Первое стихотворение Пушкина

К сожалению, ни один документальный источник не сохранил тексты первых сочинений маленького Александра. Его младший брат и литературный секретарь Лев Пушкин вспоминал: «Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году (то есть примерно в 1807 году. — Прим. ред.), умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии». Эти пьески юный Пушкин обожал разыгрывать для старшей сестры Ольги.

Самые ранние из сохранившихся стихотворений поэта, датированные периодом между 1809 и 1811 годом, известны сегодня как раз благодаря Ольге Пушкиной (в замужестве — Павлищевой). Их записал с ее слов, а позже опубликовал в «Материалах для биографии А.С. Пушкина» историк литературы и литературный критик Павел Анненков:

Первые попытки авторства, вообще рано проявляющиеся у детей, пристрастившихся к чтению, обнаружились у Пушкина, разумеется, на французском языке и отзывались влиянием знаменитого комического писателя Франции [Мольера]. Пушкин любил импровизировать комедийки и, по общему согласию с сестрой, устроил нечто вроде театра, где автором и актером был брат, а публикой — сестра. Раз как-то публика освистала его пьесу «L’Escamoteur» [«Похититель»]. Автор отделался от оскорбления эпиграммой, сохранившейся доселе в памяти тогдашнего судьи:

Dis moi, pourquoi l’Escamoteur
Est-il sifflé par le parterre?
Hélas! c’est que le pauvre auteur
L’escamota de Molière.

Скажите мне, почему «Похититель»
Освистан партером?
Увы, потому что бедный автор
Похитил его у Мольера. (Пер. с франц.)

Известно еще одно маленькое стихотворение, которое Пушкин сочинил до поступления в лицей. Его также опубликовал Павел Анненков:

Je chante ce combat, que
Toly remporta,
Où maint guerrier périt, où Paul se signala,
Nicolas Maturin et la belle Nitouche,
Dont la main fut le prix d’une horrible escarmouche.

Пою сей бой, в котором
Толи одолел,
Где погиб не один воин, где Поль отличился,
Никола Матюрин и прекрасная Нитуш,
Рука которой была трофеем ужасной стычки.
(Пер. с франц.)

«Стишки гладенькие и легкие. Они были предшественниками таких же русских стихов, которые Пушкин начал писать уже в лицее, — писал Анненков. — Авторство шло параллельно с его чтением. Ознакомившись с Лафонтеном, Пушкин стал писать басни. Начитавшись «Генриады», он задумал поэму в шести песнях, но здесь останавливает нас одна характеристическая особенность. Это была не героическая поэма, как следовало бы ожидать, а шуточная. Содержанием послужила война между карлами и карлицами во времена Дагоберта. Карло последнего, по имени Толи, был героем ее, почему и вся поэма называется «La Tolyade» («Толиада»). Начиналась она вышеуказанным четверостишием. Все это было во вкусе того, что слышал Пушкин вокруг себя и чему он довольно долго подражал, как увидим после. Гувернантка похитила тетрадку поэта и отдала мосье Шеделю, жалуясь, что «мосье Александр» за подобными вздорами забывает о своих уроках. Шедель расхохотался при первых стихах. Раздраженный автор тут же бросил в печку свое произведение».

www.culture.ru

Сколько всего произведений и стоихов написал Пушкин?

Я насчитала у Пушкина (10 томов, но это далеко не полное собрание сочинений) 1 РОМАН В СТИХАХ: «Евгений Онегин» ; 12 ЗАКОНЧЕННЫХ ПОЭМ: 1. Руслан и Людмила; 2. Кавказский пленник; 3. Гаврилиада; 4. Братья-разбойники; 5. Бахчисарайский фонтан; 6. Цыганы; 7. Граф Нулин; 8. Полтава; 9. Тазит; 10. Домик в Коломне; 11. Анджело; 12. Медный всадник; 6 НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПОЭМ: 1. Монах; 2. Бова; 3. Исповедь; 4. Вадим; 5. Езерский; 6. Юдифь; НАБРОСКИ И ПЛАНЫ К 6 ПОЭМАМ: 1. Поэма о гетеристах; 2. Актеон; 3. Мстислав; 4. Агасфер; 5. Кирджали; 6. Казачка и черкес. 7 СКАЗОК: 1. Сказка о попе и о работнике его Балде: 2. Сказка о медведихе (неоконченная) ; 3. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Саотановиче и о прекрасной царевне лебеди; 4. Сказка о рыбаке и рыбке; 5. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях; 6. Сказка о золотом петушке; 7. Царь Никита и сорок его дочерей (не для детского чтения) . И еще ПЛАНЫ И НАБРОСКИ к «Сказке о Бове-королевиче» . 15 ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: 1. Арап Петра Великого; 2. Выстрел (Повести Белкина) ; 3. Метель (Повести Белкина) ; 4. Гробовщик (Повести Белкина) ; 5. Станционный смотритель (Повести Белкина) ; 6. Барышня-крестьянка (Повести Белкина) ; 7. История села Горихина; 8. Староста Трифон (Баснословные времена) ; 9. Рославлев (Баснословные времена) ; 10. Дубровский; 11. Пиковая дама; 12. Кирджали; 13. Египетские ночи; 14. Капитанская дочка; 15. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года; НЕСКОЛЬКО НАБРОСКОВ К ПОВЕСТЯМ И РОМАНАМ; 1. Гости съезжались на дачу… ; 2. Роман в письмах; 3. На углу маленькой площади… ; 4. Записки молодого человека; 5. Роман на кавказских водах; 6. Русский Пелам; 7. Мы проводили вечер на даче… ; 8. Повесть из римской жизни; 9. Марья Шонинг; 8 ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: 1. Борис Годунов; 2. Скупой рыцарь; 3. Моцарт и Сальери; 4. Каменный гость; 5. Пир во время чумы; 6. Русалка; 7. Сцены из рыцарских времен; 8. Вадим; ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СТАТЬИ (МНОГИЕ НЕОКОНЧЕННЫЕ) : 1. История Пугачева; 2. Об «Истории пугачевского бунта»; 3. Записи устных рассказов, преданий, песен о Пугачеве; 4. О французской революции: 5. Очерк истории Украины (вводные страницы на французском языке) ; 6. Замечания на Анналы Тациата; 7. Материалы для заметок о книге С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки». 8. История Петра I — незавершенный труд Пушкина, дошедший до нас в виде обширного подготовительного текста, в котором Пушкин закрепил результаты изучения им Петровской эпохи. ЕСТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА СТИХОТВОРЕНИЙ, ПУБЛИКУЕМЫХ В ОСНОВНОМ РАЗДЕЛЕ, – 140 (1 том) и 298 (2 том) . ВСЕГО – 438. СТИХОТВОРЕНИЙ В РАЗДЕЛЕ «Ранние стихотворения, незавершенное, отрывки, наброски» (1 том) – 184, в разделе «Незавершенное, отрывки, наброски» (2 том) – 161. ВСЕГО – 345. ИТОГО СТИХОТВОРЕНИЙ – 783. (Стихотворные циклы, например «Песни западных славян» — 16 стихотворений, или «Подражание Корану» — 9 стихотворений, учитывались как одно произведение).

У меня меньше)))

7 сказок и 783 стиха. Он написал 800 произвидений

он написал около 826 произведений

а как можно столько написать, если он прожил неполных 37 лет? Если учитывать его детство, отрочество-это уже лет 15, плюс- балы, » пьянки. гулянки» частные мероприятия, сон и вся прочая лабуда-это еще лет 7 набежит, если не больше. Остается лет 15-12 на чистую трудовую деятельность. По сравнению хотя бы с Шекспиром, прожившим в два с половиной раза больше, Александр Сергеевич просто гигант мысли, а мы большая часть населения планеты, вообще зря проживаем жизнь.

Я считаю, что мы никогда не узнаем ответа на вопрос: «Сколько произведений написал А. С. Пушкин?». Так как многие произведения были утеряны, забыты, не опубликованы, вполне вероятно, что он мог уничтожить некоторые произведения, что вызывает сомнения по этому поводу. Не спорю, произведения, которые дошли до нас можно сосчитать и наверняка их около 1000, есть незаконченные произведения, но по моему, так как они не дописаны и считать их за произведение не стоит. Я ни в коем случае не оскорбляю этого великого писателя, гения. Я лишь привожу факты.

у меня 624 стиха

Александр Сергеевич Пушкин написал 3000 произведений.

19 октября 1827 («Бог помочь вам, друзья мои…») 19 октября 1828 («Усердно помолившись богу…») 19 октября («Роняет лес багряный свой убор…») 27 мая 1819 («Веселый вечер в жизни нашей…») «A son amant Eglé sans résistance…» «Avez-vous vu la tendre rose…» (Stances) Couplets («Quand un poète en son extase…») Ex ungue leonem («Недавно я стихами как-то свистнул…») «J’ai posséedée maitesse honêtte…» Mon portrait («Vous me demandez mon portrait…») NN («Я ускользнул от Эскулапа…») «On peut très bien, mademoiselle…» (Кж. В. М. Волконской) «Quand au front du convive, au beau sein de Délie…» «Quand un poète en son extase…» (Couplets) Stances («Avez-vous vu la tendre rose…») «Tien et mien, — dit Lafontainе…» To Dawe, Esqr («Зачем твой дивный карандаш…») «Vous me demandez mon portrait…» (Mon portrait) «А в ненастные дни…» Адели («Играй, Адель…») Акафист Екатерине Николаевне Карамзиной («Земли достигнув наконец…») Аквилон («Зачем ты, грозный аквилон…») Алексееву («Мой милый, как несправедливы…») «Альфонс садится на коня…» Амур и Гименей («Сегодня, добрые мужья…») Ангел («В дверях эдема ангел нежный…») Анджело Андрей Шенье («Меж тем, как изумленный мир…») Анне Н. Вульф («Увы! напрасно деве гордой…») Анчар («В пустыне чахлой и скупой…») «Аптеку позабудь ты для венков лавровых…» Арап Петра Великого Арион («Нас было много на челне…») «Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!..» (К другу стихотворцу) «Арист нам обещал трагедию такую…» (Эпиграмма) «Ах! боже мой, какую…» (На гр. А. К. Разумовского) Бакуниной («Напрасно воспевать мне ваши именины…») Баллада («Что ты, девица, грустна…») Баратынскому. Из Бессарабии («Сия пустынная страна…») Баратынскому («Я жду обещанной тетради…») Барышня-крестьянка (Повести покойного Ивана Петровича Белкина) Батюшкову («В пещерах Геликона…») Бахчисарайский фонтан «Беги, сокройся от очей…» (Вольность) Ода Безверие («О вы, которые с язвительным упреком…») «Безумных лет угасшее веселье…» (Элегия) «Бессмертною рукой раздавленный зоил…» (На Каченовского) Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи…») «Благословен твой подвиг новый…» (Фазиль-хану) «Благослови, поэт!.. В тиши парнасской сени…» (К Жуковскому) «Благословляю новоселье…» (Новоселье) «Благочестивая жена…» (Гр. Орловой-Чесменской) «Блажен в златом кругу вельмож…» «Блажен, кто в отдаленной сени…» (Уединение) «Блажен, кто в шуме городском…» (Из письма к кн. П. А. Вяземскому) Блаженство («В роще сумрачной, тенистой…») «Блестит луна, недвижно море спит…» «Блеща средь полей широких…» (Дон) «Близ мест, где царствует Венеция златая…» «Бог веселый винограда…» «Бог весть за что философы, пииты…» (Твой и мой) «Бог помочь вам, друзья мои…» (19 октября 1827) «Богами вам еще даны…» (Друзьям) «Боже! царя храни!» «Больны вы, дядюшка? Нет мочи…» Борис Годунов Бородинская годовщина («Великий день Бородина…») «Брадатый староста Авдей…» «Бранись, ворчи, болван болванов…» (На Ланова) «Брат милый, отроком расстался ты со мной…» (Л. Пушкину) Братья разбойники «Брови царь нахмуря…» «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Будрыс и его сыновья («Три у Будрыса сына, как и он, три литвина…») «Будь подобен полной чаше…» Буря («Ты видел деву на скале…») «Буря мглою небо кроет…» (Зимний вечер) «Бывало в сладком ослепленье…» «Бывало, прежних лет герой…» (На Рыбушкина) «Был и я среди донцов…» «Была пора: наш праздник молодой…» «Быть может, уж недолго мне…» (П. А. Осиповой) «В Академии наук…» «В Дориде нравятся и локоны златые…» (Дорида) В. Л. Давыдову («Меж тем как генерал Орлов…») В. Л. Пушкину («Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович!..») В. Л. Пушкину («Что восхитительней, живей…») В. С. Филимонову при получении поэмы его «Дурацкий колпак» («Вам музы, милые

он их на заводе штамповал пачками.

у меня такойй же вопрос

touch.otvet.mail.ru

сколько всего произведений написал А. С. Пушкин?

10 томов, но это далеко не полное собрание сочинений

1 РОМАН В СТИХАХ: «Евгений Онегин» ;

12 ЗАКОНЧЕННЫХ ПОЭМ:
1. Руслан и Людмила;
2. Кавказский пленник;
3. Гаврилиада;
4. Братья-разбойники;
5. Бахчисарайский фонтан;
6. Цыганы;
7. Граф Нулин;
8. Полтава;
9. Тазит;
10. Домик в Коломне;
11. Анджело;
12. Медный всадник;

6 НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПОЭМ:
1. Монах;
2. Бова;
3. Исповедь;
4. Вадим;
5. Езерский;
6. Юдифь;

НАБРОСКИ И ПЛАНЫ К 6 ПОЭМАМ:
1. Поэма о гетеристах;
2. Актеон;
3. Мстислав;
4. Агасфер;
5. Кирджали;
6. Казачка и черкес.

7 СКАЗОК:
1. Сказка о попе и о работнике его Балде:
2. Сказка о медведихе (неоконченная) ;
3. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Саотановиче и о прекрасной царевне лебеди;
4. Сказка о рыбаке и рыбке;
5. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях;
6. Сказка о золотом петушке;
7. Царь Никита и сорок его дочерей (не для детского чтения) .

И еще ПЛАНЫ И НАБРОСКИ к «Сказке о Бове-королевиче» .

15 ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
1. Арап Петра Великого;
2. Выстрел (Повести Белкина) ;
3. Метель (Повести Белкина) ;
4. Гробовщик (Повести Белкина) ;
5. Станционный смотритель (Повести Белкина) ;
6. Барышня-крестьянка (Повести Белкина) ;
7. История села Горихина;
8. Староста Трифон (Баснословные времена) ;
9. Рославлев (Баснословные времена) ;
10. Дубровский;
11. Пиковая дама;
12. Кирджали;
13. Египетские ночи;
14. Капитанская дочка;
15. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года;

НЕСКОЛЬКО НАБРОСКОВ К ПОВЕСТЯМ И РОМАНАМ;
1. Гости съезжались на дачу… ;
2. Роман в письмах;
3. На углу маленькой площади… ;
4. Записки молодого человека;
5. Роман на кавказских водах;
6. Русский Пелам;
7. Мы проводили вечер на даче… ;
8. Повесть из римской жизни;
9. Марья Шонинг;

8 ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
1. Борис Годунов;
2. Скупой рыцарь;
3. Моцарт и Сальери;
4. Каменный гость;
5. Пир во время чумы;
6. Русалка;
7. Сцены из рыцарских времен;
8. Вадим;

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СТАТЬИ (МНОГИЕ НЕОКОНЧЕННЫЕ) :
1. История Пугачева;
2. Об «Истории пугачевского бунта»;
3. Записи устных рассказов, преданий, песен о Пугачеве;
4. О французской революции:
5. Очерк истории Украины (вводные страницы на французском языке) ;
6. Замечания на Анналы Тациата;
7. Материалы для заметок о книге С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки».
8. История Петра I — незавершенный труд Пушкина, дошедший до нас в виде обширного подготовительного текста, в котором Пушкин закрепил результаты изучения им Петровской эпохи.

ЕСТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

СТИХОТВОРЕНИЙ, ПУБЛИКУЕМЫХ В ОСНОВНОМ РАЗДЕЛЕ, – 140 (1 том) и 298 (2 том) . ВСЕГО – 438.

СТИХОТВОРЕНИЙ В РАЗДЕЛЕ «Ранние стихотворения, незавершенное, отрывки, наброски» (1 том) – 184, в разделе «Незавершенное, отрывки, наброски» (2 том) – 161. ВСЕГО – 345.

ИТОГО СТИХОТВОРЕНИЙ – 783.

(Стихотворные циклы, например «Песни западных славян» — 16 стихотворений, или «Подражание Корану» — 9 стихотворений, учитывались как одно произведение).

otvet.mail.ru

Лицейский период Пушкина. Произведения Пушкина в лицейский период

Пушкин не гонялся за вдохновением. Он мог писать всегда и везде – на прогулке, в классе, в саду, во время молитвы. В стихотворении «Моему Аристарху» 16-летний поэт сообщает, как у него рождаются стихи: «Задумаюсь—взмахну руками, на рифмах вдруг заговорю».

Вычеркнул детство из памяти. Вспоминал только Лицей

Если рассматривать такое понятие, как биография Пушкина, лицейский период – это то, с чего стоит начать. Именно этот этап жизни описывает становление классика на поприще поэта. До семи лет Пушкин рос замкнутым, угрюмым, молчаливым, неповоротливым мальчиком, с мутным взглядом и вялыми на все реакциями. Порой он производил впечатление чуть ли не умственно отсталого.

А Саша просто был нелюбимым ребенком. Ни капли нежности не получил он от родителей. Обласканы и Надеждой Осиповной, и Сергеем Львовичем были сестра Ольга и особенно младший брат Левушка. Не поэтому ли стихи Пушкина лицейского периода не содержат образа любящей матери?

Только няня и бабушка

А про няню Арину Родионовну и ее сказки в лицейский период Пушкина мы наслышаны. Муза в стихотворении «Сон» выступает в образе «мамушки». Это было навеяно воспоминаниями об Арине Родионовне. Именно она также стала прообразом няньки Орины Егоровны в повести «Дубровский».

И зять Арины Родионовны Никита Тимофеевич, ставший «дядькой» мальчика и искренне его любивший, напоминает верного слугу Савельича из «Капитанской дочки». Козлов, так преданно любивший своего барчука Сашу всю жизнь, будет провожать его и в последний путь на кладбище Святогорского монастыря. Эти люди, одни из немногих, кто действительно ценил поэта таким, каким он был.

Ночные чтения

Перемена в юном Пушкине произошла резко, благодаря тому, что у него появилась няня с ее любовью, заботой и сказками. Повлияло и общение с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, в деревне у которой подросток проводил лето.

Сашу было не узнать. Он больше не сидел, скрючившись в углу, а бегал по комнатам, прыгал через стулья, громко смеялся. Стал непоседой, егозой. Или Сверчком, как его прозвали потом ровесники в Лицее.

Интерес к литературе у него появился рано. В восемь лет он бегло читал и хорошо писал. По ночам тайком пробирался в огромную библиотеку отца и листал книги античных авторов, французских, российских. В этом же возрасте стал сочинять. Первые произведения были на французском языке. Это эпиграммы на своих гувернеров и учителей. По словам брата Левы, он имел великолепную памятью и в 11 лет «знал наизусть всю французскую литературу».

«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука»

Так говорила Мария Алексеевна, которая очень любила Сашу, да и он был к ней сильно привязан. Ее волновало будущее мальчика. Внук хоть и охотник был до книжек, но учился плохо. Лекторы жаловались, что он еще и ветреный, легкомысленный. Мария Алексеевна переживала, как пойдет его жизнь, если он не переменится.

Слава Богу, Саша переменился! Но это превращение тихони в подростка с пылким темпераментом принесло семье немало хлопот. Его не могли обуздать ни гувернеры, ни родители. И появилась мысль отдать отрока в закрытое учебное заведение строгого режима. Выбрали престижный, только что открывшийся Царскосельский Лицей.

12-летний Саша сдал успешно вступительные экзамены. Больше того, если говорить про лицейский период Пушкина кратко, то прибыл он туда с запасом самых разных жизненных впечатленийи знаний, почерпнутых из книг. Его «первый и бесценный друг» Иван Пущин вспоминал, что одногрупники были немало удивлены, узнав, что Александр Сергеевич в своем развитии их опередил.

Строгостью и не пахло

Однако, никакой особой строгости в Лицее не было. Даже телесные наказания в лицейский период Пушкина были отменены, в отличие от других учебных заведений. В целом атмосфера была либеральная, демократическая.

Учение Сверчку давалось легко. Педагоги нелюбимых Пушкиным предметов особых требований к нему не предъявляли. Так, учитель математик, зная отношение Саши к этой науке, только журил его.

А вот российскую и зарубежную словесность Пушкин обожал. И как всегда много читал беллетристики, исторических книг.

Друзья-лицеисты создали свой литературный кружок. Выпускали рукописные журналы, играли в игры по мотивам произведений классиков того времени.

Благодаря этому Пушкин, другое прозвище которого было Француз (поскольку он блистал знаниями этого языка), влюбился в родную речь. Да так, что впоследствии создал современный русский стиль письма.

Стихи Пушкина лицейского периода – это остроумные, меткие эпиграммы, сценки, лирика. Он даже начал поэму «Руслан и Людмила». Но закончил лишь через три года после выхода из Лицея — в 1820.

«Друзья, прекрасен наш союз!»

Впервые в жизни его окружали люди, которые испытывали к нему уважение и восхищение. «Друзья, прекрасен наш союз!» — писал он в адрес одногрупников. Именно в лицейский период Пушкина произошла столь важная перемена в его жизни: была обретена «роскошь человеческого общения».

Его товарищи вместе с профессором Александром Куницыным, который читал сразу 12 предметов, и Александром Галичем, преподавателем латинской и российской словесности, горячо обсуждали события Отечественной войны 1812 года. Она началась через год после их поступления в Лицей. Все вместе они искали смысл жизни, каждый свое собственное предназначение, служение высоким целям.

В истории мировой литературы еще не было такого, чтобы кто-то из поэтов или писателей в своих произведениях так много места уделял альма матер, как Пушкин своему Лицею. Спустя годы он даже на рукописи «Евгения Онегина» нарисовал Лицей.

Это учебное заведение отображено в его стихах, ранних и поздних, посланиях друзьям, на страницах нетленных романов, в посвящениях годовщинам школы.

«В садах Лицея являться Муза стала мне»

Лицейский период Пушкина длился шесть лет, с 1811 по 1817 годы. Писать серьезно он начал в 13 лет. И также рано попал в печатные издания. В июльском номере «Вестника Европы» впервые появился опус 15-летнего поэта под названием «К другу-стихотворцу». Правда, он поставил псевдоним «Александр Н.к.ш.п.». Современные филологи расшифровали его: это были согласные буквы его фамилии, но в обратном порядке. Таким манером подписывал отдельные свои стишки его дядя — Василий Львович Пушкин. Он только просто выбрасывал все гласные буквы — П.ш.к.н.

Стихотворения Пушкина лицейского периода, по мнению большого знатока его творчества, Бориса Томашевского, показывают, что он вполне овладел техникой поэзии. А написанное им в 13 лет явилось целой вехой, поворотом в судьбе.

Дошло 120 стихотворений

За лицейский период в творчестве Пушкина создано много стихов. Дошло до нас 120. Тематика разная, от любви к родине, высокого назначения поэта, до любви к женщине. Он черпал вдохновение отовсюду. И также, у поэтов Франции XVII—XVIII веков. Его привлекали Парни и Вольтер. Вот почему произведения Пушкина в лицейский период сочетают переплетение классицизма французского с русским.

Стихотворение «К Наталье», написанное в 1813 году, имеет конкретного адресата. Это крепостная актриса театра, хозяином которого в Царском Селе был граф В. Толстой. А лицеист Пушкин в Наталью был влюблен.

Лицейский период в творчестве Пушкина связан с огромным количеством произведений о настоящей дружбе. Это и «На семнадцатилетие И. Пущина», и «Пирующие студенты», и поэмы в честь любимых преподавателей.

Благодаря подражанию Жуковскому, который возглавил в России течение романтизма, лицейский период в жизни Пушкина характерен написанием элегий на тему неразделенной любви, разлуки, раннего ухода из жизни. Однако все это модное подражательство не мешало самому поэту всецело предаваться радостям молодой жизни.

Дружба с великими

Лицейский период в жизни Пушкина неразрвно связан с появлением в жизни поэта настоящих учителей, которые определили его дальнейшую стезю. Александра приняли в кружок передовых литераторов «Арзамас». Это были сторонники нового направления в литературе, «карамзинского». Оно предполагало борьбу с устаревшими писательскими правилами и традициями.

Пушкин завязывает творческие и дружеские отношения с выдающимися поэтами того времени Василием Жуковским и Петром Вяземским. И сам же учится у них.

Интересовался он, также, стихами Константина Батюшкова – популярного мастера «легкой поэзии». Когда тот на время оставил свое писание, юный поэт не постеснялся отправить мэтру послание. Оно носило название «К Батюшкову». Да так здорово, что тот, прочтя, приехал в Лицей познакомиться с автором. Но после беседы, на замечания по поводу стихов самого молодого поэта, Пушкин ответил очередным посланием: «Бреду своим путем. Будь всякий при своем».

«Старик Державин нас заметил»

Лирика его еще не полностью самостоятельна, все больше подражательная. В ней немало штампов, клише. Но, не оставляя поэзию камерную, Пушкин уже обращается к темам гражданского звучания. Это, прежде всего, широко известные «Воспоминания в Царском Селе». Произведение посвящено Отечественной войне 1812 года.

Стихотворение юный Пушкин прочитал в необычных условиях. В январе 1815 года в Лицее устроили открытый экзамен по русской словесности для учащихся, которые переходили с первого курса на второй. Обязательным было чтение их собственных произведений.

На экзамен пригласили гостей. В зале сидело много зрителей, конечно — родители лицеистов и очень знаменитый Гавриил Державин.

Слушая Пушкина, патриарх был восхищен. «Да это истинная поэзия!», — воскликнул он и со слезами на глазах хотел обнять автора как своего достойнейшего преемника. Но Саша очень смутился и убежал.

Бреду своим путем

Характерные черты лицейского периода Пушкина явно видны и в стихотворении «Лициния», где критично отображена жизнь России во главе с деспотом Аракчеевым. Поэт пишет рассказ «Бова», поэзия представлена произведениями «Безверие», «Наполеон на Эльбе» — под впечатлением бегства императора с острова. А еще эпиграммы. Например, «Двум Александрам Павловичам». Здесь он сравнивает царя Александра I c его тезкой, гувернером из Лицея — «подлым и гнусным глупцом».

Если резюмировать лицейский период Пушкина кратко, то все меньше в его стихах подражательности, все больше пробивается смелый, свежий и сильный голос.

Еще впереди те шедевры, которые позволят назвать Александра Сергеевича «солнцем нашей поэзии». Тем не менее, именно молодые годы поэта были той базой, благодаря которой он получил свои представления о подлинной литературе.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *