая влюбленность Марьи Кириловны в Дефоржа благодаря приглашению на свидание будит ее воображение и обостряет ожидание признания, которого она и желала, и опасалась. В таком настроении она шла к нему на свидание и узнала совсем неожиданную и потрясающую весть — перед ней был романтический разбойник Дубровский. Состоявшееся объяснение разъяснило многое в их отношениях, и прежде всего, что любовь вызвала отказ от мести, во имя которой началось развитие сюжета. Теперь у Владимира возникла другая цель — достижение счастья с любимой девушкой. Вторая записка привела к новому свиданию, на котором Маша дала согласие на замужество с Дубровским.
Искреннее письмо Маши к Верейскому не дается, в отличие от других писем и записок, дословно. Мы имеем о нем представление через пересказ автором с его комментариями: «она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия» и т. д. Маша здесь откровенна, простодушна, она рассчитывает на благородство князя. Однако это письмо стимулирует проявление отнюдь не благородных качеств Верейского: ему безразличны чувства молодой девушки, он лишь хочет ускорить свадьбу. При этом князь совершает непорядочный поступок — показывает письмо Кириле Петровичу, который заинтересован в том, чтобы породниться с богатым и знатным соседом. Письмо Марьи Кириловны ускорило приближение свадьбы, а следовательно, и развязку сюжета.
А. С. Пушкин. Дубровский. Какую роль в сюжете романа играют письма и записки героев?
4.2 (83.33%) 18 votesНа этой странице искали :
- какую роль в сюжете романа играют письма и записки героев
- какую роль в сюжете романа играют письма и записки
- роль писем в романе дубровский
- роль письма в романе дубровского
Сохрани к себе на стену!
vsesochineniya.ru