Содержание

Г.Н. Волков. Удивительный Александр Сергеевич — Произведения писателей второй половины XX века — Литературное чтение. 4 класс : учебная хрестоматия. Часть 2

Литературное чтение. 4 класс : учебная хрестоматия. Часть 2

Очерки и воспоминания

Г.Н. Волков

Удивительный Александр Сергеевич

Кинокамеры, увы, тогда не существовало. Но своего рода «кинокадры» о Пушкине до нас всё же дошли. Это «кинокадры» воспоминаний о нём современников, в которых передано непосредственное впечатление о поэте самых различных людей. Мы видим поэта глазами этих людей, слышим его, ощущаем. Мы отдаём себе отчёт, что в этих воспоминаниях, впечатлениях, конечно же, много субъективного, личного…

…Первые «кадры» переносят нас в раннее детство поэта. Он был толст, неповоротлив, молчалив — «увалень». Но, достигнув семилетнего возраста, изменился, «стал резв и шаловлив» (О.С. Павлищева — сестра поэта). Одна из московских приятельниц Пушкиных вспоминала: «…Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик… со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались. Иногда мы приедем, а он сидит в зале в углу, огорожен кругом стульями: что-нибудь накуролесил и за то оштрафован, а иногда и он с другими пустится в плясы, да так как очень он был неловок, то над ним кто-нибудь посмеётся, вот он весь покраснеет, губу надует, уйдёт в свой угол и во весь вечер его со стула никто тогда не стащит: значит, его за живое задели, и он обиделся; сидит одинёшенек. Не раз про него говаривала Марья Алексеевна: „Не знаю, матушка, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком, то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что его ничем не уймёшь; из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится. Бабушка, как видно, больше других его любила, но журила порядком: «Ведь экой шалун ты какой, помяни ты моё слово, не сносить тебе своей головы».

…Словом, ребёнок как ребёнок, редко о ком не скажешь того же самого.

Проходит два-три года, и мы видим Пушкина глазами его будущего друга Ивана Пущина на вступительных экзаменах в Царскосельский лицей: «Вошёл какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликать по фамилиям. Я слышу: Александр Пушкин! — вы-

ступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный»…

…Одни называли его стрекозой, сверчком, искрой, другие — менее доброжелательные — обезьяной, мартышкой, смесью обезьяны с тигром. Одним он казался прекрасным, другим — чуть ли не уродцем.

…А вот впечатление, вынесенное мужчиной: «…как теперь вижу его, живого, простого в обращении, хохотуна, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе, с белыми, блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета. В детстве он был совсем белокур, каким остался брат его Лев».

…А как он умел смеяться!

Всё добродушие Пушкина, вся его сердечная и искренняя натура выплёскивалась в этом смехе. Смех был его потребностью. Он был мастером на весёлые розыгрыши и подшучивания.

…Его духовное созревание шло, как у царевича в «Сказке о царе Салтане»: «не по дням, а по часам». В 15 лет он уже начал публиковаться в журналах и заслужил восторженное одобрение «мэтров» русской поэзии. В 20 лет — он известен всей читающей России. В 25 — это вполне зрелый талант и зрелый характер, автор «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова».

…Сохранившиеся черновые рукописи Пушкина дают представление о том, каким нелёгким, иногда мучительным путём шёл он в поисках единственно верного эпитета или образа, по нескольку раз перечёркивая, исправляя написанное. Его рукописи сплошь испещрены помарками, новыми и новыми вариантами словосочетаний.

И вот, наконец, черновики отброшены в сторону, стихи переписаны набело, они легки, изящны, воздушны, грациозны, и кажется, что вылились сами собой, что нет ничего легче, чем написать такое, что они естественны, как первая весенняя травка, проклюнувшаяся сквозь прелые, прошлогодние листы…

Итак, каким же мы видим Пушкина в «кинохронике» воспоминаний и отзывов о нём? Некрасивым и прекрасным, легкомысленным и мудрым, озорным и тоскующим… Видим во всём — человеком живым, распахнуто искренним, немножко взбалмошным и лукавым, беспечно милым. Он соткан из противоречий, но вся эта пёстрая ткань составляет то гармонично целое, чем была его личность, его жизнь, его поэзия.



scribble.su

А.С. Пушкин. Стихотворение «Осень» (отрывки). Дополнительное чтение. Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

Тема: А.С. Пушкин. Стихотворение «Осень» (отрывки). Дополнительное чтение.

Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

Познавательные: владеют приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; выделяют существенную информацию из текста; осуществляют сравнение, обобщение, делают выводы

Регулятивные: планируют свои действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Жанровое разнообразие произведений Пушкина. Средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворение). Тема произведения. Заголовок.

Организационная структура урока

Предлагает обратить внимание на иллюстрации с осенними пейзажами.

— Какие слова вы бы использовали для описания этой красоты?

-Какие стихотворные строки поэтов вам вспоминаются?

Заранее подготовленные ученики читают поочерёдно отрывки стихов и узнают авторов этих четверостиший.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая,

С замираньем летит на звезду… (Есенин)

Лес точно терем расписной… Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной… (Бунин)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

— Назовите фамилию этих прекрасных строк.

— Какова тема этих стихов? Значит, о чём мы будем говорить на уроке?

— Мы продолжим знакомиться с творчество великого поэта, имя которого носит наша замечательная школа – А.С. Пушкина и будем работать с отрывками из стихотворения «Осень».

Слушая их, постарайтесь увидеть, представить те картины природы, о которых нам говорит поэт, пережить те чувства, которые переживал Александр Сергеевич при написании этого стихотворения.

Изучают иллюстрации на тему «Осень» Слушают чтение четверостиший одноклассниками. Отвечают на вопросы учителя. Принимают учебную задачу урока, сформулированную вместе с учителем

Личностные результаты:

эмоционально воспринимают стихотворные строки; проявляют интерес к поэзии.

Предметные результаты:

знают произведения А.С. Пушкина.

Регулятивные УДД: умеют формулировать учебную задачу на основе того, что уже известно

Познавательные УДД: воспроизводят по памяти информацию.

Коммуникативные УДД: полно и точно выражают свои мысли.

