19 октября: друзья мои, прекрасен наш союз!

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Александр Пушкин
19 октября 1825

pushkinskij-dom.livejournal.com

Александр Пушкин — 19 октября: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Анализ стихотворения 19 октября 1825 г. Пушкина

19 октября было для Пушкина знаменательной датой. В 1811 г. в этот день состоялось открытие Царскосельского лицея, который стал для поэта колыбелью его таланта. Во время учебы сложились его главные жизненные взгляды и убеждения. Пушкин обрел настоящих друзей, которым оставался верен до конца своей жизни. В день окончания лицея товарищи договорились каждый год собираться 19 октября вместе, чтобы не разрывать свой «священный союз», делиться своими горестями и радостями. В 1825 г. Пушкин впервые не смог посетить это дружеское собрание, так как находился в ссылке в с. Михайловском. Вместо себя он отправил стихотворное послание.

Пушкин отмечает знаменательную годовщину в одиночестве. Он поднимает бокал за верных друзей и ведет с ними мысленный разговор. В стихотворении каждому из лицеистов отведены особые чувствительные строки. «Кудрявый наш певец» — Н. А. Корсаков, умерший в 1820 г. во Флоренции и спящий теперь «под миртами Италии». «Любовник беспокойный» — Ф. Ф. Матюшкин, прославившийся своими многочисленными морскими путешествиями. Пушкин отмечает, что ни смерть, ни расстояние не могут помешать душевному общению друзей, навсегда связанных совместной юностью.

Далее поэт обращается к тем, кто посетил его в «изгнании»: Пущину, Горчакову и Дельвигу. Они были наиболее близки Пушкину, с ними он делился самыми сокровенными мыслями и идеями. Поэт искренне рад успехам своих товарищей. У современного читателя при упоминании Царскосельского лицея возникает, прежде всего, ассоциация с Пушкиным. Остальные выпускники также добились успехов на разных поприщах, что давало поэту право гордиться тем, что он с ними учился.

Под влиянием радостного чувства духовной близости Пушкин готов простить и «обидевшего» его царя. Он предлагает выпить за него и не забывать, что император – тоже человек, ему свойственны ошибки и заблуждения. Ради основания Лицея и победы над Наполеоном поэт прощает обиду.

В финале Пушкин выражает надежду на то, что ежегодное собрание повторится еще не раз. Печально звучат слова поэта о неизбежном сужении дружеского круга со временем. Он сожалеет о том несчастном, который будет вынужден встретить очередную годовщину в одиночестве. Пушкин обращает свое послание в будущее и желает последнему живому лицеисту провести этот день «без горя и забот».

Читать стих поэта Александр Пушкин — 19 октября на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

А.С.Пушкин – Друзья мои,наш союз прекрасен…

Jun6

Друзья мои, прекрасен
наш союз!/Prieteni dragi,frumoasa este
uniunea noastra..

А. С. Пушкин/A.S.Puskin

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Надеюсь, ещё долго будем вместе.
И трижды повторить я не боюсь,
В кругу друзей намного интересней.

Вы пишете прекрасные стихи,
И в каждом слове выверены чувства,
А в каждой интонации штрихи,
Великого поистине искусства.

Я в диспутах участвую как все,
И рад принять участье в вашем
споре,
От всех стихов, во всей своей красе,
Душа моя летает на просторе.

И если чуть добавить теплоты,
Без зависти открыто и без лести,
Без всякой нам ненужной суеты,
Хочу, чтоб соблюдали кодекс чести.

poeziarusa.wordpress.com

«Друзья мои, прекрасен наш союз» |

Сочинения по литературе: «Друзья мои, прекрасен наш союз» Мы знаем Пушкина-человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин-поэт! А. Блок Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихи сопровождают нас всю жизнь — с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз воспринимаем их по-новому.

Пушкинская лирика прекрасна и многообразна. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мыслей и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века. «Что ж было предметом его (А. С.

Пушкина) поэзии?» — спрашивал Н. В. Гоголь.

И отвечал: «Все стало предметом…» Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихи А. С. Пушкин передает и чисто индивидуальные ощущения (мысли и чувства, восторги и переживания), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет современному читателю заглянуть в иную эпоху, посмотреть на мир глазами великого поэта. Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А.

