Александр Пушкин, стихи ( ДОН… )
Александр Пушкин, стихи ( ДОН… )
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Добра чужого не желать
Ты, Боже, мне повелеваешь;
Но меру сил моих ты знаешь —
Мне ль нежным чувством управлять?
Обидеть друга не желаю,
И не хочу его села,
Не нужно мне его вола,
На всё спокойно я взираю:
Ни дом его, ни скот, ни раб,
Не лестна мне вся благостыня.
Но ежели его рабыня
Прелестна… Господи! я слаб!
И ежели его подруга
Мила, как ангел во плоти,-
О Боже праведный! прости
Мне зависть ко блаженству друга.
Кто сердцем мог повелевать?
Кто раб усилий бесполезных?
Как можно не любить любезных?
Как райских благ не пожелать?
Смотрю, томлюся и вздыхаю,
Но строгий долг умею чтить,
Страшусь желаньям сердца льстить,
Молчу… и втайне я страдаю.
Для берегов отчизны дальной
Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой;
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.
Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
Томленье страшное разлуки
Но ты от горького лобзанья
Свои уста оторвала;
Из края мрачного изгнанья
Ты в край иной меня звала.
Ты говорила: «В день свиданья
Под небом вечно голубым,
В тени олив, любви лобзанья
Мы вновь, мой друг, соединим».
Но там, увы, где неба своды
Сияют в блеске голубом,
Где тень олив легла на воды,
Заснула ты последним сном.
Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой —
А с ними поцелуй свиданья…
Но жду его; он за тобой…
ДОН
Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
ДОРИДЕ
Я верю: я любим; для сердца нужно верить.
Нет, милая моя не может лицемерить;
Все непритворно в ней: желаний томный жар,
Стыдливость робкая, харит бесценный дар,
Нарядов и речей приятная небрежность
И ласковых имен младенческая нежность.
Дорожные жалобы
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,
На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.
Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну, пошел же, погоняй!..
Дружба
Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.
Друзьям
Богами вам еще даны
Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.
Друзьям
Вчера был день разлуки шумной
Вчера был день разлуки шумной,
Вчера был Вакха буйный пир,
При кликах юности безумной,
При громе чаш, при звуке лир.
Так! Музы вас благословили,
Венками свыше осеня,
Когда вы, други, отличили
Почетной чашею меня.
Честолюбивой позолотой
Не ослепляя наших глаз,
Она не суетной работой,
Не резьбою пленяла нас;
Но тем одним лишь отличалась,
Что, жажду скифскую поя,
Бутылка полная вливалась
В ее широкие края.
Я пил — и думою сердечной
Во дни минувшие летал
И горе жизни скоротечной,
И сны любви воспоминал;
Меня смешила их измена:
И скорбь исчезла предо мной
Как исчезает в чашах пена
Под зашипевшею струей.
Друзьям
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
О нет, хоть юность в нем кипит,
Но не жесток в нем дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.
Текла в изгнаньи жизнь моя,
Влачил я с милыми разлуку,
Но он мне царственную руку
Простер — и с вами снова я.
Во мне почтил он вдохновенье,
Освободил он мысль мою,
И я ль, в сердечном умиленьи,
Ему хвалы не воспою?
Я льстец! Нет, братья, льстец лукав:
Он горе на царя накличет,
Он из его державных прав
Одну лишь милость ограничит.
Он скажет; презирай народ,
Глуши природы голос нежный,
Он скажет: просвещенья плод —
Разврат и некий дух мятежный!
Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.
O Zauberei der erstern Liebe! Wieland
Дубравы, где в тиши свободы
Встречал я счастьем каждый день,
Ступаю вновь под ваши своды,
Под вашу дружескую тень.
И для меня воскресла радость,
И душу взволновали вновь
Моя потерянная младость,
Тоски мучительная сладость
И сердца первая любовь.
Любовник муз уединенный,
В сени пленительных дубрав,
Я был свидетель умиленный
Ее младенческих забав.
Она цвела передо мною,
И я чудесной красоты
Уже отгадывал мечтою
Еще неясные черты,
И мысль об ней одушевила
Моей цевницы первый звук
И тайне сердце научила.