Усвоение новых знаний и способов действий

Восприятие информации на слух. Развитие интереса к поэту, его творчеству. Эмоциональное восприятие стихотворения. Выразительное чтение. Овладение навыками поискового чтения.

Рассказ учителя о Болдинской осени в жизни А.С. Пушкина.

Из четырёх времён года Пушкин больше всего любил осень. Другие в это время собирают опята или снимают с веток яблоки поздних сортов, а он радовался урожаю стихов. Хоть и был он поэтом, писать стихи удавалось не каждый день. Пушкин признавался друзьям, что бывают дни, когда не в состоянии написать и двух строчек. Осенью вместе с кленовыми листьями и дождевыми каплями слетало к нему вдохновение. Поэт проводил свою жизнь в разъездах. Так что «унылая пора, очей очарованье» заставала его всякий раз на новом месте: то в Царском Селе, то в Михайловском, то в Кишинёве. Но самой изобильной оказалась осень в селе Большое Болдино, что под Нижним Новгородом. За три ненастных месяца 1830 года Пушкин написал больше 40 произведений в стихах и прозе. И до сих пор никто не может написать лучше. В мировой литературе это – рекорд, известный под названием «Болдинская осень».

Отчего она вдруг случилась? Надо сказать что этот вопрос мучает многих людей, неравнодушных к Пушкину. Может всё дело в деревне?

Но в ней на первый взгляд, жилось неуютно. Не было рядом ни леса, ни речки. Только ветряные мельницы окружали село, пасмурное небо, да мокрая степь. В сентябре, к приезду поэта, дороги успели раскиснуть от дождей. Моросило. Непогода держалась до самой зимы: …и дождь, и снег, и по колено грязь», — сообщал он из деревни. Дом родителей уже давно пустовал. Четыре дня он смотрел на низкие избы, крытые соломой… Бродил по улицам с непоэтическими названиями: Поганый конец, Кривулица… Мокнул под дождём… А потом неожиданно написал стихотворение. На следующий день ещё одно. Потом «Сказку о попе и о работнике его Балде». Пушкин оживился и отправил другу такое письмо: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степ да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает».

Выходит он писал много потому что не с кем было поговорить? Нет, собеседники были: местные крестьяне. Может поэту нравился стол, изготовленный из красного дерева и дерева чинары, растущей на Кавказе. А Пушкин на Кавказе бывал и любил его.

Но известно, что за столом Пушкин только переписывал свои вещи набело. Сочинял обычно, лёжа в постели. Впоследствии сам описал свой распорядок дня: «Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей, и лежу до 3 часов… В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До 9 часов – читаю». Может ему помогало его особенное расписание? Или гречневая каша поддерживала в нём бодрое самочувствие и радостное настроение?

Но нет, поэт нервничал. Рвался в Москву к невесте.18-летней красавицы Натальи Гончаровой, но началась эпидемия холеры, на дорогах стояли карантины. Приходилось возвращаться в Болдино и продолжать писать стихи. Так Пушкин и не женился той осенью. Зато к зиме привёз из деревни столько рукописей, что их хватило на целую библиотечку новых книг. Ему это до того понравилось, что он через 3 года вернулся туда – и снова осенью. И тогда появились «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Мёртвой царевне» и т. д. Просто, наверное, для каждого человека существует где-нибудь на земном шаре местечко, где сами собой удачно складываются обстоятельства. Пушкин нашёл – Большое Болдино.

Проводит беседу.

— Что нового вы узнали об А.С. Пушкине?

Организует работу с рубрикой «Обратите внимание» (о творчестве А. Пушкина)

Читает отрывки из стихотворения «Осень». Проводит словарную работу.

— Какую картину вы представили?

— Как поэт относится к осени?

— Прочитайте слова, передающие его отношение к осени.

Словарная работа:

Отъезжие (поля) – земли, отдалённые от усадьбы.

Озими – поля, засеянные озимыми (под зиму) культурами.

Тщеславный– любящий славу, похваляющийся своими достоинствами.

Страждут – ждут с нетерпением

Смиренно – проникнутый смирением, спокойствием

Своенравной – упрямой, капризной, поступающей так, как вздумается

Предлагает поработать над выразительностью чтения данных отрывков: выбор тона и темпа, отметить логические ударения (главные слова), паузы.

— Какое по настроению это стихотворение?

— Какие слова в нём самые важные, определяющие настроение поэта? Такие слова называются ключевыми. (мне она мила)

— Какой знак стоит в конце предложения?

— Как следует прочитать это стихотворение?

— Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо?

Предлагается выразительно прочитать отрывки из стихотворения.

Организует беседу по вопросам к стихотворению (учебник «Литературное чтение» 1 часть стр.76)

Создаёт условия для ознакомления со статьёй Г.Н. Волкова «Удивительный Александр Сергеевич»

Слушают чтение учителем очерка. Отвечают на вопросы. Читают учебный текст. Слушают чтение стихотворения учителем. Находят в словаре объяснение слов. Выразительно читают стихотворение.

Отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы примерами из текста.

Личностные результаты:

проявляют интерес к поэту.эмоционально воспринимают стихотворения.

Предметные результаты: выразительно читают, отвечают на вопросы по содержанию.

Познавательные УДД: овладевают основами смыслового чтения.

Коммуникативные УДД: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.

Применение знаний и способов действий

Развитие творческих способностей.

Предлагает выполнить творческое задание в РТ № 1 «Проба пера»

Выполняют творческое задание.

Коммуникативные УДД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Рефлексия

Оценивание своей работы на уроке.

Подводит итог.

— Что нового узнали о Пушкине?

— Чему научились на уроке?

— Оцените свою работу и класса в целом.

Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение

Регулятивные УДД: осуществляют контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные УДД: формулируют своё мнение

Домашнее задание

Выразительное чтение наизусть

Комментирует домашнее задание.

— Выучить один из отрывков из стихотворения «Осень» наизусть.

Записывают задание.

Регулятивные УДД: принимают и сохраняют учебную задачу

infourok.ru

Восемь малоизвестных фактов из жизни Пушкина, о которых вы не узнаете из школьных учебников.

Александр Сергеевич Пушкин написал огромное количество произведений, с которыми знакомятся еще в детстве. В биографии этого великого классика, которую изучают в учебных заведениях, раскрываются далеко не все факты его биографии. А ведь некоторые из них являются достаточно интересными.

1. «Арабчик, зато не рябчик!»

1. «Арабчик, зато не рябчик!»Пушкин в детстве.

О том, что Александр Сергеевич растет неординарной личностью окружающие стали понимать еще, когда будущий великий писатель был маленьким. Дом его родителей однажды посетил Иван Дмитриев, писатель. Когда он увидел маленького Пушкина, то был удивлен его внешностью и произнес: «Какой арабчик!». Мальчик, которому было всего 10 лет, не растерялся и сказал: «Да, зато не рябчик!». Подобными словами он отметил особенность внешности Дмитриева, лицо которого было рябым. Взрослые, присутствовавшие во время такой необычной беседы в комнате, были растеряны и смущены.

2. В лицей по знакомству

2. В лицей по знакомствуМихаил Сперанский.

Поступить в лицей было непросто в те времена, так как принимали в него всего 30 человек. Самостоятельно поступить Александр Сергеевич не смог и все же учился здесь, так как был зачислен, как говориться по знакомству, благодаря тому, что его дядя Василий Львович Пушкин был знаком со Сперанским, основателем учебного заведения.

3. 20 вызовов на дуэль

3. 20 вызовов на дуэльОдин из дуэльных поединков стал для Пушкина последним.

Характер у Пушкина был достаточно вспыльчивым, о чем говорит его частое участие в дуэлях, посредством которых в те времена было принято решать споры. Первый дуэль его состоялась во время учебы в лицее. С тех пор его многократно вызывали на дуэль, так как Александру Сергеевичу не составляло труда назвать иного человека подлецом, даже в незначительной спорной ситуации. Всего было более 20 вызовов на дуэль, но друзьям писателя большую часть схваток удалось отменить.

4. Утопающий Кюхельбекер

4. Утопающий КюхельбекерДружеский шарж Пушкина на Кюхельбекер.

Во время обучения в лицее Пушкин уже писал стихи, которые печатали в журнале «Лицейский мудрец» о своем друге Кюхельбекере он однажды написал, что под его стихи хорошо засыпать. Тот обиделся и даже хотел утопиться в пруду, чего ему не позволили сделать. Над этой ситуацией Александр Сергеевич также реши посмеяться, нарисовав карикатуру с утопающим Кюхельбекером и его торчащим большим носом из воды.

5. Карточные долги

5. Карточные долгиПушкин был азартным карточным игроком.

Немногие знают, что Александр Пушкин был азартным человеком. Для себя он выбрал игру в карты и называл ее спасением от хандры. Нередко азарт приводил к долгам, с которыми приходилось потом расплачиваться, а для этого нужно было активнее работать. Получается, что азарт и долги способствовали раскрытию творческого потенциала. Если в ближайшее время расплатиться с долгом не получалось, Александр писал своим кредиторам злые эпиграммы и рисовал карикатуры. Случайное обнаружение такой карикатуры однажды привело к крупному скандалу.

6. 10 см

6. 10 см«Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу». Художник Н. Ульянов.

Современники говорили, что Пушкин был невысокого роста и не отличался красивой внешностью, но, несмотря на это, им интересовались многие представительницы слабого пола, к которым сам поэт питал слабость. Женился он на красавице Наталье Гончаровой, которая была на 10 сантиметров выше супруга. Чтобы столь большая разница не была сильно заметной, во время официальных приемов и балов Александр Сергеевич старался держаться дальше от жены.

7. Украденная идея

7. Украденная идеяКадр из фильма «Мёртвые души» 1984 года.

Существует мнение, что во время кишиневской ссылки Пушкин услышал о существовании места, где никто из людей не умирает. Причиной тому было то, что жители этого места меняли свои имена, а потому даже после смерти официально люди с настоящими именами не записывались в ушедшие из жизни. Он придумал на основании данной истории свой сюжет, которым решил поделиться с Гоголем. Этот же русский классик через некоторое время написал произведение «Мертвые души».

8. Позаимствованный сюжет

8. Позаимствованный сюжет«Сказка о рыбаке и рыке» — сюжет, позаимствованный у братьев Гримм.

Одним из самых известных произведений Пушкина является «Сказка о рыбаке и рыке». Немногие знают о существовании подобной сказки, только с названием «Рыбак и его жена» у братьев Гримм. Вот только у российского писателя старуха остается ни с чем гораздо раньше, в то время как немецкие сказочники разрешили сперва ей побывать даже Папой Римским и лишили всего только после того, как она пожелала стать Богом.

homsk.com

«А.С. Пушкин. «Осень». | Открытый класс

Данные об авторе

Автор(ы): 

Волохина Н.В.

Место работы, должность: 

МАОУ СОШ № 34, учитель начальных классов

Регион: 

Республика Татарстан Характеристики ресурса

Уровни образования: 

начальное общее образование

Класс(ы): 

4 класс

Предмет(ы): 

Литературное чтение

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: 

конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: 

Цели: 1. Продолжить формирование знаний о литературном творчестве А.С. Пушкина. 2. Способствовать формированию понятия описания природы. 3. Способствовать развитию умения находить в тексте описание пейзажа, выделять эпите-ты, сравнения, олицетворения, метафоры, делить текст на композиционные части. 4. Способствовать развитию умения определять точку зрения автора и его отношение к природе, выражать своё отношение к произведению. 5. Способствовать расширению словарного запаса детей. 6. Продолжить работу над развитием скорости и выразительности при чтении художест-венных произведений. Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насы-щенному чтению. Умение выбирать тон и темп чтения, соблюдать паузы и выделять логи-ческие ударения, выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм). 7. Совершенствование работы в группах. 8. Способствовать развитию творческих способностей учащихся. 9. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовы-ручки, ответственности за свои поступки, бережного отношения к природе.

 

Открытый урок литературного чтения

в 4В классе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением предметов» для слушателей региональных курсов повышения квалификации при ИНПО от 27.10.2009г.

 

 

Тема: «А.С. Пушкин. «Осень».

Цели:             1. Продолжить формирование знаний о литературном творчестве А.С. Пушкина.

2. Способствовать формированию понятия описания природы.

3. Способствовать развитию умения находить в тексте описание пейзажа, выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, делить текст на композиционные части.

4. Способствовать развитию умения определять точку зрения автора и его отношение к природе, выражать своё отношение к произведению.

5. Способствовать расширению словарного запаса детей.

6. Продолжить работу над развитием скорости и выразительности при чтении художественных произведений. Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению. Умение выбирать тон и темп чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения, выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм).

7. Совершенствование работы в группах.

8. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

9. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки, бережного отношения к природе.

 

Ход урока

I.                   Орг. момент. Психологический настройна успешную деятельность на уроке. Слайд №1.

II.                Проверка домашнего задания. (Работа в группах)

— На предыдущем уроке мы обобщали тему «Басни. Русские баснописцы» и вы должны были выполнить творческое задание по данной теме. (Детям было предложено три варианта творческого задания: инсценировка басен; выбрать себе героиню басни и попробовать от её имени рассказать историю, которая с ней приключилась; сочинить свою басню).

— Назовите русских баснописцев и их произведения, которые вы изучали?

(Иван Андреевич Крылов «Стрекоза и муравей», «Осёл и соловей», «Мартышка и очки», «Квартет»; Иван Иванович Хемни́цер «Стрекоза», «Друзья»; Александр Ефи́мович Изма́йлов «Кукушка»; Иван Иванович Дмитриев «Муха»; Лев Николаевич Толстой «Стрекоза и муравьи»). Слайд №2.

— Покажите своё творческое домашнее задание.

      — Итог.

 

III.             Рассказ о писателе. Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (отрывки из очерка)

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837). Слайд № 3.

Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (отрывки из очерка) — хорошочитающие дети.

Кинокамеры, увы, тогда не существовало. Но своего рода «кинокадры» о Пушкине до нас всё же дошли. Это воспоминания о нём его современников. Мы видим поэта глазами этих людей, слышим его, ощущаем.

… Первые «кадры» переносят нас в раннее детство поэта. Он был толст, неповоротлив, молчалив – «у́валень». Но, достигнув семилетнего возраста, изменился, «стал резв и шаловлив» — вспоминала сестра поэта Ольга Сергеевна Павлищева. (Слайд №4.)

Не раз про него говаривала Марья Алексеевна (бабушка поэта): «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко, когда урок свой сдаст порядком, то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что его ничем не уймешь; из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится». Бабушка больше всех его любила, но и журила порядком.

… Словом, ребёнок, как ребёнок, редко о ком не скажешь того же самого.

Проходит два-три года, и мы видим Пушкина глазами его будущего друга Ивана Пущина на вступительных экзаменах в Царскосельский лицей: «Вошёл какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликивать по фамилиям. Я слышу.  Александр Пушкин! — выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный»…(Слайд №5.)

…Одни называли его стрекозой, сверчком, искрой, другие – менее доброжелательные – обезьянкой, мартышкой, смесью обезьяны с тигром. Одним он казался прекрасным, другим – чуть ли не уродцем.

Он был прост в общении, хохотун, очень подвижен, даже вертляв, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых казалось, отражалось всё прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился. Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета. А в детстве был совсем белокур, каким остался его брат Лев.

…А как он умел смеяться!

Всё добродушие Пушкина, вся его сердечная натура выплёскивалась в этом смехе. Смех был его потребностью. Он был мастером на весёлые розыгрыши и подшучивания.

…Его духовное созревание шло, как у царевича в «Сказке о царе Салтане…»: «не по дням, а по часам». В 15 лет он публиковался в журналах и заслужил восторженное одобрение «мэтров» русской поэзии. В 20 лет – он известен всей России. В 25 – это вполне зрелый талант и зрелый характер. (Слайд №6.)

…Сохранившиеся черновые рукописи А.С. Пушкина дают представление о том, каким нелёгким, иногда мучительным путём шёл он в поисках единственного верного эпитета или образа по нескольку раз перечёркивая, исправляя написанное.

Его стихи легки, изящны, воздушны, грациозны, естественны, как первая весенняя травка, проклюнувшаяся сквозь прелые, прошлогодние листы…

Итак, каким же мы видим Пушкина: некрасивым и прекрасным, легкомысленным и мудрым, озорным и тоскующим… видим во всём – человеком живым, искренним, немножко взбалмошным и лукавым, беспечно милым. Он соткан из противоречий, но вся эта пёстрая ткань составляет то гармонично целое, чем была его личность, его жизнь, его поэзия.

 

Словарь

Мэ́тры – учители, наставники.

У́валень – неуклюжий и неповоротливый человек.

Журила порядком – делала лёгкий выговор, слегка бранила (выражала своё недовольствие).

Сконфуженный – находиться в состоянии смущения, неловкости.

Курчавый – кудрявый.

Быстроглазый – с быстрым взглядом

 

О великом поэте написано много книг. Эти книги вы можете найти в библиотеке и прочитать самостоятельно, узнав много интересного о его жизни, познакомится с его стихотворениями, сказками, поэмами.

 

IV.А.С. Пушкин «Осень» (отрывки). (Слайд №7.)

1. Первичное восприятие – читаю сама, дети следят по тексту.

 

                        ***

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает (Слайд №8.)

Последние листы с нагих своих ветвей; (Слайд №9.)

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. (Слайд №10.)

Журча ещё бежит за мельницу ручей, (Слайд №11.)

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает (Слайд №12.)

В отъезжие поля с охотою своей, (Слайд №13.)

И страждут о́зими от бешеной забавы, (Слайд №14.)

И будит лай собак уснувшие дубравы.

                        ***

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь –  (Слайд №15.)

                                           весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен, (Слайд № 16, 17.)

Люблю её снега; в присутствии луны

Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен, (Слайд № 18.)

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмёт, пылая и дрожа! 

                       ***

Как весело, обув железом острым ноги, (Слайд № 19.)

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

Но надо знать и честь: полгода снег да снег, (Слайд № 20.)

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с армидами младыми (Слайд № 21.)

Иль киснуть у печей за стёклами двойными. (Слайд № 22.)

                       ***

Ох, лето красное! Любил бы я тебя, (Слайд № 23.)