С. Пушкина, конечно же было много друзей: И. Пущин, Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике («Во глубине сибирских руд…», «К Чаадаеву», «И. И. Пущину» и многие другие).

Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. («19 октября», 1825 г.) 19 октября — день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С.

Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта: Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли! 19 октября», 1827 г.) А сколько было таких «бурь» и «житейских» невзгод! Но самым суровым испытанием был 1825 год, ознаменовавшийся историческим событием — восстанием декабристов. Хотя поэт не принадлежал ни к какому тайному обществу и не принимал участия в восстании на Сенатской площади, у него было много общих взглядов, надежд и воспоминаний с «первенцами свободы».

Все это тоже отразилось в лирике А. С. Пушкина. Так, например, в стихотворении «Арион» (1827 г.) для иносказательного изображения своих связей с декабристами автор использует миф о древнегреческом поэте и музыканте, который был спасен от гибели в море очарованным его пением дельфином. В этом стихотворении А. С. Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой Ариона, который один среди друзей уцелел после «вихря шумного».

Под словом «вихрь» поэт, по-видимому, подразумевает декабрьское восстание. Несмотря на поражение, А. С. Пушкин, «таинственный певец», остается верен своим друзьям и идеалам: «Я гимны прежние пою». Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» явилось посланием в Сибирь ссыльным декабристам. В нем А. С.

Пушкин поддерживает друзей, призывает «хранить гордое терпенье» и верить в то, что Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Автор пишет, что те, кто остался на свободе, не забывают о своих друзьях: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Близость к декабристам, дружба с некоторыми из них послужили причиной тому, что А. С.

Пушкин оказался в ссылке в Михайловском. Там, страдая от одиночества, поэт был сильно потрясен тем, что к нему, нарушая все запреты, приехал И. И. Пущин: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

(«И. И. Пущину») Это событие, когда поэт сам почувствовал величие и силу истинной дружбы, не могло быть забыто. И уже после поражения декабристов А. С. Пушкин пишет послание «И.

И. Пущину» (1826 г.), в котором вспоминает приезд друга и «молит святое провиденье», чтоб озарилось заточенье И. Пущина «лучом лицейских ясных дней». Это стихотворение было переслано И. Пущину на каторгу вместе с посланием декабристам «Во глубине сибирских руд…». Таким образом, стихи А. С.

Пушкина поражают читателей своей искренностью и простотой, верой в нескончаемое дружеское чувство. Они очень легко читаются и запоминаются, оставляют в душе человека неизгладимые впечатления. Н. В. Гоголь писал, что в пушкинских стихах «нет наружного блеска», что они «просты» и «приличны», «слов немного, но они так точны, что обозначают все».

А для того чтобы самому понять весь смысл пушкинских стихов, пережить радости и печали вместе с поэтом, надо лишь взять сборник его стихов и окунуться в необычный и прекрасный мир поэзии А. С. Пушкина.

historylib.net

19 октября 1825 ( Друзья мои, прекрасен наш союз ) — Поэты и писатели

Стихотворение Пушкина «19 октября 1825» ▼ Роняет лес багряный свой убор ▼

Друзья мои, прекрасен наш союз ▼ Служенье муз не терпит суеты ▼ Романс «Роняет лес багряный свой убор» ▼

Стихотворение Пушкина «19 октября 1825»

Стихотворение написано Пушкиным в 1825 г. 19 октября 1811 г. – день основания Царскосельского Лицея, куда поступили Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Пушкин и другие лицеисты «первого набора».

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Пылай, камин, в моей пустынной келье;

А ты, вино, осенней стужи друг,

Пролей мне в грудь отрадное похмелье,

Минутное забвенье горьких мук.

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать весёлых много лет.

Я пью один; вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовёт;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждет.

Меня друзья сегодня именуют.

Но многие ль и там из вас пируют?

Ещё кого не досчитались вы?

Кто изменил пленительной привычке?

Кого от вас увлёк холодный свет?

Чей глас умолк на братской перекличке?

Кто не пришёл? Кого меж вами нет?

С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит, и дружеский резец

Не начертал над русскою могилой

Слов несколько на языке родном,

Чтоб некогда нашёл привет унылый

Сын севера, бродя в краю чужом.

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лёд полунощных морей?

Счастливый путь. С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О волн и бурь любимое дитя!

Прекрасных лет первоначальны нравы:

Лицейский шум, лицейские забавы

Средь бурных волн мечталися тебе;

Ты простирал из-за моря нам руку,

Ты нас одних в младой душе носил

И повторял: «На долгую разлуку

Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой,

Устав, приник ласкающей главой.

С мольбой моей печальной и мятежной,

С доверчивой надеждой первых лет,

Друзьям иным душой предался нежной;

Но горек был небратский их привет.

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

Хвала тебе – фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай просёлочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты.

Опомнимся – но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Не стоит мир; оставим заблужденья!

Сокроем жизнь под сень уединенья!

Я жду тебя, мой запоздалый друг –

Приди; огнём волшебного рассказа

Сердечные преданья оживи;

Поговорим о бурных днях Кавказа,

О Шиллере, о славе, о любви.

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слёз и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Опять до дна, до капли выпивайте!

Но за кого? о други, угадайте.

Ура, наш царь! так! выпьем за царя.

Он человек! им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

Увы, наш круг час от часу редеет;

Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;

Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему.

Кому ж из нас под старость день Лицея

Торжествовать придётся одному?

Несчастный друг! средь новых поколений

Докучный гость и лишний, и чужой,

Он вспомнит нас и дни соединений,

Закрыв глаза дрожащею рукой.

Пускай же он с отрадой хоть печальной

Тогда сей день за чашей проведёт,

Как ныне я, затворник ваш опальный,

Его провёл без горя и забот.

Стихотворение «19 октября 1825» читают:

Романс «Роняет лес багряный свой убор»

В 1985 г. первая строфа стихотворения легла в основу романса Александра Матюхина:

«Роняет лес багряный свой убор» – слушать ►

Другие стихотворения Пушкина

rus-poetry.ru

“Друзья мои, прекрасен наш союз”

Мы знаем Пушкина-человека,
Пушкина – друга монархии,
Пушкина – друга декабристов.
Все это бледнеет перед одним:
Пушкин-поэт!
А. Блок
Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихи сопровождают нас всю жизнь – с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз воспринимаем их по-новому.
Пушкинская лирика прекрасна и многообразна. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мыслей и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века.
“Что ж было предметом его (А. С. Пушкина) поэзии?” – спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: “Все стало предметом… ” Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихи А. С. Пушкин передает и чисто индивидуальные ощущения (мысли и чувства, восторги и переживания), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет современному читателю заглянуть в иную эпоху, посмотреть на мир глазами великого поэта.
/>
Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А. С. Пушкина, конечно же было много друзей: И. Пущин, Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер и другие. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике (“Во глубине сибирских руд… “, “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину” и многие другие).
Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(“19 октября”, 1825 г.)
19 октября – день открытия лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска (к которым принадлежал и А. С. Пушкин). С этим днем связаны встречи старых друзей, разговоры и споры, светлые и добрые, а порой и грустные воспоминания. Вот почему именно с этой датой связаны некоторые стихотворения поэта:
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
(“19 октября”, 1827г.)
А сколько было таких “бурь” и “житейских” невзгод! Но самым суровым испытанием был 1825 год, ознаменовавшийся историческим событием – восстанием декабристов. Хотя поэт не принадлежал ни к какому тайному обществу и не принимал участия в восстании на Сенатской площади, у него было много общих взглядов, надежд и воспоминаний с “первенцами свободы”. Все это тоже отразилось в лирике А. С. Пушкина.
Так, например, в стихотворении “Арион” (1827г.) для иносказательного изображения своих связей с декабристами автор использует миф о древнегреческом поэте и музыканте, который был спасен от гибели в море очарованным его пением дельфином. В этом стихотворении А. С. Пушкин сравнивал свою судьбу с судьбой Ариона, который один среди друзей уцелел после “вихря шумного”. Под словом “вихрь” поэт, по-видимому, подразумевает декабрьское восстание. Несмотря на поражение, А. С. Пушкин, “таинственный певец”, остается верен своим друзьям и идеалам: “Я гимны прежние пою”.
Стихотворение “Во глубине сибирских руд… ” явилось посланием в Сибирь ссыльным декабристам. В нем А. С. Пушкин поддерживает друзей, призывает “хранить гордое терпенье” и верить в то, что
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Автор пишет, что те, кто остался на свободе, не забывают о своих друзьях:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Близость к декабристам, дружба с некоторыми из них послужили причиной тому, что А. С. Пушкин оказался в ссылке в Михайловском. Там, страдая от одиночества, поэт был сильно потрясен тем, что к нему, нарушая все запреты, приехал И. И. Пущин:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(“И. И. Пущину”)
Это событие, когда поэт сам почувствовал величие и силу истинной дружбы, не могло быть забыто. И уже после поражения декабристов А. С. Пушкин пишет послание “И. И. Пущину” (1826г.), в котором вспоминает приезд друга и “молит святое провиденье”, чтоб озарилось заточенье И. Пущина “лучом лицейских ясных дней”. Это стихотворение было переслано И. Пущину на каторгу вместе с посланием декабристам “Во глубине сибирских руд… “.
Таким образом, стихи А. С. Пушкина поражают читателей своей искренностью и простотой, верой в нескончаемое дружеское чувство. Они очень легко читаются и запоминаются, оставляют в душе человека неизгладимые впечатления. Н. В. Гоголь писал, что в пушкинских стихах “нет наружного блеска”, что они “просты” и “приличны”, “слов немного, но они так точны, что обозначают все”.
А для того чтобы самому понять весь смысл пушкинских стихов, пережить радости и печали вместе с поэтом, надо лишь взять сборник его стихов и окунуться в необычный и прекрасный мир поэзии А. С. Пушкина.

.

ukr-lit.com

«Друзья! Прекрасен наш союз!»

Разделы:
Литература


Цель
урока
:
раскрыть отношение А.С.Пушкина к друзьям, к дружбе.


Задачи:

  • раскрытие
    понятия дружбы;
  • ознакомление
    с содержаниями стихотворений поэта о дружбе;
  • пробуждение
    интереса к личности поэта;
  • раскрытие
    важности заботы о других людях;

Оборудование: портреты А.С.Пушкина,
Кюхельбекера, Горчакова, Пущина, Дельвига, использование проектора.


Ход урока


I. Стадия урока «Реализация домашнего задания»

Проведение тестирования
по творчеству А.С.Пушкина (Вопросы теста, ключ к тесту демонстрируются через
компьютерный проектор).


Вопросы
теста:


1.
Чьи это слова: «Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе
человека…»?


а)
Н.А.Добролюбов


б)
В.Г.Белинский


в)
Д.И.Писарев


г)
Д.С.Лихачёв


2.
С чем Белинский сравнивал творчество А.С.Пушкина?


а)
с морем


б)
с ручейком


в)
с рекой


г)
С океаном


3.
Кто оказал большое влияние на юного Пушкина?


а)
няня – Арина Родионовна


б)
бабушка – Мария Алексеевна


в)
дядька – Никита Алексеевич


г).
Отец – Сергей Львович


4.
Со скольки лет Пушкин начал писать стихи?


а)
с 7 лет


б)
с 6 лет


в)
с 8 ле


г)
с 5 лет


5.
Кто предложил отдать Пушкина в Царскосельский лицей?


а)
Арина Родионовна


б)
Василий Львович


в)
Сергей Львович


г)
Никита Алексеевич


6.
С каким историческим событием связана творческая жизнь Пушкина?


а)
с декабристским восстанием


б)
с отменой крепостного права


в)
с восстанием Пугачёва


г)
с войной 1812 года


7.
В каком году в Лицее проходил переводной экзамен?


а)
в 1815 году


б)
в 1814 году


в)
в 1813 году


г)
в 1816 году


8.
Кому выпала честь приветствовать Г.Р.Державина?


а)
Дельвигу


б)
Кюхельбекеру


в)
Пушкину


г)
Пущину


Ключ
к тесту.



1

2

3

4

5

6

7

8

б

в

в

а

б

г

а

в

II. Стадия урока «Вызов»

Цель этой стадии: актуализация имеющихся
знаний и представлений о предмете разговора – «Друзья! Прекрасен наш союз».
Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.


Сегодня
мы будем говорить о таких важных проявлениях человеческих отношений, как
дружба, забота людей друг о друге. Вы узнаете, как А.С.Пушкин относился к
дружбе, поймёте, почему он ценил своих друзей.


III. Стадия урока «Осмысление»

Цель этой стадии:
знакомство с новой информацией по теме «Друзья! Прекрасен наш союз».


1.
Лицейская дружба. Вступительное слово учителя


Тема
дружбы в лирике Пушкина: это любимая пушкинская тема имеет автобиографические
истоки. Первой знаменательной вехой в его биографии стал Царскосельский лицей.
Почему же Лицей стал для поэта понятием святым, что определили в нём 6 лет,
проведённых на лицейской скамье? Специальное постановление гласило: «Учреждение
лицея имеет целью образования юношества, особенно предназначенного к важным
частям службы государственной… Все воспитанники равны, как дети одного отца…»


Все
6 лет в Царскосельском лицее воспитанники провели вместе, не расставаясь ни на
день. Поездки домой были запрещены: родители навещали сыновей в определённые
дни. И Лицей стал не просто родным домом. Он стал неким особым миром для этих
мальчиков. В каждом лицеисте было такое чувство личного достоинства,
непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому,
чувство дружбы, родства и братства. Суть отношений заключена в том, что они –
союз, с правами уникальной духовной и душевной близости. Это даже не дружба в
обычном смысле слова, а нечто высшее, иное – необычное явление невиданного ни
до того, ни после того типа связи:

Друзья
мои, прекрасен наш союз!

Он,
как душа, неразделим и вечен –

Неколебим,
свободен и беспечен,

Срастался
он под сенью дружных муз.

Куда
бы нас ни бросила судьбина,

И
счастие куда б ни повело,

Всё
те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество
нам Царское Село.
(«19
октября 1827 года»).

Дружба,
как и любовь, необходима человеку; оба эти чувства дают личности возможность
бескорыстной самоотдачи. Посмотрите, как горяч и искренен Пушкин в дружеских
посланиях, как свято для него понятие «дружества».


2.
Аналитическая работа с текстом


Выразительное
чтение стихотворения «Друзьям»;


Вопросы
по содержанию:

  • Что
    желает поэт своим друзьям? (Чтобы они играли, пели, весело провели вечер,
    обращали внимание на девушек)

  • Как
    вы думаете, как относится поэт к своим друзьям? (Ему радостно от того, что его
    друзья радуются, веселятся; предчувствует, что юность пройдёт, время
    беспечности останется позади)

С
дружбой связаны пиры и веселье. Выразительное чтение стихотворения «Пирующие
студенты».


Вопросы
по содержанию:

  • Как
    характеризует Дельвига? («ленивец сонный», «остряк любезный»).
  • Что
    означает слово «эпиграмма» (один из видов сатирической поэзии, небольшое
    стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо, общественное явление).

Выразительное
чтение стихотворения «Князю А.М.Горчакову». горчаков – лицейский товарищ
Пушкина. После Лицея их пути действительно разошлись: Пушкин оказался в
положении политического ссыльного, а Горчаков сделал блестящую карьеру.


Вопросы
по содержанию:

  • Сколько
    лет исполняется поэту? (18 лет)
  • Какие
    мысли тревожат его перед окончанием Лицея? («Где вы, лета беспечности
    недавней?», «…мы входим в новый свет, но там удел назначен нам неравный…»)
  • Как
    вы думаете, что означает предчувствие поэта: «Моя стезя печальна и темна…»?
  • На
    что и на кого надеется Пушкин? («Мой скромный дар и счастие друзей»).

3.
Дружба в южный период


А.С.Пушкин
оканчивает Лицей, и пути друзей расходятся, но поэта не оставляют воспоминания
о любимых друзьях:

В
изгнанье скучном, каждый час

Горя
завистливым желаньем,

Я
к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю,
вижу вас…
(Из
письма к Я.Я.Толстому, 1821).

В
1824 году за свободолюбивые стихи Пушкин был выслан в имение родителей
Михайловское. Поэту было очень одиноко. Здесь его проездом навестили лицейские
друзья Пущин и Дельвиг. В соседнем имении поэт встретился с Горчаковым,
приехавшим погостить к родственникам. Обо всех этих встречах он вспоминает в
стихотворении «19 октября» 1825 года.


Выразительное
чтение стихотворения «19 октября»


Вопросы
по содержанию:

  • Почему
    печален поэт? (со мною друга нет»)
  • О
    чём думает он, сидя в одиночестве? (кто пирует, кого нет среди друзей, кто
    изменил дружбе)
  • Кого
    подразумевает под «кудрявым нашим певцом»? (лицейского товарища Н.А.Корсакова,
    композитора-любителя)
  • Почему
    его нет среди друзей? (в возрасте 20 лет умер от чахотки в Италии).
  • О
    ком говорит поэт: «Троих из вас, друзей моей души, здесь обнял я»? (о Пущине,
    Горчакове, Дельвиге).
  • Как
    он о них отзывается? Прочтите строки, в которых содержатся эти поэтические
    характеристики.
  • Что
    предсказывает Пушкин? (Промчится год, и с вами снова я, исполнится завет моих
    мечтаний; промчится год, и я явлюся к вам!»)

Выразительное
чтение стихотворения «19 октября 1827 года». Поэт непосредственно обращался к
ссыльным друзьям Пущину и Кюхельбекеру.


Вопросы
по содержанию:

  • Какие
    воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство
    одиночества?
  • Как
    поддерживает он своих друзей?

Выразительное чтение стихотворения «Была пора…». Это воспоминание о прошедшей
жизни, о событиях, свидетелями которых в течение 25 лет были друзья-лицеисты.


Вопросы по содержанию:

  • Как
    поэт характеризует лицейские годы? («жили все и легче, и смелей…»)
  • Какая
    пора настала теперь? («просторнее, грустнее мы сидим, и реже смех средь песен
    раздаётся, и чаще мы вздыхаем и молчим»).

IV. Стадия урока «Рефлексия»

Цель этой стадии:
получение от обучающихся обратной связи на уровне отношения и понимания сути
проблемы «Дружба в жизни человека».


Пушкин
ценил самоотверженность друзей. Для него дружба – это и самоотверженное, смелое
чувство. Дружбу он ставил превыше всего. Время изменило чувства и облик друзей,
но дружба их осталась прежней. Она знаменует собой единство поколения перед
лицом прожитой жизни и характеризует личность самого Пушкина.


Теперь
я прочитаю фрагменты из книги «Письма о добром» одного замечательного Человека,
выдающегося учёного нашей страны Д.С.Лихачёва. он сделал очень много для
сохранения и развития культуры нашей страны. Был очень добр и внимателен к
людям, прожил большую жизнь.


Фрагмент
1.


«Есть
слово, которое человеку очень важно знать и понимать. Это слово –
«сострадание». Сострадание – это умение со-чувствовать, со-переживать, когда
другому плохо. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми,
нацией, народом, страной, Вселенной…»


Фрагмент
2.


«Забота
скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет
односельчан, жителей одного города, одной страны…»


Фрагмент
3.


«Забота
объединяет людей, крепит память о пролом и направлена целиком на будущее. Это
не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы,
патриотизма…»


(Д.
Лихачёв «Письма о добром», Санкт-Петербург, издательство «Нотабене», 1994,
с.28-30).


(Фрагменты
демонстрируются через проектор).


Вопросы
для обучающихся:

  • Есть
    ли у вас друзья?
  • Как
    вы понимаете значение дружбы?
  • В
    чём проявляется дружба?
  • Что
    вы чувствуете, когда ваш друг оказывается в трудном положении?

Выводы
по проблеме:


Обучающимся
даётся задание самостоятельно сделать вывод по проблеме:


Дружба,
как и любовь, необходима человеку; оба эти чувства дают личности возможность
бескорыстной самоотдачи;


Дружба
– это самоотверженное, смелое чувство;


Забота
скрепляет дружбу;


Забота
– проявление чувства дружбы;


(Выводы
демонстрируются через проектор).


V. Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений
А.С.Пушкина на тему дружбы.

Литература

1. С.В.Тураева
«Литература. Справочные материалы». Москва, 1988.


2. Н.Скатов
«Пушкин». Ленинград, 1999.


3. Б.Ф.Егоров
«Русские писатели. Биобиблиографический словарь». ч.2. Москва, 1990.


4. Д.С.Лихачёв
«письма о добром». Санкт-Петербург, 1994.



07 мая 2009 г. в 14:18

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о