___________________________________________________
* O Zauberei der erstern Liebe!- Wieland — О волшебство первой любви!..—
Виланд (нем.) — Из стихотворения: «Первая любовь».
E. H. Ушаковой
Вы избалованы природой
Вы избалованы природой;
Она пристрастна к вам была,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.
Вы сами знаете давно,
Что вас любить немудрено,
Что нежным взором вы Армида,
Что легким ставом вы Сильфида,
Что ваши алые уста,
Как гармоническая роза…
И наши рифмы, наша проза
Пред вами шум и суета.
Но красоты воспоминанье
Нам сердце трогает тайком —
И строк небрежных начертанье
Вношу смиренно в ваш альбом.
Авось на память поневоле
Придет вам тот, кто вас певал
В те дни, как Пресненское поле
Еще забор не заграждал.
Её глаза
Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звёздами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля —
В них скромных граций торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
Ек. H. Ушаковой
Когда, бывало, в старину
Когда, бывало, в старину
Являлся дух иль привиденье,
То прогоняло сатану
Простое это изреченье:
«Аминь, аминь, рассыпься!» В наши дни
Гораздо менее бесов и привидений;
Бог ведает, куда девалися они.
Но ты, мой злой иль добрый гений,
Когда я вижу пред собой
Твой профиль и глаза, и кудри золотые,
Когда я слышу голос твой
И речи резвые, живые —
Я очарован, я горю
И содрогаюсь пред тобою,
И сердцу, полному мечтою,
«Аминь, аминь, рассыпься!» — говорю.
ЕК. Н. Ушаковой
В отдалении от вас
В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и томных глаз
Буду памятью размучен;
Не хочу я быть утешен,-
Вы ж вздохнете ль обо мне,
Если буду я повешен?
Если жизнь тебя обманет
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.
Есть роза дивная: она
Есть роза дивная: она
Пред изумленною Киферой
Цветет румяна и пышна,
Благословенная Венерой.
Вотще Киферу и Пафос
Мертвит дыхание мороза —
Блестит между минутных роз
Неувядаемая роза…
Еще дуют холодные ветры
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.
Еще одной высокой, важной песни
Еще одной высокой, важной песни
Внемли, о Феб, и смолкнувшую лиру
В разрушенном святилище твоем
Повешу я, да издает она,
Когда столбы его колеблет буря,
Печальный звук! Еще единый гимн —
Внемлите мне, пенаты,- вам пою
Обетный гимн. Советники Зевеса,
Живете ль вы в небесной глубине,
Иль, божества всевышние, всему
Причина вы, по мненью мудрецов,
И следуют торжественно за вами
Великой Зевс с супругой белоглавой
И мудрая богиня, дева силы,
Афинская Паллада,- вам хвала.
Примите гимн, таинственные силы!
Хоть долго был изгнаньем удален
От ваших жертв и тихих возлияний,
Но вас любить не остывал я, боги,
И в долгие часы пустынной грусти
Томительно просилась отдохнуть
У вашего святого пепелища
Моя душа — . . . . . . . там мир.
Так, я любил вас долго! Вас зову
В свидетели, с каким святым волненьем
Дабы стеречь ваш огнь уединенный,
Беседуя с самим собою. Да,
Часы неизъяснимых наслаждений!
Они дают мне знать сердечну глубь,
В могуществе и немощах его,
Они меня любить, лелеять учат
Не смертные, таинственные чувства,
И нас они науке первой учат —
Чтить самого себя. О нет, вовек
Не преставал молить благоговейно
Вас, божества домашние. *
________________________
* Перевод начала «Гимна к пенатам» Р. Саути.
ЖАЛОБА
Ваш дед портной, ваш дядя повар,
А вы, вы модный господин —
Таков об вас народный говор,
И дива нет — не вы один.
Потомку предков благородных,
Увы, никто в моей родне
Не шьет мне даром фраков модных
И не варит обеда мне.
ЖЕЛАНИЕ
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
Жил на свете рыцарь бедный
Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Он имел одно виденье,
Непостижное уму,
И глубоко впечатленье
В сердце врезалось ему.
Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.
С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.
С той поры стальной решетки
Он с лица не подымал
И себе на шею четки
Вместо шарфа привязал.
Несть мольбы Отцу, ни Сыну,
Ни святому Духу ввек
Не случилось паладину,
Странный был он человек.
Проводил он целы ночи
Перед ликом пресвятой,
Устремив к ней скорбны очи,
Тихо слезы лья рекой.
Полон верой и любовью,
Верен набожной мечте,
Ave, Mater Dei кровью
Написал он на щите.
Между тем как паладины
В встречу трепетным врагам
По равнинам Палестины
Мчались, именуя дам,
Lumen coelum, sancta rosa!*
Восклицал всех громче он,
И гнала его угроза
Мусульман со всех сторон.
Возвратясь в свой замок дальный,
Жил он строго заключен,
Всё влюбленный, всё печальный,
Без причастья умер он;
Между тем как он кончался,
Дух лукавый подоспел,
Душу рыцаря сбирался
Бес тащить уж в свой предел:
Он-де богу не молился,
Он не ведал-де поста,
Не путем-де волочился
Он за матушкой Христа.
Но пречистая сердечно
Заступилась за него
И впустила в царство вечно
Паладина своего.
_________________________________
* Свет небес, святая роза! (лат.)
ЖУКОВСКОМУ
Когда, к мечтательному миру
Стремясь возвышенной душой,
Ты держишь на коленях лиру
Нетерпеливою рукой;
Когда сменяются виденья
Перед тобой в волшебной мгле,
И быстрый холод вдохновенья
Власы подъемлет на челе,—
Ты прав, творишь ты для немногих,
Не для завистливых судей,
Не для сбирателей убогих
Чужих суждений и вестей,
Но для друзей таланта строгих,
Священной истины друзей.
Не всякого полюбит счастье,
Не все родились для венцов.
Блажен, кто знает сладострастье
Высоких мыслей и стихов!
Кто наслаждение прекрасным
В прекрасный получил удел
И твой восторг уразумел
Восторгом пламенным и ясным!
ЗАКЛИНАНИЕ
О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые,
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!
Явись, возлюбленная тень,
Как ты была перед разлукой,
Бледна, хладна, как зимний день,
Искажена последней мукой.
Приди, как дальная звезда,
Как легкой звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне всё равно, сюда! сюда!..
Зову тебя не для того,
Чтоб укорять людей, чья злоба
Убила друга моего,
Иль чтоб изведать тайны гроба,
Не для того, что иногда
Сомненьем мучусь… но тоскуя
Хочу сказать, что всё люблю я,
Что всё я твой: сюда, сюда!
Зачем я ею очарован
Зачем я ею очарован?
Зачем расстаться должен с ней?
Когда б я не был избалован
Цыганской жизнию моей.
__________
Она глядит на вас так нежно,
Она лепечет так небрежно,
Она так тонко весела,
Ее глаза так полны чувством,
Вечор она с таким искусством
Из-под накрытого стола
Мне свою ножку подала.
Зачем, Елена, так пугливо
Зачем, Елена, так пугливо,
С такой ревнивой быстротой,
Ты всюду следуешь за мной
И надзираешь торопливо
Мой каждый шаг? . . . . я твой.
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
ЗОЛОТО И БУЛАТ
«Все мое»,- сказало злато;
«Все мое»,- сказал булат.
«Все куплю»,- сказало злато;
«Все возьму»,- сказал булат.
Зорю бьют… из рук моих
Зорю бьют… из рук моих
Ветхий Данте выпадает,
На устах начатый стих
Недочитанный затих —
Дух далече улетает.
Звук привычный, звук живой,
Сколь ты часто раздавался
Там, где тихо развивался
Я давнишнею порой.
И дале мы пошли — и страх обнял меня
I
И дале мы пошли — и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав свое копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: «Поведай мне: в сей казни что сокрыто?»
Виргилий мне: «Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик
И их безжалостно крутил на вашем свете.»
Тут грешник жареный протяжно возопил:
«О, если б я теперь тонул в холодной Лете!
О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!»-
Тут звучно лопнул он — я взоры потупил.
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе зажав, отворотил лицо.
Но мудрый вождь тащил меня всё дале, дале —
И, камень приподняв за медное кольцо,
Сошли мы вниз — и я узрел себя в подвале.
II
Тогда я демонов увидел черный рой,
Подобный издали ватаге муравьиной —
И бесы тешились проклятою игрой:
До свода адского касалася вершиной
Гора стеклянная, как Арарат остра —
И разлегалася над темною равниной.
И бесы, раскалив как жар чугун ядра,
Пустили вниз его смердящими когтями;
Ядро запрыгало — и гладкая гора,
Звеня, растрескалась колючими звездами.
Тогда других чертей нетерпеливый рой
За жертвой кинулся с ужасными словами.
Схватили под руки жену с ее сестрой,
И заголили их, и вниз пихнули с криком —
И обе сидючи пустились вниз стрелой…
Порыв отчаянья я внял в их вопле диком;
Стекло их резало, впивалось в тело им —
А бесы прыгали в веселии великом.
Я издали глядел — смущением томим.
Русский поэт Александр Пушкин, стихи
two-worlds.ru
Анализ стихотворения Пушкина Дон сочинения и текст
Александр
Пушкин
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Дон»
В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон». В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой пейзаж. Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор: Блеща сред полей широких, Вот он льется. Здравствуй, Дон! Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов – рек Арпачай, Аракс, Ефрат.
Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства. Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, — «тихий Дон», «наездники лихие», «поля широкие». Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – «я привез тебе поклон». Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота «Дона».
Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от «сынов ее далеких». Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним. В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – «пьют уже донские кони арпачайскую струю». Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно. Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани. Оттого стихотворение «Дон», по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, «исполнено блеска и радости». В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.
В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто. Причем раскрывал ее поэт в разное время по-разному. Если ранний «Казак» (1814) окрашен в романтические тона, то в «Истории Пугачева» (1833-34) ставка сделана на реализм.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Рыцарь на час»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»
- Анализ стихотворения Ивана Никитина «Зимняя ночь в деревне»
- Анализ стихотворения Ивана Никитина «Утро»
Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
© Электронная публикация РВБ, 20002017. Версия 5.0 от 1 декабря 2016 г.
Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я провез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю 1 .
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
комментарии, примечания к стихотворению
ДОН
Пушкин А. С.
1 Арпачай — приток Аракса, в XIX в. граница между Россией и Турцией.
«Дон» А.Пушкин
Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю*.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
* Арпачай — приток Аракса, в XIX в. граница между Россией и Турцией.
Анализ стихотворения Пушкина «Дон»
В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон». В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой пейзаж. Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор:
Блеща сред полей широких,
Вот он льется. Здравствуй, Дон!
Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов – рек Арпачай, Аракс, Ефрат.
Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства. Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, — «тихий Дон», «наездники лихие», «поля широкие». Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – «я привез тебе поклон». Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота «Дона».
Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от «сынов ее далеких». Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним. В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – «пьют уже донские кони арпачайскую струю». Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно. Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани. Оттого стихотворение «Дон», по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, «исполнено блеска и радости». В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.
В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто. Причем раскрывал ее поэт в разное время по-разному. Если ранний «Казак» (1814) окрашен в романтические тона, то в «Истории Пугачева» (1833-34) ставка сделана на реализм.
Пушкин на Дону
Учащиеся должны:- знать:
- историю создания стихотворения Дон;
- историю родного края;
- художественные тропы;
- уметь:
- частично делать лингвистический анализ текста;
- выразительно читать художественные
произведения; - правильно строить предложения.
- карта;
- репродукция « Встреча казаков»;
- головной убор казачки;
- репродукция «Кони на Дону»;
- презентация;
- выставка книг А.С.Пушкина.
I. Предкоммуникативный этап урока
– Объявление темы: «А.С.Пушкин на Дону» (слайд 1)
– Чтение эпиграфа: «Пушкин – явление
русского духа. Все просто, лаконично в его поэзии.
Каждое слово необъятно как и сам поэт». (Н.В
Гоголь)
– Чем восторгался Гоголь, как вы думаете?
II. Коммуникативный этап
При воспоминании имени А.С. Пушкин нам приходит
мысль о А.С.Пушкине как национальном поэте.
Пушкин побывал на Дону дважды: первый раз, когда
ехал на службу 1820г. на Кавказ и в 1829г. когда
возвращался из Арзрума. Донскому краю, сильным
отчаянным свободолюбивым казакам посвящены
строки в произведение кавказский пленник в
стихотворение послание к Юдину, калмычка, в поэме
братья разбойники и других. Важное место в его
творчестве занимает стихотворение Дон, написано
в 1829 году после посещение казачьих станиц.
2. Выступление детей о жизни Пушкина на Дону
(монтаж).
– Впервые Пушкин побывал на Дону после того,
как Александр первый, разъяренный колкими
политическими эпиграммами и свободолюбивыми
стихами решил выслать поэта в Сибирь или в
Соловецкий монастырь. Но благодаря
заступничеству друзей, Пушкин был сослан на юг
России. Это было в 1820 году.
– По дороге к месту назначения Пушкин заболел.
Семья Раевских, дружески относившаяся к Пушкину,
разыскала поэта на окраине города
Екатеринослава в бедной хате, больного в
лихорадочном бреду. Через неделю Пушкин был
здоров.
– Путешествие А.С.Пушкин продолжил с семьей
Раевских. Недалеко от Таганрога путники
остановились, завидев море. Мария Николаевна
Раевская, дочь прославленного генерала,
участника Великой Отечественной войны 1812 года,
бегала за волной или убегала от нее. Наблюдая эту
детскую игру, Пушкин написал:
… как я завидовал волнам,
бегущим буйной чередою,
с любовью лечь к ее ногам!
– В 1829 году, возвращаясь в столицу, поэт посетил
Таганрог, Азов, Начихевань, столицу Донского
казачества, Старочеркасск. В Старочеркасске
Пушкин остановился у вдовы донского писателя А.А.
Леонова, которая держала «въезжую квартиру». За
чаепитием зашёл разговор об обычаях казаков.
Собеседнику хозяйка показала, достав из сундука,
головной убор казачки: шёлковый, с яркими
цветками колпак. Пушкину он так
понравился, что Александр Сергеевич надел его
на голову, заразительно смеясь, вышел на балкон,
не стесняясь удивлённых взглядов прохожих.
– Осматривая Старочеркасск, гуляя по улицам,
Пушкин «наткнулся» на книжную лавку казака
Жидкова. Зашел и долго «перекапывал разный
старый хлам», купил старую, старую греческую
книгу за несколько копеек. А потом спросил у
хозяина лавочки, есть ли у него «Евгений Онегин».
После утвердительного ответа пожелал узнать о
цене. Хозяин запросил чудовищно дорого.
– Помилуйте, за что же так дорого? – спросил
Пушкин.
– Сделайте одолжение. За эти сладкие стихи
следует брать ещё дороже, – ответил торговец.
В словах книготорговца звучала высшая похвала
творчеству А.С.Пушкина.
– Донскому краю, сильным отчаянным
свободолюбивым казакам посвящены строки в
произведениях: «Кавказский пленник», «Послание к
Юдину», «Калмычка», в поэме «Братья разбойники» и
других. Важное место в его творчестве занимает
стихотворение «Дон», написанное в 1829 году после
посещение казачьих станиц.
3. Первичное восприятие текста
Чтение стихотворения «Дон» учителем
наизусть (слайд 2)
– Какие чувства вы испытали?
– Что вы узнали из стихотворения о жизни казаков?
– Какие слова не понятны?
Арпачай – река – граница, разделяющая
Турцию и Россию.
4. Анализ стихотворения
– Прочтение стихотворения про себя
– Из скольких частей состоит стихотворение (4
самостоятельные части)
Первая строфа – приветствие, исполненное
блеска и радости
Вторая строфа – передает автор поклон от
далёких, «заброшенных» сынов, утомлённых борьбой
с врагом.
Третья строфа – автор дополняет мысль о том,
что подходит к концу война
Четвёртая строфа – преклонение перед
удалью, бесстрашием казаков, естественное
стремление вознаградить казаков по возвращении
с войны.
– Какие ассоциации вызывает данное выражение?
(гордость, признание бранных подвигов казаков,
выполнивших свой воинский долг)
– Кони пьют воду из реки, которая служит
русско-турецкой границей
5. Слово учителя: Казачьи мотивы
прослеживаются и в других произведениях:
«История Пугачёва», «Казаки», «Был и я среди
донцов» По дороге домой из ссылки Пушкин,
сопровождаемый казаками, встретил небольшой
казачий отряд, сопровождающий дипломата. Они
возвращались из Персии Казаки, завидев друг
друга бросились обниматься, интересоваться
жизнью каждого, будто они давние друзья или
бывшие однополчане, расспрашивать о судьбе
знакомых Радушие этой встречи тронуло поэта.
Этот случай из жизни нашел отражение в
творчестве А.С.Пушкина.
6. Определение роли художественных
тропов
– Каковароль повтора? (Передать
фольклорный мотив, подчеркнуть главную мысль)
– Какой приём использует автор в первой, восьмой
строке? (Олицетворение – усиление восприятия,
создание образа)
– Какие слова «рисуют» Дон? (Тихий Дон –
мирный, заветный Дон – прославленный подвигами
казаков – эпитеты)
– Чем привлекает Дон Пушкина? (Мечта о свободе)
– Сравните первую и последнюю строфу. В чём их
сходство? (Обращение-призыв)
– Какова композиция стихотворения? (Кольцевая )
7. Работа в тетрадях
– Записать эпитеты и раскрыть их значение
– Определить значение слова «злая погоня» (Приложение . боевая,
кровавая)
– Прочитайте про себя стихотворение выберите
ключевые слова, на которые падает логическое
ударение, продумайте тональность, темп,
интонацию.
– Выразительное чтение стихотворения вслух двух
– трёх человек.
– Анализ и оценка чтения учениками –
одноклассниками
9. Знакомство со стихами земляков
Прослушивание стихотворений о Доне других
поэтов донского края (Приложение ,
слайды 3, 4)
– Каким увидели Дон в данных стихах?
– Какое настроение передано авторами?
– Какие новые эпитеты, сравнения встретились в
стихотворениях, как вы их понимаете?
– Что объединяет все стихи, прослушанные на
уроке?
III. Посткоммуникативный момент
– Какими вы видите казаков в стихотворениях? (Сильные,
непокорные, свободолюбивые. справедливые,
добрые, щедрые как земля донская).
– Какая черта характера на ваш взгляд является
главной?
– Что же было так близко Пушкину в казаках? (дух
свободолюбия)
Вывод: русские люди добрые сильные
свободолюбивые. Это и есть национальные
черты характера русского
человека
Домашнее задание: сочинить стихотворение о
Доне, Донском крае, используя те же средства
языка, что и А.С. Пушки или выучить наизусть
стихотворение А.С. Пушкина «Дон»
Анализ работы учащихся на уроке и
выставление оценок
На уроке «работают» 3 вида памяти: зрительная,
слуховая, моторная (видят, слышат, проговаривают,
пишут).
Межпредметная связь (литература, русский, изо)
помогает комплексно решать задачи воспитания и
обучения.
После проведенного урока учащимися были
написаны стихи о своей малой родине – Донщине.
Стихотворение Губаревой В. 5 класс:
В просторах России-матушки
Так много морей и рек!
Красивей всех – Дон-батюшка,
Он в сердце моем навек!
Куда бы судьба не забросила,
Тропинка за мной следит.
По этой тропинке узенькой
Домой я вернусь хоть на миг.
Знайте: дороже золота
Мне батюшки Дона вода.
Милая моя родина,
Как я люблю тебя!
- А.М. Линин. Историческо-литературный очерк.
Издание 2. 1949г. г. Ростов-на-Дону Ростовское
областное книгоиздание. - А.С. Пушкин Избранные сочинения. Москва
«Художественная литература», 1990г.
Слушать стихотворение Пушкина Дон
Темы соседних сочинений
Картинка к сочинению анализ стихотворения Дон
ostihe.ru
Анализ стихотворения Дон Пушкина
Произведение входит в кавказский цикл сочинений поэта, созданных им во время его путешествий по казачьим станицам.
Повествование в стихотворении ведется от имени лирического героя, не отличающийся яркими выраженными особенностями и характерными чертами, отодвинутого автором на задний план произведения. Данная композиционная особенность стихотворения заключается в своеобразии авторской стилизации произведения, приближенной к фольклорному народному творчеству, отличающемуся нарочитой простотой и легкостью, а также особыми лексическими и синтаксическими выражениями.
Структурная составляющая стихотворения, являющаяся кольцевой, состоит из четырех строф в виде самостоятельных частей, первая из которых представляет собой приветственную речь автора, исполненную радостного блеска великолепного донского пейзажа, во второй строфе поэт передает весточку от находящихся на полях воинских сражений сынов, утомленных битвами и смертями, третья часть описывает авторское предзнаменование скорого окончания военных действий и возвращения далеких сынов на родную землю, а в четвертой лирический герой преклоняется и восторгается казачьими характерными чертами в виде удали, свободолюбия и бесстрашия.
В качестве средств художественной выразительности в стихотворении используются многочисленные эпитеты и олицетворения, усиливающие восприятие созданного автором образа донского казачества, а также передающие мечтания о будущей свободной жизни.
Основным лейтмотивом произведения является тема войны, появляющаяся в косвенной форме в первых строках стихотворения, к которой у поэта имеется глубоко отрицательно отношение. Однако, несмотря на это, лирический герой восхищается воинской доблестью донского казачества, превознося их смелость и гордясь подвигами.
Кроме воинских почестей, поэта привлекает в казаках огромная воля к свободе, а также необыкновенная щедрость в виде даров донских виноградников.
Стихотворение проникнуто духом свободолюбия, выражающегося в безграничном просторе донских степей с их многочисленными великими реками и сильными, непокорными жителями.
Финал произведения представляет собой обращение лирического героя в виде призыва, жаждущего осуществить награждение храбрых воинов донского казачества, описанного в простой, лаконичной поэтической форме.
Анализ 2
Когда Пушкин путешествовал на Кавказе, он записывал свои впечатления, которые потом легли в основу его книги. Он написал девять стихотворений. Последнее называлось «Дон». Четыре четверостишия рисуют картину безграничного простора среди широких полей.
Дон – это та самая река, которая привольно течёт в южных землях России. Именно сюда убегали люди, которые мечтали жить свободно. Так и появились донские казаки. Они умели не только воевать, но и обрабатывать плодородную землю, выращивать овощи и фрукты, разводить породистых лошадей выносливой донской породы. Их ещё называли «дончаки».
Важный мотив стихотворения – тема войны. Она угадывается в самом первом четверостишии в словах «от сынов твоих далёких». Сыновья Дона – это казаки, которые служат России вдали от родных берегов. Они устали от войны, устали от погони. Лошади тоже устали от погони, поэтому, они с таким наслаждением пьют вкусную холодную воду из реки.
Пушкин примеряет на себя роль гонца, который привёз на родину, на свободолюбивый Дон, в семьи поклоны от сыновей. Даже на войне они не забывают родную сторонку.
И вот этот гонец приносит радостную весть – войне скоро конец. И возвратятся казаки в родные станицы. Из чего Пушкин сделал такой вывод? Из того, что вот уже пьют воду кони из реки Арпачай. По ту сторону реки – другое государство Турция. Через реку казаки переправляться не будут, нет приказа из Петербурга.
Пушкин естественно, как и всякий разумный человек, был против войны. Но он восхищается казачьей доблестью и отвагой, особенно их любовью к свободе.
В последнем четверостишии он просит реку наградить своих героев чаркой молодого вина из донских виноградников. Вино вкусное, оно искрится на солнце. Дон питает виноградники водой, поэтому, ягоды вырастают крупные, сочные. И вино получается отличного качества, ничуть не хуже европейского.
Угостить чаркой не просто героев, а «лихих наездников». Казаки с детства умели отлично сидеть в седле и управляться с саблей и нагайкой. Из них вырастали отличные войны – смелые, выносливые. Казаки были оплотом царизма.
В своём творчестве Пушкин часто возвращался к теме казачества. Особенно реально она раскрыта в «Истории Пугачева».
Для того, чтобы сделать стихотворение более выразительным и насыщенным, Пушкин использует эпитеты и олицетворения.
Анализ стихотворения Дон по плану
Дон
Возможно вам будет интересно
sochinite.ru
Четыре стиха про Дон | Ростовский Словарь
Александр ПУШКИН
Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон:
От Аракса и Эвфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
- * * *
- Даниил ДОЛИНСКИЙ
- Донская предвечерняя волна
- уже не в синем, но ещё не в алом,
- ещё над старым валом — под забралом
- серебряного облака — луна.
- Смеркается так медленно, так тихо,
- как медленный баркас вдали плывет.
- Ещё не сумрак — не хватает мига,
- секунды, может быть, недостает.
- Мгновение межвременья. Граница
- межвластия. Ни день, ни ночь.
- Черта, когда одна закончена страница,
- а новая — ещё не начата …
- * * *
- Николай ЕГОРОВ
- Как женщина,
- разнеженным теплом
- земля дышала раннею порой,
- проспав рассвет.
- И матовым стеклом
- вода тускнела.
- Ветерок сырой
- тянул от Дона, стлался по песку,
- тяжелому и влажному пока;
- поплававшие вдосталь на веку,
- отлеживали ялики бока.
- Пустив по глади частые круги,
- сазан всплеснулся бронзовым огнём,
- качнулись невесомые куги.
- Зарозовел с востока окоём,
- и вскидывались в роще дерева,
- втесняясь в голубеющий предел.
- Стряхнув росу, кудрявилась трава
- и одуванчик солнышком желтел.
- * * *
- Геннадий ЛАПТЕВ
- У Дона Тихого, в ночной глуши,
- Когда вокруг нет ни души,
- Ты затаись и не дыши,
- Чтоб услыхать, как камыши
- Шуршат в таинственной тиши,
- Как хлюпает лениво сом
- своим серебряным хвостом.
- Его, в ответ, так же лениво,
- Волна шутливо-шаловливо,
- По боку шлёпает игриво.
- И ты, увидев это диво,
- Луной залитого залива,
- Дыханье глубже затаи,
- Чтоб даже ток твоей крови
- Не замутил донские воды.
- Поскольку стал ты надприроден,
- И для природы — инороден.
- И в донщине своей безроден,
- И никому здесь не угоден.
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку «Поделиться» и расскажите друзьям:
rslovar.com
Анализ стихотворения «Дон» Александра Пушкина
- Анализ стихотворений русских поэтов
- Александр Пушкин
- Дон
В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон». В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой пейзаж. Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор: Блеща сред полей широких, Вот он льется!.. Здравствуй, Дон! Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов – рек Арпачай, Аракс, Ефрат.
Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства. Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, — «тихий Дон», «наездники лихие», «поля широкие». Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – «я привез тебе поклон». Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота «Дона».
Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от «сынов ее далеких». Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним. В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – «пьют уже донские кони арпачайскую струю». Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно. Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани. Оттого стихотворение «Дон», по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, «исполнено блеска и радости». В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.
В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто. Причем раскрывал ее поэт в разное время по-разному. Если ранний «Казак» (1814) окрашен в романтические тона, то в «Истории Пугачева» (1833-34) ставка сделана на реализм.
Анализы других стихотворений
Дон
Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю1.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
1829
- Анализ стихотворений русских поэтов
- Александр Пушкин
- Дон
45parallel.net