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя, (Слайд № 24.)

Нас мучишь; как поля мы страждем от засу́хи; (Слайд № 25, 26.)

Лишь как бы напоить да освежить себя –

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы, старухи,

И, проводив её блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом. (Слайд № 27.)

                       ***

Дни поздней осени бранят обыкновенно, (Слайд № 28.)

Но мне она мила, читатель дорого́й,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной…

***

Унылая пора! Очей очарованье! (Слайд № 29.)

Приятна мне прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса, (Слайд № 30.)

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы, (Слайд № 31.)

И отдалённые седой зимы угрозы.

2.  – Чем необычно это стихотворение? (Автор  в одном стихотворении рисует все времена года, выражая к ним своё отношение.)

Какое время года поэт любил больше всего? (Осень.) (Слайд № 32..)

И, действительно, ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни.

– Обратите внимание на слова и выражения, которые вам могут быть непонятны? (Слайд № 33.)

 Словарь

Отъезжие (поля) – отдалённые от усадьбы.

Страждут — ждут с нетерпением.

О́зими – посев под зиму.

Дубрава – дубовый лес, роща.

Арми́ды – красавицы.

Киснуть – унывать.

Страждем – страдаем.

Поминки – вспоминаем.

Бранят – порицать, выражать своё недовольство.

Смиренно – проникнутый смирением, спокойствием.

Тщесла́вный – любящий славу, похваляющийся своими достоинствами.

Своенравной – упрямой, капризной, поступающей так, как вздумается.

3. Повторное чтение. (Слайд № 34.)

– Прочитайте ещё раз стихотворение, выделите картины описания природы и отношение автора к этим временам года. Обратите внимание выбор тона, темпа, ритма чтения, соблюдение пауз и выделение логических ударений. 

4. Выполнение заданий в учебнике.

– Как описывает поэт своё любимое время года? («Октябрь уж наступил») — это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определённую пору осени – октябрь. Далее картина осени развёртывается, обрастая живописными и точными деталями.

– Удивляет ли вас такое описание? Почему?

– Какие картины поздней осени он рисует? («Последние листы с нагих своих ветвей», «дорога промерзает», «Журча, ещё бежит за мельницу ручей»).

– Найдите эпитеты – яркие и образные (картинные) художественные определения. («роща отряхает», «дохнул осенний клад»).

– За что поэт любил это унылое время года?

– В чём же своеобразие их изображения в стихотворении «Осень»? (Он описывает их кратко.)

Прежде всего, хочется отметить исключительную точность, конкретность изображения.

Посмотрите, как рисует поэт переходный от осени к зиме период. («последние листы с нагих своих ветвей», «журча ещё бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл», «будит лай собак уснувшие дубравы»). Они контрастны. Обратим внимание на то, что в одной строфе сочетаются глаголы разных времён и видов (наступил – отряхает, дохнул – промерзает). Они рисуют природу в статистике и динамике (бежит – застыл).

            И мы понимаем, что в жизни людей, как и в природе, расцвет и увядание, наслаждение жизнью и медленное, тихое умирание соседствуют.

            Читая стихотворение, мы видим, что жизнь человека органически включена в жизнь природы. Времена года сменяются, но не в обычном для нас порядке.

– В каком порядке они следуют в стихотворении? (Осень, весна, зима, лето, осень.)

–  Почему ему не нравились весна и лето? Подумайте: можно ли сказать, что поэт необыкновенно точно, кратко изображает эти времена года? Докажите.

– А как он относится к зиме? Меняется ли его отношение к ней во время её присутствия?

 

V. Выразительное чтение детьми понравившихся отрывков.

– Самостоятельная подготовка выразительного чтения понравившегося отрывка и объяснение своего выбора.

 

VI. Выполнение заданий в тетради (повторение рифмы, эпитетов, логических ударений, пауз).

№1. Точное слово. (Слайд № 35.)

– Перечитайте отрывок. Подчеркните эпитеты. Понаблюдайте, как рифмуются стихотворные строки. Соедините стрелками рифмы.

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

 

№2. Проталинки. (Слайд №36.)

– Впишите слова, которые выбрал поэт, чтобы показать, как изменилась жизнь с наступлением осени. Укажите паузы и логические ударения.

_____уж _______– уж _____ _________

Последние листы с нагих своих ветвей;

______ осенний ____ –______ ________.

Журча ещё _______ за мельницу _______,

Но ____уже ______; _____мой _________

В отъезжие поля с охотою своей,

И _______ _______ от бешеной забавы,

И _______  _____ собак уснувшие дубравы.

 

 

(Слайд №37.)

VII. Домашнее задание. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» наизусть; выполнить в тетради творческое задание №3 «Проба пера».

VIII. Итог.

– Что нового и интересного вы узнали сегодня об Александре Сергеевиче Пушкине?

– С каким произведением мы познакомились? Понравилось ли оно вам?

– Чем оно необычно и интересно?

IХ. Оценки. Урок окончен.

Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (отрывки из очерка)

Кинокамеры, увы, тогда не существовало. Но своего рода «кинокадры» о Пушкине до нас всё же дошли. Это воспоминания о нём его современников. Мы видим поэта глазами этих людей, слышим его, ощущаем.

… Первые «кадры» переносят нас в раннее детство поэта. Он был толст, неповоротлив, молчалив – «у́валень». Но, достигнув семилетнего возраста, изменился, «стал резв и шаловлив» — вспоминала сестра поэта Ольга Сергеевна Павлищева.

Не раз про него говаривала Марья Алексеевна (бабушка поэта): «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко, когда урок свой сдаст порядком, то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что его ничем не уймешь; из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится». Бабушка больше всех его любила, но и журила порядком.

… Словом, ребёнок, как ребёнок, редко о ком не скажешь того же самого.

Проходит два-три года, и мы видим Пушкина глазами его будущего друга Ивана Пущина на вступительных экзаменах в Царскосельский лицей: «Вошёл какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликивать по фамилиям. Я слышу. Александр Пушкин! — выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный»…

…Одни называли его стрекозой, сверчком, искрой, другие – менее доброжелательные – обезьянкой, мартышкой, смесью обезьяны с тигром. Одним он казался прекрасным, другим – чуть ли не уродцем.

Он был прост в общении, хохотун, очень подвижен, даже вертляв, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых казалось, отражалось всё прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился. Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета. А в детстве был совсем белокур, каким остался его брат Лев.

…А как он умел смеяться!

Всё добродушие Пушкина, вся его сердечная натура выплёскивалась в этом смехе. Смех был его потребностью. Он был мастером на весёлые розыгрыши и подшучивания.

…Его духовное созревание шло, как у царевича в «Сказке о царе Салтане…»: «не по дням, а по часам». В 15 лет он публиковался в журналах и заслужил восторженное одобрение «мэтров» русской поэзии. В 20 лет – он известен всей России. В 25 – это вполне зрелый талант и зрелый характер.

…Сохранившиеся черновые рукописи А.С. Пушкина дают представление о том, каким нелёгким, иногда мучительным путём шёл он в поисках единственного верного эпитета или образа по нескольку раз перечёркивая, исправляя написанное.

Его стихи легки, изящны, воздушны, грациозны, естественны, как первая весенняя травка, проклюнувшаяся сквозь прелые, прошлогодние листы…

Итак, каким же мы видим Пушкина: некрасивым и прекрасным, легкомысленным и мудрым, озорным и тоскующим… видим во всём – человеком живым, искренним, немножко взбалмошным и лукавым, беспечно милым. Он соткан из противоречий, но вся эта пёстрая ткань составляет то гармонично целое, чем была его личность, его жизнь, его поэзия.

Словарь

Мэ́тры – учители, наставники.

У́валень – неуклюжий и неповоротливый человек.

Журила порядком – делала лёгкий выговор, слегка бранила (выражала своё недовольствие).

Сконфуженный – находиться в состоянии смущения, неловкости.

Курчавый – кудрявый.

Быстроглазый – с быстрым взглядом

 

Самоанализ урока литературного чтения в 4В классе.

1.      В классе 27 человек. Из них 14 мальчиков и 13 девочек. Класс среднего уровня развития, обучающийся по программе «Начальная школа XXI века» по системе Н. Ф. Виноградовой.

2.                  Зачитываю цели урока:

1. Продолжить формирование знаний о литературном творчестве А.С. Пушкина.

2. Способствовать формированию понятия описания природы.

3. Способствовать развитию умения находить в тексте описание пейзажа, выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, делить текст на композиционные части.

4. Способствовать развитию умения определять точку зрения автора и его отношение к природе, выражать своё отношение к произведению.

5. Способствовать расширению словарного запаса детей.

6. Продолжить работу над развитием скорости и выразительности при чтении художественных произведений. Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению. Умение выбирать тон и темп чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения, выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм).

7. Совершенствование работы в группах.

8. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

9. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки, бережного отношения к природе.

3.                  Урок входит в раздел «Произведения А.С. Пушкина» — 1 урок из 4 отведенных на данную тему.

4.                  Содержание урока соответствует программе «Начальная школа XXI века» и современным требованиям к уроку.         

Я выполнила намеченный план урока. Эффективно и целесообразно использовала ТСО и наглядность. Детям в начале урока сразу был дан психологический настрой – на успешную деятельность. Обстановка на уроке была доброжелательной и способствовала хорошей активности и работоспособности учащихся.

Урок был построен с учетом принципа научности обучения, принципа осознанности и системности знаний умений и навыков, принципа проблемнности, связи с жизнью, межпредметной связью (русским языком, ИЗО, окружающим миром, музыкой).

       Урок был построен с учетом возрастных особенностей и развития учащихся, осуществлен также и дифференцированный подход, создана ситуация успеха, даны задания на дом по выбору. На уроке также была проведена и работа в группах, которая способствует сплочению коллектива, воспитанию у учащихся чувства взаимовыручки, ответственности.

       Большая работа была проведена и по расширению словарного запаса детей, образности речи. Учащиеся легко и свободно, без всяких стеснений рассуждают, анализируют прочитанное (самооценка, самоанализ, оценка деятельности товарищей).

       На уроке использовала наглядно-иллюстративный, словесный методы (объяснения, беседа, рассказ).

При этом использовала методические приемы:

—          организационные;

—          логические (постановка проблемных вопросов, обобщение, выводы).

На уроке были использованы виды чтения:

—          чтение учителя;

—          чтение сильными учащимися;

—          анализ, словарная работа, выборочное чтение;

—          самостоятельная работа над выразительным чтением.

Я считаю, что урок поставленных целей достиг.

Прикрепленный файлSize
к уроку лит чтения.ppt884 KB
урок лит. чт. 24.10.08.doc57.5 KB

www.openclass.ru

Что нового мы узнаем о Пушкине, читая повесть «Дубровский» Сочинения по русской литературе

Воспоминание, рисуй передо мной

Волшебные места, где я живу душой.

А. С. Пушкин

О, если б голос мой умел сердца

тревожить!

А. С. Пушкин

Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя.

Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана).

Поражает еще то, что вроде бы попадаешь в гости к Пушкину, в его любимое Михайловское. В описании «бедного дома отца» героя, Кистеневской рощи легко узнаются пушкинские места, знакомые по биографии поэта. Становится очень тепло на душе и от встречи с няней Дубровского — Ариной Егоровной. Она сразу же напомнила всем нам Арину Родионовну — «подругу дней … суровых». Ее письмо молодому барину в Петербург так напоминает письмо няни, присланное поэту. Как и в жизни самого Александра Сергеевича, эта маленькая старушка была опорой, советчицей и молодому герою, оставшемуся в тяжелых обстоятельствах без поддержки. Благодарный этой простой крепостной крестьянке, Пушкин одарил ее светом своего таланта, обессмертил на страницах своих книг.

Из этого следует, что Владимир Дубровский был настолько близок Пушкину по мятежному духу, по гордому достоинству, что он отдал ему самое дорогое! Многие поступки и мысли Дубровского — не то…..

[ 1 ] — [ 2 ]

К-ть переглядів: 2118


Что нового мы узнаем о Пушкине, читая повесть «Дубровский» Сочинения по русской литературе


pidruchnik.net

личность, мировоззрение, окружение) читать онлайн, Волков Генрих

Генрих Николаевич Волков

Тебя, как Первую любовь…

КНИГА О ПУШКИНЕ:

ЛИЧHОСТЬ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ОКРУЖЕНИЕ

Автор предпринимает попытку воссоздать социально-психологический портрет поэта А. С. Пушкина, вскрыть истоки формирования его мировоззрения, показать, чем обязана Россия многогранному гению Пушкина.

СОДЕРЖАНИЕ

Несколько предварительных замечаний

«Удивительный Александр Сергеевич»

«Лицейская республика»

«Друзья мои…»

«Я ударил об наковальню русского языка…»

«…Клии страшный глас»

«История народа принадлежит поэту»

Пушкин и Чаадаев. Высокое предназначение России «Это русский человек… через двести лет»

«Дружина ученых и писателей…»

«Мой Requiem меня тревожит»

«…России сердце не забудет!»

НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ

Если применить к Пушкину классический образ — «солнце нашей поэзии», то, как и должно быть в соответствии с законами движения небесных тел, мы оказывались в разные исторические периоды то ближе к нему, то от него дальше. Кажется, что свет его поэзии в разные времена с различной интенсивностью влиял на земную духовную нашу жизнь.

Бывали времена, когда солнце это словно отдалялось и меркло, словно задергивалось дымкой, словно уменьшалось в размерах, — по крайней мере в глазах некоторых. Впервые это произошло еще при жизни Пушкина, в тридцатых годах, когда даже близкие к поэту люди хоронили его талант и говорили об угасании светила. Это случилось затем во времена Писарева и радикально настроенных разночинцев-нигилистов, для которых Пушкин был только помещиком-аристократом, а поэзия его — — началом, недостаточно разрушающим и отрицающим существующий строй. Так было и в предреволюционный период, когда футуристы предлагали бросить Пушкина «с парохода современности».

Наступили времена иные. Никогда еще не переживала наша страна такого всенародного и горячего увлечения Пушкиным, такого взрыва читательской да и писательской любви к нему. Никогда еще не выходило ежегодно столько книг, статей, стихов о Пушкине.

Нередко можно услышать ироническое: «Сейчас пошла мода на Пушкина». Мода — это поветрие, бездумное следование стилям и покроям времени, когда считается «хорошим тоном» сегодня говорить не о Тютчеве и Мандельштаме, как лет десять начал, а именно о Пушкине. Может быть, и такая мода кое-где существует. Но не о ней речь.

Речь идет об устойчивом и нарастающем «тяготении» нашем к Пушкину, как процессе, имеющем мощные импульсы в самой природе нашего общества, нашей культуры.

Не в том ли, в частности, дело, что, став старше, взрослее, мудрее, может быть пережив вместе со страной великие исторические события и перемены, прочувствовав и оценив ту выдающуюся роль и место, которое теперь наша страна занимает в культурном развитии всей человеческой цивилизации, мы — весь советский народ — остро, как никогда, ощущаем потребность «обратиться душой к истокам», как некогда сказал Гете.

С Пушкина, можно сказать, «есть, пошла земля русская», как земля, рождающая великих поэтов и писателей, как земля, самобытными духовными достижениями которой множится достояние всего человечества.

С Пушкиным оформилось и им впервые выразилось в полной мере духовное самосознание народа, то есть осознание богатейших внутренних, нераскрытых сил, талантов, возможностей, которым предстояло вырваться наружу и потрясти мир.

Поэтому Пушкин — не просто один из поэтов наших и не просто величайший русский поэт. Это явление историческое. Это — важнейшая узловая точка в истории развития русской культуры, когда культура эта из замкнутых своих пределов вышла впервые в открытое море мирового искусства, а вслед за тем, под парусами пушкинской поэзии, вырвалась во флагманы.

Нечто удивительное, но, однако, и непреклонное, естественное видится в том, что эстетические, нравственные, гуманистические идеалы поэта оказались ближе и понятнее культуре социалистической, нежели дворцовой или буржуазной. Ни об одном из русских поэтов не написано столько, сколько о Пушкине. И, берусь утверждать, о Пушкине все еще недоговорено, недодумано, быть может, более, чем о ком-либо еще.

Пушкиноведение российское и особенно пушкиноведение советское проделало титаническую работу по исследованию жизни и творчества поэта, собрав, прокомментировав, проанализировав все относящиеся сюда факты.

Мы располагаем глубокими аналитическими трудами выдающихся советских пушкиноведов — П. Е. Щеголева, М. А. Цявловского. Ю. Н. Тынянова, Б. А. Модзалевского, Б. В. ТомашевСкого, М. П. Алексеева, Н. В. Измайлова, С. М. Бонди, Д. Д. Благого и других, — где вскрыты многие особенности творчества поэта и показана его роль в развитии русской культуры. В последние годы много интересного и нового в осмыслении творческого наследия Пушкина дали работы Б. С. Мейлаха, Я. М. Гордина, В. Э. Вацуро, М. П. Еремина, И. М. Тойбина, Т. Г. Цявловской, М. И. Гиллельсона, Н. Я. Эйдельмана…

Но книги о Пушкине всё множатся и не залеживаются на прилавках — так велика потребность наша знать о Пушкине больше, понимать его лучше.

И конечно, нам хочется, чтобы «дым столетий», не отодвинул, не скрыл от нас живого Александра Сергеевича, каким видели и слышали его современники, чтобы не превратился он для нас только в величественный, бронзовый лик. Хочется ощутить «непосредственную близость»

к поэту, которой счастливы были его друзья и знакомые. Хочется явственно увидеть людей, которые его окружали, понять, что это были за характеры и что поэту было в них интересно, какую роль они играли в его жизни.

Что представлял он сам как личность, многогранно и всесторонне себя проявляющая? Как она отразилась в его творчестве? Как и о чем думал поэт, какими идеями он жил, какие мысли вынашивал? Иначе — каково мировоззрение поэта, его взгляды на мир природы и истории, на все те потрясения и события, которыми так богата была первая треть XIX века?

В этой связи возникают вопросы и далее. Какова та духовная атмосфера, которой жил и дышал поэт, которая электризовала его мысли и чувства. Говоря конкретнее, как повлияли на него могучие интеллектуальные вспышки гениев французской, английской, немецкой мысли конца XVIII — начала XIX века, идеи философские, экономические, политические, утопические? Как отразились и преломились в его духовном облике социально-экономические и политические взгляды представителей передовой русской интеллигенции: Н. М. Карамзина, Н. И. Тургенева, П. И. Пестеля, П. А. Вяземского, М. Ф. Орлова, П. Я. Чаадаева, составлявших ближайшее интеллектуальное окружение поэта? Наконец, какую идейную эволюцию претерпели взгляды самого поэта и как они повлияли на последующую общественную мысль?

Все это, конечно, вопросы не новые, но и далеко еще не до конца освещенные. Для решения их недостаточно усилий одних только литературоведов и филологов, тут требуется объединенный фронт исследователей, совмещение подходов исторического, социологического, философского, экономического, психологического…

Видимо, настало время раздвинуть рамки изучения социально-исторического фона жизни и творчества поэта, включить его личность в более широкий контекст связей и отношений.

Все эти соображения занимали меня, когда я работал над данной книгой. И хорошо, если это отразилось в подходе к теме и способах ее освещения, в стремлении сказать об уже известном по-новому.

Характер читательской аудитории определяет и цели работы, а эта книга обращена к юному читателю.

Она задумана как своего рода введение в мир Пушкина, в мир его жизни и творчества, его мыслей и чувств, его окружения. Мир этот более многогранен и более интересен, чем рисует его школьная программа.

Если, работая над книгой, я и делал «скидку на возраст», то не уходя от сложных проблем (убежден, что нет таких сложных проблем, которые нельзя было бы растолковать любознательному юноше в шестнадцать лет), а стремясь изложить их возможно более ясно и увлекательно.

Хочется надеяться, что читатель сам убедится во всем этом. Теперь же, как воскликнул Пушкин в «Евгении Онегине»:

«Вперед, вперед, моя исторья!»1 [Список использованной автором литературы помещен в конце книги на с. 238 — 239]

(УДИВИТЕЛЬНЫЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ)

«Иной говорит: какое дело критику или читателю, хорош ли я собой или дурен, старинный ли дворянин или из разночинцев, добр ли или зол, ползаю ли я в ногах сильных или с ними даже не кланяюсь, играю ли я в карты, и тому под. — Будущий мой биограф, коли бог пошлет мне биографа, об этом будет заботиться».

(А.ПУШКИН. «ОПРОВЕРЖЕНИЕ НА КРИТИКИ.». «1830 г.»

Одно время мне хотелось написать рассказ о том, как в более или менее отдаленном будущем встретятся за одним столом Шекспир и Гете, Пушкин и Есенин, Гейне и Блок, Гегель и Герцен. Встретятся не благодаря пресловутой машине времени и не потому, что вызывание духов станет вдруг делом обыденным, а по другой причине. Благодаря возможностям совершенно объективным, ничего фантастического и спиритуалистического не имеющим.

Есть такие философские категории — опредмечивание и распредмечивание. Ими пользовались Гегель и Маркс. Понять их не так уж сложно.

Труд человека, его деятельность создает некий предмет: хлеб или станок, инженерный проект или поэму. Труд, деятельность — это живой процесс затраты энергии, воли, мысли, фантазии, который «угасает» в созданном предмете. Угасает и воплощается в нем — явно или неявно запечатлевается.

В конце процесса созидания творец нечто утратил, а его творение это нечто приобрело, оно впитало в себя живое пламя человеческого творчества, оно получило благодаря ему и …

knigogid.ru

Что нового мы узнаем о Пушкине, читая повесть «Дубровский»

Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана).

Поражает еще то, что вроде бы попадаешь в гости к Пушкину, в его любимое Михайловское. В описании «бедного дома отца» героя, Кистеневской рощи легко узнаются пушкинские места, знакомые по биографии поэта. Становится очень тепло на душе и от встречи с няней Дубровского — Ариной Егоровной. Она сразу же напомнила всем нам Арину Родионовну — «подругу дней … суровых». Ее письмо молодому барину в Петербург так напоминает письмо няни, присланное поэту. Как и в жизни самого Александра Сергеевича, эта маленькая старушка была опорой, советчицей и молодому герою, оставшемуся в тяжелых обстоятельствах без поддержки. Благодарный этой простой крепостной крестьянке, Пушкин одарил ее светом своего таланта, обессмертил на страницах своих книг.

Из этого следует, что Владимир Дубровский был настолько близок Пушкину по мятежному духу, по гордому достоинству, что он отдал ему самое дорогое! Многие поступки и мысли Дубровского — не только плод воображения автора — они прошли через его сердце. Поэтому мы искренне переживаем смятение Владимира, когда он навсегда расстается с домом, разделяем его решимость устроить пожар: «Так пусть и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня!» Мы сочувствуем желанию Дубровского отомстить обидчику, виновнику смерти его отца и его разорения, человеку, отнявшему у него возможность честно жить, жениться на любимой девушке, занять надлежащее по происхождению и образованию положение в обществе.

Но мы понимаем, что Пушкин говорил не только о трагедии одного, конкретного человека, не только о едином случае присвоения чужой собственности. Эта повесть о развращающей человеческие души вседозволенности троекуровых, о продажности шабашкиных, о печальной судьбе восемнадцатилетней девушки, которую насильно выдают замуж за старого князя, о диких забавах русского барина, на которого нет управы, потому что он богатый самодур. Это повесть о позорном явлении в России — крепостном праве, о беспощадных, бесчеловечных законах самодержавия, защищающих «барство дикое, без чувства, без закона». Это гневный протест против государственных устоев царской России в целом. Мы видим Пушкина — не только автора чудесных лирических строк, создателя правдивых картин жизни русского общества, но и борца за достоинство человека, его честь и свободу. Строками своей повести «Дубровский» он бросает вызов беззаконию и подлости, корыстолюбию и деспотизму.

Если в каждом из нас, прочитавших эту повесть, проснулось возмущение и сочувствие, если мы научились любить и уважать достойных, значит сбылись слова Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…


< Предыдущая   Следующая >

Еще сочинения автора:


vsesoch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *